Всех скорбящих радость на ордынке официальный. Храм на ордынке. Расписание богослужений и адрес храма

В Москве в храмы не всегда приходят за душевным спокойствием, сюда несут ноги и тех, кто зачитывался мыслями гениальных поэтов или заслушивался сочинениями именитых композиторов. С храмом Иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке (по простому, храмом Радость Всех Скорбящих) навсегда сплелись истории Третьяковки, Анны Ахматовой, Петра Чайковского и Сергея Рахманинова. Это если не считать архитекторов, так и не сумевших закончить его оформление..

Контакты. Как добираться

Добираться от станции метро «Третьяковская» совсем недалеко.

Посещение

Собираясь навестить это религиозное место, предстоит себе напомнить, что здесь находятся православные святыни.

  1. Поэтому тщательно подобранная скромная одежда очень кстати, как и отсутствие косметики у женщин.
  2. Разговоры, телефон, фотосъемка исключаются, желательно только молчаливое наблюдение за проводящимися службами.
  3. Так как храм действующий, чтобы не задевать чьи-то чувства, лучше приходить к началу богослужений или между ними, если хочется послушать рассказ экскурсовода.

Расписание богослужений в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

В любой день недели в церкви можно посетить какую-то службу или церемонию. Проводятся службы по такому графику:

  • утренняя литургия, 8:00 (понедельник – суббота);
  • вечерняя служба, 18:00 (понедельник – суббота);
  • ранняя литургия, 7:00, и поздняя литургия, 10:00 (воскресенье, праздники);
  • всенощная служба, 18:00 (воскресенье, праздники);
  • молитва за исцеление глаз у иконы сотника Лонгина, 11:30 (четверг);
  • заупокойная всенощная служба, 18:00 (пятница);
  • молитва об исцелении от пьянства и наркозависимости у иконы «Всех Скорбящих Радость», 15:30 (суббота);
  • акафист у иконы «Всех скорбящих Радость», 18:00 (воскресенье).

Что касается прочих обрядов, их в храме совершают по просьбе прихожан, так что постоянно проводятся то крещения детей, то венчания, то панихиды и отпевания. Заказывают эти церемонии регулярно, поэтому в храме постоянно людно.

Святыни

Предметов особого почитания в храме Всех Скорбящих Радость на Б. Ордынке немало, и они разнообразные. К ним относятся:

  • икона Божией матери «Всех скорбящих Радость». С 1688 г. носит имя чудотворной, так как в стенах Преображенской церкви случилось исцеление от смертельной болезни. На иконе кроме Богоматери и Младенца изображены ангелы, мучающиеся люди, святые вроде Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, а также Отечество. Перед этой иконой разрешено молиться и неправославным;
  • икона мученика Лонгина. Этот римский сотник, по мнению церкви, присутствовал и на казни Христа, и на его воскресении. Став христианином, Лонгин свидетельствовал о Сыне Бога в Каппадокии, где и был за это обезглавлен. Нашедшая его голову слепая обрела зрение, и с тех пор у образа сотника Лонгина просят о победе над болезнями глаз;
  • икона апостола Андрея Первозванного+частично его мощи. По преданиям, апостол исцелял многие болезни и основал множество церквей вдали от своей родной земли, в том числе и на Руси;
  • ларец со множеством останков святых , среди которых Иоанн Креститель, апостолы Петр, Павел и Симон, мученики Дионисий, Вонифатий, Татиана и Наталия, проповедники Серафим Саровский, Силуан Афонский, Сергий Радонежский и прочие.
    икона мученика Вонифатия
  • Сначала на месте храма стояла деревянная церковь XVI в. в честь Варлаама Хутынского, каменная Преображенская церковь здесь появилась в 1685 г.
  • Средства на реконструкцию церкви дал в 1783 г. ее сосед, купец Афанасий Долгов. Причем дал их не кому-либо, а родственнику –архитектору с мировым именем Василию Баженову. Его проект обновил храм и звонницу в духе классицизма, но не полностью, а только в западной части.
  • Следующим принялся за оформление храма Осип Бове, восстанавливавший Москву после 1812 г. Деньги опять жертвовали замосквореченские купцы, Бове пытался сохранить почерк Баженова в постройке и добавил стиль ампир в иконостас. Как и его предшественник, при жизни своего творения не увидел.
  • В отличие от других церквей храму в советские безбожные времена повезло с владельцами: тут находились запасы Третьяковской галереи. Хотя драгоценных металлов церковь лишилась, но интерьер, само сооружение, плиты пола и ограда из чугуна времен Бове дожили до наших дней.
  • Уже в 1948 г. в храме разрешены богослужения, а также был организован хор под руководством Николая Матвеева (его выступления позже растиражированы на грампластинках).
  • В храме исполнялась написанная Петром Чайковским литургия, которую нельзя было услышать ни в одном заведении советского периода. Эта мелодия снова звучит в этом здании с 2009 г., как и творения Сергея Рахманинова.
  • Завсегдатаем храма на Б. Ордынке была Анна Ахматова.
  • Громкие колокола в 1960-е гг. напрягали писателей, живших по соседству, поэтому на несколько десятилетий они были сняты. Сейчас они заняли прежнее место на колокольне.

Фото храма иконы «Всех Скорбящих Радость»

Желтизна небольшой однокупольной церкви с лепниной выделяет ее из ряда новостроев.

Трёхъярусная звонница вновь зазвучала, дождавшись своих голосистых колоколов.

Интерьер Скорбященской церкви на Большой Ордынке в Москве.

Уникальный подсвечник в приделе Варлаама Хутынского церкви Скорбященской церкви на Большой Ордынке в Москве.

Завершение окна барабана церкви иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке в Москве.

Храм Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке — видео

Самая уважаемая икона храма на Ордынке – «Всех Скорбящих Радость». Впрочем, по всей России ей посвящают храм за храмом.

Смотришь на непривычную для православных храмов форму ротонды, строгие классические черты постройки и как-то сразу понимаешь, почему здесь нравилось Ахматовой и почему здесь место музыке Рахманинова. Кому-то понравятся иконы для детей, кто-то стремится выхлопотать у небес исцеление для своих близких. А какая цель могла бы привести вас в храм Радости Всех Скорбящих?

(Большая Ордынка, № 20)

Первая церковь, стоящая непосредственно на Большой Ордынке, – монументальный храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Возле него остановимся надолго. Эта церковь не может не впечатлять и не радовать глаз. На месте теперешнего храма еще в первой половине XVI века существовала деревянная церковь Преподобного Варлаама Хутынского, что в «Ордынцах» или «на Варламовской улице» (одно из названий Большой Ордынки). Строительство церкви связано либо с походом Василия III на Казань (святой Варлаам был одним из покровителей воинства), либо с новгородскими переселенцами, поставившими храм в честь своего святого. Первое летописное упоминание относится к 1571 году. И.Г. Гурьянов в книге «Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского» пишет следующее: «Настоящая церковь сего храма есть Преображения Господня, построенная вдовою Авдотьею Акинфиевою в 1683 году. При ней приделы: 1. Варлаама Хутынского; 2. Всех Скорбящих Радости. По сему последнему приделу именуется и церковь, которая хотя не примечательна ни по архитектуре, ни по богатству внутреннего благолепия, но заслуживает внимания верующего. Здесь находится Чудотворный Образ Богородицы, к коему стекается множество молельщиков».

Первое каменное здание представляло собой пятиглавый четверик с трапезной и шатровой колокольней. В 1688 году произошло чудесное исцеление от иконы Всех Скорбящих Радость сестры патриарха Иоакима Евфимии Папиной, в течение долгого времени страдавшей от раны в боку. По легенде, Евфимия услышала голос самой Царицы Небесной, призывающей ее найти спасение в храме Преображения. По другой версии, патриарх Иоаким увидел во сне образ Богородицы, сказавшей ему, как вылечить сестру. По описанию образа, явившегося во сне, иконописцы Оружейной палаты создали икону. После этого икона являла множество других чудесных исцелений, и на Большую Ордынку со всех концов Москвы устремились толпы страждущих. В народе ее стали называть «Патриаршим образом», а сам храм – Скорбященским. Но до сих пор точно неизвестно, как икона попала в церковь. Есть мнение, что автором первого образа является придворный живописец И.А. Безмин.

По повелению сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, которая благоговела перед Скорбященским образом, в 1711 году с иконы делается список, помещенный в дворцовой церкви Воскресения Христова на Шпалерной улице в Петербурге. Злые языки поговаривали, что Наталья Алексеевна подменила подлинную икону списком. При Елизавете Петровне в Петербурге в честь образа Богоматери Всех Скорбящих Радость построили храм. Это была одна из тех икон, перед которой молились и считали ее своей покровительницей все царствующие особы. Во время эпидемии оспы в 1768 году Екатерина II ходила на богомолье к Скорбященскому образу.

В начале XVIII века в честь иконы был освящен престол, который переделали в 1770 году на частные пожертвования. В конце XVIII века на средства купца А.И. Долгова, дом которого располагался прямо напротив храма, к церкви были пристроены трапезная и приделы Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Проект реализовал прославленный архитектор В.И. Баженов, родственник Долгова. Церковь приобрела черты классицизма: стены трапезной украсились четырехколонными ионическими портиками и выразительными рисунками оконных решеток в виде кругов и овалов. «Баженов выстроил обширную, незатесненную, лишь с двумя внутренними столбами трапезную и многоярусную колокольню», замечает М.А. Ильин в путеводителе «Москва».

Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость

Трапезная и колокольня были пристроены к храму 1683 года по осевой схеме. Эксперимент с подобного рода трапезной пришелся по душе московским архитекторам, которые не раз применяли этот тип впоследствии. Колокольня Баженова – настоящая жемчужина архитектуры XVIII века. Линии ее мягко и плавно движутся вверх, а пилястры и коринфские колонны немного отягощают строение, что создает эффект зависания над землей. Этому способствуют и слегка уменьшающиеся по диаметру ярусы. Балюстрада колокольни придает ей большую выразительность. Колокольня находится немного в глубине квартала, но ее очертания видны с самых дальних точек Замоскворечья.

Внутри церковь состояла из четырех самостоятельных частей – трапезной, центральной части и двух боковых приделов с апсидами. В 1788 году был изготовлен иконостас, иконы для которого написал саровский иеромонах Вонифатий. Придел иконы Всех Скорбящих Радость был освящен митрополитом Платоном (Левшиным). В начале XIX века иконостас был заменен на новый. Изображения архангелов Михаила и Гавриила на дверях в жертвенник и святых Николая Чудотворца и архидиакона Лаврентия в местном ряде выполнил знаменитый художник В.Л. Боровиковский. Ходит легенда, что он расписывал и стены храма, но это доподлинно неизвестно. К большому огорчению, иконы Боровиковского были утеряны в советское время.

Во время пожара 1812 года храм сильно пострадал. В 1834 – 1836 годах восточная часть храма (Преображенская) была перестроена на средства купцов Куманиных и Долгова по проекту архитектора О.И. Бове – мастера московского ампира, строителя Триумфальных ворот. В то время каждый богатый купец считал за честь пожертвовать деньги на строительство или переустройство церкви, чтобы богоугодным своим делом оставить о себе добрую память. Как сообщает в своей статье краевед Л.Б. Сукина, читаемая и чтимая в купеческой среде этого времени духовная нравственно-учительная книга «Синодик» однозначно провозглашала: «Горе тем человеком, зде роскошно живущим, а о себе и своих душах не радящих».

Бове сделал основной объем церкви ротондой с повышенным куполом, полукруглыми окнами, изысканным ионическим портиком и лепным фризом, окаймляющим ротонду по всему периметру. Золотисто-охровая ротонда с белыми колоннами поражает своей парадной помпезностью, которая подчеркивается укрупненными обрамлениями окон. Декоративное украшение оконных проемов повторяет орнамент фриза. Полусферу массивного, опирающегося на целых двенадцать внутренних колонн купола с окнами, направленными на четыре стороны света, венчает цилиндрический барабан. Роспись купола ротонды исполнил итальянский художник Домиано Скотти.

Нужно отдать должное Бове, который бережно сохранил все уцелевшие элементы баженовской постройки и сделал все, чтобы ампирные украшения ротонды гармонично сочетались с более строгими и мягкими трапезной и колокольней Баженова. Бове подхватил мотивы ионического стиля, заданного Баженовым, что определило единство построенных в разное время частей. Во всех справочниках указываются имена обоих архитекторов.

В 1863 году профессором Московской духовной академии П.С. Казанским был написан особый акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Всех Скорбящих Радость. В 1904 году стены храма были отделаны мрамором и украшены фигурными рельефными украшениями, обновлена роспись и отреставрированы иконы и ризы. Немалую сумму на это потратил ктитор храма купец первой гильдии Федор Васильевич Шемшурин. Великолепный пол в храме выполнен из чугунных плит с орнаментом по эскизам Бове. Колонны арки над иконостасом стилизованы под внутренние и внешние ионические колонны храма, что создает гармонию интерьера и экстерьера. Рядом с храмом сохранилась уникальная чугунная ограда начала XIX века.

В 1919 году настоятелем в храм Всех Скорбящих Радость был назначен Константин Павлович Любомудров. В 1932 году за проповеди и молитвы об увозимых в Сибирь православных отец Константин был арестован. В 1935 году его освободили, но запретили находиться в Москве. По просьбам своих духовных чад он часто приезжал в Москву, совершая требы в домах. В 1937 году отец Константин был вновь арестован по доносу какого-то священника и расстрелян 17 ноября. В 2005 году Русская православная церковь канонизировала его в лике священномученика. Отец Константин является одним из небесных покровителей Скорбященской церкви.

В 1922 году в результате реквизиции церковных ценностей из храма были изъяты украшения и утварь (более 4 пудов золота и серебра). В начале 1930-х с храма были сняты колокола, а в 1933 году он был закрыт. В годы Великой Отечественной войны в нем помещался запасник Третьяковской галереи, работники которой рисковали своей жизнью, чтобы сохранить древний интерьер церкви. Судьбу Скорбященского храма, в сравнении с судьбами многих других московских церквей, взорванных или закрытых на долгое время, можно назвать удачной. В 1948 году после восстановления патриаршества он был заново освящен. Настоятелем стал отец Михаил Зернов – будущий архиепископ Киприан. Хор церкви под управлением композитора Н.М. Матвеева приходила послушать вся Москва. В свое время записи хора даже были выпущены на грампластинках Московской патриархии.

В 1937 году в доме № 17 по Лаврушинскому переулку недалеко от Скорбященской церкви поселились писатели, среди которых были махровые номенклатурщики. Например, Осаф Литовский – прообраз критика Латунского из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». В 1961 году они потребовали снять колокола, звон которых мешал спать и трудиться . Пришлось во второй раз снимать колокола. Бывала в этом доме и А.А. Ахматова, которую в 1966 году отпевали именно в храме иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Из всех московских храмов Скорбященский был для Анны Андреевны самым любимым. По воспоминаниям Н.Я. Мандельштам, Ахматова часто приходила в церковный садик возле церкви, чтобы погулять или поговорить без лишних свидетелей. Еще в 1907 году будущий муж Ахматовой Н.С. Гумилев подарил своей возлюбленной маленькую иконку Божией Матери Всех Скорбящих Радость, с которой поэтесса никогда не расставалась и всегда вешала у изголовья кровати. Анна Андреевна говорила, что вся ее жизнь прошла под покровом Богоматери:

Снова мне в прохладной горнице

Богородицу молить…

Трудно, трудно жить затворницей,

Да трудней веселой быть.

Существует множество легенд, связанных с храмовой иконой Богоматери Всех Скорбящих Радость. На иконе изображена Богоматерь в сиянии мандорлы, окруженная страждущими и больными людьми и ангелами, несущими добродетели. Название иконы восходит к строке одной из Богородичных стихир. С московского образа было сделано множество списков. Особенностью иконы из храма Всех Скорбящих Радость является то, что над страждущими изображены святые: Сергий Радонежский, Феодор Сикеот, Григорий Декаполит и Варлаам Хутынский. Изображение последнего подтверждает версию, что икона была написана специально для церкви Преображения.

Об одной из легенд, связанной с царевной Натальей Алексеевной, уже рассказывалось выше. Так или иначе, обе эти иконы – и подлинник, и список – почитались потом как чудотворные. Увезенная Натальей Алексеевной в Петербург икона была утеряна в 1930-х годах. Еще одна легенда гласит о том, что после закрытия храма в 1933 году икона Всех Скорбящих Радость была изъята и бесследно пропала. Получается, ни один из чудотворных образов до нашего времени не дошел. Какая же в таком случае икона висит сейчас в Скорбященской церкви? Есть мнение, что это точный список, сделанный во второй половине XVIII века и переданный храму патриархом Алексием I в 1940-х годах.

После Великой Отечественной войны в храме проходили реставрационные работы, в результате которых была уничтожена часть росписей и сломана стеклянная перегородка между трапезной и ротондой, возведенная когда-то по рисунку Бове. В 1974 году проводилась еще одна реставрация, которую можно считать удачной, потому что храму были возвращены все недостающие элементы декора и отделки. В храме находится несколько древних икон XVIII – начала XX века: Казанская икона Божией Матери, святого мученика Лонгина Сотника, святителя Николая, преподобного Варлаама, Хутынского чудотворца. Святыней церкви является ковчежец с частицами мощей Иоанна Крестителя, праведных Иоакима и Анны, святых апостолов Петра и Павла. Есть в этом ковчежце и частица мощей священномученика Дионисия Ареопагита, переданная послом Мальтийского ордена.

В 2009 году началось возрождение некогда знаменитого на всю Россию Московского синодального хора. Регент хора Алексей Пузаков работал когда-то под началом того самого Н.М. Матвеева, при котором хор церкви был лучшим в Москве. Проделанная работа дала результат, и Скорбященская церковь может по праву гордиться своим хором. При храме действуют воскресная школа, катехизационные курсы, общественно-благотворительный фонд «Старый Свет» и молодежный клуб. С 2009 года настоятель храма иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость – митрополит Волоколамский Илларион, который уже знаком нам по подворью в Черниговском переулке.

Сегодня Скорбященский храм является одним из самых любимых и почитаемым москвичами храмов. Необычный для Москвы по своей архитектуре, он всегда вызывал неоднозначные суждения. Многие обвиняли Бове в излишнем подражании Западу. Да и внутреннее убранство церкви вызывало у православных людей немало вопросов. Известно, что стены храма были украшены огромными панно, написанными в западноевропейском стиле. Теперь эти необычные полотна вместо росписей стен воспринимаются изюминкой Скорбященской церкви. Большинство панно сохранилось с XIX века, их лишь немного обновляли в начале XX века и реставрировали в 1940-х годах.

С одной из картин, висевших когда-то в церкви, связана интересная история. Речь идет о работе Яна Мостарта «Се человек», подаренной храму жившими по соседству купцами Куманиными. «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим», – говорится в Евангелии от Иоанна. На картине изображен Христос в венце, которого ведет на казнь жестокий палач. За спиной Иисуса – Пилат в перчатках на омытых руках, шепчущий ему на ухо «Распни!» первосвященник и глашатай, трубящий о неумолимости приговора. Судьба предопределена. На печальном лице Христа запечатлено тяжкое ожидание скорой казни. Бессердечный оскал палача контрастирует с мужественно переносимой скорбью Иисуса. Человеческие фигуры изображены в натуральную величину, что усиливает реализм происходящего и вовлеченность в него зрителя.

Картина в строгой ампирной раме находилась в правой ячейке стеклянной перегородки, разделяющей трапезную и ротонду. Не случайно она висела прямо посередине между лаконичной трапезной Баженова и грандиозной ротондой Бове. Сначала взгляд входившего в храм блуждал в торжественном пространстве ротонды, но потом сосредотачивался на картине. Возле нее всегда горели свечи, потому что наблюдать необычное для русского глаза явление люди приходили и днем, и вечером. В одном из очерков XIX века, посвященных Скорбященской церкви, можно прочитать: «Редко не видно толпы народа перед картиною, изображающей Спасителя перед судом Пилата. Какая необыкновенная живость! Как много говорит одна слеза, текущая из очей Спасителя! Эта картина – работа знаменитого Альбрехта Дюрера». Раньше считалось, что полотно кисти Дюрера, и лишь в 1920-х годах, после того как оно попало в Музей изобразительных искусств на Волхонке, было определено авторство Мостарта.

Для русской церкви это уникальный случай – чтобы картина западного художника висела в храме, да еще и почиталась как икона. Полотен Яна Мостарта в России мало: в ГМИИ имени Пушкина всего две работы художника, только одна из которых (как раз «Се человек») находится в постоянной экспозиции в зале № 8. На этом можно было и закончить историю, если бы не одно но. Оказывается, Ф.М. Достоевский тоже видел эту картину в Скорбященском храме. Когда в самом начале романа «Идиот» князь Мышкин просит Аделаиду Епанчину нарисовать лицо приговоренного за минуту до удара гильотины, когда он еще стоит на эшафоте, она удивляется: «Странный будет сюжет, и какая же тут картина». И тогда, увлекаясь каким-то воспоминанием, князь с жаром описывает предполагаемую картину: «Это ровно за минуту до смерти, тот самый момент, когда он поднялся на лесенку и только что ступил на эшафот… Впрочем, ведь как это рассказать! Мне ужасно бы, ужасно бы хотелось, чтобы вы или кто-нибудь это нарисовал! Лучше бы, если бы вы! Я тогда же подумал, что картина будет полезная… Нарисуйте эшафот так, чтобы видна была ясно и близко одна только последняя ступень; преступник ступил на нее: голова, лицо бледное как бумага, священник протягивает крест, тот с жадностию протягивает свои синие губы, и глядит, и – все знает. Крест и голова – вот картина, лицо священника, палача, его двух служителей и несколько голов и глаз снизу, – все это можно нарисовать как бы на третьем плане, в тумане, для аксессуара… Вот какая картина».

Уж очень похожи полотно Мостарта и описанная князем Мышкиным картина: те же пять фигур, те же глаза и головы. Из музея в Базеле в дом Парфена Рогожина Достоевский «повесил» «Мертвого Христа» Гольбейна-младшего («Я в Базеле недавно одну такую картину видел. Мне очень хочется вам рассказать. Я когда-нибудь расскажу – очень меня поразила», – говорит Епанчиным князь Мышкин). А для картины из Скорбященской церкви реального места не нашлось – и она ожила в описаниях князя.

Вход в храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость находится, как это и положено по канонам, в западной части. Вошедший оказывается в трапезной Баженова, а затем попадает в ротонду Бове и видит композиционное единство разновременных частей. Все во внутреннем пространстве ротонды создает особенную торжественность: иконостас, похожий на триумфальную арку, двенадцать колонн из белого мрамора, опоясывающих нижний цилиндрический ярус, массивный чугунный пол, множество маленьких и четыре полуциркульных окна. В летние дни, когда на улице жарко, открыты еще два входа, находящиеся между колоннами ротонды. Скорбященская церковь является одной из самых богато украшенных в Замоскворечье. Особенный золотисто-охровый цвет делает ее яркой архитектурной доминантой Замоскворечья. Несмотря на некоторую светскость архитектуры и интерьеров, храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость отражает самобытность русского человека, его независимость и свободу идей.

К иконе Всех Скорбящих Радость, расположенной в левом приделе, всегда большая очередь из желающих поклониться образу. Рядом с иконой высокий массивный подсвечник с тонким литьем и фигурами святых, спасенный при разрушении храма Христа Спасителя. Чтобы поставить свечку Богоматери, приходится забираться на деревянную лестницу. Такой же подсвечник стоит и возле иконы преподобного Варлаама, Хутынского чудотворца. В начале XX века русская поэтесса Е.И. Дмитриева, более известная под псевдонимом Черубина де Габриак, посвятила иконе строки, характеризующие народную любовь к этому образу Богоматери-заступницы:

Я знаю, что надо,

Когда-нибудь надо уйти…

Пускай горит пред образом лампада,

Пока ты в пути.

Божья Матерь всех скорбящих

Оградит тебя в пути…

Сердце бьется чаще, чаще -

Знаю – надо отойти.

Из книги Сенная площадь. Вчера, сегодня, завтра автора Юркова Зоя Владимировна

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ Исследователи предлагают не одну версию возникновения топонима. По мнению видных филологов Г.П. Смолицкой и М.В. Горбаневского: «Название происходит от слова орда, а вернее – от топонима Орда. В Орду, или Золотую Орду, вела дорога,

Из книги Иконы России автора Трубецкой Евгений Николаевич

БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА СЕГОДНЯ Большая Ордынка идет от Малого Москворецкого моста к Добрынинской площади. Ее современное направление окончательно сформировалось в XVII веке. Большая Ордынка сохранила для нас редкие памятники архитектуры разных эпох. На этой сравнительно

Из книги автора

Усадьба Куманиных (Большая Ордынка, № 17) Но вот наконец мы подошли к дому № 17 по Большой Ордынке. «И что в нем такого особенного?» – спросите вы. Вполне обыкновенное пятиэтажное здание, отличающееся от остальных разве что сложностью плана и украшенное старинной оградой да

Из книги автора

ПО ПУТИ К ХРАМУ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ На месте дома № 18 когда-то была усадьба Семена Ивановича Ягодкина. Во многих путеводителях указано, что она принадлежала надворному советнику Ягодкину в 1837 году. Но согласно архивному документу, представитель

Из книги автора

ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА ДОЛГОВЫХ (Большая Ордынка, № 21) Во второй половине XVIII века жил на Большой Ордынке в приходе церкви иконы Богородицы Всех Скорбящих Радость первостатейный купец Афанасий Иванович Долгов. Всем он был хорош: и дела свои вел грамотно, и уважением всеобщим

Из книги автора

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ (Большая Ордынка, № 22) Из гостеприимных Толмачей по Большому Толмачевскому переулку снова возвращаемся на Ордынку. По обе стороны переулка расположены два самых высоких здания, которые заняли ни много ни мало по целому кварталу. В

Из книги автора

ЗДАНИЕ РОСАТОМА (Большая Ордынка, № 24) В огромном, просто колоссальном, в сравнении с уютными замоскворецкими особнячками, здании расположилась Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Этот дом сравнивают с неприступной крепостью, с могучим бастионом.

Из книги автора

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ПЫЖАХ (Большая Ордынка, № 27а) Даже если бы мы не совершали нашу прогулку, а спешили, например, на работу – и тогда бы наш взгляд непременно остановился на белоснежной церкви Николы в Пыжах. Это настоящая драгоценность Большой Ордынки и одно из

Из книги автора

ПО ПУТИ К ЦЕРКВИ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В доме № 33 по Большой Ордынке расположена мастерская народного художника Российской Федерации Вячеслава Михайловича Клыкова. Символично, что она находится прямо напротив Марфо-Мариинской обители сестер милосердия, для

Из книги автора

ЦЕРКОВЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Храм расположен вдоль маленького Иверского переулка между Малой и Большой Ордынками. Раньше на месте Иверского храма находилась деревянная церковь Георгия Великомученика, что на Всполье. Церковь стояла за полем, на самой южной

Из книги автора

ДОМ КИРЕЕВСКИХ–КАРПОВЫХ (Большая Ордынка, № 41) Отличный архитектурный ансамбль с храмом Иверской иконы Божией Матери составляет дом Киреевских – Карповых начала XIX века. Этот дворец с фронтонным портиком из шести пилястр коринфского ордера, выделяющимся на глади стены,

Из книги автора

ДОМ АРСЕНЬЕВЫХ (Большая Ордынка, № 45) Флигель отделяет особняк Миндовского от любимого жителями Замоскворечья замечательного дома Арсеньевых. Арсеньевы – древнейший и обширнейший дворянский род. Для всех носителей этой фамилии есть замечательная книга историка В.С.

Из книги автора

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Большая Ордынка, № 69) Малый театр – явление в отечественной культуре сродни Третьяковской галерее. И как хорошо, что венчает Большую Ордынку здание Малого театра, пусть здесь и находится только его филиал. Особенный дух Малого, его философия и

Из книги автора

АПТЕКА ФЕРРЕЙНА (Большая Ордынка, № 74) В 1880 году аптекарь первого класса и потомственный почетный гражданин Карл Иванович Феррейн приобрел бывшую усадьбу купца Марка Никитича Гусева для устройства в ней аптеки. Усадьба имела прекрасное местоположение на стрелке Большой

Из книги автора

Изображение Божией Матери Николай Надеждин

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов. В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома.

Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой - очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.

В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь - подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства. Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества - в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева - в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) - его «Литургия».

Более подробные сведения об истории храма вы можете подчерпнуть из книги Е. А. Мусориной и С. И. Выстрелкова, посвященной храму иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Икона Божией Матери
«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

И кона Всех Скорбящих Радость - это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа - едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.

Всех скорбящих Радость — начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Иконография

На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба — сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.


Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных — «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции и существует во множестве вариантов . Но наиболеее известны два типа - с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода "с грошиками").

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

История иконы

Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году , в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Однажды утром она услышала голос: «Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый "Всех скорбящих Радость". Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».


Храм Преображения на Ордынке

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм - тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона. Утрачен ли первоначальный список - точно неизвестно.

Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь - Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» , еще одно название - Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке - один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу "Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»

В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны . Обе иконы — московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства - Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви . В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет .

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской) . Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств) . 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.


Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование — 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Другие списки иконы

В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета). С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме - залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного - нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой - непременно получает помощь и отклик.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт

Икона «Всех Скорбящих Радость»

Тропарь, глас 2-й
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак, глас 6-й
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»
О, Пресвятая Владычице Богородице, вышшая Херувим и честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби сущим: разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи: никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временней жизни, не лишены же ны сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости в Царствии Сына Твоего и Бога нашего. А минь.

Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»,
иначе называемая Преображенской церковью в Ордынцах, строилась в несколько этапов.
Наиболее старая - западная - часть, дошедшая до наших дней, была возведена архитектором В.И.Баженовым в 1783-1791гг. на месте колокольни и трапезной каменной церкви 1683-1685гг.
Восточная часть сохранялась еще 40 лет, после чего и она была перестроена в 1832-1836гг. под руководством О.И.Бове.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» кликабельна

Название Большой Ордынки (как и Малой, и переулков с тем же именем) произошло от бывшей здесь ранее Ордынской слободы. Версий происхождения этого названия несколько.
Храм в Ордынцах впервые был упомянут в документах как посвященный Варлааму Хутынскому в 1571г.
В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду.
Наиболее распространена была гипотеза, что здесь селили выкупленных в Орде русских, которых называли ордынцами.

Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов.
Но относительно недавно были обнаружены документальные свидетельства, что ордынцами называли людей, возивших в Орду дань, а так как для сбора и транспортировки ее требовалось немало работников, то и слобода была достаточно большой - в начале XVII века в ней насчитывалось 107 дворов, а к 1653г. - целых 273 двора.

В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения.

Преображенским он именуется в 1625г., а как каменный обозначен уже в 1683-1685гг.
Это был четверик, увенчанный пятиглавием, с трапезной и шатровой колокольней, и с главным престолом Преображения Господня.
Каменный храм и был поэтапно перестроен в XVIII-XIX веках.

Свое наиболее известное ныне название храм получил, когда здесь в 1688г.
у иконы Божией Матери чудесно исцелилась вдова Евфимия Акинфиева, сестра патриарха Иоакима.
В 1711г. царевна Наталья Алексеевна (сестра Петра I) даже заказала с чудотворной иконы список, чтобы увезти с собой в новую столицу.


Уменьшенный точный список с московской иконы (1710 год)

Особенности иконографии

Московская икона «Всех скорбящих Радость» изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами.
Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей.
Особенностью является изображение над страждующими ряда святых:
слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота,
справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского.
Это указывает на патрональный характер иконы, которая вероятно была написана именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где находился придел преподобного Варлаама Хутынского
(до постройки каменного храма на его месте была деревянная церковь в его честь).
Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.
Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В декабре 1713г. было дано разрешение на устроение особого - Скорбященского - придела в честь иконы.
Этот придел был перестроен в 1770г. на средства Г.Любовниковой.

Скорбященская церковь на Ордынке.

Напротив Скорбященской церкви на Ордынке находилась усадьба купца А.И.Долгова - брата Л.И.Долгова, тестя архитектора В.И.Баженова.
На средства хозяина усадьбы в 1783г. (по некоторым источникам - в 1782г.) была начата полная перестройка западной части церкви по проекту Баженова.
Закладка трапезной и колокольни состоялась 20 мая 1783г.; в 1791г. состоялась закладка Варлаамовского придела.
Узкая стройная колокольня в три яруса была нехарактерной для своего времени: ее ярусы практически не сужаются кверху, напоминая скорее высокую круглую башню, завершающуюся полусферой с маленькой шаровидной главкой и крестом.
Декор колокольни достаточно скромен: полуколонны, неширокие арочные проемы яруса звона, балюстрады.
В противовес строгому вертикализму колокольни трапезная - с портиками дорического ордера и декоративными круглыми оконцами - невысокая и ориентированная на горизонтальность.

Кликабельна

Во время войны 1812 года храм сильно пострадал от московского пожара, и в 1832г. началась полная перестройка восточной половины, средства на которую пожертвовали купцы братья Куманины и А.А.Долгов.
Проект был составлен архитектором Осипом Ивановичем Бове.
Новый храм представляет собой широкую ротонду с более разнообразным по сравнению с трапезной декором портиков и карнизов.
Верхняя световая ротонда увенчана большим куполом с маленькой главкой на тонкой «шейке».