Сценарий проведения встречи в Литературной гостиной «Детские писатели о природе и животных» методическая разработка по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему. Сценарий конкурса чтецов «Дыхание природы в поэзии строках Сценари

Здравствуйте, дорогие друзья. Вы очень часто прибегали ко мне в библиотеку. А сегодня я сама пришла к вам в гости. И пришла не с пустыми руками. А что я принесла, отгадайте сами.

Говорит она беззвучно,

И понятно, и нескучно,

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь в десять раз умней!

Что это? (Книга)

Человек не может жить без книг. Всю жизнь самым хорошим другом является книга. Книга даёт знания, делает человека интеллигентным, развивает чувство красоты и понимание жизни.

А какие произведения вы читали в последнее время? (Ответы детей)

О чём эти произведения? Скажите, одним словом. (О природе)

Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а преумножит её богатства.

И сегодня я хочу познакомить вас с известными писателями и их книгами о природе.

Бианки Виталий Валентинович.

Вся его жизнь была связана с природой. Его отец был учёным орнитологом. А кто такой орнитолог? Кого он изучал? (Он изучал птиц.)

Вот что он пишет: «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отечеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысячам примет находить тайно от человека живущих зверей»

Тридцать пять лет писал Бианки о природе. Он написал более 300 сказок, рассказов.

- Но самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».

Следующую фамилию писателя вы, несомненно, знаете.

Плешаков Андрей Анатольевич

Особенно широко известна его книга «Зелёные страницы». Эта книжка поможет вам читать Книгу природы. Вы узнаете о самых смелых цветах, первыми встречающих весну, встретитесь с муравьями, бабочками и божьими коровками, разберётесь, в чём сила и слабость дуба, попадёте в царства грибов и лишайников, проникнете в тайны летучих мышей, познакомитесь с жизнью «короля грызунов» - бобра. И ещё о многом-многом другом, известном и совсем неизвестном, расскажет эта книга.

А следующего писателя узнаете по этому отрывку. Вы совсем недавно читали его по литературному чтению.

(Читает ученик) «Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками. Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь. И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько: – Летите, летите!»

Как называется рассказ? («Осеннее утро»)

Он учился в простой деревенской школе. Потом закончил гимназию.

Пришвин много ходил по лесам, путешествовал, собирал фольклор: народные песни, сказки, поговорки, пословицы. Его первый рассказ был опубликован, когда ему было уже 33 года. Он назывался «Сашок».

А что значит для вас «любить природу»? (Ответы детей)

И сегодня мы подготовили небольшое выступление, которым мы призываем всех любить и беречь природу, сохранять и преумножать её богатства.

Муниципальное казённое учреждение культуры

«Подосиновская межмуниципальная библиотечная система»

Подосиновская центральная библиотека им. А. Филёва

Методический сектор

От экологии природы

к экологии души

Человек и природа

в произведениях художественной литературы.

Методический сборник сценариев.

Подосиновец, 2015
Составитель:

Крюкова Е.В., зав. методическим сектором МКУК «Подосиновская МБС»

От экологии природы к экологии души. Человек и природа в произведениях художественной литературы: Методический сборник сценариев / Подосиновская центральная библиотека им. А. Филёва; сост. Е. Крюкова.- Подосиновец, 2015.- 46 с.

Сборник представляет подборку сценариев по творчеству писателей-природоведов В. Бианки, М, Пришвина, Н. Сладкова, Е. Чарушина, обзоры литературы, посвящённые проблеме взаимоотношения человека и природы в современной литературе.

Творческий час по творчеству Е.И. Чарушина для учащихся 1-2-х классов 6
Тимшина Н.А. Лесной корреспондент. Литературный утренник,

посвящённый творчеству В.В. Бианки . 12
Кочанова Е.И. «Лес не школа, а всему учит»

Литературный час по творчеству Н. И. Сладкова для 3-4 классов 15
Савина Л.В. Лесные тайнички

Литературное путешествие в мир русской природы

с писателем-натуралистом Н.И. Сладковым 19
Кочанова Е.И. «И лес тихонько мне шептал»

Литературный час по творчеству М. М. Пришвина для 3-4 классов 21
Требунских Т.В. Писатели и экология. Беседа для учащихся 6-11классов 25
Крюкова Е.В. Человек и природа в произведениях

художественной литературы

Литературный обзор для старшеклассников 29
Злобина Е.Н. Люблю тебя, мой край суровый, северный…

Литературно-экологическое путешествие

по родному краю с поэтами-земляками 44
Список сценариев по произведениям писателей-природоведов 49
Введение.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Экология сегодня – значимая наука, которая вплотную взаимодействует с биологией, природоведением, географией. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту! Познавательные и в то же время красочные повествования в ореоле добра – отличительная черта произведений писателей-натуралистов: Виталия Бианки, Игоря Ивановича Акимушкина, Михаила Михайловича Пришвина, Евгения Чарушина и многих других талантливых авторов XIX-XX веков.

Природоведческая проблематика в литературе тесно связана с экологической: в защите и охране одинаково нуждается душа человека и душа окружающего его мира. Отличительной чертой отечественной литературы было осознание неразрывной связи проблем экологии с нравственностью человека, его совестью, ответственностью. Вмешиваясь в жизнь природы грубо, без учета отдаленных скрытых последствий такого вмешательства, нарушая экологическую среду, человек тем самым искажает и нравственный кодекс, издавна действовавший в отношениях человека с природой.

Несмотря на драматизм ситуации, нормы экологического поведения, сама идея единства человека с природой находили свое отражение в повестях и романах советских писателей. Подтверждение этому - творчество Михаила Пришвина, Константина Паустовского, Леонида Леонова, Василия Белова, Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Сергея Залыгина, и других писателей. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Предлагаем вашему вниманию методический сборник «От экологии природы к экологии души», который посвящен творчеству писателей, признанных классиков отечественной литературы.

Пособие включает сценарные разработки мероприятий природоохранной тематики для детей и юношества, которые проводились библиотеками района. Это направление работы актуально для формирования экологической культуры и сознания подрастающего поколения.

Используя все ресурсы экологических знаний имеющихся в библиотеке, включая Интернет, библиотекари самостоятельно разрабатывают интересные, познавательные, насыщенные информацией сценарии по творчеству писателей-природоведов, актуальной сегодня теме взаимоотношения человека и природы.

Мероприятия организуются совместно с педагогами, специалистами-экологами, и сопровождаются показами видеофильмов, иллюстративного материала, способствующих углублению восприятия, творческой и практической активизации детей и юношества. Главную роль здесь играет умение библиотекарей находить и в полном объеме представлять читателям информацию, несущую экологические знания.

При проведении каждого мероприятия библиотекари стремятся добиться того, чтобы каждый участник осознал себя частицей Земли, заставляют размышлять над экологическими проблемами, пробуждают неравнодушное отношение к каждому зверю и птице, и в конечном итоге – к самому себе.

Советы школьникам писателя-натуралиста.
Как писатель - натуралист, я скажу, что писать о природе очень сложно и ответственно.

Во-первых, сложно потому, что жизнь природы нужно хорошо знать и эти знания могут быть приобретены только посредством большого труда. Нужно много бывать в лесу, в поле, у реки, наблюдать жизнь лесных обитателей в их обычной среде, при этом, не нарушая их покоя. Писатель - натуралист должен жить природой. Наблюдая за жизнью лесных обитателей, писатель - натуралист видит то, что не видят многие - потаённой жизни леса, поля, реки. Той жизни, которая, по выражению известного детского писателя - натуралиста Георгия Скребицкого скрыта «пологом леса» и право приподнять этот полог дано не каждому. Для этого мало одного желания пойти в лес. Нужно еще и огромное стремление увидеть эту лесную жизнь, для чего порой приходится мокнуть под дождем, бродить по лесу темной ночью, мёрзнуть студёными зимними днями, цепко ходить по моховому верховому болоту. Одним словом, слиться с природой, и только тогда она откроет тебе свои тайны.

Во-вторых, писатель-натуралист пишет только о том, что видит. Но это не простой рассказ-байка, а особое повествование, где образ природы является главным. Именно вокруг этого образа и должны развиваться события, о которых пишет писатель - натуралист. А еще в рассказе должен быть особый смысл, я бы сказал, вложена душа самого автора. Если этого нет, то это простая байка - пересказ какого либо события.

В-третьих, в описании природы не может быть фальши. Тут нет места фантазии и домыслам. Природа должна жить в рассказе писателя-натуралиста такой, какой он ее увидел в определенном временном отрезке. Рассказ должен быть подобен фотографии. Вот только тогда писатель, пишущий о природе, может назвать себя писателем - натуралистом.

И в-четвертых, писатель - натуралист - это связующая нить между живой природой и читателями. И как он напишет о природе, так он и преподаст ее тем, кто её мало знает. Потому на писателе - натуралисте лежит очень большая ответственность.

А вообще, писать о природе - это здорово! Бывайте, дорогие ребята, больше в лесу, в поле, на реках и озерах в любое время года, старайтесь открыть в природе неизведанное, и я уверен, что ваша рука сама потянется к ручке и чистому листу бумаги для того, чтобы запечатлеть увиденное и передать эту радость другим.

Олег Трушин, писатель-натуралист

Волшебный мир зверей и птиц.

Чарушинские зверята.

Творческий час по творчеству Е.И. Чарушина для учащихся 1-2-х классов
Составитель: Тимшина Н.А.,

библиотекарь Демьяновской детской библиотеки
Библиотекарь Н.А. Тимшина разработала и провела творческий час-знакомство с жизнью и творчеством Е. Чарушина, для учащихся начальных классов (всего на мероприятиях побывало более 100 человек). Ребята заранее готовились к встрече с книгами Чарушина, читали различные произведения автора. В ходе мероприятия была проведена викторина по произведениям Чарушина, были применены элементы громкого чтения с последующим обсуждением рассказов, элементы обзора. Забавные получались рисунки маленького рысёнка. Мероприятие «Чарушинские зверята» интересное и познавательное, ребята получили заряд хорошего настроения. Цель мероприятия: На игровом, занимательном и привлекательном материале попытаться привить любовь к чтению, воспитать уважение к книге библиотекарем достигнута.

Туркова З.А., заведующая Демьяновской детской библиотекой.
Ход мероприятия

1. Кто такой анималист

Библиотекарь: Ходил медвежонок по лесу и посматривал вокруг: не растут ли где ягоды, которыми можно полакомиться? А потом он устал и сел. Умелая рука художника передала пушистый мех медвежонка, его по-детски раскрытые немного удивленные глаза. Это рисунок Евгения Ивановича Чарушина. Есть художники, у которых звери и птицы главные герои рисунков и картин. Таких художников называют анималистами. Происходит слово от латинского «animal», что значит «животное».

Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Как ярко, например, окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек.

Но рисовать животных не так-то просто - позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.

Сегодня мы поговорим о творчестве писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина, которому в 2015 году исполняется 114 лет со дня рождения.

2. Мир Чарушина

Как Чарушин стал писателем и художником .

11 ноября 1901 года в Вятке в семье губернского архитектора родился Евгений Иванович Чарушин. Вятский край, его леса и поля, постоянное наблюдение птиц и зверей, рассказы охотников - крестьян оказали воздействие на всё последующее развитие художника. 3 - родники его творчества.

Семья.

Отец Евгения - художник-архитектор, строитель домов, дворцов, вокзалов. Отец привил сыну первоначальные художественные навыки, любовь к природе и охоте. В детстве все самые яркие воспоминания связаны с животными. Мать - садовод и огородник-любитель. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения. И потом дома они превращались в чудо-сад. Мама делал прямо чудеса. В холодной Вятке (ныне г. Киров) она выращивала под снегом тюльпаны и гиацинты, сажала в муравьиные кучи картофель, который вырастал величиной с человеческую голову. Мальчик принимал деятельное участие в её работе. Мать любила все живое и передала эту любовь к сыну. Цыплята, поросята, индюшата, с которыми всегда было много хлопот, козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом. Трехногий пес Бобка, война с котом, съедавшим крольчат, ловля певчих птиц - чижей щеглов, свиристелей, гоньба голубей... С этими воспоминаниями связано раннее детство Жени Чарушина.

Детство.

В шесть лет он заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся каши из грязного куриного корыта, каких-то трав, кореньев, в общем, самой невообразимой гадости. В другой раз он переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. И с этого лета научился хорошо плавать. Через год убил из чужого ружья филина, и с тех пор охотился один или с приятелями. В 11-12 лет получил в подарок ружье.

Рисовать он начал рано. Отец всегда с карандашом, и Женя то же. Изображал чаще всего животных и битвы индейцев. Можно сказать, что Женя Чарушин вырос с карандашом и кистью в руках: бегал рисовать чучела в чучельную мастерскую, помогал отцу в раскрашивании акварелью его проектов, ежедневно изображал что-нибудь для себя и для приятелей.

Любимыми книгами детства были - Сетон-Томпсон, Лонг, Биар и подарок отца, от которого «дух захватывало» - семь томов Брема «Жизнь животных». Он читал эту книг запоем. По утрам, умывшись, лез на дерево, чтоб чего доброго не заставляли учить уро: Читал Брема и чуть не плакал, так ему хотелось иметь тапира или жирафу.

Озорство.

Друзей привлекали к Жене простота и открытость. Идеалами семьи, немного провинциальной, старинной и интеллигентной, были честность, дружба, доброта. Женя рос озорной. Не избалованный, не капризный, Например: за очередной проступок мать ставит его в угол, за ширму. Время для всех длится долго. Бабушка и отец беспокоятся, просят маму простить и отпустить Женю. А он все еще стоит за ширмой - ботинки его видны из-за ширмы. Ширму открывают - ботинки на месте, а Жени нет! Проделки его остроумны, изобретательны, веселы. Они рождались от неуемной фантазии, от неисчерпаемой энергии, от пытливости ума, от талантливости. И никогда в его озорстве не было ни зла, ни жестокости.

Таланты.

Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актером, вечно что-то изобретал (прозвали Евгеша-изобретатель), был великолепным живописцем, скульптором, впоследствии стал мастером книжной графики и отличным детским писателем. Мало кто знает, что у художника Чарушина было несколько патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках.

Образование.

Мастерству живописца учился в Петрограде в Академии художеств вместе с такими художниками, как Валентин Курдов, Николай Костров, Юрий Васнецов. Уже в студенческие годы работы Евгения Ивановича выделялись смелостью, отчаянием и талантливостью.

После окончания Академии в 1926 году Чарушин начинает работать в детской книге. Его дальнейшие успехи связаны с именами художника В.В. Лебедева и писателя С.Я. Маршака. Этим люди хорошо знали то, чем занимались, любили природу, животных, детей. Эти люди помогали ему, давали ценные советы.
Чарушин-художник.

Библиотекарь: Ребята, а что же, до Чарушина никто не рисовал животных?

Сколько книг написано о природе! А сколько писателей бралось за карандаш, чтобы изобразить своих героев: медведей, волков и прочую живность! Но книги Евгения Ивановича Чарушина все-таки невозможно не узнать: они узнаваемы, самобытны. Чарушин - художник отличается душевностью, теплотой чувств, человечностью. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны.

Кого любит рисовать Е. Чарушин?

Больше всего он любит изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь. Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята. Под пушистой шкуркой зверька мы чувствуем живую плоть, бьющееся сердце четвероногого существа, осязаем его тепло. Чарушин лаконичными средствами умеет выразить характер каждого зверька, его «психологию», мы узнаем хищника в оскаленном тигренке, видим незащищенность зайчонка, задиристость петуха.

В изображении своих героев художник часто прибегает к крупным планам, чтобы читатель мог рассмотреть их характерные черты, ведь своего героя художник рисует максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог.

Что делают герои – животные? Это не вообще звери - лиса, волк, тигр, сова, гусь, олень, собака, кошка. Это их индивидуализированные образы. Художник показывает своих героев в те моменты, когда их характеры раскрываются особенно выпукло. Он любит показывать их в действии: оленята стремительно скачут, маленький мишка взбирается на пень, котенок Тюпа готовится к нападению...

С неистощимой энергией Чарушин иллюстрирует произведения С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, В.В. Бианки, М.М. Пришвина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Г.Я. Снегирева - писателей-охотников, знатоков леса, страстных природолюбов.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе

для учащихся 5-7 классов по теме:

« Писатели и поэты о природе»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Заруднева Галина Вениаминовна

Цель проведения мероприятия: воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природе.

Оборудование: выставка книг на тему «Год экологии»; портреты писателей и поэтов, чьи произведения звучат, проектор, ноутбук, презентация.

Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим мероприятие «Писатели и поэты о природе». Поговорим о родной природе, любимой Родине.

Мы услышим, как писатели и поэты в своих произведениях прославляли родную природу.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Звучит песня Ю. Антонова «Живет повсюду красота».

1 ведущий. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Для одних – это береза у окна, серебристый иней, ромашки на лесной поляне, куст душистой сирени в саду, радуга, озаряющая своим светом умытую дождем природу. Для других она – бескрайние поля, степи, озера, голубое небо.

2 ведущий. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это – природа! Вслушайтесь в слова «природа», «Родина», род… .Не случайно в нашем языке Природа и Родина – слова одного корня. Наша жизнь неотделима от них. Природа поит, кормит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого из нас. Красота простой природы – неиссякаемый источник вдохновения для писателей и поэтов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.

Ученик.

Подарила сполна тебе Родина-мать
Все, что может она только сыну отдать.
Подарила рассвет и отцовский порог,
И на тысячи лет дали звездных дорог,
Цвет калины в полях, чистоту родника
Отстояла в боях, пронесла сквозь века,
Подарила тебе полевые цветы,
Бесконечный, сияющий мир.

Учитель. Действительно, природа - источник красоты. Природа вызывает у нас разные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда и печаль. Наука экология изучает наш дом - планету Земля, на которой мы с вами живем, и то, как надо жить в этом доме. В природе всё взаимосвязано, всё зависит друг от друга: если погаснет. Солнце, всё замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода - нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения - нечего будет есть животным и человеку.
Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если каждый из нас начнёт наносить ей раны,что же станет с природой?! Природе сейчас очень трудно залечивать раны. Она просит нас о помощи. Мы должны беречь природные богатства, сохранить их для тех, кто будет жить на Земле после нас.

Ученик.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши,

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

Ученик. Русская литература богата произведениями, представляющими собой оду родному краю. Немало великих поэтов, воспевших красоту родной природы. Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее. Значит, природа - источник не только красоты, но и доброты.

Ученик. А. Блоку милы неброские и скучные пейзажи родной страны. Ему близка красота России. Выросший среди необъятных просторов суровой природы средней полосы России, Блок с детства впитал любовь к ее лесам и полям, рекам и озерам. Картины природы тесно связаны с душевными переживаниями автора. Его настрой порой удивительно гармоничен пейзажу.

Учитель. Я предлагаю послушать стихотворение А. Блока «Летний вечер»

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошенной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей - красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!

Ученик. Стихи Есенина - это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой. Природа - источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти в каждом стихотворении Есенина мы находим картины природы. Врачующую силу природы глубоко прочувствовал С. А. Есенин в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

Ученик. Перечисляя произведения о природе русских писателей, нельзя не упомянуть творчество великого Пушкина, для которого она в течение всей жизни оставалась источником вдохновения. Великолепие родной природы в стихах Александра Сергеевича Пушкина раскрыто полностью, в родной природе поэт черпал вдохновение. Нет такого времени года, о котором Пушкин не написал бы трогающих душу лирических строк. Самые возвышенные слова в этих стихах звучат естественно, точно описывая явления и картины природы.

Ученик. Анна Ахматова была великим поэтом. Она любила жизнь, поэтому так красиво о ней писала: Когда шуршат в овраге лопухи, И никнет гроздь рябины красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Ученик. Лирика Рубцова очень мелодична, напевна. На его стихи написано много известных, любимых всеми песен. Н. М. Рубцов называет себя счастливым, пока для него и его соплеменников «горит звезда моих полей». Звезда – один из главных символов поэзии Н.Рубцова, тайна Человечества, символ Вселенной, вечности, судьбы, бессмертия. Она манит, зовёт, притягивает, ждёт, приглашает, горит, надеется, даёт надежду. Со звездой поэт связывает судьбу человека.

Ученик. И особое место занимает Афанасий Фет – поэт, ценитель «чистого искусства», показавший важность каждого явления природы, каждого мгновения жизни.

Творчество Фета пропитано любовью к природе. В каждом слове мы можем почувствовать трепетное отношение поэта к ее красоте.

Учитель. Теперь послушаем стихотворение, где природа уничтожается руками человека.

Ученик. Игорь Северянин Что шепчет парк...

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно.

И так трагично больно мне.

Редеет парк, редеет глушь,

Редеют ёловые кущи...

Он был когда-то леса гуще,

И в зеркалах осенних луж

Он отражался исполином...

Но вот пришли на двух ногах

Животные – и по долинам

Топор разнес свой гулкий взмах.

Я слышу, как, внимая гуду

Убийственного топора,

Парк шепчет: «Вскоре я не буду...

Но я ведь жил – была пора...»

Учитель . Не только поэтов волнует нарушение гармонии отношений между человеком и природой, но и писатели очень часто обращаются к этой проблеме.

Ученик. С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, Михаил Михайлович Пришвин, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы. В его произведениях разговаривают не только люди, но и деревья, животные. Все они помогают человеку, и такая помощь является взаимной.

Ученик. М. Пришвин был не только писателем, воспевающим родную природу, но еще и ученым, путешественником и поэтом. Примером его произведения о природе может служить «Кладовая солнца» - рассказ, входящий в число лучших творений автора. Писатель в нем показывает, насколько глубока связь между людьми и миром, который их окружает. Описания настолько хороши, что читатель будто бы собственными глазами видит стонущие деревья, мрачноватое болото, спелую клюкву.

Ученик. «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Это слова писателя К.Г. Паустовского , мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе. Доброта, милосердие, сострадание, умение сопереживать, исправлять сделанные ошибки красной нитью проходят через его произведения, написанные для детей.

Ученик. Рассказ "Заячьи лапы" учит любви к природе, к животным, учит тому, что нельзя бросать живое существо, спасшее жизнь. Кроме того, в рассказе говорится, что задуманное нужно доводить до конца, не опуская руки на половине пути, ведь дедушка и внук с большим трудом спасли зайца. И еще этот рассказ учит тому, что иногда мы причиняем боль природе и за это нам следует раскаиваться.

Учитель . У Астафьева есть книга, называется «Затеси». Затеси – это зарубки на дереве, которые делают охотники-таёжники, чтобы найти обратную дорогу, не заблудиться. В этой книге собраны маленькие рассказы (их называют поэтические миниатюры). Каждый из рассказов оставляет тоже зарубку, только не на дереве, а в душе, сердце читателя, заставляет задуматься о нравственных проблемах: о жестокости и доброте, о долге, чести, предательстве, об ответственности человека перед своей землёй.

Писатель поднимает проблему воспитания детей на основе отношения к природе, ко всему живому.

Рассказ «Хвостик». Начинается словами: «Смеётся, заливается, хохочет мальчик». (Презентация №4)

Каким рисует остров Астафьев? Вначале писатель любуется островом. Он восхищён красотой острова. Овсянский остров . Это прекрасный уголок, формой напоминает голову, в любое время года красив по-своему. Особенно весной, когда цветёт черёмушник. Но пришёл человек. Построил гидроэлектростанцию. Захудала на острове трава, усохли кустарники, перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветки. Люди стали строить дачи, под песню «То ли ещё будет» расползлись по острову. Астафьев выносит приговор высшему существу-человеку. «В смысле выделения мусора и нечистот с человеком никто не может сравниться – ни птица, ни зверь».

Учитель. Над чем же смеётся мальчик? Давайте послушаем отрывок рассказа «Хвостик»

Ученик.

Чтение отрывка рассказа В. П. Астафьева "Хвостик" «Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет. Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте её, где крупно, во всю полосу, нарисована художником «шапка»: «В защиту природы». «Шапка» подчёркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик». Что же ты смеёшься, мальчик? - Хво… Хво… хвостик! Да, хвостик суслика смешон - напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик - не сеют нынче в заречье хлеба. Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртках, засунули живого. И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки».

Учитель.

Вывод: человек уничтожает красоту природы своими руками. Жестокость этого мальчика пугает писателя. Именно из таких мальчиков появляются «стрекачи» и другие убийцы и насильники. Здесь добро сталкивается со злом. Рассказ В.П.Астафьева – это предупреждение человечеству, и, прежде всего, молодому поколению. Свою задачу автор видел в том, чтобы «учить понимать добро, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле».

Учитель. Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Ученик.

На поляне, на пригорке
Под окном, среди полей
Белокрылые берёзки – символ
Родины моей.

Ты так мила мне
До любой росинки,
В твоих просторах
Дремлет тишина,
Берёзовая, русская Россия
Ромашковая, добрая страна.

Учитель. Но больше сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. Ведь оно живое!

Ученик.

В весенний зной мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы –
И капли сока, точно слёзы, –
Текли прозрачною струёй.
Пастух кору надрезал у берёзы,
Склоняясь, тянет сладковатый сок.
За каплей капля капает в песок
Берёзы кровь, прозрачная, как слёзы.
И вот она, от муки холодея, увянет к будущей весне.
Иссохнет ствол, и ветви онемеют,
И помертвеют корни в глубине.

Учитель. Послушаем стихотворение поэтессы Алены Колокольниковой.

Ученик.

Не разоряйте птичьих гнезд,

Не убивайте пташек малых,

Чтобы вернулся певчий дрозд,

Весною песня не смолкала.

Ты – властелин, о человек!

Пусть даст твое ружье осечку,

Пусть не прольется кровь на снег,

Из берегов пусть выйдет речка.

Природа просит: «Пощади!»

Жестокость будущим чревата,

Задумайся, что впереди?

Не избежать тебе расплаты.

Она умеет все прощать,

Смахнет слезу рукой осины.

Не заставляй её страдать,

Она ведь мать –

Так будь ей сыном.

Учитель. Это стихотворение можно назвать криком души человека, которому не безразлично, что делается в окружающем мире. Здесь основная мысль – нельзя уничтожать природу.

Послушаем стихотворение Габдуллы Тукая «Девочка и Мотылёк»Девочка:
Мотылёк, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.

Мотылёк:
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питьё – ароматы цветов.
Но живу я недолго - не более дня.
Будь же доброй со мной и не трогай меня!
Г. Тукай
Учитель. Природа – наша кладовая. Все в ней есть для жизни. Но, как всякая кладовая, она постепенно истощается. По-видимому, с большей тревогой должны задумываться об этом мы. Человек использует природу в своих интересах, следовательно, и охранять он ее должен в своих же интересах.

Ребята, мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы – святой долг каждого. Свято относитесь ко всему живому. Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что ее богатства и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно и что когда-то они могут иссякнуть.

Ученик.

Берегите!

Берегите Землю, Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покосом,
Ласточку, мелькающую в жите!
Берегите Землю!
Берегите! М.Дудин

Учитель. Завершая наше мероприятие, мы с уверенностью можем сказать: «Природа – настоящий храм красоты. Очень важно, чтобы вы, ребята, так же научились ценить природу, и жизнь станет для вас богаче и интереснее. Не будьте равнодушными и бессердечными. Кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу. Дерево, Трава, Цветок и Птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.

Любите отчий край, уважайте природу, бережно и рационально относитесь к использованию природных сокровищ. Помните, что «охранять природу – это значит охранять Родину»!

Приложение 1. Конкурс «Отгадай загадку»

Ребятам необходимо отгадать загадки о животных, растениях, рыбах. Загадки написаны на карточках. Чтобы было интереснее, карточки можно сделать в форме рыб, животных, листьев разных деревьев

1. Никто ее не пугает, а она дрожит (осина).

2. Платье потерялось, пуговки остались (рябина).

3. Сама холодная, а людей жжет (крапива) .

4. Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички (ромашки) .

5. Желанный гость с далекого края под окном живет (ласточка).

6. Какая птица и какой цветок судьбу предскажут? (кукушка и ромашка).

7. Лето за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит (грач) .

8. Сижу на дереве: красная, как кровь, круглая, как шар, вкусная, как мед (вишня).

9. Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-человечьи плавает (лягушка).

10. Не мышь, не птица, в лесу резвится, на деревьях живет, и орешки грызет (белка).

Приложение2.

ПАМЯТКИ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

1.Отправляясь на экскурсию в природу, следует помнить, что основной закон путешественника – бережное отношение к природе.

2.В лесу вы в гостях у зелёного друга, поэтому не делайте того, что не стали бы делать у своего товарища в гостях.

3. Любой вред, нанесённый нами природе, прежде всего, оборачивается против нас.

4.Убил сову – потерял тонну зерна; вылил в речку или озеро негодное автомобильное масло – погибли сотни мальков рыб; разорил гнездо птиц – оставил в живых тысячи вредных насекомых; сломал дубок или кленок – лишился нескольких кубометров древесины.

5. В любом лесу можно найти сухих веток для костра, чтобы приготовить пищу, но от громадных костров – главных пожирателей лесов – необходимо отказаться.

6. Надо помнить, что куст, срубленный на колышки для палатки, растёт 5-8 лет; дерево, выбранное для костра, - 15-20 лет; следы лесных пожаров сохраняются 50 лет.

7. Не забывайте о людях, которые идут за вами: на месте ваших стоянок не должно оставаться никаких следов.

Сценарий литературно – музыкального вечера

«Человек и природа».

Образовательные задачи: Расширить знания учащихся о многообразии мира природы, закрепить знания разнообразных представителей царства животных, растений, грибов и бактерий, показать красоту природы, её положительное влияние на человека

Воспитательные: Формирование у обучающихся чувства коллективизма, сплоченности, а так же сопереживания и взаимопомощи друг другу. Формирование любви к родине, бережного отношения к природе.

(слайд. Лес)

«Наедине с лесом»

Цитата : «Когда на сердце

неспокойно станет,

Когда не в силах

совладать с собою,

Побудь в лесу на

солнечной поляне,

И все печали снимет,

как рукой».

В. Лукина.

Первый ведущий:

Дорогие друзья! Сегодня вы услышите песни, стихи и легенды о красоте нашей природы, её богатствах, о лекарственных растениях, применении их в народной медицине.

В степях родных, лесах,

Где всё нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Роберт Рождественский

Ну, что ж, заглянем в тайну? Сейчас мы проведём вас по заколдованной книге природы. В природе нет ни одного бесполезного растения. Весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал Сергей Кирсанов:

Я не степью хожу, я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке,

Беспредельная степь, бесконечная степь,

Ты неписаный странный рецепт.

Вот, например, русская берёза.

(Слайд. Русская берёза)

Исполняется песня «Белая берёза» Сл. Овсянниковой. Муз. В. Шаинского.

Нет дерева, растущего на территории нашей России, может быть, кроме рябины и черёмухи, которому бы так повезло в фольклоре, и в музыке, и в литературе. С какой любовью говорил Сергей Есенин о берёзе.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан,

И её золотые косы,

И холщовый её сарафан.

Каждое дерево полезно и красиво. Но нет на свете дерева такого белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга. Берёза достойна своей многоголосой и прочной славы.

(слайд. Белая берёза)

Тугие распущены косы

И белые платья до пят.

Как будто невесты, берёзы

Куда ни посмотришь, стоят,

Весеннее солнце косыми

Лучами касается кос.

По всей необъятной России

Сегодня светло от берёз.

Пленяют красою чудесной,

Заводят лесной хоровод.

Широкая русская песня

Отсюда начало берёт.

Исполняется песня «Берёзы» Сл. Б. Лазарева. Муз. М. Фрадкина.

(слайд. Берёза)

Берёза – символ России, ещё в стародавние времена её называли деревом четырёх дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Для врачевания использовали настой из берёзовых почек (при долго незаживающих ранах), чай, заваренный на берёзовом грибе-чаге (от заболевания желудка). Человек всегда дружил с этим деревом:

Я помню, в юности, когда я жил в деревне,

Ходили мы за вениками в лес.

(слайд Берёзовый гриб – чага от заболевания желудка)

Исполняется хороводная песня «Во поле берёза стояла».

(слайд. Хоровод)

Веники заготавливали из веток молодых берёз. А как хорошо в горячем пару попариться с берёзовым веником. Три дня после хорошей бани отдаёт от человека свежим берёзовым духом.

(слайд. Берёзовый веник)

(Слайд. А как хорошо попариться с берёзовым веником)

Второе дело - береста, из неё делают туеса, тусочки, сувениры и вообще всевозможные вещи. Берестой пеленали треснутые горшки, а ещё раньше из неё делали челны.

А знаете, что ещё даст берёза? Нет? дёготь! разве вам не знаком приятный запах дёгтя на лошадиной сбруе? так знайте, что раньше и сейчас всякое ранение у лошади или коровы врачуют дёгтем.

Берёзу используют и как топливо. Ах, как хороши берёзовые дрова!

(слайд. Изготавливают из берёзы)

(слайд. Дёготь берёзовый)

Затоплю пожарче печку. Эй, погрейся

домовой!

А потом схожу на речку за водою ледяной.

Дров берёзовых добавлю - золотых поленьев

жар.

А потом на стол поставлю старый русский

самовар.

Анатолий Поперечный.

(слайд. Использование берёзы)

Полезен и берёзовый сок. Он утоляет жажду, тонизирует. Весной берёзы, как мощные насосы, гонят кверху берёзовый сок.

(слайд. Берёзовый сок)

Исполняется песня «Берёзовый сок» Сл. М. Матусовского. Муз. В. Баснера.

Под весенним солнцем, под белыми облаками из тела белой берёзы приятно пить живительные соки земли. Содержатся в соке и какой-то особенный сахар, и разные витамины. Немало в берёзовом соке и поэзии, если только добывание его не связано с варварским обращением с самой берёзой. Иногда топором тяпнут по белой коре, сок брызнет, как кровь из перерезанного горла барана, а на берёзе остаётся глубокая рана … И получается как в песне:

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И после этих варваров бездушных

Уж не захочешь в рощу нипочём.

Как правильно пить сок? нужно зачистить наружную кожу и на зачищенном месте коловоротом проверить углубление на три-четыре сантиметра. И всё. Сок потечёт одной бойкой струйкой.

Белая берёза, милая сестра,

Ты расти, не бойся злого топора.

Белая берёза, русская земля,

И печаль, и радость, и любовь моя.

П. Кудрявцев

(слайд. Вы шумите, берёзы)

Исполняется песня «Вы шумите, берёзы» Сл. Н Гилевича. Муз. Э. Ханка.

Второй ведущий:

Кто не видел белых пахучих цветов черёмухи? Черёмуха всегда была символом русского пейзажа. Народ ласково называл её черемхой, черемшиной, воспевает в стихах и песнях. Музыкой звучат стихи Сергея Есенина, посвящённые черёмухе:

Черёмуха душистая

С весною расцвела,

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

(слайд. Черёмуха – символ русского пейзажа)

Черёмуха олицетворяет образ нежной девичьей красоты, образ девушки в подвенечном платье.

Есть народная примета,

Знают все примету эту,

Каждый код её невольно вспоминают:

Коль черёмуха цветенье –

Быть в погоде измененью

И на улице опять похолодает.

Ю. Погорельский

(слайд. Черёмуха)

Исполняется песня «Цветёт черёмуха к похолоданию» Сл. Т. Каршиловой. Муз. Г. Пономаренко.

(слайд. Что делают из черёмухи)

Черёмуха обладает исключительными свойствами: сильно опьяняющий аромат её цветов и листьев очищает воздух от микробов. Букет черёмухи в доме смертелен для мух и комаров, но опасен и для человека. Из ягод её пекутся пироги, варятся кисели. Соком их подкрашивают напитки. В лечебных целях используют ягоды черёмухи в качестве вяжущего средства. По народным приметам, коли зацвела черёмуха, пора сажать картофель. Из коры черёмухи делают краску зелёного и бурого цвета, древесину используют для столярных изделий, а гибкие ветки - для плетения мебели. Черёмуха - прекрасный медонос.

Первый ведущий:

Эстафету от берёзы и черёмухи достойно принимает сирень:

Вставал обыкновенный вешний день.

Парил туман, заря траву косила,

И вспыхнула лиловая сирень

С какой-то неосознанною силой.

Она раскрылась робко, не спеша,

Застенчиво и неохотно вроде,

И вдруг пошла, пошла, пошла

Смеяться и бурлить, как половодье.

(слайд. Сирень)

Исполняется песня «Цветёт сирень» Сл. М. Рябинина. Муз. А. Экимяна

Древнегреческая легенда повествует: молодой Пан - бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу - нежную вестницу утренней зари, и так залюбовался её нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая её упокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Сиреневые сады есть во многих городах мира. Кусты белой и лиловой сирени прекрасны ночью, когда кажется, что сама весна окунулась в их душистом море. Хороши они и на рассвете, когда пышные гроздья как бы вырастают из зари и тумана.

(слайд. Белая сирень)

Поутру на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать,

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду своё счастье искать.

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живёт,

На зелёных ветвях,

На душистых кистях

Моё бедное счастье живёт.

М. Бекетова

Исполняется песня «Сирень - черёмуха» Сл. А. Сафронова. Муз. Ю. Милютина

Окно открыла девушка на стук,

Качнулась к парню легче лёгкой песни

И тонкими кистями нежных рук

Взяла его лицо с сиренью вместе.

Второй ведущий:

Есть ещё одно волшебное дерево.

(слайд. Рябина)

Исполняется песня «Рябиновые бусы» Сл. А. Молодова и А. Жёлтого. Муз. Арк. Укупника

(слайд. Рябиновые бусы)

На протяжении ряда веков рябина считалась «сорной» породой, её вырубали за ненадобностью. Сейчас отношение к дереву изменилось. Установлено, что рябина приносит пользу и лесу, и человеку. Знаете ли вы легенду о происхождении названия этого дерева? жили как-то муж с женой, было у них двое детей. старшая дочь - нелюбимая, и имя имела неласковое, звали её Восьмухой. Была она злой, завистливой. Зато меньшего сына родители ласково назвали Романушкой. Был он добрый, приветливый. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела как-то ребёнка в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце и растёт с тех пор по всей русской земле, и назвали его люди ласково рябинкой.

В народном календаре есть день, Пётр-Павел Рябинник, приходящийся на конец сентября, - время созревания рябиновых ягод. Кроме того, рябина – символ счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябину. Даже посидеть в тени рябины считалось полезным. Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина – это тонкая и нежная девушка.

Мне даже страшно –

Так она тонка,

Так высока,

При каждом резком звуке

Дрожит,

И от любого ветерка

Всё гнётся

И заламывает руки.

Исполняется русская народная песня «Тонкая рябина» Сл. И. Сурикова.

Рябина – постоянная спутница девичьих печалей. Под рябиной встречались и расставались, у рябины просили совета.

Исполняется песня «Уральская рябинушка» Сл. М. Пилипенко. Муз. Е. Родыгина.

(слайд. Что делают из рябины)

В народной медицине плоды рябины употребляют для укрепления желудка, как мочегонное и кровоостанавливающее средство; благодаря высокому содержанию витаминов варят из плодов варенья, пастилу, делают конфеты, настойки и наливки. Корой рябины лечат заболевание печени. Древесина ценится в столярном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов.

Первый ведущий:

Богата природа нашей страны. Вы любите цветы? каждый цветок – как упавшая с неба звезда. Например, ландыш.

(слайд. Ландыши)

Этот чарующий, загадочный цветок с тонким ароматом, слегка кружащим голову, до боли в сердце, до бешеного обожания, любил Пётр Ильич Чайковский. Во Флоренции, оглушённый неистовым запахом магнолий и буйствующих роз Пётр Ильич так затосковал, что обратился к поэзии:

В чём тайна чар таких? –

Не знаю. Но меня твоё благоуханье

Как винная струя и греет, и пьянит,

Как музыка она стесняет мне дыханье,

И как огонь питает жар ланит.

Читая «Снегурочку» А. Островского, нельзя не запомнить изумительные строчки:

Полна чудес могучая природа!

Дары свои обильно рассыпая,

Причудливо она играет: бросит

В болотнике, в забытом уголке

Под кустиком, цветок весны

Жемчужный,

Задумчиво склонённый ландыш …

По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и грусти.

Исполняется песня «Ландыши» Сл. О. Фадеевой. Муз. Оскара Фельцмана

Но ландыш прекрасен не только тайной чар, он - спаситель человеческих жизней. Препараты ландыша майского применяются для лечения сердечно-сосудистой системы. Но использовать препарат без назначения врача опасно. Ландыши не только целебны, но и ядовиты. Даже нежные цветки ландыша неуживчивы с другими цветами. Если поставить, например, ландыши с сиренью или фиалкой в одну вазу, то выживут только ландыши, другие погибнут. Эссенция натурального ландыша используется в парфюмерной промышленности для изготовления духов. Сейчас ландыш числится в списке растений, которым грозит гибель. Давайте беречь этих крохотных жителей леса. Ведь приятно же созерцать, как

Весёлых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят.

Второй ведущий:

Как великолепен июньский луг! Он сияет свежестью красок.

(слайд. Полевые цветы на зелёном лугу, безучастно на них я смотреть не могу.)

Исполняется песня «Полевые цветы» Сл. А. Ковалева. Муз. Р. Паулса.

Когда идёшь ты на свиданье,

То выбирай короче путь.

Своей любимой в знак внимания

Цветов нарвать ты не забудь.

Пускай они не будут розами,

Пускай они росли в лугах,

Дождями пахнут, пахнут грозами,

Цветы свежи в твоих руках.

Твои сомнения развеются,

Когда подаришь ей букет

И можешь ты вполне надеяться

На положительный ответ

(слайд. Букет полевых цветов)

Исполняется песня «Букет» Сл. Николая Рубцова, Муз. Александра Барыкина.

Второй ведущий.

Волшебными узорами расписан луг с весны до осени. Когда ночи сойдут на нет и просторные июньские дни наполнятся жаром, то вдоль хлебного поля зажгутся нежно – голубые или синие васильки.

(слайд. Васильки)

Васильки, васильки средь рядов

пожелтевшего хлеба.

Васильки, васильки, как

в безоблачный полдень, ясны,

видно, это на землю упали

Осколочки неба,

заставляя нас вспомнить

забытые песни весны.

Исполняется песня «Васильки» Сл. Я. Холецкого. Муз. Павла Аедоницкого.

Второй ведущий.

Василёк был завезён в Европу вместе с рожью ещё во времена Плиния Старшего.

В Европе издавна цветок считался одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из васильков входит в изображение государственного герба. Во время праздника урожая вяжется первый сноп, украшенный васильками, и ставится в красный угол дома.

(слайд. Венок из васильков)

Васильковые венки воронежцы развешивали в избах, чтобы сверчки не водились. Очень любил эти цветы великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Есть такая история. Когда в 1823 году с Крыловым случился сильный апоплексический удар, императрица Мария Фёдоровна (мать Александра I ), почитавшая его творчество, прислала ему букет цветов и попросила поэта перебраться к себе в Павловск, сказав: «Под моим надзором он быстрее поправится». Такое внимание глубоко тронуло Крылова и потом он написал басню «Васильки» в которой под видом цветка изобразил себя, а под видом солнца – императрицу.

(слайд. И.А. Крылов очень любил васильки)

В глуши расцветший василёк

Вдруг захирел, завял до половины

И голову склонил на стебелёк,

Уныло ждал кончины.

Второй ведущий.

Подаренный букетик Крылов бережно засушил, часто им любовался и завещал, чтобы, когда он умрёт, букет этот был положен с ним. Говорят, что так и было исполнено.

Синий василёк – прекрасный медонос, ни шмель, ни пчела не пронесутся мимо него. В народном врачевании отваром из васильковых цветков смачивали воспалённые глаза. Французская Медицинская академия считала васильковый настой на снеговой воде лечебным для глаз. Назывался он «разбивающим очки». Из васильков добывали добротную синюю краску, а позже стали делать уксус. Васильки являются популярным элементом орнамента в народных вышивках, где мастерицы изображают их с колосьями ржи.

(слайд. Колосья ржи с васильками)

Василькам «посвятили» свои работы многие живописцы. Вспомните полотно Игоря Грабаря «Васильки», где на фоне жаркого полудня две подруги вспоминают о своей юности перед огромной охапкой васильков.

(слайд. Полотно И. Грабаря «Васильки)

Полотно Игоря Грабаря «Васильки»
на фоне жаркого полудня две подруги вспоминают о своей юности перед огромной охапкой васильков

Первый ведущий. А ромашка?

Посреди лугов увядших,

Опалённых жарким зноем,

Белокурые ромашки

Поднимаются прибоем.

Белокурые ромашки

Травы красят белой кистью,

И звенит, звенит протяжно

Жаворонок в синей выси.

(слайд. Ромашки)

Исполняется песня «Ромашки спрятались» Сл. Игоря Шеферана. Муз. Евгения Птичкина.

Первый ведущий.

Ромашки по форме похожи на зонтики, и по легенде они в давние времена служили зонтиками для маленьких степных гномиков. А ещё ромашки похожи на удивлённые глаза, если в сухой встренный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох, - это шорох белых ромашковых ресниц. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает самое сокровенное. А тайн у ромашки великое множество.

(слайд. Девчонка гадает на ромашке)

Девчонка гадает у тихой реки –

Ромашки лучистые губит.

И, словно снежинки, летят лепестки

Любит - не любит – любит.

Ты правду всю знаешь, цветок полевой,

Иль это придумали люди?

За всё отвечаешь своей головой

Любит – не любит – любит.

Первый ведущий.

Известна ромашка своими целебными свойствами: противовоспалительными, противоаллергическими и заживляющими.

Народные лекари говорят: «У кого в горле болит, возьми стакан снятого молока, стакан воды и по одной щепотке ромашки, лилового цвета и бузины – смешай всё вместе, вскипяти, процеди сквозь тряпицу, остуди как парное молоко и пей вместо чая». Известно, что волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый золотистый оттенок. А кто часто умывается её крепким отваром, у того кожа лица становится бархатной и нежной.

(слайд. Применение ромашки)

В парфюмерии ромашка применяется для производства духов, одеколонов, мыла и т.д. ромашку полезно держать на кухне и в чуланах, где хранятся съестные припасы, потому что запаха боятся мыши. Пасечники хвалят ромашку за медоносность. Ромашка – любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах при ворожбе.

(слайд. Венок из ромашки))

Исполняется песня «Ой, ромашка, белый цвет» Сл. И. Лашкова. Муз. А. Анеркина.

Первый ведущий.

Вспомните стихи О. Антропова:

Ой, в саду, саду зелёном

Розу поливала.

Вырастай, расти на счастье, -

Розе я сказала.

(слайд. Роза)

Исполняется песня «Миллион роз» Сл. Андрея Вознесенского. Муз. Раймонда Паулса.

Второй ведущий.

Нет цветов красивее и благоуханнее, чем роза.

С розой связано множество легенд. Одна из них – Архангел Гавриил сплёл для святой Богородицы три венка: из белых роз – радость, из красных роз – страдание, из жёлтых роз – её славу. Венками из роз греки украшали невест, а розовыми лепестками осыпали покои новобрачных.

Но венки на голове и груди древних греков являлись также и знаком траура, и символом кратковременной жизни. Римляне верили, что роза вселяет в сердце мужество, поэтому вместо шлемов на воинов надевали венки из роз и на щитках выбивали изображение этого цветка.

Персы очень любили цветы. Самые популярные темы их поэзии – красота весны, любовь соловья и розы …

Если розу срывают, соловей вскрикивает. Весна прекрасна, но и, к сожалению мимолётна. Поэма Низами о любви Лейлы и Менджнуна даёт нам представление о персидских садах XII века.

Розой врачевали, лепестки накладывали на лицо для придания ему свежести, а собранная с цветков роса считалась средством против воспалённых глаз.

Первый ведущий.

Рассказ о розе не будет полным, если не вспомнить её «прадедушку» - шиповник.

(слайд. Шиповник)

Белые и жёлтые цветы шиповника любил французский поэт Шатобриан. Однажды он решил подарить шиповник любимой женщине и с огорчением увидел, что цветы по дороге увяли. Шатобриан хотел извиниться, но женщина с улыбкой заметила: «Увы, мой друг, цветы умирают раньше, чем слова».

Из трав и плодов шиповника делают настои, напитки и даже приворотное зелье.

(слайд.)

Исполняется песня «Заговорные слова» Сл. Бориса Емельянова. Муз. Юрия Кашука.

Первый ведущий.

О приворотном зелье, об удивительных историях, необыкновенных целительных свойствах других растений, о которых мы не смогли рассказать на нашем вечере, вам поведуют книги, которые вы сможете взять в библиотеке.

Давайте будем внимательны и бережливы к зелёному миру, и природа воздаст нам сторицей. В одном из современных международных документов – «Международная стратегия охраны природы» - говорится «Мы не унаследовали землю у наших отцов. Мы взяли её в долг у наших детей». Поэтому давайте постараемся жить по поэтическому наказу Николая Старшинова:

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте …

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

Первый ведущий.

Наш вечер подошёл к концу. Очень хотелось, чтобы мы не только познакомились с лекарственными травами, но и больше полюбили нашу природу, нашу землю.

(слайд. Русское разнотравье)

Исполняется песня «Травы, травы, травы» Сл. И. Юшина. Муз. Владимира Шаинского.

Альбина Ахметзянова
Сценарий литературной гостиной «Писатели и поэты о природе детям»

Сценарий проведения Литературной гостиной для воспитанников средней, старшей, подготовительной групп «Писатели и поэты о природе детям Старший воспитатель МАДОУ Детский сад №263 г. Уфы А. Х. Ахметзянова

Цель и задачи мероприятия : Приурочить данное мероприятие году литературы . Реализация решения педагогического совета на тему : «Природа родного края – главное средство экологического образования». Показать образцы исполнения художественного слова воспитанникам в исполнении педагогов. Продолжать знакомить детей с произведениями Х. С. и их авторами-поэтами и писателями , классиками и современниками русской и башкирской поэзии и прозы. Тех, кто писал про природу , ее красоте, сезонных изменениях (весна, величии и многообразии родного края -России и Башкортостана, бережном отношении ко всему на планете Земля. Формировать предпосылки к правильному, культурному восприятию художественного слова в исполнении других людей. Воспитывать интерес к художественной литературе , музыке, истории, природе родному краю и его людям. Создавать условия (возможности) для размышления, побуждать к ответам на поставленные вопросы. Действовать в большом, разновозрастном коллективе.

Активизировать педагогов в использовании различных форм проведения образовательной деятельности, объединенных одной темой. Тренировать навыки чтения произведений наизусть, используя средства интонационной выразительности. Развивать творческие способности педагогов и воспитанников.

Используемые средства, среда : Мультимедийное оборудование для показа презентаций, аудиозапись музыки, Фотоаппарат.

Место проведения и условия : Музыкальный зал, (стулья расставленны в виде арены или в концертном зале) .

Ведущий старший воспитатель : Добрый День, Уважаемые гости литературной гостиной . Я рада видеть всех вас.

Ребята, а кто знает, 2015 год каким годом объявлен? (Годом литературы ) . Наше мероприятие посвящено Литературе и природе нашей необъятной Родины.

Сегодня, вы услышите стихотворения, песни о природе в исполнении наших педагогов –воспитателей, музыкальных руководителей, инструктора по ФК.

Ребята, скажите какое сейчас время года (Да, Весна) . Весной природа пробуждается от зимы. Прилетают птицы с теплых стран. Просыпаются звери, насекомые, растения, солнышко ярче и теплее светит и вот об этом нам прочитает стихотворение Плещеева

«Уж тает снег …» Л. Н. Николаева. А кто мне скажет, какой сейчас месяц?

(Май) А вы знаете, что это время, месяц называют – поздней весной. А что происходит в природе поздней весной ? У животных появляются детеныши, Цветут сады,. О том как цветет черемуха нам прочитает стихотворение Сергея Есенина Л. В. Зимина, оно так и называется «Черемуха» . Наверно вы немного устали сидеть, поэтому я вам предлагаю провести физминутку про деревья. (проводит инструктор по ФК Романова М. М.)

Еще в Мае распускаются цветы. Какие цветы распускаются в садах, полях и в лесу? Назовите их.

(Ландыши, подснежники, тюльпаны ит. д) Да,правильно. Как называют эти цветы? Послушайте об этом стихотворение поэта С . Дрожжина (читает ст. воспитатель)

Распустились почки, лес зашевелился

Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой

Выглянул на солнце ландыш серебристый.

И открылись кротко от весенней ласки

Милой незабудки голубые глазки.

Я вам,Ребята хочу загадать загадку, а вы ее отгадайте.

На дереве в лукошке

Подрастают крошки (птенцы в гнезде,

а каких перелетных птиц вы знаете? (Жаворонок, Соловьи, Журавли, Скворцы) А вы знаете еще загадки про птиц? Тогда загадывайте. Вот об одном друге певце - скворце нам поведает С. К. Кокорева, стихотворение написал башкирский поэт

Абдулхак Игибаев «Мой друг скворец» (показ Презентации)

В народе говорят : «Май леса наряжает. Лето в гости ожидает » . Г. Р. Сабурова прочитает стихотворение о том как к нам спешит лето-«Лето,выходи!» Степанов.

Повсюду весна, скоро лето, где-то уже совсем тепло, где-то идут дожди, а где-то только начал таять снег. Наша Россия –большая страна и везде разная погода. А вот народ много придумал потешек, песенок, закличек о весенней погоде и природе . Какие вы знаете(2-3)

Давайте встанем и поиграем в подвижную игру «Веснянка» на слова Народной песенки. Смотрите все на меня и повторяйте за мной. (Стоя возле стульев)

А уж ясно солнышко Поднимает руки на верх

Припекло Припекло Машет кистями рук вверху

И повсюду золото Раздвигает руками в сторону, притопывая

Разлило Разлило

Ручейки по улице Поочередно руки двигаются волной, то права рука, то левая

Все журчат,все журчат.

Журавли курлыкают

И летят, и летят. Машет руками, как крыльями

Какая большая и любимая наша страна! А какая природа у нас – красивая . Еще какая?

Вот об этом давайте послушаем стихотворение «Мир живой» Людмилы Яцура в исполнении М. М. Романовой.

Скажите, ребята, а у нас в Башкортостане тоже весна (конечно) .А вы знаете,что наша Республика богата медом,а кто добывает мед и когда? Правильно, вот уже проснулись неутомимые труженики –пчелы, а стихотвокение Радифа Тимершина, так и называется и прочтет его Р,С. Галиева.

Ребята, Я уверена, вы все любите природу . А как вы ее любите? Что для этого делаете?

Давайте послушаем стихотворение «Не мусорьте в лесу!» прочитает его Г. А. Бабкина.

Наши музыкальные руководители тоже приготовили свое выступление. Давайте их поприветствуем. Сейчас вам споет песню на слова муз. музыкальный руководитель Е. В. Голкова «Не дразните собак» . Понравилась вам песня? О чем в ней пелось?

Очень отрадно, что вы ребята знает, как нужно беречь и охранять нашу природу . Скажите, пожалуйста. как называется наша планета. (Земля) Вот и стихотворение которое исполнит Р. Р. Юрмашева так и называется «Наша планета» , а написал его Аким .

Вот и подошел к концу наш литературный вечер . Вам понравилось? Вот и хорошо. Мы много прочитали стихотворений о Весне, природе и о том , что надо ее беречь, любить и охранять. Давайте напоследок станцуем танец под песню «Весна пришла» , выходите все в зал и смотрите на музыкального руководителя Т. К. Кочнева, она поможет нам танцевать. На этом наша встреча подошла к концу. Всем спасибо. До новых встреч дорогие друзья!

Публикации по теме:

По традиции, после Осенних праздников, в нашем детском саду мы проводим музыкально-литературную гостиную. Каждый раз появляются новые идеи,.

Сценарий литературной гостиной Литературная гостиная Здравствуйте, дорогие друзья! В этот осенний день мы собрались в литературной гостиной, чтобы послушать и почитать.

Сценарий литературной гостиной «Поэтесса родного края» «Поэтесса родного края». Цели: Познакомить детей с творчеством поэтессы родного города; -Формировать представление детей о поэзии; -Развивать.

Сценарий праздника «Башкирские поэты» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад №162 Музыкально-литературная композиция,.

Сценарий литературного вечера «Поэты - детям» (подготовительная группа) Сценарий литературного вечера поэзии "поэты -детям " подготовительная группа ЗАДАЧИ: Углублять и расширять знания о творчестве детских.