Жизнь пресвятой богородицы. Богородица, Дева Мария, родившая Иисуса Христа: Житие

Ортодоксальные иудеи Иерусалима были непримиримы в своей вражде к учению Христа. Означает ли это, что Иисус не был евреем? Этично ли подвергать сомнению Девы Марии?

Сыном Человеческим часто называл себя Иисус Христос. Национальностьродителей, по заключению богословов, прольет свет на принадлежность Спасителя к той или иной этнической группе.

Следуя Библии, все человечество произошло от Адама. Позднее люди сами разделили себя на расы, народности. Да и Христос при жизни, учитывая Евангелия апостолов, никак не комментировал свою национальность.

Рождение Христа

Страна Иудея, Сын Божий, в те давние времена была провинцией Рима. Император Август повелел провести Он хотел выяснить, сколько жителей в каждом из городов Иудеи.

Мария и Иосиф, родители Христа, проживали в городе Назарете. Но им пришлось вернуться на родину предков, в Вифлеем, чтобы внести свои имена в списки. Оказавшись в Вифлееме, супруги не смогли найти себе приют - так много народа пришло на перепись. Они решили остановиться за городом, в пещере, которая служила убежищем для пастухов во время ненастья.

Ночью Мария родила сына. Завернув малыша в пеленки, она уложила его спать туда, где кладут корм для скота - в ясли.

Первыми о рождении Мессии узнали пастухи. Они пасли стада в окрестностях Вифлеема, когда им явился ангел. Он вещал, что родился спаситель человечества. Это радость для всех людей, а знаком для опознания младенца будет то, что он лежит в яслях.

Пастухи тут же отправились в Вифлеем и набрели на пещеру, в которой и увидели будущего Спасителя. Они поведали Марии и Иосифу о словах ангела. На 8 день супруги дали имя ребенку - Иисус, что в переводе означает «спаситель» или «Бог спасает».

Был ли евреем Иисус Христос? Национальность по отцу или по матери определялась в то время?

Вифлеемская звезда

В ту самую ночь, когда родился Христос, в небе появилась яркая, необычная звезда. Волхвы, изучавшие движения небесных тел, отправились вслед за ней. Они знали, что появление такой звезды говорит о рождении Мессии.

Волхвы начали свой путь из восточной страны (Вавилонии или Персии). Звезда, перемещаясь по небу, указывала мудрецам дорогу.

Тем временем многочисленный люд, пришедший в Вифлеем на перепись, разошелся. И родители Иисуса вернулись в город. Над тем местом, где находился младенец, звезда остановилась, и волхвы зашли в дом вручить дары будущему Мессии.

Они поднесли золото как дань будущему царю. Подарили ладан, как Богу (ладан и тогда употреблялся в богослужении). И смирну (благовонное масло, которым натирали умерших), как смертному человеку.

Царь Ирод

Местный царь подчинявшийся Риму, знал о великом пророчестве - яркая звезда на небе знаменует рождение нового царя иудейского. Он призвал к себе волхвов, священников, прорицателей. Ирод хотел знать, где находится младенец-Мессия.

Лживыми речами, коварством он пытался выведать местонахождение Христа. Не добившись ответа, царь Ирод задумал истребить всех младенцев в округе. 14 тысяч детей в возрасте до 2 лет были убиты в Вифлееме и его окрестностях.

Однако древние историки, в том числе не упоминают об этом кровавом событии. Возможно, это связано с тем, что численность убитых детей была гораздо меньше.

Считается, что после такого злодейства гнев Божий покарал царя. Он умирал мучительной смертью, съедаемый червями заживо в своем роскошном дворце. После его жуткой кончины власть перешла к трем сыновьям Ирода. Были поделены и земли. Области Перея и Галилея достались Ироду Младшему. В этих землях около 30 лет провел свою жизнь Христос.

Ирод Антипа, тетрарх галилейский, в угоду своей жене Иродиаде обезглавил Сыновья Ирода Великого не получили царского титула. Иудея управлялась римским прокуратором. Ему подчинялся Ирод Антипа и прочие местные правители.

Мать Спасителя

Родители Девы Марии долгое время были бездетны. В то время это считалось грехом, такой союз был знаком гнева Божьего.

Иоаким и Анна жили в городе Назарет. Они молились и верили, что у них обязательно появится ребенок. Спустя десятилетия им явился ангел и провозгласил, что супруги скоро станут родителями.

По преданию, Дева Мария Счастливые родители поклялись, что это дитя будет принадлежать Богу. До 14 лет воспитывалась Мария, мать Иисуса Христа,в храме. Уже с юных лет она видела ангелов. По легенде, архангел Гавриил опекал и охранял будущую Богородицу.

Родители Марии умерли к тому времени, когда Деве надо было покинуть храм. Священники не могли ее оставить у себя. Но и отпускать сироту им было жалко. Тогда священники обручили ее с плотником Иосифом. Он больше являлся опекуном Девы, чем ее мужем. Мария, мать Иисуса Христа, оставалась девственницей.

Какая была национальность у Богородицы? Ее родители были уроженцами Галилеи. А значит и Дева Мария была не иудейкой, а галилеянкой. По конфессиональному признаку она принадлежала к закону Моисея. Ее жизнь в храме также указывает на воспитание в вере Моисея. Так кем был Иисус Христос? Национальность матери, жившей в Галилее языческой, остается неизвестной. В смешанном населении области преобладали скифы. Возможно, что свой облик унаследовал Христос от матери.

Отец спасителя

Богословы с давних времен ведут полемику о том, стоит ли считать Иосифа биологическим отцом Христа? Он по-отечески относился к Марии, знал, что она невинна. Поэтому весть о ее беременности потрясла плотника Иосифа. Закон Моисея строго карал женщин за прелюбодеяние. Иосиф должен был забить камнями свою юную жену.

Он долго молился и решил отпустить Марию, не держать ее возле себя. Но Иосифу явился ангел, возвестивший о древнем пророчестве. Плотник понял, какая большая ответственность лежит на нем за сохранность матери и ребенка.

Иосиф по национальности является евреем. Можно ли считать его биологическим отцом, если у Марии было непорочное зачатие? Кто отец Иисуса Христа?

Существует версия, что римский солдат Пантира стал Мессии. Кроме того, есть вероятность, что у Христа было арамейское происхождение. Это предположение связано с тем, что проповедовал Спаситель на арамейском языке. Однако в то время этот язык был распространен на всем Ближнем Востоке.

Иудеи Иерусалима не сомневались, что где-то существует реальный отец Иисуса Христа. Но все версии слишком сомнительны, чтобы быть правдой.

Облик Христа

Документ тех времен, описывающий внешность Христа, носит название «Послание Лептула». Это отчет римскому сенату, написанный проконсулом Палестины Лептулом. Он утверждает, что Христос был среднего роста с благородным лицом и хорошей фигурой. У него выразительные сине-зеленые глаза. Волосы, цвета спелого ореха, расчесаны на прямой пробор. Линии рта и носа безукоризненны. В беседе он серьезен и скромен. Поучает мягко, дружески. В гневе страшен. Иногда плачет, но никогда не смеется. Лицо без морщин, спокойное и сильное.

На Седьмом Вселенском Соборе (VIII век) был утвержден официальный образ Иисуса Христа.На иконах следовало писать Спасителя в соответствии с его человеческим обликом. После Собора началась кропотливая работа. Она заключалась в реконструкции вербального портрета, на основе которого был создан узнаваемый образ Иисуса Христа.

Антропологи уверяют, что в иконописи используется не семитский, а греко-сирийский тонкий, прямой нос и глубоко посаженные, большие глаза.

В раннем христианском иконописании умели точно передавать индивидуальные, этнические черты портрета. Самое раннее изображение Христа было найдено на иконе, датированной началом VI века. Она хранится на Синае, в монастыре святой Екатерины. Лик иконы схож с канонизированным обликом Спасителя. Судя по всему, ранние христиане причисляли Христа к европейскому типу.

Национальность Христа

До сих пор встречаются люди, которые утверждают, что Иисус Христос - еврей.При этом огромное количество трудов выпущено на тему неиудейского происхождения Спасителя.

В начале I века нашей эры, как выяснили ученые-гебраисты, Палестина распалась на 3 региона, которые различались по своим конфессионным и этническим признакам.

  1. Иудея во главе с городом Иерусалимом была населена ортодоксальными иудеями. Они подчинялись закону Моисея.
  2. Самария находилась ближе к Средиземному морю. Иудеи и самаряне были давними врагами. Запрещались даже смешанные браки между ними. В Самарии находилось не более 15% иудеев от общего числа жителей.
  3. Галилея состояла из смешанного населения, часть которого сохраняла верность иудаизму.

Некоторые теологи уверяют, что типичным иудеем был Иисус Христос. Национальность его не подлежит сомнению, так как он не отрицал всю систему иудаизма. А только был не согласен с некоторыми постулатами Моисеева закона. Тогда почему так спокойно реагировал Христос на то, что иудеи Иерусалима называли его самарянином? Это слово было оскорблением для истинного иудея.

Бог или человек?

Так кто же прав? Те, кто утверждают, что Иисус Христос - Бог?Но тогда какую национальность можно требовать от Бога? Он вне этнической принадлежности. Если Бог - основа всего сущего, в том числе и людей, о национальности вообще говорить не приходится.

А если Иисус Христос - человек? Кто его биологический отец? Почему он получил греческое имя Христос, которое означает «помазанник»?

Иисус никогда не утверждал, что он - Бог. Но он и не является человеком в обычном смысле этого слова. Его двойственная природа заключалась в обретении человеческого тела и божественной сути внутри этого тела. Поэтому как человек Христос мог чувствовать голод, боль, гнев. И как сосуд Божий - творить чудеса, наполняя вокруг себя пространство любовью. Христос говорил, что совершает исцеления не сам от себя, а только с помощью Божественного дара.

Иисус поклонялся и молился Отцу. Он полностью подчинил себя Его воле в последние годы жизни и призывал народ уверовать в Единого Бога на небесах.

Как Сын Человеческий он был распят во имя спасения людей. Как Сын Божий он воскрес и воплотился в триединстве Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа.

Чудеса Иисуса Христа

Около 40 чудес описано в Евангелиях. Первое произошло в городе Кане, куда Христа с матерью и апостолами пригласили на свадьбу. Он превратил воду в вино.

Второе чудо Христос совершил излечив больного, недуг которого длился 38 лет. Иудеи Иерусалима озлобились на Спасителя - он нарушил правило о субботе. Именно в этот день Христос работал сам (излечил больного) и заставил работать другого (больной сам нес свою постель).

Спаситель воскресил умершую девочку, Лазаря и сына вдовы. Исцелил бесноватого и укротил бурю на Галилейском озере. Христос насытил пятью хлебами народ после проповеди - их собралось около 5 тысяч, не считая детей и женщин. Ходил по воде, исцелил десять прокаженных и иерихонских слепцов.

Чудеса Иисуса Христа доказывают его Божественную сущность. Он имел власть над бесами, болезнью, смертью. Но никогда не совершал чудеса во славу свою или для сбора приношений. Даже на допросе у Ирода Христос не явил знамение как свидетельство своей силы. Он не пытался защитить себя, а просил только искренней веры.

Воскресение Иисуса Христа

Именно воскресение Спасителя стало основой для новой веры - христианства. Факты о нем являются достоверными: они появились в то время, когда еще были живы очевидцы событий. Все зафиксированные эпизоды имеют небольшие расхождения, но не противоречат друг другу в целом.

Пустая гробница Христа свидетельствует о том, что тело забрали (враги, друзья) или Иисус воскрес из мертвых.

Если бы тело забрали враги - они не преминули бы поглумиться над учениками, таким образом остановив зародившуюся новую веру. Друзья же мало верили в воскресение Иисуса Христа,они были разочарованы и подавлены его трагической смертью.

Почетный римский гражданин и еврейский историк Иосиф Флавий упоминает в своей книге о распространении христианства. Он подтверждает, что на третий день Христос явился живым своим ученикам.

Даже современные ученые не отрицают того, что некоторым последователям Иисус являлся после смерти. Но они объясняют это галлюцинациями или другим феноменом, не оспаривая подлинности свидетельств.

Явление Христа после смерти, пустая гробница, бурное развитие новой веры являются доказательством его воскресения. Не существует ни одного известного факта, отрицающего эту информацию.

Назначение Богом

Уже с первых Вселенских соборов церковь объединяет человеческую и божественную природу Спасителя. Он является одной из 3 ипостасей Единого Бога - Отца, Сына и Святого Духа. Такая форма христианства была зафиксирована и объявлена официальной версией на Никейском Соборе (в 325 году), Константинопольском (в 381 году), Эфесском (в 431 году) и Халкидонском (в 451 году).

Однако споры о Спасителе не прекращались. Некоторые христиане утверждали, что Иисус Христос - Бог.Другие уверяли, что он только Сын Божий и полностью подчинен его воле. Основную же идею о триединстве Бога часто сравнивают с язычеством. Поэтому споры о сущности Христа, так же как и о его национальности, не утихают по сей день.

Крест Иисуса Христа является символом мученической смерти во имя искупления грехов человеческих. Имеет ли смысл дискуссия о национальности Спасителя, если вера в него способна объединить разные этнические группы? Все люди на планете - дети Бога. Человеческая природа Христа стоит над национальными характеристиками и классификациями.

8 января Православная Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы , той, без которой не было бы Рождества Христова и нашего спасения. То, как чтят христиане Божию Матерь, несопоставимо с почитанием ни одного святого. В молитвах ее называют «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим», то есть выше и славнее самых высоких ангельских чинов – Херувимов и Серафимов. Известно более восьмисот икон Богородицы. К Ней обращаются и в горе, и в радости, со всеми без исключения вопросами и проблемами, с просьбой о спасении. И даже личные местоимения «Она», «Ее», если речь идет о Богородице, пишутся с заглавной буквы, как и местоимения, относящиеся к Богу. Но почему? Ведь Она, хоть и была в земной жизни великой праведницей, все же не была Богом, и в Евангелиях о Ней сказано очень немного… Почему же Ее так прославляют?

Уникальная Мария

Начнем издалека. На протяжении многих веков человеческой истории мир ждал пришествия Спасителя. Этим ожиданием проникнут весь Ветхий Завет – это его центральная тема. Возникает вопрос: почему же Мессия так долго не приходил? Дело в том, что от женщины, которая должна была стать земной Матерью Бога, требовался величайший подвиг самоотречения и любви. Для того чтобы такая женщина появилась на свет, нужны были века подготовки. Богородица Мария – самая чистая и смиренная Дева из всех, рожденных на земле. Такое Дитя – результат усилий и духовной работы десятков поколений. Мария должна была согласиться на зачатие особенного Сына, должна была максимально доверить Богу Свою жизнь. Это сейчас у нас может возникнуть вопрос: что же в этом такого? Подумаешь, подвиг, – скорее, речь идет о великой чести, которую Ей оказали, кто от такого откажется? Но на самом деле все было гораздо сложнее. Во-первых, Дева Мария могла не поверить Архангелу Гавриилу, который рассказал Ей, чего хочет от Нее Бог. Но Она поверила. Во-вторых, Она могла сказать «нет». Достаточно было представить, что могло ждать Ее, совсем юную невинную девушку, выросшую при храме, обрученную с престарелым Иосифом, который обещал по-отцовски о Ней заботиться, когда бы оказалось, что Она беременна, и неизвестно от кого? Сколько сплетен и слухов породило бы такое положение… Так что Она могла испугаться и сказать «нет». Но Она доверилась Богу и согласилась. Наконец, Мария могла возгордиться, что выбор пал на Нее. Пожалуй, немногие устояли бы на Ее месте. Но Она кротко ответила Архангелу, что Она Божия раба, и согласна, чтобы все было по Его воле.

Родители Богородицы

Говорят, что дети – это отражение родителей. И чтобы понять, как появилась на свет такая кроткая Дева, обладающая столь сильной верой, нужно вспомнить, кем были Ее отец и мать. Родители Богородицы – святые праведные Иоаким и Анна. Господь долго испытывал их, не давая им детей. А надо сказать, что отсутствие потомства в ветхозаветном Израиле было крайне серьезной проблемой. Считалось, что если в семье нет детей, то, значит, это наказание Божие.

Таких людей подвергали насмешкам, пересудам и даже гонениям. Например, есть предание, что отца Марии Иоакима изгнали из Иерусалимского Храма, когда он пришел туда принести жертву. Якобы он великий грешник и чем-то прогневал Бога, раз Он не дает ему потомков. Иоаким удалился в пустыню, стал горячо молиться и именно в тот момент получил от Бога радостную весть, что у них с Анной будет дитя. Оба были в преклонном возрасте, поверить в это было трудно. Все случилось именно так.

Богородица, с одной стороны, действительно была необычной Девой: долгожданный ребенок, вымоленный у Бога, в три года отданный на воспитание в Храм… Но, с другой стороны, Она была самым обычным человеком, которому знакомы тяготы и болезни человеческой природы. Тем более исключительна Ее роль в истории: простая девушка, не искавшая себе славы и подвигов, была возвышена Богом и стала Матерью Христа.

Так говорит Евангелие

Нередко возникает вопрос: почему в Евангелии о Богородице сказано так мало, если Она – Мать Христа, «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим»? Действительно, упоминаний о Ней немного, но все они очень содержательны. Например, в Евангелии от Луки есть пророчества о почитании Богородицы. Это слова Архангела Гавриила – короткая фраза «Благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28). «Благословенна» значит прославлена. Архангел произносит это не от себя, он всего лишь посланник Божий. Чуть позже Богородица, встречаясь со Своей родственницей Елисаветой, прямо говорит, что Бог сделал Ее великой и люди прославят Ее (Лк. 1:48-49).

Согласно церковному Преданию, Богородица рассказывала о Христе апостолу Луке. На основании Ее рассказа он и составил свое Евангелие. Таким образом, Дева Мария фактически была соавтором одного из Евангелий.

Еще важное замечание: Священное Писание прямо указывает на то, что Господь был в повиновении у Иосифа и Марии (Лк. 2:51) и даже спорил с религиозными учителями, пытавшимися обойти Божию заповедь: «Почитай отца твоего и мать». А в самый страшный момент Своего земного служения Спаситель, страдая на Кресте, позаботился о том, чтобы Его Мать не оказалась одинокой, поручив заботу о Ней апостолу Иоанну Богослову. Так что Ее роль в жизни Сына была очень серьезной, даже несмотря на то, что сказано об этом немного.

Богородице хватило веры, чтобы не усомниться в Своем предназначении, у Нее было достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться, и достаточно смирения, чтобы нести Свой крест. Она с самого начала знала, что земное служение Ее Сына окончится трагически. И как верующий человек, и как Мать Она перенесла немыслимые страдания. А пошла Она на это, потому что хотела спасения всем нам, всему человеческому роду. Потому и чтят Ее так высоко – Ту, без подвига Которой стало бы невозможным Рождение Христа, а значит, и наше спасение. Каждому христианину Она стала небесной Матерью. Это может почувствовать любой человек, который будет искренне Ей молиться.

10.05.2015

Пресвятая Дева Мария является матерью Спасителя. В христианстве считается Богородицей, а также одной из самых великих святых. Имя Мария на еврейском языке звучит как Мариам, может иметь разные смыслы, сюда относят – горькая, непокорная, возлюбленная Создателем.

Дело в том, что многие ученые, которые занимаются священными писаниями, больше всего доверяют значению «возлюбленная», и относят это слово к древнему языку египтян, что объясняется пребыванием еврейского народа в африканской стране в течении нескольких веков.

Ранняя Мария никому не известна

О ранней жизни Марии практически точно ничего не известно, в Евангелии начинается рассказ о Марии с момента, когда в Назарете к ней приходит Архангел Гавриил, который рассказал о том, что ей оказана честь быть избранной, после чего она должна родить Мессию. Известно, что Мария обручилась с Иосифом в те года, но оставалась девственницей, о чем говорят слова, произнесенные Марией – «Как может быть у меня ребенок, если я не знаю мужа?» Ангел объяснил ей, что на нее сойдет свет и сила Создателя, после чего Мария согласилась, сказав: «Пусть будет так, как ты говоришь». После этого события Мария решила побывать у своей близкой родственницы Елисаветы, к которой тоже приходил Архангел и сказал, что у нее родится сын, хотя она была бесплодна и ей было много лет. У Елисаветы родился сын – Иоанн Креститель.

Когда Мария оказалась рядом с Елисаветой, она спела ей хвалебную песню, говорится в Библии, что она напоминает песнь Анны, матери Самуила, одного из почитаемых пророков. По возвращению в Назарет ее муж узнал о том, что у Марии будет ребенок, после чего он решил отпустить ее и не говорить никому. Но Архангел Гавриил явился и ему, рассказав о самой Великой тайне.

Марии пришлось бежать из города

В те года проходила перепись населения, а семья была из рода Давидова, поэтому пришлось бежать в Вифлеем. Вскоре в хлеву родился младенец – Иисус. Следом на место рождения пришли волхвы, которые узнали о рождении Христа и шли по направлению Звезды на небе. Пастухи увидели Иосифа, Марию и ее ребенка. Через восемь дней провели ритуал обрезания и младенца назвали именем Иисус. Через сорок дней муж и жена отправились Храм, чтобы провести обряд очищения, соответствующий закону и посвятить ребенка Богу. Они принесли в жертву четырех птиц. Когда совершался данный ритуал, Симеон – старец в Храме решил поведать будущее ребенка всем присутствующим, после чего сказал, что Мария будет участвовать в страданиях Иисуса.

Мария много лет была рядом с Иисусом. Известный факт, когда Мария попросила своего сына превратить воду в вино, в то время в Кане проходила свадьба. Далее она пребывала с Христом в Капернауме. После Христовой казни ей пришлось также быть на месте, а Иисус сказал Иоанну, чтобы он был всегда рядом с матерью. После того, как Христос вознесся на небо, она вместе с теми, кто был рядом со Спасителем, ждала Святого Духа. Им удалось увидеть схождение Духа, который приобрел иной вид, он был огнем. Далее о жизни Марии нигде и ничего не говорится.

Дева Мария — самая святая из всех женщин

До того, как провели Никейский собор в четвертом веке, священнослужители и деятели, среди которых были Юстина Мученик, Игнатий Антиохийский, Киприан и многие другие, утверждали о том, что роль Марии в искуплении человечества неоспорима. Если говорить о божественном материнстве Девы Марии, то она считается самой великой женщин из всех существовавших на Земле. По мнению ученых, чтобы стать Матерью Божьей, Марии нужно было удостоиться большого божественного расположения. В католичестве зачатие непорочным способом Девы Марии рассматривают в виде логического условия, которое подготавливает к пришествию Мессии саму Деву Марию.

Мария была сохранена от порока

Если говорить о Папе Пию, то он говорил, что Святая Дева Мария стала ею еще до того, как произошел момент непорочного зачатия, все заключалось в исключительном даре благодати. Это говорит о том, что мать Спасителя была с самого начала защищена от греха, который отчуждает любое создание от Бога, еще со времен первого человека, когда случилось грехопадение.

На заметку: для оформления церквей и храмов часто используют стеклофибробетон . Это отличный композитный материал которые намного прочнее обычного бетона. Более подробно о нем читайте на сайта http://rokoko.ru.


Святая Миродательница Мария Магдалина первая была свидетелем увиденного чуда — Воскресшего Господа Иисуса Христа. Родилась и благоденствовала она в местечке Магдалы в Галилее. Марии Магдалине, как...



Точное значение имени Аарон не известно, есть лишь предположения, по которым оно относиться к египетскому происхождению, и возможно, переводится, как «Великое имя». По приданию Святой был сыном Амрама, а также...



Святой Николай или, как его звали при жизни – Николай Толентинский появился на свет в 1245 году. Считается монахом – августинцем, кроме того, его причислила к лику святых Католическая церковь. По разным источникам, ...



После того, как человек уходит из этого мира, нужно поминать его. В связи с этим, сложились определенные традиции, которые нужно соблюдать несколько раз в год, после его смерти. Поминают покойного в церкви, желательно, ...




Дева Мария (Пресвятая Дева Мария, Богородица) - еврейская женщина из Назарета, согласно , мать Иисуса Христа. Евангелия от Матфея и от Луки описывают Марию как девственницу, и христиане верят, что она зачала сына, как непорочная Дева от Святого Духа. Чудесное рождение произошло, когда Мария уже была обручена с Она вышла замуж за Иосифа и сопровождал его в Вифлееме, где и родился Иисус.

Икона Божьей матери «Умиление Серафима Саровского»

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его.

Упоминания о Деве Марии в Библии.

Дева Мария несколько раз упоминается в Новом Завете. Чаще всего Непорочная Дева Мария упоминается в Евангелии от Луки . По имени она упоминается 12 раз. Все упоминания связаны с рождением и детством Иисуса.

Икона Божьей матери «Тихвинская»

Евангелие от Матфея упоминает ее имя шесть раз, пять из них в связи с младенчеством Иисуса и лишь однажды (13:55) как мать взрослого Иисуса.

Евангелие от Марка называет ее один раз по имени (6:3) и упоминает ее как мать Иисуса, не называя ее по имени в 3:31 и 3:32.

Евангелие от Иоанна упоминает ее дважды, но ни разу по имени. В Евангелии говорится, что Дева Мария сопровождала Иисуса, когда Он положил начало чудесам Своим в Кане Галилейской. Вторая ссылка говорит, что Дева Мария стояла у креста Иисуса.

В Деяниях говорится, что Апостолы, Мария и братья Иисуса собрались в горнице после Вознесения Иисуса.

В Откровении Иоанна описана жена, облеченная в солнце. Многие считают, что это описание Девы Марии.

Родословная Богоматери.

В Новом Завете мало упоминаний о происхождении Девы Марии. В Евангелии от Иоанна 19:25 говорится, что у Марии была сестра.

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

Из данной фразы семантически непонятно, сестра Матери Его, Мария Клеопова, - это одно лицо или две разные женщины. Иероним считает, что это одно лицо. А вот историк начала второго века Егезипп считал, что Мария Клеопова была не сестрой Девы Марии, но ее родственницей со стороны Иосифа Обручника.

По словам автора Евангелия от Луки, Мария была родственницей Елизаветы, жены священника Захарии, и, таким образом, происходила из рода Ааронова из колена Левия. Другие считают, что что Мария, как и Иосиф, с которым она была обручена, была из дома Давида.

Биография Девы Марии.

Непорочная Дева Мария родилась в Назарете в Галилее. После ее обручения с Иосифом (обручение - первый этап еврейского брака) ей явился ангел Гавриил и объявил ей, что она станет матерью обещанного Мессии. После первого выражения недоверия при объявлении, она ответила: «Я раба Господня. Да будет мне по слову твоему». Иосиф Обручник планировал спокойно разойтись с ней, но и ему явился во сне ангел Господень и говорил ему «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго».


Обручение Марии с Иосифом. И. Чернов 1804-1811 гг.

Ангел в подтверждение своих слов также сообщил Марии, что ее родственница Елисавета, ранее бесплодная, зачала по милости Господа. Мария отправилась в дом родственницы своей, где своими глазами увидела беременность Елисаветы и полностью поверила в слова ангела. Тогда Дева Мария произнесла благодарную речь Господу, которая известна как Магнификат или славословие Девы Марии .

Пробыв три месяца в доме Елисаветы, Мария вернулась в Назарет. Согласно Евангелию от Луки, Иосиф, муж Марии, по указу римского императора Августа должен был вернуться в родной город Вифлеем, чтобы пройти там римскую перепись. Во время пребывания в Вифлееме Мария родила Иисуса в яслях, так как для них не нашлось места ни на одном постоялом дворе. На восьмой день младенец Марии был обрезан по еврейскому закону, и наречен Иисусом, что по-еврейски означает «Яхве есть спасение».

По прошествии дней очищения, Иисуса отнесли в Иерусалим, чтобы представить пред Господом, как того требовал обычай. Дева Мария принесла в жертву две горлицы и два голубиных птенца. Здесь же о будущем младенца пророчествовали Симеон и Анна. После посещения Иерусалима, Непорочная Дева Мария и Иосиф Обручник вместе с младенцем Иисусом вернулись в Галилею, в город свой Назарет.

Согласно Евангелию от Матфея, ночью Иосифу явился ангел, и предупредил, что царь Ирод хочет убить младенца. Святое семейство бежало ночью в Египет и оставался там в течение некоторого времени. После смерти Ирода в 4 г. до н. э., они вернулись в землю Израиля, в Назарет в Галилее.

Дева Мария в жизни Иисуса

Согласно Новому Завету, в возрасте двенадцати лет, Иисус отделяется от своих родителей по возвращении с празднования Пасхи в Иерусалиме, однако присутствие матери все же прослеживается в Его земной жизни.

Исследователи Библии много спорят о том, почему Иисус отделился от родителей, и, в частности, от Матери, так как судьба его земного отца неизвестна, Иосиф упоминается в последний раз в Библии, когда Иисусу было 12 лет. Некоторый указывают на конфликт в Святом семействе. Несколько цитат из Библии, действительно доказывают эту точку зрения. В Евангелии от Марка описан момент:

И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.

Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.

И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?

И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;

ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь. ()

Цитата, приписываемая Евангелием от Марка, Христу: «Не бывает пророк без чести, разве только в своем родном городе, среди своих родственников и в своем собственном доме «. Также доказывает возможность конфликта.

Если конфликт в Святом семействе имел место быть, то причиной ему могло послужить неверие семьи во Христа как в сына Божьего.

Американский библеист Барт Эрман считает, что «существуют четкие признаки в Библии не только о том, что семья Иисуса отвергала его послание во время его общественного служения, но и о том, что Он, он в свою очередь, отвергал их публично».

Дева Мария присутствовала, когда, по ее предложению, Иисус сотворил свое первое чудо на свадьбе в Кане, превратив воду в вино. Дева Мария была и у креста, на котором был распят Иисус. Момент, описанный в Евангелии, когда Мария обняла мертвое тело ее сына является распространенным универсальным мотивом в искусстве, и называется «пьета» или «жалость».


После Вознесения Иисуса мы находим одно единственное упоминание о Деве Марии в Деяниях. После этого упоминаний о Марии нет. Ее смерть не описана в Священном Писании, но Католическая и Православная традиции считают, что ее тело было взято на небеса. Вера в телесное Вознесение Девы Марии – догмат Католической Церкви и многих других.

Данные о Деве Марии из апокрифических текстов.

Следующие биографические данные взяты из апокрифической литературы.

Согласно апокрифическому Евангелию Иакова, Мария была дочерью Святой Иоакима и Святой Анна. До зачатия Марии, Анна была бесплодна и был далеко не молода. Когда девочке исполнилось три года, ее привели в Иерусалимский Храм.

Согласно апокрифическим источникам на момент обручения с Иосифом, Марии было 12-14 лет, а Иосифу 90., однако эти данные недостоверны. Ипполит Фивский утверждал, что Мария умерла 11 лет спустя Воскрешения Иисуса и умерла в 41 году.

Самые ранние из дошедших до нас биографий Девы Марии – Жизнь Богородицы, созданная в 7-м веке Святым Максимом Исповедником, который считал Богородицу ключевой фигурой ранней Христианской Церкви.

В 19 веке, дом возле Эфеса в Турции был найден так называемый Дом Богородицы. Найден он был на основе видений Анны Катерины Эммерих, августинской блаженной монахини из Германии. Монахиня за 2 года до смерти, во время одного из многих видений Богоматери, получила подробное описание места, где Мария жила до своего Успения.


Согласно преданию, в Эфес Пресвятая Дева Мария удалилась во время гонений на христиан вместе с Иоанном Богословом. В 1950 г. Дом Богородицы был реконструирован и обращен в часовню.

Дева Мария в Православии

В православной традиции принята доктрина о девственности. Согласно данной доктрине Дева Мария «Девой зачала, девой родила, девой осталась». Гимны Богородице являются неотъемлемой частью богослужения в Восточной Церкви и их позиционирование в рамках литургической последовательности указывает на положение Богородицы после Христа. В Православной традиции, порядок перечисления святых начинается Богоматери, за которой следуют ангелы, пророки, апостолы, отцы Церкви, мученики и т. д.

Один из самых любимых православных акафистов посвящен Деве Марии. Пять из двенадцати великих церковных праздников в Православии, посвящены Деве Марии.

  • Рождество Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы - это праздник, посвященный рождению Пресвятой Девы Марии. Празднуется Рождество Богородицы 21 сентября.

  • Введение во храм

Введение во храм Пресвятой Богородицы – праздник, посвященный одному из событий в жизни девы Марии. Ее родители Иохим и Анна привели дочь в Храм в трехлетнем возрасте, так как еще ранее дали обет посвятить ребенка Богу. Праздник празднуется 4 декабря.

  • Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник празднуется ровно за 9 месяцев до рождества Христова. День посвящен явлению ангела, который возвестил Деве Марии, что она станет матерью Бога на Земле.

Православный праздника отмечается в день смерти Девы Марии. Согласно апокрифам, Дева Мария умерла на горе Сион в Иерусалиме. Там сейчас находится католический храм Успения Пресвятой Богородицы. Согласно апокрифу «Сказание об Успении Святой Богородицы» к смертному одру Богоматери апостолы были перенесены на облаках со всех концов света. Лишь апостол Фома задержался на три дня и не застал Деву Марию в живых. Он хотел попрощаться с девой Марией. По его просьбе гробница Девы Марии была открыта, но тела там не оказалось. Поэтому считается что Дева Мария вознеслась на небеса. Успение Богородицы отмечается 28 августа.


  • Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы отмечается 14 октября. В основу этого Православного праздника положено предание о явлении Богоматери юродивому Андрею. Произошло это в Константинополе, который осаждали враги. Люди в храме молили Бога о спасении от варваров. Святой Юродивый Андрей увидел Богоматерь, молящуюся о спасении народа Константинополя. Затем Богоматерь сняла покрывало с головы и покрыла им людей, который присутствовали в храме, тем самым защитив их от видимых и невидимых врагов. Покров Богородицы сверкал ярче лучей солнца. Считается, что Богородица спасла Константинополь.

Почитание Богородицы в Православной Церкви.

Предпосылки возвеличивания Девы Марии всеми народами (родами) даны в самой Библии, где сказано от имени Девы Марии:

…величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его ().

В 11 главе от Евангелия от Луки приводятся слова женщины из народа:

…блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

Более того Иоанн Богослов в Евангелии от Иоанна свидетельствует, что первое чудо Иисус совершил по просьбе матери, поэтому Богородицу почитают как ходатаицу за род людской. Существует огромное количество икон Богоматери. Многие из них считаются чудотворными.

Человечество ждало своего Спасителя очень долго. Еще в Ветхом Завете Бог обещал, что Спаситель придет в этот мир через женщину, но без мужского семени. Дева Мария добровольно пошла на это, хотя в то время это было весьма опасно, в том числе и для жизни. У Девы Марии было достаточно веры, духовных сил и смирения, чтобы пойти на этот шаг. Богоматерь ведь с самого начала знала, что земное служение ее Сына закончится быстро и трагически. Как мать она перенесла самое страшное ради спасения человечества.

Мариология - учение о Пресвятой Деве Марии.

Мариология - богословское учение о Деве Марии, матери Иисуса. Христианская мариология стремится соединить Священное Писание и предания и учения Церкви о Деве Марии в контексте социальной истории.

Существуют различные христианские взгляды на роль Девы Марии в Христианстве, от полного почитания Марии в Римско-Католической церкви до минимизирования роли Марии в протестантской евангельской теологии.

Значительное количество публикаций в данной области было написаны в 20-м веке теологами Раймондо Спиацци (2500) и Габриэлем Роччини (900). Центрами современной мариологии являются Папский институт мариологии и Папская академия мариологии.

Для понимания христианской традиции и самого Божественного образа Богородицы каждому христианину полезно знать такие истины: Пресвятая Дева Мария есть в прямом смысле - Матерь Господа Иисуса Христа и потому Богородица; Она пребывает Приснодевою до рождения Иисуса Христа, в Рождестве и после Рождества; Богородица следует за Спасителем, как высшая сила всех небесных сил - святых апостолов и святых отцов церкви. К такому обобщению подводят книги Ветхого и Нового Заветов, сама земная жизнь Богородицы.

Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева. Сегодня трудно даже поверить, что у Нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями. Мы привыкли Ее воспринимать Царицей Небесной, а Она имела свои земные черты характера - склонность к покою, задумчивости, о чем свидетельствуют Ее современники. Божественную трогательную улыбку Девы Марии навечно запечатлели иконописцы, это и не улыбка даже, а образ самой доброты.

Мать Марии звали Анной, отец носил имя Иоаким, обе родовые ветви имели за собой почтенных предков, среди которых были патриархи, первосвященники и правители иудейские из ветвей мудрого Соломона и могущественного Давида. Иоаким и Анна не считались зажиточными и знатными, хотя жили безбедно, разводя большие стада овец. Угнетала их только одна печаль: не было детей. Приход Мессии был уже предопределен, а бездетные люди заведомо лишались надежды иметь Мессию своим потомком, о чем мечтала втайне каждая семья. У израильтян в ту пору даже священнослужители воспринимали бездетного, как наказанного свыше. Это подтверждает факт из жизни Иоакима. В праздник обновления Храма Иерусалимского он вместе с другими жителями принес богатые дары для Храма, но священник отказался их принять - бездетность Иоакима была тому причиной. Он тяжело переносил свое горе, на какое-то время даже удалился в пустыню, где горько плача многократно обращался к Богу: "Слезы мои будут мне пищею, а пустыня домом до тех пор, пока великий и мудрый Господь не услышит мою молитву". И тогда Иоаким услышал слова Ангела Господня: "Я послан тебе возвестить, что молитва твоя услышана."

Жена твоя Анна родит тебе чудную дочь, и Ты назовешь ее Марией. Вот тебе подтверждение слов моих: входя в Иерусалим, за Златыми вратами ты встретишь жену свою Анну, и она тебя так же обрадует радостным известием. Но помни, что твоя дочь есть плод божественного дарования".

Анне тоже явился Ангел Господен и тоже поведал, что родит она благословенную дочь. Небольшой южный городок Назарет, где жили Иоаким и Анна, был расположен в трех днях пути от Иерусалима. Они с самого начала совместной жизни ходили из Назарета пешком, чтобы в знаменитом иерусалимском Храме выразить Богу великую свою просьбу: иметь ребенка. И вот мечта сбылась, радости их не было предела.

9 декабря (Здесь и далее в жизнеописании даты приведены по старому стилю.) православная церковь празднует зачатие Пресвятой Девы, а 8 сентября - рождение Ее. Трех лет от роду Мария была введена во Храм иерусалимский. Это был момент очень важный, не случайно православная церковь отмечает такое событие. Происходило оно в очень торжественной обстановке: шествие открывали девочки - ровесницы Пресвятой Девы, с зажженными свечами в руках, а за ними шествовали Иоаким и Анна вместе со своей благословенной дочерью, держась за руки. За ними следовали многочисленные родственники, среди которых были весьма знатные особы. Лица всех были озарены радостью. Девы шли с пением духовных песен, их голоса сливались с пением Ангелов.

В Храме Иерусалимском Пресвятой Деве суждено было провести многие годы. Тот храм был прообразом монашеской обители. В стенах Храма было 90 отдельных просторных комнат-келий. Треть из них отводилась девам, посвятившим свою жизнь Богу, остальные комнаты занимали вдовы, давшие обед хранить безбрачие. Старшие опекали младших, учили чтению священных книг, рукоделию. Пресвятая Дева Мария сразу всех удивила тем, что легко постигала самые трудные места священных книг, лучше всех взрослых, изучавших эти книги всю жизнь.

После рождения желанного ребенка очень скоро умирают родители, сначала Иоаким в 80 лет, следом Анна. Даже навестить малое дитя, пребываемое в Храме, было некому. Сиротство и сознание своего одиночества еще сильнее обратили сердце Марии к Богу, в Нем была заключена вся Ее судьба.

Когда Марии исполнилось четырнадцать лет, первосвященники объявили Ей, что настала пора выходить замуж. Мария отвечала, что желает посвятить Свою жизнь Богу и хочет сохранить девство. Как быть?

Ангел Господень явился первосвященнику Захарии и поведал ему совет Всевышнего: "Собери неженатых мужей колена Иудова, из рода Давидова, пусть они принесут свои посохи. И кому Господь покажет знамение, тому ты и вручи Деву, чтобы он стал хранителем Ее девства".

Все так и случилось. Первосвященник Захария собрал неженатых мужей вблизи храма и обратился к Богу с молитвой: "Господи Боже, покажи мужа, достойного стать обручником Девы". Посохи приглашенных мужей были оставлены в святилище. Когда за ними пришли, то сразу увидели, как один посох расцвел, а на появившихся ветвях сидела голубица. Владельцем посоха оказался 80-летний вдовец Иосиф, занимавшийся плотничьим ремеслом. Голубица, слетев с посоха, стала кружиться над головой Иосифа. И тогда Захария сказал: "Ты примешь Деву и будешь хранить Ее". Поначалу Иосиф возразил, испугавшись того, что при взрослых сыновьях, которые старше Марии, он станет посмешищем людей. Предание гласит, что и сама Мария была сильно огорчена тем, что Ей надлежало покинуть Храм Божий. Но по воле Всевышнего обручение свершилось, только Иосиф стал не мужем Марии, в нашем привычном понимании, а хранителем святости и заботливым служителем Девы Марии.

Об Иосифе не слишком много сказано в Писании, но все-таки и по крупицам можно сложить довольно ясный образ. Старец был потомком царей Давида и Соломона, человеком твердого и правдивого нрава, скромный, внимательный, трудолюбивый. От первого брака с Соломией у него было две дочери и четыре сына. До обручения с Марией он прожил много лет в честном вдовстве.

Иосиф привел Богом данную отроковицу в свой дом в Назарете, и они погрузились в обычные будничные дела. Только Марию не покидало предчувствие великого свершения, чего-то неописуемого, необыкновенного. Прихода Мессии ждали все люди, как единственного избавителя от многочисленных пороков, опутавших людей словно паутиной.

Роскошествующий Рим, покоривший многие страны, изощрялся в наслаждениях, погрязал в разврате,извращениях, изуверстве, забыв о всех добродетелях. Катастрофа духа всегда приводит к катастрофе тела. Врачевателем же духа мог быть только Всевышний. И Дева Мария как бы инстинктивно, не отдавая себе в том отчета, готовилась к исполнению величайшего Божественного замысла. Она душой постигала явление на свет Спасителя, Она еще не знала, каким способом Бог пошлет на Землю Своего Сына, но душа Ее уже сама готовилась к этой встрече. Таким образом Пресвятая Дева вещей сутью Своей единственная могла соединить вековые основы Ветхого завета с новыми христианскими законами жизни.

Для благовестия о Своем Божественном замысле Господь избрал архангела Гавриила, одного из самых первых ангелов. Икона "Благовещение" (празднование 25 марта) раскрывает нам это великое деяние Господа. На ней изображен тихий слет с небес на Землю ангела в облике великолепного юноши. Он передает Деве Марии небесный цветок - лилию и произносит бесценные слова; "Радуйся, Благодатная: Господь с тобою! Благословенна Ты в женах!" Смысл этих небесных слов в том, что Пресвятая Дева зачинает Сына, царству которого не будет конца. Прежде Она читала священные книги, в частности, пророка Исайи, о том, что некая Дева родит Сына Человеческого от Бога. Она готова была стать служанкой Той женщины, и не помышляла о собственном божественном предназначении.

Современный человек может породить в своем разуме сомнение. Непорочное зачатие во все века вызывало вопросы. Но самое удивительное, что услышанная Благая Весть перво-наперво усомнила Саму Марию. "Как это будет со мной, когда Я мужа не знаю?" - были первые ее слова.

Факт действительно может показаться сомнительным, если постигать его холодным разумом. Но его надо принять не разумом, а душой. Непорочное зачатие или приснодевство Пресвятой Богородицы - есть соединение небесного и земного, духовного и материального. То был момент перерождения мирского человека в Святость, которой поклоняются люди вот уже два тысячелетия.

Проникновенно и возвышенно говорит об этом явлении московский митрополит святитель Филарет (1782-1867 гг.): "Дева готова стать матерью, Она склоняется пред Божественным назначением, но не хочет и не может изведать земного брака, этого общего пути к рождению на Земле... Одною любовью Божественной трепещет это сердце. Все - все помыслы, чувства, стремления - отданы невидимому, неприступному Богу. Он один только и мог быть Ее желанным, Ее нетленным женихом. И в тот миг, как Ей говорили о Сыне, Ее чистейшая душа, испуганная одной возможностью мысли о браке земном, с силою устремилась туда, в высоту, к единственно желанному и жданному Богу. И тогда свершилось таинственное, чудное, непорочное зачатие..."

Так подтвердились слова архангела Гавриила: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышняго осенит Тебя; поэтому и Рождаемое свято, и наречется Сыном Божиим".

Материалисты не могут постичь этого чуда. Одни принимают только физику, другие делают шаг более смелый - в метафизику. Но как естественно и закономерно признать Божественное начало! Хотя понятие "начало" применимо к конкретному явлению, а Бог - это Вечность, у которой не может быть начала и конца. Бог это сила, утверждающая гармонию во Вселенной.

Икона "Благовещение" помогает смертному человеку принять эту духовную суть и соединяет нас с Божественным миром. В Назарете, где архангел Гавриил благовестил Деве Марии, в IV веке был воздвигнут храм в память о Благовещении. В алтаре горят неугасимые лампады, бросая свет на слова, в коих заключена суть величайшего таинства: "Yic Verbum caro fuit" ("Здесь слово плоть бысть"). Над престолом - образ Благовещения и рядом вазы с белыми лилиями. Цветок, который был в руках архангела Гавриила, символизирует чистоту.

Надо представлять состояние Девы Марии, которая должна объяснить своему мужу причину уже видимого плодоношения. Возвышенное и греховное стояли на одних весах в ее воображении. В душе земного человека назревала тяжелейшая драма. А каково было состояние Иосифа, который благоговел пред Марией, но видел изменения в Ее фигуре и страдал от терзавших его вопросов?! Конечно, Дева Мария могла рассказать Иосифу все как было... Но поверит ли он, что во чреве Ее сокрыт Божественный плод? И как сказать о Себе, как о Святости? Всем подобным предполагаемым объяснениям, вопросам и ответам Дева Мария предпочла молчаливое страдание. Ведь Она осознавала факт вознесения смертного человека на недосягаемую высоту.

Праведный Иосиф, не ведая тайны воплощения Господа, проявил необыкновенное добросердечие. После долгих терзаний, разных предположений и колебаний, он решает тайно вручить Деве Марии разводное письмо без указания причины развода. Святитель Иоанн Златоуст так поясняет этот поступок: "Иосиф выказал в этом случае удивительную мудрость: не обвинял и не укорял Деву, но думал только отпустить Ее". Он очень хотел сохранить честь Девы и избавить Ее от преследований закона, тем самым удовлетворить требование своей совести. И только он решился свой план с письмом осуществить, как явился к нему во сне ангел Господень. Разрешились вмиг все противоречия и недомолвки Господним откровением.

Наиболее полно и многообразно представлены в духовной литературе, в иконописи Рождество Христово и вся дальнейшая Его земная жизнь. О ней за два тысячелетия написано такое количество книг, которое не поддается исчислению привычными тиражами. Не было на Земле другой подобной жизни, которая бы притягивала к себе с такой непоколебимейшей силой людские души. На протяжении гигантского отрезка времени (в привычном человеческом понимании) в честь Иисуса Христа на Земле не прекращалось горение лампад и свечей. Если черные силы взрывали храм Божий, то свеча горела в какой-нибудь хижине. Если она гасла в одной части света, то неизменно сияла пламенем пред чистым образом - в другой. Во все времена великий духовный подвиг Христа, о котором обязаны знать все люди на свете, оставался высшим идеалом служения Богу-Отцу и служения Бога-Сына - человечеству. Жизнь Иисуса Христа была живым примером исполнения двух первейших библейских заповедей: возлюбить Бога и возлюбить ближнего.

Несоблюдение этих заповедей человечеством ведет его к погибели. Жизнь убеждала в этом неоднократно. Зло как бы мигрирует по планете во времени. История фиксирует: мракобесия язычников разных мастей, свирепость династии Иродов, жестокость Нерона, изуверства иезуитов, пагубные последствия доктрин философов типа Ницше, обман лжепророков и погибельные соблазны новых "царей" и так называемой демократии. Где не соблюдаются заповеди Господни, туда вторгается зло, там процветает ложь, а вера в Бога становится фальшивой; где не соблюдаются заповеди Христа-Спасителя, там постоянны кровопролития, а любовь к ближнему проявляется только на словах; где не соблюдаются заповеди Всевышнего, там власть роскошествует, а народ бедствует. Такое общество обречено на погибель.

Если представить, что на землю не пришел бы Иисус Христос, то в противовес злу не было бы вообще никакой силы, и человечество давно бы закончило свое существование. Спаситель явился на землю в период правления царя Ирода. Что связывают люди с этим именем, ясно. Во все времена и по сей день иродами называют самых гнусных правителей. Кто выступает против них, тот следует заветам Христа.

На всех этапах духовного подвига самого Иисуса Христа во имя спасения людей рядом с Ним стояла Его Мать - Пресвятая Богородица. Она с величайшим земным достоинством несла Свой крест. В холодную ночь Она, родив сына, не могла приютить Его в Своем доме ("Родила сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила в ясли, потому что не было им места в гостинице) Лк. 2:7". Неправедно повелевавший народом царь Ирод очень боялся прихода Мессии, он всячески препятствовал исполнению намерений Божиих. Прознав о рождении Христа, он пошел на жуткое, варварское злодеяние - повелел убивать всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, рассчитывая, что среди убитых окажется новорожденный Царь Иудейский - Спаситель. 14000 невинных детей - мальчиков - пали жертвой за Христа по воле царя Ирода. Какой же страх испытывала Богоматерь за жизнь Сына?!

Она переживала каждую секунду жизни Иисуса, от рождения до распятия и вознесения. И надо представить Ее горе, как оно содрогало душу, когда невежественная толпа измывалась над Святостью, когда кровь застывала на челе Ее Сына от тернового венка и когда пришлось снимать с креста Пречистое тело Иисуса...

После Вознесения Христова земной путь Богородицы был еще достаточно долгим и плодотворным.

Ей суждено было вместе с апостолами нести по свету учение Христа. Радуясь успехам учеников Сына, Сама Богородица почти никогда не выступала перед народом. Впрочем, есть в преданиях одно чудесное исключение... О нем позже. Суть христианского учения Божия Матерь искала не в словах, а в самой жизни. Кстати, это самый результативный метод обучения детей родителями: можно мало говорить и много делать, тогда дети обязательно поймут, как надо делать и что делать. Дева Мария усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам и вдовам. Очень много времени отдавала молитвам у гроба Сына. Иосифа-обручника Дева Мария похоронила, когда Иисус был в отроческом возрасте. Иосиф тоже скромно и благородно исполнил свой жизненный подвиг. Именно подвигом должна быть жизнь каждого из нас, суть жизни в том и заключена, чтобы с достоинством исполнить данное Богом предназначение каждому человеку. Как исполнить? Следовать совести. Совесть должна быть поводырем жизни - предпосланная Богом, хранимая человеком. Своим бытием, материальными и духовными стараниями учила жить людей Богородица, пробуждая в человеке Совесть - голос Бога. Матери Бога - Богородице, стоя перед иконой - Ее образом, человек открывает свою душу, доверяет тайны, шлет покаяние за грехи, надеясь на Ее милость и посредничество перед Богом. И Богоматерь соединяет частицу этого Божественного начала в человеке с Всевышним.

Немногословной Деве Марии однажды все-таки пришлось выступить перед людьми с чудеснейшей проповедью, предание о которой дошло до наших дней. Богородица намеревалась посетить Кипр.

Корабль пересек Средиземное море, и вот-вот должен был показаться желанный остров. Но вдруг на корабль обрушилась буря, и он стал неуправляем, его понесло в другую сторону света, словно по воле небесного Кормчего. Корабль попал в Эгейское море, промчался между многочисленными островами и остановился по воле Всевышнего у подножия Афонской горы. Та местность буквально кишела идольскими капищами с громадным храмом Аполлона в центре, где свершались разные гадания и языческие волхования.

Но вот Богоматерь сошла с корабля на землю, и отовсюду к Ней стал стекаться народ с вопросами: кто такой Христос и что принес Он на Землю? И тогда Она вынуждена была долго рассказывать людям о тайне воплощения Иисуса Христа, о выпавших на Его долю страданиях за грехи людей, о казни, смерти, воскрешении и вознесении на небо.

Она открыла людям суть учения Иисуса Христа - о покаянии, прощении, любви к Богу и ближнему - как о великих ценностях, утверждающих в мире добро, справедливость и благоденствие.

После столь прочувствованной проповеди Божией Матери свершилось необыкновенное действие. Все слышавшие Ее пожелали принять крещение. Оставляя Афон, Богородица благословила новообращенных христиан и изрекла пророчество: "Эго место да будет моим жребием, данным мне от Сына и Бога Моего. Да почиет благодать Моя над живущими здесь с верою и благочестием и сохраняющими заповеди Сына и Бога Моего. Они будут иметь в изобилии и с малым трудом все необходимое для земной жизни, и не оскудеет к ним милость Сына Моего. До скончания века Заступницей Я буду месту этому и ходатаицей о нем пред Богом Моим".

Дальнейшая история Афона до сего дня подтверждает, что над тем местом во все века ощущается и материализуется Божественное покровительство.

Благодеяния Богородицы подобные афонским столь бесконечны, что из них можно составить целую летопись. Этому и посвящены многие иконы Божией Матери. О них рассказ впереди. К концу своей земной жизни Божия Матерь всем существом Своим стремилась к Небу. И однажды во время молитвы явился Ей снова архангел Гавриил с ликом радостным и сияющим, как и десятилетия назад, когда принес от Всевышнего Благую Весть. На этот раз весть была о том, что Богородице осталось пребывать на Земле всего три дня. С такой же великой радостью она приняла это послание, ибо не могло быть для Нее большего счастья, как вечно лицезреть образ Своего Божественного Сына. Архангел Гавриил вручил Ей райскую финиковую ветвь, излучавшую необыкновенный свет днем и ночью. О явлении архангела Гавриила Божия Матерь первому поведала апостолу Иоанну, который почти не разлучался с Богородицей.

Уведомив всех домашних о своем предстоящем уходе с грешной Земли, Богородица повелела соответствующим образом подготовить Свои покои: украсить стены и ложе, воскурить фимиам, зажечь свечи. Она увещевала близких не плакать, а скорее радоваться тому, что беседуя с Сыном Своим Она будет направлять Его благость на всех живущих на Земле, будет посещать и охранять бедствующих.

Проводить в последний путь Богородицу собрались наичудесным образом со всего света апостолы и ученики, оповещенные Святым Духом. Их оказалось около семидесяти - самых преданных проповедников учения Христа. В благовестный 15-й день августа и третий час от полудня все собрались в храме, убранном специально для священного небывалого действа. Пылало множество свечей, на благолепно украшенном одре возлежала Богоматерь и молилась самозабвенно в ожидании своего исхода и пришествия Сына и Господа Своего. По преданиям можно представить необыкновенную картину.

В обозначенный срок весь храм облистал никем и никогда невиданный небесный торжественный свет. Словно раздвинулись стены и над головами людей вознесся Сам Царь Славы Христос, окруженный сонмом ангелов, архангелов и других бесплотных сил, с праведными душами праотцев и пророков.

Поднявшись с ложа Богородица поклонилась Сыну Своему и Господу со словами: "Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея!.. Готово сердие Мое; буди Мне по глаголу Твоему..."

Взирая на пресветлое лицо Господа, дражайшего Сына Своего, без малейшего телесного страдания, как бы сладко засыпая, Богородица передала Ему в руки пресветлую и пречистую душу Свою.

Митрополит московский святитель Филарет в письмах о почитании Пресвятой Богородицы (М. 1844 г.) так объясняет своим соотечественникам этот торжественный момент перехода от земной жизни к жизни вечной Девы Марии: "И поелику Приснодева носила на руках Своих Сына Божия во время Его земного младенчества, то в воздание за сие, Сын Божий носит Ее душу на руках Своих, в начале Ее небесной жизни."

На земле же свершалось погребение тела Девы Марии. Святые Петр и Павел с Господним братом святым Иаковом и другими апостолами подняли одр на плечи и понесли его от Сиона через Иерусалим к селению Гефсиманскому. Святой Иоанн Богослов нес пред одром райскую финиковую ветвь, врученную Деве Марии архангелом Гавриилом. Ветвь сияла небесным светом. Над всем многолюдным шествием и пречистым телом Богоматери внезапно возник некий облачный круг - подобие венца. И радостное пение небесных сил разлилось в пространстве. Сияние и Божественное песнопение сопровождало шествие до самого погребения.

Предание свидетельствует о том, как неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса Христа, донесли об увиденном фарисеям. Последовал их приказ: уничтожить все шествие, а гроб с телом Марии сжечь! Но произошло чудо: сияющий венец - Божественная сфера, как защитным колпаком сокрыла шествие. Воины слышали шаги людей, провожающих Богоматерь, слышали пение, но никого не могли увидеть. Они натыкались друг на друга, на дома и заборы, чувствовали себя словно ослепшими. Ничто не могло помешать торжественному погребению.

В Священном Писании мы нигде не найдем повествования о смерти Девы Марии. Смерти не произошло. Конечно, в том понимании, как это случается с обычным человеком, когда тело предается земле, а душа - Богу. Уход из земной жизни Богоматери святая православная Церковь называет Успением. И воспевает Успение Богородицы так: "Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая, в рождении сохраняется девство и со смертью сочетается жизнь: пребывая по рождению Девою и по смерти живою, Ты спасешь всегда, Богородица, наследие Твое".

Успение означает то, что Дева Мария после тяжкого многолетнего бодрствования опочила сладким сном, преставилась к вечному источнику жизни, став Матерью Жизни, избавляя молитвами Своими от мук и смерти души смертных, вселяя в них Своим Успением живое предощущение вечной жизни.

Апостол Фома, как гласит предание, прибыл в Гефсиманию лишь на третий день после погребения Пресвятой Богородицы. Много скорбел и плакал по этому поводу и очень жалел, что не был удостоен Ее благословения. И тогда другие апостолы позволили ему открыть гроб, чтобы совершить последнее прощание. Был отвален камень, открыт гроб, но... тела Девы Марии там не оказалось. Апостолы стали молить Господа о том, чтобы Он открыл им Свою тайну.

К вечеру святые апостолы сели за трапезу. Как было принято между ними, они оставили одно место не занятым, а пред ним положили кусок хлеба, чтобы после трапезы, творя благодарение Господу, прославляя имя Святой Троицы, этот кусок хлеба вкусить всем, как дар благословенный с молитвою: "Господи, Иисусе Христе, помогай нам!" Все думали и говорили за трапезой только о чудесном исчезновении тела Богородицы. Трапеза была окончена, все встали и по обычаю подняли хлеб, отложенный в честь Господа... Устремив вверх глаза, готовясь к молитве, все увидели Пречистую Деву Марию, окруженную множеством ангелов. И услышали от Нее: "Радуйтесь! Я с вами во все дни!".

Вся земная жизнь Богородицы укладывается в конкретные 72 года, об этом свидетельствуют расчеты древних святых отцов церкви (святителя Андрея, архиепископа Критского, святителя Симеона Метафраста), с ними соглашаются авторитетные церковные историки. Но из всей святейшей жизни Пресвятой Девы православная церковь выделила четыре важнейших духовных события, отмечаемые великими праздниками: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение и Успение. Эти праздники причислены к так называемым - двунадесятым и приравнены к великим праздникам Господним. Всего их вместе взятых в году - двенадцать. За каждым праздником стоит великое духовное событие, отражением которого является бесконечное множество икон.

Но в то же время сами иконы Пресвятой Богородицы имеют особую жизнь, особую историю, они хранят чудеса и до сих пор благодатно воздействуют на человека.

Перед толкованием икон Пресвятой Богородицы интересно и полезно будет представить Ее земной облик по описаниям очевидцев, дошедшим до нас в священных книгах. Но главную черту Пресвятой Девы, определяющую все Ее духовное содержание, святой Григорий Неокесарийский так определил: "У Нее ум, Богом управляемый и к одному Богу направленный". Безупречные духовные качества Богородицы все Ее современники без исключения ставят на первый план.

Святой Амвросий в облике Богородицы подмечает те черты, которые могут служить идеалом человека: "Она была не многоречива, любительница чтения... Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица обидела родителей? Когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты.".

Святой Дионисий Ареопагит, через три года после своего обращения в христианство сподобившийся видеть в Иерусалиме лицом к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает это свидание: "Когда я введен был пред лице Богообразной светлейшей Девы, меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет Божественный и разлилось вокруг меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух - не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы".

Святой Игнатий Богоносец удивительно точно определяет суть благодатного воздействия Богородицы на простых смертных людей: "В Ней соединялось естество ангельское с человеческим".

Из преданий, воспоминаний современников Пресвятой Девы проступает вполне зримый образ. Церковный историк Никифор Каллист словесно так его нарисовал: "Она была роста среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные".

Во все времена святые отцы церкви выражали свой неподдельный восторг пред образом Пречистой Богородицы нашей Приснодевы Марии. Например, великий богослов православной церкви святой Иоанн Дамаскин (VII в.) говорит: "Ее столько возлюбил Бог - высочайший и чистейший свет, что чрез нашествие Святаго Духа существенно соединился с Нею, и родился от Нея совершенным человеком, не изменяя и не смешивая свойств".

Именно эти свойства, конкретно определенные и названные почтенными летописцами церкви, святыми отцами и современниками Девы Марии, присутствуют в каждой иконе Богоматери, соответствующей тому или иному событию в Ее жизни, тому или иному празднику Богородицы, тому или иному явлению, связанному с Ней.

Наипервейшим иконописцем, оставившим наиболее точный облик Богородицы, был ученик апостола Павла и его помощник святой евангелист Лука. Видеть лик Божией Матери пожелали благочестивые верующие. Святой Лука пишет образ Девы Марии и преподносит его Ей непосредственно. Она, увидев первую икону Богоматери, а точнее свой образ, невольно изрекла: "Благодать родившагося от Меня и Моя с сею иконою да будет!". Ее благословление и сделало иконы Божией Матери благодатными - дарящими верующему человеку благо, избавление от порока, наполняющими душу божественным светом.

История первой иконы уникальна. Она долгие годы находилась в Антиохии, где верующие впервые назвали себя христианами. Далее святой образ перемещается в Иерусалим, а потом попадает в Константинополь к святой царице Пульхерии (в середине первого тысячелетия). Вместе со своим супругом императором Маркианом они возводят в Константинополе в честь Богородицы три великолепных храма - Халкопратейский, Оди-гитрии и Влахернский. В храме Одигитрии помещают икону, писанную святым евангелистом Лукою.

Богородица в судьбе России, как мать для младенца. В почитании Божией Матери русскими людьми - особая тайна. Кроется она в надежде на всесильное материнское заступничество перед Богом. Ведь Всевышний - не только великий благодетель, но и грозный судия. У русских, имеющих в характере такую ценнейшую черту, как покаяние, всегда с Боголюбовью соседствовала Богобоязнь. Как у матери родной, просит богобоязненный грешный человек покрова Богородицы, идя на суд Господний. Человек знает свои грехи, на то дана ему Богом совесть. Держать ответ перед Богом за грехи и помогает великая Заступница, Защитница, Спасительница - Матерь Божия. Она как бы смягчает кару, но зато обнажает в человеке совесть. Когда поэт говорит, что "умом Россию не понять", он имеет в виду именно Совесть. Эту ранимую и совершенно не материальную "структуру" - божественную сущность русские доверили Богородице.

Более прославленного имени нет на Руси, нежели Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии. С самого начала русской истории Богоматери посвящаются главные кафедральные храмы. Византийские мастера воздвигают по повелению Самой Божией Матери в Киево-Печерской лавре Успенский собор. Воз-желание Богоматери пребывать на Руси засвидетельствовано в Киево-Печерском патерике. И с тех пор люди на Руси стали считать свое Отечество - Домом Пресвятой Богородицы.

Почитание Богородицы свершается в первую очередь через иконы. Только в церковном месяцеслове числится около трехсот почитаемых икон Божией матери. Каждая имеет свое имя. Почти нет дня в году, чтобы этот день не был освещен празднованием той или иной иконы Божией Матери.

Исход великих исторических событий связан с чудотворным влиянием икон Богородицы. В Куликовской битве помогала Донская икона; в спасении Москвы от Тамерлана и при великом стоянии на Угре - Владимирская; в Смутное время при изгнании поляков из Москвы - Казанская; при утверждении правящей династии Романовых - Феодоровская; в Полтавской битве - Каплуновская. В 1917 году, в день отречения царя-мученика Николая II от престола, как бы Сама Божия Матерь, явившись неожиданно в образе Державной, взяла на Себя преемство власти Державы Российской. Но многие люди не сохранили этот святой образ, не сохранили и самих себя.

Для русского человека спасительное свойство Богородицы всегда было чтимо, как благословение родной матери. Народ вверял Богородице душу и всего себя. К иконам Богородицы относились как к живой святыне, поэтому и давали им часто собственные имена, как человеку.

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.