Иконы феодоровского собора в царском селе. Феодоровский государев собор. Строительство и освящение Федоровского собора

Выступили князь Алексей Ширинский-Шихматов и полковник лейб-гвардии Павловского полка Дмитрий Ломан, члены православного Палестинского общества. (Палестинское общество занималось изучением истории и археологии, филологии и этнографии стран Ближнего Востока).

Необходимость возведения собора они объяснили тем, что у недавно созданных сводно-пехотного полка, императорского конвоя и железнодорожного полка, охраняющих царскую резиденцию, не было полкового храма.

В 1908 году Николай II дал разрешение на строительство и в августе 1909 года рядом с казармами и Александровским дворцом , недалеко от Ковшового пруда храм был заложен. В церемонии участвовал сам император, а члены императорской семьи посадили на храмовой площади 7 дубков, четыре из которых стоят здесь и сейчас.

Было принято решение построить храм в стиле церковной архитектуры XVII века. Проект сооружения выполнил архитектор Александр Померанцев, автор здания ГУМа в Москве . Однако, его замысел показался комиссии слишком громоздким и дорогим, а формы, представляющие «нарышкинское барокко», не отвечающими архитектурным идеям начала XX века. Работа опытного архитектора была отклонена. Окончательный проект подготовил молодой и полный свежих идей архитектор Владимир Покровский, взявший за основу храма архитектуру Благовещенского собора Московского Кремля в первоначальном его виде.

150 тысяч рублей на строительство были выделены лично Николаем II и императрицей Александрой Федоровной. Также деньги поступили от сахарных, табачных и горчичных «королей», которые надеялись получить награду или стать «поставщиком двора его величества». Поскольку денег на возведение храма было достаточно, работы продвигались ударными темпами и через четыре года, в 1913 году строительство завершилось, храм получил имя «Федоровского государева собора».

Федоровский собор стал не только полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного Конвоя, но и приходом императорской семьи, члены которой могли войти в храм через специальный вход в юго-восточном углу здания. Николай II чаще посещал не придворную церковь при Екатерининском дворце , а именно Федоровский собор, где он молился вместе с солдатами.

Вместе с тем, простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам.

Первоначально в храме планировалось устроить только два придела: главный - во имя Феодоровской иконы Божием Матери и боковой - во имя Святого Алексия, митрополита Московского. Позже было решено построить Нижний, или Пещерный храм, в котором была специальная царская комната. Свое название Пещерный храм получил по той причине, что при его строительстве пришлось углубить подвал. В 1912 году придел был освящен во имя Преподобного Серафима Саровского.

Роспись Федоровского собора выполнена по эскизам, созданным братьями Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Униформа солдат-служителей храма, похожая на стрелецкие кафтаны, сшита также по эскизам Виктора Васнецова.

После Октябрьской революции Федоровский собор не был разрушен, в отличие от многих других храмов. Но после его закрытия в 1933 году иконы передали в Русский музей , правда, при этом было выяснено, что многие из них, считавшиеся древними, оказались подделкой.

До войны в храме находилась киностудия Ленфильма. В нижнем храме размещался архив кинофотодокументов, а в верхнем притворе был устроен кинозал.

Во время войны Федоровский собор не был полностью разрушен, но лишился куполов. Оккупанты разобрали входную лестницу из розового мрамора, спилили несколько дубков, посаженных членами царской семьи и сломали царские ворота. В это же время сгорели все архивные материалы.

В послевоенное время в храме размещалось овощехранилище сельхозинститута. В 1962 году власти пытались взорвать храм, но попытка оказалась неудачной: были уничтожены только пристройки к основной части здания.

В 1991 году Федоровский собор был возвращен церкви и уже в следующем году в нем начались богослужения. К настоящему времени завершена реставрация сооружения. Возле дубов, посаженных императорской семьей в 1993 году установлен памятный бюст императора Николая II.

Одна из достопримечательностей Царского Села (город Пушкин, Санкт-Петербург) – , комплекс построек в псевдорусском стиле в Фермском парке, недалеко от Александровского парка и дворца . Главная доминанта здесь – Федоровский собор , или, как он назывался до революции, . В настоящее время он относится к Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви и принадлежит Царскосельскому благочинническому округу. Настоятель – епископ Маркелл (Ветров).

Строительство и освящение Федоровского собора

Первоначально Федоровский собор задумывался в качестве церкви для Собственных Его Величества конвоя и Сводного Пехотного полка. Император Николай II лично указал место для храма. 20 августа (2 сентября) 1909 г. состоялась церемония торжественной закладки храма, император собственноручно заложил первый камень в фундамент будущей постройки.

Разработка проекта была поручена архитектору А.Н.Померанцеву (1849-1918). Однако уже на стадии строительства фундамента он был подвергнут критике, т.к. собор выходил слишком большим и тяжеловесным. Пригласили архитектора В.А.Покровского (1871-1931), который предложил другой проект, где за основу был взят Благовещенский собор Московского Кремля. Также в работах по созданию храма принимал участие архитектор В.Н.Максимов (1882-1942), последователь и помощник В.А.Покровского и А.В.Щусева (1873-1949). Новый проект был утвержден 1 (14) августа 1910 года.

Всего на строительство храма было затрачено 1 млн. 150 тыс. рублей, из которых 150 тыс. рублей были пожертвованы императором Николаем II и императрицей Александрой Федоровной. Остальная сумма была собрана за счет добровольных пожертвований промышленников и купцов.

20 августа (2 сентября) 1912 года храм был торжественно освящен протопресвитером военного и морского духовенства Георгием Шавельским (1871-1951). На освящении присутствовал государь император с семьей. 26 января (6 февраля) 1914 года церковь была переименована в Феодоровский Государев собор – в честь древнего списка , во имя которой был освящен главный престол.

Прием Государем императором депутаций после освящения церкви, 20 августа 1912 г. Фото из коллекции М.Ю.Мещанинова

Федоровский собор являлся «приходом семьи императора». Здесь он присутствовал на воскресных и праздничных службах. Простые люди могли попасть сюда только по специальным пригласительным билетам, которые нужно было получать у дворцового коменданта. После отречения императора от престола Федоровский собор стал приходским храмом.

Феодоровский Государев собор. Дореволюционная фотография

Устройство и внутреннее убранство Федоровского собора

Федоровский собор выполнен в традиционном стиле: четырехстолпный, крестово-купольный. Он состоит из двух храмов – верхнего и нижнего. Верхний храм – большой и светлый, может вместить в себя до 1000 человек молящихся. Высокий иконостас выполнен в стилистике храмов XVII века. Главный престол освящен во имя Феодоровской иконы Божией Матери , боковой придел – во имя святителя Алексия, митрополита Московского (до революции 1917 года его не успели освятить).

Иконостас. Фото 1912 г. из коллекции М.Ю.Мещанинова

Нижняя церковь , или Пещерный храм освящен во имя преподобного Серафима Саровского . Сюда был перенесен престол из временного храма, построенного в 1909 году. Здесь же находится ковчег с частицами мощей преподобного Серафима Саровского. Он был освящен 27 ноября (10 декабря) 1912 года. Император обычно молился здесь во время говения. Обратите внимание на одежды солдат — они выполнены по рисункам Васнецова.

Нижний храм. Фото 1912 г. из коллекции М.Ю.Мещанинова

Вокруг Федоровского собора на большом фундаменте, оставшегося от проекта Померанцева, были устроены паперти, часовни, ризница и др. Парадный вход украшает большое мозаичное панно с изображением Феодоровской иконы Божией Матери. В храм ведет лестница из красного гранита.

Площадь перед южным фасадом считалась парадной. Члены царской семьи посадили здесь семь дубков. Во время оккупации Царского Села в годы Великой отечественной войны три из них спилили, и до сегодняшнего дня сохранились четыре дуба. Здесь же установлен памятник императору Николаю II.

Федоровский собор после революции

После Октябрьской революции на долю Федоровского собора, как и других храмов по всей России, выпали нелегкие испытания. В 1922 году произошло первое, самое крупное изъятие церковных ценностей. В 1925 году имущество и убранство Пещерной церкви было передано Екатерининскому дворцу-музею. В 1927 году в Русский музейный фонд были изъяты облачения. Также за этот период произошло несколько крупных краж.

В январе 1928 года Федоровский собор стал одним из центров иосифлянского движения , когда Ленинградский митрополит Иосиф (Петровых) откололся от Русской Православной Церкви. Из-за этих событий с 21 апреля по 26 августа 1931 года храм оказался закрытым.

13 июня 1933 года Леноблисполком принял решение о закрытии Федоровского собора, что произошло 27 декабря 1933 года. Церковное имущество было распределено между несколькими музеями, мозаики закрашены. В верхнем храме был устроен кинозал, экран находился в алтарной части. В Пещерном храме был устроен архив фото- и кинодокументов.

В годы Великой отечественной войны Федоровский собор сильно пострадал от артобстрелов. Стены северного и западного фасадов были разрушены, повреждены перекрытия, уничтожен главный купол. Весь архив, хранившийся в храме, сгорел. В 1962 году взрывами были уничтожены пристройки.

В 1985 году «Леноблреставрация» приступила к восстановлению храма, которая продолжалась до 1995 года. Весной 1991 года собор был передан верующим. В этом же году произошло чудесное обретение Феодоровской иконы Божией Матери. В 1992 году начались регулярные богослужения в нижней церкви, а с 1996 года – в верхней.

Внутри храма я постеснялась снимать. К сожалению, снаружи больше снимков сделать не удалось, т.к. начался проливной дождь.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Москва: издание Феодоровского государева собора, Товарищество Скоропечатни А.А. Левинсон, 1916. 101, с. с ил. В издательском парчовом переплете. 38,2х31,2 см. Первые четыре листа книги ил. с императорской символикой – хромолитографии с золотом по рис. Б. Зворыкина. Орнаментация, буквицы, заставки и виньетки выполнены в технике цинкографии Б. Зворыкиным. Иллюстрации, портреты в тексте исполнены в техниках гелиогравюры и автотипии. Текст набран старославянским шрифтом; каждая страница текста в декоративной рамке. Издание отпечатано на бумаге верже. Художественную часть альбома редактировал профессор живописи, замечательный русский художник В.М. Васнецов. Издание, отпечатанное по указанию императора Николая II, рассылавшееся в качестве рождественского подарка от имени императорской четы. 1-й лист-подносной: «Книга сия жалована их Императорскими Величествами в лето 1916 месяца декабря в 25 день полковнику Барону Александру Николаевичу Гревениц – литографским способом. 2-й лист – рукой Императрицы Александры Федоровны черными чернилами: «С Христовым Праздником». Ниже роспись Николая II: «Николай», ниже – Императрицы: «Александра. 23-го Декабря 1916 г.2». 3-й лист набран славянской вязью и отпечатан золотом: «Книга сия напечатана с соизволения Его Императорского Величества государя императора Николая Александровича». Роскошный подносной экземпляр!

Большая часть тиража вышла в издательском картонаже. На передней крышке тиснением золотом: герб, тиснением красной краской - название издания:

Небезынтересно отметиь такой факт, что «Феодоровский», (как он правильно назывался), собор был назван в честь покровительницы Русской государственности - Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Икона была явлена в XII веке в городе Гороце на Волге, именуемым в народе Малый Китеж, с которым связано предание о бывшем не так далеко от Городца на берегу озера Светлояра Большом Китеже, ставшем невидимым - символе Исконной Руси и о деве Февронии - носительнице Исконных знаний. Икона была помещена в храм святого Феодора Стратилата, поэтому названа Феодоровской, т.е. «Богодарственной». Святой Феодор Стратилат, в переводе с греческого означавший «Богодарованный Вождь», особо почитался при Андрее Боголюбском и Александре Невском, как покровитель княжеской власти. Он изображался на княжеской печати, как всадник - змееборец. Более позднее его изображение на клейме иконы датируется 1540-ми годами. И уже позднее, посе переноса столицы в Москву, образ Феодора Стратилата - всадника, поражающего копьем дракона, был заменен образом Георгия Победоносца и стал символом города Москвы, изображающемся на её гербе. Каким образом произошло такое переименование - тут, как говорится, «история умалчивает». Сам же изобразительный сюжет восходит к древней легенде. Суть её такова:

«В Каппадонии (область в Малой Азии, входившая тогда в состав Римской империи, сейчас территория Турции), находился город, которым управлял царь-язычник, преследовавший христиан. Решив привести царя к истине, Бог посылает на город дракона-змия, который начинает истреблять жителей. Змий жил в озере, похищал людей и там их пожирал. Чтобы умилостивить дракона царь посоветовал жителям давать в пищу змию каждый день по жребию своих детей. Пришла очередь и до дочери царя, но по помышлению Бога, желавшего спасти город, в это время к озеру на коне подъехал Святой Георгий. Когда из озера с шумом и грохотом появился страшный змий, Святой Георгий, осенив себя крестным знамением, призвав Господа со словами "Во имя Отца и Сына и Духа Святого" устремился на коне своём на змия и ударил его в гортань, поразил его и прижал к земле. После этого дочь царя связала змия своим поясом и отвела в город, где на центральной площади Святой Георгий отрубил ему голову, а царь и все жители города уверовали в Господа Иисуса Христа и приняли христианство».

В этой легенде - источник образа Георгия Победоносца - символа победы добра над злом, воплощением которого являлся змей, символа непокоренного города - крепости, символа - победителя. И этот символ очень часто изображается Б.В. Зворыкиным в самых различных вариациях.

Феодоровский Государев собор был возведен в 1909–1912 гг. по инициативе Д.Н. Ломана и при самом непосредственном участии императорской семьи. Одновременно со строительством церкви возникла идея о создании альбома. Он вышел из печати в 1915 г. и замышлялся как первая часть предполагаемого двухтомного издания. На титульном листе его значится: «Выпуск А. Пещерный храм во имя преподобного Серафима Саровского чудотворца». Вторая часть издания должна была содержать описание Верхнего храма во имя иконы Феодоровской Божией Матери, но из-за событий Первой мировой войны вторая часть книги так и не вышла в свет. Авторы книги, как это часто встречается в церковных изданиях, не указаны. Издание заведомо предназначалось для подношений, поэтому было исполнено на высочайшем уровне (с репродукциями превосходного качества) и вышло очень небольшим тиражом. По мнению современников, эта работа представляла собой «одно из лучших графических произведений на книжном рынке». А современные антиквары характеризуют художественное оформление этого издания как «феноменальное» наряду с «Византийскими эмалями» Н. Кондакова и «Царской охотой» Н. Кутепова. Эта уникальная книга является не только произведением книгопечатного искусства, но и содержит редкие документальные свидетельства истории строительства и оригинального убранства храма, сыгравшие неоценимую роль при восстановлении и реставрации Феодоровского Государева собора.





Феодоровский Государев собор - православный храм в пригороде Санкт-Петербурга городе Пушкине на Академическом проспекте у Фермского парка. Феодоровская икона Божией Матери считалась покровительницей дома Романовых. С ней они взошли на престол в далеком 1613 году. Началась она с того, что в 1895 году, годом ранее вступивший на Российский Престол, Николай II перенес свою резиденцию из Гатчины в Царское Село, поселившись в Александровском дворце. В это время рядом с Египетскими воротами были возведены казармы для Собственного Его Императорского Величества конвоя и лейб-гвардии Сводного Его Императорского Величества пехотного полка, на которые возлагалась обязанность по непосредственной охране Императорской Семьи. Солдаты конвоя и полка неоднократно обращались к начальству с просьбой построить полковую церковь и в конце-концов подали Царю такое прошение: "Становясь па службу, полк и конвой принимают на себя ответственность за жизнь и безопасность царской семьи... Для достойного исполнения ея явно недостаточны человеческие силы, столь слабые и ограниченные. Где искать их укрепления и восполнения? Конечно, у Того, Кто всемогущ... Воспитать крепкую веру в Бога, научиться его помнить, горячо Ему молиться и быть достойным его помощи можно только под руководством Церкви, поэтому-то Царской охране особенно необходим храм Божий, в котором воины могут почерпать силы, находить поддержку и слышать слово назидания достойного пастыря". Общеизвестно уже, что Николай II был очень богобоязненным человеком, как и все члены его семьи, и прошение своей охраны нашло в его душе живейший отклик, тем более, что уже имеющиеся в Царском Селе церкви не вполне устраивали Императора – одни далековато, в других прихожан много. Николай сам выбрал место для строительства собора и на небольшом возвышенном участке Фермерского парка собственноручно сделал разметку нового храма. Случилось это зимой 1908 года. Изначально предполагалось что храм станет не только полковым, но и Царской Семьи. Еще надо отметить, что создание храма связано со стечением ряда обстоятельств церковной жизни Царского Села – летней резиденции русских царей петербургского периода. К началу ХХ в. в городе было более 30 приходских домовых церквей, здесь квартировали несколько воинских частей. Особенную роль в гарнизоне занимали две воинские части, на которые возлагалась непосредственная охрана Императорской Семьи – Собственный Его Императорского Величества конвой и лейб-гвардии Сводный Его Императорского Величества пехотный полк, в котором служили лучшие воины русской армии, собранные из гвардейских и армейских частей. И Сводный полк, и Конвой квартировали в непосредственной близи от Александровского дворца. Не имея собственной церкви, офицеры и солдаты этих элитных частей, в подавляющем большинстве верующие православные люди, не раз обращались к начальству с просьбой устроить собственный храм, “где воины могли бы почерпнуть в молитвах и таинствах благодатные силы”. Их благочестивое желание нашло живой отклик у Николая II и его Августейшей Супруги Александры Федоровны, известных своим ревностным служением Богу и Православной Церкви.

Домовой церкви в Александровском дворце проектом архитектора Дж.Кваренги предусмотрено не было, и только в 1897 г., уже в царствование Николая II на месте Малиновой гостиной дворца была устроена небольшая церковь св.Александра Невского, так как по причине болезни Государыня Императрица Александра Федоровна не могла выезжать в храм. Ни эта временная церковь, ни многочисленные храмы Царского Села, в том числе Екатерининский и Софийский соборы, не могли удовлетворить венценосных богомольцев, так как были открыты для всех желающих и моментально наполнялись зеваками, стоило в них прибыть Царю и Царице. Прошение конвойцев об устройстве нового храма вблизи жилища Царской Семьи оказалось как нельзя кстати и было с воодушевлением поддержано венценосными супругами. Царь сам отмерил шагами место устройства будущего собора на окраине парка, как раз посередине между Александровским дворцом и казармами Сводного полка и Конвоя. Место было выбрано живописное, на небольшом возвышении, рядом с прудом и источником чистой питьевой воды под развесистым дубом. В самой идее создания Феодоровского Собора и комплекса построек построенного по соседству с ним Феодоровского городка, отразилась стремление русской души Царя иметь хотя бы небольшой уголок собственно Руси в имперском Санкт-Петербурге. Было решено, что новый собор в царской резиденции должен быть построен по образцу Благовещенского собора в Московском Кремле, который был домовой церковью первых Романовых. С самого начала предполагалось, что Феодоровский Собор станет приходским храмом не только для военных, но и для Царской Семьи, и поэтому в его проектировании и возведении в течение всего периода строительства принимал активное участие сам Император. Он сам был автором концептуальной части проекта. Он же из личных средств внес на строительство 150 000 золотых рублей - основную сумму расходов. Торжественная закладка собора состоялась 20 августа 1909 года. Строительство собора было поручено специально созданному Строительному комитету под председательством командира Сводного полка генерал-майора В.А. Комарова, но фактически всеми делами по его устройству ведал капитан Д.Н. Ломан, в дальнейшем ктитор Государева собора и секретарь Императрицы. Его Величество Государь Император возлагает первый кирпич при закладке собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском СелеПервый закладной камень был положен самим Царем 20 августа 1909 года. Торжественный молебен по этому случаю совершил преосвященный Феофан епископ Ямбургский. Первоначальный проект академика архитектуры А.Н. Померанцева вскоре после начала работ по сооружению фундаментов подвергся критике и был отклонен, возникли новые предложения по архитектурно-пространственному решению собора. Проектирование было поручено архитектору В.А. Покровскому, который принял за образец московский Благовещенский собор в его первоначальном виде, каким он был построен в 1484-1489 гг. без дальнейших изменений и пристроек XVI века. В обсуждении проекта и внутреннего убранства приняли участие выдающиеся знатоки русской старины того времени В.М. Васнецов, князь А.А. Ширинский-Шихматов, князь М.С. Путятин, профессор Н.В. Покровский, граф А.А. Бобринский, А.В. Прахов, А.В. Щусев и др. Из этой группы единомышленников, понявших и разделявших вкусы Царя, уже после завершения строительства в 1915 году, возникло известное Общество возрождения художественной Руси. Проект Покровского был утвержден 1 августа 1910 года, после чего к нему перешло от Померанцева и руководство строительством. Обширный фундамент, заложенный согласно первоначальному проекту, дал возможность архитектору Покровскому устроить ряд крытых папертей, переходов с кровлями, украшенных шатриками, часовен, что придало постройке вид менее строгий, чем Благовещенский собор, и сблизило его с некоторыми Псково-Новгородскими церквами. Уже 26 февраля 1910 года на новом храме были установлены кресты, а к концу лета 1912 года строительство собора было завершено. Автор проекта В. А. Покровский в 1913 году был утвержден в звании профессора и получил должность "архитектора Высочайшего двора". Вынесенный за периметр сооружений Феодоровского городка храм в духе древнерусской архитектуры представлял собой сложное по композиции здание, состоящее из двух церквей – верхней и нижней. Над его центральной частью, квадратной в плане, возвышался сферический купол, покоившийся на круглом барабане. Высота Феодоровского собора - 43 метра. Ризалит главного, западного фасада завершала звонница, увенчанная малыми шатрами и небольшими куполами. На окнах и нишах укреплены решетки красивого рисунка, выкованные из меди, либо железа. Внутрь собора ведут многочисленные невысокие шатровые завершения входов и крытые паперти. Для офицеров конвоя и полка вход располагался на северной стороне собора. Снаружи входа выполнено мозаичное изображение архангела Михаила. Над Царским входом в юго-восточном углу собора, ведшим в пещерный храм, была укреплена мозаичная икона преподобного Серафима Саровского. Вход представлял собой пристройку с шатровым верхом, увенчанным золоченым двуглавым орлом. Это был любимый храм последней Царской Семьи, по существу, их домашний храм, который они посещали не раз в течение дня. Феодоровская икона Божией Матери20 августа 1912 года был освящен верхний храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы рода Романовых. В освящении приняли участие наместники Александро-Невской, Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лавр и настоятели московских кремлевских соборов, поднесшие храму старинные иконы и хоругви. Интерьер верхней церкви отличался строгостью и величием архитектурных форм, массивностью круглых столбов, простором внутреннего объёма и хорошей освещенностью. Тончайшим искусством художественной резьбы и чеканки поражал полный пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского, высота которого составляла 11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для русского церковного зодчества XVII в. Рядом с главным престолом находился придел во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца, тезоименитого Цесаревичу Алексею Николаевичу. Феодоровский собор был прекрасен и торжественен. Стены и своды его не были расписаны и сохраняли белизну. Лишь колонны на высоту человеческого роста были покрыты росписями - древнерусские мотивы, сочные тона, завитки. Нижний Пещерный храм производил совсем иное впечатление. Первоначальным проектом создания пещерного храма не предусматривалось. В этом помещении предполагалось расположить отопительное оборудование и гардероб для нижних чинов. Над устройством нижнего храма трудился помощник строителя собора архитектор В.Н. Максимов. По воспоминанию современника строительства Ю. Ломана «Царь христосовался с солдатами и к великому неудовольствию придворного духовенства молился не в придворной церкви Екатерининского дворца, а среди солдат в полковом храме, получившем наименование государева собора». В соборе было два притвора, один из которых - нижний или «Пещерный храм», должен был стать исповедальней царя. По первоначальному проекту В.А. Покровского «Пещерного храма» в Федоровском соборе не предполагалось, а занимаемое им место предназначалось для устройства отопления и "раздевальни" для нижних чинов. Пещерным же он назван потому, что для его устройства пришлось углублять подвал, определенный уже построенным фундаментом. Внутреннюю роспись храма велась по эскизам, составленным братьями Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Так же, по эскизам В.М. Васнецова, под старину была стилизована и униформа для солдат-служителей Федоровского собора, напоминающая стрелецкие кафтаны. Первым настоятелем Феодоровского собора был протоирей Николай Андреев. Здесь также часто бывал воспитатель цесаревича Алексея по закону Божьему, духовник царской семьи протоиерей Александр Петрович Васильев. 5 сентября 1918 года, неделю спустя после ареста, он был расстрелян. В том же году был расстрелян и ктитор собора Дмитрий Ломан. В Феодоровском соборе неоднократно бывал Сергей Есенин. Он был даже определен в канцелярию при соборе во время своей службы санитаром в 1916-1917 годах. После октябрьского переворота настоятелем собора был протоирей Афанасий Беляев, которому повезло скончаться в 1921 году. Сменивший его протоирей Алексей Кибардин стал свидетелем разграбления и поругания собора в следующем году. Закрыт Феодоровский собор был только в 1933 году. Ему несказанно повезло – в нем не размещали тюрьму с расстрельным подвалом. В Верхнем храме разместился кинозал, а в нижнем устроили архив кинофотодокументов и склад кинопленки киностудии "Ленфильм". Церковное имущество было поделено между несколькими музеями, но многое было уничтожено в 1922 году. Некоторые реликвии были проданы за границу. Во время Второй Мировой войны собор значительно пострадал от артиллерийских обстрелов, особенно его северная часть. Очередное "рождение" Феодоровский Собор претерпел после войны - в Нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил себе овощехранилище.

Есть в царском селе укромный уголок со святым местом. И, на мой взгляд, пока это единственное место которое почти восстановлен во всём Александровском парке.
(Рисунок Великой Княгини Ольги Александровны. Фёдоровский Государев Собор в Царском Селе зимой. Акварель, картон, 1917 год. Фото с выставки к 125-летию со дня рождения Великой Княгини Ольги Александровны в Инженерном Замке в СПб в октябре 2007 года.) Федоровский Государев Собор считался полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного Конвоя и был приходом семьи Императора. Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам.
Первым настоятелем Государева Собора был духовник царской семьи Александр Петрович Васильев.

Комплекс Фёдоровского городка строился в 1910-1912 годах по проектам В.А. Покровского и С.С.Кричинского. В годы первой мировой в Фёдоровском городке расположился госпиталь, одним из санитаров там служил сам Сергей Есенин (С. А. Есенин (третий справа в первом ряду) среди обслуживающего персонала лазарета № 17 для раненых воинов.
Фото. Июль-август 1916.)
. Там и Великие Княгини Мария и Анастасия Николаевны были замечены.

В середине 1900-х годов основной императорской резиденцией стало Царское Село. Тогда же родилась идея строительства полкового храма для Конвоя и Сводного полка Его Императорского Величества.
(Царское село, Фёдоровский Собор, август 1912 года, шифр Е 7047 - ЦГАКФФД. Построение пехотинцев.)
В конце 1908 года было принято решение о строительстве и Император Николай II лично указал место для постройки храма: у северо-восточной границы Александровского парка, на обширной поляне.
Возведение ансамбля, решенного в формах древнерусского зодчества и приуроченного к празднованию 300-летия Дома Романовых, началось 20 августа 1909 года.
Первоначальный проект разработал архитектор А. Н. Померанцев. Однако вскоре проект Померанцева подвергся критике и архитектору В.А. Покровскому было предложено сделать новый проект, с учетом возводимого фундамента. Проект был готов в короткие сроки. Принято считать, что за основу Покровский взял Благовещенский собор в Москве - домовой церкви семьи Романовых - в его древнейшем виде (т.е. без последующих переделок и пристроек). Как бы то ни было, проект Покровского явился в целом самостоятельным и оригинальным произведением, свидетельствующем о "глубоком знании наследия русского национального зодчества".
Новый проект был утвержден 1 августа 1910 года. Императорская чета предоставила 150 тысяч рублей на постройку собора. Кроме того они постоянно следили за ходом строительства и не оставляли без личного присутствия самые ответственные моменты.
Пруд, на берегу которого стоит собор, соединялся с прудом перед Александровским дворцом специальным водоводом, вода в прудах была чистая, считается, что в пруды парка вода подается по водоводу из Тайцких источников, проведенном еще при Екатерине Великой. Несмотря на то, что собор и был построен на самом высоком месте, его помещения были сырыми.
(Фото 1912-13 года. Фермский парк. Общий вид на Фёдоровский Государев собор. Царское Село. Фото из альбомов А.Вырубовой Йельского университета)
По первоначальному проекту В. А. Покровского Пещерного храма в Федоровском соборе не предполагалось, и место, им ныне занимаемое, предназначалось для устройства отопления и "раздевальни" для нижних чинов. Утварь и иконы временной Серафимовской церкви должны были быть перенесены в верхний храм. Однако было решено перенести ее в целости в Федоровский собор в виде пещерного храма. Пещерным он назван потому, что для его устройства пришлось углублять подвал, определенный ранее заложенным фундаментом.

20 августа 1912 г. состоялось торжественное освящение нового собора во имя Федоровской иконы Божией Матери, считающейся заступницей всех Романовых. На торжествах в Царском Селе присутствовала вся Августейшая семья.

По окончании строительных работ в октябре 1913 года возник вопрос о настенной росписи всего собора, предусмотренной проектом Покровского. По указанию Николая II роспись Федоровского собора должна была быть выполнена по образцам церкви Иоанна Предтечи на "Толчках" в Ярославле и Храма Воскресения в Ростовском Кремле. Роспись Пещерного храма была выполнена художниками-живописцами И.Щербаковым, Н.Пашковым при участии В.М.Васнецова. Художником Емельяновым были начаты пробы росписи Верхнего храма собора, но вследствие сырости стен и начавшейся в 1914 году войны эти работы пришлось остановить.
(Фото 1912-13 года. Фермский парк. Вход в Фёдоровский Государев собор. Царское Село. (Фото из альбомов А.Вырубовой Йельского университета).)
В 1913 году собору было присвоено звание "Федоровский Государев Собор". Собор считался полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного Конвоя и был приходом семьи Императора. Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам, иными словами надо было получить специальное разрешение на его посещение.

Визуально собор двухъярусный. Первый ярус образует входы - парадные крыльца с примыкающими флигелями-галереями, а во втором ярусе простенки между сложнопрофилированными пилястрами прорезаны окнами и завершены килевидными закомарами. Купол собора установлен на высоком фонаре и увенчан крестом. Необходимо отметить оригинальность исполнения крылец (главного входа со спуском в пещерный храм; парадного, западного, обрамленного мозаикой с колокольней над ним; восточного, царского, покрытого кровлей со шпилем и Императорским вензелем; садового, выходящего на юг, со ступенчатой тройной килевидной кровлей). И сегодня на восточной стене сохраняется мозаичное панно. В храме находилось множество древних икон. Главный престол был освящен 20 августа 1912 года в присутствии Императора Николая II в честь фамильной святыни Дома Романовых чудотворной Федоровской иконы Божией Матери. (По имени первого из рода Романовых - Федора, получали отчества иноземные жены русских царей.) Здесь же в соборе находится и пещерный храм, посвященный святому великомученику Серафиму Саровскому. В нем располагались личные покои для богослужения Императрицы Александры Федоровны. "Пещерный храм" был расписан ярославскими мастерами орнаментальными фресками.
В 1917 году грянула революция, отделение церкви от государства, закрытие и разорение храмов. Федоровскому собору повезло: он не был разрушен как многие другие храмы.
После закрытия Федоровского собора в 1934 году иконы были переданы в Русский музей. Тогда же выяснилось, что многие иконы, считавшиеся древними, оказались подделкой.
Во время Великой отечественной войны и фашистской оккупации Пушкина Федоровский собор, как и другие постройки Федоровского городка сильно пострадал, но, к счастью, не был полностью разрушен. После окончания войны еще долгие 50 лет собор ждал своего часа.
(Фото переднего края обороны немцев в районе города Пушкина, с сайта Центральный сектор Красногвардейского укрепленного района. Часть № 04-1 бывшие казармы конвоя, Фёдоровский Государев собор и Белая башня.)
В 1991 году Федоровский собор был возвращен церкви. К настоящему времени его реставрация практически завершена.

На заднем дворе собора растут дубы возле которых установлен бюст Николаю II , а рядом табличка, которая гласит что эти дубы посадил ещё сам император.

Использвались материалы сайтов


Вознесенский Софийский собор

Особое значение для всей русской истории имел заложенный 30 июля 1782 года в присутствии Екатерины II Софийский Вознесенский собор. Именно в это время в результате длительных войн пал Константинополь, турки захватили и превратили в мечеть одну из главных святынь православного мира Софию Константинопольскую. Весь христианский мир был потрясен совершившимся кощунством. А Екатерина II, всю свою жизнь мечтавшая вернуть Константинополь православным (в какое-то время победы Потемкина сделали эту мечту близкой к осуществлению), решила - до тех пор, пока святыня находится в руках мусульман, заменить ее, воздвигнув Софийский храм в новом городке близ Царского Села.

Собор был построен в 1782—1788 годах архитекторами Ч. Камероном и И. Е. Старовым, колокольня постоена позже, в 1903—1904 годах, архитектором Л. Н. Бенуа.

В архитектурном оформлении интерьеров собора использованы пропорции ионического ордера. Своды поддерживают массивные пилоны с пилястрами, вытесанными из красных гранитных монолитов, к которым были приставлены восемь монолитных темных гранитных колонн. Капители колонн эрехтейонского типа.

Монументальные четырехколонные портики перекрытые фронтонами, придают храму торжественный, парадный облик. Это впечатление усиливают пять куполов, высившиеся на круглых барабанах и имеющие плоские завершения. Силуэт центрального купола напоминает купол Таврического дворца, но кроме обычного барабана под ним еще один - более широкий, на первый взгляд непонятного назначения. Центральный купол в соборе сделан двойным, внутри его устроен второй, меньший, похожий на купол Софийского собора в Константинополе. Этот купол и поддерживает второй, более широкий, барабан.

В храме ощущается прежде всего не строгая геометричность и холодная правильность, а величие устремленности вверх и державная мощь. Совершенно белая снаружи и внутри, лишь с золочеными иониками и базами красных гранитных колонн, София Царскосельская сверкает своей чистотой среди зелени и простых построек военного городка. Собор Вознесения Господня в Софии - одно из первых культовых зданий зрелого русского классицизма. Это простое, лаконичное и в то же время монументальное сооружение.

В 1817 году Софийский собор стал церковью лейб-гвардии Гусарского полка, одного из наиболее прославленных полков российской армии. В нем хранились георгиевские штандарты и награды, которых гусары были удостоены за боевые заслуги. На стенах размещались мраморные доски с именами погибших в сражениях офицеров полка. В западной части храма, у пилонов, были прикреплены знамена и значки, отбитые генералом Черняевым у кокандцев 22 сентября 1864 года.

Двухъярусная колокольня собора построена в саду, окружавшем собор, в 1903 - 1905 годах по проекту В. А. Покровского и Л. Н. Бенуа. В её нижнем ярусе была устроена небольшая церковь во имя Преподобного Серафима Саровского.

В 1934 году собор был закрыт, его богатейшее внутреннее убранство расхищено, уникальный иконостас уничтожен, мемориальные доски сорваны и разбиты. Серьезный ущерб причинила зданию война. Последующие десятилетия довершили гибель интерьеров храма. В середине восьмидесятых годов, едва началась "оттепель", верующие Царского села, где в то время не осталось ни одной действующей церкви, решили обратиться к властям с просьбой о возвращении им Софии. В 1990 году полуразрушенное и изувеченное здание было возвращено православной церкви и на Вознесение 1989 года среди черных стен, под осыпающимися сводами в нем была отслужена первая служба. Сразу же началось восстановление храма. К 750-летию Невской битвы, 12 сентября 1990 года у стен собора установили памятник Александру Невскому - Великому князю новгородскому, воину, защитнику земли русской, святому покровителю Санкт-Петербурга. Автор памятника - скульптор В. Г. Козенюк.

В 1999 г. собор был полностью освящён. Восстановление Софии стало одной из крупнейших работ реставраторов в С.-Петербурге и его окрестностях последних десятилетий и одним из символов возрождения православия в России конца ХХ века.

Феодоровский (Государев) собор в Царском Селе

В начале 1900-х годов основной императорской резиденцией стало Царское Село. Тогда и родилась идея строительства храма для собственных Его Императорского Величества Конвоя и Сводного пехотного полка.

С самого начала предполагалось, что Феодоровский Собор станет приходским храмом не только для военных, но и для Царской Семьи, и поэтому в его проектировании и возведении в течение всего периода строительства принимал активное участие сам Император. Александра Феодоровна приняла самое непосредственное участие в начале строительства, из их личных средств на строительство было внесено 150 000 р. - основная сумма расходов.
Проект был заказан академику архитектуры А. Н. Померанцеву.


Эрнест Липгарт. Император Николай II. 1900.


Эрнест Липгарт. Император Николай II. 1914.

Торжественная закладка здания состоялась 20 августа 1909 года в присутствии Императора, который положил первый камень в его основание. Однако, после устройства фундаментов, Николай II решил отказаться от продолжения работ по этому проекту. У него возникла новая идея —соорудить храм в стиле церквей XVII — XVIII веков. Это решение было связано еще и с тем, что проект Померанцева был признан многими специалистами неудачным. В петербургском журнале «Аполлон» об этом проекте была помещена разгромная статья под названием «Уродство».

Был назначен новый архитектор — академик Владимир Александрович Покровский, по проекту которого к тому времени заканчивалось строительство «царского» железнодорожного павильона. По пожеланию Императора за основу нового храма Покровский взял архитектуру Благовещенского и Успенского соборов в московском Кремле, однако в процессе проектирования и строительства внес в проект здания много новых элементов.

Вход в пещерный храм, солдатскую шинельную и в кочегарку (он также назывался входом для нижних чинов). Располагается на северной стороне собора.


Мозаика в абсиде

20 августа 1912 года состоялось освящение нового собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери - фамильной святыни Романовых.

Высота Феодоровского Государева собора — сорок три метра. Снаружи он выглядит просто. Прямые стены составляют в плане прямоугольник. Круглое завершение увенчано позолоченным куполом с крестом над ним. Ослепительно белые стены оживляют лишь мозаичные картины над шатровыми входами в собор. На окнах и нишах укреплены решетки красивого рисунка, выкованные из меди, либо железа. Внутрь собора ведут многочисленные невысокие шатровые завершения входов и крытые паперти.

Крытое крыльцо с шатровым верхом, увенчанное золотым орлом, вело в молельню Императора и членов его семьи. Сразу же за крыльцом по невысокой внутренней лестнице был вход в небольшую прихожую, откуда можно было пройти в помещение для богослужения.

Для офицеров конвоя и полка вход располагался на северной стороне собора. Снаружи входа выполнено мозаичное изображение архангела Михаила.

А главный вход с восточной стороны фасада увенчан изображением иконы Божьей Матери Феодоровской — родовой иконы династии Романовых, в честь которой назван собор. Перед этой иконой в 1613 году в Ипатьевском монастыре Костромы был благославлен принять царский венец первый царь Дома Романовых Михаил Федорович.

Звонница с большим набором колоколов находилась над западным входом. А подлинная икона Божьей Матери Феодоровской украшала самое большое помещение собора — Верхний храм. Придел освятили именем святого Алексия Митрополита Московского и Всея Руси чудотворца.

Верхний храм имел полный пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского.

Высота иконостаса составляла 11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для русского церковного зодчества XVII в. Интерьер верхнего храма отличался величием архитектурных форм, грандиозными размерами круглых столбов, высотой внутреннего объема и хорошей освещенностью.


Иконостас верхнего храма. Фото 1912 года

В соборе есть еще один — Нижний — Пещерный храм Серафима Саровского, оборудованный в подвальном помещении известным архитектором В. Н. Максимовым.

Основу убранства Пещерного храма составила Серафимовская церковь, все иконы и предметы культа которой были бережно в него перенесены. Если Верхний храм поражал грандиозными размерами, обилием воздуха и света, то Пещерный производил впечатление совершенно иное, — в нем не было окон; и сюда не проникали лучи солнца. Но он поражал своим интерьером и богатейшим убранством.

Стены Нижнего храма целиком задрапировали темной материей, а панели затянули материей синего цвета с вышитыми на ней темно-красными цветами. Пол покрыли коврами темно-красного цвета с широкой зеленой дорожкой посредине. На этом довольно темном фоне ярким пятном выделялся алтарь, обтянутый светло-золотистой парчей. На нем был установлен великолепный иконостас, состоящий из подлинных русских икон XVI —XVII веков. Все иконы на стенах согласно древнерусскому обычаю были помещены на великолепных пеленах, шитых золотом и шелками.

Любила Пещерный храм и Царица. Для нее была устроена особая комната, которую так и называли - молельня Императрицы, в которой Александра Федоровна могла уединиться в молитве, не покидая храма во время богослужения.


А.Маковский. Императрица Александра Федоровна 1914


И.Галкин. Императрица Александра Федоровна

Молельня, небольшое помещение шириной меньше метра, находилась справа от алтаря, в который вел узенький проход. Таким образом, Царица могла следить за ходом богослужения, не отвлекаясь вниманием других богомольцев и не смущая их своим присутствием.


Подушка вышитая святыми царственными мученицами во время заключения

26 января (6 февраля) 1914 года распоряжением протопресвитера Военного и Морского духовенства церковь Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка получила новое наименование — «Феодоровский Государев собор»


Великая Княгиня Ольга Александровна Романова. Фёдоровский Государев Собор в Царском Селе зимой, 1917 г.

После революции настоятелем собора был прот. Афанасий Иванович Беляев, скончавшийся в 1921 году. Свидетелями разграбления и поругания собора стали настоятель прот. Алексей Алексеевич Кибардин и диакон Николай Иулианович Нейдбайлик.

Ограбленный в 1922 г. и закрытый спустя 11 лет, собор был обращен в кинозал. В нижнем храме был устроен архив кинофотодокументов и склад кинопленки киностудии "Ленфильм". Церковное имущество закрытого собора было поделено между несколькими музеями. Многое было, однако, утеряно, продано за границу или просто уничтожено.

Во время II Мировой войны собор значительно пострадал от обстрелов, в особенности его северная часть. После войны в нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище.

В 1980-х гг. трестом «Леноблреставрация» была проделана большая работа по восстановлению собора. Весной 1991 года Феодоровский Государев собор передан Русской Православной Церкви.
Возрождение Феодоровского Государева собора было ознаменовано важным событием. 15 марта 1992 года житель Царского Села М.М. принес в храм икону Феодоровской Божией Матери, обретенную его сыном весной 1991 г. в одном из царскосельских парков. С 15 января 1992 года совершаются богослужения в пещерном, а с 1996 г. - в верхнем храмах.