Паша цветомузыка и женя красавчик. Операция с цветомузыкой

Знаменитый криминальный авторитет Паша-Цветомузыка (Вилор Струганов) задержан на съемной квартире в Москве. Брали Цветомузыку бойцы ФСБ и подразделения "Рысь". Струганова подозревают в причастности к десяткам убийств. Кстати, свое прозвище Паша-Цветомузыка получил отнюдь не за меломанию.

В Москве при участии бойцов спецподразделений задержан известный еще с 90-х годов криминальный авторитет Вилор Струганов, имеющий в преступном мире кличку "Паша Цветомузыка". Струганова подозревают в организации серии преступлений и участии как минимум в пяти убийствах.

Как сообщает пресс-служба МВД России по Москве, сотрудники с ФСБ и спецназа "Рысь" МВД РФ задержали в столице криминального авторитета Вилора Струганова (Паша Цветомузыка), находившегося в международном розыске за организацию серии заказных убийств.

52-летний уроженец Кемеровской области Вилор Струганов - одна из знаковых фигур криминального мира 1990-х годов. Струганов находился в международном розыске с 22 января нынешнего года по подозрению в совершении убийств и причастности к еще пяти убийствам. Долгие годы Струганов возглавлял Красноярскую ОПГ, совершавшую заказные убийства в Красноярском крае с целью передела сфер криминального влияния.

"Цветомузыку" задержали в Юго-Западном округе Москвы, где тот жил на съемной квартире. В отношении задержанного избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, он доставлен в Красноярск для проведения дальнейших следственных действий, сообщили в МВД.

Струганов уже не в первый раз привлекается к ответственности за многочисленные преступления: так в 2004 году суд приговорил Пашу-Цветомузыку к 9 годам колонии за терроризм и подготовку к убийству. Ему вменили в вину причастность к двум взрывам в Красноярске во время выборов в декабре 2001 года.

Струганов также был фигурантом уголовного дела против его бывшего компаньона — экс-директора Красноярского алюминиевого завода Анатолия Быкова, известного под криминальной кличкой "Челентано". Но в тот раз Цветомузыка был уже в статусе потерпевшего. В июне 2002 года Мещанский суд Москвы признал Анатолия Быкова виновным в организации покушения на Вилора Струганова. Впрочем, в колонию Быкова не отправили, а дали ему 6,5 лет условно.

Кстати, прозвище "Цветомузыка" Вилор Струганов получил вовсе не за то, что в молодости подрабатывал ди-джеем. Дело в том, что Струганов с детства страдает тиком - у него постоянно и непроизвольно моргают глаза, что, вероятно, его дружкам показалось смахивающим на мигание цветомузыки (см. фильм "Экипаж"). Имя Вилор тоже непростое - расшифровывается, как Владимир Ильич Ленин Октябрьская революция, что характеризует скорее не самого носителя столь странного имени, сколько его родителей. Так что неудивительно, что молодой человек представлялся не "коммунистическим" Вилором, а более нейтральным Пашей. Видео с канала МВД на

Известный преступник.


Вилор родился 24 сентября 1964 года в больнице женской колонии в Кемеровской области, где его мать Елена Федоровна отбывала срок за хищение продуктов из столовой, которой она заведовала. Первая судимость Струганов получил за кражу джинсов. Следующая "ходка" была совершена по более серьезному поводу. Струганов вместе с подельниками, среди которых называют известных в криминальных кругах Рафика Мамедова и Владимира Ошарова, похитил человека с целью выкупа. Как пишет Струганов, он все взял на себя и в итоге получил семь лет колонии. В 1995 году вышел на свободу, занялся предпринимательской деятельностью. По некоторым данным, контролировал один из рынков Красноярска. Говорят, что именно тогда познакомился с Анатолием Быковым. Есть информация, что люди Струганова фактически осуществляли охрану хозяина КрАЗа, а также силовое прикрытие некоторых акций.

По оперативным данным, которые просочились и в печать, уже тогда численность бригады Струганова доходила до двухсот бойцов, и с ним вынуждены были считаться все лидеры теневого мира Красноярска.

В 1998 году произошел разрыв отношений с Быковым.

В 2000 году после организованной правоохранительными органами инсценировки убийства Струганова и его друга Вячеслава Исмандирова (Палач) в доме на Кутузовском проспекте, Анатолий Быков оказался в "Лефортове".

Осенью 2001 года Струганов выдвигается в депутаты Законодательного собрания. Якобы тогда же он попытался избавиться от своего друга Валерия Михеева (Рембо), для чего нанял киллера. Одновременно поручил ему организовать взрыв в школе, где Струганов намеревался провести встречу с избирателями. Обе акции оказались неудачными. Михеев остался жив, а исполнитель погиб при попытке заложить взрывное устройство в школе. Сам Струганов был арестован бойцами РУБОП в боулинг-клубе "Пирамида". С этого времени и начался процесс Струганова.

Пересмотра приговора Вилора Струганова в Верховном суде РФ добилась прокуратура. Там посчитали слишком мягким вердикт Красноярского краевого суда, который 27 апреля приговорил его к 18 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Фактически осужденному предстояло провести в неволе только половину этого срока, потому что суд засчитал как отбытое предыдущее наказание Струганову - в 2004 году его приговорили к девяти годам лишения свободы за организацию двух взрывов в Красноярске.

За убийство пяти человек прокуратура требовала 25-летнего приговора, но Верховный суд пошел на компромисс, добавив к сроку лишь год. Паша Цветомузыка проведет в колонии десять лет за устранение конкурентов во времена «алюминиевых войн» в 90-х годах.

Жертвы Паши

По всем пяти эпизодам убийств Вилор Струганов проходил как заказчик. По его указанию, как полагает следствие, в период с 1994 по 1998 год были убиты криминальные тузы того времени Юрий Толмачев по кличке Толмач, Анатолий Артюшков - Артюшок и Владимир Филиппов - Филипп. Мотивом преступлений следствие считает устранение конкурентов. Они якобы пытались возглавить красноярский криминальный мир.

Местный предприниматель Сергей Михайленко поплатился жизнью из-за того, что вызвал у Цветомузыки подозрения. Авторитет решил, что тот хочет убить его бизнес-партнера. В ликвидации предпринимателя участвовал охранник Виталий Тельпяков, которого потом убрали по указанию Цветомузыки как ненужного свидетеля.

Двое подручных Струганова, оказавшихся рядом с ним на скамье подсудимых, Владимир Ошаров по кличке Ошара и Игорь Еловский - Елка, проходили по делу как соучастники двух убийств.

Прокуратуре не удалось доказать в суде виновность Цветомузыки во всех эпизодах. Судья в приговоре от 27 апреля указал, что его причастность к убийству Толмача в 1994 году не подтвердилась. В тот период авторитет находился в колонии, где отбывал срок за похищение человека. Следствие же утверждало, что Цветомузыка неоднократно появлялся в Красноярске, организовал убийство и передал киллеру автомат АК-74. Свидетель Анатолий Быков, считавшийся в былые времена «алюминиевым королем» региона, рассказал в суде, что неоднократно играл в футбол с Пашей в Красноярске. В свою очередь, администрация колонии клятвенно заверила судью, что осужденный не покидал спецучреждение. Исходя из этого суд исключил убийство Толмача из обвинения. Эпизод с Михайленко был переквалифицирован на более мягкую статью, по которой срок давности истек и также отпал.

В итоге суд наказал авторитета только за три убийства из пяти. Вместо 25 лет заключения, запрошенных прокуратурой, Цветомузыка получил 18 лет. Минус 9 лет, которые он уже отсидел. Его подельники Ошаров и Еловский приговорены к восьми и десяти годам заключения соответственно.

Подсудимые оспаривали приговор, настаивая на полной невиновности, и просили Верховный суд отменить вердикт.

Приговор 2004 года

Пашу Цветомузыку признали виновным в организации двух терактов 21 декабря 2001 года. Тогда прогремели взрывы в школе, где размещался избирательный участок кандидата в депутаты заксобрания Красноярского края Вилора Струганова, и в его квартире. Суд пришел к выводу, что обвиняемый сам организовал эти теракты, чтобы поднять свой рейтинг накануне выборов. Также его обвиняли в покушении на убийство друга Валерия Михеева по кличке Рембо.

На скамье подсудимых Цветомузыка оказался благодаря показаниям некоего Андрея Дударева, которого, как утверждало следствие, он нанял для совершения подрывов. Дударев рассказал, что вместе со своим знакомым Григорием Проскуряковым заминировал школу, но произошла случайная детонация, и его напарник погиб. Сам он в результате взрыва ослеп.

На процессе адвокаты авторитета заявляли о фальсификации дела и называли Быкова заказчиком уголовного преследования. В подтверждение этой версии на слушания были вызваны свидетели в масках, которые сообщили, что оговорили Цветомузыку под давлением. Тем не менее суд вынес обвинительный приговор - девять лет лишения свободы.

Цветомузыка вышел из колонии условно-досрочно в 2011 году. После освобождения в криминальных сводках замечен не был. В январе 2014 года его объявили в розыск в связи с новым уголовным делом об убийствах 90-х годов. Опять же Цветомузыку сдал его бывший подручный, отбывавший срок в местах лишения свободы. Эти убийства со времен криминальных разборок оставались нераскрытыми и теперь их приписали Цветомузыке. 24 марта 2014 года его задержали в Москве и этапировали в Красноярск, где он вновь предстал перед судом.

Паша и «король»

Паша Цветомузыка плотно ассоциируется с Анатолием Быковым. Их отношения знали взлеты и падения. Они знакомы с начала 90-х годов, а в разгар «алюминиевых войн» Паша Цветомузыка стал правой рукой Быкова, который за короткий период из начальника охраны Красноярского алюминиевого завода вырос в председателя совета директоров с солидным пакетом акций в 28 процентов. В конце 90-х «алюминиевому королю» пришлось бежать из России от уголовного преследования в Венгрию. Быков утверждал тогда, что дело сфабриковано «Русалом», чтобы «отжать» у него предприятие.

Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»

По слухам, Паша Цветомузыка остался в регионе представлять интересы патрона и даже вел от его имени переговоры о продаже пакета акций «КрАЗа». Злые языки говорят, что широкие полномочия вскружили ему голову, он стал публичной фигурой и даже замахнулся на сбор дани, которую местный бизнес платил прежде Быкову.

В 2000 году теперь уже c бывшего главы «КрАЗа» сняли обвинения, и он вернулся в Красноярск. Свидетели вспоминают, что в тот период между друзьями пробежала кошка.

Затем была громкая история с инсценировкой убийства Паши Цветомузыки. Якобы его труп был найден в квартире на Кутузовском проспекте в Москве. В прессе растиражировали фотографии и видео предполагаемого тела Паши Цветомузыки, прикрытого простыней. Потом выяснилось, что ловушка предназначалась для Быкова. У следствия оказались признательные показания киллера Александра Василенко. Он утверждал, что получил приказ на устранение от Быкова. Позже, правда, этот свидетель отказался от признания и заявил, что все придумал Цветомузыка. Тем не менее в 2002 году суд приговорил Быкова к шести с половиной годам заключения условно, а через год его обвинили в убийстве красноярского предпринимателя Олега Губина. Но суд признал бывшего «алюминиевого короля» виновным лишь в укрывательстве преступления и тут же амнистировал.

Быков добился в Европейском суде по правам человека признания нарушений в деле о мнимом убийстве Цветомузыки. Ему присудили компенсацию в 26 тысяч евро.

После череды судебных процессов Быков сосредоточился на политике. Еще находясь в СИЗО «Лефортово», он был избран депутатом местного заксобрания. Парламентскую деятельность Быков совмещает с руководством красноярским отделением партии «Патриоты России». Он не оставляет своих политических амбиций и даже заявлял о намерении баллотироваться на пост губернатора края. Когда Цветомузыку задержали в марте 2014 года, политика спросили о бывшем друге. Выяснилось, что воспоминания о лихих 90-х не вызывают ностальгии у Быкова. «Не хочу об этом человеке говорить и даже давать ему оценку. Неприятно», - сказал тот, кого когда-то знали как Толя-Бык или Челентано. Впрочем, Быков дважды давал показания на разных процессах над бывшим другом и, вопреки ожиданиям, не свидетельствовал против него.

Вилор Струганов тоже пытался сделать политическую карьеру. Но ему не удалось пройти в местное заксобрание, даже подрыв собственного избирательного штаба не помог.

Истоки

Паша Цветомузыка появился на свет 24 сентября 1964 года в женской колонии, где отбывала наказание его мать Елена Струганова. Она получила срок за хищение продуктов из столовой. Замысловатое имя Вилор расшифровывается как «Владимир Ильич Ленин - организатор революции». Повзрослев, он предпочел называть себя Павлом. Кличку ему дали за частое моргание. Первый срок - в 1986 году за кражу джинсов, второй в 1990 году - за похищение человека.

Анатолий Быков родился в райцентре Назарово Красноярского края. Еще в школе увлекся боксом и впоследствии стал учителем физкультуры. Именно на этом поприще он сколотил группу единомышленников из студентов и бывших спортсменов, чтобы шерстить мелких бизнесменов.

Пресс-конференция в «Новой газете»

Л юди воскресают из мертвых довольно редко, мне известны два примера: Лазарь и Павел Струганов - авторитетный красноярский предприниматель, больше известный как Паша Цветомузыка.
История его воскрешения, кажется, известна уже всем. В пятницу 29 сентября СМИ объявили об убийстве Павла Струганова и его товарища Исменидирова в Москве. В следующую среду в Красноярске по обвинению в этом убийстве был арестован бывший председатель совета директоров КрАЗа Анатолий Быков. Когда-то Струганов считался его правой рукой.
Впоследствии выяснилось, что в промежутке между средой и пятницей Быкова навестил киллер, которому Быков заказал убийство Струганова. Киллер, хороший знакомый Быкова, рассказал ему об исполненном заказе и любовно зафиксировал все комментарии Анатолия Петровича на принесенную с собой спецаппаратуру.
В результате Быков сел, а Струганов воскрес.
Повод, по которому журналисты собрались на пресс-конференцию Струганова в редакции «Новой газеты», как мне кажется, очень прост.
Есть две России. Есть официальная Россия: там издают указы, поднимают производство и ведут международные переговоры. И есть другая Россия - в которой бандиты приказывают министрам и являются партнерами олигархов.
Благодаря несогласию, происшедшему между Толей Быковым и Пашей Цветомузыкой, у публики появилась редкая возможность взглянуть, как устроена другая Россия. Потому что есть такое подозрение, что именно та, зазеркальная Россия - настоящая. А все, что мы наблюдаем на экране, начиная от невыплат зарплат рабочим и кончая сытыми рожами министров, есть лишь рябь от спрута, который плавает за зеркалом.
То, что Струганов сам не ангел, понятно. Когда зашла речь о его официальном статусе и наш обозреватель Анна Политковская поинтересовалась, где его трудовая книжка, кто-то из журналистов пошутил: «У Быкова». Думаю, что каждая запись в этой книжке - сюжет для крутого детектива...
Однако случаи, рассказанные Стругановым, создают такое впечатление жуткой подлинности, что им веришь без всяких протоколов. Это - не придумывают. А рассказывал он не столько о Быкове, сколько о тех красноярских милиционерах, которые повязаны с Быковым не только деньгами, но и кровью. Как отметил сам Паша Цветомузыка, «если бы речь шла о противостоянии криминального авторитета Струганова и удачливого предпринимателя Быкова, мы бы как-нибудь разобрались без огласки».
Вот только две истории, рассказанные Стругановым.
Жил-был бизнесмен Исаев. У Исаева был конкурент, и этот конкурент ходил под Быковым. Быков вызвал Исаева к себе и велел Исаеву отдать свой бизнес его подопечному. Храбрый Исаев в ответ брякнул: пусть Быков занимается алюминием, а он, Исаев, будет заниматься своим делом. Такие слова Анатолию Петровичу не понравились, и Быков приказал решить вопрос с Исаевым.
Однако Исаев тоже понял, что брякнул лишнее, и очень берегся. Изловить его было нелегко. Поэтому поступили с ним, по словам Струганова, так. Исаева остановила официальная милицейская машина, оперативник, который сидел в ней, вывел Исаева из автомобиля и посадил в автомобиль к бойцам Быкова.
Оперативника этого, по словам Струганова, звали Евгений Коноваленко. Это нынешний начальник Красноярского РУБОПа. «Кличка его у наших была Женька Красавчик», - добавил Паша Цветомузыка.
А вот другой эпизод.
Одним из людей, убитых по приказу Быкова, был, по словам Струганова, Андрей Инин, младший товарищ Анатолия Петровича. Несмотря на молодой возраст, он легко подчинял себе людей, и Быков понял, что со временем Инин может вырасти в соперника. «Когда Быков приезжал на стрелки решать вопросы, как-то так получалось, что с Ининым тоже советовались», - сказал Струганов.
По приказу Быкова несколько парней заманили Инина и его друга в нанятую квартиру и стали их расстреливать. Одну из жертв убили сразу; в Инина выпустили всю обойму, однако жизненно важные органы не были задеты. Истекающий кровью Инин закричал: «Что вы делаете, вы пошли против Толи!» Когда ошеломленные убийцы сказали ему, чью волю они выполняют, Инин попросил: «Добейте меня». Добивать было нечем, его затащили в ванную и утопили.
На этом дело не кончилось. Убийцы подогнали к дому джип Инина и погрузили в него оба трупа, однако за джипом следили менты, и когда джип с трупами поехал, за ним тронулась «наружка». Было два или три часа ночи. Убийцы в панике бросились звонить Анатолию Петровичу. Через некоторое время в машину «наружки» позвонил высокий милицейский начальник и приказал: «Чего вы тут зря бензин жжете! Езжайте домой». «Наружка» была снята. Трупы благополучно уехали.
Частично эти обвинения уже прозвучали в самом Красноярске: Красноярская гостелерадиокомпания прокрутила несколько интервью Струганова с Ариной Шараповой. В них Струганов сказал, что РУБОП получил от Быкова приказание - посадить Пашу Цветомузыку, а посадив, заставить изменить свои показания против Быкова.
В ответ РУБОП заявил, что Струганов сам пытается стать на место Быкова, а его глава Евгений Коноваленко сказал, что ходит в бронежилете, опасаясь за свою жизнь. «Пусть снимет бронежилет и наденет каску. А то у него с головой что-то», - посоветовал Струганов. Такой вот вышел диалог между Пашей Цветомузыкой и Женей Красавчиком.
Увы, в споре начальника РУБОПа и человека, которого называют криминальным авторитетом, логика на стороне криминального авторитета. Да и стремление занять пустующий трон Быкова приводит к нападкам на РУБОП только в одном случае - если этот пустующий трон тщательно охраняется именно РУБОПом. В противном случае с милицией легче договориться.
Сам же Струганов на вопрос о том, пытается ли он занять место Быкова, ответил так: «Делить в крае уже нечего. Алюминиевый завод у «Русала», уголь - у Генералова. Эти люди не ищут поддержки у криминальных структур, и отобрать у них криминал ничего не может».
И лопнуть мне на этом месте, если, трезво констатировав сей факт, Паша Цветомузыка не вздохнул.

Власти всегда нуждаются в отморозках для черной работы. Дальнейшая участь этих уличных командиров незавидна. За организацию в 90-х в Красноярске серии убийств краевой суд приговорил Вилора Струганова (Пашу Цветомузыку) к 9 годам колонии строгого режима. Подельников — Владимира Ошарова и Игоря Еловского — к 8 и 10 годам. «Авторитета» схватили мертвецы из прошлого века.

Струганову инкриминировали убийство Юрия Толмачева (Толмача), и.о. «смотрящего» за городом, однако суд оправдал Цветомузыку по этому эпизоду. И признал виновным в убийстве авторитетов — Анатолия Артюшкова (Артюшка) и Владимира Филиппова (Филиппа), стремившихся занять место «смотрящего», а также Сергея Михайленко, заподозренного Цветомузыкой в намерении расправиться с его партнером по бизнесу. После чего, как установил суд, Цветомузыка приказал устранить исполнителя убийства Михайленко — своего охранника Виталия Тельпякова. Его забили битой.

Сроки давности по всем этим преступлениям истекли, но закон в данном случае оставлял решение о наказании за судом. От затребованных гособвинителем 25 лет Струганову дали чуть более трети, и прокуратура будет обжаловать приговор. Как и защита. Разбирательства продолжатся, видимо, в соответствии с поэтической формулой: «торжество справедливости», сказал Бродский, «наступает всегда с опозданием минимум в четверть века».

Срок еще не исполнился, до справедливости пока далеко. И вот почему.

В начале 90-х, когда из всего, что прежде плавил, стругал, варил, ковал Красноярск, по-настоящему ценными оказались лишь алюминиевые чушки, стало ясно: кто будет править Рощей (Зелёнкой) 1 , тот овладеет КрАЗом (тогда народ еще не верил в силу акций) и городом.

Если архитектура — это застывшая музыка, Роща с ее шедеврами панельного домостроения, шприцами под ногами, гнилыми тополями, украшенными тряпками и унылыми презервативами, — это Собачий марш. Роща тогда была острохарактерным, тарантинистым районом, где, как до Большого взрыва отсутствовали добро и зло, боги еще не народились, и существами, что передвигались, управляли рефлексы, а также коллективный Демиург в составе Ляпы, Толмача, Синего. К авторитетной коллегии примыкали Казак, Колчаки (братья Колчины). Египетские жрецы, они истолковывали и применяли понятия к жизни.

Официальные власти тоже претендовали на валютоносную Зелёнку, считая ее входящей в Советский рай (две последние буквы — «о» и «н» на вывеске при въезде потухли в незапамятные времена). В крайкоме и крайисполкоме авторитетов называли «авторами».

Время сбора рощинских «авторов», объединявших человечье подмножество до 300 штыков, — 20 часов, место — кафе «Огоньки», что у ДК КраМЗа (позже Дворец труда и согласия). Вообще, кафе называлось «Метелица», при нём бар «Огонек», но народ привел имя в соответствие с реальностью: зажигательных расписных персонажей там обреталось с избытком.

Жизнь у «огоньков» (имя нарицательное в те времена) была веселой и творческой, появилась новая логика: чем грабить ларьки или богачей, лучше их крышевать, регулярно снимая дань; по Толмачу, вышедшему из кафе к бизнесмену, открыли перекрестный огонь из автоматов. Коммерсанта наповал, Толмача ранили. Как-то уоповцы битком набили свой грузовик криминалитетом и повезли к себе. Груженая будка тяжело отошла от «Огоньков», а за ней — 60 мерсов и японок-праворулек братвы. Колонна медленно проследовала через город. Потом братаны стояли всю ночь в очередях в кабинеты УОПа — пока не были переписаны и засняты все со всеми своими партаками (художественной росписью по поверхностному слою).

Лица этих мужчинистых мужчин в олимпийках и лаковых туфлях были вырезаны из желтой слоновой кости. В «Огоньках» они коротали век: курили «Астру» или «Приму», растирая окурки в пыль, пускали иногда по кругу косяк, ритуально глотали тепло — водяру, чаще чай, выглядящий нефтью, и ждали.

Скоро это кафе, в котором всегда стоял дикий холод и настоянный дым, закрылось. Его забыли, потом и его сероголовых и мутноглазых, лихих посетителей: блаткомитет в считаные месяцы 1993—1994 годов переместили на Бадалыкское кладбище. Тогда Красноярск точно накрыло. Для начала отправили на тот свет Чистяка, переломали кости железными прутами гендиректору КрАЗа Турушеву. Убили Синего, потом в ходе ожесточенного сражения на людном проспекте изрешетили Ляпу.

Толмача — длинной автоматной очередью из парившего подвального окошка его многоэтажки. А его 25-летнюю вдову уложили одиночным выстрелом из автомата — в 10-сантиметровую щель между шторами. Позже убили и вдову Синего. Торпед — одноразовых боевиков — никто не считал. Бои шли на главных улицах, летели гранаты, очередями задевало прохожих. Кино.

Убивали и потом, эта война закончится в 2000-м, оставив отчуждение всех от всех, костные останки в алюминиевых чушках, донельзя странные теленовости, съеденные плесенью фрески в церквях, отстраиваемых на мятые, пахнущие деньги, оставив доверчивых, упрямых, молчаливых детей-волчат.

Кого благодарить, кто все это сделал?

Кто бы и в кого ни стрелял, от одной автоматной очереди к другой росло могущество лишь Анатолия Быкова. Тогда его имя приводило в почти священный трепет. Ныне он лишь краевой депутат. И выступил на процессе о тех расстрелах и перестрелках лишь в качестве свидетеля.

Актер и мастер рукопашных боев Владислав Демин, бывший депутат Госдумы, соратник Быкова, родившийся в том же городке, где Быков вырос, вспоминал, как братва летала в Москву за ремнями Версаче: «И чем больше бляха, тем лучше. И чтоб там была обязательно эта Горгона. А потом, чуть погодя, узнали, что Версаче не той ориентации… Вот же было западло». Первые уроки стиля преподал Анатолий Петрович. «Он приезжал в Назарово на черной «девятке», в костюме «Адидас», в кроссовках «Адидас», весь в «Адидас». Это был шик. Производил на нас, назаровских мальчишек, завораживающее впечатление».

«Паша Цветомузыка» взят

В начале 90-х Быков с Ляпой, Толмачом, Синим был вместе, заодно. В одной лодке. На сохраненной мною любительской видеосъемке дня рождения Кисы (лидера группировки Олега Стяжкова, одного из немногих, кто выжил в 90-е; в нулевые его арестовали в Таиланде) — теплая компания: Толмач, Борода, Дисбат, Колчаки… Как сказал один из тостующих, «весь цвет города здесь». Быков на почетном месте, по правую руку от именинника. На следующей видеопленке — день рождения самого Быкова, 17 января 1992 года: рядом Толмач, Ляпа, Киса и т. д.

Быков, боксер, учитель физкультуры, сын печника и уборщицы из тоскливого захолустья (Назарово еще не переименовали в Быково, но дело времени), собрал вокруг себя десятки молодых веселых варваров, и они зажгли Красноярск с четырех сторон. Они не готовы были просто жить в городе, они его делили. Грызлись за власть на улицах неродного города и обладание теперь уже точно всем. Потом за всё и еще чуть-чуть. Потом за всё-всё-всё. Когда эти парии утверждали свою власть, кровью умывались все, без пощады, без лишних слов.

Когда Быков уже обосновался на КрАЗе и заехал в «Яхонт», в его кабинете среди икон, макета будущего храма, который он намеревался строить (и построил), портрета Петра I и аквариума с одинокой зловещей рыбой (видимо, сожравшей всех соседей) — на мой вопрос, как ему удается оставаться живым, Быков положил на стол лист бумаги и резко провел по нему прямую линию массивным ножом с сияющим золотом лезвием (вероятно, для резки бумаги): «Есть извилистые пути к цели, я же всегда шел прямо и вперед. Я родился, чтобы идти прямо».

Тогда говорили о двух губернаторах — дневном и ночном. Конечно, так не бывает. Губернатор всегда один. И официальный, Зубов, им не был.

Струганов стал папой красноярского рэкета и киднеппинга еще до партнерства с Быковым. Первые судимости — за отнятые на рынке джинсы, потом там же с ребятами потребовал дань с узбеков, продававших цветы, для пущей мотивации одного торговца похитили.

Сейчас, на суде, Быков рассказал, как познакомился со Стругановым. Тот пришел в спортзал «Спартак». (Быковские там много лет играли в регбол, чрезвычайно популярную игру бандитов, боксеров, борцов, единоборцев — силовой баскетбол с жестким контактом, разрешено всё, что запрещено. Играли до 40 человек на поле, как вдоль него, так и поперек. Такие половецкие пляски без сабель. С хрустом ключиц и выбитыми челюстями.) «Струганов только освободился и пришел к нам. Это был 1992 год. В то время он уже жил в Красноярске, где-то в историческом центре».

Однако, по данным ФСИН, Струганов освободился только в ноябре 1994 года. В 92-м его лишь перевели в колонию-поселение.

Толмача убили в мае 94-го. То есть, по логике обвинения, Цветомузыка организовывал убийство, передавал автомат киллеру, находясь в это время в колонии — по документам. Суд оправдал Струганова по этому эпизоду, однако прокурорская логика характерна и показательна. Для предположения, что в Красноярске органы создавали все условия новой бандитской поросли, чтобы та занялась «саночисткой» города, уничтожением синих, — есть все основания. Фактов непрямого содействия — множество. А потом руководители и милиции, и края гордились: в Кемерове шесть воров, а у нас ни одного. Может, поэтому в 90-е ни одно такое убийство раскрыто и не было — если только киллеры не открывали огонь под носом у ментов и потом не заканчивались патроны отстреливаться.

Общительный Цветомузыка нужен был как «слуга двух господ», он был своим и в воровской среде, и в мире тех «бизнесменов», что отнимали у нее власть. Со многими ортодоксальными лидерами уголовного мира Быков разговаривал именно через Струганова. Связник. Суду Быков сообщил, что их со Стругановым связывали спорт и бизнес, отметив особо, что общего бизнеса у них не было; что до убийств, инкриминируемых Цветомузыке, то жертвами пали типичные представители старого уголовного мира, насаждавшего воровскую идею, тогда как вокруг Цветомузыки собирались «спортсмены».

Кстати, покровитель Струганова — вор в законе Косяк (Станислав Кулеш), покинув колонию чуть позже ученика, сразу же бесследно исчезнет, выйдя в тапочках на лестничную клетку покурить.

Итак, Струганов, став благодаря связям с Косяком снабженцем колонии, мог ее покидать, за ним был закреплен автомобиль. Он скупил в сталинке, рядом с краевой администрацией, квартиры по одному стояку на всех четырех этажах, их соединила внутренняя лестница. В подвале спортзал, напротив подъезда в гаражах питомник питбулей. Струганов, чтобы поселить своих людей, хотел скупить все квартиры в подъезде, но их владельцы задрали цены. В этот дом при советской власти селили сотрудников краевого управления КГБ. Выйдя на пенсию, они познакомились с интересным соседом.

В оперативных документах МВД 90-х Струганов фигурирует как «заместитель» Быкова, а самостоятельная группировка Цветомузыки считалась центральной в сообществе Быкова. Когда тот был в США, Паша просил его купить ему «в хороших магазинах шорты и майку». Спецслужбы США записали телефонный отчет Цветомузыки перед Быковым о делах в городе. Отрывок, речь об одном бизнесмене, Струганов: «Сейчас я тебя заберу, и не вернешься ты, а твои друзья потом случайно наткнутся на твой тухлый труп». А он: «Ребята, ребята…» Как начал…» Быков: «Овца, ясно…»

Цветомузыка, по моим ощущениям, всегда жил так, точно он кошка и у него 9 жизней. Ну или за плечом у него не один ангел-хранитель, а рота. Струганов весело наживал врагов и вел в политико-криминальной тусовке двойные, а то и тройные игры. Лавировал между Быковым, генералом Лебедем, Дерипаской, Василием Анисимовым… В 1999 году стал десятым в предвыборном федеральном списке ЛДПР (вторым в том списке значился Быков). Однако приятелей в Думу не пустили. Тогда же между ними заискрило: Струганов взялся вести «тёрки» за спиной патрона с его неприятелями. Рассказывал Быкову, что с ним сделают, если он не продаст акции Березовскому и Абрамовичу.

И наступил звездный час Цветомузыки. Он явился перед публикой ярко и на непродолжительное время, как лампочка, вспыхивающая напоследок. Его, подозреваемого тогда в убийстве директора госпредприятия «Краевые рынки» Виталия Парфенова, вдруг выпустили на волю, рассчитывая в борьбе против Быкова. С помощью Струганова силовики хотели, как они тогда заявляли, потревожить «самое сильное в России преступное сообщество». Но то была, понятно, во многом показная мотивация.

Струганов встречается при посредничестве московского УФСБ с куратором силовых органов края Анатолием Паскалем, и они договариваются о совместных действиях. Инсценируется убийство Цветомузыки в Москве, на Кутузовском, киллер (тоже сотрудничавший с ФСБ) прилетает в Красноярск к Быкову доложить, что его «заказ» выполнен. Разговор фиксируется, и Быкова вновь запирают в тюрьме.

А Цветомузыка получит в пресс-секретари председателя местной гостелерадиокомпании, в собеседники ему выпишут столичную телезвезду Арину Шарапову, в прайм-тайм он будет повествовать о злодеяниях Быкова, и Шарапова, хлопая глазками, своим грудным голосом задушевно назовет его «выходцем из рабочих районов и молодым политиком», «смельчаком и Робин Гудом». Этот титул, ранее с подачи другой теледивы, ныне краевого депутата Марины Добровольской, — принадлежал Быкову.

В прессе, которую начнет выпускать новый принц воров к краевым выборам — а он, конечно, пойдет в депутаты, сообщат, что корни Паши — в древнем известном роде промышленников Строгановых. Его прадед Данила был сослан в Сибирь за умение зарабатывать деньги. Деда расстреляла советская власть. «Родовое упрямство и принципиальность всегда отличали Стругановых».

Социальный лифт — бандитство под крышей органов — рухнул с уличным командиром на взлете. Накануне выборов в краевое За(э?)ксобрание взорвалась бомба, заложенная в канализационную трубу его квартиры-подъезда (вот оно, «мочить в сортире»), палили из гранатомета по его домику на озере, и, последним аккордом, взорвалось крыльцо школы, где должна была состояться встреча Струганова с избирателями. Один из исполнителей теракта погиб, второй из обвиняемого тут же, пойдя на сделку со следствием, превратился в потерпевшего. Бомбист заявил, что взрыв заказал Паша. Тогда ему тоже дали 9 лет, в 2011-м освободили.

Теперь его схватили мертвецы из прошлого века.

Как это обычно и бывает, прокололся Цветомузыка на том, кто во второй половине 90-х считался едва ли не самым отмороженным и страшным человеком в красноярском оргпреступном сообществе. Это Буль (Александр Живица), 01.12.71 г.р. Штатный киллер, тем не менее он не уходил в тень, жил открыто. Жена, дети. Лишь в 2012-м его взяли за убийство сына вора в законе Петрухи (Александра Бахтина). Заплечных дел мастер согласился стать главным свидетелем обвинения против Цветомузыки. За это его судили отдельно, в особом порядке, ему инкриминировали 7 убийств и в феврале дали 12 лет.

Струганов до последнего называл процесс «кино». И в своей речи на суде упомянул «Крестного отца» Марио Пьюзо. Очевидно, пересмотрел фильмов, где спецслужбы, чтобы разоблачить самого крутого мафиозо, вербуют менее крутых, обеспечивая им новую жизнь. Считал, что сотрудничество с ФСБ, по понятиям братвы, оправданно. Это не «продажные менты». Когда-то он действительно был нарасхват, нужен всем — генералу Лебедю, местному управлению ФСБ, московскому, Дерипаске и Абрамовичу, прикупившим красноярские энергометаллургические активы. С помощью одного криминального элемента они хотели расправиться с другим.

Однако человека-улику использовали… и выбросили.

Цветомузыку включали исключительно для одного: чтобы он сверкал и грозил дать показания. И этим добивались от Быкова чего-то. Денег, активов, власти. А сам Цветомузыка по себе мало кого интересовал, как и прочие карманные робин гуды. Как и расследование убийств.

От Быкова добились всего. Он стал частью системы. Поделился и властью, и деньгами.

Анатолий Петрович Быков, или просто Толя Бык

Не сказать, что приговор стал для Струганова неожиданностью. Ему 52 года, есть шанс встретить пенсию на зоне. Так на зоне и родился. И знал цену своим партнерам, еще в начале нулевых сказал: «Мое место жительства — Туркмения. У нас в крае тоже есть свои Туркменбаши, для которых нет законов, но для других они их придумывают в любой нужной для них трактовке».

Еще одна история о фатуме и симметричных ответах судьбы. Если угодно, о кармическом эхе. О предательстве, лицемерии и — нет, не о справедливости (она не бывает урезанной, подождем еще), но неизбежности возмездия. Быкова судили за организацию покушения на Струганова, и главным свидетелем обвинения стал киллер, работавший на ФСБ. Потом саму несостоявшуюся жертву, Струганова, привлекли за рекламное покушение на самого себя — вновь благодаря киллеру. Забавно, что сами наемные убийцы — на воле. Сейчас вот тоже — киллеру Булю за 7 жизней дали 12 лет. Меньше чем по 2 года за труп.

Я спрашивал тогда, в 90-х, Быкова о каждом из списка всех этих воров, «смотрящих», авторитетов. И о каждом Быков был замечательно осведомлен, знал, чем тот дышал. Косяку перед его освобождением он звонил из США — об этом просили и милиционеры, и коллеги Косяка по цеху, тревожившиеся за его дальнейшую судьбу («У Косяка день рождения, позвони, поздравь, обсуди ситуацию — тебя он послушает»).

Быков пояснил «законнику»: «Ты выходишь в другой мир, это не зона, время другое, никто своего не отдаст. И не потому не отдаст, что есть я, а потому, что за «свое» все готовы перегрызть глотку кому угодно. Даже бизнесмены вооружены до зубов». Косяк исчез, появился Артюшок, кандидат в воры. Он приезжал к Быкову, обещал, что «никуда лезть не будет», лишь помогать бедолагам в тюрьмах. Когда его убили, у него, кстати, нашли фотоснимки Быкова. Не из любви, надо полагать.

В общем, Быков проводил политинформации ворам и авторитетам. А кто их отстреливал, так и не ясно.

Дочь заслуженного мастера спорта по боксу Филиппова сказала на суде, что отца убил, конечно, не Струганов: «У них был разный уровень авторитета среди людей, он бы не посмел. Он такой же наемный, как Еловский и Ошаров». Потерпевшая отказалась назвать реального заказчика убийства.

Вероятно, если бы суд не сомневался в том же, он бы дал Струганову запрошенную четверть века. И еще. Окружение Быкова подозревалось в 90-е в десятках убийств и исчезновений. Кто приказывал убить остальных, если Цветомузыке начислили лишь четыре трупа? И если Цветомузыку оправдали за Толмача, а Буля, как исполнителя этого убийства, осудили, кто тогда ему передавал автомат? И кто все же стрелял, если на месте лежки киллера в подвале нашли множество окурков, а Буль никогда не курил? И он рассказал, что дал одну очередь, выпустив весь рожок, а микрорайон слышал несколько.

1 Зелёная Роща — жилые кварталы в Советском районе близ Красноярского алюминиевого и металлургического заводов (КрАЗа и КраМЗа), заселенные прежде в основном его рабочими.