Ямик tv. Роль верхних дыхательных путей и носового дыхания в жизнедеятельности организма Кровоснабжение полости носа

Если дыхание происходит через рот, вдох становится менее глу­боким, поэтому в организм поступает только 78% от необходимого коли­чества кислорода

При нарушении носового дыхания нарушается гемодинамика че­репа, что приводит (особенно у детей) к головным болям, быстрой утом­ляемости, ослаблению памяти

Стойкое затруднение носового дыхания может привести к рас­стройству нервной системы и ряду заболеваний: бронхиальная астма, у детей - эпилептиформные припадки, ночное недержание мочи.

Длительное нарушение носового дыхания в детском возрасте вредно влияет на развитие скелета грудной клетки. Оно приводит к деформации лицевого скелета: формируется высокое и узкое "готическое" небо, искрив­ляется носовая перегородка, происходит неправильное прорезывание зубов.

При дыхании через нос происходит увлажнение, согревание, очи­щение от пылевых примесей, а также обеззараживание воздуха.

Строение обонятельного анализатора. Обонятельная и защитная функции носа

Строение обонятельного анализатора.

В обонятельной зоне слизистой оболочки носа находятся нейроэпители-алъные веретенообразные обонятельные клетки, представляющие собой хеморецепторы. От этих клеток отходят обонятельные волокна (fila olfactoria), проникающие через lamina cribrosa в полость черепа к обонятель­ной луковице, где образуются синапсы с дендритами клеток обонятельного тракта (обонятельный нерв). Коньковая извилина (gyms hippocampi) пред­ставляет собой первичный центр обоняния. Кора аммонова рога и передняя перфоративная субстанция являются высшим корковым центром обоняния.

Обонятельная функция носа

Обонятельная функция обеспечивается обонятельной зоной слизистой оболочки носа, в которой находятся обонятельные клетки. Непосредствен­ным раздражителе обонятельного рецептора являются молекулы пахучего вещества - одоривекторы (М =17- 2000)

Теории обоняния:

1. Химическая теория Цваардемакера. Одоривектор растворяется в сек­рете (слизи) боуменовых желез и вступает в контакт с волосками обонятель­ных клеток и вызывает их возбуждение.

ЛОР-болезни

2. Теория Гениигса (физическая). Одоривекторы излучают волны вы­сокой частоты, которые передаются на обонятельный анализатор и различ­ные группы клеток резонируют в ответ на колебания, характерные опреде­ленному одоривектору.

3. Теория Мюллера (электрохимическая). Возбуждение органа обоня­ния происходит благодаря электрохимической энергии пахучих веществ.

Защитная функция носа

Защитная функция носа представлена механизмами с помощью которых воздух согревается, увлажняется и очищается.

Согревание воздуха осуществляется за счет тепла от поверхно­сти стенок носа. Вдыхание холодного носа вызывает быстрое рефлектор­ное заполнение кровью кавернозных тел, расположенных в слизистой оболочке нижних и частично средних раковин. Сопротивление воздуху возрастает, происходит более интенсивное его согревание

Увлажнение воздуха в полости носа происходит за счет насы­щения влагой, покрывающей слизистую оболочку. Для оптимального га­зообмена необходимо получить воздух 100% влажности и температуры 37°С. Придаточные пазухи носа также участвуют в согревании и увлаж­нении воздуха.

Очищение воздуха начинается в преддверии носа, где крупные частицы задерживаются волосами. Около 40-60% пылевых частиц и мик­робов вдыхаемого воздуха задерживается в слизи и удаляется вместе с ней. Механизм, удаляющий слизь из носа - мерцательный эпителий. Его функции оценивают угольным и сахариновым тестами.

» к защитным механизмам относится также рефлекс чихания и слизеотделения.

19. Клиническая анатомия и топография глотки. Загло­точные и окологлоточные пространства

Глотка (pharynx) является начальным отделом пищеварительного тракта и дыхательных путей.

В глотке различают три отдела:

1. Верхний - носоглотка,

2. Средний - ротоглотка.

3. Нижний - гортаноглотка.

Носоглотка выполняет дыхательную функцию. В верху свод носоглот­ки фиксирован к основанию черепа, сзади носоглотка граничит с I и II шей­ными позвонками, впереди находятся хоаны, на боковых стенках располага­ются глоточные отверстия слуховых труб. Кзади от устья слуховой трубы имеется глоточный карман, в котором находится трубная миндалина (V и VI миндалины глотки). На границе верхней и задней стенки носоглотки нахо­дится глоточная (III или носоглоточная) миндалина.

Ротоглотка.. Здесь происходит перекрест дыхательного и пищевари­тельного тракта. Спереди ротоглотка через зев открывается в полость рта, сзади она граничит с III шейным позвонком. Зев ограничен краем мягкого неба, передними и задними небными дужками и корнем языка. Между неб­ными дужками находятся небные миндалины (1 и II). На корне языка распо-

лагается язычная (IV) миндалина глотки.

Гортаноглотка. Границей между ротоглоткой и гортаноглоткой являет­ся верхний край надгортанника и корень языка. Книзу гортано глотка ворон­кообразно суживается и переходит в пищевод. Гортаноглотка располагается впереди IV, V и VI шейных позвонков. Спереди и снизу в гортаноглотку открывается вход в гортань. По бокам от входа в гортань имеются груше­видные синусы.

Строение глотки

Стенка глотки состоит из четырех слоев: ее основу составляет фиброз­ная оболочка, которая изнутри со стороны полости глотки покрыта слизи­стой оболочкой, а снаружи - мышечным слоем. Мышцы покрыты соеди­нительной тканью - адвентицией.

Слизистая оболочка глотки в верхней части покрыта многорядным мерцательным эпителием, а в средней и нижней частях - многорядным пло­ским эпителием. В слизистой оболочке много слизистых желез. Лимфадено-идная ткань, включая миндалины локализуется в подслизистом слое.

Фиброзная оболочка вверху прикрепляется к костям основания черепа, внизу - к подъязычной кости и щитовидному хрящу.

Мышечный слой представлен циркулярными и продольными мышца­ми.

Сжимают глотку три констриктора - верхний, средний и нижний. Про­дольные мышцы поднимают глотку. К ним относятся m.stylopharyngeus, m.palatopharyngeus. Между задней стенкой глотки и предпозвоночной фасци­ей располагается заглоточное пространство в виде плоской шели, запол­ненной рыхлой соединительной тканью. С боков заглоточное пространство ограничено фасциальными мешками, которые идут к стенке глотки от пред-позвоночной фасции. Начинаясь от основания черепа, это пространство про­ходит вниз позади глотки до пищевода, где его клетчатка переходит в поза-дипищеводную клетчатку, затем в клетчатку заднего средостения. Средин­ной перегородкой заглоточное пространство разделено сагиттально на две симметричные половины.

Но бокам от глотки располагается выполненное клетчаткой окологло­точное пространство, в котором проходит сосудисто-нервный пучок и на­ходятся основные лимфатические узды шеи.

Кровоснабжение глотки - из a.pharyngea ascendens, a.palatina ascendens, aa. palatinae descendens, a.thyreoidea inferior.

Верхним дыхательным путям принадлежит более важная роль жизнедеятельности организма, чем она представлялась ранее.

Эта часть дыхательной системы имеет значение для согревания, увлажнения и очищения вдыхаемого воздуха, для речевой функции , но этим ее значение не ограничивается. Верхние дыхательные пути имеют очень чувствительные рецепторные зоны, возбуждение которых рефлекторным путем оказывает влияние на различные физиологические системы. И наоборот, слизистая оболочка носа (и гортани) легко реагирует на рефлекторные воздействия. Например, при охлаждении ног происходит вазомоторная реакция слизистой носа.

Носовое дыхание имеет большое значение для правильного развития организма и нормальной деятельности дыхания, кровообращения, лимфообращения, нервной системы и др. Уже давно было замечено, что при нарушениях слизистой оболочки носа и придаточных полостей возникают расстройства функции других органов. Известно, что существует связь их состояния с развитием бронхиальной астмы, с нарушениями зрения, с заболеваниями ушей, нарушением секреции желудка, отклонениями в половой функции, с развитием неврозов сердца, даже с приступами стенокардии. Известно, что при нарушениях в носовых ходах и в придаточных полостях страдает высшая нервная деятельность. Каждый из нас замечал, что «простой» насморк снижает умственную работоспособность, вызывает легкую утомляемость, головную боль.

Когда у ребенка благодаря росту аденоидов выключается носовое дыхание и он дышит ртом, настолько характерно изменяется внешний вид, что он получил название «аденоидная маска».

Важно, что при этом тормозится умственное развитие: возникает рассеянность, ослабевает память, слух. Появляются головные боли, головокружение, ночное недержание мочи и другие нарушения нервной функции.

Итак, длительное затруднение и еще более того выключение носового дыхания приводит к ослаблению важнейших функций – дыхательной, кровообращения, лимфообращения, печени, почек, эндокринной системы, нервной деятельности .

В эксперименте эти наблюдения были подтверждены и в какой-то степени объяснены.

Когда у животных искусственно вызывали ротовой тип дыхания, наблюдали значительное ослабление циркуляции тканевой жидкости. Развивался застой в сосудистой системе глаза. Нарушалось крово- и лимфообращение головы, и внутричерепное давление повышалось.

Оказывается, при носовом дыхании синхронно с дыхательными движениями колеблется давление в сосудах мозга . Видимо, это имеет важное значение для кровотока в мозгу. Дыхание через рот становится более выгодным лишь при очень высоком напряжении дыхания во время большой нагрузки. Узкие носовые ходы создают значительное сопротивление току воздуха, которое не ощущается при работе умеренной величины. Максимальная легочная вентиляция при ротовом дыхании достигает 228 л/мин, при носовом – лишь 85 л/мин. Во время нормального носового дыхания рецепторы слизистой носа (окончания тройничного и обонятельного нервов) и гортани (верхне- и нижнегортанных нервов) ритмично раздражаются перепадами давления, температуры, влажности воздуха, содержащейся в нем углекислотой и другими веществами. Возбуждение этих рецепторов очень сильно влияет на дыхательный центр. Оно даже может подавлять рефлекс Геринга-Брейера (инспираторно-ингибиторный, или гипервоздушный рефлекс). Суть данного рефлекса заключается в том, что он запускается значительным объемом вдыхаемого воздуха. Развивающееся при этом увеличение объема легких усиливает импульсацию от рецепторов растяжения, находящихся в дыхательных путях, и приводит к прекращению вдоха. Считается, что рефлекс Геринга-Брейера развивается при дыхательном объеме, превышающем 1,5-2,0 л.


При полном выключении из дыхания верхних путей и при искусственной вентиляции легких может возникать полная картина задушения животного (асфиксии).

Чрезмерно сильное раздражение рецепторов верхних дыхательных путей эмульсией скипидара, спиртом вызывает быструю гибель животных при явлениях, которые напоминают травматический шок. Вдыхание высоких концентраций аммиака, раздражающих БОВ, может также вызывать моментальную гибель от рефлекторного спазма голосовой щели и торможения дыхательного центра.

Воспаление слизистой верхних дыхательных путей значительно повышает возбудимость рецепторов. Длительное усиление при этом потока импульсов в дыхательный центр вызывает в нем парабиотическое торможение и остановку дыхания. Замечено, что при воспалении верхних отделов дыхательных путей у спортсменов (даже если это механически не мешает дыханию) снижаются их спортивные результаты. Ожог верхних дыхательных путей при общих ожогах всегда сильно ухудшает прогноз. Итак, состояние верхнего отдела дыхательной системы и в нормальных и в патологических условиях имеет важное значение для жизнедеятельности организма, хотя дыхание возможно и без их участия.

Эмпирически уже давно с лечебной целью использовали воздействия на организм через верхние дыхательные пути:

ü применяли вдыхание приятных запахов (снижается давление и урежается пульс);

ü слабую ионогальванизацию слизистой носа использовали при лечении гипертонической, язвенной болезни, бронхиальной астмы;

ü раздражение рецепторов носовых путей вдыханием аммиака, «нюхательной соли» для возбуждения коры мозга при обмороке;

ü длительное дыхание прохладным и холодным воздухом используют для лечения различных болезней (в частности, пневмонии у детей). Особенно важно это при длительном постельном режиме (например, у больных туберкулезом).

Дыхательная функция носа заключается в проведении воздуха (аэродинамике). Дыхание осуществляется преимущественно через дыхатель­ную область. При вдохе из околоносовых пазух выходит часть воздуха, что способствует согреванию и увлажнению вдыхаемого воздуха, а также диф­фузии его в обонятельную область. При выдохе воздух поступает в пазухи. Около 50% сопротивления всех дыхательных путей приходится на долю полости носа. Давление воздуха на слизистую оболочку полости носа участ­вует в возбуждении дыхательного рефлекса. Воздух должен приходить в легкие с определенной скоростью

Значение носового дыхания для организма

Если дыхание происходит через рот, вдох становится менее глу­боким, поэтому в организм поступает только 78% от необходимого коли­чества кислорода

При нарушении носового дыхания нарушается гемодинамика че­репа, что приводит (особенно у детей) к головным болям, быстрой утом­ляемости, ослаблению памяти

Стойкое затруднение носового дыхания может привести к рас­стройству нервной системы и ряду заболеваний: бронхиальная астма, у детей — эпилептиформные припадки, ночное недержание мочи.

Длительное нарушение носового дыхания в детском возрасте вредно влияет на развитие скелета грудной клетки. Оно приводит к деформации лицевого скелета: формируется высокое и узкое "готическое" небо, искрив­ляется носовая перегородка, происходит неправильное прорезывание зубов.

При дыхании через нос происходит увлажнение, согревание, очи­щение от пылевых примесей, а также обеззараживание воздуха.

Related Posts

    Нижняя стенка полости носа образована В формировании скАта носа участвует На латеральной стенке полости носа…

    перфорация дна полости носа возможна при резекции верхушки корня зуба при хроническом полипозном этмоидите отсутствует…

    Кровоснабжение полости носа происходит из a. sphenopalatina, аа. ethmoidales anterior et posterior, a. nasopalatina (ветвь…

    Свежие записи

  • Выберите рубрику — Вандышев А. Р. Медицина катастроф. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 384 с 17 Органы чувств №1 Стоматология 18 Органы чувств № 2 Стоматология 28 студ. слюнные стоматологи 32 студ. Пищевод стоматологи 33 студ. кишечник стоматологи 34 студ. Печень стоматологи 8. Список литературы по теме занятия Alpha Bio Tec SPI Подлинный Спиральный Иплантат Cоциология А. А. Тимофеев РУКОВОДСТВО по челюстно — лицевой хирургии и хирургической стоматологии том 1 Алгоритм Классической техники при установке имплантатов AlphA Bio Tec АНТИБИОГРАММА Артикаин с вазоконстриктором БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ К КУРСОВОМУ ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060105 СТОМАТОЛОГИЯ БИОЛОГИЯ ПОЛОСТИ РТА Биоэтика в работе практикующего врача-стоматолога Боль в стоматологии Борьба с перек­рестной инфекцией во время стоматологического Брекеты Бухгалтерский учет и аудит Виниры Вич в стоматологии Возможно ли одновременное проведение непосредственной имплантации Возрастные и индивидуальные особенности костно-мышечных структур глубокой области лица и их использование в стоматологии Вопрос ответ Вопросы ВОПРОСЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕЙ СТОМАТОЛОГИИ Вопросы для экзамена, 2009. Стоматология. (1) ВОПРОСЫ К КОМПЬЮТЕРНОМУ ТЕСТУ (после цикла) ПО ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Вопросы к тестам стоматологи Вопросы к экзамену по детской стоматологии (V курс) Вопросы организации стоматологической помощи в России Вопросы по ортопедической стоматологии Вопросы по стоматологии зачет Воспалительные заболевания - сиалоадениты Воспалительные заболевания в челюстно-лицевой об­ласти у детей Выравнивание зубов Гаврилов Ортопедическая стоматология Геморрагические синдромы и диатезы Гигиена полости рта Гигиена полости рта — метод профилактики стоматологических заболеваний ГЛЮКОКОРТИКОИДЫ В СТОМАТОЛОГИИ Дезинфекция в стоматологии Детская стоматология все бырты в одном Детская терапевтическая стоматология Диспансеризация детей у стоматолога Заболевания зубов и полости рта Задачи для курсового экзамена по хирургической стоматологии Задачи для курсового экзамена по хирургической стоматологии, ВЧЛХ, ЛФК Задачи к экзамену по терапевтической стоматологии (III курс) Зеленский, Мухорамов_Детская хрургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия Зубная коронка Зуботехническое дело в сто­матологии Имплантация Имплантация зубов Использование свойств имплантата для обеспечения успешности непосредственной имплантации Исправление прикуса История кафедры хирургической стоматологии Кариес Кариес зубов Классификация стоматологических предраковых заболеваний Классификация стоматологических цементов+ СИЦ КЛИНИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Книги Коллекция рентгенограмм по стоматологии Компания Alpha Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний Композиционные пломбировочные и облицовочные материалы Лазеры и лазерные установки в стоматологии: описание, классификация и характеристики ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК для студентов — стоматологов Лекарственные средства в стоматологии ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ Лекции за 1 курс по общей стоматологии Материаловедение — наука о свойствах материалов, их происхождении, строении и возможных изменениях, происходящих в этих материалах под влиянием различных факторов МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Маткматика и Физика Мепивакаин без вазоконстриктора Мепивакаин с вазоконстриктором МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ Методичка — Пропедевтика терапевтической стоматологии Методичка этика право менеджмент На приеме у стоматолога НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ В АМБУЛАТОРНОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Неотложные состояния в стоматологической практике Новости Новости ОБЩАЯ ЭМБРИОЛОГИЯ Общее обезболивание в детской стоматологии Общие вопросы Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению. Профилактика Организация стоматологической помощи населению Организация терапевтического Отделения стоматологической поликлиники Ортодонтия Ортопедическая стоматология Ортопедическая стоматология Прикладное материаловедение Ортопедическая стоматология Учебник М. З. Миргазизова ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Ортопедия Ортопедия и зуботехника в условиях современного высокотехнологичного окружения и ужесточающийся конкуренции Оснащение и оборудование стоматологического кабинета Основные методы рентгенодиагностики, применяемые в стоматологии. Рефер ОСНОВЫ ОРТОДОНТИИ Основы терапевтической и ортопедической стоматологии Отбеливание зубов Ответы на вопросы Ответы на экзаменационные вопросы для стоматологического факультета(зи Ошибки В ортопедической стоматологии Пародонтит Патан стомат (сит задачи) ответы Патофизиология для стоматолога Педагогика Первичная профилактика стоматологических заболеваний (методичка) ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА КОММУНАЛЬНОМ УРОВНЕ Планы практических занятий для специальности стоматология Показания Полная верхнечелюстная реабилитация с опорой на имплантаты ПОМОЩНИК ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА-ТЕРАПЕВТА Право Право, юриспруденция Предисловие терпевтической стоматологии Предпринимательство в здравоохранении Стоматологическая клиника Применение имплантатов в стоматологии Применение термопластических материалов в стоматологии Примеры задач к экзамену по пропедевтике стоматологических заболеваний Проект стоматологического центра Производство ПРОКЛАДОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В СТОМАТОЛОГИИ Протезирование ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВРЕДНОСТИ В РАБОТЕ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА И ПРОФИЛАКТИКА ПОСЛЕДСТВИЙ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОФИЛАКТИКА И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Профилактика стоматологических заболеваний. Учебное пособие Психология ПУТИ РАЗВИТИЯ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ РАЗВИТИЕ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ РЕЗУЛЬТАТ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ №______ Реставрация зубов Руководство по ортодонтии 2020 Руководство по ортопедической стоматологии РУКОВОДСТВО ПО ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ И ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Семинары стоматологам Скачать Современные методы дезинфекции и стерилизации в стоматологии СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ МЕСТНОГО ОБЕЗБОЛИВАНИЯ В СТОМАТОЛОГИИ ССС стоматологи, методичка для студентов Статьи стоматолог клиника Стоматологи — Тема № 3 ВСМК — занятие 1 Аудиторная (новая 11.01.08) Стоматологи — Тема № 5 ВСМК — занятие №1 Стоматологи — Тема № 5 ВСМК — занятие №1 Аудиторная Стоматологи — Тема № 6 ВСМК — занятие № 1 Стоматологи барьеры, вопросы, обращения Стоматологи Тема № 3 ВСМК(занятие № 1+занятие № 2) СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ИМПЛАНТОЛОГИЯ Стоматологическая клиника «Береги зубы смолоду» Стоматологическая клиника с нуля Стоматологический СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ЕВРОПЕ Стоматология: Учебник Таблицы по количеству введения анестетика в детской стоматологии при проводниковой анестезии ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН практических занятий по кожным и венерическим болезням для студентов IV курса СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО факультета ТЕМАТИЧНИЙ ПЛАН ПРАКТИЧНИХ занять по шкірним та венеричним хворобам на для студентів IV курсу СТОМАТОЛОГІЧНОГО факультету Терапевтическая стоматология Тест по хирургической стоматологии 3 курс Тесты для стоматологического факультета Тесты для студентов стоматологического факультета ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Требования к стоматологическому креслу Удаление зуба Установка дентальных имплантатов Физиотерапия в стоматологии Философия Хирургическая стоматология. Робустова Т. Г ЧАСТИЧНЫЕ СЪЕМНЫЕ ПРОТЕЗЫ Чистка зубов Экзаменационное задание для института стоматологии Экзаменационные билеты по пропедевтике Экзаменационные вопросы Экзаменационные вопросы для стоматологического факультета ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Экология Экономика Эргономика работы врача-стоматолога и ассистента Этика в стоматологииавторитет врач ЭТИОЛОГИЯ и ПАТОГЕНЕЗ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ Этические проблемы в стоматологии
  • Свежие комментарии

Говоря о роли движений, следует затронуть вопросы о дыхании детей.

При обучении ребенка правильному дыханию прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучше­ния их снабжения кислородом.

Важно также научить ребенка носовому дыханию, что будет спо­собствовать профилактике насморка и респираторных заболеваний.

При обучении правильному дыханию надо научить ребенка сморкаться не через обе ноздри, а поочередно. Затем ребенок мо­жет подуть на одуванчик или свечу сначала ртом, потом носом, за­тем то одной, то другой ноздрями. Пускание мыльных пузырей -хорошее и веселое упражнение для развития дыхания. Во время прогулки предложить ребенку медленно вдыхать и еще более мед­ленно выдыхать носом. Особенно полезно научить дышать при быстрой ходьбе и беге.

Элементы дыхательной гимнастики

(Для восстановления носового дыхания детям от 3 до 7 лет)

1. Глубокий вдох, выдох через нос с произношением - «эм».

2. Выдох через нос коротким толканием, рот плотно закрыт.

3. Выдох поочередно через правую и левую ноздрю, другая прижа­та пальцем, рот закрыт.

4. Нос зажат пальцем, задерживается дыхание на счет до 8-10 раз. Выдох через нос, полный вдох через рот.

5. Положить на ладонь легкую бумажку, сдувать ее, делая выдох, поочередно левой и правой ноздрей, рот плотно закрыт. Одна нозд­ря прижата пальцем.

Аутотренинг

Аутотренинг - это метод самовнушения. Его можно использовать для снятия переутомления и эмоциональных стрессов.

Лечь на коврик, расслабиться, представить себе голубое небо. Дышать глубоко и спокойно. Мысленно дети произносят формулы, предложенные педагогом и представляют их в своем сознании.

1. Я спокойно отдыхаю. Расслабляю мышцы всего тела. Лежу спо­койно. Чувствую себя легко. Чувствую полный покой. Мое тело рас­слаблено. Мне хорошо и приятно. Я спокойно отдыхаю. Чувствую покой.

2. Расслаблены мышцы правой руки, расслаблены мышцы левой руки. Плечи расслаблены и опущены. Руки расслаблены, чувствую тяжесть рук, приятное тепло чувствую в руках.

3. Расслаблены мышцы правой ноги. Расслаблены мышцы левой ноги. Мышцы ног расслаблены. Ноги неподвижные и тяжелые.

4. Все тело расслаблено. Расслаблены мышцы спины. Расслабле­ны мышцы живота. Во всем теле приятное тепло.

5. Расслаблены мышцы лица. Брови свободно разведены. Лоб раз­глажен. Веки опущены, мягко сомкнуты. Рот слегка приоткрыт. Чув­ствую прохладу на коже лба. Все лицо спокойное, расслабленное.

6. Дышу свободно, легко, мне дышится легко и свободно, мне при­ятно и я отдыхаю.

7. Сердце бьется спокойно, ровно и ритмично. Я отдохнул, дышу глубоко, чувствую бодрость и свежесть во всем теле.

То, как мы дышим - быстро или медленно, поверхностно или глубоко, грудной клеткой или животом - влияет на наше настроение, уровень стресса, кровяное давление, иммунную функцию и многие другие процессы в организме.

Большинство людей не контролирует свое дыхание. Следует отметить, чем выше частота дыхания, тем больше вероятность возникновения серьезных проблем со здоровьем.

Итак, как же дышать правильно и с пользой для здоровья?

Первое и самое важное правило здорового дыхания - всегда дышите носом, даже во время физических упражнений.

Дыхание через нос является наиболее правильным и оптимальным, в то время как дыхание ртом снижает оксигенацию тканей, повышает частоту сердечных сокращений и кровяное давление, а также имеет множество других неблагоприятных последствий для здоровья.

Преимущества носового дыхания очевидны.



Во-первых, носовое дыхание помогает бороться с инфекциями. Наш нос - единственный орган, который способен правильно «подготовить» воздух, которым мы дышим. Воздух, проходя через носовые ходы, нагревается, увлажняется, кондиционируется и смешивается с оксидом азота, который выполняет две важных функции: убивает патогенные микроорганизмы и действует как сосудорасширяющий агент в дыхательных путях, артериях и капиллярах.

При дыхании через рот отсутствуют барьеры, препятствующие попаданию болезнетворных микробов в организм.

Во-вторых, носовое дыхание обеспечивает лучший кровоток и объем легких. Расширение сосудов под воздействием оксида азота увеличивает площадь поверхности альвеол, в результате чего кислород в легких поглощается более эффективно.

Носовое дыхание (в отличие от дыхания через рот) улучшает кровообращение, повышает уровень кислорода в крови и уровень углекислого газа, замедляет частоту дыхания и увеличивает общий объем легких.

Постоянное дыхание через рот вызывает сужение дыхательных путей.
При дыхании через рот происходит чрезмерная стимуляция легких кислородом, но поскольку поступающий таким образом воздух не увлажнен, а сосуды недостаточно расширены, то фактическая абсорбция кислорода через альвеолы значительно ниже, чем при носовом дыхании.

В-третьих, носовое дыхание участвует в терморегуляции организма, помогая поддерживать температуру тела.

В-четвертых, дыхание через нос улучшает мозговую деятельность и функционирование всех органов и систем организма.

Гипоталамус - небольшая область в промежуточном мозге, включающая в себя большое число групп клеток (ядер), которые регулируют нейроэндокринную деятельность мозга и гомеостаз организма. Гипоталамус отвечает за многие функции в нашем организме, особенно те, которые мы считаем автоматическими: сердцебиение, кровяное давление, жажда, аппетит, циклы сна и бодрствования. Он также отвечает за выработку химических веществ, влияющих на память и эмоции.

Носовое дыхание, как часть дыхательного процесса в организме, также контролируется гипоталамусом. При увеличении воздушного потока через правую ноздрю наблюдается повышение активности левого полушария мозга, отвечающего за логику и анализ, а при увеличении воздушного потока через левую ноздрю наблюдается повышение активности правого полушария мозга, отвечающего за обработку невербальной информации и пространственную ориентацию.

При дыхании через рот мы отказываем в оптимальной оксигенации нашему сердцу, мозгу и всем другим органам, в результате чего могут развиться аритмии и другие сердечные заболевания.

В пятых, носовое дыхание помогает при высоких физических нагрузках, в том числе во время тренировок.

В легких кислород извлекается из поступающего воздуха прежде всего на выдохе. Когда мы выдыхаем воздух через нос, в дыхательных путях создается сопротивление, что приводит к замедлению скорости выдыхаемого воздуха, при этом в это же самое время увеличивается поглощение кислорода легкими. Углекислый газ - это не просто отходы жизнедеятельности нашего организма, он играет большую биологическую роль, одной из которых является помощь в утилизации кислорода.

Когда уровень углекислого газа в нашем организме слишком низкий, происходит нарушение кислотно-щелочного равновесия, изменяется pH крови, что приводит к ухудшению способности гемоглобина выделять кислород нашим клеткам (эффект Вериго – Бора). Эффект Вериго-Бора был открыт независимо друг от друга русским физиологом Б.Ф. Вериго в 1892 году и датским физиологом К. Бором в 1904 году, и заключается он в зависимости степени диссоциации оксигемоглобина от величины парциального давления углекислоты в альвеолярном воздухе и крови. При снижении парциального давления углекислого газа в крови сродство кислорода к гемоглобину повышается, что препятствует переходу кислорода из капилляров в ткани.

Носовое дыхание создает примерно на 50 % больше сопротивления воздушному потоку у здоровых людей, чем дыхание через рот, а также помогает замедлить дыхательный цикл, уменьшить количество дыхательных движений, что приводит к увеличению поглощения кислорода на 10-20 %.

Таким образом, если мы хотим улучшить свои физические показатели, во время физических нагрузок следует дышать носом. Интенсивность занятий спортом необходимо регулировать в соответствии с дыханием. Если вы чувствуете, что дыхания носом вам не хватает, необходимо снизить темп тренировки. Это временное явление, через довольно быстрый промежуток времени организм начнет приспосабливаться к повышенному уровню углекислого газа.

В шестых, носовое дыхание обладает терапевтическим действием. При правильном дыхании через нос можно снизить артериальное давление и снизить уровень стресса.

Дыхание через рот может привести к нарушению прикуса, изменению анатомии лица у детей, ухудшает качество сна, в результате чего мы выглядим и чувствуем себя уставшим. Также при дыхании через рот ускоряется потеря воды, в результате чего возможно обезвоживание.

При дыхании через рот пропускается много важных этапов в этом физиологическом процессе, что может привести к проблемам со здоровьем, таким как храп, ночное апноэ. Дыхание через рот способствует гипервентиляции, которая фактически снижает оксигенацию тканей. Дыхание ртом также приводит к снижению уровня углекислого газа в организме и снижению способности легких отфильтровывать токсичные загрязнения, поступающие из воздуха.

Дыхание ртом можно использовать в экстренных случаях. При гипоксии наш организм рефлекторно реагирует на недостаток кислорода, начиная зевать, пытаясь таким образом увеличить количество поступающего воздуха.

В следующий раз мы рассмотрим несколько техник контролируемого дыхания, которые помогут вам улучшить свое здоровье.

Дышите правильно и будьте здоровы!

Источники: http://www.whogis.com/ru/