Молитва ко Пресвятой Богородице. Святой Иоанн Кассиан Римлянин

Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя. Господь Утверждение мое, и Прибежище мое, и Избавитель Moй, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него, Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой. Хваля призову Господа и от враг моих спасуся. Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя, болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя. И внегда скорбети ми, призвах Господа, и к Богу моему воззвах, услыша от храма святаго Своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его. И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог. Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него. И приклони небеса, и сниде, и мрак под ногама Его. И взыде на Херувимы, и лете, лете на крилу ветренню. И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его, темна вода во облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное. И возгреме с Небесе Господь и Вышний даде глас Свой. Низпосла стрелы и разгна я, и молнии умножи и смяте я. И явишася источницы воднии, и открышася основания вселенныя, от запрещения Твоего, Господи, от дохновения духа гнева Твоего. Низпосла с высоты, и прият мя, восприят мя от вод многих. Избавит мя от врагов моих сильных и от ненавидящих мя, яко утвердишася паче мене. Предвариша мя в день озлобления моего, и бысть Господь утверждение мое. И извел мя на широту, избавит мя, яко восхоте мя. И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею воздаст ми. Яко сохраних пути Господни и не нечествовах от Бога моего. Яко вся судьбы Его предо мною и оправдания Его не отступиша от мене. И буду непорочен с Ним, и сохранюся от беззакония моего. И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею пред очима Его. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися. Яко Ты люди смиренныя спасеши и очи гордых смириши. Яко Ты просветиши светильник мой, Господи, Боже мой, просветиши тму мою. Яко Тобою избавлюся от искушения и Богом моим преиду стену. Бог мой, непорочен путь Его, словеса Господня разжжена, Защититель есть всех уповающих на Него. Яко кто бог, разве Господа? Или кто бог, разве Бога нашего? Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой. Совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя. Научаяй руце мои на брань, и положил еси лук медян мышца моя. И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя, и наказание Твое исправит мя в конец, и наказание Твое то мя научит. Уширил еси стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне мои. Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются. Оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногама моима. И препоясал мя еси силою на брань, спял еси вся востающыя на мя под мя. И врагов моих дал ми еси хребет, и ненавидящыя мя потребил еси. Воззваша, и не бе спасаяй: ко Господу, и не услыша их. И истню я яко прах пред лицем ветра, яко брение путей поглажду я. Избавиши мя от пререкания людей, поставиши мя во главу языков. Людие, ихже не ведех, работаша ми. В слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми. Сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих. Жив Господь, и благословен Бог, и да вознесется Бог спасения моего. Бог даяй отмщение мне и покоривый люди под мя. Избавитель мой от враг моих гневливых, от востающих на мя вознесеши мя, от мужа неправедна избавиши мя. Сего ради исповемся Тебе во языцех, Господи, и имени Твоему пою: величаяй спасения царева, и творяй милость христу Своему Давиду, и семени его до века.

Ст. 2-3 Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя. Господь утверждение мое и прибежище мое. Сознавая Божии благодеяния, приносит Богу величайший из даров, именно любовь, которую Спаситель и в заповедях поставил на первом месте.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 2-3 «Возлюблю Тя Господи крепосте моя:» «Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на Него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой» . За благодеяние Пророк воздает любовию; потому что ее одну и может принести в дар Богу облагодатствованный им. Любовь и Бог узаконил в начале законоположения. Ибо сказано: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея и от всея силы твоея» (Втор.6:5). А за любовию следует угождение любимому; потому что «любы вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает» (1Кор.13:7-8). Блаженный же Давид дает обещание любить Бога, не как уже исполнивший сие совершенно, но как недопускающий и возможности насытиться сею любовию. Потом переименовывает божественныя благодеяния, и из списка полученных им благ делает список имен Божиих, и называет Бога «крепостию» , как приявший крепость; «утверждением» , как соделавшийся твердым против врагов; «прибежищем», как имевший Бога стеною и твердою оградою; «избавлением» , как избавленный Богом от неприязненных; «помощником» , как сподобившийся от Него помощи; «защитителем» , как имевший Его при времени споборником; «рогом спасения» и «заступником» , как спасенный Его промышлением. Употребил же выражение: «рог спасения» в переносном смысле, заимствовав оное от животных, которые рогами отражают неприятелей.

Евфимий Зигабен

Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя.

Многие, говорит, и великие благодеяния получил я от Тебя, Господи, но сам я не имею чем воздать Тебе за них. Ибо что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? (Пс. 115,3) Для меня одно только и возможно, это я и сделаю, именно: я возлюблю Тебя, Господи. Это однако же не значит, будто я не любил Тебя прежде, до сего времени; а только значит, что я возлюблю Тебя теперь с особенною силою. И возлюбить Тебя таким образом я обязан. Такова самая первая твоя заповедь. И возлюбиши , говорит она, Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и от всея силы твоея (

Икона Богородицы Тамбовская (Уткинская)ПРАЗДНОВАНИЕ:29 апреля ИСТОРИЯ В 1686 году святитель Питирим приехал в Тамбов и вместе с прочими святынями привёз список (копию) иконы Божией Матери, именуемой Ильинско-Черниговской, считающейся покровительницей Юго-Западного края. Поэтому поставлена была икона на юго-западных городских воротах. Со временем икону стали называть Тамбовской, тем более что в иконописном образе были некоторые отличия от Ильинско-Черниговской: по обе стороны от Богородицы, справа и слева, были изображены предстоящие: святой Алексий, человек Божий, и преподобная Евдокия. Предполагают, что это Небесные покровители родителей епископа Питирима, и, вполне возможно, что сам он и написал образы этих святых. Позже на месте юго-западных городских врат соорудили небольшую деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. В этой церкви и пребывала икона. А когда купец Иван Уткин построил на свои средства в 1771–1778 гг. каменную Архидиаконо-Стефаниевскую церковь, то Тамбовскую икону перенесли сюда и поместили в алтаре над жертвенником. Церковь в народе стали называть по имени строителя Уткинской, а икону впоследствии совершенно забыли. Но Царица Небесная сама о себе напомнила. В начале XIX века одному калужскому заштатному священнику, который страдал болезнью ног и не мог ходить, во сне явилась именно эта икона Божией Матери, и было сказано: «Отыщи эту икону. Молись перед ней, и ты получишь исцеление». После этого сна священник получил некоторое облегчение от своей болезни, так что смог ходить, и тотчас принялся разыскивать увиденную во сне икону. Посетив разные селения и города, он, наконец, добрался до Тамбова, где, осмотрев все церкви, обнаружил ту самую виденную во сне икону в алтаре Уткинского храма, а после молитвы перед ней получил совершенное исцеление. Этот случай стал широко известен в городе, и после него было ещё несколько чудесных исцелений горожан. Тамбовская икона снова стала известна, и когда в 1835 году старая Уткинская церковь был значительно расстроена, то по просьбе горожан правый придел освятили в честь Тамбовской иконы Божией Матери. С течением времени благодарные тамбовцы усердно украшали икону: появилась роскошная сребропозлащённая риза, множество драгоценных камней. Случаи исцеления, бывшие от иконы, не успевали записывать. В 1888 году по распоряжению Святейшего Синода из всех церквей города 16 апреля в честь Тамбовской иконы стал совершаться крестный ход, а в 1900 году саму церковь стали именовать Богородичной. После революции тамбовские храмы разорили, пострадала и чудотворная икона. С иконы сняли ризу, выковыряли камни, а сама она бесследно исчезла. В городе имеются чтимые списки чудотворного образа. МОЛИТВЫТропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Тамбовской»глас 4 Днесь све́тло красу́ется град Тамбо́в,/ и святи́тель Христо́в Питири́м ра́дуется./ Сия́ет бо ны́не чудесы́ ико́на Твоя́, Влады́чице,/ ю́же из первопресто́льнаго гра́да Москвы́ святи́тель принесе́,/ и ди́вное лю́дем явля́ет Твое́ заступле́ние,/подаю́щи исцеле́ние всем, с ве́рою к Тебе́ притека́ющим./ Те́мже уми́льно вопие́м Ти:/ спаса́й нас ико́ною Твое́ю,// Де́во Всепе́тая. Перевод: Сегодня светло ликует город Тамбов и святитель Христов Питирим радуется. Потому что чудесно сияет сейчас икона Твоя, Владычица, ее же из первопрестольного города Москвы святитель принес, и являет людям Твое удивительное заступление, подавая исцеление всем, прибегающим к Тебе с верой. Потому смиренно взываем к Тебе: «Спасай нас иконой Твоей, Дева, Воспеваемая всеми». Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Тамбовской»глас 3 А́нгели Бо́жии и вси святи́и на Небеси́ ны́не ра́дуются,/ ви́дяще сла́ву Твою́, Пречи́стая Де́во./ Ве́рнии бо лю́дие пред ико́ною Твое́ю/ прино́сят Тебе́ благода́рственныя моли́твы,/ ра́ди ми́лости и щедро́т, явле́нных всем нам,/ наипа́че же гра́ду на́шему./ Потщи́ся, Богоро́дице Де́во,// и в пре́дния дни спаса́ти нас Твои́м заступле́нием. Перевод: Ангелы Божии и все святые на Небесах сейчас радуются, видя славу Твою, Пречистая Дева, поскольку верующие люди перед иконой Твоей приносят Тебе благодарственные молитвы за милость и сострадание, явленные всем нам, более всего же городу нашему. Постарайся, Богородица Дева, и в будущие дни спасать нас Твоим заступлением.

«Иже бо имать, дастся ему, и преизбудет ему; а иже не имать, и еже имать, возьмется от него».
(гл. 13; 12-13, ев. от Матфея).

О чём говорит Христос? Есть самые разные толкования. Но заметим: сии слова суть пояснение того, о чём говорит Христос выше! А выше (стих 11) сказано: «Яко вам дано есть разумети тайны Царствия Небесного, онем же не дано есть», — то есть тайны Царствия небесного открыты тем, кто рядом с Христом, но закрыты от других, кто далёк от Него.
Слова Христа объясняют нам воздействие Святаго Духа на человека. Святый Дух изливается на человека: «излию от Духа Моего на всякую плоть» (Деян., 2; 17); всеивается в него. Если человек бережно отнёсся к сему великому дару, то Дух Святый будет всё более в нём расширяться, расти, просветляя ум и сердце человека. У некоторых людей Святый Дух до того развивается, что делает людей ещё при жизни на земле почти небожителями. Это проявляется даже в физическом плане, телесном.
Что же происходит у людей нерадивых? Святый Дух дан им наравне с другими: как солнце светит, и дождь льёт на добрых и злых, на богатых и бедных. Но человек – то ли в силу беспечности и нерадивости, то ли в силу неразумия, лени или же гордости не хочет поддержать в себе сию искорку Божьей благодати. И она затухнет, как искра в костре, который полон золы и догорающих углей: отымется и то, что было дано. И человек остаётся ни с чем. Таковы последствия человеческой косности. Что такое косный? Чем отличается костная ткань от мышц? Кости плохо гнутся. Они скорее сломаются, чем согнутся. Так же и косный человек всегда предпочтёт покой, привычную среду. Ему не нужны перемены. Ему и так хорошо. Косный человек вообще не задумывается о жизни после смерти. Это всё так далеко, не известно, есть ли… Зачем об этом печься?
Нашей человеческой косностью пользуются демоны. Бороться с ними трудно. Что мы знаем о злых духах? Они родились ещё до человека. И пали перед падением Адама и Евы. Оглядывая творение Шестоднева, Господь говорит, что всё оно хорошо. Падению ангелов способствовали, как предупреждают святые отцы, скорее всего, гордость и зависть: потому что человек поставлен был Богом выше Ангелов. Человек — наместник Бога в созданном Богом материальном мире. Ангелы поклонились человеку, как венцу Божьего Творения. Но не все… Гордыня толкнула часть ангелов во главе с Люцифером-Денницей на роковое решение: удалиться от Бога и самостоятельно «стать богом». Своим грехом сатана соблазнил и прародителей — гордость: и мы станем, как боги без помощи Божьей! И зависть: а почему мы должны быть ниже, хуже? Гордость без зависти не живёт.
Если уж наши прародители не разобрались в коварстве диавола, то что говорить о нас? Мы рождаемся и живём – 50 лет или 70-80 лет… Единицы доживают до ста. А сколько живут демоны? Они старше человечества. Что мы знаем? Идём в школу, учимся писать палочки-крючочки… Потом хватаем верхи наук, которые часто преподаются плохо… А что имеют демоны? Огромные знания! Мы видим глазами самую крошечную часть мира. А ангелы, в том числе и те, которые затем пали, присутствовали при сотворении видимого мира.
Вот потому святые сравнивали битву человека и беса с неравной битвой слепого и зрячего: слепой машет мечом по воздуху, в то время как зрячий разит мечом в самое сердце. Сатана взял в плен к себе всё человечество. Святые ярко и образно сравнивают это злостное деяние с когтистой лапой зверя, которая похищает из гнезда яйцо.
Диавола называют лжец и клеветник. Почему? Из-за ненависти к Истине. Истина диаволу ненавистна, поскольку она его обличает и возвращает обратно на своё место. Сатана соорудил себе среди людей своё царство. С приходом Иисуса Христа это царство было поколеблено, а местами и вовсе пало. Но чтобы не выпустить из своей когтистой лапы плод, диавол старается или поссорить человека с Богом, или сделать человека равнодушным к Богу и истине. Сатана делает человека неблагодарным к Богу.
И вот неблагодарный человек получает от Господа искру Божию, семя Святаго Духа. Что ему с этим делать? Теперь нужно менять себя к лучшему – так говорит человек совестливый. Не надо ничего менять; это лишние заботы – так говорит человек косный. И искра гаснет, задыхаясь под пеплом.
Демоны изворотливы. Иной раз они стараются развить в человеке всего лишь один грех. Человек, осознавая, что он развивает в себе добродетели, живёт спокойно: подумаешь, один грех! А кто же без греха? Но вот в научение Предание рассказывает нам одну притчу. Шёл святой Андрей по рынку Царьграда и увидел инока. Вкруг инока струился чистый свет; инок был добродетелен и преуспевал в духовных трудах. Но вкруг шеи инока обвилась чёрная змея. Несмотря на чистое свечение вокруг брата, эта гадина крепко охватила его шею. И тут увидел святой Андрей, как завертелись вкруг инока бесы. А рядом с иноком Ангел Божий. И зашёл между бесами и Ангелом спор: кому принадлежит инок? Ангел перечислял множество добродетелей, а бесы с насмешкой говорили, что все добрые дела инока не стоят одного его греха: сребролюбия! С этим грехом на небеса не берут! Спор разрешился голосом свыше. Божественный глас велел Ангелу отойти от инока – «не имеешь в нём части!» Сребролюбие несовместимо с Небом. И потому один грех переборол множество добродетелей. То, что имел инок – всё отнялось от него. Как и говорил Христос: если что и будет иметь – возьмётся от него!
Да, нет у человека сил спастись самому. Потому и говорит пословица: без Бога ни до порога. Когда человек мал, сравнивает Ефрем Сирин, каждый любит свою мать. Мать дала жизнь, мать питала своим молоком. Мать успокаивала детские страхи и научала самому необходимому. Любой ребёнок любит мать и дорожит ею. Но когда человек вырастает, некоторые становятся к матерям сухими, чёрствыми и безразличными, начинают матерью пренебрегать. Вот так всякий человек, получив даром Благодать Духа Святаго, живёт и питается ею. Но потом перестаёт даже на мгновение задумываться о Благодати Божией, как и о том, что только благодаря Божьей благодати он жив.
А благодать мало получить. Её надо ещё и умно познать и понять, и взрастить! Согретое Божьей благодатью сердце боится уже и в малом согрешить: чтобы не обидеть Господа! Это — истинный страх Божий.
Человек, не живущий по благодати, радуется совершённым добрым делам как таковым. Но они не пользуют, ибо всегда найдётся «на старуху поруха»: среди света чёрная змея вокруг шеи. Никакие подвиги не освобождают нас. Исцеляет только благодать Божья и только Его Десница освобождает от страстей и смерти.
Когда нас обременяют скорби, нужно умножить молитву, чтобы усилить к себе приток Благодати Божьей. Без неё мы ничего не одолеем. Потому мы и молимся друг о друге в беде. Человек от бед слабеет и, порою, сам не может усердно молиться. Тогда его собратья молятся о нём, усиленно призывая на него схождение Благодати Божией, которая станет щитом и крепостью. Потому и научали апостолы: молитесь друг за друга.
Когда благодать осенит человека, человек перестаёт осуждать: иудеев, язычников, греховодников… Но всех любит и о всех молится. Ибо как Прообраз наш, Господь Бог, желает всем спасения, так и человек в благодати всем желает спастись. Стяжание благодати Святаго Духа – это и непременное условие шествия по небесам после смерти.
Святые говорят, что Благодать учит человека тайно. И человек начинает понимать и видеть то, чего раньше не видел и не понимал. Что же лежит в основе этой благодати? Наша любовь к Богу! Сердце, любящее Бога, Божья Благодать посещает всё чаще, всё явственнее. Она научает его поступать верно и делать добрые дела. Но это не дела фарисея, перечисляющего все свои достоинства и мнящего: вот за эти дела Бог меня непременно спасёт; вот потому, что я это сделал, Бог меня обязательно возьмёт в Царствие Небесное. И непонятно: отчего же Господь вдруг предпочёл того, кто долго грешил и сделал лишь одно доброе дело? Но вспомним притчу Евангельскую… Садовник нанял работников…. Кто-то трудился на жаре весь день. А кто-то поработал всего час под вечер. А плата одна и та же! Так и в жизни. Один человек рос в благодатной обстановке верующей семьи. А кто-то всю жизнь грешил. Но наступает поворотный пункт: когда Божья Благодать вдруг посещает сердце человека, и человек её принимает всею душою! Может быть, даже за минуту до смерти!
Благодать Божия может при жизни человека открыть ему рай. Вот о чём рассказывает нам житие палестинского инока Ефросина-повара. Ефросин трудился поваром при одном из палестинских монастырей. Ефросин изумлял всех удивительным смирением. Неустанно трудясь для братии, сам он так же неустанно молился и постился. Однажды священник монастыря стал просить Бога показать ему рай. Господь выполнил прошение. Священник был очень удивлён, когда увидел, что провожатым по раю ему дан … повар из его обители. Священник спросил, как Ефросин тут очутился. Ответ был таков: по великой милости Божией! Священник попросил Ефросина дать ему что-нибудь на память о рае. Священнику очень приглянулась яблоня, и он попросил яблоко. Ефросин сорвал три яблока, завернул их в плат и отдал священнику.
Проснувшись, священник решил, что видел чудный сон. Но каково же было его удивление, когда он нашёл у своей кровати райский дар – завёрнутые в плат три яблока! Священник отыскал Ефросина и спросил: где он находился сегодня ночью. С поразительной искренностью и без ложного смирения Ефросин отвечает, что был там же, где и священник – в раю!
Изумлённый священник пошёл к братии и рассказал о чуде. И о том, что их простому собрату уже при жизни открыт рай! Братья пошли на кухню, чтобы поклониться Ефросину, но не нашли его там. Избегая славы, он ушёл неведомо куда. Но братья знали: раз Ефросину открыт рай, они его там встретят, если будут достойны получить милость Божию. А яблоки разделили на небольшие кусочки и раздали верующим, в подкрепление их духа. Православные христиане перед приготовлением пищи молятся Ефросину-повару: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, по молитвам преподобного Евфросина-повара благослови мне приготовить пищу сию во славу Твою. Аминь.»
Заметим, что в молитве говорится: приготовить пищу во славу Твою! Вот так, делая любое, пусть самое скромное дело во славу Божию, благодаря Господа за милость и Благодать Духа Святаго, человек постепенно обоживается, то есть соединяется с Богом через Божью Благодать. Тайна Царствия Небесного: кому было дано и кто будет иметь, тому ещё больше дастся; а кто не имеет любви к Богу – тому если и даны будут Дары Духа Святаго – он всё потеряет. Задумаемся над словами: во славу Божию! Когда человек поднимается от греха — диавол посрамляется. И сияет слава Божия: Божие творение не погибло! Человек с Богом, как и по сотворении своём! Потому всякое наше доброе дело ценно не само по себе, а как путь восстановления Славы Божией в человеке. Потому и говорим: делал я это во славу Божию.
Любовь к Богу – наша крепость. Когда человек любит Бога, он любит всех. Потому и говорит Господь, что Бога нужно любить более ближних. Наша любовь без Бога не пользует наших ближних, потому что, как только наши ближние поступят с нами грешно, наша любовь к ним слабеет или исчезает вовсе, или превращается даже в ненависть. Не было в ней Божьей благодати. Одни лишь человеческие чувства. А человеческие чувства очень непостоянны.
Одно спасение у человека: испрошать Благодати Божьей и любить Бога. А всё остальное приложится и всему человек научится.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин:

О Божественной благодати и свободном произволении, как производителях духовной жизни

«Мы всегда должны быть твердо уверены, что никак не можем достигнуть совершенства своими трудами и подвигами, хотя бы со всею неутомимостью упражнялись во всякой добродетели. Одни человеческие усилия не могут иметь такой цены и силы, чтобы возводить на высоту святости и блаженства, если Сам Господь не будет притом содействовать нам и направлять сердце наше к тому, что для нас полезно.
…Ни один праведник не имеет в себе достаточно сил стяжать праведность; непрестанно колеблется он и в каждое мгновение готов пасть. Потому милость Господня подкрепляет его рукой Своею, чтобы иначе, подвергшись падению по слабости произволения, совершенно не погиб он в падении своем (Собес. 3, 12). И кто будет столько самонадеян и слеп, чтоб думать, что не имеет нужды в непрестанном содействии Божием, когда Сам Господь в Евангелии ясно научает: якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете: без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15, 4, 5)? Как же неразумно, даже святотатственно, присваивать какие-нибудь добрые дела своим усилиям, а не благодати и содействию Божию, когда Господне изречение свидетельствует, что без Его содействия никто не может приносить духовных плодов.
Благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону так однако, что и от нас требует или ожидает соответственных усилий. Чтобы не дать даров своих безпечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает нас от холодной безпечности; чтобы щедрое сообщение даров ее не казалось безпричинным, сообщает их после нашего возжелания и труда. При всем том однако благодать всегда дается даром, потому что за малые наши усилия воздает с безмерною щедростью. Посему, сколько бы ни были велики труды человеческие, все они не могут сделать благодать не туне - даемою. Апостол языков, хотя говорил, – что он потрудился паче всех Апостолов; впрочем присовокупляет, что труды эти не ему принадлежат, а благодати Божией, которая с ним (1 Кор.15. 10). Таким образом словом: потрудихся, он выражает усилия своей воли; словами: не аз, но благодать Божия – Божественное содействие, а словом: со мною – показывает то, что благодать содействовала ему, не в праздности и безпечности пребывающему, а тогда, как он трудился.
Воля Божия всегда желает, чтобы созданный Им человек не погиб, но вовеки жил. Бог, если заметит в нашем сердце хоть искру расположения к добру, по благосердию Своему не даст ей угаснуть; но желая, чтобы все спаслись и в разум истины пришли, всячески способствует к тому, чтобы она обратилась в пламя. Благодать Божия близка ко всем; она всех без изъятия призывает ко спасению и к тому, чтобы все пришли в познание истины, ибо говорит: придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокой вы (Мф.11, 28)».

Поминальное чтение Псалтири является молитвой за душу усопшего и утешает сердце скорбящих родных и близких. Обычай этот весьма древний и идет с первых веков христианства. Каждый желающий, в удобное для него время, может присоединиться к нашему чтению Псалтири, помянуть на молитве имя своего сына или дочери и имена других рано ушедших детей. Это домашняя молитва, поэтому поминать можно всех детей, независимо от того, крещеные они были или некрещеные (даже если ребенку не было дано имя, можно поминать его просто как младенца).

В церковном употреблении Псалтирь разделена на 20 кафизм. Мы предлагаем чинопоследование одной кафизмы. Тексты псалмов будут еженедельно обновляться, так что постепенно за 20 недель будет прочитываться полностью вся Псалтирь. Вы можете прочитать кафизму за один раз или распределить ее чтение на всю неделю, как вам будет удобнее. Текст Псалтири приводится на церковно-славянском языке с дополнением русского перевода.

Молитвы перед первым чтением Псалтири

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропарь:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Честное пророка Твоего, Господи, торжество, небо Церковь показа, с человеки ликуют ангели: того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего дать ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.
Господи, помилуй. (40 раз)


Кафизма 3
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Первая часть кафизмы + молитва поминовения.

В конец, отроку Господню Давиду, яже глагола Господеви словеса песни сея, в день, воньже избави его Господь от руки всех враг его, и из руки Саули, и рече:
Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя. Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель Mой, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него, Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой. Хваля призову Господа и от враг моих спасуся. Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя, болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя. И внегда скорбети ми, призвах Господа, и к Богу моему воззвах, услыша от храма святаго Своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его. И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог. Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него. И приклони небеса, и сниде, и мрак под ногама Его. И взыде на Херувимы, и лете, лете на крилу ветреню. И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его, темна вода во облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное. И возгреме с небесе Господь и Вышний даде глас Свой. Низпосла стрелы и разгна я, и молнии умножи, и смяте я. И явишася источницы воднии, и открышася основания вселенныя, от запрещения Твоего, Господи, от дохновения духа гнева Твоего. Низпосла с высоты, и прият мя, восприят мя от вод многих. Избавит мя от врагов моих сильных и от ненавидящих мя, яко утвердишася паче мене. Предвариша мя в день озлобления моего, и бысть Господь утверждение мое. И изведе мя на широту, избавит мя, яко восхоте мя. И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею воздаст ми. Яко сохраних пути Господни и не нечествовах от Бога моего. Яко вся судьбы Его предо мною и оправдания Его не отступиша от мене. И буду непорочен с Ним, и сохранюся от беззакония моего. И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею пред очима Его. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися. Яко Ты люди смиренныя спасеши и очи гордых смириши. Яко Ты просветиши светильник мой, Господи, Боже мой, просветиши тму мою. Яко Тобою избавлюся от искушения и Богом моим прейду стену. Бог мой, непорочен путь Его, словеса Господня разжжена, Защититель есть всех уповающих на Него. Яко кто Бог, разве Господа? Или кто Бог, разве Бога нашего? Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой. Совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя. Научаяй руце мои на брань, и положил еси лук медян мышца моя. И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя, и наказание Твое исправит мя в конец, и наказание Твое то мя научит. Уширил еси стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне мои. Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются. Оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногама моима. И препоясал мя еси силою на брань, спял еси вся востающыя на мя под мя. И врагов моих дал ми еси хребет, и ненавидящыя мя потребил еси. Воззваша, и не бе спасаяй: ко Господу, и не услыша их. И истню я яко прах пред лицем ветра, яко брение путей поглажду я. Избавиши мя от пререкания людей, поставиши мя во главу языков. Людие, ихже не ведех, работаша ми. В слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми. Сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих. Жив Господь, и благословен Бог, и да вознесется Бог спасения моего. Бог даяй отмщение мне и покоривый люди под мя. Избавитель мой от враг моих гневливых, от востающих на мя вознесеши мя, от мужа неправедна избавиши мя. Сего ради исповемся Тебе во языцех, Господи, и имени Твоему пою: величаяй спасения царева, и творяй милость христу Своему Давиду, и семени eго до века.

Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя, Господь - твердыня моя, и прибежище мое, и избавитель мой. Бог мой - помощник мой, и буду надеяться на Него; защитник мой, и рог спасения моего, и заступник мой. Восхваляя, призову Господа и от врагов моих спасусь. Охватили меня муки смертные, и потоки беззакония смутили меня, муки ада окружили меня, встретили меня сети смертные. И в тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал, - услышал Он из храма святого Своего голос мой, и вопль мой пред Ним дойдет до ушей Его. И поколебалась, и в трепет пришла земля, и основания гор сотряслись и поколебались, ибо разгневался на них Бог. Поднялся дым во гневе Его и огонь от лица Его воспламенился, угли возгорелись от Него. И наклонил Он небеса, и сошел, и мрак под ногами Его. И взошел на Херувимов и полетел, полетел на крыльях ветров. И сделал тьму покровом Своим: вокруг Него скиния Его, - темная вода во облаках воздушных. От блистания пред Ним прошли облака, град и угли огненные. И возгремел с небес Господь и Всевышний дал голос Свой; послал стрелы - и рассеял их, и молнии умножил - и смутил их. И явились источники вод, и открылись основания вселенной от угрозы Твоей, Господи, от дуновения духа гнева Твоего. Он послал с высоты и взял меня, принял меня из вод многих. Он избавит меня от врагов моих сильных и от ненавидящих меня, ибо они укрепились более меня. Настигли меня в день бедствия моего - и стал Господь опорою мне, и вывел меня на простор, - Он избавит меня, ибо возжелал меня. И воздаст мне Господь по правде моей, и по чистоте рук моих воздаст мне, ибо я сохранил пути Господни и не отпал в нечестие от Бога моего, ибо все суды Его предо мною, и повеления Его не отходили от меня. И буду непорочен с Ним и сохранюсь от беззакония моего. И воздаст мне Господь по правде моей и по чистоте рук моих пред очами Его. Со святым Ты поступишь свято, и с мужем неповинным безупречен будешь, и к избранному близок будешь, а строптивому воспрепятствуешь! Ибо Ты народ смиренный спасешь и очи надменных унизишь. Ибо Ты засветишь светильник мой, Господи, Бог мой, озаришь Ты тьму мою. Ибо с Тобою я избавлюсь от искушения и с Богом моим преодолею стену. Бог мой! Непорочен путь Его, слова Господни огнем испытаны, Он - защитник всех, надеющихся на Него. Ибо кто Бог, кроме Господа? и кто Бог, кроме Бога нашего? Бог опоясывает меня силою, и непорочным сделал Он путь мой; укрепляет ноги мои, как у оленя, и на высотах ставит меня; научает руки мои для войны, и луком медным сделал Он мышцы мои. И Ты дал мне защиту ко спасению, и десница Твоя поддержала меня; и наставление Твое распрямило меня до конца; и наставление Твое, - оно научит меня. Ты расширил шаги мои подо мною, и не ослабели стопы мои. Буду преследовать врагов моих, и настигну их, и не возвращусь, пока не сгинут они. Стесню их, и не смогут встать, падут под ноги мои. И Ты опоясал меня силою для войны, низверг всех восстающих на меня под ноги мои. И врагов моих обратил ко мне спиной и ненавидящих меня истребил. Они вскричали - и не было спасителя, ко Господу - и Он не услышал их. И измельчу их, как прах пред лицом ветра, как уличную грязь разровняю их. Ты избавишь меня от распри народа, поставишь меня во главе племен; народ, которого я не знал, стал рабом моим, по одному слуху повиновались мне. Сыны чужеземцев солгали мне, сыны чужеземцев одряхлели и захромали, сбились с путей своих. Жив Господь и благословен Бог, и да будет превознесен Бог спасения моего. Бог, совершающий мщение за меня и покоривший народы мне, избавитель мой от врагов моих гневливых; от восстающих на меня Ты возвысишь меня, от мужа неправедного избавишь меня. Потому я прославлю Тебя среди народов, Господи, и имени Твоему буду петь, величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Своему Давиду и семени его навеки.



Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды)

Молитва поминовения

Молитва поминовения
Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, сына моего (имя) /или дочь мою (имя)/, и яко Благ и Человеколюбец отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечная муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго верова, и Еди́ницу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Царство небесное вечный покой подай Господи младенцу моему (имя) и сотвори ему (ей) вечную память.

Вторая часть кафизмы + молитва поминовения.

В конец, псалом Давиду.
Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их. Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их. В солнце положи селение Свое, и Той, яко жених исходяй от чертога Своего, возрадуется, яко исполин тещи путь. От края небесе исход Его, и сретение Его до края небесе, и несть иже укрыется теплоты Его. Закон Господень непорочен, обращаяй душы, свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце, заповедь Господня светла, просвещающая очи. Страх Господень чист, пребываяй в век века: судьбы Господни истинны, оправданы вкупе, вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота. Ибо раб Твой хранит я, внегда сохранити я, воздаяние много. Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего, аще не обладают мною, тогда непорочен буду и очищуся от греха велика. И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего пред Тобою выну, Господи, Помощниче мой и Избавителю мой.

Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. День дню изливает речь, и ночь ночи возвещает знание. Нет ни наречий, ни языков, на которых не слышатся их голоса. Во всю землю вышел голос их, и в концы вселенной речи их. В солнце Он устроил обитель Свою, и оно, как жених, выходящий из брачного чертога своего, возрадуется, как исполин, пробежать путь. От края небес восход его, и нисхождение его - до края небес, и никто не укроется от теплоты его. Закон Господень непорочен, обращающий души, свидетельство Господне верно, умудряющее младенцев; повеления Господни правы, веселящие сердце, заповедь Господня светла, просвещающая очи; страх Господень чист, пребывающий во век века, суды Господни истинны, праведны все вместе, вожделеннее золота и многих камней драгоценных, и слаще меда и сота. И вот, раб Твой хранит их; в соблюдении их - воздаяние многое. Согрешения кто поймет? От тайных дел моих очисти меня и от чуждых сбереги раба Твоего. Если они не овладеют мною, тогда непорочен буду и очищен от греха великого. И будут во благоволение слова уст моих, и попечение сердца моего пред Тобою всегда, Господи, помощник мой и избавитель мой.


В конец, псалом Давиду.
Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Послет ти помощь от Святаго и от Сиона заступит тя. Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди. Даст ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит. Возрадуемся о спасении твоем и во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Исполнит Господь вся прошения твоя. Ныне познах, яко спасе Господь христа Своего, услышит eго с небесе святаго Своего, в силах спасение десницы Его. Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Тии спяти быша и падоша, мы же востахом и исправихомся. Господи, спаси царя и услыши ны, воньже аще день призовем Тя.

Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иакова, да пошлет Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя. Да вспомнит всякую жертву твою, и всесожжение твое да соделает тучным. Да даст тебе Господь по сердцу твоему, и весь совет твой да исполнит. Мы возрадуемся о спасении твоем и именем Господа, Бога нашего, возвеличимся. Да исполнит Господь все прошения твои! Ныне познал я, что спас Господь помазанника Своего: Он услышит его с неба святого Своего; в могуществе - спасение десницей Его. Эти - на колесницах, и эти - на конях, мы же имя Господа, Бога нашего, призовем. Эти споткнулись и упали, мы же встали и распрямились. Господи, спаси царя и услышь нас в день, когда мы призовем Тебя.


Псалом Давиду.
Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело. Желание сердца eго дал еси eму, и хотения устну eго неси лишил eго. Яко предварил еси eго благословением благостынным, положил еси на главе eго венец от камене честна. Живота просил есть у Тебе, и дал еси eму долготу дний во век века. Велия слава eго спасением Твоим, славу и велелепие возложиши на него. Яко даси eму благословение во век века, возвеселиши eго радостию с лицем Твоим. Яко царь уповает на Господа, и милостию Вышняго не подвижится. Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе. Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего, Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь. Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих. Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, ихже не возмогут составити. Яко положиши я хребет, во избытцех Твоих уготовиши лице их. Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя.

Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем весьма возрадуется. Желание сердца его Ты дал ему, и о чем просили уста его, Ты не лишил его. Ибо Ты встретил его во благоволениях благости, возложил на главу его венец из камней драгоценных. Жизни он просил у Тебя, и Ты дал ему долгоденствие во век века. Велика слава его во спасении Твоем; славу и великолепие Ты возложишь на него, ибо дашь ему благословение во век века, возвеселишь его радостью пред лицом Твоим. Ибо царь надеется на Господа и по милости Всевышнего не поколеблется. Да настигнет рука Твоя всех врагов Твоих, десница Твоя да найдет всех ненавидящих Тебя. Ибо Ты сделаешь их, как печь огненную, во время явления Твоего: Господь во гневе Своем смутит их, и поглотит их огонь. Плод их с земли истребишь и семя их - из среды сынов человеческих. Ибо они навели на Тебя злое; задумали замыслы, которых не смогут исполнить. Ибо Ты обратишь их вспять, остаток стрел Твоих направишь в лицо их. Будь превознесен, Господи, в силе Твоей! Мы будем петь и воспевать могущество Твое.





Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Господи, помилуй. (Трижды)

Молитва поминовения

Молитва поминовения (не читается об усопших младенцах)

Если поминается младенец, вместо молитвы читаем:

Третья часть кафизмы + молитва поминовения.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду.
Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси? Далече от спасения моего словеса грехопадений моих. Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне. Ты же во святем живеши, хвало Израилева. На Тя уповаша отцы наши, уповаша и избавил еси я. К Тебе воззваша, и спасошася, на Тя уповаша, и не постыдешася. Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей. Вси видящии мя поругаша ми ся, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит eго, да спасет eго, яко хощет eго. Яко Ты еси исторгий мя из чрева, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея Бог мой еси Ты. Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми. Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя. Отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй. Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя, бысть сердце мое яко воск, таяй посреде чрева моего. Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси. Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя, ископаша руце мои и нозе мои. Исчетоша вся кости моя, тии же смотриша и презреша мя. Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий. Ты же, Господи, не удали помощь Твою от мене, на заступление мое вонми. Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою. Спаси мя от уст львовых и от рог единорожь смирение мое. Повем имя Твое братии моей, посреде церкве воспою Тя. Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево. Яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лице Свое от мене, и егда воззвах к Нему, услыша мя. От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе, молитвы моя воздам пред боящимися Его. Ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века. Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык. Яко Господне есть царствие, и Той обладает языки. Ядоша и поклонишася вси тучнии земли, пред Ним припадут вси низходящии в землю, и душа моя Тому живет. И семя мое поработает Ему, возвестит Господеви род грядущий. И возвестят правду Его людем рождшымся, яже сотвори Господь.

Боже, Боже мой, внемли мне, для чего Ты оставил меня? Удалила меня от спасения вина грехопадений моих. Боже мой, я буду взывать днем - и Ты не услышишь; и ночью - и это не вменится в неразумие мне. Но Ты живешь во святилище, Похвала Израиля! На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавил их; к Тебе воззвали - и спаслись, на Тебя уповали - и не постыдились. А я червь, а не человек, поношение для людей и ничтожество в народе! Все взирающие на меня поглумились надо мною, говорили устами, кивали головою: «Он уповал на Господа, пусть избавит его, пусть спасет его, ибо он угоден Ему!» Ибо Ты - извлекший меня из чрева, надежда моя от сосцов матери моей, на Тебя оставлен я от утробы, от чрева матери моей - Ты Бог мой. Не отступи от меня, ибо скорбь близка, ибо нет помощника мне. Окружило меня множество тельцов, быки тучные обступили меня, открыли против меня уста свои, как лев, хватающий и рычащий. Как вода я разлился, и рассыпались все кости мои; стало сердце мое, как воск, тающий среди внутренности моей. Иссохла, как черепок, сила моя, и язык мой прилип к гортани моей, и в прах смерти Ты низвел меня. Ибо окружило меня множество псов, сборище злодеев обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Пересчитали все кости мои, сами же наблюдали и взирали на меня. Разделили одежды мои себе и об одеянии моем бросали жребий. Ты же, Господи, не удали помощь Твою от меня, к заступлению меня обратись! Избавь от меча душу мою и из руки пса - одинокую мою. Спаси меня из пасти льва, и от рогов единорогов меня, смиренного. Возвещу имя Твое братьям моим, посреди собрания воспою Тебя. Боящиеся Господа, восхвалите Его, все семя Иакова, прославь Его, да убоится же Его все семя Израиля! Ибо Он не пренебрег, и не вознегодовал на моление нищего, и не отвратил лица Своего от меня, и когда я воззвал к Нему, услышал меня. От Тебя - хвала моя, в собрании великом я прославлю Тебя, обеты мои воздам пред боящимися Его. Будут есть бедные и насытятся, и восхвалят Господа ищущие Его: будут живы сердца их во век века. Вспомнят и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред Ним все племена народов, ибо Господне Царство, и Он владычествует над народами. Поели и поклонились все тучные земли; пред Ним припадут все нисходящие в землю. И душа моя для Него живет, и семя мое будет служить Ему, возвещено будет Господу о роде грядущем; и возвестят они правду Его народу, который родится, - что сотворил Господь.


Псалом Давиду.
Господь пасет мя и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя. Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего. Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне, умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна. И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего; и еже вселити ми ся в дом Господень в долготу дний.

Господь пасет меня и ни в чем не даст мне нуждаться на месте, где зелень обильна, - там Он меня поселил, у воды спокойной воспитал меня, душу мою обратил, направил меня на пути правды ради имени Своего. Ведь если я и пойду посреди тени смертной, не устрашусь зла, ибо Ты - со мною: жезл Твой и посох Твой - они меня ободрили. Приготовил Ты пред лицом моим трапезу напротив теснящих меня, умастил елеем голову мою, и чаша Твоя опьяняет меня, как крепчайшая. И милость Твоя будет следовать за мною во все дни жизни моей, и обитать мне в доме Господнем на долгие дни!


Псалом Давиду, единыя от суббот.
Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы.

Господня - земля и что наполняет ее, вселенная и все, живущие в ней. Он на морях основал ее и на реках устроил ее. Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на месте святом Его? Неповинный руками и чистый сердцем, кто не предал суете душу свою и не клялся с коварством ближнему своему. Тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Это - род ищущих Господа, ищущих лица Бога Иакова. Поднимите, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдет Царь Славы. Кто этот Царь Славы? Господь крепкий и сильный, Господь сильный в битве. Поднимите, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдет Царь Славы. Кто этот Царь Славы? Господь Сил - Он Царь Славы!





Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды)

Молитва поминовения

Молитва поминовения (не читается об усопших младенцах)
Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, сына моего (имя) /или дочь мою (имя)/, и яко Благ и Человеколюбец отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечная муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго верова, и Еди́ницу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Если поминается младенец, вместо молитвы читаем:
Царство небесное вечный покой подай Господи младенцу моему (имя) и сотвори ему (ей) вечную память.

Завершительные молитвы после чтения 3 кафизмы
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропари, глас 4:
Со духи праведных скончавшихся души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и души раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и души раб Твоих упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душам их.
Господи, помилуй (40 раз).

Господи Вседержителю, Слове Пребезначальнаго Отца, Самосовершенный Боже Иисусе Христе, милосердия ради безприкладнаго милости Твоея, никакоже разлучаяйся Твоих рабов, но присно в них почиваяй, не остави мя, раба Твоего, Всесвятый Царю, но даждь мне, недостойному, радование спасения Твоего и просвети мой ум светом познания Евангелия Твоего, душу мою любовию Креста Твоего обяжи, тело же мое Твоим безстрастием украси, мысли умири и нозе мои сохрани от поползновения, и не погуби мя со беззаконьми моими, Благий Господи, но искуси мя, Боже, и вразуми сердце мое, испытай мя и увеждь стези моя, и виждь, аще путь беззакония во мне, и отврати от него, и настави мя на путь вечен. Ты бо еси Путь, и Истина, и Живот, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков, аминь.

Господи Вседержитель, Слово Пребезначального Отца, Сам совершенный Бог, Иисусе Христе, по милосердию беспримерной милости Твоей никогда не покидающий Твоих рабов, но всегда в них пребывающий! Не оставь меня, раба Твоего, Всесвятой Царь, но даруй мне, недостойному, радость о спасении Твоем и просвети мой ум светом познания Евангелия Твоего, душу мою любовью ко Кресту Твоему свяжи, тело же мое укрась бесстрастием Твоим, мыслям даруй мир, и ноги мои сохрани от преткновения. И не погуби меня с беззакониями моими, благой Господи, но испытай меня, Боже, и вразуми сердце мое, исследуй меня и познай стези мои, и посмотри, есть ли путь беззакония во мне, и отврати от него, и направь меня на путь вечный. Ибо Ты путь, и истина, и жизнь, и Тебе славу воссылаем со Безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.


Царство Небесное вечный покой подай Господи всем зде ныне поминаемым усопшим чадам и сотвори им вечную память.