B. Маяковский. Лирика Список художественных произведений: «Нате!», «А вы могли бы? Сатирические произведения В. В. Маяковского (Второй вариант)

Никакие другие произведения русских поэтов так не изобилуют иронией и насмешками, как творчество Владимира Владимировича Маяковского. необычайно остра, злободневна и в основном социально направлена.

Биографическая справка

Родиной Маяковского была Грузия. Именно там, в селе Багдады, и родился 17 июля 1893 года будущий поэт. В 1906 году, после смерти отца, переехал в Москву с матерью и сестрами. За активную политическую позицию несколько раз попадает в тюрьму. Заканчивает Еще в студенческие годы начинается футуристический путь Маяковского. Сатира - наряду с эпатажем и бравадой - становится отличительной чертой его поэзии.

Однако футуризм с его нигилистическим протестом не мог полностью вместить всю силу писательского слова Маяковского, и темы его стихотворений быстро стали выходить за пределы избранного направления. Все больше и больше слышался в них социальный подтекст. Дореволюционный период в поэзии Маяковского имеет два ярко выраженных направления: обличительно-сатирическое, вскрывающее все недостатки и пороки гибельное, за которым ужасная действительность уничтожает человека, воплощающего идеал демократии и гуманизма.

Таким образом, сатира в творчестве Маяковского на самых ранних этапах творчества стала отличительной чертой поэта среди товарищей по литературному цеху.

Что такое футуризм?

Слово «футуризм» образовано от латинского futurum, означающего «будущее». Так называют авангардистское направление начала XX века, отличающееся отрицанием прошлых достижений и стремлением к созданию чего-то кардинально нового в искусстве.

Особенности футуризма:

  • Анархичность и бунтарство.
  • Отрицание культурного наследия.
  • Культивирование прогресса и индустрии.
  • Эпатаж и пафос.
  • Отрицание устоявшихся норм стихосложения.
  • Эксперименты в области стихосложения с рифмой, ритмикой, ориентация на лозунги.
  • Создание новых слов.

Все эти принципы как нельзя лучше отражены в поэзии Маяковского. Сатира органично вливается в эти новшества и создает уникальный стиль, присущий поэту.

Что такое сатира?

Сатира - способ художественного описания действительности, задача которого состоит в обличении, осмеянии, нелицеприятной критике общественных явлений. Сатира чаще всего пользуется гиперболой и гротеском для создания искаженного условного образа, олицетворяющего неприглядную сторону действительности. Ее основная характерная черта - ярко выраженное отрицательное отношение к изображаемому.

Эстетическая направленность сатиры состоит в культивации главных гуманистических ценностей: доброты, справедливости, истины, красоты.

В русской литературе сатира имеет глубокую историю, корни ее можно найти уже в фольклоре, позднее она перекочевала на станицы книг благодаря А. П. Сумарокову, Д. И. Фонвизину и многим другим. В XX веке сила сатиры Маяковского в поэзии не знает себе равных.

Сатира в стихах

Уже на ранних этапах творчества Владимир Маяковский сотрудничал с журналами «Новый сатирикон» и «Сатирикон». Сатира этого периода имеет налет романтизма и направлена против буржуазии. Ранние стихотворения поэта часто сравнивают с лермонтовскими из-за противопоставления авторского «Я» окружающему обществу, из-за ярко выраженного бунта одиночества. Хотя и в них отчетливо присутствует сатира Маяковского. Стихи близки футуристическим установкам, очень самобытны. Среди таковых можно назвать: «Нате!», «Гимн ученому», «Гимн судье», «Гимн обеду» и т. д. Уже в самих названиях произведений, особенно это касается «гимнов», слышна ирония.

Послереволюционное творчество Маяковского резко меняет свою направленность. Теперь его герои - не сытые буржуи, а враги революции. Стихотворения дополняются лозунгами и отражающими окружающие перемены. Здесь поэт проявил себя как художник, так как многие произведения состояли из стиха и рисунка. Эти плакаты вошли в серию «окна РОСТА». Их персонажи - безответственные крестьяне и рабочие, белогвардейцы и буржуи. Многие плакаты обличают пороки современности, которые остались от прошлой жизни, так как послереволюционное общество кажется Маяковскому идеалом, а все плохое в нем - пережитки минувшего.

Среди самых известных произведений, где достигает своего апогея сатира Маяковского, - стихи «Прозаседавшиеся», «О дряни» «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе». Поэт использует гротеск для создания абсурдных ситуаций и часто выступает с позиции разума и здравого понимания действительности. Вся сила сатиры Маяковского направлена на разоблачение недостатков и уродств окружающего мира.

Сатира в пьесах

Сатира в творчестве Маяковского не ограничивается стихотворениями, она проявилась и в пьесах, став для них смыслообразующим центром. Самые известные из них - это «Клоп» и «Баня».

Пьеса «Баня» написана в 1930 году, и уже с определения ее жанра начинается авторская ирония: «драма в шести действиях с цирком и фейерверком». Конфликт ее состоит в противостоянии чиновника Победоносикова и изобретателя Чудакова. Само по себе произведение воспринимается легко и забавно, однако в нем показана борьба с бессмысленной и безжалостной бюрократической машиной. Конфликт пьесы разрешается очень просто: из будущего прибывает «фосфорическая женщина» и забирает лучших представителей человечества с собой, туда, где царит коммунизм, а бюрократы остаются ни с чем.

Пьеса «Клоп» написана в 1929 году, и на ее станицах Маяковский ведет войну с мещанством. Главный герой, Пьер Скрипкин, после несостоявшейся женитьбы чудесным образом попадает в коммунистическое будущее. Невозможно четко понять отношение к этому миру Маяковского. Сатира поэта нещадно высмеивает его недостатки: работу выполняют машины, любовь искоренена... Скрипкин кажется здесь самым живым и настоящим человеком. Под его влиянием общество постепенно начинает разрушаться.

Вывод

Владимир Владимирович Маяковский становится достойным продолжателем традиций М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. В. Гоголя. В стихах и пьесах ему удается метко обозначить все «язвы» и недостатки современного писателю общества. Сатира в произведениях Маяковского несет ярко выраженную направленность на борьбу с мещанством, буржуазией, бюрократией, нелепостью окружающего мира и его законов.

(на примере пьес «Клоп» и «Баня»)

Сегодня читатели, писатели и литературные критики все чаще обращаются к творческому наследию В. Маяковского. И это закономерно: в наше время особый отклик в душах людей находит и высокий гражданский пафос поэта, и его мечта о гармоничном человеке, и, конечно же, беспощадное бичевание всего отсталого, тормозящего развитие общества. Особенно ярко талант Маяковского – сатирика проявился в его драматургии, где усилилась обозначившаяся в стихах тенденция к изобличению негативного и борьбе с ним. Вспомним слова Режиссера из «Бани»: «Мы можем ошибаться, но мы хотели поставить наш театр на службу борьбы и строительства. Посмотрят - заработают, посмотрят - и взбудоражатся, посмотрят - и разоблачат».

Объектом критики в пьесах В. Маяковского стали наиболее опасные явления социальной жизни: «Баня» бичует бюрократизм, противопоставляя его всему здоровому, прогрессивному, «Клоп» разоблачает мещанство. Бюрократизм и мещанство - эти два взаимосвязанных явления оказались стойкими неизлечимыми недугами общества, с годами лишь меняющими свое обличье. Пьеса «Клоп» была написана Маяковским в конце 1928 года. Борьба с мещанством, с грязным «клопиным» уютом обывательщины - такова основная идейная направленность пьесы, ее главная творческая задача. Художественная форма, разработанная Маяковским для воплощения идейного замысла произведения, была оригинальна и необычна.

Огромной удачей писателя-сатирика явилось создание им образа закоренелого бюрократа Победоносикова, одного из самых опасных мерзавцев, сохранившихся и в наше время. Однако идея пьесы, ее содержание не исчерпывается темой бюрократизма, получившей развитие в образах Оптимистенко, Иван Иваныча и других отрицательных персонажах. Борьба с заскорузлостью, делячеством, бюрократизмом - вот что составляет идейную направленность пьесы В. Маяковского и делает ее особенно актуальной в наши дни. Драматург-сатирик вывел в «Бане» остро сатирические образы засевших в учреждении обывателей, которые не только воплощают в себе все пороки бюрократизма, но и по самому своему назначению являются результатом бюрократических измышлений. Верховный надличностный бюрократ - «Главное управление по согласованию», его задача - «увязывать и согласовывать вопросы», оно совершенно оторвано от жизни. Его начальник Победоносиков - чванливый, тупой, зазнавшийся человечишка, подменяющий реальную работу показной шумихой. Это чиновник до мозга костей: все его понятия лишены реального содержания, его речи изобилуют словесными штампами.

Образ Победоносикова дополняется образами Оптимистенко, Мезальянсовой, Ивана Ивановича. Эти люди закостенели в своем привычном быту, более того - они становятся на пути тех, кто стремится к новому. В отличие от «Клопа», Маяковский назвал «Баню» не комедией, а драмой - очевидно, этим он хотел подчеркнуть трудность борьбы с бюрократизмом и косностью мысли. Рисуя образы тех, кто противостоит бюрократам, поэт раскрывает двойной смысл одного и того же явления: изобретатель Чудаков и явившаяся из будущего Фосфорическая женщина олицетворяют творческую фантазию и фантастику, рабочие Велосипедкин, Фоскин, Двойкин и Тройкин - конкретную практику. Но рабочие не просто технические исполнители - они идейные борцы за создание машины времени. И поэтому символизируют творческую связь физического и умственного труда: «Мы и рабочие, мы и вузовцы», - говорят они. Еще редкое в 1929 году, это явление стало в наше время типичным. Здесь Маяковский обнаруживает удивительный дар предвидения. Хотя «Баня» написана прозой, но это проза великого поэта. Она так отточена, что кажется, будто слушаешь стихи. Слова, которые произносят действующие лица, необычайно ярко характеризуют их: это блестящие сатирические образцы идиотизма канцелярского «слога».

Произведения «Клоп» и «Баня» - органичные составляющие всей художественной системы В. Маяковского. Оригинальная новаторская форма дала возможность драматургу- сатирику сделать широкие социально-философские, общечеловеческие обобщения. Гротеск, элементы фантастики, доведение до логического абсурда идеи бюрократизма и мещанства - все это служит единой цели - познанию и разоблачению отрицательных явлений общественной жизни. Если у драматургов - современников поэта - точкой зрения на события является время настоящее, то в комедиях В. Маяковского осуждение мещан и бюрократов производится с позиции будущего, способного представить эти явления отстраненно, гротескно (ситуация кунсткамеры, зоопарка, музея). Только так можно было достигнуть эффекта укрупнения явления, что составляет особенность гротескного стиля Маяковского.

К сожалению, пороки, на которые обрушивался поэт в начале ХХ века, до сих пор не изжиты. Именно поэтому и сегодня, через 70 с лишним лет после создания пьес, эти произведения Маяковского остаются по-настоящему актуальными и современными.

1. В чем состоит новаторство поэзии В. Маяковского?

А. Акцентно-тонический стих

Б. Использование гротеска

В. Экспрессивные неологизмы

Г. Фольклорные образы

2. Что отличает лирического героя ранней поэзии В. Маяковского?

А. Оптимизм

Б. Одиночество

В. Богоборчество

Г. Социальный бунт

3. К какому поэтическому течению был близок ранний В. Маяковский?

А. Имажинизм

Б. Символизм

В. Акмеизм

Г. Футуризм

4. Какие произведения В. Маяковского раскрывают тему любви?

А. "Флейта-позвоночник"

В. "Облако в штанах"

Г. "Хорошо!"

5. Какие произведения В. Маяковского имеют сатирическую направленность?

А. "Гимн ученому"

Б. "Послушайте!"

В. "Прозаседавшиеся"

Г. "Про это"

Д. "Война и мир"

6. Какой основной прием используется В. Маяковским в стихотворении "Прозаседавшиеся"?

А. Олицетворение

Б. Антитеза

В. Гротеск

Г. Метафора

7. Какая библейская легенда лежит в основе сюжета "Мистерии-буфф" В. Маяковского?

А. О Каине и Авеле

Б. О всемирном потопе

В. О Вавилонской башне

8. Из каких стихов взят поэтический девиз В. Маяковского

Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей!Вот лозунг мой -И солнца!

А. "Про это"

Б. "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче"

В. "150 000 000"

9. В какой комедии В. Маяковского сатира направлена против бюрократизма?

Б. "Мистерия-буфф"

10. Какие из перечисленных персонажей являются действующими лицами пьесы В. Маяковского "Клоп"?

А. Присыпкин

Б. Эльзевира Ренессанс

В. Чудаков

Г. Олег Бонн

11. В каких стихах В. Маяковский высмеивал мещанство?

А. "Прозаседавшиеся"

Б. "Подлиза"

В. "О дряни"

Г. "Ханжа"

Правильные ответы:

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Тест по творчеству В. В. Маяковского уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Какие сборники А. Ахматовой вышли до революции? А. "Бег времени" Б. "Вечер" В. "Подорожник" Г "Четки" Д. "Anno Domini" 2. Какая тема является основной в ранней лирике А. Ахматовой? А. Свобода Б. Природа В. Любовь 3. К какому художественному течению относится поэзия А. Ахматовой? А. Символизм Б. Акмеизм В. Футуризм Г. Реализм 4. Чьи традиции наследовала А. Ахматова в форме стиха? А. Некрасова Б. Лермонтова В. Пушкина Г. Тютчева 5. Какие стихи отражают отношение А. Ахматовой к Родине? А. "Не с теми я, кто бросил землю" Б. "Молитва" В. "Смятение" Г. "Мне голос
    1. У кого из героев романа И. А. Гончарова "Обломов" "хрустальная, прозрачная душа"? А. Штольц Б. Ольга Ильинская В. Обломов Г. Захар 2. Какие черты концентрирует в себе образ Обломова? А. Лень Б. Неудовлетворенность социальными условиями В. Тяга к знаниям Г. Инертность Д. Апатия 3. Что служит причиной бездеятельности Обломова? А. Лень Б. Болезнь В. Безволие Г. Неудовлетворенность действительностью 4. Кем является Обломов по своим общественным взглядам? А. Либерал Б. Крепостник В. Демократ 5. Что такое "обломовщина"? А. Практицизм в отношении к жизни Б. Бессмысленное прожектерство В. Стяжательство и накопительство Г. Апатия и инертность Правильные
    1. Под чьим влиянием складывались эстетические взгляды Ф. И. Тютчева? А. Ломоносова Б. Пушкина В. Лермонтова Г. Некрасова 2. Кому посвящены строки Ф. И. Тютчева "Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет"? А. Пушкину Б. Лермонтову В. Некрасову Г. Тредиаковскому 3. Как можно определить характер лирики Ф. И. Тютчева? А. Медитативная Б. Суггестивная В. Философская 4. Чьи традиции наследует Ф. И. Тютчев в теме любви к Родине? А. Пушкина Б. Лермонтова В. Некрасова 5. Кому принадлежат слова о человеке - "мыслящем тростнике"? А. Фету Б. Тютчеву В. Пушкину 6. Кто из
    1. Что явилось причиной преступления Раскольникова? А. Злость на старуху-процентщицу Б. Бедность В. Желание самоутверждения Г. Жажда свободы 2. Кто является кумиром Раскольникова? А. Робеспьер Б. Наполеон В. Александр Македонский Г. Гораций 3. Кто в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" воплощает христианский идеал самопожертвования? А. Марфа Петровна Свидригайлова Б. Дуня Раскольникова В. Соня Мармеладова Г. Катерина Ивановна 4. Когда раскаивается Раскольников? А. Во время признания Б. Полюбив Соню В. Не раскаивается вообще Г. После разговора с Лужиным 5. Как можно определить жанр романа Ф. М. Достоевского "Преступление и
    1. Какая проблема составляет основу всего творчества А. Платонова? А. Отцов и детей Б. Борьбы за свободу В. Сущности жизни Г. Интеллигенции и революции 2. Какова концепция природы в творчестве А. Платонова? А. Гармоничный мир Б. Прекрасный и яростный мир В. Разгул стихий 3. В каких произведениях А. Платонова проявляются черты антиутопии? А. "Сокровенный человек" Б. "Котлован" В. "Чевенгур" Г. "Город Градов" 4. В чем состоит основной и постоянный конфликт всей прозы А. Платонова? А. Противоречие между живой природой и неживыми машинами Б. Между человеком и
    1. Какая проблема является основной в романе А. Толстого "Петр Первый"? А. Самозванство в России Б. Народ как главная сила истории В. Купечество как созидающая сила Г. Личность и история Д. Свобода личности 2. Какие события русской истории отражены в романе А. Толстого "Петр Первый"? А. Восстание стрельцов Б. Поход Грозного на Казань В. Крымская война с татарами Г. Битва на Чудском озере 3. Как трактуется личность царя в романе А. Толстого "Петр Первый"? А. Как антихриста Б. Как безумца В. Как трагического одиночки Г.
    1. Какие произведения можно отнести к вольнолюбивой лирике А. С. Пушкина? А. "К Лицинию" Б. "Узник" В. "Памятник" Г. "На холмах Грузии" Д. "Для берегов отчизны дальной" Е. "К Чаадаеву" 2. Какие из стихотворений А. С. Пушкина построены на аллегории? А. "В Сибирь" Б. "Поэт и толпа" В. "Анчар" Г. "Арион" 3. Какие произведения А. С. Пушкина относятся к романтическим? А. "Деревня" Б. "Бахчисарайский фонтан" В. "Медный всадник" Г. "Анчар" Д. "Я помню чудное мгновенье" Е. "Цыганы" Ж. "Погасло дневное светило" 4. Какие стихотворения А. С. Пушкина посвящены теме дружбы? А.
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

В. В.Маяковского. Основные темы, идеи и оразы

Сатирические произведения В. Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах “Сатирикон” и “Новый сатирикон”, а в своей автобиографии “Я сам” под датой “1928”, то есть за два года до смерти, написал: “Пишу поэму “Плохо” в противовес поэме 1927 года “Хорошо”. , “Плохо” поэт так и не написал, но сатире отдавал дань и в стихах, и в пьесах. Ее темы, образы, направленность, исходный пафос менялись.

Рассмотрим их подробнее. В ранней поэзии В. Маяковского сатира продиктована прежде всего пафосом антибуржуазности, причем пафосом, носящем романтический характер. В поэзии В. Маяковского возникает традиционный для романтической поэзии конфликт творческой личности, авторского “я” - бунт, одиночество (недаром часто стихи раннего В. Маяковского сравнивают с лермонтовскими), желание дразнить, раздражать богатых и сытых.

Для футуризма, направления, к которому принадлежал молодой автор, - это было типично. Чуждая обывательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

Вот вы, женщина, - на вас белила густо,

Вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Уже в ранней сатирической поэзии В. Маяковский использует весь арсенал традиционных для поэзии, для сатирической литературы, которой столь богата русская культура, художественных средств. Так, он использует иронию в самих названиях целого ряда произведений, которые поэт обозначил как “гимны”: “Гимн судье”, “Гимн ученому”, “Гимн критику”, “Гимн обеду”. Как известно, гимн - это торжественная песнь. Гимны же Маяковского - это злая сатира. Его герои - унылые люди, которые сами не умеют радоваться жизни и завещают это другим, стремятся все регламентировать, сделать бесцветным и унылым. В качестве места действия своего гимна поэт называет Перу, но подлинный адрес вполне прозрачен. Особенно яркий сатирический пафос слышится в “Гимне обеду”. Герои стихотворения - те самые сытые, которые обретают значение символа буржуазности. В стихотворении используется прием, который в литературной науке носит название синекдоха: вместо целого называют часть. В “Гимне обеду” вместо человека действует желудок:

Желудок в панаме! Тебя лъ заразят

Величием смерти для новой эры?!

Желудку ничем болеть нельзя,

Кроме аппендицита и холеры!

Своеобразным поворотным моментом в сатирическом творчестве В. Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка:

Ешь ананасы, рябчиков окуй,

День твой последний приходит, буржуй.

Здесь еще и ранний романтический поэт, и В. Маяковский, поставивший свое творчество на службу новой власти. Эти отношения - поэт и новая власть - складывались далеко не просто, это отдельная тема, но одно несомненно - бунтарь и футурист В. Маяковский искренне поверил в революцию. В автобиографии он писал: “Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция”.

Сатирическая направленность поэзии В. Маяковского меняется. Во-первых, ее героями становятся враги революции. Эта тема на долгие годы стала важной для поэта, она дала обильную пищу его творчеству. В первые годы после революции это стихи, которые составляли “Окна РОСТА”, то есть Российского телеграфного агентства, выпускающего агитационные плакаты на злобу дня. В. Маяковский принимал участие в их создании и как поэт, и как художник - к многим стихотворениям прилагались рисунки, вернее, то и другое создавалось как единое целое в традиции народных картинок - лубков, также состоявших из картинок и подписей к ним. В “Окнах РОСТА” В. Маяковский использует такие сатирические приемы, как , гипербола, пародия - так, некоторые надписи создаются на мотивы известных песен, например, “Во Францию два гренадера.” или известной по шаляпинскому исполнению “Блохи”. Персонажи их - белые генералы, несознательные рабочие и крестьяне, буржуи - непременно в цилиндрах и с толстым животом.

К новой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому многие его стихи сатирически показывают ее пороки. Так, большую известность приобрели сатирические стихотворения В. Маяковского “О дряни”, “Прозаседавшиеся”. Последнее создает гротескную картину того, как новые чиновники бесконечно заседают, хотя на фоне того, что мы знаем о деятельности тогдашних властей в России, эта их слабость выглядит довольно безобидно. В том, что на очередном заседании сидят “людей половины”, не только реализация метафоры - люди разрываются пополам, чтобы все успеть, - но и сама цена таких заседаний.

В стихотворении “О дряни” к В. Маяковскому словно бы возвращается прежний антиобывательский пафос. Достаточно безобидные детали быта вроде канарейки или самовара приобретают звучание зловещих символов нового мещанства. В финале стихотворения возникает опять-таки гротескная картина - традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам. Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщенное значение. Менее известны сатирические произведения В. Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей революционности, а с позиций здравого смысла. Одно из таких стихотворений - “Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе”.

Здесь революционное стремление к глобальной переделке мира приходит в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека. Бабе, которой “грязью обдало рыло” на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских масштабов. Это перекликается с полными здравого смысла речами профессора Преображенского из повести М. Булгакова “Собачье сердце”. Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи В. Маяковского о страсти новых властей к тому, чтобы всем и всему давать имена героев. Так, в стихотворении “Ужасающая фамильярность” появляются придуманные поэтом, но вполне достоверные “Гребенки Мейерхольд” или “Собака имени Полкан”.

В 1926 году В. Маяковский написал стихотворение “Строго воспрещается”:

Погода такая, что маю впору.

Май - ерунда. Настоящее лето.

Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов.

Руку само подымает перо,

И сердце вскипает песенным даром.

В рай готов расписать перрон

Краснодара.

Тут бы запеть соловью-трелеру.

Настроение - китайская чайница!

И вдруг на стене: - Задавать вопросы контролеру

Строго воспрещается! -

И сразу сердце за удила.

Соловьев камнями с ветки.

А хочется спросить:

Ну, как дела?

Как здоровьице? Как детки? -

Прошел я, глаза к земле низя,

Только подхихикнул, ища покровительства,

И хочется задать вопрос, а нельзя -

Еще обидится правительство!

В стихотворении происходит столкновение естественного человеческого порыва, чувства, настроения с казенщиной, с канцелярской системой, в которой все регламентировано, строго подчинено правилам, осложняющим людям жизнь. Не случайно стихотворение начинается весенней картиной, которая должна рождать и рождает радостное настроение, самые обыденные явления, вроде перрона вокзала, вызывают поэтическое вдохновение, песенный дар. В. Маяковский находит удивительное сравнение: “Настроение - китайская чайница!”. Сразу же рождается ощущение чего-то радостного, праздничного. И все это перечеркивает строгий канцеляризм. Поэт с поразительной психологической точностью передает ощущение человека, который становится предметом строгого запрета - он делается приниженным, уже не смеется, а “подхихикивает, ища покровительства”. Стихотворение написано характерным для творчества В. Маяковского тоническим стихом, и, что типично для поэтического мастерства художника, в нем “рабо - тают” рифмы. Так, самое веселое слово - “чайница” - рифмуется с глаголом “воспрещается” из убогой казенной лексики. Использует здесь поэт и свойственный ему прием - неологизмы: трелеру, низя - деепричастие от несуществующего “низить”. Они активно работают на раскрытие художественного смысла. Лирический герой этого произведения не оратор, не борец, а прежде всего человек с его естественным настроением, неуместным там, где все подчинено строгому регламенту.

Сатирические стихи В. Маяковского современно звучат и сегодня.

«Старый мир

из жизни вырос,

развевайте мертвое в дым».

В. Маяковский. «МЮД»

В. Маяковский ненавидел мещанство, обывательщину, рассматривал их не только как бытовое, но и как политическое явление. Он вел против них неослаб-ную борьбу на протяжении многих лет, потому что видел в распространении обы-вательщины и мещанства опасность для общества. Он наблюдал за тем, как они изменяют свои позиции, своё обличье в зависимости от изменения обстановки. Враг, против которого выступал Маяковский, был реальный, живой и очень жи-вучий. Начало этой борьбы мы видим в стихотворении «О дряни», написанном в 1921 году. Продолжение её можно найти в лирической поэме «Про это». Здесь даётся первая наметка темы пьесы «Клоп» — сопоставление обывателей с клопа-ми, их «солидарность». «С матрацев, вздымая постельные тряпки, клопы, при-ветствуя, подняли лапки».

В пьесе «Клоп», опубликованной в январе 1929 года, Маяковский сконцентри-ровал накопившуюся за многие годы ненависть к мещанству. Основная проблема пьесы — разоблачение «сегодняшнего мещанства». В заметке о «Клопе», разъяс-няя идейный смысл и направление пьесы, Маяковский писал, что факты пошло-сти и обывательщины, которые шли в его «руки и голову», «прессовались и соби-рались» «в две центральные фигуры комедии: Присыпкина и Олега Баяна».

Олег Баян — махровый обыватель, пошляк и подхалим. Маяковский изобли-чает в нём гнусного приспособленца. Бездарный стихоплет, болтун и лжец Олег Баян с необычайной лёгкостью, ничуть не краснея, может ловко ввернуть в свою речь осуждение прошлого, «когда мы стонали под игом самодержавия», напом-нить о времени, «когда мы с вами умирали под Перекопом», поболтать о «счастье человечества». Само «красное трудовое бракосочетание» Присыпкина с Эльзевирой Ренесанс Олег Баян представляет как сочетание «безвестного, но великого труда с поверженным, но очаровательным капиталом».

Олег Баян не только подхалим и приспособленец, он идеолог мещанства и пошлости. Предельно сгущая краски, Маяковский разоблачает его, показывая негативное влияние подобного рода людей на неустойчивых представителей рабо-чего класса. Но наиболее опасным воплощением «сегодняшнего мещанства» Ма-яковский видел в Присыпкине.

Присыпкин предстаёт перед зрителем в тот момент, когда «с треском отрыва-ется от своего класса», он перерождается из рабочего в «бывшего рабочего», в «бывшего партийца». Уже первые реплики Присыпкина достаточно ярко рису-ют облик самоуверенного, тупого обывателя, жаждущего мещанского благополу-чия. «Красное трудовое бракосочетание» окончательно дорисовывает образ глав-ного героя. Свадьба оказалась самой обыкновенной мещанской свадьбой с руганью и мордобоем. Заканчивается она пожаром.

Автор сжигает в огне пожара и Баяна, и Ренесансов с их гостями, но сохраня-ет Присыпкина. Спустя год размороженный Присыпкин помещён в клетку как «обывателиус вульгарно». Разница между «клопусом нормализом» и «обывателиусом вульгарисом» невелика. Один, упившись на «теле одного человека, падает» под кровать, а «обывателиус вульгарис», упившись на теле всего человечества, падает на кровать». Борясь против современного ему мещанства, Маяковский стремится довести эту борьбу до конца. Перед самым закрытием занавеса Присыпкин выхо-дит из клетки, он видит себе подобных в зале и восторженно орет им: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Сколько вас?!»

Обыватель жив и до сих пор, Присыпкины ходят между нами. Вот что страшно!

Главным объектом для своей критики Маяковский в следующей пьесе «Баня» избрал Победоносикова, главначпупса, закоренелого чиновника и бюрократа. Это человек, который подчиняет интересы дела интересам карьеры. Подобно Присыпкину, именующему себя «гегемоном», Победоносиков причисляет себя «к работни-кам вселенной» и считает вправе говорить «от имени всех рабочих и крестьян». Его «образцовое» учреждение на поверку оказывается образцовой бюрократической канцелярией, где «бумаги годами лежат в полном порядке», а для прошений, жа-лоб и отношений устроен конвейер. Но само отношение к этим жалобам и прошениям бездушное, доходящее до издевательства над людьми. Нагло самоуверенный Победоносиков кичится тем, что «поднялся вверх по умственной, служебной и по квар-тирной лестнице». А в действительности он круглый невежда. Как и всякий бю-рократ, Победоносиков увлечён собственной карьерой, устраивает личные дела за счёт государства. Он продвигает дела тех, кто оказывает ему личные услуги. Но самое страшное в Победоносикове, как и в любом бюрократе, — это его косность, которая мешает творческой деятельности людей, парализует её. Тяжёлой глыбой встаёт Победоносиков на пути осуществления изобретённой Чудаковым машины времени. А когда вопреки ему изобретение начинает жить, Победоносиков пытает-ся приписывать славу изобретения себе. Шаг за шагом Маяковский дорисовывает портрет главначпупса Победоносикова, показывая его как карьериста, шкурника, много болтающего, постоянно пребывающего в бездействии.

Под стать Победоносикову и его ближайшее окружение: секретарь главнач-пупса Оптимистенко, Иван Иваныч, Мезальянсова. Маяковский говорил, что «все эти типы», включая и самого Победоносикова, «вместе должны составить общую фигуру «бюрократа». Материал с сайта

«Он гладкий и полированный, как дачный шар. На его зеркальной чистоте только начальство отражается, и то вверх ногами», — эти слова Велосипедкина заключают в себе верную характеристику Оптимистенко, равнодушного ко всему и ко всем, угодничающего перед начальником и готового в любой момент сме-нить его на другого. «Нам всё равно, какое лицо стоит во главе учреждения, по-тому что мы уважаем только то лицо, которое поставлено и стоит», — такова позиция этого прожженного подхалима и бюрократа, не имеющего ни убеждений, ни совести, ни чести.

Победоносикова и Оптимистенко дополняет Иван Иваныч. Он тоже говорит от имени рабочих и крестьян, тоже болтлив и невежествен. Он хвастает, что был в Ливерпуле и «осматривал дом, где жил Антидюринг», удивляется, что в Анг-лии «везде англичане», а в Швейцарии «везде одни швейцарцы». Он старается воз-высить себя, демонстрируя свои широкие связи с ответственными товарищами.

Не менее интересна сотрудница ВОКС мадам Мезальянсова, которая переводит не только с иностранного на русский, но и с «нашего на рабоче-крестьянский».

И Победоносиков и Оптимистенко, и другие отрицательные персонажи — обобщённые, типизированные образы, в основе каждого из них лежат подлинные жизненные явления. Маяковский понимал, что

«Сразу не выпарить бюрократов рой. Не хватит ни бань, ни мыла вам!»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • маяковский- враг пошлости и обывательщины
  • маяковський песи
  • сотирические пьесы маяковского
  • основные объекты сатирического разоблачения в пьесе
  • сколько пьес написал маяковский?