Храм власия. Церковь власия на козьем болоте - наводы. Фото и описание

Каждый из нас сталкивался с конфликтными ситуациями на работе. Их последствиями, как правило, становятся отрицательные эмоции, непонимание, обиды и враждебность. В сознании большинства людей конфликт воспринимается как негативное явление, которого следует избегать. Однако современные психологи утверждают, что некоторые конфликты в рабочей среде могут быть весьма полезными, если научиться ими управлять. Как возникают конфликты? На какие типы они делятся? Каково типичное поведение людей при возникновении разногласий? Что необходимо знать, чтобы конструктивно решать спорные ситуации? Об этом читайте в нашей сегодняшней статье.

Происхождение и развитие конфликтов

У понятия «конфликт» существует несколько определений, но в основе каждого из них лежит идея о возникновении разногласий между сторонами - как отдельными людьми, так и группой лиц. Различают явные и скрытые конфликты. Скрытые протекают медленнее явных. В период их развития у участников возрастает внутреннее напряжение, появляется враждебность. Противоречия не решаются, а умалчиваются, и их решение затягивается на долгое время. Скрытые конфликты достаточно опасны для трудовых коллективов, и бороться с ними сложнее, чем с явными. Развязка молчаливой неприязни может зреть достаточно долго, что создает серьезные помехи для результативного сотрудничества его участников и совместного решения ими рабочих вопросов.

Причиной обострения конфликта и изменения его скрытой формы на явную, обычно становится некое событие, которое играет роль «пускового механизма». Им может стать карьерное продвижение одной из сторон, или появление в коллективе нового сотрудника, открыто занимающего одну из конфликтующих позиций. В свою очередь, явные конфликты имеют три конечных стадии своего развития:

Они могут стать автономным и постоянным компонентом в коллективе;

Завершиться победой одной из сторон;

Решиться путем обсуждения и взаимных уступок конфликтующих.

Несмотря на негативную окраску, каждый из описанных конфликтов способен принести организации не только вред, но и пользу. Для этого необходимо научиться понимать причины возникновения конфликтов и уметь анализировать их развитие.

Типы конфликтов

Психологи выделяют три основных типа конфликтов, которые довольно часто встречаются в современных организациях: межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. Рассмотрим их подробнее:

  1. Межличностный конфликт - является самым распространенным, имея множество форм своего проявления. Из названия можно понять, что его участниками становятся две личности, два человека. Многие руководители полагают, что в основе таких конфликтов лежит несходство характеров, разные взгляды и манеры поведения, из-за которых сотрудники не могут поладить друг с другом. Но при более глубоком изучении вопроса, можно понять, что в их основе часто лежат вполне объективные и конкретные причины. Например, такие, как неправильное распределение обязанностей, отсутствие необходимых ресурсов или информации для выполнения поставленных задач, необъективное распределение материальных средств. Часто встречается конфликт типа «руководитель - подчиненный», когда сотрудник считает, что к нему предъявляют непомерно высокие требования, а руководитель полагает, что подчиненный не желает или не умеет работать.
  2. Конфликт между личностью и группой. Как известно, в каждом коллективе существуют свои неформальные лидеры, устанавливаются определенные правила общения и нормы поведения. Предполагается, что каждый член группы должен им следовать. Отступление от сложившегося порядка расценивается группой как негативное проявление, в результате чего и возникает конфликт. Тяжелее всего такой конфликт протекает в среде, где руководитель противостоит своим подчиненным.
  3. Межгрупповой конфликт подразумевает под собой включение не двух или трех человек, а всех работников одновременно. В любой организации имеются формальные (должностные) и неформальные (дружеские) группы, между которыми и случаются конфликты. Столкновение интересов и расхождения во взглядах здесь могут носить как личный, так и профессиональный характер. В первом случае - конфликты проявляются в виде бытовых ссор, споров по идейным убеждениям или из-за различных моральных ценностей. Во втором - в виде разногласий между профсоюзами и администрацией, или между руководителями и их подчиненными.

Любой конфликт и стремление одержать в нем победу - это одновременно действие в собственных интересах и преодоление сопротивления оппонента. Поэтому конфликты исключительно многообразны и их развитие зависит от природы людей, инициирующих подобные ситуации.

Типы поведения в конфликтных ситуациях

Проведя исследование манер и способов поведения при возникновении разногласий, психологи условно разделили всех людей на три типа, среди которых «мыслители», «практики» и «собеседники». Каждому типу присвоен девиз, отражающий характерное поведение в конфликтной ситуации. Так, девизом «мыслителя» является: «пусть оппонент думает, что он победил». Для «практика» - «лучшая защита — нападение», для «собеседника» - «худой мир лучше доброй ссоры». Рассмотрим подробнее каждый из типов.

«Мыслитель» будет с самого начала продумывать ход конфликта, выстраивая в уме сложные схемы доказательств своей правоты и ошибочного мнения оппонента. Такие люди не слишком чувствительны и стараются сохранять некую дистанцию в отношениях. Вовлечь «Мыслителя» в конфликт бывает достаточно сложно. Однако если это удалось - необходимо учитывать ранимость, которой люди этого типа подвержены в большей степени, чем другие. Конфликты с «мыслителями» могут иметь затяжной характер. Иногда только третий, наиболее убедительный участник спора или изменившиеся жизненные обстоятельства могут вывести ситуацию из тупика.

«Практики» бывают чрезмерно активны в желании доказать свою правоту. Это, как правило, увеличивает вероятность возникновения и продолжительность конфликтных ситуаций. Неуемное желание таких людей преобразовать мир и изменить жизненные позиции окружающих частенько встречают сопротивление и приводят к различным столкновениям. Даже обыкновенная беседа с эмоциональным «практиком» может создавать у собеседника внутреннюю напряженность. А если «практику» предстоит работать и совместно решать задачи с таким же активным и эмоциональным коллегой, то конфликт практически неизбежен.

«Собеседники» , как правило, не способны на длительное противостояние. Людям такого типа легче уступить и уйти от неприятной ситуации, нежели продолжительное время оставаться в конфликте. Они стараются избегать «острых углов» в отношениях. Им дорог внутренний мир и покой. Они внимательны к чувствам оппонента. «Собеседники» замечают изменение настроения партнера и стараются своевременно снять напряжение, возникшее в отношениях.

Да, люди по-разному ведут себя при возникновении спорных моментов. Но, каковы же советы специалистов относительно правил поведения при конфликтах? Как правильно их разрешать и что необходимо сделать для того, чтобы спорные ситуации стали инструментом не конфликта, а поиска конструктивных решений и развития отношений в коллективе?

Способы разрешения конфликтных ситуаций

  1. Попытайтесь уменьшить раздражение оппонента неожиданными способами. К примеру, задайте важный вопрос, не имеющий отношения к данной ситуации. Или попросите совета в доверительном тоне. Можно также сделать комплимент и напомнить сотруднику о каком-нибудь приятном моменте из вашей совместной деятельности. Помогает также выражение сочувствия. В данном случае основной вашей целью является «переключение» собеседника с негативных эмоций на позитивные.
  2. Не бойтесь попросить прощения, если вы виноваты. Это не только будет неожиданностью для вашего враждебно настроенного оппонента, но и вызовет у него уважение. Ведь признавать собственные ошибки способны лишь уверенные в себе люди.
  3. Проблему необходимо решить. Разногласия не должны становиться препятствием на пути к достижению поставленных целей. Попросите собеседника высказаться относительно возможных путей выхода из сложившейся ситуации. Предложите свои варианты. Придите к общему решению, с учетом его и вашего личного мнения.
  4. Независимо от обстоятельств дайте оппоненту возможность «сохранить лицо». Ни в коем случае не задевайте достоинство сотрудника и его личные чувства. Ведь даже если ситуация решится в вашу пользу, человек вряд ли сможет простить унижение. Оценивайте только действия и поступки.
  5. Используйте технику перефразирования аргументов и высказываний оппонента. Даже если вам понятно все, о чем говорит ваш собеседник, переспросите «Вы хотели сказать…?» «Правильно ли я Вас понял?». Такая тактика несколько снизит накал страстей и продемонстрирует внимание к собеседнику.
  6. Сохраняйте позицию «на равных». Когда на людей кричат или выступают с обвинениями в их адрес, в ответ они начинают действовать аналогично, либо пытаются уступить или промолчать, но затаить обиду. Такие методы не эффективны. Твердо придерживайтесь позиции спокойной уверенности. Это даст вам возможность «сохранить лицо» и позволит удержать собеседника от еще большего раздражения.
  7. Не пытайтесь ничего доказывать. В момент конфликтной ситуации негативные эмоции блокируют у оппонента способность что-либо воспринимать и понимать. Сохраняйте спокойствие и уверенность, но не будьте высокомерны.
  8. Попробуйте замолчать первым. Если вы оказались участником конфликта и перестали контролировать свои эмоции, лучшим выходом из данной ситуации может стать молчание. С его помощью вы выйдите из ссоры и окончите ее. Однако делайте это без вызова и издевки, не обижая оппонента.
  9. Прежде чем говорить, дайте «остыть» собеседнику. Если оппонент расценивает ваше молчание как капитуляцию - не пытайтесь убедить его в обратном. Пусть он немного успокоится. С достоинством из конфликта выходит тот, кому удается предотвратить его дальнейшее развитие.
  10. Выходя из комнаты, не хлопайте дверью. Конфликтную ситуацию можно завершить, покинув помещение. При этом не следует высказывать обидные фразы в адрес оппонента и хлопать дверью. Таким образом, вы только усугубите ситуацию.
  11. Независимо от исхода конфликтной ситуации, постарайтесь сохранить с оппонентом прежние отношения. Проявите к нему уважение и продемонстрируйте готовность к решению возникших трудностей. Так вы сможете развивать отношения с сотрудниками и находить полезные и конструктивные решения.

Подготовлено специалистами проекта UzJobs по материалам интернет-СМИ


Всё больше убеждаюсь, что случайностей не бывает. Вот и в этот раз - выпал снежок, и в Старой Конюшенной слободе в сумерках - совсем другое настроение. Здесь в Гагаринском переулке стоит древний храм, известный с 1625 года как церковь Власия, что на Козьем болоте, а 24 февраля, как оказалось, считается днём памяти этого святого, принявшего мученическую смерть во времена императора Диоклетиана - гонителя христиан.

В славянской народной традиции Власий - покровитель скота. Согласно житию, во время гонения христиан Власий скрывался в пустынных местах и жил на горе Аргеос в пещере, к которой кротко подходили дикие звери, во всём подчинявшиеся Власию и получавшие от него благословение и исцеление от болезней. У славян поэтому святого Власия звали "коровьим богом", а день его памяти - "коровьим праздником". В Новгороде во Власьев день к его образу приносили коровье масло. У белорусов в день святого Власия объезжали молодых лошадей и устраивали особую трапезу, и в Сибири праздновали день святого Власия как покровителя домашнего скота.

1. Поэтому церковь святого Власия была построена тут не случайно, и название местности появилось не просто так. Место, где находилась эта церковь, издавна служило для выпаса коз и других домашних животных. Сначала здесь селились пастухи, позже выросла целая Конюшенная слобода. С ростом Москвы конюшенную слободу вытеснили за пределы земляного города, а местность так и продолжали называть Староконюшенной слободой.

2. В 1644 году старую деревянную церквушку заменили каменным четырехпрестольным храмом. При этом главный престол был посвящен празднику Преображения Господня, а Власьевский престол был освящён в приделе, но церковь в народе по прежнему называли - Власия, что в Старой Конюшенной.
В течение более чем трех столетий своего существования храм Власия в Старой Конюшенной слободе много раз перестраивался, соединяя в себе черты многих направлений и стилей - от московского барокко до позднего ампира, но в целом он всё же сохранил архитектурные традиции XVII века и считается памятником допетровских времен.

3. Одноглавый двусветный четверик в основании храма относится к первоначальной постройке, позднее уже в XVIII веке была возведена колокольня.

4. Еще более поздними считаются стены трапезной. Дело в том, что храм Власия сильно пострадал во время войны 1812 года, был отремонтирован и освящён в 1815 году, но к середине XIX века простого ремонта было уже недостаточно.

5. Поэтому в 1868-1872 годах на средства прихожанина купца Куманина трапезную перестроили полностью по проекту Н.П. Делекторского, расширив настолько, что она с трех сторон охватила нижний ярус колокольни.

6. В 1936 году в храме священномученика Власия обосновались раскольники-обновленцы, но уже в 1939 году храм закрыли совсем. Здание стало приходить в упадок. В 1976 году его решили отреставрировать, но работы шли вяло, а в 1983 году и вовсе прекратились. В начале 1980-х часть храмового комплекса отдали Росконцерту, разместившему в нем народный ансамбль "Баян". Участники коллектива заинтересовались реставрацией памятника архитектуры и не просто приняли в ней участие, но и привлекли к церкви внимание общественности. Отчасти благодаря их усилиям появилось множество добровольцев, помогавших в восстановлении храма, официально переданного РПЦ в 1992 году. Лишь в 1997 году в храме Власия в Старой Конюшенной слободе была проведена первая Божественная Литургия. На сегодняшний день в храме три престола: главный - Спаса Преображения, придельные - священномученика Власия и Казанской иконы Божией Матери.

Церковь Священномученика Власия в старой Конюшенной

Гагаринский пер., ныне ул. Рылеева, 20, угол Б. Власьевского пер., 8

По-видимому, церковь стояла здесь гораздо ранее, с XVI в., а может быть, и еще раньше. О почитании св. Власия С. В. Максимов пишет: "При распределении даров благодати между святыми угодниками христианской церкви значительная доля ее досталась св. влкм. Власию. Ему поручено было покровительство и защита всего живого, служащего в помощь и пригодного на потребу человека, еще с тех первоначальных времен, когда на простом созвучии имен (Власий приравнивался к языческому Велесу) можно было укрепить веру доверчивых и успокоить подозрения сомневающихся. На севере, в среде более раннего заселения страны, с примечательной последовательностью и в явной неприкосновенности сберегались на окраинах всех древних лесных городов храмы св. Власия, намеренно строившиеся некогда на главных городских выгонах (в Вологде, Костроме и др.). Там же, где власьевские церкви вошли в срединную черту городов (как в Москве, Ярославле и проч.), они служат лишь мерилом и показателем постепенного роста городского населения".

"В 1625 г. церковь на этом месте значится как "церковь св. Власия на Козьем болоте".

"Существовала до Романовых, так как получала ругу. 11 августа 1644 г. выдана благословенная грамота на 4 придела: Преображенский, Казанский, Власьевский и Никольский. От выстроенного тогда храма сохранился только главный четверик. Переделки его относятся к концу XVII в. Алтарь переложен в начале XIX в. В XIX в. же сделано большое полукруглое окно в северной стене. В конце XIX в. сделана южная пристройка для хозяйственных нужд. С 1645 г. главный престол был Преображенский, остальные три, вероятно, помещались в трапезной. На месте Никольского, на правой стороне трапезной, сломанного в 1735 г., в 1755-м устроен придел Иоанна Воина, также впоследствии упраздненный. После наполеоновского нашествия храм был обновлен и вновь освящен 2 февраля 1815 г. В 1868-1872 гг. на средства Куманина выстроена новая трапезная с приделами Казанским и Власьевским, причем в иконостасах сделаны серебряные царские врата. Около 1880 г. в главной церкви установлен иконостас по рисунку архитектора Каминского.

В 1921 г. в правой пристройке ко главной церкви устроен придел Серафима Саровского по случаю упразднения домовой церкви того же имени в доме № 28 по Сивцеву Вражку, оттуда была перенесена и вся обстановка".

В связи с особенным почитанием в храме св. Серафима интересен рассказ замечательного русского духовидца Даниила Андреева (сына писателя Леонида Андреева), который получил здесь одно из путеводительных откровений-видений в своей жизни. Лично глубоко православный человек, он, однако, описывает его в своей книге "Роза мира", употребляя своеобразные понятия созданной им самим духовидческой системы, не во всем совпадающей с учением Православной Церкви: "В ноябре 1938 г. я случайно - именно совершенно случайно - зашел в одну церковку во Власьевском переулке. Там застал я акафист преподобному Серафиму Саровскому. Едва я открыл входную дверь, прямо в душу мне хлынула теплая волна нисходящего хорового напева. Мною овладело состояние, о котором мне чрезвычайно трудно говорить, да еще в таком протокольном стиле. Непреодолимая сила заставила меня стать на колени, хотя участвовать в коленопреклонениях я раньше не любил: душевная незрелость побуждала меня раньше подозревать, что в этом движении заключено нечто рабское. Но теперь коленопреклонения оказалось недостаточно. И когда мои руки легли на ветхий, тысячами ног истоптанный коврик, распахнулась какая-то тайная дверь души, и слезы ни с чем не сравнимого блаженного восторга хлынули неудержимо. И, по правде сказать, мне не очень важно, как знатоки всякого рода экстазов и восхищений назовут и в какой раздел отнесут происшедшее вслед за этим. Содержанием же этих минут был подъем в Небесную Россию, переживание Синклита ее просветленных, нездешняя теплота духовных потоков, льющихся из того средоточия, которое справедливо и точно именовать Небесным Кремлем. Великий дух, когда-то прошедший по нашей земле в облике Серафима Саровского, а теперь - один из ярчайших светильников русского Синклита, приблизился и склонился ко мне, укрыв меня, словно эпитрахилью, шаром струящихся лучей света и ласкового тепла. В продолжение почти целого года, пока эту церковь не закрыли, я ходил каждый понедельник к акафистам преподобному Серафиму и - удивительно! - переживал это состояние каждый раз снова и снова с неослабевающей силой".

(Следовательно, церковь Власия закрыта около 1939 г. - П. П.)

В 1966 г. М. Л. Богоявленский так описывал ее состояние: "Храм обезглавлен, на колокольне вместо крыши обрывки толя, штукатурка местами облезла. Вид грязный, неряшливый. На колокольне и барабане храма поставлены антенны. Ограда уничтожена, рядом построены сараи, местами деревянный забор. Внутри помещаются мастерские соседней школы".

С 1976 г. мастерские выселены и начата медленная реставрация, которую предполагалось сначала завершить к 1980-му, потом к 1982 г., но и в 1983 г. она еще была далека от окончания.

В 1982 г. в альманахе "Памятники Отечества" № 5 появилась заметка об этой реставрации: "...церковь и примыкающий к ней небольшой двухэтажный домик были старым московским приходом, обозначенным XVIII в., что само по себе относило их в разряд памятников. Более того, в 30-е гг. при обследовании строений выяснилось, что в церкви сохранились фрагменты постройки XVI в. (в основном - восточная стена главного храма, на которой держался иконостас. - П. П.). В войну 1812 г. и дом, и церковь горели, потом были отстроены заново и дожили до наших дней.

До некоторых пор памятник не привлекал внимания арендаторов. Может, быть, поэтому единый ансамбль расчленили, отдав дом Художественному фонду РСФСР, а церковь - Росконцерту. Весной 1981 г. у церкви наконец появился прямой хозяин - Русский народный оркестр "Боян". В воскресные дни участники оркестра помогали реставраторам; позже обратились за помощью к общественности, после чего к реставраторам явилось множество помощников.

У оркестра есть план, помимо творческой мастерской для себя, открыть в отремонтированном храме Дом народной музыки, выдвинутый его руководителем заслуженным артистом РСФСР А. И. Полетаевым. Ставится вопрос о передаче тому же арендатору и приходского дома, занятого ныне двумя художниками под мастерские...".

На стенах были также открыты небольшие фрагменты древних росписей. К 1983 г. на колокольне восстановлена главка с крестом, сам храм вычинен до барабана главы. Стояли леса. Здание находится на государственной охране под № 496. К 1990 г. храм отреставрирован и занят Русским народным оркестром "Боян" Росконцерта Министерства культуры РСФСР.

Всё больше убеждаюсь, что случайностей не бывает. Вот и в этот раз - выпал снежок, и в Старой Конюшенной слободе в сумерках - совсем другое настроение. Здесь в Гагаринском переулке стоит древний храм, известный с 1625 года как церковь Власия, что на Козьем болоте , а 24 февраля считается днём памяти этого святого, принявшего мученическую смерть во времена императора Диоклетиана - гонителя христиан.

В славянской народной традиции Власий - покровитель скота . Согласно житию, во время гонения христиан Власий скрывался в пустынных местах и жил на горе Аргеос в пещере, к которой кротко подходили дикие звери, во всём подчинявшиеся Власию и получавшие от него благословение и исцеление от болезней. У славян поэтому святого Власия звали "коровьим богом", а день его памяти - "коровьим праздником". В Новгороде во Власьев день к его образу приносили коровье масло. У белорусов в день святого Власия объезжали молодых лошадей и устраивали особую трапезу, и в Сибири праздновали день святого Власия как покровителя домашнего скота.

1. Поэтому церковь святого Власия была построена тут не случайно, и название местности появилось не просто так. Место, где находилась эта церковь, издавна служило для выпаса коз и других домашних животных. Сначала здесь селились пастухи, позже выросла целая Конюшенная слобода. С ростом Москвы конюшенную слободу вытеснили за пределы земляного города, а местность так и продолжали называть Староконюшенной слободой.

2. В 1644 году старую деревянную церквушку заменили каменным четырехпрестольным храмом. При этом главный престол был посвящен празднику Преображения Господня, а Власьевский престол был освящён в приделе, но церковь в народе по прежнему называли - Власия, что в Старой Конюшенной.
В течение более чем трех столетий своего существования храм Власия в Старой Конюшенной слободе много раз перестраивался, соединяя в себе черты многих направлений и стилей - от московского барокко до позднего ампира, но в целом он всё же сохранил архитектурные традиции XVII века и считается памятником допетровских времен.

3. Одноглавый двусветный четверик в основании храма относится к первоначальной постройке, позднее уже в XVIII веке была возведена колокольня.

4. Еще более поздними считаются стены трапезной. Дело в том, что храм Власия сильно пострадал во время войны 1812 года, был отремонтирован и освящён в 1815 году, но к середине XIX века простого ремонта было уже недостаточно.

5. Поэтому в 1868-1872 годах на средства прихожанина купца Куманина трапезную перестроили полностью по проекту Н.П. Делекторского, расширив настолько, что она с трех сторон охватила нижний ярус колокольни.

6. В 1936 году в храме священномученика Власия обосновались раскольники-обновленцы, но уже в 1939 году храм закрыли совсем. Здание стало приходить в упадок. В 1976 году его решили отреставрировать, но работы шли вяло, а в 1983 году и вовсе прекратились. В начале 1980-х часть храмового комплекса отдали Росконцерту, разместившему в нем народный ансамбль "Баян". Участники коллектива заинтересовались реставрацией памятника архитектуры и не просто приняли в ней участие, но и привлекли к церкви внимание общественности. Отчасти благодаря их усилиям появилось множество добровольцев, помогавших в восстановлении храма, официально переданного РПЦ в 1992 году. Лишь в 1997 году в храме Власия в Старой Конюшенной слободе была проведена первая Божественная Литургия. На сегодняшний день в храме три престола: главный - Спаса Преображения, придельные - священномученика Власия и Казанской иконы.

Великий Новгород

щелкните по карте, чтобы ее увеличить

На широком открытом участке перед зданием Новгородской Администрацией, среди газона Власьевской улицы стоит церковь Святого Власия , видный памятник древнерусской архитектуры времен Новгородской самостоятельности.


В современном виде храм был создан в 1407 году и является типичным памятником новгородской архитектуры своего времени: одноапсидный, одноглавый, четырехстолпный с трехлопастным завершением фасадов и художественном орнаментом вокруг барабана.


Согласно Младшему изводу Новгородской I летописи, в тот год «Поставаша церковь камену святыи Власеи в Людине конце» . Правда, по сравнению с другими новгородскими храмами того времени она кажется несколько приземистой. Кроме того, к ее северному и западному фасаду примыкают нетипичные для новгородского зодчества плоскостные порталы со стрельчатым завершением. Вероятно, это заимствовано из средневековой северо-европейской архитектуры ганзейских городов, с которыми древнерусский Новгород был в тесной торговой связи.


Ныне Новгород нередко называют членом Ганзейского союза, однако, он был лишь его торговым партнером. При этом Новгород входил в состав Руси, сохраняя в себе княжеский стол и связь с церковью. Конечно, постоянные взаимоотношения с Ганзой порой приводили к заимствованием отдельных архитектурных элементов с претворением их в новгородском строительстве, в том числе и в церковном зодчестве.


Без сомнения, весьма обширный по тем временам каменный храм создавался как важная доминанта всей Власьевской (в то время Волосовой ) улицы. Судя по своим размерам, он был общеуличанским , то есть рассчитан на всю уличную паству. Если это так, то, по-видимому подле него собирались уличанские вечевые сходы . (В Новгороде горожане собирались как на главные городские сходы, так и на районные собрания городских районов- концов и даже отдельных городских улиц.)


До постройки нынешней церкви на том месте несколько ее одноименных деревянных предшественниц.


Так, под 6692 (1184 ) годом Новгородская I летопись сообщает, что «Въ то же лето сърубиша церковь нову святого Власия» . Значит, не только в 1184 году, но даже еще в более ранние времена на этом месте находилась одноименная «старая» церковь. В составленном в середине XV века при новгородском владыке Ефимии II житие архиепископа Иоанна есть упоминание о том, что тот до своего вступления в должность в 1166 году был просвитером в храме Святого Власия. А поскольку этот храм был еще до 1184 года, то возможно, что речь идет об интересующем нас месте. Правда, житие было составлено поздно, в качестве единого произведения, поэтому слишком доверять его информации не стоит.


Иногда предполагается, что первая деревянная церковь Святого Влавсия возникла на месте древнего славянского капища языческого бога Велеса . В доказательство приводят старое название улицы — Волосова, отождествляя это имя с Велесом. Однако, Волос является просторечной разговорной формой имени Власий, еще до недавнего времени сохранявшейся в деревнях. А в средневековых русских городах, где подобные обороты легко проникали даже в официальные документы, она вполне могла бытовать (вроде упомянутого в новгородских актах тысяцкого Кодрата, летописных новгородца Олексы Сбыславича, князя Михалки, бирича Мирошкии Несдинича, посадников Остафьи и Иванки Павловича... Кроме того, составленная новгородской археологической экспедицией карта городских культурных напластований локализует ближайшее древнейшее городское ядро к юго-востоку от церкви Святого Власия, ближе к реке Волхову, в районе Троицкого раскопа на Троицкой улице . Значит, до XI века на нынешней Власьевской никто не жил. А в то время Русь уже была крещена. Языческие пережитки долго не уходили, в Галичине, допустим, даже под видными галицким пригородом Звенигородом, до Батыева нашествия сохранялось капище. Но ни там и нигде в другом месте обширной Русской земли после крещения новых капищ не возникало. Так что связь с капищем достаточно спорна.


В Годы Великой Отечественной войны храм пострадал и был практически разрушен. В ходе послевоенной реставрации его фасадам вернули исторический облик