Малая ектения на разных языках. Что такое ектения в православии? В какой период службы лучше всего подавать записки
Вероучения о двух природах Иисуса Христа - Божественной и человеческой, которые присутствовали в Нем неслитно и нераздельно. Монофизитство было основано константинопольским архимандритом Евтихием или Евтихом , поддержано Александрийским патриархом Диоскором и осуждено Православной Церковью на Халкидонском (IV Вселенском) Соборе в году.
Учение
Монофизитство учит, что Христос хотя рожден из двух природ (естеств), но не в двух пребывает, так как в акте воплощения неизреченным образом из двух стало одно и человеческая природа, воспринятая Богом-Словом, стала только принадлежностью Его Божества, утратила всякую собственную действительность и лишь мысленно может различаться от божественной. Отвергая возможность смешения двух природ, монофизиты трактовали соединение как поглощение человеческого начала в Христе Божественным. Таким образом, пострадал за человечество, по учению монофизитов, не Богочеловек (как утверждает православное учение), а Бог.
В противоположность монофизитской ереси православное вероучение о том что Христос есть совершенный Бог и совершенный человек называется диофизитством - учением о двойственности природы Христа. На Халкидонском Соборе было составлено определение (ορος), по которому Христос исповедуется как совершенный Бог и совершенный человек, единосущный Отцу по божеству и единосущный нам по человечеству, пребывающий и по воплощении в двух природах (εν δύο φύσεσιν) неслиянно и нераздельно, так что различие двух природ не устраняется через их соединение, а сохраняется особенность каждой природы при их совпадении в едином Лице и единой ипостаси.
Под влиянием этих событий император Лев I сделал в году запрос всем епископам и главным архимандритам империи: следует ли стоять на решениях Халкидонского Собора и не возможно ли соглашение с монофизитами. Огромное большинство голосов - около 1600 - высказалось за православный догмат и император низложил Тимофея Элура, заместив его умеренным и миролюбивым Тимофеем Салофакиолом . Между тем монофизиты стали усиливаться в Сирии, где их глава Петр Суконщик завладел патриаршим престолом , выставил как девиз истинной веры выражение «Бог был распят» (θεός εσταυρώθη) и прибавил к Трисвятому слова: "распятый за нас" (ό σταυρωθείς δι ημας). Сторонником монофизитства оказался следующий император Василиск (474 – 476), заставивший 500 епископов подписать окружное послание (εγκύκλιον), в котором отвергался Халкидонский Собор.
Василиск был низложен императором Зиноном , который хотел восстановить церковный мир посредством компромисса между Православием и монофизитством. С этой целью был им издан в году объединительный указ – генотикон . Его следствием был 35-летний разрыв церковного общения Востока с Западом и усиление смуты на Востоке. В Египте после смерти обоих Тимофеев, несколько раз вытеснявших друг друга с патриаршего престола, такие же отношения установились между умеренным монофизитом Петром Монгом и православным Иоанном Талайя , и, сверх того, явилась партия крайних монофизитов, отказавшихся принять генотикон Зинона и отделившихся от своего иерархического главы, Петра Монга, вследствие чего они назывались акефалами (безглавыми). В Сирии после смерти Петра Суконщика в году вождем монофизитства выступили Иерапольский епископ Филоксен, или Ксенайя , который терроризировал население преданными ему шайками фанатических монахов (при этом православный Антиохийский патриарх был замучен до смерти в своем кафедральном храме), а затем Севир , патриарх Антиохийский (с 512/513), самый значительный ум среди монофизитов. В самом Константинополе происходили постоянные смуты вследствие того, что императорский генотикон не удовлетворял ни православных, ни монофизитов; при императоре Анастасии I дело дошло до открытого восстания народа в защиту патриарха Македония , которого император принуждал к соглашению с ересью.
Маргинализация монофизитства
Ввиду всего этого византийское правительство решило переменить политику и возвратиться к признанию халкидонского догмата и к примирению с его главным поборником. Переговоры с папой Ормиздом , начатые при императоре Анастасии, успешно закончились при его преемнике Юстине I в году. Давнее требование Рима исключить из поминальника Константинопольской Церкви имя патриарха Акакия , впервые утвердившего генотикон, было исполнено, непреложный авторитет Халкидонского Собора торжественно восстановлен, и монофизитские иерархи на Востоке с Севиром во главе объявлены низложенными. Они нашли убежище в Египте, где монофизитство скоро распалось на две главные секты: севириан и юлианистов, которые в свою очередь подверглись дальнейшему дроблению.
В веке монофизитское учение распространилось в Нубии и Аравии . В этот период чисто богословские споры отступили на второй план, в то же время обнажилась политическая сторона движения монофизитов – стремление восточных провинций отделиться от Византийской империи.
Эдикт о трех главах» вызвал большие споры. Особенно протестовал Запад, видевший в этом документе покушение на Халкидонский Собор, на учение папы св. Льва Великого.
После нескольких лет спора Юстиниан решил созвать новый Вселенский Собор. Этот Собор – V Вселенский – состоялся в 553 г. в Константинополе и поэтому иногда называется Вторым Константинопольским. В своих посланиях Юстиниан во всех подробностях заранее определил программу занятий Собора и недвусмысленно дал знать, к каким выводам он должен придти, так что Собор действовал в соответствии с волей императора. Председательствовали на нем по очереди восточные патриархи.
Если Халкидонский Собор в свое время обнаружил наибольшую благосклонность к папским притязаниям на первенство в Церкви, то о V Вселенском Соборе нужно сказать, что это самый антипапский Собор в ряду всех семи. Это единственный Собор, во время которого римский папа присутствовал в городе, где он происходил. Однако явиться на Собор папа не пожелал. Римскую кафедру в то время возглавлял Вигилий. За несколько лет до того он был назначен папой по приказу Юстиниана и сам по себе готов был действовать в духе церковной политики императора. Вместе с тем, вынужденный считаться с мощной оппозицией западного епископата, он пребывал в постоянных колебаниях. За короткое время Вигилий четырежды письменно высказался по поводу одного и того же стоявшего на Соборе вопроса, причем всякое новое его высказывание противоречило предыдущему, и в некоторых случаях папа так прямо и говорил, что прежде ошибался. Эта история с противоречивыми высказываниями папы Вигилия по догматическим вопросам, наносит очень серьезный удар по учению о папской непогрешимости в делах веры. Папа Вигилий, отказавшись явиться на Собор, навлек на себя его отлучение. Собор прервал с ним общение, хотя отцы и заявили, что, порывая с папой Вигилием, они сохраняют все же общение с апостольским Римским престолом. Через 6 месяцев Вигилий сдался – написал покаянное письмо патриарху Евтихию и присоединился к решениям Собора.
Главным догматическим деянием V Вселенского Собора было осуждение трех глав: т. е. осуждение личности и учения Феодора Мопсуэстийского, а также неправославных моментов учения Феодорита Киррского и Ивы Эдесского. Свое учение Собор выразил в нескольких анафематизмах, причем осудил не только несторианство и несторианскую тенденцию, но также и монофизитство. Собор анафематствует не только крайнее монофизитство какого-нибудь архимандрита Евтихия, но также и умеренное монофизитство – постольку, поскольку оно противится Халкидонскому вероопределению.
Собор не внес, по сравнению с двумя предыдущими, ничего существенно нового, но зато гармонизировал учение этих двух Соборов, и потому христология V Вселенского Собора – это христология, так сказать, вполне уравновешенная, где Халкидонское вероопределение понимается в свете учения св. Кирилла и согласуется с ним.
В одном из анафематизмов V Вселенского Собора упоминается Ориген. На самом деле осуждение Оригена произошло не на V Вселенском Соборе 553 года, но на поместном Константинопольском Соборе 543 года против монахов-оригенистов (последователей оригениста аввы Евагрия) деяния которого позднее были присоединены механически к деяниям V Вселенского Собора.
В 543 г. Ориген был осужден в 15 анафемах. В частности, было осуждено учение о предсуществовании душ (в том числе идея, что человеческая душа Христа существовала до воплощения и что лишь Его тело произошло от Богородицы). Были осуждены и другие аспекты оригенистской эсхатологии – например, учение об апокатастасисе, т. е. восстановлении и спасении всей твари – неодушевленных предметов, ангелов, демонов, звезд и людей, как тождественных друг другу сферических духов, объединенных с сущностью Божества (см. лекции стр. 43).
Царствование Ираклия (611-641) совпало с величайшими военными опасностями: с севера империи угрожали славяне, которые после падения императора Маврикия почти беспрепятственно захватили всю Грецию, а с востока вторгались персы. В начале царствования Ираклия им удалось отторгнуть от империи обширные области – Сирию, Палестину, Египет, Армению. Захват таких церковных центров, как Александрия и Антиохия тоже имел большое значение.
Многие монофизиты искренне приветствовали завоевателей, полагая, что им будет легче при язычниках-персах, чем под властью православной Константинопольской империи. В это время еретические общины довольно четко отождествились с отдельными нациями. Монофизитскими были коптская, западно-сирийская и армянская общины.
Но императору Ираклию, который опирался на новую организацию своей империи, удалось наголову разбить персов. Он проник в самое сердце Персии, одержал там решающие победы и этим обеспечил возвращение всех территорий, когда-либо захваченных персами у Рима, а, кроме того, обеспечил себе контроль над самой Персидской державой. Настоящим триумфом Ираклия был его въезд в Иерусалим, куда он вернул Древо Креста Господня. После разгрома персов вновь со всей остротой встала проблема взаимоотношений с монофизитами, во множестве населявшими только что возвращенные восточные провинции, и деятельно сочувствовавшими персидскому завоеванию.
Сам император Ираклий хотел устраниться от активного вмешательства в этот труднейший вопрос. Помощником императора был константинопольский патриарх Сергий, который не обладал настоящим богословским умом и не понял подлинного смысла формулы, предложенной им в качестве базы для объединения. По формуле Сергия, т.к. две природы Христа соединяются в ипостасном единстве и т.к. это означает единство одного активного субъекта, можно говорить лишь об одной богочеловеческой энергии, или действии. Так родился «моноэнергизм».
Патриарх Сергий увлекся учением о единой энергии, едином действии Богочеловека Христа. Это учение еще до него около 600 г. начали разрабатывать в Египте – опять-таки, как попытку компромисса между православием и монофизитством. Сторонники этого нового учения ссылались на один текст св. Дионисия Ареопагита, хотя они тут же этот текст и фальсифицировали.
Выдвинув новое учение, патриарх Сергий сразу завязал переговоры. Эти переговоры вроде бы имели успех. Он встретил себе союзника в лице александрийского патриарха Кира. Кир тоже решил, что учение о едином действии – хорошая основа для объединения православных и монофизитов, ибо не отметает прямо Халкидонского догмата, но, так сказать, смягчает его указанием на экзистенциальное, как сказали бы теперь, единство во Христе обеих природ.
Новое догматическое учение сразу же встретило противодействие в лице св. Софрония Иерусалимского «так как это доктрины Аполлинария» (отрицалась полнота человечества Христа). Константинопольская кафедра не мог решать догматические вопросы, совершенно игнорируя мнение Рима, и, вполне естественно, что патриарх Сергий, трудившийся над новым догматом о единой энергии, должен был вступить в переговоры с папой. На папском престоле в то время был Гонорий. Он в целом одобрил мысли своего константинопольского собрата, но относительно деталей внес некоторые новые предложения, а именно – не рассуждать о единой или двух энергиях, а сосредоточиться на выработке учения о единой воле во Христе. С этого момента моноэнергизм переходит в монофелизм. Таким образом, именно Гонорий оказался формальным и фактическим провозгласителем новой ереси, которая известна под названием монофелитства («монос» – один, «фелима» – воля). Монофелитство – единоволие, учение о единой воле во Христе. Как считал папа, именно это учение могло стать приемлемым для обеих сторон компромиссным вероисповеданием. С одной стороны, не происходит отречения от Халкидонского догмата, с другой – в угоду монофизитам провозглашается учение о единой воле во Христе, т.е. о единой Богочеловеческой воле.
Но, признавая в Господе два естества, Церковь признавала вместе с тем две воли, так как два самостоятельных естества – Божеское и человеческое – должны иметь каждое и самостоятельное действование, т.е. в Нем при двух естествах должны быть две воли. Противоположная же мысль, признание при двух естествах одной воли, есть само в себе противоречие: отдельное и самостоятельное естество немыслимо без отдельной и самостоятельной воли.
Должно быть что-нибудь одно: или в Иисусе Христе одно естество и одна воля, или два естества и две воли. Монофизиты, предлагавшие учение о единой воле, только дальше развивали свое еретическое учение; православные же, если бы приняли это учение, впали в противоречие сами с собой, признав монофизитское учение правильным.
Патриархом Сергием новое учение было переформулировано. Оно в принципе не изменилось, но получило иное выражение. Император Ираклий упорно желал остаться в стороне от вероисповедных баталий, но в конце концов патриарх Сергий принудил его подписать указ, утверждавший новое учение о единой воле во Христе и запрещавший споры об энергиях, т. е. отменявший то учение, которое сам Сергий провозглашал прежде. Этот указ был издан в 638 г. и получил название «Экфесис» , т. е. буквально – «изложение веры». События разворачивались бурно. Примерно в это же время иерусалимским патриархом становится св. Софроний, который свое известительное послание другим патриархам и церковным предстоятелям (такие послания каждый раз, по традиции, посылались после интронизации нового патриарха), сделал настоящим исповеданием веры, где опровергается новая монофелитская ересь и утверждается православное учение о двух действиях – Божественном и человеческом, и двух волях – Божественной и человеческой во Христе. Впоследствии это послание св. Софрония – «окружное послание», как оно называется, вошло в деяния VI Вселенского Собора.
Взаимная борьба Византии и Персии ослабили обе страны и открыли путь к исламскому завоеванию. Арабские вторжения полностью уничтожили всякую ценность моноэнергизма и монофелизма для дела объединения: все монофизитские восточные общины оказались под исламским игом, и вопрос о примирении православных с монофизитами утратил всякую актуальность.
В эту эпоху окончательного торжества христианства над язычеством в самом христианстве происходили внутренние распри, вызывавшиеся неодинаковым пониманием догматов веры. Еще в первые века в церкви появились ереси, то есть уклонения от принятых ею учений или правильного понимания истин религии (православия). В IV в. особенно важное значение получило арианство - ересь Ария, александрийского священника, бывшего современником Константина Великого . Арий отрицал единосущие Сына Божия с Богом Отцом и утверждал, что Сын Божий есть только первое и совершеннейшее творение Божие, но не Бог. Его толкование нашло многочисленных последователей, и раздоры между православными и арианами волновали церковь очень долгое время. Хотя ересь Ария и была осуждена на первом вселенском соборе , собранном императором Константином в Никее в 325 г. и составившем Символ веры, но во второй половине IV в. за арианство стояли сами императоры (Констанций и Валент), которые даже стремились доставить ему торжество в империи. Это породило новые смуты в церкви. С другой стороны, обращение германцев в христианство началось с принятия ими арианства. Вестготы , у которых уже в первой половине IV в. был свой епископ (Ульфила ), исповедовали арианство; арианами же были и лангобарды . И те, и другие оставались арианами и после занятия ими Галлии, Испании и Италии.
17. Вселенские соборы
В IV – VI вв. возникали в церкви и другие ереси, что заставляло императоров созывать новые вселенские соборы. Эти ереси появлялись и распространялись главным образом в греческой половине империи , где была большая наклонность к постановке и разрешению отвлеченных вопросов веры. Но в Восточной же империи шла и более деятельная разработка православного учения. Здесь собирались и вселенские соборы. Второй собор был созван Феодосием Великим в Константинополе (381) по поводу учения Македония , отрицавшего божественную природу Св. Духа. Третий собор был в Эфесе (431) при Феодосии II; он осудил ересь Нестория (несторианство ) , называвшего Иисуса Христа не Богочеловеком, а Богоносцем, а Св. Деву – Христородицею, а не Богородицею. Опровергая это учение, один константинопольский архимандрит, Евтихий, стал утверждать, что в Иисусе Христе нужно признавать лишь одно божеское естество, а не два (божеское и человеческое). Эта ересь получила название монофизитства и очень сильно распространилась. Её защитники даже склонили на свою сторону императора Феодосия II, но новый император (Маркиан) созвал против неё четвертый вселенский собор в Халкедоне (451). Споры и раздоры, вызванные появлением несторианства и монофизитства, продолжались еще и в начале VI в., что заставило Юстиниана Великого созвать в Константинополе пятый вселенский собор (553). Однако, и этому собору не удалось восстановить мир в церкви. В первой половине VII в. некоторые епископы посоветовали императору Ираклию склонить православных и монофизитов к примирению на среднем учении, по которому в Иисусе Христе следовало бы признавать два естества, но одну волю. Но это учение, получившее название ереси монофелитов , не только не привело к примирению, но внесло в церковь новые смуты. В 680-681 г. поэтому в Константинополе был созван шестой собор , который и осудил монофелитскую ересь.