Малая ектения на разных языках. Что такое ектения в православии? В какой период службы лучше всего подавать записки

Вероучения о двух природах Иисуса Христа - Божественной и человеческой, которые присутствовали в Нем неслитно и нераздельно. Монофизитство было основано константинопольским архимандритом Евтихием или Евтихом , поддержано Александрийским патриархом Диоскором и осуждено Православной Церковью на Халкидонском (IV Вселенском) Соборе в году.

Учение

Монофизитство учит, что Христос хотя рожден из двух природ (естеств), но не в двух пребывает, так как в акте воплощения неизреченным образом из двух стало одно и человеческая природа, воспринятая Богом-Словом, стала только принадлежностью Его Божества, утратила всякую собственную действительность и лишь мысленно может различаться от божественной. Отвергая возможность смешения двух природ, монофизиты трактовали соединение как поглощение человеческого начала в Христе Божественным. Таким образом, пострадал за человечество, по учению монофизитов, не Богочеловек (как утверждает православное учение), а Бог.

В противоположность монофизитской ереси православное вероучение о том что Христос есть совершенный Бог и совершенный человек называется диофизитством - учением о двойственности природы Христа. На Халкидонском Соборе было составлено определение (ορος), по которому Христос исповедуется как совершенный Бог и совершенный человек, единосущный Отцу по божеству и единосущный нам по человечеству, пребывающий и по воплощении в двух природах (εν δύο φύσεσιν) неслиянно и нераздельно, так что различие двух природ не устраняется через их соединение, а сохраняется особенность каждой природы при их совпадении в едином Лице и единой ипостаси.

Под влиянием этих событий император Лев I сделал в году запрос всем епископам и главным архимандритам империи: следует ли стоять на решениях Халкидонского Собора и не возможно ли соглашение с монофизитами. Огромное большинство голосов - около 1600 - высказалось за православный догмат и император низложил Тимофея Элура, заместив его умеренным и миролюбивым Тимофеем Салофакиолом . Между тем монофизиты стали усиливаться в Сирии, где их глава Петр Суконщик завладел патриаршим престолом , выставил как девиз истинной веры выражение «Бог был распят» (θεός εσταυρώθη) и прибавил к Трисвятому слова: "распятый за нас" (ό σταυρωθείς δι ημας). Сторонником монофизитства оказался следующий император Василиск (474 – 476), заставивший 500 епископов подписать окружное послание (εγκύκλιον), в котором отвергался Халкидонский Собор.

Василиск был низложен императором Зиноном , который хотел восстановить церковный мир посредством компромисса между Православием и монофизитством. С этой целью был им издан в году объединительный указ – генотикон . Его следствием был 35-летний разрыв церковного общения Востока с Западом и усиление смуты на Востоке. В Египте после смерти обоих Тимофеев, несколько раз вытеснявших друг друга с патриаршего престола, такие же отношения установились между умеренным монофизитом Петром Монгом и православным Иоанном Талайя , и, сверх того, явилась партия крайних монофизитов, отказавшихся принять генотикон Зинона и отделившихся от своего иерархического главы, Петра Монга, вследствие чего они назывались акефалами (безглавыми). В Сирии после смерти Петра Суконщика в году вождем монофизитства выступили Иерапольский епископ Филоксен, или Ксенайя , который терроризировал население преданными ему шайками фанатических монахов (при этом православный Антиохийский патриарх был замучен до смерти в своем кафедральном храме), а затем Севир , патриарх Антиохийский (с 512/513), самый значительный ум среди монофизитов. В самом Константинополе происходили постоянные смуты вследствие того, что императорский генотикон не удовлетворял ни православных, ни монофизитов; при императоре Анастасии I дело дошло до открытого восстания народа в защиту патриарха Македония , которого император принуждал к соглашению с ересью.

Маргинализация монофизитства

Ввиду всего этого византийское правительство решило переменить политику и возвратиться к признанию халкидонского догмата и к примирению с его главным поборником. Переговоры с папой Ормиздом , начатые при императоре Анастасии, успешно закончились при его преемнике Юстине I в году. Давнее требование Рима исключить из поминальника Константинопольской Церкви имя патриарха Акакия , впервые утвердившего генотикон, было исполнено, непреложный авторитет Халкидонского Собора торжественно восстановлен, и монофизитские иерархи на Востоке с Севиром во главе объявлены низложенными. Они нашли убежище в Египте, где монофизитство скоро распалось на две главные секты: севириан и юлианистов, которые в свою очередь подверглись дальнейшему дроблению.

В веке монофизитское учение распространилось в Нубии и Аравии . В этот период чисто богословские споры отступили на второй план, в то же время обнажилась политическая сторона движения монофизитов – стремление восточных провинций отделиться от Византийской империи.

Эдикт о трех главах» вызвал большие споры. Особенно протестовал Запад, видевший в этом документе покушение на Халкидонский Собор, на учение папы св. Льва Великого.

После нескольких лет спора Юстиниан решил созвать новый Вселенский Собор. Этот Собор – V Вселенский – состоялся в 553 г. в Константинополе и поэтому иногда называется Вторым Константинопольским. В своих посланиях Юстиниан во всех подробностях заранее опре­делил программу занятий Собора и недвусмыс­ленно дал знать, к каким выводам он должен придти, так что Собор действовал в соот­ветствии с волей императора. Председатель­ствовали на нем по очереди восточные патри­архи.

Если Халкидонский Собор в свое время обнаружил наибольшую благосклонность к папским притязаниям на первенство в Церкви, то о V Вселенском Соборе нужно сказать, что это самый антипапский Собор в ряду всех се­ми. Это единственный Собор, во время которо­го римский папа присутствовал в городе, где он происходил. Однако явиться на Собор папа не пожелал. Римскую кафедру в то время воз­главлял Вигилий. За несколько лет до того он был назначен папой по приказу Юстиниана и сам по себе готов был действовать в духе цер­ковной политики императора. Вместе с тем, вынужденный считаться с мощной оппозицией западного епископата, он пребывал в постоян­ных колебаниях. За короткое время Вигилий четырежды письменно высказался по поводу одного и того же стоявшего на Соборе вопроса, причем всякое новое его высказывание проти­воречило предыдущему, и в некоторых случа­ях папа так прямо и говорил, что прежде ошибался. Эта история с противоре­чивыми высказываниями папы Вигилия по догматическим вопросам, наносит очень се­рьезный удар по учению о папской непогре­шимости в делах веры. Папа Вигилий, отказавшись явиться на Собор, навлек на себя его отлучение. Собор прервал с ним общение, хотя отцы и заявили, что, порывая с папой Вигилием, они сохраня­ют все же общение с апостольским Римским престолом. Через 6 месяцев Вигилий сдался – написал покаянное письмо патриарху Евтихию и присоединился к решениям Собора.

Главным догматическим деянием V Все­ленского Собора было осуждение трех глав: т. е. осуждение личности и учения Феодора Мопсуэстийского, а также неправославных момен­тов учения Феодорита Киррского и Ивы Эдесского. Свое учение Собор выразил в несколь­ких анафематизмах, причем осудил не только несторианство и несторианскую тенденцию, но также и монофизитство. Собор анафематствует не только крайнее моно­физитство какого-нибудь архимандрита Евтихия, но также и умеренное монофизитство – постольку, поскольку оно противится Халки­донскому вероопределению.


Собор не внес, по сравнению с двумя предыдущими, ничего существенно нового, но зато гармонизировал учение этих двух Собо­ров, и потому христология V Вселенского Со­бора – это христология, так сказать, вполне уравновешенная, где Халкидонское вероопределение понимается в свете учения св. Кирил­ла и согласуется с ним.

В одном из анафематизмов V Вселенского Собора упоминается Ориген. На самом деле осуждение Оригена произошло не на V Вселенском Соборе 553 года, но на поместном Константинопольском Соборе 543 года против монахов-оригенистов (последователей оригениста аввы Евагрия) деяния которого позднее были присоединены механи­чески к деяниям V Вселенского Собора.

В 543 г. Ориген был осуж­ден в 15 анафемах. В частности, было осуждено учение о предсуществовании душ (в том числе идея, что человеческая душа Христа существо­вала до воплощения и что лишь Его тело произошло от Богородицы). Были осуждены и другие аспекты оригенистской эсхатологии – напри­мер, учение об апокатастасисе, т. е. восстановлении и спасении всей твари – неодушевленных предметов, ангелов, демонов, звезд и людей, как тождественных друг другу сферических духов, объединенных с сущ­ностью Божества (см. лекции стр. 43).

Царствование Ираклия (611-641) совпало с вели­чайшими военными опасностями: с севера им­перии угрожали славяне, которые после паде­ния императора Маврикия почти беспрепят­ственно захватили всю Грецию, а с востока вторга­лись персы. В начале царствования Ираклия им удалось отторгнуть от империи обширные области – Сирию, Палестину, Египет, Армению. Захват таких церковных центров, как Александрия и Антиохия тоже имел большое значение.

Многие монофизиты искренне приветство­вали завоевателей, полагая, что им будет лег­че при язычниках-персах, чем под властью православной Константинопольской империи. В это время еретические общины до­вольно четко отождествились с отдельными нациями. Монофизитскими были коптская, западно-сирийская и армянская общины.

Но императору Ираклию, который опи­рался на новую организацию своей империи, удалось наголову разбить персов. Он проник в самое сердце Персии, одержал там решающие победы и этим обеспечил возвращение всех территорий, когда-либо захваченных персами у Рима, а, кроме того, обеспечил себе кон­троль над самой Персидской державой. На­стоящим триумфом Ираклия был его въезд в Иерусалим, куда он вернул Древо Креста Гос­подня. После разгрома персов вновь со всей остротой встала проблема взаимоотношений с монофизитами, во мно­жестве населявшими только что возвращенные восточные провинции, и деятельно сочувство­вавшими персидскому завоеванию.

Сам император Ираклий хотел устранить­ся от активного вмешательства в этот труд­нейший вопрос. Помощником императора был константинопольский патриарх Сергий, который не обладал настоящим богословским умом и не понял подлинного смысла формулы, предложенной им в качестве базы для объединения. По формуле Сергия, т.к. две природы Христа соединяются в ипостасном единстве и т.к. это означает единство одного активного субъекта, можно говорить лишь об одной богочеловеческой энергии, или действии. Так родился «моноэнергизм».

Патриарх Сергий увлекся учением о единой энергии, едином действии Богочеловека Христа. Это учение еще до него около 600 г. начали разрабатывать в Египте – опять-таки, как попытку компромисса между православи­ем и монофизитством. Сторонники этого нового учения ссылались на один текст св. Дионисия Ареопагита, хотя они тут же этот текст и фальсифицировали.

Выдвинув новое учение, патриарх Сергий сразу завязал переговоры. Эти переговоры вроде бы имели успех. Он встретил себе союзника в лице александрийского патриарха Кира. Кир тоже решил, что учение о едином действии – хорошая основа для объединения православных и монофизитов, ибо не отметает прямо Халкидонского догмата, но, так ска­зать, смягчает его указанием на экзистенци­альное, как сказали бы теперь, единство во Христе обеих природ.

Новое догматическое учение сразу же встретило противодействие в лице св. Софрония Иерусалимского «так как это доктрины Аполлинария» (отрицалась полнота человечества Христа). Константинопольская кафедра не мог решать догматические вопросы, совершенно игнорируя мнение Рима, и, вполне естествен­но, что патриарх Сергий, трудившийся над новым догматом о единой энергии, должен был вступить в переговоры с папой. На пап­ском престоле в то время был Гонорий. Он в целом одобрил мысли своего константинопольского собрата, но относительно деталей внес некото­рые новые предложения, а именно – не рас­суждать о единой или двух энергиях, а сосре­доточиться на выработке учения о единой воле во Христе. С этого момента моноэнергизм переходит в монофелизм. Таким образом, именно Гонорий оказался формальным и фактическим провоз­гласителем новой ереси, которая известна под названием монофелитства («монос» – один, «фелима» – воля). Монофелитство – единоволие, учение о единой воле во Христе. Как счи­тал папа, именно это учение могло стать при­емлемым для обеих сторон компромиссным ве­роисповеданием. С одной стороны, не проис­ходит отречения от Халкидонского догмата, с другой – в угоду монофизитам провозглашает­ся учение о единой воле во Христе, т.е. о единой Богочеловеческой воле.

Но, признавая в Господе два естества, Церковь признавала вместе с тем две воли, так как два самостоятельных естества – Божеское и человеческое – должны иметь каждое и самостоятельное действование, т.е. в Нем при двух естествах должны быть две воли. Противоположная же мысль, признание при двух естествах одной воли, есть само в себе противоречие: отдельное и самостоятельное естество немыслимо без отдельной и самостоятельной воли.

Должно быть что-нибудь одно: или в Иисусе Христе одно естество и одна воля, или два естества и две воли. Монофизиты, предлагавшие учение о единой воле, только дальше развивали свое еретическое учение; православные же, если бы приняли это учение, впали в противоречие сами с собой, признав монофизитское учение правильным.

Патриархом Сергием новое учение было переформулировано. Оно в принципе не изменилось, но получило иное выражение. Император Ираклий упорно желал остаться в стороне от вероисповедных баталий, но в кон­це концов патриарх Сергий принудил его под­писать указ, утверждавший новое учение о единой воле во Христе и запрещавший споры об энергиях, т. е. отменявший то учение, ко­торое сам Сергий провозглашал прежде. Этот указ был издан в 638 г. и получил название «Экфесис» , т. е. буквально – «изложение веры». События разворачи­вались бурно. Примерно в это же время иерусалимским патриархом становится св. Софроний, который свое известительное послание другим патриархам и церковным предстоятелям (такие послания каждый раз, по тради­ции, посылались после интронизации нового патриарха), сделал настоящим исповеданием веры, где опровергается новая монофелитская ересь и утверждается православное учение о двух действиях – Божественном и челове­ческом, и двух волях – Божественной и чело­веческой во Христе. Впоследствии это послание св. Софрония – «окружное послание», как оно называется, вошло в деяния VI Вселен­ского Собора.

Взаимная борьба Византии и Персии ослабили обе страны и открыли путь к исламскому завоеванию. Арабские вторжения полностью уничтожили всякую ценность моноэнергизма и монофелизма для дела объединения: все монофизитские восточные общины оказались под исламским игом, и вопрос о примирении православных с монофизитами утратил всякую актуальность.

В эту эпоху окончательного торжества христианства над язычеством в самом христианстве происходили внутренние распри, вызывавшиеся неодинаковым пониманием догматов веры. Еще в первые века в церкви появились ереси, то есть уклонения от принятых ею учений или правильного понимания истин религии (православия). В IV в. особенно важное значение получило арианство - ересь Ария, александрийского священника, бывшего современником Константина Великого . Арий отрицал единосущие Сына Божия с Богом Отцом и утверждал, что Сын Божий есть только первое и совершеннейшее творение Божие, но не Бог. Его толкование нашло многочисленных последователей, и раздоры между православными и арианами волновали церковь очень долгое время. Хотя ересь Ария и была осуждена на первом вселенском соборе , собранном императором Константином в Никее в 325 г. и составившем Символ веры, но во второй половине IV в. за арианство стояли сами императоры (Констанций и Валент), которые даже стремились доставить ему торжество в империи. Это породило новые смуты в церкви. С другой стороны, обращение германцев в христианство началось с принятия ими арианства. Вестготы , у которых уже в первой половине IV в. был свой епископ (Ульфила ), исповедовали арианство; арианами же были и лангобарды . И те, и другие оставались арианами и после занятия ими Галлии, Испании и Италии.

17. Вселенские соборы

В IV – VI вв. возникали в церкви и другие ереси, что заставляло императоров созывать новые вселенские соборы. Эти ереси появлялись и распространялись главным образом в греческой половине империи , где была большая наклонность к постановке и разрешению отвлеченных вопросов веры. Но в Восточной же империи шла и более деятельная разработка православного учения. Здесь собирались и вселенские соборы. Второй собор был созван Феодосием Великим в Константинополе (381) по поводу учения Македония , отрицавшего божественную природу Св. Духа. Третий собор был в Эфесе (431) при Феодосии II; он осудил ересь Нестория (несторианство ) , называвшего Иисуса Христа не Богочеловеком, а Богоносцем, а Св. Деву – Христородицею, а не Богородицею. Опровергая это учение, один константинопольский архимандрит, Евтихий, стал утверждать, что в Иисусе Христе нужно признавать лишь одно божеское естество, а не два (божеское и человеческое). Эта ересь получила название монофизитства и очень сильно распространилась. Её защитники даже склонили на свою сторону императора Феодосия II, но новый император (Маркиан) созвал против неё четвертый вселенский собор в Халкедоне (451). Споры и раздоры, вызванные появлением несторианства и монофизитства, продолжались еще и в начале VI в., что заставило Юстиниана Великого созвать в Константинополе пятый вселенский собор (553). Однако, и этому собору не удалось восстановить мир в церкви. В первой половине VII в. некоторые епископы посоветовали императору Ираклию склонить православных и монофизитов к примирению на среднем учении, по которому в Иисусе Христе следовало бы признавать два естества, но одну волю. Но это учение, получившее название ереси монофелитов , не только не привело к примирению, но внесло в церковь новые смуты. В 680-681 г. поэтому в Константинополе был созван шестой собор , который и осудил монофелитскую ересь.