Русская инженерная школа. История

В начале XVIII в. в России насчитывалось уже около 180 мануфактур. Началась подготовка отечественных инженерно технических кадров в Пушкарской, Артиллерийской, Навигационной школах и Морской академии. В 1719 г. в Санкт Петербурге была открыта для всеобщего обозрения Кунсткамера первый естественно научный музей с просветительскими и на учно исследовательскими функциями. В 1725 г. была создана Академия наук, ставшая научным и учебным центром.

В 1722 году вышла первая русская книга о машинах "Наука статическая, или Механика" Г. Скорнякова Писарева Яков Козельский. «Механические предложения» и "Философские предложения"

РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ НАЧАЛА XIX ВЕКА Русская техническая наука находилась в тесной связи с французской технической школой Аналогом Парижской политехнической школы был Петербургский институт корпуса инженеров путей сообщения, открытый в 1810 году. Формированию русской инженерной школы способствовали и довольно многочисленные отечественные научно технические журналы, начавшие выходить в России с 1825 года. В 1866 году было создано Русское Техническое общество

К концу XIX века в России было 19 высших технических школ Согласно статистическим данным 1901 1917 годов, за этот период было подготовлено в полтора раза больше инженеров, чем за предшествующие 35 лет Во второй половине XIX века Россия переживает бум мостостроительства

РОССИЙСКИЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫСТАВКИ XIX ВЕКА. ГИПЕРБОЛЫ ИНЖЕНЕРА ШУХОВА Первая Всероссийская выставка мануфактурных изделий" состоялась в Санкт Петербурге 9 мая 1829 г. Она положила начало целому ряду промышленных выставок, прошедших в Москве (1831, 1835, 1843, 1853, 1865, 1882), Петербурге (1833, 1839, 1849, 1861, 1870), Варшаве (1841, 1857) и др. городах России

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЕЕ ПРОДУКЦИИ СОГЛАСНО «УСТАВУ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» Критерии оценки производителя: «польза, приносимая заведением тому месту, где оно существует, и окрестностям» ; «технические нововведения, улучшенные и уп рощенные приемы, иностранные или самим производителем или кем либо из его мастеров придуманные» ; «важность и употребительность изделий» ; «возможность производства изделия лучшего качества, если бы на них оказалось требование» .

Критерии оценки изделий: «степень важности фабрикации, которая зависит от того, туземные или иностранные материалы она обрабатывает, большему или меньшему числу рабочих доставляет средства к существованию, более или менее важной потребности жителей удовлетворяет, и не заменяет ли иностранных изделий вполне или большей частью» ; «необыкновенно обширное производство какой либо фабрикации» ; «введение и упрочение новой отрасли промышленности в таких местах, где был недостаток в заработке или первоначальный материал не имел надлежащей ценности» ; «введение новых машин, орудий и приемов, облегчающих и ускоряющих работу или удешевляющих изделие» ; «попечение об улучшении положения рабочих и об устранении опасности для их жизни и здоровья, сопряженной со свойством некоторых работ, а также предоставление им выгод, предохраняющих их от нищеты и беспомощности в случае болезни или утраты сил» и т. д.

С 1882 года национальные Всероссийские выставки стали включать в экспозицию вместе с разделами промышленности разделы искусства и называться художественно промышленными Крупнейшая художественно промышленная выставка прошла в 1896 г. в Нижнем Новгороде. Почетное место здесь заняли экспонаты (часы, оптические приборы, чертежи), связанные с именем известного русского изобретателя самоучки Ивана Кулибина Были здесь и модели паровой машины Ивана Ползунова. В современных разделах Александр Попов демонстрировал первый в мире радиоприемник, а электротехники показывали опыты с электричеством.

ШУХОВ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ (1853 1939) Инженер, архитектор, изобретатель, учёный; почётный член Академии наук СССР (1929), Герой Труда. Является изобретателем первых в мире гиперболоидных конструкций и металлических сетчатых оболочек строительных конструкций. Гиперболоидные конструкции в строительстве и архитектуре - сооружения в форме гиперболоида вращения или гиперболического параболоида (гипар). Такие конструкции, несмотря на свою кривизну, строятся из прямых балок.

Для Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде В. Г. Шухов построил восемь павильонов с первыми в мире перекрытиями в виде сетчатых оболочек, первое в мире перекрытие в виде стальной мембраны (Ротонда Шухова) и первую в мире гиперболоидную башню Шухов изобрёл также арочные конструкции покрытий с тросовыми затяжками. До нашего времени сохранились арочные: стеклянные своды покрытий В. Г. Шухова над крупнейшими московскими магазинами: Верхними торговыми рядами (ГУМ) и Фирсановским (Петровским) пассажем.

СТРОИТЕЛЬСТВО ОВАЛЬНОГО ПАВИЛЬОНА С СЕТЧАТЫМ СТАЛЬНЫМ ВИСЯЧИМ ПОКРЫТИЕМ ДЛЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ВЫСТАВКИ 1896 ГОДА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

ШУХОВСКИЙ МЕТАЛЛО СТЕКЛЯННЫЙ ДЕБАРКАДЕР КИЕВСКОГО ВОКЗАЛА В МОСКВЕ

Достижения русской инженерной школы.

Успех русской инженерной школы всегда основывался на единстве триады – образование–наука-промышленность.

В девятнадцатом веке критерием успеха деятельности любого профессора Института корпуса инженеров путей сообщения были проложенные им дороги, построенные мосты, шлюзы, каналы, причалы.

Русская инженерная школа с момента ее становления принципиально основывалась на единстве триады образование - наука - промышленность при ведущей роли ее промышленной компоненты. Именно на этих принципах более чем через сто лет в СССР была сформирована концепция генерального конструктора сложной технической системы. Благодаря русской инженерной школе и системе инженерного образования в России стало возможно создание железнодорожной отрасли в 40–80-х годах XIX века и атомной и ракетно-космической отраслей в 40–80-х годах ХХ века. Эти два технологических прорыва на длительное время обеспечили вхождение России в число промышленных стран-лидеров, а также внесли огромный вклад в построение той технической среды, в которой человечество живет сегодня.

Основы русской инженерной школы были заложены в стенах Института корпуса инженеров путей сообщения, созданного указом императора Александра I в 1809 году. В 30–40-х годах XIX века этот институт уже сильнейший научно-технический вуз России, а уровень образования его выпускников соответствует высшему европейскому классу того времени. Первое свидетельство тому - завершение русскими инженерами-путейцами (всего через семь лет после первой железной дороги Стефенсона в Англии) в 1837 году железной дороги Петербург-Царское Село. Еще через четыре года, в 1841-м, профессор П. П. Мельников завершает разработку еще более грандиозного по тем временам проекта строительства железной дороги Москва - Петербург, а в 1843 году по указу императора начинается строительство этой дороги длиной 650 верст. Из 184 мостов, построенных на Николаевской дороге, восемь относятся к категории больших с двумя-девятью пролетами. При строительстве самого большого Веребьинского моста «великий поручик» впервые применил разработанную им теорию раскосных ферм и фактически стал основоположником теории мостостроения и науки о сопротивлении материалов. В этой связи следует отметить, что в США, по данным статистики, с 1878-го по 1887 год, то есть более чем через тридцать лет после работ Журавского, произошло свыше 250 аварий мостов - американские инженеры строили мосты, по-прежнему полагаясь на интуицию, а не на расчеты.

Строительство Николаевской железной дороги было завершено в 1851 году, то есть через восемь лет после начала работ. Всего же за сорок лет (1837–1877) с момента завершения строительства первой в России Царскосельской железной дороги российскими инженерами-путейцами было проложено около 20 тыс. верст железных дорог в чрезвычайно сложных природных условиях. Именно наличие в России системы инженерного образования, собственного инженерного корпуса, имеющего опыт научной, образовательной деятельности и реализации проектов мирового уровня, позволило построить в рекордно короткие сроки - всего за 15 лет (1891–1905) - Транссибирскую магистраль. При этом, по выражению журналистов того времени, Транссибирская магистраль была построена «русскими материалами, за русские деньги и русскими руками». Строительство великой магистрали внесло громадный вклад в промышленный подъем России и инициировало создание к 1917 году десятков крупных промышленных предприятий, производивших рельсы, паровозы и вагоны.

СССР в 40–80-х годах ХХ века совершить технологический прорыв, в результате которого были созданы атомная и ракетно-космическая отрасли, и далее на этой основе реализовать вариант плановой «экономики знаний», цель которой заключалась прежде всего в достижении мирового военного лидерства.

Наиболее впечатляющим свидетельством успешного функционирования триады плановой «экономики знаний» и ее научно-образовательного раздела выступают разработка и серийное производство таких высокотехнологичных, наукоемких объектов, как атомные подводные лодки, сверхзвуковые бомбардировщики, ракетно-космические системы и т. д.

успешное выполнение в СССР целого ряда стратегически важных государственных проектов. К их числу относится создание промышленности разделения изотопов - одного из наиболее сложных и важных направлений атомного проекта. В середине 50-х годов Кикоин, руководя проблемой разделения изотопов, возглавил грандиозный инновационный проект, не имевший аналогов в мировой практике, - создание завода разделения изотопов урана центрифужным методом. В 1957 году начинает работать небольшой опытный завод газовых центрифуг, далее принимается решение о строительстве первого промышленного центрифужного завода. Именно эти заводы, созданные в СССР полвека назад при решающем вкладе фундаментальной науки, заложили основы современной российской промышленности разделения изотопов, которая демонстрирует высокую эффективность и в условиях рыночной экономики.

Конструкции В. Шухова

Владимир Григорьевич Шухов (16 (28) августа 1853 - 2 февраля 1939) - русский и советский инженер, архитектор, изобретатель, учёный; член-корреспондент и почётный член Академии наук СССР, Герой Труда. Является автором проектов и техническим руководителем строительства первых российских нефтепроводов и нефтеперерабатывающего завода с первыми российскими установками крекинга нефти. Внёс выдающийся вклад в технологии нефтяной промышленности и трубопроводного транспорта.

Шухов первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки.

Шухов ввёл в архитектуру форму однополостного гиперболоида вращения, создав первые в мире гиперболоидные конструкции.

Владимир Григорьевич Шухов автор проекта и главный инженер строительства первого российского нефтепровода Балаханы - Чёрный Город (Бакинские нефтепромыслы, 1878), построенного для нефтяной компании «Бр. Нобель». Проектировал и затем руководил работами по постройке нефтепроводов фирм «Бр. Нобель», «Лианозов и К°» и первого в мире мазутопровода с подогревом. Шухов разработал основы подъёма и перекачки нефтепродуктов, предложил метод подъема нефти с помощью сжатого воздуха - эрлифт, разработал методику расчёта и технологию строительства цилиндрических стальных резервуаров для нефтехранилищ, изобрёл форсунку для сжигания мазута.

В 1896 году Шухов изобрел новый водотрубный паровой котел в горизонтальном и вертикальном исполнении. По патентам Шухова до и после революции были произведены тысячи паровых котлов.

Шухов примерно с 1885 г. начал строить на Волге первые русские речные танкеры-баржи. Монтаж осуществлялся точно запланированными этапами с использованием стандартизированных секций на верфях в Царицыне (Волгоград) и Саратове.

В. Г. Шухов и его помощник С. П. Гаврилов изобрели промышленный процесс получения автомобильного бензина - непрерывно действующую трубчатую установку термического крекинга нефти Установка состояла из печи с трубчатыми змеевиковыми нагревателями, испарителя и ректификационных колонн.

В 1931 году по проекту и при техническом руководстве В. Г. Шухова был построен нефтеперерабатывающий завод «Советский крекинг» в Баку, где впервые в России был использован шуховский патент на крекинг-процесс при создании установок для получения бензина.

| следующая лекция ==>

Пример настоящего русского инженера и патриота. Показатель, что мы потеряли и к чему надо стремиться

Владимира Григорьевича Шухова называют по-разному. Но в начале ХХ века только так - Первый инженер России. Как он сам говорил, этим высоким званием он обязан тому, что с самого начала своего инженерного пути ОТКАЗАЛСЯ ОТ ПОДРАЖАНИЯ И ПОВТОРЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ОБРАЗЦОВ и стал творить в оригинальном, чисто русском стиле, опираясь на лучшие традиции Ломоносова , Менделеева , Казакова , Кулибина .

Все его инженерные и научные решения основаны на опыте народа, на достижениях русских ученых: Жуковского, Чебышева, Чаплыгина, Летнего, Марковникова . Оригинальность и прогрессивность его инженерных решений дали возможность России противостоять экспансии иностранной технической мысли и на много лет обогнать ее. «Человек – фабрика » называли его при жизни, потому что он один, всего лишь с несколькими помощниками, смог совершить столько, сколько по силам десятку НИИ.

Итак, неполная "азбука" Шухова, изобретенная, рассчитанная и созданная им. Все мы знаем эти технические создания. Но мало кто знает, к сожалению, что впервые они созданы они русским и в России!


А – всем знакомые авиационные ангары;

Б – баржи нефтеналивные, батопорты (огромные гидротехнические затворы);

В – воздушно-канатные дороги, так популярные на горнолыжных курортах Австрии и Швейцарии; первые в мире свободно висячие металлические перекрытия цехов и вокзалов; водонапорные башни; водопроводы в Москве, Тамбове, Киеве, Харькове, Воронеже;

Г – газгольдеры (газохранилища);

Д – доменные печи, высотные дымовые трубы из кирпича и металла;

Ж – железнодорожные мосты через Енисей, Оку, Волгу и другие реки;

З – землечерпалки;

К – котлы паровые, кузнечные цехи, кессоны;

М – мартеновские печи, мачты электропередач, меднолитейные цехи, мостовые краны, мины;

Н – нефтяные насосы, позволившие добывать нефть с глубины 2-3 км, нефтеперегонные установки, первый в мире нефтепровод, длинной 11 км!!! Он был построен в Баку: «Балаханы – Черный город»;

П – пакгаузы, специально оснащенные порты;

Р – первые в мире цилиндрические радиобашни, в том числе всем известная -Шуховская в Москве;

Т – танкеры, трубопроводы;

Ш – шпалопрокатные заводы;

Э – элеваторы, в том числе «миллионники» в Саратове и Козлове.

ЗНАЛИ ЛИ ВЫ ОБ ЭТОМ, уважаемые читатели??? ЗДЕСЬ НЕТ СИНОНИМОВ. Каждая «буква» включает множество вариантов и типов. Каждая из них могла бы стать предметом национальной гордости любого народа.

Ведь, например, весь нефтяной Азербайджан смог в принципе подняться, и держится сейчас только благодаря изобретениям русского Инженера Владимира Григорьевича Шухова! Да что там Азербайджан, российская промышленность поднялась из разрухи в 20-30-ые годы во многом благодаря его изобретениям и инженерным разработкам. Он никуда не эмигрировал и презирал эту мысль. Он всегда был только с Россией! Шухов блестяще владел тремя иностранными языками, считал для себя невозможным сидеть в присутствии женщины; он сделал сотни изобретений, но запатентовал только 15 из них – было некогда этим заниматься. И написал лишь 20 научных работ, потому что работал и работал на практику, на жизнь, которая постоянно подбрасывала ему задачи.

Кстати, первыми, кто украл патент Шухова на нефтеперегонную установку были американцы. Ведь эта установка открывала новую эру в переработке нефти и получения из нее бензина и всех остальных составляющих. Американскими «изобретателями» такой установки называли себя некто Бартон, Даббс, Кларк, Холл, Ритман, Эбил, Грей, Гринстит, Макком, Айсом . О патентах Шухова Америка «не вспоминала».

Вторыми, кто украл его изобретения, были немцы. А когда Шухов, возмущенный бесцеремонным воровством его уже реализованных в России идей нефтяных резервуаров, написал некому немецкому инженеру Штиглецу письмо, то получил милый ответ: «Вряд ли известному инженеру Шухову будет особенно важно признание за ним и этого вопроса ». Вот так цивилизованные страны поступают с русскими изобретателями, когда им очень нужно. Но все-таки потрясли Шухова в этом смысле американцы. И не какие-то заокеанские прохиндеи, а вполне солидные богатейшие люди.

В 1923 голодном году в Россию к Шухову приехала комиссия Синклера – конкурента Рокфеллера (знакомая фамилия) по нефтяному бизнесу. Официальная цель комиссии – выяснить действительный приоритет изобретения крекинга, то есть той самой нефтеперегонки. Синклер был недоволен, что Рокфеллер присвоил право им пользоваться только для своей компании. Шухов в беседе, как говорится, на пальцах, с документами доказал свой приоритет. Знаете, что сделали «уважаемые» американцы? Они в конце беседы вынули из портфеля пачки своих долларов и положили перед Шуховым сумму в $50000.

В общем, решили, что русский гениальный инженер тут же распластается перед их деньгами. Шухов побагровел и ледяным голосом сказал, что его устраивает зарплата, которую он получает от российского государства, и господа могут забрать деньги со стола. (А вы поступили бы также в этой ситуации? Решите сами для себя).

Михаил Хазин

В 1876 году Америка принимала у себя Всемирную Выставку. Страна, лишь недавно законодательно отменившая рабство (на восемь лет позже, чем Россия), стояла на пороге грандиозного промышленного подъёма. Американцы прекрасно понимали, что развитие национальной промышленности совершенно невозможно без большого числа высокообразованных и патриотически настроенных инженеров и техников, которых должны готовить национальные инженерные школы. Именно поэтому особое внимание на Филадельфийской Выставке привлёк один из экспонатов, представленный Императорским Московским Техническим Училищем. Экспонатом этим была система практической подготовки инженеров.

Уникальный случай: методика преподавания не только была представлена на всемирной промышленной выставке, но и получила медаль. Более того, уже после окончания выставки завязывается длительная переписка между директором Бостонского Технологического Института профессором Джоном Ронклем и директором ИМТУ Виктором Карловичем Делла-Восом.

Профессор Ронкль не просто восхищён русским методом обучения: он предпринимает все усилия для того, чтобы ввести методики ИМТУ сначала в своём институте, а затем - и во всей стране. И сообщает он об этом не только своему коллеге - директору, но и в канцелярию Его Императорского Величества и американскому посланнику в Петербурге

В чём же заключалась эта знаменитая в веке девятнадцатом, постоянно с гордостью упоминаемая в середине века двадцатого и оставшаяся к нашему времени более в воспоминаниях, русская методика обучения инженеров? Она имела три основных составляющих:

  • Глубокая практическая подготовка, основанная на реальной работе студентов в условиях, максимально приближенных к тем, с которыми им после придётся иметь дело на заводах и фабриках;
  • Серьёзное изучение теоретических предметов на уровне, не уступающем преподаванию этих же предметов в классических университетах;
  • Постоянная взаимовыгодная связь высшей технической школы с промышленностью.
Система складывалась не сразу. Уникальность ИМТУ состояла в том, что онf развивалfсь на базе Ремесленного Учебного Заведения, и практическая подготовка, которой не знали школы, основанные сразу как высшие, была во многом наследием обучения ремёслам. И тем более важно, что ещё в сороковые годы был совершён качественный поворот от обучения ремеслу к обучению промышленности. Небольшой, но правильно устроенный механический завод, созданный при заведении А.А. Розенкампфом, позволил воспитывать техников совсем другого уровня. Уже в то время прекрасно понимали необходимость сочетания обучения практического с основательной теоретической подготовкой и, что всегда оставалось отличительной особенностью выпускников Училища, - формирования у будущих инженеров способности решать новые, неизвестные ранее задачи. Не случайно долгие годы практически вся инженерная элита страны состояла из выпускников ИМТУ-МВТУ.

Закономерно и то, что качественный переход от обучения ремеслу к инженерному образованию состоялся именно в середине девятнадцатого столетия. Именно в это время в России начинается серьёзное развитие промышленности, потребовавшее большого числа специалистов, умеющих проектировать и эксплуатировать сложные машины, а также разрабатывать и реализовывать новые, неизвестные до этого времени технологии.

Всего за двадцать с небольшим лет Заведение прошло путь от обучения ни на что более неспособных детей портняжному и сапожному ремёслам к формированию учёных мастеров для промышленности, обладающих знаниями, вполне достаточными для инженера. Огромная заслуга в повышении уровня теоретической подготовки воспитанников принадлежит А.С. Ершову, который, будучи сам выпускником Московского Университета , заботился о привлечении в Заведение преподавателей с высоким уровнем знаний и о качестве читаемых курсов.

Наконец, при В.К. Делла-Восе русская школа обучения инженеров в том виде, в котором она восхитила посетителей и жюри всемирной выставки 1876 года, сформировалась окончательно. И это не случайно. Ещё в 1862 году, почти за шесть лет до назначения директором МРУЗ, В.К. Делла-Вос составляет докладную записку, в которой излагает свои взгляды на пути развития промышленности и технического образования в России:

Став директором ИМТУ, Виктор Карлович успешно воплощает эти идеи в жизнь. Примечательно, что, постоянно говоря о необходимости формирования национальных технических кадров, саму техническую науку он видит достоянием всего человечества:

Тем не менее инженерные школы в наиболее промышленно развитых странах: Германии, России, США, Франции, всё-таки остались разными, с присущими каждой стране национальными особенностями. Наиболее близкой к русской являлась система французская, в которой тоже большое внимание уделялось практическому обучению. Американцы сделали упор на широту образования, немцы - на его глубину. Однако слова профессора Ронкля: «...заслуга в постановке на должное основание преподавания промышленных искусств навсегда останется за Вами», навсегда вошли в историю высшего технического образования.

Сформировавшаяся в середине девятнадцатого века система обучения инженеров ИМТУ дожила до наших дней. Мы ещё прочитаем мнения о важности сочетания теоретической и практической подготовки знаменитых профессоров начала века. Мы ещё увидим, как будут обеспокоены невозможностью проводить необходимое количество практических занятий преподаватели во время эвакуации Училища в Ижевск (1941-43). Сохраняя преемственность традиций, русская школа дала стране в разные исторические периоды многих знаменитых инженеров и учёных, таких как В.Г. Шухов, А.Н. Туполев, С.П. Королёв. Даже в годы существования «железного занавеса » диплом МВТУ признавался во всём мире.

Слова о признании за Россией полного успеха в решении задачи технического образования вынесены на внутреннюю сторону обложки книги «МВТУ имени Н.Э. Баумана. 150». Отголосками практического обучения ныне остаются учебные мастерские и производственные практики, которые, по многим причинам, часто от Заведения не зависящим, не дают сейчас такого практического опыта, как это было сто лет назад.

Связи с промышленностью тоже не так взаимовыгодны, как хотелось бы, ввиду плачевного состояния последней. Тем не менее наша инженерная школа до сих пор является одной из самых авторитетных в мире, и хочется верить, что в дальнейшем обстановка станет более благоприятной, и о русской школе обучения инженеров будут продолжать говорить с таким же восхищением, как это происходит уже почти полторы сотни лет


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Северокавказский Государственный технический университет
Строительный факультет
Кафедра дизайна

Доклад по истории дизайна, науки и техники
«Русская инженерная школа ХIХ века»

Выполнила студентка группы Д- 091
Салова Виктория
Проверил доцент кафедры дизайна
Бударин Е.Л

Ставрополь 2012 год

В девятнадцатом веке критерием успеха деятельности любого профессора Института корпуса инженеров путей сообщения были проложенные им дороги, построенные мосты, шлюзы, каналы, причалы. Свидетельством авторитета русского инженера того времени, несущего персональную ответственность за реализацию сложного технического проекта, можно считать любимую фразу императора Николая I «Мы инженеры».
Русская инженерная школа с момента ее становления принципиально основывалась на единстве триады образование - наука - промышленность при ведущей роли ее промышленной компоненты. Именно на этих принципах более чем через сто лет в СССР была сформирована концепция генерального конструктора сложной технической системы. Важно, что со времен строительства Николаевской железной дороги и до эпохи советских атомных и ракетно-космических проектов генеральные конструкторы де-факто или де-юре подчинялись непосредственно первому лицу государства. Сегодня уже не вызывает сомнения, что только благодаря русской инженерной школе и системе инженерного образования в России стало возможно создание железнодорожной отрасли в 40–80-х годах XIX века и атомной и ракетно-космической отраслей в 40–80-х годах ХХ века. Эти два технологических прорыва на длительное время обеспечили вхождение России в число промышленных стран-лидеров, а также внесли огромный вклад в построение той технической среды, в которой человечество живет сегодня.
Чему мы научили американцев

Фото: И. Томашкевич. 1899
Основы русской инженерной школы были заложены в стенах Института корпуса инженеров путей сообщения, созданного указом императора Александра I в 1809 году. В 30–40-х годах XIX века этот институт уже сильнейший научно-технический вуз России, а уровень образования его выпускников соответствует высшему европейскому классу того времени. Лекции по математике здесь читают академики М. В. Остроградский и В. Я. Буняковский. В 1835 году М. С. Волков стал читать первый в России курс «Построение железных дорог», а уровень требований к проработке даже курсовых проектов обеспечивал возможность немедленно начинать строительство. Первое свидетельство тому - завершение русскими инженерами-путейцами (всего через семь лет после первой железной дороги Стефенсона в Англии) в 1837 году железной дороги Петербург-Царское Село. Еще через четыре года, в 1841-м, профессор П. П. Мельников завершает разработку еще более грандиозного по тем временам проекта строительства железной дороги Москва - Петербург, а в 1843 году по указу императора начинается строительство этой дороги длиной 650 верст. Одно из наиболее важных свидетельств готовности российских инженеров к этой грандиозной стройке - издание в 1842 году «Курса строительного искусства» в трех частях М. С. Волкова, Н. И. Липина и Н. Ф. Ястржембского. Специальным указом Николай I поручил возглавить строительство профессорам Мельникову и Крафту и подчинил их непосредственно своей особе. Из 184 мостов, построенных на Николаевской дороге, восемь относятся к категории больших с двумя-девятью пролетами. Мельников поручил проектирование этих мостов выпускнику Института корпуса путей сообщения инженеру-поручику Д. И. Журавскому, что, очевидно, свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне подготовки выпускников, которым доверяли такие сложные проекты. При строительстве самого большого Веребьинского моста «великий поручик» впервые применил разработанную им теорию раскосных ферм и фактически стал основоположником теории мостостроения и науки о сопротивлении материалов. В этой связи следует отметить, что в США, по данным статистики, с 1878-го по 1887 год, то есть более чем через тридцать лет после работ Журавского, произошло свыше 250 аварий мостов - американские инженеры строили мосты, по-прежнему полагаясь на интуицию, а не на расчеты.
Строительство Николаевской железной дороги было завершено в 1851 году, то есть через восемь лет после начала работ. Всего же за сорок лет (1837–1877) с момента завершения строительства первой в России Царскосельской железной дороги российскими инженерами-путейцами было проложено около 20 тыс. верст железных дорог в чрезвычайно сложных природных условиях. Как следствие, к концу XIX века Россия располагала многотысячным корпусом инженеров мирового уровня, аккумулировавших огромный практический, научный и образовательный опыт предыдущих поколений. Авторитет отечественной системы подготовки инженеров в этот период был столь высок, что президент Бостонского (ныне Массачусетского) университета распространил систему подготовки инженеров Императорского высшего технического училища (ныне Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана) вначале на возглавляемый им университет, а затем и на другие высшие учебные заведения Америки. Именно наличие в России системы инженерного образования, собственного инженерного корпуса, имеющего опыт научной, образовательной деятельности и реализации проектов мирового уровня, позволило построить в рекордно короткие сроки - всего за 15 лет (1891–1905) - Транссибирскую магистраль. При этом, по выражению журналистов того времени, Транссибирская магистраль была построена «русскими материалами, за русские деньги и русскими руками». Строительство великой магистрали внесло громадный вклад в промышленный подъем России и инициировало создание к 1917 году десятков крупных промышленных предприятий, производивших рельсы, паровозы и вагоны. Кроме того, это строительство имело долговременный геополитический эффект, так как привело к интенсивному обрусению Сибири: с 1897-го по 1917 год в Сибирь переселились более десяти миллионов человек.

Накануне и после 1917 года страну покинули тысячи высокообразованных людей, в том числе около трех тысяч дипломированных инженеров, внесших впоследствии значительный вклад в развитие высокотехнологичных отраслей как в Европе, так и в США. К их числу принадлежал и профессор Института путей сообщения С. П. Тимошенко, который в 1911 году был уволен из Киевского университета по политическим мотивам, эмигрировал в Европу, а в 1922 году переехал в США. Уже в первые дни пребывания в Нью-Йорке он отметил низкий уровень технического образования, отсутствие интереса к инженерной науке, безграмотность проектов металлических конструкций городских сооружений. За достаточно короткое время Тимошенко стал одним из наиболее авторитетных специалистов Америки, объясняя это тем, что «основная подготовка в математике и основных технических предметах давала нам огромное преимущество перед американцами при решении новых нешаблонных задач». Созданные им в 30-х годах школы прикладной механики в Анн-Арборе, Стенфордском и Калифорнийском университетах приобрели широкую известность и воспитали целую плеяду учеников. По словам члена Французской академии наук Поля Жермена, «русский Тимошенко научил американцев прочностным расчетам». Тем не менее, вспоминая годы Второй мировой войны, Тимошенко снова констатирует, что «война ясно показала всю отсталость Америки в деле организации инженерного образования». И только энергичные действия правительства США, выделившего средства для расширения исследовательской деятельности и подготовки докторов в области технических наук, в последующие годы позволили исправить эту ситуацию. Уже на склоне лет ученый писал: «Обдумывая причину наших достижений в Америке, я прихожу к заключению, что немалую долю в этом деле сыграло образование, которое нам дали русские высшие инженерные школы».
Знания по плану

Фото: ИТАР-ТАСС
Основные достижения русской инженерной школы, в том числе ключевая идея единства промышленности, науки и образования, были положены в основу промышленного развития России и после революции. Русская инженерная школа и после 1917 года сохранила научно-техническое и организационное единоначалие и опиралась на персональную ответственность генеральных конструкторов, чьим объективным критерием успеха деятельности были созданные ими образцы гражданской и военной техники, а также заводы по ее производству. По наследству перешли и высокий престиж естественнонаучного образования, и умение привлекать достижения фундаментальной науки к решению сложных технических проблем. Эта преемственность, собственно, и позволила СССР в 40–80-х годах ХХ века совершить технологический прорыв, в результате которого были созданы атомная и ракетно- космическая отрасли, и далее на этой основе реализовать вариант плановой «экономики знаний», цель которой заключалась прежде всего в достижении мирового военного лидерства. В тот период триада «промышленность - наука - образование» действительно представляла собой единый взаимоувязанный национальный комплекс. Численными критериями успешного функционирования этой триады служили тактико-технические характеристики и технологические и экономические показатели (дальность, масса, точность, срок службы, технологичность и трудоемкость процесса серийного производства и т. д.) создаваемых систем вооружения, необходимых для достижения военного превосходства или паритета.
Наиболее впечатляющим свидетельством успешного функционирования триады плановой «экономики знаний» и ее научно-образовательного раздела выступают разработка и серийное производство таких высокотехнологичных, наукоемких объектов, как атомные подводные лодки, сверхзвуковые бомбардировщики, ракетно-космические системы и т. д. Более того, сохранившаяся к настоящему времени часть промышленной компоненты этой триады не только обеспечивает военный паритет России на мировой арене, но и демонстрирует высокую эффективность в рыночных условиях. Действительно, в 2004 году доля России на мировом рынке вооружений составила 18,4% (6,4 млрд долларов), а в 2006-м достигла 21,6% (8,7 млрд долларов), что обеспечило России второе место после США. На мировом рынке космических услуг доля России составляет 11% благодаря ракетно-космическим системам, разработанным почти полвека назад в конструкторских бюро Королева и Челомея, знаменитых «семерке» и «пятисотке».

Фото: ИТАР-ТАСС
Плановая «экономика знаний» основывалась на достижениях фундаментальной науки, что предопределило успешное выполнение в СССР целого ряда стратегически важных государственных проектов. К их числу относится создание промышленности разделения изотопов - одного из наиболее сложных и важных направлений атомного проекта. Научным руководителем проекта, несущим персональную ответственность за его реализацию, а фактически и генеральным конструктором первого диффузионного завода был академик И. К. Кикоин - один из лучших представителей русской инженерной школы ХХ века, в котором уникально сочетались ученый-исследователь, инженер, конструктор и руководитель большого коллектива. В середине 50-х годов Кикоин, руководя проблемой разделения изотопов, возглавил грандиозный инновационный проект, не имевший аналогов в мировой практике, - создание завода разделения изотопов урана центрифужным методом. Практическая реализация этого метода основывалась на ключевых идеях, одна из которых, принадлежащая Кикоину, обеспечила решение важнейшей проблемы передачи легкой и тяжелой фракций от центрифуги к центрифуге. В 1957 году начинает работать небольшой опытный завод газовых центрифуг, далее принимается решение о строительстве первого промышленного центрифужного завода. Именно эти заводы, созданные в СССР полвека назад при решающем вкладе фундаментальной науки, заложили основы современной российской промышленности разделения изотопов, которая демонстрирует высокую эффективность и в условиях рыночной экономики, обеспечивая долю страны на мировом рынке низкообогащенного урана в размере 40%, а на рынке топлива для АЭС - 17%.
Плановая «экономика знаний» СССР принципиально опиралась на «культ знаний», особенно в области точных наук, который в результате целенаправленной политики государству удалось сформировать и поддерживать до 1991 года. Умение решать сложные научные и технические задачи на основе фундаментальных знаний открывало путь к государственному и общественному признанию, материальному благополучию, вхождению во властные структуры и, что не менее важно, масштабному техническому творчеству. На приобретение этих умений и знаний через многолетний, кропотливый труд на школьной и вузовской ступенях была нацелена естественнонаучная компонента массовой образовательной системы СССР. Школьная и вузовская ступени были неразрывно связаны. В первую очередь решались задачи фундаментального освоения школьниками, а затем и студентами дисциплин естественнонаучного цикла. В традиции советской средней школы было выделение большого количества учебных часов на достаточно глубокое изучение математики и физики. Вступительные экзамены в технические вузы охватывали всю теоретическую часть школьной программы по этим дисциплинам. Когда профессор С. П. Тимошенко, ставший на тот момент одним из знаменитейших американских ученых и педагогов, посетил СССР в 1959 году после многих десятилетий работы в США, то дал следующую оценку советскому образованию: «Общая организация школ и методов преподавания очень похожа на ту, что имела место в дореволюционные годы. После хаоса, порожденного революционным экспериментаторством, традиционная система была восстановлена… уровень советской системы инженерной подготовки существенно превосходит оценки американских экспертов». Для инженерного образования в России наступил золотой век.

Фото: ИТАР-ТАСС
На младших курсах всех технических вузов СССР изучались фундаментальные основы высшей математики и общей физики, на которые опирались базовые и специализированные курсы инженерных дисциплин. Благодаря этому в СССР технические вузы, независимо от специализации, фактически готовили специалистов широкого профиля, способных быстро адаптироваться к работе в любой технической области. Не менее важно и то, что определенная избыточность системы массовой подготовки инженерных кадров обеспечивала возможность формирования технически подготовленного и грамотного управляющего персонала предприятий и государственных структур. Высокая эффективность советской системы образования при подготовке инженерных кадров отмечалась не только Тимошенко, но и многими другими американскими экспертами, детально изучавшими эту систему после запуска первого искусственного спутника Земли.
О высокой эффективности советской системы подготовки кадров свидетельствуют и события, произошедшие после распада СССР. Это успехи на мировом рынке труда эмигрировавших в последние 10–15 лет из России и стран СНГ ученых и высококвалифицированных специалистов - воспитанников советской системы образования. Так, по данным Российской академии наук, Комиссии по образованию Совета Европы и Фонда науки, за последние десять лет в зарубежных университетах, научно-исследовательских организациях и компаниях трудоустроены не менее 250–300 тыс. высокообразованных россиян. Другими словами, образовательная и научная база, комплекс практических навыков и умений, уровень общей культуры этих специалистов оказались вполне достаточными для их востребованности и быстрой трудовой и социальной адаптации в таких странах с рыночной «экономикой знаний», как США, Канада и государства Западной Европы.
Хотя сегодня задачи, которые ста
и т.д.................