Буквосочетание подобное открытому слогу английском. Слогоделение в английском языке

Как правило, современная стандартная школьная программа английского языка не предусматривает некоторых важных моментов в обучении, и среди них умение определить тип слога и, соответственно, правильно прочесть все слово. Как же это сделать?

Слоги в английском языке

Некоторые теоретические аспекты лингвистики не всегда требуются новичкам. Пожалуй, в число необязательных навыков для тех, кто не изучает английский язык на профессиональном уровне, является слогоделение. Обычно это не представляет серьезных трудностей, однако в данном случае необходимо знать основные правила, поскольку они значительно отличаются от тех, которые приняты в русской фонетике.

Общее правило таково, что количество слогов соответствует количеству гласных звуков. Это значит, что нужно не смотреть на буквы, а слушать произношение слова, поскольку в английском языке в изобилии присутствуют немые гласные, дифтонги и т. д. Кроме того, слогообразующими могут быть и так называемые сонорные согласные, так что слово "mild" окажется разделено таким образом: mi|ld. В дальнейшем станет ясно, почему так происходит.

Слогоделение производится с конца слова: student - stu|dent, money - mo|ney, permission - per|mis|sion.

Согласная, которая находится на границе двух слогов, таким образом, примыкает к следующей за ней гласной. Удвоенные звуки делятся. Все это имеет значение, если нужно выяснить, как произносится то или иное незнакомое слово. Также для этого необходимо знать про закрытый и открытый слоги в английском языке.

Влияние на правила чтения

Типы слогов в английском языке отличаются от классификации в русском. Здесь выделяют четыре разновидности, в то время как в других, как правило, только две.

Во-первых, это открытый слог. В английском языке он оканчивается на При этом вступают в действия правила чтения.

Второй тип - закрытый слог. Он заканчивается на один или несколько согласных (за исключением "r"). В этом случае гласные читаются кратко.

Третий и четвертый типы слогов - условно открытые. Они заканчиваются на "r" или "re", предшествующие гласные при этом читаются особым образом, о котором речь пойдет ниже.

Разумеется, из всех правил есть исключения. Закрытый и открытый слоги в английском языке - не гарантия того, что гласные будут читаться тем или иным образом. Однако такие случаи не так уж часто встречаются.

Кстати говоря, в первую очередь для слова нужно определить ударный слог, потому что то, открытый он или закрытый, имеет первостепенное значение. Гласные же в остальных, как правило, произносятся достаточно нейтрально или вовсе становятся немыми. А вот с ударениями обычно возникают проблемы, ведь английский относится к языкам с их свободной расстановкой.

Открытые

К этому типу слогов относятся такие, которые заканчиваются на гласный. Анализируя слово визуально, обязательно необходимо учитывать наличие немой "e" на конце, поскольку именно она открывает предшествующий слог.

В данном случае большая часть гласных являются дифтонгами.

Общие правила чтения в данном случае будут таковы:

A - pale, name;

E - to be, she;

I - to bite, kite;

O - to go, so;

U - to use, pupil;

Y - to type.

Но действует это не всегда, например, в слове "to come" фонетически "o" не соответствует принятым правилам, несмотря на наличие немой "e" на конце слова. В данном случае она читается по принципу закрытого слога. В чем же этот принцип состоит?

Закрытые

Слоги такого типа, в отличие от открытых, всегда заканчиваются на согласные (кроме r).

Соответственно, гласные в этом случае произносятся кратко и легко.

A [æ] - bad, cat;

E [e] - to let, pen;

I [i] - list, to sit;

O [ɔ] - to lock, pot;

U [ʌ] - must, sun;

Закрытый слог в английском языке встречается, пожалуй, несколько реже, чем открытый. Это происходит именно за счет того, что на конце слова зачастую есть немая "e". Но закрытый и открытый слог в английском языке, в отличие от русского, не единственные типы. Есть еще две разновидности, которые не всегда рассматриваются. А ведь их особенности тоже важно учитывать при изучении правил чтения гласных.

Условно открытые

Эти два типа слогов иногда еще называют полузакрытыми. Они заканчиваются на "r" или "re". По идее, в данном случае это будут, соответственно, закрытый и открытый слоги. В английском языке все не так, и гласные, находясь перед этими буквосочетаниями, приобретают новое, более сложное звучание, перед "re" некоторые из них даже становятся дифтонгами.

В первом случае, если речь идет о слогах, заканчивающихся на r, все будет так:

A - park, dark;

E [ə:] - term, her;

I [ə:] - bird;

O [ɔ:] - port, short, world;

U [ə:] - to burn;

Y [ə:] - Myrtle.

Во втором же, если после гласных будет "re", они будут звучать по-другому:

A [ɛə] - to care, nightmare;

E - here, mere;

I - fire;

O [ɔ:] - core;

U - cure, sure, pure;

Y - tyre.

Помимо того, что открытый и закрытый слоги в английском языке, а также третий и четвертый типы влияют на чтение тех или иных гласных, существует огромное количество буквосочетаний, которые также имеют особое звучание. Эти знания можно получить как в теории, так и просто запомнить транскрипцию слов, встречаясь с ними на практике.

Для простого использования языка при повседневном общении или переписке можно и не знать такие тонкости, как правила деления слов и классификацию слогов.

Правила чтения гласных имеют настолько много исключений, что едва ли не теряют всякий смысл. Именно поэтому закрытый и открытый слоги в английском языке интереснее и полезнее лингвистам, чем простым обывателям.

Перед тем как мы начнем разбираться что такое открытый и закрытый слог, хотелось бы сразу предупредить — в английском языке правила чтения имеют столько исключений, что лучше просто запомнить чтение как можно большего количества слов, а остальные читать по аналогии.

Но в школе учат правила и ставят оценки… Чтобы правильно применять правила, для начала разберемся со слогами.

В английском языке, так же как и в русском, слова делятся на слоги. Очень часто для того чтобы правильно прочитать гласную букву в слоге, необходимо определить тип слога — открытый или закрытый слог.

Возьмем обычное русское слово «книга » поделим его на слоги: КНИ-ГА . Оба слога оканчиваются на гласный звук, значит, оба слога ОТКРЫТЫЕ .

Возьмем слово «капкан », поделим на слоги: КАП-КАН . В данном примере оба слога заканчиваются на согласный звук, значит, оба ЗАКРЫТЫЕ .

Но определить слог английского слога не так просто как в русском. Типичное английское слово содержит 2, максимум 3 слога, так что слог найти не сложно.

Если взять слово name , то можно подумать, что в нем 2 слога, но все мы знаем, что читается это , то есть слог один. Разберемся подробнее почему все именно так.

Открытый слог
1. Если в слоге после гласной нет согласной.
Например: go, no, ago, my, hi, be, me .
2. Если после гласной буквы сразу же стоит «е» на конце слова
Например: pie, lie, toe, blue, bye, dye.
3. Если согласная буква есть, но после нее сразу же следует «немая» гласная буква «е», которая не читается.
Например: name, blade, take, these, mine, time, type.
3. После ударной гласной — согласная+le
Например: table, noble.

Запомните!!! В открытом слоге гласные буквы читаются так же , как они называются в .


Закрытый слог
Если в слоге после гласной стоит одна или несколько согласных букв (кроме буквы r).
Например: bad, cat, vet, strip, stop, camp, battle, end, center, pink.


Но в английском языке «хитрые» гласные и согласные буквы. Они могут читаться по-разному в зависимости от того как они расположены в слове.

Слог – минимальная фонетико-фонологическая единица, промежуточная между звуком и речевым тактом. «Сферой обитания слога» является речевой такт. Ср.: на-борь-бу со-сти-хи-ей бы-ли бро-ше-ны все-си-лы. В артикуляционном отношении слог нечленим и поэтому его считают минимальной произносительной единицей. Существуют разные точки зрения на определение сущности слога и установлению принципов слогоделения. Разные подходы к определению слога зависят от того, какая сторона речи принимается во внимание – артикуляционная или акустическая.

С артикуляционной точки зрения слог – это звук или сочетание звуков, которое произносится одним выдыхательным толчком.

С этих позиций определяется слог в школьных учебниках. Это не совсем верно, т.к. не учитывается фонетическая сторона речи, ее звучание. С акустической точки зрения деление слов на слоги связано со степенью звучности рядом стоящих звуков.

Теории слога

Существуют 4 теории слога.

1) Экспираторная теория : слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз). Таким образом, слог – один выдыхательный толчок (Томпсон, молодой Василий Алексеевич Богородицкий).

2) Динамическая теория : слоговой звук - самый сильный, интенсивный. Это теория мускульного напряжения (Граммон, Франция; Л.В. Щерба, Россия). Слог – импульс мускульного напряжения. Правила слогоделения связаны с местом ударения: ПРАЗ – ДНИК.

3) Сонорная теория : в слоге наиболее звучный звук - слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс). Таким образом, слог – сочетание более звучного элемента с менее звучным (Отто Эсперсен, Дания). Им разработана шкала звучности из 10 ступеней. Известный лингвист Р.И.Аванесов (МФШ) создал шкалу из 3 ступеней:

1. наименее звучные (шумные)
2. более звучные (сонорные)
3. максимально звучные гласные.

Слог строится по принципу волны восходящей звучности.

4) Теория открытого слога (Л.В. Бондарко, ПФШ) – связь в группе «согласный + гласный» теснее, чем в группе «гласный + согласный». Г/ССГ. Все слоги открытые, т.е. должны оканчиваться на гласные. Исключения составляют конечные слоги – слог может закрываться J.

В советское время главенствовала динамическая теория Щербы. В современном русском языкознании наиболее признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И.Аванесовым.

Слогообразование по сонорной теории Аванесова

Звуки речи характеризуются различной степенью сонорности (звучности). Максимально сонорными в любом языке являются гласные звуки, далее по шкале убывания располагаются собственно сонорные согласные, за ними шумные звонкие и, наконец, шумные глухие. Слог, согласно такому пониманию, представляет собой сочетание более звучного элемента с менее звучным. В наиболее типичном случае это сочетание гласного, образующего вершину (ядро слога), с примыкающими к нему на периферии согласными, например, го-ло-ва, сти-хи, стра-на, ар-тист, о-зе-ро, ра-злу-ка.

Исходя из этого, слог определяется как сочетание звуков с разной степенью звучности.

Звучность – это слышимость звуков на расстоянии. В слоге имеется один наиболее звучный звук. Он является слоговым, или слогообразующим. Вокруг слогового звука группируются менее звучные, неслоговые, или неслогообразующие.

Максимально звучными в русском языке являются гласные, они и бывают слогообразующими. Слоговыми могут быть также сонорные, но в русской речи это бывает редко и только в беглой речи: [ру́–бл"], [жы́–зн"], [р"и́–тм], [ка́-зн"]. Это происходит потому, что для образования слога важна не абсолютная звучность слогообразующего, а лишь его звучность по отношению к другим рядом стоящим звукам.

Звучность можно условно обозначить цифрами: гласные – 4, сонорные – 3, шумные звонкие –2, шумные глухие – 1.

[л"и э са]́, [^д"ин́]
3 4 14 4 2 43

Виды слогов в русском языке

По своей структуре слоги бывают:
1) открытыми, если оканчиваются гласными;
2) закрытыми, если оканчиваются согласными;
3) прикрытыми, если начинаются согласными;
4) неприкрытыми, если начинаются с гласных.

Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука.

Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та.
Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай.
Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта.
Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.
Слог может состоять из одного гласного, будучи неприкрытым и открытым (о-зе-ро, о-рел, о-хо-та, у-ли-тка).

Изучение проблемы слога в языках фонемного строя, к числу которых относится русский язык, представляет особые трудности в связи с тем, что слог не соотносится здесь с какими-либо значимыми единицами, выявляется только на основании фонетических характеристик (ср. несовпадение слоговых и морфологических границ в примерах типа но-га и ног-а, жел-тый и желт-ый, зай-ду и за-йд-у).

Основные правила слогораздела

Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги.

С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные - неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог.

Слогораздел - граница между слогами, следующими друг за другом в речевой цепи.

Существующие определения слога дают различные основания для определения места слоговой границы. Наиболее распространёнными являются две теории слогораздела. Обе они базируются на том, что для русского языка характерно тяготение к открытому слогу, а различия между ними обусловлены пониманием тех факторов, которые управляют слогоразделом.

Первая теория - теория Аванесова базируется на понимании слога как волны сонорности и может быть сформулирована в виде ряда правил: при последовательности СГСГСГ (С - согласный, Г - гласный) слогораздел проходит между гласным и следующим согласным (мо-ло-ко, по-мо-гу и т. д.).

Когда между гласными оказывается сочетание двух или более согласных - СГССГ, СГСССГ и т.д., то при общей тенденции к образованию открытого слога должен учитываться закон восходящей звучности, в соответствии с которым в рус. языке в любом неначальном слоге слова звучность (сонорность) обязательно возрастает от начала слога к его вершине - гласному.

По собственной звучности Аванесов различает три большие группы - гласные, сонанты и шумные согласные, так что в неначальном слоге запрещёнными оказываются последовательности «сонант + шумный согласный»: невозможно деление на слоги су + мка (во втором слоге нарушен закон восходящей звучности, т.к. м более сонорен, чем к), нужно делить сум- ка, но ко-шка (оба согласные - шумные и не различаются по звучности, поэтому их сочетание в одном слоге не препятствует тенденции к образованию открытых слогов).

Правила Р.И.Аванесова отличаются простотой, но некоторые исходные положения спорны: во-первых, противопоставление начальных слогов неначальным не очень обосновано, т.к. традиционно считается, что сочетания, возможные в начале слова, возможны и в начале слога внутри слова. В начальных же слогах сочетания сонантов с шумными встречаются - льдина, ржавый, ртуть и т. д. Само разбиение звуков на три группы по звучности не учитывает реальной звучности - в «разрешённом слоге» -шка (ко-шка) на самом деле согласный [ш] более звучен, чем [к], так что и здесь закон восходящей звучности нарушен.

Вторая теория слогоделения, сформулированная Л. В. Щербой , учитывает влияние ударения на слогоделение. Понимая слог как единицу, характеризующуюся единым импульсом мускульного напряжения, Щерба считает, что слогораздел проходит в месте наименьшего мускульного напряжения, а оно в последовательности СГССГ зависит от места ударного гласного: если ударным является первый гласный, то следующий за ним согласный является сильноначальным и примыкает к этому гласному, образуя закрытый слог (шап-ка, кош-ка); если же ударным является второй гласный, то оба согласных отходят к нему в связи с действием тенденции к образованию открытых слогов (ка-пкан, ко-шмар). Сонанты, однако, примыкают к предшествующему гласному, даже если он безударный (и это также сближает теории Аванесова и Щер6ы).

Однако до настоящего времени нет достаточно чётких определений фонетической сущности «импульса мускульного напряжения», лежащего в основе щербовской теории слогораздела.

Закон восходящей звучности

Деление на слоги в целом подчиняется общему для современного русского языка закону восходящей звучности, или закону открытого слога, в соответствии с которым звуки в слоге располагаются от менее звучного к более звучному. Поэтому граница между слогами чаще всего проходит после гласного перед согласным.

Закон восходящей звучности всегда соблюдается в неначальных словах. В связи с этим наблюдаются следующие закономерности в распределении согласных между гласными:

1. Согласный между гласными всегда входит в последующий слог: [р^-к"э-́тъ], [хъ- р^-шо]́, [цв"иэ–ты]́, [с^-ро-́къ].

2. Сочетания шумных согласных между гласными, относятся к последующему слогу: [б"и-́твъ], [зв"и э –зда]́, [р"э-́ч"къ].

3. Сочетания шумных согласных с сонорными отходят также к последующему слогу: [р"и-́фмъ], [тра–́ вмъ], [хра-́брыį], [ва-́фл"и], [жад́ныį].

4. Сочетания сонорных согласных между гласными относятся к последующему слогу: [в^-лна]́, [по-́мн"у], [к^-рман́]. В этом случае возможны варианты слогораздела: один сонорный согласный может отходить к предшествующему слогу: [в^л – на]́, [пом́-н"у].

5. При сочетании сонорных согласных с шумным между гласными сонорный
отходит к предшествующему слогу: [^р–ба]́, [пол́–къ], [н"иэл"–з"а]́, [к^н–цы]́.

6. Два однородных согласных между гласными отходят к последующему слогу: [ва-́нъ̅], [ка-́съ̅], [дро-́ж٬̅и].

7. При сочетании [ĵ] с последующими шумными и сонорными согласными [ĵ] отходит к предшествующему слогу: [ч"аį́-къ], [в^į-на]́, .

Таким образом, из примеров видно, что конечный слог в русском языке оказывается в большинстве случаев открытым; закрытым он является тогда, когда оканчивается на сонорный.

Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3 - гласные, 2 - сонорные согласные, 1 - шумные согласные.

Во-да:
1-3/1-3;
ло-дка:
2-3/1-1-3;
ма-сло:
2-3/1-2-3;
вол-на:
1-3-2/2-3.

В приведенных примерах основной закон слогораздела реализуется в начале неначального слога.

Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности. Например: ле-то: 2-3/1-3; сте-кло: 1-3/1-2-3.

Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания слову: нас Турции - нас-Тур-ци-и; настурции (цветы) - на-стур-ци-и.

Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения, во-первых, более двух одинаковых согласных между гласными и, во-вторых, одинаковых согласных перед третьим (иным) согласным в пределах одного слога. Это чаще наблюдается на стыке корня и суффикса и реже - на стыке приставки и корня или предлога и слова. Например: одессит [о/де/сит]; искусство [и/ску/ство]; расстаться [ра/стать/ся]; с стены [сте/ны], поэтому чаще - [со/сте/ны].

Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Периферийные гласные неслоговые. Но слоги могут и не иметь гласного, напр., в отчестве Ивановна или в междометиях «кс-кс», «тссс».

Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке: prst «палец» (ср. древнерус. перст), trh «рынок» (ср. рус. торг).

Правила слогоделения в русском языке

1) сочетание шумных согласных отходит к последующему слогу:
Ш + Ш О - КТЯБРЬ

2) Сочетание шумного и сонорного отходит также к неначальному слогу:
Ш + С РИ - ФМА

3) Сочетание сонорных отходит к неначальному слогу:
C + C ПО – ЛНЫЙ

4) Сочетание сонорного и шумного делится пополам:
Ш // С КОР- КА

5) Сочетание J с последующим сонорным делится пополам:
J // С ВОЙ - НА

Правила переноса слов

Возникает вопрос: всегда ли деление на слоги совпадает с правилом переноса слов в русском языке?

Оказывается, нет. Правила переноса слов следующие:

1. Слова переносятся по слогам: го-род, то-ва-рищ, ра-дость (нельзя: радо-сть).

2. Нельзя оставлять на строке и переносить на другую одну букву: яс-ный (нельзя: я-сный), мол-ния (нельзя: молни-я).

3. При стечении согласных разделение на слоги свободное: ве-сна, вес-на; се-стра, сес-тра, сест-ра.

4. Буквы Ъ, Ь, Й нельзя отделять от предшествующих букв: бой-цы, боль-шой, подъ-езд.

5. При переносе слов с приставками нельзя переносить согласную в конце приставки, если далее следует согласная же: под-ходить (нельзя: по-дходить), раз-вязать (нельзя: ра-звязать).

6. Если после приставки на согласную стоит буква Ы, нельзя переносить часть слова, начинающуюся с Ы: ра-зыскать (нельзя: раз-ыскать).

7. Не следует оставлять в конце строки начальную часть корня, не составляющую слога: при-слать (нельзя: прис-лать), от-странять (нельзя: отс-транять), пяти-граммовый (нельзя: пятиг-раммовый).

8. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую две одинаковые согласные, стоящие между гласными: жуж-жать (нельзя: жу-жжать), мас-са (нельзя: ма-сса), кон-ный (нельзя: ко-нный).

* Это правило не распространяется на двойные согласные - начальные корня: со-жженный, по-ссорить, ново-введение.

Если слово можно перенести по-разному, следует предпочесть такой перенос, при котором не разбиваются значимые части слова: класс-ный предпочтительнее, чем клас-сный, без-умный предпочтительнее, чем бе-зумный.

9. При переносе cлов с односложной приставкой на согласную, стоящую пеpeд гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведенным правилом без-умный и бе-зумный; без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и 6e-заварийный.

Примечание. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается.

Казалось бы, для любого человека, научившегося читать, нет ничего проще, чем разделить слова на слоги. На практике же оказывается, что это не такая уж и легкая задача, более того, чтобы правильно выполнить это задание, нужно знать некоторые нюансы. Если вдуматься, далеко не каждый сможет даже дать четкий ответ на простой вопрос: «Что такое слог?»

Так что же это такое - слог?

Как известно, каждое слово состоит из слогов, которые, в свою очередь, состоят из букв. Однако, чтобы сочетание букв было слогом, в нем обязательно должна присутствовать одна гласная, которая уже сама по себе может составлять слог. Принято считать, что слог - это самая меньшая произносимая единица речи или, проще говоря, звук/звукосочетание, произносимое за один выдох. Например, слово «я-бло-ко». Чтобы его произнести, необходимо трижды выдохнуть, а значит, это слово состоит из трех слогов.

В нашем языке один слог не может содержать более одной гласной. Поэтому сколько гласных в слове - столько и слогов. Гласные являются слоговыми звуками (создают слог), в тоже время согласные - неслоговыми (не могут образовать слог).

Теории слога

Существует целых четыре теории, пытающиеся объяснить, что такое слог.

  • Теория выдоха. Одна из самых древних. Согласно ей, количество слогов в слове равно количеству выдохов, делающихся при его произношении.
  • Акустическая теория. Она подразумевает, что слог - это сочетание звуков с большой и меньшей громкостью. Гласный - более громкий, поэтому он способен как самостоятельно формировать слог, так и притягивать к себе согласные, как менее громкие звуки.
  • Артикуляторная теория. В этой теории слог преподносится как результат мышечного напряжения, которое возрастает к гласному и спадает по направлению к согласному.
  • Динамическая теория. Объясняет слог как комплексное явление, на которое влияет ряд факторов, перечисленных в предыдущих теориях.

Стоит отметить, что каждая из вышеизложенных теорий имеет свои недостатки, впрочем, как и достоинства, и ни одна из них полностью так и не смогла охарактеризовать природу понятия «слог».

Виды слогов

Слово может состоять из разного количества слогов - от одного и более. Все зависит от гласных, например: «сон» - один слог, «сно-ви-де-ни-е» - пять. По этой категории они делятся на односложные и многосложные.

Если в составе слова - более одного слога, то на один из них падает ударение, и он называется ударным (при произношении выделяется длиной и силой звучания), а все прочие - безударными.

В зависимости от того, на какой звук оканчивается слог, они бывают открытыми (на гласный) и закрытыми (на согласный). Например слово «за-вод». В данном случае первый слог является открытым, так как заканчивается на гласную «а», второй же является закрытым из-за окончания на согласную «д».

Как правильно разделять слова по слогам?

Прежде всего, стоит уточнить, что не всегда разделение слов на фонетические слоги совпадает с разделением для переноса. Так, согласно правилам переноса, одну букву нельзя отделять, даже если она гласная и является слогом. Однако если слово разделить на слоги, согласно правилам деления, то гласная, не окруженная согласными, будет составлять один полноценный слог. Для примера: в слове «ю-ла» фонетически два слога, но при переносе это слово разделяться не будет.

Как и уточнялось выше, в слове ровно столько слогов, сколько и гласных. Один гласный звук может выступать в качестве слога, но если в нем более одного звука, то начинаться такой слог будет обязательно с согласного. Выше приведенный пример - слово «ю-ла» - делится именно таким образом, а не «юл-а». Данный пример демонстрирует, как второй гласный «а» притягивает «л» к себе.

Если в средине слова попадаются несколько согласных подряд, они относятся к следующему слогу. Данное правило распространяется и на случаи с одинаковыми согласными, и на случаи с разными неслоговыми звуками. Слово «о-тча-я-нный» иллюстрирует оба варианта. Буква «а» во втором слоге притянула к себе сочетание из разных согласных букв - «тч», а «ы» - двойное «нн». Из этого правила есть одно исключение - для непарных неслоговых звуков. Если первым в буквосочетании стоит звонкий согласный (й, ль, л, мь, м, нь, н, рь, р), то он отделяется вместе с предыдущим гласным. В слове «склян-ка» буква «н» относится к первому слогу, так как является непарным звонким согласным. А в предыдущем примере - «о-тча-я-нный» - «н» отошла к началу следующего слога, согласно общему правилу, так как была парным сонорным.

Иногда буквосочетания согласных на письме означают несколько букв, но звучат как один звук. В таких случаях деление слова по слогам и деление для переноса будут отличаться. Поскольку сочетание означает один звук, то и разъединять эти буквы не следует при разделе на слоги. Однако при переносе такие буквосочетания разделяются. К примеру, в слове «и-зжо-га» три слога, однако при переносе это слово будет делиться как «изжо-га». Кроме буквосочетания «зж», произносимого как один длинный звук [ж:], это правило распространяется и на сочетания «тся»/«ться», в которых «тс»/ «тьс» звучат как [ц]. Например, правильно делить «у-чи-ться» не разрывая «тс», но при переносе будет «учить-ся».

Как уже было отмечено в предыдущем разделе, слог бывает открытым и закрытым. В русском языке закрытых слогов значительно меньше. Как правило, они находятся лишь в конце слова: «ха-кер». В редких случаях закрытые слоги могут оказаться в средине слова, при условии, что слог заканчивается на непарный сонорный: «сум-ка», но «бу-дка».

Как правильно разделять слова для переноса

Разобравшись с вопросом, что такое слог, какие бывают их виды, и как делить на них, стоит обратить снимание на правила переноса слов. Ведь при внешней похожести эти два процесса далеко не всегда приводят к одинаковому результату.

При разделении слова для переноса используются те же принципы, что и при обычном делении на слоги, но стоит обратить внимание на ряд нюансов.

Категорически запрещено отрывать одну букву от слова, даже если это образующая слог гласная. Этот запрет распространяется и на перенос группы согласных без гласной, с мягким знаком или й. К примеру, на слоги «а-ни-ме» делится так, а вот переносить его можно только таким образом: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя в действительности их три.

Если две и более согласных находятся рядом, их можно делить по своему усмотрению: «те-ксту-ра» или «тек-сту-ра».

При парных согласных, находящихся между гласными, их разделяют, кроме случаев, когда эти буквы являются частью корня на стыке с суффиксом или префиксом: «клас-сы», но «класс-ный». Тот же принцип касается согласной в конце корня слова перед суффиксом - от корня отрывать буквы при переносе, конечно, можно, но нежелательно: «киев-ский». Аналогично - в отношении приставки: последнюю согласную, входящую в ее состав, отрывать нельзя: «под-ползти». Если же корень начинается с гласной, можно либо все так же отделить саму приставку, либо вместе с ней перенести два слога корня: «без-аварийный», «безава-рийный».

Аббревиатуры переносить нельзя, а вот сложносокращенные слова можно, но только по составным.

Азбука по слогам

Слог имеет огромное практическое значение при обучении детей чтению. С самого начала ученики изучают буквы и слоги, которые из них можно комбинировать. А впоследствии из слогов дети учатся постепенно строить слова. Сначала детей обучают читать слова из простых открытых слогов - «ма», «мо», «му» и подобных, а вскоре задачу усложняют. Большинство букварей и методических пособий, посвященных данному вопросу, построены именно по этой методике.

Более того, специально для развития умения читать по слогам некоторые детские книжки выпускают с текстами, разделенными на слоги. Это облегчает процесс чтения и способствует доведению умения распознавать слоги до автоматизма.

Само по себе понятие "слог" является еще не до конца изученным предметом лингвистики. При этом его практическое значение сложно переоценить. Ведь эта маленькая частичка слова помогает не только обучиться чтению и правилам письма, но и помогает понять многие грамматические правила. Не стоит также забывать, что, благодаря слогу, существует поэзия. Ведь основные системы создания рифм основываются как раз на свойствах этой крошечной фонетико-фонологической единицы. И хотя существует масса теорий и исследований, посвященных ему, вопрос о том, что такое слог, остается открытым.

Английская система гласных с первого взгляда кажется сильно запутанной. Конечно, ведь в алфавите только 6 букв, а звуков – 20! Но все подчиняется определенным правилам, которые не так сложно понять. Весь секрет в слогах, на которые делится каждое слово.

Научиться читать невозможно без знания основ слогоделения, которое заключается в количестве гласных в слове. Так, например, слогом считается: a- tom, i-tem. Буква l+e и r+e, где “e” не произносится – тоже отдельная часть слова: ta-ble, ti-tle.

Типы слогов в английском языке делятся на ударные и безударные.

Ударные формируются в специфические группы:

1-ый. Открытый

Первым делом мысленно делим слово на слоги, затем смотрим, на какую букву заканчивается:

— гласная буква на конце свидетельствует об открытом слоге, а значит, произносится как в алфавите (“a” – эй, “o” — оу): see, go, he.

— если слово заканчивается на “e”, ее называют немая е, то слог также является открытым: pale, sake, like.

2-ой. Закрытый

Почти все английские слоги, заканчивающиеся на согласную, можно отнести к закрытым (исключение составляет буква “r”): bag, fun, plan.

3-ий. Слог с буквой “r”

Если после ударной гласной стоит “r”, которая не произносится, то гласная становится долгой: firm, sport, car.

4-ый. Слог с буквой “r” + “e”

Буква “e” немая, она не произносится, также, как и “r”. Именно эти буквосочетания и называют дифтонгами и трифтонгами:parents, fire, pure.

Каждая гласная в зависимости от открытого или закрытого слога произносится по-разному. Все они должны быть выучены наизусть и отработаны с помощью различных фонетических упражнений.

1-ый: Aa – – соответствуют русскому «эй», Ee – – похож на протяженный русский «и», Yy – – на «ай», Ii – – «ай», Uu – – на протяженный «ю», Oo – – произносится как «оу» .

Aa – make, Ee – we, Ii — time, Yy – type, Uu – tube, Oo – note.

2-ой: Aa – [æ] – среднее от звучания русских букв «э и а», Ee – [e] – «э», Yy – [i] – «и», Ii – [i] – «и», –Uu – [ʌ] – «а», Oo – [ɔ] – читается как русское «о».

Aa — cat, Ee – bed, Ii – sit, Yy – system, Uu – cup, Oo – not.

3-ий: Aa – – соответствуют протяженному русскому «a», Ee – [e] – «э», Yy – [ə:] напоминает что-то среднее между русскими «э и о», немного звук «ё», Ii – [ə:] – смесь «э и о», немного от звука «ё», Uu – [ə:] – «э и о», Oo – [ɔ:] – протяженный «о».

Aa – car, Eee – her, Ii – girl, uu – cure, Oo – more.

4-ый: : Aa – [ɛə] –звучит как русский «эа», Ee – – «иэ», Yy – — «ая», Ii – – «aя», Uu – – «юэ», Oo – [ɔ:] – долгий «о».

Aa – share, Ee – here, Ii – fire, Yy – tyrant, Oo – more.

Еще один из типов слогов в английском языке – это безударный слог.

Из названия понятно, что это слог, на который не падает ударение. Без ударения английские гласные читаются особенно. Итак, посмотрим:

Aa, Oo, Uu – читаются как звук [ə]: a gain, co ntrol, difficu lt.
Ee, Ii, Yy — читаются как звук [i]: be come, de cide, city .

Но:
— е+n+ согласная = [ə] student
— e+ l, n на конце = [-] (исчезает, не произносится) seven
— i+ конечная l = [-] (исчезает, не произносится) pupil
— o + конечная n = [-] (исчезает, не произносится): lesson

Много? Да? Тренировка и еще раз тренировка. Постепенно вы легко будете замечать открытый и закрытый слог, разовьете фонетическую интуицию.