Начало жизни щенка: что вы должны знать? Приучаем щенка к его кличке. Приучение к поводку и ошейнику

Первый год жизни щенка – очень ответственный период, так как именно в это время формируется характер собаки, ее отношения с хозяином и все дальнейшее поведение. Именно от того, как хозяин поведет себя со щенком с самого начала их общения, зависит, будет ли собака слушаться хозяина и подчиняться командам.

А поэтому очень важно сразу, как только щенок появился в вашем доме, начать заниматься с ним, обучать командам, дрессировать.
Для того, чтобы воспитание и дрессировка щенка были успешными, нужно знать, в какие периоды жизни он готов усвоить те или иные команды, то или иное обучение.

Основные периоды жизни щенка

Выделяют несколько основных периодов жизни щенка, в которые с ним необходимо заниматься определенным образом. Это такие периоды:

2-3 месяца

Период после покупки, щенок живет в новом доме без прогулок – этот период длится до тех пор, пока щенку не будут сделаны прививки и закончится карантин. В этот период щенок привыкает к хозяину и новому дому, много спит, ест, играет и общается с хозяином. В это время он может портить вещи – грызть обувь, мебель, обои и т.д. Хозяину важно начать показывать щенку, что можно делать в новом доме, а что – нельзя.

3-5 месяцев

Начало выхода со щенком на прогулки – в этот период щенок очень зависим от своего хозяина. Именно в это время необходимо начать воспитательную дрессировку.

От 5-ти месяцев

Начало стремления щенка к автономности – щенок старается стать самостоятельным и его обучение имеет особенно важное значение. Данный период может начаться неожиданно для хозяина. Щенок начинает убегать далеко от хозяина, бегать за другими собаками, отвлекаться на посторонние факторы. В это время воспитание щенка может пойти двумя разными путями – либо хозяин решает просто пореже спускать собаку с поводка, либо усиленно занимается дрессировкой и обучением щенка. Первый вариант может рано или поздно привести ко множеству проблем с питомцем. Второй подход – дрессировка, является единственно адекватным и правильным в воспитании собаки.

Время, когда щенок еще находится у заводчика, мы не принимаем во внимание, так как от будущего хозяина собаки мало что зависит в этот период.

А от того, как вы будете заниматься со щенком с того момента, как он окажется у вас дома, как вы построите его дрессировку и воспитание, зависит дальнейшая судьба собаки – заложенные в это время привычки могут стать основой либо отличных качеств собаки, либо будущих проблем.

Необходимо учитывать особенности поведения щенка в каждом из периодов, и исходя из этих особенностей, строить работу по воспитанию щенка по месяцам.

Что такое дрессировка щенка?

Воспитательная дрессировка щенка – это использование различных упражнений для формирования мотиваций, нужных в дальнейшей работе, и опережающая подготовка к кризисам следующих возрастных периодов.

При неправильном прохождении возрастных кризисных точек, у собаки может развиться проблемное поведение, которое приведет ко множеству различных сложностей в быту.

Поэтому можно сказать, что основной задачей первого и второго периода жизни щенка является подготовка к кризису зависимости щенка от хозяина, с которого начинается третий период.

Воспитание щенка в 2-3 месяца

С чего начать воспитание щенка? Хозяева часто начинают сразу обучать щенка конкретным командам, однако это неверный подход. В первую очередь, необходимо развить у щенка такие качества, как:

  • Мотивация
  • Доверие к человеку
  • Концентрация
  • Переключение внимания

Основные позитивные мотивации в дрессировке собаки – пищевая и добычная. И именно их следует развивать у щенка. Нужно развивать разные виды движения собаки, поощряя ее кормом. Движения нужно постепенно переводить в нормативные – ставить, укладывать, усаживать собаку. При этом щенок учится понимать, что он должен делать в ответ на манипуляции хозяина. На этом этапе не стоит вводить голосовые команды.

Щенка следует приучить:

  • Следовать за рукой с кормом;
  • Следовать за рукой с кормом с одновременными прикосновениями второй рукой – так вы приучите щенка не реагировать на посторонние раздражители;
  • Сеагировать на рывок поводка повышением концентрации внимания.

Воспитание щенка в 3-5 месяцев

Когда вы начинаете выводить собаку гулять, обучение следует продолжить уже на улице. К этому времени щенок должен быть научен следовать за рукой с кормом.

Следующее упражнение – приучение щенка следовать за хозяином с кормом, в то время как другой человек отвлекает его. В качестве отвлекающего объекта могут служить также другие собаки. Щенка следует приучить концентрироваться на одних раздражителях и не обращать внимания на другие. Для питомца важно также уметь быстро переключать внимание с одного объекта на другой, на который указывает хозяин.
На это этапе постепенно вводят голосовые команды.

Схему выполнения команды в упрощенном виде можно представить так:

  • Команда;
  • Воздействие;
  • Поведение;
  • Награда.

В качестве награды должны выступать те факторы, в которых собака заинтересована.

При введении голосовых команд нужно быть особенно внимательным, чтобы не закрепить у собаки неправильное поведение в ответ на команду и воздействие. Учтите, что собака воспринимает награду как поощрение самого последнего своего действия.

Впоследствии воздействие (кормом, руками, поводком и т.д.) должно быть исключено и собака должна научиться действовать только в ответ на команду.

Воспитание щенка после 5 месяцев

Этот период особенно важен в воспитании щенка породы Джек Рассел терьер, так как эти собаки очень подвижны и нуждаются в тщательной социализации. Поэтому периоду непослушания щенка Джека Рассела следует уделить особое внимание, чтобы этот период не растянулся на всю последующую жизнь собаки.

В этом периоде важно обратить внимание на такие моменты:

  • Щенок становится более самостоятельным;
  • Щенок нуждается в большей активности;
  • Щенок стремится подбирать с земли все, что найдет, и пытается съесть;
  • У щенка повышается интерес к другим собакам;
  • В 7-8 месяцев у кобелей может развиваться агрессия к другим кобелям и интерес к сукам.

Вместе с повышением активности и интереса к другим собакам, у щенка уменьшается внимание к хозяину, и он может становиться неуправляемым. Часто меняется и ориентировочная реакция – собака может интенсивно реагировать на внешние раздражители и не обращать внимания на хозяина.

В это время важно выделить те критические факторы, которые характерны именно для вашей собаки, и потратить время на работу с ними, а не заниматься общей дрессировкой.

У воспитательной дрессировки щенка в этом периоде есть две основные задачи:

  • Опережающая коррекция поведения;
  • Подготовка к нормативной дрессировке.

Первая задача состоит в том, чтобы развить у щенка послушание и правильную реакцию на хозяина до того, как у него начнется кризис самостоятельности.

У собаки следует развить ориентирование на человека и зависимость от него. Щенок должен быть приучен к тому, что хозяин полностью контролирует его поведение. Не следует надолго отпускать щенка, предоставлять ему самостоятельность. Развивайте у щенка внимание на хозяина – это основа послушания. Для этого следует помногу раз подзывать щенка на прогулке, двигаться быстрым шагом, иногда прятаться от щенка – это вызовет страх потеряться и сконцентрирует собаку на хозяине.

В это время важно не позволять щенку подбирать предметы на улице. Для игр на прогулке следует использовать только домашние игрушки. Можно отрабатывать команды в присутствии корма, лежащего на земле и приучать щенка не обращать на него внимания.

В собаке также следует развивать концентрацию на мотивационном объекте – игрушке или корме. В обучающих играх используйте апортировку и перетягивание игрушки.

Еще один важный этап – приучение к выполнению команд в присутствии других собак. Щенок не должен отвлекаться на них. В случае возникновения агрессии по отношению к другой собаке, от щенка следует добиться выполнения какой-либо тормозящей команды.

Таким образом, правильное воспитание щенка состоит в своевременной дрессировке и опережающей превентивной коррекции поведения. Начинайте обучать питомца, не дожидаясь начала проблем с ним – тогда у вас не возникнет никаких трудностей в период начала автономности. Гораздо легче дрессировать маленького щенка, чем уже взрослую собаку.

Будьте внимательны к своему питомцу – и он ответит вам послушанием и отличным поведением!

Общение и обращение

Вы и не заметили, как за три месяца ваша собака подросла. Она уже приучилась узнавать вас среди других людей, радоваться вам. Однако из послушного малыша она постепенно превращается в буйного радостного шалуна. И вам все труднее удерживать щенка под своим контролем, руководить им, а он в вашей помощи нуждается все меньше.

В этом возрасте щенки приобретают самостоятельность. Если маленький щенок боится пространства, всего незнакомого, то постепенно эти качества уступают место новому инстинкту, появляется исследовательский рефлекс с его немыми вопросами: «Что это такое? Я сам узнаю!». Сдерживать любопытство щенка от его упрямой решимости не стоит, но вам надо повысить свою бдительность. Научитесь особенно внимательно наблюдать за щенком, предугадывать его действия и мгновенно решать, что ему можно позволить, а что - нельзя.

Дома постарайтесь привести свою квартиру в такое состояние, чтобы на полу не валялись провода от телефона, утюга, стоящего на гладильной доске, горячие кастрюли на кухонном полу и т. д., одним словом то, что может повредить здоровью или угрожать жизни щенка.

Особое внимание надо уделить игрушкам. Набор игрушек должен увеличиваться и качественно изменяться. Это залог того, что щенок не перепортит вам то ценное, что станет доступно его зубам. Надо давать ему палочки-чурки разной конфигурации и из разных пород дерева, а также крупные кости-мослы.

Щенки очень любят грызть обувь. На это жалуются почти все владельцы собак. В специальной литературе советуют обувь убирать. Однако можно найти другой способ отучить щенка грызть обувь. Попробуйте выделить ему пару старых домашних туфель и пару туфель с сохранившимися каблуками. Обратите его внимание на эту обувь как на подарок, как на игрушки, с которыми можно интересно играть. Если вы сумеете правильно сориентировать щенка, то оградите себя от порчи им новой обуви, и эта серьезная проблема будет у вас решена просто и без потерь.

Другая проблема, которая возникнет,- это когда щенок начнет портить и обдирать стены, обои и грызть книги и мебель. Ругать, наказывать щенка бесполезно. Организм щенка быстро развивается, растет, он требует поступления в организм притока новых микроэлементов: солей кальция, калия, извести, витаминов, незаменимых аминокислот, содержащихся в сухожилиях и желатине, и многого другого, чего мы не знаем. Растущее в неестественных комнатно-домашних условиях животное, в силу своей изоляции от естественной среды, лишено многого, что предусмотрено природой для развития молодого организма. Вот оно и пытается доступным путем обеспечить себе то, чего ему не хватает. И делает оно эти «диверсии» совсем не из-за плохого характера, дурного воспитания или «назло». В этом случае срочно увеличьте в пище минеральную подкормку. Вновь проанализируйте меню щенка.

Другая досадная неприятность - это когда щенок на улице хватает и ест все подряд. Особенно неприятно, когда он находит где-нибудь под кустом кучи кала (как правило, человеческого) и с удовольствием «закусывает» им. Прогнать и поругать за это щенка, конечно, надо. Но опять же это он делает из-за того, что его организм требует каких-то недостающих ему веществ. Люди едят более разнообразную пищу, поэтому их экскременты содержат вещества, которых явно не хватает щенку. Предложите ему тертые яблоки, морковь, гречневую кашу, дайте копченую рыбу, очищенную от кожи, острых костей, плавников, особенно анального плавника, жабер и жаберных крышек. Эти продукты чаще всего резко сокращают или даже вовсе устраняют интерес щенка к экскрементам.

От 3-х до 6-ти месяцев собака формируется в подростка. В этом возрасте щенки бывают особенно непослушны. Однако, если вы не допустили грубых ошибок в своем обращении со щенком, взаимная привязанность должна укрепляться, хотя собака будет требовать большей свободы.

Время, отведенное на прогулки, теперь должно быть увеличено. Одна из прогулок должна быть не менее двух часов. Разделите это время примерно так: выход из дома, теперь уже обязательно на поводке, пробежка к месту, где щенку разрешено отправлять свои естественные нужды. Не забудьте приучить его к команде «Туалет!» или выберите любое другое слово, которое должно быть всегда одним и тем же. Это сосредоточивает щенка на очищении мочевого пузыря и прямой кишки от мешающих внутренних раздражителей, ускоряет этот процесс.

После этого пройдите с собакой полтора-два километра, отпуская ее, где можно, на свободу без поводка. Подойдите к месту, которое пригодно для дрессировки. Это место должно быть ограждено от уличного шума, движения прохожих, посторонних животных. Займитесь дрессировкой минут 20-30, соответственно возрасту. Затем весело бегите с собакой туда, где уже собрались ее и ваши друзья, чтобы щенок мог от души набегаться, наиграться с другими собаками.

На прогулках привлекайте внимание собаки к себе. Берите из дома мячик, тряпочку, палки (в дороге бросайте их собаке), играйте с ней. Не забывайте при этом разговаривать со щенком.

В выходные дни отправляйтесь с собакой в лес, в поле, к морю, подальше от дома. О предстоящей поездке или походе обязательно сообщите собаке. Приученная к путешествиям собака всегда с азартом «собирается». Когда дома с вечера готовят рюкзаки, фляги, собака, понимая, что предстоит интересное путешествие, принимает самое активное участие в сборах!

Вообще, когда вы выходите из дома с собакой, возьмите себе за правило: спокойно и внушительно говорить ей, куда и зачем вы идете. Вскоре она запомнит многие маршруты и будет сама поворачивать туда, куда вы ей скажете.

Надо постараться приучить собаку как можно раньше прекратить делать дома «свои дела». Вам надо для этого потрудиться. Четко установите время выгула собаки, например, 7-8 часов утра, 12 часов, 16 часов, 20 и 23 часа, перед сном. Ни на минуту не нарушайте это время! Выйдя с собакой на улицу, бегите на определенное место и внушительно уговаривайте ее делать туалет. Не разрешайте отвлекаться на посторонние раздражители и не отвлекайтесь сами. Во время туалета поощряйте словами: «Туалет, хорошо!». Акцент - на слове «туалет». После выполнения туалета идите так же «сосредоточенно» домой, если это время у вас по плану не отведено на длительную прогулку. Очень быстро, буквально за неделю-две, можно приучить собаку проситься «по своим делам» на улицу и ждать, когда ее выведут. Но если вы хоть раз, хоть на минуту, нарушите установленное время, пеняйте на себя - лужи и кучи дома будут повторяться без конца.

Если маленького щеночка вы постоянно ласкали, хвалили, тискали на руках, то, чем старше становится ваша собака, тем строже и требовательнее вы должны относиться к ней. Но это не значит, что вы становитесь грубым и жестоким. Ваша требовательность должна быть спокойной, разумной, постоянной, но не настолько давящей, чтобы заглушить живую радость, инициативу и своеобразие вашей собаки. Уважайте и любите ее по-прежнему.

Особенности психического и физического развития

С 3-х до 6-ти месяцев собака находится в четвертом периоде формирования типологических особенностей нервной системы. Щенки приобретают индивидуальные черты поведения, которые с возрастом становятся все более выраженными и многообразными. К концу четвертого периода у собак уже хорошо выражены индивидуальные черты поведения.

В возрасте 3-х месяцев у щенка появляется осторожность, он пугается незнакомых предметов, животных, при встрече ложится на спину и поднимает лапы вверх. Надо постепенно приучать его не бояться, подбадривать его, вместе с ним подходить к незнакомым предметам. Однако любопытство берет верх и щенок, как правило, смелеет. В это время надо особенно много давать ему играть со сверстниками или с собаками немного старше его, но не злобными. Собаки много бегают, догоняя друг друга, потом меряются силами, пытаясь одержать верх и повалить на землю своего соперника, «боксируют», кусаются «понарошке». Но в этих играх идет активная подготовка к взрослому периоду жизни, когда не в игре, а взаправду придется догонять преступника, бороться с ним, отстаивать свое первенство, защищать хозяина и свою жизнь собственными зубами. Так что этот период у животных запрограммирован природой и играет огромную поведенческую роль в дальнейшей их жизни.

К 3-м месяцам молочные зубы щенка поредели, стали мелкими, тонкими и острыми. Это значит, что выросли челюсти. К 4-м месяцам молочные зубы начинают выпадать и заменяться постоянными. Меняются зубы не все сразу, а постепенно, начиная с резцов, до 6- 7 месяцев. Бывает, что молочные зубы еще не выпали, а уже растут постоянные. Иногда приходится помогать удалению молочных зубов.

Чаще всего это случается с клыками. В таком случае надо расшатать молочные зубы. Игра с тряпками, палками, костями способствует удалению молочных зубов. В период роста зубов следите за формированием прикуса. Прикус должен соответствовать стандарту породы. Если вы заметите какие-либо нарушения, обратитесь за советом к руководителю породы, в клуб собаководства или ветеринару.

Начальная дрессировка

Начиная с 3-3,5 месяцев, надо начинать планомерную дрессировку собаки. Ошибаются те владельцы собак, которые считают, что сейчас, мол, щенок очень маленький, вот исполнится ему 9-10 месяцев, тогда пойдем на площадку и начнем дрессировать. Тогда будет поздно и слишком трудно! За это время собака привыкнет к безделию, у нее уже выработается и закрепится условный рефлекс непослушания, а безусловный рефлекс свободы прочно вступит в свои права. Вам придется уже не учить и дрессировать собаку, а переучивать. Поэтому начинайте учить и дрессировать как можно раньше.

Поскольку вы - начинающий дрессировщик и искусство дрессировки вам неизвестно, вам надо начинать не с собаки, а с себя. Проштудируйте книги по дрессировке. Никогда не начинайте работать с собакой, не имея четкого и ясного плана. Вы должны теоретически изучить весь цикл дрессировки и довести свое обучение до того состояния, когда четко будете представлять построение каждого приема, его метод выполнения. Только после того, как вы сами прочно усвоите программу и теорию дрессировки, приступайте к работе с собакой. Теоретические занятия часто организует клуб собаководства. Посещение этих занятий даст вам много знаний.

Вы должны приобрести легкую и удобную (с лямкой через плечо) дрессировочную сумку. В ней всегда должны находиться: намордник, длинный поводок, апортировочные предметы, тряпка и лакомство. В качестве лакомства подходят ломтики печенья, плавленные сырки, колбаса, мясо, хлеб, нарезанный кусочками, сухарики. Лакомстве должно лежать в сумке отдельно, чтобы можно было легко и быстро его достать. Лакомство надо давать собаке на раскрытой ладони, заостряя внимание собаки на том, что это - не просто кормежка, а честно заработанное ею поощрение, то есть повышать моральную ценность лакомства! Приучите себя никогда не давать собаке лакомств просто так, ни за что. Когда вы выходите из дома с собакой и направляетесь куда-нибудь гулять или по делу, матерчатый пакет с лакомством должен всегда находиться у вас в кармане. Необходимость в поощрении вашего питомца может всегда возникнуть неожиданно.

Прежде всего, вы должны научить собаку быстро и по первому-зову (команда «Ко мне!») подходить к вам. Никогда не подзывайте щенка, если видите, что он чем-то сильно увлечен и явно не прореагирует на вашу команду. Лишний раз невыполненная команда приучит щенка к неподчинению вам. Выберите момент, когда увлекший

собаку посторонний раздражитель уже ослабил свое действие, а новый еще не привлек ее внимание, и в этот момент вклиньтесь со своей командой, став для собаки наиболее сильным раздражителем. Подошедшего к вам щенка угостите лакомством, приласкайте, поиграйте с ним палочкой или тряпочкой. Затем командой «Гуляй«» отпустите от себя, давая ему полную свободу.

Если щенок чересчур самостоятельный и ваши требования не выполняет, вам придется прикрепить к ошейнику длинный поводок (3- 5 метров) и отпускать щенка гулять только с ним. Когда вам потребуется его подозвать к себе, сначала станьте ногой на конец поводка, дайте команду «Ко мне!» и подтяните щенка за поводок, тем самым напоминая, что подчиняться надо обязательно. Щенок должен быть под контролем. Однако, каким бы темпераментным ни был ваш питомец, свободу ему давать необходимо.

Игра с палочкой и тряпкой имеют большой воспитательно-дрессировочный смысл - это подготовка к более сложной работе в будущем. Надо учить и стимулировать щенка бежать за брошенной палочкой, брать ее в рот, подносить к вам. По существу, это начальная стадия обучения команде «Апорт!». Принесшего вам палочку щенка надо обязательно похвалить, поиграть с ним этой же палочкой и тут же бросить ее опять. Лакомством эта команда не поощряется. Стимулом служит игра. Ваша первоочередная задача - развить у щенка любовь к апортировочному предмету. Предметы надо менять. На апорте строятся многие важные приемы серьезной дрессировки, поэтому этот навык является важным.

Игра с тряпкой необходима, потому что она учит щенка нападению, захвату челюстями и удерживанию предмета, исподволь развивает злобу, смелость и чувство уверенности в себе. Защитно-караульная служба (ЗКС) построена именно на этих навыках. Готовить ще ка к серьезной дрессировке надо сызмальства и развивать в нем нужные поведенческие навыки. Как играть с тряпкой?

Игра с тряпкой веселая и увлекательная, щенки любят ее. Однако в этой игре вы должны соблюдать некоторые «правила». Главное, чтобы собака правильно хватала тряпку. Нельзя допускать захвата тряпки передними зубами (резцами). Если это войдет в привычку, испортите прикус: выйдут вперед резцы нижней челюсти. А это уже серьезный экстерьерный порок. Из-за него собака на выставках будет получать самые низкие оценки. Собака должна захватывать тряпку только полной пастью и крепко держать ее коренными зубами. Захваченную тряпку не спешите вырывать из пасти собаки. Пусть собака крепко держит тряпку в зубах, а вы захватите тряпку двумя руками, по разные стороны собачьей пасти, поднимайте тряпку вместе с собакой, отрывая от земли ее передние лапы, вверх-вниз и так много раз. Затем - справа-налево. После этого командой «Апорт!» отдайте собаке предмет. Собака всегда должна быть победителем. Такими приемами вы выработаете у собаки крепкую хватку.

Далее, вы должны научить щенка спокойно реагировать на процедуры, когда вы рассматриваете что-нибудь на его мордочке, голове, в ушах, глазах. Это подготовка к команде «Зубы!», которая подается при осмотре зубов судейской коллегией на выводках, смотрах и выставках. С 6-месячного возраста щенка пригласят в клуб на выводку. На этом мероприятии всегда осматривают прикус у щенков. Плохо, когда щенок ведет себя несдержанно, кусается, падает на спину, выворачивается. Поэтому к 3-4 месяцам вы должны научить щенка спокойно сидеть у вашей левой ноги, чтобы в будущем судьи на ринге имели возможность осмотреть его зубы и прикус.

Вырабатывается этот прием следующим образом: вы усаживаете щенка около себя, успокаиваете и начинаете перебирать руками по его голове, задерживаясь на разных ее частях. Иногда пальцами отодвигаете брыли (губы), рассматриваете зубы. После небольшой такой «экскурсии», не вызвавшей протеста со стороны щенка, похвалите его и дайте лакомство. Одновременно произносите команду: «Зубы, хорошо! Зубы».

Чтобы приучить собаку к наморднику, надевайте его ненадолго, отвлекая щенка движением, например, ходьбой, при этом поощряйте его, просовывая сквозь прутья намордника лакомство. Этот прием особых трудностей не вызывает. Важно подобрать правильный размер, форму и материал намордника. Намордники обычно изготовляются либо из кожаных полосок, либо из металлической проволоки. В теплое время года лучше использовать металлические намордники. В холодное - кожаные. Следует иметь в виду, что кожа новых намордников часто имеет резкий неприятный запах, который угнетает собаку, заставляя ее пытаться освободиться от намордника. Поэтому кожаные намордники следует долго выветривать.

Далее следует научить щенка командам «Сидеть!», «Стоять!», «Лежать!». Произносите соответствующую команду, придавая рукам требуемое положение. Удержите щенка в этом положении и внушайте ему: «Сидеть! Сидеть! Хорошо!». И также - с другими положениями. Тут же поощрите лакомством, закрепите положение и ненадолго дайте щенку свободу. Затем поменяйте команды на соответствующие позы и все повторяйте снова. Каждый прием выполняйте, по нескольку раз меняя порядок выполнения приемов, но не более 4-5 в течение одного занятия, в зависимости от индивидуальных качеств щенка.

Научите щенка поворачиваться вместе с вами и садиться после поворота у вашей левой ноги. Выполнять это надо так: щенок сидит у вашей левой ноги, вы произносите команду «Рядом!» и поворачиваетесь либо направо, либо налево, либо вокруг себя, через правое, плечо, кругом. Показывайте щенку лакомство, руками удержите вскочившего щенка возле себя и после поворота усадите его у своей левой ноги. Поощрите лакомством и закрепите командой «Рядом! Хорошо!».

После того, как щенок запомнит команды «Сидеть!», «Стоять!», «Лежать!», научите его команде «Место!» и выдержке на том месте, где вы его оставили. Придав щенку нужное положение, внушайте ему:

«Сидеть! Место! Хорошо!». На шаг, на два отойдите от него, приговаривая: «Сидеть! Место! Хорошо!» и внимательно наблюдайте за ним. При попытке щенка вскочить, тут же придайте ему нужное положение твердой рукой. Желательно, чтобы щенок был на поводке. В таком случае вы легко предотвратите его побег, и он будет знать, что он у вас под контролем даже на расстоянии. Это важно для дальнейшей дрессировки.

Подзыв к себе. После того, как собака научится спокойно сидеть, лежать или стоять на месте, вы, отойдя на шаг, два и более повернитесь и встаньте лицом к собаке, подождите одну-две минуты (выдержка) и дайте команду «Ко мне!». Эта команда дается с радостной возбуждающей интонацией. Покажите щенку лакомство, чуть подтащите его к себе за поводок и, уже подбежавшего, усадите у левой ноги. При выполнении приема похвалите щенка и угостите его лакомством.

Вот, собственно, и все, чему вы должны научить своего питомца в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев. Конечно, всему этому учат не в один день. Лишь постепенно вводите новые приемы. Не сердитесь на щенка, не «выходите из себя», если что-то не сразу будет получаться. Ищите ошибки прежде всего в своих действиях. Требовать от щенка чистого выполнения приемов нельзя, но учить его надо. Он ведь еще ничего не знает, он только начинает познавать навязываемую ему «науку». Поэтому больше жалейте его, чем порицайте.

Начальная дрессировка проводится дома, в спокойных условиях. И только со временем переводится на открытый воздух.

При подаче команд делайте основной акцент на главное командное, слово, например в серии команд: «Сидеть! Место! Хорошо!», акцент надо сделать на слове «Место!». Слова «Сидеть!» и «Хорошо!» являются вспомогательными: первое напоминает о положении тела, второе о поощрении за правильное исполнение, слово же «Место!» является основной командой для выполнения.

Уход за внешним видом

Между 3-мя и 6-тью месяцами во внешнем виде собаки происходят заметные изменения. Щенок начинает выглядеть неказистым, нескладным. Все в нем кажется негармоничным и он сам - как бы «разъезжающимся» по частям. Не расстраивайтесь - это возрастные изменения. Вспомните сказку о гадком утенке. То же происходит и с вашей собакой. В этот период надо быть особенно внимательным. Главное - не пропустить нежелательные экетерьерные изменения, когда еще можно их исправить. Их всего несколько.

Так, к некоторым породам собак предъявляются определенные требования, например, к поставу и форме ушей. Владелец собаки должен твердо знать, какие особенности их строения должны быть у его собаки. В этот период времени он должен обязательно посоветоваться. со специалистами клуба на предмет: все ли в порядке с ушами

у его собаки? Если специалисты заметят какие-то отклонения от нор мы, то вам следует неукоснительно следовать их советам.

Наконец, в этот период происходят изменения в шерстном покрове вашей собаки. Щенячий пух теряет свой блеск, пышность, сваливается в комочки и клочками сходит с собаки. Вместо него появляются прямые, более жесткие волосы, сперва - на крупе, а затем по всей поверхности спины. Вскоре собака как бы поменяет весь свой облик. Надо внимательно относиться к смене шерсти. Длинношерстных собак следует чаще расчесывать, энергично (но не выдирая!) счесывать оставшийся пух, освобождая место для вновь растущих волос. От расчесывания и массажа кожи шерсть должна расти быстрее, ровнее, ярче. Собака «одевается» уже в свой взрослый наряд, но это все еще не завершенная оброслость взрослой собаки. Полные смена шерсти и формирование оброслости у взрослых собак происходит к двум годам.

В соответствии с требованиями к породе вашей собаки вы должны ее подстричь, оттримминговать или провести другие работы. Но обязательно под руководством специалиста, руководителя секции породы.

Кормление

В 3-4 месяца кормить собаку нужно 4-5 раз в день, в 5-6 месяцев - 3-4 раза.

Поскольку в этот период идет бурное развитие щенка, увеличивается его рост, энергично развиваются внутренние органы, мозг, меняются зубы, изменяются качество шерсти, характер и увеличивается психическая и физическая нагрузка, то, естественно, энергетические затраты на все изменения организма очень велики. Расходы веществ и энергии на конструктивный и энергетический обмен настолько значительны, что возместить их организм может только за счет получения доброкачественной, разнообразной и богатой нужными элементами пищи. Отсутствие в этот период незаменимых питательных компонентов, иначе говоря, неудовлетворительное питание резко отражается на развитии организма собаки, причем-, именно в тех его частях, которые в этот период интенсивно формируются.

Следует подчеркнуть, что основное питание собаки - мясо и рыба. Собака - хищник и без мяса нормально жить не может. Все остальные продукты питания должны как бы прилагаться в необходимых количествах к базовым.

Мясо . Дается исключительно нежирная говядина. Свининой кормить собаку нельзя. Бараниной, если она жирная,- тоже. Мясо желательно давать и в сыром, и в вареном виде.

Рыба . Речную рыбу в сыром виде исключить полностью. Лучше Давать морскую, освобожденную от костей. Хек, хекоподобные сорта рыбы обязательно надо отваривать, так как они бывают сильно поражены гельминтами (глистами).

Каши . Годятся все крупы, кроме перловой и гороха. Как уже упоминалось, желательно варить смешанные каши.

Но основным питанием каша быть не должна, она лишь - дополнение к основной пище.

Овощи. Употребляются все без исключения. Часть дается в сыром тертом виде, часть в размятом вареном. К тертым сырым овощам (особенно моркови) регулярно добавляйте столовую ложку подсолнечного масла. Это надо для нормального роста шерсти, как профилактическое средство против кожных заболеваний, для улучшения пищеварения, наилучшего экстрагирования и усвоения пигментов и витаминов из овощей.

Фрукты . Можно давать все без исключения. Ягоды, имеющие плотную оболочку (смородина, крыжовник и т. д.) надо разминать, так как растворяющей способности желудочного сока не всегда хватает для лизиса ягодной кожуры.

Молочные продукты. Творог можно начинать давать магазинный. Рекомендуются также кефир и молоко. Иногда, с возрастом, молоко начинает вызывать у собаки расстройство желудка. Это бывает, однако, не у всех собак. «Молочный» стул - светло-желтого цвета, жидкий, как сметана, но с пузырями по краям. Если появилась такая реакция на молоко, значит, чистое молоко давать не следует.

Яйца . Ценный продукт. Их можно давать как сырые, так и вареные 2-3 раза в неделю.

Не приучайте свою собаку к сахару, конфетам, тортам, булочкам. От этих продуктов портятся зубы, собака быстро жиреет.

Хлеб . В небольших количествах можно давать черный хлеб. Лучше его немного подсушить и давать в виде сухарей вместо лакомства после еды.

Кости . Привычно в специальной литературе читать о том, что собаке необходимо давать сырые сахарные кости для укрепления челюстей. Привычно и то, что собаки очень любят кости.

Однако на выставке можно часто встретить собаку со сломанным зубом или слишком сточенными зубами. И хозяин уверяет, что чуб сломался, когда собака грызла сырую кость, а сточенные не по возрасту зубы - тоже из-за любви к костям. Обидно, что оценка за экстерьер в таких случаях сильно снижается…

Есть мнение, что ни сырые, ни вареные кости питательной ценности не имеют. В то же время, некоторые специалисты по питанию собак считают, что сырые кости богаты минеральными солями и микроэлементами. Рекомендуется давать собакам только хрящи, реже - мягкие сахарные косточки.

Одни собаки после съеденных вечером костей утром рвут, у других бывают осложнения с пищеварением и даже травмы прямой кишки. И все же, собаки очень любят кости. Пусть вопрос о костях решит для своей собаки сам владелец. Но трубчатые кости запрещено давать собакам в любом виде!

Количество даваемой пищи надо рассчитывать, исходя из веса, роста и породы вашей собаки, из степени ее упитанности (толстая, худая, нормальная), аппетита, физической нагрузки, а также калорийности даваемой пищи.

Минеральные подкормки, витамины, рыбий жир . Эти дополнительные добавки к питанию надо обдумать в каждом случае индивидуально. Одним щенкам они могут быть совершенно необходимы, другим - противопоказаны. Давать эти подкормки вашей собаке или не давать - вам всегда подскажут опытные специалисты, к которым следует обратиться, обязательно показав им вашего щенка. Воздержитесь самостоятельно принимать какие-либо решения.

Вода . После 3-х месяцев, особенно в жаркое время года, собака начинает активно пить воду. На ее столике всегда должна стоять миска со свежей чистой водой.

Возможные заболевания

Подошло время, когда иммунитет, переданный матерью, перестал действовать. Теперь собаку должен вести «по жизни» ее собственный иммунитет, крепость и сопротивляемость ее организма и, в немалой мере,- помощь владельца, его забота, осмотрительность, содержание и выращивание щенка.

Если в возрасте 2-3 месяцев вы не сделали прививку от чумы, то теперь эту прививку можно делать только после смены зубов, т. е. в возрасте после 6-7-ми месяцев. Но именно этот отрезок времени особенно опасен возможным заражением и тяжелыми заболеваниями собак различными инфекционными болезнями (чума, энтерит, гепатит и др.). В этот период вы начинаете активно входить с собакой в контакты с другими животными, а, значит, шансы заразиться возрастают. Поэтому вам надо приложить все усилия, чтобы уберечь свою собаку от заболеваний.

Особую опасность представляют два вида заболевания, тоже вирусного происхождения - это гепатит и энтерит. Первые их признаки: вялость, отказ от пищи, рвота, понос, повышенная температура, слезятся или гноятся глаза. Собака уходит в темный угол, печально лежит, положив голову на лапы. При появлении подобных признаков срочно связывайтесь с ветеринарным врачом. Промедление даже на несколько часов может стоить собаке жизни.

Наш воспитательный комплекс предназначен для щенков в возрасте с одного до трех месяцев.

Воспитание и адаптация щенка начинается с месячного возраста, и лучше брать щенка именно до трех месяцев.
В этом возрасте закладываются все фобии (навязчивые страхи), все неправильные манеры поведения. А также закладываются все правильные навыки.

Чему же мы можем научить щенка в возрасте от одного до трех месяцев. Очень многому:

Не прыгать на хозяина
спокойно спать ночью
бегать на улице за хозяйскими ногами
спокойно сидеть и ждать, когда ему подадут пищу
не кусать людей за конечности и одежду
познакомиться с командами «ко мне», «фу», «сидеть»

Как же научить малыша всему этому?
Требуется ваша готовность и терпение.

Многие спрашивают: «За что можно, а за что нельзя наказывать щенка в таком юном возрасте?» Лучше в этом возрасте обойтись без наказаний. Поберегите свою и щенячью нервную систему.
Особенно хочу обратить ваше внимание вот на это перечисление.

Нельзя наказывать щенков возрасте до трех месяцев за:

  • кучки и лужицы на полу или ковре
  • за весь материальный ущерб. Если в этом возрасте щенок достал одну из ценных вещей и изгрыз ее, значит, вы не убрали ее вовремя в недоступное для малыша место. Если у вас есть электрические и подобные провода в доступном месте, срочно убирайте их. Это любимое лакомство многих щенков.
  • беготню, прыжки на мебель
  • откусывание кусков от стен. Если щенок это делает, обратитесь к врачу, возможно, ему не хватает минеральных веществ и витаминов, или у него есть глисты.
  • хватание и трепание вашей одежды, когда вы проходите мимо.
  • кусание хозяйских рук и ног. Это типичные щенячьи игры и они обычно исчезают сами собой после смены зубов. Иногда я даже говорю моим клиентам: « Если ваш щенок в возрасте до 4 месяцев не бегает за вашими ногами и не грызет их, а тихо лежит в уголке. Он болен. Измеряйте щенку температуру»

Поддержание позитивного эмоционального настроя у собак необходимо. Но у щенков от 1 месяцев до 3 месяцев необходимо вызывать такие эмоции, которые укрепляют нервную систему и в дальнейшем приведут собаку к уравновешенности и сдержанности. Собака будет правильно выбирать ситуацию, где можно выплеснуть свои эмоции, а где необходимо сохранять полное спокойствие.

Щенки, начиная с 1 месяца до 3 месяцев, воспитываются методами, которые вызывают у них только радость и удовлетворение и вселяют в них надежду, что все будет хорошо. Поэтому методы работы с маленьким щенком основаны только на положительном подкреплении (ласка, лакомство, игра). Или целенаправленные упражнения, основанные на праве выбирать.

Для того чтобы начать заниматься с малышом, научитесь готовить лакомство, давать его правильно и, главное, обучитесь правильной интонации голоса. Это будет подготовительный этап для вас. Пока вы не усвоите эти упражнения сами, не стоит начинать заниматься с малышом.

Учимся готовить лакомство.

С сегодняшнего дня у вас вводится новая форма домашней одежды. Называется она «Хозяин большой карман с сыром". Носите лакомство при себе постоянно, и за каждое правильное действие щенка награждайте его лакомством и лаской.

Это могут быть крохотные кусочки твердого сыра. Твердым сыр сможет стать, если немного полежит без упаковки.

Размеры лакомства важны. Если кусочки большие, то щенок наедается быстро, и дальнейшее обучение его интересовать уже не будет. Если кусочки очень маленькие, то они будут выпадать из пасти малыша.

Поэтому берем оптимальный вариант с горошинку. Округлять их не обязательно, главное не форма, а размер. Предвижу вопрос: а если моя собака на сухом корме, ей можно давать сыр? Отвечаю как ветеринар: Можно. Но только во время занятий. Еще вопрос: а почему сыр, а не сухой корм, которым кормим? Потому что сухой корм дается строго по норме - это раз, а во-вторых, сухими кусочками щенок может подавиться и будет кашлять также, как и от сухого печенья. А сосиски можно? Можно, конечно, но ваши руки и одежда будут жирными, а это просто неприятно. Итак, сыр. Учимся давать лакомство. Оно лежит всегда у правшей в правом кармане, у левшей - в левом. Целлофановые пакеты не используем. Иначе собака будет реагировать на шуршание целлофана. А нам этого не надо. Следовательно, одежда подбирается соответствующая. Нам ее не жалко немного испачкать, и карманы на этой одежде имеются.

Между действиями собаки и их поощрением должно пройти не более 5 секунд. Иначе поощрение вообще не эффективно.

Лакомство дается двумя способами. На открытой ладони и в щепотке (между большим и указательным пальцем). Оба способа имеют место быть. И на занятиях мы будем пользоваться обоими.

Итак, по дому ходит хозяин "большой карман с сыром" и начинает уже обучать собаку правильному поведению. Можно обучать щенка параллельно сразу нескольким приемам правильного поведения.

Приучаем щенка к его кличке.

Имя собаке необходимо придумать короткое и звучное. Оно может не совпадать с именем из родословной. На сайте много имен для собак, посмотрите и возьмите одно из них на вооружение. Пример: Зигфрид - хорошее имя, но очень длинное для привлечения внимания щенка, лучше Зиги или Рид.

А когда малыш вырастет, можно употреблять и полное имя. И он на него будет отзываться. Мне нравится приучать щенка к имени в процессе кормления. Берите миску и ласковым голосом зовите малыша: "Зиги, Зиги, Зиги", - часто и несколько раз повторяя кличку. При этом показывайте миску с едой. Малыш со второго дня уразумеет, что зовут именно его и что надо быстрее бежать, так как дадут вкусную еду. Так весело и на приятной ноте Вы научите щенка откликаться на имя.

Учим собаку, реагировать на слово «Хорошо».

Вопрос, зачем нам это нужно, чтобы щенок реагировал на слово «Хорошо». Все очень просто. Не всегда вы сможете во время дать лакомство собаке за правильно выполненную работу. Например, работа на расстоянии подразумевает, что ваш пес находится в 10 метрах от вас. И как вы сможете дать ему понять, что вы им довольны? А вот так. Произнесете слово "хорошо", и собака будет в курсе вашего настроения. И так учим щенка. Протягиваем ему лакомство и, приговаривая ласковым голосом, обязательно ласковым, слово "хорошо", кормим его с руки вкусным сыром. Про лакомство вы уже прочитали в предыдущем посте.

Можно в это время гладить и ласкать малыша. Учитесь правильно гладить собаку. Похлопайте ее легонько по груди. Потормошите. Но следите, чтобы щенку это было приятно. Не стоит гладить по голове и спине. Почему объясню тем, кто будет заниматься в нашей виртуальной группе.

Отрабатывайте навык только тогда, когда щенок ничего противозаконного в этот момент не делает. Например, он просто лежит на месте или подошел к вам и еще не поставил лапы на ваши колени. Хвалите и давайте лакомство.

В этот период продолжается приучение к чистоплотности, кличке, выполнению команд «Место», «Ко мне», «Гуляй», «Фу», играм с хозяином и сверстниками и к раздражителям внешней среды (прогулки). Щенка приучают к ошейнику и поводку, наморднику. Приступают к отработке команд «Рядом», «Сидеть», «Лежать», «Стоять», «Покажи зубы», «Апорт». Ваш питомец учится движению по лестнице, преодолению невысоких препятствий, движению в населенных пунктах, перевозке в транспортных средствах и выдержке.

В отличие от 1–3-месячных животных, выработка необходимых навыков у щенков 3–6 месяцев достигается в процессе той или иной деятельности не только при помощи корма (лакомства), но и механических воздействий (нажим ладонью, легкие натяжения и рывки поводок м и др.). Корм (лакомство), как правило, используется для поощрения за выполнение команды.

К соблюдению чистоплотности щенками данного возраста предъявляются повышенные требования. Обычно к 3-месячному возрасту щенок привыкает своевременно проситься на выгул, но случаи «невыдержки» проявляются еще довольно часто. Увлекшись игрой или каким-либо другим занятием, он еще не может своевременно среагировать на сигналы, получаемые из организма о переполнении мочевого пузыря и прямой кишки. Поэтому необходимо регулярно и своевременно выгуливать щенка. Учтите, что собаки, в том числе и щенки, не могут освободиться от мочи в один прием и делают это при каждом выгуле несколько раз.

Лучше всего выводить щенка, не дожидаясь, когда он сам попросится. Если же щенок начнет беспокоится, тут же не мешкая выводите его.

Обращайте особое внимание на качество корма. Недоброкачественные продукты, несвежий корм могут вызвать нарушения пищеварения и в этом случае избежать нечистоплотности со стороны щенка вам не удастся.

К своей кличке щенок хорошо привыкает к 3-месячному возрасту, и в дальнейшем этот навык требует лишь закрепления и совершенствования. С этой целью периодически поощряйте щенка, когда он реагирует на свою кличку и обращает на вас внимание. Но поощрение лакомством производите все реже и заменяйте восклицанием «Хорошо» и поглаживанием. Когда же навык своевременного реагирования щенка на кличку достаточно выработан, необходимость и в таких поощрениях постепенно отпадает: они вполне заменяются удовольствием, испытываемым щенком от выполнения последующих упражнений (занятий). Например, после того как щенок среагирует на кличку и обратит внимание на хозяина, тот берет его на поводок и выводит на прогулку, что является для щенка большим поощрением.

Условия закрепления и совершенствования навыка на произносимую кличку постепенно усложняйте. Обращайтесь к щенку, когда он чем-либо отвлечен, например игрушкой, принюхиванием к какому-то предмету, видом и шумом проезжающей автомашины, если щенок скрылся за кустами или другим укрытием. Затем упражнения проводят в комплексе. Например, произнеся кличку, подайте команду «Ко мне», а затем «Гуляй» и др.

Приучение щенка к месту продолжается в течение всего указанного возрастного периода. Однако после команды «Место» щенок на свое место не относится на руках, а отводится. Делается это так. Когда вам необходимо отправить щенка на место, подзовите его к себе, произнесите команду «Место» и затем увлеките его рядом с собой к месту. Повторите команду «Место» и положите щенка на коврик (половичок), после чего поощрите восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. Затем отойдите и после того, как щенок полежит, подзовите его к себе и немного поиграйте. Если щенок после команды «Место» на свое место рядом с вами не идет, повторите команду более строгим тоном и увлеките за собой щенка. В случаях, когда и это не помогает, используйте поводок со шлейкой или ошейником. Отведите щенка по команде «Место» к его месту на поводке, снимите шлейку (ошейник) с поводком, положите щенка на коврик (половичок), повторив при этом команду «Место», и поощрите восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. В дальнейшем сопровождайте щенка на его место без поводка.

Постепенно после подачи команды «Место» сокращайте число сопровождений щенка, а затем отправляйте его на место без своего сопровождения. В течение дня упражнение повторите 4–5 раз.

Закреплять и совершенствовать навык выполнения команды «Ко мне» в 3–6-месячный возрастной период, в отличие от предыдущего, допускается с помощью умеренного применения принуждения (механическое воздействие). Например, если щенок по команде «Ко мне» не подходит или не подбегает к хозяину, то его, подав команду «Ко мне», осторожно подтягивают длинным поводком, а после подхода поощряют восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. Упражнение повторяется 3–4 раза.

Постепенно вводятся усложнения. Щенок подзывается командой «Ко мне» все чаще, когда он чем-либо отвлекся или удалился в укрытие (за куст, строение и др.). Увеличивается расстояние удаления щенка от хозяина. При этом каждый раз предварительно произносится кличка щенка, чтобы привлечь его внимание, а когда он среагирует на кличку - команда «Ко мне». Применяются комплексные упражнения, например произносится кличка собаки, затем команда «Ко мне», а после того, как щенок подойдет, его поощряют и командой «Место» отправляют на место.

В рассматриваемом возрастном периоде закрепляется и совершенствует навык выполнения команды «Гуляй».

Потребность щенка в свободе заложена с рождения. Поэтому выполнение команды «Гуляй» по существу является для щенка подозрением и не требует со стороны хозяина особых усилий.

Однако следует добиваться своевременного и более четкого ее выполнения, чем прежде. После небольших перерывов упражнение повторяется 3–4 раза.

Постепенно увеличиваются маршрут движения собаки в свободном состоянии, его продолжительность. Вводятся комплексные упражнения, например, после произнесения клички щенка и его соответствующего реагирования он командой «Ко мне» подзывается к хозяину и поощряется, а затем по команде «Гуляй» направляется в свободное состояние. При этом хозяин не сопровождает щенка, а остается на своем месте.

Приучение щенка к прекращению нежелательных действий по команду «Фу» производится на протяжении всего возрастного периода. При этом требовании к щенку возрастают по мере увеличения его возраста.

Для выработки навыка каждый раз, как только щенок попытается или начнет производить то или иное нежелательное действие, например таскать и грызть обувь, тянуть зубами штору, гоняться за кошкой, поднимать с земли пищевые отбросы и др., произносится в угрожающей интонации запрещающая команда «Фу» (условный раздражитель), которая немедленно подкрепляется механическим воздействием (безусловным раздражителем) - рывком поводка, ударом прутиком по спине.

Нередко щенок не подбирает пищевые отбросы, идя рядом с вами на коротком поводке, но делает это, когда от вас удалится. В таком случае во время прогулки со щенком на длинном поводке внимательно наблюдайте за ним и, как только он попытается схватить пищевой отброс, немедленно произнесите запрещающую команду «Фу» и произведите рывок поводком.

Как команда «Фу», так и механическое воздействие должны быть умеренными, не пугающими щенка. Упражнение в течение дня повторяется не более 3–4 раз.

Не один раз за день щенок предоставит вам возможность принять меры по пресечению нежелательных действий. Но в большинстве случаев вы их не заметите или не будете готовы к своевременному на него воздействию. Поэтому, особенно на первых порах, рекомендуем своевременно подготовится к отработке упражнения, искусственно создав необходимую обстановку. Например, вы заметили, что щенок начал хватать зубами гардину или запрыгивать и ложиться на диван, кресло и др. В таком случае перед выводом щенка на выгул приоткройте окно так, чтобы ветром шевелилась гардина, и запаситесь прутиком незаметно для щенка. Вернувшись домой, внимательно понаблюдайте за щенком и, как только он схватит гардину или запрыгнет на диван (кресло), подайте команду «Фу» и нанесите прутиком по спине несильный удар.

Когда у щенка на команду «Фу» будет выработан первоначальный навык и он станет ее выполнять, можно ограничиться одной командой, а безусловный подкрепляющий раздражитель (удар прутиком и др.) применять лишь периодически, с тем, чтобы выработанный навык закреплялся и не угасал.

Игры щенка с хозяином и сверстниками нужно практиковать по возможности ежедневно, постепенно увеличивая их время и интенсивность, активно используя различные игрушки. Не забывайте о выборе игровых площадок без режущих и колющих предметов.

Прогулки со щенками 3–6-месячного возраста проводятся по возможности ежедневно, но не менее 4–5 раз в неделю, с постепенным увеличением времени и протяженности. Совершают их на поводке с ошейником. В спокойных местах поводок отстегивается и щенку предоставляется возможность погулять и побегать свободно.

Прогулки служат для ознакомления щенков с окружающей обстановкой, с различными предметами, животными, людьми и транспортными средствами. Однако проходить со щенком в непосредственной близости от транспортных средств, издающих сильный шум (крупнотоннажные автомашины, поезда и др.), не рекомендуется. Если же щенок испугался, его нужно успокоить поглаживанием, а при сильном беспокойстве отвлечь лакомством и через некоторое время снова приблизиться к объекту, испугавшему его, чтобы дать возможность убедиться в отсутствии угрозы.

Приучение щенка к ошейнику и поводку производится с 3-месячного возраста по методике приучения к шлейке с поводком. К этому времени шея у щенка уже достаточно сформировалась и окрепла и воздействие ошейника при правильном использовании поводком не вызывает боли, позволяя в то же время управлять щенком. Но не нужно забывать, что ошейник, в отличие от шлейки, прилегает к более нежным и чувствительным участкам тела. При сильном натяжении или рывке поводком ошейник затрудняет дыхание. Потому резкие натяжения и рывки поводком недопустимы. Выводя щенка на выгул и кратковременные прогулки в местах, где находятся резкие раздражители (движущийся транспорт и др.), целесообразно использовать не ошейник, а шлейку. Это тем более оправдано, если не ставится задача тонкого управления поводком, а лишь удержания щенка возле хозяина. И наоборот, когда щенок выводится на прогулку с задачей выработки тех или иных навыков, следует использовать не шлейку, а ошейник.

Приучать щенка к наморднику нужно с 4-месячного возраста. Наиболее удобным для собак намордником является так называемый глухой намордник, передняя часть которого состоит из сплошного куска кожи или кожзаменителя с отверстиями для воздуха. Он позволяет собаке при необходимости держать рот открытым, что облегчает дыхание. В теплый период года очень удобен сетчатый металлический намордник. Он понадобится при следовании со взрослым щенком не поводке в густом людском потоке и особенно при его перевозке в трамвае или автобусе. Поэтому приучение к наморднику производится уже в щенячьем возрасте.

Подберите намордник соответственно морде щенка, а при необходимости подгоните так, чтобы он особенно не стеснял щенка, но и не болтался. Во время прогулки со щенком на поводке остановитесь, покажите ему намордник так, чтобы он имел возможность его обнюхать, и осторожным, но быстрым движением правой руки наденьте и застегните намордник, вслед за чем продолжите прогулку, а если щенок предпримет попытку освободиться от намордника, то немного пробегите со щенком, успокаивая его поглаживанием. В целях отвлечения щенка от намордника можно также подавать команды «Сидеть», «Лежать» и др. Через 2–3 минуты снимите намордник и после небольших перерывов упражнение повторите 3–4 раза. В дальнейшем увеличивайте время пребывания щенка в наморднике.

Если щенок трудно приучается к наморднику, можно использовать лакомство. Положите лакомство в намордник и, как только щенок, пытаясь его достать, сунет морду в намордник, наденьте его полностью и быстро снимите. Повторите упражнение 3–4 раза. В дальнейшем надетый намордник застегивайте и постепенно увеличивайте время пребывания щенка в наморднике.

Приучение щенка к движению с хозяином по команде «Рядом» начинается после приучения к ошейнику и поводку.

В спокойном месте поставьте щенка на коротком поводке у своей левой ноги. При этом левой рукой держите поводок в 30–35 см от ошейника так, чтобы он мог легко передвигаться в согнутой кисти, а правой рукой держите остальную часть поводка в его середине, предварительно надев петлю поводка выше кисти. Подайте команду «Рядом», вслед за этим натяните поводок вперед и, начав движение, увлеките щенка к движению рядом с собой. Каждый раз при попытке щенка отойти от вас вперед, влево или отстать подавайте команду «Рядом» и удерживайте щенка от этого натяжением поводка, но не рывком. Затем ослабляйте натяжение поводка, предоставляя щенку свободно двигаться рядом с вами у вашей левой ноги.

Если щенок во время движения проявит беспокойство, то на ходу успокойте его поглаживанием левой рукой. В первые дни щенок может проявлять во время движения сильное беспокойство, метаться из стороны в сторону. В таких случаях останавливайтесь, успокаивая щенка поглаживанием и по команде «Рядом» возобновляйте движение. Не позволяйте щенку удаляться от вас во время движения далее чем на 1,5 м. В течение дня упражнение повторите 3–4 раза.

Постепенно увеличивайте протяженность маршрута движения щенка рядом с вами на поводке. Не допускайте рывков поводком; так можно поступать лишь со щенками, достигшими 6-месячного возраста. Не требуйте от щенка безупречного выполнения данного навыка. Важно добиться, чтобы щенок по команде «Рядом» спокойно двигался слева рядом с вами на небольшом расстоянии.

Приучать щенка садиться по команде «Сидеть» начинают с 3-месячного возраста, когда выработаны первоначальные навыки на команды «Ко мне» и «Рядом».

Подзовите щенка к себе так, чтобы он встал возле вашей левой ноги, сделайте пол-оборота влево, назовите кличку, подайте команду «Сидеть» и вслед за этим, поднимите лакомство над его головой вверх и немного назад. Чтобы удобнее было наблюдать за лакомством и приблизиться к нему, щенок поднимет голову и сядет. Если щенок попытается подпрыгнуть, чтобы завладеть лакомством, удержите его левой рукой за ошейник. При этом стремитесь лишь предотвратить подпрыгивание щенка, но не ограничивайте свободное поднимание им головы за лакомством и посадку. Как только щенок сядет, поощрите его восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2–3 раза.

Через 4–5 дней после того, как будут выработаны первоначальные навыки на команду «Сидеть», переходите к отработке этой команды во дворе и в других местах, где нет сильных отвлекающих раздражителей (посторонних людей, животных, транспортных средств).

Приучение щенка ложиться по команде «Лежать» производится сразу после того, как выработаны первоначальные навыки на команду «Сидеть».

Посадите щенка возле своей левой ноги, сделайте пол-оборота влево, назовите кличку щенка, подайте команду «Лежать» и вслед за этим, поднеся к морде щенка в правой руке лакомство и нагнувшись, плавно опустите лакомство вниз и немного вперед. Устремясь за лакомством, щенок нагнется и ляжет. Как только он это сделает, поощрите его восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством, одновременно нажимая левой рукой на холку, чем предотвратите поднимание щенка. После небольших перерывов упражнение повторите 2–3 раза. Через 4–5 дней первоначальные навыки на команду «Лежать» будут выработаны и можно продолжать занятия во дворе и в других местах без резких отвлекающих раздражителей.

Приучение щенка к стойке по команде «Стоять» производится в тот же период, что и отработка команд «Сидеть» и «Лежать», если на них уже выработаны первоначальные навыки.

Посадите щенка возле своей левой ноги и сделайте к нему пол-оборота. Назовите кличку щенка, подайте команду «Стоять» и вслед за этим легким нажимом левой рукой под живот снизу вверх принудите щенка встать. Как только он встанет, поощрите его восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2–3 раза. Если щенок вставая попытается сдвинуться со своего места, удерживайте его от этого правой рукой за ошейник.

Через 4–5 дней после того, как на команду «Стоять» будут выработаны первоначальные навыки, приступите к отработке ее во дворе и в других местах без сильных отвлекающих раздражителей.

После того как щенок будет выполнять команды «Сидеть», «Лежать» и «Стоять» без использования лакомства и воздействия рукой, можно приступить к комплексным упражнениям.

Подзовите щенка в себе и, как только от станет возле вашей левой ноги, посадите его командой «Сидеть». Затем положите его командой «Лежать» и поставьте командой «Стоять». Если такая последовательность подачи команд при комплексных упражнениях будет соблюдаться постоянно, то у щенка выработается нежелательная привычка и он после команды «Сидеть» в дальнейшем будет ложиться и затем вставать без вашей команды. Для предотвращения такой привычки периодически меняйте очередность подачи команд. Например, подошедшего щенка вначале по команде «Лежать» положите, затем по команде «Сидеть» посадите и т. д., меняя каждый раз очередность команд.

По мере закрепления навыков лакомство и механическое воздействие применяйте лишь изредка, для того чтобы эти навыки не угасли, а поддерживались и закреплялись. Если щенок не выполняет какую-либо команду, нужно ее повторить более строгим тоном. Если и она не будет выполнена, то после очередной команды (условного раздражителя) подкрепляйте ее лакомство и механическими воздействиями (безусловными раздражителями), руководствуясь соответствующей методика первоначальной дрессировки.

Очень часто невыполнение команды бывает связано не с угасание или ослаблением того или иного навыка, а с тем, что животное в момент подачи команды чем-либо отвлечено. Поэтому рекомендуем сначала произнесением клички привлечь внимание щенка, а затем повторением команды более строгим тоном побудить его к выполнению команды.

Приучать щенка к осмотру зубов по команде «Покажи зубы» нужно с 3-месячного возраста с таким расчетом, чтобы достаточно подготовить его к комиссионному осмотру на выводке молодняка. Во время выводки и на других осмотрах щенок должен беспрепятственно позволять осматривать зубы. Приучение к этому производится следующим образом.

Посадите щенка у своей левой ноги, положите правую ладонь на морду щенка снизу, а левую сверху, подайте команду «Покажи зубы» и раздвиньте губы щенка большими пальцами. При этом не позволяйте щенку раскрывать рот: при разомкнутых челюстях нельзя определить прикус (особенности смыкания зубов). Через небольшой промежуток времени освободите щенка и поощрите восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. Через 4–5 минут упражнение повторите.

По мере выработки первоначальных навыков сокращайте дачу лакомства, ограничиваясь для поощрения щенка за выполнение команды восклицанием «Хорошо» и поглаживанием.

При выполнении упражнений старайтесь не причинять щенку даже малейшей боли. Неоднократное несоблюдение этого правила вырабатывает у щенка стойкую отрицательную реакцию на команду «Покажи зубы», и он каждый раз будет активно сопротивляться осмотру зубов. Это правило следует строго соблюдать, приучая щенка к промерам, общему осмотру и др.

Приучение щенка к апортировке по команде «Апорт» (захватыванию в пасть и подноске апортировочных предметов) начинается с 3-месячного возраста. Это можно делать и раньше, так как большинство щенков охотно устремляется за бросаемыми игрушками и деревянными палочками. Но выработка навыков подноски к хозяину апортировочных предметов и отдачи их ему для щенков, не достигших 3–4-месячного возраста, затруднительна. В качестве апортировочных предметов вначале используйте игрушки.

Подзовите к себе щенка так, чтобы он стал возле вашей левой ноги, помахайте перед его глазами игрушкой и, подав команду «Апорт» и бросив игрушку на 3–4 шага, быстро продвиньтесь к ней, увлекая за собой щенка. Как только щенок схватит игрушку, подайте команду «Ко мне» и немного отбегите назад. Услышав знакомую команду и увидев, что вы отбегаете, щенок в большинстве случаев устремится и подбежит к вам. В таком случае возьмите правой рукой игрушку, подайте команду «Дай», покажите в левой руке лакомство и, как только щенок отдаст игрушку, поощрите его восклицанием «Хорошо» и лакомством. Через 4–5 минут упражнение повторите.

В случае если щенок после команды «Апорт» и броска игрушки за ней не побежит, привяжите к ней тонкую веревку и потяните ее по земле, как бы оживляя игрушку. Как правило, щенок подбежит к игрушке и схватит ее. Когда он устремится за игрушкой, подайте команду «Апорт» и выполняйте упражнение, как сказано выше. Если, схватив игрушку, щенок по команде «Ко мне» к вам не устремиться, то повторите команду более строгим тоном и движением в сторону на 2–3 шага привлеките его к себе.

По мере выработки первоначальных навыков на команду «Апорт» упражнения усложняйте. Апортировочный предмет бросайте дальше, вместо игрушек используйте деревянные палочки. Сокращайте пробежку вместе со щенком в сторону брошенного предмета, а затем оставайтесь на месте. Спустя 1–2 месяца после многократно повторяемых упражнений щенок по команде «Апорт» должен устремляться за бросаемыми предметами, подносить их к вам и по команде «Дай» отдавать. Каждый раз поощряйте щенка восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. Когда навыки достаточно закрепятся, поощрение щенка за выполнение команды «Апорт» лакомством производится все реже и заменяется восклицанием «Хорошо» и поглаживанием. Апортировочные предметы бросаются в траву и за невысокие кустарники так, чтобы щенок их не видел и был вынужден искать по запаху.

Приучать щенка ходить по лестнице следует начать с помощью шлейки и короткого поводка, а когда будут выработаны первоначальные навыки, можно использовать ошейник с поводком.

Подведите щенка на коротком поводке слева от себя к лестнице с невысокими ступеньками, подайте команду «Вперед» и увлеките его за собой. На первых занятиях идите со щенком медленно, осторожно. Сначала движения по лестнице, особенно вниз, щенок будет бояться. Помогите ему с помощью шлейки с поводком и заинтересуйте его. Поддерживайте щенка слегка натянутым левой рукой поводком и держа перед щенком в правой руке лакомство, по мере продвижения отодвигая его так, чтобы щенок его видел, но не мог достать. Это заставит щенка двигаться по лестнице. Как только щенок преодолеет несколько ступенек, остановитесь, поощрите его восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством и затем возобновите движение. После подъема или спуска с лестницы поощрите щенка восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. Затем сделайте небольшой перерыв и повторите упражнение.

На первых порах ведите щенка по лестнице рядом с собой слева или за собой, а затем позволяйте ему двигаться впереди вас. По мере выработки первоначальных навыков переходите на преодоление щенком лестниц большей протяженности и с более высокими ступеньками. Вместо шлейки используйте ошейник. Когда щенок начнет уверенно двигаться по лестнице на поводке, можно пускать его на лестницу командой «Вперед» без поводка.

Приучая щенка к преодолению других препятствий, сначала отрабатывайте эти упражнения с опорой щенка на препятствия, а затем безопорными прыжком. Начинайте с невысоких препятствий.

Во время прогулки подведите щенка на поводке к бревну диаметром 12–15 см, лежащему на земле, подайте команду «Вперед» и, перешагивая через бревно, увлеките щенка за собой, позволяя ему опереться на бревно лапами. Как только щенок перепрыгнет через бревно, поощрите его восклицанием «Хорошо», поглаживание и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2–3 раза. В дальнейшем поощрение лакомством сокращайте. Постепенно увеличивайте высоту препятствий, но не злоупотребляйте этим.

Можно приучить щенка преодолевать препятствия опорным прыжком с помощью игрушек. Поставьте щенка без поводка возле своей левой ноги перед препятствием, покажите щенка в правой руке игрушку, подайте команду «Вперед» и бросьте игрушку через препятствие. Вслед за перепрыгнувшим щенком перейдите через препятствие и поощрите его восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2–3 раза.

Приучение щенка к безопорному прыжку через препятствие производится следующим образом. Положите тонкую деревянную рейку на два деревянных чурбака на высоте 12–15 см от земли и во время прогулки по команде «Барьер», перепрыгивая через рейку, увлеките за собой щенка, так чтобы он, перепрыгивания препятствие, не опирался на него лапами. Щенка, преодолевшего препятствие, поощрите восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2–3 раза. В дальнейшем лакомство давайте все реже. Сначала приучайте щенка преодолевать препятствия на поводке, а затем без поводка.

Постепенно увеличивайте высоту препятствий, не забывая о возрасте вашего питомца. Преодолевая непосильные по высоте препятствия, щенок может нанести себе травму и долго будет бояться подходить к ним. Рекомендуемая высота препятствия для щенка 4-месячного возраста - 25 см; 5-месячного - 30 см.

Одновременно приступайте к прыжкам через канавы и другие горизонтальные препятствия. Ширина их должна быть на 10 см больше высоты вертикальных препятствий. Методика приучения к прыжкам через вертикальные препятствия, с той лишь разницей, что подается команда «Вперед», а не «Барьер».

Приучение щенка ходить по команде «Вперед» по бревнам и облегченным (низкорасположенным) бумам начинается с 3,5–4-месячного возраста.

Поставьте щенка слева от себя в конце толстого квадратного расположенного на земле бревна, подайте команду «Вперед» и, поддерживая щенка правой рукой за верхнюю часть шлейки, а левой - под живот, проведите щенка по бревну, повторив команду «Вперед» 2–3 раза. После того как щенок пройдет по бревну и спрыгнет с него, поощрите его восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2–3 раза. Когда щенок станет уверенно ходить по квадратному бревну с вашей помощью, начинайте приучать его делать это по команде «Вперед» самостоятельно. Затем переходите к приучению щенка ходить по круглым бревнам. Не допускайте, чтобы щенок спрыгивал с бревна преждевременно, не преодолев его до конца. Когда щенок привыкнет ходить по бревну в шлейке, приучайте его ходить в ошейнике сначала без поводка, а затем с поводком.

Научив щенка уверенно, безбоязненно ходить по лежащим на земле бревнам, приучайте его ходить по облегченным (низкорасположенным) бумам.

Подведите щенка слева от себя на коротком поводке с ошейником к буму. Возьмите поводок вблизи от ошейника в правую руку, подайте команду «Вперед» и, периодически натягивая поводок вперед от щенка и поддерживая щенка под живот левой рукой, побудите его зайти на бум и преодолеть его, повторив команду «Вперед» 2–3 раза. Когда щенок, пройдя по буму, сойдет с него, поощрите его восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. Через 4–5 минут упражнение повторите.

Если щенка завести на бум таким образом не удастся, можно прибегнуть к помощи лакомства. Подведите щенка без поводка к буму, возьмите в правую руку лакомство, поднесите его к морде щенка и, подав команду «Вперед», отводите лакомство от него так, чтобы, стремясь схватить его, щенок был вынужден зайти на бум и двигаться по нему. Чтобы щенок с бума не упал, поддерживайте его левой рукой под живот и во время движения повторите команду «Вперед» 2–3 раза. Когда щенок пройдет бум и спустится с него, отдайте ему лакомство и поощрите восклицанием «Хорошо» и поглаживанием. Через 4–5 минут упражнение повторите.

Следите за тем, чтобы щенок с бума не спрыгнул и не упал. В противном случае, испытав боль, он надолго испугается препятствия.

Когда щенок станет по команде «Вперед» уверенно, без проявления боязни заходить на бум и преодолевать его, необходимость в побуждении его к этому натяжением поводка и поддержанием под живот отпадет. Однако внимательное наблюдение за щенком не прекращайте и при первом затруднении приходите на помощь. Не забывайте поощрять щенка сразу же, как только он спустится с бума. Постепенно поощрение лакомством сокращайте, ограничиваясь восклицанием «Хорошо» и поглаживанием.

Приучать щенка к движению в населенных пунктах сначала нужно на шлейке, а затем на ошейнике с использованием короткого поводка. Первые занятия проводятся в спокойных, малолюдных местах, а затем переходят в более многолюдные и загруженные транспортными средствами. Основная задача упражнений - приучить щенка спокойно относиться к встречаемым на пути движения раздражителям, в том числе и сильным, не отвлекаться от них, не выбегать на проезжую часть дорог, а все время двигаться или стоять у левой ноги хозяина.

Перед началом движения поставьте щенка у своей левой ноги, левой рукой возьмите поводок в 30–35 см от шлейки или ошейника, а правой - в середине остальной части поводка, предварительно надев петлю поводка выше кисти. Можно так же, надев петлю поводка выше кисти правой руки, остальную часть поводка держать в правой руке, собрав в гармошку так, чтобы, поводок, находящийся между правой и левой руками, немного провисал и не мешал движению правой руки во время ходьбы. Движение со щенком в населенном пункте начинается по команде «Рядом» и выполняется по методике и правилам, изложенным в разделе «Приучение щенка к движению рядом с хозяином».

В городских условиях щенок приучается ходить вдоль улицы только по тротуарам. Как только он попытается сойти с тротуара на проезжую часть дороги, подавайте команду «Рядом» и натяжением поводка возвращайте его к своей левой ноге, не прекращая движения. Переход со щенком улиц и площадей производится только в установленных местах. Перед началом перехода подавайте команду «Рядом». Постепенно щенок привыкнет к правилам перехода улиц и площадей и станет внимательно наблюдать за движением автомашин и других автотранспортных средств и перестанет выбегать на проезжую часть улицы, когда по ней движется автотранспорт. Все попытки щенка наброситься на других животных, людей и транспортные средства пресекайте запрещающей командой «Фу», а если это не подействует, то и легким рывком поводка.

Приучение щенка к перевозке в транспортных средствах начинают с перевозки их в корзинах, хозяйственных сумках и др. Это не потребует от вас больших хлопот. Важно только, чтобы щенок был обеспечен достаточным притоком воздуха и не мог вывалиться и упасть. Если ваш питомец проявляет беспокойство, отвлеките его лакомством и успокойте поглаживанием.

Приучать щенка к перевозке рядом с хозяином без использования корзин, хозяйственных сумок и др. можно лишь после того, как он приучен к шлейке, ошейнику, поводку, наморднику, выполнению команд «Ко мне», «Рядом», «Сидеть», «Лежать», преодолению лестниц должен быть приучен спокойно относиться к посторонним людям и транспортным средствам.

Щенок заводится в автобус, троллейбус, трамвай (там, где это разрешено местными органами власти) на коротком поводке и в наморднике по команде «Вперед». В случае необходимости; которая чаще всего возникает в начале приучения к перевозкам, щенка подсаживают. При спаренных автобусах, трамваях и троллейбусах производится на переднюю площадку второго вагона. При посадке в первый вагон имеется опасность попадания щенка под второй вагон. В автобусе, троллейбусе и трамвае щенок перевозится сидя или лежа возле левой ноги хозяина или перед ним. При этом рекомендуется удерживать его за шлейку, ошейник или поводок. Перевозя взрослого щенка в автомашине, не забудьте взять для него подстилку. Маленькие щенки в автомашинах чаще всего перевозятся в корзинах, хозяйственных сумках и др.

Вырабатывать у щенка выдержку начинают с 4-месяного возраста. Выдержка способствует послушанию, дисциплинированности щенка, более успешному усвоению им основ правильного воспитания и начальной дрессировки.

Выдержка требует затормаживания у щенка инстинктов, и дается она ему нелегко. Поэтому нельзя форсировать выработку выдержки, предъявлять к щенку непосильные требования.

Наиболее доступна и эффективна выработка выдержки в период кормления щенка. Подведите щенка к кормушке с кормом и удерживайте его поводком в течение 4–5 секунд, после чего по команде «Кушай» пускайте к кормушке. Постепенно увеличивайте выдержку, доводя ее к 6-месячному возрасту щенка до 8–10 секунд. Когда будут выработаны и закреплены первоначальные навыки выдержки, щенка можно будет подзывать к кормушке без поводка.

Вырабатывать выдержку можно и во время приучения щенка к выполнению команд «Гуляй», «Апорт», «Вперед», «Сидеть», «Стоять», когда на эти команды выработаны уже достаточно выраженные и устойчивые навыки. Например, посадите щенка на поводке возле своей левой ноги, помахайте перед его глазами игрушкой в правой руке и, бросив игрушку на 5–6 шагов, удерживайте щенка поводком. Через 4–5 секунд подайте команду «Апорт» и пошлите щенка за игрушкой, поступая затем как при апортировке. Через 5–6 минут упражнение повторите. Постепенно время выдержки увеличивайте, доводя его к 6-месячному возрасту щенка до 8–10 секунд.

Выдержка у щенка должна также вырабатываться по отношению к специалистам, производящим осмотр на выводках молодняка и других комиссионных осмотрах (осмотр зубов и др.). Щенок должен быть приучен вести себя во время осмотра спокойно. Для этого нужно заранее, до выводки, провести 2–3 тренировочных занятия, имитирующих комиссионный осмотр щенка. В качестве помощников-«экспертов» пригласите знакомых опытных собаководов.


| |