Положение о технико экспертном совете предприятия. Положение об экспертном совете. VI. Конфликт интересов

Утверждено решением Комитета Государственной Думы по образованию и науке 11 января 2018 года

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ

ПРИ КОМИТЕТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. В своей деятельности Совет руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, настоящим Положением.

1.3. Полномочия Совета действуют в период деятельности Комитета в текущем созыве и прекращаются после завершения текущего созыва Государственной Думы или по решению Комитета.

1.4. Совет осуществляет свою деятельность на основании поручений Председателя Комитета, поручений депутата - члена Комитета, на которого возложена координация деятельности Совета (далее - куратор Совета), запросов депутатов - членов Комитета.

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОВЕТА

Основными задачами Совета в соответствии с тематической направленностью его деятельности являются:

  • подготовка заключений на поступившие в Совет проекты федеральных законов и проекты иных нормативных правовых актов;
  • разработка рекомендаций по вопросам совершенствования законодательства в сферах образования и науки и подготовка соответствующих законодательных инициатив;
  • проведение содержательной и правовой оценки законопроектов и (или) законодательных инициатив, проектов иных нормативных актов, регулирующих правоотношения в сферах образования и науки, аналитических и иных материалов;
  • разработка и рассмотрение предложений по подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сферах образования и науки;
  • подготовка аналитических, проектных и сопроводительных материалов.

3. ПОЛНОМОЧИЯ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА

Совет в соответствии с тематической направленностью своей деятельности осуществляет следующие полномочия:

  • проводит по поручению председателя Комитета или куратора Совета предварительную экспертизу законопроектов, законодательных инициатив, проектов иных нормативных актов, находящихся на рассмотрении Комитета;
  • разрабатывает предложения по внесению изменений и дополнений к законопроектам и проектам иных нормативных актов, находящимся на рассмотрении Комитета;
  • разрабатывает предложения по основным направлениям развития федерального законодательства в сферах образования и науки;
  • проводит по поручению куратора Совета в связи с поступившими к нему запросами депутатов - членов Комитета правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также оценку законопроектов, находящихся на рассмотрении других Комитетов Государственной Думы;
  • проводит анализ правоприменительной практики и готовит аналитические материалы по его итогам.

4. СОСТАВ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА

4.1. Совет состоит из председателя Совета, заместителя или заместителей председателя Совета и членов Совета.

4.2. Состав Совета формируется куратором Совета и председателем Совета. Для организации работы Совета из числа его членов назначается ответственный секретарь Совета.

4.3. Председатель Совета, заместитель (заместители) председателя Совета, состав Совета, внесение изменений в состав Совета утверждаются решениями Комитета. Выписка из Решения Комитета о включении в состав Совета направляется каждому члену Совета.

4.4. Председатель Комитета, первые заместители председателя Комитета, заместители председателя Комитета могут курировать деятельность не более двух Советов. Депутат - член Комитета может курировать, как правило, деятельность только одного Совета.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СОВЕТА

5.1. Председатель Совета или по его поручению заместитель председателя Совета с участием ответственного секретаря Совета:

  • организует работу Совета, в том числе организует подготовку информации о работе Совета;
  • созывает заседания Совета;
  • председательствует на заседании Совета;
  • приглашает для участия в заседании Совета представителей учебных и научных организаций,представителей государственных органов власти, экспертов, специалистов;
  • направляет куратору Совета материалы и документы, связанные с работой Совета;
  • информирует куратора Совета о выполнении поручений председателя Комитета, а также о деятельности Совета;
  • организует подготовку отчетов о деятельности Совета и представляет их на утверждение куратору Совета;
  • принимает при необходимости участие в заседаниях Комитета и может выступать на заседаниях Комитета по вопросам, относящимся к сфере деятельности Совета.

В случае временного отсутствия председателя Совета его обязанности исполняет заместитель председателя Совета (при наличии заместителя председателя в составе Совета) или назначенный председателем член Совета.

5.2. Член Совета обязан:

  • соблюдать Положение о Совете и требования председателя Совета;
  • выполнять поручения и распоряжения председателя Совета;
  • участвовать в подготовке материалов для рассмотрения на заседаниях Совета.

5.3. Член Совета имеет право:

  • вносить предложения по повестке заседаний Совета, по порядку работы Совета;
  • вносить предложения по основным вопросам регулирования правоотношений в установленной для Совета сфере деятельности, проектам документов, принимаемых Советом;
  • вносить поправки к проектам рассматриваемых Советом документов; требовать постановки своих предложений на голосование;
  • инициировать подготовку аналитических и иных материалов от имени Совета;
  • пользоваться другими правами, предоставленными настоящим Положением.

5.4. Члены Совета выполняют свою работу в Совете на безвозмездной основе.

5.5. Члены Совета участвуют в работе Совета лично без права замены.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОВЕТА

6.1. Совет осуществляет свои полномочия путем проведения заседаний Совета в соответствии с планом работы на период очередной сессии Государственной Думы, утверждаемым куратором Совета.

6.2 Заседания Совета проводятся в очной или заочной форме, но не реже двух раз за период сессии Государственной Думы.

6.3. Внеочередные заседания Совета созываются Председателем Совета по согласованию с Председателем Комитета или куратором Совета.

6.4. Председатель Совета (или по его поручению ответственный секретарь Совета) сообщает о времени и месте проведения заседания Совета, вопросах, выносимых на рассмотрение по согласованию с куратором Совета или Председателем Комитета, а также организует предоставление членам Совета проектов документов, подлежащих рассмотрению на заседании Совета.

6.5. Проекты документов, полученные членами Совета в порядке подготовки к очередному заседанию Совета, а также содержащиеся в них сведения, не подлежат публичному распространению до официального утверждения указанных документов, если иное не предусмотрено настоящим Положением или поручением Председателя Комитета.

6.6. В случае невозможности прибыть на заседание член Совета сообщает об этом Председателю Совета или ответственному секретарю Совета не позднее чем за два дня до проведения заседания.

6.7. Член Совета при невозможности присутствия на заседании Совета вправе направить председателю Совету свое мнение по вопросу, включенному в повестку заседания Совета, в письменной форме. Указанное мнение подлежит рассмотрению на заседании Совета и учитывается при голосовании.

6.8. В первоочередном порядке на заседаниях Совета рассматриваются поручения Председателя Комитета, а также вопросы, связанные с проектами нормативных правовых актов, рассматриваемых Комитетом.

6.9. Для работы, связанной с рассмотрением вопросов, имеющих особо значимый характер, а также для осуществления полномочий Совета по отдельным направлениям деятельности Комитета или для работы по отдельным законопроектам, решением Совета из числа членов Совета могут создаваться рабочие группы с привлечением к участию в них экспертов, специалистов заинтересованных организаций.

6.10. Совет при рассмотрении вопросов повестки в случае необходимости может запросить заключение независимого эксперта или профильной организации.

6.11. Результаты работы Совета оформляются в виде решений, заключений, отчетов и подписываются председателем Совета. Решения Совета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета, в том числе с учетом мнений, направленных в соответствии с п. 6.7 настоящего Положения.

6.12. Заключения, решения и иные материалы, подготовленные по поручению Совета его рабочими группами, оформляются решением Совета.

6.13 Заинтересованным лицам и организациям может предоставляться выписка из решения Совета.

6.14. В целях информационного сопровождения деятельности Совета ответственным секретарем Совета или иным лицом, уполномоченным председателем Совета, готовятся анонсы планируемых заседаний и иных мероприятий Совета, а также краткая итоговая информация о проведенных заседаниях и о работе, проделанной в период сессии.

7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОВЕТА С КОМИТЕТОМ

7.2. Любой из депутатов - членов Комитета, работники аппарата Комитета вправе участвовать в заседаниях Совета.

7.3. Совет имеет право обратиться к Председателю Комитета с предложением о включении в повестку заседания Комитета рекомендуемых Советом вопросов.

7.4. Организационное и техническое обеспечение деятельности Совета осуществляют помощник куратора Совета и ответственный секретарь Совета.

7.5. Ответственный секретарь Совета, не позднее, чем за 3 дня до даты проведения Совета, представляет в Комитет сведения о предстоящем заседании Совета, не позднее 3-х рабочих дней со дня подписания (утверждения) представляет в Комитет план работы Совета в период сессии, утвержденный куратором Совета, подписанные председателем Совета решения Совета, экспертные заключения, рекомендации, аналитические материалы по вопросам совершенствования законодательства в установленной сфере деятельности, отчеты о результатах работы в период сессии.

7.6. Комитет в соответствии с Регламентом информационного сопровождения деятельности Совета размещает информацию о деятельности Совета на странице Комитета на портале Государственной Думы (

Уполномоченный по защите прав предпринимателей
в Московской области
В.А. Головнев
«10» марта 2016 года

ПОЛОЖЕНИЕ
об экспертном совете при Уполномоченном
по защите прав предпринимателей в Московской области

Настоящее Положение разработано в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 6 Закона Московской области № 1/2014-ОЗ «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Московской области и о внесении изменения в Закон Московской области "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Московской области и должности государственной гражданской службы Московской области"» и определяет цели, задачи, и порядок работы экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Московской области (далее - Экспертный совет).

1. Общие положения.

1.1 Экспертный совет является коллегиальным совещательным органом, действующим на общественных началах, созданным в целях оказания консультативного, аналитического, организационного и иного содействия Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Московской области (далее - Уполномоченный).

1.2. Экспертный совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области и настоящим Положением.

1.3. Совет имеет собственный раздел на сайте Уполномоченного.

2. Цели и задачи Экспертного совета.

2.1. Основными целями и задачами Экспертного совета являются:

1) оказание консультативной, аналитической, организационной и иной помощи Уполномоченному при реализации его полномочий в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в органе, осуществляющем государственную регистрацию на территории Московской области, или субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены в Московской области (далее - предприниматели);

2) информирование Уполномоченного о положении дел в сфере соблюдения прав и законных интересов предпринимателей;

3) подготовка предложений Уполномоченному по вопросам взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Московской области, государственными органами Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, общественными объединениями и иными организациями в сфере защиты прав и законных интересов предпринимателей;

4) подготовка рекомендаций территориальным органам федеральных органов исполнительной власти по Московской области, государственным органам Московской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области и иными организациям и должностным лицам, по вопросам защиты прав и законных интересов предпринимателей;

5) анализ информации о массовых и (или) грубых нарушениях прав предпринимателей и выработка предложений по их решению;

6) подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав и законных интересов предпринимателей;

7) обобщение результатов анализа правоприменительной практики.

2.2. Также в рамках своей деятельности Совет может осуществлять:

1) разработку информационно-аналитических материалов по вопросам защиты прав и законных интересов предпринимателей;

2) подготовку специальных докладов и иных аналитических материалов по вопросам соблюдения прав предпринимателей в Московской области.

3. Порядок формирования и состав Экспертного совета.

3.1. Экспертный совет формируется Уполномоченным из числа представителей:

1) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Московской области;

2) государственных органов Московской области;

3) общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере защиты прав и законных интересов предпринимателей;

4) высших учебных заведений, средств массовой информации, иных организаций, одним из видов деятельности, которых является защита прав и законных интересов предпринимателей;

5) иных лиц, имеющих необходимые познания в области защиты прав предпринимателей, опыт правозащитной деятельности или практический опыт работы в указанной сфере.

3.2. Состав Экспертного совета формируется на основании:

1) приглашения Уполномоченного;

2) по представлению руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Московской области, государственных органов Московской области, иных организаций.

3.3. Состав Экспертного совета ежегодно утверждается Уполномоченным.

4. Структура и формы работы Экспертного совета.

4.1. Экспертный совет осуществляет свою работу посредством:

1) проведения пленарных заседаний;

2) проведения заседаний рабочих групп Экспертного совета.

4.2. Председателем Экспертного совета является Уполномоченный, который:

1) руководит работой Экспертного совета;

2) созывает пленарные заседания Экспертного совета и председательствует на них;

3) подписывает протокол пленарного заседания Экспертного совета;

4) учреждает рабочие группы Экспертного совета, утверждает их состав, направление деятельности, определяет порядок их работы;

4.3. Из числа членов Экспертного совета Уполномоченным могут быть назначены сопредседатели Экспертного совета, которые:

1) возглавляют одно или несколько направлений работы Экспертного совета;

2) координируют деятельность рабочих групп;

3) в случае отсутствия Уполномоченного, осуществляют функции Председателя Экспертного совета на пленарном заседании или заседании рабочей группы.

4.4.1. Секретарь осуществляет следующие функции:

1) организует проведение пленарных заседаний и заседаний рабочих групп Экспертного совета (далее - заседания);

2) организует подготовку материалов для проведения заседаний;

3) организует ведение протокола заседаний;

4) подписывает протоколы и выписки из протоколов заседаний;

5) выполняет иные функции в соответствии с настоящим Положением.

4.5. В Экспертном совете, по инициативе Уполномоченного и (или) членов Экспертного совета, могут создаваться рабочие группы.

4.5.1. Рабочие группы создаются:

1) для рассмотрения вопросов о массовых и (или) грубых нарушений прав и законных интересов предпринимателей;

2) для подготовки единого проекта решения (мнения) по вопросам:

а) системной защиты прав и законных интересов предпринимателей;

б) необходимости внесения изменений в действующее законодательство;

в) правоприменительной практики.

3) для принятия мер по урегулированию споров между предпринимателями, с одной стороны, и государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами, с другой стороны.

4) для организации деятельности по иным вопросам, относящимся к компетенции Уполномоченного.

4.5.2. Порядок деятельности рабочих групп определяется Уполномоченным или самим Экспертным советом.

4.5.3. В деятельности рабочих групп, по приглашению Уполномоченного, могут принимать участие лица, не являющиеся членами Экспертного совета.

5. Пленарное заседание Экспертного совета.

5.1. Пленарные заседания Экспертного совета проводятся по инициативе Уполномоченного не реже двух раз в год.

5.2. Решение Уполномоченного о проведении пленарного заседания направляется членам Экспертного совета не позднее, чем за 10 (десять) дней до даты его проведения.

5.3. Материалы пленарного заседания направляются всем членам Экспертного совета не позднее 5 (пяти) рабочих дней до его проведения.

5.4. Члены Экспертного совета подтверждают свое участие в заседании, направляют замечания по проекту повестки дня и вносят иные предложения о по проведению пленарного заседания не позднее 2 (двух) рабочих дней до его проведения.

Такие предложения включаются в состав дополнительных материалов пленарного заседания.

5.5. В случае отсутствия подтверждения об участии в пленарном заседании более чем половины членов Экспертного Совета Уполномоченный вправе:

1) отменить решение о проведении пленарного заседания;

2) отменить решение о проведении пленарного заседания, назначив иную дату его проведения;

3) принять решения о проведении пленарного заседания в сокращенном составе.

5.6. Перечень вопросов, которые могут быть рассмотрены только на пленарном заседании Экспертного совета:

1) внесение изменений в Положение об Экспертном совете;

2) утверждение Плана работы Экспертного совета;

3) утверждение Плана ежегодного доклада Уполномоченного;

4) подведение итогов работы Экспертного совета.

5.7. Открывает, руководит работой и закрывает пленарное заседание Уполномоченный, а в случае его отсутствия: сопредседатель Экспертного совета или член Экспертного совета по его поручению.

5.8. На пленарное заседание могут быть приглашены лица, не являющиеся членами Экспертного совета.

Решение и порядок их участия в пленарном заседании определяется Уполномоченным.

5.9. На пленарное заседание Экспертного совета могут приглашаться средства массовой информации для освещения работы Экспертного совета.

5.10. Все решения, принятые на пленарном заседании, отображаются в протоколе.

6. Протоколы заседаний Экспертного совета.

6.1. Протокол пленарного заседания Экспертного совета (далее - протокол пленарного заседания) готовится в течение 3 (трех) рабочих дней секретарем.

6.2. Протокол заседания рабочей группы готовится секретарем в сроки и порядке, определенными на заседании рабочей группы или Уполномоченным.

6.3. В протоколе пленарного заседания указывается:

1) наименование заседания, дата, время и место его проведения;

2) список членов Экспертного совета, присутствующих на заседании;

3) список лиц, приглашенных на заседание, не являющихся членами Экспертного совета;

4) повестка дня;

5) решения по вопросам повестки дня;

6) особое мнение участников пленарного заседания по вопросам повестки дня, не вошедшее в перечень решений пленарного заседания.

6.4. Протокол подписывается Уполномоченным, а в случае его отсутствия: сопредседателем Экспертного совета или членом Экспертного совета по его поручению, и секретарем.

6.5. Копия протокола пленарного заседания направляется:

1) Губернатору Московской области;

2) членам Экспертного совета;

3) участникам пленарного заседания.

6.6. Выписка из протокола пленарного заседания, содержащая информацию о принятых решениях по одному или более вопросам повестки дня, может быть направлена заинтересованным лицам по их запросу.

Выписка из протокола пленарного заседания готовится и подписывается секретарем.

6.7. Оригинал протокола пленарного заседания хранится в аппарате Уполномоченного.

6.8. Протокол пленарного заседания публикуется на официальном сайте Уполномоченного не позднее 10 (десяти) дней после его подписания.

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Положения об Экспертном совете по российскому программному обеспечению при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.01.2019, N 0001201901220024).
____________________________________________________________________


В соответствии с абзацем четвертым подпункта "а" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6600)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об Экспертном совете по российскому программному обеспечению при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Министр
Н.А.Никифоров

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 августа 2016 года,
регистрационный N 43067

Положение об Экспертном совете по российскому программному обеспечению при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
приказом
Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 20 июня 2016 года N 269

I. Общие положения

1. Экспертный совет по российскому программному обеспечению при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Экспертный совет) является совещательным органом, образованным в целях проведения экспертизы при включении сведений о программном обеспечении в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр).

2. В своей деятельности Экспертный совет руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство), настоящим Положением.

3. Экспертный совет взаимодействует со структурными подразделениями Министерства.

4. Экспертный совет осуществляет свою деятельность в соответствии с функциями на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности результатов экспертизы.

III. Основные функции

5. Экспертный совет проводит экспертизу направленного Министерством заявления о включении сведений о программном обеспечении в (далее - заявление) и прилагаемых к нему документов и материалов, представленных заявителем посредством заполнения электронных форм на официальном сайте оператора реестра, а также принимает решение о соответствии или несоответствии программного обеспечения дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 14, ст.2062; 2018, N 12, 1683) (далее - дополнительные требования).
приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19 декабря 2018 года N 722 .

6. Экспертный совет формирует и актуализирует информационную таблицу соответствия программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, классам программного обеспечения, предусмотренным Классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных , утвержденным приказом Министерства от 01.04.2016 N 134 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 мая 2016 года, регистрационный N 42246).

7. По результатам проведенной экспертизы Экспертный совет готовит экспертное заключение, содержащее выводы о соответствии или несоответствии программного обеспечения требованиям, установленным пунктом 5 правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6600) (далее - правила) и (или) дополнительным требованиям .
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2019 года приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19 декабря 2018 года N 722 .

8. В состав Экспертного совета входят председатель Экспертного совета (далее - председатель), заместитель председателя Экспертного совета (далее - заместитель председателя), ответственный секретарь Экспертного совета (далее - секретарь) и члены Экспертного совета. Состав Экспертного совета утверждается приказом Министерства.

9. Общее число членов Экспертного совета составляет не менее 16 и не более 20 человек с правом голоса.

10. В состав членов Экспертного совета включаются представители:

федеральных органов исполнительной власти;

ассоциаций (союзов), членами которых являются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию разработанного ими программного обеспечения и имеющие долю доходов от реализации разработанного ими программного обеспечения, его сопровождения, технической поддержки, адаптации, модификации не менее 50 процентов суммы всех доходов за календарный год (далее - ассоциации российских разработчиков программного обеспечения);

научных и образовательных организаций;

российских организаций, осуществляющих инновационную деятельность и (или) поддержку такой деятельности.

11. Число представителей федеральных органов исполнительной власти не может превышать 40 процентов общего числа членов Экспертного совета с правом голоса.

12. Не менее 50 процентов общего числа членов Экспертного совета с правом голоса включаются в состав Экспертного совета по предложениям ассоциаций российских разработчиков программного обеспечения. Предложения ассоциаций российских разработчиков программного обеспечения должны быть направлены в адрес Министерства на официальном бланке организации за подписью руководителя с прилагаемым списком кандидатов.

Решение о включении кандидатов, предложенных ассоциациями российских разработчиков программного обеспечения, в состав Экспертного совета принимает Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на основании всех предложений, официально поступивших в Министерство.

13. Председателем Экспертного совета является Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации или иное уполномоченное им должностное лицо.

14. Заместитель председателя назначается Министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации из числа своих заместителей или руководителей структурных подразделений Министерства.

15. Председатель:

осуществляет общее руководство деятельностью Экспертного совета;

ведет заседания Экспертного совета;

распределяет обязанности между членами Экспертного совета и назначает ответственного члена Экспертного совета по проведению экспертизы заявления о включении сведений о программном обеспечении в реестр и прилагаемых к нему документов и материалов;

дает поручения секретарю и членам Экспертного совета;

назначает дату, время и место проведения заседания Экспертного совета, утверждает повестку заседаний Экспертного совета;

взаимодействует с оператором реестра по вопросам реализации решений Экспертного совета;

осуществляет общий контроль за исполнением решений, принятых Экспертным советом;

принимает меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов у членов Экспертного совета;

по поступившим в Министерство предложениям формирует состав Экспертного Совета с учетом в том числе профессиональной деятельности кандидата, его ученого звания, ученой степени.

16. Заместитель председателя:

исполняет обязанности председателя в его отсутствие;

по поручению председателя или в случае его отсутствия председательствует на заседаниях Экспертного совета;

исполняет иные обязанности по поручению председателя;

взаимодействует с членами Экспертного совета, а также с оператором реестра по вопросам реализации решений Экспертного совета.

17. Секретарь Экспертного совета:

входит в состав Экспертного совета без права голоса;

назначается председателем из числа сотрудников Министерства;

осуществляет организацию работы по подготовке заседаний Экспертного совета, осуществляет подготовку проекта повестки заседания Экспертного совета;

осуществляет сбор материалов по вопросам, подлежащим рассмотрению на заседании Экспертного совета;

проводит сбор и структурирование материалов, необходимых для подготовки заседания Экспертного совета, представленных членами Экспертного совета;

согласовывает с председателем повестку заседания и список материалов для рассылки всем членам Экспертного совета;

рассылает повестку заседания вместе с материалами за 3 рабочих дня до назначенной даты заседания Экспертного совета;

ведет протокол заседания Экспертного совета;

докладывает председателю о работе Экспертного совета в очередном порядке и (или) по запросу председателя;

выполняет иные обязанности по поручению председателя или его заместителя.

18. Члены Экспертного совета обязаны:

проводить экспертизу заявления и прилагаемых к нему документов и материалов в соответствии с распределением заявлений председателем с целью подготовки экспертной оценки о соответствии или несоответствии программного обеспечения требованиям правил ;

по поручению председателя проводить экспертизу других заявлений и прилагаемых к ним документов и материалов, которые ранее не были распределены председателем с целью подготовки экспертной оценки о соответствии или несоответствии программного обеспечения требованиям правил ;

соблюдать сроки подготовки экспертной оценки по документам заявителя (заявителей);

излагать в письменном виде особое мнение по вопросу, рассматриваемому на заседании Экспертного совета, которое должно быть приложено к протоколу заседания Экспертного совета;

вносить при необходимости предложения по формированию повестки заседаний Экспертного совета;

возглавлять сформированные при необходимости в составе Экспертного совета комиссии и рабочие группы;

участвовать в подготовке материалов по рассматриваемым вопросам;

информировать в письменном виде председателя/заместителя председателя/ секретаря о невозможности присутствия на заседании Экспертного совета в силу непреодолимых обстоятельств.

19. Состав членов Экспертного совета должен обновляться не менее чем на 1/3 ежегодно.

20. Экспертный совет вправе привлекать к своей работе консультантов на общественных началах.

21. Организационно-техническое и аналитическое обеспечение Экспертного совета осуществляет структурное подразделение Министерства, определенное Министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

22. В течение 4 рабочих дней с момента регистрации Министерством заявления председатель назначает ответственного эксперта по подготовке экспертной оценки, которая должна содержать выводы о соответствии или несоответствии программного обеспечения требованиям, установленным пунктом 5 правил . Форма экспертной оценки утверждается председателем.

23. В течение 1 рабочего дня с момента назначения председателем ответственных экспертов секретарь направляет всем членам Экспертного совета распределение зарегистрированных заявлений среди членов Экспертного совета и предоставляет доступ ответственным членам Экспертного совета к распределенным заявлениям путем размещениях их в личных кабинетах, созданных на официальном сайте оператора реестра. При наличии документов и информации, полученных по результатам запросов у органов государственной власти, секретарь направляет их вместе с распределением заявлений.

24. В течение 20 рабочих дней с даты получения распределения заявлений член Экспертного совета готовит экспертную оценку и размещает ее в своем личном кабинете, созданном на официальном сайте оператора реестра.

25. В течение 5 рабочих дней с момента направления членам Экспертного совета распределения зарегистрированных заявлений эксперт (эксперты), не назначенный(ые) председателем ответственным (ответственными) за проведение экспертизы, может (могут) обратиться к секретарю с просьбой о возможности выступить дополнительным(и) экспертом(ами) по проведению экспертизы по заявлению, указанному в распределении. В таком случае проект экспертного заключения будет формироваться, учитывая экспертные оценки двух и более экспертов.

26. По мере поступления экспертных оценок, но не позднее десятого рабочего дня с момента их поступления, секретарь готовит проект бюллетеней для голосования на заседании Экспертного совета с приложением поступивших экспертных оценок и передает их председателю.

27. На основании полученного проекта бюллетеней и приложенных поступивших экспертных оценок председатель назначает дату, место, время и форму проведения заседания Экспертного совета.

28. Секретарь не позднее чем за 3 рабочих дня до утвержденной председателем даты проведения заседания информирует членов Экспертного совета об утвержденной председателем повестке заседания, дате, месте и времени и форме его проведения. В случае проведения заочного заседания Экспертного совета с использованием информационно-телекоммуникационных технологий вместе с повесткой направляется информация, содержащая дату начала и окончания процедуры заочного голосования; электронный адрес, по которому принимаются заполненные бюллетени; разъяснение правил заполнения бюллетеней.

29. В течение 10 рабочих дней после даты проведения заседания Экспертного совета секретарь готовит проект протокола заседания Экспертного совета, в котором указываются дата, место и форма проведения заседания и (или) голосования; список членов, присутствовавших на заседании, привлеченных консультантов; список членов Экспертного совета, выразивших свое мнение в письменной форме; решения, принятые по каждому вопросу в форме экспертного заключения, содержащего выводы о соответствии или несоответствии программного обеспечения требованиям, установленным пунктом 5 правил , а также о его соответствии классу (классам) программного обеспечения, указанному в заявлении. При наличии бюллетеней, по которым проводилось голосование на заседании Экспертного совета, они прикладываются к протоколу. В протоколе не могут содержаться сведения, относящиеся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

30. Проект протокола с приложенными к нему подписанными членами Экспертного совета бюллетенями для голосования утверждается председателем.

31. Секретарь в срок не позднее 3 рабочих дней со дня проведения заседания Экспертного совета, на котором были выявлены недостоверность и (или) отсутствие сведений или документов, направляет заявителю (заявителям) по адресу электронной почты, указанному в заявлении, запрос о представлении в течение 30 рабочих дней соответствующих пояснений и (или) документов. Исчисление срока, предусмотренного абзацем первым пункта 21 правил , приостанавливается со дня направления секретарем указанного запроса до дня получения секретарем от заявителя (заявителей) запрошенных пояснений и (или) документов либо до дня истечения срока, предусмотренного для представления таких пояснений и (или) документов.

32. Заседания Экспертного совета могут проводиться как в очной форме путем личного участия, так и заочной путем использования информационно-коммуникационных технологий.

Решение о форме проведения заседания Экспертного совета принимается председателем.

33. Очные заседания Экспертного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.

34. Очное заседание Экспертного совета правомочно принимать решения, если в заседании принимает участие более половины членов Экспертного совета.

35. Решения Экспертного совета принимаются простым большинством голосов членов Экспертного совета, участвующих в заседании. Экспертный совет принимает решение путем открытого голосования. Члены Экспертного совета обладают равными правами при обсуждении вопросов и голосовании. При равенстве голосов решающим является голос председателя.

36. Заочные заседания Экспертного совета проводятся по мере необходимости.

38. Подписанный протокол Министерство через секретаря передает оператору реестра, привлеченному Министерством в соответствии с пунктом 6 правил , в течение одного рабочего дня со дня его подписания для размещения на официальном сайте оператора реестра.

39. Бюллетень для заочного голосования должен содержать следующую информацию: вопросы, выносимые на голосование, с графами для проставления отметок о голосовании членом Экспертного совета; фамилия, имя, отчество члена Экспертного совета, участвующего в голосовании; подпись голосующего члена Экспертного совета.

40. Решение Экспертного совета может быть принято путем заочного голосования (опросным путем) если в голосовании приняло участие более чем 2/3 членов Экспертного совета.

41. В двухдневный срок после окончания проведения заочного голосования секретарем оформляется соответствующий протокол.

VI. Конфликт интересов

43. В случае если выполнение обязанностей члена Экспертного совета может повлечь за собой конфликт интересов, способный повлиять на полноту и объективность принимаемых решений, член Экспертного совета обязан сообщить в письменной форме о конфликте интересов председателю, а также заявить самоотвод до начала проведения заседания Экспертного совета.

44. При наличии достаточных оснований, указывающих на конфликт интересов члена Экспертного совета, председатель рассматривает вопрос об отстранении члена Экспертного совета от участия в голосовании. По итогам рассмотрения вопроса председатель выносит мотивированное решение.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации (далее - Экспертный совет, ЭС) - это негосударственный и некоммерческий коллегиальный орган, обеспечивающий независимую экспертизу проектов правительственных решений , а также подготовку для рассмотрения Председателем Правительства экспертных иницатив, которые могут лечь в основу таких решений.

ЭС является важным слагаемым системы Открытого правительства , реализующим один из ее основополагающих принципов - вовлеченность общества в обсуждение вопросов, рассматриваемых Правительством РФ. Эта вовлеченность позволяет обеспечить их всестороннюю проработку, выбрать наиболее приемлемые для всех и эффективные варианты действий.

ЭС работает и в реактивном (отвечая на запросы со стороны Правительства), и в проактивном (выявляя и формулируя спрос со стороны общества) режиме. В обоих случаях предложения Экспертного совета носят рекомендательный характер. ЭС не обладает правом законодательной инициативы.

Основ ными задачами Экспертного совета являются:

· обеспечение участия экспертного сообщества в процессе подготовки и реализации решений Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ);

· предоставление Правительству РФ своевременной и качественной экспертизы по рассматриваемым им вопросам;

· формирование вопросов актуальной с точки зрения экспертного сообщества повестки дня - для обсуждения с Председателем Правительства РФ и, по его поручению, - с федеральными министерствами и ведомствами.

Регулирование его работы осуществляется Правительственной комиссией по координации деятельности Открытого правительства и министром РФ по делам Открытого правительства (с 21 мая 2012 г. эту должность занимает М.А. Абызов). Министр может выступать модератором экспертных дискуссий, а также - как член Правительства РФ - формулирует спрос на экспертные заключения со стороны кабинета министров, но не руководит работой ЭС.

На базе Некоммерческого фонда «Аналитический центр "Форум"» (АЦФ) создан Проектный офис Экспертного совета (Проектный офис, ПО), который занимается организацией деятельности ЭС. Эта работа предполагает:

· организацию и модерирование экспертных обсуждений;

· методологическое и технологическое обеспечение этого модерирования;

· организацию работы Коллегии ЭС, определяющей его стратегическую повестку;

· формирование экспертных рабочих групп;

· обеспечение экспертов необходимыми материалами;

· обеспечение сроков подготовки документов;

· помощь в подготовке экспертных заключений и иных материалов, направляемых на рассмотрение в Правительство РФ;

· учет активности экспертов, в том числе при плановой ротации, а также агрегирование предложений по кандидатам на вступление в ЭС.

Фактически Экспертный совет функционирует как экспертный пул, не имеющий единого руководящего органа.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

8 февраля 2012 г. Указом Президента Российской Федерации была создана рабочая группа по формированию в России системы Открытого правительства. 15 апреля 2012 г. итоги деятельности рабочей группы были обобщены и представлены Президенту в виде доклада, содержащего, в частности, предложение создать Экспертный совет при Правительстве РФ.

21 мая 2012 г. был утвержден состав нового кабинета министров. М.А. Абызов был назначен министром РФ по вопросам Открытого правительства.

Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2012 г. №773 была создана Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства.

В тот же день вышло Постановление Правительства РФ №774, в котором была поставлена задача по образованию Экспертного совета . Первый состав ЭС был утвержден 6 августа 2012 года, и уже в сентябре 2012 года советом было подготовлено первое экспертное заключение.

Членами ЭС сегодня являются 363 эксперта , более 1500 человек работают в статусе привлеченных экспертов. Представителей органов власти в составе ЭС нет . Работа осуществляется на безвозмездной и ротационной основах.

Членами Экспертного совета могут стать физические лица , не состоящие на государственной, муниципальной и воинской службе, готовые на безвозмездной основе принимать участие в работе Экспертного совета. Иностранные граждане , лица с гражданством двух или более государств также могут быть членами ЭС, при этом они не привлекаются к рассмотрению вопросов, связанных с государственной тайной.

На протяжении календарного года ПО ведет учет активности каждого члена Экспертного совета, а также собирает новые заявки на участие в его работе, которые оцениваются как на уровне Проектного офиса, так и министром РФ. Сформулированные в результате этой работы предложения по ротации членов ЭС представляются на одобрение Председателя Правительства РФ. Попасть в список кандидатов можно:

· в результате выдвижения от федеральных и региональных органов исполнительной власти, Общественной палаты Российской Федерации, общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, общественных объединений предпринимателей, Российской академии наук и отраслевых академий наук, ведущих российских высших учебных заведений;

· подав заявку лично по адресу [email protected] .

И при создании ЭС, и в процессе его обновления преследовалась и преследуется цель обеспечения баланса и репрезентативности представителей различных секторов экспертного сообщества - бизнеса, науки, некоммерческих организаций.

ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Ключевыми принципами функционирования ЭС являются:

1) Реализация политики «открытых дверей». Правительство России принимает решения по широкому кругу вопросов, при этом в сформированном по итогам очередной ротации ЭС могут отсутствовать эксперты в какой-то определенной предметной области. Поэтому к сотрудничеству с ЭС могут привлекаться специалисты, формально не состоящие в Экспертном совете.

2) Комплексный подход. Экспертный совет стремится представить Правительству РФ всю палитру мнений по обсуждаемому вопросу, указать на максимально широкий спектр рисков и последствий предлагаемых решений. Поэтому приоритет в работе отдается коллегиальным формам работы. К участию в подготовке экспертных заключений приглашаются носители всех точек зрения на обсуждаемый вопрос. Если участники дискуссии не пришли к единой точке зрения, разница во мнениях отражается в экспертном заключении.

3) Добровольность участия. Участие в работе ЭС является добровольным, от нее можно отказаться как в ходе очередной ротации (проводится раз в два года), так и в период между ними.

4) Безвозмездность участия. Работа в ЭС не оплачивается, за исключением случаев проведения специальных исследований (например, социологических опросов).

5) Уважение заказчика. Заказчиком и потребителем услуг Экспертного совета является Правительство России. От членов Экспертного совета ожидается уважение к регламенту, планам и приоритетам его деятельности. В некоторых случаях требуется согласие на неразглашение информации.

6) Декларирование конфликта интересов. Организация коллегиальной и комплексной работы в целом позволяет нивелировать негативный эффект лоббирования в пользу отдельных групп интересов и подготовить качественный экспертный продукт.

Координацией работы экспертов занимается Коллегия ЭС. Согласно сложившейся практике, в состав Коллегии входят люди с опытом работы на уровне Правительства РФ, в том числе - на позициях консультантов/советников. На уровне Коллегии обсуждаются основные планы и предложения по совершенствованию процедур работы ЭС, тематика и повестка встреч с Председателем Правительства РФ. Также Коллегия обеспечивает координацию проактивной повестки ЭС, помогает отраслевым или узкоспециализированным рабочим группам поместить свою повестку в контекст работы Правительства в целом.

Проект основных направлений деятельности Экспертного совета ежегодно выносится Проектным офисом на обсуждение с Коллегией ЭС и министром РФ.

МЕХАНИЗМЫ И ПРОДУКТЫ

К основным механизмам ЭС относятся рабочие группы , сформированные по большинству направлений его деятельности. Каждая рабочая группа имеет своего руководителя из числа членов ЭС, утвержденного Коллегией и министром РФ. Группа формирует свобственную проактивную повестку и организует работу по повестке реактивной. В состав рабочих групп входят члены ЭС и иные эксперты, получившие приглашение от руководителя рабочей группы.

Как правило, состав рабочих групп утверждается решением министра РФ. Хотя госслужащие не могут быть членами Экспертного совета, в некоторых случаях они участвуют в работе групп, чтобы обеспечить оперативную связь с ведомствами или аппаратом Правительства РФ, в рабочем порядке осуществить согласование позиций. Это позволяет ускорить рассмотрение предложенных группой документов в соответствующих министерствах.

Зачастую экспертные коллективы формируются для реализации отдельных краткосрочных проектов Экспертного совета. Впоследствии, с учетом достигнутых результатов, на основе такого временного коллектива может быть сформирована отдельная рабочая группа со своей повесткой и постоянным составом участников.

Форматы работы группы по отдельным вопросам определяются в зависимости от сложности поставленных задач, доступности необходимого состава экспертов и степени срочности. Это могут быть:

Очные встречи экспертов на различных площадках;

Онлайн-опросы по теме, онлайн-обсуждения (например, проектов нормативно-правовых актов);

Совещания у министра РФ с участием экспертов;

Встречи членов Экспертного совета с Председателем Правительства;

Публичные мероприятия (форумы, конкурсы, конференции).

Основными продуктами ЭС являются экспертные заключения (реже - отчеты, протоколы) по отдельным вопросам, сформулированным в поручениях Правительства РФ. Заключения ЭС редко носят оценочный (положительный/отрицательный) характер. Чаще всего речь идет о конструктивных предложениях , направленных на повышение эффективности планируемых решений или процедур. Кроме того, Экспертный совет готовит системные доклады , зачастую носящие стратегический характер: например, об основных направлениях денежной и налоговой политики, о социально-экономическом прогнозе, методологии приоритизации государственных инвестиций, глобальных трендах и вызовах для России.

Большинство экспертных заключений публикуется в открытом доступе, на . Исключением являются случаи, требующие сохранения режима конфиденциальности.

МИРОВОЙ ОПЫТ

Известны различные варианты взаимодействия правительств с экспертными советами, в основном отличающиеся горизонтом прогноза и характером применяемых знаний.

Социально-экономические советы (СЭС) зачастую возникали как ответ на потребность в формализованном взаимодействии государства и уже достаточно структурированного общества. Именно поэтому, например, Le Conseil économique, social et environnemental, существование которого предусмотрено конституцией Франции, состоит из точно определенного числа представителей конкретных социальных и профессиональных групп: наемных работников, фермеров, ремесленников, общественников и т.д.

Советы экономических экспертов отличаются от СЭС не только большим горизонтом прогнозирования и более выраженным фокусом на экономическую проблематику, но и, как правило:

· существенно меньшим составом (например, 3 человека в американском Council of Economic Advisers, 8 - в австралийском National Sustainability Council);

· строгой ориентированностью на заказчика в виде руководства исполнительной власти.

Форсайтинговые (от англ. foresight - предвидение) группы и центры имеют наибольший горизонт прогнозирования, что не только требует от входящих в них экспертов глубоких теоретических знаний и визионерских способностей, но и определяет иную специфику их работы:

· обязательный учет глобального контекста;

· сценарный характер анализа;

· многообразие используемых инструментов;

· обновление прогноза на основе постоянного мониторинга.

ЭС при Правительстве РФ объединяет в себе отдельные черты всех упомянутых выше типов экспертных советов и даже обладает более широким функционалом. Так, например, экспертизе нередко подвергаются не только концепции нормативно-правовых актов (этим, как правило, ограничивается задача СЭС), но и сами тексты проектов соответствующих документов.

НОРМАТИВНЫЕ НОВАЦИИ

24 июля 2015 в Регламент деятельности Правительства РФ были внесены изменения, существенно расширяющие полномочия Экспертного совета. С этого момента:

· вынося любой вопрос на рассмотрение Правительства, каждый ФОИВ должен указать, требуется заключение Экспертного совета или нет;

· если ФОИВ считает, что заключение требуется, либо так считает Председатель Правительства, а также его заместители, вопрос передается в ЭС;

· ЭС должен представить свое заключение в течение 15 дней;

· если ФОИВ не согласен с экспертным заключением или его частью, вопрос выносится на рассмотрение Правительства в сопровождении перечня разногласий.

В такой конфигурации существенно усиливается ответственность как ФОИВ, который должен содержательно оценить потребность в независимой экспертизе, так и самого Экспертного совета, который должен предоставить такую экспертизу за две недели.

Решение о придании Экспертному совету большего аппаратного веса укладывается в контекст ранее принятого Правительством РФ решения о разработке «Стратегии-2030» именно на площадке ЭС.

ПРИМЕРЫ РАБОТ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ

В 2014 году ЭС в инициативном порядке подготовил доклад о состоянии и перспективах инноваций в России («Инновации 2.0»). Доклад был одобрен Правительством РФ, а сам ЭС получил в дальнейшую разработку целый спектр связанных тем: анализ деятельности институтов инновационного развития, актуализацию Инновационной стратегии, «перезагрузку» работ госкомпаний в части их программ инновационного развития, подготовку нормативной и методологической базы по закупкам инновационной продукции, расширение налоговых льгот для бизнес-ангелов и т.д.

В мае 2015 года рабочая группа ЭС «Связь и информационные технологии» также в инициативном порядке подготовила заключение на предложение Российского союза правообладателей о введении « » . В данном случае РГ выступила единственной площадкой, которая смогла объединить позиции телеком- и интернет-компаний, крупных правообладателей, осуществляющих деятельность в сети Интернет. В подготовке отрицательного заключения приняли участие: «Ростелеком», «ВымпелКом», МТС, «МегаФон», «Теле-2» (в совокупности - более 95% телекоммуникационного рынка Российской Федерации), представители РАЭК, ООО «Спутник», «Яндекса», Ассоциации «Интернет-видео», НТЦ ИТ РОСА «Российские операционные системы» (в совокупности - более 90% интернет-отрасли и отрасли разработки программного обеспечения Российской Федерации), а также научного сообщества - Дипломатической академии МИД РФ, МГУ им. М. В. Ломоносова, ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ». В июне 2015 года стало известно о том, что Президент РФ не поддерживает концепцию «глобальной лицензии».

Отрицательное заключение на законопроект, лишающий пенсии работающих пенсионеров, если их доход превышает 1 млн руб. в год, способствовало тому, что эта тема пока остается в режиме дискуссии. Критика законопроекта о локализации персональных данных привела к переносу срока вступления нового порядка в силу.

Анализ проекта Стратегии Почты России позволил пересмотреть закладываемую в этот документ модель развития банковских услуг. Отработка проекта закона «О промышленной политике» или инвестиционных программ в электроэнергетике - обеспечить большую прозрачность при реализации инвестиционных контрактов и программ соответственно.

Работа с проектами инвестиционных программ ряда электроэнергетических компаний позволила существенно сократить их объем. Например, программа ПАО «Россети» на 20015–2017 гг., первоначально запланированная в объеме 800 млрд руб., была скорректирована до 560 млрд руб. А программа ПАО «ФСК ЕЭС» (2015–2020 гг.) была оптимизирована с 563 млрд руб. до 400 млрд руб.

По итогам технологического и ценового аудита (ТЦА) ФСК было решено полностью отказаться от проекта Мильково - Усть-Камчатск сметной стоимостью 36 млрд руб.

Именно с подачи ЭС в Антикризисный план Правительства Российской Федерации был включен специальный иммунитет для учрежденных частными лицами компаний, годовая выручка которых не превышает 400 млн руб.: они не могут быть внесены в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, обвиняться в злоупотреблениях и других нарушениях законодательства о конкуренции.

В феврале 2014 года Правительство РФ одобрило новую редакцию Кодекса корпоративного управления , разработанного при участии Экспертного совета. Документ содержит новации, в частности, в области защиты дивидендных прав акционеров, кардинального повышения прозрачности деятельности и роли совета директоров (в том числе в подконтрольных обществу компаниях), повышения роли независимых директоров, системы управления рисками и внутреннего контроля; существенных корпоративных событий и так далее.

В сентябре 2013 года Правительство утвердило Концепцию создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий , разработанную Экспертным советом при участии бизнес-сообщества и общественных организаций. Концепция предусматривает раскрытие субъектами естественных монополий показателей своих инвестпрограмм на едином ресурсе (gosuslugi.gov.ru), а также обсуждение этих инвестпрограмм и тарифообразования с участием советов потребителей.

В феврале 2013 года были приняты поправки в законодательство о промышленной безопасности , над которой Экспертный совет работал несколько месяцев. Эти поправки позволили как гарантировать искомую безопасность, так и снизить неоправданные расходы бизнеса, связанные с ее обеспечением. По оценкам предпринимателей, работа по-старому (это законодательство не обновлялось 15 лет) означала для бизнеса потери в 30% эффективности капвложений - около 1 трлн руб. инвестиционных затрат. В ряду важнейших новаций, предложенных экспертами, выделяется переход на четырехступенчатую классификацию промышленной опасности, в которой за каждым классом закрепляется определенный режим контроля. Фактически это начало перехода на риск-ориентированную модель государственного контроля и надзора, над которой эксперты работают сегодня.

Утверждено
решением Комитета Государственной Думы
по развитию гражданского общества, вопросам
общественных и религиозных объединений
от 21 декабря 2016 года № 8

ПОЛОЖЕНИЕ
об Экспертном совете
Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений

1. Общие положения

1.1. Экспертный совет Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (далее - Совет) образуется решением Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (далее - Комитет) на срок полномочий Государственной Думы седьмого созыва в целях:

  • осуществления аналитической, экспертной, информационной и консультационной поддержки законотворческой деятельности Комитета по вопросам относящимся к его ведению;
  • содействия обеспечению конструктивного сотрудничества и взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти в законотворческом процессе;
  • учета мнения неправительственных организаций и привлечения специалистов в сфере правового регулирования деятельности НКО к участию в процессе подготовки и принятия законодательных решений по вопросам ведения Комитета;
  • подготовки экспертных заключений для заседаний Совета и Комитета с учетом интересов общественных объединений и религиозных организаций.

Деятельность Совета строится на основе добровольного участия в работе его членов, свободного доступа к информации, независимости позиций при принятии решений.

2.1. Проведение независимой экспертизы и подготовка проектов заключений по отдельным законопроектам, внесенным в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы.

2.2. Предоставление информации и консультирование депутатов Государственной Думы - членов Комитета и сотрудников аппарата Комитета по вопросам, отнесенным к ведению Комитета.

2.3. Участие в подготовке предложений по внесению изменений в федеральные законы по вопросам, отнесенным к ведению Комитета, с учетом предложений депутатов Государственной Думы - членов Комитета

2.4. Участие, при необходимости, в подготовке и проведении заседаний Комитета, парламентских слушаний, "круглых столов", конференций и других мероприятий, проводимых Комитетом.

2.6. Подготовка публикаций в средствах массовой информации по актуальным проблемам законотворческой деятельности Комитета.

2.7. Анализ и оценка практики применения действующего законодательства в Российской Федерации.

2.8. Оказание содействия Комитету в изучении мировой практики и международных стандартов по разработке и применению законодательства регулирующего деятельность неправительственных некоммерческих организаций.

2.9. В целях осуществления своих задач Совет разрабатывает и вносит на рассмотрение Комитета предложения и рекомендации в виде аналитических и информационных материалов и иных документов, а также вправе:

Приглашать на заседания Совета представителей органов исполнительной власти Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, средств массовой информации, ученых специалистов и т.д.;

Привлекать специалистов для работы над совершенствованием законодательства в какой-либо определенной области. Привлеченные специалисты имеют статус экспертов Совета.

3.1. Совет состоит из экспертных групп, соответствующих основным направлениям и профилю работы Комитета, которые создаются по мере необходимости решением Председателя Комитета.

3.2 Экспертные группы Совета в целях реализации стоящих перед Советом задач, руководствуясь утвержденными Комитетом планами и настоящим положением, формируют и реализуют планы работы, повестки заседаний, определяют направления и осуществляют деятельность по вопросам относящимся к их профилю.

3.3 Деятельность экспертных групп осуществляется под руководством одного из депутатов - членов Комитета по поручению Председателя Комитета или по решению Комитета.

4.1. В состав Совета могут входить представители научно-исследовательских и учебных центров, религиозных организаций, общественных объединений, исполнительных, законодательных и судебных органов, других организаций и структур, а также независимые эксперты, зарекомендовавшие себя в качестве высококвалифицированных специалистов в области правого регулирования сферы деятельности неправительственных организаций.

В состав Совета входят депутаты Государственной Думы, члены Общественной палаты Российской Федерации, известные общественные и религиозные деятели и эксперты.

4.2 Члены Совета осуществляют свою деятельность в Совете на общественных началах.

4.3. Персональный состав членов Совета утверждается Председателем Комитета.

Изменения в составе членов Совета могут вноситься в связи c задачами законотворческой работы Комитета и рекомендациями членов Совета.

4.4. Председателем Совета является Председатель Комитета.

4.5. Председатель Совета: осуществляет общее руководство работой Совета, определяет на основании решений Комитета конкретные задачи Совета, ведет при необходимости заседания Совета, представляет Совет во взаимоотношениях с государственными и иными организациями, обеспечивает учет решений Совета в работе Комитета.

4.6. Сопредседателем Совета является первый заместитель Председателя Комитета.

4.7. Сопредседатель Совета осуществляет текущее руководство работой Совета, координирует деятельность экспертных групп, заслушивает отчет об их деятельности, а также осуществляет по поручению Председателя Совета иные полномочия, связанные с деятельностью Совета, включая ведение его заседаний.

4.8. Члены Совета имеют право:

Принимать участие в подготовке, обсуждении и принятии решений по вопросам, рассматриваемым на заседании экспертных групп Совета;

Участвовать в составлении и обсуждении планов работы Совета;

Вносить на рассмотрение Совета предложения о рассмотрении отдельных вопросов, входящих в компетенцию Совета, во внеплановом порядке.

4.9. Члены Совета обязаны:

Участвовать в заседаниях Совета и его экспертных групп.

Рассматривать материалы, предлагаемые к обсуждению, готовить по ним предложения и заключения;

Проявлять объективность и непредвзятость при рассмотрении вопросов на заседаниях;

Выполнять поручения Совета.

4.10. Любой член Совета вправе выйти из его состава, заявив о своем решении Председателю Совета. Член Совета считается выбывшим со дня утверждения заявления Председателем Совета.

4.11. Председатель Совета вправе принять единоличное решение о выводе из состава Совета любого из его членов по следующим основаниям:

Нарушение требований настоящего Положения;

Систематическое (более трех раз подряд) отсутствие на заседаниях экспертных групп;

Совершение действий, дискредитирующих деятельность Совета.

5.1. Работа Совета осуществляется, исходя из планов законотворческой работы Комитета.

5.2. Заседания экспертных групп проводятся по мере необходимости. Уведомления о дате, времени, месте и повестке дня предстоящего заседания, направляются аппаратом Комитета персонально каждому члену Совета не менее чем за 3 рабочих дня до будущего заседания.

5.3. Заседания Совета и его экспертных групп проводятся по мере необходимости по решению Председателя Совета, Сопредседателя Совета или в соответствии с утвержденным им планом деятельности. В плане указываются организации и лица, ответственные за подготовку рабочих материалов к проводимым мероприятиям.

5.4. На заседаниях экспертных групп Совета, с согласия Председателя Совета или Сопредседателя Совета могут присутствовать депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, руководители, специалисты, помощники депутатов, не входящие в состав Совета и иные лица, приглашенные по отдельным пунктам повестки заседания.

5.5. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляется аппаратом Комитета.

5.6. Для выполнения своих функций каждому члену Совета оформляется временный пропуск для прохода в здание Государственной Думы.

5.7. При необходимости на заседания Совета могут приглашаться с правом совещательного голоса специалисты из организаций, не представленных в Совете.

6.2. Решения Совета принимаются простым большинством голосов от общего числа членов Совета, присутствующих на заседании.

6.3. На заседании Совета ведется протокол, а по окончании заседания оформляется решение Совета. Решение подписывается председателем Совета.

6.4. В протокол заседания может быть занесено особое мнение членов Совета.

6.5. На заседании экспертных групп Совета может вестись протокол, а по окончании может быть оформлено письменное решение.