Псковская церковь. Псковские храмы. Церковь Богоявления «с Запсковья»

Храм святителя Василия Великого на Горке считают знаменитым памятником архитектуры XV - XVI веков. Храм имеет три ступенчатые арки и своды (апсиды). Барабан и апсиды церкви завершают орнаметальные тройные фризы, характерные для многих храмов Пскова того времени.

Деревянный, первый храм был сооружён в XV веке на холме, который возвышался перед ручьём Зрачкой в болотистой местности. В 1375 году была сооружена по берегу ручья стена Среднего города и Васильевская башня напротив церкви, над башней была устроена звонница, где располагался сполошный колокол, который поднимал в случае тревоги весь город. Расписан был храм в 1377 году.

Каменный храм возвели в 1413 году на месте деревянной старой церкви. В начале XVI века была написана почитаемая икона храма Тихвинской Богоматери. Для всего Пскова и для храма, с конца XVII века, начинается время упадка. Церковная звонница в середине XVIII века была перестроена в колокольню, сохранившуюся до нашего времени.

К началу XIX века церковь сильно разрушилась, был утрачен резной клирос и старинный иконостас. В 2003 году в храме проводились реставрационные работы. Реставрация вернула первоначальный облик церкви. Храм будет интересно посетить всем любителям старины.

Сретенский храм Псково-Печерского монастыря

С восточной стороны Успенского собора расположена Сретенская церковь, поражающая своей красотой. Она была построена и освящена в 1870 году, а комплекс, в который она входит, был заложен в 1541 году игуменом Корнилием. Этот храм имеет три главы и выстроен в два этажа. Стены и потолок внутри него украшены священными изображениями, описывающими библейские события. Снаружи стены имеют красный цвет, а окна и углы украшены белыми узорами.

В Сретенской церкви располагаются две чудотворные иконы: «Взыскание погибших» и Божья Матерь «Троеручница». Также внутреннее убранство богато старинной утварью: коваными подсвечниками, лампадами, украшенными чеканкой. В ней имеется необычайно красивый иконостас, украшенный позолоченными деревянными колоннами и различными резными узорами. В 2000 году была произведена реставрация храма и восстановлены его уникальные настенные картины.

1 апреля 2003 года в этот храм были перенесены мощи преподобного Симеона Псково-Печерского, которые доступны сейчас для всех верующих. Для посещения данного храма женщинам необходимо обязательно взять с собой платок и надеть длинную юбку.

Храм святителя Василия Великого на Горке

Храм святителя Василия Великого на Горке – это один из самых известных памятников архитектуры XV –XVI веков. Существующий храм является единственным каменным храмом начала XV века в городе Пскове.

Первое строительство храма относится к 1337 году. Основал его купец Кристофер Карел Дол, немец по национальности. В старых рукописях говорится о том, что Немчин Доль приехал во Псков, где крестился под именем Василия и построил каменную церковь в городе во имя Василия Великого.

В период Великой Отечественной войны храм частично пострадал от бомбежек, после этого его несколько раз поджигали, но храм устоял и в настоящее время радует горожан и туристов своим великолепием.

Храм открыт ежедневно с 8-00 до 19-00 часов. Богослужения проходят каждый день. Настоятелем церкви является протоиерей Большанин Андрей.

Храм Покрова и Рождества Богородицы от Пролома

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома - это небольшой православный храм, расположенный в городе Псков. Он является памятником культуры и истории федерального значения 15-16 веков. Обитель расположена у Покровской башни, в южной части Окольного города. Пролом - это место, где обрушилась крепостная стена во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Храм состоит из двух бесстолпных церквей, их четверики имеют общую стену. Южная церковь освящена в честь Рождества Богородицы, а северная - в честь Покрова Богородицы. Они имеют по одному притвору и апсиде. В их алтарях находится по щелевому и оконному проему, которые рассчитаны для пожертвований.

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома была построена из местной известняковой плиты, затем обмазана и побелена. С притвором ее длина составляет 17 метров, а ширина - 15 м. В 1961-1964 годах была проведена реставрация церкви, ее выполнили по проекту великого архитектора В. П. Смирнова. В результате, была воссоздана двухпролетная звонница и две главы. В настоящее время обитель является действующей, здесь проводят богослужения и молебны.


Достопримечательности Пскова

Продолжаем наше путешествие по Псковской земле.

В эти майские праздники мы снова поехали в Псков. И так как мы были здесь всего полгода назад, то перед поездкой задумались, чем бы нам заняться в Пскове. мы видели, мы видели, город в целом мы видели, что же нам еще посмотреть? :)

Интернет подсказал, что на Псковской земле есть интересные монастыри, их-то мы и решили посетить. В Мирожском монастыре мы были два года назад, но решили еще раз съездить туда. Почему-то в наши прошлые поездки мы пропустили Снетогорский монастырь, хотя он и находится на территории города. И еще две обители расположены в пригородах Пскова: Елеазаровский и Крыпецкий монастыри.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь был основан в середине XII века. Он находится в месте впадения речки Мирожки в реку Великую.

Мы спустились со Снятной горы к машине, и к нам подошел местный житель, спросил, нет ли у нас зажигалки, и попытался завести разговор на тему «Как мне надоели эти праздники, совершенно нечем заняться»… Диалог мы не поддержали и поехали к следующему монастырю.

Спасо-Елеазаровский монастырь был основан в 1425 году преподобным Евфросином Псковским (в миру - Елеазаром). Это единственный случай в истории русских обителей, когда монастырь назывался мирским именем своего основателя. Монастырь находится в 28 км к северу от Пскова, в деревне Елизарово.

Главная монастырская святыня - собор Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) - построен во второй половине XVI века.

Необыкновенно красивый вид на собор открывается, если обойти храм и пройти к пруду.

Новый сестринский корпус, где ныне проживают насельницы, построили в 2009 году.

Единственный сохранившийся старый сестринский корпус был построен в 1904 году.

В XVI веке в обители жил старец Филофей, сформулировавший политическую доктрину Московского царства: «Москва - третий Рим».

Его изречение выбито на металлической плите, являющейся одновременно колоколом:
«Два Рима убо падоша, а третий стоит, а четвертому не быти. И вот теперь третьего нового державного твоего царства Святая Соборная Апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится. Наша же РОССИЙСКАЯ земля Божиею милостью и молитвами Пречистыя Богородицы и всех Святых чудотворец растет, и младеет, и возвышается.»

Когда мы приехали, по монастырю водили целую группу туристов. Мы присели на скамеечку, чтобы переждать, пока группа закончит обзор монастыря. Потом мы пошли к храму. И тут ко мне обратилась молодая монахиня. Я не сразу расслышала, что она говорит, поэтому переспросила. «В колокол звонить нельзя»! - строго повторила мне монахиня. «А мы не будем звонить», - удивленно ответила я. Монахиня посмотрела на меня и также строго сказала: «А вот тут недавно была группа, кто-то из них звонил!» Я еще раз заверила ее, что мы не будем звонить, и мы пошли дальше. Зато нам не пришлось ломать голову над этой конструкцией, все-таки это колокол:)

После революции монастырь был закрыт. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский санаторий и база отдыха. В результате от более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.

В 2000 году монастырь был передан Русской Православной Церкви.

Елеазаровский монастырь оказался самым ухоженным. Вокруг монастыря территория деревни тоже очень ухоженная. Рядом построена часовня. Напротив Святых ворот строится корпус в стиле монастырских корпусов (возможно, гостиница для паломников). Неподалеку есть еще одна церковь. Похоже, возрожденный монастырь снова становится для Елизарово «деревнеобразующим» предприятием:)

И еще один монастырь, который мы посетили, - Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь. Он находится в 22 км от Пскова.

Путешествие в Крыпецкий монастырь оказалось самым экстремальным. 22 километра дороги - это конкретная грунтовка: душу вытряхивает основательно, пыль столбом! Когда мы, наконец, доехали, наша машина была покрыта ровным коричневым слоем песка.

Сама дорога упирается прямо в монастырскую стену. Когда уже после тряски, лесов, полей ничего не ждешь, но вдруг вырастает монастырь - это впечатляет!

Монастырь основан в 1485 году преподобным Саввой Крыпецким среди болот.
Мы вошли через Святые врата монастыря…

За воротами оказалось огромное поле, вдали стояли несколько деревянных корпусов и два собора. Большую часть территории монастыря пока занимает пустырь.

Иоанно-Богословский собор был построен в 1557 году. Трапезный Успенский храм возведен в начале XIX века. В колокольне устроен храм во имя преподобного Иоанна Лествичника.

После революции монастырь был закрыт. Территория обители заросла и заболотилась, сохранился лишь полуразрушенный Иоанно-Богословский собор и развалины колокольни.
В 1992 году территория монастыря была передана РПЦ. Сейчас здесь проживают 25 монахов и около 50 трудников.

В Крыпецком монастыре работ по восстановлению обители - еще непочатый край. Но отдаленность монастыря от города и деревень настраивают на особый лад. Наверное, в таких уединенных местах и появляются настоящие старцы…

Вот такие обители мы посетили. Различное состояние монастырей создавало разное настроение. Но впечатления остались самые яркие. И Псковская земля открылась для нас еще одной, тоже красивой, стороной…

Продолжение следует…

Также по этому путешествию.

Несколько десятков, среди них много сохранившихся, отреставрированных и действующих. Именно этой особенности Пскова будет посвящена сегодняшняя фотопрогулка. А рассказ об остальной части Пскова подготовлю позже, чтобы не перегружать один пост огромным количеством фотографий.

В Пскове есть церкви, построенные в XII-XV веках - во многих других городах России здания этого времени были давно разрушены и не сохранились до наших дней. У древних псковских церквей есть собственный архитектурный стиль: большинство из них побеленные, одноглавые, с характерными пристроенными или отдельно стоящими звонницами. Плотность церквей на душу населения и на единицу площади в центре города поражает воображение, иногда они встречаются каждые 100 метров, если не чаще.

Для этого фоторассказа я отобрал 36 фотографий церквей, случайно встреченных в ходе бессистемной прогулки по городу (на самом деле их намного больше, но обойти их все за короткое время не представляется возможным, даже несмотря на то, что исторический центр Пскова довольно компактен). Итак, в путь!

[ | ]
5. На противоположном (западном) берегу реки Великой рядом с Ольгинским мостом находится церковь Успения у Парома, построенная в 1444 году и перестроенная в 1521. Церковь типичного Псковско-Новгородского стиля: побеленная, одноглавая, с характерной отдельно стоящей звонницей. Единственная в Пскове церковь, где на кресте сидит голубь.

[ | ]
7. Часовня Святой Равноапостольной княгини Ольги Российской рядом с Успенской Пароменской церковью возведена к 2000 году. Традиционное место фотосессий молодожёнов. На заднем плане виден Троицкий собор на противоположном берегу реки Великой.

[ | ]
8. Но мы возвращаемся на восточный берег Великой, потому что большинство старинных псковских церквей расположено именно там. В 300 метрах к юго-востоку от Ольгинского моста находится Церковь Михаила и Гавриила Архангелов со Городца с шатровой колокольней над воротами. От самой церкви, построенной в 1339 году, виден только купол, а колокольня с воротами на переднем плане была построена позже - в XVII веке. У этой церкви особое украшение барабана: если обычно это традиционные псковские скромные рисунки, то здесь барабан украшен изразцами.

[ | ]
9. В 250 метрах к востоку от Крома и Троицкого собора на улице Леона Поземского рядом с мостом через реку Пскову стоит церковь Козьмы и Дамиана с Примостья, построенная в 1463 году на месте старинного деревянного храма. В XX веке здание церкви долгое время было в запустении и использовалось не по назначению, но с 2008 года церковь вновь стала действующей.

[ | ]
10. В 250 метрах к северу от Козьмодамианской церкви находится церковь Ильи Пророка-Мокрого. Она была построена намного позже больинства псковских церквей - в 1677 году, а колокольня была пристроена в XIX веке, поэтому её архитектурный стиль существенно отличается от традиционного псковского стиля.

[ | ]
11. В 400 метрах к северо-северо-западу от «Ильи-Мокрого» на пересечении улицы Леона Поземского с улицей со звучным названием Набат стоит церковь Воскресения Христова со Стадища. В летописях эта церковь впервые упоминается в 1532 году, но с тех пор она неоднократно перестраивалась.

[ | ]
12. Затем мы прогулялись по улице Леона Поземского до старой псковской городской стены. Рядом с бывшими воротами и руинами Варлаамской захабной башни (примерно 200 метров от предыдущей фотографии) расположилась церковь Варлаама Хутынского на Званице.

[ | ]
14. Удаляться дальше от центра города мы не стали и пошли обратно на восток в сторону реки Псковы. В 200 метрах к северо-востоку от «Ильи-Мокрого» находится Церковь Спаса Нерукотворного образа с Жабьей Лавицы («Жабья лавица» - название небольшого болота, рядом с которым построена церковь), впервые упоминающаяся в 1487 году, но перестроенная в середине XIX века. Здание долгое время было в полуразрушенном состоянии, но в 2000-е годы было передано Церкви и в настоящее время восстанавливается.

[ | ]
15. В 300 метрах к востоку от церкви Козьмы и Дамиана с Примостья (и в 500 метрах от предыдущей фотографии) на пригорке рядом с живописным пешеходным мостом через реку Пскову возвышается трёхглавая церковь Богоявления с Запсковья, построенная в 1496 году.

[ | ]
17. В 500 метрах к востоку от Богоявленской церкви на красивом холме на берегу Псковы рядом с Гремячей башней находится церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы - одна из старейших сохранившихся псковских церквей, построенная в 1383 году. Раньше она была частью Гремяцкого монастыря, упразднённого в XVIII веке. Снимок сделан из Финского парка Куопио на противоположном берегу Псковы. (Да, кстати, нужно будет как-нибудь опубликовать оставшиеся фотографии Куопио, залежавшиеся у меня уже на 4.5 года.)

[ | ]
21. На той же улице Карла Маркса рядом с рынком на территории бывшей автостанции находится Церковь Петра и Павла с Буя (1540 год). Буем называлось обнесённое оградой место при церкви, обычно кладбище.

[ | ]
22. После прогулки по берегам реки Псковы мы вернулись в центральный район Пскова и пошли гулять вдоль Октябрьского проспекта и Советской улицы (на самом деле это было уже на следующий день, более пасмурный). Церковь Николы со Усохи (т.е. святого угодника Николая, Мирликийского Чудотворца) находится вблизи развилки этих улиц у Октябрьской площади. Первая версия церкви была построена в 1371 году, нынешний вариант был построен на её месте в 1531 и частично перестроен в XVII и XIX веках. Эта церковь на несколько метров ушла вниз; когда находишься внутри, то она кажется более внушительной, чем снаружи.

[ | ]
26. Церковь Успения с Полонища построена на месте бывшего Успенского монастыря на Георгиевской улице недалеко от Советской. В этой части прогулки мы уже торопились и пройдя 400 метров с предыдущей фотографии, наверное, пропустили несколько церквей.

Спасо-Елеазаровский женский монастырь, основанный в 1447 году, известен тем, что хранит в своей обители цареградскую икону Божией Матери - дар константинопольского патриарха.

Изначально это был мужской монастырь, основанный преподобным Евфросином, известным в народе как Елеазар, в честь которого и была названа обитель. Это была возведенная на горе деревянная церковь, ставшая кладбищенской после смерти основателя, а монастырь был построен под горой в виде каменной трехсвятительской церкви и представляет собой образец псковской архитектуры Средних веков.

В начале 16 века монастырь являлся духовным центром Пскова и за свое существование неоднократно подвергался нападениям литовцев и поляков, несколько раз закрывался и полностью был закрыт в 1923 году - до 2000 года, когда был восстановлен как женский.

Он представляет собой белый кубической формы храм, завершающийся шатровым барабаном, увенчанным одной большой и тремя маленькими главками по бокам. Храм также имеет пристроенную невысокую колокольню.

В настоящее время монастырь признан памятником республиканского значения и включает в себя трехсвятительский собор 16 века, братский корпус 20 века и руины каменной ограды.

Снетогорский монастырь

Снетогорский монастырь, который изначально был мужским, построен на Снятной горе на Великой реке. Сейчас этот женский монастырь состоит из храма Рождества Богородицы, трапезного храма Николая Чудотворца, Архиерейского дома, ограды и Святых ворот монастыря.

Доподлинно неизвестна точная дата постройки монастыря, однако несмотря на это он считается одним из старейших монастырей во всем Пскове – первые упоминания о нем датируются еще XIII веком.

Главным храмом монастыря является собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный по образцу Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Фрески храма являются ярчайшим примером псковской художественной школы.

Сейчас в монастыре ежедневно совершается литургия.

Печерский Монастырь

В России есть такие древние сооружения, глядя на которые захватывает дух лишь от осознания того, сколько пережили эти стены, какие исторические личности ходили по его коридорам и все предания оживают в образах, знакомых еще с детства и школы. Такой и Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Его история начала свой отсчет уже более 530 лет назад. Именно здесь трагически погиб от меча царя Ивана Грозного игумен Корнилий, при котором монастырь пережил свой расцвет.

Считается, что монастырь был основан в 1473 году, со дня освящения его первого храма. Однако самые ранние упоминания об этом месте относятся к 1392 году. Тогда здесь не было никакого монастыря, но именно тут, у ручья Каменец, охотник Селиша услышал пения монахов-отшельников, приняв их за голоса ангелов.

Место для монастыря, а впоследствии и целой крепости, выбрано нестандартное. Вместо возвышенности, он располагается на дне глубокого оврага, однако это обстоятельство никак не отразилось на оборонительных качествах сооружения.

В шестнадцатом столетии при игумене Корнилии монастырь переживает свой расцвет. Здесь возводятся церкви и храмы, а вокруг монастыря строится внушительная стена с боевыми башнями. По преданию, игумен спросил разрешение на возведение стены у Ивана Грозного, когда царь приезжал в монастырь во время Ливонской войны. Монарх дал свое разрешение, но при условии, что стены уместятся на шкуре быка. Тогда Корнилий изрезал бычью шкуру на множество узких лоскутов и "очертил" ими монастырь, а по ним возвели стены. Возвращаясь с войны в Москву, царь снова приехал в монастырь и был поражен его стенами. Он решил, что Корнилий предал его и затеял измену. Разгневанный монарх, увидев игумена в воротах крепости, не раздумывая достал меч и ссек священнику голову. Мгновенно раскаявшись, он подхватил тело Корнилия и понес его на руках к церкви Успения. Эту тропу затем назвали "Кровавый путь" (в наши дни ее ежегодно выстилают цветочным ковром).

От тех далеких времен остались великолепные памятники: церковь Николы Вратаря (1565), Михайловский собор (1827), Звонница (1523), Благовещенская церковь (1540) с пристроенной к ней в 1870 году Сретенской церковью, ризница (XVII в.), пещерный Успенский собор (в середине XVIII века надстроенный еще одной, Покровской, церковью, и получивший общий с ней фасад в стиле барокко. До сих пор стоят легендарные каменные стены Тайловской, Верхних решеток, Тарарыгиной, Изборской, Благовещенской, Нижних решеток, Никольской, Петровской и Тюремной башен.

В монастыре хранится коляска, оставленная там Анной Иоанновной. Одна из легенд гласит, что коляску Анна Иоанновна была вынуждена бросить в монастыре после того, как спицу колеса обвила змея. Это считалось дурным знаком и ехать на коляске Ее Величество дальше отказалась.

Мирожский монастырь

Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь культурный и духовный исторический центр Псковской земли, который на протяжении несколько сотен лет упрочняет свое влияние и значимость. Монастырь находится на берегу реки Великой, в живописном и уединенном месте. Именно здесь в русской земле формировались основы веры и религиозной традиции первого христианства.

Монастырь находится в месте впадения в Великую речки Мирожи, название которой переводится как "Сети". Издавна эти места были известны своей рыбной ловлей, и первая монашеская община была известна знатными рыбаками. С момента основания обители была так же организованна иконописная школа, в которой заложились традиции Псковской иконописи, оказавшие сильное влияние на церковное искусство.

Сегодня как и в прежние времена обитель является одной из крупнейших и богатейших с точки зрения духовного наследия. Не смотря на то, что в период войн монастырь несколько раз был разграблен и частично разрушен, внешний облик и внутреннее убранство удавалось восстановить. На территории обители находится древнейший монастырский храм – Собор Спаса Преображения. В нем удалось полностью реставрировать комплекс уникальных византийских фресок, для создания которых привлекалось множество заграничных мастеров. Все стены почти на 90% покрыты росписью и фресками, представляя из себя сплошную картину. В монастыре хранится чудотворная икона Божией Матери, прозванная "Мирожской Орантой".

Мужской монастырь Петра и Павла на острове Верхний

Мужской монастырь Петра и Павла на острове Верхний был основан в 1470 году преподобным Досифеем Верхнеостроским. Согласно преданию, когда Досифей прибыл на остров, на нем жили беглые каторжники и разбойники, некоторые из которых позже приняли причастие.

За время своего существования монастырь пережил много событий: разруху в ходе Северной войны, упразднение, в процессе которого его церковь стала приходской, а в 20 веке и вовсе была закрыта и использовалась как склад. И только в 1994 году начались работы по восстановлению и реставрации храма.

Храм представляет собой каменную церковь, выполненную из плиты и кирпича. До наших дней уцелел бесстолпный, одноапсидный четверик с декорированной главкой и вход в подцерковье из алтаря, который был построен в 1862 году вместе с шатровой колокольней и притвором.

Один придел церкви полностью восстановлен и еще два - реставрируются. Здесь же под спудом в церкви покоятся мощи Досифея, спрятанные местными жителями и служителями храма перед его закрытием в начале 20 века.

Свято-Успенский Святогорский монастырь

Cвято-Успенский мужской монастырь славится своей самой главной святыней – иконой Богородицы Одигитрия, которую нашел пастух Тимофей в 1566 году в окрестностях Воронича.

Основали монастырь по приказу Ивана Грозного в 1569 году после чудесного видения Тимофею иконы Божией Матери. Сначала построили Успенский храм, к которому позже пристроили приделы Одигитрии и Покровский. До наших дней сохранились братская трапезная, два сторожевых домика, дом настоятеля, ограда со Святыми и Анастасьевскими вратами.

Православной церкви монастырь возвратили в 1992 году. Сейчас в нем проживают около 25 послушников, которые здесь же занимаются сельским хозяйством. Также в монастыре действует церковная школа. Рядом с Успенским храмом находится некрополь, в котором погребен А. Пушкин.

Псково-Печерский монастырь

Один из самых величественных мужских монастырей в России носит название Свято Успенский Псково-Печерский мужской монастыря и имеет многовековую историю. В 1473 году здесь освятили выкопанную в песке церковь Успения, эта дата и считается датой основания монастыря. Этот монастырь функционировал на протяжении всей своей истории.

В межвоенный период и до 1944 он находился в пределах Эстонии, благодаря этому и сохранился. В 1470 году в пещере поселился монах Иоан, который являлся бывшим священником Георгиевского храма. Он выкопал пещеру, в которой устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, а затем в 1473 году освятил ее. Вокруг храма через некоторое время образовалась обитель.

В наше время этот собор является неизменным святым местом паломничества многих прихожан. В его комплект входят ряд соборов, которые вы сможете посетить и проникнуться атмосферой намоленного места.