Суздальский женский монастырь. Суздальские монастыри - города и веси россии. Ризоположенский женский монастырь

В 1364 году святым благоверным князем Андреем Константиновичем Суздальско-Нижегородским в Суздале на правом берегу небольшой реки Каменки был выстроен Покровский девичий монастырь. Он стал одним из многих обителей, основанных на Руси в эпоху духовного расцвета, связанного с именем преподобного Сергия. Большое значение в становлении Покровского монастыря имел собеседник и спостник великого Радонежского игумена преподобный Евфимий Суздальский. Благодаря высокому примеру его жизни и его наставлениям Покровская обитель скоро стала известна строгой жизнью своих монахинь. Сохранились пророческие слова, сказанные о монастыре святым подвижником: «В грядущии дни, по нашем к Богу отшествии, распространится обитель Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, и будет славной во все концы земли Русской».

Временем духовного процветания стал для Покровского монастыря XVI век. В тот период здесь подвизались преподобная Елена (впоследствии первая игумения Московского Новодевичьего монастыря) и преподобная София, в миру великая княгиня Соломония Сабурова, супруга Василия III. Их подвижническая жизнь привлекла в монастырь представительниц княжеских и боярских родов, на эту обитель обратили тогда внимание и царственные самодержцы.

О духовном величии Покровской обители свидетельствовало величие и благолепие ее храмов. Около 1509 года монастырь посетил великий князь московский Василий III. Он сделал сюда дорогие вклады, а в 1510 году начал в монастыре большое каменное строительство. К 1515 году были выстроены надвратная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и колокольня с храмом Происхождения Честных Древ Креста Господня. В 1518 году закончилось строительство главного монастырского собора в честь Покрова Богоматери. Каменное строительство продолжалось в монастыре и в середине XVI века. При игумении Василисе была выстроена теплая церковь в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Грамотой от 6 ноября 1551 года царь Иван Грозный освободил Покровскую обитель от пошлины за провоз камня для ее постройки.

Старинное монастырское предание говорит, что игумения Василиса предрекла Грозному победу, когда царь в 1552 году шел через Суздаль походом на Казань. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Казань была взята. По возвращении своем государь вложил в Покровскую обитель чудотворный образ Богоматери Одигитрии, богато украшенный драгоценными камнями, золотом и жемчугом.

Внимание царственных особ к Покровскому монастырю выражалось не только в строительстве здесь каменных церквей, жаловании богатых даров и вотчин, но и в неоднократных посещениях ими этой обители. Известно, что в 1563 году на богомолье сюда приезжала супруга Ивана Грозного царица Мария, а в следующем году и сам государь с царицей и наследником приезжали в монастырь на престольный праздник. В 1682 году обитель посетили царь Федор Алексеевич с царевнами Софьей, Марией и Феодосией.

При нашествии поляков Покровский монастырь чудом уцелел от разорения. Это было в 1609 году. Монастырское предание рассказывает, когда предводитель польского отряда пан Лисовский, разграбив Суздаль, направился к Покровской обители, он был остановлен грозным явлением преподобной Софии. Явившись дерзкому завоевателю в схиме и с горящей свечой в руках, она «нача его жещи и палити, и в том часе он пан впаде в недуг велий, и рука правая отъяся у него, и от того видения он ужасеся, и отъиде от монастыря, сказывая товарищам о чудесах, и клятву наложи на себя города Суздаля с обители не разорять и отъиде во своя».

Одна из страниц истории монастыря связана с пребыванием в его стенах супруги Петра I царицы Евдокии Федоровны Лопухиной. Она отправлена была сюда Петром в 1698 году. С западной стороны Благовещенской надвратной церкви для царицы устроили особые кельи. Она ежедневно ходила к богослужениям, благотворила нищим, делала щедрые вклады в монастыри. В 1712 году у южной стены монастыря она выстроила небольшой Никольский храм с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея.

В 1718 году на Евдокию Лопухину пало подозрение о соучастии в заговоре сына против великодержавного отца. Царь сам тогда направился в Суздаль, желая исследовать дело. «На рассвете Петр въехал в Покровскую обитель, – пишет историк М. И. Семевский, – все засуетилось, забегало, все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок, повелел водрузить колы да виселицы…». По распоряжению Петра Евдокия Федоровна была отправлена в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было кому-либо разговаривать. Игумения Покровского монастыря Марфа была сослана в Александровский Успенский монастырь. С воцарением Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургскую крепость. Когда же русский трон занял внук Евдокии Федоровны император Петр II, она была освобождена и поселилась в Москве в Новодевичьем монастыре. Прожив здесь четыре года, царица-инокиня преставилась и была погребена в Смоленском соборе обители.

Во время правления Екатерины II в России начались реформы по секуляризации монастырских земель и переходе их в пользу государства. Повсеместно все монастыри были разделены на три класса с выделением определенных сумм на их содержание. Покровская обитель в Суздале благодаря своему положению и исторической значимости вошла в число первоклассных.

В 1913 году в связи с празднованием 300-летия династии Романовых Покровскую обитель посетил император Николай II с великими княжнами. Особое внимание государя было уделено монастырской ризнице, хранившей старинные вклады именитых особ.

Многовековой уклад монашеской жизни нарушили революционные события 1917 года. Со стороны новой власти начались вмешательства, притеснения, реквизиции. В те годы настоятельницей Покровского монастыря была игумения Мария (Либеровская). Ей пришлось перенести много испытаний и видеть жестокое разорение своей обители. В 1937 году игумения Мария была расстреляна, пострадали за веру в те годы еще несколько сестер монастыря.

Дата закрытия обители Покрова – 3 февраля 1923 года. К тому времени здесь проживало около ста насельниц. По воспоминаниям, одни сестры уехали из города к родным, другие – на Кавказ устраивать новую общину, третьи остались в Суздале, из милости их принимали к себе местные жители.

После выселения сестер все здания монастыря были переданы в ведение местного музея. Храмы стояли опечатанными, монастырские дома стали сдавать под жилье, ветхие хозяйственные и жилые строения продавались на слом. Особая комиссия в июне 1923 года произвела в храмах изъятие ценностей. В 1931 году монастырь был передан в распоря­жение политизолятора и закрыт для посторонних лиц. Сюда въехала организация под названием БОН – База осо­бого назначения. Монастырские здания были приспособлены для размещения на­учных лабораторий и мастерских. Когда в 1933 году обрушилась юго-восточная часть ограды, для ее восста­новления в фундамент новой стены положили старинные плиты монастырского некрополя. После того, как БОН выехала из монастыря, ее место занял детский дом, затем военная часть. Разорение обители в тот период шло очень быстро: в храмах выламывали полы и окна, снимали кровлю, пробивали своды, была разобрана северная часть ограды, монастырские строения разбирались для добычи кирпича.

Но Промыслом Божиим обитель Покрова не была разорена до конца. Еще во время Великой Отечественной войны древний Суздаль привлек к себе внимание крупных специалистов-реставраторов. В I944 году в присутствии П. Д. Барановского было произведено обследование Покровского монастыря. В победоносном 1945 году его включили в список объектов, подлежавших реставрации. Она велась в 1950-1960-е годы по проектам архитекторов Е. А. Архипова и И. А. Столетова. По завершении восстановительных работ в монастырских зданиях разместились экспозиции музея и гостиница «Покровская».

Монашеская жизнь в обители возродилась в 1992 году. На Пасху 26 апреля после 70-летнего перерыва в усыпальнице Покровского собора прошла первая служба. Покровский монастырь стал первым возрожденным монастырем в Суздале.

Возрождение монастыря вернуло к вопросу о возобновлении почитания преподобной Софии Суздальской. 14 августа 1995 года в усыпальнице Покровского собора было совершено обретение ее мощей.

Первые годы были наполнены трудами по восстановлению обители. Ремонтировался переданный в 1993 году Покровский собор. Его освящение было торжественно совершено владыкой Владимирским и Суздальским Евлогием 24 апреля 1994 года. С того времени в обители богослужения стали проходить ежедневно. Открылась воскресная школа для детей. Одной из сторон социального служения обители стала помощь городскому дому-интернату для престарелых и инвалидов. В монастыре с первых лет обустроены швейная и иконописная мастерские. Для нового четырехъярусного иконостаса Покровского собора сестры сами написали иконы. В 1996 году в селе Менчаково Суздальского района строится монастырское подворье.

В январе 2005 года обители был передан зимний храм Зачатия прав. Анной Пресвятой Богородицы. Деревянные дома, расположенные по периметру монастыря, в которых размещались номера гостиницы "Покровская", были переданы обители в 2008 году, что способствовало расширению ее социального и духовно-просветительского служения.

Возрожденная сегодня обитель Покрова Богоматери – одно из мест православного паломничества, поклониться ее святыням приезжают многочисленные паломники из разных городов. В 2014 году обитель отметила большой исторический юбилей - 650 лет со времени основания. В 2017 году было отмечено 25-летие со времени возрождения.

На правом берегу небольшой реки Каменки был выстроен Покровский девичий монастырь. Он стал одним из многих обителей, основанных на Руси в эпоху духовного расцвета, связанного с именем преподобного Сергия.

Большое значение в становлении Покровского монастыря имел «собеседник и спостник» великого Радонежского игумена преподобный Евфимий Суздальский . Благодаря его отеческим наставлениям и высокому примеру жизни Покровская обитель скоро стала известна строгой жизнью своих монахинь. Сохранились пророческие слова, сказанные о ней преподобным Евфимием: «В грядущии дни, по нашем к Богу отшествии, распространится обитель Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, и будет славной во все концы земли Русской».

Временем духовного процветания стал для Покровского монастыря XVI век. В тот период здесь подвизалась преподобная София Суздальская , в миру великая княгиня московская Соломония Сабурова. Ее святое житие привлекло в монастырь многих представительниц княжеских и боярских родов, на эту обитель обратили тогда внимание и царственные самодержцы. Со времени пребывания преподобной Софии Покровский монастырь в Суздале вплоть до XVIII века будет местом пострижения, монашеского подвига и упокоения многих именитых особ, в числе которых супруга Ивана Грозного царица Анна, супруга Василия Шуйского царица Екатерина, супруга Петра I Евдокия Федоровна Лопухина и другие.

24 апреля года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) совершил освящение главного собора Покрова Богоматери. Через несколько лет здесь установили новый четырехъярусный иконостас, иконы для него были написаны сестрами обители.

Сначала монастырские службы совершались только по воскресным и праздничным дням, а с года они стали проходить ежедневно. С первых лет возродилось и чтение Неусыпаемой Псалтири. В июле года в надвратном Благовещенском храме был совершен первый монашеский постриг.

В эти же годы Покровская обитель начинает и свое социально-просветительское служение. Силами сестер стали проводиться занятия в воскресной школе, под свою опеку монастырь взял городской дом престарелых и инвалидов. Многим библиотекам и учебным заведениям обитель помогла укомплектовать фонды православной духовно-назидательной литературой. Паломникам и гостям, приезжающим из разных регионов страны, сестры проводят экскурсии и показывают монастырские святыни.

Покровский монастырь был основан в Суздале в 1364 году на правом берегу реки Каменки суздальским князем Андреем Константиновичем . Изначально постройки обители были деревянными. До наших дней дошли уже более поздние строения, относящиеся к XVI веку. Но зато какие! Очень гармоничная архитектура. Белокаменные стены, утонченный декор, чудесная архитектура, где есть место и древнерусскому, и западноевропейскому искусству. И даже деревянные домики-избушки с резными наличниками картину не портят.
Покровский монастырь производит очень приятное впечатление - маленький, ухоженный, аккуратный, очень-очень красивый. И демократичный. Никаких юбок принудительно при входе не выдают. Чувствуется недалекое музейное прошлое. В 50-60-х годах XX века здесь располагался музей. Позже - туристический комплекс с гостиницей и рестораном. Звучит невероятно, учитывая древность этих стен и богатую историю - здесь на протяжении столетий проживали сосланные на постриг знатные аристо кратки - царицы, княгини, дворянки.


В Покровском монастыре жили жена Василия III Соломония Сабурова (преподобная София Суздальская) , дочь Ивана III Александра, жена Ивана IV Анна Васильчикова, первая жена Владимира Старицкого Евдокия Нагая, жена Петра I царица Евдокия Лопухина и многие другие. Под зданием Покровского собора есть усыпальница, где все эти дамы и нашли свое вечное успокоение.

Самой известной аристократической особой Покровского монастыря стала великая княгиня Соломония Сабурова - София Суздальская . Насильно постриженная в монахини, долго с этим не смирявшаяся, мучащаяся, в результате она смиренно несла свой крест и прославилась своим иноческим подвигом, особой святостью. Известны многочисленные случаи исцелений от мощей преподобной Софии. В Покровском монастыре есть чудотворная икона Святой Софии (см. фото), написанная в XVII веке. Вопрос о ее канонизации вставал еще в XVIII веке. Но, как это у нас бывает, вопрос остался не решенным. Лишь с 1984 года преподобная стала почитаться как местночтимая владимиро-суздальская святая.
Обитель благородных аристократок, славившаяся очень строгими порядками вплоть до XVIII века, привлекала внимание царственных особ - цари и императоры не только ей помогали материально, но приезжали сюда лично. В 1913 году в год 300-летия династии Романовых в Покровскую обитель приезжал Николай II.
Вот уже и 400-летие 2 года назад отметили, а обитель стоит во всей красе. Приглашаю вас сюда на небольшую прогулку.

9 марта. Солнце заливает все вокруг. Соня надевает свои смешные синие очки от солнца. Впрочем, тут дело не в солнце. Красота ж страшная сила. Мы топаем по лужам. Понимаю, что сухость ботинок временная. В тот день я думала, что нам страшно не повезло с этими лужами. А сейчас смотрю фотографии и понимаю - нам очень повезло с погодой. Это самая романтичная погода на свете - ручьи, проталины, капель. Музыка весны!


То, что на схеме гордо названо парковкой, по сути улочка, с двух сторон которой стоят машины. Стоянка как бы и есть, но там все заставлено, поэтому мы паркуемся чуть дальше. И идем в сторону монастыря.


Я обожаю древнерусскую архитектуру (извиняюсь за энергичное слово "обожаю", но это так). Лаконично, но не просто. Очень величественно. На фотографии вы видите уникальный памятник архитектуры - Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью (1515 г.) - два в одном.


Сверху три шлемовидных главки на световых барабанах - одна большая, две поменьше, располагающиеся симметрично. Главный собор обители, Покровский, строился одновременно с Благовещенской церковью и в одном стиле. Впрочем, не будем забегать вперед.

Заходим в монастырь через такой вот проход-коридор под церковью.

Объявления при входе. Монастырь действующий.



Если что и запрещают, так это беспредельничать - курить, шуметь и оголяться.

Фотографировать в Покровском монастыре можно , так же как и в других монастырях Суздаля. Главное правило - не снимать сестер монастыря.


Информационный стенд рассказывает нам об истории Покровского монастыря. История действительно удивительная. Столько известных имен, столько загубленных жизней, столько молитвенных подвигов.


Как я уже говорила, территория монастыря очень маленькая. Вы сами могли убедиться, посмотрев схему, что здесь, по сути, стоят два храма и колокольня в центре, а по всему периметру располагаются деревянные домики - монастырские кельи. Есть и другие постройки, но их немного.


Не видела ничего подобного в монастырях - деревянные домики в таком количестве. Очень мило и уютно. Откуда? Всю эту красоту, 22 дома в стиле келий, построил Владимиро-Суздальский заповедник для иностранных туристов в 70-х годах XX века. Заповедник вообще сделал очень много для Покровского монастыря, восстанавливая и содержа его в отличном состоянии.




Идем по аллее в сторону храмов.


Главная достопримечательность Покровского монастыря - Покровский собор (1510-1518 гг.). Собор впечатляет. Великолепное сооружение. Здесь и открытая галерея, и высокое крыльцо, и гармоничный декор - аркатурно-колончатый пояс, порталы с дыньками, килевидные закомары, шлемовидные главки. Все как положено в древнерусских православных храмах. Прелесть!


Под зданием собора находится усыпальница . Именно там покоятся ссыльные царицы, великие княгини и другие знатные женщины-аристократки. Это чудо, что монастырь дошел до наших дней в таком отличном состоянии.


А посмотрите каким чУдным переходом соединен Покровский собор с колокольней.




На храме - икона Покрова Святой Богородицы.





Побывать в Покровском соборе нам не удалось. Зимой он не работает.


Шатровая колокольня строилась одновременно с Покровским собором и Благовещенской церковью - в 1515 году. Нижняя часть колокольни - церковь Происхождения честных древ креста. Все-таки архитектура в обители оригинальна. Хоть колокольню возьми, хоть Святые ворота, хоть Трапезную. Везде свой храм.

Кельи отгорожены цепочками. Ни к ним, ни к ограде не подойдешь. Для прохода внутрь территории только одна аллея,


По которой мы и движемся в сторону Зачатьевской церкви.


Зачатьевская церковь с Трапезной палатой великолепна. Она абсолютно отличается от других монастырских построек. Церковь выполнена с учетом западных традиций. По разным источникам: в польском стиле или западноевропейском стиле. В любом случае, эта "ненашесть" видна даже тем, кто мало разбирается в зодчестве.


Церковь Зачатия Анны тоже очень древняя - 1551 год постройки. Рассмотрим ее повнимательнее. Симпатична маленькая шестигранная башенка-колокольня, пристроенная с западной части здания. Невеликая и изящная луковка, венчающая храм.

Единственное, да и то очень скромное украшение - орнамент из ромбов (или крестиков?), опоясывающий церковь со всех сторон. Но как хорош! Правда?


Красота в простоте.


Эта каменная постройка относится к монастырю, проход к ней закрыт цепочками.


К сожалению, погулять по дорожкам обители нам пришлось немного. Они были покрыты льдом, частично лужами. Ходить было неудобно. Поэтому дальше, к домикам, мы не прошли.


Трапезная Покровского монастыря. В обитель мы приехали только после завтрака в гостинице (), поэтому лично посетить местную Трапезную не смогли.


Зашли в Зачатьевскую церковь. Поднялись по высокой крутой лестнице наверх. Но, увы, там шла служба. Я купила две брошюры в церковной лавке, и мы спустились вниз.


Красота - страшная сила! ;)


На этом и закончилось наше знакомство с Покровским монастырем. Достаточно беглое, увы. Но Покровский собор оказался закрыт, в Зачатьевской церкви шла служба. Я против того, чтобы расхаживать по храму во время службы...


Приказная изба Покровского монастыря - очень редкий памятник гражданского зодчества начала XVIII века. Располагается сразу при входе в монастырь с левой стороны. Именно отсюда осуществлялось управление всем монастырским хозяйством. В подземелье Приказной избы есть каменный мешок - тюрьма для узниц монастыря.
В 1970-х годах здесь был организован музей. Он работает и по сей день (с 10.00 до 18.00, кроме среды, четверга и последней пятница месяца). Но читала в статье "Блаженны алчущие и жаждущие правды" на сайте Владимиро-Суздальского заповедника, что церковь несколько лет назад потребовала вернуть им это уникальнейшее здание, то ли для хранения картошки, то ли еще для чего-либо. Причем, учитывая количество уже отданных музеем-заповедником монастырю зданий и небольшое количество монахинь (около 30), точно не для проживания. Почитайте, статья интересная. Есть о чем подумать.


Выходим из монастыря и идем знакомиться с его стенами и башнями снаружи. Также посмотрим, что интересного находится рядом с Покровским монастырем.


Бурные ручьи у стен обители.



Напротив Святых ворот обители стоят две церкви - Святых апостолов Петра и Павла (1694) и Святителя Николая Чудотворца (1712). На фото ниже - Петропавловская церковь.



Всего 44 фото

В Суздале за всю его историю было основано 15 монастырей. Для такого небольшого нынешнего городка в 10 000 жителей это довольно значительное количество. Однако, вспомним, что именно Суздаль являлся с XII в. столицей Ростово-Суздальского, с XIII - Суздальского, а с первой половины XIV в. - Суздальско-Новгородского княжеств, а в конце XIV века вошел в состав Великого Княжества Московского и стал одним из основных религиозных центров на Руси. С XVI в. в Суздале велось масштабное строительство монастырей, расширялись старые, возводились новые. К XVI -му веку в Суздале уже действовало 11 монастырей. Однако с 1796 г. Суздаль становится уездным городом Владимирской области и со второй половины 19-го века - провинциальным, что, и явилось главной причиной сохранности здесь значительного количества замечательных памятников древнего русского зодчества.

Свято-Покровский женский монастырь, куда мы с Вами направляемся, является одним из самых интересных архитектурных ансамблей Суздаля. Основанный в 1364 году при суздальском князе Дмитрии Константиновиче он был одним из наиболее крупнейших и известных на Руси в 16-х-17-х веках, ведь именно сюда ссылали опальных и неугодных цариц, княгинь и прочих особ знатного происхождения. Далее под катом, любопытная история монастыря, рассказ о его пленницах, чудесах и моих ощущениях, которые резко отличаются от других подобных мест Суздаля и мест силы вообще.

02.

Основан этот монастырь в 1365 году, но от его деревянных построек совершенно ничего не сохранилось. В 1510 году Иван III инициировал масштабное каменное строительство Покровского монастыря. Существует легенда о появлении этого монастыря в Суздале. Великий нижегородско-суздальский князь Андрей Константинович в 1365 году, за год до своей смерти, изъявил желание основать и построить монастырь для инокинь в связи со своим обетом данным Богу построить храм имени Пресвятой Богородицы, при страшном шторме на Волге в который он попал по пути в Великий Новгород. Жизнь его была спасена, так как сразу же после данного им обета великое волнение как по мановению руки стихло. Место для монастыря, на правом берегу реки Каменки, указал и выделил землю местный святой, сподвижник Сергия Радонежского блаженный Ефимий Суздальский.
03.

XVI век стал для монастыря временем великого духовного процветания, так как именно в это время здесь становится святой Софией Соломония Сабурова, жена Великого Московского князя Василия III , которая после двадцатилетнего супружества была пострижена в черные монахини под именем София в Московском Рождественском монастыре и сослана сюда, в Свято-Покровский монастырь, возможно, под надуманным предлогом «ее бесплодия». Василий III же впоследствии женился на Елене Глинской, будущей матери Ивана Грозного.
04.

София отличалась глубокой набожностью и святостью еще при жизни. В 1542 году она умерла и была погребена в усыпальнице Покровского собора. Практически сразу же на ее могиле в некрополе Покровского собора начались многочисленные чудеса и исцеления и в середине XVII века она была причислена к лику святых. Житие святой Софии привлекло в монастырь многих представительниц княжеских и боярских родов. Тогда же на обитель обратили особое внимание представители и царских фамилий. И, так, до XVIII века монастырь стал местом пострига в монахини значительного количества женских царственных особ, таких как супруга Ивана Грозного - царица Анна, супруга Василия Шуйского - царица Екатерина, супруга Петра I - Евдокия Федоровна Лопухина и многих, многих других.
05.

Кстати, существует легенда, что у Софии был сын Георгий, родившийся сразу после пострига, и чтобы скрыть его существование и избежать преследования, София, якобы инсценировала смерть сына во младенчестве и его захоронение в соборном некрополе. Этот слух частично подтвердился, когда в 1935 году А.Д. Варганов, занимавшийся историческими исследованиями и восстановлением Покровского монастыря, обнаружил, вскрыв детскую могилу в усыпальнице Покровского собора, под могильной белокаменной плитой, детский долбленый деревянный гробик с одетой в шелковую детскую рубашечку куклой. Однако, ничего более доказать не удалось и судьба сына Софьи до сих пор является нераскрытой тайной. Иван Грозный впоследствии сильно интересовался судьбой своего сводного брата и неоднократно приезжал в Покровский монастырь расследовать это дело, но ему также ничего не удалось найти…
06.

Ну, а теперь, отправимся исследовать Свято-Покровский монастырь. Туристов сюда водят не часто, поэтому монастырь не сильно людный, что уже здОрово. Кроме того, монастырь действующий, и нам категорически запретили фотографировать монахинь, снимать в храме и не ходить по монастырю кроме как по главной дорожке от Святых врат до Зачатьевской церкви, погрозив в противном случае о досрочном удалении с территории обители. Ограничения, конечно, обескуражили, но мне все же удалось сделать некоторые кадры из «запретных» мест монастыря)
07.

Пройдя через святые врата с надвратной церковью Благовещения, к истории создания которой мы еще вернемся, я оказался на территории Свято-Покровского женского монастыря. Во всем ощущалось необычайное спокойствие и умиротворение, как будто ты окунулся в благостное гармоничное расслабленное состояние. И это не описать словами…

Прямо передо мной правее возвышалась громада Покровского собора, первого каменного храма на территории монастыря, построенного в 1510-1518 гг. на месте древнего деревянного собора.
08.

Архитектура храма очень необычна. Собор Покрова Пресвятой Богородицы представляет собой величественный двухэтажный храм-усыпальницу, увенчанный тремя главами и окруженный с трех сторон открытой галереей. С востока к нему примыкают три полукруглых апсиды, украшенных в верхней части скромным резным пояском. Свет в алтарную часть проникал через довольно узкие вытянутые окна (три на центральной апсиде и по одному на боковых) с полукруглым завершением и «глубоким» обрамлением. Декоративное убранство самого собора довольно сдержано. Стены, разделенные лопатками на три части, завершаются килевидными закомарами. Им отвечают кокошники той же формы в основании барабана чуть приподнятой центральной главы. Такие же кокошники завершают и арочные проемы галереи. Сквозь эти проемы видны резные порталы, обрамляющие входы. Гладь стен нарушает только вытянутый аркатурно-колончатый пояс, напоминающий владимиро-суздальскую архитектуру эпохи домонгольской Руси. Храм был закрыт, поэтому пришлось довольствоваться только внешним обликом древней святыни.
09.

Покровский собор кажется величественным и строгим, и это не случайно. Василий III, делая заказ на строительство собора, уже изначально учитывал пожизненные сроки ссылки в монастырь и распорядился устроить под собором полуподвальный обширный склеп для погребения умерших знатных монахинь...
10.

И собор стал не только главным храмом монастыря, но и торжественным мавзолеем. В мрачном «подцерковье», за толстыми стенами, нашли свое пристанище опальные царицы, княгини, боярыни. Здесь покоятся: дочь Ивана III и его племянница Анна Бельская, носившая в иночестве имя Александра, одна из жен Ивана Грозного Анна Васильчикова и многие другие представительницы знатных аристократических русских родов: Скопиных-Шуйских, Горбатых, Нагих, Бельских.
11.

С южной стороны от собора располагается шатровая колокольня. Нижняя ее часть столпообразная церковь с престолом «Происхождения честных древ» - построена в 1515 году. Однако, в соседстве с большим собором скрадывались ее размеры, поэтому в XVII веке ее надстраивают ярусом арок и завершают очень острым шатром с тремя рядами окон-слухов. На колокольне сохраняется колокол, подаренный местным служилым - дворянином Демидом Черемисиным в 1589 году. Напрямую из собора можно попасть в колокольню - между двумя зданиями существует деревянный переход, построенный в XVIII веке. Монастырь обнесен невысокими белоснежными каменными стенами с девятью башнями. Главный, южный вход обращен лицом к Москве, на старинную московскую дорогу «Стромынку».
12.


13.

В 1922 году монастырь был разорен, здесь размещалась в то время биохимическая лаборатория. В 1950-х - 60-х годах монастырь реставрировался, а в 1980-е здесь открыли туристический гостиничный комплекс на 90 мест с бассейном и баром, ну а в соборе был концертный зал. Ну, надо же!?!(

Именно тогда построили эти любопытные избы-кельи, которые служили туристическими гостиничными номерами. В 1992 году монастырь вернули церкви и в этих кельях, наконец, стали селиться реальные монахини Свято-Покровского монастыря. Эти кельи располагаются практически по всей территории монастыря тяготея к его крепостным стенам.
14.


15.


16.


17.

Шатровая башня монастырской ограды. Первая каменная ограда монастыря появилась ещё в XVI веке, но позднее была перестроена, а в XX веке отреставрирована А. Д. Варгановым. Наиболее старая часть ограды с лишёнными декора шатровыми башнями XVII века находится в северной части монастыря и образует небольшой замкнутый дворик. Восьмигранные башни XVIII века с полусферическими куполами значительно живописнее и, возможно, первоначально также имели шатровое завершение.
18.


Осмотрев Покровский собор я отправился к Зачатьевской трапезной церкви.
20.

Зачатьевская церковь, построенная в 1551 году после смерти годовалой дочери Ивана Грозного, заменила старую деревянную церковь XIV века. К трапезной примыкает построенная в XV -м веке оригинальная звонница. Церковь совершенно необычна по своей архитектуре, и больше напоминает в основном своем объеме польский костел, чем православный храм.
21.

К двухэтажному зданию трапезной палаты примыкает маленькая Зачатьевская церковь, обозначенная снаружи лишь небольшой главкой. Мощные своды расположенного на втором этаже трапезного зала поддерживает стоящий в центре столб. Нижний этаж был предназначен для вспомогательных хозяйственных помещений. В качестве почти единственного украшения здания использован необычный орнамент из красного кирпича в виде ромбов, огибающий строение по всему периметру. С западной стороны пристроена шестигранная часовая звонница, шатёр которой опирается на арочный ярус и украшен одним рядом слуховых окон.
22.

Одну фотку внутри Зачатьевской церкви, все же, удалось сделать)
23.


24.


25.


26.

Вокруг Трапезной церкви когда-то находился ряд подсобных помещений. Одно из них - использовавшаяся для приготовления пищи - одноэтажная поварня конца XVII века было восстановлено и являет редкий образец монастырской архитектуры.
27.

Раз уж мы упомянули поляков, то есть одно чудное предание о святой Софии. При нашествии польских интервентов в 1609 году Покровский монастырь чудом уцелел от разорения. Когда предводитель польского отряда пан Лисовский, разграбив Суздаль, направился к Покровской обители, и он был остановлен грозным явлением преподобной Софии. Явившись дерзкому завоевателю в схиме и с горящей свечой в руках, она «нача его жещи и палити, и в том часе он пан впаде в недуг велий, и рука правая отъяся у него, и от того видения он ужасеся, и отъиде от монастыря, сказывая товарищам о чудесах, и клятву наложи на себя города Суздаля с обители не разорять и отъиде во своя». И факт остается фактом - только Покровский монастырь в Суздале уцелел тогда от полного разорения.
28.

Одна из любопытных страниц истории монастыря связана с многолетним пребыванием в его стенах супруги Петра I царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, в иночестве Елены. Она прибыла в Покровскую обитель в 1698 году. С западной стороны Благовещенской церкви для нее были выстроены особые покои. Напротив Святых врат обители в 1712 году она выстроила зимний храм святителя Николая Чудотворца с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея. Мы еще вернемся к истории этой любопытной церкви.
29.

В 1718 году на Евдокию Лопухину пало подозрение о соучастии в заговоре ее сына против великодержавного отца. Царь сам тогда направился в Суздаль, желая «исследовать дело». «На рассвете Петр въехал в Покровскую обитель, - пишет историк М.И. Семевский, - все засуетилось, забегало, все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок…, повелел водрузить колы да виселицы…». По распоряжению Петра Евдокия Федоровна была отправлена в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было кому-либо разговаривать. Игумению Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамну, монахиню Капитолину и несколько других монахинь невинно осудили и казнили на Красной площади в Москве в марте 1718 года.

Это вид на территорию монастыря от называемой Поварни. Заходить с этой стороны не разрешали, но я воспользовался отсутствием соглядатаев и постарался разнообразить ракурсы. Как я уже и упоминал, обойти монастырь вокруг не удалось.
30.

Монастырь выглядит живым и наполнен тихой радостью, это чувствуется. Жаль, конечно, что не удалось побывать в усыпальнице под Покровским собором, но стояла ранняя весна и он был еще закрыт для посещения.
31.

Еще несколько ракурсов величественного и строгого Покровского собора.
32.


33.


34.

В юго-западной части монастыря сохранился ещё один памятник русской гражданской архитектуры — Приказная изба с воссозданным в 1970 году интерьером начала XVIII века. В подземелье здания находится каменный мешок, где содержались узницы монастыря.
37.

Приказная изба - центр управления монастырским хозяйством. В ведении приказной избы находились также судные дела. В здании три помещения с отдельными входами: архив, канцелярия и «каменный мешок». В помещении канцелярии воссоздана обстановка конца XVII - начала XVIII века. В красном углу - иконы. На стене - портрет Петра I. На столе, покрытом сукном,- книги и папки для бумаг, грамоты и столбцы, чернильницы и гусиные перья. Конец XVII - начало XVIII века. Здание реставрировалось в 1950 - 1970-е, 2001 - 2002-е годы.
38.


Немного о надвратной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Святые ворота уникальны - они служили одновременно мощной крепостной башней и церковью. Трёхглавый храм располагается в верхней части массивного четверика, прорезанного двумя арочными проёмами, и композицией напоминает Покровский собор. Два маленьких придела по углам церкви увенчаны световыми барабанами со шлемовидными куполами, а массивный центральный барабан с узкими окнами опирается на два яруса килевидных закомар.
39.

Фасады башни-четверика богато украшены затейливым декором, напоминающим резьбу по дереву. Как и Покровский собор, Надвратная церковь неоднократно перестраивалась. Реставрация 1958 года, выполненная по проекту А. Д. Варганова, вернула этому замечательному памятнику его первоначальный вид.
40.

Последний взгляд на эту величественную и одновременно необычайно кроткую обитель.
41.

Петропавловская церковь, построенная в 1694 году относится к слободскому типу. Она находится около Покровского монастыря и построена на Никольской слободе, принадлежавшей Покровскому монастырю. Здание весьма обширное, двусветное, просторное. Большой массив основного клуба имеет с западной стороны паперть, а с северной — придел. Фасады декорированы оконными наличниками с арочками, заостренными в центре, красивыми перспективными порталами и карнизом, состоящим, из полукруглых кокошников с поребриком. Кровельное покрытие церкви на четыре ската. Она завершена пятью главами с куполами луковичной формы. Внутреннее помещение имело лепные барочные рамы, как на стенах, так и на сводах, с расписанными внутри них картинами из священного сюжета. Часть этих украшений сохраняется в настоящее время.

К северо-западному углу основного здания церкви когда то примыкала колокольня. Нижняя ее часть имела в основании куб, с большим круглым столбом в углу, от которого на стены паперти были перекинуты арки. На них находился четверик — куб и восьмигранник со звонами вверху. Восьмерик завершался прямолинейным широким шатром. Эта монументальная и грузная форма колокольни несколько отходит от тех изящных и стройных колоколенок, которые мы видим сейчас на посаде. Колокольня была разрушена в лихие годы советской власти.
42.

С южной стороны Петропавловской церкви (правее от нее) находится небольшая каменная церковь - Никольская, с престолом Алексия, Человека божия. Это зимняя церковь. Основная ее клеть несколько подвышена против западной и алтарной. Покрытие четырехскатное, завершенное одной небольшой главкой. Здание построено в 1712 году ссыльной царицей Евдокией Лопухиной, матерью Алексея Петровича, сына Петра I. Один из приделов Никольской церкви как раз и освящен в честь Святого Алексия. Этот факт связан с пребыванием в монастыре Евдокии Лопухиной, бывшей жены Петра I и памятью о казненном царевиче Алексее. Храм имел пристроенную к паперти колокольню, которая также не сохранилась. Церковь эта была значительно перестроена и искажена. В 1954 году она восстановлена в своем начальном виде.
43.


44.


Покровский монастырь вызвал очень теплые и тонкие трогательные чувства. Ощущается тихое возрождение обители как шепот и журчание ручейка неуклонно пробивающегося к полноводной реке. Несмотря на ограниченное время пребывания, мне удалось почувствовать тихую скорбь и принятое смирение, что явно чувствуется на этой святой и многострадальной земле. Специфика этих ощущений в этой практически женской тюрьме и скорбном престижном женском некрополе была особой и позволяла прочувствовать страдания и примирение все новых верениц именитых монахинь со своей незавидной судьбиной. Недаром же бывшая опальная жена Петра I Евдокия Лопухина, умирая в Новодевичьем монастыре, сказала, что «…Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного». Эти слова удивляют и как нельзя лучше говорят о примирении, принятии своей судьбы, обретении душевного покоя мятежными и неугодными царственными женскими особами, что прошли через свое былое величие приняв венец страдания, стяжая бесконечное терпение, находясь в этом символичном месте упокоения монахинь с такой же похожей и тяжелой судьбой.

Источники и дополнительная информация:

Путеводитель по Суздалю. http://www.vidania.ru/bookpokrovsky2.html
Интернет-портал об истории и генеалогии - о Покровском монастыре: http://family-history.ru/temples/temples_6.html
Покровский женский монастырь в Суздале со схемой монастыря: http://nataturka.ru/usadiba/pokrov_mon_suzdal.html
Достопримечательности Суздаля - Никольская церковь

Васильевский монастырь находится в городе Суздаль, считается православным действующим монастырем. Его постройка началась в XIII веке, он имеет форму кубовидную, и в нем практически нет декораций, лишь только украшенные ворота.

Красивый вид монастырю добавляет блеск чистоты стен и позолоченный купол.

Изначально были построены ворота для обороны, после чего уже в 1662-1669 годах построен главный собор монастыря Васильевский. Собор расположился на месте старой церкви, где князь Владимир проводил крещение местных жителей.

Если взойти на вершину, вы увидите смотровую площадку. Стретенская церковь и старинная ограда со Святыми воротами сохранена в Васильевском монастыре, так же около него находится кладбище, на котором расположена могила Христа ради юродивой Евдокии.

В 1995 году на 31 января вновь возобновлен монастырь как мужской, и передан в правление русской православной церкви.

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь - мужской монастырь, расположенный на левом берегу реки Каменка, на севере города Суздаля. Его основание датируется 1352 годом, основателем был нижегородский князь Борис Константинович.

Первоначально монастырь строился как крепость. Она предназначалась для защиты города как от внешних, так и от внутренних врагов. Тогда монастырь назывался просто Спасским - Спасо-Евфимиевым стал называться позже, в честь первого игумена монастыря, преподобного Евфимия Суздальского.

До наших дней первые деревянные постройки монастыря, к сожалению, не дошли. Нынешний вид монастырь приобрёл в XVI-XVII веках. Постройки того времени были построены на деньги княжеско-боярской знати. Монастырь со всеми постройками занесён в список культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Александровский монастырь (Суздаль)

Александровский монастырь - это женский монастырь, расположенный на левом берегу реки Каменка в Суздале. В исторических летописях сказано, что этот монастырь был построен по приказу Александра Невского в 1240 году.

Первоначальные многозначительные памятники архитектуры до наших дней, к сожалению, не сохранились. В 1695 году на территории монастыря возвели церковь с колокольней Вознесения Господня. Она была построена на деньги матери Петра I, царицы Натальи Кирилловны. Особый интерес представляет именно эта церковь. Её окна украшают резные наличники, с простыми колонками в первом ярусе, и с фигурными колонками во втором. Высокие барабаны украшены такими же резными колонками. Монастырь окружён невысокой оградой, которую сделали в первой половине XVIII века.

Ризоположенский монастырь

Ризоположенский монастырь является одним из самых древних монастырей Руси, просуществовавших до наших дней. Он был основан в 1207 году и расположился в северной части города Суздаля. Недалеко от него протекает река Каменка и стоит старый кремль. В XVI веке в монастыре появились первые каменные постройки, но ни одно из наиболее старых зданий до наших дней не сохранились. В древности монастырь находился вне городской защиты, за пределами укреплений и насыпей.

Любителям красивой архитектуры, помимо зданий, обязательно приглянутся Святые ворота. Они имеют две арки разной величины, каждая из которых украшена каменной резьбой с изразцами.

Покровский монастырь (Суздаль)

В северной части города Суздаля, на правом берегу реки Каменки находится Покровский женский монастырь. Он был основан в 1364 году князем Дмитрием Константиновичем.

Вид ансамбля монастыря, который дошёл до наших дней, был придан ему в XVI веке. В те времена в монастырь отсылали в заточения представительниц аристократических фамилий, постриженных в монахини. Многие известные женщины, каждая из которых вложила свой вклад в развитие истории России, приняли постриг и были переведены в Покровский монастырь.

Сейчас он является действующим. Богатое оформление и старинные постройки привлекают большое количество туристов, желающих полюбоваться красотой монастыря.


Достопримечательности Суздаля