Почему в пасху не ходят на кладбище. Почему нельзя ходить на кладбище на пасху

Хотя церковный календарь для посещения кладбищ выделяет , некоторые люди отправляются на погост и в дни самих праздников. Многим хочется посетить кладбище именно на Пасху. Насколько это правильно, и можно ли на Пасху ходить в кладбище?

Почему на Пасху нельзя идти на кладбище?

Как известно, второе воскресенье после Светлого праздника Пасхи – Радоница. В этот день нужно посещать кладбища и поминать усопших.

Воскресение Господне и вся последующая после него неделя являются праздничными днями. В это время нужно веселиться и радоваться, а не думать о грустном. Вот почему на Пасху не стоит ходить на могилу умерших близких.

Откуда появилась традиция ходить на кладбище на Пасху?

Дело в том, что в 16 веке в России церкви строились не в каждой деревне. Храмы возводили в больших селах, а деревенские жители ездили туда на Пасху, чтобы отстоять службу и освятить еду. Зачастую и кладбище располагалось неподалеку от церкви.

Отстояв службу в храме, люди не шли сразу домой, так как дорога в родную деревню была неблизкой. И поэтому они шли на могилы своих родственников. Там, разложив освященную еду, они кушали и разговаривали. Так происходило из года в год.

С приходом Советской власти церкви и монастыри стали повсеместно разрушать. Многие люди запомнили традицию ходить на кладбище на Пасху, и начали считать её христианской. На самом деле это не так.

Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище: ответ священника

В священных книгах нет строгого и прямого запрета на то, что на Пасху нельзя идти на кладбище. Но священнослужители сходятся во мнении, что в этот день на погост ходить не стоит. Ведь для этих целей существуют специально отведенные дни. Только в период Великого поста, длящегося 48 дней перед Пасхой, выпадает три родительских дня для посещения погоста. Вторая суббота после Пасхи – следующий подходящий день.

У христиан есть традиция посещать могилы в определенные дни. Если человек верующий, соблюдает Великий пост и живет по церковным законам, то ему не стоит ходить на кладбище на Пасху. Если же вы верите только формально, то при желании можете посетить могилы умерших близких. Ведь это не считается большим грехом.

Если же вы все-таки хотите посетить кладбище в этот день, то перед этим сходите в храм на службу, и только после этого направляйтесь на кладбище. Не стоит в этот день плакать и горевать на могилах. Ведь Пасха – день, когда нужно радоваться и веселиться.

Видео: Можно ли на Пасху ходить на кладбище?

В преддверие празднования Великой Пасхи обсудим корни и причины возникновения традиции посещения кладбища в этот день

Посещение кладбища в день великого праздника Пасхи уже давно стало для нас привычной традицией. Однако в Христианстве отсутствуют какие-либо наставления и даже рекомендации по этому поводу. Попробуем разобраться в корнях этого обычая.

Прежде всего, перенесемся во времена средневековой России. Как известно из курса истории, административно Российская империя делилась на приходы. В приходах большую часть административных единиц составляли села деревни, в которых проживало крестьянство, составлявшее абсолютное (более 80%) большинство населения. Отличительной особенностью российских деревень являлось отсутствие в них христианских храмов. Располагались они исключительно в селах.

Еще одной особенностью российской и восточноевропейской «глубинки» было и, впрочем, осталось практически полное отсутствие подготовленных дорог для передвижения в любое время года. Вследствие этого возле храмов стали возникать погосты - кладбища , на которых крестьяне хоронили своих умерших родственников и близких после того, как тело доставлялось в храм для отпевания.

Аналогичным образом крестьяне из окрестных деревень собирались в сельский храм на ночную пасхальную службу. Здесь стоит вспомнить, что в апреле Европейская часть России превращалась в сплошное бездорожье, и посещение храма дважды - в Великую Субботу и на Пасху для простых людей превращалось в непосильную задачу. А ведь в храм ехали семьями и везли с собой еду для освящения - куличи, пасху, яйца. Поэтому обычаем стало посещение службы на Пасху. Семьи заворачивали еду в тканевые платки, надевали праздничные одежды и отправлялись в дорогу.

Что же делали наши предки после окончания ночной службы? Возвращаться домой в потемках и по грязи, как сейчас принято говорить, не вариант. Поэтому люди делали самое простое и логичное в такой ситуации - отправлялись на кладбище помянуть усопших. Платки превращались в импровизированные скатерти, люди устраивались рядом с могилами и таким образом коротали ночь перед дорогой домой. Это было и безопасно и практично, и за многие годы выросло в своего рода народную традицию.

После победы Октябрьской революции в России настала эпоха атеизма. Были искоренены и позабыты практически все христианские традиции и праздники. Церкви закрывались, священники подвергались репрессиям и гонениям. Однако посещение кладбищ большевики не запрещали, а привычка делать это на Пасху чудесным образом сохранилась в нашей памяти, несмотря на все запреты эпохи социализма. Все мы прекрасно помним весенние пасхальные поездки с куличами на кладбище, во время которых «поправлялись» могилки и поминались добрым словом умершие родственники. Правда, никакого отношения к пасхальной службе они, естественно, не имели.

Именно так и возник у нас обычай посещать кладбища на Пасху, несмотря на то, особой необходимости в этом нет. Дороги стали лучше, сельское население поубавилось, транспорт стал доступным, церковные предписания отсутствуют, а мы по-прежнему посещаем кладбище и благоустраиваем могилы в день Великой Пасхи - по традиции, освященной временем и непростыми годами нашей истории.

Кстати, напомним, что православная Пасха в 2015 году отмечается 12 апреля, а католический Великдень - 2 апреля.

МОЖНО ЛИ ХОДИТЬ НА КЛАДБИЩЕ НА ПАСХУ?

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.


Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

SATOR

AREPO

TENET

OPERA

ROTAS

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать - блаженная Моника, благочестивая христианка - перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, - не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, - кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, - мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище - это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день... праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так - значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК

Известно, что у Бога все живы, однако многие считают, что посещение кладбища на Пасху приравнивается к греху. Мы расскажем, можно ли поминать усопших в этот день или стоит от этого воздержаться.

Уже давно люди разделились на два лагеря: одни считают Светлую Пасху поводом почтить усопших, другие утверждают, что это неприемлемо, даже грешно. Стоит разобраться в сути праздника.

Служители Бога объясняют, что Пасха — это «день мертвых», так как по преданию Иисус спустился в преисподнюю, дабы рассказать о вечной жизни и спасении рода человеческого. А уже после воскрес.

Так можно или нельзя ходить на кладбище в Пасху?

Традиция посещать кладбище появилась в советские времена, когда многие храмы были закрыты, а упоминание о вере наказывалось властями. Людям хотелось разделить святость этого праздника со своими близкими, но в церковь попасть было трудно. Поэтому найденная альтернатива встречаться у могил обратилась в некоторую традицию. Многие выпивали на кладбище и оставляли на надгробиях яства: крашеные яйца и куличи, дабы почтить память родных. Однако сейчас это приравнивается к язычеству, а любое чрезмерное употребление спиртных напитков вообще недопустимо в этот день, тем более на кладбище.

В наше время священнослужители призывают к восстановлению церковных устоев. Необходимо пребывать в храме в день Христовой Пасхи, воспевать и восхвалять Спасителя. Для посещения кладбища отведен специальный праздник — Радоница, в который можно сходить на кладбище, почтить память тех, кто ушел. Радоница бывает на девятый день после Пасхи, именно в это время стоит оплакать и помянуть усопших.


Что будет, если все же пойти на кладбище?

Церковь не возбраняет посещение кладбища в дни ликования, особенно если душа рвется почтить память любимых и родных. Однако, учитывая человеческую психологию, стоит воздержаться от таких визитов. Не каждый сможет вместить в себе радость и скорбь одновременно, а пасхальным днем нужно в первую очередь наслаждаться, отказавшись от всех забот.

Поэтому священники настоятельно просят отказаться от посещения могил и проведения на них панихид. Истинные православные люди не преступают этот канон и проводят Пасху в радости, а в родительский день уже делятся этим с усопшими.

Известно также, что если человек умирает на Пасху — это считается благоволением Божьим. Даже отпевание в этот день проходит по особому, пасхальному чину, что означает огромную милость на «том свете».

Посещение кладбища в Святой праздник не будет считаться грехом, но и дозволения со стороны церкви вы на это не получите. Особенно стоит отметить, что Пасха — это день радости, которой и так не много в нашем мире. Не омрачайте этот день скорбью: это может плохо сказаться на вашем состоянии в течение последующего года. Лучше посетить кладбище и помолиться за усопших в предназначенный для этого праздник — Радоницу. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

13.04.2017 07:25

Праздник Святой Пасхи пропитан обычаями, которые помогают сблизиться с Богом. Следование традициям поможет сделать вашу...

Пасха является наиболее радостным и великим православным праздником. Поэтому в этот день лучше всего отправиться в церковь, а потом собраться с самыми близкими и родными людьми за праздничным столом. Однако многие люди в этот день предпочитают посещать могилы родственников. Это связано с тем, что в советское время не было возможности посещать на Пасху церковь, а у людей была потребность в этот день собраться, чтобы разделить радость и счастье. Разберемся, когда нужно ходить на кладбище – на Пасху или на Красную горку, основываясь на церковных нормах и правилах.

Можно ли ходить на кладбище на Пасху

Пасха – праздник радости и чуда, поэтому его лучше провести в церкви, а не на кладбище. Священники рекомендуют в этот день отказаться от посещения могил усопших родственников, а прийти через неделю в специально назначенный для этого день. Это день называется Красная горка или Радоница.

Посещать могилы родных можно начинать с субботы после Пасхи. Официально Красная горка отмечается в воскресенье, однако суббота является общим на протяжении всего года днем, когда необходимо поминать усопших родных. Поэтому многие люди предпочитают посещать кладбище в первую субботу после Пасхи. Для жителей больших городов это является практической необходимостью. Ведь объехать все кладбища, если родные похоронены не в одном месте, за воскресенье достаточно сложно.

Однако чаще всего на кладбища ходят именно в воскресенье. Хотя в некоторых селах днем посещения могил усопших родственников является понедельник после Красной горки. В этот день следует идти на кладбище с молитвами, цветами, куличами и крашенками. Однако оставлять на кладбище необходимо только молитвы и цветы. Официальная церковь против того, чтобы оставлять на кладбище еду и сладости, а тем более против распития на территории кладбища спиртных напитков или превращения места последнего упокоения в зону пикника. Куличи, сладости, крашеные яйца и другие угощения не могилах оставлять запрещается. Лучше всего раздать их нуждающимся людям, чтобы они помянули ваших усопших родственников.

Почему нужно ходить на кладбище именно на Красную горку

Прояснить вопрос о том, можно ли ходить на кладбище на Красную горку, поможет ответ священника. Церковнослужители не рекомендуют посещать могилы усопших именно в день Пасхи. В светлый праздник принято радоваться и веселиться в кругу живых, а не посещать мертвых.

К тому же на Пасху души умерших спускаются с небес, чтобы навестить живых родственников и остаются среди нас на протяжении недели. Поэтому надобности нет посещать кладбище, чтобы прочитать молитву за упокой. Однако после окончания Пасхальной недели души покойных необходимо проводить обратно. Именно поэтому принято ходить на кладбище, и поминать там усопших родственников.

При выборе наиболее подходящего дня для похода на кладбище многие верующие забывают о существовании специальных поминальных суббот, когда необходимо не только ходить поминать усопших, но и заказывать службу в церкви. Однако многие верующие забывают о такой возможности, поэтому, как правило, посещают могилы погибших родственников только на Красную горку.

Многие люди посещают кладбище и перед Пасхой, к примеру, для уборки после зимы. Не противоречит ли это правилам? По церковным канонам посещать могилы усопших можно в любой день перед и после Пасхи. Запрещается это делать только на саму Пасху. Ведь на Пасху каждый верующий человек должен радоваться. А посещение кладбища в любом случае вызывает горестные мысли, которые в этот день не разрешены.

Однако если нет возможности посетить могилу усопшего и до и после Пасхи, лучше всего это на праздник Красная горка, который специально создан для того, чтобы каждый верующий человек смог посетить усопших родственников, прочитать молитву на кладбище.

Зачем и когда посещать могилы до Пасхи

Посещение могил усопших родных на Красную горку – традиционное мероприятие, в котором принимают участие все православные люди. Однако многие люди предпочитают ходить на кладбище и перед Пасхой.

Это связано с тем, что во время Великого поста имеется четыре родительские или поминальные субботы. И именно в эти дни по церковным канонам необходимо не только ходить на кладбище, но и заказывать службу в церкви за упокой. Кроме того, в поминальные субботы рекомендуется читать молитвы за упокой не только на могилах усопших родственников, но и в храме.

Традиции и обычаи

Пасха является самым радостным и светлым православным праздником, связанным с множеством обрядов, традиций и примет, о которых постоянно ведутся споры не только между духовенством, но и простыми верующими. Одной из тем для споров является оптимальный день для помещения могилок усопших. Во времена запрета церквей верующие люди ходили на кладбище на Пасху. Но это происходило из-за невозможности посетить храм.

По церковным канонам на Пасху посещать кладбище не разрешено. Это можно сделать до или после великого праздника. Перед Пасхой можно посетить кладбище для уборочных работ, а также в родительские субботы, а уже после Воскресения Господнего необходимо посетить место упокоения родственников на Красную горку. Не рекомендуется убирать мусор на могилках раньше, чем за две недели до Красной горки, иначе за время отсутствие посетителей на гробничке успеет вырасти трава, и могила потеряет аккуратный внешний вид.

Однако основное и обязательное посещение кладбища происходит на Красную горку, которая чаще всего отмечается в первое воскресенье после Пасхи. Однако в некоторых регионах на кладбище принято ходить в субботу или в понедельник.