Андреев кусака краткое содержание для читательского дневника. Пересказ произведения "Кусака" Андреева Л.Н

Название произведения: Кусака
Леонид Андреев
Год написания: 1901
Жанр: рассказ
Главные герои: Кусака - собака-дворняга, Леля - девочка-подросток.

Краткое описание рассказа «Кусака» для читательского дневника введет вас в удивительный мир, где животные чувствуют, так же как и люди, и заставит вас лучше понять «братьев наших меньших».

Сюжет

Это рассказ о бездомной собаке, у которой никогда не было хозяина. От людей она ожидала только боли и обиды, и была готова в любой момент пустить в ход зубы, чтобы защитить свою жизнь. Иногда по ночам она выла от страха и одиночества. Но наступило лето, и на дачу, под крыльцом которой собака облюбовала себе жилье, приехала семья с детьми. Сначала они испугались чужой собаки, но постепенно стало происходить их сближение. И вскоре уже дети играли с собакой, ласкали и кормили ее, дали ей имя – Кусака. Теперь Кусака всем сердцем привязалась к этой семье и уже не представляла себе жизни без этих людей. Но наступила осень, и семья стала собираться обратно в город. Собака бегала между ними, не понимая, что происходит, почему все суетятся и бегают, но никто не хочет с ней поиграть. Только Леля спросила родителей:

«А что будет с Кусакой?»

Но на этот вопрос никто не ответил, все и так понимали, что собака вновь останется брошенной. Ночью в одиночестве и тоске собака опять страшно выла от отчаяния и страха.

Вывод (мое мнение)

Автор в своем рассказе показал, что все живое: и люди, и животные, и птицы испытывают одинаковые чувства, все хотят любви и ласки и страшатся одиночества. Это произведение оставляет глубокий след в душе, поскольку там показаны чувства животного так же ярко, как и чувства человека.

1901 год. Андреев Леонид заканчивает свое произведение «Кусака». В центре повествования собачонка, которая никому не нужна. Ее шпыняют, даже могут побить. Она ищет себе укрытие и находит дачу, на которой зимует. И вот на жизненном пути Кусаки случается праздник: на дачу приезжает семья с детьми. Девочка Леля привязалась к собачке, а Кусака, в свою очередь, поняла, что как же это здорово иметь хозяина, быть кому-то нужной. Но в один из дней осени все заканчивается, дачники уезжают в город и Кусака вновь остается одна. Она не понимает, почему же люди так жестоки.

Главная мысль рассказа Кусака

Главная мысль образца русской классики «Кусака» в том, что Леонид Андреев своим текстом призывает нас любить и беречь животный, сострадать им, не выбрасывать на улицу, пополняя тем самым армии бездомных животных. И невольно вспоминаются слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Читать краткое содержание Андреев Кусака по главам.

Глава 1.

Кусака – это бездомная собачка. Она никому не нужна. Она всех боится. В своей собачьей жизни она видит лишь жестокость и зло. Причем такая неприязнь не только со стороны людей, но и от дворовых собак. Дети ее дразнят и бросают в нее камни и палки, а собаки, которые имеют хозяев, могут облаять Кусаку. Добрые слова она слышит только раз в жизни, и то, они звучат из уст пьяного мужика. А у пьяных настроение переменчиво. Ласку неожиданно и непредсказуемо сменяет гнев. Мужик хотел сначала погладить собачку, но пнул ее вместо ласки. С той поры Кусака ненавидит людей.

Наступает зима. Собачка ищет прибежище, находит его и поселяется на пустующей даче. Она настолько привыкает к этому месту, что ей кажется, что она должна его охранять. Она даже лает на тех, кто проходит мимо. Это важно и значимо для нее.

Глава 2.

Вслед за зимой приходит весна. В «ее» дом приезжают дачники. Кусака наблюдает за приехавшими из кустов. Потом она видит девочку Лелю, которая не заметила, как к ней подкралась собака. Это была Кусака. Она вырвала клок из подола Лели. Ночью Кусака понимает, что отныне должна охранять не только дом, но и живущих в нем людей.

Идет время. Дачники и собака привыкают к существованию друг друга. Они даже придумали имя для собачки. Теперь она Кусака. Собачке все нравится. Ее кормят, а она в ответ на их проявления заботы подходит все ближе и ближе к людям. Окончательно сократила между ними дистанцию Леля, она предложила Кусаке сахар и собачка второй раз в жизни поверила людям, и дала себя погладить. После этого девочка позвала других детей. Кусака счастлива, что она кому-то нужна. Она, как может, выражает свой восторг.

Глава 3.

Кусаке живется привольно. Она ест досыта. Шерсть ее лоснится. Кусака благодарна людям, благодаря им, она снова стала способна играть с другими, проявлять свои хорошие качества. Ее кувырки вызывали добродушный смех у тех, кто наблюдал за ней. Но Кусаке совсем не обидно. Наоборот, ей радостно и хорошо. Самое главное, она обрела хозяев, она кому-то нужна, что она больше не одинока, а значит не озлоблена на весь свет. В ночное время главная задача Кусаки – охрана дачи и ее обитателей.

Глава 4.

Лето сменяет осень. Дни становятся короче, а, самое главное, холоднее. Солнышко уже светит не так ярко и ласково, как летом. Обитатели дачи стали собираться в город. Девочка привязалась к своей питомице за время, проведенное за городом. Леля даже хотела взять собаку с собой, но мама ей ответила, что в городской квартире держать собаку нельзя. Леля горько плачет. Мама обещает ей взамен, что купит дочке дорогого щенка.

Кусака наблюдает за сборами дачников. Ей становится понятно, что близится что-то нехорошее. Но пока она этого не понимает и не осознает. Начинается дождь. Становится холодно и неуютно. Вскоре дачники уехали на вокзал. Только тогда Леля осознала, что не попрощалась с Кусакой. От этой мысли ей становится горько и грустно.

Глава 5.

Кусака еще не осознает, что происходит. Собачка еще не чувствует одиночества. Она даже сбегала на станцию, поискала своих хозяев, но там никого не было. Все уехали. Наступила ночь. Именно в это время Кусака осознала, что темнота заполняет все ее существо. Ей стало страшно и тоскливо. Тогда Кусака очень жалобно завыла. Последние слова в рассказе: «Собака завыла».

Картинка или рисунок Кусака

Другие пересказы для читательского дневника

    Хосе Оргета и Гассет является испанским философ и автором труда «Восстание масс». Несмотря, что произведение написано очень давно, оно актуально и сегодня.

  • Краткое содержание Пантелеев Буква ТЫ

    Повествование рассказа ведется от лица человека, оказавшегося в роли учителя, который помог девочке Иринушке познакомиться с русским алфавитом. Несмотря на свои четыре года, она была очень развитой и способной

Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице, — ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там сна зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу. Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его пьяный и бесцельный взгляд. — Жучка! — позвал он ее именем, общим всем собакам. — Жучка! Пойди сюда, не бойся! Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом, но не решалась. Мужик похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил: — Да пойди, дура! Ей-Богу, не трону! Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога. — У-у, мразь! Тоже лезет! Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли, а мужик, шатаясь, побрел домой, где долго и больно бил жену и на кусочки изорвал новый платок, который на прошлой неделе купил ей в подарок. С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила ее: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты. Уже улегшись на свое место, она все еще злобно ворчала, но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость. Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонек: то отражалась на стекле упавшая звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч.

Этот рассказ довольно короткий и учит он тому, что нужно с заботой относиться к братьям нашим меньшим. Людям следует понимать, что если уж они приручили какое-то животное, значит нужно не забывать о нем и думать об этом существе.

Главных героев в рассказе также немного. Это: собака Кусака и девочка-гимназистка Леля, а также ее семья.

Кусака скитается по улицам. У нее нет хозяев. Люди не любят Кусаку и часто бьют ее. Однажды, она селится на пустующей даче. Летом туда приезжают люди. Кусака и хозяева дачи становятся друзьями. Но как только наступает холод, люди уезжают в город и забывают о Кусаке.

На первый взгляд кажется, что рассказ Л. Андреева посвящен теме отношения человека к животным. Однако, на самом деле, проблематика произведения гораздо шире. Она связана с вопросом о природе людей, их способности к добрым и злым поступкам.

В произведении говорится о жизни уличной собаки, озлобленной и дикой. Она ненавидит людей и держится от них на расстоянии, потому что никогда не видела от человека ничего хорошего.

Поздней весной на дачу, где прячется Кусака, приезжают новые жильцы. Собака нападает на одну из них, гимназистку Лелю и отрывает ей кусок платья. Девочка старается подружиться с агрессивным животным и добивается успеха! Постепенно Кусака привыкает к людям, позволяет им себя гладить и даже учиться играть.

Но вот приходит осень. Дачникам пора возвращаться в город. Леля хочет взять Кусаку с собой, но мать ей запрещает, обещая взять вместо глупой дворняги настоящего породистого щенка. Девочка соглашается. Последний раз она идет с Кусакой гулять, а затем уезжает, даже не попрощавшись со вчерашней любимицей.

После отъезда дачников собака возвращается в опустевший дом. Увидев, что ее в очередной раз предали, Кусака протяжно и долго воет.

Главные герои произведения

Большую часть описаний Андреев посвящает образу Кусаки. Он подробно описывает характер собаки, показывая, что такой злобной она стала, потому что ее вынудили. Нрав Кусаки характеризуется с помощью приема антитезы. В ней как будто переплетаются две собаки: одна недоверчивая и злобная, а другая - веселая и игривая.

Проблематика рассказа "Кусака"

Таким образом, в этом произведении затрагиваются следующие проблемы:

  1. Проблема безответственности человека по отношению к живым существам, зависящим от него.
  2. Проблема одиночества и озлобленности того, кого много раз предавали разные люди.
  3. Проблема эгоизма: каждый думает только о себе и воспринимает Кусаку как игрушку, которую можно просто оставить и уехать.

План пересказа

1. Жизнь бездомной собаки.
2. Дачники дают собаке имя и постепенно приручают ее.
3. Кусака счастлива оттого, что нужна людям и любима ими.
4. Дачники уезжают, а Кусака остается.
5. Горе брошенной собаки.

Пересказ
I

Собака была ничьей, у нее не было имени, и неизвестно, где она зимовала и что ела. Дворовые собаки прогоняли ее от теплых изб, мальчишки бросали в нее палки и камни, а взрослые улюлюкали, страшно свистели. Собака убегала от всех, не помня себя от страха, пряталась глубоко в саду и зализывала раны и ушибы, накапливая страх и злобу.

Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пьяный мужик. Похлопав по коленке, он позвал ее к себе, назвал Жучкой. Она нерешительно подошла. Но настроение пропойцы резко изменилось, и, когда собака подошла и легла перед ним на спину, он пнул ее с размаху сапогом в бок. Жучка завизжала больше от обиды, чем от боли, а мужик пошел домой, где избил жену и изорвал платок, купленный ей в подарок.

С тех пор собака всегда убегала от людей, хотевших ее приласкать, а иногда со злобой набрасывалась на них. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи.

Наступила весна, и из города приехали дачники, «целая веселая ватага взрослых, подростков и детей». Первой, с кем познакомилась собака, была очень жизнерадостная симпатичная девушка. Она выбежала в сад и закружилась, а в это время к ней подкралась собака и схватила за подол платья. Девушка, испугавшись, убежала и всем сказала: «Мама, дети! Не ходите в сад: там собака! Огромная!.. Злю-у-щая!..»

Дачники были очень добрыми людьми. «Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему». Сначала они хотели прогнать злую собаку, которая еще и по ночам не давала спать своим лаем, но потом привыкли и по утрам иногда вспоминали: «А где наша Кусака?» Это новое имя так к ней и прикрепилось.

Кусака с каждым днем подходила к людям все ближе. Той самой девушке, по имени Леля, удалось найти подход к Кусаке. Однажды, разговаривая очень ласково с собакой, она к ней осторожно приблизилась. И Кусака второй раз в жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная, обидят ее или приласкают. Но ее приласкали. Вскоре прибежали все дети и по очереди ее гладили, а она еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки. От непривычной ласки Кусаке было больно, как от удара.

«Всею своею собачьей душой расцвела Кусака. Ее кормили, и она изменилась до неузнаваемости: шерсть, висевшая прежде клочками, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас. Все это было непривычно для Кусаки, и она не умела ласкаться, как другие собаки.

Единственное, что она могла, это упасть на спину и завизжать. Но этого было мало, чтобы выразить всю любовь, и поэтому она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким». Людям это нравилось, и они нарочно ее ласкали, уговаривая поиграть еще. И она делала это еще много раз, но чужих все-таки боялась и пряталась в саду. Вскоре она привыкла не добывать себе пищу, потому что ее кормила кухарка, и все бол I. собака искала и просила ласк.

Наступила осень. Леля раздумывала, что же делать с Кусакой. Мама как-то сказала, что собаку придется оставить. Леле до слез стало жаль животное. Мама ответила ей, что они возьмут щенка, а «эта что — дворняжка!» Леля повторила, что ей жаль собаку, но уже не заплакала.

Стали собираться уезжать. Кусака, напугавшись и предчувствуя беду, убежала на край сада и глядела на террасу. «Ты здесь, моя бедная Кусачка», — сказала вышедшая Леля. Она позвала ее с собой, и они пошли по шоссе. Впереди была застава, возле нее трактир, а у трактира кучка людей дразнила деревенского дурачка Илюшу. Илюша цинично и грязно ругался, а они хохотали без особого веселья.

«Скучно, Кусака!» — тихо проронила Леля и, не оглядываясь, пошла назад. И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой.

Кусака металась по следам уехавших людей, бегала до станции, но затем вернулась. На даче она проделала новую штуку: «первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла ногтями». Но Кусаке не ответили, потому что в комнатах все было пусто.

Наступила ночь, и собака жалобно и громко завыла. «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу. Собака выла».