Cочинение «Анализ рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», план
Сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
- О.Н.У.
- Актуализация знаний
1) - Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?
- Что рассказывает писатель о рыбной ловле?
- Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить?
- Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу?
Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?
Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь?
Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?
Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?
2) Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике. Подберем к ним строки из текста
«Васютка увидел на ели кедровку». Рисунок Е. Мешкова. «Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло».
«Васютка у костра». Рисунок Е. Мешкова. «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».
Как вы думаете, почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций?
В рассказе много действия, которое сочетается с описаниями природы.
- Подготовка к написанию сочинения
Давайте вместе составим план к сочинению по теме «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки».
План
1. Васютка - главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
2. Становление характера Васютки.
1) Забота Васютки о рыбаках.
2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
4) Забота Васютки об общем деле.
3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
- Напоминаю, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.
- Написание сочинения
- Д/з читать П. Мериме «Маттео Фальконе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Деловая игра состоит из отдельных этапов, туров, участвуя в которых, игроки должны продемонстрировать знание биографических сведений писателя и содержания произведения.Класс предварительно...
Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику под редакцией Курдюмовой, тема урока "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро"".Форма работы на уроке- индивидуально-групповая с ис...
план рассказа васюткино озеро. помогите
- 1. Озеро, памятное Васютке.
4. Первый вечер в тайге.
5. Один в тайге четыре дня.
7. Мальчик вышел к Енисею.
8. Спасение.
9. Васютка дома.
10.Озеро нанесенное на карту. -
План
- План рассказа Васюткино озеро включает в себя следующие основные пункты:
1.Рыбаки ждут улов.
2.Васютка пошел в лес за кедровыми шишками (это шишки внутри которых орех)
3.Охота на глухаря.
4.Заблудился!
5.Ночь в темной тайге.
6.Найденное Васюткой странное озеро.
7.Вот он Енисей!
8.Спасение мальчика.
9.Озеро теперь на карте.В целом рассказ оказался очень интересным. В нем очень доступно и лаконично изложены все таежные законы, особенности той природы. Поучительная история о мальчике, самостоятельно выбравшемся из лесу, станет настоящим уроком для учащихся, читающих это произведение в рамках школьной программы
- Пожалуйста помогите нужен план про то как Васютка был в тайге!
- Васюткино озеро. Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы,
1. Озеро, памятное Васютке.
2. Жизнь рыбаков в ожидании когда особенно удачен лов рыбы.
3. Васютка отправился в тайгу и заблудился.
4. Первый вечер в тайге.
5. Один в тайге четыре дня.
6.Васютка обнаружил неизвестное озеро. -
2.Охота на глухаря.
3. Васютка заблудился.
4.Жизнь в лесу.
5.Озеро.
6.Удачное спасение. - Васюткино озеро. Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций.
План
1. Васютка главный герой рассказа В. П. Астафьева Васюткино озеро.
2. Становление характера Васютки.
1) Забота Васютки о рыбаках.
2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
4) Забота Васютки об общем деле.
3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки - Васюткино озеро. Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций.
План
1. Васютка главный герой рассказа В. П. Астафьева Васюткино озеро.
2. Становление характера Васютки.
1) Забота Васютки о рыбаках.
2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
4) Забота Васютки об общем деле.
3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.
http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/4.html -
7. "Впереди берег... "
10. "...Васютка дома! " - спасибо!
- 1) рыбы плохо ловится
2) в тайге
3) васютка заблудился
4) ночь в тайге
5) находка неизвестного озера
6)чудесное спасение
7) возвращение домой - . "Это озеро не отыщешь на карте"
2. "Совсем скучное жить началось у Васютки"
3. "Васютка проснулся поздно"
4. "Весело насвистывая, шл он по тайге... "
5. "В лесу сделалось совсем тихо"
6. "Занятый хлопотами, Васютка не так остро чувствовал одиночество.
7. "Впереди берег... "
8. "В полдень Васютка поднял с реки табун гусей, ударил по ним картечью и выбил двух".
9. "Пароход вс приближался и приближался".
10. "...Васютка дома! " - 1. Васютка главный герой рассказа В. П. Астафьева Васюткино озеро.
2. Становление характера Васютки.
1) Забота Васютки о рыбаках.
2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
4) Забота Васютки об общем деле.
3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки - Сколько дней Васютка был в лесу?
- 1.Неудачи на рыбном промысле.
2.Охота на глухаря.
3.Васютка заблудился.
4.Жизнь в лесу.
5.Озеро.
6.Удачное спасение. - Герой рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" родился и вырос в тажном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать тажные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.
В мудрости законов и в необходимости соблюдать их Васютка убедился, когда заблудился. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Он вспомнил рассказы о том, как будто люди в лесу иногда погибают. Но Васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретнные навыки и умения разжечь костр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря "драгоценный припас" - патроны. А главное - желание выжить во что бы то ни стало. "Тайга хлипких не любит, "-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нм водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею.
Все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, Васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка.
Озеро, названное Васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика. - я сам незнаю
- 1. Озеро, памятное Васютке.
2. Жизнь рыбаков в ожидании когда особенно удачен лов рыбы.
3. Васютка отправился в тайгу и заблудился.
4. Первый вечер в тайге.
5. Один в тайге четыре дня.
6.Васютка обнаружил неизвестное озеро.
7. Мальчик вышел к Енисею.
8. Спасение.
9. Васютка дома.
10.Озеро нанесенное на карту. - 1. "Это озеро не отыщешь на карте"
2. "Совсем скучное жить началось у Васютки"
3. "Васютка проснулся поздно"
4. "Весело насвистывая, шл он по тайге... "
5. "В лесу сделалось совсем тихо"
6. "Занятый хлопотами, Васютка не так остро чувствовал одиночество.
7. "Впереди берег... "
8. "В полдень Васютка поднял с реки табун гусей, ударил по ним картечью и выбил двух".
9. "Пароход вс приближался и приближался".
10. "...Васютка дома! " - 1. Васютка главный герой рассказа В. П. Астафьева Васюткино озеро.
2. Становление характера Васютки.
1) Забота Васютки о рыбаках.
2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
4) Забота Васютки об общем деле.
3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки
Анализ произведения
Жанр произведения – рассказ. Рассказ о путешествии, которое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудившийся на пять дней в тайге.
Главный герой – мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи – мама, дед, отец, рыбаки.
Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязанность, которую он сам себе придумал, – снабжать рыбаков кедровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глухаря. Это завязка рассказа.
После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа.
Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа – поведение человека в экстремальной ситуации. Васютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря
на то, что ему всего тринадцать лет.
Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рассказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге – так умело писатель рассказывает нам о Васюткиных приключениях.
Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова – отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.
План
1. Неудачи на рыбном промысле.
2. Охота на глухаря.
3. Васютка заблудился.
4. Жизнь в лесу.
6. Удачное спасение.
Глоссарий:
- план рассказа Васюткино озеро
- план васюткино озеро
- план к рассказу васюткино озеро
- план по рассказу васюткино озеро
- васюткино озеро план
(Пока оценок нет)
Другие работы по этой теме:
- Васютка Васютка – главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”, мальчик лет тринадцати, сын бригадира рыбаков Григория Шадрина. Это храбрый и смекалистый мальчик, который...
- В самом начале рассказа описывается озеро, получившее свое название в честь мальчика по имени Васютка. Именно он нашел озеро и показал его остальным людям. В...
- План пересказа 1. Озеро, памятное Васютке. 2. Жизнь рыбаков в ожидании путины (времени, когда особенно удачен лов рыбы). 3. Васютка в лесу. 4. Мальчик заблудился....
- Что помогло Васютке выжить в тайге Тайга – это бескрайние леса, в которых трудно выжить обычному человеку, тем более, если он не знаком с таежными...
Сочинение
Жанр произведения - рассказ. Рассказ о путешествии, которое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудившийся на пять дней в тайге.
Главный герой - мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи - мама, дед, отец, рыбаки.
Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязанность, которую он сам себе придумал, - снабжать рыбаков кедровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глухаря. Это завязка рассказа.
После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа.Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа - поведение человека в экстремальной ситуации. Васютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря на то, что ему всего тринадцать лет.
Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рассказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге - так умело писатель рассказывает нам о Васюткиных приключениях.
Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова - отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.
Неудачи на рыбном промысле.
Охота на глухаря.
Васютка заблудился.
Жизнь в лесу.
Озеро.
Удачное спасение.
«Васюткино озеро» - рассказ, написанный Виктором Петровичем Астафьевым о мальчишке, выжившем в тайге. Тяжело пришлось ему одному в суровых таежных условиях, но все же он сумел спастись, да еще и открытие сделал. План рассказа «Васюткино озеро», а также ключевые моменты произведения рассмотрим подробнее.
Васютка в страшной тайге
Мальчик Васютка рос в семье рыбака, и поэтому очень часто бывал в тайге вместе с отцом. Однажды бригада рыбаков отправилась на промысел дальше, чем обычно. И, конечно же, с ними поехал маленький Васютка. Дома он скучал. До начала учебного года было еще много времени, поэтому паренек помогал рыбакам, собирая для них кедровые орешки. В один из таких походов он заплутал, гоняясь за глухарем, и остался совсем один в незнакомом ему лесу. Как бы поступил любой мальчишка на его месте? Конечно бы, испугался, зарыдал, и даже, возможно, стал бы звать на помощь маму. Но только не Васютка. Он смог поступить, как настоящий мужчина. План рассказа «Васюткино озеро» обязательно включит пункт о его смелом поведении в тайге.
Тайга любит сильных
Оставшись один в незнакомой тайге, мальчик мгновенно сориентировался, что ему нужно сделать. Он постелил ветки на землю, сделав себе постель. Затем приготовил ужин. Он воспользовался знаниями, полученными от отца и деда: вырыл яму в земле, положил туда глухаря, обложил мхом и развел костер. Таким образом птица испеклась, а мальчик смог хорошенько поужинать.
Всю ночь мальчику было жутко. Все-таки непростое дело - остаться одному в темном лесу. Во мраке он видел разных чудищ (хотя это были всего лишь деревья), разные звуки пугали его. Когда же наступило утро, мальчишка, немного отдохнув, отправился в путь - искать выход из леса. Как же ему пригодились советы старших! Даже по ясным звездам он смог определить, что будет холодно. Умение обращаться с ружьем не оставило его голодным: на следующий день он смог подстрелить себе пару уток, чтобы утолить голод.
К вечеру следующего дня мальчик набрел на незнакомое озеро, которое изначально показалось ему в темноте болотом. Каково же было его удивление, когда он увидел в нем редкие виды белых рыб! Впоследствии его назовут Васюткино озеро. Краткое содержание рассказа почти подошло к концу. Что же дальше произошло с Васюткой?
Спасение героя
Мальчишка и дальше не испугался трудностей. Увидев, что подстреленную им утку унесло течением, он стал догадываться, что в это озеро может впадать река, а найденное им озеро, вероятно, является проточным. И он не ошибся: действительно, это был всего лишь небольшой заливчик, само озеро было намного крупнее. План рассказа «Васюткино озеро» включает пункт о спасении мальчишки.
В тайге начался сильный дождь. Природа вокруг замерла. Васютка, устав от своего путешествия, уснул. Но вдруг он услышал какой-то гудок. Сначала он принял этот звук за комариный писк, но после понял, что это звук теплохода. Васютка начал махать руками, стрелять из ружья, всячески привлекая к себе внимание, но у него ничего не вышло: на пароходе не заметили мальчишку. И в этот раз он дал себе слабину и расплакался изо всех сил. Его радовала лишь его находка - Васюткино озеро. Тайга в знак его смелости и терпения преподнесла ему настоящий подарок.
Таежный плен продолжался недолго: мимо озера проезжал рыбацкий бот отца, и Васютку, наконец, заметили.
Какова же была радость родных, которые безумно переживали за мальчика! Его напарили в бане, накормили разными вкусностями и бесконечно хвалили за смелость и находчивость.
Заключение
План рассказа «Васюткино озеро» включает в себя следующие основные пункты:
- Рыбаки ждут улов.
- Васютка пошел в лес за орешками.
- Заблудился!
- Ночь в темной тайге.
- Найденное Васюткой странное озеро.
- Вот он - Енисей!
- Спасение мальчика.
- Озеро теперь на карте.
В целом рассказ оказался очень интересным. В нем очень доступно и лаконично изложены все таежные законы, особенности той природы. Поучительная история о мальчике, самостоятельно выбравшемся из лесу, станет настоящим уроком для учащихся, читающих это произведение в рамках школьной программы.