Урок "правописание частиц не и ни "

Цель:

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос.

  1. Определите часть речи :

а) даже; б) чтобы;

в) если; г) пускай.

  1. Назовите разряд частицы:

а) разве; б) почти;

в) давай ; г) самый .

а) если (бы) оглянулся; б) я (то) знаю ;

в) неуже (ли); г) вряд (ли).

5 . :

а)отрицательные; б)формообразующие; в)противительные ; г)модальные.

6. Частицы ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ относятся к ____________ (вопросительным)

Прослушайте стихотворение

НЕ и НИ у нас частицы, Нам их нужно уважать. И при этом не лениться, И ни часу не терять.

Различение НЕ и НИ

1. Отрицание.

(Не выучил- выучил)

1. Усиление отрицания.

4. В устойчивых выражениях

Запомни: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало

а)

Он не бывал за границей .(Отрицание)

(Усиление отрицания)

Где он только не бывал! (Восклицательное предложение)

б) .(Двойное отрицание)

в)

Заполняется пункт 3

г)

Светило солнце в вышине Ни бледно и ни ярко. И в результате было мне Ни холодно ни жарко. К доске я вышел отвечать, Стоял я перед классом. Ни дать ни взять, ни сесть ни встать, Ни рыба и ни мясо.

5. Закрепление материала

а) Кто быстрее

Всем известна пр..тягательная сила родников. (Н..)один путник (н..)может пройти мимо что(бы) (н..)остановит(?)ся (н..)пр..пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. И (н..)где (н..)в людных местах (н..)в глухой тайге родник (н..)остаётся (н..)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,— он нужен (н..)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).

Нет ошибок-3балла, 1-2 ошибки - 2 балла, 3-4 ошибки - 1 балл, более 4 ошибок - 0 баллов. Прибавьте полученные результаты к набранным ранее баллам.

в) С.Я.Маршак в 1942 году написал стихотворение.

"Не" и "Ни"

Мне рассказывал смоленский Паренек: - В нашей школе деревенской Шел урок. Проходили мы частицы "Не" и "ни". А в селе стояли фрицы В эти дни. Обобрали наши школы И дома. Наша школа стала голой, Как тюрьма. Из ворот избы соседской Угловой К нам в окно глядел немецкий Часовой. И сказал учитель: "Фразу Дайте мне, Чтобы в ней встречались сразу "Ни" и "не"." Мы взглянули на солдата У ворот И сказали: "От расплаты НИ один фашист проклятый НЕ уйдет!"

г) Составьте предложения

д) Цифровой диктант

1. Цветы не поливали, и они засохли.

2. Кто ни

3. Кто не

4. Сколько бы ни

5. Сколько я еще не

6. Не один ты такой!

7. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.

8. Нашу собаку не

Ответ: 1,2,1,2,1,1,2,1

За правильный ответ 1 балл

Вывод:

Итак, мы возвращаемся к предложению, с которого начали урок. Проверьте и объясните правильность расстановки букв. Скажите, какой частью речи являются последние два слова НИ. Правильно, это союзы, как это доказать? (Соединяют однородные члены). Но ведь о союзах мы сегодня не говорили. Почему? Различие союза ни-ни и частицы НИ - тема нашего следующего урока

Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Урок "Отрицательные частицы НЕ и НИ"»

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Цель:

Дать понятие о роли отрицательной частицы НЕ, формирование умения определять смысловое значение частиц НЕ и НИ, писать НЕ и НИ с различными частями речи;

Конструировать предложения, обогащение речи учащихся, работа с фразеологизмами;

Развивать самооценку, воспитывать культуру речи через умение четко, лаконично выражать в связной речи свои мысли, тем самым проявлять интерес к языку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. В ходе урока каждому из вас представится возможность получить оценку, причем что это будет за оценка, зависит только от вас. (Дети выбирают одного ученика, который будет вести учет знаний)

2. Фронтальный опрос. (За правильный ответ 0,5 балла)

    Определите часть речи :

а) даже; б) чтобы;

в) если; г) пускай.

    Назовите разряд частицы:

а) бы (формообр.); б) вот (указательная);

в) уж (усилительная); г) неужели (вопросительная).

    Отметьте формообразующие частицы:

а) разве; б) почти;

в) давай ; г) самый .

    Отметьте дефисное написание частиц:

а) если (бы) оглянулся; б) я (то) знаю ;

в) неуже (ли); г) вряд (ли).

5 .Характеристика, которая не относится к частицам :

а)отрицательные; б)формообразующие;
в)противительные ; г)модальные.

6. Частицы ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ относятся к ____________ (вопросительным)

3. Объяснение нового материала

На доске записано предложение:

Честный исследователь н.. может, чем бы он н.. занимался, оказаться в ряду лжеученых: он н.. пойдет н.. на обман коллег, н.. на искажение фактов

Учащимся предлагается вставить пропущенные буквы, а правильно ли они это сделали, они выяснят в конце урока.

Я надеюсь, что сегодня вы проявите себя как настоящие исследователи, и первое задание: назовите тему урока (Отрицательные частицы НЕ и НИ).

Прослушайте стихотворение

НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться,
И ни часу не терять.

Как вы думаете, каков основной вопрос, который мы должны решить в ходе урока? (Когда пишется НЕ и когда НИ)

Дети чертят в тетради таблицу, которая заполняется в ходе урока

Различение НЕ и НИ

1. Отрицание. Нельзя убрать частицу, смысл изменится на противоположный

(Не выучил- выучил)

1. Усиление отрицания. Если убрать частицу, смысл не изменится, исчезнет оттенок усиления.

(Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки)

2. В вопросительных и восклицательных предложениях.

(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!)

2. Придаточная часть начинается словами

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…

3. Двойное отрицание = утверждение

Широта его интересов не могла не изумлять меня

3.С существительными в родительном падеже при отсутствии подлежащего. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха.)

4. В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д.)

4. В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д.)

Запомни: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало

4. Работа по заполнению таблицы

а) Сравните первую группу предложений и выясните, какой смысл вносят в них частицы НЕ и НИ

Он не бывал за границей .(Отрицание)

Он ни разу не бывал за границей (Усиление отрицания)

Где он только не бывал! (Восклицательное предложение)

Где он ни бывал, всюду его встречали радостно. (Придаточная часть, нет отрицания)

Заполняются пункты таблицы 1 и 2

б) Он не мог не приехать, не мог не позвонить .(Двойное отрицание)

в) В поле ни былинки; в доме ни кусочка (отрицание при отсутствии подлежащего)

Заполняется пункт 3

г) Прослушайте стихотворение и скажите, на основе какого лексического средства оно построено?

Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.
К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.

Стихотворение построено на основе устойчивых сочетаний слов (фразеологизмов)

Заполняется пункт 4 и примечания.

Откройте учебники, параграф 67, прочитайте теорию, скажите, совпали ли ваши выводы о написании частиц с теми, что приводят авторы учебника?

5. Закрепление материала

а) Кто быстрее

Задание выполняется по рядам, каждый ученик разбирает одно предложение. Те ученики, чей ряд выполнит быстрее и правильнее, получают по 0,5 балла

1. Кто (не, ни) занимался математикой, тот имеет слабое представление о развитии мира. 2. Куй железо, пока (не, ни) остыло. 3. (Не, ни) одна дорожка (не, ни) была очищена от снега. 4. (Не, ни) что не пропало зря. 5. (Не, ни) веселья, (не, ни) радости (не, ни) принесла мне жизнь на новом месте. 6. В лесу (не, ни) звука.

б) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

Всем известна пр..тягательная сила родников. (Н..)один путник (н..)может пройти мимо что(бы) (н..)остановит(?)ся (н..)пр..пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. И (н..)где (н..)в людных местах (н..)в глухой тайге родник (н..)остаётся (н..)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,- он нужен (н..)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).

Проверьте себя (текст выводится на экран) и поставьте оценку.

Нет ошибок-3балла, 1-2 ошибки – 2 балла, 3-4 ошибки – 1 балл, более 4 ошибок – 0 баллов. Прибавьте полученные результаты к набранным ранее баллам.

в) С.Я.Маршак в 1942 году , в один из тяжелых периодов ВОв, написал стихотворение. Как ни странно, называлось оно Не и НИ. Как вы думаете о чем в нем было написано?

"Не" и "Ни"

Мне рассказывал смоленский
Паренек:
- В нашей школе деревенской
Шел урок.

Проходили мы частицы
"Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы
В эти дни.

Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.

Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.

И сказал учитель: "Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
"Ни" и "не"."

Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: "От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!"

г) Составьте предложения

1. Кто ни прочитает эту книгу….

2. Кто не прочитает эту книгу…. (0,5 балла)

д) Цифровой диктант

1. Цветы не поливали, и они засохли.

2. Кто ни принимал участия в читательской конференции, все остались довольны.

3. Кто не принимал участия в конкурсе, очень сожалел потом об этом.

4. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

5. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков!

6. Не один ты такой!

7. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит .

8. Нашу собаку не покорми вовремя, так она такой вой подымет!

Ответ: 1,2,1,2,1,1,2,1

За правильный ответ 1 балл

Вывод:

Итак, мы возвращаемся к предложению, с которого начали урок. Проверьте и объясните правильность расстановки букв. Скажите, какой частью речи являются последние два слова НИ. Правильно, это союзы, как это доказать? (Соединяют однородные члены). Но ведь о союзах мы сегодня не говорили. Почему? Различие союза ни-ни и частицы НИ – тема нашего следующего урока

Звучит песня «Частицы НЕ и НИ», Радионяня

Домашнее задание

Параграф 67, упражнение 387 или сочинить стих или песню о частицах не и ни

Урок по русскому языку в 7 классе

Тема:

Правописание частиц НЕ и НИ

Тема урока: Правописание частиц НЕ и НИ

Цели урока : расширить знания учеников о правописании частиц не и ни; отработать навык различия частиц не и ни ; пока­ зать случаи, когда предложение с двумя частицами не получает положительный смысл; развивать навыки написания не с различ­ ными частями речи;

Методы обучения: практические, словесные, наглядные методы

Ι. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Давайте настроимся на хорошую работу.

ΙΙ.проверка домашнего задания

Кто сделал диктовку на раздельное и дефисное написание частиц.

ΙΙΙ. Работа над темой урока.

1. игра «Четвёртый лишний» (слайд 2)

(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)

2.Слово учителя: (слайд 3)

Объясните значения устойчивых выражений :

Палец в рот не клади (смекалистый, хитрый человек, от которого можно ожидать всего), комар носу не подточит (что-либо сделано хорошо, тщательно, не к чему придраться), камень на камне не оставить (полностью разрушить, уничтожить)

ни больше ни меньше (именно столько ), ни жив ни мертв (сильно испуган), ни свет ни заря (очень рано ), ни пуха ни пера (шутливое пожелание успеха, удачи).

Какая частица пишется в данных выражениях?

Ставится запятая в выражениях?

Что такое частица

На какие разряды делятся частицы

Какие разряды частиц мы с вами изучали на предыдущих уроках

- Мы только что вспомнили правописание частицы не и ни . Как вы думаете, с какой целью

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (слайд 4-5)

Исходя из темы, каковы цели сегодняшнего урока

Рассмотрим подробнее функции этих частиц.

1. наблюдение «Частица не» (запись опорных сведений) (слайд 6-7)

1.Ветер не утихал. (отрицание)

2.Где он только не бывал! (обобщающе –утвердительное значение)

3.Товарищ не мог не понять меня.(утверждение)

Давайте сравним наши наблюдения с параграфом учебника.

Есть ли в наших наблюдениях то, чего нет в учебном материале

2. объяснительный диктант (слайд 8)

Н… могу н… помочь.

Он никого н… ждал.

Я н… мог н… знать об этом.

Кто н… знает русского балета!

3. чтение параграфа «Частица ни»(запись опорных сведений) (слайд 9-12)

4.упр.432(1-5)

IV .Закрепление

1. Объясните выбор той или иной частицы (слайд 13)

Никогда не увидишь ты ни этой деревушки, ни этих людей.

Куда бы ни отправился странник, его везде встречали приветливо.

*Он вернулся ни свет ни заря.

*Нестерпимая жара не давала возможности ни думать, ни действовать.

*Не верил ни одной строчки.

* Кто ни посмотрит на море, оно всегда прекрасно.

*После охоты я не могу не заснуть.

2.Запомнить : не раз – ни разу; не один – ни один

3.Запомни:

нЕ кто иной, как…

нЕ что иное, как…

нИкто иной не…

нИчто иное не...

Составьте устно предложения с данными словами.

4. Проверь себя (слайд 14-15)

Определите, в каких случаях пишется частица НИ

Рисовать Егор (1)не умел и (2)ни разу в жизни (3)не видел (4)ни одной картины.

Определите, в каких случаях пишется частица НЕ (слайд 16-17)

(1)Ни музы, (2) ни труды,(3) ни радости досуга (4)не смогут заменить мне друга.

5. .Цифровой диктант

Запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.

1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.

5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.

6. В поле нет ни души.

7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.

Проверим! (слайд 18)

НЕ: 2,4,7

НИ: 1,3,5,6

V .Стадия рефлексии . ( слайд 19)

Расскажите о чем мы сегодня говорили на уроке?

Расскажите, в каких случаях НЕ и НИ пишется со словами слитно?

А когда НЕ и НИ пишется со словами раздельно?

Понравился вам урок? С каким настроением пойдёте на перемену?

V I . Домашнее задание . (слайд 20)

П.71, упр.430, 434 или Составить словарную диктовку «Правописание не и ни »

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

Тема: «Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи»

Цели урока:

Вспомнить и закрепить правописание не и ни с различными частями речи;

Воспитывать самостоятельность, интерес к изучению предмета;

Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

Способствовать обогащению лексического состава речи, совершенствовать мыслительные операции.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: «Русский язык. 8 класс» М. М. Разумовская, тетради и ручки для записей учащихся, проектор для показа слайдов.

Основные виды деятельности: развернутые ответы по теме урока, письменная работа, самостоятельная работа учащихся.

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса рассчитана на 140 часов и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. На повторение изученного в 5-6 классах предполагается по программе 39 часов.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Здравствуйте, сегодня, ребята, тему урока вы определите сами. Для этого запишем под диктовку словосочетания и определим общую орфограмму для записанных слов.А в конце урока, когда повторим правило, проверим правильно ли вы записали все словосочетания и объясним написание.

Не большой дом,

не думать ни о чем,

вовсе не интересно,

не сделав задание,

быть не ряхой,

не придуманная история.

Итак, нашей сегодняшней темой будет «Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи». Запишите ее у себя в тетрадях. И сейчас мы постараемся систематизировать правила употребления частиц не и ни .

На слайде - таблица с примерами употребления частиц не и ни. Глядя на примеры, вы должны сами сформулировать правила, когда не и ни употребляются слитно или раздельно.

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

деепричастие

1. - не навидеть, не годовать;

- не навидя, не годуя;

2. - не доумевать;

- не доумевая.

(не употребляется без не )

- не зная, не читав.

(в остальных случаях не употребляется раздельно)

Существительное,

прилагательное,

1. - не ряха, не вежа;

- не брежный, не ряшливый;

- не лепо, не брежно;

(не употребляется без не )

2. - не правда (ложь),

не друг (друг);

- не маленький (большой),

не молодой (старый);

- не глупо (умно);

(не

3. Весьма (чрезвычайно, крайне) не интересный фильм;

(не употребляется слитно, если есть специальные слова)

4. Не когда, не где, ни когда, ни где. (не и ни употребляются слитно с отрицательными наречиями)

1. - не друг, а враг;

- не большой, а маленький;

- не смешно, а грустно;

(не

2. - вовсе (далеко, ничуть, отнюдь) не правда;

Вовсе (далеко, ничуть, отнюдь) не умный;

Вовсе (далеко, ничуть, отнюдь) не смешно.

(не употребляется раздельно, если есть или предполагается противопоставление)

Причастие

1. Не законченное письмо,

не дописанный роман,

не тронутый снег.

(не употребляется слитно, если полные причастия не имеют при себе зависимых слов)

1. Не законченное вовремя письмо,

не тронутый птицами снег;

(не употребляется раздельно, если полные причастия имеют при себе зависимые слова)

2. Не законченное, а только начатое письмо;

(не употребляется раздельно, если есть или предполагается противопоставление)

3. Письма не прочитаны,

роман не дописан.

(не употребляется раздельно с краткими причастиями)

Местоимение

1. - не кому, не чем, не кто;

(не употребляется слитно с неопределенными местоимениями без предлогов; частица не

- ни кому, ни чем, ни кто, ни какой.

(ни употребляется слитно с отрицательными местоимениями без предлогов; частица ни

1. - не для кого,

не о чем;

(не употребляется раздельно с неопределенными местоимениями с предлогами; частица не употребляется, если она в местоимении под ударением)

- ни у кого,

ни о чём;

(ни употребляется раздельно с отрицательными местоимениями с предлогами; частица ни употребляется, если она в местоимении не под ударением)

2. Не нам судить,

не мой кабинет.

(не употребляется раздельно с местоимениями других разрядов)

Теперь давайте проверим написание частиц в словосочетаниях, которые мы записали в начале урока.

Не большой (слитно, т.к. можно подобрать синоним маленький ) дом,

не думать (раздельно, т.к. не с глаголами употребляются раздельно) ни о чем (раздельно, т.к. отрицательное местоимение употреблено с предлогом; частица не под ударением, поэтому ни ) ,

вовсе не интересно (раздельно, т.к. наречие употреблено со специальным словом вовсе ) ,

не сделав задание (раздельно, т.к. деепричасия употребляются с не раздельно) ,

быть не ряхой (слитно, т.к. данное существительное без не не употребляется) ,

не придуманная история (слитно, т.к. данное полное причастие не имеет при себе зависимых слов) .

Сейчас на доске вы видите поговорки, в которых нужно выделить орфограмму на сегодняшнюю тему и определить правильное написание.

Друг познаётся в не счастье. (не употребляется без не )

Красна дружба не лестью, а правдой и честью. (есть противопоставление)

У не ряхи да не пряхи нет и путной рубахи. (не употребляется без не )

Головня на шесток упала – не чаянный гость. (не употребляется без не )

Не большой дождишко, а лодырям отдышка. (можно подобрать синоним маленький )

И зубы есть, да не чего есть. (неопред. местоимение без предлога, под ударением)

Лодырю всегда не здоровится. (не употребляется без не )

Не давши слова – крепись, а давши – держись. (не с деепр. раздельно)

Не убив медведя, шкуры не дели. (не с глаг. и деепр. раздельно)

Итак, мы разобрали новый материал. В качестве проверки и закрепления сейчас мы проведем небольшую самостоятельную работу, а перед этим давайте еще раз повторим пройденный материал.

С какими частями может употребляться частица не ? (с глаголом, деепричастием, существительным, прилагательным, наречием, причастием, местоимением)

С какими частями речи может употребляться частица ни ? (с наречиями, местоимениям) От чего зависит написание частиц не и ни в наречиях и местоимениях? (частица не употребляется, если она в местоимении или наречии под ударением, частица ни употребляется, если она в местоимении или наречии не под ударением)

В каких случаях употреблении частицы не зависит от синонима к слову, с которым употребляется частица? (существительное, прилагательное, наречие; частица не употребляется слитно, если можно подобрать синоним)

В каком случае не или ни употребляется с местоимениями раздельно? (не или ни употребляется раздельно с местоимениями с предлогами )

Тест

1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А. Эта книга (не)интересная.

Б. Новая папка оказалась (не)нашей.

В. Я допустил (не)простительную ошибку.

Г. Мы с Ваней (не)разлучные друзья.

2. В каком ряду во всех словах пишется НЕ? Определите написание частицы во всех случаях и обозначьте.

А. н...сколько часов, н...которые вопросы, н...сколько н... устал.

Б. н...кто н... знает, н...где н... видел, н... о чём н... спрашивал.

В. н...где сесть, н...куда идти, н... разу н... опоздал.

Г. н... мог н... понимать, гулять н... пойдёшь, н... отдыхать.

3. В каком ряду во всех словах НЕ пишется раздельно? Определите написание частицы во всех случаях и обозначьте.

А. ещё (не)глаженное бельё, (не)решённая студентом задача, теорема (не)доказана.

Б. (не)отвечая на вопрос, (не)льзя, (не)медленно, а быстро.

В. (не)навидя плохую погоду, (не)далеко, (не)дочитанная статья.

Г. совсем (не)распустившийся бутон, комната(не)проветрена, (не) истово.

4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Определите написание частицы во всех случаях и обозначьте.

А. Лысый господин с (не)доумением рассматривал странного мальчика. (Андреев Л.)

Б. Из-за пушистого снега на дороге (не)слышно было даже своих шагов.(Тендряков В.)

В. Круглые булыжники мостовой были (не)похожи один на другой, как разные братья. (Тынянов Ю.)

Г. Корчма представляла собой едва ли (не)удвоенную в размерах крестьянскую хату.

Домашним заданием у вас будет упр. 25. В данном упражнении вы также должны будете определить правильно написание не и ни с разными частями речи и объяснить написание. Выполнить упражнение нужно письменно в рабочей тетради. (Комплексное употребление правил в предложениях; повторение материала, пройденного в классе; закрепление знаний и навыков)

В качестве проверки того, как учащиеся усвоили предыдущий материал, учитель проводить проверочную работу. Под диктовку учащиеся записывают несколько предложений (в тетрадях, в которых выполняли домашнюю работу), определяют орфограмму. Учащиеся меняются тетрадями с соседями по партам. Учитель точечно спрашивает у учащихся объяснить орфограмму, учащиеся должны исправить ошибки в предложениях соседа. Затем ученики сдают рабочие тетради на проверку домашнего задания и проверочной работы учителю.

Проверочная работа

1. Силы коняге набраться не откуда. (М. Салтыков-Щедрин)

2. В рот ни чего не возьму в вашем буфете! (М. Булгаков)

3. Короче говоря, полемизировать мне не с кем и не о чем. (Т. Толстая)

4. Не торопливым шепотом начала она объяснение.

5. Эти места почти не исследованы.

6. На столе лежала не прочитанная книга.

7. Ученик зашел в класс, не объяснив причину своего опоздания учителю.

урок по теме "Правописание частиц

НЕ и НИ"

Цель : потренироваться в правописании слов с НЕ; запомнить слова, которые пишутся с НЕ раздельно и в предложении являются сказуемыми; вспомнить правописание НЕ с различными частями речи

Ход урока

I Организационный момент

Приветственное слово

Тема, записанная на доске, новая для Вас? (ответы учеников)

Какой частице мы уделяли особое внимание на прошлом уроке? (ответы учеников)

Теперь мы вполне способны сформулировать цель нашего урока. Какой Вы её видите?

Цель - совершенствовать свои знания в области русского языка, закрепить материал о правописании частиц НЕ и НИ, уделив особое внимание частице НИ.

I I Работа по теме урока

1. Опрос

Что такое частица?

Какие разряды частиц вы знаете?

Что вы знаете о правописании частиц НЕ и НИ?

В каких случаях частица НИ синонимична союзу И?

2. Выборочный диктант

Задание : запишите только смысловые частицы, определите их разряд.

Смотри, вон мой Тузик! Нет, не тот, что слева, а вон тот, пушистый! Даже издалека видно, какой он красавец. Что за лапки, что за хвостик! А глазки - только у моей собаки такие хитрые. Если бы были конкурсы красоты для дворняжек - Тузик мой победил бы. А другие пусть хоть из шкуры выпрыгнут.

Проверим ! Вон (указ.), не (отриц.), даже (усилит.), что за (воскл.), только (усилит.)

Задание : выпишите предложения, в которых есть частицы

а) Мал золотник, да дорог.

б) Говорите же скорее!

в) Вот пошёл он в лес и заблудился.

Проверим ! б (же), в (вот)

3. Распределительный диктант

Задание : запишите предложения в две колонки, объясняя выбор частицы

4. Синтаксический и морфологический разборы.

Задание : Сделайте синтаксический разбор предложения

Правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Не - морфологический разбор

1. не - частица, служит для отрицания

2. смысловая, отрицательная.

Расскажите, как различить написание: не один - ни один, не раз - ни разу, немало - нимало (ответы учащихся)

5. Объяснительный диктант

Задание: объясните правописание частиц НЕ и НИ.

Не одна в поле дороженька пролегала. При мне он у нас ни разу не был. Вы меня ни мало не удивили.

Какие устойчивые словосочетания с частицей НИ вы знаете?

6. Цифровой диктант

Задание: запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.

1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.

5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.

6. В поле нет ни души.

7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.

Проверим!

Расскажите, в каких случаях НЕ пишется слитно?

А когда НЕ пишется раздельно?

7. Объясните правописание

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Негодуя на руки, подумай о голове.

Незакрытое окно.

Совсем не новый.

Не законченная вовремя работа.

Дорога не дальняя, а близкая.

10. Укажите разряды частиц из предыдущего задания

Пусть, давай, да - формообразующие, повелительное наклонение глагола.

Не, ни - смысловые отрицательные частицы.

12. Работа со словариком

Задание : запишите словарные слова и запомните их правописание.

Неряха, Неряшливый, Ненавидеть, Негодуя, Нельзя.

13. Расставьте знаки препинания

Задание : расставьте недостающие знаки препинания.

Мы идём лесом неслышно ступая по сырой скользкой тропинке.

Когда наступило лето занятия закончились.

Мы достаём тетрадь ручку и урок начинается.

Проверим !

Мы идём лесом, неслышно ступая по сырой скользкой тропинке.

Когда наступило лето, занятия закончились.

Мы достаём тетрадь, ручку, и урок начинается.

I I I Итог урока

Урок русского языка в 7 классе.

Учитель: Гришина Е. М.

Тема: Правописание частиц НЕ и НИ.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Тип урока: работа с информационным текстом.

Цели:

познавательные:

  1. закрепить умение определять частицы, характеризовать их; 2) сформировать умение различать частицы НЕ и НИ.

воспитательные:

  1. поддерживать готовность принимать другие точки зрения; 2) воспитывать умение слушать и слышать, уважать мнение другого человека.

развивающие:

  1. развивать критическое мышление через чтение информационного текста;

2) развивать логическое мышление, языковое чутье; 3) развивать умение работать в группе.

Ход урока.

Стадия вызова.

На доске и на отдельных карточках для каждого учащегося записан текст (по А. Грину) с пропущенными буквами и знаками препинания.

Он прекрасно изучил Зурбаган, Лисс, Кассет и все побережье полуострова, но не терялся и в (н..) значительных фарватерах. Все за что брался он для других оканчивалось (н..)изменно благополучно как бы (н..) были тяжелы обстоятельства. (Н..) было судна потерпевшего крушение в тот рейс в который он вывел его из гавани. (Н..) когда корабль напутствуемый его личной работой (н..) подвергался эпидемиям, нападениям и другим опасностям. (Н..) кто на нем (н..) падал за борт и (н..) разу (н..) совершал преступлений.

Встретились ли вам непонятные слова?

(Фарватер – часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов).

Задание 1. Прочитайте текст (один человек – вслух) и расставьте пропущенные знаки препинания, составьте в тетрадях схемы предложений, с которыми вы работали.

Задание 2. Работая в группах (по партам), выпишите слова с НЕ И НИ, где вы можете объяснить выбор гласной и слитное и раздельное написание, в два столбика: в первом НЕ (НИ) будет приставкой, во втором – частицей.

Есть ли случаи, которые вы затрудняетесь объяснить или в которых не совсем уверены? (могут быть разные точки зрения)

Чтобы разъяснить эти моменты, нам надо познакомиться с теорией, но сначала составим схему (кластер), в которой отразим то, что нам известно о НЕ и НИ. (НЕ – отриц. частица, ударная приставка в мест. и наречиях; приставка, выражающая отрицание в сущ., прилаг., нар. и прич.; НИ – безуд. приставка в отриц. мест. и нар., часть союза, усиление отрицания – если догадаются об этом значении, в этом случае обязательно доказательство своей точки зрения с несколькими примерами, примеры могут и должны приводиться разными учащимися, а не только теми, кто выдвинул эту точку зрения).

Задание 3. Составление кластера.

Итак, НЕ – отрицательная частица или приставка. Давайте посмотрим на спорное предложение (с НИ БЫЛИ). Чувствуете ли вы здесь отрицание? (факт утверждается, а не отрицается). Как же правильно записать этот случай?

А второй неясный случай (с НИ РАЗУ)? (если до этого не выяснен и не доказан).

Стадия осмысления.

Задание 4. Прочитаем текст параграфа 37 (с. 213-214), отмечая значком « v » то, что уже знали, « + » новую для себя информацию и «?» то, что вызвало какие-то вопросы (если вопросов не будет, спрашивает учитель: связано ли с выражением утверждения написание частицы НИ в случае, упомянутом авторами учебника? связано ли это со структурой предложения? Обязательна работа с примерами, допустим:

Как ни пытался он сдвинуть камень с места, ничего у него не выходило.

Сколько веревочке ни виться, а конец будет.

Куда б он ни обращался, везде встречал отказ.

Кто б ты ни был, будь гостем в моем доме - и т. д.)

Обсуждение информации.

Можем ли мы теперь определить, кто был прав в тех двух спорных случаях?

Рефлексия.

Задание 5. Вернемся к схеме и дополним ее новой для нас информацией (НЕ – двойное отрицание, в вопросительно-восклицательных предложениях обобщающего характера; НИ – усиление отрицания, выражение утверждения в СПП).

Итак, подведем итоги. Что мы сегодня еще раз уяснили для себя? Что узнали нового?

Д/з: параграф 37, упр. 455, 456 (записывать только свои примеры).