21 сентября православный праздник. Рождество девы марии. успение девы марии

Какой сегодня церковный праздник? 21 сентября 2019 года православная церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы. Это один из самых важных церковных праздников, который относится к числу двунадесятых, то есть 12-ти самых значимых после Пасхи.

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

Расскажем подробнее, какой праздник отмечает православная церковь 21 сентября. Его также называют Вторая Пречистая. Предыстория этого праздника такова.

Рождеству Пресвятой Богородицы предшествовали следующие события. У живших в галилейском городе Назарете пожилых благочестивых супругов, Иоакима и Анны, не было детей.

Однажды Иоаким хотел принести Богу жертву, но первосвященник отказал ему, так как тот «не создал потомства Израилю». Иоаким в печали удалился в пустыню, а его жена осталась дома.

Анна стала молиться Богу, чтобы тот послал им ребенка. В это время ей и ее супругу явился Ангел с вестью о том, что Бог услышал их молитвы, и у них появится дитя, о котором будут говорить во всем мире.

По истечении положенного срока у них родилась дочь Мария, которую супруги решили посвятить Богу. Иоаким получил благословение первосвященника за то, что удостоился благословения Божия, и устроил большой пир, на котором все гости веселились и славили Бога.

Об этом рассказывается в апокрифическом «Протоевангелии Иакова», которое было найдено в 1958 году в Египте. Сочинение получило название по имени написавшего его апостола.

Как отмечается Рождество Пресвятой Богородицы?

Теперь вы знаете, какой церковный праздник отмечают 21 сентября. Однако первые христиане не праздновали Рождество Богородицы.

Его стали отмечать только в конце VI – начале VII веков в Византийской империи, а затем и в Риме. В православных храмах в этот день совершаются праздничные богослужения.

В Рождество Пресвятой Богородицы, как и в другие значимые церковные праздники, нельзя выполнять работы по дому – стирку, уборку, а также шить, вязать, вышивать, работать в саду и огороде.

Верующие не соблюдают пост, им разрешается употреблять любую пищу. На Руси этот праздник связывали с приходом осени и праздником урожая. Крестьяне благодарили Богородицу и просили хорошего урожая в будущем году.

Однако ответ на вопрос: «Что за праздник отмечают 21 сентября?» будет неполным, если мы не расскажем еще об одном праздновании в этот день, посвященном одной из наиболее почитаемых святынь Русской Церкви – чудотворному образу Пресвятой Богородицы. Праздник отмечают в память об избавлении Успенской Почаевской Лавры от осады турок в 1675 году.

8 сентября по юлианскому календарю (21 по новому стилю) в Палестине, в небольшом городке Назарете, у престарелых супругов Иоакима и Анны родилась дочь, которую Церковь во всей Вселенной прославляет, как Матерь Божию и как невесту Святого Духа.

Сентябрь - первый месяц церковного новолетия, начало богослужебного круга, называемого индиктом. Восьмой день первого месяца имеет символическое значение, цифра 8 у пифагорейцев и платоников означала гармонию мира, а у христианских экзегетов - вечность. Восьмитысячелетний цикл в эсхатологии принято рассматривать как начало и конец времени. Время и материя, скрывающие собой, как занавесью, царство вечности, в конце мировой истории сгорят в духовном огне, открыв дивную красоту преображенной в Божественном свете Вселенной. Первый месяц церковного года - символ и знак того, что Дева Мария вошла в этот мир как луч Божественного света, как Божественное откровение, воплощенное в человеческом образе, дивное и неповторимое.

После рождения Девы Марии мир стал другим Вечность открыл человечеству Иисус Христос - Сын Божий и Сын Девы Марии. Но сияние вечности уже озаряло лик Девы Марии. Душа первого человека была создана дыханием Божественных уст. Дева Мария чиста, как дыхание Божества. Христос - солнце мира, а Дева Мария его заря. Первые лучи зари еще не могут осветить Землю, но уже пронизывают золотой пряжей темно-синий бархат неба.

Дева Мария родилась в городке Назарете, расположенном в северной части Палестины, вдали от проезжих дорог и караванных путей. О нем ничего не сказано в Ветхом Завете. Назарет, как и земная жизнь в этом городке Девы Марии, покрыт тайной молчания.

В Назарете, расположенном в гористой местности, многие жилища, вырытые в скалах, напоминают пещерные кельи монахов. Вспомним: когда паломники подходили к Иерусалиму, прежде всего им бросалась в глаза сверкающая под лучами солнца золотая кровля храма. Казалось, что небо над Иерусалимом золотого цвета. Паломники, посещавшие Назарет, говорят, что небо над ним какого-то особенного, не сравнимого ни с чем голубого цвета.

Золотой цвет - символ Божественного величия. Золотой фон на иконах знаменует собой вечность и бесконечность. Голубой цвет - это символ Божией Матери Ее духовности и чистоты, молчания и целомудрия глубоких, как лазурь небес. Одеяние Божией Матери на иконах обычно окрашено в синий и голубой цвета.

Родители Божией Матери Иоаким и Анна, всю свою долгую супружескую жизнь молили Бога о даровании им ребенка, они дали обет посвятить своего ребенка Богу. У престарелых родителей на закате их жизни родилась дочь.

Господь, испытывая скорбями праведников дает затем им больше того, что они дерзали просить. Иоаким и Анна с первых дней жизни Девы Марии старались окружить Ее тем, что говорило бы детской душе о Боге. Ничто грязное и скверное не коснулось слуха и глаз ребенка. На восьмой от рождения день Ей дали имя Мария, что значит "госпожа, возвышенная". Первые слова, которые она научилась лепетать, были: имя Божие и молитва, С раскрытием сознания ребенка распускалась в Ее сердце любовь к Богу. Вся жизнь Девы Марии была пламенем ярко горящего светильника. К этому духовному огню не могло приблизиться никакое темное демоническое искушение. Она - единственная из дев, душа которой не была затуманена ни на мгновение ни одним грехом.

Когда Деве Марии исполнился год, Иоаким пригласил к себе в дом священников и родственников. После трапезы каждый священник брал ребенка на руки и благословлял его. Когда Деве Марии исполнилось три года, родители решили исполнить данный ими обет и привести ее в Иерусалимский храм.

Чему учит христиан праздник Рождества Пресвятой Богородицы? Чтобы родители - христиане помнили, кому они посвящают своих детей, кому отдают их души - Богу или демону.

Однажды к Сократу женщина привела своего годовалого ребенка и спросила, как правильно воспитать его. Сократ ответил: "Целый год потерян, теперь надо не воспитывать, а перевоспитывать". Был такой случай: родился ребенок, который не мог говорить и двигаться. У него были расслаблены все члены тела. Он лежал как непогребенный труп, но родители окружали его вниманием и лаской. Беседовали с ним как со здоровым, хотя он не мог даже движением руки ответить им. Они ухаживали за ним, выносили на про гулки и читали ему книги. Так прошло двадцать лет И вдруг перед своей смертью больной получил дар речи. Окружающие с удивлением убедились, что он не только может говорить, но помнит, что с ним происходило за эти дни. Он мог каждого назвать по имени, рассказать все, что с ним делали, как с ним обращались, хотя окружающим он казался тогда живым мертвецом.

Ребенок уже в утробе матери чувствует и воспринимает все, что происходит вокруг него. Особенно же - душевное состояние матери, с которой он связан как бы тысячами нитей. Если родители живут по-христиански, молятся, исповедуются в грехах, причащаются, то этим самым приобщают своего будущего ребенка к Богу. Если же в семье вместо молитвы звучат брань и проклятия, если между родителями происходят дикие ссоры, ребенок как бы вручается демону, ибо его душа получает урок жестокости.

Доказано, что, когда человек приходит в ярость, у него в крови появляется яд, и во время ссор и вспышек ненависти в семье ребенок отравляется ядом в прямом и переносном смысле этого слова. Его психика деформируется и разрушается. Все доброе и злое ребенок воспринимает гораздо непосредственнее и глубже, чем взрослые, его подсознание все хранит до самой смерти. Многие родители не находят ответа, жалуясь на жестокость и развращенность своих детей, упрекая их в самой черной неблагодарности, спрашивают кто же их этому научил. А ответ есть: научили сами же родители, не понимая того. Ребенок, который, находясь еще в материнском чреве, слышит отвратительную грязную брань, развращен еще до своего рождения. То же происходит, если мать смотрит нечистые картины и произносит бесстыдные слова.

Проходят годы, и родители, получая возмездие от своих детей, с горечью говорят: "Мы хотели как можно лучше воспитать своего ребенка, а что из него вышло?" Вышло подобие родителей.

Надо помнить, что духовное общение людей совершается помимо всех слов, внутренние состояния передаются друг другу непосредственно. Каждый может убедиться в этом. Общение с одними людьми тягостно и опустошительно для души. Напротив, общение с другими приносит радость и покой, как будто прибавляя духовные силы. Ничто так не близко друг другу, как души родителей и детей. Поэтому, чтобы приобщить ребенка к Богу, родители должны посвятить Богу свое сердце.

Церковь в конце каждой службы призывает молитвенную помощь святых родителей Девы Марии - Иоакима и Анны. Пусть эти ветхозаветные праведники будут для родителей примером терпения, надежды и любви.

21 сентября Православная церковь отмечает великий двунадесятый праздник – Рождество Пресвятой Богородицы.

Пресвятая Дева Мария появилась на свет в Палестинском городе Назарете, в семье праведных Анны и Иоакима, которые оставались бездетными до преклонных лет, но не теряли надежды и верили, что Господь смилостивится над ними. Они обещали, что в случае рождения ребенка, посвятят его жизнь служению Богу в Иерусалимском храме. Их молитвы были услышаны. Архангел Гавриил сообщил им радостную новость о том, что у них родится дочь Мария, с помощью которой будет подарено спасение всему человечеству.

21 сентября: традиции и обычаи дня

На Руси Рождество Пресвятой Богородицы отмечали торжественным богослужением. Церковные песнопения: стихиры, каноны, тропари в честь Девы Марии носят название «Богородичны». Они входят в состав всех ежедневных служб. К каждому празднику в честь Божьей Матери приурочены свои Богородичны.

В народе Богоматерь почиталась особо. Её образ был понятнее, ближе и доступнее народному сознанию, чем образ Спасителя. Богородица, вознесенная в мир божественный, осталась связанной с обычными людьми. Она по-матерински переживала и заступалась за них.

Народный культ Девы Марии выразился в многочисленных эпитетах: «Пречистая», «Пресвятая», «Владычица», «Избавительница от скорби», «Царица неба и земли», «Скорая помощница», «Целительница от болезней и страстей», «Небесная заступница», «Защитница от нечистой силы, бед, страданий и напастей». В народных представлениях Божия Матерь виделась милосердной, утешающей, отзывчивой к любой беде и облегчающей боль, к ней часто обращались с молитвами, заговорами и заклинаниями в разных жизненных случаях.

Заговор от болезней к Богородице

Ещё этот день известен и как праздник «Спожинки», или праздник урожая, организовывали который в честь окончанию жатвы. Спожинки отмечались с давних времен, и могли длиться целую неделю. Чем больше было урожая, тем дольше длилось торжество, отмечаемое широким хлебосольством и хождением в гости.

Поднесеньев день – так порой называли 21 сентября наши предки, потому что к этой дате был приурочен обычай угощения молодоженами своих родственников. Обычно к новобрачным приходили все родные и знакомые. Приглашал гостей специально назначенный для этого дела «позыватый», который просил навестить молодых, на их житье-бытье посмотреть, уму-разуму их научить.

21 сентября не только посещали молодоженов, но и приглашали их к родителям (тёще и тестю) вместе со свекровью и свекром для установления добрых отношений между семьями. После праздника внуки нередко оставались на несколько дней в гостях у дедушки с бабушкой.

К Рождеству Богородицы о себе очень явственно заявляла наступившая осень, поэтому праздник наполнялся ещё одним смыслом – второй встречей осени (первая на , третья – на ).

Утром женщины с овсяным хлебом выходили на берег реки, озера или пруда встречать матушку-Осенину. Старшая женщина держала в руках хлеб, а молодые пели песни, потом разламывали хлеб на кусочки по числу присутствовавших, несли его домой, где кормили им домашнюю скотину.

С Осенин начиналась пора посиделок. Девушки с пряжей собирались в одной избе, к ним приходили парни с угощением и гармоникой, исполнялись игровые песни:

Как и в день весеннего равноденствия, 21 сентября в избах обновляли огонь – старый гасили и зажигали новый. Во избежание дурного глаза, порчи и болезней жгли старую и ненужную обувь и одежду, детей на пороге дома обливали водой.

21 сентября: приметы и поверья

  1. Какая погода в этот день, такой и осень будет. Если тепло на улице, то и осень будет теплой и погожей.
  2. Чем больше на луке шелухи, тем холоднее зима будет.
  3. Алый закат или рассвет – к ветряной и дождливой погоде.
  4. С утра иней на траве – к непогоде.
  5. С деревьев практически все листья опали – зима будет ранней.
  6. На деревьях паутины много – к теплу.
  7. Зайцы роют норы – к суровой зиме.
  8. Перелетные птицы низко летят – к похолоданию.
  9. Хлеб, испеченный или купленный в этот день, нужно съесть в кругу семьи. С чужими людьми им делиться нельзя.
  10. 21 сентября вся вода в родниках – святая.
  11. Бездетным женщинам, мечтающим забеременеть, в этот день следует молиться, чтобы Господь послал им ребенка. Также нужно заказать молебен в церкви и подать милостыню нищим.

Человеку, родившемуся 21 сентября, следует носить алмаз и турмалин. Он вырастит ответственным и трудолюбивым.

Видео: 21 сентября — Новолетие, Малая Пречистая, Оспожинки

Рождение Девы Марии относится к двунадесятым праздникам, одним из двенадцати важнейших после Пасхи . Появление на свет матери Иисуса Христа - великое событие для всех верующих, ведь оно совершилось для спасения человечества и приобщения к вечной жизни.

Празднование установилось в христианстве не сразу. Достоверно определено, что в месяцесловах V века нет упоминаний Богородичного праздника. Официальное введение произошло по воле императора Маврикия в конце VI столетия. Но только спустя несколько веков стало особенно торжественным, с всенощным бдением и особой службой.

Само же явление в этот мир Пресвятой Девы в Новом Завете практически не описано. Найденные источники свидетельствуют о том, что впервые подробное описание зачатия источника чистоты и святости было составлено во II веке. По преданию, у Иоакима и Анны, благочестивой семейной пары, жившей в Иерусалиме, не было детей до преклонного возраста.


В те времена, далёкие от современной идеологии чайлдфри, это считалось позором, вызывало общественное порицание. Священник в храме, куда пришёл в один из дней Иоаким, отказал тому в принятии его даров. Расстроенный и скорбящий мужчина ушёл в пустыню, чтобы помолиться в очередной раз, а Анна в это время тоже вознесла молитву Богу.

Они были услышаны: ангел, явившийся им, предрёк рождение у них девочки, сообщив, что назвать её следует Мария. Супруги встретились у входа в город, а точнее у Золотых ворот, поделившись друг с другом этим божественным благовестием. И действительно, через девять месяцев они стали родителями дочери, имя которой узнал весь мир, как и было предсказано. С её появлением начался новый период для человечества, а Иоаким и Анна стали почитаться как Богоотцы, причастные к рождению Иисуса.

Никакой важный церковный праздник на Руси не обходится без народных примет, которые берут своё начало из крестьянского календаря, сформированного ещё в языческие времена. Завершение периода от Успения Богородицы в августе до её Рождества, именуемого простыми людьми Малой Пречистой, называется Осенинами. С окончанием летних полевых работ и началом осенних приготовлений крестьяне оценивали урожай. Чем он выше, тем продолжительнее праздник, отмечаемый широким хлебосольством. В этот день принято благодарить Пресвятую Деву, ассоциирующуюся испокон веков с Матерью Землей, за плодородие, просить семейного благополучия, здоровья для детей.


Богородица не единожды избавляла Русь от грозных бед и всевозможных напастей. Одним из таких чудотворений считается помощь русскому воинству под предводительством Дмитрия Донского в Куликовской битве . Победа совпала с Рождеством Святой Девы – 8 сентября по старому стилю. В православии стала отмечаться совместно, и по современному календарю дата выпадает на 21 число.

В честь светлого события Рождества Богородицы было построено много храмов на русской земле. Но не все они сохранились до наших дней – не столько время, сколько советская власть была беспощадна к ним. Постепенное возрождение и строительство – значимый момент для всех православных. Одна из знаменитых построек – древний собор XII века как место первоначального погребения князя Александра Невского, варварски разрушенный в 1930 году. Сегодня он возрождён, как и ряд других. 21 сентября проходящие в них торжества возглавляют высшие церковные служители и молятся за богослужением вместе с прихожанами.

В настоящее время для всех верующих организуются к данной дате различные просветительские мероприятия и специальные проекты, такие как христианские книжные выставки, форумы, экспозиции фотографии. Православные волонтёры стараются к светлому празднику приурочить всевозможные благотворительные акции, чтобы каждый имел возможность совершить добродетельный, милосердный поступок, который будет оценён Пресвятой Владычицей по достоинству.

В четверг, 21 сентября, все православные верующие отмечают Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Этот двунадесятый непереходящий Богороднический праздник празднуется как один из великих праздников, считается днем начала Русского государства, как обозначено на памятнике Тысячелетия России, воздвигнутом в Новгороде в 1862 году, в царствование императора Александра I.

Рождество Пресвятой Богородицы: история

Когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женой Анной, люди благочестивые и известные не своим царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся жизнь их была проникнута любовью к Богу. Большую часть своих денег они раздавали бедным, кормили и поили убогих, часто посещали синагоги, которые украшали на свои средства. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели, это очень огорчало их. В то время каждый еврей надеялся через свое потомство быть участником в царстве Мессии, и если детей не было, это считалось великим наказанием Божиим за грехи.

Однажды в большой праздник Иоаким пошел в храм принести жертву. Священник же, узнав, что Иоаким бездетный, не позволил ему это сделать. Бывшие же здесь евреи начали смеяться над ним и оскорблять его. Происшедшее так опечалило Иоакима, что он не захотел возвращаться домой, а отправился в пустыню, где паслись его стада. Тут в молитвах Богу он дал обещание до тех пор не есть, не пить и не возвращаться домой, пока Бог не услышит его молитвы.

Анна, жена его, оставалась дома. Услышав о происшедшем, она стала еще усерднее молиться Богу и дала обещание отдать дитя на служение господу, если Ему угодно будет услышать молитву их. Во время этой молитвы явился ей Ангел и сказал: «Молитва твоя услышана, Господь пошлет тебе дочь, которую назовешь Марией». Одновременно явился Ангел Иоакиму и объявил ту же радостную весть.

За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг к другу Господь послал Иоакиму и Анне эту великую радость — под конец их жизни у них родилась Дочь. По указанию Ангела родители дали ей имя Мария, что значит по-еврейски «Госпожа, Надежда». Рождение Марии принесло радость не только Ее родителям, но и всем людям, потому что Она была предназначена Богом быть Матерью Сына Божия, Спасителя мира. Свою Пресвятую Дочь родители хранили как зеницу ока и не только любили как дочь, но и почитали, помня, что о ней сказал Ангел. Когда Ей исполнилось три года, они привели Марию в храм, и, по обещанию, посвятили Богу. Это событие празднуется под названием Введение во Храм Пресвятой Богородицы 4 декабря (21 ноября ст. ст.).

На любом богослужении восхваляется Пречистая Дева Мария, удостоившаяся быть Матерью Спасителя нашего Иисуса Христа, и упоминается о родителях Ее, святых Иоакиме и Анне. Праведные Иоаким и Анна, по народной вере - главные помощники в супружеском бесплодии, их называют Богоотцами.

Служба в храме начинается до восхода солнца, все женщины зажигают свечи и оставляют возле иконы записки с просьбами. Во время службы они искренне молятся и просят здоровья детям и близким, гармонии в семейных отношениях, благополучия в семье, излечение от недугов и даровании возможности родить здорового ребенка.

Также в этот день было принято помогать бедным, раздавая им еду (хлеб и сдобу, испеченные заранее, разные виды круп, овощи и фрукты, выращенные своими руками).

Рождество Пресвятой Богородицы: традиции

Существует много примет, связанных с этим днем, которые передаются из поколения в поколение:

До праздника православные старались убрать весь урожай и закончить сельскохозяйственный сезон;

Нашими предками было замечено, если женщина успеет искупаться до первых лучей солнца, то красота ее до самой старости;

В день Рождества Богородицы незамужние девушки читали молитвы о будущей счастливой семейной жизни, о рождении здоровых первенцев и прославляли Пресвятую Богородицу;