Андрей боголюбский был владимиро суздальским князем. Правление андрея боголюбского

Андрей Боголюбский (ок. 1111-74), князь владимиро-суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово.

Андрей Юрьевич Боголюбский (около 1111 - 29 июня 1174), князь владимиро-суздальский и великий князь киевский (с 1157). Старший сын Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы. Женат первым браком на дочери первого владельца Москвы Стефана Ивановича Кучки, а вторым на пленнице, привезенной из похода 1164 года на Волжско-Камскую Булгарию.

Начало княжения

В 1149 Андрей получил от отца в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел (Владимир-на-Клязьме). В 1155 вновь был переведен в Вышгород, откуда вопреки отцовской воле бежал во Владимир-Залесский, увезя с собой икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (образ Владимирской Богоматери).

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 Андрей унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он был избран князем ростовским, суздальским и владимирским. Опираясь на своих «милостников» (слуг), в 1162 Андрей изгнал из пределов ростово-суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину. Одновременно он перенес столицу из Суздаля во Владимир, а свою резиденцию - в Боголюбово-на-Нерли (по которому и получил свое прозвище).

Отношения с церковью

Около 1160 Андрей предпринял первую в истории Руси попытку разделить русскую церковь на две митрополиии. Он обратился с просьбой к константинопольскому патриарху учредить во Владимире вторую митрополию, независимую от киевской, но просьба эта была отвергнута. В 1168 Андрей посылает суздальского игумена Феодора на большой собор в Киев с целью добиться смещения митрополита Константина. Не найдя поддержки у русских епископов, Феодор направился в Константинополь, надеясь уговорить патриарха назначить митрополитом себя, однако добился лишь поставления ростовским епископом. В 1169 у Андрея Боголюбского возник конфликт с неуживчивым и честолюбивым Феодором, который закончился тем, что князь выдал епископа на суд митрополита в Киев, где Феодор был казнен по обвинению в ереси.

Культура при Андрее Боголюбском

В годы его правления во Владимире и пригородах развернулось широкое строительство: в 1164 были построены Золотые ворота (подобно киевским, константинопольским и иерусалимским), город-замок Боголюбово, а также ряд храмов, в т. ч. знаменитые Успенский собор (1158-61), Покрова-на-Нерли (1165), Рождества Богородицы в Боголюбове (1158-65).

По мнению ряда исследователей, Андрей Боголюбский стремился освободиться от византийского влияния на Руси. Он, в частности, приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя были учреждены праздники Спаса (1 августа) и Покрова пресвятой Богородицы (1 октября).

В ночь с 29 на 30 июня 1174 Андрей был убит в Боголюбове группой заговорщиков из своего ближайшего окружения. Первоначально был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы; позднее останки неоднократно переносились. В 1934 погребение Андрея Боголюбского было обследовано и идентифицировано археологами и антропологами; по черепу найденному в захоронении, скульптору и антропологу М. М. Герасимову удалось воссоздать уникальный скульптурный портрет князя.

Годы правления:1157-1174

Из биографии.

  • Сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Выдающийся и мудрый государственный деятель. Был сторонником сильной княжеской власти, властный, порой деспотичный с непокорными.
  • Своей резиденцией сделал Боголюбово, где построил дворец и церковь, поэтому вошёл в историю как Боголюбский.

Исторический портрет Андрея Боголюбского

1.Внутренняя политика

Направления деятельности Результаты
1.Укрепление княжеской власти, стремление быть единовластным правителем. 1. Опирался на горожан и младшую дружину, дружинники перестали быть вассалами князя, а стала слугами.2. преследовал и жестоко карал непокорных бояр

3. перенёс столицу во Владимир-на Клязьме, так как в нём не было вече.

2.Стремление сделать Владимир духовным центром Руси. Неудачная попытка, так как константинопольский патриарх не дал согласия на создание самостоятельной от Киева патриархии во Владимире.Вывез из Вышгорода во Владимир икону Владимирской Божьей матери.Ввёл новые праздники: Спас и Покров.
3. Стремление распространить власть на всю Русь. 1. Временно подчинил Новгород2. Подчинил Киев, однако править оттуда не захотел, посадил княжить своего Брата Глеба.
3. Дальнейшее развитие культуры. Велось активное строительство. При Боголюбском было построено:- церковь Покрова на Нерли

— Золотые ворота во Владимире- Успенский собор во Владимире

Стремился освободиться от влияния Византии и приглашал западноевропейских мастеров. Родоначальник русского белокаменного зодчества.

4. Усиление экономической мощи страны. Развитие ремесла и торговли. Установление новых торговых отношений со странами, создание новых торговых речных путей.

2. Внешняя политика

Итоги деятельности Андрея Боголюбского:

  • Значительно укрепилась великокняжеская власть, опирающаяся на дворянство, положено начало самовластию.
  • Расширилось влияние владимирского князя на Русь, произошло подчинение таких важных центров, как Киев и Новгород. Владимиро — Суздальское княжество становится ядром будущего Российского государства.
  • Происходило дальнейшее развитие культуры, развивались её самобытные черты.

Именно в его правление были построены шедевры мировой архитектуры.

  • Значительное укрепление экономической мощи страны, установление новых торговых путей.
  • Удачная внешняя политика.

Хронология жизни и деятельности Андрея Боголюбского

1158 Церковь Успения Божьей Матери
1160 Попытка создать во Владимире самостоятельную патриархию.
1158-1161
1158 Владимир становится столицей княжества
1158-1165 Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбово
1164 Построены Золотые ворота во Владимире
1164, 1172 Удачные походы на волжских булгар
1165 Церковь Покрова на Нерли
1169 Захват Киева
11591169-1170 Неудачная попытка подчинить Новгород.Временное подчинение Новгорода.
1174 Убит заговорщиками из своего окружения.
Около 1702г. Канонизирован русской православной церковью.

Успенский собор во Владимире. 1158-1161г.

Золотые ворота во Владимире. 1158-1164г.

Храм покрова на Нерли.1165г.

1158-1165г.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбово.

Князь Андрей Боголюбский (Андрей Юрьевич , Святой Андрей ), великий князь владимирский , князь рязанский, князь дорогобужский и князь вышгородский родился ориентировочно в 1155-1157 году в семье Юрия Долгорукого и половецкой княжны Аепы. Боголюбским его прозвали из-за его постоянной резиденции в городе Боголюбово, хотя у православных исследователей свое мнение на этот счет: прозвище он получил за свои личные качества, а город уже был позже назван в честь князя.

Годы его детства и молодости были утрачены для истории (если, конечно, их кто-то описывал из современников).

1146 год - Андрей и его брат Ростислав Юрьевич изгнали из Рязани Ростислава Ярославича.

1149 год - Юрий Долгорукий захватил Киев , а сыну (Андрею) отдал Вышгород. В том же году Боголюбский взял Луцк и ненадолго осел в близлежащем Дорогобуже Волынском.

1152 год - неудачная попытка Андрея и Юрия Долгорукого взять Чернигов, во время которой Боголюбский был серьезно ранен. После этого отец отправил сына в Рязань, но и тут случился провал - в Рязань вернулся Ростислав Ярославович, и, не до конца оправившийся Боголюбский, не смог ему противостоять. Отец решил вернуть его временно в Вышгород, но Андрей отправился во Владимир-на-Клязьме, при чем перед этим из Вышгорода он вывез чудотворную икону Богородицы (позже названную Владимирской), ставшую впоследствии великой русской святыней. По легенде, Богородица явилась ему во сне и попросила отвезти икону во Владимир .

Позже Андрей так и сделал, а на том месте, где пришло видение, он основал город, который назвал Боголюбово (либо он так позже был назван в его честь).

В 1157 году после смерти Юрия Долгорукого, Боголюбский стал князем Владимирской, Суздальской и Ростовской земель. Кроме иконы, во Владимир он «перевез» и столицу Руси . Там он основал Успенский собор и множество других монастырей и церквей.

Считается, что при Андрее Боголюбском были построены Церковь Покрова на Нерли, а также Московская крепость (в 1156 году).

Несмотря на то, что православная церковь считает Боголюбского справедливым, благочестивым и даже святым, он изгнал свою мачеху Ольгу, ее детей и еще множество родственников из суздальских, ростовских и владимирских земель, чтобы править единолично. Кроме того, его целью было упразднить вече (народное собрание для обсуждения актуальных политических, социальных и культурных вопросов). Он также пытался основать владимирскую митрополию , независимую от киевской, но патриарх константинопольский ему отказал.

12 марта 1169 года Андрей Боголюбский взял Киев (без осады, наскоком), разграбил его, и посадил там править своего брата Глеба, а сам вернулся во Владимир. Он стал первым князем всея Руси , который не стал править в Киеве.

В 1170 году после долгой осады Андрей взял Новгород (в котором люди уже начали голодать, и поэтому решили заключить мир). Князь владимирский оставил в Новгороде править своего сына - Юрия Андреевича Боголюбского, названного в честь деда - Юрия Долгорукого .

1171 год - поход против волжских булгар , закончившийся отступлением по причине того, что противник собрал значительные силы, а многие князья-вассалы Боголюбского поход проигнорировали и свои войска не отправили.

1173 год - поход на Вышгород, закончившийся поражением.

Неудачные походы против булгар и Вышгородского князя стали основной причиной заговора бояр против Андрея Боголюбского. 28 июня 1174 года бояре набросились на князя. Боголюбский долго сопротивлялся, но в конце концов упал под ударами заговорщиков. После этого убийцы отправились в винный погреб отмечать свое преступление. А Андрей очнулся и скрылся. Тем не менее его исчезновение заметили, нашли на улице по кровавым следам и добили. Летописи гласят, что перед смертью он увидел своих убийц и произнес: «Боже, если в этом мне сужден конец - я принимаю его».

Смерть Боголюбского и ее обстоятельства стали причиной того, что в Ипатьевской летописи он был назван «великим князем». Между прочим, в заговоре участвовала его жена Улита, за что позже, в 1175 году ее казнили.

После себя Боголюбский оставил пятерых сыновей - Изяслава, Мстислава, Юрия, Ростислава и Глеба.

Достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а впоследствии оно стало ядром современного Российского государства.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Разведопрос: Клим Жуков про Андрея Боголюбского

    ✪ 07. Андрей Боголюбский.flv

    ✪ «Святой благоверный князь Андрей Боголюбский»

    ✪ История России. Андрей Боголюбский. Выпуск 10

    ✪ 07. Андрей Боголюбский.

    Субтитры

Происхождение прозвища князя

Согласно сообщению позднего «Жития Андрея Боголюбского» (1701 г.), Андрей Юрьевич получил прозвище «Боголюбский» по названию города Боголюбова под Владимиром, своей основной резиденции . Исследователь С. В. Заграевский на основе более ранних источников обосновал иную ситуацию: город Боголюбов получил своё название по прозвищу Андрея, а прозвище было обусловлено древнерусской традицией именования князей «боголюбивыми» и личными качествами князя Андрея .

До княжения во Владимире

Единственные сведения о дате рождения Боголюбского (ок. 1111 года) содержатся в написанной через 600 лет «Истории» Василия Татищева . Годы его молодости в источниках почти не освещаются.

Осенью 1152 года Андрей вместе со своим отцом участвовал в 12-дневной осаде Чернигова , закончившейся неудачей. По сведениям поздних летописцев, Андрей получил тяжелое ранение под стенами города.

Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезённая из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять её явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить её, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землёю почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унёс чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в суздальскую землю.

По дороге в Ростов, ночью во сне князю явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения основал посёлок Боголюбово , который со временем стал его основным местопребыванием.

Великое княжение

Андрей Боголюбский приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя, как предполагают, были учреждены в Русской (Северо-восточной) Церкви праздники Всемилостивому Спасу (16 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по Юлианскому календарю).

Взятие Киева (1169)

Однако вскоре в Новгороде наступил голод, и новгородцы предпочли заключить мир с Андреем на всей своей воле и пригласили на княжение Рюрика Ростиславича, а ещё через год - Юрия Андреевича .

Осада Вышгорода (1173)

После смерти на киевском княжении Глеба Юрьевича () Киев по приглашению младших Ростиславичей и втайне от Андрея и от другого главного претендента на Киев - Ярослава Изяславича Луцкого занял Владимир Мстиславич, но вскоре умер. Андрей отдал киевское княжение старшему из смоленских Ростиславичей - Роману. В 1173 году Андрей потребовал от Романа выдачи киевских бояр, заподозренных в отравлении Глеба Юрьевича, но тот отказался. В ответ Андрей приказал ему вернуться в Смоленск, тот послушался. Андрей отдал Киев своему брату Михаилу Юрьевичу , но тот вместо себя послал в Киев брата Всеволода и племянника Ярополка . Всеволод просидел в Киеве 5 недель и был взят в плен Давыдом Ростиславичем. В Киеве ненадолго вокняжился Рюрик Ростиславич.

После этих событий Андрей через своего мечника Михна потребовал и от младших Ростиславичей «в Русской земле не быти»: от Рюрика - уйти к брату в Смоленск, от Давыда - в Берладь . Тогда младший из Ростиславичей, Мстислав Храбрый, передал князю Андрею, что прежде Ростиславичи держали его как отца «по любви», но не допустят, чтобы с ними обращались, как с «подручниками», и остриг бороду послу Андрея, чем дал повод началу военных действий.

Кроме войска Владимиро-Суздальского княжества, в походе участвовали полки из Муромского, Рязанского, Туровского, Полоцкого и Городенского княжеств, Новгородской земли, князья Юрий Андреевич, Михаил и Всеволод Юрьевичи, Святослав Всеволодович , Игорь Святославич ; численность войска оценивается летописью в 50 тыс.чел. . Ростиславичи избрали другую стратегию, нежели Мстислав Изяславич в 1169 году. Они не стали защищать Киев. Рюрик заперся в Белгороде , Мстислав в Вышгороде со своим полком и полком Давыда , а сам Давыд поехал в Галич просить помощи у Ярослава Осмомысла . Всё ополчение осадило Вышгород, чтобы взять в плен Мстислава, как приказал Андрей. Спустя 9 недель осады Ярослав Изяславич , чьи права на Киев не признали Ольговичи , получил такое признание от Ростиславичей , двинул волынские и вспомогательные галицкие войска на помощь осаждённым. Узнав о приближении противника, огромное войско осаждавших стало беспорядочно отступать. Мстислав совершил успешную вылазку. Многие, переправляясь через Днепр , утонули. «Так-то, - говорит летописец, - князь Андрей какой был умник во всех делах, а погубил смысл свой невоздержанием: распалился гневом, возгородился и напрасно похвалился; а похвалу и гордость дьявол вселяет в сердце человеку». Киевским князем стал Ярослав Изяславич. Но на протяжении последующих лет ему, а затем и Роману Ростиславичу пришлось уступить великое княжение Святославу Всеволодовичу Черниговскому, с помощью которого после гибели Андрея во Владимире утвердились младшие Юрьевичи.

Походы в Волжскую Булгарию

Смерть и канонизация

Поражение войск Андрея Боголюбского при попытке захватить Киев и Вышгород в 1173 году усилило конфликт Андрея с видными боярами (недовольство которых проявлялось ещё во время неудачного похода войск Боголюбского против волжских булгар в 1171 году) и привело к заговору приближённых бояр против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 года был зарезан своими же боярами.

Легенда гласит, что заговорщики (бояре Кучковичи , которые были родственниками Боголюбского и некоторое время владели землями на месте будущего города Москвы), сначала спустились в винные погреба, там выпили вина, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» - спросил Андрей. «Прокопий!» - отвечал стучавший (назвав имя одного из любимых князевых слуг). «Нет, это не Прокопий!» - сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса , постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом. Выломав дверь, заговорщики бросились на князя. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли - опять спустились в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу. Увидев убийц, Андрей произнёс: «Если, Боже, в этом мне суждён конец - принимаю его я». Убийцы довершили своё дело .

Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. По легенде, хоронить князя остался лишь его придворный, киевлянин Кузьмище Киянин. Игумену Феодулу (настоятель владимирского Успенского собора и предположительно наместник епископа Ростовского) с клириками Успенского собора было поручено перенести тело князя из Боголюбова во Владимир и отпеть погибшего в соборе. Другие представители высшего духовенства, видимо, не присутствовали на службе, по предположению Игоря Фроянова , из-за недовольства князем, сочувствуя заговору .

Вскоре после убийства Андрея в княжестве развернулась борьба за его наследство, причём его уже единственный в то время сын не выступал в качестве претендента на княжение, подчинившись лествичному праву .

Череп был отправлен а 1939 году в Москву Михаилу Герасимову , затем возвращён во Владимир в 1943 году; в конце 1950-х мощи оказались в Государственном историческом музее , где оставались до 1960-х. В 1982 году они были осмотрены судебно-медицинским экспертом Владимирского областного бюро СМЭ М. А. Фурманом, который подтвердил наличие множественных рубленых повреждений скелета князя и преимущественную их левостороннюю локализацию

23 декабря 1986 года Совет по делам религий принял решение о целесообразности передачи мощей в Успенский собор города Владимира. 3 марта 1987 года произошла передача мощей. Они были переложены в раку на то же место в Успенском соборе, где они находились в 1174 году .

Реконструкция облика

В межвоенные годы останками князя Андрея Боголюбского заинтересовался антрополог М. М. Герасимов , и череп был отправлен в Москву, где академик восстановил облик князя своим методом - подлинник (1939) хранится в ГИМ; в 1963 году Герасимов выполнил повторную работу для Владимирского краевед­ческого музея. Герасимов считал, что череп «европеоиден с определённым тяготением к северо-славянским или даже нордическим формам, но лицевой скелет, особенно в верхней части (орбиты, нос, скуловые кости), имеет несомненные элементы монголоидности» (наследственность по женской линии - «от половцев»).

В 2007 году по инициативе Московского Фонда международного сотрудничества имени Юрия Долгорукого, созданного Распоряжением Правительства Москвы № 211-РМ от 16 марта 1999 года, ФГУ Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздравсоцразвития России произвёл новое медико-криминологическое исследование черепа князя. Исследование было проведено профессором В. Н. Звягиным с использованием программы СranioMetr. Оно подтверждает краниологическую экспертизу черепа князя, выполненную коллегой Герасимова В. В. Гинзбургом , добавляя к ней такие детали как горизонтальная профилировка лица, седловидная деформация темени и поворот плоскости лица на 3-5° вправо, однако относит облик князя к среднеевропейскому варианту большой европеоидной расы и отмечает, что признаки североевропейской или южноевропейской локальных рас отсутствуют в нём с вероятностью Pl > 0,984, в то время как монголоидные особенности полностью исключаются (вероятность Pl ≥ 9 х 10-25).

Браки и дети

Прославление

Андрей Боголюбский был прославлен Русской православной церковью в 1702 году, когда его мощи были обретены и положены в серебряную раку (сооружённую на вклад патриарха Иосифа) во владимирском Успенском соборе, почитание установлено было в день памяти чтимого на Руси святителя Андрея Критского - 4 июля по юлианскому календарю.

Образ Андрея Боголюбского в кино

  • Князь Юрий Долгорукий ( ; Россия) режиссёр Сергей Тарасов , в роли Андрея Евгений Парамонов.

См. также

Примечания

  1. Точная дата и даже год рождения неизвестны.
  2. Сиренов А. В. Житие Андрея Боголюбского. В кн.: Памяти Андрея Боголюбского. Сб. статей. Москва - Владимир, 2009. С. 228.
  3. Заграевский С. В. К вопросу о происхождении прозвища князя Андрея Боголюбского и названия города Боголюбова. В кн.: Материалы XVIII международной краеведческой конференции (19 апреля 2013 г.). Владимир, 2014.
  4. «Владимирский самовластец» (неопр.) . Проверено 29 апреля 2013.

Андрея Боголюбского с отцом, Юрием Долгоруким, связывали сложные отношения. Долгорукий не хотел отказываться от идеи главенства Киева и упорно стремился «сесть» там. Андрей Юрьевич, напротив, весьма успешно трудился над созданием нового центра притяжения — Владимира. Но и тот, и другой — один невольно, другой вполне сознательно — определили дальнейшее развитие Руси. И произошло это именно в середине XII века.

В жизни и поступках великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского было много противоречий. Как человек своего века, он был жесток. Политическая дальновидность сочеталась в нем с хитростью и властолюбием.

Любовь к благочестию и богослужебной красоте — со стремлением угри помощи Церкви решать сиюминутные административные задачи. Но в истории он остался именно как «Боголюбский».

Кратко годы правления Андрея Боголюбского :

  • князь Вышгородский (1149, 1155)
  • Дорогобужский (1150—1151)
  • Рязанский (1153)
  • великий князь Владимирский (1157—1174).

Андрей Боголюбский, годы жизни и правление князя Андрея.

Исторические источники неспособны просветить относительно ранних лет жизни великого князя Андрея Юрьевича. Исследователи не могут даже сказать определенно, в каком году он родился. Опираясь на указание Татищева, что убит князь был в возрасте шестидесяти трех лет (в 1174 году), следует назвать годом его рождения 1111-й, однако иногда период его появления на свет определяют как «между 1120 и 1125».

Первая дата представляется более правдоподобной, ибо Андрей Боголюбский был, видимо, вторым сыном многодетного Юрия Долгорукого. В первый брак Юрий Владимирович вступил в 1107 году, взяв в жены дочь половецкого князя Аепы, и спустя четыре года на свет появился Андрей Юрьевич. Все сходится.

Место его рождения — Ростово-Суздальская Русь, здесь он получал первые впечатления жизни и именно этот глухой и лесистый край считал своей родиной. Боголюбский очень значимая и яркая в истории становления государства Российского.

Юность князя Андрея Боголюбского, междоусобные войны

С молодых лет князь Андрей оказался погружен в омут междоусобных распрей, в которых принимал живейшее участие его отец. Борьба велась главным образом вокруг , он несколько раз переходил из рук в руки, и Андрей Юрьевич исправно участвовал в битвах на стороне Юрия Долгорукого, проявляя несомненную храбрость. В одной из схваток, под Луцком, он чуть не погиб, из битвы его вынес конь. Благородное животное, будучи смертельно ранено, спасло своего хозяина, и тот почтил память верного друга, как умел: по-хоронил его на холме у реки Стырь.

Вместе с тем на фоне своих родственников князь Андрей Юрьевич демонстрировал исключительное миролюбие. В частности, в 1150 году именно он настаивал на примирении давних врагов и соперников за киевский престол — Юрия Владимировича и Изяслава Мстиславича. Однако мир был недолгим. Юрий Долгорукий отказался вернуть Изяславу добычу, захваченную под , что являлось одним из условий договора, и распря вспыхнула с новой силой.

В 1151 году Изяслав Мстиславич одержал победу над своим соперником. Победу, как казалось, окончательную. Он утвердился в Киеве, а с поверженным Юрием Долгоруким заключил договор, согласно которому тот должен был вернуться со всеми своими сыновьями в родную .

Однако Юрий Владимирович отправляться восвояси не спешил, вызвав недовольство своего сына Андрея, чувствовавшего себя в южнорусских землях неуютно и понимавшего, что здешнее население относится к Долгорукому и его семени как к захватчикам-чужакам и ни в коей мере не поддерживает их притязаний на киевский престол.

В июле 1151 года князь Юрий отправился с сыновьями на богомолье к храму Бориса и Глеба, выстроенному на реке Альте, где был в свое время убит . Здесь между Юрием и Андреем произошла ссора, и Андрей, ослушавшись отца, уехал во .

Тем не менее в 1152 году он вновь принимал участие в битве на стороне Юрия Долгорукого, когда тот осадил Чернигов, замыслив покарать черниговского князя Изяслава Давыдовича, перешедшего на сторону Изяслава Мстиславича. Осада успехом не увенчалась, а князь Андрей получил под стенами Чернигова ранение.

В 1154 году многолетнее соперничество князей Изяслава и Юрия прекратилась в силу столь же естественного, сколь и неожиданного события: Изяслав Мстиславич скончался. В марте 1155 года Юрий Долгорукий утвердился в Киеве, уделив Андрею Вышгород, весьма важный в стратегическом отношении (что говорит о доверии Юрия Владимировича к непокорному сыну). Видимо, Юрий Владимирович имел в виду передать Андрею со временем киевский трон, но самого Андрея Юрьевича эта перспектива не увлекала. В Киевской Руси он по-прежнему чувствовал себя стесненно, и в итоге решился на побег к родным пенатам.

Андрей Боголюбский ворует икону Божией Матери и убегает править во Владимир

Н. И. Костомаров пишет:

«У Андрея, как видно, созрел тогда план не только удалиться в Суздальскую землю, но утвердить в ней средоточие, из которого можно будет ворочать делами Руси...

Андрею, действовавшему в этом случае против отцовской воли, нужно было освятить свои поступки в глазах народа каким-нибудь правом. До сих пор в сознании русских для князей существовало два права — происхождения и избрания, но оба эти права перепутались и разрушились, особенно в южной Руси. Князья, мимо всякого старейшинства по рождению, добивались княжеских столов, а избрание перестало быть единодушным выбором всей земли и зависело от военной толпы — от дружин, так что, в сущности, удерживалось еще только одно право — право быть князьями на Руси лицам из Рюрикова дома; но какому князю где княжить, — для того уже не существовало никакого другого права, кроме силы и удачи. Надобно было создаться новому праву. Андрей нашел его; это право было высшее непосредственное благословение религии».

В Вышгороде в то время существовал женский монастырь, в котором помещалась чудотворная икона Божией Матери, привезенная из Константинополя. Об этой иконе в народе ходили самые странные истории. Рассказывали, например, что, будучи поставлена к стене, икона «отступала» от нее на середину храма, как бы показывая тем самым нежелание находиться здесь. Вот эту-то икону и задумал взять с собой в Ростово-Суздальскую землю князь Андрей, желая даровать своему родному краю святыню, которая являлась бы зримым доказательством особого Божественного попечения о нем и его жителях.

Взять икону из монастыря открыто он не мог: местные жители ни за что не отдали бы ее. Таясь от них, он вынужден был действовать ночью, при помощи сообщников из монастырского клира, каковые вынесли икону из храма и — отступать им было уже некуда — вместе с князем и его семьей покинули Вышгород. Один из этих сообщников, священник Микола, впоследствии напишет повесть об убиении Андрея Боголюбского и тем останется в веках.

Возвышение Владимира во время правления князя Андрея Боголюбского

Уже в дороге унесенная икона Божией Матери начала, как гласит предание, являть чудотворные свойства, тем самым показывая милость Божию к «благочестивому вору». (Вообще, надо отметить, что перенесения тех или иных святынь с места на место часто напоминают банальную покражу. Самым известным из событий такого рода явилось перенесение мощей святителя Николая, архиепископа , в Бари, сегодня отмеченное в церковном календаре как один из важных праздников.) Но главное чудо произошло близ Владимира, где лошади встали, не имея сил везти святыню дальше. Божия Матерь явно показала Свое намерение остаться во Владимире. А ведь он в то время был захудалым городишком, к которому жители Суздаля и Ростова относились с нескрываемым презрением!

В течение нескольких последующих лет Владимир, благодаря трудам князя Андрея, изменился неузнаваемо. Отстраивая и украшая свою резиденцию в Боголюбове, он не забывал и о самом городе, где в кратчайшие сроки появились Золотые ворота (как бы «в пику» аналогичному киевскому сооружению) и поражающий воображение Успенский собор. Вообще князь не жалел издержек на строительство и украшение храмов — видимо, как по личному тяготению к церковному благочестию, так и из соображений упрочения своего авторитета, ибо постройка всякой новой церкви, особенно каменной, богато украшенной, вызывала в народе уважение к ее созидателю. Владимир разросся, заселился и «потучнел». Прибавилось в нем и священнослужителей, вследствие чего, надо полагать, распространилась грамотность. Оживились и окрестные села, залесская глушь стала смотреть веселей.

Итак, своим возвышением Владимир был всецело обязан князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому, и жители здешней земли до поры до времени проявляли, как сказали бы теперь, «лояльность» к нему. Если бы Андрей княжил в Суздале и Ростове, то там ему неизбежно пришлось бы вступать в трения с горожанами, которые хотя и не были столь строптивы, как новгородцы, но все же считали вечевую власть выше княжеской. Поначалу к его вокняжению здесь существовали и внешние препятствия: Юрий Долгорукий, не простив упрямого сына, посадил на княжение в Ростове и Суздале самых младших своих сыновей от второй жены. Из них меньшому, Всеволоду (будущему ), было всего два года. Тем самым отец стремился унизить Андрея, зрелого мужа, поставив его в один ряд — и даже ниже, так как Владимир считался ниже и Ростова, и Суздаля, — с несмышлеными младенцами.

И вот ведь, нет худа без добра! Не столько Андрея оскорбил отец, сколько жителей Суздаля и Ростова. И после смерти Юрия Долгорукого в 1157 году они единодушно избрали Андрея на вече своим князем. Он милостиво принял избрание, однако «сидеть» остался во Владимире, а точнее — в Боголюбове.

Андрей Боголюбский князь Ростово-Суздальской земли

Сделавшись единовластным правителем всей обширной Ростово-Суздальской земли, князь Андрей повел политику достаточно жесткую, всячески стараясь умалить значение двух исконных центров Древней Руси — Киева и Новгорода. Для этого он предпринял ряд военных действий. Одно из них, захват и беспрецедентное трехдневное разграбление Киева, вошло ярчайшей страницей в русские летописи (грабители не только убивали и уводили в плен всех подряд, но замахнулись на святое, на церкви — «иконы поимаша, и книги, и ризы...»). Другое отразилось в прославленной иконе «Битва новгородцев с суздальцами».

При этом ни киевского, ни тем паче новгородского княжения Андрей Боголюбский для себя не желал. Он лишь хотел подтвердить собственное главенство не только в той земле, где он фактически княжил, но и по всей Руси. И это ему до определенного момента удавалось. В 1160-е годы он был едва ли не самым заметным «политическим игроком» на всем русском пространстве.

Дабы еще более возвысить значение Владимира, князь Андрей хотел завести у себя собственную митрополию, поставив в митрополиты своего любимца лжеепископа Феодорца, но в конце концов вынужден был отказаться от этого намерения, встретившего упорное сопротивление и в Киеве, и в Константинополе, и даже выдать Феодорца на митрополичий суд в Киев, где того казнили как еретика.

Убийство Андрея Боголюбского в ночь на 30 июня 1174 года

Со временем политика Андрея Боголюбского начала давать сбои. Авторитарный стиль его правления восстановил против него знать Ростова, Суздаля и Владимира. Не говоря уже о том, что среди князей к началу 1170-х годов у него почти не осталось союзников. Слишком часто он указывал им место. Князь лишился поддержки и своих родственников и боярства.

Составился заговор, и Андрей Юрьевич Боголюбский был жестоко убит в своем дворце. Произошло это в ночь на 30 июня 1174 года. А владимирская чернь, словно дурные дети, оставшиеся без присмотра, несколько дней кряду грабила и разоряла Владимир и Боголюбово. Лишь на пятый день народ опомнился и «с плачем великим» похоронил убитого князя у стен Успенского собора.

Канонизация Великого Князя Андрея Боголюбского в 1702 году

Следующим пунктом в нашем рассказе об Андрее Боголюбском должна стать его канонизация, состоявшаяся в 1702 году. И мы уже предвидим удивленный вопрос читателя: за что? Собственно говоря, от большинства своих сродников-современников, то и дело воевавших между собой (при этом страдали мирные поселяне и горожане), он отличался только большими политическими талантами и волей к власти. Миролюбив? Да, но лишь в сравнении с прочими. Благочестив? Да, но чуть было не учинил церковный раскол усердным «продвижением» Феодорца. И все же — канонизирован.

Надо помнить, что Церковь время от времени канонизирует тех или иных государственных деятелей не благодаря, а вопреки многим их деяниям, и случай Андрея Боголюбского здесь не исключение. Дмитрий Донской (святой благоверный) тоже, кстати, предпринимал настойчивые шаги к возведению на Московскую митрополию своего духовника, архимандрита Новоспасского монастыря Митяя. Но никто, кроме дотошных историков Церкви, давно уже не ставит ему этого лыка в строку. Да и не помнят об этом. А помнят — Куликовскую битву и благословение прп. Сергия Радонежского. Так и здесь.

Забылась история с изгнанием Андреем Боголюбским своих меньших (от другой матери) братьев из Ростово-Суздальских пределов, забылось инициированное им разграбление Киева. Многое забылось. Но не забыто то, что именно его, Андрея, избрал Господь орудием прославления выкраденной из Вышгорода иконы Божией Матери как именно «той самой Владимирской», к которой вот уж почитай сколько веков в молении припадает вся Русь. Не забылись дивные белокаменные храмы — тем более что вот они, стоят: пятиглавый Успенский собор, неповторимая церковь Покрова на Нерли. Наконец, и смерть, поистине мученическая, чего-нибудь да стоит. И вот, мощи боголюбивого князя почивают в Успенском соборе Владимира, и владимирцы чтят его как «своего» святого, а богомольцы, подходя к его раке, произносят:

«Святый княже Андрее, моли Бога о нас».

Так Андрей Боголюбский стал ещё одним .