Как развить эмоциональный интеллект. Способы развития эмоционального интеллекта

Как показывает практика, люди, демонстрирующие средний или даже ниже среднего уровень интеллекта, зачастую добиваются гораздо больших высот в жизни, нежели признанные «умники».


Связано это, прежде всего, с тем, что для достижения успеха важен не только ум, но и такие качества, как умение общаться и справляться с жизненными трудностями, не теряя при этом оптимизма и присутствия духа, способность разобраться в себе и своих желаниях, радоваться тому, и без сожаления расставаться с тем, что мешает двигаться дальше.


Все это не имеет прямого отношения к интеллектуальной сфере, а лежит скорее в области чувств и эмоций. Совокупность этих качеств и способностей и называют эмоциональным интеллектом. Современная наука определяет его как умение осознавать свои эмоции и уметь управлять ими.

Как развить эмоциональный интеллект

Как и любое качество, данное человеку от природы, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Конечно, «исходные данные» у всех людей разные: они зависят от наследственности, от воспитания и стиля семейных отношений. Важен также жизненный опыт каждого индивида: если с детства человеку приходится преодолевать трудности, принимать решения, то он оказывается более способен к управлению своими эмоциональными порывами.


Но развить свой эмоциональный интеллект возможно, подойдя сознательно к этому процессу.


  1. Для начала необходимо признать, что уровень вашего эмоционального интеллекта недостаточно высок. Скажите себе, что иногда ваши эмоции подводят вас, и из-за этого возникают проблемы во взаимоотношениях, со здоровьем, словом, это мешает жить и радоваться жизни. А значит, пора заняться своими эмоциями.

  2. Следующим шагом будет изучение своей эмоциональности. Попробуйте в течение некоторого времени записывать, какие события вызвали в вас эмоциональный отклик и какой именно. Постепенно вы научитесь осознавать связь своих эмоций с жизненными ситуациями, увидите свои слабые и сильные места.

  3. Развивайте свою наблюдательность и интуицию. Овладейте навыком «активного слушания»: реагируйте на речь собеседника, уточняйте – это поможет понимать людей. Осваивайте навыки чтения состояния других людей по выражению лица, позе, жестам – это увлекательное и полезное занятие.

  4. Отдавайте себе отчет в своих эмоциях. Каждый раз, испытывая то или иное чувство, проанализируйте, что именно вы ощущаете и по какой причине. Научитесь сознательно вызывать эмоции – потренировавшись, вы поймете, что сделать это достаточно легко.

  5. Всякий раз, испытывая недовольство и другие отрицательные чувства, начинайте мысленно искать плюсы в создавшейся ситуации, приводите веские доводы положительного влияния этого события на вашу жизнь. Придумывайте каждой неудаче по 10 причин того, почему у вас что-то не получилось. Так вы научитесь не допускать, чтобы негативные чувства взяли над вами верх.
Эмоциональный интеллект (EQ) – это умение понимать свои чувства и эмоции, чувства и эмоции других людей и умение эффективно влиять на свое и чужое поведение посредством управления своими эмоциями и чувствами и эмоциями, чувствами других людей.

Одно из замечательных следствий развития эмоционального интеллекта – уменьшение негативных эмоций. Развитый эмоциональный интеллект позволяет быстро разобраться с причинами негативных эмоций, после чего трезво оценить ситуацию и отреагировать на неё разумно, вместо того, чтобы испытывать их долгое-долгое время.

Начиная с 40-х годов прошлого века, неоднократно проводились исследования, целью которых было выявить связь школьных или университетских академических достижений с дальнейшей успешной или не успешной жизнью учащихся. Выяснилось, что для достижения своих целей очень важно умение ладить с людьми: понимать чужую реакцию и уметь ее предсказывать, договариваться и сотрудничать.

Это получается далеко не у всех: существуют вещи, которые этому не способствуют:

Невосприимчивость к невербальным сигналам. Встречается примерно у каждого десятого: это плохое чувство личного пространства собеседника, неумение установить зрительный контакт, неумение начать, поддержать или вовремя закончить разговор, неверное истолкование выражения лица собеседника.

Поведение, связанное с уходом от конфликта. Люди, чувствующие себя нелюбимыми, одинокими, обремененными заботами, совершенно не склонны к контактам с окружающими. Они предпочитают хандрить в одиночестве, нежели попробовать разрешить свои проблемы.

Агрессивность. Агрессивных никто не любит – ни дети, ни тем более взрослые. Люди, выбравшие агрессию как базовую (а иногда и единственную) реакцию на все происходящее, довольно быстро оказываются в изоляции.

Нажмите на картинку для увеличения.


Большинство успешных людей обладают развитым эмоциональным интеллектом. Тому есть несколько причин.

Во-первых, развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей.

Во-вторых, эмоциональный интеллект позволяет понимать мотивы других людей, “читать их как книгу”. А это значит – находить нужных людей и эффективно взаимодействовать с ними.

В третьих, эмоциональный интеллект можно развивать и повышать в течение всей жизни, в отличие от IQ.

Как улучшить свой эмоциональный интеллект.

  1. Любые эмоции должны быть осознанными. Негативные эмоции – тем более. Вы можете врать кому угодно, но не себе, особенно когда дело касается социально приемлемого поведения. Вы вправе признаться себе (и никому больше): «Этот фильм считается нелепой слезливой мелодрамой, но меня он ужасно растрогал».
  2. Как у вас обстоит дело со словарным запасом? Много ли слов вы используете для обозначения чувств? Попробуйте быстро перечислить десяток любых эмоций. Если вы застряли после «напрягалово», «офигение» и «чумовой», пора заняться расширением словарного запаса. Иначе, как можно научиться отличать одни чувства от других , если для них даже нет названий?
  3. Какие вообще бывают эмоции, можно узнать от окружающих. Более того: совсем даже неплохо быть в курсе ощущений тех людей, с которыми вы общаетесь. Вы уверены, что вам на сто процентов известны их эмоции? А если поинтересоваться? Или если поделиться своими ощущениями и попросить ответной реакции?
  4. Окружающие – вообще неиссякаемый . Помнится, небезызвестный Гомер Симпсон сводил воспитание Барта к одному: с воплем «Ах ты, гаденыш» бросался его душить. В жизни такое поведение не выглядит столь комично. Понаблюдайте за окружающими: какими способами они реагируют на требования, на претензии, на приятные новости, на агрессию, на комплименты. Найдите (для начала мысленно) новые способы реакции на типовые ситуации. Какие чувства они могут выражать?
  5. Как у вас обстоит с локусом контроля? Считается, что внутренний локус контроля (есть ощущение, что

Эмоциональный интеллект – явление, которое, на первый взгляд, содержит в себе противоречие. Интеллект принято понимать как мыслительную, когнитивную сферу человека, а эмоции – это нечто иррациональное, не поддающееся контролю со стороны разума.

Но эмоции и чувства могут быть подконтрольны личности, полностью осознаваться, управляться усилием воли. Умение понимать и управлять своими эмоциональными переживаниями, а также переживаниями других людей, определяют как «эмоциональный интеллект» .

Развивать эмоциональный интеллект полезно как для внутренней гармонии личности, так и для гармонии во взаимоотношениях с окружающими людьми, в семье и на работе. Развитый эмоциональный интеллект способствует поддержанию физического и психического здоровья.

Эмоциональный интеллект необходимо развивать, так как он:

  • способствует осознанности, пониманию и принятию себя, без самобичевания и самокопания,
  • развивает интуицию, способность понимать невербальные сигналы в общении,
  • уравновешивает эмоциональные реакции в стрессовых ситуациях,
  • развивает стрессоустойчивость,
  • учит лучше понимать других людей, их эмоции и чувства,
  • помогает разрешать трудности в общении, находить компромиссы,
  • способствует разрешению конфликтов путем сотрудничества,
  • ограждает от манипуляций, не позволяет личности стать жертвой манипулятора,
  • способствует принятию обдуманных, а не импульсивных решений,
  • предотвращает эмоциональное выгорание на работе,
  • повышает восприимчивость к сигналам собственного тела, развивает понимание психосоматического аспекта развития болезней,
  • развивает способность расслабляться и отдыхать, отключая «внутренний диалог».

Способы развития эмоционального интеллекта

У одних людей эмоциональный интеллект достаточно развит уже в детстве в силу особенностей воспитания, а другие люди испытывают значительные трудности и нуждаются в подсказках как развить способность понимать других и самого себя. Эмоциональный интеллект развивается в процессе развития личности, в ходе социализации и накопления жизненного опыта.

Для того, что развить эмоциональный интеллект нужно систематически работать над собой в следующих направлениях:

Широко распространена простая техника контроля над эмоциями под названием «досчитай до десяти». Человек, прежде чем выразить свое мнение и эмоции другому индивиду, в уме считает от одного до десяти. Суть этой техники не в счете, а в том, что сначала стоит подумать, а потом говорить или делать!

Прекрасная пословица «Семь раз отмерь – один отрежь» как нельзя лучше характеризует развитый эмоциональный интеллект!

Школа Юрия Окунева

Приветствую всех читателей моего блога. С вами Юрий Окунев.

Как вы думаете, какое личное качество нужно иметь в своем арсенале, чтобы стать хорошим руководителем? Честность? Настойчивость? Дисциплину? Да, все это должно быть. Но в первую очередь руководитель должен обладать мощным эмоциональным интеллектом. Сегодня поговорим о том, как развить эмоциональный интеллект.

В статье мы с вами разобрали, что такое IQ и как повысить его уровень.
Знать свой айкью, конечно, хорошо. Еще лучше обладать достаточно высоким уровнем интеллекта. Тем не менее, это не дает гарантию успешности.

Жизнь показывает, что люди с достаточно высокими показателями айкью часто работают дворниками, водителями, простыми рабочими. И, наоборот, чтобы стать, допустим, президентом США, совсем не обязательно иметь запредельный IQ.

Если проанализировать, кто состоит в организации МЕНСА (закрытое общество, куда входят самые интеллектуальные люди со всей планеты), то напрашивается вывод, что можно иметь достаточно высокий уровень интеллекта и, тем не менее, прожить всю жизнь «с дыркой в кармане».

Так в чем же дело? Получается, что IQ не дает объективных данных об уровне успешности и состоятельности индивидуума?

Секрет лидерства

В середине 90-х годов прошлого века именно таким вопросом задались психологи США Д.Гоулман и Л.Гарднер. Тогда введено было понятие «эмоционального интеллекта»(EQ).

До сих пор считалось, что эмоции – это некая неуправляемая субстанция, под влиянием которой человек теряет разум. В своей книге «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман [ /urlspan] высказывает противоположную точку зрения. Эмоциями, говорит автор, можно и нужно управлять.

Для этого нужно научиться понимать свои чувства и выходить из сферы их влияния. Это позволит:

  • Побеждать собственные страхи и переживания;
  • Понимать мотивы поступков других людей;
  • Воздействовать на окружающих.

Руководителю не обязательно обладать высоким интеллектом. За счет эмоционального превосходства он сумеет окружить себя умными и одаренными людьми и использует их гениальность. Этим обуславливается эффективность действий.

Четыре сферы воздействия

Эмоциональный интеллект подразделяется на четыре составляющих:

  • Понимание себя;
  • Самодисциплину, умение сдерживать негативные эмоции;
  • Понимание окружающих;
  • Взаимодействие с окружающими.

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно в достаточной степени овладеть каждой из этих ступенек. Разберем каждую из них подробнее.

Понимание себя

Чувства приходят и уходят. Есть негативные эмоции, есть позитивные. Грусть, радость, опасение, тревога, скука – все это плод нашего воображения. И, тем не менее, они могут помогать нам, а могут и мешать в повседневных делах.

В книге психолога В.Синельникова «Возлюби болезнь свою» подробно описывается, что такое негативные эмоции и откуда они берутся. У каждой негативной эмоции есть своя подцель, положительное намерение.

Например, для эмоции гнева таким намерением будет желание изменить мир в лучшую сторону. Важно осознавать, зачем, с какой целью возникает данная эмоция, и научиться достигать этой же цели более позитивным способом. Кстати, в этой же книге можно найти информацию о том, к каким хроническим заболеваниям может привести та или иная негативная эмоция, переживание, если с нею вовремя не поработать.

Не научившись понимать себя и природу своих чувств, мы никогда не сможем понять мотивацию поступков окружающих нас людей: коллег по работе, друзей и тех, кто нам дорог.

Самодисциплина

Приходилось ли вам общаться с человеком, у которого каменное и непроницаемое лицо? Как ощущения? Пожалуй, нам одинаково неуютно, как в обществе собеседника совсем не эмоционального, так и эмоционального чересчур, когда эмоции доходят до уровня фальши и лжи.

Необходимый уровень эмоций – вежливая улыбка, доброжелательные интонации в голосе – должен присутствовать при официальном общении. Ну, а в дружеском тесном кругу живые эмоции – радость, удивление, интерес – это часть обмена информацией друг с другом.

Умение контролировать свою мимику, интонацию, жесты – это привилегия лиц с хорошо развитым эмоциональным интеллектом. Люди, которые хорошо владеют данным навыком, в любом коллективе пользуются уважением и становятся примером для подражания.

Понимание окружающих

Тут все понятно. Хочешь понять окружающих – умей слушать и вникать. Проявлять внимание к собеседнику. Уметь по мельчайшим движениям мимики и интонации угадывать ход мыслей.

Но это еще не все. Невербальные методы общения несут в себе значительный объем информации о том, говорит человек правду или лжет, испытывает ли он при разговоре неприязнь, недоверие.

Гоулман вводит понятие эмпатии – осознанное внимание к поведению собеседника. Благодаря развитой эмпатии, руководитель может:

  • Поддерживать авторитет в глазах окружающих;
  • Добиваться доверия и расположения к себе;
  • Всегда знать, что думают работники, суметь вовремя разговорить человека и выведать дополнительную информацию;
  • Удалить из своего окружения заведомо опасных людей.

Взаимодействие с окружающими

Освоение всех предыдущих ступенек – распознание своих и чужих чувств, овладение методами самоконтроля – позволяет проявлять влияние на окружающих.

Эмоционально развитые люди всегда становятся лидерами. Они умеют сплотить команду вокруг себя, воодушевить идеей, урегулировать возникающие конфликты. Даже в обычной компании приятелей таких людей всегда можно заметить. Они обычно в центре внимания: травят анекдоты, дают оценку окружающим, их голос всегда выделяется из общей массы.

Задача лидера – вести за собой. Важно выбрать и применить на практике правильную политику взаимодействия с окружающими. Гоулман рассматривает шесть базовых моделей управления.

Четыре резонансные (конструктивные):

  • Демократическая;
  • Обучающая;
  • Идеалистическая;
  • Товарищеская.

И две диссонансные (деструктивные):

  • Авторитарная;
  • Амбициозная.

Вообще, способам взаимодействия с окружающими, способам урегулирования конфликтов и методам общения с неприятными людьми посвящено много книг отечественных авторов. Мне, например, нравятся книги психолога Н.Козлова с подробным разбором каждой жизненной ситуации. В частности можно почитать его «Книгу для тех, кому нравится жить» — это про то, как проявлять эмоциональный интеллект в повседневной жизни и личных отношениях и книгу «17 мгновений успеха: стратегии лидерства» — для тех, чья работа связана со сферой менеджмента.

Пройти тест

В настоящий момент проблемой эмоционального интеллекта, в основном, занимаются западные психологи, а потому тесты на определение уровня EQ (их более сорока) в своем большинстве англоязычные. Из русских версий можно предложить тест MSCEIT 2.0 под редакцией Е.Сергиенко и И.Ветровой, наиболее точный и объективный русскоязычный тест. Пройти его самостоятельно можно здесь .

Работа над собой

Возможно вы ждете от меня списка упражнений, выполнив которые дома, вы сразу же взойдете на пьедестал эмоционального интеллекта? Таких упражнений нет.

Дело в том, что развитие эмоционального интеллекта – это многолетний процесс постоянной работы над собой, самосовершенствования и повышения дисциплины.

  1. Читайте книги, изучайте видео курсы по практической психологии, позитивному мышлению, самоанализу. Кое что можно почерпнуть в восточной философии. Можете почитать книгу того же В.Синельникова «Прививка от стресса. Как стать хозяином своей жизни» , содержащую ряд советов по освоению эмпатии и эффективному общению.
  2. Занимайтесь спортом. Активные движения выполняют функцию динамической медитации. При выполнении упражнений внимание переключается на правильную работу мышц, при этом мозг полностью освобождается. Часто бывает, что решение самых тяжелых вопросов приходит само во время или после тренировки.
  3. . Планирование заставляет мозг постоянно работать, избавляться от внутренних комплексов, барьеров и страхов.
  4. Изучайте типологию личностей, язык жестов, искусство риторики – все то, что помогает эффективно общаться. Учитесь слушать того, с кем говорите.
  5. Старайтесь вести анализ своих эмоций. Столкнувшись с очередной проблемой, положите перед собой листок бумаги и ручку. Поделите листок пополам. В левой стороне напишите те решения проблемы, которые вам подсказывают эмоции, в правой части напишите, что говорить разум. Еще прежде, чем закончите писать – придет верное решение.

Послесловие

На сегодня все. Занимаясь развитием эмоционального интеллекта не забывайте уделять время логике. В этом вам поможет сервис Брайнаппс , который предоставляет комплекс простых и весьма эффективных тренажеров, доступных для детей и интересных для взрослых.

Надеюсь, что статья была для вас полезной. Пишите комментарии, оставляйте отзывы. Подписывайтесь на новости блога.

До свидания. Ваш Юрий Окунев.

Виктория Шиманская - психолог, ведущий специалист направления исследований эмоционального интеллекта (EQ) в России, автор методики развития EQ детей «Монсики» , партнер Лаборатории EQ-factor , ведущий мастер-классов и тренингов по теме EQ - об интеллектуально-эмоциональном профиле личности и его роли в организации и ведении бизнеса.

Ключевые факторы эмоционального интеллекта

Об эмоциональном интеллекте сегодня говорят часто и много. Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса.

Очевидно, что человек, у которого уровень эмоционального интеллекта выше, более адекватно воспринимает реальность и гораздо эффективнее реагирует на нее и взаимодействует с ней. Это касается почти всех коммуникаций - и межличностных, и социальных; субъективных и объективных переживаний; абстрактных и конкретных понятий. Таким образом, эмоциональный интеллект стал одним из новых инструментов для управления бизнесом, построения эффективных коммуникаций и управления.

Восприятие информации происходит через сенсорные системы. При этом сначала действуют ключевые области мозга, а потом идут реакции вегетативной нервной, мышечной и других систем. Взаимодействие с информацией, с самим собой и окружающим миром строится в зависимости от степени развития ключевых драйверов эмоционального интеллекта: осознанности, самооценки, мотивации, адаптивности.

Драйверы фактически содержат в себе основные особенности личности, но они не являются неизменными и могут развиваться.

Каждый драйвер можно раскрыть через четыре навыка:

  1. осознанность через осознанность своих мыслей и эмоций, своего тела и поведения;
  2. самооценка через позитивное восприятие мира и решительность, а также через принятие и ассертивность (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него);
  3. мотивация через стремление к самоактуализации и детерминации, а также через открытое восприятие нового, крепкое целеполагание и объективное переживание неудач;
  4. адаптивность через осознанное сопереживание другому человеку - эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность.

Emotional Quotient

Необходимо обратить внимание на то, что эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта. За последние три десятилетия наука существенно продвинулась, изучая взаимодействие эмоциональной и интеллектуальной сферы (IQ и EQ) с точки зрения деятельности мозга, психологии и бизнеса.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект - это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой - это единственный путь пересечения обоих», - сказал однажды Дэвид Р. Карузо, психолог, профессор кафедры психологии Йельского университета (США), специалист в области менеджмента и соавтор концепции эмоционального интеллекта.

Наряду с широко известной аббревиатурой IQ (англ. Intelligence Quotient - коэффициент интеллекта или коэффициент умственного развития) существует понятие эмоционального коэффициента EQ (англ . Emotional Quotient), которое ввел клинический физиолог Рувен Бар-Он еще 1985 году. В 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто он представил свой тест EQ-i (Emotional Quotient Inventory), содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась известная сейчас «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».

Несмотря на то, что взаимодействие IQ и EQ признано многими исследователями, первая модель, которая наглядно показала взаимодействие этих двух коэффициентов, была разработана российскими учеными в Лаборатории изучения эмоционального интеллекта EQ-factor под руководством Н. Коро и В. Шиманской.

Интеллектуально-эмоциональный профиль личности руководителя

Данная модель выступает составной частью интеллектуально-эмоционального профиля личности IEPP. Согласно этой модели, эмоциональный интеллект EQ - это своеобразное основание пирамиды личности в системе координат. Векторы этой системы являются драйверами EQ и формируют различные стратегии поведения в различных сферах жизни:

  1. осознанность – «стратегию философов»;
  2. самооценка – «стратегию звезд»;
  3. мотивация – «стратегию героев»;
  4. адаптивность – «стратегию руководителей».

Когда эмоциональный интеллект соединяется с вектором интеллекта IQ, происходит формирование «стратегии творцов» - стратегии, которая является ключевой во всех сферах жизни и тем более в бизнесе.

Именно «стратегия творцов» позволяет настолько реализовать потенциал человека, что в итоге он достигает самого высокого уровня самореализации. Поэтому чем больший объем имеет эта пирамида (за счет развития драйверов EQ и самого IQ), тем больше возможностей будет у человека оказывать влияние на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом.

В современном мире любой руководитель и предприниматель должен быть творцом - создавать не просто продукт или услугу, а лучший продукт, лучшую услугу, лучший сервис и лучшие впечатления. А это практически невозможно без умения управлять своими эмоциями.

Как развивать EQ?

Как уже отмечалось в этой статье, чтобы развитие EQ происходит через развитие его основных факторов - драйверов. Поэтому необходимо в первую очередь развивать их.

1. Упражнение для развития «осознанности»

  1. Закройте уши и сконцентрируйтесь на окружающей обстановке, постарайтесь увидеть все детали. Как картинка станет «ярче» и вы заметите то, на что раньше не обращали внимание.
  2. Затем закройте глаза и сконцентрируйтесь на звуках. В обычной ситуации мы подсознательно концентрируемся на зоне не более 1,5 метров вокруг себя. «Расширяя» свой слух мы начинаем замечать нюансы природных и механических.
  3. Закройте глаза и уши вместе. Почувствуйте, как ваше тело взаимодействует с окружающим миром - например, прикосновение к нему ветра или травы, если вы готовы снять обувь.

Это упражнение достаточно делать один раз в неделю, чтобы способности распознавать голосовые интонации собеседников, нюансы мимики стали значительно выше. Это позволит более точно определять явные и скрытые посылы собеседников и, самое главное, собственную реакцию на те или иные процессы, а также понимать, как ваше тело реагирует на информацию, как переживает эмоции.

2. Для развития «адаптивности» подойдет простая тренировка по «карточкам эмоций»

Вы изображаете гнев, радость, грусть или интерес - в зависимости от того, какую карточку вытянете. Это простой и эффективный способ «отработать» свое эмоциональное выражение. При этом ваша эффективность как переговорщика повышается в несколько раз.

3. Для развития «самооценки» сначала стоит освоить позы силы

Позы силы - это позы тела человека, которые «запускают» выработку дофамина: ровная спина, руки подняты вверх, голова поднята высоко. Выработка этого гормона способствует лучшему запоминаю материала и информации.

Одна минута такого упражнения перед переговорами позволит вам чувствовать себя намного увереннее.

4. Для развития «мотивации» сделайте прямо сейчас следующее

Напишите десять дел, которыми вам нравится заниматься. Затем переформулируйте их так, чтобы остались только глаголы. Найдите именно тот глагол, который наилучшим образом передаст то или иное занятие.

По этим глаголам создайте план на месяц. И в течение этого месяца вам нужно будет прожить десять дней под девизом этого слова. Путешествовать или смеяться, дегустировать и узнавать новое, прыгать или считать – вариантов много.

Например, под девизом глагола «дегустировать» можно отправиться в специальный ресторан или винный бутик - или, может быть, устроить вечеринку дома. А еще это может стать концепцией презентации товаров и услуг вашей компании.

Просто проживите каждый из этих дней на 200% под девизом тех десяти слов-действий, которые на самом деле и составляют вашу сущность роста - того, что вы можете дать миру.

При выполнении таких упражнений вы обязательно продвинетесь к своим истинным целям ближе, чем за последние несколько лет, потому что вы займетесь самым главным делом успешного бизнесмена или руководителя - реализацией «стратегии творца».