Общение с инвалидами. Этика общения с инвалидами и лицами с овз Особенности общения с людьми в инвалидных колясках

. Это не просто политкорректные синонимы понятия «ребенок-инвалид». Эти слова гораздо точнее описывают, что происходит с ребенком, и в каком отношении он нуждается.

Инвалидность, которая ограничивает возможности маленького человека, может быть вызвана разными диагнозами. , задержка умственного или психического развития, генетические патологии. Болезнь может повлиять на интеллект, или не затронуть его. Но, так или иначе, дети с ограниченными возможностями очень неуютно чувствуют себя в обществе.

Дело даже не в отсутствии пандусов, а в реакции окружающих. Эта тема обсуждается в обществе настолько редко, что мы порой даже не знаем, как себя вести, оказавшись рядом с таким ребенком. Предложить помощь? Выразить сочувствие? Сделать вид, что все нормально? Пройти мимо, спрятав эмоции? А эмоции появляются в любом случае. Дети, которые выглядят и ведут себя иначе, притягивают внимание, как и все необычное. Но, что они чувствуют при этом? Ведь, прежде всего, это просто дети, полноправные личности. Только, в силу своего состояния, они живут и воспринимают мир по-другому. Как общаться с ними и как вести себя в их присутствии, чтобы не ранить бестактностью или непониманием?

Читай также:

Общественная организация инвалидов «Родына» собрала советы, как вести себя с детьми с ограниченными возможностями, чтобы общение было комфортным, и ни вы, ни ваши собеседники не чувствовали неловкости и раздражения.


Манифест ребенка с инвалидностью

  • Прежде всего, я — ребенок. Такой же человек, как и ты. Не путай меня с моим диагнозом.
  • Я — личность. Помоги мне проявить себя. Не делай ничего для меня без меня.
  • Я — полноправный член общества. Но множество физических и психологических барьеров мешают мне ощущать это. Помоги мне преодолеть их.
  • У меня есть права ребенка. Но по многим причинам я могу чувствовать дискриминацию по признаку инвалидности.
  • Я — часть этого разнообразного мира, и у меня в нем своя роль. Я проверяю его на доброту.

Как вести себя с ребенком-аутистом

Аутисты общаются особенным способом. Им нужно больше времени, чтобы привыкнуть к новой обстановке или собеседнику. Дайте им это время.

Не навязывайте свое общение, предлагайте его понемногу. Начните с того, чтобы просто быть в одной комнате.

Ребенок-аутист может вести себя агрессивно, нервничать или кричать. Обычно это происходит из-за того, что его не поняли, и он не в состоянии объяснить точнее. Дайте ему немного побыть в покое и уединении, чтобы он мог взять себя в руки.

Также реакция может возникнуть из-за физического дискомфорта. Аутисты имеют повышенную сенсорную чувствительность. Звуки, свет и ощущения, на которые вы не обратите внимания, могут быть нестерпимыми для них. Набор неприемлемых ощущений у каждого свой. Относитесь к этому с пониманием.

Иногда аутистам проще общаться с помощью картинок, альбомов с карточками или планшета. Это называется альтернативным общением.

Как вести себя с ребенком, который имеет паралич или неконтролируемые движения

Сосредоточьтесь на смысле слов собеседника, а не на его движениях.

Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.

Иногда помощь постороннего, не привыкшего к телесным реакциям такого ребенка, может только мешать. Не обижайтесь, если вам отказывают.

Не бойтесь возражать, не старайтесь успокоить ребенка с неконтролируемыми движениями. Его поведение не связано с его душевным состоянием.

Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Семь простых правил общения с детьми-инвалидами

  • 11753
  • 15.04.2018

Многие десятилетия дети-инвалиды и обычные школьники почти не пересекались благодаря системе интернатов для детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование в корне изменило ситуацию, но не может изменить нас самих: мы так долго жили в параллельных мирах, что порой не знаем, как общаться с ребенком, который непохож на остальных. Мне повезло пройти путь от школы-интерната до обычного университета еще до тотальной инклюзии. Побывав по обе стороны баррикады, могу ответственно заявить: на самом деле все гораздо проще, чем кажется. Сразу уточню: речь пойдет исключительно о детях с физическими недостатками, а не с проблемами психического развития.

Хвалить за реальные достижения

Возможности детей-инвалидов действительно в чем-то ограничены и поэтому нам хочется как можно чаще их хвалить, чтобы поддержать. Парадокс в том, что постоянная похвала таких детей только настораживает. Они-то не считают себя лучше других. Ребенок-инвалид мечтает о простом: быть на равных с обычными детьми. Поэтому когда за прочитанное наизусть стихотворение его хвалят в три раза усерднее, чем девочку с соседней парты, это вызывает как минимум недоумение, а в подростковом возрасте и протест: «Вы что меня за дурака тут держите!»

Ребенка с проблемами здоровья, как любого другого, хвалить стоит только за реальные достижения. А они у каждого свои. «Я, например, в детстве долго не могла научиться лук красиво резать, — вспоминает Юлия Васильева, инвалид 1 группы по зрению. — Еще было приятно слышать похвалу, когда сюрприз какой-то для мамы сделаешь, даже если это пересоленный салат».

Не говорить о ребенке в третьем лице в его присутствии

Тут всему виной старое представление о том, что перед нами человек не совсем полноценный и он не может полностью отвечать за себя. Между тем, физические недостатки — не синоним умственной отсталости. Поэтому не стоит разговаривать о ребенке так, как будто его тут нет или он не в силах сам сформулировать ответ.

«При встрече с незрячим ребёнком многие склонны не обращаться к самому ребёнку, а разговаривать исключительно с родителями или сопровождающими ребёнка взрослыми, называя ребёнка в третьем лице («он умеет читать?», «налить ему воды?»). Это выходит даже за рамки обычной вежливости, не правда ли?» — говорит Екатерина Чупахина, преподаватель по ориентированию и мобильности для незрячих.

Такое отношение взрослых прямо показывает ребенку, что он — не такой, как другие. Дети-инвалиды, повзрослев, признаются, что не чувствовали себя людьми с ограниченными возможностями до тех пор, как на это им не указало общество. Поэтому будет правильно и вежливо давать таким детям право голоса.

Забыть об излишней опеке

Чрезмерная забота о детях-инвалидах свойственна прежде всего родителям, говорит Екатерина Чупахина. И это не их вина. Проблема в том, что у нас еще не налажена деятельность специалистов, которые могли бы работать с семьями, где растут эти дети. «Отсюда идёт гиперопека: родители делают всё за ребёнка, не всегда пытаясь даже научить его самостоятельно одеваться и есть, и полагают нормальным в 9 лет кормить его с ложки. Им нужен специалист, который объяснит:

«Да, ваш ребёнок не видит, но он может делать всё то же, что делают его сверстники, хоть иногда другими способами», — уверена Екатерина Чупахина.

Детям-инвалидам хочется помочь, их действительно бывает жалко, но для начала подумайте: жалеет ли ребенок сам себя? И требует ли он именно такого к себе отношения?

Один мой знакомый, молодой учитель, попал на работу в школу-интернат для детей с ДЦП. В его классе был мальчик, который передвигался с ходунками и то довольно медленно. Когда весь класс на перемене отправлялся в столовую, преподавателю, как нормальному сильному мужчине, хотелось просто взять парня на руки. К счастью, он вовремя понял, что этого делать не нужно — ребенок справлялся сам, пусть и не совсем привычным для нас способом.

Не драматизировать на пустом месте

«Так случилось, что из-за слабого зрения эта девочка учится в интернате далеко от дома», — такой аннотацией открывался раздел со стихами слабовидящей школьницы в одном поэтическом сборнике. Девочка, о которой шла речь, искренне недоумевала, к чему этот высокий слог и какое отношение этот факт ее биографии имеет к стихам?

Отношение к инвалидам, полное драматизма, культивируют СМИ — рассказ об особенном ребенке должен вызывать у читателя слезы. Но в обычной жизни дети с особенностями здоровья меньше всего хотят выделяться и быть героями мелодрам. Им больше по душе комедии. Мы с подругой, например, с детского сада носим очки с толстыми линзами. При встрече обращаемся друг к другу не иначе как «Привет, очкарик!». Иногда приходится успокаивать окружающих: нет, это было не оскорбление, а совсем наоборот.

Помнить о личных границах

Нам неприятно, когда на улице нас долго разглядывают незнакомые люди. Ребенок с ограниченными возможностями сталкивается с таким отношением практически ежедневно. А ведь у него, как и у каждого человека, есть право на личные границы.

Иногда мы даже не подозреваем, что нарушаем их.

«У меня плохое зрение, но очки я не ношу. В моем случае они бесполезны, — рассказывает Анна Сизонова, инвалид 2 группы. — И с детства мне постоянно приходилось оправдываться перед взрослыми, отвечать на вопрос: «Почему ты без очков?» Видимо, есть стереотип — и я его ломала».

Свои границы есть и в общении с родителями детей-инвалидов. Довольно часто хочется из лучших побуждений посоветовать им хорошего врача или медицинский центр. Мне, например, в подростковом возрасте совершенно незнакомые люди, увидев очки, советовали «ехать лечиться в Чебоксары». Вдаваться в объяснения, сколько операций и где мне уже сделали, совершенно не хотелось. Поэтому если все-таки хочется дать совет (ведь он для кого-то может быть ценным), разговор лучше начать более мягко, например, с фразы: «Вы, наверное, и без меня все это знаете. но...».

Предлагать помощь, когда она действительно нужна

Я все чаще вижу, как обычные прохожие стараются помочь людям с проблемами здоровья в метро, на улице. Видеть это неравнодушие приятно. В то же время сами они признаются, что нередко оказываются в неловкой ситуации, когда помощь не нужна, но ее навязывают.

«Когда я езжу в автобусе, я уступаю место пожилым людям. И если какая-нибудь бабушка замечает, что у меня нет руки, она начинает усаживать меня обратно и говорить на весь автобус: «У вас же нет руки, поэтому садитесь, садитесь». Это смешно, но порою бывает даже обидно», — говорит Анна Пушкаревская, инвалид 3 группы.

Им действительно порой нужна наша помощь, но не всегда эти дети знают, как ее попросить. Сейчас, по словам Екатерины Чупахиной, большим пробелом в реабилитации детей с инвалидностью остается то, что их совершенно не учат об этом говорить. У детей перед глазами просто нет примеров того, как правильно просить помощи в разных ситуациях. Поэтому бывает, что люди с инвалидностью ведут себя не вполне адекватно с точки зрения обычного человека. «К сожалению, даже в профессиональном сообществе эта проблема пока не осознана», — признается преподаватель. Возможно, первым шагом к ее решению могут стать отношения с ребенком, основанные на взаимоуважении, чтобы он не стеснялся в конкретной ситуации обратиться к вам с просьбой или сказать, что помощь ему не нужна.

Доверять ребенку

Мы боимся поручать ребенку-инвалиду какую-то работу по дому, опасаемся нагружать его лишними просьбами в школе. Он же из этого делает один очевидный вывод: ему не доверяют. Это так обидно, что запоминается на всю жизнь. «В детстве бабушка не доверяла мне на кухне. Всё время боялась, что я срежу слишком толстый слой кожуры у картошки. Когда они с дедом уезжали на дачу, мы с сестрой специально готовы были рано встать, чтобы поэкспериментировать на кухне», — рассказывает сестра Юлии Васильевой — Светлана.

Попробуйте предоставить ребенку больше свободы и самостоятельности. И вы увидите, насколько неограниченными могут быть его возможности.

«Адекватное отношение к людям с инвалидностью станет возможным, когда общение между ними и остальными людьми будет нормой, а не экзотикой, и только если сами инвалиды будут вести себя в соответствии с нормами поведения, принятыми в этом обществе», — резюмирует Екатерина Чупахина.

В общем-то, рецепт общения с особенным ребенком довольно прост: ведите себя с ним так, как вели бы с любым другим ребенком. Но принять эту простую истину бывает сложно.

Комментарии (8)

    «Адекватное отношение к людям с инвалидностью станет возможным, когда общение между ними и остальными людьми будет нормой, а не экзотикой, и только если сами инвалиды будут вести себя в соответствии с нормами поведения, принятыми в этом обществе».

    Золотые слова! Спасибо за сообщение. Успехов и сил Вам в этом непростом мире!

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 8 лет

    Род деятельности : Преподаватель в

    Регион проживания : Ярославская область, Россия

    Полностью согласна -".....только если сами инвалиды будут вести себя в соответствии с нормами поведения, принятыми в этом обществе". В данное время эти нормы поведения очень трудно привить данной категории детей, так как всё чаще родители в современном обществе больше напирают на фразы "мой ребёнок особенный... вы обязаны подобрать к нему подход...вы не имеете права с него спрашивать...он был не в состоянии и мы решили не выполнять...и т.д.". В итоге единицы упорных пробиваются своими силами, а остальные проходят "поверх образования" благодаря напору родителей.

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 6 лет

    Род деятельности : Учитель в

    Регион проживания : Тюменская область, Россия

    • Уважаемая Наталья Алексеевна! Не разумней ли начать вести себя адекватно, по отношению к инвалидам, именно здоровым и разумным людям. 100 лет инвалиды, в т.ч. и дети, были заперты в квартирах и больницах у нас, откуда им знать как себя вести. Научить их этому надо прежде всего. А кто учить будет, если учителя не могут и не хотят этим заниматься. Ответьте, почему в других странах не так?

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 8 лет

      Род деятельности : Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания : Ярославская область, Россия

      Валерий Михайлович! У любого человека своё мнение и своя ситуация. Учителя в современное время обвинить легко. Но общество от этих обвинений лучше не станет. Я много лет работаю в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и каждый ученик мне закладывается в душу. К каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями (они не любят, когда при них произносят слово инвалид) мне приходится подбирать индивидуальный подход не по книгам, а по душе. И эти подходы хорошо помогают ребёнку. Но в последнее время тенденция некоторых родителей к гиперопеке переходит все границы (а я и писала не про трудности обучения особого ребёнка, а о препятствиях, которые неосознанно строят многие родители этих детей). Мы пишем адаптированные индивидуальные программы, заинтересовываем детей в процессы обучения и воспитания всеми способами. Но многие родители же в последние годы просто полюбили фразы, описанные ранее. И доходит до того, что, например, особый ребёнок пятого класса пишет при маме на уроке в тетради 3 строчки за урок с маминым возгласом "Нам достаточно, мы устали...", но если им охото отпроситься в отъезд, он пишет диктант за 20 минут объёмом на страницу, отказываясь при этом от переменки и физминутки... И это только один из примеров. Вы спрашиваете "почему в других странах не так?". Я вам не могу ответить, как в других странах, потому что моя профессия не даёт возможность мне путешествовать и изучать педагогику в других странах, а из книг и тв мы не всегда узнаём правду. Но я могу сказать за учителей - мы принимаем особого ребёнка и делаем всё возможное для него!

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 6 лет

      Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания : Тюменская область, Россия

      Наталья Алексеевна!
      Про детей. А как им относиться к сверстникам и учителям хорошо, если их этому никто не учил в 4 или 5 поколениях в нашей стране?

      Про родителей. Их тоже никто не научил, что их ребенок-инвалид имеет такие же права, как и здоровые дети. Это с одной стороны. А с другой - родители привыкли все выбивать из различных наших учреждений. Они привыкли что хорошие бесплатные лекарства, технические приспособления (хорошие) и технику (коляски, глюкометры, слуховые аппараты, протезы, ортезы и т.д.) без боя получить очень трудно, особенно хорошего качества. Маме часто приходиться уйти с работы и заниматься своим ребенком, получая мизерные пособия. Они устают от такой жизни. Поэтому нервные и часто агрессивные.

      Про учителей писать не буду. Почитайте их высказывания здесь про детей с ограниченными возможностями сами.

      Про другие страны. Ездить никуда не надо. Надо просто подумать почему в ряд стран берут (брали?) наших детей на воспитание в семьи. И станет все ясно.

Основные правила общения с инвалидами: материал для сотрудников библиотек

Инвалиды – особая группа пользователей библиотек, нуждающаяся в социокультурной и психологической поддержке. Задача библиотекарей создать максимально комфортную обстановку для своих особенных читателей. Сегодня многие библиотеки по мере возможностей приобретают специальную литературу и оборудование, осваивают новые методы и формы работы. Но кроме этого, необходимо подготовить библиотекарей для работы с этой группой населения. Данный материал призван оказать помощь библиотекарям в качественном обслуживании людей с различными видами инвалидности.

Как общаться с инвалидами

Известно, что российские инвалиды живут как бы в параллельном мире. Они редко выходят на улицу и почти не появляются в общественных местах. Может быть, из-за этого, сталкиваясь с такими людьми, мы порой не знаем, как себя вести, и даже пугаемся – как сделать так, чтобы его не обидеть? Не замечать его ограниченных возможностей или, наоборот, жалеть? Мы теряемся, сталкиваясь с человеком с ограниченными возможностями, чувствуем себя неловко и даже можем обидеть его неосторожным высказыванием. И здесь сами инвалиды приходят на помощь, давая советы, как правильно себя с ними вести.

Общие правила этикета при общении с инвалидами:

Признайте его равным

Обычно, первое, что отображается на лицах здоровых людей, когда в комнате появляется инвалид, – это страх и растерянность. Особенно, к примеру, если перед нами человек, страдающий ДЦП, который не может даже владеть мышцами лица – поздороваться или кивнуть головой. В такие моменты мы чаще всего стыдливо опускаем глаза. А делать этого не нужно! Самое худшее, что мы можем сделать для инвалида, – это лишний раз напомнить ему, что он какой-то «не такой». Лучше всего сделать вид, что все в порядке. А для этого нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

Используйте его возможности

При всем этом, контактируя с больным человеком, важно не допустить оплошность по невниманию и не поставить его и себя в неловкое положение. Если вам предстоит контакт с таким человеком, предварительно уточните у его близких, каковы его реальные возможности. Например, многие страдающие детским церебральным параличом прекрасно понимают, что им говорят. Но при этом не могут пошевелить руками или ногами. И если вы будете разговаривать с ними громко и чересчур членораздельно, как с маленькими, то можете их обидеть. Если человек с ограниченными возможностями что-то умеет делать сам, то не следует предлагать ему помощь.

Старайтесь не показывать жалость

Дело в том, что жизнь человека, прикованного к инвалидному креслу, никогда не наладится, если близкие не смирятся с этим фактом и не отнесутся к нему спокойно. Причитания и слезы в данном случае только расстраивают человека. Ему, напротив, требуется мужество, чтобы бороться с болезнью. И лучшей тактикой тех, кто находится рядом, будет не жалость, а вера в его силы и спокойствие. Невозможно бороться с недугом, если человек находится во взвинченном состоянии. Спокойствие – это платформа, на которой будут строиться все достижения. Поэтому, находясь в обществе инвалида, уберите жалостливый взгляд. Лучше поднимите ему настроение доброй улыбкой.

Слова. Как мы их называем

Человек устроен так, что какие бы недостатки он не имел, он всегда хочет чувствовать себя наравне с другими людьми. В особенности это касается инвалидов. Поэтому во время общения с человеком с ограниченными физическими возможностями любое ваше неосторожное слово может обидеть его и навсегда отбить у него желание общаться с вами. Что же это может быть за слово? Когда инвалида называют «неполноценным», этот человек ощущает сочувствие и жалость окружающих, которые скорее угнетают его, чем поддерживают. А когда человек, который не может самостоятельно ходить, слышит о себе слова «прикован к инвалидной коляске», он чувствует себя обреченным. Поэтому, упомянутые выше слова, а также все другие, похожие на них, следует раз и навсегда исключить из своего лексикона. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной – здоровый», «нормальный – ненормальный», «умственно отсталый», «обычный – неполноценный», «даун», «калека» и т.п. Русская «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов.

Небольшое исследование 2000-го года показало следующее: на пяти семинарах сотрудники «Перспективы» предлагали участникам (людям с различными видами инвалидности из 20 регионов России) написать, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово и выражение. Вот типичные примеры, выбранные более чем из 120 ответов:

• Очень распространенное выражение «прикован к коляске» – вызывает ощущение «обреченности»;

• Слова «глухонемой», «немой» – невозможность общения, контакта;

• «Больной» – значит, «надо лечить», «беспомощный»;

• Слова «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «больной» вызывают сочувствие и жалость;

• Брезгливость вызывают слова «калека», «слабоумный», «даун».

• «Псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» связаны с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, вызывают страх. Воспитанные люди при любых обстоятельствах избегают таких обобщений.

Выражения «человек с ограниченными физическими возможностями», «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий» – вызывают вполне нейтральные ассоциации. Слово «инвалид» вызывает различные чувства, но в целом, большинство людей считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее в определенной степени абстрактным.

Особенности взаимодействия с различными группами инвалидов:

При общении с людьми, испытывающие трудности при передвижении

Если вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, постарайся сделать так, чтобы ваши глаза находились с его глазами на одном уровне. Например, постарайся сразу в начале разговора сесть, если есть возможность, причем прямо перед ним. Помните, что инвалидная коляска – неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте. Начать катить коляску без согласия инвалида – то же самое, что схватить и понести вещи человека без его разрешения. Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом. Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям. Если вам разрешили передвигать коляску, катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия. Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы и как их можно устранить. Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

Расскажите им, какое в вашей библиотеке есть специальное оборудование для инвалидов, например, подъёмник для передвижения по лестнице вниз и вверх на коляске. Не стесняйтесь показать, где находится туалет для инвалидов, это может помочь им быстрее адаптироваться.

При общении с людьми с плохим зрением и незрячими

Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении. Вот основные правила взаимодействия с такими людьми:

• Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.

• Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, низких притолоках и т.п. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.

• Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

• Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих.

• Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

• Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан находится по середине стола».

• Если в вашей библиотеке есть специальная аппаратура, то сообщите об этом посетителям библиотеки с проблемами зрения: «Знаете, у нас есть для Вас специальная аппаратура, можно читать книги, журналы и газеты с помощью электронной лупы».

При общении с людьми с нарушением слуха

Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.

• Прежде чем заговорить с человеком, у которого понижен слух, дайте знак, что вы собираетесь ему что-то сказать.

• Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

• Подойдите, если можно, к неслышащему человеку поближе, говорите медленно и отчетливо, но не слишком громко (снижение слуха, как ни странно, часто сопровождается повышением чувствительности к громким звукам).

• Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

• Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.

• Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.

• Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

• Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

• Иногда контакт достигается, если неслышащему говорить шепотом. В этом случае улучшается артикуляция рта, что облегчает чтение с губ.

• Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

• Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться.

• Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

• Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через сурдопереводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

• Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.

• Сообщите, что в вашей библиотеке может быть ему интересно, например, коллекция фильмов с субтитрами, возможно, это заинтересует слабослышащего посетителя.

При общении с людьми с задержкой в развитии и проблемами общения

Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу. Не думайте, что вас не поймут. Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.

Говоря о задачах или давая инструкцию, рассказывайте все «по шагам». Дайте вашему собеседнику возможность обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.

При общении с людьми, имеющими психиатрические проблемы

Психические нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир. Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему. Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания. Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.

При общении с людьми, испытывающие затруднения в речи

• Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.

• Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.

• Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.

• Не думайте, что затруднения в речи – показатель низкого уровня интеллекта человека.

• Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

• Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

• Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.

• Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ – написать, напечатать.

При общении с людьми с гиперкинезами (спастикой):

Гиперкинезы – непроизвольные движения тела или конечностей, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП). Непроизвольные движения могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.

• Если вы видите человека с гиперкинезами, не следует обращать на него пристальное внимание.

• При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения вашего собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное, и тогда вы оба окажитесь в неловком положении.

• Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.

• При гиперкинезах встречаются также затруднения в речи. В данном случае советуем прислушаться к рекомендациям, изложенным в разделе «люди с затруднениями в речи».

Одна из главных проблем инвалидов – это одиночество, невозможность полноценного общения. Однако, в каждом случае трудности свои, и почти всегда они не лучшим образом сказываются на характере человека. Очень трудно быть одиноким. Есть, конечно, и специфические, характерные для того или иного заболевания психологические особенности. Например, больным диабетом свойственна повышенная раздражительность, сердечникам – тревожность и страхи, люди с синдромом Дауна, как правило, добры и доверчивы. Главное в общении – быть открытым и доброжелательным и у вас все получится!

Материал подготовлен Н.Н. Талызиной,
специалистом Центра психологической поддержки и социальной адаптации молодёжи
Российской государственной библиотеки для молодежи

Особенности общения с ребенком инвалидом — тема сегодняшнего разговора. Современное общество мнит себя цивилизованным: на смену обреченному «ребенок-инвалид» пришли корректные синонимы: «особый ребенок», или же даже просто ребенок.

Особенности общения с ребенком инвалидом — тема сегодняшнего разговора. Современное общество мнит себя цивилизованным: на смену обреченному «ребенок-инвалид» пришли корректные синонимы: «особый ребенок», или же даже просто ребенок. Правда, с небольшими уточнениями: с особыми потребностями/ограниченными возможностями. Мы научились казаться воспитанными, но вот как быть в общении с подобным человеком, тем более маленьким, до сих пор не знаем.

Аутизм и ДЦП, слепота и глухота, задержки умственного развития и тяжелые генетические нарушения – все это ставит обычных людей в тупик. Что делать: помогать или сочувствовать? Сделать вид, что ничего не происходит или открыто пожалеть? Наконец, быть может, просто пройти мимо, запихнув эмоции в дальний уголок души – и дело с концом?

Инвалид по зрению: тонкости общения

Чтобы на миллионную долю приблизиться к пониманию того, как живет слабовидящий или слепой ребенок, достаточно завязать глаза непроницаемой повязкой и попробовать жить нормальной жизнью. Сразу пропадут мысли о том, чтобы сделать вид, что все как всегда – захочется не только общаться, но и сделать нечто большее. Как?

    расскажите малышу во время прогулки о том, что вы видите, что вас окружает в обычной манере беседы о собственной жизни – просто будьте собой; если идете вместе, не нужно вцепляться в ребенка, словно голодная собака в кость, шагайте в привычной манере, как вы это делаете с обычным малышом; уделяйте особое внимание обращение по имени, особенно если рядом находится несколько человек, ведь дитя не видит взгляда, обращенного к нему; не бойтесь слова «смотри», не нужно виновато замолкать, споткнувшись на нем, не зная, что делать с возникшей паузой. В большинстве случаев люди воспринимают это слово абсолютно адекватно, потому что привыкли видеть «по-своему» – руками; при нахождении в незнакомом месте, дайте время маленькому человеку освоиться, помогайте ему собственными рассказами о местонахождении предметов и ни в коем случае не принуждайте насильно к каким-либо действиям типа «ты лучше посиди здесь»; говорите конкретно, избегайте общих фраз типа: стул стоит «вон там», замените на «он стоит у окна, слева».

Проверка «на слух» души

Разумеется, в зависимости от степени проблемы, существуют свои особенности общения с ребенком инвалидом по слуху. Общие же принципы ведения беседы таковы:

    помните, что слабослышащий или глухой ребенок не всегда может понять, что к нему обращаются. Поэтому прежде, чем что-то сказать, коснитесь плечика малыша или возьмите его за ручку; обязательно смотрите в глаза при разговоре, по вашему выражению лица, мимике, жесту ребенок успешно компенсирует недостающую информацию; старайтесь разговаривать с максимальной ровностью и четкостью, емкими и несложными фразами для того, чтобы малыш научился понимать вас по губам; при разговоре через переводчика, смотрите на говорящего, а не его дублера; главное, как бы парадоксально это ни звучало: не орите, срываясь прямо на визг! Несмотря на потерю слуха, детки могут сохранить повышенную чувствительность к громким звукам.

ДЦП: внимание – обычному общению

Одной из главных проблем, которую испытывает – это отношение к себе, как к «белой вороне», которая обязательно хуже других. Такие дети в большинстве случаев ненавидят жалость, сквозящую в возгласах окружающих типа «несчастное, бедное дитятко». Поэтому самое главное при налаживании контакта с такими малышами – дать им возможность почувствовать себя другими, обычными, самостоятельными людьми, а не жертвами злого рока.

Учитывайте мнение малыша в разных вопросах, не душите его своей помощью на каждом шагу – дайте немного свободы. Совсем закрывать глаза на проблему не стоит, это было слишком категорично. Но постараться просто привыкнуть к ней, как и сам носитель болезни, не воспринимая д диагноз как нечто из ряда вон выходящее – очень нужно. Тогда ребенок почувствует себя хоть и таким же другим, как и до этого, но равным другим собеседникам.

Также один из ключевых моментов: не навязывайте помощь, но при этом не будьте равнодушными. Здесь важно понимать, что ребенок не всегда отказывается от помощи из скромности или, напротив, гордости, просто иногда действительно лучше самому, а рука постороннего может только мешать. Но в любом случае, искреннее человеческое внимание всегда приятно. Для этого, достаточно просто спросить, что именно нужно сделать, но делать это нужно при обязательном участии самого ребенка, без лишних глаз, чтобы избежать смущения.

В общении воспринимайте маленькую личность, а не ее диагноз, обращая внимание на смысл слов, а не неконтролируемые движения. Кстати, о последних. Они никак не связаны с душевным состоянием малыша, поэтому не нужно постоянно говорить что-то типа: успокойся, не нервничай.

Аутизм, проблемы с речью: навстречу гению

Сейчас достаточно много говорят об аутизме, поэтому практически всем известно, что общение с ними – одна из самых сложных проблем ввиду замкнутости таких детей, сосредоточении на своем собственном мире, в который трудно попасть постороннему. Улучшить ситуацию можно только одним способом – стать своим, дав ребенку время привыкнуть к себе. Ни в коем случае не стоит при этом навязываться, предлагайте «себя маленькими порциями», просто будьте рядом, делая крохотные шаги навстречу. Альтернативный способ общения в таких случаях – разговоры картинками, карточками, альбомами или посредством современных мобильных технологий.

Из-за непонимания окружающих, невозможности выразить свои желания или физического дискомфорта, который вызван повышенной сенсорной чувствительностью, ребенок-аутист может проявлять агрессию, срываться на крик и слишком нервничать. В таких случаях лучше оставить его в покое, наедине с собой.

Если рядом ребенок с – будьте терпеливы. Проявляйте терпение, дослушивайте ребенка даже при самых больших трудностях, стараясь не перебивать, не ускорять/замедлять и не стараться закончить фразу за него. При этом очень важен зрительный контакт. Если ребенку проще общаться в письменной форме, не отказывайтесь от подобного варианта.

Подводя итоги, следует отметить, что вне зависимости от диагноза, принципы особого политеса одни: принятие ребенка в качестве полноправного члена общества, у которого в мире своя роль и которому нужно всего лишь преодолеть небольшие стены из физических и психологических барьеров. И задача окружающих в данном случае – помочь в этом. А не строить очередную стену, имя которой – .

Позволю себе небольшое лирическое отступление. Очень уж и стихи и музыка тронули.

Бывают дни, когда в надрыве,
Тоскует, мечется душа,
И будто на краю обрыва,
Стоишь в смятеньи, не дыша.

Когда весь мир неузнаваем,
И серой краской осенён,
И болью, без конца и края,
Заполнен в миксе с сединой

Когда из рук, добро дающих,
Отчаяньем — лишь пустота,
Из уст, ещё вчера – поющих,
Лишь тишиною — немота…

Тогда найди среди миноров,
Средь сонма музыкальных тем,
Адажио от Альбинони,
И погрузись в волшебный плен…

Изменит этот мир бесцветный
Прекрасных звуков высота,
Раскрасит кистью многоцветной,
Исчезнет боль и пустота…

Адажио от Альбинони –
Волшебных звуков высота…

Нередко бывает немного не по себе, когда общаешься или взаимодействуешь с теми, кто имеет физические, сенсорные или умственные отклонения. Общение с людьми с ограниченными возможностями не должно отличаться от любых других взаимодействий, но если вы не знакомы с каким-то определенным видом инвалидности, вы, возможно, будете бояться сказать что-то оскорбительное или делать что-то неправильно, предлагая помощь.

Шаги

Часть 1

Понимание надлежащих взаимодействий

    Поймите, что инвалидность является универсальной. Мысль о том, что большинство людей «нормальные», а некоторые нет, некорректна. Подумайте о друзьях или членах семьи, которые имеют ограниченные возможности. Возможно, они больны артритом или другими физическими ограничениями и не в состоянии идти по лестнице. Возможно, у них есть проблемы со слухом, или они сидят на специальной диабетической диете, или из-за нарушения зрения вынуждены носить очки. Инвалидность или недееспособность иного рода, является тем, с чем все мы столкнемся лично, рано или поздно. Таким образом, у всех нас будет время, когда нам понадобится немного помощи и понимания.

    • Не всех инвалидов легко заметить. Например, вы, вероятно, не будет знать, что кто-то глух, болен диабетом или имеет нарушения речи, если просто посмотрите на человека. Не думайте, что человек, с которым вы говорите, «нормальный» только из-за своей внешности.
    • Никогда не думайте, что у кого-то может быть инвалидность. Кто-то может выглядеть не очень, но это может не иметь ничего общего с инвалидностью.
  1. Поймите, что большинство людей с ограниченными возможностями приспособилось к ним. Некоторые являются инвалидами с рождения, другие становятся инвалидами в более позднем возрасте в результате несчастного случая или болезни, но так или иначе, большинство людей научилось адаптироваться и заботиться о себе. Большинство из них в обычной жизни живет вполне независимо, но это требует немного помощи от других. Они могут принять за оскорбление или почувствовать раздражение, если вы предположите, что они не в состоянии сделать какие-то вещи, или если вы постоянно пытаетесь делать что-то за них. Предположите, что человек может сам выполнить любую задачу, если он не просит вас о помощи напрямую.

    • Человеку, который получил инвалидность в результате несчастного случая, в дальнейшей жизни может потребоваться больше помощи, чем тому, кто живет с инвалидностью с рождения. Но вы всегда должны подождать, пока вас попросят о помощи.
    • Не бойтесь попросить помощи у инвалида из страха, что он не в состоянии это сделать. Если это что-то не трудное, и вы уверены, что он справится, вы не должны относиться к нему по-другому.
  2. Поставьте себя на его место. Как вы хотите, чтобы другие относились к вам? Поговорите с человеком с ограниченными возможностями, как будто вы кто-то другой. Поприветствуйте его, если он новичок в вашем классе или на рабочем месте. Никогда не смотрите на него снисходительно или покровительственно. Не зацикливайтесь на инвалидности. Не важно, что у него за проблема. Важно относиться к нему как к равному, поговорить с ним и действовать так, как обычно действуете, если в вашей среде появляется новый человек.

    Не бойтесь спросить, чем человек болеет. Если вы чувствуете, что это может помочь вам разрядить обстановку (например, спросить человека, предпочел бы он поехать с вами на лифте, а не идти по лестнице, если вы видите, что у него проблемы с передвижением), целесообразно задавать вопросы. Скорее всего, он отвечал на этот вопрос миллион раз и знает, как это объяснить в нескольких предложениях. Если инвалидность возникла в результате несчастного случая, или человек считает информацию об этом слишком личной, он, скорее всего, ответит, что предпочитает это не обсуждать.

    • Убедитесь, что ваши вопросы не из чистого любопытства, а полезные и познавательные.
    • Предполагать, что вы знаете ответ на свой вопрос, может быть оскорбительным; лучше спросить, чем предполагать.
  3. Помните, что возраст и инвалидность не должны быть связаны между собой. Молодой человек может иметь инвалидность, а многие старые люди живут без инвалидности. В то время как старение может повлиять на слух, зрение и подвижность, инвалидность имеет гораздо меньше общего с возрастом, чем стереотипные предположения. Кроме того, возрастные инвалиды требуют такого же терпения и заботы, как генетические или инвалиды от несчастных случаев.

    Будьте, прежде всего, почтительны. Просто потому, что кто-то искалечен, не означает, что он достоин меньшего уважения, чем кто-либо другой. Смотрите на людей, как на людей, а не как на инвалидов. Сосредоточьтесь на человеке и на его индивидуальности. Если вы должны поставить метку об инвалидности, лучше спросите, какой терминологии он предпочитает придерживаться. В общем, вы должны следовать золотому правилу: относиться к другим так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам.

    • Многие люди с ограниченными возможностями (но не все) предпочитают, чтобы их имя звучало первым, а уже потом говорилось об инвалидности, которая у них есть. Например, вы могли бы сказать "У Ромы церебральный паралич", "Оксана - слабовидящая» или «Катя использует инвалидное кресло", а не говорить, что человек умственно отсталый/инвалид (произнося это покровительственно) или со ссылкой на "слепую девочку" или "девушку в инвалидной коляске".
    • Рассматривайте человека с инвалидностью, как и любого другого.

    Эту страницу просматривали 7447 раз.

    Была ли эта статья полезной?