Чем гордость отличается от гордыни? Основные различия. Чем отличается гордость от гордыни

Валентин Ковальский

У гордыни и гордости - корень един

Чем отличается гордость от гордыни? На этот вопрос отвечают по-разному. К примеру, психологи наделяют чувство гордости положительным качеством (чувством собственного достоинства), а гордыню — негативным (превозношением себя над другими). Многие даже уверяют, что гордость помогает человеку стать счастливым: дескать, она рождает радостные эмоции и чувства — гордость за личные достижения, своего сына или дочь, свое Отечество и т. д.

Исходя из таких мнений напрашивается весьма интересный вывод: получается, что гордость является некоей (твердой, положительной) опорой на сильные качества или стороны, а гордыня — это уже как бы отрицательная гордость, т. е. гордость без оснований. На первый взгляд, такой подход напоминает о банальном сравнении между двумя видами зависти — белой (хорошей) и черной (плохой). А на второй?

Для начала поинтересуемся у филологов: чем отличается гордость от гордыни? Если заглянуть в толковые словари Ожегова и Ушакова, то можно увидеть, что гордыня — это непомерная гордость. А в словаре Абрамова слова «гордость» и «гордыня» являются синонимами и находятся в одном ряду с другими «братьями по значению»: высокомерие, надменность, заносчивость, кичливость, тщеславие, самонадеянность...

По сути, речь идет об одном и том же пороке (хотя и с разными оттенками негативизма). Очевидно, в данном случае следует руководствоваться мудрой фразой Козьмы Пруткова, который советовал зреть в корень. Как не крути, а слова «гордыня» и «гордость» являются однокоренными: корень у них — один и тот же («горд»).

Разумеется, для людей верующих более авторитетным является библейский ответ на вопрос: чем отличается гордость от гордыни? Оказывается, с точки зрения Писания, оба эти чувства являются тождественными (греховными). К примеру, ветхозаветный пророк Исаия говорит, что «в преисподнюю низвержена гордыня» (грешника).

Такой же подход и в Новом завете: Бог противится гордым, а смиренным Он дает благодать (об этом в своих посланиях говорят апостолы Иаков и Петр). А евангелист Иоанн сообщает, что гордость житейская исходит не от Отца, а от мира сего.

Согласно святоотеческому взгляду, гордость от гордыни не отличается практически ничем. Ведь речь идет об одном и том же пороке, относящемся и к числу двадцати мытарств (которые душа должна пройти после смерти), и к числу восьми главных грехов, изложенных в трудах раннехристианского писателя Евагрия Понтийского. По мнению богословов, гордость — это первый грех, который с подачи сатаны появился в мире еще до сотворения человека.

Исходя из вышеизложенного, каждый из нас должен сам ответить на вопрос: чем отличается гордость от гордыни? Является ли это безобидным чувством радости за какие-то успехи, желанием сохранить свое достоинство (честь) или все-таки попыткой собственного превозношения над другими?


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Нам так привычно стало слышать: «Бог накажет!» Но православие говорит, что наказание за грехи - это не кара небесная, а естественные последствия греховных наклонностей человека. Цирроз печени у алкоголика - естественный плачевный результат образа жизни вопреки замыслу Творца.

Гордыня и гордость - существует ли разница? Современное общество выдвигает несколько версий. Некоторые относят такие качества к диаметрально противоположным. Другие доказывают, что это одинаковые свойства. Если заглянуть в Библию, то вывод однозначен - гордыня и гордость - однокоренные слова. Следовательно, несут они один смысл. Только гордость - несколько меньшее зло. Ее представляют как доброкачественную опухоль. В то время как гордыня - это злокачественное образование. Она приносит вред самому человеку и окружающим. Что же таится под такими понятиями? И в чем сокрыта разница между этими качествами?

Что говорит религия?

В наши дни очень много говорится о гордыне. Однако большинство людей путают это понятие с гордостью. Рассмотрим, что же говорят религии о данных качествах.

В православном мире гордыню считают одним из восьми смертных грехов. У католиков она вошла в концепцию семи пороков. В исламе гордыню называют кибр. Дословно переводится как «высокомерие». Ее относят к большим грехам, которые в большинстве случаев становятся источником других ошибок.

Таким образом, все религии разграничивают такие качества, как гордость и гордыня. Разница заключена в следующем. Человек, ослепленный гордыней, превозносит себя, хвалится перед Богом своими качествами, напрочь позабыв, кто наделил его ими. Такая особа самонадеянна и верит в то, что всего способна достичь самостоятельно, а не по Божьей воле. В своей гордыне человек не благодарит Всевышнего за то, что имеет (жизнь, слух, зрение) и получает (кров, пропитание, детей).

Современное понимание гордыни и гордости

Как же характеризуют данные качества просветленные умы нашего общества? Википедия приводит следующее толкование. Гордыня - это непомерная гордость, высокомерие, заносчивость и эгоизм. Характеристика проста, но достаточно понятна.

Гордость - это отражение положительной самооценки. Наличие самоуважения, собственной ценности и чувства достоинства. Подобным образом такое свойство трактует и словарь Ожегова. Книга, изданная в 2009 г., определяет качество «гордость» как самоуважение, ощущение собственного достоинства.

Такие характеристики приводят компетентные источники. А теперь разберем, что приводит к развитию порока.

Почему возникает гордыня?

В чем же истоки столь неприятного качества? Психологи утверждают, что возникает гордыня из страха. У человека появляется боязнь, что он не будет любим таким, какой он есть. Такие опасения приводят к стремлению возвысить себя над другими людьми. Неуверенность в себе толкает его в лапы гордыни.

Этим лицам свойственно сравнивать себя с другими, страшась найти в них лучшие качества. Поэтому гордецы всем и всегда подчеркивают свои преимущества. Особенно ярко проявляется это при сравнении себя с другими. В результате они просто жаждут получить похвалу. Только так они способны доказать свою значимость. И доказывают это они скорее себе, чем окружающим. Для гордецов это своеобразный способ самоутвердиться.

Очень важно понять, что гордыня - это порок, неизменно толкающий человека в пропасть.

Негативное качество

Из вышесказанного становится ясно, что далеко не одно и то же гордость и гордыня. Разница в данных понятиях колоссальна. Именно она позволяет утверждать, что вышеназванные качества противоположны. И в жизни они приводят человека к разным результатам.

Гордыня - это неуважение практически ко всему: к людям, окружающему миру, к чужим достижениям. Проявляется данное качество как безосновательное высокомерие, ощущение собственного превосходства. Иногда такие люди отгораживаются от всех своим раздутым мирком. Неудивительно, что данное качество сулит своему владельцу неудовлетворенность, утрату радости, закрытость, одиночество. Замечено, что люди, в душе которых поселилась гордыня, крайне мнительны, очень уязвимы. Они часто конфликтуют и, как следствие, переживают постоянные разочарования и неудачи. Такие люди очень обидчивы. Хотя в душе глубоко несчастны.

Если гордыня - пропасть, развернувшаяся пред человеком, то гордость - хорошее качество, способное привести к успеху. Нередко именно оно поднимает человека на небывалую высоту.

Положительное качество

Чем гордость отличается от гордыни? Давайте разбираться. Итак, гордость - это собственное достоинство, способность уважать как себя, так и других. Такие люди умеют ценить духовное, свои таланты и достижения окружающих особо. Отличает их такое качество, как справедливое отношение. Люди, обладающие гордостью, защищают и ценят именно то, что того заслуживает. При этом совершенно не важно, твое это или же чужое.

Гордость позволяет человеку отлично видеть свои слабости и недостатки, над которыми еще следует трудиться. Такие люди справедливы и адекватны к себе. Ведь гордость не заставляет их бежать от своих недостатков. Поэтому такие люди отлично понимают свои проблемы. И что в результате? Понимая своих слабости намного лучше, чем способны это сделать окружающие, они становятся практически неуязвимыми. Ведь они не комплексуют по этому поводу. Такой человек прекрасно осознает, что все люди наделены недостатками. А поскольку он усиленно трудится над своими, то любые проблемы для него - лишь временное явление.

Отличие понятий

Достаточно красноречиво говорит о различии в данных качествах следующий разговор между отцом и сыном. Ребенок спросил: «Гордыня и гордость? Отличия в чем?» Призадумался отец. А затем ответил: «Гордость - это понимание того, что для окружающих ты сделал все, на что был способен. Гордыня же - это иллюзия, якобы тебе по силам осуществить то, что не могут сделать людишки».

Итак, давайте рассмотрим, что привносит в жизнь человека гордыня и гордость. Отличия настолько велики, что не оставляют сомнений в противоположности понятий.

Что сулит гордость?

  1. Позитивное отношение. Человек уважает не только «свое», но и чужие ценности. Подразумевается справедливое отношение к другим людям, основанное на чести.
  2. Позитивные, благородные чувства и эмоции. У человека возникает гордость за себя, свою работу, детей. Искренность данного чувства способна сделать его счастливым.
  3. Ответные чувства. Большой позитив в душе не остается незамеченным другими. Поэтому в ответ рождается уважение к такому человеку.
  4. Опора. Люди, несущие в душе гордость, отлично понимают свои достоинства и сильные стороны. Это дает им возможность в любой ситуации опереться на них.
  5. Неуязвимость. Человек обладает внутренним достоинством. И даже если весь мир отвернется от него, он не упадет низко. Ведь такие люди не ищут поддержки во внешней шелухе.
  6. Достойные свершения. Гордость побуждает человека ставить перед собой новые цели и достигать их.
  7. Уважительные отношения. Такие люди закладывают в основу общения честь. Именно поэтому им удается выстроить уважительные, достойные отношения.

Что порождает гордыня?

  1. Негативное отношение. К нему приводит полное неуважение, презрение, игнорирование других людей и их ценностей.
  2. Негативные эмоции, разъедающие душу. Такие качества, как презрение, неуважение, зависть, сарказм, отвращение и непринятие, злость, обида делают человека глубоко несчастным.
  3. Непринятие в ответ. Общение с такими людьми складывается довольно сложно. Как правило, возникает желание закрыться от них и более с ними не сталкиваться. Лишь мудрые и сильные личности способны сочувствовать тем, кто заражен гордыней.
  4. «Мыльный пузырь». Человек опирается на иллюзии. К сожалению, это надуманное величие. За которым ничего в большинстве случаев не стоит.
  5. Уязвимость. Такие личности невосприимчивы к любой критике. Они мнительны, обидчивы и агрессивны. Теряя внешнюю поддержку, а следовательно, подпитку своего «Я», они «сдуваются», словно резиновый шар. Ведь реальной опоры у них нет.
  6. Самоупивание. Обладатель гордыни считает, что достиг уже всего. Такое мнение не позволяет ставить пред собой новые цели и стремиться к их достижению.
  7. Конфликтность. Одна из распространенных черт, присущих таким личностям. К сожалению, это часто разрушает доверие, чувства и доброту.

Как избавиться от гордыни?

Бороться с ней можно несколькими путями. Осознав, чем гордость отличается от гордыни, самое главное - найти этот порок в себе. Некоторые люди стремятся уничтожить неприятное качество одним ударом. Это тропа отшельников, святых, которые путем лишения пытаются достигнуть совершенства.

Если говорить о простых людях, которым свойственна и гордыня, и гордость, то им подойдет другой метод. Он основан на следующем:

  1. Осознание мира и себя. Предназначение любого человека - нести на землю радость и свет. Умение отдавать - природная потребность души. Человек, который не делает этого, загоняет себя в страдания.
  2. Самосовершенствование и самопознание. Нельзя расходовать всю жизненную энергию лишь на удовлетворение потребностей тела. Разум в таких обстоятельствах попросту деградирует. Следует помнить, что каждый человек имеет свое земное предназначение. Чтобы в душе поселилась гармония, следует проанализировать, в какой области вы способны принести человечеству благо. Именно в этом направлении нужно самосовершенствоваться.
  3. Развитие необходимых качеств. В противовес гордыне ставятся такие качества, как благодарность, смирение, трудолюбие, ответственность, вера, благотворительность, любовь. Развивая их, человек способен перебороть неприятный порок.

Заключение

Если человек плохо видит, ему советуют приобрести очки. Но если кто-то, читая о признаках, которые характеризуют такие качества, как гордыня и гордость, не замечает ни одного порока в себе, никакие увеличительные стекла не помогут. В таком случае, как утверждают компетентные источники, ощущение собственной важности развито непомерно. Вспомните, и выделиться нравится, и поспорить, и похвастаться… Следовательно, есть над чем поработать.

Слово «гордость» имеет происхождение от старославянского «гръдъ», которое, возможно, имеет греческие корни. В латыни есть схожее по звучанию слово «gurdus» — «глупый». Объяснение у понятия следующее: гордость – это эмоция, возникающая не только как следствие своих успехов, но и успехов чужих. Второй вариант толкования этого слова – самоуважение, чувство собственного достоинства.

Гордыня имеет то же происхождение, что и гордость. Но вот значение у него несколько иное: высокомерие, непомерная гордость, исходящее из эгоизма.

В литературе эти слова часто заменяют одно другим и отождествляют, но всё же, они имеют несколько разный оттенок.

Употребление слова

«Гордость» и «гордыня» при употреблении имеют разные оттенки. Гордыня чаще используется с негативным, например «умерь свою гордыню» или «гордыня разум затмевает». А вот употребление слова «гордость» носит несколько другой оттенок, например «я горжусь своей Родиной», «я горд, что есть такие люди на земле» и т.д.

Практически во всех религиях гордыня – грех. Кроме всего прочего, грех, ведущий к другим грехам. С точки зрения человека верующего, гордость и гордыня – идентичные понятия.

Некоторые аспекты восприятия гордости и гордыни

Конечно, восприятие этих понятий индивидуально. Но, тем, не менее, с точки зрения философии, гордость помогает людям совершенствоваться, ставить новые цели. А гордыня нередко мешает адекватно воспринимать себя и свои проблемы. Гордыня возвышает над другими людьми, но это возвышение не имеет под собой подоплёки. Поэтому ведёт к деградации.

Выводы сайт

  1. Гордость как эмоция возникает не только вследствие своих, но и чужих успехов, гордыня – только успехов собственных.
  2. При употреблении гордость имеет положительный оттенок, а гордыня – отрицательный.
  3. Гордость – это чувство собственного достоинства, а гордыня – высокомерие.
  4. Гордость позволяет ставить новые цели, а гордыня мешает идти даже к тем целям, которые ясны и понятны.

Гордыня - это качество человека, которое образуется вследствие чрезмерной гордости у индивида. Ее отождествляют с заносчивостью, эгоизмом и зазнайством. Горделивый человек считает, что он превосходит других в чем бы то ни было, в работе, одежде, во вкусах, в общем образе жизни. К тому же часто он не имеет веских причин, чтобы несправедливо относиться к другим и унижать их, поэтому гордыня часто носит в себе элемент лжи. Чтобы разобраться в том – гордыня, что это такое, можно обратиться в религию.

Гордыня во многих религиях относится к смертным грехам, потому как человек старается возвыситься чуть не до уровня Бога, при этом унижая других, ступая по их головам.

Гордыня человека является разрушающим чувством, отравляющим душу. На такого человека никто не надеется в личном деле, с ним не хотят делиться своими достижениями. Никто не хочет рассказывать о личных проблемах или радостях, в том или ином случае горделивый человек будет проявлять неадекватную и не дружескую реакцию. Если человек пришел с личной проблемой к нему, он будет не сострадать, он будет тешиться тем, что люди такие неудачники, хотя у него самого все не намного лучше. Такой человек априори неспособен к . А если человек придет с какими-то успехами, он наткнется на стену непонимания и . Горделивый человек с часто не понимает, что он совершает тем самым роковые жизненные ошибки. Проявляя свою невнимательность к другим, неблагодарность и бахвальство он отталкивает от себя многих людей и наживает себе врагов. Желание человека быть единственным в своем окружении, кого можно уважать и любить, приводит к мании величия.

Гордыня и гордость

Зачастую люди не знают, какие между понятиями гордыня и гордость отличия. Через похожее звучание их отождествляют, но есть между понятиями гордыня и гордость отличия, которые необходимо знать для грамотного употребления этих двух разных понятий.

Гордыня и гордость отличия. Первое, что необходимо сказать, чем отличается гордость от гордыни – это эмоциональным окрашиванием.

Гордыня – это всегда чувство с отрицательным оттенком. Она негативна, потому что не имеет положительного продукта, чревата только негативными результатами во всех отношениях человека.

Гордость являет собой понятие, окрашенное позитивными эмоциями. Это искренняя радость за себя, за свои успехи, без доли высокомерия и возвышения себя над другими. Гордость мотивирует ставить большие цели и достигать их, а гордыня зациклена на одном, не давая возможности развиваться.

Гордыня – это всегда только позитивное отношение к самому себе, своим личным ценностям и неуважение к ценностям других людей.

Гордый человек справедливо относится к другим личностям, уважает их ценности и правила, проявляет эмпатию и искреннюю радость за их достижения, способен выразить поддержку в нужный момент. С таким человеком люди любят общаться, приходить к нему за советом или просто побеседовать. Гордый человек руководится правилом чести, горделивость в себе не имеет ни грамма этого чувства. Гордость за себя, страну, соотечественников - эти чувства вызваны искренней радостью, и делает человека счастливым, это определяет его, как коллективно направленного. Горделивый человек всегда личностно ориентирован только на себя, он неспособен к коллективной радости, он может по отношению к группе испытывать зависть, презрение, и отвращения. Поэтому горделивый человек редко состоит в каких-либо социальных группировках. Мудрые люди сочувствуют такому человеку, искренне жалеет его, ведь видят, что он делает со своей жизнью и куда катится в своем отношении к другим людям. Но они знают, что придет время, когда он вылечится от этого злополучного чувства.

У гордых людей всегда есть чувство уверенности через опору на свои достоинства, они знают, что могут на себя надеяться, знают себе цену, потому, что это подтверждается истинными фактами. У горделивых, в большинстве случаев не на что оглянуться в своем прошлом, чтобы испытать гордость за поступки, которые также признавались бы другими людьми. Гордый человек знает себе цену, имеет достоинство и знает стоимость своим поступкам, он неуязвим.

Горделивый человек, демонстрируя себя на все стороны, может внутреннее быть очень уязвимым. В проблемной ситуации такой человек начинает внешне говорить о том, что он сильный и справится со всеми жизненными барьерами, но на самом деле, оставаясь наедине со своими мыслями, он понимает, насколько ему страшно и он нуждается в поддержке и, ни грамма от показательной уверенности в нем не остается, ведь он таки знает цену своим способностям.

Гордыня и гордость в чем разница? Если поразмыслить о том еще, чем отличается гордость от гордыни, то можно сказать, что гордый человек, позитивно направленный на других и на их достижения. Личность, наделенная гордостью, способна больше других быть истинно счастливой за других, если они чего-то добились, потому что сама хорошо знает цену этих успехов. Часто на такую личность смотрят с восхищением, и готовы равняться на нее. Человек, имеющий избыток горделивости никогда не станет мотиватором для других, на него не будут равняться в основном из-за отсутствия в нем чести и справедливости.

Признаки гордыни

Чтобы определить понятие гордыня, что это такое, какие его признаки, не нужно быть особо наблюдательным человеком. Горделивый человек обладает непоколебимым убеждением, что все вокруг люди неправы и постоянно ошибаются, и стараются ему насадить свои ложные, как он считает, убеждения. А правильной и правдивой может быть только его точка зрения и все окружающие должны под нее подстраиваться. Он считает, что если мнение других неправильное, то и они сами являются неразумными людьми, из этого выходит, что раз так, что все другие неразумные, то я самый умный. И тут наступает момент ликования, он обвиняет других в глупости, хотя сам не видит, что происходит на самом деле, что это он со своим бахвальством выглядят глупым и недалеким.

Горделивый человек создает условную иерархическую структуру для окружающих людей, по которой их судит. На вершине этой структуры, конечно, стоит он сам, и на одной ступени с ним никогда никто не будет одновременно стоять. И все другие намного ниже его, расположены по определенным критериям. Бывает, что такому человеку нужна помощь других, в ответ может предложить и свою помощь, но такая помощь неискренняя. На бескорыстный поступок с его стороны нельзя рассчитывать. Оказывая кому-то помощь, этот человек подчеркивает свою значимость в лицах других людей.

Признаки гордыни у человека. Горделивый человек часто повторяет, что мир без него ничто и другие люди не могут быть полноценными без его общества. Такая завышенная самооценка, сосредоточенность на собственной персоне – это верные признаки гордыни, и чем больше человек думает о том, что без него никто не справится, тем более он отталкивает всех от себя. Он пытается все внимание привлекать к себе, чтобы во всех разговорах речь шла только о его персоне. Делает это с помощью материальных предметов (автомобиль, дом), или, делая эпатажные поступки, главное, чтобы после этого быть у всех на слуху.

Горделивый человек старается в деле быть самостоятельным, чтобы в случае успешной деятельности самому пожинать лавры. Но, бывает такое, что без помощи других ему не обойтись, тогда с трудом, переступая через внутренние запреты человек, просит о помощи. Но делает это так, чтобы потом не иметь с этим человеком никаких связей и не быть чем-то обязанным ему.

Горделивый человек всегда и всем раздает советы налево и направо, даже когда этого не требуется. Раздавая советы, он хочет, чтобы им обязательно и безотказно следовали, укрепляя этим свою авторитетность и превосходство. Давая указания другим как жить и действовать, человек исполняет свои потребности в управлении. Он считает, что владеет большим житейским опытом и может всех научить, как правильно жить. Именно эта черта наибольшее раздражает всех окружающих, потому что каждый имеет свою голову на плечах и не всегда нуждается в советах.

Также признаком гордыни является гиперответственность. Такие личности твердо уверены в том, что все что происходит – это их заслуга, и они пытаются показать, сколько всего возложено на их плечи. Они все время напоминают о том, что все идет гладко только из-за того, что они сами стараются. Они взваливают на себя все заботы и считают, что очень правильно делают, но часто в такой гиперответственности с их стороны никто не нуждается.

Люди, имеющие гордыню, представляют себя, как страдающую личность, через взваленные на себя заботы. Они слишком преувеличивают свои возможности, потом жалуются на судьбу, и на других людей, какие все безответственные и как они могут вообще спокойно себе жить, пока он такой несчастный несет свой страдальческий крест.

Горделивый человек всегда осуждает поступки других. Эму кажется, что все поступают не так, как надо и даже не думает о том, что это даже совсем не его дело. И он никогда не упускает возможности указать людям на их неправильные поступки, показать, что можно было поступить иначе. Такой игнорирует какие-либо советы, потому что считает, что люди пытаются им руководить.

Люди, которым присущая гордыня, считают себя самыми умными, зато другим могут приписывать диагнозы, навешивать ярлыки и обзываться, считая это нормальным. Им все люди что-то должны. Они ждут, что их прихоти будут выполнены, даже когда они их еще не озвучили.

Горделивые личности неспособны на искреннюю благодарность. Если они и соображают, что должны поблагодарить человека, то делают это в очень сухой манере. Потому что считают, что благодарить, значит, в определенной степени быть зависимым от кого-то, а следственно быть ниже его. В их головах сидит штамп о том, что просящие что-то, являются неполноценными, беспомощными личностями. Если им и оказали услугу, то они воспринимают это так, что так и должно быть, что им всегда должны делать услуги, особенно бескорыстные.

Горделивые люди часто руководятся правилом «пришел, увидел, победил». Их появление в компании часто выглядит, как выступление на сцене. Личность пришла в компанию, по отрепетированному сценарию прошлась, раскритиковала, обидела, развернулась и пошла дальше. А то, что она оставила после себя в сердцах людей, ее не обходит.

Иногда, понятия гордыня и тщеславие употребляют в одном ключе. Тщеславие, так же как и гордыня имеет возможность перерасти в манию величия. Тщеславие дает человеку иллюзию собственного превосходства. Такие люди уверены в своей гениальности, красоте, они очень самодовольны. Хотя часто нет никакого превосходства, наоборот, есть душевная низость. Человек не видит, как его чувство достоинства переходит в чувство ничтожности. Желание быть выше других является низостью, ведь использование людей в корыстных личностных целях не может быть положительным. Горделивые люди являются энергетическими вампирами, они питаются энергетикой других людей, их переживаниями. Горделивые люди ищут то слабое место человека, за которое можно уколоть, вызвать страдания, обиду, и сами потом остаются в хорошем настроении, такие поступки очень низкие, ничтожные.

Гордыня и тщеславие в равной степени приводит к несчастью человека, и его изоляции от мира.

Как избавиться от гордыни

Как говорят опытные люди: «все пройдет, и это тоже». Это правило также действует в том случае, когда горделивый человек приходит к осознанию своих поступков, реально оценивает их и искренне говорит, что хочет измениться, и ищет способы, как бороться с гордыней. Человек, который долго жил в собственном иллюзорном мире, где он был царь и бог, не может сразу перестроиться, ему нужна помощь других, чтобы процесс избавление от гордыни был эффективным и не таким сложным.

Путей избавление от гордыни есть несколько. Для начала необходимо человеку понять, что он горделив, а не гордый, часто люди спутывают эти понятия и ложно их трактуют в своем поведении. После осознания отличий между гордостью и горделивостью, человек должен искать в себе пороки и подумать, как их искоренить. Многие думают, что это сделать очень легко, как, будто можно все в один момент понять и больше подобным образом не поступать. Очень немногие люди могут действительно так сделать и измениться в один миг, но для этого требуется очень сильная воля и твердый характер, чтобы даже мысли о жалости к себе, не могло возникнуть.

Человеку необходимо четко осознать мир и себя в нем, понять свое истинное место. Увидеть настоящий мир и людей, откинуть все свои предубеждения по поводу их, перестать критиковать, обсуждать других людей и принять тот факт, что кто-то на самом деле может быть гораздо лучше его. Главное – это как она есть, со всеми ее странностями, плюсами и недостатками. Перестать тратить свою энергию на создание интриг вокруг себя. Научиться не только принимать от других людей помощь, но и отдавать что-то взамен, соблюдая равновесие в природе отношений.

Чтобы избавиться от гордыни человеку необходимо поразмыслить над тем, какое благо он может дать людям. В каждого человека есть предназначение, его нужно найти. Требуется тщательно проанализировать себя, прийти к самопознанию, понять какие имеются склонности и тогда уже действовать в определенной области занятий и самосовершенствоваться в этой сфере. Когда человек научиться расходовать свою жизненную энергию правильно, тогда он придет к гармонии с собой и с миром.

Противоположными к гордыне имеются такие качества, как смирение, благодарность, честность, филантропия, трудолюбие. Если человек целеустремленно работает над их развитием, он сможет побороть все свои пороки.

Если техники внутреннего разговора применять вместе с поведенческими, то результата будет гораздо больше и наступит избавление от гордыни быстрее.

Как избавиться от гордыни и высокомерия?

Одной из таких техник есть исполнение работы, которую человек считает низкой, грязной и недостойной его. Занимаясь унизительным трудом, но таким, который некоторые люди выполняют каждый день, например, работа санитаром, посудомойкой, уборщицей, в сознании человека происходит слом системы. Проделывая такую работу несколько раз, человек сам по себе меняется, он стает более приземленным, снижается чувство превосходства.

Как избавиться от гордыни православие. Избавиться от гордыни человеку поможет поклон. Поклон, как физическое действие, но с заложенным в нем глубоким смыслом. Когда человек кланяется – он нагибается, опускает свою голову перед чем-то. Поклонение – это выражение уважения, почтения, смирения и признания. Чем чаще человек кланяется, тем быстрее он привыкает к тому, что он признает других, совершает поклонение их персонам в знак благодарности, или уважения. Также человек должен кланяться в молитве, очищать свое сердце и мысли.

Горделивому человеку необходимо научиться внимательно воспринимать собеседника, вникать в то, о чем он говорит и понять, какие у него эмоции, принять его переживания, проявлять эмпатию. Научившись слушать других людей, их проблемы, их переживания человек меняет свое отношение к ним, он понимает, что на самом деле ошибался в человеке и сам приписывал ему другие качества.

Чтобы искоренить гордыню, нужно научиться благодарить людей от чистого сердца. Неважно, то ли дружеская помощь, то ли консультирование продавца в магазине, всех необходимо благодарить. Каждый человек старается, тратит свою силу и время, и его труд должен быть оценен, а искреннее «спасибо» много времени не заберет.

Горделивому человеку очень трудно принимать других людей, какими они есть. Он либо будет критиковать их, либо сам придумает им историю их жизни и будет распускать слухи. Но такой человек должен смириться с тем фактом, что не все люди одинаковые, у каждого свои особенности и на этом построен мир. И никто не вправе переделать другого человека под себя.

Все вышеперечисленные способы, как бороться с гордыней, являются эффективными в том случае, если человек действительно осознал, что пора ему меняться, принял свои пороки и готов исправиться.

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить – высокомерие, надменность, чванство, – все это разные виды одного основного явления – «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других – что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных – серьезными, рассеянных – сосредоточенными, обжорливых – воздержанными, и т.д. – все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все….. только мелкие грехи….. никого не убил, не украл».

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его – тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану – тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание – еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот – драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит – благодаря тщеславию – умирает лучшее, что есть в нас, значит – мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

Усилившееся тщеславие рождает гордость .

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она – «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она – вражда к Богу, начало всякого греха, она – во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все – несомненно признаки гордости.

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само -вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию – созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения , как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто это – так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это – своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В случаях обратных, в переживаниях горя – тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.

Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

Часть 2. Как проходит эта духовная болезнь

Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение…», или «я придерживаюсь правила…».

Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой – услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше – добрые дела или молитва.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело – важно, чужое – пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель – вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант – на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни – мания величия и мания преследования – прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».

Гордый терпит поражение на всех фронтах:

Психологически – тоска, мрак, бесплодие.

Морально – одиночество, иссякание любви, злоба.

Физиологически и патологически – нервная и душевная болезнь.

С богословской точки зрения – смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых – смирение; затем – послушание, по ступенькам – любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец – послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого – то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

Отвержется… и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест – крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания – немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.

И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.

Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, – слава.