Когда в церкви крестный ход. Что такое крестный ход на самом деле

Сегодня в Общественной палате Российской Федерации пройдет круглый стол «Крестоходчество как форма социальной консолидации и духовной мобилизации». О многодневных крестных ходах, буднях, быте и чудесах крестоходцев - беседа с Андреем Бардижем, организатором и руководителем пеших крестных ходов, в том числе и одного из самый длинных в истории России, участники которого в 2015 году прошли 2000 км по маршруту Севастополь-Керчь-Смоленск.

Христианство нужно выстрадать - здесь и сейчас

- Андрей, скажите, зачем люди идут в крестный ход? Какую задачу ставят перед собой?

Одна из задач многодневного крестного хода - сформировать общину. В маршрутах протяженностью менее 1000 километров община, как правило, не успевает сложиться. Если же нужно пройти 1500-2000 километров, все очень устают, и такие проекты не всегда оправданны. Это очень важный и интересный процесс, когда совершенно незнакомые люди разного возраста, приехавшие из разных регионов и епархий, представляющие разные сословия и профессии, начинают притираться друг к другу - и притираться во Христе. Они учатся молиться друг с другом, помогать друг другу, делиться последним, плечо подставлять, буквально «носить бремена друг друга». Это то, к чему нас призывают пастырские проповеди и хорошие книги. На практике, к сожалению, это встречается не так часто, а в крестном ходе это происходит каждый день, каждую минуту. И поскольку всё делается на пределе сил, сразу видно, кто есть кто на самом деле.

Если человек идет с молитвой, трудится в поте лица, стирает ноги в кровь, отдает Богу свои силы и время, бескорыстно, добровольно жертвуя тем, что у него есть, это сопоставимо с подвигом ношения вериг, со столпничеством. Как сказал в своей проповеди один архиерей, за участие в таком крестном ходе, за терпение добровольных страданий и скорбей во славу Божию Бог прощает многие грехи.

Конечно, любое участие - хорошо, но, согласитесь, есть разница: поясной поклон сделать или с покаянными слезами сотню земных. В этом деле каждый участвовал самыми разными способами - своим временем, ногами, молитвой, деньгами, пирожками, кто-то давал ночлег с баней… Господь ценит не то, что нам легко дается, а наши усилия. Вот за них, за молитвенный труд в терпении и смирении и дается Богом право всякому человеку что-либо вымолить у Него. Чем больше сделано усилий, тем ощутимей результат.

- Иногда крестными ходами называют комфортные поездки на автобусе и экскурсии…

Думаю, что не совсем правильно называть такие мероприятия крестными ходами. Вообще за 15 лет существования крестных ходов в России сформировались разные традиции в разных местах, в разных епархиях, не всегда, на мой взгляд, правильные. Сложно пересадить одну и ту же традицию на другую почву. Она не приживается. Одно дело - идти несколько дней, и совсем другое - несколько недель или месяцев. Это то же самое, что пригласить человека, который недавно научился кататься на велосипеде по двору, участвовать в ралли «Париж-Дакар». Тут совсем другой масштаб, другие напряжения, от человека требуются иные усилия. Есть ведь разница: приехать и пожить в монастыре несколько часов или тяжело трудиться в нем месяц, два, три.

Но ведь большинство людей имеют семьи, работают, и у них нет ни времени, ни сил участвовать в долгом и масштабном крестном ходе.

Согласен. Как правило, у людей на такие многодневные проекты действительно нет времени, но они могут пойти в однодневные крестные ходы (например, в Екатеринбурге). А другие люди могут пойти и в пятидневные, как, например, Великорецкий или Иринарховский крестный ход. В них принимают участие десятки тысяч людей, но там и отдача другая.

- А молодежи много в крестных ходах?

Как правило, основные участники - это не молодежь. Нынешней молодежи это не по силам. У молодых и потребности нет, и осознанной необходимости, отсутствует понимание цели и смысла крестного хода. Неспроста нашим участникам нередко за 50, 60 и даже 70 лет. Они видели жизнь, знают цену словам и делам. Некоторые из них смотрели смерти в глаза. Но они снова и снова выбирают крестный ход как самое значимое дело в их жизни. Чтобы понять, надо самому попробовать и пережить - выстрадать. Здесь ненужный пафос и пустые разговоры проходят быстро, появляется реальная оценка себя, своей жизни и, возможно, новая, правильная цель. Христианство нужно выстрадать, причем не усилиями прежних поколений, а здесь и сейчас - каждому из нас. Одними беседами и фотографиями не обойтись.

С молитвой о мире

- Расскажите, пожалуйста, как создается маршрут.

Любой крестный ход должен иметь актуальную тему, логичное начало и конец, вписываться в разумные временные рамки, идти по новым населенным пунктам и, по возможности, вдали от федеральных трасс. Много всего приходится учитывать. Когда мы с Божией помощью планируем маршрут, никогда не знаем о том, пройдем ли мы его до конца, преодолеем ли все трудности, которые будут на пути, все невзгоды, непогоду. Например, в 2004 году всё лето шли дожди, а 2010 год был, как вы помните, очень жарким. Бывает, не сразу складывается весь маршрут. Вот и в 2015 году он долго «не давался», даже Севастополь и Смоленск появились не сразу. Была задумка пройти с молитвой о мире вдоль границы с Украиной, а когда, как и где пройти - вопрос.

Кстати, мы беседовали с митрополитом Смоленским Исидором о том, что неспроста делегация Смоленской митрополии годом ранее оказалась в Крыму на празднике Покрова Божией Матери, ведь у нас икона Покрова! Думаю, это Промысл Божий - пройти по местам боёв Великой Отечественной вдоль границы с Украиной из Севастополя в Смоленск, где в кафедральном соборе находится икона Божией Матери «Одигитрия», которая много столетий является путеводительницей для нашего православного люда.

Идя крестным ходом, человек меняется

- В крестном ходе Севастополь-Смоленск участвовали опытные крестоходцы?

Большинство участников были новичками из Крыма. На мой взгляд, в Крыму таких больших крестных ходов нет. Там ведь короткие расстояния - день, два, неделю может идти крестный ход, редко больше. За это время человек не успевает толком ни устать, ни заболеть, ни даже проголодаться как следует. Мы же шли не три дня, а больше трех месяцев. Тут нужен другой подход, другой запас прочности. У нас жесткая дисциплина, хоть и не армейская.

В этом крестном ходе участвовали и несколько военных, которые имеют свое представление о дисциплине и порядке. Хотя это русские православные люди, сначала с ними было очень сложно. К счастью, расстались мы друзьями. Здесь люди реально меняются в лучшую сторону. Это и есть покаяние.

По сложившейся традиции по окончании крестного хода я оставляю на столе блокнот и прошу тех, кто хочет принять участие в следующем проекте, оставить свой телефон и адрес. И почти все написали: и наши военные, и бабушки, которые с нами шли. Одну из них, старую знакомую, я дважды выгонял из крестного хода за непослушание. Для нее это была настоящая трагедия. Но она смогла найти в себе силы попросить прощения, покаяться и вернуться. И мы остались друзьями. Думаю, что все эти 65-70-летние бабушки (как, например, схимонахиня Серафима) пойдут в крестный ход снова.

- Как и с какой целью люди попадают в ваши проекты?

Мы предельно обнажены, мы приходим как есть, и оказывается, что нам от Бога ничего не нужно

Большинство людей приходят через «сарафанное радио», хотя иногда через сайты, соцсети, почту. Они снова и снова приходят к нам в поисках правды, которой им часто не хватает, - простой, понятной им правды. Мне кажется, что люди любят крестный ход за его искренность. В современной жизни слишком много расчетливости, лукавства, лжи, предательств, малодушия, пустых разговоров, выгоды. А здесь для этого нет почвы. Здесь мы получаем общение с единомышленниками и, что самое главное, дерзаем обращаться к Богу. Мы предельно обнажены, мы приходим как есть, и, оказывается, нам от Бога ничего не нужно, по большому счету.

Как это не нужно?! Почитайте молитвы - в них мы обычно просим здоровье, работу, жилье, какое-то благополучие для своих внуков, детей…

В крестном ходе оказывается, что есть вещи поважнее, здесь человек проявляется самым неожиданным для себя образом. Ты сам себе казался таким правильным и хорошим, ну просто очень православным, редко - в чем-то немножечко плохим. И вдруг, когда ты, сосредоточившись на деле, в постоянном напряжении идешь и молишься, преодолеваешь трудности непрерывного каждодневного пешего движения, независимо от погоды и самочувствия, ты неожиданно поворачиваешься к соседям, друзьям и самому себе какими-то новыми, не всегда хорошими гранями. Приходится меняться, учиться быть лучше - без этого здесь не выжить, не ужиться с другими, не пройти. Через покаяние с помощью Божией - меняемся.

- Вы сказали, что весь путь от Севастополя до Смоленска прошли 20 человек, а остальные люди сколько шли с вами?

В крестном ходе тысячи людей участвовали фрагментарно, то есть шли с нами час-два-три, иногда день-два. Были случаи, когда люди приходили на день, окунались в это, видели благотворное действие крестного хода и возвращались через время снова. Крестный ход завершился в день празднования иконы Божией Матери «Одигитрия». И мне на телефон и почту пришло много поздравлений от тех людей, которые как-то поучаствовали в крестном ходе. Писали, например: «Слава Богу, вы дошли! Мы смотрим канал “Союз”, читаем газеты православные, болеем за вас. Мы были уверены, что вы дойдете. Слава Богу, это случилось». Спрашивали о том, что будет дальше. Мы обсуждали возможные варианты развития событий с представителями Смоленской епархии. Окунувшись в этот проект, они неожиданно для себя, как мне кажется, увидели в нем то, что нужно им самим, нужно православным жителям Смоленска, Рославля, тех более мелких населенных пунктов, которые были на нашем пути. Никто из них не остался равнодушным. Это всех коснулось наилучшим образом - соединило друг с другом и с Богом.

- Вам запомнились какие-то яркие случаи?

В этом крестном ходе были два человека, не новички, участники наших прежних проектов. Один на Урале постоянно живет, второй в Москве. Они шли вначале недели две в Крыму, потом по необходимости уехали домой, а когда вернулись, оба сказали: «Мы вернулись в другой крестный ход». Тот же самый, с теми же людьми, но уже другими, изменившимися, ставшими чуточку лучше. Это очень серьезный, важный момент.

Тут Господь управляет, явно показывая, что Он всегда рядом

- Что заставляет одних и тех же людей принимать участие в крестных ходах?

Дорога на самом деле идет - в себя

Искание Бога и правды Его. Человек, который вошел в эту историю, уже зачастую не может из нее выйти, поскольку ничего подобного нигде нет. Это уже какое-то другое существование, рискну сказать - более правильное. Разные люди, священники из Москвы, из других крупных городов говорили не раз и не два, что вот они живут в городских условиях, где шум, страсти, городские проблемы, динамика, бег, суета. И они стремятся вырваться на крестный ход хотя бы на день-два, на неделю, чтобы пожить, подышать другим воздухом, другим духом. Тут дорога на самом деле идет - в себя. Но одновременно это движение проходит соборно, вместе. Здесь бывает очень трудно - до слез, до обморока, и ты - удивительно! - этому рад. Потому что - ради Христа делается, никак иначе.

Мы идем с Иисусовой молитвой, которая творит чудеса с людьми. Тому, кто искренне просит у Бога, Господь помогает. Он всегда рядом. На церковные праздники нередко мы приходим именно в тот храм, где есть придел или чтимый образ. Например, специально не планируя, на Троицу мы пришли в Троицкий храм города Азова. Праздник святого равноапостольного князя Владимира мы «случайно» встретили в посвященном ему храме в поселке Клетня на Брянщине. Тут Господь управляет, явно показывая, что Он всегда рядом, что Он с нами.

Именно поэтому настоящий пеший крестный ход - это огромная, колоссальная сила, как будто Знамя Победы пронесли. Это не нами придуманные слова, а реплика представителя администрации, маловоцерковленного человека со стороны. На него это так подействовало, он это так почувствовал, увидел. Я думаю, он увидел правильно.

- А бывает, что крестоходцы впадают в уныние?

Однажды во время другого крестного хода в одной из уральских епархий нас неудачно разместили на три ночи. Несмотря на предварительные договоренности, оказалось, что негде спать, стирать, лечить, кормить более ста человек. Первая мысль была идти до следующего населенного пункта, где всё было бы более-менее хорошо. Но это могло обидеть тех немногочисленных прихожан, которые нас здесь ждали. Мы подошли к городу, стоим, разговариваем. Размещаться негде. Вдруг останавливается машина, выходит человек и говорит: «Я дом построил, в котором никого нет. Собирался на той неделе переезжать. Абсолютно новый дом с пристройками, кухней, баней. Живите!» И мы в нем остановились на два дня. Это был такой неожиданный праздник с угощением от радушных хозяев! В крестном ходе мы мяса не едим, но шашлыкам и барбекю из осетрины были рады. Для хозяина дома это был тоже праздник, своеобразное освящение жилья, безусловно. Мы же в очередной раз ощутили явное присутствие Божие. Когда возникают какие-то проблемы, Он сразу же помогает.

Крестный ход как проповедь

- Крестоходцы чувствовали физическую усталость, пройдя 2000 километров?

Конечно. Но они потом понимают: это цена их настоящего воцерковления на пути к Богу. В крестном ходе каждый получает не только просимое, но даже более того. Люди приходят со своими чаяниями, проблемами, просьбами. Некоторые из них ими делятся. Но совместная молитва к Богу о мире, о Церкви очень здорово сближает. Молитва «Господи, помилуй» - это молитва и за Россию, и за Украину, и за весь наш церковно-христианский народ, да и не только христианский.

В крестном ходе Севастополь-Смоленск мы не могли миновать армянский поселок. А в одном из предыдущих крестных ходов проходили район компактного проживания татар, где нет православных храмов. Но мы смогли выстроить нормальные дружеские взаимоотношения с татарской и армянской общинами. В армянской церкви свое представление о христианстве - на наш взгляд неверное. Но это были наши сограждане, наши соотечественники, хорошие, добрые люди, которые, ожидая нас, готовили еду, топили бани, приносили из колодцев воду, чтобы нас напоить. Это было по-человечески искренне и здорово. Надеюсь, через это событие они по-другому станут относиться к Православию.

- А какого рода сложности бывают у вас?

Разные. Каждодневные физические нагрузки, отсутствие привычного комфорта и взаимопонимания, непрогнозируемые события (например, плохая погода). В крестном ходе бывают гордецы, достаточно радикально настроенные люди. Тут ведь открытое пространство для обсуждения, но и лечебница, исправительная колония, если хотите. Любой православный человек может получить благословение и участвовать в крестном ходе, выполняя основные минимальные правила: идти с Иисусовой молитвой, не пить, не курить… С другой стороны, это влечет за собой определенные сложности, потому что у каждого свои представления, убеждения, пристрастия в мелочах, свои какие-то крены в мировоззрении. Мы проходим по 8-10 часов в день, бывает и больше. Но для общения есть привалы, вечера, есть отдых в субботу и воскресенье. Часто возникают какие-то дискуссии на политические, экономические, но прежде всего, конечно, на духовные темы. Хорошо, когда человек не настаивает на своих заблуждениях, а стремится к истине. Очень важно, чтобы были толковые пастыри для общения и с участниками крестного хода, и с местным населением. Нужны хорошие книги для раздачи. Мы ведь часто ночуем в школах, особенно в тех местах, где нет церкви. С вопросами к нам приходят учителя, родители, старшеклассники. Если среди нас есть радикально настроенные люди, результат этих бесед не всегда бывает хорош. Но ведь Бог зачем-то дает каждому возможность совершенствования, спасения? Мы все обмениваемся опытом, какими-то знаниями.

- Бывали ли случаи, когда люди покидали крестный ход?

Одно дело - когда ты проповедуешь в интернете, лежа на диване, и совсем другое - в крестном ходе. Тут нужна особая ответственность!

Да, было два-три случая, когда пришлось попрощаться с теми людьми, которые отличались нецерковными взглядами, грубостью, неуместным радикализмом. К сожалению, никто не застрахован от ошибок, непонимания, заблуждений. Дома мы можем позволить себе гордо болтать на различные темы в интернете, лежа на диване. У нас свободная страна. Но когда ты начинаешь проповедовать от лица крестного хода, от лица Церкви, это гораздо серьезнее, и надо стараться быть ответственным человеком, ведь многие жители воспринимают информацию от крестоходцев как истину. И хотя крестный ход способствует искоренению глупостей, надо и самому стараться. Здесь нужна настоящая проповедь, а не самочиние, дерзость и упрямство.

Проверка на терпение

- С какими чувствами люди покидали крестный ход, если их выгоняли?

Нужно не только шаг универсальный сделать для всех, но вообще всю нашу жизнь подчинить ближнему

В любом случае, это огорчение. Человек шел с какой-то надеждой, с каким-то вопросом к Богу. Это ведь один из шансов, которые даются человеку, чтобы он себя испытал и поучаствовал в церковном деле. А человек не смог, разменялся на ерунду. Бывают разного уровня проблемы, разный запас прочности у людей и разные силы. Не всегда мы способны вынести особенности и диковинные причуды, упрямые привычки друг друга. Приходя в храм на Литургию, вы же не позволяете себе шуметь, болтать, грызть семечки, употреблять алкоголь, бряцать оружием? Относиться к крестному ходу нужно как к богослужению. Это не митинг, не концерт, не спортивное состязание или путешествие, а церковная служба. Конечно, всегда можно недолго потерпеть нецерковного человека в надежде на его исправление, но терпеть долго бывает сложно. Простой бытовой пример: кто-то может спать 6 часов в сутки, а другому и 8 часов мало. Первый встает рано, шумит, будит остальных и упрямо не хочет понимать своего мелкого вредительства. Вроде мелочь, но такая проблема есть. Нам нужно не только шаг универсальный сделать для всех, не только темп и ритм движения, но вообще всю нашу жизнь подчинить ближнему, создать удобный для всех режим. Это сложно.

К тому же мы проходим разные территории, благочиния. Одни близки к митрополиям, епархиям, где более-менее благополучная ситуация с храмами, есть хорошие священники, миссионеры, духовники. А есть и другие места, где нет церквей, книг, где нам приходится даже крестить людей.

Скажем, идя по Удмуртии и Уралу, в среднем мы проходили 30-40 километров в день. В крестном ходе 2015 года Севастополь-Смоленск расстояние между населенными пунктами было меньше и средний переход составлял 20-30 километров. Поэтому немного легче был организован быт. Но были другие проблемы. Мы выходили из Крыма весной, лето наступало нам на пятки, и жара дышала в затылок. Только вышли из Краснодарского края, из Ростовской области, а там сразу жара за 40 градусов. Слава Богу, мы вовремя ушли от жары, ведь двигаться в таком температурном режиме можно только ночью. А двигаться ночью в темноте сложно: это беспокойство для гаишников, для участников движения и т.д.

На одном корабле, который называется «Церковь»

- Все ли епархии оказались на высоте?

Искренне благодарю Смоленскую епархию, где на удивление толково все было организовано, хотя там не было опыта проведения крестных ходов. С самого начала верный тон задало деятельное участие многих священников Рославльского благочиния во главе с благочинным - отцом Михаилом. Несколько раз приходил к нам и отец Яков. Его друзья, родственники, дети принимали участие либо в самом крестном ходе, либо в нашем размещении, в организации быта. Это очень важный момент крестного хода, христианская жизнь как она есть: с настоящим гостеприимством, странноприимством, радушием. То, что мы, к сожалению, теряем в повседневном быту, тут чудесным образом реанимируется и живет.

В том, что Смоленская епархия оказалась на высоте, большая заслуга принадлежит секретарю епархии отцу Павлу и прежде всего митрополиту Смоленскому и Рославльскому Исидору. В своей проповеди он сказал, что крестный ход объединяет наш народ на всех уровнях, включая даже бытовой. Если раньше вы, например, не здоровались с соседом по улице, не замечали его, то, оказавшись в одном крестном ходе, поняли, что вы единомышленники, единоверцы. Вы прожили всю жизнь в одном населенном пункте, но только сейчас оказались на одном корабле, который называется «Церковь».

- А светские власти помогали?

Конечно. Во всех епархиях, где мы шли, очень многое делалось именно светскими властями. Они обеспечивали сопровождение на дорогах, размещение, питание, решение бытовых проблем, ведь людей нужно каждый день мыть, лечить, им нужно стирать. Приятной неожиданностью стало то, что многие представители власти лично участвовали в крестном ходе, шли рядом с нами с молитвой. Их никто не заставлял. Значит, они увидели здесь что-то настоящее. Поручение губернатора или начальника можно по-разному выполнить. Можно вложить душу или не вложить. Мне кажется, люди свою душу в это дело вкладывали. В итоге была решена одна из главных задач крестного хода - объединение всего общества. Наш крестный ход Севастополь-Смоленск достиг всех возможных целей, преодолев все препятствия, неприятности и сложности. И, дай Бог, чтобы по Божиему благословению при поддержке духовных и светских властей наше дело получило дальнейшее продолжение.

КРЕСТНЫЙ ХОД
торжественное шествие с крестом, хоругвями и иконами, сопровождаемое молебнами о милости Божией по тому или иному случаю. Поводами для крестных ходов служили как определенные постоянные праздники, дни святых и чудотворных икон, так и конкретные обстоятельства, требующие каждый раз назначения срока - начало и конец сельскохозяйственных работ, первый выгон скота, засуха, непрерывные дожди, эпидемии и эпизоотии, необходимость освятить определенные места (перекрестки, колодцы и др.).
При засухе, например, в Бобровском у. Воронежской губ. крестный ход на поля происходил следующим образом. «В назначенный день все собираются в церковь и, отстоявши утреню и литургию, поднимают образа и хоругви и обходят кругом все поле. Впереди идут с иконами, за ними - священник, облаченный в фелонь и епитрахиль, несет крест; сопутствующий клир поет богородичны гласы и разные духовные песни; за клиром следует народ разного пола и возраста. В пяти местах, вперед избранных, весь ход останавливается, и служат молебны с водоосвящением». Первый молебен посвящали Спасителю; по окончании молебна все прикладывались ко кресту и священник кропил каждого святой водой; оставшуюся воду выливали на пашню. Второй молебен посвящали Божией Матери; третий - свт. Николаю; четвертый - прор. Илье. Пятым служили молебен о бездождии.
В иных местах молебен о дожде во время засухи строился несколько по-другому: останавливались не в установленных заранее местах, а по мере израсходования св. воды. Такой вариант подробно описан в 1856 по Зарайскому у. Рязанской губ. Начиналось все с разговоров между собой крестьян, обеспокоенных состоянием хлебов. Религиозная основа этого предварительного обсуждения очевидна из записей современника события: «Плохо; не дает Бог дождя», - говорит один. «Видно, Господа Бога прогневали, - замечает другой, - недавно я ходил в поле: больно худо, и не смотрел бы. Овес от земли и на четверть не поднялся, а уж кистится, по буграм же и совсем пожелтел, сгорел». - «Пора бы образа поднять, - говорит третий, - вон, третьего дня мухинские подымали». - «И в Рудневе подымали вчера», - замечает пятый, и пример соседей решает вопрос окончательно».
День для поднятия образов выбирали чаще всего праздничный. К священнику обращались с вечера - «вот, мол, образа желают поднять». Утром все мужики и свободные от хозяйства и детей бабы шли в церковь. «Отслушав заутреню, берут хоругви, все образа, носимые в Пасху, образ Ильи-пророка и, предшествуемые священником, при пении причта, идут в деревню». Этому крестному ходу придавалось такое значение, что, как мы видим из приведенного свидетельства, состав икон был такой же, как на Пасху. Особо оговорен образ Ильи-пророка, к которому, как известно, всегда обращались с молитвами о дожде.
Первая остановка все-таки и в этом варианте делалась в определенном месте - на выгоне, возле часовни. Там служили молебен о дожде с водосвятием и коленопреклонением. После молебна крестный ход шел либо вокруг «всей дачи, по генеральным рубежам» (то есть обходили всю относившуюся к данной общине землю), либо шли только вокруг полей, находящихся в данное время под хлебами. Священник кропил поля св. водой, что сопровождалось пением молитв. Пройдя значительное расстояние, крестный ход останавливался, так как заканчивалась св. вода. Наполняли заново водосвятную чащу из ближнего водоема и снова служили молебен с водосвятием, после чего ход двигался далее. Когда обходили всю дачу, то служили три-пять молебнов, а иногда и больше.
Если вблизи дачи какой-либо деревни находился перекресток или распутье дорог, то там ставили постоянные часовенки (в данном случае - столбик с образком под кровелькой), около которых останавливались крестные ходы, когда обходили поля. Образа нести во время крестного хода могли все желающие; таковых было много, поэтому часто менялись; но те, кто нес икону по обету, - не отдавали ее никому. Священнику эту службу оплачивали всем миром, делая раскладку по дворам общины.
Подобные крестные ходы с молебнами совершались и в связи с другими причинами неурожаев. Они могли включать освящение колодцев, обход самого селения и выход в поле, совершение водосвятий на распутьях. Иногда после молебна в поле делался обед.
Молебен на полях о прекращении засухи, которому предшествует панихида на кладбище, описал в своих воспоминаниях митр. Вениамин (Федченков). Он происходил из крепостных крестьян и, будучи студентом Духовной академии (первые годы XX в.), приезжал в родную деревню в Кирсановском у. Тамбовской губ. Там он пел на клиросе. И вот однажды, засушливым летом, группа мужиков подошла к клирошанам и просила передать батюшке просьбу: совершить молебен по полям о дожде. Священник согласился. «Мужчины и женщины взяли крест, хоругви, иконы и под трезвон колоколов направились... куда же? На общее кладбище свое... И там мы отслужили сначала панихиду по всем усопшим. Оказалось, как мне разъяснил по пути батюшка, исстари велся этот обычай: живые молились по умершим, чтобы те помолились там Богу о нуждах живых своих потомков и близких... Мудрый и умилительный обычай Святой Руси... В это время наши родные женщины-богомолочки бросились по разным концам кладбища, к родным могилкам, и кое-где послышался жалобный плач... Потом мы пошли с пением молитв по полям. Что это были за горячие молитвы! Я и сейчас не могу удержаться от слез жалости и умиления к этим Божьим детям... И не раз на полях приходили мне такие мысли: «Господи! Ты не можешь не услышать этих бедных чад Твоих! За эту веру их, за слезы Ты дашь им, что нужно им! Дашь! Дашь!» - почти требовало чуда сердце мое.
И было оно... В тот ли день или на другой пошел дождь... И не помню я из своей жизни случая, чтобы такие молебны вообще оставались без исполнения».
В иных сообщениях с мест по программам научных обществ были выделены «крестные ходы в поле для молебствия» по трем причинам: по поводу засухи, на зеленя (то есть для освящения молодых всходов зерновых) и во время засева. В последнем случае священник после молебна с водосвятием сам бросал на пашню первую горсть посевного зерна, взяв ее из севалки, где было смешано сборное зерно - от каждого двора. Затем он шел краем поля поперек всех полос в сопровождении дьячка с водосвятной чашей и кропил. И сразу же за ним двигался крестьянин, выбранный на сходке для почина сева.
Информаторы из Мосальского и Жиздринского уу. Калужской губ. подчеркивали в качестве поводов для молебнов в поле - запашку, засев и жатву. При этом писали, что служат «перед иконами», то есть молебну предшествовал здесь тоже крестный ход. Молебен в поле, связанный с севом, мог быть перед посевом хлебов, во время него и по завершении. Напр., в сельце Почаево и относящихся к нему деревнях (Тарусский у. Калужской губ.) после весеннего посева хлебов служили общественные молебны, то есть заказанные общиной. В этот день не работали.
Молебны от стихийных бедствий местами совершались не только тогда, когда уже беда посетила данную местность, но служили их ежегодно в определенные, установленные по традиции дни, независимо от состояния погоды. Так, в д. Мешкова (Орловского у. одноименной губ.) бывали ежегодные молебны в поле в последнее воскресенье перед Вознесением - от засухи; на Казанскую (8 июля) - от градобития.
По поводу молебнов, о которых просили крестьяне, как в благополучное, так и в неблагоприятное время, Т. Успенский пояснял в 1859: «Крестные ходы на поля совершаются по древнему обычаю, преимущественно же во время засух, нечаянной и несвоевременной стужи и т.п.; молебствия совершаются умилостивительные. Но не отлагаются ходы и тогда, когда все благоприятствует прозябению хлебных растений и обещает обильные плоды; но тогда молебствия бывают благодарственные».
Если крестные ходы и молебны, связанные с началом или концом определенных стадий земледельческих работ, назначались преимущественно по обстоятельствам, то молебен по случаю первого выгона скота повсеместно было принято приурочивать ко дню св. Георгия (Юрьев, или Егорьев день) - 23 апреля (6 мая н.с.). Так, в Брянском у. Орловской губ. в этот день, по утверждению корреспондента Тенишевского бюро, все крестьяне выгоняли весь скот в поле и служили молебен.
Особое место в годичной системе крестных ходов и молебнов занимали службы, посвященные конкретным святым, а также связанные со святыми источниками или колодцами и часовнями. Ходы к местным святыням могли быть обращены к определенному святому, но могли и не иметь такой связи. Рассмотрим некоторые варианты таких ходов с молебнами.
В приходе с. Короцка (Валдайский у., Новгородская губ.) «в день мученицы Пятницы бывает крестный ход из церкви в часовню, отстоящую в 14 верстах и устроенную при болоте на Ключе. Часовня устроена в древнее время по следующему случаю, как гласит предание. Здесь явилась икона вмц. Параскевы; икона трижды была переносима из часовни в церковь, но обратно туда возвращалась, пока не сняли с нее копии и не поставили в часовню. В этот день богомольцы, особенно женщины, по обетам или по вере в целительность вод, непременною обязанностью считают купаться в ключах, бьющих близ часовни». Такой вариант был широко распространенным выражением народного благочестия: крестный ход к часовне, посвященной определенному святому и имеющей икону этого святого. Чаще всего сохранялось и местное предание о явлении иконы или о строительстве часовни. Такой ход приурочивали, естественно, ко дню этого святого.
В этом же приходе в день свт. Тихона совершался крестный ход из церкви на могилу его родителей (свт. Тихон Задонский родился в селе Короцко) для служения литии. Установлен он был с 13 августа 1861, то есть со дня прославления святителя.
В с. Куженкине этого же уезда происходил ежегодно «в пяток пред Ивановым днем, иначе в Ивановскую пятницу» крестный ход на св. родник, «замечательный по своей чистой и приятной воде». О времени и причинах учреждения этого хода в селе уже в 1860-х не сохранилось никакого предания. Пятница перед днем Иоанна Крестителя входила в число особо почитаемых в народе двенадцати пятниц в году. Можно предположить, что некогда по молитвам, обращенным к Иоанну Крестителю, произошло какое-то событие, связанное с этим родником.
В других случаях коллективная память о подобных событиях сохраняла и в к. XIX в. (а иногда хранит и доныне) даже подробности жизни святого, относящиеся к данной святыне. В селе Погорелове (на р. Уятоме) Пошехонского у. Ярославской губ. было известно, что колодец, вода которого считалась святой и, соответственно, целительной, вырыт собственноручно прп. Корнилием. К колодцу ежегодно совершался крестный ход. В том же уезде в с. Покровском (на р. Кештоме) был колодец, выкопанный собственноручно прп. Леонидом, сподвижником прмч. игумена Адриана, Пошехонского чудотворца. Каменная часовня, к которой ежегодно совершался крестный ход, была выстроена, по преданию, на том месте, где подвизался прп. Леонид. В часовне даже сохранялся камень, служивший изголовьем для святого.
Немало было таких крестных ходов, посвященных конкретной святыне, которые собирали тысячи богомольцев из разных мест. Обычно это было в тех случаях, когда святыня имела давнюю широкую известность, а самый ход насчитывал сотни лет от своего основания. Таков был, например, в XIX в. ход из Вятки в с. Великорецкое с чудотворной иконою свт. Николая Чудотворца. «Кто не знает того, как у нас на Руси совершаются крестные ходы? - пишет А. Вознесенский, автор исследования о почитании свт. Николая Мирликийского в России, описавший, в частности, и этот ход. - В это время, посвященное особенному чествованию святыни, каждый из местных и приходящих богомольцев считает своим долгом не только поклониться святыне, но и воздать хвалу ей и испросить себе чрез нее милости у Господа и Его угодников в особом молебном пении. Итак, дня за два с этой целью начинают прибывать громадные массы, и окрестных и самых отдаленных обитателей Вятской земли к крестному ходу. 21 мая после литургии вся накопившаяся многотысячная масса богомольцев-пришельцев с горожанами, с преосвященным, градским клиром и образами всех церквей во главе, с церковным пением и звуками военной музыки («Коль славен наш Господь») направляется по отлогому спуску от собора к набережной реки Вятки. Здесь совершается молебен Угоднику пред его чудотворной иконой: город как бы прощается на время с своей святыней-сокровищем, и затем образ на особой красивой лодке, под голубым балдахином, переправляется на ту сторону реки, чтобы проследовать чрез лежащие на дороге села: Макарьевское, Бобинское, Загорское, Монастырское и Гороховское, дальше в село Великорецкое».
В течение долгого времени этот крестный ход, как и некоторые другие вятские ходы, совершался водным путем на стругах или плотах - по рекам Вятке и Великой; с 1778, по специальному решению, начали совершать его сухопутно, за исключением переправ, разумеется. В к. XIX в. переправа людей с иконою через Вятку сопровождалась церковным пением и звоном колоколов, берега были усыпаны богомольцами. Большинство из них продолжало участие в крестном ходе до р. Великой; в с. Великорецком служили два молебна: в древнем храме Преображения, где и оставался образ Святителя с 24 по 26 мая, и в более новом храме Николая Чудотворца, имевшем свою местную чтимую икону его, называемую «Житель».
24 мая после литургии крестный ход направлялся к обширной каменной часовне, расположенной в лесу, на поляне, непосредственно на месте обретения образа. Посредине часовни - колодец над источником, происшедшим, по преданию, из-под корней той сосны, на которой когда-то был найден образ. Затем богомольцы шли служить панихиды на расположенном недалеко от часовни кладбище, где была своя деревянная церковь XVII в.
Возвращался крестный ход с иконою свт. Николая Угодника из села Великорецкого (уходили 26 мая) в Вятку иным путем - через с. Медянское. В семи верстах от Вятки его торжественно встречали у часовни с. Филейки, где образа оставались и на следующий день. 28 мая ход вступал в Вятку, где происходили литургия с архиерейским богослужением и молебен. После этого начиналось движение чудотворного образа с другими местночтимыми иконами - Куринской Архистратига Михаила и Тихвинской Божией Матери - по домам тех горожан, которые хотели отслужить у себя молебен.
Этот многодневный и многоступенчатый крестный ход, представлявший собою, в сущности, систему крестных ходов с молебнами, входил сам как часть в большую систему ходов с особо чтимым образом Святителя Мирликийского по Вятской губернии. 1 июня все три названные выше иконы отправлялись в новый крестный ход, называвшийся Куринским - по селам и деревням трех ближайших к Вятке уездов, из которого возвращались в центр епархии лишь 16 июля, посетив 1 город и 47 сел. Потом образа принимали др. города и села края: Вятский Низовой крестный ход включал в к. XIX в. 6 городов, 1 слободу и 87 сел; а Верховой (Сарапульский) - 3 города, 8 заводов и 102 села. Традиция крестных ходов с Великорецким чудотворным образом Николая Угодника по другим городам Вятского края имела глубокие исторические корни: под 1569 отмечены чудеса от этой иконы в г. Котельниче, а в 1572 - в Слободском и пр.
Вятская система крестных ходов с конкретным образом не представляла собой исключения. Аналогичные явления народной духовной жизни происходили и в других регионах. Крестные ходы с Иверской иконой Божией Матери из Иверского Валдайского монастыря охватывали многочисленные города и села Новгородской и Тверской губерний - вся система этих ходов занимала почти половину года.
Если чтимый образ везли на большие расстояния в карете, то все равно движение его сопровождалось многими встречными ходами. Таковы были, напр., поездки с Калуженской иконой Божией Матери по Калужской и Тульской губ. Один из непременных участников этих поездок в сер. XIX в. - причетник П. П. Шанский (будущий схимонах Петр) подробно описал их в письмах к своей дочери. Приведем здесь его рассказ о посещении с чудотворной иконой г. Алексина и окрестностей. «Мы туда (из Алексина в Мышинку. - М.Г.) отправились в экипаже, при звоне во всех церквах. Страшно вымолвить, сколько народу выступило на улицы, полагая, что икона выбыла совсем. Над рекою (Окою. - М.Г.), лицом к Мышинке, гора представляла торжественное зрелище: вся буквально она была усеяна народом в праздничных нарядах. Народ стоял до тех пор, пока мы не приехали в Мышинку. На другой день мы возвращались обратно в город. Икону опять приветствовали звоном во всех церквах. Народ вышел навстречу весь - от мала до велика. Из-за моста взяли икону и несли точно по воздуху. Все устремляли свой взор на лик Пречистой Богоматери. По принесении иконы нам нужно было бы служить молебны на набережной, но для их торжества пошли за город, в последнюю улицу. И невозможно без слез описать это торжественное шествие. И в первом доме, где мы служили, цветов постлано не было, но, к нашему удивлению, благоухание было неизреченное. По отслужении молебна городские разошлись по домам, не уходили только приходящие из деревень; для них, чрез каждые 5 домов, мы служили молебны на улице. Хотел предводитель дворян просить Свящ. Синод о разрешении посетить 40 волостей, но ответа еще нет ничего. Болезнь (холера. - М.Г.) в городе прекратилась с 1-го же дня».
По поводу духовных впечатлений, полученных П.П. Шанским в этих поездках, в его жизнеописании дается следующая оценка, касающаяся не столько самого причетника, сколько состояния народной веры: «Сколько он видел непререкаемых свидетельств торжества нашей веры и упования! В течение сорока лет он был постоянным свидетелем народной любви, благоговения и поклонения Великому Богу и Его Пречистой Матери; в течение сорока лет он был свидетелем и неизреченного милосердия Царицы Небесной к этому народу, так чуткому к веяниям Божественной благодати».
Выше отмечалось движение крестных ходов, встречавших путешествующую святыню. Бытовала и иная структура сложных ходов, формировавшихся из многих простых шествий: из нескольких населенных пунктов - центров приходов, разбросанных на обширной территории, двигались в определенный день самостоятельные крестные ходы к одной точке, где находилась святыня или несколько святынь. Таким центром одновременного движения многих крестных ходов как бы по радиальным маршрутам мог быть монастырь. Например, в Белогорский Свято-Николаевский монастырь (Осинский у. Пермской губ.), расположенный на одном из отрогов Уральских гор, в день Всех Святых шли крестные ходы из соседних сел и заводов. Торжественный молебен служили у Царского Креста, сооруженного из огромных мачтовых деревьев и освященного в память спасения имп. Николая II от покушения. Здесь же особо почиталась Иверская икона Божией Матери - копия афонской.
Отметим также особенности ежегодных крестных ходов с мощами святых, сохранявшиеся в течение всего XIX в. во многих обителях и отдельных храмах, обладавших такими святынями. Обычно это были ходы вокруг храма или монастыря, но некоторые из них обрели сложные маршруты с остановками для молебнов, освящавшие большое пространство и привлекавшие огромные толпы народа из окрестных селений и пришлых богомольцев из других уездов и губерний. По наблюдениям паломника, опубликованным в 1840-х, в Новгороде 30 апреля, в день обретения мощей свт. Никиты - епископа Новгородского, утром, когда раздавался звон колоколов Софийского собора (насчитывавшего к этому времени восемь веков существования), народ устремлялся с торговой и Софийской стороны на Кремлевскую площадь и заполнял ее. В собор сходилось духовенство из сорока церквей самого города и четырнадцати окрестных обителей. Епископ, облаченный в семисотлетние ризы свт. Никиты, которые были обретены вместе с мощами нетленными, склонялся перед ракой, и архимандриты поднимали мощи святителя на верхнюю крышу раки для хода. «Молитвенники, стекшиеся отовсюду для сего зрелища», опускались на колени.
Шествие выходило на Софийскую площадь, наполненную народом, из-под арки архиепископских палат: вслед за хоругвями тянулся «бесконечный ряд клириков со свечами в руках, потом диаконы и священники с кадилами и древними иконами собора», затем «священное тело свт. Никиты, высоко поддерживаемое десятью архимандритами, игумнами и строителями обителей Новгородских». Когда шествие остановилось у южных дверей собора для литии, толпы народа «устремились к мощам, чтобы по древнему православному обычаю пройти под ними». «Хотели остановить стремление народа к святыне, но благочестивый епископ Леонид, хотя сам более других страдал от напора толпы, приказал всех допускать, чтобы никто не лишился утешения духовного». Во все время хода совершался молебен свт. Никите.
На следующий день был праздник Преполовения, снова служил епископ и вышел с крестным ходом на Иордан к Волхову, «предшествуемый хоругвями и крестами и всей древней святынею Новгорода». Несли чудотворную икону Знамения Божией Матери. Мимо моста, «усеянного народом», спустились к Волхову, «покрытому судами». От Иордани крестный ход двинулся к северу, вокруг кремлевской стены и остановился для литии у часовни свт. Николая Чудотворца, а следующая лития была на площади перед собором. «Народ с усердием бросался под икону Знамения».
Представляют интерес правила поведения во время крестного хода, составленные митр. Филаретом по поводу конкретного шествия из Голутвина монастыря в Коломну в память о прекращении холеры, но носящие общий характер.
«Духовенство должно напомнить благовременно себе и прочим, - говорилось в этих правилах, - что, дабы сие благое начинание принесло благий плод, для сего надобно, чтобы дело Божие совершаемо было с глубоким и непрерывным благоговейным вниманием. Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет темные силы и приближает светлые. Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай ее бесполезною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним твою молитву; а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа, Божию Матерь и святых Его известным тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими; а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким только необходимым словом. Духовенство должно быть примером порядка и благоговения, а мирские не должны тесниться между духовенством и расстраивать порядок. Не беда, если отстанешь телом: не отставай от святыни духом».
Особый вид составляли одноразовые, не повторяющиеся крестные ходы, назначаемые по какому-либо исключительно торжественному случаю духовной жизни. Несмотря на то что организовывались они «сверху» - церковными властями и согласовывались со светскими, тем не менее по типу поведения народа, в силу самого повода для торжеств, являлись выражением массовой религиозности. Таким был, например, крестный ход из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в сентябрьские дни 1892: по случаю пятисотлетия со дня преставления прп. Сергия Радонежского. К этому ходу прихожане московских храмов тщательно готовились, заказывали хоругви с изображением Преподобного, явления ему Богородицы, образами святых - последователей его. Во время хода впереди несли не только более семидесяти хоругвей, но и множество икон, в том числе известные всем москвичам чудотворные иконы: Владимирскую икону Божией Матери из кремлевского Успенского собора, образ свт. Алексия из Чудова монастыря, копии Иверской иконы Божией Матери из Иверской часовни, иконы прп. Андроника и Саввы из Спасо-Андроникова монастыря и свт. Стефана Пермского из храма при Первой Московской гимназии».
21 сентября 1892 с раннего утра толпы народа начали стекаться в Кремль, и в 8 часов утра, после краткого молебна, крестный ход двинулся через Спасские ворота по Никольской ул., в сторону Крестовской заставы. Один из участников так охарактеризовал состав и молитвенное настроение шествия: «Величественно, медленно и плавно двигался крестный ход, сплошной массой, запруживая самые длинные и широкие улицы Москвы. Простая крестьянка в оборванном зипуне шла вместе с элегантной дамой, одетой по последней моде; безграмотный мужик шел рядом с ученым профессором - оба с непокрытыми головами, оба с одинаковым благоговением к Великому празднику... Одна мысль, одна молитва одушевляла эту неисчислимую толпу, придавала ей жизнь, сливала всех отдельных лиц в одно громадное целое, имя которому Русская земля».
Очевидцы свидетельствовали, что в пределах Москвы в этом крестном ходе участвовало более 300 тыс. человек. От Крестовской заставы Владимирская икона Божьей Матери и часть хоругвей возвратились в Кремль, а ход двинулся далее, по Троицкому шоссе, и шел до лавры с 21 по 24 сентября, с ночлегом в Больших Мытищах и Братовщине. Ночами у костров пели духовные песни. У часовни «Крест», в десяти верстах от Сергиева Посада, произошла встреча москвичей и присоединявшихся к ним по пути богомольцев с крестными ходами из Владимира, Суздаля и Коврова. Из Сергиева Посада навстречу вышли толпы богомольцев. «Многие стояли на коленях и горячо молились, иные от полноты охватившего чувства не могли удержаться от слез». У стен монастыря московских и владимирских богомольцев встретил большой крестный ход лавры. В Троицком соборе, у мощей Преподобного, была совершена вечерня, и всю ночь шел поток богомольцев прикладываться к мощам.
М.М. Громыко

Вы хотите подробнее узнать, про крестный ход на Пасху в 2019 году? Накануне этого праздника, который отмечается православными верующими 28 апреля 2019 года, в храмах идут церковные службы.

Особенно торжественным бывает богослужение в ночь с субботы на воскресенье. Оно идет всю ночь и называется всенощной.

Когда и как проходит крестный ход на Пасху в 2019 году? Во сколько будет крестный ход на Пасху? Расскажем об этом подробнее.

Это шествие получило такое название потому, что обычно во главе его идет священник, который несет большой крест. Другие священнослужители несут иконы и хоругви.

На Пасху впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, Евангелие, икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвечником и крестом.

В православии бывают продолжительные и короткие крестные ходы. Крестный ход на Пасху, как правило, бывает недолгим.

Где и когда проходит крестный ход на Пасху?

Церковная служба в Страстную субботу начинается вечером, в 20.00. А крестный ход проходит в ночь с субботы на воскресенье.

Во сколько будет крестный ход на Пасху? Это действие происходит ближе к полуночи. Все священнослужители становятся по чину у Престола. Священники и молящиеся в храме зажигают свечи. Торжественный звон колоколов – благовест – возвещает о наступлении великой минуты светлого праздника – воскресении Христовом.

Священнослужители и паства три раза обходят храм, каждый раз останавливаясь у его дверей. Первые два раза двери оказываются закрытыми, а на третий раз они открываются. Двери символизируют камень, который закрывал Гроб Господень и в день воскресения Иисуса Христа был отброшен.

Теперь вы знаете, когда и как проходит крестный ход на Пасху. После совершения крестного хода, с наступлением Пасхи, священники переодеваются в белые праздничные одеяния и служба продолжается.

Начинается Светлая заутреня, во время которой звучат радостные восклицания: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». После праздничной литургии, около 4 часов утра, верующие разговляются крашеными яйцами, кусочками кулича или пасхи.

Если накануне, в дни Страстной седмицы, колокола в храмах молчали, то на пасхальной неделе повсюду слышен благовест. На Пасху принято ходить в гости к друзьям и близким, угощаться самим и угощать других.

В старину в эти дни устраивали народные гулянья, водили хороводы, качались на качелях. Широко отмечают этот праздник и в наше время.

Десять лет тема крестных ходов так или иначе будоражит православную Россию. Не исключение и этот год. Милостью Божией, автор заметки более пяти лет сам участвовал, организовывал и проводил их. Первый переход состоялся на Урале из в 2001 г. из Ныроба в Екатеринбург, в 2002 г. из Екатеринбурга в Кострому, следующий - в честь 100-летия прославления прп. Серафима Саровского из Курска в Дивеево и двухгодичный по местам боевой славы из Пскова через Белоруссию на Прохоровку и Куликово поле.

Крестные хода "совершаются для того, чтобы освятить людей и всё, что потребно им для жизни: домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Всё это для того, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна соделались причастными Божественной Благодати, отвергнув от себя всё губительное и тлетворное" (Скрижали). Они бывают традиционные и новые, однодневные и многодневные. Мы будем говорить о специально организованных, благословлённых архипастырями длительных крестных ходах по новым маршрутам.

За последние годы они проявили себя как особая, очень нужная (скажу даже - незаменимая) часть нашей духовной жизни, а дух определяет всё: экономику, обороноспособность, культуру, нравственность... Утерян дух - и не на чем строить мораль, законы, будущее государства. Есть благодать Святаго Духа - значит, будут честные управленцы, толковые военачальники, совестливые граждане, будет справедливой власть. Поэтому для всякого православного человека на любом месте его служения - церковном, государственном или личном - слова прп. Серафима Саровского о стяжании духа, как смысла жизни, не просто красивая метафора, а руководство к действию, к возрождению и спасению.

Крестный ход - дело церковное и потому должно быть всецело подчинено этой задаче. Бывает, стратегическая цель не всегда достигается полностью, но если нет понимания стратегии, не будет верной и тактика. Как стяжать дух? Условием восприятия и действия благодати, по святым отцам, является выполнение заповедей Божиих и Церковных уставов . Это необходимое условие Его помощи в любом деле: крестный ли это ход, семья, приход или державное строительство. А без Бога всякое дело превращается в одну только видимость, в правдоподобную подделку, в свою противоположность.

В наше лукавое время крестные хода оказались живым, настоящим свидетельством веры. Проходя через епархии, края и республики, они способствуют глубокому воцерковлению участников, научают исполнению заповедей, вдохновляют на молитву, приводят в Церковь многих людей. Благая весть как и прежде приходит к людям и сколько их в русской глубинке крестилось, исповедалось - не счесть. Люди хотят в них участвовать и всегда участвуют - от мала до велика: встречают, проявляют радушие, странноприимство, сами идут, молятся, в т.ч. дети, молодежь, женщины, старики. Прихожане, простые наши соотечественники, стараются обеспечить крестный ход всем необходимым - ночлегом, баней, продуктами со своего сада, огорода. Это их посильный вклад, жертва Христу. Здесь слово Божие для многих становится образом жизни. Через крестный ход и дела, ему сопутствующие, через доброделание и соучастие, явственно возрождается чаемый нами дух христианства .

Во все времена это был всенародный праздник, торжество Православия. Святитель Иоанн Златоуст так описывает величие этого духовного делания: "Что мне сказать? Я весь исполнен радости, я... летаю, ликую и ношусь восхищенный; я совершенно упоен духовным веселием. Итак... о чем говорить? Об усердии ли города?.. О стечении ли начальников? О посрамлении ли дьявола и поражении демонов? О силе ли Креста? О торжестве ли Церкви? О чудесах ли Распятого? О славе ли Отца, о благодати ли Духа? О радости ли всего народа и веселии города? О сборе ли монахов, ликах дев и чинах священников? О множестве ли мирян, рабов, свободных, начальников, подчиненных, убогих, богатых, чужестранцев, здешних граждан? Поистине прилично теперь спросить: "Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?..".

Но так бывает не само собой, не всегда, а только если всё делается по Церковным правилам, здравому рассуждению и при тщательной подготовке.

Крестный ход начинается с благословений. Чтобы узнать волю Божию, перед началом испрашивается благословение духоносных старцев. Их, настоящих, - единицы (хотя стариков, как ещё о. Кирилл (Павлов) говорил, много). Далее, получая благословение архиереев, - получаем от Господа благодать и повеление Его святую волю исполнить. Если Бог через старцев и архиереев благословил, это уже - послушание, им нельзя пренебречь: Проклят всякий, творящий дело Божие небрежно (Иер 48,10). Его или нужно делать хорошо, или не надо начинать вовсе.

Не всякое перемещение людей есть крестный ход. Очевидные требования: постоянно должен идти хотя бы один священник, который обязан служить, наставлять, исповедывать - окормлять, должен соблюдаться общецерковный или сугубый пост, устав, особые правила (см. ниже), движение - с молитвой и пешком.

Христос повелел: Идите ... и проповедуйте (Мк 16, 15). Главная задача крестного хода сродни апостольской - проповедь. Проповедь словом Божиим, молитвой, тщательно подобранной духовной литературой, проповедь личным примером, образом жизни, правдой. Комфортные полёты, плавание и езда по своей сути не есть крестный ход, их духовная польза значительно ниже.

Старец Паисий Святогорец говорил: "Нынешней ситуации можно противостоять только духовно, а не по-мирски... Мы должны с дерзновением исповедывать нашу веру, потому что если мы промолчим, то понесем ответственность. В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно. А что невозможно, оставлять на волю Божию. Так наша совесть будет спокойна".

Известно, что молитва, подкреплённая телесным утруждением, поклонами, постом, гораздо более действенна. Покаяние, терпение и молитвенный труд, положенные на трудности ходьбы во славу Божию - это очень сильное оружие в битве за веру и Россию. Тут каждый шаг - как поклон Христу, Матери Божией и святым с покаянием и всегдашней нашей просьбой помочь в бедах и скорбях, справиться с этим лихолетьем, с болячками родных и близких, с нашествием двунадесяти языков, с пьянством и безбожием некогда православной страны.

Создание крестного хода - это созидание на время особого рода православной церковной общины, монастыря "на ногах". Трудности выявляют и обостряют духовные немощи идущих, лечить их нужно вовремя, тут священник просто незаменим, и не один - батюшки тоже устают и болеют. Поиск духовников для крестного хода - отдельная, обязательная и очень важная задача. Под их началом необходимо выстроить правило и стараться его соблюдать: утренние и вечерние молитвы, молебны, панихиды. Чрезвычайно важным является научение всех правильному пению вслух Иисусовой молитвы во время движения. Где двое-трое во имя Божие - там Он посреди нас. Есть разные варианты такой молитвы, она была нам благословлена старцами, пустынниками и письменно - архиереями. Без молитвы крестный ход теряет свою силу. Запевы и распевы хороши при вхождении и исхождении из храма, но на марше должен быть боевой гимн воинства Христова и ничто другое так не подходит, как Иисусова молитва. Опытные ходоки могут научить, тут есть особенности - темп и длина шага, чтобы он был одинаково удобен братьям и сестрам, сильным и немощным, всем. На практике в некоторых епархиях местные священники пытаются воспрепятствовать такой молитве - Бог им судья. Во имя мира не надо конфликтов (и не только по этому вопросу), но при первой возможности снова нужно молиться вместе и вслух, бить врага главном оружием крестного хода - именем Божиим!

Само по себе ничего не бывает, всё нужно готовить. Ориентироваться только на карту нельзя - слишком мало информации и она не вся достоверна. Предполагаемый маршрут необходимо проехать и, бывает, не одиножды. График движения, переходов, стоянок, служб, входов и выходов из больших городов, должен быть заранее разработан организаторами и согласован с архиереями, благочинными, губернаторами, ГАИ, СМИ. Спортивные марш-броски и многотысячные расстояния хороши для немногих, у нас - другие задачи. Пять дней идём, молимся, на праздник - стоянка, служба, причастие, отдых, стирка, лечение, встречи, беседы. Длина переходов обычно от 25 до 40 км. Сильные могут идти и больше, и быстрее, но спасаться всем надо, и пожилым, и немощным. А те, кто покрепче, по прибытии могут помочь развернуть лагерь, истопить баню, помочь на кухне, поработать на послушаниях.

Пообщаться с местным населением тоже могут, но не все. Не многие будьте учителями , сказал апостол. Бич крестных ходов - самочиние, ревность не по-разуму, просто элементарное незнание, самодеятельность участников, вещающих как бы от имени крестного хода и не только местным бабушкам, но и разного рода СМИ, часто неправославным.

Для решения этих и других проблем, были разработаны и благословлены у архиереев несложные Правила крестного хода (см. ниже). Любой храм, приход, монастырь обязаны иметь и выполнять свой устав, а в нашем случае - правила, которые ограничивают своеволие начальников и анархию толпы, это основа дисциплины и ответственности, критерий правильности действий, условие помощи Божией. Приходят и уходят участники, руководители и священники, но выполнение задач, преемственность, должны соблюдаться неукоснительно. В крестном ходе руководитель и духовник решают все вопросы.

А их, встречающие и идущие, задают много: что происходит? с кем спасаться? что такое - покаяние? В общем, извечно русские вопросы "что делать" и "кто виноват". Мы попробовали их систематизировать, выделили главное, печатали и раздавали небольшой сборник "Русский крест". Возможно, скоро он будет дополнен и переиздан под названием "На крестном пути".

Как православная вера постигается делами веры, так и крестный ход - только изнутри, из опыта непосредственного участия. Значительная часть проблем - от отсутствия у организаторов и участников такого опыта или от их безответственности; от привнесения в Церковь мирского духа, привычек и страстей, а значит иных - коммерческих, тщеславных, политических - целей. Тогда идут "на авось", без священников, без исповеди и проповеди, без молитвы, не распространяют книги или торгуют всем и подороже. Случается курят, стыдно сказать, ругаются и пьют. Даже без благословений ходят. Тогда дух крестного хода истощается до противоположного и сеется дурная слава.

Поэтому важно, чтобы руководитель, священник, еще хотя бы несколько человек, были духовно зрелыми, опытными и добровольными единомышленниками. Все должны быть единомышленниками - во Христе, оставив хотя бы на время губительные привычки.

Старец Паисий как-то заметил: "Цель в том, чтобы православно жить, а не просто православно говорить или писать (или просто ходить - авт.). Если у проповедника нет личного опыта, то его проповедь не доходит до сердца, не изменяет людей. Православно думать - легко, но для того, чтобы православно жить, нужен труд". Нужен пост, молитва, смирение, исполнение заповедей и церковная жизнь, чтобы научиться правильно понимать и делать всякое Божье дело.

Нужен духовный труд, удивительным примером которого является настоящий крестный ход. В нём, как в жизни, важно всё. Верность Христу с малого начинается и "мелочами" доказывается (см. Лк 16, 10). Идут, в основном, простые, обычные наши соотечественники, те, кого, как и во все времена, земля кормит. Выходить надо, когда земля тёплая, люди смогли её обработать, засеять. Когда уже можно переночевать в палатках и в школах, где начинаются каникулы; когда легче накормить всегда непредсказуемое количество людей и искупаться в реке (если вечером не смыть пот, завтра он станет "наждачной бумагой"). Много всего надо продумать, если делать хорошо, каждый ход - разный, но во главу угла должна быть поставлена забота о человеке. "Не мучайте людей", - говорил о. Кирилл (Павлов).

Специальное планирование и проведение крестных ходов зимой, ранней весной, в Великий пост, особенно в Страстную седьмицу - не от большой любви к людям. В пост особые богослужения, холодно, трудностей и так хватает, куда-то ходить без большой нужды духовники не советуют.

Нам надо использовать любую возможность, которую даёт Господь, для свидетельства веры и своего спасения, но - по здравому рассуждению и силам. "Расположение к добру -... хорошо, но необходимо ещё духовное рассуждение и широта, чтобы спутницей благоговения не стало узколобие" (Старец Паисий).

Помимо крестных ходов, бывают также паломнические переходы, обычно по своей или в соседние епархии. Они проводятся несколько проще: благословения надо иметь, но не обязательно письменные, нет жесткого графика переходов, служб, не всегда есть священник. Но всегда есть старший, есть писаный и неписаный Устав, за пренебрежение которым нарушитель рискует остаться один в чистом поле.

В походах, на службах, дома, в келиях, мы молимся: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас". Нас всех - и тех, кто идёт, и тех, кто помогает, и тех, кто по какой-то причине не смог. На самом деле, вся наша православность измеряется тем, сколько мы можем отдать за другого человека своих сил, средств, времени, молитвы, здоровья, своей крови, самой жизни. "Молиться - кровь проливать", - говорил прп. Силуан Афонский. Говорил, наверное, о другом, но "попал" в крестный ход. Тут на молитве ноги стираются в кровь и не по разу - за себя и "за того парня". За всех.

Потому здесь всё - настоящее. Потому крестный ход, особенно в глубинке, воспринимается многими как образец, как кусочек истинного, почти идеального Православия - сердце не обманешь.

Дай Бог сил и спасения всем, кто ходил, кто идёт сейчас и будет идти.

Федор Тютчев написал, сам того не ведая, замечательные стихи про Крестный ход:
"Отягчённый ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя".

Пойдём и мы за Христом!

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ КРЕСТНОГО ХОДА


Благословен грядый во имя Господне!

Крестный ход от начала и до конца - православная церковная служба, творимая каждым участником независимо от чина, должности или звания со вниманием, благоговением, тщанием и послушанием.

Руководитель (священник или мирянин) обеспечивает всю организацию и управление (регламент, финансирование, порядок и режим движения, питание, ночлег, охрану, распределение послушаний, прочие необходимые действия).

Из числа участвующих в Крестном ходе священников старший по чину или хиротонии, или, при необходимости, избранный участниками как духовник, организует должные богослужения и требы во взаимодействии со священнослужителями епархий, по которым проходит Крестный ход.

Все желающие участвуют с благословения своих духовников, настоятелей и духовника Крестного хода.

Крестный ход проводится во славу Божию, а не человеческую. Не благословляются политическая агитация, реклама партий, движений, союзов или их лидеров; не допускаются национальная исключительность, рознь и нетерпимость.

Крестный ход движется пешком. Впереди мужчины по очереди несут крест, хоругви и главную икону. Далее следуют священники, потом мужчины с прочими иконами, затем женщины, транспорт сопровождения. Постоянно в движении поется молитва: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас".

Все делается только с разрешения руководителя и по благословению духовника.

Участники, которые не могут идти или нарушают указанные правила, пост, "сухой закон", дисциплину, уклоняются от послушаний, курят, сквернословят - должны покинуть Крестный ход сами или по решению руководителя.

По окончании все организованно и, по возможности, за свой счет возвращаются домой.

БАРДИЖ Андрей Анатольевич ; адрес для писем: 142403 Московская обл., г.Ногинск-3, до востр. Бардиж А.А.



Религиозные традиции медленно, но верно возвращаются в нашу жизнь. На Пасху даже маловерующие люди с удовольствием красят яйца, покупают, пекут куличи, готовят паску. Кажется, что в этот день произойдёт чудо, люди станут добрее, радостнее, роднее, общительнее. Истинно верующие православные люди уже в Чистый четверг всё вымыли, приготовили и собираются пройти «путь души» - Крестный ход. Итак, как осуществляется Крестный ход на Пасху 2018, когда будет, разновидности, процесс и много интересного – далее в статье.

Интересно! Одними из первых прошли прообраз Крестного хода евреи. Они совершили длительное путешествие от Египта до Земли обетованной. Как приготовить на Пасху .

Что такое Крестный ход?

Шествие с выносными и запрестольными крестами дало название ходу. Оно отличается особой торжественностью. Священнослужители вместе с паствой, с церковными знамёнами, иконами и святынями совершают процессию вокруг храма, от одной к другой церкви или к какому-либо святому месту. В Крещение процессия идёт от церкви к «иордани» - особой проруби. Её вырубают для праздничного освещения воды в виде креста.

Интересно! В прообразах Крестного хода участвовали цари Соломон и Давид, так что ход имеет многовековую историю.

Интересно! Самый первый морской крестный ход прошёл по Чёрному морю, в честь причисления талантливейшего флотоводца Ф. Ф. Ушакова к лику святых.

Неправильно думать, что Крестный ход всегда праздничный и радостный. Крестный ход с плащаницей, который проводят в Страстную неделю - это страдание, скорбь и плач. Совершая его, вспоминают погребение Христа.

Пасхальный Крестный ход

Его антиподом является Пасхальный крестный ход. Шествие вспоминает встречу жён-мироносиц с Воскресшим Иисусом Христом. Светлое Воскресение Христово отличается особой торжественностью. В храме все тёмные одежды сменяются светлыми. Верующие люди приходят в храм к праздничной вечерней службе, которая начинается в Великую субботу и продолжается после полуночи. Крестный ход является её неотъемлемой частью и проходит до полуночи.

Интересно! Процессия вокруг Русской православной церкви движется против часовой стрелки, старообрядцев - по часовой стрелке, по движению солнца.




Священник читает молитвы и вместе с верующими зажигает свечи. Хор начинает тихо петь песнь, которая постепенно набирает силу и сливается с пасхальным трезвоном - в воспоминание святых жён-мироносиц, встретивших Воскресшего Господа. Именно в этот момент начинается шествие, священник с паствой три раза обходят церковь под ликующий трезвон. В руках у священнослужителя находится икона Воскресения.

Важно! Если в храме один священнослужитель, то Евангелие и икону несут простые жители, тем самым становясь прямыми участниками таинства.

Шествие Крестного хода на Пасху 2018 завершается перед закрытыми западными дверями церкви,
колокола замолкают. Настоятель, стоя лицом к Востоку, трижды крестообразно знаменует кадилом запертые ворота. После того как духовенство трижды пропоет тропарь (краткую песнопеснь, в котором раскрывается сущность праздника или прославляются святые) - «Христос Воскресе», двери храма открываются и все, радуясь и ликую, входят в него. Это действо символизирует вход жён-мироносиц в Иерусалим с радостной вестью о Воскресении Спасителя.

Важно! На Пасху православные люди приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!», на что необходимо ответить «Воистину воскресе!»

Всю пасхальную неделю двери во всех храмах и церквях держат открытыми, в это время небо, как никогда близко от нас.

Интересно! Католики в отличие от православных верующих совершают шествие после богослужения.