Прометей добыл огонь. Прометей греческая мифология

Золотой, серебряный и медный века. Сотворив сначала мир, потом создали бессмертные боги людей и населили его. Счастлив был род людской, жил он в золотом веке. Все на земле произрастало в изобилии, и не было нужды возделывать поля и сады. Беззаботно проводили жизнь люди, не зная болезней и печалей. Сами боги в то золотое время нередко приходили к людям в гости: то посоветоваться, то повеселиться на дружеском пиру. Но завершился золотой век, умерли люди; превратили их боги в добрых духов, которые дарят удачу и защищают справедливость.

Второй род людей был уже не таким счастливым — наступил век серебряный. Стало у людей меньше сил и меньше мудрости; жили они до ста лет, но видели много горя и несчастья. В поте лица своего добывали пропитание. Не приносили они даров бессмертным богам, не повиновались их воле. Разгневался Зевс и отправил всех в мрачное царство Аида. Там и живут они, не зная ни радости, ни печали.

На смену им пришли люди медного века. Превыше всего в жизни любили они войну, не знали земледелия, не ели плодов и хлеба, одно только мясо. Дал им Зевс огромный рост и несокрушимую силу: неукротимо было их сердце и неодолимы руки. Оружие их было из меди, и медными же были их дома. В беспрерывных войнах уничтожали они друг друга.

Зевс и царь Ликаон. Гневался Зевс и на людей медного века, особенно рассердил его царь Ликаон. Однажды Зевс появился в его стране в облике простого смертного. Правда, знаки божественности жителям явил, они пали перед ним ниц. Ликаон же не только не воздал Зевсу почестей, но и смеялся над всеми, кто это сделал. Решил Ликаон накормить путника человеческим мясом: если он — Зевс, то, конечно, угадает, чем его потчуют. Разгневался отец богов и людей на поведение нечестивого царя, молнией испепелил его дворец, а самого обратил в кровожадного волка.

Потоп. Девкалион и Пирра. Люди медного века так вывели из себя Зевса, что решил он уничтожить всех до единого. “Пусть обрушится на землю страшный ливень и затопит их”, — решил он. И сгинул бы навсегда человеческий род, но прознал о замыслах Зевса титан по имени Прометей, не зря его имя означало “Предусмотрительный”. Понял он, что плохо будет в мире без людей, и решил помешать Зевсу. О намерениях бога Прометей рассказал своему сыну Девкалиону, который был человеком. По совету отца Девкалион сколотил огромный ящик, натаскал в него припасов, а потом и сам забрался туда вместе с женой Пиррой.

И вот хлынул на землю ливень: день и ночь обрушивались вниз потоки дождя, скрылись под водой города со всеми домами и храмами, исчезли высокие горы и густые леса. Там, где раньше зеленели поля, теперь проплывали стаи рыб, где росли леса — резвились дельфины. Девять дней и ночей носился ящик с Девкалионом и Пиррой по волнам, а когда прекратился ливень, прибило его к вершине горы Парнас, которая возвышалась над водой.

Появление поколения героев. Когда вода схлынула, Девкалион и Пирра выбрались из ящика. Пуста и безмолвна была земля после потопа. Вдруг явился Девкалиону вестник богов Гермес и молвил: “Знает великий Зевс твое благочестие и потому дарует тебе и твоей жене счастье начать новый людской род. Для этого должны вы бросить через голову кости вашей праматери”. Опечалился Девкалион: где отыскать теперь кости, как выполнить волю богов? Но догадался он: общая праматерь всего живущего — земля, а кости ее — камни! Набрали они с Пиррой камней и стали кидать через головы; из камней, брошенных Девкалионом, возникли мужчины, Пиррой — женщины. Так появились новые люди — поколение героев. Были они мужественны, как люди медного века, но более благочестивы, благородны и справедливы. Вскоре земля вновь оказалась заселенной.

Прометей и люди. Вначале люди не знали, как противостоять грозным силам природы, не умели защищать себя от хищников, боялись пускаться в плавания по бурному морю. Решил Прометей прийти к ним на помощь: познакомил людей с металлами и открыл тайну их добычи и обработки, смирил дикого быка и надел на него ярмо, чтобы тот тянул плуг и возил грузы, построил первый корабль, понесший человека в безбрежные морские просторы, научил распознавать травы и готовить лекарства. Много даров преподнес людям Прометей.

Но Зевс не хотел, чтобы люди были могущественны и независимы, боялся, что перестанут они приносить дары богам-олимпийцам. А тут еще Прометей провел его. Возник однажды спор, какие части туши быка люди должны приносить в жертву богам. Рассудить попросили Прометея. Разделал он бычью тушу и разложил по двум мешкам: в один — всю мякоть, прикрыв сверху требухой, в другой — кости, спрятав их под толстым слоем жира. Соблазнился Зевс жиром и выбрал второй мешок. А когда понял, что Прометей обманул его — пришел в ярость. “Так пускай люди едят мясо сырым!” — воскликнул он и лишил их огня. Страшным было такое наказание, стали многие гибнуть от холода.

Прометей похищает огонь

Прометей добывает людям огонь. Не мог Прометей спокойно смотреть, как мучаются люди, и решил дать им огонь вопреки воле Зевса. Явился он однажды на Олимп, опираясь на дорожный посох. Никто не обратил внимания на этот посох, и напрасно: был он изнутри пустым. Прометей незаметно наложил в него угольков из божественного очага и отнес на землю. Вновь у людей был огонь! Перестали они бояться тьмы и холода, весело затрещали дрова в очагах домов, зажглись в горах пастушеские костры. Понял Зевс, что Прометей опять перехитрил его.

Пандора. Но не таков был Зевс, чтобы признать свое поражение. Задумал он новое бедствие для людей. Позвал Зевс искусника Гефеста, повелел ему смешать землю и воду и сделать из этой смеси девушку, да такую, чтобы красотой и очарованием она не уступала богиням. Одежду для девушки соткала сама Афина Паллада; Афродита дала ей неотразимую прелесть, а Гермес — хитрый ум, изворотливость и лживые речи. Нарекли ее Пандора, то есть “Наделенная всеми дарами”: ведь от каждого из богов и богинь получила она что-нибудь в дар.

Сосуд Пандоры. Привели красавицу Пандору в дом Эпиметея, брата Прометея. Был он простодушен и доверчив. Мудрый Прометей не раз говорил ему: “Не бери даров от Зевса, не любит он нас, губительны его дары!” Обещал Эпиметей брату, что наотрез откажется от любого подарка Зевса. Но когда увидел он Пандору, забыл свои клятвы, подумал: “Какую опасность может таить в себе женщина, даже если ее дарит Зевс? Мой брат чересчур осторожен! Возьму я прекрасную Пандору себе в жены”. И сделал ее хозяйкой в своем доме. Была в доме Эпиметея небольшая комната, в которой находился закупоренный сосуд. Принес его Прометей и строго-настрого запретил брату открывать. Про запрет знала и Пандора, и мучило ее любопытство. “Должно быть, у нас в доме Прометей прячет свои сокровища. Как бы на них взглянуть?” — думала Пандора. Однажды, когда Эпиметея не было дома, прокралась она в таинственную комнату, подошла к сосуду, приоткрыла крышку. И... вылетели из сосуда Заботы, Невзгоды, Печали, Горе, Болезни, Голод, загнанные туда Прометеем. Вылетели и разлетелись по всей земле. Хотел Прометей сберечь людей от них, да не вышло, помешало любопытство Пандоры.

Зевс наказывает Прометея. Жестоко сказалась на людях доверчивость Эпиметея. Но и Прометею Зевс не мог простить попыток оградить людей от напастей. Решил бог так наказать строптивого титана, чтобы все поняли, сколь опасно мериться силой с громовержцем, и остерегались ему перечить. Призвал Зевс своих прислужников, Власть и Силу, и приказал им отвести Прометея в дикие места — на край земли, где не ступала нога человека.

Неприступно возвышались там снежные вершины, у их подножия пенилось и грохотало море. Там-то и приказал Зевс приковать Прометея к вершине скалы несокрушимыми цепями. Гефест, повинуясь приказу Отца богов, заковал Прометея в тяжелые цепи. И хотел бы он облегчить страдания Прометея, да не мог: зорко следили за всем Власть и Сила. И вот уже руки и ноги Прометея притянуты цепями к камню, а в грудь ему вбит острый стальной клин; навеки пригвожден мятежный титан к скале!

Проклятия Зевсу и его урозы. Страдания не сломили величия и гордости Прометея. Ни в одном из своих поступков он не раскаялся и, хотя люди не могли облегчить его страданий, верил, что не забудутся его добрые дела. С высокой скалы прикованный Прометей посылал проклятья Зевсу, его жестокости и несправедливости: “Не вечно и твое царство, надменный громовержец! — воскликнул он однажды. — Знаю я тайну грядущего, знаю твою судьбу, знаю и как тебе ее избежать — но не скажу! Никакие муки не вырвут у меня тайну!”

Устрашился Зевс; послал он Гермеса выведать тайну у Прометея. Не тут-то было! “Не променяю я своих мук на рабское служение твоему Зевсу! — гордо ответил Прометей. — Нет такой казни, таких мук, какими мог бы он меня устрашить!” — “Ну, так вот что тебя ожидает, дерзкий, — воскликнул Гермес. — Ударом молнии Зевс низринет тебя вместе со скалой в мрачную бездну. Много веков проведешь ты без солнечного света в каменной темнице, а когда Зевс вновь поднимет тебя на свет, станет и это тебе не в радость! Каждый день будет орел исклевывать твою печень, и каждую ночь она будет отрастать для новых мучений. И будешь ты терзаться долгие века!”

Страдания Прометея. Ничто не могло устрашить сердце гордого титана, остался он непреклонным. И тогда все случилось так, как обещал Гермес: в реве бури, грохоте землетрясения и блеске молний рухнула скала вместе с Прометеем в страшную бездну, в жуткий мрак. Через много-много веков поднял ее Зевс на землю, принеся новые муки титану. Страшен был орел, терзавший ежедневно его тело! Но страдания не сломили Прометея!

Однажды в тех местах, где был прикован Прометей, оказался Геракл. С ужасом смотрел он на муки Прометея, час от часу росло в его душе сострадание. Когда прилетел разжиревший орел, чтобы продлить свой кровавый пир, Геракл не дал ему и приблизиться к титану. Натянул он тугой лук и пустил смертоносную стрелу. Пронзила она орла, и упал тот в бурное море у самого подножья скал.

Тайна Прометея и его освобождение. А вскоре примчался с Олимпа Гермес и сказал: “Видишь, Прометей, снова я здесь; незлопамятен Зевс и готов примириться с тобой и положить конец всем мукам, если откроешь ты ему тайну”. — “Хорошо! — ответил Прометей. — Ты говоришь со мною по-доброму, потому и я открою то, чего не исторгли у меня никакие муки. Пусть громовержец не вступает в брак с Фетидой, дочерью седого Океана. Будет у нее сын, который силой своей превзойдет отца, кто бы он ни был. Нужно отдать Фетиду за смертного человека, и родится тогда у нее великий герой!”

Доволен был Зевс. Узнал он, наконец, страшную тайну, ничто больше не угрожало его власти. Разбил Геракл палицей оковы Прометея, вырвал острый клин, которым пригвожден был титан к скале. Но повелел Зевс, чтобы всегда носил Прометей на руке кольцо, в которое был вставлен кусочек той скалы, у которой он столько веков терпел невыразимые муки.

Некоторые говорят, что людей слепил из земли и воды по образу богов Прометей, а Афина вдохнула в них жизнь.
Другие утверждают, что люди и животные были созданы богами из смеси огня и земли, а Прометею и его брату Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Непредусмотрительный Эпиметей щедро наделил способностями животных, оставив людей беззащитными.
Получилось, что животные были заботливо снабжены всем необходимым для выживания, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия». К тому же Зевс решил извести человечество голодом, заставив лучшую часть пищи приносить в жертву богам. Однако Прометей сумел перехитрить его.
Когда решался вопрос, какую часть быка нужно жертвовать богам, а какую оставлять людям, Прометей содрал с быка шкуру и сшил из нее два мешка. Разделав тушу, он сложил в один мешок всю мякоть, прикрыв ее сверху требухой - наименее соблазнительной частью любого животного, а во второй сложил все кости, спрятав их под толстым слоем жира. Зевс, которому Прометей предложил выбрать мешок, поддался на обман и взял мешок с костями и жиром, которые с тех пор считались принадлежащими богам. Обнаружив хитрость Прометея, Зевс решил проучить его, лишив людей огня и вынудив их «есть свою мякоть сырьем».

Тогда Прометей похитил огонь (по одной версии, взял его в кузнице Гефеста, по другой - с помощью Афины поднявшись с черного входа на Олимп, зажег факел от огненной солнечной колесницы) и отдал его людям.

Кроме того, он научил людей строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежду, читать, писать и считать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать. Но при этом он лишил их знания будущего (которым они раньше обладали), дабы не разбивать их сердец.
Ночью Зевс увидел с Олимпа мириады мерцающих на земле костров и пришел в ярость. По его повелению Прометей был прикован цепями к Кавказским горам. Каждый день к нему прилетал орел‑стервятник и терзал его печень, которая к следующему дню вырастала вновь.

Чтобы наказать людей за кражу Прометеем огня, Гермес по повелению Зевса вылепил из глины женщину - Пандору, сделав ее глупой, злой, ленивой, хитрой и лживой.

Афина вдохнула в Пандору жизнь, после чего Афродита одарила ее неотразимой прелестью.

В сопровождении Гермеса громовержец отправил Пандору к титану Эпиметею, который сразу же пленился ее красотой и взял ее в жены.

В доме Эпимитея хранился оставленный ему на хранение Прометеем, его братом, сосуд, в который Прометей ранее с большим трудом заключил все досаждающие человечеству невзгоды: старость, родовые муки, болезнь, безумие, порок и страсть. Однажды Пандора, не устояв перед естественным женским любопытством (на это и рассчитывал Зевс), открыла сосуд. Мгновенно из него вылетели тысячи бед и стали жалить Пандору и Эпиметея, а затем напустились на смертных. Несбыточная мечта, которую Прометей также спрятал в сосуд, не дала людям покончить с собой.

Есть и такие, кто утверждает, что в принадлежавшем Прометею сосуде хранились все добрые дары, которыми он намеревался осчастливить человечество. Когда Пандора открыла крышку, они разлетелись, чтобы никогда больше не вернуться, и лишь медлительная надежда осталась на дне.

Почти каждый человек знает древнюю легенду о Прометее, который принес людям огонь. На самом деле, ее важный и глубокий смысл отличается от общепринятого. В предании Прометей показывается как «герой»-благодетель человечества. Но это далеко не так. Во-первых, надо обратить внимание на саму аллегоричность этой легенды, другими словами, дать понять читателю, что ненужно воспринимать ее буквально, а вдуматься в скрытый смысл, который очень хорошо передал автор будущему поколению. А, во-вторых, людям необходимо осознать, что настоящая суть этой аллегории имеет огромную роль в жизни, судьбе и здоровье человека и всей современной цивилизации.

Для начала отметим, что Бог наказал Прометея абсолютно справедливо. Потому что именно огонь служит выдуманной составной частью цивилизации, до сегодняшних дней которая несет за собой только большое число заболеваний и страданий в жизни людей.

Огонь в жизни человека

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему животные боятся огня? В отличие от человека, очень сильно отошедшего от природы, они знают и чувствуют его подлинную сущность, которую человек воспринимает как благоприятную.

После того как стали использовать огонь, появилось много войн и разногласий между людьми, убийства животных для употребления их в пищу и значительного количества заболеваний человеческого организма. Сомневаетесь? Если бы у человека не появился огонь, то он не смог бы выплавлять металлы, а вследствие этого не создались бы орудия для убийства (ясно, что «после» Прометея люди убивали не только металлическими предметами), но и корня разногласия между людьми не было. Почему? Вспомните такие благородные металлы, как золото и серебро. Прямая связь между корыстными захватническими войнами, столкновениями и огнем становится очевидней?

Кроме того, огонь применялся для обжига глиняной посуды, в которой человек, живший после эпохи Прометея, хранил запасы продуктов. Теперь нам стала понятна еще одна причина первых разногласий и войн между народами. Это — излишнее количество еды, которые люди стали выращивать с помощью металлических инструментов земледелия, а также металлических орудий убийства животных. Пищу накапливали с целью все больше и больше удовлетворять себя «вкусами». Жажда и зависть одних людей к запасам еды или вещам из драгоценных металлов и металлическим орудиям труда других, рождала злость, ссоры и убийства более богатых соседей, другими словами, первые войны. По этой причине Зевс дал приказ кузнецу Гефесту вбить стальное острие в грудь Прометею. Как вы уже наверно поняли, в данной легенде оно символизирует все металлические орудия убийства, которые были изобретены с момента появления огня. Таким образом Прометей понес свое наказание за возникшие войны и жестокость между людьми, принесенные огнем.

Скрытый смысл легенды о Прометее

Можно с уверенностью сказать, что автор этой легенды, в скрытой и образной форме, превосходно передал абсолютно справедливое наказание Бога виновнику всех столкновений. Вдобавок, именно после появления огня и металлов, «век раздоров» и духовного падения Кали-Югу, иногда называют «железным веком».

В легенде сказано, что с целью наказания Прометея и людей, Зевс отправил на Землю красивую девушку Пандору, дав ей золотой ящик, в котором хранились болезни и невзгоды людей. Брат Прометея — Эпиметей, не удержавшись перед своим сексуальным желанием (которое, между прочим, тоже символизируется энергий огня), был очарован женскими чарами и попросил ее показать, что в ящике. Пандора сделала это, и большой ком человеческих бед и заболеваний распространился по всей Земле на многие столетия. Скрытый смысл этой части легенды в том, что огонь стал причиной возникновения не только войн и ссор, но и явился сильнейшим усилением вожделения и разврата, которые отрицательно сказались на дальнейшей судьбе человечества.

После того, как Прометей принес огонь появился и «ночной образ жизни людей». Я думаю, очевидно, что до придумывания свечей, факелов и лампад, люди в ночное время спали, так как заниматься чем-то другим было просто невозможно (кроме зачатия детей). Всем известно, что ведя ночной образ жизни, у человека падает общая энергетика, так как происходит нарушение Гармонии с природными Солнечными и Лунными ритмами, несущие огромное значение для психического и физического здоровья. Тут необходимо отметить, что любые электрические устройства, начиная от простой лампочки и, заканчивая компьютерами, тоже являются производными проявлениями энергии огня.

Давайте теперь выясним как появление огня вызвало множество заболеваний. Кроме безумно вредного ночного образа жизни, о котором уже говорило выше, главной причиной всех болезненных процессов, согласно Аюр-Веде, является скопление мусора («амы» — продуктов распада пищи) в организме. Накопление происходит из-за того, что еда не переваривается в желудке и отправляется в таком, не переваренном виде, в кишечник. В Аюр-Веде есть такое понятие, как «огонь пищеварения» — это психическая энергия, которая отвечает за процесс пищеварения. Именно от ее силы зависит то, насколько хорошо усвоится пища. Один из главных обстоятельств, влияющих на работу «огня пищеварения» — это высота Солнца над горизонтом в момент приема пищи. Он наиболее силен, когда Солнце находится в зените. «Огонь пищеварения» является Солнечной психической энергией в человеческом теле.

Огонь пищеварения

До недавних дней существовал один момент, который являлся тайной даже для Аюр-Ведических врачей. Огонь бывает разным!

Все большую популярность набирает сыроедение — система питания, основанная только на растительной еде, которая не была термически обработана. Как говорят сами сыроеды, благодаря такому рациону у них всегда прекрасное расположение духа, они осознаны и чисты, так как из их организма были выведены все токсины.

Важно учесть, что «огонь пищеварения» и, огонь Прометея — это абсолютно разные вещи. Это отличные друг от друга энергии. Необходимо понять, что есть 2 вида огня — внешний (физический, земной) огонь, который и принес людям Прометей и внутренний (Божественный, небесный) огонь, одним из проявлений которого в человеке является психическая энергия «огня пищеварения». Внешний огонь, кстати, был причиной появления планеты Марс, а внутренний — Солнца.

Возможно, кто-то знает о том, что с точки зрения Ведической Астрологии, Марс (Бог войны) кроме внешнего физического огня, имеет и прямое отношение к войнам, агрессии, похоти, ссорам, токсинам, накапливающимся в крови, и к таким чертам характера как раздражительность, зависть, злоба и жестокость. Если вы вспомните об орле, которого послал Зевс для наказания Прометея, то он продолжительное время клевал его в печень, а, как всем известно, она отвечает за вывод токсинов из организма, то в очередной раз убедитесь в мудрости и превосходстве скрытого смысла древней легенды. Ведь приготовление пищи при помощи огня или электричества, является одной из главных причин ее токсичности, нарушения работы печени и, как следствие, появления агрессивного характера у человека. Так что орел клевал Прометея в правильное место и абсолютно заслуженно.

Энергию внутреннего (духовного) огня

Итак, очень важно понять, что когда человек ест термообработанную еду, то, оказываясь в организме, энергия внешнего огня попросту тушит энергию внутреннего (духовного) огня. Почему так происходит? Потому что они являются противоположными по своей природе силами. Принципы физического огня — насилие, разрушение. Другими словами такой огонь является силой, которая разрушает жизнь. Принципы духовного огня — созидание и целостность. То есть, внутренний огонь является силой, которая дает жизнь. С точки зрения физики, это явление нейтрализации «огня пищеварения» приготовленной пищи, объясняется взаимодействием энергий низкотемпературной (огненной или электрической) и высокотемпературной (солнечной) плазмы.

Употребляя сырую растительную пищу, человек приобретает жизненную силу (прану) внутри организма, заполняющая его энергией.

Важно также отметить, что Прометей был прикован к скале железной цепью не случайно. Его обездвиженность символизирует низкоэнергетичное состояние людей, возникшего с одной стороны, едой, приготовленной на огне, а, с другой стороны — привязанностью к вещам, например, к своим запасам пищи, орудиям труда и оружию, золоту и серебру и т.д. Подобным образом, автор легенды подчеркнул связь последствий «подвига» Прометея с постигшим его совершенно заслуженным наказанием Богов.

Но на этом последствия «героического» поступка Прометея не заканчиваются. Не случайно водку называют «огненной водой». Она содержит в себе уничтожающую силу Марса, как известно, является причиной возникновения агрессивности и негативно сказывается на здоровье печени. Курение вызывает рак, оно также плохо влияет на «огонь пищеварения». Любому курящему человеку известно такое явление, что после еды хочется покурить. Но далеко не все знают, что появление такого желания связано с тем, что пища была приготовлена на огне или с применением электричества. После сырой пищи такого желания не появляется.

Зачем нужен огонь

Конечно кто-то может возмутиться и спросить: «Как же быть без огня в нашем холодном климате? Ведь он греет нас?»

Начнем с того, что совсем не обязательно жить в местах с холодным климатом. А, вообще, как это ни странно, люди мерзнут не из-за самого холода, а из-за того, что употребляют термообработанную пищу… ведь внутренний духовный огонь не горит, его тушит внешний физический. Чувство тепла и согревания тела после того, как съел или выпил горячий чай, непродолжительно, а затем происходит противоположное, восстанавливающее баланс, охлаждение, которое требует новой порции энергии физического огня извне. Такую вот цепочку можно назвать «энергетической зависимостью», при которой человек теряет свою природную способность вырабатывать внутреннюю энергию, духовного огня.

Внутренний духовный огонь погасает не только по причине употребления пищи, но из-за психической энергии Марса, если она проявляется в своем разрушительном аспекте, например, как ярость, зависть, агрессия или вожделение. Человек ощущает чувство холода потому что он сопротивляется холоду, выпуская наружу агрессивную (Марсианскую) реакцию на него. Некоторые может и знают, что расслабившись, когда холодно, то станет намного теплее. Но, по правде говоря, сделать это сможет далеко не каждый, ведь расслабиться, чтобы полностью не мерзнуть на морозе, далеко не так просто, потому что как раз расслабляться-то по-настоящему люди и не умеют. Возможно вы слышали о феномене тибетских монахов и йогов, которые: они абсолютно не мерзнут, сидя на снегу, мало того, они его растапливают своим собственным внутренним теплом.

После данной статьи о легенде о Прометее стоит задуматься о происходящем и… еще раз перечитать древние сказания.

Своего двоюродного брата. В противостоянии Зевсу он оказывается на стороне людей, у которых Зевс отнял огонь. Прометей похитил огонь с Олимпа , дал его людям, но своего дара предвидения не передал, поэтому люди, получив огонь, стали стремиться к повседневному труду, забывать горести и постоянно надеяться на лучшее. За это Прометей поплатился свободой. Зевс приказал приковать его к скале на отрогах Кавказского хребта и заставил орла каждый день прилетать и клевать его печень. Это длилось много веков. Но Зевс же послал своего любимого сына Геракла сразиться с орлом и освободить Прометея, желая узнать тайну своего будущего. Эта события происходили за поколение до начала Троянской войны.

Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». В образе П. несомненны черты древнего до-олимпийского божества, коренящегося в балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. П. олимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаического божественного покровителя племени (согласно Schol. Apoll. Rhod. III 1086, Эллин - сын Девкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Он сохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в систему родственных отношений новых богов. П. не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз (Aeschyl. Prom. 202-208), тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого П. сохраняет независимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтонического происхождения (по его собственным словам, он - сын Геи - Земли, отождествляемой с Фемидой, Aeschyl. Prom. 209-210). Мудрость (18), полученную им от своих прародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью, 211-218), дерзость (30), граничащую с ловким обманом (62), он использует, покровительствуя жалкому роду людей (11), создателем которых он является по целому ряду свидетельств. П. действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с «чудовищами прежних времён» (Aeschyl. Prom. 151). Недаром П., несмотря на своё небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона, жестоко наказанных Зевсом (347-355). Древнее хитроумие П. в олимпийской системе приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс. С другой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости - П. и Зевса. Поэтому П. обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т. е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приёмами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верх благодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимости своих союзников - сторуких (219-221). Мифы о П. связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса (Aeschyl. Prom. 148-150), создания рода человеческого. Согласно ряду источников, П. как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды (Apollod. I 7, 1), да ещё создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81-88), но сделал это П. по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а П. и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому П. должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», П. крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, П. дарует человечеству технический прогресс; Plat. Prot. 320 d - 321 e). Согласно Эсхилу (From. 506), «все искусства у людей от П.», причём, оказывается, что П. наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (442-504). Однако в других источниках о роли П. в культурном развитии человечества даже не упоминается (Soph. Antig. 332-375). Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами П., а с деятельностью Зевса. Научить людей жить обществом П. не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321 d). Не сумел он им вложить стыд и правду, которые ввёл среди людей Зевс через Гермеса (322 b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.
Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара - супруги Девкалион и Пирра (т. e. сын П. и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину (Ovid. Met. I 390-413). Так П., теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого. Это П. осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике (Hes. Theog. 535-566). В мифах П. - благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в ещё догероическую пору, Зевс же - неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к их ничтожеству. Зевс - родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором П. займёт очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. С Гефестом П. роднила их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom. XX). Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно П. (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (Plotin IV 3, 14; Fulg. II 9). Афина даже помогает П. похитить огонь (Serv. Verg. Вис. VI 42). Есть сведения о том, что и наказан-то П. был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249) или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а П. приковал к скале на Кавказе (Eustath. Schol. II. р. 987, 4 след.). П. вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей (Aeschyl. Prom. 248- 250). П. - это древний культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром, - заслуга П., обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей (Hes. Theog. 535-560). Характерно, что Зевс, разгадавший обман П., допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и П. В результате Зевс лишает людей огня. П. в свою очередь опять-таки обманом добывает его, но теперь П. подстерегает главное наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орёл выклёвывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь В отместку людям и П. боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. П. внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведёт к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. П. сознаёт, что власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля «трёхликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom. 515-519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает П. в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла, чтобы, освободив П., тот ещё больше прославил себя (Hes. Theog. 527-531). Освобождение П. Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу - добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к П. и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать П. своё бессмертие. Пока совершаются деяния знаменитых героев. П., которому нет места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II 1248-1258). Освобождение П. получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются ещё до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны П. - уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает о нём (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев). У Гесиода П. - хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без оснований им наказанный. Образ того П. (как символа человеческой цивилизации), который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде одной части «Прикованный П.» и в разрозненных фрагментах), - попытка в конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее, архаического благодетеля людей П. и олимпийского владыку над людьми и богами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода. П. так и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения П., причём она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий П. совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий (Carm. I 3, 27-33). Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва; П. заботился только о его теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей.А
Следы культа П. должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено не П., а Гефесту и Афине (Plat. Legg. XI 920 d). У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской академии был жертвенник П.; от него начинался бег до города через Керамик с зажжёнными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30, 2). В Афинах проходили празднества в честь П., справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был П. Они устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника П. в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях (Schol. Aristoph. Ran. 131). На прометеях и гефестиях вы" ступали хоры мужчин и мальчиков.

У греков существует миф о Прометее.

Имя его означает «Провидящий». Прометей был сыном титана Иапета и богини правосудия Фемиды. Когда началась война богов и титанов, Прометей, по совету своей бабки, Геи - богини земли, встал на сторону богов, и боги одержали победу во многом благодаря мудрости Прометея.

На Олимпе воцарился Зевс-Громовержец. В первые годы своего правления Зевс был очень жестоким богом, он строил свою власть на беспрекословном подчинении. Все боялись бога-громовержца Зевса. Прометей стал его советником. Зевс поручил Прометею создать людей.

Прометей замесил глину и принялся за работу. В помощники он взял своего брата Эпиметея. По замыслу Прометея люди должны были получиться совершенными существами, но бестолковый Эпиметей (его имя значит «думающий после») все испортил.
По одной версии, Эпиметей прежде всего вылепил из глины животных, наделив их различными средствами защиты от врагов: одних - острыми зубами и когтями, других - быстрыми ногами, третьих - тонким чутьем, но забыл оставить что-нибудь на долю человека. Поэтому люди от природы слабы и плохо приспособлены к жизни. В другом варианте мифа Эпиметей вообще извел на животных всю глину, и Прометею пришлось создавать человечество, отщипывая по кусочку от разных животных. Поэтому люди обладают ослиным упрямством, лисьей хитростью, заячьей трусостью и тому подобными качествами в самых неожиданных сочетаниях.

Прометей полюбил людей, он стал стараться сделать их жизнь легче. Титан отобрал у людей дар предвидения, оставив его только избранным, он стал обучать людей всему, что он знал сам. Прометей научил людей обрабатывать землю и выращивать хлеб, строить дома и изготавливать полезные в хозяйстве вещи, читать и писать, различать времена года и лечить болезни. Научив людей строить корабли, Прометей показал им, как широк мир. Зевс не знал тайны Прометея.

Люди, созданные Прометеем, не поклонялись богам-олимпийцам, и недовольный этим Зевс решил их уничтожить. Прометей пообещал Зевсу научить людей поклоняться богам и приносить им жертвы.

Прометей заранее заколол жертвенного быка и разделил его на две части: мясо покрыл шкурой, а голые кости спрятал под слоем жира.

В назначенный день боги спустились на землю и сошлись с людьми на большой поляне. Прометей предложил Зевсу выбрать для жертвы богам любую часть быка. Зевс выбрал ту, которая показалась ему пожирнее, и с тех пор люди стали приносить в жертву богам жир и кости, а мясо ели сами.

Зевс, увидев, что его провели, разгневался и в отместку отнял у людей огонь. На земле воцарились холод и голод.

Прометей чувствовал себя невольным виновником бедствия, постигшего созданное им человечество, и поклялся водами Стикса - реки в подземном царстве мертвых, что добудет для людей неугасимый небесный огонь, пылающий в очаге самого Зевса.

Он обратился к Афине, попросив разрешения посетить жилище Зевса якобы для того, чтобы полюбоваться удивительными слугами, которых бог-кузнец Гефест выковал из золота для Громовержца. Афина тайно провела Прометея в дом своего отца. Проходя мимо очага, Прометей сунул в огонь стебель тростника (нарфекс) . Сердцевина его загорелась, и Прометей в полом стебле принес божественный огонь на землю, показал людям, как его сохранять, присыпая золой. Этот тростник имеет внутренность, заполненную белой мякотью, которая может гореть как фитиль.

Узнав об этом, Зевс разгневался пуще прежнего и придумал для людей новое наказание. Зевс послал на землю девушку по имени Пандора («одаренная всеми богами»). Брат Прометея Эпиметей с первого взгляда влюбился в Пандору и женился на ней.

Зевс дал Пандоре в приданое плотно закрытый ящик, не сказав, что в нем находится. Любопытная Пандора, едва вступив в дом своего мужа, открыла крышку, и из ящика разлетелись по всему свету людские пороки, болезни и несчастья. У Эпиметея и Пандоры родилась дочь Пирра, которая со временем вышла замуж за сына Прометея Девкалиона.

Зевс опять стал думать, как истребить человечество - и наслал на землю потоп. Но провидец Прометей предупредил об этом своего сына, Девкалион построил корабль и спасся вместе с женой. Когда воды потопа схлынули, Девкалион и Пирра оказались одни на пустынной земле. Корабль вынес их к храму Фемиды, матери Прометея. Фемида явилась Девкалиону и Пирре, велела им набрать камней и побросать их себе за спину. Эти камни превратились в людей: брошенные Девкалионом - в мужчин, брошенные Пиррой - в женщин. Так возродился человеческий род.

Позже у Девкалиона и Пирры родился сын Эллин, родоначальник племени эллинов, основавший Элладу, то есть Грецию.

Зевс, видя, что ему никак не удается истребить человеческий род, обрушил свой гнев на Прометея. Он призвал своих верных слуг Кратоса и Бию - Власть и Силу, приказал им отвести Прометея на самый край света, в дикую Скифию, и там бог-кузнец Гефест приковал его цепями к скале. Гефест был другом Прометея, но не смел ослушаться Зевса.

Зевс осудил Прометея на вечные оковы, но Прометей знал, что власть самого Зевса не вечна. Мойры, богини судьбы, открыли Прометею, что от брака с нимфою Фетидой у Зевса родится сын, который будет сильнее своего отца и свергнет его с престола. Мойры также поведали, что Зевс может избежать такой судьбы, если Фетида выйдет замуж за смертного человека. Тогда рожденный ею сын станет величайшим героем, но не будет соперничать с Зевсом.

Проходили годы и века. Бессмертный титан Прометей все томился, прикованный к скале. Его мучили зной и холод, терзали голод и жажда.

Желая сломить Прометея, Зевс подверг его новым мукам: вверг бессмертного титана в Тартр, в непроглядную тьму, где скитаются души умерших, а затем снова поднял на поверхность земли, приковал к скале в горах Кавказа и послал свою священную птицу-орла - терзать Прометея. Когтями и клювом страшная птица раздирала живот титана и клевала его печень. На другой день рана затягивалась, и орел прилетал вновь.

Эхо далеко разносило стоны Прометея, им вторили горы и моря, реки и долины. Нимфы-океаниды плакали от жалости к Прометею, умоляли его смириться, открыть Зевсу тайну и тем облегчить свои муки. О том же просили Прометея его братья- титаны и мать богиня Фемида. Но он отвечал им всем, что откроет тайну только в том случае, если Зевс признает, что наказал его безвинно, и восстановит справедливость.

Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тысяч лет (по Эсхилу).

И Зевс сдался. Он послал в горы Кавказа своего сына Геракла. Геракл убил орла и своей палицей разбил оковы Прометея. Одно звено цепи с осколком камня Прометей сохранил на память, и с тех пор люди, чтобы не забывать о страданиях, которые претерпел Прометей за человеческий род, стали носить кольца с камнями.

Освобожденный Прометей открыл Зевсу тайну, и тот, вняв предостережению мойр, выдал нимфу Фетиду замуж за царя Пелея. От этого брака родился Ахилл - герой Троянской войны.