Блаженная серафима. Жизнь и подвиг Мичуринской старицы схимонахини Серафимы (Белоусовой). Скорые в помощи

Посмертные явления приснопамятной Мичуринской старицы Серафимы, исцеления и чудеса

Духовник Тамбовской епархии, протоиерей Николай Засыпкин, от лица всех духовных чад старицы свидетельствует: «После блаженной кончины матушки все, кто знал ее, осиротели в прямом смысле этого слова. И только обещание матушки, что она и после смерти не забудет нас, если мы будем к ней обращаться, вселяет в сердца надежду, что это так и есть. Многочисленные чудеса, совершаемые на ее могилке после усердной молитвы, подтверждают это».

Матушкина послушница Е. вспоминает:

Сразу после смерти матушки (в 1966 году) ее дочь Ольга, часто приходившая на могилку, стала замечать, что вокруг, не решаясь подойти, ходил какой-то мужчина. Однажды, увидев ее, он не выдержал, подошел и резко спросил: «Ну, чего ты тут сидишь? Кто она тебе?» «Это моя мать, - ответила Ольга, - а вот ты что тут делаешь?» Смягчившись, мужчина рассказал, что, приходя на матушкину могилку, он исцелился от сильных головных болей, а теперь ходит сюда, чтобы исцелились его больные ноги.

Сам же отец Николай описывает следующий случай:

4 октября 1967 года, накануне первой годовщины со дня кончины матушки Серафимы, мы поехали с супругой в Мичуринск. Побывали на вечернем Богослужении в кладбищенском Скорбященском храме, на могилке у матушки, где протоиерей Георгий Плужников (ныне покойный) совершил панихиду, поклонились могилке, приложились к кресту, ну а потом - в келью к матушке, где также была совершена панихида, затем поминальная трапеза и непрерывное чтение Псалтири. Утром пошел сильный дождь. Постояв на литургии в Скорбященском храме, помолившись на могилке матушки, пошли на автовокзал (рядом с кладбищем), чтобы взять билеты на автобус. И тут объявили, что все рейсы по грунтовым дорогам отменяются в связи с бездорожьем. До Шехмани, куда нам нужно было ехать, дорога тогда тоже была без твердого покрытия. И все-таки я подошел к кассе и попросил два билета. Билеты мне кассир выдала, не сказав ни слова. Объявили посадку на наш автобус, мы пошли на посадку, и оказалось, что пассажиров только двое - я и моя супруга. Автобус вышел в рейс по расписанию, и, таким образом, мы с женой благополучно доехали до дома. Всю дорогу волновались, что автобус забуксует, и шофер вернется назад. Но, по молитвам матушки, этого не случилось, и мы прибыли домой почти по расписанию. Это было явным чудом - всего двух пассажиров везли по бездорожью за 50 километров.

Но просят матушку о помощи и те, кто лично не знал ее во время ее земной жизни, тропа к могиле старицы Серафимы не зарастает, и многие, приходя сюда, получают по ее молитвам благодатную помощь и исцеление.

По благословению епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия в 2004 году была создана комиссия по канонизации подвижницы, а при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» города Мичуринска, в котором любила молиться матушка и рядом с которым без малого сорок лет покоятся ее честные останки, продолжается сбор свидетельств о чудесах и исцелениях по молитвам старицы, начатый еще по благословению покойного архиепископа Евгения.

Вот некоторые из них.

Уроженка Мичуринска, находясь в сложных житейских обстоя­тельствах, решила поехать в Санкт-Петербург на могилку особо чтимой ею блаженной Ксении. Накануне отъезда во сне ей явилась сама Блаженная и обратилась к девушке со словами: «Тебе не надо ехать так далеко. Разыщи у себя в городе могилу схимонахини Се­рафимы и по молитвам ее получишь от Бога милость». Сразу после посещения могилки матушки Серафимы сложная жизненная ситуа­ция молодой богомолки благополучно разрешилась.

К. рассказывает: "Моя дочь ушибла ногу. От удара образовалась шишка с куриное яйцо. Хирург сказал, что ничего не надо делать. Два года шишка не проходила, и тогда моя жена, по совету знакомой, пошла на могилку к матушке Серафиме. Два месяца мы заказывали по ней панихиды, брали песок с ее могилки и прикладывали к больному месту. Наконец из шишки вытекла черная жидкость, и дочка поправилась».

Как-то Н.А. зашла к матушке на могилку, приложилась к кресту, постояла. Там была женщина и еще люди. Женщина заговорила: «Приходите на могилку, обязательно получите помощь от матушки». Н.А. извинилась и спросила: «Вы, наверное, часто тут бывае­те? Что-нибудь знаете о матушке?» Она стала рассказывать: «Я всегда хожу в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», рядом с которым находится могилка матушки Серафимы. Однажды я увидела чудесный сон: Скорбященская церковь без купола, а я вместе с матушкой нахожусь наверху, как бы на крыше. В церкви шла служба, оттуда доносилось пение и чувствовалась неописуемая благодать. Матушка спросила: «Хочешь туда? Я ответила утвердительно и уже без страха решилась шагнуть вниз, но она удержала меня. И тут я вижу, как вниз шагнула моя маленькая внучка, и я пробудилась. Через некоторое время девочка заболела и умерла, и я поняла, что перед ее смертью получила от Господа и Богородицы молитвами Их угодницы и избранницы через этот чудесный сон утешение.»

Л. В. рассказывает следующее:

На могилку к матушке зашли две женщины, приехавшие из Тамбова. Одна из них была дочерью священника. Подходя к могилке, они уже издалека увидели небольшой столбик огня, который можно было принять за огонь большой свечи. Когда подошли ближе, то свечи не оказалось: столбик огня исходил прямо из земли. Одна из женщин не удержалась и захотела коснуться огня рукой, но он стал невидим.

Жена внука матушки Серафимы преподавала в Мичуринском педагогическом институте. Часто перед каким-нибудь ответственным делом на работе она просила: «Бабушка Мотя, помолись за меня», а потом неизменно приходила благодарить с букетом цветов. Матушка молилась за всех с любовью.

Уже после смерти схимонахини Серафимы Неля пришла в ее дом на Станционной улице, но в келью войти так и не смогла. Она с удивлением говорила: «Не могу войти. Меня как током бьет. Словно кто-то мне в этом препятствует».

Позже выяснилось, что Неля увлеклась одним из модных ложных религиозных учений. После этого случая она серьезно задумалась над своим отступничеством от Православной веры.

На Рождество Иоанна Предтечи Э. П. прочла акафист в келье у матушки (в доме на ул. Станционной) и села за стол в кухне. Пили чай и беседовали. При этом она сидела лицом к двери в келью и к дверям в другие комнаты. Вдруг Э. П. приподнялась со своего места и удивленно вскрикнула, указывая на дверь, ведущую в комнаты: «Там женщина в черном!» Ее потрясение было вызвано тем, что в явившейся ей женщине она узнала матушку Серафиму, которую знала только по фотографии.

Г. вспоминает:

В детстве я несколько раз видела один и тот же сон и очень ясно его запомнила. Видела я Боголюбскую церковь, а возле нее сидящую женщину в черном. Она показывала мне рукой на храм. Когда церковь открылась для богослужений, я зашла в нее и тут в первый раз вспомнила свой сон. Только не знала, кто та женщина, которая мне снилась.

Однажды через своего знакомого я пришла в келью схимонахини Серафимы и, взглянув на фотографию матушки, сразу узнала в ней ту, которую видела во сне.

В марте 2002 года я уехала в Никольский санаторий и очень скорбела, что перед поездкой не зашла к матушке на могилку за благословением. В санатории вижу сон: подхожу к могилке и хочу положить на нее конфеты, но вместо могилы увидела двухметровый сияющий крест. Я рассмотрела, что он был деревянный. Перед крестом прямо на верхушке появилась сначала одна икона, а потом другая. Первую я не разглядела, а вот на второй увидела преподобного Серафима Саровского. Ближе к церкви «Всех Скорбящих Радость» стояла красивая золоченая рака с мощами матушки. Я удивилась: «Когда это матушку успели прославить?» Подошла к раке и попросила: «Матушка, благослови». После чего почувствовала необычайное тепло в груди.

Священник отец С. дал В.В. фотографию матушки Серафимы в схиме. «Есть свидетельства одной девушки, что эта фотография благоухает», - сказал он. «А как она благоухает?» - спросила В.В. «Источает аромат роз», - уточнил он. Далее В.В. рассказывает:

Уходя из дома, я прикладывалась к образу матушки, брала у нее благословение на свои дела, не раз молитвенно просила матушку за брата, который не знал Бога.

Вдруг брат предложил мне сходить с ним на родительскую субботу в храм. Мы побыли в церкви недолго, но и за это я не переставала благодарить матушку. Дома, когда я хотела приложиться к ее фотографии, почувствовала необыкновенный аромат роз. Это благоухал портрет старицы Серафимы.

У моих знакомых погибла дочь О. Они не хотели читать Псалтирь по усопшей, и тогда я решила читать ее по ней сама, думая, что это можно каждому мирянину. По неопытности я не взяла на это благословение священника. Ночью, во время чтения Псалтири, я почувствовала холод, шедший ко мне со спины. Потом на меня напал безотчетный страх. Появилось желание убежать из этой квартиры.

Тогда я вынула из сумки фотографию матушки Серафимы и стала просить: «Матушка, укрепи». Страх пропал, и я легла отдохнуть на диване прямо рядом с гробом. Поспала немного, а потом снова стала читать Псалтирь. На следующий день под утро во сне мне явилась улыбающаяся О. Она благодарно кивала мне головой.

Я долго ходила по организациям, не могла трудоустроиться. В нашем городе трудно получить хорошую работу. Пошла на могилку к матушке со своей скорбью: «Матушка, что мне делать?» В этот же день решила зайти в редакцию газеты, где подрабатывала в течение года внештатником, чтобы попрощаться и рассказать, что хочу устроиться работать продавцом.

Вдруг редактор объявил, что берет меня на работу, и подготовил бумаги для принятия меня в Союз журналистов. Я, очень удивленная, согласилась. Ведь мест в редакции не было.

Два года назад я познакомилась с немцем-лютеранином, который приезжал в Мичуринск. После отъезда он стал писать мне письма о своих чувствах. Он был женатым человеком, но стремился снова приехать в Россию, чтобы увидеть меня. Я просила матушку Серафиму о помощи: чтобы немец этот больше не приезжал в Мичуринск. Он уже готовил визу для въезда в Россию, но неожиданно поехал в Америку и прекратил переписку.

Несколько лет тому назад заболел редактор православной газеты и попросил меня временно его заместить. Настоятель Боголюбского собора отец Анатолий меня благословил, но я очень переживала, так как считала себя недостойной по своим грехам заниматься православной газетой.

Примерно в это же время я со своей знакомой шла мимо ограды кладбища, где похоронена матушка Серафима. От кладбищенской ограды до могилки - метров сто или сто пятьдесят. Я мысленно попросила матушку меня благословить и вдруг почувствовала необыкновенное благоухание. Был вечер, темно, слева - шоссе, кругом снег, но благоухание стояло довольно сильное. Я спросила свою приятельницу, не чувствует ли она благоухания. Та ответила отрицательно. Верно, матушка так меня благословила.

Одна знакомая говорила мне, что давала на могиле матушки обет вести благочестивый образ жизни. Но когда развелась с мужем, стала встречаться с женатым человеком. Однажды, когда она пришла в келью матушки Серафимы (на улице Станционной), решила приложиться к ее фотографии. Вдруг мысленно она услышала: «Не прикасайся, нечестивая». После этого она серьезно задумалась и раскаялась, попросила матушку о помощи, чтобы ее не преследовал этот человек. Она стала чаще ходить в храм, исповедоваться и причащаться.



Схимонахиня Серафима (Белоусова). «Если бы вы знали, что всех ожидает…» Когда до кончины великого Оптинского старца Амвросия оставалось менее года, в семье часто бывавших у него со своими духовными нуждами государственных крестьян Стрелецкой слободы города Лебедяни (Липецкого уезда Тамбовской губернии) Поликарпа и Екатерины Зайцевых родился восьмой по счету ребенок, дочка. Случилось это 1-го ноября 1890 года, и из-за свирепствовавшей в то время эпидемии холеры девочку сразу же окрестили с именем Матрона. Имея обыкновение брать с собой к батюшке Амвросию кого-либо из детей, Поликарп и Екатерина привезли к нему в Шамордино под благословение девятимесячную Матронушку. Взяв дитя на руки, преподобный предрек, что сначала она поживет в благочестивом браке, а затем примет монашество и «вся Оптина в ней будет». Это пророчество, очевидно, подразумевало то, что будущая схимонахиня Серафима, нынешняя девочка Матрона, станет духовной дочерью последних Оптинских старцев и исполнит в своей жизни их заветы. Пришло время, и Матрону взял под свое духовное руководство преподобный Анатолий (Потапов), чьими мудрыми советами и молитвами и возросла будущая схимница и старица. С раннего детства подвижнице довелось много и тяжело трудиться, чтобы хоть как-то помочь своим родителям. Часто ей приходилось вставать ни свет, ни заря и отправляться на работу к зажиточным людям. Однажды Матрона проснулась оттого, что на нее упала горячая слеза матери, которой жаль было будить дочку. Чтобы впредь не терзать любящее материнское сердце, Матрона с тех пор старалась просыпаться самостоятельно. При всем трудолюбии дружной многодетной семьи Зайцевых, пища в их доме была самая простая и постная – кулеш (пшенная каша) на воде. Матрона всегда выделялась среди своих сверстников. Мальчишки дразнили ее «монашкой» и бросали в нее камни. Как-то она пожаловалась на это старцу Анатолию, и он ответил, что когда Господь ставит на человеке печать Своего избранничества, враг иногда открывает это злым людям, чтобы через них досадить рабам Божиим. В 19-летнем возрасте подвижница вышла замуж за глубоко верующего и полюбившего ее крестьянина-ровесника Кирилла Петровича Белоусова. В семье Кирилла и Матроны царили единодушие, мир и лад. В 1910 году у них родился сын Александр, а через два года появилась дочь Ольга. Накануне трагических для России событий 1917 года все семейство переехало в город Козлов (ныне – Мичуринск Тамбовской обл.), бывший в то время крупным торговым центром. С этих пор в хлебосольном доме Белоусовых часто останавливались дорогие их сердцу монахи Оптиной Пустыни, привозившие на продажу труды своих рук. В 1926 году в семье Белоусовых родился еще один ребенок – сын Михаил. В 1934 году они переехали в Воронеж. Там Матрона Поликарповна (в то время, после кончины преп. старца Анатолия в 1922 г., уже оставшаяся без духовного руководства) познакомилась и завязала духовное общение с настоятелем Михаило-Архангельской церкви села Ячейка Воронежской области игуменом Серафимом (Мякининым), подвижником святой жизни. До самой своей кончины отец Серафим оставался матушкиным духовником и, вероятно, именно он постриг ее в монашество. А в 50-е годы она приняла схиму от руки их общего духовного сына – схиархимандрита Макария (Болотова). Когда началась Великая Отечественная война, Матрона Поликарповна ободряла и подкрепляла страждущих. Перед немецкой оккупацией Воронежа подвижница вместе с мужем, дочерью Ольгой и тремя внуками была вынуждена покинуть город. Ничего лишнего они с собой не брали. Кирилл Петрович вез салазки с детьми, а матушка несла в руках литографическую икону Скорбящей Божией Матери. Выбившись из сил, они остановились в деревенском доме у самой линии фронта. Внуки плакали от голода, но кормить их было нечем. Матушка успокаивала их, говоря: «Сейчас, сейчас, ребята, мы вас накормим». Взяв икону Богородицы, она уединилась для молитвы и, упав на колени перед образом Царицы Небесной, со слезами просила Ее о заступлении и милости. И мольбы ее были столь пламенны, что от крыши дома до неба образовался яркий, как огонь, столп, который заметил оказавшийся неподалеку милиционер. Заподозрив, что кто-то подает сигнал немцам, он вбежал в дом, но, увидев слезно молящуюся сияющую матушку, вышел в немом изумлении. Помощь Божия не замедлила – добрые люди принесли шестерым изможденным путникам распаренный овес и квашеную капусту. А подвижница, вспоминая об этом, говорила: «Молитва, приносимая от чистого сердца, проходит сквозь Небеса прямо к Престолу Божию». Матрона Поликарповна очень почитала Царицу Небесную и всегда повторяла: «Как же Матерь Божия всех нас любит!» Особенно часто она молилась так: «Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим». Муж матушки, Кирилл Петрович, каждый день читал акафист Тихвинской Богородичной иконе. Он был необыкновенно добрым человеком, даже в голодные военные годы кормил птиц вареными очистками от картофеля и другими остатками скудной домашней пищи. Примечательно, что после его кончины благодарные птицы провожали гроб своего кормильца до самого кладбища. Как только немцы отступили, Белоусовы возвратились домой. В мае 1944 года в Исполнительный комитет центрального районного совета депутатов трудящихся города Воронежа поступило заявление «группы верующих, желающих добровольно объединиться для совершения религиозных обрядов по православному вероисповеданию» с письменным ходатайством «о регистрации религиозной общины при Никольском соборе». Весной того же года по благословению епископа Ионы матушка возглавила исполнительный орган общины Свято-Никольского кафедрального храма, полагая тем самым начало новому для себя самоотверженному ктиторскому подвигу. Когда будущая старица Серафима взялась восстанавливать разрушенный Никольский храм, у нее было лишь пять рублей. Инокиня Н. вспоминала, что слышала в Мичуринске рассказ келейницы матушки о том, как, приступая к этому трудному делу, та простояла на молитве всю ночь – пол был мокрым от ее слез. И уже на следующий день люди стали предлагать подвижнице свою посильную помощь, которая, ее святыми молитвами, не иссякала и в дальнейшем. Соборный храм во имя святителя Христова Николая был почти полностью восстановлен менее чем за год. Вскоре матушка Серафима тяжело заболела, отошла от дел и в 1946 году вместе с семьей возвратилась в Мичуринск. Там она жила скромно и неприметно, ходила в церковь, постилась очень строго: даже на Пасху позволяла себе съесть только половинку яйца. Ближние никогда не видели, чтобы она отдыхала. Приняв тайное пострижение в мантию, а затем и великий ангельский образ, старица дни и ночи проводила в непрестанных слезных молитвах перед келейной иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Этот образ, хранившийся у нее около 20-ти лет, принадлежал Оптинскому старцу схимонаху Иоасафу (Моисееву) и был передан им матушке перед своим арестом. По свидетельству современников, за великое смирение, крепкую веру и горячую любовь к ближним схимонахиня Серафима удостоилась даров Святаго Духа – прозревала будущее и совершала исцеления. За духовной помощью и утешением к старице обращались монашествующие и миряне. В годы безверия, ободряя православных, она говорила, что рассвет близок, придет время, и будут открывать храмы, восстанавливать разрушенные монастыри. Матушка предсказала открытие Мичуринского Боголюбского собора и Задонского Богородицкого монастыря. Заранее ей был известен и день окончания Великой Отечественной войны. Подавая ближним душеполезные советы, матушка обращала особое внимание семейных людей на необходимость послушания в браке. Она наставляла, что для замужних женщин семья должна быть на первом месте после Бога и веры – за нее нужно будет дать ответ перед Господом: «Сначала за семью спросится, а потом за все остальное». В своей супружеской жизни старица придерживалась строгости, крайне редко внешне проявляя сердечные чувства. Никогда не стремившаяся к богатству в браке, приняв монашество, она в совершенстве исполняла заповедь нестяжания. Часто матушка говорила житийным языком, цитировала Святых Отцов, хотя толком нигде не училась. По дару прозорливости она обличала тайные греховные мысли приходивших к ней людей. Отвечая на вопросы о судьбах мира, схимонахиня Серафима пророчествовала: «Если бы вы знали, что всех ожидает, ваше сердце бы не выдержало! Золото будет валяться, а воды не будет. Люди будут думать, что блестит вода, а это раскаленная смола»; «в дома, где есть печное отопление, будут поселять по 3–4 семьи. Люди из города побегут в деревню. Слабых Господь заберет. Будет большая смертность. Кто останется, претерпит голод и большие испытания. Придет время, что через одну улицу на другую не перебежишь: такая стрельба будет». Преставилась матушка 5-го октября 1966 года, в 13 часов, немного не дожив до 76-ти лет. В самый момент разлучения ее души с телом некоторые из находившихся на улице людей видели необыкновенный огненный столп, исходивший из дома старицы. Господь показал, что праведная душа схимонахини Серафимы, всегда стремившаяся к Нему, вознеслась в Небесные обители. До самого погребения руки усопшей оставались мягкими и теплыми, а лицо, по словам приходивших проститься с подвижницей, сияло. В октябре 1998 года над могилой схимонахини Серафимы возвели часовню. По благословению епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия в 2004 году была создана комиссия для подготовки канонизации старицы. Подготовила Ксения МИРОНОВА По книге «С крестом и Евангелием». Задонский Рождество- Богородицкий монастырь, 2011.

Схимонахиня Серафима

Схимонахиня Серафима (в миру - Матрона Поликарповна Белоусова) родилась в г. Лебедяни Тамбовского уезда (теперь этот город относится к Липецкой области), в благочестивой семье Поликарпа Васильевича и Екатерины Максимовны Зайцевых. О чем в метрической книге появилась запись под номером 48: "Стрелецкой слободы государственный крестьянин Поликарп Васильев Зайцев и законная жена его Екатерина Максимова.
Родилась 1 ноября, крещена 1 ноября дочь Матрона.
Восприемники Покровской слободы. Государственный крестьянин Петр Васильев Коновалов и Стрелецкой слободы государственная крестьянка Анна Тимофеева Дубинина".
Крещение совершено священником Христорождественского храма г. Лебедяни Иоанном Златоверховниковым. (Церковь эта, к сожалению, была взорвана уже после Великой Отечественной войны).
По воспоминаниям духовных чад схимонахини Серафимы, которым об этом рассказала сама матушка, Екатерина Максимовна Зайцева младенцем возила Матрону в Свято-Введенскую Оптину Пустынь. И хотела, чтобы старец Амвросий благословил двух дочерей на монашество. Он предрек, что сестры будут жить в миру, хотя и примут монашество.
Как свидетельствует летопись, с 1884 по 1893 годы в Лебедяни свирепствовала холера. Возможно, это обстоятельство способствовало тому, что новорожденную Матрону крестили в день ее рождения. Так поступали и с очень слабенькими младенцами. Не случайно родители выбрали и имя духовной покровительницы дочери - преподобной Матроны, почитаемой верующими. В паспорте Матроны Поликарповны стояла дата рождения - 22 ноября (по новому стилю). День, когда почитают преподобную Матрону и икону Божией Матери "Скоропослушница.
Зайцевы были крестьянами и, чтобы прокормить свою большую семью, много работали. Трудились и подрастающие дети. Им прививалась любовь к Богу.
В 1910 году Матрона сочеталась законным браком с Кириллом Петровичем Белоусовым, уроженцем Лебедяни. Их обвенчали в Христорождественском храме. Таинство было совершено священником о. Владимиром Бредихиным с причтом.
В 1912 году в семье Белоусовых появился первенец - сын Александр, а спустя два года (1914 г.) родилась дочь Ольга. Вскоре, до событий 1917 года (Октябрьского переворота), семья переезжает в г. Козлов (ныне г. Мичуринск). Кирилл Петрович устраивается на работу в Мичуринское отделение железной дороги. По бесплатному билету, который ему выдавали, Матрона Поликарповна впоследствии могла ездить в Оптину Пустынь.
Ее духовная жизнь проходила в неразрывной связи с этой обителью. До кончины старца Анатолия (Александра Алексеевича Потапова) в 1922 году Матрона Поликарповна была его духовным чадом. В 1926 году у Белоусовых родился третий ребенок - сын Михаил. Белоусовы прожили в Мичуринске до 1934 года, затем, после окончания старшим сыном строительного техникума, выехали в Воронеж.
Из воспоминаний тех, кто знал матушку, известно, что она тесно общалась с игуменом Серафимом (в миру Никита Михайлович Мякинин), настоятелем Михайло-Архангельской церкви с. Ячейка Эртильского района Воронежской области (незадолго до кончины в 1964 г. он принял великую схиму от схиархимандрита Макария с именем Митрофан). В 1923 году, уже после кончины своего духовного отца Анатолия (Потапова), Матрона Поликарповна Белоусова приняла постриг с именем Мария-Магдалина от отца Серафима. После смерти своего мужа в 1960 году матушка приняла от отца Власия и отца Серафима великую схиму. Это произошло в 1962 году.
В 1946 году семья Белоусовых возвратилась в Мичуринск, где Матрона Поликарповна и Кирилл Петрович прожили до конца дней. Сюда из Грязей, Тамбова, Воронежа, Ельца слетались духовные чада схимонахини. Всем помогала любвеобильная матушка, избравшая нелегкую стезю - послушание семье. И сейчас, когда люди приходят на ее могилку, то по вере своей получают помощь.

Преставилась матушка в среду 5 октября 1966 года в 13 часов. В самый момент ее упокоения некоторые из находившихся на улице людей видели необыкновенный огненный столп, исходящий из дома старицы, и даже подумали, что у Журавлевых (фамилия матушкиной дочери в замужестве) случился пожар. Но это Господь показал, что праведная душа схимонахини Серафимы, всегда стремившаяся к Богу, вознеслась к своему Творцу. В самой же келье при старице находился лишь горячо молящийся о ней схиархимандрит Макарий.

До самого ее погребения руки усопшей были мягкими и теплыми, а лицо, по словам очевидцев, сияло.

Старица-схимонахиня Серафима почила о Господе, немного не дожив до 76 лет.

После ее погребения духовный сын старицы иеросхимонах Нектарий (Овчинников) сказал следующее надгробное слово:

«День 5 октября будет памятен вечно. Вечная память сохранится в наших сердцах о дорогой, всеми любимой матушке Серафиме.

Уже глубокая ночь, все уставшие, но никто не хочет отойти от гроба, всем дорогого. Много нас собралось здесь, все мы хотим провести последние часы возле дорогой матушки, попрощаться с ней. Нас привела сюда ее великая любовь ко всем нам. Невольно вспоминается евангельский факт, когда по преставлении Царицы Небесной было сретение Апостолов на воздушных облацех.

Достоверно и вполне верно то, что и мы слетелись ко гробу матушки на облацех любви. Это великая ее любовь к людям привела нас сюда. Она служила нам примером. Вся ее жизнь переплетена делами любви. Свою беседу с людьми она наполняла словами любви и мира. Это - все любящее сердце. Многому она научилась у оптинских старцев, с которыми вела беседы, потом - подражала их жизни. Ее духовным отцом был великий оптинский старец Анатолий. Семена, взятые ею из бесед с ним, не погибали, а сеялись и прорастали. Она сеяла их на почве любви. Много она потрудилась: сеяла семена везде, они возрастали и давали хорошие плоды. Она была женою, матерью, другом, наставницей. Как мать, она простирала свою любовь не только к духовным чадам, но и ко всему миру. За всех плакала, плакала непрестанно, молясь за весь мир. Матушка была великой постницей, постилась много, может быть даже в ущерб своему здоровью.

Как нам не плакать у ее гроба, когда она вела такие подвиги ради нас. Она наставляла своих чад любить друг друга. Ее последними словами были - мир и любовь. Всех кто здесь и тех, кого нет по какой-либо причине, объемлет ее великая любовь. Это сердце любви лежит во гробе. Все мы плачем сейчас и рыдаем, ибо знаем, что не будет больше у нас такой матери. Какая это была мать! Трудно ей было жить в миру. Ведь раньше люди искали уединенные уголки в пустынях, горах, чтобы избежать суеты мира и вполне предаться служению Богу, ныне же нет таких мест, где не ступала нога человека.

Но наша матушка и здесь находила уголки пустынные, она была великой старицей. По обстоятельствам времени нелегко ей было, не все люди благоприятствуют верующему человеку. Однако она всем сердцем служила Богу и Пречистой Матери Божией.

Любила она образы Божией Матери «Взыскание погибших», «Тихвинской», всегда молилась и просила помощи Царицы Небесной.

Теперь Матерь Божия будет ей Спутницей ко Престолу Божию.

Будем и мы молиться за нашу матушку. Все мы сейчас стояли на коленях и со слезами молились во время пения «Богородицу и Матерь Света...» О чем мы молились? О чем плакали? О том, чтобы Матерь Божия не оставила нас сиротами. А теперь, последнее слово к матушке: «Прости нас!».

Прости нас, дорогая матушка, ты ведь нас слышишь. Мы верим, что ты нас слышишь. Прости нас! Прости, ибо мы многим обязаны тебе. Много мы должны сделать, но не сделали и сотой доли того. Все мы обращаемся к тебе и просим: «Прости нас». Ты нас никогда не оставляла. Живя в миру, всем подавала совет, помощь. Мы надеемся, что ты нас не оставишь. По времени, мы не могли тебя часто посещать, но ко гробу твоему прилетели и просим тебя - наша мать и любовь: не оставь нас во святых своих молитвах, если будешь иметь дерзновение ко Господу! Прости».

Схимонахиня Серафима похоронена в Мичуринске на старом кладбище возле храма «Всех Скорбящих Радость».

Церковь Всех Скорбящих Радость

На старом кладбище Козлова-Мичуринска, что возле двухсотлетнего храма во имя иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость стоит скромная часовенка. Простой православный крест на могилке погребённой здесь схимонахини Серафимы (Белоусовой).

Надгробная часовня

Могилка схимонахини Серафимы (Белоусовой)

«Киевская пророчица» – таким именем в дореволюционных киевских газетах награждали схимонахиню Серафиму, которую народ называл «босенькой», за привычку ходить босой в любую пору года.

По словам матушки Серафимы, она родилась в 1829 году в семье благочестивых христиан Феодора и Мелании, а с семи лет проживала в одном из женских монастырей на Кавказе, неся послушание огородницы.

Игуменье монастыря трижды являлась Богородица в образе Величественной Жены с повелением отпустить Серафиму в мир. Во время Своего третьего посещения Небесная Гостья объявила, что за проявленное игуменьей непослушание будет ей грозное наказание.
В подтверждение этому у матушки Серафимы без видимой причины резко ухудшилось зрение, но в скором времени она чудесным образом исцелилась. Игуменья ее отпустила, и юная избранница Божией Матери за послушание отбыла из Иверии в «Мать городов русских - Киев».

Уже в Киеве, в стенах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, в монастырском саду, Серафиме самой явилась Эта Величественная Жена, - так называла в своих рассказах Серафима Богородицу. Не удивительно, что выбранная Небом для служения Богу и людям Серафима подвизалась в тяжелейшем виде подвижничества в миру особых избранников и избранниц Божиих - юродстве Христа ради.

В мае 1893 года Киев посетил светоч православия, святой и праведный отец Иоанн Кронштадтский. Как рассказывают очевидцы, блаженная старица Серафима в простоте сердечной подошла к нему со словами: «Батюшка! Благословите быть с вами одного Духа!» И что же ответил отец Иоанн? - «Бог благословит! Становись, будем народ благословлять». И они вместе благословляли с балкона многотысячную толпу, которая собралась на площади напротив современного Киевского главпочтамта.

Матушка помогала страждущим не только словом, но и делом: […] как-то к матушке Серафиме с надеждой на исцеление принесли тяжелобольную девочку. К величайшей скорби присутствующих, только что принесенная больная умерла, но по горячей молитве матушки жизнь была возвращена. Дар Святого Духа - пламенная молитва, прозорливость - проявилась в ее делах, в ее общении с людьми.

О благодатной помощи, которая подавалась матушке Серафиме с Неба, свидетельствует ее пылкая поклонница, жена известного в Киеве врача Беляева, в доме которой часто останавливалась блаженная. Как-то Беляева вместе со старицей шли Банковской улицей. Неожиданно на них из-за угла на полном скаку выскочила тройка лошадей. Лошади стали на дыбы и будто замерли. Матушка Серафима вместе со своей спутницей спокойно прошла перед ними.

В августе 1933 года, накануне праздника Успения Божией Матери, в то страшное время, когда пренебрегалась вера, когда закрывались храмы, матушка Серафима успокаивала верующих: «Не плачьте, люди! Лавра еще воссияет, и будет там служить Владыка Митрополит и будет жить в Лавре». Это о нынешних временах она тогда говорила. Матушка Серафима была не просто пророчица, она была Божиим человеком! И, стоя возле Престола Всевышнего, она и сегодня молится за нашу Церковь.

Наступило 13/26 октября 1943 года - день мученической смерти Христа ради юродивой старицы схимонахини Серафимы и ее преданной послушницы и спутницы в Небесный Иерусалим Александры. В этот день фашистские патрули в сопровождении местных полицаев делали обход освобожденных кварталов и вошли в дом № 10 по улице Юрковской. А здесь на кровати, свернувшись калачиком, лежит блаженная старица Серафима. Фашист в каске, с бляхой патрульного на груди, одет во все черное, с автоматом в руках сердито закричал на нее по-немецки. Матушка Серафима грозно ответила ему: «Это наша земля, это наша Родина, а вас, свиней, отсюда с треском выгонят!» Матушка духовно гнала врага со своей Родины, приносила себя в жертву Богу за любимый ею святой Киев. На матушку набросился с кулаками полицай. Александра метнулась ее защищать. Блаженную старицу подвергли пытке и убили. Доподлинно известно, что об ее страдальческую голову разбили бутылку, изорвав в клочья стеклом затылок и шею. Послушнице Александре перед смертью отрезали нос, губы и уши, искалечили руки и позвоночник, а после того, как замучили, бросили под накрытый скатертью стол, где хранился узел с тряпьем.

Скорые в помощи

Еще при жизни матушка Серафима пророчествовала, что на ее могиле будет часовенка. И еще говорила: «Кто меня будет помнить и просить о помощи, тому помогу. Приходите ко мне на могилку». И это свое обещание блаженная неуклонно выполняет и сегодня. Также и матушка Мария обещала никогда не забывать в загробной жизни тех, кто прибегал при жизни и будет прибегать по кончине к ее молитвенной помощи. На просьбу Василия Лаврентьевича: «Матушка, не забывайте нас!», - ответила: «Никогда не забуду!»

(1890-1966 гг.)

Схимонахиня Серафима (в миру Матрона Поликарповна Белоусова) родилась в 1890 году в городе Лебедянь Липецкого уезда Тамбовской губернии. Родители будущей подвижницы были людьми благочестивыми, известно, что когда Матроне исполнилось 9 месяцев, её привезли в Оптину Пустынь. Когда малышку поднесли старцу Амвросию Оптинскому и попросили благословить девочку, старец, взяв ребенка на руки, сказал: «В ней будет вся Оптина».

Предсказанию суждено было сбыться: через несколько десятилетий матушка Серафима духовно окормлялась у ныне прославленных Оптинских старцев Нектария (Тихонова) (1853-1928 гг.) и Анатолия (Потапова) (1855-1922 гг.).

По свидетельству современницы матушки Серафимы, перед закрытием Оптиной Пустыни матушка спросила своего духовного отца Оптинского старца Анатолия: «Батюшка, на кого ж Вы нас оставите? Никого ж не осталось, монастырь закроют». В ответ услышала: «Матрюшка, не скорби - вся Оптина у тебя будет!»

Из воспоминаний современницы матушки Серафимы: «Она ведь днями трудилась, а ночами молилась - вот опыт старческий ей и передался... Она хоть и замужем была, и детки были, и муж был, но свершению подвига и достижению чистоты и праведности ничто препятствием не послужило. Если правильно, по христиански вести образ брачной жизни, то для благодати помехой это не будет. Не помешало и ей. К тому же и муж у неё был очень хороший, - Кирилл Петрович, глубокой веры был... говорил ей: «Матрюша, иди, иди пока огонек в сердце загорелся - старцы ведь нынче есть, а завтра - нет, иди, иди благодать получай, утешайся». Бывало, и письмо Кирилл Петрович в монастырь напишет: «Как там Матрюша?» - к старцам, а батюшка, отец Анатолий, пишет: «Матрона Поликарповна находится в духовной врачебнице».

Помня советы старцев, матушка Серафима жила по совести, всегда помнила, что Господь всё видит, гордым противится, а смиренным дает благодать. Старалась не осуждать ближних, просила, чтобы Господь открывал ей её согрешения и не попустил осудить ближнего.(К сожалению, мы не знаем, когда и с каким именем матушка приняла постриг, когда и где состоялся постриг в схиму.)

По свидетельству современников за великое смирение, крепкую веру, душевную щедрость и любовь к ближним схимонахиня Серафима удостоилась Даров Святого Духа: прозорливости и дара исцеления. К прозорливой старице за духовной помощью и утешением обращались монашествующие и миряне. По молитвам подвижницы исцелялись больные люди. Например, по молитвам матушки Серафимы исцелилась молодая женщина, обреченная на смерть из-за рака легких.

Известно, что в 1954 году Оптинский старец Иосиф (Моисеев) (1889-1976 гг.) после освобождения жил первое время у матушки Серафимы в городе Мичуринске. Примечательно, что когда отец Иосиф еще был в заключении, прозорливая схимонахиня Серафима (Белоусова) сказала его будущей келейнице: «Маша, должен скоро приехать батюшка из заключения, он особенный. Тогда я тебя позову». (Мария Яковлева - будущая схимонахиня Николая.) (В конце 50-х годов по благословению митрополита Воронежского и Липецкого отца Иосифа постригли в великую схиму с именем Иоасаф. Старец Иоасаф 10 последних лет жизни провел в затворе в г. Грязи Липецкой области.)


В темные годы безверия матушка Серафима, утешая верующих, говорила, что рассвет близок, придёт время, и вновь будут открывать храмы, восстанавливать разрушенные монастыри. Известно, что она предсказала открытие Мичуринского Боголюбского собора, Задонского Богородицкого монастыря. (В 1990 году Задонский Богородицкий монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, а возобновление монастырской жизни началось в 1992 году.)

В жизни старицы было немало замечательных событий. В 1920 году в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни она вместе со старцем Нектарием Оптинским сподобилась видения Богородицы, которая изрекла: «Не ради ваших молитв Я явилась, но ради святых человек – тяжкие времена идут на Россию».

Духовный сын схимонахини Серафимы схиархимандрит Макарий (Болотов) (1932-2001 гг.) рассказывал, что однажды матушка Серафима приехала к нему в его воронежский домик на правом берегу реки Воронеж, чтобы испросить у него благословения идти на вечернюю службу в Казанский храм, который был на левом берегу:
- Благослови, батек, по прямой.
- Ну, иди, матушка, по прямой.
Схиархимандрит Макарий рассказывал, что схимонахиня Серафима на его глазах шла по реке Воронеж и «даже тапочки не намокли...» (Ее келейница, ринувшаяся было за ней, чуть не утонула в ледяной воде.)

Приведем случай свидетельствующий о прозорливости матушки Серафимы. В конце 1962 года владыка Сергий благословил схиархимандрита Макария, в то время иеромонаха Власия, съездить в отпуск на родину, в Ставропольский Край. Из отпуска иеромонах Власий вернулся с необычным подарком от архиепископа Михаила (в миру Михаил Андреевич Чуб, (1912-1985г.)). Владыка Михаил вручая ему яблоко, сказал: «Вот, чадо - возьми этот плод, и донеси до Господа». Иеромонах Власий решил отдать яблоко матушке Серафиме. Увидев яблоко, матушка строго спросила: «Тебя на поездку кто благословлял? Владыка Сергий? Вот ему и отдай!» По благословению матушки Серафимы он передал яблоко владыке Сергию и сказал: «Вот, это Вам, владыко святый – быть Вам скоро архиепископом. Вскоре владыку перевели на Минскую кафедру с возведением в сан архиепископа. (Епископ Сергий (в миру Сергей Васильевич Петров) (1924-1990 гг.)16 марта 1961 года был назначен управляющим Воронежской епархией, а 9 октября 1963 года перемещен на Минскую кафедру с возведением в сан архиепископа. 8 июня 1971 года возведен в сан митрополита.)

По свидетельству духовных чад старца Макария: «Батюшка очень ценил матушку Серафиму, всегда с любовью посещал её, и она питала к нему ответные подобные чувства: достаточно сказать, что в последние годы жизни причащал и исповедовал её именно о. Макарий, а при кончине своей (о которой она предсказывала за несколько лет), позволила остаться только ему одному». (Прозорливый старец Макарий говорил своим духовным чадам, что со временем матушку Серафиму обязательно прославят.)

5 октября 1966 года матушка мирно отошла ко Господу. Ее могилка находится в Мичуринске, рядом с храмом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», в котором при жизни любила молиться матушка. В 1998 году стараниями бывшего благочинного Мичуринского округа протоиерея Александра Филимонова над могилкой старицы была установлена надгробная часовенка. По сей день страждущие приходят на могилку праведницы, просят её молитвенного предстательства пред Господом и по молитвам старицы обретают душевное спокойствие.

В Скорбященском храме в настоящее время ведется сбор сведений о чудесах и исцелениях по молитве старицы для дальнейшей канонизации Мичуринской подвижницы. (Скорбященская церковь,393740, Тамбовская обл., г. Мичуринск, Новый квартал, д. 8 тел. /47545/ 5-34-62)