Надо ли отмечать день рождения умершего человека. Стоит ли ходить на кладбище в день рождения усопшего

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика, свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил. А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели, и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?», – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот», – «Какие хлопоты?», – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?», – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу, и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг, эта женщина поняла, что когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу, и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?», – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?», – «А не приносила ли она платье в горошек?», – «Вы что волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?», – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?». И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди». То есть « не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной? Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг. И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил своих учеников: «Побудьте со мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Подготовила текст; фото: Мария Строганова

Если вам не безразличны вопросы жизни и смерти,

Нет такой семьи, в которой бы не вспоминали об умершем в день его рождения. Разумеется, рано или поздно, большинство людей задаются вопросами о том, насколько этот обычай соответствует православным традициям и каковы правила поминовения.

Церковь призывает к поминовению покинувших этот мир близких не только в день их рождения, но и в другие даты. Кроме того, вспоминать об усопшем в молитвах не возбраняется в любое время.

Нужно ли в этот день посещать кладбище?

Среди принятых в народе негласных правил того, как поминать усопшего в его день рождения, имеется обычай посещения кладбища. Православная церковь ни в коем случае не препятствует этой традиции. Однако многие священники обращают внимание прихожан на то, как они ведут себя при посещении могилы.

Речь не только о неумеренном употреблении спиртного, но и о привычке обихаживать захоронение. Памятные даты, такие как день рождения, похорон, смерти, не являются лучшим временем для того, чтобы покрасить оградку или же заняться иными мелочами. Для этого есть другие дни. Не следует забывать о благоустройстве места последнего пристанища близкого человека и вспоминать о необходимости этого лишь в дни поминовения.

Что делать на месте захоронения?

Если, придя на могилу в особую дату, не стоит заниматься хозяйственными хлопотами, то что же тогда делать? Как поминать умершего в его день рождения? Просто постоять рядом с надгробием? Подобные вопросы обычно возникают у людей суетливых, привыкших к тому, что в каждую минуту жизни у них имеется какое-либо занятие, приносящее пользу.

Правила поведения на кладбище при поминовении ушедшего в мир иной человека в дату его рождения запрещают суету и хлопоты, занятия тем, что можно сделать и в другой день. В этот же будет уместно:

  • разместить цветы как искусственные, так и живые;
  • поставить и зажечь свечку или же небольшую лампаду;
  • оставить у надгробия какой-либо предмет, который пришелся бы по душе покойному.

Что касается оставления предметов, то это очень древняя традиция, присутствующая в каждой человеческой культуре. Вполне вероятно, что данный способ того, как поминать усопшего в его день рождения, гораздо старше, чем христианство и его обычаи.

Нужно ли молиться об усопшем дома?

Как правило, люди заказывают молебен в храме в такую дату. Однако подобная возможность имеется не у каждого. Не все могут и просто прийти в церковь. В подобных ситуациях не стоит отчаиваться или пренебрегать обращением к Господу. В том, как поминать усопшего в его день рождения, не приходя в храм, помогает домашняя молитва.

Слова в таком молении допустимы любые. Важно не забыть поблагодарить Бога за каждый день, проведенный с покойным, при его жизни, разумеется, и попросить милости для души почившего.

Пример текста:

«Господи Всемогущий, всемилостивый и Всевидящий. Все мы пребываем в воле твоей, от тебя исходим и к тебе возвращаемся. Благодарю тебя Господи за милость твою к рабу (имя умершего) в ходе жизни его. Молю тебя о милосердии и прощении к душе его. Молю допустить в твое Царствие и не дать сгинуть в геенне. Аминь»

Как поминать в церкви?

Как поминать усопшего в его день рождения в церкви? Конечно же, заказать соответствующий дате молебен. Для этого вовсе не нужно вникать в тонкости православных традиций, достаточно лишь побеседовать с батюшкой или работниками церковной лавки. Они обязательно объяснят, какой именно молебен требуется.

Однако если заказать поминовение возможности нет, то отказываться от посещения храма не нужно. Помолиться за усопшего вполне можно и самостоятельно, используя собственные, простые, понятные и искренние слова.

Конечно же, не каждый человек может найти нужные фразы для того, чтобы выразить в молитве свои мысли, чаяния, печаль, тревоги или иные чувства. В подобной ситуации в том, как поминать усопшего в его день рождения, помогут готовые тексты.

Разумеется, души отличаются. Поминовение детей требует одних слов, супругов - других. Однако главное, что должно быть в подобной молитве - искренность и понимание того, что именно говорится. Использование устаревших терминов, которыми нередко наполнены тексты обращений к Господу, совершенно не требуется. Если молящийся не понимает смысла этих слов или же затрудняется в их произношении, то они превращаются в энергетический мусор, отвлекающий человека. Молящийся начинает думать только о том, как правильно произнести мудреные слова и не забыть их, а вовсе не вспоминает об усопшем и уж тем более не концентрируется на обращении к Богу.

Как помянуть детей в молитве?

Одно из самых жутких испытаний среди всех, которые выпадают на долю человека, это смерть детей. Не всем под силу пережить подобное, не впав в отчаяние, не потеряв веру в промысел божий и сохранив тепло в душе. И слабым утешением даже для глубоко верующих людей является мысль о том, что их чадо пребывает в лучшем мире, чем земной.

Поминальная молитва в таких ситуациях нужна. Она помогает человеку вспоминать об усопшем не со слезами и отчаянием, а с улыбкой. Разумеется, для этого требуются не только поминальные моления, но и время.

Пример текста:

«Господи Боже, Всемилосердный и Всемогущий! Утешь сокрушенное сердце раба твоего (имя собственное). Не оставь в нем места для скорбей и уныния, позволь ему наполниться радостью за дите мое (имя усопшего), в лоне твоем пребывающее. Как призвал к себе, так не оставь своей милостью душу невинную. Не дай душе дитя моего (имя усопшего) познать неземных горестей, не отринь от своего Царствия, упокой с миром, Господи. Аминь»

Как помянуть супругов в молитве?

В современном мире достаточно актуален вопрос о том, поминают ли усопших в их день рождения оставшиеся на этом свете супруги в том случае, если с покойными они находились в разводе. У церковнослужителей единого мнения в данном вопросе нет. С точки зрения церкви, развод является нонсенсом, из ряда вон выходящим событием и допускается лишь при наличии объективных причин. К примеру, физиологической несостоятельности одного из супругов. Но мирская регистрация отношений и браком не является в принципе. То есть для священника пара не обвенчанная - не муж и жена. С другой стороны, православное духовенство в нашей стране не проявляет особой жесткости в вопросах брака ввиду того, что народ перенес десятилетия безверия.

Поминовение бывшего супруга не возбраняется, как и любого другого человека. Однако молиться за него нужно просто, не делая акцент на близости. То есть достаточно обычного текста.

Совершенно иное отношение требуется при молитве за почившего супруга, с которым была разделена пополам вся жизнь, с ее радостями и горестями. У многих людей возникает вопрос о том, можно поминать усопших в день их рождения молитвой самостоятельно, ничего не заказывая. Разумеется, церковью подобное поминовение одобряется.

Пример текста:

«Господь Вседержитель! Пребываем мы в воле твоей, Господи. По ней приходим в мир земной. По воле твоей несем испытания до той поры, пока не призовешь к себе. Без ропота, но с печалью в сердце обращаюсь к тебе, Господи. Молю тебя, дать сил мне (имя собственное) перенести утрату. И возрадоваться за супруга моего (имя почившего), в Царствие твоем пребывающего. Молю тебя не оставить душу его, не дать узнать гнев твой и допустить райских кущ. Молю дать успокоение душе его и наполнить сердце мое благодарностью. Аминь»

Сохранение памяти об умершем – это обязанность его родственников и близких людей. Для того, чтобы загробная жизнь не была покойнику в тягость, важно следить за порядком на могилке, регулярно читать молитвы, заказывать панихиды и ставить свечки за упокой души. Для всех этих действий существуют специально отведенные церковью дни. И поэтому возникает закономерный вопрос – а можно ли ходить на кладбище на день рождения умершего? На этот счет существует два диаметрально противоположных мнения.

Стоит ли посещать могилу на день рождения усопшего?

Однозначного ответа на вопрос о необходимости посещения могилы умершего в день его рождения не существует. На этот счет имеется несколько точек зрения:

  • Ходить на кладбище не стоит, так как усопший уже закончил свой земной путь, и дата его рождения не несет никакого смысла. Более того, некоторые уверены, что напоминание о мирской жизни может навредить душе покойника. После кончины принято отмечать только дату смерти, так как именно она символизирует начало другого существования. А в день рождения усопшего вспоминают добрым словом дома или же в церкви.
  • Посещать разрешается, но при этом на могиле нельзя устраивать пышные гуляния и даже оставлять еду, алкогольные напитки. Разрешается только поставить цветы и лампадку, почитать молитвы, пообщаться с покойным.

Если возникло острое желание посетить могилку близкого человека в день его рождения, то сделать это, конечно же, стоит. Главное, идти на кладбище с благими намерениями и искренней молитвой за душу усопшего. При отсутствии такой потребности, посещение погоста можно отложить до близлежащих поминальных дней.

Правила поминания умершего в день его рождения

Если решено идти на кладбище, то стоит придерживаться главных правил поведения:

  • С собой нельзя приносить еду и напитки, оставлять их на могилке. Это положено делать в поминальные дни, а в день рождения такие действия неуместны и не угодны Богу.
  • Ни в коем случае не устраивать на могилке пиршество, не распивать алкоголь, не курить, не употреблять нецензурную лексику.
  • Не стоит сильно плакать, так как в этом случае душа умершего будет мучиться, и не сможет найти успокоение.

Помимо посещения кладбища рекомендуется заказать в церкви поминальное Богослужение, поставить свечи за упокой души. Также можно раздать милостыню или же сладости и выпечку знакомым и соседям, благодаря чему умершего вспомнит большее количество людей.

Альтернативные даты посещения могилы и правила поведения на кладбище

Для посещения захоронения близких людей можно выбрать любую другую дату из предлагаемых церковью:

  • На третий, девятый и сороковой день после смерти.
  • Ежегодно в день кончины.
  • Родительские поминальные дни.
  • Мясопустную, Троицкую и Дмитровскую субботу.

Именно в эти дни, упокоенные особенно нуждаются в присутствии близких людей, их молитвах и общении.

Посещая погост, нужно придерживаться таких правил поведения:

  • Лучше выбирать одежду неброских пастельных тонов, белого или черного цвета. Важно полностью закрыть ноги, поэтому открытую обувь, шорты, короткие юбки нужно исключить. Предпочтительно покрыть голову платком, шапочкой, шляпой.
  • Не стоит слишком бурно выражать свои эмоции, громко плакать, смеяться, ругаться.
  • Нельзя мусорить, плевать, ходить в туалет в неустановленных местах.
  • На надгробия нельзя наступать, а также перепрыгивать через них.
  • Если что-то случайно упало на землю, то подбирать это не стоит. Если же предмет ценный, то вместо него следует положить менее значимую вещь, например, конфету, монетку, цветы.
  • Уходя с погоста, не стоит оборачиваться и возвращаться.
  • По приходу домой всю одежду и обувь нужно тщательно вымыть, постирать, а инструменты очистить от мертвой земли.

Время посещения кладбища каждый человек волен выбирать в соответствии с собственными ощущениями и потребностями. Если появилось желание отправиться на могилку в день рождения, то при соблюдении основных правил, это не станет наказуемым или негативным поступком.

Каждый из нас рано или поздно сталкивается со смертью близких ему людей, уход в мир иной которых бывает разным: вследствие длительной болезни, автомобильной аварии, убийства, несчастного случая и даже самоубийства. Смерть неизбежна для всех нас. Тем не менее, не нужно впадать в депрессию, узнав о смерти близкого. Единственное, что мы можем сделать – это помочь ему правильно перейти в другой мир. Большинство того, что мы знаем или слышим от кого-то о том, о поминовении усопших – это ложь либо исковерканная правда. Для того, чтобы разобраться в этом непростом вопросе, обратимся к учению православной веры.

Многие люди задаются такими вопросами: «Как правильно поминать усопших?», «Как помянуть умершего?», «Чем поминают?» Все вопросы имеют одинаковый смысл. И ответ находится в этой статье.

Фраза «поминовение усопших» у многих ассоциируется с раздачей сладостей, разливом спиртных напитков за поминальным столом и с посещением церкви, в которой за усопшего необходимо поставить свечку. Это заблуждение с оттенками истины.

Прежде чем рассказать о правильности поминовения усопшего, начнём с того, как правильно похоронить умершего. Обычно люди, не ходящие в храм и не знающие норм похорон, устраивают похороны по языческим канонам, даже сами не подозревая об этом. «Все же так хоронят, значит так положено», — утверждают многие.

Первым распространённым заблуждением являются венки. Дело в том, что во времена правления царей о венках никто не знал, люди несли на похороны исключительно живые цветы. Венки появились уже после прихода советской безбожной власти. Когда один молодой человек по имени Андрей во время клинической смерти побывал на том свете (см. фильм «В гостях у вечности»), то его потрясло в особенности то, что он видел в аду: многие люди висели на венках. Венки в данном случае были подобием петли на шее. Ангелы ему объяснили: «Когда родственники пусть даже с большой любовью выбирают венки и кладут их на могилу, они сами даже не подозревают о том, что этими действиями они обрекают своего умершего близкого человека на невыносимые страдания. Чем больше венков – тем больше петель на шее у души умершего на том свете».

Второе заблуждение – это поминальный стол со спиртным. Знайте: чем больше выпито спиртного (особенно водки), тем пагубнее для души умершего. В православии есть выражение: «Кто спиртным поминает, тот вечных мучений умершему желает». Лучше всего для умершего – это пожертвование еды для бездомных и малоимущих людей, приглашение в свой дом близких вам людей и угощения для них, но без спиртного.

Третье заблуждение – это сладости. Многие почему-то думают, что после смерти умершего необходимо раздавать конфеты и печенье соседям. От сладкого умершему хуже не будет, в отличие от спиртного, но и лучше тоже. «Почему не сладостями, ведь все так делают?» — спросите вы. Дело в том, что сладости, как и спиртное относятся к продуктам чревоугодия. И если вы даёте сладости за умершего родственника, то тем самым толкаете людей на этот грех чревоугодия.

Лучше всего — сесть в кругу родственников за столом, угостить их сытной пищей, и вспомнить все те хорошие качества характера, которыми обладал умерший. А также раздать еду соседям и прохожим. Идеальным вариантом будет, если вы дадите именно тому человеку, который нуждается в пище вследствие финансовых проблем. Это будет как ваша милостыня за умершего.

Четвёртое заблуждение – похоронная музыка. Наверняка вам приходилось слышать похоронную музыку, от которой сразу бежали мурашки по кожеи хотелось закрыть уши, только б её не слышать. Тем не менее, некоторые прибегают к услугам похоронных оркестров. Прозорливые святые, которые могли видеть то, чего не под силу обычному человеку, утверждали, что под похоронную музыку слетаются бесы и начинают радостно танцевать. Это объясняет то, что заказывая на похороны оркестр мы не прощаемся со скорбью с близким человеком, а лишь угождаем бесам, устраивая для них дискотеку.

«Так как же правильно провести человека на тот свет?» , — спросите вы. Всё намного проще, чем кажется. В поминовении усопших нужно полагаться на Библию и на учения святых. В православных храмах продаются книги с подробным описанием о том, как нужно хоронить и поминать своих близких. В основу этой статьи положены православные правила о поминовении (специально для тех, кто не имеет возможности купить такую литературу).

Когда человек умирает, то первые три дня его душа находится на Земле и ходит там, где хочет. Чаще всего душа умершего находится рядом со своим телом. Родственникам в этот период нужно быть особенно внимательными к своим ощущениям и мыслям, ведь именно посредством мыслей душа умершего может общаться с нами. Бывает так, что внезапно мы начинаем переживать какие-то эмоции, это мы начинаем чувствовать то, что чувствует сейчас умерший. То же самое касается мыслей. Будьте предельно внимательны к каждой пришедшей мысли.

Затем душа умершего должна идти к Богу на поклон, но в поднебесье её встречают бесы, которые не пропускают душу и устраивают для неё мытарства по всем грехам. Многие застревают там по грехам детства, которых уже не помнят. Дело в том, что до семилетнего возраста душа человека безгрешна, это младенцы.Начиная с 7-ми лет бесы ведут отчёт по каждому греху и записывают их в свои хартии. Во время крещения человеку даётся ангел-хранитель, который оберегает его и записывает все его хорошие дела. После смерти душу умершего судят по этим спискам. Для того, чтобы пройти мытарства человеку во время земной жизни необходимо исповедываться и причащаться, ведь на исповеди сгорают все грехи. Но! Для того,чтобы сгорели все забытые грехи, в частности грехи детства, необходимо собороваться. Соборование нужно проходить раз в год, исповедываться можно хоть каждый день. А вот причащаться не чаще 8-ми раз год, так как по своим грехам люди не достойны причащаться чаще 8-ми раз в год. Исключение составляют дети до 7-ми лет и беременные женщины.

Если же вы хотите, чтобы душа умершего близкого вам человека без преград прошла мытарства, то необходимо до 40-ка дней читать Псалмы: каждый день по 2-5 Псалмов, там и вычитаете все. После тех Псалмов, где написано: «Слава», необходимо произносить: «Слава Отцу и сыну, и святому духу, аминь. Господи, упокой душу раба Божьего/рабы Божьей (имя), прости ему/ей все грехи вольные не невольные и даруй ему/ей Царствие Небесное». Во время прочтения вами Псалмов, грехи с умершего слетают, как листья с деревьев.

После 40-ка дней решается судьба души: определяется для неё место – в раю или в аду. Подробнее про ад можно прочесть .

Если мы любим своих близких, то при их жизни стараемся дарить им подарки, помогать в чём-то, обнимать, целовать, тем самым проявляя свою любовь. Если любимый нами человек умирает, то проявить свою любовь к нему мы можем одним единственным способом – это панихиды. Они проходят каждый раз после утренних служб. На панихиду нужно заранее купить продукты. Обязательно: хлеб или что-то печёное (но не сладкое!) и фрукты. Остальное по вашим возможностям. Обычно приносят муку, крупу, растительное масло. Категорически нельзя: спиртное и сладкое. Также для панихиды нужна записка с именами всех тех усопших, за кого вы хотите помолиться. Записка пишется не в произвольной форме, имеется специальная форма, которая есть в любой церкви. Продукты кладёте на стол для панихид, рядом записку или там, где вам скажут. Продукты – это ваша милостыня за ваших усопших. На панихиде желательно и вам присутствовать, она длится всего минут 15. Дело в том, что во время панихид души умерших приходят в храм и становятся рядом с нами, в этот момент священник молится за них, а они за вас.

Есть также такие панихиды, которые имеют огромное значение для умерших, ведь сила их в 10 раз сильнее, нежели обычные панихиды. Это панихиды в родительские субботы и в поминальные субботы. Слово «родительские» не имеют ничего общего с родителями. Это такое название. Таких суббот в году несколько и каждый год по разным числам. О том, когда ближайшая родительская или поминальная суббота будет – узнавайте в церкви либо купите церковный календарь, где такие субботы помечены чёрным крестиком и внизу есть сноска о данной субботе.

Они длятся не 15 минут, а всю службу! Души умерших в эти особенные субботы приходят в храм и ждут нас. Если мы приходим, они ликуют и молятся за нас. Если мы не приходим, они испытывают сильную тоску и опустошение.

Также есть ещё один особый поминальный день, приходится он на Радоницу, это случается раз в год — на девятый день после Пасхи. Многие после Пасхи поминают умерших ровно через неделю и называют это по-разному: «проводы», «гробки». На самом деле души умерших приходят к нам именно на Радоницу, в этот день они обычно бывают возле своей могилы, где ждут нас. Если мы не имеет возможности посетить кладбище в этот день, то души умерших ждут нас в церкви, также бывают в наших квартирах. В этот день необходимо более усиленно молиться за них, подавать на панихиду в церкви и думать о них, им в этот день этого очень хочется.

Бывает так, что человек внезапно умер. За такого человека необходимо читать специальную молитву по случаю внезапной смерти.

За самоубийц можно молиться только дома, в церкви за них не молятся. Тем не менее, Бог милостив и отвёл для самоубийц один день в году, когда в церкви разрешается молиться за самоубийц: это поминальная суббота накануне Троицы. В эту поминальную субботу совершается панихида за всех умерших, включая самоубийц.

Знайте, что молитва за самоубийцу — есть подвиг. Попросите благословение у священника на домашние молитвы за самоубийц, исповедуйтесь, причаститесь и приступайте. Если ваше здоровье резко ухудшится либо заболеет ребёнок — прекращайте молитвы, иначе дальше будет ещё хуже.

Давайте за самубийц голубям хлеб и семечки. Это самое безопасное для вашего здоровья действие.

Если человека убили, то убийца берёт на себя большую часть грехов убитого им человека. Это значит, что тот, кого убили, за многие свои грехи отвечать не будет, за них будет отвечать убийца плюс за грех убийства.

Подведя итог написанному, скажу лишь то, что в рай идут единицы, в ад толпами. Это страшно. Для того, чтобы мы и наши близкие не оказались в аду, необходимо жить по Божьим заповедям. Исповедаться, причащаться и собороваться, также важно правильно провожать в последний путь умершего, дабы своими молитвами и молитвами церкви помочь ему избежать ада.

Бывает так, что вымолить человека можно и до 40-ка дней, а бывает и 50 лет человек находится в аду, а затем родственники всё-таки вымаливают его. Наша любовь помноженная на силу молитвы творит чудеса!

P.S. Ответы на самые распростанённые вопросы:
1. Поминают ли в день рождения? И в день рождения, и в день смерти поминают! Но только нужно поминать немного раньше: за день-два до этой даты.

2. Можно ли поминать раньше? Даже не можно, а только раньше поминают. Наверняка вы слышали о том, что живых можно и позже поздравить, а вот умершего вспомнить и помянуть следует раньше? И это не просто слова.

3. Как поминать на 9 день? Усопших поминают раньше, т.е. поминовение 9-го дня смерти приходится на 8-ой. Если вы до этого не заказывали в церкви сорокоуст о поминовении, то обязательно закажите, также раздайте нищим и нуждающимся людям милостыню: продукты, вещи. Нельзя спиртное и сладости, всё остальное можно. Ещё как милостыня подойдёт давать корм птицам. Дали и сказали: «помяни, Господи душу раба/рабы Божьего/Божьей (имя)».

4. Как правильно поминать 40 дней? Если вы внимательно читали данную статью, то обратили внимание на то, что до 40-ка дней родственникам необходимо вычитать все Псалмы. Также до 40-ка дней в церкви необходимо было заказать сорокоуст о поминовении, обычно это делается до 9-ти дней, чтобы душе было легче до 40-ка дней проходить мытарства и чтобы она не металась и не беспокоилась от того, что о ней все забыли. Дело в том, что если мы не приходим в церковь, не молимся там за умерших, не подаём сорокоусты и панихиды, то душа считает, что её игнорируют и её забыли. Также до 40-ка дней необходимо произвести в церкви панихиду с запечатанием земли. Для этого вам необходимо взять с могилы усопшего горсть земли, только длмой не заносите! Сразу в храм! Но только вы заранее должны предупредить священника о том, что хотите подать на панихиду до 40-ка дней. И обязательно возьмите продукты. Какие можно и какие нельзя — в этой статье выше написано.

5. Как поминать годовщину? Как и все поминальные дни, годовщина поминается раньше: на день-два раньше. Обязательно в церкви подайте на панихиду. О тонкостях панихид написано в этой статье выше. Таже нищим раздайте продукты, птицам на улице давайте хлеб или крупу.

И не забывайте дома молиться за своих умерших. Всё это очень поможет вашим близким, которых вы любите и хотите помочь.