Что такое "психическое явление"? Существенные признаки духовных традиций как детерминанты жизнедеятельности российского общества Духовная зрелость и честность с Богом

A5 Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных, является:

1) проявление активности;

2) целеполагание;

3) приспособление к среде обитания;

4) взаимодействие с окружающим миром.

А9 Духовной культурой называется

1)культура чтения

2)религиозный культ

3)процесс и результат жуховного производства

4)устройчевое приобладание духовных потребностей над материальными

А10 Рынок регулирует экономику,через механизм

1)налогооблажение

2)свободных цен

3)государственного заказа

4)государственного планирования

Свободный план сбора доходов в государство и использование полученных средств на покрытие всех видов его расходов называется:

1)финансовым планом

2)бухгалтерским отчетом

3)государственным бюджетом

1)всенародная слава

2) открытие памятника

3)всеобщее уважание

4)лестные отызывы читателей

По какому признаку выделены социальные группы: род, племя,народность?

1)демографическому

2) территориальному

1.К социальным качествам человека относятся 1) разрез и цвет глаз 2) расовые признаки 3) память, быстрота реакции 4) ценностные ориентации.2.Присущий тольк

о человеку способ взаимодействия с окружающим миром,в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, называют 1) деятельностью 3) активностью 2) наблюдательностью 4) интересом.3.Девятиклассник Роман любит химию. Он много занимается, успешноучаствует в конкурсах и олимпиадах, занимает призовые места. Какиекачества Романа проявились в данной ситуации?1) способности 3) потребности 2) особенности темперамента 4) задатки.4. свободе человека?А. Свобода предполагает возможность определять цели, выбирать модельповедения, средства и способы деятельности.Б. Свобода выражения своих мыслей, чувств, ценностных установок – важное условие творчества.1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны.5.Истинным можно считать лишь то знание, которое 1) имеет практическую значимость 2) имеет теоретическое обоснование 3) соответствует предмету познания 4) поддерживается авторитетным мнением.6.Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?1) объяснение сущности явлений природы и общества 2) оценка поступков людей с точки зрения добра и зла 3) использование художественных образов 4) обращение к сверхъестественным силам.7.Верны ли следующие суждения о познании?А. Рациональное познание позволяет выявить существенные свойства ифункции объекта познания.Б. Функционирование органов чувств – необходимая объективная предпосылка познания.1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны.8.К социальной подсистеме общества относятся 1) отношения людей по поводу власти 2) взаимодействия общества и природы 3) отношения людей в процессе материального производства 4) взаимодействия людей в малых группах и групп между собой.9. С помощью такого критерия, как развитие науки и техники, можно показать прогрессивный характер 1) отказа от смертной казни за совершение преступлений 2) успехов в развитии средств связи и коммуникаций 3) сглаживания социального неравенства в обществе 4) развития правового государства.10. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?А. Социальный институт – исторически сложившаяся форма организациилюдей, регулирующая их деятельность.Б. Социальные институты призваны удовлетворять те или иные фундаментальные потребности человека.1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Социальными нормами являются:а) традиции,б) документы,в) нравы,г) контракты,д) законы природы.2. Определите признак, свойственный постиндустриальному

обществу.1) появление массовой культуры;2) в экономике преобладают отрасли тяжёлой промышленности;3) основными критериями стратификации общества является профессионализм иуровень образования;4) структура общества является жёсткой и закрытой.3. В отличие от природы, общество:1) является системой;2) находится в развитии;3) выступает в качестве творца культуры;4) развивается по собственным законам.4. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилищачеловека от несанкционированного вторжения?1) познавательную;2) прогностическую;3) объяснительную;4) социальную.5. Какой из перечисленных элементов не относится к структуре познания?1) субъект; 3) средства;2) объект; 4) потребности.6. Верны ли следующие суждения об истине?А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемогомира.Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностейчеловека.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.7. Под культурой в наиболее общем смысле понимается:1) уровень воспитанности;2) вся преобразовательная деятельность человека;3) производство материальных ценностей;4) художественное ремесло.8. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование:а) понятий;б) суждений;в) представлений;г) умозаключений.9. Четыре фактора производства - это:а) производство, распределение, обмен, потребление;б) земля, капитал, производительность труда, прибыль;в) труд, земля, капитал, предпринимательство;г) труд, товары, деньги, земля.10. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,психической и социальной. К психической составляющей относятся:1) интересы и убеждения;2) физиологические признаки;3) половые особенности;4) типы нервной системы.11. Верны ли следующие суждения об обществе?А. Общество представляет собой часть материального мира.Б. Общество является динамичной системой, в которой могут возникать новые иотмирать старые элементы.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.12. Общим для науки и художественного творчества является:1) обоснованность предположений;2) стремление к познанию мира;3) выражение эмоций;4) формирование чувства прекрасного.13. Какую сферу общества представляют сословия, касты, классы?1) экономическую;2) социальную;3) политическую;4) духовную.14. Популярный композитор работает над новой песней. Какой виддеятельности иллюстрируется этим примером?1) духовная;2) экономическая;3) политическая;4) социальная.15. Верны ли суждения о средствах массовой информации (СМИ)?А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются воздействием на неё СМИ.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.16. Какое суждение является верным?А. Брокеры - это лица или фирмы, специализирующиеся на посредническихбиржевых операциях.Б. Дилеры – это государственные чиновники, контролирующие куплю-продажуиностранной валюты.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны

1. Что такое духовная жизнь общества? Какие компоненты она включает в себя?

2. Что такое культура? Расскажите о происхождении этого понятия.

3. Как взаимодействуют традиции и новаторство в культуре?

4. Опишите основные функции культуры. На примере одного из явлений культуры раскройте её функции в обществе.

5. Какие вы знаете «культуры в культуре»? Опишите ситуацию, в которой проявилось бы взаимодействие нескольких культур.

6. Что такое диалог культур? Приведите примеры взаимодействия и
взаимопроникновения различных национальных культур, используя знания,
полученные в курсах истории и географии.

7. С чем связана интернационализация культуры? В чём её проблемы?

8. Опишите проявления народной культуры.

9. Что такое массовая культура? Расскажите о её признаках.

10. Какова роль средств массовой информации в современном обществе?
Какие проблемы и угрозы могут быть связаны с их распространением?

11. Что такое элитарная культура? Каким образом происходит её диалог с массовой?

Выделяя основные элементы

общества, их взаимосвязь и
взаимодействие, учёные
характеризуют общество как
1) систему 2) часть
природы 3) материальн
мир
К глобальным проблемам
современного мира относится
1)
возникновение новых
межгосударственных
объединений
2) завершение промышленного
переворота
3)
существенный разрыв между
уровнями развития регионов
планеты
4) интенсивное развитие науки
Всё то, что создано человеком, в
своей совокупности называется
1) обществом 2) культурой 3) искусс
Верны ли следующие суждения о
различных типах обществ?
А.
В индустриальном обществе
высоко ценятся
индивидуальные особенности
человека, поощряются
инициатива и
предприимчивость.
Б.
Уважение к обычаям, веками
складывавшимся нормам,
преобладание коллективного
начала над частным отличают
постиндустриальное общество
от индустриального.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4) оба
суждения неверны
Какой из признаков присущ
традиционному обществу?
1) развитое фабричное
производство
2) создание основного продукта в
сельском хозяйстве
3) завершение промышленного
переворота
4) высокоразвитая
инфраструктура
В отличие от природы, общество
1) является системой
2) находится в развитии
3) выступает в качестве творца
культуры
4) развивается по собственным
законам
Верны ли следующие суждения о
взаимосвязи сфер общественной
жизни?
А.
Рост государственных
ассигнований на производство
новых видов вооружения
является примером связи
политической и экономической
сфер общества.
Б.
Финансирование меценатом
деятельности музея является
примером связи экономической
и духовной сфер общества.
1)верно только А 2)верно
только Б 3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Что из нижеприведенного является
особенностью постиндустриального
общества?
религиозный характер культуры
переход от натурального к товарному
производству
завершение промышленного
переворота
развитие информационных
технологий
9. В целях поддержки отечественного
производителя правительство
страны ограничило ввоз
иностранных молочных продуктов и
мяса. К каким сферам общественной
жизни относится данный факт?
1) экономической и социальной
2) политической и экономической
3) социальной и духовной
4) экономической и духовной
10 Быстрый скачкообразный переход
от одного общественно-
политического строя к другому
называется
1) прогрессом 2) революцией 3)
контрреформой 4) эволюцией
В1 . Установите соответствие между
терминами и определениями. Одному
элементу левого столбика
соответствует один элемент правого.
1) эволюция А) радикальное,
коренное, глубокое качественное
изменение, скачок в развитии
природы,
общества или познания
2) революция Б) преобразование,
изменение, переустройство какой-
либо стороны общественной жизни
(экономики), порядков (институтов,
учреждений)
3) реформа В) процессы изменения
(преимущественно необратимые) в
природе и обществе
Ответ: 1 2 3
В2. Ниже приведён ряд терминов.
Все они, за исключением двух,
характеризуют социальную
динамику.
1) прогресс, 2) структура, 3)
эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6)
стратификация.
Найдите два термина,
«выпадающих» из общего ряда, и
запишите цифры, под которыми они
указаны.
С1 Укажите и проиллюстрируйте
примерами любые три критерия
общественного прогресса.
С2 Вам поручено подготовить
развернутый ответ по теме
«Традиционное общество и его
особенности ». Составьте план, в
соответствии с которым вы будете
освещать эту тему. План должен
содержать не менее трех пунктов, из
которых два или более
детализированы в подпунктах.

Как вы думаете, что такое «духовная зрелость» и как ее достичь? Эта статья предназначена для тех, кто уже крестился и стал христианином. В ней вы найдете некоторые духовные качества, которые помогут вам сделать шаг на пути вашего духовного развития.

Духовный человек имеет смелость и желание узнавать правду о жизни и себе самом, вместо того, чтобы бежать от нее. Такой человек будет лично мотивирован и будет больше думать о своих духовных качествах больше, чем о физических.

Как бы вы себя чувствовали, если бы кто-то назвал вас «незрелым»? Большинство из нас воспримут подобное, как личное оскорбление. Мы не любим, когда нас называют не совсем развитыми, когда называют несерьезными или же говорят о том, что мы не можем справляться с вызовами в нашей жизни.

Духовная зрелость — это то, что Бог хочет видеть в каждом из нас:

И сам Он некоторым даровал стать Апостолами, другим — пророками, третьим — проповедниками благовествования, четвёртым — пастырями и учителями, чтобы они поучали и опекали людей Божьих. Он делал это, чтобы подготовить людей Божьих к служению ради укрепления Тела Христова, до тех пор, пока мы все не придём к единству в вере и в познании Сына Божьего и не станем зрелыми людьми, подобными Христу, достигнув такого же совершенства, что и Он. (К Ефесянам 4:11-13)

Давайте вместе посмотрим на некоторые библейские характеристики духовно зрелого человека, чтобы затем применить их к своей жизни:

Духовная зрелость и личная мотивация

Пошли мне, Господи, Твой свет и правду в поводыри, пусть приведут они меня к Твоей Святой горе, к Твоей обители. Когда войду, о Боже, я в алтарь, я буду петь хвалу Тебе на арфе, О Господи, мой Бог. (Псалтирь 42:3,4)

Духовно зрелый человек верит, что Бог есть источник всей правды и света, и такой человек будет искать Бога без указаний со стороны других людей. Насколько сильно вам нужны другие люди, чтобы каждый день искать Бога? Чтобы каждый день, молиться чаще, молиться честнее о том, что вы чувствуете или о чем думаете? Пока мы нуждаемся в напоминаниях других людей в этих вопросах, мы остаемся духовно незрелыми людьми в наших отношениях с Богом. Мы полагаемся на убеждения других людей больше, чем на свои собственные.

Духовно зрелый человек думает о внутреннем больше, чем о внешнем

Так исполняйте же всё, что они велят вам, но не поступайте, как они поступают. Я говорю так, потому что они только говорят, но не делают. Они устанавливают строгие правила, которым трудно следовать, взваливают их на плечи людям и пытаются заставить людей следовать им. Сами же не хотят и пальцем шевельнуть. Они совершают все добрые поступки только напоказ, увеличивая размеры своих филактерий и удлиняя бахрому на своей одежде. (От Матфея 23:3-5)

Отрывок, приведенный выше, описывает людей, которые не живут согласно тому, о чем сами же и проповедуют. Они выбрали легкий путь компромиссов, вместо того, чтобы выбрать тяжелую дорогу - жизнь согласно истине. Подобные люди в итоге больше фокусируются на внешних вещах - как они выглядят в глазах других людей, вместо того, чтобы больше думать о том, как они выглядят в глазах Бога.

Духовная зрелость означает, что люди знают, что если они будут больше думать о внутреннем (о сердце, об эмоциях, о вере), то и их внешнее поведение тоже будет соответствовать их внутреннему миру (Матфея 23:25-26)

Стремление к постоянному поиску истины

Иисус спросил его: «Что ты хочешь, чтобы Я сделал для тебя?» Слепой сказал Ему: «Учитель! Я хочу снова видеть». (От Марка 10:51)

Вы хотите видеть истину? Во многих областях нашей жизни нам проще отрицать что-то, чем искать истину. Проще оставаться «слепым». Вы когда-либо игнорировали реальность в следующих областях: в работе, в отношениях, в вопросах здоровья, в браке? Мы можем быть неравнодушны во многих вопросах, но мы далеко не всегда так активны в поисках истины. Почему? Потому что часто трудно смириться с истиной, либо мы чувствуем, что жизнь и так очень насыщена, а по этой причине мы не хотим еще расходовать силы и время, создавая себе новые «проблемы». Но говорит, что истина освобождает (Иоанна 8:31-32), а в итоге мы станем лишь сильнее духовно, если не будем прятать то, что мы на самом деле чувствуем или думаем (Псалом 31:1-6).

Как вы думаете, с какой истиной в вашей жизни вам пора встретиться лицом к лицу?

Духовная зрелость и честность с Богом

Когда я осознал свой перед Тобой и не покрыл молчанием позора, я молвил: «Каюсь перед Тобой, Господь!» И Ты простил вину грехов моих. Селах (Псалтирь 31:5)

Только Бог может забрать у нас чувство вины и наши грехи. Духовно зрелый человек понимает, что никто из людей не сможет забрать у него чувство вины. Большой ошибкой является попытка избавиться от чувства вины через общение с людьми, а не через общение с Богом. Духовно зрелый человек также понимает, что время, проведенное с Богом, должно включать в себя и признание своих собственных грехов, а не только выражение чувств и эмоций. Когда мы признаемся в том, что мы сделали неверно, Бог забирает у нас вину и плохие чувства о нашем ошибочном поступке.

Как часто вы проводите время с Богом, и говорите с Ним о своих грехах и чувстве вины?

Открытость в общении с другими людьми

Так исповедуйтесь же в грехах своих друг перед другом и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться. Молитва праведника имеет большую силу. (Иакова 5:16)

Духовно зрелый человек расскажет о своих грехах другим людям, после того, как он рассказал их Богу. Такому человеку будет не важно, как люди подумают о нем и что скажут. Он будет иметь смирение, признавая свои ошибки, понимая, что он нуждается в молитвах других людей, чтобы измениться.

Когда вы последний раз по своей собственной инициативе исповедовались кому-то и просили их помочь вам измениться?

Стремление к постоянному духовному росту

Твёрдая же пища предназначена для зрелых людей, ум которых, благодаря опыту, способен различать добро и зло. (К Евреям 5:14)

Духовная зрелость требует постоянной тренировки. Наши ежедневные решения могут не казаться чем-то очень важным, но когда мы решаем прятать то, что мы чувствуем или думаем, то с каждым днем становимся все более незрелыми. И наоборот - каждый раз, когда мы решаем быть открытыми и честными, даже, если это больно, мы делаем важный шаг к нашему духовному взрослению. Мы можем не видеть результаты сразу, но Библия обещает, что те, кто постоянно работают над своей праведностью и честностью, пожнут плоды своих трудов и станут духовно зрелыми личностями.

Принимайте практические решения, которые на ежедневной основе помогут вам быть честными. Учите отрывки из Библии о честности. Решите каждый день общаться с кем-то о том, что вы чувствуете и о чем думаете. Говорите об этом со своим мужем или женой, со своими духовными друзьям.

Предмет психологии чрезвычайно сложен и до настоящего времени не существует полного согла­сия между научными направлениями исследования психиче­ских явлений даже в том, что такое психика.

Существует большое разнообразие психических явлений, которые может наблюдать каждый человек с достаточно раз­витым самосознанием. По поводу основных фиксируемых при непосредственном наблюдении признаков психических явлений не существует единой точки зрения. Чаще всего указывается, что:

    психические явления могут существовать только в форме процессов, которые даны субъекту непо­средственно – в самонаблюдении,

    психические явления не имеют физических характеристик, которые присущи материальным явлени­ям,

    объективно могут быть измере­ны только некоторые временные параметры психических процессов: например, время решения определенной зада­чи, время, затрачиваемое на подготовку и выполнение определенного действия и т. д.

Феноменологические признаки психических явлений, данных субъекту в самонаблюдении по Л.М. Веккеру:

    предметность : психический процесс объек­тивно протекает в своем органе-носителе – нервной и мы­шечной системах организма, – а в своих конечных, резуль­тативных параметрах строится субъективно и только в тер­минах (образах, понятиях) свойств и отношений внешних объектов;

    неявность нейрофизиологического субстрата, необходимогого для реализации психических процессов: носителю пси­хики не представлена внутренняя динамика изменений со­стояний собственных органов, которые обеспечивают реа­лизацию психического процесса;

    чувственная недоступность : психические процессы недо­ступны прямому чувственному наблюдению; человеку непосредственно открываются лишь результаты их реализации – образы предметного мира, понятия, цели, а также связанные с ними переживания;

    спонтанная активность психики , которая не всегда подчи­нена контролю со стороны субъекта и прямо не вытекает из физических, физиологических, биологических, социо­логических и других законов.

Этот список возможных отличительных признаков психи­ческих явлений может быть продолжен:

    Л.С. Выготский : психика человека исходно формируется во внешних формах общения и деятельности с другими людьми.

    А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин : исходно все формы психики либо в эволюционном плане, либо в онтогенезе формируются между субъектом и объективным предметным миром как ре­зультат ориентировочных составляющих выполняемых дей­ствий. Основной признак психики – ее функциональная направленность на обеспече­ние активной ориентировки субъекта во внешней среде оби­тания или внутренней среде собственного организма.

Все эти особенности психики предопреде­ляют ряд гносеологических (познавательных) иллюзий, кото­рые могут возникать в процессах рефлексивной ориентировки субъекта в особенностях собственных психических функций. Субъективные затруднения и ошибки, которые могут возникать при анализе субъектом собственных психических особенностей и возможностей:

    Иллюзия бессубстратности психического процесса: психика рассматривается субъектом как не имеющая ма­териальных причин активность души.

    Иллюзия непосредственной данности психических явлений их но­сителю: у человека возникает ощущение, что психику он на­блюдает в себе самом такой, какая она и есть «на самом деле».

    Иллюзия спонтанной активности : у человека возникает ощущение полной свободы воли – убеждение субъекта, что его действия и поведение полностью могут определять­ся его собственными целями, желаниями и мотивами.

«Прозрачность», невоспринимаемость образа, сквозь ко­торый человеку дан объект, в различных ситуациях может вес­ти к двум формам искажений ориентировки субъекта в мире:

    иллюзия отождествления образа с объектом : то, что пред­ставляется («кажется»), принимается за реальность;

    иллюзия отождествления объекта с его образом : реальность принимается за то, что только «кажется», представляется.


(отрывок из книги Тозера, перевод В.П. Зинченко)
Понятия о духовности у различных христиан разные.
В некоторых кругах считается наиболее духовным человек с хорошими речевыми способностями, который может без умолку говорить на религиозные темы; другие считают признаком духовности шумную возбужденность, а некоторые думают, что самый духовный в церкви тот, кто молится всегда первым, длиннее и громче всех остальных.
И действительно, энергичное свидетельство, частые молитвы и громкое славословие могут вполне совмещаться с духовностью, но мы должны понимать, что эти качества сами по себе еще ничего не доказывают. Истинная духовность проявляется в некоторых преобладающих желаниях. Эти постоянные, глубокие желания становятся столь сильными, что оказывают побуждающее влияние и контролируют весь ход жизни. Я перечислю их, хотя и не ручаюсь, что порядок перечисления будет соответствовать степени важности.

1. Первое - это желание быть прежде всего святым, а потом уже счастливым. Жажда счастья среди христиан настолько превосходит стремление к святости, что часто показывает фактическое отсутствие святости. Истинно духовный человек знает, что Бог дает избыток радости лишь после того, как мы станем способны ее воспринять, не повредив нашим душам, и не раньше. Джон Уэсли сказал о членах одной из первых методистских общин, что он сомневается, будут ли они совершенными в любви, потому что они посещают собрания для того, чтобы приобщаться к религии, а не для того, чтобы стать святыми.

2. Человека можно считать святым, если он желает видеть славу Христа, умножающуюся во всей его жизни, даже если ради этого ему придется потерпеть на какое-то время бесчестье или лишение. Такой человек молится: «Да святится имя Твое» и про себя добавляет: «Чего бы это мне ни стоило, Господи». Жить для славы Божьей стало для него своего рода духовным рефлексом. Он уже сделал выбор во всем, в чем затрагивается слава Божия, еще до того, как наступит сам момент выбора. Он не торгуется со своим сердцем по данному вопросу. Слава Божья - это его жизненная необходимость, он жадно глотает ее, как задыхающийся - воздух.

3. Духовный человек желает нести свой крест. Многие христиане принимают несчастье или скорби со вздохами и называют это своим крестом, забывая, что такие вещи встречаются одинаково и у святых и у грешников. Крест - это несчастья сверх обычных, которые приходят к нам, как результат нашего послушания Христу. Этот крест не возлагается на нас насильно, мы берем его добровольно, вполне осознавая все возможные последствия. Мы выбираем для себя послушание Христу, и таким образом выбираем несение креста. Нести крест - значит быть привязанным к Личности Христа, подчиненным Христу, как Господу и послушным заповедям Христа. Человек, который таким образом привязан, подчинен и послушен и есть духовный человек.

4. Далее, христианин является духовным тогда, когда он видит все с Божьей точки зрения. Способность все взвешивать на Божественных весах и оценивать так, как оценивает это Бог, является признаком жизни в Духе. Бог смотрит не только снаружи, но также и насквозь. Его взгляд не останавливается на поверхности, но проникает в истинную суть вещей. Плотской христианин смотрит на предмет или на ситуацию снаружи и, поскольку он не видит дальше этого, то все его радости и горести зависят только от видимого. Духовный человек способен смотреть насквозь, как смотрит Бог, и думать о вещах так, как думает Бог. Он стремится видеть все так, как видит Бог, даже если при этом приходится смиряться и с мучительной болью осознавать свое невежество.

5. Следующее желание духовного человека - лучше праведно умереть, чем неправедно жить. Признак истинной зрелости человека Божьего - его равнодушие к земным благам. Христианин, сознание которого порабощено любовью к земному и телесному, смотрит на смерть с замирающим от ужаса сердцем, но живущий по Духу становится все более безразличным к числу своих земных лет и, в то же время, все более озабоченным тем, какой образ жизни он здесь ведет. Он не покупает себе немногие счастливые дни жизни ценой компромисса или падения. Он не боится в любой момент умереть, потому что пребывает во Христе, зато боится позволить себе неправедные поступки, и это сознание, словно гироскоп, держит в равновесии его мысли и дела.

6. Желание видеть успех других за свой счет - еще один признак духовного человека. Он желает видеть других христиан выше себя и счастлив, когда они идут на повышение, а его самого обходят. В его сердце нет зависти, и ему приятно, когда его братья в почете, потому что такова воля Божия, а воля Божья - это для него небо на земле. Если так угодно Богу - значит, и ему хорошо, и если Бог желает возвысить над ним кого-либо другого, он этим вполне доволен.

Уроки 44-46. Содержание и формы духовной деятельности

Итог

Творческая деятельность

Творческая деятельность

Что такое «творческая деятельность»? Чем она отличается от других видов деятельности?

Какие ассоциации возникают у вас при слове «творчество»? (После ответов ребят, по ходу объяснения учителя, выстраивается схема.)

В чем заключается социальная сущность деятельности?

Какова структура деятельности?

Как связаны между собой цель, средства и результат деятельности?

Каковы мотивы деятельности?

Как соотносятся потребности и интересы?

В чем особенности творческой деятельности?

Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание Выучите § 17, выполните задания.

Главный герой повести Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» - подросток, который живет одним стремлением, одной мечтой: не дать малышам, беззаботно резвящимся на поле, свалиться в пропасть, находящуюся здесь же, рядом. Один педагог использовал образ этой книги, когда размышлял о роли культуры, роли духовной деятельности в формировании личности. Он назвал культуру «ловцом во ржи». Не секрет, что сегодняшний мир значительно поднял и укрепил материальные стимулы. Но еще когда-то в древности было произнесено: «Не хлебом единым...»

В «Школьном философском словаре» дается следующее толкование этих категорий:

Дух - идеальный мир, ступень его причастности к сознанию, наиболее полно воплощенные в человеке.

Духовное - особая сфера деятельности, для которой характерны специфические проявления духа - язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному относятся также высшие ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера.

Сложные, но очень интересные вопросы мы исследуем сегодня на уроке.

Итак, как же происходит процесс создания и освоения духовных ценностей? Какие особенности имеет этот процесс? По ходу моего рассказа вы должны в своих тетрадях записать в виде тезисов ответы на данные вопросы.

На прошлом уроке мы выяснили структуру любой деятельности. Духовная деятельность не является исключением. Она протекает по той же схеме:

Цель -> средства -> результат

Результат - формирование духовных ценностей. - Что же такое духовные ценности и чем они отличаются от всех прочих?

Исследователи подразумевают под ценностью то, без чего человек не мыслит полноценной жизни, то, что свято для конкретного человека, для группы людей или для всего человечества. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл человеческой жизни. В наши дни даже появилась специальная наука аксиология - наука, изучающая ценности.


Философы обращают внимание на следующие отличительные признаки духовных явлений:

Идеальность. Создавая произведения искусства и культуры, люди опредмечивают в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды. Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечивают заключенные в ней духовные ценности, расширяя и развивая индивидуальные творческие способности.

Общественный характер духовных ценностей. Духовные ценности создаются в процессе общения, распространяются посредством коммуникации и служат повышению социальных взаимодействий. В ходе потребления духовных ценностей их совокупный фонд не уменьшается, а увеличивается. Например: «Если у меня есть яблоко и я отдам его тебе, то у меня уже не будет яблока. Если у меня есть идея и я поделюсь ею с тобой, то у нас обоих будет общая идея».

В процессе создания ценностей специфическую роль играют знаки и символы. Знаки и символы окружают нас повсюду и от того, как быстро и точно мы расшифровываем их тайный язык, зависит общий уровень культурной компетенции личности.