Для чего был построен успенский собор. Московский Кремль: Патриарший Успенский собор

Ни для кого не секрет, что с давних времен на Руси точкой отсчета строительства города являлся православный храм. Он был основой каждого населенного пункта. Причем было принято, чтобы постройка возводилась на том месте, где покоились мощи святого. Они-то и символизировали «сердце города». А имя святого становилось «тайным именем» населенного пункта.

И, конечно же, в этой связи особый интерес вызывает вопрос на предмет того, а какой «религиозный» объект был первостепенным, когда зарождалась Москва. Каждый россиянин просто обязан знать, что это Успенский собор, находящийся на территории Соборной площади столицы. Однако он имеет и другое название - кафедральный собор Успения Божьей матери. Доподлинно неизвестно, на мощах какого святого была воздвигнута Белокаменная. Но то, что строительство Успенского собора в Москве было отнюдь не спонтанным мероприятием, сомнению не подлежит. А как все начиналось?

История создания

Примечательна уже сама история строительства Успенского собора в Москве. Изначально, в 12 столетии, на его месте находилась обычная деревянная церквушка.

Спустя один век, запланировал первое строительство Успенского собора в Москве. Причем ему удалось реализовать свою идею на практике. Но уже через четверть столетия его преемник решил возвести новый храм. А надоумил его на это митрополит Киевский и всея Руси Петр. Решили, что объект обветшал и на его месте должен появиться новый. И было бы огромным невежеством не знать ответа на вопрос: «Строительство Успенского собора в Москве при князе каком осуществлялось?» А он вместе с тем является крупной исторической фигурой. Именно он приумножил границы русского государства и дал окончательный отпор «Золотой Орде». Тем, кто владеет данной информацией, нетрудно догадаться, при каком правителе было затеяно строительство Успенского собора в Москве. При князе Иване 3, естественно. Причем русский правитель потратил на этот проект огромные деньги. Но после его реализации Белокаменная с архитектурной точки зрения существенно сблизилась с такими городами, как: Киев и Владимир.

Образец для преобразований

Наверняка тот, кто не может ответить на вопрос: «Строительство Успенского собора в Москве: при ком оно начиналось?», не имеет ни малейшего представления о том, какой объект архитектуры был взят за основу при возведении главного храма столицы.

А его между тем можно с натяжкой назвать величием зодческого искусства. Речь идет о Георгиевском соборе города Юрьев-Польский. Последний был возведен князем Святославом Всеволодовичем в 1234 году. Ранее на этом месте красовалась Георгиевская церковь, которая явилась отправной точкой в основании города Юрьев-Польский.

Первый этап

Начало строительства Успенского собора в Москве пришлось на 1472 год. был демонтирован, и зодчие приступили к возведению нового объекта. Но в 1474 году в Белокаменной случилось землетрясение. Собор, находящийся в стадии строительства, получил серьезный урон. Иван 3 приказывает разобрать то, что удалось возвести и начать все заново. Работу должны были выполнить зодчие из Пскова - Мышкин и Кривцов.

По каким причинам отказались наши зодчие?

Однако они отказались от этого поручения. Почему? Одна из летописей гласит, что «умельцы» из независимой республики попросту побоялись осуществлять строительство Успенского собора в Москве (век - 13) ввиду сложности самой работы. Однако, принимая во внимание крутой норов русского князя, в это верится с трудом. Должна быть еще одна причина и историки связывают ее с ересью, которой мог «морально» противостоять только итальянец Аристотель Фиорованти. Дело в том, что собор, который в конечном итоге спроектировал иностранец, с точки зрения соблюдений традиций русского зодчества выполнен практически идеально.

Единственное, что вызывало сомнение - это святые мощи. Возможно, имелись веские основания полагать, что «покоившиеся» мощи принадлежат человеку, который вел отнюдь не праведный образ жизни. При этом Софья Полеолог, выйдя замуж за Ивана 3, привезла с собой в качестве приданного много вещей религиозного значения. И если предположить, что во время восстановления собора имела место смена мощей, то, принимая во внимание принципы отечественного градостроительства, поменялось «тайное имя» и, соответственно «судьба» населенного пункта. А между тем историки отмечают, что как раз при Иване 3 рачительно изменился сам ритм развития страны.

Иностранец

Так или иначе, но Софья Палеолог убедила супруга и его ближнее окружение в том, чтобы строительство Успенского Собора в Москве выполнил «заморский» зодчий. Она специально отправляет послов в Италию, чтобы те уговорили и привезли в Белокаменную именитого итальянского инженера Аристотеля Фиорованти, который прославился тем, что смог передвинуть колокольню у себя на Родине. Вскоре заморский архитектор прибывает в Белокаменную. Примечателен тот факт, что для иностранного гостя возведение православного храма было абсолютно новым делом. Прежде чем приступить к работе, Фиорованти съездил во Владимир, чтобы поближе познакомиться с постройками русского зодчества. Мастер решил сначала сделать пробный проект и возвел неподалеку от Андроникова монастыря кирпичный завод.

После он уже приступил к своей основной работе, плата за которую составила 10 рублей в месяц.

Архитектурная составляющая

Итак, строительство Аристотелем Фиораванти Успенского собора в Москве началось в 1475 году. Процесс возведения объекта длился четыре года

За образец нового архитектурного шедевра был взят Успенский собор во Владимире. Тем самым русский правитель хотел продемонстрировать, что Москва станет преемницей Владимира с точки зрения главенственности городов. Строительство Успенского собора в Москве должно было стать весомым аргументом в пользу того, что Белокаменная станет столицей Руси. Более того, ожидалось, что новый храм поднимет международный авторитет новой столицы как наследницы Византии и Рима.

Размеры Успенского собора впечатляли. Фиорованти, придерживавшийся архитектурных традиций европейского Возрождения, смог консолидировать в единое целое традиционные формы русского - византийской церкви и модернистский Ренессанс, взятый за основу в обустройстве пространства. Итальянский инженер не только смог максимально точно воспроизвести великолепие и красоту Владимирского храма, но и воплотить в новом Успенском соборе самое передовое в достижениях романо-готической и русско-византийской архитектуры.

Не тронув главные составляющие православного монастыря (алтырные апсиды, закомарные покрытия, крестово-купольное сочетание), Фиорованти добавил в архитектурный проект «хорошую порцию» собственного видения, которое имело мало точек соприкосновения с традиционным русским зодчеством. Например, он реализовал на практике авторское решение в выборе объемно-пространственной модели собора. Итальянец сделал так, чтобы ветви центрального креста небыли массивными и привлекающими к себе внимания.

Их он выровнял как по высоте, так и по ширине. Такой нестандартный подход создавал ощущение монолитности и единства всего храма, который, как выразился один из летописцев, воспринимался «яко един камень».

Пятиглавый Успенский собор, состоящий из блоков белого камня, восхищал потомков величественной высотой, пространством и четкостью геометрических пропорций. Эти параметры стали отправной точкой в осознании того, что шедевр итальянского мастера Фиорованти является главным объектом православия в Древней Руси.

Интерьер

Строительство Успенского собора в Москве при Иване 3 завершилось в 1479 году. И на протяжении трех последующих лет он не имел никаких декоративных элементов. Только потом несколько мастеров, в число которых входил иконописец Дионисий, приступили к расписным работам, которые длились долгих 33 года. К сожалению, в силу объективных причин декорирование помещений храма заняло много времени. Через несколько десятилетий сырость и перепады температур повредили фрески, и Успенский собор пришлось расписывать заново. Вдобавок к этому, архитектурный шедевр Фиорованти неоднократно испытывался на прочность природными стихиями. Он горел в результате пожаров, поэтому собор регулярно нуждался в реставрации.

Место для венчания царей

Спустя время, наследники Ивана 3 осознали, что строительство Успенского собора в Москве (дата: 1475 год) было нужным и своевременным действием. В 1547 году в нем проходила церемония И после него наследники русского престола были главными участниками этого обряда именно в стенах Успенского собора. А в 1613 году здесь состоялся Земский собор, на котором было принято решение, что править Русью станет царь Михаил Федорович Романов. В 1624 году детище Фиорованти вновь подверглось угрозе обрушения: в любую минуту своды могли не выдержать. Пришлось проводить очередную реконструкцию, которая предполагала усиление несущих конструкций. Но на этом испытания на прочность Успенского собора не закончились.

В 1812 он подвергся разорению со стороны французских захватчиков. Нашим солдатам удалось спасти часть «религиозного» реквизита и перевезти его в Вологду.

Храм в XX веке

В 1917-м в архитектурном шедевре, созданном Фиорованти, был организован Всероссийский Русской православной церкви, который реабилитировал институт патриаршества в РПЦ. И вскоре в стенах Успенского храма состоялась церемония интронизации нового патриарха Тихона.

В 1918 году, после пасхального богослужения, архитектурное наследие Ивана 3 было закрыто для православных. В годы ВОВ Успенский собор каким-то чудом остался нетронутым фашистами. И только в середине 50-х храм вновь распахнул свои двери, но уже в статусе музея. Но храм вновь нуждался в реставрационных работах, и они продолжались несколько десятилетий. В начале 90-х с разрешения РПЦ и руководства музеев московского Кремля в Успенском соборе вновь можно было проводить литургии, а посетителям слушать церковные песнопения. Богослужения здесь проходят и на Пасху, и на Рождество, и на Успение Божьей матери.

Культурное наследие храма

Строительство Успенского собора в Москве (год 1475) явилось главной предпосылкой того, что Белокаменная станет сердцем русского государства. Естественно, в новом храме должны были находиться самые ценные для русского православного человека реликвии. И это было, действительно, так. В Успенском соборе ранее находилась чудотворная икона Божией Матери Владимирской. Изначально она являлась собственностью владимирского Успенского собора. Но в целях сохранности князь Василий I перевез ее в Москву. Сейчас она находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Но в Успенском соборе также можно найти икону владимирской Божией Матери, но не оригинал, а копию, сделанную подмастерьем Дионисия.

Еще один бесценный объект культурного наследия храма - раритетная икона «Спас на престоле». Эта работа византийского мастера ранее хранилась в (Великий Новгород). Перевез ее в Успенский собор сам Иван 3.

Так или иначе, но коллекция святых образов периода 11-12 столетий в архитектурном шедевре Фиорованти считается одной из самых богатейших в мире.

Примечателен тот факт, что декораторские работы мастеров, в составе которых был иконописец Дионисий, начавшиеся спустя три года после возведения храма были настолько высоко оценены Иваном 3 (он, собственно, и инициировал строительство Успенского собора в Москве (год 1475)), и митрополитом, что они в один голос восхищенно произнесли: «Мы видим небеса».

Был еще один небезынтересный факт. В восстановительных работах храма в период с 1642 по 1644 год принимал участие стольник Григорий Гаврилович Пушкин, который был прямым предком великого русского поэта.

По приказу Ивана Грозного непосредственно перед иконостасом была отведена молельная зона для правителя («Мономахов трон), которая является неким символом постулата о том, что Москва - это «третий Рим». Дверцы и стены молельной зоны правителя декорированы 12 барельефами с изображением сюжетов из «Сказаний о князьях Владимирских».

В стенах Успенского собора проводились бракосочетания русских правителей. Здесь же в 16 столетии немка Екатерина Вторая приняла православную веру.

В эпоху большевизма храм неоднократно разграблялся.

В настоящее время детище Аристотеля Фиорованти, находящееся в границах московского Кремля, возведено в статус музея. Однако данный факт вовсе не означает, что в Успенском соборе не ведутся богослужения, напротив, они инициируются в великие христианские праздники. Но к числу Кафедральных соборов столицы объект культурного наследия Ивана 3 не относится. Тем не менее в списке памятников русскому Православию Успенский собор занимает одно из почетных мест.

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1475 год
Окончание строительства: 1479 год
Архитектор: Аристотель Фьораванти
Святыни: Гвоздь Господень, посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси
Координаты: 55°45"03.6"N 37°37"01.9"E

Московский Кремль - древнейший историко-архитектурный комплекс, достопримечательность, которой по праву может гордиться Москва. Успенский собор, находящийся на территории Московского Кремля , в течение очень длительного времени являлся главным храмом столицы.

Вид на собор с Соборной площади

Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором - им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.

В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями. Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось. Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен - на блоках с колесами.

Вид на собор со стороны Ивановской площади

Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора - он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.

Новая жизнь Успенского Собора

Постройка нового храма под руководством мастера-итальянца вдохнуло в собор буквально новую жизнь. Так в конце 15-го века здесь был коронован на княжество внук Ивана 3 Димитрий, а уже в 1547 году здесь же венчали на царство небезызвестного Ивана Грозного . Причем Успенский Собор в Кремле не потерял своего государственного значения даже после перенесения столицы России в Санкт-Петербург. Начиная с Петра Первого, короновать всех российских императоров только в Успенском Соборе стало доброй традицией. Европейцы в лице французских наполеоновских вояк не преминули в 1812 году осквернить и спалить этот храм, однако уже во время войны он был полностью восстановлен.

Вход в собор с Соборной площади

Успенский Собор в 20 веке...

В неспокойное начало 20 века, которое переживала вся Россия, в Успенском Соборе было принято судьбоносное для Русской Православной Церкви решение о том, чтобы патриаршество на Руси было вновь возобновлено. Так же здесь была проведена церемония интронизации патриарха Тихона. В первые годы Советской власти Успенский Собор был закрыт, последняя церковная служба прошла в 1918 году на Пасху. Именно это событие и послужило сюжетом для картины известного русского живописца Павла Корина «Русь уходящая».

(рус. Успенский собор; англ. Dormition Cathedral)

Часы работы: каждый день с 10.00 - 17.00, выходной – четверг.

Успенский собор Московского Кремля – одна из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов. Это старейшее, полностью сохранившееся здание Москвы.

Первый каменный собор, на месте нынешнего, был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I. 4 августа 1326 года, на месте прежнего деревянного храма, был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы, во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси –Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву. В северной части собора Петр собственноручно устроил себе гробницу.

Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, от древности и от многих пожаров, грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подперты древами толстыми». Строительство нового собора, огромных для того времени размеров, было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Филипп распорядился строить новый собор по образцу Владимирского Успенского собора, но крупнее его. Мастера довольно точно повторили форму Владимирского собора, он должен был иметь пять нефов, пять глав и хоры. Длина собора, с требуемой прибавкой в 1,5 сажени, составляла примерно 40 м, ширина – 34 м и высота – около 35 м. Когда стены нового собора поднялись на высоту человеческого роста, в них были сделаны ниши, и туда были помещены мощи московских святителей – Петра, Киприана, Фотия и Ионы. 20 августа 1479 года митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.

Собор часто страдал от пожаров. Уже в 1493 г. собор дважды зажгла молния. И в конце XV века великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Семен Толбузин, за приличную для того времени сумму в 10 рублей в месяц, уговорил приехать в Москву болонского мастера Аристотеля Фиораванти. В Москву Фиораванти прибыл в апреле 1475 года и сразу же по прибытии взялся за дело. Надо сказать, что в русских летописях сохранилось очень подробное описание строительства Успенского собора. Так, сообщается, что итальянский мастер велел «изнова рвы копати», глубже, чем русские мастера, забил в них дубовые сваи. В летописях также есть упоминание о том, что Аристотель применял при постройке «колеса» (блоки), в результате чего «вверх камение не ношаше, но ужищем цепляше и възвлекаше, и верху цепляше малые колесца, еже плотники векшою зовут, еже им на избы землю волочать, и чюдно видети». Здесь, в 1498 году, Иван III короновал великим князем внука Дмитрия (сына Ивана Ивановича Молодого и Елены Волошанки), в обход своего старшего сына Василия, от Софьи Палеолог. Хотя впоследствии, в самом начале XVI века, Иван III и отстранил Дмитрия от политической жизни, склонившись в пользу Василия, однако разработанный в 1498 году, по византийскому образцу пышный ритуал коронации продолжал существовать, а в дальнейшем лег в основу коронации Ивана IV, в 1547 году, царским венцом.

Первые земельные вклады в Успенский собор восходят к концу XV века, когда его земли начали отделяться от земель митрополичьей кафедры. В 1486 году, накануне своей смерти, верейский князь Михаил Андреевич дал «к Пречистой соборной церкви на Москву, протопопу и священником, в Ерославском уезде, свое село Татаренки в Заечкове со всем, что к тому селу исъстарины потягло по своей души, после своего живота». Интересно, что этот вклад был условным – оговаривалось, что если бы Великому Князю потребовалось это сельцо, то он мог забрать его себе, дав протопопу и священникам Успенского собора за него 60 рублей. Помимо прямых земельных вкладов собору жертвовали и деньги, с условием покупки на них земли.

В начале XVII века продолжился рост вотчин Успенского собора, и в 1630-х годах размер достиг максимума. Земельные владения собора были наделены значительными льготами. Первая жалованная грамота была дана еще в 1575 году Иваном Грозным. Борис Годунов, в 1598 году, дал новую жалованную грамоту.

В 1605 году восставшие москвичи, выступившие на стороне самозванца Лжедмитрия I, разгромив дворы Годуновых, многих бояр, дворян и дьяков, ворвались в Успенский собор «со оружием и дреколием», как вспоминал впоследствии патриарх Иов, прервали богослужение и «извлекши его из алтаря, по церкви и по площади таская позорища многими позоры». Лжедмитрий I, вступив в Москву, венчался в Успенском соборе на царство, 21 июля 1605 года, патриархом Игнатием, сменившим Иова, отправленного в ссылку.

После избрания в 1606 году, на Красной площади, Василия Шуйского его сторонниками царем, он отправился в Успенский собор, где дал «крестоцеловальную запись» в том, что при нем не будет нарушений феодальной законности, совершавшихся при Грозном и Годунове. Другое шумное церковное выступление было организовано в Успенском соборе в связи с затянувшейся осадой Калуги, где укрылся после отступления от Москвы, с остатками своего войска, Болотников. Исход борьбы был еще неясен, и в Успенском соборе, в присутствии царя, патриарха Гермогена, царского двора, и московских жителей специально привезенный из Старицы, бывший патриарх Иов освободил москвичей от прежних клятв, в том числе «царю Дмитрию», под лозунгом которого развивалось восстание. Пострадал собор и во время разорения Москвы польскими войсками и большим отрядом немецких наемников в 1611-1612 годах.

В 1624 году, угрожавшие падением своды собора были разобраны «до единого кирпича» и вновь сложены, с учетом образовавшихся в верхнем ярусе деформаций по измененному рисунку («вспарушенной» конфигурации), с армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

Начиная с XVII века точно известен состав причта собора. Так, в 1627 году причт составляли: протопоп, протодьякон, два ключаря, 5 попов, 5 дьяконов и 2 пономаря. (Для сравнения: причт Архангельского собора состоял из 14 священников, Благовещенского – из 11-ти). Из патриаршего казенного приказа выдавались свечи и церковное вино. Причем до 1675 года свечные огарки поступали в пользу причта, но после стали отдаваться назад, в патриарший казенный приказ, где их перетапливали на свечи.

В 1642-1644 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим, дошедшим до нас, образцом фресковой живописи на территории Кремля. Кроме того, в соборе были устроены слюдяные двери с медными решетками. По окончании работ большая часть лиц, принимавших в них участие получили от царя щедрые подарки сукнами, соболями, серебряными кубками и ковшами. В 1660-х годах поновлялась живопись наружных стен: над алтарями, над северными и западными дверьми. Из-за неравномерной осадки фундаментов на протяжении всего XVII века западная стена собора находилась в аварийном состоянии. Собор из противоаварийных соображений был связан в уровне пять сводов дополнительными связями.


В XVII веке (а вероятно и ранее), дворы Успенских соборян были расположены в Кремле около Тайницких ворот. Земля, на которой были расположены дворы богородицких священнослужителей, принадлежала Успенскому собору, но сами строения, дворы, составляли частную собственность, принадлежали тем, кто там жил. С 1654 году дворы Успенских соборян были «обелены» (освобождены от налогов), но в начале XVIII века Петр I, несмотря на свою жалованною грамоту, взимал с дворов «банные» деньги, в размере 1 рубля с каждой бани.

В 1721 году вместо единого патриарха во главе русской церкви была поставлена коллегия духовных сановников. Ближайшее заведование Успенским собором и его духовенством принадлежало московской Синодальной Конторе, начало которой, как самостоятельного учреждения, было положено указом Петра I от 19 января 1722 года. 24 мая 1721 года Синод издал указ о том, чтобы «в Москве к соборным и знатным приходским церквам» рукополагать в священники и дьяконы учеников московских «Славено-Латинска диалекта школ». От духовного лица, которое хотело сделаться протодьяконом Успенского собора, кроме того требовалось «громогласие». Для того чтобы избрать вполне достойного протодьякона, отличающегося «громогласием» иногда устраивали состязание между несколькими кандидатами в церкви двенадцати апостолов.


Пожар, начавшийся в Москве 2 сентября 1812 года, в самый день вступления французов в Москву, и продолжавшийся до 8 сентября, истребил почти три четверти московских зданий. Кремль уцелел от пожара, хотя опасность загореться была настолько велика, что поселившийся в нем, со своей гвардией, Наполеон должен был на время оставить его. Раки святителей московских – Петра, Ионы и Филиппа были покрыты серебряными досками. Все это было похищено, осталась только рака святого митрополита Ионы и часть риз на иконах, находящихся на третьем ярусе иконостаса, с правой стороны. Кроме разграбления собора французы совершили и осквернение его. Так, они устроили посреди собора горн, в котором переплавляли ризы с икон и пережигали священные парчовые облачения. Вся стенопись собора, которая была произведена в конце XVIII столетия, была испорчена копотью от костров, с помощью которых неприятель обогревал собор, еще не имевший печей, и летевший из горна изгарью от пережигавшихся парчовых облачений. Насколько было велико опустошение собора видно из того, что на его возобновление издержано было 192 135 рублей 54 копейки.

Собор был отреставрирован и заново освящён 30 августа 1813 года, епископом Дмитровским Августином (Виноградским). 2-го февраля 1818 года для Успенского собора были установлены новые штаты, по которым священно- и церковно-служители стали получать следующее содержание: протопресвитер – 2000 рублей, сакелларии по 950 рублей, четыре пресвитера по 850 рублей, протодьякон 1000 рублей, 4 дьякона по 750 рублей, псаломщики и пономари по 150 рублей. В 1822 году император Александр I даровал некоторым служителям дополнительное содержание: сакеллариям «как хранителям Ризы Господней и святыни собора вообще» и двум пресвитерам, приставленным к мощам святого Петра митрополита – по 250 рублей, псаломщикам и пономарям по 150 рублей.


Первым старостой Успенского собора 29 января 1817 года, стал московский, 2-й гильдии, купец Сергей Федорович Болдырев. В обязанности старост входило заведование церковным хозяйством собора совместно с сакеллариями, под высшим наблюдением протопресвитера.

Коронация Николая II 14 мая 1896 года оказалась последней коронацией в Успенском соборе.

В конце XIX - начале XX века была произведена реставрация Успенского собора. Новые откосы, чтобы меньше повредить роспись стен, делались не каменными, а алебастровыми по проволочной сетке. По найденным остаткам восстановлены валики окон второго яруса, а по аналогии – и окон абсид. Восстановлены и валики окон малых барабанов, но здесь, из-за малой толщины стенок, не перелицовывали кладку, а сделали профиль только из штукатурки. Много споров вызвал вопрос о покрытиях собора. Открылись замки сводов в виде больших каменных плит с углублением посередине для установки креста, а на расстоянии около 3 аршинов от вершины, в кладке обнаружены железные ушки, для растяжек к нему. Другие возражали, что должны были быть деревянные журавцы, поскольку в летописях есть упоминания о пожарах, начинавшихся с глав. 15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви.


Новая эпоха в жизни памятника началась с революционных событий в Кремле произошедших второго ноября 1917 года. Успенский собор, как и некоторые другие кремлевские здания, был поврежден при артобстреле: пострадали центральная, юго-западная и юго-восточная главы. 20 ноября 1918 года собор был обследован архитектором Московского дворцового управления, академиком И.В. Рыльским, а сметы на реставрацию составлены архитектором В. Марковниковым. Одна из пояснительных записок, относящихся к реставрационным работам в Кремле, сообщает, что «работами 1917- 1918 годов было почти все исправлено, и сейчас трудно уловить уже, что Кремль обстреливался».

Успенский собор был закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда в Кремль правительства РСФСР. Последняя, перед закрытием храма, служба была совершена на Пасху 1918 года – 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии – епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

После Октябрьской революции Успенский собор был превращен в музей. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. В период конца 10-х - начала 20-х годов XX века были произведены реставрации и раскрытия многих древних икон.

На протяжении 1930 -1940-х годов, из Успенского собора и других памятников Кремля, прежде всего, упраздненных, продолжалась выдача предметов, главным образом, из драгоценных и цветных металлов, в Госфонд, Рудметаллторг, Антиквариат (только за 1930 год было сдано 1219 предметов). Состояние собора резко ухудшилось, протекала кровля, а денег на ремонт не поступало, зимой и весной стены покрывались густым инеем, на полу образовывались ледяные наросты, из-за чего приходилось закрывать собор для доступа посетителей. Все это приводило к значительному ухудшению состояния монументальной и станковой живописи. Лишь в 1946 году начались систематические работы по укреплению икон и фресок в соборе. Обследование стенописи в интерьере собора показало, что в центральном барабане пробоина (1917 г) не была оштукатурена, часть росписей была расчищена и вновь записана в 1914-1917 годах (северный неф). В южном нефе закончены главы и своды, а на стене и столбах живопись была лишь расчищена. Комиссия приняла решение провести только консервационные работы, при которых вся поверхность настенной живописи была укреплена, промыта и приведена в экспозиционный вид. Одновременно был поставлен вопрос о необходимости восстановить отопление и электроосвещение в соборе, что было сделано лишь в 1949-1950 годах.

В 1954 году, после долгого перерыва, организуются экскурсии в только что отреставрированные Успенский (экскурсовод Н.В. Гордеев) и Благовещенский (экскурсовод Е.И. Сергеева) соборы, а с 20 июня 1955 года Кремль открывается для свободного доступа посетителей. В феврале 1960 года он был передан в ведение Министерства культуры СССР.

В 70-х годах начинается комплексное исследование памятника на основе программы, утвержденной Ученым советом Музеев Кремля еще в сентябре 1964 года. Оно предусматривало выяснение технического состояния ограждающих конструкций здания, его фундаментов, сводов, подпружных арок и связей, а также причин, вызывающих повышенную влажность и засоленность кладки, что вызывает повреждение и разрушение стенописи в соборе. В течение 1974-1976 годов, была проведена цементация фундамента по периметру здания и у восточных пилонов, для предотвращения его осадки. Новая система кондиционирования воздуха обеспечила поддержание стабильных параметров температуры и влажности в соборе, необходимых для создания оптимальных условий сохранения памятников в его интерьере.

Успенский собор сегодня - величественный и монументальный, мощных пропорций, трехнефный пятиглавый храм. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень». Современники поражаются величеством и высотою, светлостью и пространством собора.

Фасады собора делятся лопатками на равные части: северный и южный – на четыре, западный и восточный – на три. Верхний ряд окон сильно поднят и частично захватывает поле закомар. Наиболее ответственные элементы здания – подпружные арки, своды и барабаны сложены из кирпича (карнизы белокаменные). Размер фиоравантиевского кирпича (28х16х7 см). Стены и своды над западной папертью сложены из другого, большемерного кирпича (30х14,5х8 см, а также 22х11х5 см). Возможно, они сложены позднее. Все вертикальные членения фасада одинаковы по ширине и главный фасад, выходящий на Соборную площадь Кремля, имеет четыре членения одинакового размера, завершенных полуциркульными закомарами равной высоты.

Нижний свет Успенского собора состоит сейчас из десяти окон четверика и семи окон алтарных полукружий. Новым, в композиции Успенского собора, было, также, применение пяти низких и плоских апсид при трехнефном плане, вследствие чего алтарная часть слабо выявлена снаружи, а со стороны Соборной площади скрыта за угловым контрфорсом.


Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод. Своды Успенского собора представляют особый интерес – двенадцать равновеликих частей были перекрыты: пять – барабанами, семь – крестовыми сводами. В архитектуре великокняжеской Москвы, крестовые своды были применены Аристотелем, по-видимому, впервые, хотя домонгольская Русь их знала. Как средний, так и угловые барабаны, в соборе, расположены над одинаковыми по размерам ячейками и поставлены на одной высоте, причем восточные отчленены иконостасом. Прием взят из композиции крестово-купольного храма. Диаметр же центрального барабана, приблизительно на метр, превышает диаметр отверстия, на котором высится глава. Несмотря на все проблемы, здание удалось построить так, что в нем преобладает ощущение цельности внутреннего пространства, не разгороженного, а лишь архитектурно расчлененного, широко расставленными стройными круглыми столбами.

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля - изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Современный облик собора определяют росписи 1642-1643 годов (над ними работала группа из 150 художников, во главе с царскими изографами – Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым), и грандиозный иконостас 1653 года, созданный по инициативе Патриарха Никона. Собрание икон XI-XVII веков, в Успенском соборе, является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV веков, другие были привезены в Москву из древних городов, в период собирания русских земель. Особенно интересна огромная композиция «Страшный суд», помещенная на западной стене собора.

Царское моленное место – Мономахов трон, было создано в 1551 году для первого русского царя Ивана Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. Квадратное в плане сооружение, со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчано затейливым шатром, с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах, на стенках, иллюстрировано «Сказание о Князьях Владимирских», повествующее о привозе, на Русь, царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

С 1326 года, когда в храме был погребен святой Петр, и до 1700 года, собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви – митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках - мощехранительницах. Сегодня собор, в котором сохраняется усыпальница глав русской церкви, древняя стенопись, уникальное собрание икон – является одним из наиболее посещаемых музеев Московского Кремля. С 1990 года в соборе возобновились богослужения.

Успенский собор возведен в 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти на месте двух более древних храмов.

Все этапы строительства главного храма государства с большой полнотой отражены в летописях. За образец итальянскому зодчему было предложено взять Успенский собор города Владимира - пятиглавый крестово-купольный храм XII века. Выполняя заказ, Аристотель Фиораванти повторил в своей постройке наиболее существенные черты прославленного образца, но при этом сумел творчески соединить их с ренессансным пониманием архитектурного пространства.

Московский Успенский собор - огромное шестистолпное здание с пятью абсидами и пятью куполами. Оно стоит на высоком мощном цоколе, значительная часть которого скрыта сейчас под насыпью Соборной площади. Здание перекрыто системой арок и крестовых сводов, опирающихся в одном уровне на столбы и внутренние лопатки. Выстроен собор из хорошо отесанных блоков белого камня с забутовкой внутри кладки. Своды, барабаны, столбы и алтарная преграда выполнены из кирпича.

План собора представляет собой 12 одинаковых квадратов по четыре в каждом нефе. Это обусловило главную типологическую особенность храма, о которой в летописи сказано: “ обложи же церковь продолговату полатным образом”. Равномерная расстановка столбов, членящих пространство на одинаковые ячейки, является едва ли не основной его характеристикой. Отсутствие хор, нивелировка центрального подкупольного пространства усиливают впечатление обширности, “зальности” интерьера. Диаметр центрального барабана на 3 метра больше угловых. Его тонкие, выложенные в два кирпича стены поставлены на внешние периметры столбов. Все вертикальные членения фасада одинаковы по ширине и главный фасад, выходящий на Соборную площадь Кремля, имеет четыре членения одинакового размера, завершенных полуциркульными закомарами равной высоты.

Новым в композиции Успенского собора было также применение пяти низких и плоских апсид при трехнефном плане, вследствие чего алтарная часть слабо выявлена снаружи и со стороны Соборной площади скрыта за угловым контрфорсом. Здание не имеет венчающего карниза, а фасады членятся аркатурным поясом.

В Успенском соборе нет прямого повторения каких-либо деталей и приемов, характерных для архитектуры итальянского Возрождения. Фиораванти создал произведение, близкое ему по духу своей композиционной ясностью, строгостью и лаконизмом архитектурных форм. При этом традиционные особенности древнерусского культового зодчества получили свое дальнейшее развитие в новых исторических условиях.

На протяжении четырех столетий собор был главным храмом России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Сегодня собор, в котором сохраняется усыпальница глав русской церкви, древняя стенопись, уникальное собрание икон, является одним из наиболее посещаемых музеев Московского Кремля. С 1990 года в соборе возобновились богослужения.

Два древних храма - предшественника Успенского собора

Еще в 1327 году во времена Ивана Калиты и митрополита Петра на месте Успенского собора был построен первый белокаменный храм Успения Богоматери. По мнению исследователей, это был одноглавый четырехстолпный храм с тремя апсидами, тремя притворами и тремя приделами. Придел Дмитрия Солунского был, вероятно, изначальным и находился у южной алтарной стены. Второй придел, носивший название “Поклонение веригам апостола Петра”, был построен в 1329 году. Третий - основан митрополитом Ионой в 1459 году и посвящен празднику “Похвалы Богородицы” в благодарность за избавление Руси от нашествия татарского хана Седи-Ахмета. Простоял собор почти сто сорок пять лет и был неразрывно связан с жизнью Москвы. В соборе венчались на престол великие князья, поставлялись митрополиты, провозглашались главные государственные акты. В нем торжественным молебном было отмечено триумфальное возвращение Дмитрия Донского и русского войска с поля Куликова.

К концу XV века ветхий и тесный собор уже не отвечал возросшему значению Москвы - столицы государства. В 1472 году с возведения нового Успенского собора была начата коренная перестройка Кремля. Строительство возглавили московские мастера Кривцов и Мышкин. К маю 1474 года здание, возводимое по образцу Успенского собора города Владимира, поднялось до уровня сводов, но неожиданно рухнуло. Причиной тому было землетрясение, плохое качество раствора, просчеты в конструкции стен и сводов.

После этого великий московский князь Иван III для осуществления своего грандиозного замысла по перестройке Московского Кремля решил пригласить известных всей Европе итальянских зодчих. 26 марта 1475 года в Москву прибыл Аристотель Фиораванти и возглавил строительство главного храма Русского государства.

Этапы строительства главного храма государства

Аристотель Фиораванти прежде всего разобрал собор 1472-1474 годов. Для сноса стен были сделаны специальные стенобитные машины. Чтобы облегчить разборку, остатки стен обложили поленьями и подожгли. Обожженный известняк потерял прочность и стал крошиться. Быстрота расчистки поразила москвичей: “еже три года делали, во едину неделю и меньше развалили”. Наблюдательный автор летописи отметил также, что рвы под фундамент Аристотель указал копать глубже, да еще забил во рвы дубовые сваи, засыпал камнем и залил известью. Такой фундамент должен был стать надежной основой для грандиозного храма.

Уже в первое лето Фиораванти вывел новую постройку из земли и заложил внутри храма четыре круглых столба, а в алтаре два крадратных. В сентябре Аристотель был послан во Владимир для изучения образца - Успенского собора XII века. По всей вероятности, он увидел что-то близкое: ведь у истоков зодчества Владимирской земли стояли романские мастера, артели которых строили и на Западе, и на Руси.

Внимательно следя за ходом работ по возведению нового храма, летопись отмечает и густую известь, и смешанную технику постройки, и то, что своды церкви были выложены в один кирпич, и железные связи вместо дубовых балок. Не упустил летописец и того, что иностранный архитектор делал все “в кружало да в правило”, то есть циркулем и линейкой проверял правильность выстроенных частей здания. В 1479 году строительство было окончено, и новый храм торжественно освятили.

Сооружён в 1475–79 годах под руководством итальянского зодчего .

Главный храм Русского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

История

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV в., в княжение : 4 августа 1326 г. на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.

бота загрузки с Flickr , CC BY-SA 3.0

Успенский собор 1326–27 гг. был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собор а в Юрьеве-Польском .

Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками.

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях.


Chris , CC BY 2.0

Летом 1471 г. «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми.»

Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Начатое в 1472 г. строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), якобы бывшего в Москве 20 мая 1474 г.

Летописец свидетельствует:

«бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире . Храм был освящён 12 августа 1479 г. митрополитом Геронтием.


Другие города , CC BY-SA 3.0

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные - круглые - столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642–44 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.


Другие города , CC BY-SA 3.0

Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 г. Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 г. угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

В 1547 г. здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.


Другие города , CC BY-SA 3.0

В 1625 г. в соборе была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю).

В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1812 г. собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 г. епископом Дмитровским Августином (Виноградским).

Реставрации Успенского собора проведены в 1895–97 гг. архитектором С. К. Родионовым, в 1900-е годы архитектором С. У. Соловьёвым, в 1911-1915 годах - архитектором И. П. Машковым.

15 августа 1917 г., в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина).

Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 г., после переезда в Кремль правительства РСФСР.

Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 г. - 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

Современный статус

Открыт как музей в 1955 г. В феврале 1960 г. передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 г. входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .

С 1990 г. в соборе совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».