Профобучение инвалидов на дому. Порядок трудоустройства или прохождения профессиональной подготовки инвалидов. Обеспечение трудоустройства инвалидов — квотирование

Профессиональная реабилитация инвалидов как самостоятельный вид социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства. В соответствии с этим законом государство гарантирует бесплатное профессиональное обучение или переобучение инвалидов в учебных заведениях как общего типа, так и в специальных учебных заведениях и последующее их трудоустройство.

Статья 19. Образование инвалидов

Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

Организация образовательного процесса в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно-методическими материалами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользования услугами сурдопереводчиков является расходным обязательством субъекта Российской Федерации (за исключением инвалидов, обучающихся за счет средств федерального бюджета в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях). Для инвалидов, обучающихся за счет средств федерального бюджета в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, обеспечение этих мероприятий является расходным обязательством Российской Федерации.

Статья 23. Условия труда инвалидов.

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Такая обязанность вытекает для каждого государства, ратифицировавшего Конвенцию МОТ № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (Россия ратифицировала эту Конвенцию 3 июля 1988 г.). Статья 7 Конвенции № 159 компетентные органы принимают меры с целью организации и оценки служб профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства, занятости, а также других связанных с ними служб, чтобы инвалиды имели возможность получать, сохранять работу и продвигаться по службе; существующие службы для трудящихся в целом используются там, где это возможно и целесообразно, с необходимой адаптацией.

При получении профессионального образования (среднего специального или высшего) в учебных заведениях общего типа для инвалидов предусмотрены определенные преимущества: они зачисляются в эти заведения на основании результатов собеседования независимо от плана приема; они могут обучаться по индивидуальному графику. В период получения профессионального образования в специальных учебных заведениях системы социальной защиты населения инвалиды, как правило, находятся на полном государственном обеспечении.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. предусматривает, что профессиональная подготовка инвалидов осуществляется по тем профессиям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Перечень таких приоритетных профессий утвержден постановлением Министерства труда РФ от 8 сентября 1993 г. Профессиональная подготовка инвалидов может осуществляться непосредственно на производстве. Она имеет ряд преимуществ, благодаря наличию на предприятиях широкой производственной базы и возможностей в выборе профессий, сокращению сроков подготовки, более высокому уровню материального обеспечения во время обучения.

Право инвалидов на трудоустройство обеспечивается введением дополнительных гарантий. Они закреплены в Законе от 24 ноября 1995 г. и Законе РФ «О занятости населения в РФ». Статья 13. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения

1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

2. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

3. Гражданам, увольняемым из организаций, от индивидуального предпринимателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.

4. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей;

создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, в том числе женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Суммы средств, затраченных работодателями на эти цели, учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством о налогах и сборах;

Заключение
Таким образом, можно сделать вывод. Трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Инвалидам же нужно приспосабливаться к различным сферам жизнедеятельности.
Государственная политика занятости инвалидов внедряет социальные мероприятия, которые бы содействовали трудоустройству ограниченных лиц, а для работодателей предусмотрены поощрения в связи с созданием новых или сохранением имеющихся рабочих мест для данной категории населения (ст. 5 Закона РФ 1032-1 о занятости населения). Льготы для предприятия при трудоустройстве инвалидов включают в себя освобождение от единого социального налога для сумм выплат, которые не превышают 100 000 руб. в год на каждого инвалида.
Кроме того, в Росси и 24 ноября 1995 года принят закон о трудоустройстве инвалидов, где в статье 9 говорится, что реабилитация инвалидов должна включать трудовую адаптацию, профессиональное образование.
Каким же образом государство конкретно помогает таким гражданам. Самая основная форма трудоустройства - это квотирование рабочих мест. Квота - это минимальное число вакансий для трудоустройства людей, которые нуждаются в соцзащите.
Рассмотрим, кому положена квота по трудоустройству инвалидов в соответствии с законодательством. Специальные места вводятся на всех предприятиях, независимо от формы собственности, где количество работающих более 30 человек. Квота, обычно, составляет 2-4% от общей численности трудящихся на данном предприятии.
Мероприятия по трудоустройству данной категории граждан осуществляются посредством деятельности территориальных центров занятости. Что делают центры занятости в отношении трудоустройства:
- создают базу данных по вакансиям в счет квотирования;
- выдают направления на трудоустройство лицам, которые особенно нуждаются в социальной защите и поиске работы;
- осуществляют контроль за выполнение квот;
- контролируют своевременное поступление платы в счет исполнения установленных квот;
- помогают в профессиональной подготовке или переквалификации;
- субсидируют инвалидов на общих основаниях, если это не воспрещается ИПР.
Во многих странах существуют законы, определяющие обязанности для работодателей выделять или резервировать специальные места для инвалидов. Однако, у данной системы есть существенные недостатки. Обязывая работодателей трудоустраивать социально незащищенных граждан, государство фактически перекладывает свои обязанности на работодателей. Попытка решить такую сложную социальную проблему за счет предпринимателей без вложения собственных сил, вызывает часто негатив со стороны работодателей. В результате чего жертвами оказываются самые беззащитные слои, подвергаясь дискриминации на рабочем месте, вплоть до насмешек и упреков.
Разве можно говорить в такой ситуации о психологической реабилитации. Как мы знаем, из всех инвалидов трудоустроено только 15%, а всему причина именно боязнь дискриминации. Большое значение оказывает социальное влияние на трудоустройство инвалидов. Большинство молодых инвалидов испытывают комплексы относительно своего состояния, боятся работать среди полноценных людей или недооценивают свои знания и возможности. Кроме того, работодатели не до конца понимают, насколько значим для инвалидов труд, как для удовлетворения физических потребностей, так и для повышения собственной самооценки и реализации себя наравне с полноценными людьми, а часто им попросту это неважно

Введение
Для инвалидов, ищущих место работы, созданы специальные программы трудостройства. С помощью данных программ есть возможность получить дополнительное образование и устроиться на желаемую работу.
Непосредственное трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов обеспечивается специальной государственной программой гарантий, в которую в частности, входят:
законодательно установленные квоты по приёму на работу субъектов, являющихся инвалидами;
осуществление резервирование рабочих мест по специальностям, которые наиболее подходят для эффективного трудоустройства субъектов, являющихся инвалидами;
создание данной категории субъектов, необходимых условий для осуществления трудовой деятельности в соответствии с индивидуально разработанной программой реабилитации;
Кроме того, акт ивно используются разного рода меры экономического стимулирования, в число которых, например, входят:
проведение льготной кредитно-финансовой политики по отношению к спецпредприятиям, на которых используется труд инвалидов;
стимулирование формирования предприятиями разного рода рабочих мест дополнительного типа, для осуществления трудоустройства субъектов, являющихся инвалидами;
создание необходимых условий для осуществления данной категорией субъектов активной предпринимательской деятельности.
Выбранная тема «Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы - изучить особенности профессионального обучения и трудоустройства инвалидов.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать особенности трудоустройства инвалидов;
- изучить основные черты профессионального обучения инвалидов;
- изучить особенности профессионального обучения и трудоустройства инвалидов за рубежом.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, разделенной на главы и параграфы, заключения и списка литературы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика основных проблем занятости и трудоустройства инвалидов. 5
1.1 Законодательство РФ в сфере занятости и трудоустройства инвалидов 5
1.2 Проблемы трудоустройства и профессионального обучения инвалидов в РФ и пути решения 12
Глава 2. Организация профессионального обучения и трудоустройства инвалидов 16
2.1. Государственная политика в области профессиональной подготовки инвалидов 16
2.2. Программы государственных служб занятости в отношении инвалидов 16
2.3. Квотирование рабочих мест 21
2.4. Специализированные предприятия 27
2.5. Условия труда инвалидов 29
2.6. Оплата труда инвалидов 30
Заключение 32
Список литературы 35

Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4563
3. Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов». // Консультант Плюс.
4. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 04.09.2012) "О порядке и условиях признания лица инвалидом"// "Собрание законодательства РФ", 27.02.2006, N 9, ст. 1018
5. ЛевшинА.В. Правовое регулирование пенсионного обеспечения рабочих и служащих по инвалидности: Автореф.дис,канд.юрид,наук. М., 2009
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражени й/ Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд, стереотипное -М., 2011.
7. Присецкая Н.И. Изменения в законодательстве Российской Федерации, повлиявшие на возможности получения реабилитационных услуг и трудоустройства. - М, 2012.-с 6-7
8. Тарасова В.А. Правовое положение инвалидов. М., 2011
9. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2011.-с 173
10. Шептулина, Н. Н. Работник-инвалид: особые требования и гарантии// Справочник кадровика. - 2012. - N 2 - С. 2

В соответствии с действующим в стране законодательством не допускается ограничения трудовых обязанностей и прав граждан, равно как и предоставление преимуществ. Это предписание действует, вне зависимости от расовой и половой принадлежности, социального статуса. В ТК установлено, что инвалиды имеют равные права с остальными гражданами на осуществление трудовой деятельности. Эта возможность предусматривается также в ФЗ № 181. Рассмотрим далее проблемы трудоустройства инвалидов.

Общие сведения

В ст. 21 указанного выше ФЗ устанавливается, что предприятиями должна вводиться определенная квота. Трудоустройство инвалидов осуществляется в организациях с численностью больше 100 человек в объеме 3 % от среднесписочного количества сотрудников. Такая цифра установлена с 2009 г. До 2004 г. предприятия, которые не принимали в штат людей с ограниченными возможностями здоровья, должны были отчислять в пользу государства штраф за каждого такого человека. Однако эти выплаты были отменены. Действующее сегодня законодательство устанавливает штрафы за отказ руководителей предприятия в трудоустройстве инвалидов в пределах действующей квоты. Данная ответственность предусматривается ст. 5.42 КоАП.

Ограничение

Законодательство допускает исключение, при котором работодатель вправе отказать соискателю. В соответствии со ст. 3, ч. 3 ТК право на трудоустройство инвалидов на работу может ограничиваться, если это обусловлено необходимостью обеспечить заботу о лицах, которые нуждаются в усиленной соцзащите. Другими словами, если предполагаемая деятельность может причинить вред гражданину, то ему в ней будет отказано.

Важный момент

Организация трудоустройства инвалидов осуществляется в соответствии с рекомендациями экспертов МСЭ. Согласно ст. 182 при переводе гражданина на должность с более низкой оплатой в соответствии с медицинским заключением за ним должен сохраняться средний заработок по предыдущему месту на протяжении месяца. Если эти события связаны с профзаболеванием, увечьем, полученным при выполнении своих обязанностей, иными повреждениями, связанными с ними, то такая выплата вознаграждения осуществляется до установления официальной потери трудоспособности или до момента выздоровления служащего.

Занятость и трудоустройство инвалидов

При зачислении лица, имеющего ограниченные возможности здоровья, необходимо учитывать, что такой человек нуждается в особых условиях и дополнительных гарантиях. Программа трудоустройства инвалидов на практике реализуется при поддержке организаций соцзащиты, медицинских экспертов. Ответственность за соблюдение установленных требований обычно возлагается на сотрудников отдела кадров или инженера по ОТ. Трудоустройство незанятых инвалидов осуществляется с учетом рекомендаций по допустимому уровню шума, электромагнитного излучения, пыли и пр. Условия, которые предоставляются гражданам, не должны ухудшать их положения относительно других служащих. Речь, в частности, идет о зарплате, режиме деятельности и отдыха, продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, дополнительных дней (отгулов и пр.).

Центр трудоустройства инвалидов

Эта организация ведет учет граждан с ограниченными возможностями здоровья, оказывает им содействие, а также сотрудничает с предприятиями. Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов осуществляется в соответствии с особенностями их состояния, образования, предпочтениями. Предприятия, принимающие в свой штат таких граждан, могут впоследствии получить за это компенсацию. Для этого им следует заключить с уполномоченными организациями соответствующие договоры. В соглашениях может предусматриваться обучение и трудоустройство инвалидов непосредственно на предприятии. Для реализации этого руководителю производства необходимо создать и оборудовать соответствующим образом места.

Особенности процесса

Трудоустройство инвалида осуществляется после того, как он подаст соответствующее заявление в центр занятости по месту проживания. Для каждого региона, района принимаются нормативные акты, в которых устанавливаются плановые цифры. Трудоустройство инвалида проводится при непосредственном участии представителя кадрового отдела компании. Он и сам соискатель приглашаются в ЦЗ. В присутствии сотрудника службы проводится беседа. В ходе нее представитель нанимателя предъявляет кандидату на должность контракт. В нем прописываются условия, на которых будет осуществляться трудоустройство инвалида. В положениях договора определяется график, зарплата, срок, на который гражданин зачисляется в штат. Документ подписывается в присутствии представителя ЦЗ. После этого руководитель предприятия начинает подготовку рабочего места. Закупка оборудования и прочие расходы впоследствии возмещаются ЦЗ.

Расчет НДФЛ

При начислении налога на доход физлица инвалиду полагаются следующие вычеты:

  1. 500 р./мес. В соответствии со ст. 218 п. 2 НК на такой вычет могут рассчитывать инвалиды 1-й и 2-й гр. и детства.
  2. 300 р./мес. Этот вычет предусматривается в подп. 1 п. 1 ст. 218 НК. На него имеют право ликвидаторы, инвалиды, участники и прочие лица, пострадавшие при радиационной аварии во время испытания ядерного оружия и на атомных объектах, участники боевых действий, получившие контузии, увечья, ранения.

Указанные льготы предоставляются каждый месяц, вне зависимости от размера годового дохода субъекта. Кроме того, для инвалидов предусматриваются сниженные тарифы страховых взносов по п. 3 ч. 1 ст. 58 ФЗ № 212. Положения данного закона применяются:

  1. К общественным организациям инвалидов.
  2. Компаниям, в которых осуществляются выплаты гражданам, имеющим 1, 2 либо 3 группу.
  3. Предприятиям, уставной капитал которых формируется вкладами общественных организаций инвалидов, среднесписочное количество которых не меньше 50 % и объем их зарплаты в ФОТ не менее 1/4.

Компаниям разрешено применять льготы относительно начислений, которые рассчитаны в пользу служащих с ограниченными возможностями здоровья. Взносы на травматизм из заработка инвалидов выплачиваются в сумме 60 % от действующей страховой ставки.

Режим деятельности и отдыха

В законодательстве установлен ряд требований к руководителям предприятий, принимающим на работу инвалидов:


ИПР

Сведения о наличии инвалидности должны подтверждаться определенным перечнем документов. Работодатель, в свою очередь, может узнать о тех или иных противопоказаниях, а также особых рекомендациях по организации деятельности людей с ограниченными возможностями из ряда нормативных актов. В качестве одного из них выступает ИПР - индивидуальная программа по реабилитации. Пример ее формы представлен в приложении 1 к Приказу Минздрава № 379н. Кроме этого подтверждение наличия инвалидности осуществляется по справке о выполненной медико-социальной экспертизе. В заключении указывается группа и степень ограничения способности осуществлять ту или иную деятельность.

Обязан ли гражданин предъявлять подтверждающие документы?

Такая обязанность не предусматривается для лиц, поступающих в штат. В перечне документов, которые должен предъявлять гражданин, этих бумаг нет. Это означает, что соискатель сам решает, прилагать ли их к основному пакету или нет. Исключением являются случаи, когда наниматель требует справку о здоровье для приема на вакансию закрытого типа, где надлежащее состояние сотрудника выступает как неотъемлемое условие деятельности. Это, например, имеет место при приеме в органы МВД. Некоторые граждане предпочитают не афишировать свою инвалидность до заключения трудового контракта. После этого же они начинают настаивать на предоставлении им льготных условий. В этих случаях нанимателю надлежит действовать в соответствии с ТК. В частности, он должен изменить договор с учетом установленных гарантий для сотрудника.

Что делать, если служащий частично утратил способность осуществлять прежнюю деятельность?

При получении сотрудником инвалидности работодателю следует выяснить, есть ли у него намерения продолжать работу. Затем наниматель должен изучить документы, которые представит служащий. Вариантов развития событий несколько. При признании работника инвалидом 1-й гр. (способность к трудовой деятельности 3-й ст.) продолжать выполнять свои обязанности он не сможет. В таком случае по результатам медико-социальной экспертизы будет дано соответствующее заключение.

В его индивидуальную программу реабилитации не будут включены рекомендации и особенности приема на работу, поскольку у него будет зафиксирована полная утрата трудоспособности. По этому основанию предприятие может расторгнуть с гражданином договор. При увольнении служащему должно быть выплачено выходное пособие. Оно равно двухнедельному среднемесячному заработку. Если имело место трудоустройство инвалида, который уже имел 1-ю группу, то наниматель не вправе уволить его по указанным выше основаниям. Это обусловливается тем, что руководитель предприятия был осведомлен о здоровье гражданина и при приеме последнего на работу для него это не представляло сложностей.

Сотрудник получил 2-ю или 3-ю гр. и не хочет далее продолжать выполнять обязанности

В этом случае служащий должен написать заявление об увольнении в соответствии со ст. 80. Указанные группы считаются рабочими, то есть гражданин может впоследствии трудоустроиться на другое предприятие. Увольнение в этом случает будет осуществляться по соглашению сторон. Здесь действуют правила ст. 78 ТК.

Служащий получил какую-либо группу, но желает продолжить деятельность

Сотрудник может при этом просить изменения условий его работы в соответствии с теми, которые описаны в его программе. Наниматель должен в своих действиях, таким образом, руководствоваться ИПР. В этом случае может быть три варианта. Они могут быть сопряжены с рядом проблем. Возможны следующие варианты:

  1. Существующие условия на предприятии полностью соответствую рекомендациям, приведенным в ИПР. Например, в документе указывается, что человек с ограниченными возможностями должен работать в свободной позе, в положении сидя. Текущие же обязанности служащего касаются деятельности за компьютером. Соответственно, он выполняет работу сидя. Руководителю предприятия не придется ничего изменять, а служащий, в свою очередь, может и далее продолжать деятельность.
  2. По ИПР сотруднику необходимы другие условия без корректировки договора. Например, ему рекомендовано уменьшение статической, динамической либо физической нагрузки. Нанимателю придется пересмотреть все условия, в которых служащий выполняет свои обязанности, снизить нормативы, изменить способ работы.
  3. Необходимо откорректировать положения договора. В таких ситуациях зачастую требуется перенаправление служащего на другую работу. Если у нанимателя есть возможность создать надлежащие условия для служащего либо предоставить ему другую должность, он должен это сделать. При этом все изменения фиксируются в договоре.

Бывают случаи, когда у работодателя нет возможности привести в соответствие с ИПР условия трудовой деятельности, а сам инвалид не хочет переходить на другую должность. В таких ситуациях законодательство допускает расторжение договора по ч. 1 п. 8 ст. 77. Как и в других случаях, при увольнении служащему выплачивается выходное пособие.


1. Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в учеб­ных заведениях общего и специального, типа, а также непо­средственно на предприятиях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (в том числе по индивидуальному графику, занятия на дому, экстернат, заочная форма обучения и т. д.).
Профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов осуществляются в первую очередь по приоритетным професси­ям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на ре­гиональных рынках труда2.
2. Трудоустройство инвалидов гарантируется системой гарантий (например установление квоты для приема на работу инвали­дов; резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; создание инвали­дам условий труда в соответствии с индивидуальной програм­мой реабилитации; создание иных условий труда для инвали­дов и др.), а также системой мер экономического стимулиро­вания (например осуществление льготной финансово-кредитной
1 См. Постановление Верховного Совета РФ "Об упорядочении платы за со­держание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений" от 6.03.92 № 2464-1.
2
См. Указ Президента РФ "О,мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов" от 25.03.93 №
политики в отношении спецпредприятий, применяющих труд инвалидов; стимулирование создания предприятиями дополни­тельных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; созда­ние условий для предпринимательской деятельности):
организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работ­ников (но не менее 2% и не более 4%]);
общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и об­щества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов;
в случае невыполнения или невозможности выполнения уста­новленной квоты для приема на работу инвалидов работодате­ли ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах ус­тановленной квоты. Размеры и порядок внесения работодате­лями указанной платы определяются органами государствен­ной власти субъектов РФ;
в случаях, предусмотренных законодательством, администра­ция обязана принимать на работу инвалидов и в соответствии с медицинскими рекомендациями устанавливать для них не­полное рабочее время и другие льготные условия труда. Инва­лидам I и II групп устанавливаются сокращенный рабочий день (не более 35 часов в неделю), ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней);
рабочие места для инвалидов на предприятиях и в организаци­ях должны соответствовать специальным требованиям , предъ­являемым к рабочим местам инвалидов в зависимости от груп­пы инвалидности.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида .

Обучение может быть организовано по очной, заочной, вечерней и дистанционной форме. Для инвалидов учебные заведения практикуют различные формы организации процесса обучения: по индивидуальной форме, обучение на дому, индивидуальный график сдачи экзаменов, увеличение сроков обучения и т.д.

Согласно ст. 71, часть 5 от 29 декабря 2012г. федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), с 1 сентября 2013 года дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, зачисляются в ВУЗ вне конкурса в пределах квот (не менее 10% бюджетных мест), а все другие категории льготников зачисляются на подготовительные отделения ВУЗов. Бесплатное обучение на подготовительном отделении ВУЗа допускается лишь один раз , .

Профессиональная подготовка (переподготовка) и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

  • - гражданин не имеет профессии (специальности);
  • - невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
  • - необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
  • - гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
  • - Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды.
  • - При направлении органами службы занятости безработных инвалидов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность им оказывается финансовая поддержка, включающая:
  • - оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно;
  • - суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно;
  • - оплату найма жилого помещения на время обучения.

Специализированные образовательные учреждения имеют своей целью подготовку из числа инвалидов конкурентноспособных специалистов со средним профессиональным образованием и рабочих с начальным профессиональным образованием. Подготовка ведется по востребованным на рынке труда и рекомендованным для трудоустройства инвалидов профессиям.

Учебные заведения одновременно работают по 3 направлениям: профессиональная реабилитация, социальная реабилитация, медицинская поддержка, т.е. помимо специально оснащенных учебных кабинетов, в таких образовательных учреждениях имеются кабинеты психологической диагностики и психологической разгрузки, библиотеки, спортивные и тренажерные залы, комнаты социально - бытовой адаптации, массажные кабинеты, медпункты с современным оборудованием.

В большинство специализированных учебных заведений могут поступить не только дети - инвалиды, но и взрослые инвалиды. Поступившие студенты - инвалиды находятся на государственном обеспечении - бесплатное обучение, питание, проживание в общежитии, медицинское обслуживание. По окончанию обучения выдаётся диплом государственного образца.

Приём в учебные заведения любого уровня, независимо от их территориальной принадлежности, осуществляется в соответствии с рекомендациями по профессиональному обучению, сформированными в индивидуальной программе реабилитации. Всем желающим поступать в учебные заведения заблаговременно до подачи документов в приемные комиссии, нужно обратиться в бюро медико - социальной экспертизы для разработки мероприятий по профессиональной реабилитации.

Министерством образования и науки РФ разработан портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образовании .

Министерство образования и науки Российской Федерации сообщило, что с целью повышения эффективности реализации мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования инвалидов разработан портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования (www.wil.ru).

Рекомендуется использовать портал для получения актуальных данных, информации о документах нормативного и методического характера, а также обмена опытом в сфере инклюзивного высшего образования. На портале, в том числе, размещена полученная в ходе ежегодного мониторинга Минобрнауки России информация о наличии условий для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья высшего образования (в частности об адаптированных образовательных программах) по ВУЗам, расположенным в конкретных субъектах РФ, по наличию в них безбарьерной среды, по материально-техническому оснащению, по наличию специалистов сопровождения, использованию дистанционных образовательных технологий.

Также, с целью повышения качества получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создан портал www.umcvpo.ru, обеспечивающий информационно-технологическую поддержку дистанционного обучения данной категории студентов.

На портале размещены нормативные правовые документы, материалы конференций и семинаров, видеозаписи мероприятий, архив видеолекций и вебинаров, материалы курсов повышения квалификации, информация о проектах и мероприятиях, направленных на социализацию лиц с инвалидностью. Посетители портала имеют возможность просмотра мероприятий в режиме онлайн, доступа к научно-образовательным ресурсам и электронным каталогам. Электронная библиотека позволяет получить доступ к учебной и научной литературе, к формирующейся единой общероссийской коллекции методических материалов по обучению студентов с инвалидностью и ОВЗ.