Психология личностного становления будущего врача. Профессионально значимые качества врача

Все люди хотя бы раз, но были в руках врачей. И это норма жизни, ведь в современном мире, мы просто не сможем жить без них и больниц. Врачи руками хирургов спасают жизни, травматологи сращивают кости, акушерки принимают новую жизнь в наш мир. Так или иначе, но мы доверяем врачу свое здоровье, порой жизнь. Но что мы знаем о том человеке которому полагаемся? Порой - ничего! Так какими качествами должен обладать хороший врач, на которого можно рассчитывать ничего о нем не зная?!

Конечно, врач должен любить людей, его работа в их оздоровлении. Он должен быть смелым, ведь именно ему первому идти по вызову больного туда, где вовсю свирепствует губительная эпидемия. Он должен полностью отдаваться работе, быть готовым лечить, не боясь подхватить смертельную болезнь.

Вот простой пример: люди запросто на улице здороваются за руку с другими людьми, голыми руками держатся за поручни в маршрутках и всё потому что никто из них толком не задумываются о том, что и больные СПИДом люди тоже пользуются этими же средствами передвижения. Но если только подсказать им об этом задуматься, то скоро вы их не узнаете. Будут здороваться не снимая перчаток и ни за что не снимут их и в маршрутке, хоть бы сколько самые именитые врачи им не рассказывали, что этот вирус таким образом передаться не может... Так в этом примере шла речь лишь о контакте различных людей, но не как не о лечении. Врач же должен быть настолько хорошо образован, что полностью понимать и осознавать все риски.

Врач – это не просто работа, это призвание. Нужно чтобы доктор обладал уверенностью и спокойствием, ведь когда врач спокоен, больной думает, что все в порядке и это способствует его выздоровлению. Еще врач должен быть очень любознательным и сверх трудолюбивым. Любознательность, ему понадобится в изучении новых методик лечения и знания препаратов, любовь к труду, поможет ему быть всегда готовым помочь больному.

В “Кодексе врачебной этики”, который знаком еще студентам медицинских вузов, говорится о том, что каждый врач обязан сохранить жизнь, облегчать страдания пациента, а так же пытаться сохранить естественные жизненные процессы организма, в любом случае в первую очередь делать все на благо больного.

Из клятвы Гиппократа следует, что доктор не даст никому смертельного средства и не покажет пути подобного замысла. Созвучна с клятвой и Женевская декларация Всемирной медицинской ассоциации, в которой говорится, что врач будет сохранять высокое уважение к своим пациентам и не допустит нарушения законов гуманности.
Но существует «Эвтаназия», противоположная и клятве Гиппократа, и Женевской декларации.

«Эвтаназия» - легкая и безболезненная смерть. Предложил её философ из Англии Фрэнсис Бэкон. Сейчас различают два ее варианта: активную и пассивную эвтаназию, но это тема совершенно другой статьи, мы же сейчас говорим, о качествах врача. Сколько бы не вели в обществе разговоры о «гуманности» прервать муки пациента, врачу в России запрещены абсолютно все виды эвтаназии. Об этом говорит ст. 45 Законодательства РФ об охране здоровья ее граждан, статья - «Запрещение эвтаназии». В ней сказано о том, что медицинскому персоналу категорически запрещается осуществление в любом виде эвтаназии – по просьбе больного о скорейшей его смерти, или какими – либо еще действиями или средствами доступными медицинскому работнику, в том числе прекращением мер по поддержке жизни больного. Так же там говориться, что лицо, сознательно побудившее больного к эвтаназии и (или) то лицо, которое осуществляет ее, несет ответственность в соответствии с уголовным законодательством РФ.
Поскольку врачу ежедневно приходится принимать ответственные решения, он должен твердо стоять и чисто думать, что очень важно так это – человечность.

Стоит выделить еще пять профессиональных качеств врача:

1. Высокое мастерство. Мы ведь все хотим, чтоб нас хорошо лечили и способствовали выздоровлению нашего организма.

2. Наличие твердого фундамента практических и теоретических знаний. Ведь доктор должен быть грамотным и образованным, иметь хороший практический опыт.

3. Компетентность. Я и редакция сайта www.сайт полагаем, что все мы хотим, чтоб врач мог дать ответ на интересующие нас вопросы и мог объяснить подробно наше лечение.

4. Сопереживание. Как это важно, но только в меру, для этого существует аскетичность.

5. Аскетичность. Хороший врач должен по нашему мнению обладать этим качеством осторожно и в меру, ведь излишняя строгость в жизни к хорошему не приведет.

Когда врач умиротворен и аскетичен, ему проще работать, легче дается столь тяжелая работа. «Умиротворение, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание, мудрость, лидерство» - все это качества истинного врача.

Ни в коем случае, врач не должен поддаваться эмоциям, они совершенно помешают его призванию. Увлекаться сопереживанием тоже не стоит, это столько нервов, ни один человек не выдержит, а работа врача и без того сложна. И ни когда врач не может быть безразличным, ведь так, он загубит душу больного.

Говоря без прикрас, профессия очень и очень сложная, нужно всегда помогать больным, ведь врач дает клятву, а это серьезно. Врач также должен обладать такими волевыми качествами, как терпеливость, абсолютное милосердие, должен стремится вникнуть к проблемы больного. Ежедневная работа врача с сердцем тяжела и очень утомительна.

Врачи проходят очень сложный и долгий путь. Мы должны уважать эту благородную профессию, ведь как известно: уважай других и сам уважаем будешь!

Как видите, хорошим врачом быть трудно, чтобы им быть нужно быть врачом от Бога, врачом по призванию и за мизерную оплату. Но так или иначе, те кто выбрал этот путь должны стремиться стать таковыми, ведь звание «Доктор» – ко многому обязывает!

Коммуникативная компетентность врача – профессионально значимое качество. Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом- от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей медицинских учреждений. Умение общаться или коммуникативная компетентность, обеспечивает взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных клинических задач. Психологическая сторона отношений «врач – больной» важная составляющая медицинского процесса. Пациент ориентируется не только на профессионализм, но и на чисто человеческие, личностные качества врача: насколько он внушает доверие и уважение, внимателен и отзывчив, располагает к себе, вызывает желание общаться. Возможно даже, что в отдельных случаях психологические качества врача для больного более важны, чем профессиональные знания, умения, навыки. В многочисленных исследованиях приводятся различные представления больных об образе врача. Самыми существенными были признаны следующие качества: уважительность, внимание к пациентам, любовь к профессии, доброта, вежливость, душевность, то есть преобладали коммуникативно значимые черты.

Качества личности врача, формирующие эмоциональный контакт, оцениваются пациентами особенно высоко.

Исследования Ташлыкова В.А.(1974) позволили составить общий для большинства больных образ «идеального» врача. Он включал в себя следующие 10 черт: ум, внимательность, увлеченность работой, чувство долга, терпеливость, чуткость, интуиция, серьезность, доброта, чувство юмора. В целом, больные предпочитали два типа врачей:

· «сопереживающий» (чуткость, доброта, терпеливость),

· «нейтральный» (рабочий тип общения, внимательность, тактичность, серьезность, чувство долга).

Психологические характеристики, формирующие коммуникативную компетентность

В основе формирования коммуникативной компетентности лежит такая психологическая характеристика личности, как стремление находиться вместе с другими людьми, принадлежать к какой-либо социальной группе, устанавливать эмоциональные взаимоотношения с окружающими, быть включенным в систему межличностных взаимоотношений. В конфликтных ситуациях, в случае обострения взаимоотношений присутствие рядом эмоционально близких людей стабилизирует картину мира и самооценку, укрепляет позиции, позволяет более точно и адекватно реагировать на происходящие события. Известно, что в состоянии тревоги повышается потребность в других людях, само их присутствие рядом снижает уровень тревоги, уменьшает интенсивность негативных эмоциональных переживаний. Для человека наличие социальных связей столь важно, что уже только их недостаточность считается возможной причиной развития стресса. Эта психологическая черта, потребность в других людях, стремление к взаимодействию с ними, в литературе обозначается термином «аффилиация » – потребность человека быть в обществе других людей, стремление к «присоединению». Внутренне (психологически) аффилиация выступает в виде чувства привязанности и верности, а внешне – в общительности, желании сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними, в особенностях невербального поведения. Хекхаузен определяет аффилиацию как определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание таких взаимодействий заключается в общении со знакомыми, малознакомыми и незнакомыми людьми, и такая их поддержка, которая приносит удовлетворение, увлекает и обогащает. В работе врача, отличающейся длительностью и интенсивностью разнообразных социальных контактов, эта черта помогает сохранить живое заинтересованное отношение к пациентам, стремление помогать им и сотрудничать с ними, а также защищает от профессиональных деформаций, равнодушия и формализма, удерживает от такого подхода к больному, когда он начинает рассматриваться как безличное анонимное «тело», часть которого нуждается в терапии.

Кроме того, одним из важных аспектов коммуникативной компетентности является коммуникативная толерантность (как один из аспектов коммуникативной компетентности) – терпимость, снисходительность и др. Коммуникативная толерантность показывает, в какой степени врач переносит субъективно нежелательные, неприемлемые для него индивидуальные особенности пациентов, отрицательные качества, осуждаемые поступки, привычки, чуждые стили поведения и стереотипы мышления. Пациент может вызывать разные чувства, нравиться или не нравиться, может быть приятен или неприятен врачу, но в любом случае психологическая подготовка последнего должна помочь справиться с ситуацией, предотвратить конфликт или возникновение неформальных отношений, когда вместо ролевой структуры «врач – больной» возникают отношения дружбы, психологической близости, зависимости, любви. Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности врача означает умение не только психологически правильно строить отношения с больным, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках профессиональной роли.

Другая психологическая характеристика, обеспечивающая коммуникативную компетентность врача, – это эмоциональная стабильность , уравновешенность при отсутствии импульсивности, чрезмерной эмоциональной экспрессивности, с сохранением контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом. Эмоциональная стабильность помогает врачу во взаимоотношениях с больными избегать «психологических срывов», конфликтов. Интенсивные эмоциональные реакции не только разрушают доверие больного, пугают и настораживают его, но и астенизируют, утомляют. Напротив, душевное равновесие врача, его спокойная доброжелательность, эмоциональная стабильность вызывают у пациента чувство надежности, способствуют установлению доверительных отношений. В ситуации болезни, как правило, повышается уровень тревоги, приводящей к усилению эмоциональной неустойчивости, что проявляется в раздражительности, плаксивости, вспыльчивости, агрессивности. В большинстве случаев наблюдается также астения в качестве одной из наиболее распространенных и неспецифических форм психического реагирования на разнообразные внутренние и внешние патогенные факторы: психогенной, травматической, соматогенной и другой природы. Пациенты, часто имеющие нестабильную психику, с их тревожностью, неуверенностью, беспокойством, лабильностью эмоциональных реакций нуждаются в стабилизирующей уверенности врача. Особенно это важно для больных с тяжелыми психическими расстройствами.

Психологической характеристикой, участвующей в формировании коммуникативной компетентности врача, является и сенситивиость к отвержению . Способность воспринимать негативное отношение окружающих, в частности, пациентов, которое может возникать на определенных этапах лечения, предоставляет врачу своеобразную «обратную связь», позволяющую ему корректировать свое поведение во взаимоотношениях с больным. В то же время сенситивность к отвержению не должна быть слишком высокой. В противном случае она способствует снижению самооценки врача, блокирует его аффилиативную потребность и в целом снижает адаптивные и компенсаторные возможности. Высокая чувствительность к негативному отношению со стороны пациента заставляет врача сомневаться в своей профессиональной компетентности. Подобные сомнения, в свою очередь, могут реально отразиться на качестве работы. Неуверенность в собственной профессиональной состоятельности может стать причиной психической травматизации и приводить к эмоциональным расстройствам.

Таким образом, профессиональная деятельность врача связана с разработкой стратегии и тактики терапевтического воздействия и, следовательно, требует умения прогнозировать события, предвосхищая возможные варианты развития заболевания, осложнения, последствия фармакологического лечения. В связи с этим важно наличие у врача такой характеристики, как тревожность, которая влияет на его прогностические возможности, выполняя в зависимости от степени выраженности как адаптивную, так и дезадаптивную роль.

Тревога – это эмоция, направленная в будущее, связанная с прогнозированием, предвосхищением, ожиданием возможных неудач, с формированием соответствующих отношений и установок. Как правило, эмоция тревоги возникает в ситуациях неопределенности и ожидания, обусловленных дефицитом информации и труднопрогнозируемым исходом. Легкая степень тревоги (беспокойство) – обычная реакция на неопределенность, сигнализирующая о возможной опасности и выполняющая в этом случае адаптивную функцию. Мобилизация под воздействием эмоции тревоги адаптивных, компенсаторных и защитных механизмов позволяет более эффективно противостоять возможной опасности. Тревожность в качестве свойства личности позволяет врачу чутко реагировать на изменения в состоянии пациента и вовремя принимать необходимые меры. Пациентом это воспринимается как понимание со стороны лечащего врача, его не только профессиональная, но и эмоциональная поддержка, что повышает эффективность коммуникации «врач – пациент». Однако интенсивная степень эмоции тревоги (страх, паника, ужас) выполняет по отношению к познавательной деятельности дезорганизующую, разрушающую функцию, парализуя продуктивную работу психических процессов. Интенсивная тревога мешает адекватно оценить ситуацию, определить возможные варианты ее развития и выбрать наиболее правильное при данных обстоятельствах решение. Страх, паника у врача прерывают его коммуникацию с пациентом, разрушают психологический контакт между ними. Тревога врача «передается» больному и дополнительно дезорганизует его. Под влиянием тревоги могут нарушаться различные функции организма, который реагирует, например, нарушениями сна, снижением аппетита, либо, напротив, его повышением (у некоторых больных в состоянии тревоги возникает булимия) (F50.2). Повышенная тревожность отмечается у многих пациентов, страдающих различными заболеваниями, и ее усиление под влиянием страха, переживаемого врачом, крайне не желательно. В этом случае пациент может почувствовать безнадежность своего состояния, перестает верить в возможность выздоровления. Врачи с высокой личностной тревожностью, склонные реагировать на любые изменения повышением тревоги, обычно малопривлекательны для пациентов, которые предпочитают более стабильных и эмоционально уравновешенных врачей.

Другой характеристикой врача, способной разрушить его коммуникацию с пациентом, может быть депрессивность . Если эмоция тревоги направлена в будущее, то депрессия связана с переживанием прошлого, когда в воображении вновь и вновь возникают образы пережитых конфликтов, психотравмирующих событий. Прошлое представляется сплошной цепью неудач и неприятностей, формируя ощущение безысходности, безнадежности, которое проецируется в будущее. Утрачивается перспектива, жизнь окрашивается переживанием собственной ущербности, неполноценности. Врач, имеющий склонность к депрессивным реакциям, не вызывает доверия пациента. Наблюдая, как лечащий врач на любую, самую незначительную неудачу, неточность, ошибку реагирует чувством вины, больной начинает подозревать его в некомпетентности, перестает ему верить. Погруженный в собственные переживания врач может не заметить улучшения в состоянии пациента, вовремя не поддержать его, подчеркнув симптомы выздоровления и, напротив, «заражает» своего больного тоскливой безнадежностью, разрушая позитивные эффекты проведенной терапии.

Еще одна психологическая характеристика, затрудняющая установление доверительных отношений «врач – пациент» – глубокая интровертированность врача . Интроверсия – термин, введенный в психологию Юнгом, определяется как направленность субъекта на самого себя, обращенность к собственным ощущениям, переживаниям, познавательным конструкциям, по-своему, субъективно интерпретирующим окружающий мир. Интроверт ориентируется на собственные ценности, идеалы, убеждения, моральные и этические нормы. Интровертированная личность, погруженная в свой психологический мир, занятая собой, своими чувствами, идеями, впечатлениями, мало интересуется другими людьми, обнаруживая беспомощность в ситуации, требующей взаимодействия и сотрудничества с окружающими. Как правило, интровертированность сопровождается недостатком интуиции, чуткости, тактичности в межличностных отношениях, низким уровнем эмпатии с недостаточной способностью откликаться на боль и страдание другого, отзываться на беспокойство и тревогу. Эти качества способны снизить коммуникативную компетентность врача, выступая в роли «коммуникативного барьера », препятствующего эффективному общению. Интровертированность, выраженная в значительной степени, затрудняет установление психологического контакта с больным, взаимодействие с ним, не обеспечивает необходимой степени эмоциональной поддержки.

Итак, умение общаться с больными – коммуникативная компетентность врача – искусство, которое начинает формироваться еще в процессе обучения в медицинском вузе, впоследствии в процессе самостоятельного профессионального общения с больными, людьми с различными психологическими качествами, разного возраста, уровня образования, социальной и профессиональной принадлежности. Вначале, на ранних этапах обучения, начиная взаимодействовать с пациентами, будущие врачи часто бессознательно, по механизму подражания, копируют стиль поведения тех врачей-преподавателей, которых особенно уважают, на чье мнение ориентируются, перенимая у них манеру общения с пациентами, особенности невербального поведения (жесты, мимические реакции, позы, манеру сидеть, разговаривая с больным, и пр.), интонации, заимствуют из их словаря ключевые фразы (первую фразу, с которой начинается контакт с пациентом, последнюю фразу с заключительными обобщающими формулировками). По мере накопления опыта профессионального общения молодой врач уже осознанно начинает использовать разнообразные психологические навыки, облегчающие общение с пациентами. Чем больше стаж работы врача, тем больше внимания он уделяет психологическим аспектам диагностического и терапевтического процесса, повышению уровня коммуникативной компетентности, во многом обеспечивающей эффективность профессионального взаимодействия.

Профессионально важный «орган» хирурга - его руки, пальцы, которые должны быть ловкими, гибкими, чуткими, способными к точным микродвижениям, и к крупным силовым действиям (например, вправление вывихов). Не может быть хорошим хирургом человек эмоционально неустойчивый к стрессовым ситу- ациям, теряющийся в них, не способный к их быстрой оценке и принятию оперативных решений.

Важнейшие качества хирурга

Важными качествами хирурга являются выдержка, высокое чувство ответственности, физическая и психическая выносливость, аналитический ум, упорство и настойчивость, острая наблюдательность, способность к длительной концентрации внимания.

Места работы

Работают хирурги в хирургических клиниках, больницах, институтах и т.п. учреждениях.

Все хирурги имеют высшее медицинское образование.

Врач психиатр

Прекрасно зная особенности проявления различных психических болезней, психиатр должен хорошо разбираться в типах личности обратившихся к нему больных. Этому помогают способности к исследованию и пониманию человеческих характеров, жизненный опыт, работа с литературой. Для знания людей, в частности, и жизни вообще врачу необходимо основательное знакомство с искусством, в особенности с художественной прозой и драматургией, т.к. тут наиболее отчетливо изображены патологические и нормальные типы личности в различных жизненных ситуациях. Психиатр должен много и систематически читать, прежде всего - специальную литературу (медицинскую), чтобы не попасть впросак при беседе с больным, смотреть современные фильмы, театральные спектакли и т.п. Эффект лечения как правило, во многом зависит от веры пациента в своего врача. Эта вера часто формируется на основе таких факторов, как внешний вид врача, особенности его речи, поведения, общая эрудиция и т.п. Психиатр не должен быть вспыльчивым, резким,лживым, раздражительным. Ему необходимо уметь управлять своими эмоциями, быть снисходительным, милосердным к больным, деликатным в обращении с ним, обладать терпением, уверенностью, настойчивостью (но все в меру). И гипнотические сеансы, и разъяснительные беседы, и коллективные занятия (например, при семейной психотерапии) требуют от психиатра большого душевного напряжения, огромной психической и физической выносливости.

Места работы

Работают в психиатрических диспансерах, больницах и т.д.

Врач-психиатр имеет высшее образование.

Врач педиатр

Работа с детьми (в особенности с больными) всегда тяжела людям, не обладающим определенными качествами: терпением, выдержкой, эмоциональной уравновешенностью. Ребенок очень чутко реагирует на спокойный, ласковый тон врача и успокаивается сам. В то же время раздражительность, нервозность, резкость в обращении с ним вызывают у него такую же реакцию - ребенок плачет, отказывается идти к врачу, выполнять назначенные процедуры, у него обостряются болевые ощущения. Все это может исказить картину заболевания. Очень важны для детского врача наблюдательность и внимание, т.к. ребенок часто не может подсказать ему (в отличие от взрослого) ни причину, ни характер течения болезни и т.п. Детский врач обязательно должен любить детей, уметь находить подход к каждому ребенку. Работа детского врача часто бывает довольно напряженной, например, в периоды массовых сезонных заболеваний, что требует от него психической и физической выносливости.

Места работы

Работают педиатры как в детских поликлиниках, так и в различного рода детских больницах.

Педиатр должен окончить педиатрический факультет медицинского института.

Стоматолог

Врач-реаниматолог

Врач-реаниматолог должен быть постоянно в состоянии готовности к оказанию помощи. Для него характерны собранность, выдержка, способность к оперативным решениям. Он должен владеть техникой всех лечебных процедур, которые могут иметь место в его работе. Людьми, избравшими эту профессию, движет высокое сознание ответственности, врачебного долга и в наименьшей степени любовь к больному, сострадание к нему. Работают врачи-реаниматологи в отделениях реанимации, в палатах интенсивной терапии, дежурят в службе «скорой помощи». Врач-реаниматолог - это специалист, имеющий высшее медицинское образование.

Врач-гигиенист-эпидемиолог

Труд гигиенистов - многообразный, сложный, и его плоды часто бывают ощутимы не сразу, а через многие годы. Поэтому врач-гигиенист обязательно должен обладать высоким чувством ответственности, определенными бойцовскими качествами, принципиальностью, настойчивостью, честностью, умением отстаивать свое мнение. Помогают ему в работе также наблюдательность, внимание. Немаловажное значение имеет и физическое здоровье врача. Работают санитарные врачи на санитарно-эпидемиологических станциях, в НИИ, на кафедрах гигиены и эпидемиологии в медицинских вузах… Санитарный врач - это специалист с высшим образованием, получить которое можно в медицинском институте.

Ветеринарный врач

Ветеринары держат под неослабленным контролем также и применение ядохимикатов, которые они проверяют на возможность их накопления в живых организмах и загрязнения таким образом продуктов питания. Чтобы деятельность ветеринара была успешной, он должен быть честным, принципиальным человеком, обладающим большим чувством ответственности, умеющим отстаивать свое мнение и доводить начатое дело до конца. Для него характерны повышенная наблюдательность и внимание к мелочам, аккуратность, терпение, выдержка, умение контактировать с людьми и, конечно, любовь к животным. Работают ветеринарные врачи на ветеринарных пунктах и станциях, в колхозах и совхозах, в отделах производственно-ветеринарного контроля на мясокомбинатах, на мясомолочных и пищевых контрольных станциях, в лабораториях, в НИИ ветеринарной санитарии. Получить данное образование можно в Московской ветеринарной академии им.К.И.Скрябина.

Зубной техник

Класс профессии: Эвристический (творческий).

Хотя профессия стоматолога существует с очень древних времен, профессия зубного техника выделилась в самостоятельную область знаний и практическую деятельность сравнительно недавно.

Цель работы данного специалиста - восстановить форму зубов, зубного ряда, жевательные и мимические мышцы лица. Зубной техник изготавливает модели зубов, выбирая конструкции и материалы вместе с пациентом. Моделирует и отливает протезы зубов. Дает рекомендации по подбору материалов для моделей.

Области применения, возможные места работы: стоматологические поликлиники, специализированные больницы, диспансеры, санатории, учреждения социального обеспечения, медицинские центры, здравпункты и частные клиники.

Доминирующая профессиональная направленность: работа с людьми, с техникой, со знаковыми системами (чертежами, рисунками), с химическими материалами.

Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: очень хорошо развитая мелкая моторика рук; аккуратность; точная зрительно-моторная координация; высокая ответственность; прогностические способности (умение предвидеть результаты работы); терпение; выдержка; эмоциональная уравновешенность; спокойный и ласковый тон голоса; чуткость; любовь к людям; наблюдательность; аналитичность мышления; внимательность; умение наладить контакт с больным, находящимся в любом физическом и психическом состоянии; постоянный интерес к работе с людьми и заботе об их здоровье, имидже; сочувствие; сопереживание; коммуникабельность; высокая концентрация внимания; хорошая оперативная память; собранность; физическая и психическая выносливость; самоотверженность (особенно при работе в больницах, домах престарелых приютах для бездомных, сельской местности и т. п.)

- 31.98 Кб

Честь и достоинство, авторитет и обязанность врача имеют черты всесторонности и специфичности одновременно. Это нужно понимать в том контексте, что мораль врача, которая распространяется на всех людей, охватывает единство в многообразии.

Медицинская этика имеет внутреннюю связь с компетентностью, классификацией врачей, медицинских сестер по их деловым качествам. Не собственно моральные качества, а их сочетание с профессиональными знаниями, навыками и опытом создает ту своеобразную доминанту, которая реализуется при выполнении профессионального долга. Причем, когда речь идет о профессиональной медицинской мораль, нужно не только формулировать кодекс соответствующих положений относительно трудовой деятельности, но и способствовать выработке у врача способности к нравственной ориентации в сложных клинических ситуациях, требующих морально-деловых и социальных качеств.

Врачебное искусство формируется не сразу, постепенно вырабатывается умение правильно говорить о болезни, излагать факты так, чтобы они способствовали не ухудшению, а улучшению состояния больного.

Умение разговаривать с больными соответственно обращаться у постели страждущего человека редко бывает врожденной чертой. Такое умение необходимо развивать в себе, вырабатывать в процессе ежедневной работы. В этом заключается самосовершенствования врача.

Доктор, как и несколько иных важных профессий, обязан обладать целым комплексом профессиональных качеств, без которых легко немыслимо прямое выполнение собственных профессиональных обязанностей.

Изучение заморочек профессиональной этики, ее специфики ведет нас от общего к личному, дающий возможность познать мораль шире и связать ее с практической деятельностью индивида. В профессиональной медицинской практике наблюдаются связи м/у теми или другими видами деятельности, психологическими и нравственными факторами и качествами, сочетание социальных интересов с интересами индивидуальности. Врачебная мораль регулирует взаимоотношения врача к больному, к здоровому человеку, к коллегам врача, к обществу и государству. Честь и достоинство, авторитет и обязанность врача имеют особенности всесторонности и специфичности одновременно. Это стоит осознавать в том контексте, что мораль врача, которая распространяется на всех людей, охватывает единство в разнообразии.

Медицинская этика имеет внутреннюю связь с компетентностью, классификации врачей, медицинских сестер с их деловыми качествами. Не собственно моральные качества, а их сочетание с профессиональными знаниями, навыками и опытом создает ту своеобразную доминанту, которая реализуется при выполнении профессионального долга.

При этом, когда речь ведется о профессиональной медицинской морали, рекомендуется не только лишь формулировать кодекс соответствующих положений о трудовой деятельности, но еще и способствовать выработке у врача способности к нравственной ориентации в сложных клинических случаях, требующие морально-деловых и общественных качеств.

1. Понятие профессиональных качеств медицинского работника

Профессия врача требует высокой внутренней этической культуры. Мы периодически допускаем психологическую ошибку, когда пренебрегаем внешним видом врача или медицинской сестры, грубостью их манер, неумением говорить. Однако существуют признаки а первоначальный код общения, по которым больного складывается I-е впечатление о медицинского работника. При этом практически в 80 процентов случаев понимание о человеке, доверие к ней строится в точности на основе I-го впечатления, сознательного или бессознательного. Целесообразно, чтоб медик не был по стилям одежды и поведением ни ультра модным ни через чур старомодным ибо каждая зайвисть не проходит мимо внимания больного и определенным способом психологически волнует его, в т.ч., никак не подходит врачу курения.

Медицинский работник, если он спокоен и уверен однако не высокомерный, если решительность и быстрота заключения и действий сочетаются в нем с чудовищности, сострадание и одновременно деликатностью сострадание означает, уравновешенный склад ума врача - то 1 из гармоничных внешних стимулов, которые способствуют выздоровлению пациента. Однако это не во всех случаях стала константа. Особенность врача корректируется, улучшается при условии учета взглядов на свое поведение - как больных так и коллег. Подобная информация бывает именно или вербальной, однако вечно важна.

Врачебное искусство формируется не сразу же, мало-помалу вырабатывается способность верно говорить о болезни, излагать факты так, чтоб они способствовали не ухудшение, а улучшению состояния больного.

Самые профессионально важные личные качества врача - это внимание, мышление и воображение. Однако для хирургов и реаниматологов очень важны волевые качества и работоспособность, для хирургов и стоматологов - моторика рук, для педиатров - эмоциональные качества.

КАЧЕСТВА и свойства личности хорошего врача изучали российские психологи из Кубанской государственной медицинской академии в Краснодаре. Причем поскольку специализация у врачей разная, то и нужные качества, вероятно, разные? Для оценки профессионально важных психологических свойств психологи привлекли 30 хирургов, 17 реаниматологов, 28 терапевтов, 41 педиатра и 27 стоматологов, всего 143 врача. Все они были молодыми специалистами, их стаж не превышал 5 лет. Врачам предложили список из 97 индивидуально-психологических черт, сведенных в 12 групп. Им надо было оценить профессиональную значимость всех этих свойств с точки зрения успешности в своем виде деятельности. Каждое качество оценивалось по трем критериям: совершенно необходимо для успешной работы; желательно; безразлично для работы.

Все опрошенные врачи на первые три места по степени профессиональной значимости поставили внимание, мышление и воображение. Что касается внимания, то это «способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители», «умение распределять внимание при выполнении нескольких действий», «большой объем непроизвольного и послепроизвольного внимания». Быстрое мышление подразумевает «способность принять верное решение при недостатке информации или отсутствии времени», «способность видеть дальше очевидного» и «умение выбирать из большого объема информации нужную для решения данной задачи». Воображение необходимо как «способность прогнозировать исход событий», «способность наглядно представить себе новое, не встречавшееся ранее, или старое, но в новых условиях», а также «умение видеть несколько возможных путей и выбирать наиболее эффективный». На четвертое место врачи поставили волевые свойства личности, такие как «способность к волевой мобилизации», «сохранение собранности в нестабильных условиях», «высокий самоконтроль эмоций и поведения» и «способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях». Три свойства были определены как не важные для труда врача. Это свойства моторики: «красивый почерк», «умение быстро записывать» и «согласованность одновременных движений рук и ног в различных сочетаниях». Однако у врачей разных специальностей приоритеты личностных качеств несколько различаются.

Так, хирурги, поставив на первое место внимание, выше прочих оценили мыслительные, волевые качества и работоспособность. Высокий балл у хирургов получили свойства моторики, такие как быстрота и точность пальцев рук, согласованность движений с восприятием, устойчивость к статическим нагрузкам, пластичность движений и быстрая реакция на внезапные зрительные впечатления.

Похожие результаты у врачей-реаниматологов: на первом месте у них - внимание, и высокие оценки даны волевым свойствам и работоспособности. А вот коммуникативные способности, такие как «умение вести деловую беседу», «умение донести до слушателя свои мысли», реаниматологам не слишком нужны в работе - их пациенты по понятным причинам не нуждаются в общении.

В группе врачей терапевтического профиля (терапевтов, педиатров, стоматологов - всего 96 чел.) наиболее важными также названы внимание, мышление и волевые качества. Терапевтам, однако, нужна и хорошая моторика - для умения быстро записывать, хорошая дикция, чтобы объясняться с пациентом, и работоспособность - точнее, умение ее сохранять в монотонных и однообразных условиях.

У педиатров помимо мышления и внимания высокий балл получили эмоциональные свойства, в том числе «эмоциональная устойчивость при принятии важных решений»; «способность располагать к себе людей» и «тонкая наблюдательность по отношению к душевной жизни человека». Без этих качеств невозможно работать с детьми.

Для стоматологов по сравнению с другими врачами выше значимость свойств моторики и эмоциональности (нелегко сохранять эмоциональную устойчивость, когда пациент в кресле кричит), а менее важны память, мышление и волевые качества.

Развитое чувство сострадания, исключающее равнодушие или душевное огрубение, способность видеть больше, чем это доступно визуально, глубоко анализировать разрушающее действие травмы свидетельствуют о том, что врач глубоко понимает внутренний мир пострадавшего. Такой специалист не станет трактовать травму как простое воздействие на организм того или иного механического или термического фактора.

Однако не всегда и не все еще задумываются над теми глубокими и нередко тяжелыми изменениями, которые возникают в организме пострадавшего в ответ на травму.

Врач всегда должен помнить, что несчастье, как правило, ошеломляющим образом обрушивается на человека среди полного здоровья и благополучия. Оно глубоко потрясает весь организм и прежде всего психику пострадавшего. Оказавшись на больничной койке, он не может длительное время примириться со своей беспомощностью и фактом оторванности от семьи и трудового коллектива.

На фоне общего страдания, в страхе и волнениях за свою жизнь и здоровье, обвиняя себя или товарищей в неосторожности, пострадавший путано и не всегда осознанно анализирует случившееся. Эта неожиданность существенно отличает травму от заболевания. Последнее чаще всего проявляется постепенно и так же постепенно формируется готовность к его психическому восприятию. При травме психические сдвиги возникают мгновенно, а в последующие часы и даже дни они нередко достигают крайней степени угнетения и подавленности.

Разрушающее действие травмы, изменение в центральной нервной системе неизбежно вовлекают в патологический процесс и другие системы, среди которых в первую очередь реагируют сердечно- сосудистая, дыхательная и эндокринная системы, а также обмен веществ. Возникают сложные гуморально-эндокринные изменения во всем организме с тесным переплетением причинно-следственных связей, этиологии и патогенеза повреждения.

И если анализ психической сферы пострадавшего доступен для любого, оказывающего первую помощь, то общий биологический анализ травмы в целом доступен только грамотному и наблюдательному врачу. Такой анализ в общей системе лечебно- диагностического процесса имеет существенное значение и не учитывать его результаты при достижении высокого качества лечения было бы неправильно.

Важным направлением в преодолении профессиональных ошибок, сопровождающихся различными осложнениями и неблагоприятными последствиями, следует признать строгое соблюдение основных принципов диагностики и лечения повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Особое значение при этом приобретает принцип неотложной хирургии.

Независимо от времени суток пострадавший рассчитывает на своевременную, квалифицированную и исчерпывающую лечебную помощь, которая способна обеспечить анатомо-функциональное восстановление поврежденного костного сегмента и предупредить возможные осложнения. Вместе с тем этот принцип не всегда соблюдается. Лишить пострадавшего необходимых срочных обследований и безотлагательных врачебных манипуляций значит признать не только свою беспомощность или некомпетентность, но и вызвать недоверие пострадавшего к врачу, ухудшить его психическое состояние.

Бывают ситуации, когда в силу различных причин врач вынужден отложить выполнение специальных манипуляций, но не может быть оправданий, если врач внимательно не осмотрит пострадавшего и не побеседует с ним.


Описание работы

Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному. Ещё Ибн Сина требовал особого подхода к больному: «Тебе должно знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру». Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.