Сравнение метафизики и диалектики. Диалектика и метафизика и их исторические формы

Диалектика и метафизика

Решая вопрос о природе мира, философия неизбежно выясняет и такие вопросы: находится ли мир в движении, развитии или он пребывает в неизменном состоянии? Если мир изменяется, то каким образом и в силу каких причин; если он не изменяется, то как это согласовать с наблюдаемыми в окружающей действительности процессами возникновения одних явлений, предметов и гибели других? Если мир изменяется, развивается, то в каком направлении и какова будущность нашей вселенной, растительного и животного мира, человеческого общества? и т. д. В зависимости от ответов на эти и некоторые другие вопросы в философии сложились два взгляда на мир: диалектический и метафизический.

Диалектический взгляд на мир исходит из того, что предметы и явления находятся во взаимосвязи, в движении и развитии. Развитие понимается как качественное превращение одних предметов, явлений в другие, как уничтожение отживающего, устаревшего и утверждение, укрепление, развертывание нового. Источником развития считается противоречие, борьба противоположностей. Диалектический взгляд признает самодвижение, саморазвитие природы и общества.

Метафизический взгляд на мир исходит из того, что предметы и явления существуют вне связи друг с другом. Изменение и развитие понимается как простое увеличение или уменьшение готовых уже качеств. Источник развития метафизики видят либо во внешнем столкновении одних предметов с другими, либо этим источником считают сверхъестественную, божественную силу *.

* См.: Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. Гл. 1: "Общие замечания"; Диалектика природы. Разделы "О диалектике", "Диалектика"; К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20; В. И. Ленин. К вопросу о диалектике. Полн. собр. соч., т. 29.

Развитие диалектического и метафизического представлений о мире обусловливалось, с одной стороны, потребностями общественно-политической борьбы, с другой - развитием конкретных наук. Причем диалектические и метафизические взгляды развивали как материалисты, так и идеалисты. Между диалектическими и метафизическими взглядами шла и идет непримиримая борьба. Чтобы разобраться в этой борьбе, необходимо подходить к диалектической и метафизической концепциям развития, к диалектике и метафизике конкретно-исторически.

Впервые слово диалектика** стало употребляться древнегреческими философами Сократом и Платоном. Древнегреческие философы под диалектикой понимали искусство добиваться истины путем раскрытия противоречий в суждениях противника и преодоления этих противоречий. Способ взаимного столкновения противоположных мыслей считался лучшим средством обнаружения истины.

** Диалектика происходит от древнегреческого слова dialegomai - "диалегомай", что означает вести спор, полемику.

Платон определял диалектику как искусство спрашивать, умение задавать вопросы и отвечать на них.

Диалектика как искусство спора, как средство раскрытия противоречий в суждениях противника является субъективной диалектикой, диалектикой мышления. Положительное значение разработки приемов полемики, искусства спора состояло в том, что совершенствовалось само мышление, вырабатывалось умение последовательно, логически мыслить. Законы элементарной логики (науки о правильном мышлении) были сформулированы виднейшим древнегреческим философом Аристотелем.

Диалектика бытия разрабатывалась многими античными философами, среди которых В. И. Ленин особенно выделял Гераклита Эфесского. По Гераклиту, мир, природа находятся в беспрерывном изменении, развитии. Все течет, все изменяется. Источником развития является борьба противоположных начал.

В разработке диалектического взгляда на мир большую роль сыграли классики немецкой идеалистической философии, особенно Гегель, сформулировавший на основе идеализма основные законы диалектики.

Развивая диалектический взгляд, Гегель резко критиковал несостоятельность метафизического взгляда. Однако с позиций идеализма он не мог полностью преодолеть метафизических воззрений и вскрыть диалектику материального бытия, природы и общества.

В диалектике идей, отмечал В. И. Ленин, Гегель угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира представляет собой ничто иное, как саморазвитие абсолютной идеи, мирового разума.

Большой вклад в разработку диалектического взгляда на мир сделали русские революционные демократы XIX в., особенно Герцен, Белинский, Чернышевский. Они резко критиковали Гегеля за идеализм, мистику и высказали ряд глубоких положений о диалектике природы и общества, о взаимосвязях и движении, о переходе количественных изменений в качественные через борьбу противоположностей, через перерывы постепенности. Диалектика рассматривалась ими как лучший способ познания мира и как алгебра революции, т. е. как теоретическое обоснование революционно-демократической борьбы.

Высшей исторической формой диалектики является материалистическая диалектика, созданная Марксом и Энгельсом и развитая В. И. Лениным.

С развитием общественно-политической борьбы и научного познания изменялась и развивалась не только диалектика, но и метафизика, изменялись ее понятия и роль в познании и общественной жизни.

Метафизические взгляды зарождаются в античной философии значительно раньше, чем появился в литературе термин "метафизика". Метафизические взгляды развивали, например, Ксенофан, Парменид, Зенон (VI - V вв. до н. э.), доказывавшие, что бытие едино, неделимо и неподвижно. Точно так же метафизическими являются суждения Платона о неизменных, постоянных идеях, определяющих якобы мир вещей.

Слово "метафизика"* в своем первоначальном значении относилось лишь к сочинению Аристотеля, затем с первых веков нашей эры словом "метафизика" стали обозначать философские учения о сверхчувственных, разумом постигаемых началах всего существующего, т. е. религиозно-идеалистические теории.

* "Метафизика" - слово греческого происхождения. Оно произошло от выражения "Meta ta physika" - то, что идет после физики, науки о природе. Впервые это слово ввел в философскую литературу Андроник Родосский (1 в. н. э.). Издавая сочинения Аристотеля, он расположил их в хронологическом порядке. Произведение, в котором Аристотель рассматривает конкретные явления природы и развивает мысли о том, что физический мир относителен, текуч, что ничто не вечно под Луною, Андроник Родосский назвал "физикой", сочинением о природе. Произведение же, которое было написано Аристотелем после "физики" и в котором рассматриваются наиболее общие вопросы бытия и познания, вопросы о боге, бессмертии души и свободе воли, он назвал "После физики, природы" - "метафизика".



Гегель первым стал употреблять слово "метафизика" в смысле антидиалектики. Метафизические, антидиалектические взгляды получают широкое распространение в естествознании, а затем и в философии XVII - XVIII вв. И это не случайно. Бурное развитие промышленности и торговли требовало познания природы в ее составных частях. Научные исследования были направлены на расчленение целого на части, изучение этих составных частей. Это, говорил Энгельс, - выработало у исследователей привычку рассматривать вещи и их составные части вне связи друг с другом, вне развития, качественных превращений. Расчленяя целое на части, ученые и философы убивали целое и не видели всей сложности взаимодействия между целым и частями.

Метафизический метод был исторически оправдан. Он отвечал уровню научного познания того времени. Но из этого не следует, что указанный метод был верным, правильным. Его ограниченность вскоре обнаружилась и была подвергнута критике Гегелем, русскими революционными демократами - Белинским, Герценом, Чернышевским и др. Развернутую, последовательно-научную критику метафизического взгляда на мир дали Маркс, Энгельс и Ленин.

В трудах классиков диалектического материализма слово "метафивика" употребляется, во-первых, для обозначения известного произведения Аристотеля, во-вторых, для обозначения религиозно-идеалистических, мистических теорий, и, в-третьих, для обозначения взгляда на мир, прямо противоположного диалектическому взгляду.

Диалектика, писал Ф. Энгельс, - наука о процессах, метафизика наука о вещах.

Метафизический метод не в состоянии указать пути проникновения в сущность явлений и познания законов природы и общества.

Метафизика становится тормозом на пути научного познания. Без диалектики, писал В. И. Ленин, нельзя понять ни последних достижений естествознания ХХ в., ни сложных процессов общественной жизни, а между тем в современной буржуазной философии широко пропагандируются метафизические и идеалистические воззрения.

Кроме двух основных взглядов на мир - диалектического и метафизического - в истории философии и в наши дни широко используются софистический и эклектический подходы к действительности.

Софистика суть дела обходит увертками. Она основывается на преднамеренно неправильном выпячивании на первый план второстепенных сторон предмета и неправильном освещении сущности, закономерности. Эклектика, тесно связанная с софистикой, - это чисто произвольное, случайное соединение разнородных сторон предмета или процесса. Эклектике свойственно объединение разнородных учений или мировоззрений. Она, по словам Энгельса, представляет собой нищенскую похлебку *.

* См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 372.

Классики марксизма-ленинизма вели решительную борьбу против эклектики и софистики **. Советские и зарубежные философы-марксисты разоблачают современных буржуазных и ревизионистских софистов и эклектиков и показывают, что материалистическая диалектика, созданная Марксом и Энгельсом и поднятая на новую, высшую ступень Лениным, является высшей формой научного познания и острейшим оружием в борьбе за преобразование общественной жизни на коммунистических началах.

**. См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 16, стр. 31; т. 4, стр. 128 - 185; т. 20, стр. 368; В. И..Ленин. Полн. собр. соч., т. 3, стр. 633 - 636; т. 8, стр. 400 401,. т. 48, стр. 59 - 60, 73 - 74, 82 - 83, 86 - 87, 88 - 89, 93 - 94, 101 - 102, И1 и др, т. 21, стр. 59 - 60; т. 33, стр. 21 - 22; т. 36, стр. 441 - 442, 336 - 337; т. 42, стр. 278 297., т. 29, стр. 99, 207, 233, 243 - 246, 255, 278, 296, 321, 353, 509.

1.6. Диалектика и метафизика

Исторически сложилось два предельно общих философских метода: диалектический и метафизический.

Сам термин «диалектика» появился позже, чем термин «философия». Сократ (469–399 до н. э.) понимал диалектику как искусство вести беседу, обнаружение истины путем столкновения противоположных мнений. Искусство спора начинает пониматься как способ познания природы, человека и его мышления, как умение постигать изучаемые явления в их противоположных определениях.

Наряду с формированием диалектики зарождается метафизика. Термин «метафизика» обозначал группу трактатов Аристотеля (384–322 до н. э.). Греческая приставка «мета» означает «сверх», «над». Термин «метафизика» стал обозначать учения о том, что «сверх» физической реальности, а именно учения об особой сверхчувственной реальности, лежащей в основе физической, чувственно-данной реальности. Эта сверхчувственная реальность постигается не опытом, а посредством умозрения. Впоследствии многие века традиция называла «метафизикой» всякое философское учение, содержащее умозрительные размышления о сверхчувственной реальности.

Позднее, начиная с Гегеля, термин «метафизика» приобретает и другое значение, в смысле метода, противоположного диалектическому. Поскольку в умозрительных спекуляциях о сверхчувственном бытии всегда было стремление найти какие-то абсолюты, вечные неизменные основания чувственного бытия, эта методологическая установка и стала квалифицироваться как метафизика.

Как антипод диалектическому способу мышления, метафизика отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость.

Метафизическое мышление в общей форме заключается в отрыве друг от друга и абсолютизации тех или иных сторон, противоположных моментов действительности или ее познания.

Достижение истины предполагает применение правильного метода. Нужно учитывать, что и метафизический способ мышления дает определенное позитивное знание. Иногда полезно рассмотреть изучаемый объект в статике, отвлечении от некоторых связей и т. д. Но на этом останавливаться не следует. Движение к истине предполагает использование диалектического метода, который требует проведения всестороннего анализа и синтеза, раскрытия диалектики, динамики, противоречивости изучаемых объектов.

Из книги Философ на краю Вселенной. НФ–философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно–фантастических фильмах автора Роулендс Марк

46. Метафизика Раздел философии, посвященный природе действительности. Почти то же самое, что и

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

4. Проблема метода и методологии в философии. Диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм Методы зарождаются в практической деятельности людей как ее обобщенные приемы. Метод (methodos - путь) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Из книги Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого автора Бердяев Николай

Глава II Диалектика божественного и человеческого в германской мысли. Значение ницше. Диалектика троичности Тема богочеловечества – основная тема христианства. Я бы предпочел сказать не богочеловечество – выражение, излюбленное Вл. Соловьевым, – а богочеловечность.

Из книги Беседы о диалектике автора

Первый день Диалектика и ее антипод метафизика

Из книги Основы органического мировоззрения автора Левицкий С. А.

13.5. Метафизика зла Величайшее и, можно сказать, классическое заблуждение древнегреческих философов состояло в отождествлении знания с добродетелью и порочности с неведением. Так, по Сократу, источник всякого зла - неведение, незнание добра. Человек же, узнавший, что такое

Из книги Дао дэ цзин. Книга пути и достоинства автора Цзы Лао

Метафизика Лао-цзы Учение о ДаоИз древнейших китайских философов один только Лао-цзы хотел открыть начало мира чисто умозрительным путем. Он не мог довольствоваться конкретным объяснением мира. Ему думалось, что существует высший мир, который открывается только нашему

Из книги Дмитрий Кантемир автора Бабий Александр Иванович

МЕТАФИЗИКА КНИГА IV (В КОТОРОЙ РЕЧЬ ИДЕТ О ДВИЖЕНИИ, МЕСТЕ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ И ВЕЧНОСТИ)ГЛАВА VСвоим определением времени Аристотель показывает, что он не знает, чем является природа. На примере относительных вещей доказывается, что время предшествовало движению, и

Из книги Ответы: Об этике, искусстве, политике и экономике автора Рэнд Айн

Метафизика Что вы понимаете под природой реальности (если она существует) и где мне ее найти? Если вы сами не знаете, как можете рассчитывать, что я пойму ваш вопрос? И кто его задает? Если вы задаете логически неправильный вопрос философского плана о природе реальности и я

Из книги Основные понятия метафизики. Мир – Конечность – Одиночество автора Хайдеггер Мартин

Из книги Статьи разных лет автора Багатурия Георгий Александрович

Диалектика природы – диалектика истории – диалектика будущего (Энгельс о возрастающей роли общественного сознания) Велик соблазн восхвалять юбиляра. Что может быть проще, если юбиляр действительно велик! Но юбилей – это всегда повод задуматься о жизни и делах

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга первая (От возникновения марксистской философии до ее развития в 50-х – 60 годах XIX века) автора

3. Диалектика процесса производства как диалектика деятельности Деятельность как опредмечивание и распредмечивание. Производительные силы как силы человека Способ бытия производственного отношения – это его непрерывное воспроизводство в процессе совокупной

Из книги Поль Гольбах автора Кочарян Мусаел Тигранович

Диалектика и метафизика Метод исследования явлений природы, метод познания истины, которым пользовался французский мыслитель, вытекает из сенсуалистской теории познания. Исходя из положения о том, что все знания человека имеют своим источником ощущения, Гольбах для

Из книги Гераклит автора Кессиди Феохарий Харлампиевич

Глава II. Учение о логосе: «метафизика» и диалектика

Из книги Энгельс – теоретик автора Кедров Бонифатий Михайлович

Опыт Коммуны. Диалектика природы и диалектика истории Парижская Коммуна явилась поворотным пунктом в историческом развитии. После нее складывается новая историческая ситуация и вместе с тем начинается новый период в истории марксизма. Постепенно накапливаются новые

Из книги Диалектика эстетического процесса.Диалектика эстетического как теория чувственного познания автора Канарский Анатолий Станиславович

Из книги автора

А.С. Канарский ДИАЛЕКТИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ДИАЛЕКТИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО КАК ТЕОРИЯ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ * * *Считаю себя вправе сказать: это умная, серьезная и интересная книга, достойная внимания и размышлений.Проблема, обозначенная в заглавии работы, принадлежит,

Исторические формы диалектики.

Метод – путь, способ познания, принцип теоретической и практической деятельности человека, направленный на овладение объектом. Методом может стать любой теоретический приём. Среди всего разнообразия методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуя ее специфическую область исследования. Эти методы называются частнонаучными (или конкретнонаучными). Соответственно общенаучные методы те, которые используются целым рядом, определенной группой наук. Философия же являет собой всеобщий метод, изучает наиболее общие закономерности мира, решает проблемы необходимые для научного исследования. Любой ученый использует философские методы исследования. Выбор метода исследования зависит от особенностей объектов исследования и отвечает потребностям, целям научного познания. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных, частнонаучных методов, а конкретизируются ими.

Рассмотрим диалектический и метафизический методы познания:

Диалектика -философский подход, утверждающий, что существующий мир изменяем. (Гераклит, Пифагор, Аристотель, Скептики.)

Слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, (греч. беседую). Но ещё Гераклит (5-6 в. до н. э.) использовал в своей философии диалектический метод познания (не осознавая). Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира. Но это не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познания и преобразования мира. Диалектика требует гибкости мышления. Диалектика не терпит застоя и не налагает никаких ограничений на познание, его возможности: неудовлетворенность достигнутым - стихия, революционная активность - ее суть. «Революционная сторона в философии Гегеля- диалектический метод. Великая основная мысль - что мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой предметы находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, причем поступательное развитие, при всей кажущейся случайности и вопреки временным отливам, в конечном счете прокладывает себе путь. „(Энгельс) Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного …“(Маркс) Диалектика - творческое учение, немыслимое без постоянного развития и обогащения. Отрыв ее от жизни, уход в область „чистой“ теории приводит, как правило, к метафизике как её антиподу. Чтобы быть действенной теорией познания и преобразования мира, материалистическая диалектика должна постоянно перерабатывать новую социальную практику, усваивая живой опыт исторической деятельности, обогащаясь им и тем самым совершенствуясь. Это - условие ее жизненности.

Принципы диалектического познания:1) Принцип всеобщего развития (мир рассматривается как бесконечно развивающееся, изменяющееся); 2) Принцип противоречивости, развитее через противоположности (борьба противоположностей - источник развития мира); 3) Принцип всеобщей связи (в мире всё связано); 4) Принцип детерминизма (взаимодействия, обусловленность), (мир - некоторая система элементов, которые объединяются в силу некоторой закономерной связи); 5) Принцип системности (мир многообразен, но выстроен в закономерную систему)

Историческое формирование диалектики: 1. Античная диалектика (стихийная и наивная) знания не были подтверждены научно: Сократ, Платон, Гераклит, Зенон… 2. Классическая немецкая фил-я (19-19 вв.) Кант, Фихте, Гегель, Шелинг. 3. Материалестическая диалектика: Маркс, Энгельс.

Диалектический метод является средством осмысления действительности в природе (Пр. многообразных превращений элементарных частиц в физике), в обществе и в самом мышление и позволяет выявить закономерности их развития и научно предвидеть грядущее.

Метафизика.

Диалектика возникла и исторически развивалась в борьбе с метафизическим методом мышления, метафизикой. Этот термин возник в 1 в. до н. э., после смерти Аристотеля, который буквально означает „то, ято следует после физики “.

Метафизика - философское учение (подход), утверждающее неизменяемость существующего мира. Неизменность. Впервые термин „Метафизика“ в смысле „антидиалектики“ употребил Гегель. В новое время возникает понимание метафизики, как антидиалектического способа мышления как результата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Изъяв некоторый объект из связи его с другим, мыслящий человек упускает из виду его роль в составе целого, в динамике этого целого.

В общем, метафизические моменты в мышлении не есть нечто противоестественное, чуждое самой сущности человеческого познания. Ведь человек не может познавать, не разъединяя, не расчленяя целого на его составные части. Нельзя также обойтись в познании и без невольного (а порой и вольного) огрубления, упрощения: „Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, огрубив, не разделив, не омертвив живого…“

ПО ФИЛОСОФИИ

Диалектика и метафизика, как два противоположных пути развития.

студентки

группы 11-МЭ

История науки выработала два всеобщих философских метода - метафизический и диалектический, связанные между - собой и в то же время альтернативные. Каждый из них исторически оправдан для своего времени и условий, т. е. имеет свое историческое место и значение. И нерационально абсолютизировать роль того или другого метода.

Термин «метафизика» введен в I в. до н. э. комментатором трудов великого древнегреческого мыслителя Аристотеля Андроником Родосским и буквально означает «то, что после физики». А. Родосский расположил труды Аристотеля по естествознанию (физике) первыми, а после них - философские труды, т. е. учение о всеобщих основаниях бытия, о его первоначалах, о том, что недоступно для созерцания в конкретных науках, а постигается умозрительно, знание в целом, натурофилософия.

С XVI в. термин «метафизика» употребляется в значении «онтология», т. е. учение о бытии как таковом.

Современное толкование термина «метафизика» введено в XVIII в. выдающимся немецким философом Г, Гегелем: «антидиалектика».

Диалектика (греч. dialektike) - искусство вести спор, беседу. Как искусство вести спор диалектику понимал Сократ. Платон и Аристотель - как искусство диалога, доказательства. Понимание диалектики, близкое к современному, ввел Г. Гегель, - наука о развитии, умение отыскивать противоположности в самой действительности.

Метафизика и диалектика - методы рассмотрения философских проблем, но они существуют и за пределами философии, в обыденном познании, в науке, как способы жизнедеятельности.

Исторически сложилось так, что в знании, и особенно в философии древности, прежде всего у древних греков, большое распространение получила диалектика (особенно в философии Гераклита Эфесского: всем известны его умозаключения «все течет, все изменяется», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» и др.). Но эта диалектика имела наивный, стихийный характер. Поэтому, когда человечеству стало необходимо накопить конкретные знания о явлениях природы, постепенно роль всеобщего метода начинала играть метафизика (особенно в XVI! - XVIII вв.), рассматривавшая явления вне связи, вне развития, одно независимо от другого: так неразвитой науке было легче и проще изучать явления и накапливать конкретный фактический материал. Когда же человеческое знание накопило достаточно большое количество фактов об окружающем мире, в них надо было разобраться, объяснить, увязать друг с другом, отделить случайное от необходимого и т. д., т. е. потребовалось рассмотреть явления во взаимосвязях, взаимодействии, изменении, развитии, как это имеет место в самой действительности. Метафизика, следовательно, как всеобщий метод стала изживать себя, эта роль постепенно стала переходить к диалектике.

Развитие диалектических взглядов на мир распространялось в XVIII-XIX вв. прежде всего в естественных науках. Диалектика как наука о всеобщих законах движения возникает в математике (учение о переменных величинах), в астрономии (гипотеза Канта-Лапласса о возникновении солнечной системы из газопылевого облака на основе его качественного преобразования, развития), в геологии (учение Майеля о качественном изменении поверхности земли), в биологии (эволюционная теория Ч. Дарвина). Наряду с указанным последним, еще два великих открытия XIX в. (закон сохранения и превращения энергии и теория клеточного строения живого) особенно основательно способствовали утверждению диалектики в науках о природе. Целый ряд крупных открытий в физике в конце XIX - начале XX в, потряс механистическую картину мира и утвердил электромагнитную, а точнее диалектическую картину мира (открытие естественной радиоактивности, электрона, теория относительности, квантовая механика и др.). Естествознание доказало, что природа диалектична. Оно в указанный период фактически стало наукой о законах движения, развития природы.

Ко второй половине XIX в. все сферы познания фактически стали диалектическими. В области мышления это сделал Г. Гегель, в диалектике понятий гениально угадавший диалектику вещей. Принципы диалектики в объяснении общества ушердили: К. Маркс, его соратники и последователи, аккумулировавшие принципы историзма и трудовой теории стоимости, начиная с Гердера - Руссо -- Тьери, Гизо, Минье - Оуэна, Сен-Симона, Фурье - А. Смита, Д. Ри - кардо. Во всех этих областях науки были открыты всеобщие законы, утвердившие идею универсального движения, развития, всеобщей связи в понимании всех сфер действительности.

Историческое место и роль метафизики изменились, но это не означает, что она вообще отброшена или должна быть отброшена: она, говоря словами Г. Гегеля, диалектически «снята», т. е. из всеобщего стала вспомогательным, подчиненным методом - в обыденном познании и жизни, в науках (в определенных рамках и конкретных условиях), когда предметы надо рассмотреть, абстрагируясь от других, в статике, но не останавливаясь на этом и переходя далее к диалектическому синтезу, ибо диалектика в наибольшей мере в настоящее время соответствует потребностям современной науки и практики.

Итак, диалектика - это наука о наиболее общих закономерных связях, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески-познающего мышления и деятельности.

Метафизика и диалектика как методы философствования и процессе истории выступали в разных формах. Можно выде - пить две исторические формы метафизики.

1-я (классическая) форма метафизики (ее еще называют старой» метафизикой) была охарактеризована выше, она была присуща философии и науке XVII - XIX вв. (натурофилософия, метафизический материализм и др.) и базировалась на отрицании развития и всеобщих связей.

2-я форма метафизики («новометафизический» метод) возникла в начала XX в., когда под давлением неумолимых фактов и выводов науки стало абсурдным прямо отрицать развитие, «Новая» метафизика не отрицает развития, но трактует его односторонне, ограниченно, выпячивая одну из сторон сложного и проти - Езоречивого процесса развития (например, качественные изменения, «зряшное», «голое» отрицание, либо количественные изменения - так называемый «плоский эволюционизм» и т. д.).

Можно выделить целый ряд видов метафизического мышления, либо подходов к действительности на основе «новой» метафизики, метафизического способа жизнедеятельности, которые возникают в результате абсолютизации отдельных форм познания или практической деятельности (они имеют место и в системе социального управления): сенсуализм, эмпиризм, рационализм, догматизм, релятивизм, агностицизм, бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, конформизм, натурализм, формализм, фатализм, прожектерство, эклектика, софистика и т. д.

Известны три основные исторические формы диалектики.

1. Стихийная, наивная диалектика древних (наиболее яркий представитель - древнегреческий философ Гераклит Эфесский).

2. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля (2-я половина XVIII-1-я треть XIX вв.).

3. Материалистическая диалектика марксизма (возникшая в середине XIX в. и существующая вплоть до наших дней).

Элементы диалектики в настоящее время содержатся в различных (кроме марксизма) философских направлениях: в философии науки (Т. Кун, С. Тулмин, К. Поппер, И. Лакотос и др.), в герменевтике (Х.-Г. Гадамер), в философии Франкфуртской школы (Г. Маркузе, "Г. Адорно, Ю. Хабермас), экзистенциальная диалектика (Ж. - П. Сартр), рационализм Г. Башляра и др.

Следует отметить, что в известный период в советской философской литературе имелась определенная абсолютизация роли материалистической марксистской диалектики (что само по себе противоречит подлинной диалектичности): делался чрезмерный упор на революционную сторону ее, преуменьшалось значение эволюционных путей и методов преобразований, имелось определенное «бравирование» научностью марксистской диалектики, которая, дескать, могла быть только единственно научной. Поэтому далее, пытаясь избежать этих абсолютизаций, мы будем вести речь о диалектике в целом, вообще, а не об одной из ее форм, конечно, отдавая должное высшей ее исторической форме.

Диалектика и метафизика

Термин "диалектика" (гpeч.dialectica) в древнегреческой философии первоначально означал способ достигать истину посредством ведения беседы, столкновения мнений (dialogo). По словам Аристотеля, первым открыл такой метод Зенон. В практике же Сократа диалог стал основным методом нахождения истины. Аристотель рассматривал диалектику как науку о вероятностных суждениях и отделял ее от аналитики как науки о доказательствах.

Конечно, диалектика, прежде всего, обращается к действительности, к определенному аспекту действительности, стремясь представить мир в целостности. Этот аспект есть беспрестанное движение, изменение в действительности, то, что предстает как процесс. В действительности нет ничего постоянного, вечного, неизменного. Жизнь есть поток. Все явления в бытии находятся между собой в прямой или опосредованной связи. В этом свете впервые и древней Греции мир представил Гераклит (VI в. до н.э.). Абсолютную неизменность бытия пытались обосновать лишь элеаты. Зенон из Элеи, можно сказать, впервые открыл внутреннюю противоречивость любого явления. Зенон первым осуществил логический анализ понятия движения, открыл присущее движению противоречие и, поскольку считал противоречие невозможным, заключил, что движения нет.

Диалектика в истории философии прошла три этапа. Первый этап - античная диалектика. Ее можно назвать диалектикой целого. Иногда ее называют диалектикой бытия. Античной диалектике еще неизвестна или - лучше сказать - неприемлема идея развития. Если рассматривать с точки зрения познания, то это объясняют тем, что античные греки не дошли до открытия в мире развития - вечного неуклонного совершенствования мира. Но, с точки зрения ценностного предпочтения, вечное совершенствование, вечные изменения - негативное явление, ценностно нечто другое, ибо совершенное не изменяется, оно вечно. Такой подход подспудно содержится во взглядах всех направлений, но ясно и осознанно выражен Платоном. Уже говорилось, что вечные идеи у Платона неизменны, ибо они - само совершенство, первичные образцы. По Платону высшая ценность лишь в устойчивости, в неизменности. Если нечто изначально имеет или достигло гармоничной целостности, то оно является в высшей степени устойчивым, у него нет необходимости меняться. Оно будет лишь вечно воспроизводить себя в своем движении. Платон, конечно, не отрицает, что в мире имеет место и устойчивость, и изменчивость, но из всего, что есть, позитивным значением обладает лишь устойчивость. Своей жизненной целью он считал придумать такой государственный (общественный) строй, который имел бы все необходимые части, чтобы образовать гармоничное целое. Такой государственный строй, будучи совершенным, был бы вечным и неизменным. Для народа нет большего несчастья, чем постоянные перевороты, изменения в государственном устройстве. Люди, народы постоянно мечутся, исходя в основном из интересов частей, не находят совершенного устройства, так как не желают часто признавать верховенство целого (государства) над частями (отдельными людьми, сословиями и т.д.).

Совершенное целое - высшее благо как для всего космоса, так и для людей. Такое целое есть то, у которого, во-первых, имеются все необходимые части; во-вторых, то, части которого в точности соответствуют своему назначению внутри целого, занимают те места, которые им предназначены.

Диалектики античности также высказали мысль, что целое внутри себя построено на противоречиях, на отрицании самого себя, что в нем противоположности переходят друг в друга. Эта идея была свойственна особенно философии Гераклита.

Идее диалектики античности присуще сочетание познавательного отношения, отражения объекта с ценностным долженствованием. Во всех философских направлениях античности показ объективного состояния предмета всегда делается под углом зрения должного. У первых так называемых материалистов, натурфилософов можно нередко встретить суждения о том, что космические силы, действуя по своим законам, тем самым следуют всеобщей справедливости и т.д. По их убеждениям, справедливость лежит не только в основе человеческого, социального, но и космического устройства.

Второй этап - это эпоха Нового времени и Немецкой классической философии. И третий этап - марксистская философская мысль. XVIII, XIX, XX столетия стали Классической эпохой диалектического метода мышления. В эту эпоху диалектические концепции основывались на различных принципах, но их всех объединяют такие особенности: идея развития, принцип деятельности, принцип активности.

Однако есть существенное общее, что связывает античную и классическую, особенно немецкую философию - все они исходят из того, что всякое целое образуется из одной субстанциальной основы, зиждется в ней, несмотря на многообразие форм, входящих в целое. Вообще весь мир есть целостность, а не собрание не связанных между собой явлений. Ни с чем другим не связанных явлений не бывает. Только, естественно, связи эти различны.

Существенной особенностью диалектического мышления Нового времени является рассмотрение всего в его развитии. Суть движения и изменения - развитие, только оно соединяет прошлое, настоящее и будущее.

Поскольку в Новое время наука постепенно стала ведущей силой, определяющей духовный облик общества, то и философия окончательно укрепилась в вере, что она и есть главная наука, так сказать, "Наука наук", призванная открыть и обосновать исходные начала для построения "научной картины" мира, т.е. каков есть он в себе и для себя по терминологии Гегеля, а не картины того, каким должен быть мир человека и сам человек, каким он себя строит и утверждает. Так как основным объектом мышления теперь по принципу отражения того, что есть, становятся причинно - следственные отношения вещей и процессов, то чувственные формы в нем не могут играть основную роль. На первый план по своей значимости выходят логические формы и операции, насколько возможно очищенные от чувственных примесей. В научном познании высоко ценятся строгие, неуклонно вытекающие друг из друга отношения между мыслями. И в философии также вместо свободных ассоциаций и рассуждений на первый план выдвигаются неумолимые (часто кажущиеся) по силе доказательности выводы, основоположения и т.д. Стремление Спинозы строить свое учение, свою "Этику" по образцу геометрии, а Декарта - положить в основу своей теории ясную и не требующую доказательств аксиому ("Я мыслю, следовательно, существую") являются примерами этого. Построение философских систем по образцу науки и в качестве образца для науки в определенном уровне завершил Гегель. Свой основной труд он так и назвал "Наука логики", поскольку логику, логическое в мышлении ставил превыше всего. Если развитие Абсолютного Духа есть в то же время его самосознание посредством отчуждения и опредмечивания себя вовне в природе и истории, то логическое движение и развитие оказывается чистой формой развития как такового. В гегелевском понимании развитие есть восхождение от Абсолютного Духа до Абсолютной идеи. Все логические формы, категории, являясь одновременно формами бытия, выступают в этом движении мимолетными образами его Духа. Источник непрестанного движения Духа, его конкретных форм находится не вне его, а в нем самом, им является внутреннее противоречие. Каждое явление содержит в себе свое противоречие, противоположные характеристики, тенденции и т.д. Оно есть одновременно утверждение этим явлением самого себя и отрицанием себя, его выхождением за собственные пределы и возвращением в себя. И в античности и в Новое время противоречие в сущности явлений долго не признавалось как позитивное, оно часто отрицалось даже как факт, а если и признавалось, то это воспринималось как доказательство ущербности, нежизненности явления, его содержащего. Поэтому все явления тождественны себе и одновременно нетождественны, поэтому они всегда в движении. Впервые Гегель объявил противоречие источником жизненности и силы.

Диалектические традиции Гегеля продолжил К.Маркс, считая себя его учеником. Но диалектический характер имеет не внемировой Дух, а природа и человеческая история. Диалектика в своей наиболее развитой форме, по Марксу, свойственна человеческой деятельности, общественной жизни. К. Маркс и его соратник Ф. Энгельс в целом относили философию к науке. Известно, что они называли свои философские воззрения материалистическими, материалистической диалектикой.

Материалистическая диалектика, согласно Ф.Энгельсу, есть наука о всеобщих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Именно из всеобщности преобразовательного, а в его рамках - познавательного - отношения к миру вытекает марксовское положение, что бытие определяет сознание. Хотя бытие у него является для человека прежде всего общественным бытием, но именно оно предшествует и предопределяет сознание людей.

По Марксу диалектику внешнего мира человек постигает не путем созерцания и пассивного наблюдения, а путем активного изменения, осваивает диалектику природы и истории. Человеческая история - высшая форма развития. Только на его высших ступенях нечто достигает своей действительной сущности, становится тем, что оно есть по природе. Это идея также была гегелевской, но у него, как нам уже известно, природа и история не могут претендовать на статус внешних форм развития - они всего лишь внешние формы, в которые выливается Дух на разных ступенях своего развития. У Маркса же, наоборот, в движении находятся природа и история человечества. История является высшей формой развития, которую мы знаем. В ней законы диалектики достигают наиболее ясной выраженности. Поэтому диалектику лучше изучать в развитых формах любого явления.

Законы диалектики, развертывающиеся в природе и в истории согласно диалектическому материализму, неумолимы, их можно лишь изучать, понять и освоить, но человек не может их отменить. Они объективны, тогда как мышление человека лишь отражает их и постольку диалектично, поскольку верно отражает их. В советской философии, во многом расходившейся и с Марксом, было несколько направлений, по-разному толковавших диалектические идеи, среди которых были и находившиеся на уровне прежней натурфилософии. Но особенно сильной вульгаризации подверглась диалектика в области так называемого исторического материализма. Поскольку здесь главной заповедью выступало положение, что общественное бытие определяет общественное сознание, то идея о деятельной природе, человека, а следовательно, о его творческой функции, связанной главным образом с его мышлением, подвергалась особенно злобному остракизму. Здесь не могло быть места элементарной мысли о том, что если человек сам творит свою историю, то он может творить ее сначала лишь в своей голове, в мышлении и потом только на деле, в поступках и деяниях. Тоталитарной системе, где отчуждение проникло во все поры жизни, невозможно было выпячивать творческую функцию человеческого мышления. Все это обрекло философскую мысль на догматизм. Диалектика развивалась в рамках марксистской концепции вопреки идеологии тоталитаризма и главным образом представителями концепции диалектической логики (П.В. Копниным, Э.В. Ильенковым, Г".С. Батищевым, Ж.М. Абдильдиным и др.) О глубокой разработке противоречий социалистического общества не могло быть и речи.

Как и во всей философии в диалектическом мышлении в XX в. произошли серьезные перемены. В советское время западная философия XX в. для советского читателя была во многом закрыта. Лишь последние десятилетие произошли существенные изменения, которые коснулись не просто характера и тем философских размышлений, но главным образом самой природы философии как духовной деятельности. Можно сказать, что изменилось само понимание философии как особой духовной сферы, совершенно отличной от науки. На западе заметный перевес приобрело теперь убеждение о том, что философия призвана отвечать на самые жгучие вопросы о жизни, о ее смысле, о назначении человека, о способах его бытия в мире.

В связи с этим многих мыслителей западной философии постигло сильное разочарование, касающееся способа жизни западного мира, ее культуры, произошедшее после второй мировой войны, усилилась критика устоев его жизни, получило распространение убеждения о "Закате Европы". Значительно изменилось отношение к восточной культуре в плане отказа от прежних предубеждений, усилился интерес к ней.

Все эти изменения явственно отразились и на различных концепциях диалектики, на ее онтологическом содержании. Здесь нужно отметить одно появившееся в этот период существенное отличие: особенное внимание, более высокая оценка статуса единичного, индивидуального, отдельного. Речь идет не только о человеческой индивидуальности, единичности человеческого бытия. Это понимание пересматривает статус единичного и отдельного во всем мироустройстве. Но, прежде всего, место отдельной человеческой судьбы, неповторимого, бытие отдельного человеческого индивидуума, а через них и все остальные. Хотя такой поворот произошел в XX столетии, особенно во второй его половине, но тенденция в этом направлении наметилась уже в XIX в. Мыслители разных стран - датский философ С.Къеркегор (1813-1855), немецкие философы А. Шопенгауэр (1788-1860) и Ф.Ницше (1849-1900), французский философ А.Бергсон (1859-1941) - в разное время противопоставили свое принципиально иное видение проблем тогдашнему засилью гегелевской философии и вообще идеи превосходства общего над индивидуальным. С. Къеркегор, например, пытался, показать, что человеческие переживания, не имеющие никакой ценности с точки зрения гегелевского панлогизма, не могут бесследно исчезнуть во всемирном потоке необходимости. Рассматривать индивидуальности как всего лишь моменты в движении общего, есть, по мнению Къеркегора, насилие над жизнью. Он считал, что индивидуальные, преходящие моменты в принципе непознаваемы. В XX в. эта традиция получила развитие, породив в ее рамках различные концепции.

Диалектическую мысль XX в. можно разделить на два течения. Одно из них: рассмотрение проблем диалектики в лоне человеческой жизни, его деятельности, душевного мира, понимание диалектики именно как проявление человеческой жизни. Первыми в этом направлении были выступившие в начале века французские неогегельянцы Жан Валь, Ж. Ипполит, А. Кожев и немецкий - А. Либерт. Они попытались сочетать идеи Гегеля с экзистенциалистскими идеями.

Вторая волна, развившая диалектические идеи в этом направлении, связана с творчеством представителей экзистенциализма: немецких философов К.Ясперса, М.Хайдеггера и Франкфуртской школы Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др., а также французских мыслителей - .Ж.П.Сартра, М. Мерло-Понти и др.

Большинство названных философов, а также представители Франкфуртской школы считают, что в природе нет диалектики. В этом они в определенном смысле солидарны с Гегелем.

Особняком от них стоят исследователи течения неореализма Г. Башляр, Н. Мулуд, находящиеся в русле прежней традиции. Они видят диалектику в развитии научного творчества и считают, что диалектика заключена не в автономности единичного и отдельного, а в общих результатах обобщающей деятельности мышления, в их историческом становлении и динамизме.

Под влиянием различных социально-исторических нужд в истории диалектики были эпохи, когда философская мысль крайне преувеличенно и односторонне превозносила субстанциональное значение общего, а также были и периоды, когда реальными признавались одни лишь единичности, а общее - как плод разума и т.д. Но в целом в диалектическом мироощущении и миропонимании имеется глубокий жизненный смысл. В этом, по-видимому, кроется причина того, что диалектические воззрения в истории философии были преобладающими.

МЕТАФИЗИКА. Впервые термин "метафизика" употребил Аристотель. Известно, что мыслитель, благодаря своей плодотворной деятельности, систематизировал накопившиеся к тому времени во всех сферах знания. Оперируя материалом из различных областей науки, он изложил проблемы, знания и мысли, которые мы сейчас относим к области философии, вслед за физикой, и назвал их метафизикой, т.е. то, что находится за физикой. Совокупность их он обозначил как первую философию, которая должна, по его мнению, заниматься предметами, недоступными нашей чувственности, но которые могут быть постигаемы только разумом. Эти предметы он назвал первыми началами. В дальнейшем этот термин закрепился за данной областью знаний наряду с философией. И в современной западной философии он употребляется в большинстве случаев именно в этом значении. диалектика метафизика гегель

Термин "метафизика" в значении метода, противоположного диалектике, впервые употребил Гегель. Именно в этом содержании он относит его к способу мышления, сложившегося в науке XVII и XVIII столетий, и философии, с ней связанной. Метафизика в этом значении означает односторонность, игнорирование становления и изменения предмета и, тем более - развития при рассмотрении явления, фиксация явления в его изолированности, вне его многосторонних связей и т.д. Интенсивное развитие опытного естествознания в эту эпоху, когда собрание фактов, данных об отдельных свойствах, проявлениях и т.д., сменяло общее внешнее наблюдение, созерцание в античности, породило привычку, больше оценивать единичный факт, установленный опытным путем, чем с помощью любой теории, а иногда проявлялось просто пренебрежение обобщающей способностью мышления. В такой науке важно было выделить любое частное свойство и рассмотреть его в полной изолированности. Стало необходимым разлагать каждую изучаемую вещь на его составные части. Таким образом, анализ в познании вышел на первый план. Это, разумеется, ценность познавательного отношения к миру, но, как мы уже знаем, в эту эпоху в истории Европы интенция к преобразованию, переделке мира вышла на первое место среди всех ценностей.

Метафизика преимущественно была присуща материализму XVII и XVIIII вв., тесно связанного с наукой того периода. Кроме рассмотрения вещей в неизменном состоянии, она не признавала в вещах, в их сущности никакого противоречия. Противоречия, различия, нетождественность, по мнению философов, имеют место не внутри самих вещей, а между вещами, и их сопоставлении между собой. Они лишь внешние характеристики. Движение имеет место, но оно не ведет к развитию, изменениям. Вселенная, если не признавать творца, не возникла и не исчезает. Однако многие метафизически настроенные ученые и философы допускали возможность сотворения мира. Движение воспринималось в то время преимущественно как механическое.

Эта позиция особенно укрепилась во времена, когда наука именно механическое движение знала лучше других форм. Но это, однако, было единственной и даже не главной причиной - как философско-мировоззренческий метод, способ видения мира она связана главным образом с определенной ведущей ценностью, исповедуемой людьми. В эпохи, когда утвердившиеся нормы и порядки в жизни, как мы знаем, стали жизненной позицией большинства людей, именно такие умонастроения делают их более склонными к подобным воззрениям.

Если посмотреть с позиции отражения мира человеком в его мышлении, то и диалектика, и метафизика выглядят как всего лишь различные, противоположные познавательные концепции, по-разному объясняющие мир, рассматривающие его каждая с одной определенной стороны. Но они говорят не только о мире - каков он в себе независимо от нашего мышления, их главная цель - предложить людям ценности, по которым следует строить жизнь, единственно достойную для них. В мире, конечно, имеет место и устойчивость, и изменчивость. Воспроизвести их в нашем мышлении только такими, каковы они во внешнем нам мире и в нас самих необходимо и должно без субъективистских искажений. Но и устойчивость, и изменчивость суть определенные ценности, которые человек то превозносит как идеальную и достойную жизнь, то низвергает, как неприемлемое, дурное и т.д. Конечно, возможно и такое отношение, когда желанным и должным воспринимается их сочетание, гармоническое единство.