Биология в лицее. Неотложная терапия при заболеваниях органов дыхания Первая помощь при поражении дыхательной системы

Гигиена дыхании. Первая помощь при остановке дыхания. Конспект урока по биологии в 8 классе Цели урока: Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, познакомить их с заболеваниями органов дыхания, рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению; познакомить с первой помощью при остановке дыхания Развивающие: развить умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать, делать выводы; продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания); формирование навыков оказания первой помощи при травматизме дыхательных путей. Воспитательные: воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом. Оборудование: компьютер, слайдовая поддержка (презентация), таблица «Органы дыхания», учебник биологии «Биология. 8 кл.» Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Ход урока 1. Организационный момент.    2. приветствие; подготовка аудитории к работе; наличие учащихся в классе. Проверка знаний учащихся. Дыхание – синоним жизни. Что же такое дыхание? Какие органы входят в состав дыхательной системы? Покажите пожалуйста на слайде (слайд 1) А теперь задание «Закончите предложения» (слайд 2) 3. Изучение нового материала Нельзя человека закупорить в ящик, Жилище проветривай чище и чаще. В. В. Маяковский: (слайд 3) Ответы учащихся. = Сегодня мы выясним причины нарушения дыхания (частично о них мы уже говорили, изучая органы дыхательной системы и меры их предупреждения.) Записывают в тетрадях число, тему урока. ­ Органы дыхания имеют прямую связь с внешним миром, они первыми принимают удары различных вредных факторов внешней среды. Учитель: назовите пожалуйста эти факторы Учащиеся: пыль, бактерии, экологическая обстановка, курение и т.д. Учитель: Человек вдыхает и выдыхает в одну минуту – 5 литров воздуха, в один час – 300 литров воздуха, за одни сутки 7200 литров воздуха. Допустим, что в одном литре воздуха находится пять частиц пыли. Сколько частиц ученик вдохнет за урок? А за сутки? Считают и записывают полученное число – 1125 частиц 36000 частиц. (слайд 6) Мы всегда окружены невидимым облаком пыли. Она портит жилище, одежду, продукты. Но, главное, пыль в воздухе вредна для здоровья человека. (сообщение ученика о вреде пыли) Ученик: Еще М.В.Ломоносов писал о вредности “каменной и земляной пыли”. И только спустя 100 лет было исследовано влияние пыли на организм. Каторжные условия труда шахтеров описал Эмиль Золя в романе “Жерминаль”, где он рассказал о рабочих, которые, откашливаясь, выплевывают угольную черную мокроту. Вместе с пылью в воздухе всегда есть бактерии. Они оседают на пылинки и, как на парашютах, долго находятся во взвешенном состоянии. Там, где много пыли в воздухе, много и микробов. В чистом жилом помещении в 1 м воздуха их 15­20, на улице – до 5 тысяч. Учитель: итальянская поговорка гласит: “Куда не проглядывает солнечный луч, туда часто заходит врач”.(слайд 7,8,9) ­ Но, к сожалению, человек сам усугубляет состояние дыхательной системы – не правильно дышит, и в частности курением. О вреде курения на органы сердечно­сосудистой системы мы уже знаем, а вот что происходит с легкими от этой вредной привычки. Сообщение ученика. (о вреде курения на органы дыхания) (слайды10­11) Жесткому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик. При анализе табачного дыма химики установили 91 органическое вещество,9000и 1200 твердых и газообразных соединений. Никотин вызывает отравление организма. Курящие люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, раком легких, туберкулезом и астмой. Некурящий человек, сберегает не только собственное здоровье,но и здоровье окружающих людей. Выявлено, что через 8 ч после последней из крови улетучивается угарный газ, через 9 месяцев восстанавливается функция легких, через 5лет вероятность инсульта уравнивается с таковой для некурящих, через10 лет падает вероятность заболеть раком и через 15 лет снижается вероятность инфаркта. Пассивное курение. (слайд 12) Люди, являющиеся активными курильщиками, наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих их людей, прежде всего своим близким. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и др. вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачный дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов. 75% никотина и 70% углерода попадает в атмосферу при курении табака. Я призываю – любите себя, Свой мозг, свою печень и сердце, друзья. Сделайте вывод сами немедля – Курить человеку опасно и вредно! ­ Что нужно делать, чтобы улучшить состояние своих дыхательных путей? Ответы учащихся: ­бороться с загрязнением воздуха; ­чаще бывать за городом; ­отказ от курения; ­вести здоровый образ жизни. ­ Все, что вы назвали сейчас ­ это будет вашим заданием на всю жизнь. Заболевания легче предупредить, чем вылечить, для этого необходимо укреплять дыхательную систему, защищая себя тем самым от вредных факторов окружающей среды. Проведем дыхательную гимнастику. Показ гигиенических упражнений на профилактику дыхания “Пахнет гарью, “Свечка”” ­ Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом. Заставьте ноздри соединяться в момент вдоха. Тренируйте по 2 – 4 вдоха подряд. Внимание на вдох. Чем глубже вдох, тем незаметнее выдох. Внимание на короткие выдохи через рот, вдох через нос. Упражнение «Насос». Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом. Сделайте 8 серий по 8 раз. : Среди болезней, поражающих органы дыхания, есть инфекционные, Учитель аллергические, воспалительные. (слайд 13) Наиболее распространены вирусные инфекции­ грипп и острые респираторные(дыхательные)заболевания, ангина, туберкулез. Различают капельные и капельно­пылевые инфекции. Капельные передаются при кашле, чихании, разговоре: с выдыхаемым воздухом вылетают частицы с болезнетворными микроорганизмами. Капельно­пылевые передаются при контакте с предметами, которыми пользовался больной. Сообщения учащихся: 1. Грипп. (слайд 14) Грипп – вирусное заболевание, относящееся к воздушно­капельной инфекции. Быстро распространяется, т.к. вирус устойчив в окружающей среде, и заражение производиться за счет капелек слизи больных, попавших в воздух при кашле и чихании. Грипп опасен возможными осложнениями. Больные и здоровые люди при общении должны закрывать нос и рот марлевыми повязками, большое значение в профилактике гриппа имеет соблюдение чистоты помещений и воздуха. Вирус гриппа поражает людей всех возрастов. Это самая распространенная болезнь из всех ныне существующих. Вирус гриппа под воздействием лекарств меняет свою форму. Эпидемиологи все время обновляют сыворотку в соответствии с изменениями вируса, чтобы не происходило возникновение массовой эпидемии гриппа врачи рекомендуют вам сделать прививку от гриппа заблаговременно. 2. Туберкулёз – хроническое заболевание лёгких, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза или палочка Коха. (демонстрация слайда 8). Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9°С. Микобактерия туберкулёза может поражать и другие органы, вызывая туберкулёз почек, кожи, глаз и др. Основной источник распространения туберкулёза – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулёза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5­1,5 м и содержатся в воздухе около 30­60 минут. С воздухом они проникают в лёгкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед. препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: иметь своё полотенце, отдельную посуду и т.д.(слайд 15­16) Проявление болезни: легочная ткань распадается и преращается в рыхлую массу. Яд, выделяемый микробами, отравляет весь организм. Выявление болезни на ранней стадии: сделать флюорографию­ рентгеновский снимок грудной клетки. Первый флюорографический кабинет появился в 1924 году в Рио­де­Жанейро. Учитель: отравление парами аммиака, хлора и другими химическими веществами рефлекторно прекращает дыхание. Дыхание останавливается у утопленников, после поражения электрическим током, при серьезных травмах. Вскоре останавливается сердце. Однако смерть наступает не сразу: пока жив мозг, можно восстановить угасающие функции тела. Обратимую фазу наступающей смерти называют клинической смертью. Она длится всего 5­7 минут, за которые еще можно вернуть человека к жизни. Приемы возвращения к жизни называют реанимацией. Биологическая смерть наступает вследствие необратимой утраты функций мозга и остановки сердца. При потере сознания и выключения самостоятельного дыхания применяют искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. «Оказание первой помощи при остановке дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания» (слайд 17) работа по учебнику стр. 209­210 «Искусственное дыхание “рот в рот”» Когда пострадавший лежит на спине, прежде всего, удалите изо рта все, что попало туда и может мешать дыханию. Откройте дыхательные пути, запрокинув голову назад и подняв подбородок, сожмите нос указательным и большим пальцами, глубоко вдохните и плотно прижмите свои губы к губам пострадавшего. Сильно вдохните в рот пострадавшего пока не увидите, как поднялась клетка. Уберите свои губы и пусть грудная клетка опустится, «Искусственное дыхание “рот в нос”» Если вы спасли человека на воде и невозможно открыть рот пострадавшего, можно провести искусственное дыхание «рот в нос». Вдуть воздух в нос легко, но трудно сделать так чтобы воздух попал куда нужно. Мягкие ткани носа могут закрыть проход воздуху. «Непрямой массаж сердца» Если пульс отсутствует, значит сердце остановилось. Вам придется делать непрямой массаж сердца. Пострадавший лежит на спине на твердой поверхности. Склонитесь над ним и нащупайте пальцами нижние ребра. Положите ладонь другой руки на ребро и опускайте ее ниже до вашего указательного пальца. Это место, где вы будете надавливать на грудь. Положите одну руку на другую.Надавите на грудь на 4­5 см. Потом ослабьте давление, не убирая рук. Повторите надавливания примерно 80 раз в минуту. /Демонстрация приемов проводится на муляже/ Практическая работа. Вопрос № 1. Вы стали свидетели трагедии – на реке тонет человек! К счастью, его удалось вытащить на берег. Но что делать дальше? Помните, промедление смерти подобно! Вопрос № 2. Человека, пораженного электрическим током, люди пытались закопать в землю (в качестве первой помощи). Приехала “скорая помощь” и спасла его от неминуемой гибели. Объясните, почему без врачебной помощи человек мог бы погибнуть и какая первая помощь врача его спасла? Вопрос № 3. Произошла остановка сердца с задержкой дыхания. В вашем распоряжении 5 минут. Действуйте! «Общие выводы урока» ­ Дыхание должно быть правильным. ­ Необходимым условием для нормального газообмена является чистый воздух. ­ Курение вредно для органов дыхания. ­ К инфекционным заболеваниям относят грипп,орви,дифтерию, туберкулез. ­ К профилактическим мерам борьбы с заболеваниями дыхательной системы относятся:  Борьба с пылью,  Влажная уборка,  Проветривание помещений. Рефлексия. Алгоритм рефлексии. Я – как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, доволен ли собой. Мы – насколько комфортно мне работалось в малой группе; я помогал товарищам, они помогали мне – что было больше; у меня были затруднения с группой. Дело – я достиг цели учения; мне этот материал нужен для дальнейшей учебы (практики, просто интересен); в чем затруднился, почему; как мне преодолеть свои проблемы.

В ходе этого урока мы узнаем о том, каким образом необходимо оказывать первую помощь пострадавшим с поражением органов дыхания. Эти знания помогут сохранить жизнь окружающим Вас людям.

Тема: Дыхательная система

Урок: Первая помощь при поражениях органов дыхания

При неосторожном поведении мелкие предметы могут попасть в дыхательные пути, что может вызвать затрудненное дыхание. Поэтому необходимо уметь оказывать первую помощь в таких ситуациях.

При попадании посторонних предметов в нос необходимо закрыть 1 ноздрю и попытаться с силой выдуть попавший предмет. Если это сделать не удается, необходимо доставить пострадавшего в травмпункт.

Рис. 1. Действия при попадании предмета в нос

Попадание посторонних частиц в гортань сопровождается сильным кашлем. Благодаря этому происходит самопроизвольное удаление этих частиц из гортани.

Рис. 2.

Если кашель не помогает необходимо сильно ударить пострадавшего по спине, предварительно перегнув его через колено так, чтоб голова оказалась как можно ниже. Если это не помогает, необходимо вызывать скорую помощь.

Иногда происходят обвалы и другие несчастные случаи, которые вызывают травмы прекращающие поступление воздуха в легкие. Если мозг в течение 2-3 минут не получает достаточного количества кислорода, он умирает.

В результате несчастного случая человек может потерять сознание. У него прекращается сердцебиение и дыхание. И если в течение 5-7 минут восстановить его нормальное дыхание и пульс, человек будет жить. Для этого необходимо провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Сначала больного надо положить на спину, на твердую поверхность. Запрокинуть его голову, расстегнуть одежду и обнажить грудь. Нос или рот накрыть марлей и энергично вдыхать воздух 16 раз/мин.

При оказании первой помощи утопающему в первую очередь нужно освободить его ротовую полость от ила и песка, а легкие от воды. Для этого пострадавшего перекидывают через живот или колено и резкими движениями надавливают на живот или встряхивают его.

Рис. 3. Первая помощь утопающему

Если сердце не бьется, то искусственное дыхание сочетают с непрямым массажем сердца. Для этого ритмически надавливают на грудину 60 раз/мин. Через каждые 5-6 надавливаний производят вдувание воздуха. Периодически необходимо проверять пульс. Его появление - первый признак возобновления работы сердца.

Рис. 4.

Оказание первой помощи заканчивают, когда пострадавший приходит в себя и начинает дышать самостоятельно.

1.Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8 М.:Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа - с. 153, задания и вопрос 3,4,5,9,10.

2. Что необходимо предпринять при попадании постороннего предмета в нос?

3. Каким образом проводят непрямой массаж сердца?

4. Представьте, что Вы вытащили из воды утопающего. Какие будут Ваши дальнейшие действия?

Тип урока: урок биологии с использованием информационных технологий, урок - обобщение.

Целеполагание учителя:

Образовательная:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Дыхание»;
  • познакомить с последовательностью оказания первой помощи при поражении органов дыхания;
  • акцентировать внимание на необходимость знаний и умений по оказанию первой помощи при попадании инородных тел в дыхательные пути, при утоплении, при электротравмах.

Развивающая:

  • развить креативное и логическое мышление, умение анализировать и делать соответствующие выводы;
  • формировать навыки оказания первой помощи при попадании инородных тел в дыхательные пути, при утоплении, при электротравмах;
  • развивать навык планирования работы, организации работы с дополнительным материалом.

Воспитательная:

  • формировать экологическую компетентность и стремление к здоровому образу жизни;
  • помочь учащимся осознать их значимость при оказании первой помощи пострадавшему.

Целеполагание ученика:

  1. Повторить материал о строении дыхательной системы.
  2. Познакомиться с последовательностью оказания первой помощи при попадании инородных тел в дыхательные пути, при утоплении, при электротравмах.
  3. Научиться оказывать первую помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, при утоплении, при электротравмах.

Оборудование и дидактические материалы: ПК, проектор, интерактивная доска, таблицы, карточки.

Ход урока:

1. Организационный момент. (2 мин.)

Учитель: Ребята, доброе утро. Меня зовут Кузнецова Ольга Александровна, я учитель биологии.

Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца)! А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение.

У нас прекрасное настроение, но говорить нам придется о серьёзных, значимых вещах, касающихся нашего здоровья.

2. Актуализация знаний (3 мин.) на выполнение заданий. (Мотивация).

Учитель: В нашей жизни очень много опасностей. Наша современная жизнь неотъемлемо связана с транспортом, электроприборами, все мы ходим купаться и бывает так, что не соблюдаем элементарные правила когда кушаем в столовой.

Войны, катастрофы, крупные аварии… уносят десятки, сотни, тысячи жертв…

Как вы думаете: «А могло ли быть меньше жертв?»

Каким способом можно помочь пострадавшим?

Действительно, вовремя оказанная первая доврачебная помощь могла бы уменьшить количество жертв на 1/3.

Поэтому уже изучив строение дыхательной системы, работу органов дыхания и их регуляцию мы можем сегодня узнать…

Тема нашего урока: Первая помощь при поражении органов дыхания

А ты сможешь оказать первую помощь при остановке дыхания?

Задачи урока:

  • повторить и систематизировать знания учащихся по пройденной теме;
  • вооружить себя знаниями оказания первой доврачебной помощи при поражении органов дыхания.

3. Работа по карточкам (5мин.).

А) Учитель раздаёт задания учащимся (1 мин.)

Работать мы будем следующим образом.

Первый ряд (Знатоки) расскажут нам:

1 парта - о строении дыхательной системы;

Второй ряд (Исследователи) изучат материал учебника с.115-117 и назовут нам причины и первую помощь при:

1 парта - попадании инородных тел в дыхательные пути;

2 парта - утоплении или заваливании землёй;

3 парта - удушье;

4 парта - электротравмах.

Причина нарушения

Признаки нарушения

Первая помощь

Попадание инородных тел

а) в носовую полость

б) в ротовую полость (гортань)

  1. затруднённое носовое дыхание, кровотечение, а также выделение слизи из носа
  2. удушье и кашель
  1. Зажать свободную ноздрю и попытаться выдуть посторонний предмет.
  2. Сильный кашель, если не помогает пострадавшего можно несколько раз хлопнуть по спине, предварительно перегнув его через колено, так чтобы голова опустилась как можно ниже; детей поднимают за ноги.

Утопление

Лицо и шея синего или серого оттенка, сосуды шеи ярко выражены.

Нет пульса

Осмотреть полость носа и рта.

Удалить песок и инородные предметы.

Положить пострадавшего лицом вниз на бедро согнутой в колено ноги спасающего так, чтобы голова касалась земли.

Резкими движениями сдавить живот и грудную клетку и встряхнуть.

Маленьких детей поднимают за ноги.

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

Западание языка

Дыхание с хрипами или отсутствует

Открыть рот.

Оттянуть язык вперед или переменить положение головы откинув ее назад.

Дать понюхать нашатырный спирт

Отек гортани

Дыхание с шумом, удушье, кожа и слизистые покровы синеют

На наружную поверхность шеи наложить компресс.

Ноги погрузить в таз с горячей водой.

Доставить в больницу.

Заваливание землей

Осмотреть полость носа и рта.

Удалить грязь и инородные предметы.

После восстановления дыхания пострадавшего согреть: растереть спиртом, закутать в тёплую одежду, дать горячий напиток.

Электротравма:

б) молнией

  1. Бледная кожа, отсутствие дыхания, пульса.
  2. Тёмно-синие пятна на коже в виде дерева, отсутствие дыхания, пульса.
  1. Отключить источник тока.

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

  1. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

После восстановления дыхания пострадавшему дать горячий напиток.

Отравление угарным газом

Потеря сознания, синюшность слизистых оболочек и лица, остановка дыхания

Вынести пострадавшего на свежий воздух.

Придать горизонтальное положение тела пострадавшего.

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

После восстановления дыхания пострадавшего согреть: растереть спиртом, положить согревающие грелки к ногам, дать понюхать нашатырный спирт.

Третий ряд (Эврика) работают с творческим заданием.

1 парта - составить алгоритм действий по оказанию первой доврачебной неотложной помощи

а) применение средств индивидуальной защиты;

б) устранение причин воздействия угрожающих факторов;

в) срочная оценка состояния пострадавшего;

г) вызов помощи, в том числе «скорой»;

д) придание пострадавшему безопасного положения;

е) устранение опасных для жизни состояний;

ж) контроль за состоянием пострадавшего до прибытия медицинских работников.

2 парта - сформулировать определение первой доврачебной неотложной помощи и ее задачи

Первая доврачебная неотложная помощь (ПДНП) - комплекс простейших мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья человека, проводимых до прибытия медицинских работников

Задачи:

а) проведение необходимых мероприятий по ликвидации угрозы для жизни пострадавшего;

б) предупреждение возможных осложнений;

в) обеспечение максимально благоприятных условий для транспортировки пострадавшего.

Б) Заканчиваем выполнение заданий.

Скажите мне пожалуйста ребята: Когда нужно делать выдох на сгибании или на разгибании мышц?

4. Физкультминутка (1 мин.).

1 упражнение

Руки на поясе. На счет раз, два - вдох.

На счет - три, четыре - выдох.

2 упражнение

Руки к плечам, вверх - вдох.

Руки к плечам, вниз - выдох.

3 упражнение

Руки на поясе. На счет раз (выдох) - поворот туловища вправо,

два (вдох) - исходное положение.

На счет три (выдох) - поворот туловища влево,

четыре (вдох) - исходное положение.

5. Проверка заданий (10 мин).

6. Просмотр видеофрагмент «Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца» (5 мин).

1. Зачем голову пострадавшего нужно запрокидывать назад (чтобы шея и подбородок составляли единую линию)

2. Как соблюдают личную гигиену при выполнении искусственного дыхания (нагнетание воздуха проводится через марлю или платок)

3. Почему нужно закрывать нос при выполнении искусственного дыхания рот в рот, и наоборот при рот в нос

4. Почему при непрямом массаже сердца от края грудины нужно отступить, и на сколько?

5. Сколько спасателей нужно задействовать делая искусственное дыхание и непрямой массаж сердца?

6. На сколько сантиметров нужно продавливать грудину?

7. Д/З. Подведение итогов. Рефлексия настроения.

Д.з. Совместно с учителем информатики поместите информацию которую вы узнали сегодня на уроке в буклет

Ребята, большое спасибо вам за работу. Мне было очень приятно, что вы были так активны на уроке и соответственно получили хорошие результаты.

И в завершении:

Перед вами таблички:

Если вам на уроке было всё понятно и интересно;

Если вам не всё было понятно, но интересно;

00- если вам всё было непонятно и не интересно.

Какое сейчас у вас настроение? Спасибо, я очень рад за вас!

Требующими неотложной помощи, являются аллергический отек (Отек Квинке, син.: ангионевротический отек - гистаминзависимая аллергическая реакция немедленного типа, характеризующаяся внезапным развитием у человека ограниченного или диффузного отека жировой клетчатки и слизистых оболочек; чаще наблюдается на губах, лбу, щеках, веках, дорсальных частях стоп, в гортани.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip4" id="jqeasytooltip4" title="Отек Квинке">отек Квинке), приступ брон­хиальной , дыхательная Недостаточность, -и; ж. Глубокое нарушение функций какого-л. органа, вызывающее негативные последствия для организма в целом, напр., сердечная недостаточность

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip11" id="jqeasytooltip11" title="Недостаточность">недостаточность , сопровождающая .

Отек Квинке (аллергический отек)

Отек Квинке - быстро развивающийся и быст­ро проходящий отек кожи, подкожной клетчат­ки, слизистой оболочки протекает тяжело, с рас­пространением на гортань и резко выраженным удушьем.

Причины разнообразны: это наследствен­ность, различные инфекции, пищевые и лекарс­твенные аллергены и др.

Признаки

Заболевание начинается с «лающего кашля», осиплости голоса, затруднения вдоха и выдоха, появления частого поверхностного прерывисто­го дыхания. Лицо приобретает синюшную окраску. Смерть наступает вследствие удушья.

Первая помощь

Начинать ее следует с немедленного вызова «Скорой помощи» , устранения причины (если это аллерген), избавления от стесняющей одеж­ды, обеспечения притока свежего воздуха, на­ложения холодного компресса на место отека, закапывания нафтизина или називина в нос, ус­покоения больного. До приезда «Скорой помо­щи» можно ввести ампулу димедрола или супрас-тина. Разрешена ингаляция сальбутамола, алупента, беретека или других препаратов, использующих­ся при приступе астмы.

Дыхательная недостаточность

Это недостаточное поступление кислорода в Ткани, -ей; мн. Биол. Системы преимущественно однородных клеток и продуктов их жизнедеятельности, сходных по происхождению и строению, выполняющие в животном или растительном организме одни и те же функции (напр, покровную, опорную и т. п.), к к-рым относятся мышечная ткань, соединительная ткань, эпителий, нервная ткань, проводящие ткани растений и др.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip19" id="jqeasytooltip19" title="Ткани">ткани , связанное с нарушением дыхания. Часто возникает как Осложнение, -я; ср. Болезнь, развившаяся после или в течение др. болезни, иногда переходящая в более тяжёлую её форму, ухудшение состояния, вызванное приёмом лекарств, хирургическим вмешательством, травмами и т. п., напр., митральный стеноз может развиться как осложнение нелеченной стрептококковой ангины

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip8" id="jqeasytooltip8" title="Осложнение">осложнение при крупоз­ной пневмонии.

Признаки

Такая пневмония развивается внезапно, с рез­кого подъема температуры до 40 °С, наблюдают­ся выраженная слабость, одна половина грудной клетки отстает при дыхании, в ней отмечается боль. При развитии дыхательной недостаточно­сти дыхание становится поверхностным, частота дыхательных движений доходит до 25 в минуту и выше.

Первая помощь

Требуется немедленная госпитализация. Могут понадобиться реанимационные мероприятия . Для облегчения состояния необходимо обеспечить при­ток свежего воздуха, удобное положение с припод­нятым изголовьем, снять стесняющую одежду.

Приступ бронхиальной астмы

Астматический приступ является осложнени­ем течения бронхиальной астмы , характеризует­ся возникновением острого спазма и отека брон­хов, что становится причиной удушья и смерти.

Признаки

Проявляется приступом удушья со слышимы­ми на расстоянии свистящими хрипами. Иногда приступу предшествуют насморк, Зуд, -а; м. Ощущение болезненно-щекочущего раздражения кожи, вызывающее потребность чесать раздражённое место.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip6" id="jqeasytooltip6" title="Зуд">зуд в носоглот­ке, сухой Безусловный рефлекс, обеспечивающий очищение дыхательных путей от различных посторонних веществ, попавших в них извне. Начальной фазой К. является глубокий идох, после которого следует напряженный выдох, как правило, через рот. Струей воздуха извлекается слизь и скопление чужеродных элементов (мокроты). В зависимости от наличия мокроты, различают сухой и мокрый кашель.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip0" id="jqeasytooltip0" title="Кашель">кашель , чувство давления за грудиной.

Первая помощь

Она включает в себя те же мероприятия, что и при отеке Квинке . Однако у больных бронхиаль­ной астмой часто имеется при себе ингалятор, по­этому необходимо помочь им воспользоваться лекарством. Следует обеспечить приток свежего воздуха, удобное положение, нужно успокоить па­циента. В случае затяжного приступа следует вы­звать «Скорую помощь».

В ходе этого урока мы узнаем о том, каким образом необходимо оказывать первую помощь пострадавшим с поражением органов дыхания. Эти знания помогут сохранить жизнь окружающим Вас людям.

Тема: Дыхательная система

Урок: Первая помощь при поражениях органов дыхания

При неосторожном поведении мелкие предметы могут попасть в дыхательные пути, что может вызвать затрудненное дыхание. Поэтому необходимо уметь оказывать первую помощь в таких ситуациях.

При попадании посторонних предметов в нос необходимо закрыть 1 ноздрю и попытаться с силой выдуть попавший предмет. Если это сделать не удается, необходимо доставить пострадавшего в травмпункт.

Рис. 1. Действия при попадании предмета в нос

Попадание посторонних частиц в гортань сопровождается сильным кашлем. Благодаря этому происходит самопроизвольное удаление этих частиц из гортани.

Рис. 2.

Если кашель не помогает необходимо сильно ударить пострадавшего по спине, предварительно перегнув его через колено так, чтоб голова оказалась как можно ниже. Если это не помогает, необходимо вызывать скорую помощь.

Иногда происходят обвалы и другие несчастные случаи, которые вызывают травмы прекращающие поступление воздуха в легкие. Если мозг в течение 2-3 минут не получает достаточного количества кислорода, он умирает.

В результате несчастного случая человек может потерять сознание. У него прекращается сердцебиение и дыхание. И если в течение 5-7 минут восстановить его нормальное дыхание и пульс, человек будет жить. Для этого необходимо провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Сначала больного надо положить на спину, на твердую поверхность. Запрокинуть его голову, расстегнуть одежду и обнажить грудь. Нос или рот накрыть марлей и энергично вдыхать воздух 16 раз/мин.

При оказании первой помощи утопающему в первую очередь нужно освободить его ротовую полость от ила и песка, а легкие от воды. Для этого пострадавшего перекидывают через живот или колено и резкими движениями надавливают на живот или встряхивают его.

Рис. 3. Первая помощь утопающему

Если сердце не бьется, то искусственное дыхание сочетают с непрямым массажем сердца. Для этого ритмически надавливают на грудину 60 раз/мин. Через каждые 5-6 надавливаний производят вдувание воздуха. Периодически необходимо проверять пульс. Его появление - первый признак возобновления работы сердца.

Рис. 4.

Оказание первой помощи заканчивают, когда пострадавший приходит в себя и начинает дышать самостоятельно.

1.Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8 М.:Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа - с. 153, задания и вопрос 3,4,5,9,10.

2. Что необходимо предпринять при попадании постороннего предмета в нос?

3. Каким образом проводят непрямой массаж сердца?

4. Представьте, что Вы вытащили из воды утопающего. Какие будут Ваши дальнейшие действия?