Воспитание патриота. Воспитание патриота и гражданина россии. Влияние внешних факторов

ДОЛГ нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица. По своему общечеловеческому содержанию понятие долг включает в себя выполнение ряда исторически установленных «простейших правил человеческого общежития». Каждый человек должен сам осознать объективное содержание своего морального долга. Если в моральном требовании выражается отношение общества к отдельным его членам, то долг – это отношение личности к обществу. Требования общества к поведению личности, требования людей друг к другу в совместной жизни в обществе наполняют долг. конкретным содержанием, превращают его в долг гражданина, труженика, семьянина, долг дружбы, товарищества, долг человека перед самим собой.

Задача родителей – воспитать не только гражданина, общественника, но и хорошего семьянина, правильно понимающего дочерний, сыновний долг, родительский долг по отношению к своим будущим детям.

МУЖЕСТВЕННОСТЬ – это совокупность наиболее значимых качеств личности мужчины, проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности человека, которые содержат как общие для всех людей, независимо от пола, нравственные качества, формы поведения.

Родителям при воспитании мальчиков необходимо обращать их внимание на то, что прежние представления о мужестве не устарели, они просто видоизменились в современных условиях, и такие качества, как решительность, выдержка и настойчивость, ответственность и трудолюбие, – все это сохраняет свою актуальность и в настоящее время, с точки зрения и мужчин и женщин.

Сравнительно редко при характеристике мужчин мальчики употребляют такое качество, как «ответственность». Между тем ответственность – это не только знание своих обязанностей по отношению к обществу, коллективу, близким людям, но и готовность осуществлять эти обязанности в повседневной жизни. Это показатель нравственной воспитанности. Мужчина должен быть, по мнению мальчиков, защитником и опорой слабых, женщин, детей, но когда речь заходит о содержании роли мужчины как мужа, отца, то эти качества часто забываются, а функции ограничиваются более или менее добросовестным исполнением поручений по хозяйству. В результате мальчики не выделяют специфический круг обязанностей мужчины в семье и его особую, отличную от женщины, роль. Хорошие отцы, мужья, как и хорошие жены, матери, не рождаются сами собой, они – результат большой и очень нелегкой работы и родителей, и школы, и общества в целом.

П АТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ . В человеке ценят силу и доброту, честность и верность, храбрость и трудолюбие. Но все же патриотом всегда называли лишь того, в ком все эти прекрасные качества освящены любовью к Роди не, готовностью посвятить свою жизнь служению ей, защите ее завоеваний. Сегодня границы патриотизма неизмеримо расширились. Каждое поколение по-своему проходит школу патриотизма. В наши дни подлинный патриот тот, кто борется за мир и сохранение жизни на Земле, вносит практический вклад в решение общечеловеческих проблем.

И все же первая иглавная среди задач патриотического воспитания – это культивирование высших идей, связанных с нашими общественными ценностями, с существованием и защитой Родины. Именно в этом заключается продуктивная, созидательная сила патриотизма: с ранних лет в ребенке должна закладываться готовность бороться и выстоять, преодолеть любые трудности во имя долга, во имя идейных завоеваний нашего народа. Столь важные "качества невозможно сформировать только на уроках в школе. Они прививаются и дома – в семье, в обычной обстановке каждодневного бытия. Пушкинская строка, народная песня, родная природа, отчий дом, воспоминания дед ветерана, семейные реликвии... Именно эти источники нравственной силы обычно помогают нам в трудный час. Молодые родители иногда считают, что в их будничной жизни нет ничего героического, такого, что помогало бы формировать патриотические чувства у детей. Так ли это? Отечественная война, например, оставила след в прошлом и настоящем каждой советской семьи: рассказы о вкладе родных и близких в дело Победы – наглядный урок мужества и гражданственности. Поход всей семьей к обелиску в праздничный день – пример уважения к славе предков. Обсуждение книги о героях – знакомство с доблестью. Посещение исторических и военных музеев, поездки и экскурсии в памятные места – осознание величия подвига. В образе жизни советской семьи, в преемственности ее поколений заложены принципы мужества, самоотверженности, гуманизма, верности долгу. Но патриотизм не передается сам собой от отцов к сыновьям. Во все времена, во все эпохи мальчиков специально обучали и готовили к роли защитника, борца, а девочек воспитывали как вдохновительниц на подвиг своих близких. И первыми наставниками в пробуждении патриотических стремлений у детей всегда были родители.

Для того чтобы патриотизм стал подлинной сердцевиной воспитания, чтобы проявилось его влияние на ум и сердце ребенка, нужны постоянные и глубокие усилия всех взрослых членов семьи. Ведь прочнее и легче всего ребенок усваивает взгляды, суждения и привычки от самых близких ему людей. И не надо опасаться, что высокие понятия превышают возможности детской мысли. Следует говорить с детьми о Родине, ее неповторимой красоте, о преданности, служении ей, защите. Говорить без резонерства, голых поучений, упреков в незнании. Дети полнее всего приемлют слово, обращенное к ним в минуты душевной «распахнутости» взрослого. Надо находить и использовать эти минуты. Тогда патриотическая струна долго звучит в сердце ребенка, оставляя в нем глубокий след.

ЧЕСТЬ 1) как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе; 2) внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему; 3) понятие морали и категория этики, признание, которое окружающие добровольно выражают человеку как носителю осуществленных в нем и им самим индивидуальных ценностей (почтение); то признание (самоуважение), с которым человек относится к себе как к личности (чувство собственного достоинства) или которого, по его мнению, он вправе требовать от людей своего социального круга (тщеславие). Пробуждение и бережное развитие тонкого и умеренного чувства собственного достоинства – одна из важнейших и наиболее трудных задач воспитания, поскольку от этого чувства в значительной мере зависит плодотворное для самого человека и для общества развитие личности. Формируются через самооценку человеком самого себя, своих качеств и способностей в отношении себя как ценности. Выражаются человеком через признание за собой своей собственной значимости (самоуважение), через отношение к себе как личности (чувство собственного достоинства), которых, как он считает, вправе ждать от других, от своего социального окружения на работе, в семье и в любом другом месте, поддерживаются или не поддерживаются через общественное мнение, через внимание и оценку окружающих. Честь человеку оказывается извне, ее нужно заслужить: «по достоинству и честь» – это в идеале. В реальности же не всегда достоинство и честь взаимоопределяют друг друга. К сожалению, по ряду причин честь часто оказывается и не очень достойным людям, но в любом случае у человека есть внутреннее право сохранять свое достоинство в любых обстоятельствах.

Как воспитать патриота?

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина.

В.А. Сухомлинский

В воспитании у ребенка чувства любви к Родине большую роль играют родители и окружающие его взрослые. От того, какой пример отношения к родным местам они искренне продемонстрируют, какими впечатлениями обогатят, зависит зарождение у ребенка интереса к истории родных мест, чувства сопричастности, гордости за край, в котором он живет.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что им близко и интересно.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши деды и отцы. Чувство патриотизма всегда жило и живёт в сердцах людей, побуждая их заботится о своей Родине, защищать её. Это результат длительного, целенаправленного воспитания человека, начиная с раннего детства.

Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. Чтобы сейчас вернуться к этому, надо возрождать забытые традиции, национальные и общественные ценности.

Одним из важных аспектов приобщения ребёнка к миру общечеловеческих ценностей является та сфера действительности, которая связана с формированием знаний о семье, родословной, родном городе, своём государстве, чувстве долга и ответственности за происходящее.

Учёными давно доказано, что именно в дошкольном возрасте начинается процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Важными составляющими патриотизма являются единство знаний, отношения, поведения.

Рассматривая патриотизм как чувство привязанности, преданности, ответственности по отношению к своей Родине, перед воспитывающими ребенка взрослыми стоит задача еще в дошкольном возрасте «научить» быть привязанным к чему-то, быть ответственным в его маленьких делах и поступках. Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию вообще, как человеческому чувству. Восхищение просторами страны, её красотой, природными богатствами возникнет, если научить ребенка видеть красоту непосредственно вокруг себя.

Поэтому очень важно, гуляя во дворе, по улицам родного города, рассказывать о событиях, памятных для конкретной семьи, жителей района, города и т.д., чтобы данное конкретное место ассоциировалось в памяти ребенка с впечатлениями, полученными от описываемого события.

Не секрет, что яркие позитивные воспоминания детства связаны именно с эмоциональными переживаниями: удивлением, восторгом, восхищением, радостью. Научить видеть достопримечательности родных мест, замечать красоту природы родного края в разные сезоны, отмечать характерные особенности улиц, зданий – это повседневная работа нас, педагогов и родителей, не забывающих выражать свое отношение к увиденному, как некий образец, эталон гражданских чувств.

Если взрослые любят свою Родину, преданы ей, умеют показывать ребенку привлекательные стороны, можно быть уверенным, что они смогут воспитать достойного гражданина своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.

Как привить национальные ценности?

Каждая семья является корнем нации. Для того, чтобы привить молодому поколению национальное сознание, традиции и обычаи, все семьи и родители должны со всей ответственностью подходить к своим обязанностям. Так как на протяжении многих лет национальному воспитанию не уделялось должного внимания, оно осталось за бортом. Единая советская система воспитания оказала давление на сознание народа и национальные чувства были подавлены под ее гнетом. Современные родители воспитывались в рамках такой подавляющей системы. Поэтому они чужды национальному воспитанию. А без традиций и обычаев нет и воспитания. Это показал жизненный опыт. Традиции, неоснованные на национальных чувствах, не оказывают должного влияния на сознание людей. Только в том случае, когда примеры через проникновение в сознание и мысли людей на протяжении многих веков становятся традициями, можно говорить о развитии национального воспитания. Потому воспитание, основанное на национальном сознании, должно начинаться с семьи. Только тогда уменьшится количество молодых, которые уходят из родного дома, и они начнут прислушиваться к советам родителей. Как ни крути, а воспитание начинается с семьи. И традиции тоже берут свое начало в семье.

В настоящее время в современном государстве необходимо уделять должное внимание проблемам воспитания подрастающего поколения в казахских семьях, а также продумать, каким образом нужно сформировать их специфические направления и национальные особенности. Так как язык, религия, традиции и обычаи казахов под влиянием насилия и произвола над казахским народом утеряли свой национальный облик, остановились в развитии, семейное воспитание отклонилось от своего истока и несется в общем потоке. Под влиянием всего этого казахское воспитание стали воспринимать в качестве пережитков прошлого, и как известно, пропаганда подавления казахского воспитания привела к тому, что в каждом доме поселился страх воспитывать детей по традициям предков.

Но как гласит казахская народная мудрость «если время, в котором ты живешь, словно лиса, то будь гончей, чтобы ее подсечь», последующее поколение не отличилось особым мужеством. Потому что после того, как были подвергнуты публичному наказанию глубокомыслящие и осведомленные казахи, наивный народ был растерт словно зерно в мельнице.

У казахского народа так же, как у большинства народов сын – это будущий хозяин дома, наследник, продолжатель рода. Поддержание огня, зажженного предками, напрямую зависит от развития последующего поколения. Потому наши предки говорили «Сын – опора семьи, дочь – очаг семьи, собака – уши семьи», определяя тем самым суть своего бытия. Таким образом, наши дети растут во благо родителей и народа. Слова известного поэта Абая «не будь только сыном родителей, а будь сыном всего народа» также характеризуют величие поколения. С большим вдохновением возвышает положительные качества человека великий поэт-мыслитель, творивший на казахской земле, Жусуп Хас Баласагуни: «Хороший сын – брат, плохой сын – враг, отзывчивый стражник лучше сына с каменным сердцем».

Всем известно, в настоящее время в обществе можно встретить большое количество неблаговоспитанных детей. Бездумье, бесцельность таких детей приводит к лени. Народная мудрость «Ленивый джигит словно дерево, а несмышленый джигит словно скотина» также связана с понятием национального воспитания в духе традиций народа. В казахском воспитании в духе обычаев предков каждый человек старается воспитать в своих детях чувство ответственности за семью. Этому опорой должно послужить национальное самосознание. Только в этом случае национальные обычаи станут тесно связаны с родственными чувствами и пустят свои корни. Понятие «родственный, близкий» у казахов также тесно связано с обычаями. Признаками как хорошего, так и плохого в общении является система воспитания и назидания.

У казахов понятие «согласие» гармонирует с понятием «изобилие», которое берет начало в семье. В этом и заключаются суть воспитания и назидания. Назидание основывается на человеческих качествах, которые родители прививают своим детям. Уважение к родственникам – это обычаи семьи. Таким образом, развиваются чувства уважения, почета к близким родственникам. Этой идеей и насыщается сознание людей.

Вырастить ребенка – это цель семьи, восходящая к национальным традициям. Развитие поколения – это опора народа, цель казахского народа. Каждый человек должен принять участие в продолжении рода. Те люди, которые довольствуются одним ребенком, думают только о своем благе, не поддерживают национальную идею. По традициям у казахов отец – это покровитель потомства, а мать – опора семьи. Как говорится в пословице «Когда светит луна – это не значит, что наступил день», как бы люди этого не хотели, но жизнь словно луч света промелькнет и погаснет. На сегодняшний день в нашем обществе можно встретить множество одиноких, пожилых людей, оставшихся без внимания и опеки, которые вынуждены влачить свое существование в доме престарелых. Это беда возникла в результате нарушения правил семейных традиций. Вместе с тем судьба брошенных детей является результатом бесстыдства, бесчестия, предательства людей. Бесчестные действия со стороны невежественных невоспитанных людей привели к унижению традиций.

Для любого человека счастье, когда не угасает домашний очаг. Это самая заветная мечта для каждого казаха. Каждый сын казахского народа, построивший свою семью, должен строго соблюдать и возвышать данную традицию. Значит для преобразования современного казахского общества функции обычаев и традиций, основанных на национальных чувствах и сознании, имеют большое значение. Как справедливо заметил один восточный мыслитель «Если хочешь познать внутренний мир человека – подумай о его действиях. Его действия раскроют вам его внутренний мир». Сформированный национальный характер казахского народа также определяет его национальный образ. Если рассматривать поведение модников с этого ракурса, то нам многое становится понятно. Изменив это, мы сможем совершенствовать и будущее национальных традиций.

Каждый гражданин, болеющий душой за будущее казахского народа, который получил независимость и самостоятельность, должен уделять особое внимание проблемам совершенствования воспитания в духе патриотизма в семье. Это его долг. Только благодаря таким действиям, звездочки, угасшие в самосознании нашего народа, снова засверкают. И это является главной целью нашей нации.

Практические советы родителям

· Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть своего народа.

· Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

· Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

· Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

А ты любишь свою Родину? - вопрос, будто гром среди ясного неба. Молчание. Выражение лица такое, как если у мужа после 50 лет совместной жизни жена вдруг спросит: «Ты меня любишь?»

А ты любишь свою Родину? - вопрос, будто гром среди ясного неба. Молчание. Выражение лица такое, как если у мужа после 50 лет совместной жизни жена вдруг спросит: «Ты меня любишь?».

Часто мы не задумываемся над тем, какие чувства испытываем к стране, в которой живём. Говорят там что-то в новостях о важности воспитания патриотизма у детей, о том, что приняли на федеральном уровне программы патриотического воспитания молодого поколения. Говорят да говорят, «а Васька слушает да ест».

Иногда, правда, чувствуешь себя патриотом, когда болеешь за российскую спортивную команду, поёшь гимн. Георгиевскую ленточку на машину в честь 9 мая повесишь. Вспомнишь, вздохнёшь: «Вот, дескать, раньше патриоты были, жизнь свою за Родину отдавали, а теперь… не тот народ пошёл, выродились патриоты».

Зачастую постоишь в Сбербанке в огромной очереди, попадёшь в открытый люк на дороге, упадёт на голову сосулька с крыши, и вместо слов любви к своей родине совсем другое говорим. Ругаем Россию-матушку. Что, это тоже форма патриотизма?

Патриоты ли те, кто оправдывает жестокую расправу над дворником-таджиком своей заботой о родине: нужно родную землю очищать от грязи?

Можно ли в одних ситуациях быть патриотом, а в других нет?

Как видим, с проявлением патриотизма у взрослых россиян сегодня сложилась неоднозначная ситуация. Большинство взрослых не понимают сути патриотизма, что уж говорить о детях, какое воспитание патриотизма в этих условиях происходит у них.

Они вторят, по большому счёту, своим родителям, педагогам. Когда надо, патриоты: сказали ветеранам цветы подарить - подарили, на парад сходить - сходили, а вот что внутри у детей творится, мало кто интересуется. Важна красивая картинка.

Может ли идти речь о патриотическом воспитании, если в семейных разговорах, в обычной жизни дети то и дело сталкиваются с разговорами взрослых, осуждающих сегодняшнюю Россию, с её коррупционной властью, сырьевой экономикой, бездуховным обществом?

При помощи системно-векторной психологии Юрия Бурлана попытаемся разобраться в сущности патриотизма и патриотического воспитания.

Что такое патриотизм

Для понимания явления первый шаг - это анализ его понятия. В Википедии находим определение: «Патриоти́зм (от греч. соотечественник, отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы».

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана секрет патриотического воспитания следующий: основой отеческих чувств, принципов, теплого отношения к Родине является любовь. Любовь к своей стране - это обратная сторона ненависти. Там, где есть ненависть, нет любви.

Совершенно верно заметил протоиерей Димитрий Смирнов: «Патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой» .

С чего начинается патриотизм?

Патриотическое воспитание - это воспитание любви к Родине. Любовь к Отечеству, к месту, где ты родился и вырос. Воспитание патриотизма начинается с детства. Ребёнок приходит в этот мир с заданными ему от природы свойствами - векторами, которые изначально находятся на базовом уровне развития своих свойств. Такой маленький зверёныш с архетипичным поведением. На животном уровне патриотизм - это охрана и защита своей территории, обеспечивающей твоё выживание.

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»

А. С. Пушкин

Или не наполняется.

Классика патриотического воспитания

Традиционно считается, что патриотическое воспитание - это составная часть школьного и семейного воспитания. Кроме того, патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста занимаются в детском саду. В школьном возрасте воспитывать патриотизм призваны исторические общественные дисциплины, воспитательная система школы с помощью дополнительного образования, различных внеклассных мероприятий.

Так, приглашают ветеранов. Вспоминают о знаменательных исторических датах. Проводят концерты, выставки, экскурсии по местам боевой славы. Растят патриотов.

Считается, что большую роль в патриотическом воспитании нового поколения играют детские общественные объединения, патриотические клубы.

Разброд и шатания

Если рассматривать современные педагогические подходы к патриотическому воспитанию, то их основополагающими принципами являются преемственность поколений, знание истории, толерантность.

Понимая, что на практике бóльшая часть молодёжи потребительски, крайне цинично относится к Родине, зачастую проявляет свой патриотизм, вступая в ряды скинхедов, чиновники даже подумывали ввести отдельные уроки патриотизма.

Представляете ЕГЭ по патриотизму? Патриотическое воспитание - это… и варианты а, б, в. Пока ограничились введением курса светской этики или основ религии. Попытались старую формулу министра просвещения времен Николая I С. С. Уварова - «Самодержавие. Православие. Народность» - воскресить в современных реалиях. Воспитать патриотизм у детей, уважение к государственным институтам через религию.

Однако попытки улучшить качество патриотического воспитания остаются безрезультатными.

Результаты опроса

Молодёжь оправдывает свои антипатриотические настроения тем, что слова взрослых сильно диссонируют с их делами (много ли детей чиновников служит в нашей армии?). Важнейшие проблемы в нашем обществе вместо решения либо замалчиваются, либо зашлифовываются, либо высмеиваются, но не решаются, поэтому воспитание патриотизма не может возыметь должного действия:

    Тогда какой смысл жить в России? («Золотая молодёжь» голосует ногами.)

    А что Родина мне дала? (За то, что я россиянин, банковский счёт не пополнился, как, скажем, в Арабских эмиратах.)

    Понаехали тут… Гнать всех поганой метлой из России. Жить мне хорошо мешают.

Итак, факт остаётся фактом: несмотря на долгие постсоветские попытки воспитать новое поколение патриотами своей страны, мы видим полное фиаско. Большое количество подростков либо националисты, либо относятся к Родине весьма меркантильно, либо планируют эмигрировать. Патриотическое не в моде.

Новые законы, программы по патриотическому воспитанию - хорошие, грамотные, но, увы, не работают. Неприязнь, ненависть в обществе только увеличивается, как снежный ком.

Причины такого плачевного состояния патриотического воспитания в нашей стране раскрывает Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология».

Родись и стань патриотом

Патриотизм - это любовь к Отечеству, к своему народу, к своей истории и культуре. С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, патриотами не рождаются, а становятся, то есть все люди изначально рождаются с врождёнными свойствами, которые человеку предстоит развивать до пубертата включительно и реализовывать в течение жизни. Вместе с правильным развитием происходит воспитание патриотизма. При этом существенное значение для наполнения природных желаний имеют условия воспитания, окружающая среда.

Человек становится человеком только в обществе, самое большое удовольствие, как, впрочем, и огорчение, приносит общение человека с другим человеком. Соответственно, уровень развития общества, коллектива, в который попадает ребёнок, весьма важен для его личностного развития, ощущения им полноты жизни, так как там создаются (или не создаются) условия для раскрытия его потенциала.

Патриотизм - это свойство, присущее людям, которые обладают . Для них жизненными ценностями являются дом, семья, Родина, справедливость, верность, порядочность, честность, дружба, братство.

И если в советское время в обществе были созданы благоприятные условия для успешной реализации анальных людей (они могли спокойно получить хорошее образование, жениться на порядочной, «чистой» женщине, добиться почёта и уважения на работе), то сегодня им выжить крайне непросто.

Они не умеют приспосабливаться, изворачиваться в угоду обстоятельствам, быстро менять свои принципы, находить выгоду из любой ситуации, как те, кто обладает кожным вектором. , - это «золотые головы» (при верхних векторах) и «золотые руки», профессионалы своего дела, которым свойственно работать на одном месте долгое время и отшлифовывать свои навыки, умения.

Сейчас в обществе востребованы кожные ценности: материальные блага, карьера, а также существует спрос на кожные качества - гибкое мышление, способность к быстрой обработке информации, переобучению, легкой адаптации к меняющимся условиям. Кожные мужчины больше ценятся на брачном рынке.

Соответственно, у анальных людей мало возможностей в современном российском обществе для полной реализации, они не чувствуют себя в своей тарелке, ощущают общую неудовлетворённость.

Попадая в мир кожных ценностей, анальный ребёнок не получает желаемого - нет ценности крепкой дружбы, честности в отношениях, не хвалят и не ценят отличную учебу. В итоге светлые стороны анального вектора зачастую не развиваются, особенно если воспитанием анального ребёнка занимаются кожные родители, не понимающие, кто перед ними (подгоняющие, ругающие за медлительность и тугодумность), и неудовлетворённые жизнью анальные педагоги. В таком случае чувство патриотизма не развивается и ребёнок становится националистом. Не любит Родину, а ненавидит всё чужое. Это мало похоже на патриотический настрой.

Гораздо проще сегодня не нашедшим себе места под солнцем анальникам объединяться против Америки, против таджиков, против соседней республики, чем во имя любви к России, поскольку ненависть, неприятие другой культуры развить гораздо проще, чем любовь к своей. В позитивном состоянии анальные люди любят Родину, готовы самозабвенно её защищать, служить на благо Отечества.

Таким образом, патриотическое воспитание детей не может существовать отдельно от уровня развития самого общества, оно не может в одночасье заработать с помощью новых законов. После распада СССР долгое время накапливались личные и коллективные нехватки людей с анальным вектором, истинных патриотов страны, которые были её мощным тылом, обеспечивали объединение всего общества на здоровом патриотизме - любви к Отечеству.

ТТолько при создании комфортных условий для развития и реализации в обществе каждого человека (и кожного, и анального, и прочих) можно избавиться от якоря коллективных , не позволяющих нам воспитывать патриотов (и быть ими самим), а также уверенно смотреть в будущее.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

В системе ценностей родителей патриотизм не на первом месте

Российское Правительство одобрило и опубликовало «Стратегию развития воспитания». На стадии формирования программа подвергалась критике, осталось множество претензий и к последней редакции. Большинство оппонентов документа так и не увидели в ней главного - как привить ребенку дух .

Как воспитать патриота? К счастью, этим вопросом пока еще задаются многие родители. Все же школьное воспитание XX века не прошло даром. Большинство психологов и педагогов уверены, что патриотизм это присущее человеку чувство, такое же точно как любовь к родителям. Срабатывает, если угодно, комплекс самосохранения, каждый родитель понимает, что хорошо бы чтобы его дети любили - мало ли что?

Только вот многие ли делают для этого что-то? Практика показывает, что, к сожалению, нет. Чему надо научить ребенка? Чтобы он «не пропал в этой жизни». За этим высказыванием кроется столько гадости и мерзости, что нет желания даже раскрывать его. Плохому учить точно не надо, все гадкое поджидает ребенка уже дома, начиная с отношений в семье и заканчивая телевизором или компьютером. Плохому учит отчасти улица. Далее школа, где уже не одно десятилетие отсутствует в принципе «воспитательное содержание обучения».

И никак нашим либералам в Минобре не объяснить, что, учить, не воспитывая, невозможно, что это основа, классика педагогики. «Патриотизму учить надо, - уверен доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов. - Я бы даже проговорил так: «рассказывать» за что ты любишь Родину, самыми простыми и доступными словами». Поэтому чтобы воспитать патриота, надо им вначале быть, а сели не получилось, то им стать. «Недостаточно любить Родину за ее успехи победы, хотя и об этом, особенно теперь, надо рассказывать, - продолжает отец Павел. - Но, прежде всего, надо рассказывать о любви к тому нравственному идеалу, под которым Россию понимали наши лучшие люди».

Для этого надо учиться самому вместе с ребенком, другого пути нет. Просто выучить несколько цитат и пересказать не получится. Современные дети могут быть какими угодно, плохими или хорошими, но они все невероятно чуткие, и могут проглотить ложь от кого угодно, но только не от своих родителей. Часто приходится слышать жалобы: «Я ему говорил. Я его предупреждала». От слов толка нет, если сам родитель зачастую поступает вразрез с тем, что говорит. Например, есть словосочетание, от которой у русского человека вообще-то должен дух переворачиваться: «эта страна». Позволив себе хоть раз прийти с работы раздраженным или униженным начальством и в сердцах кинуть эту фразу, так просто в воздух: «В этой стране ничего нельзя сделать нормально - в этой стране тебя не оценят никогда!» взрослые сами закладывают отношение к Родине у детей.

Стоит ли удивляться, что через несколько дней сын или дочь, вернувшись из школы, так же в сердцах скажут: «В этой стране невозможно учиться». Логическим продолжением станет модная присказка: «Валить надо из этой страны». Куда? Зачем? Эти вопросы вдруг перестают быть актуальными. Вспоминается, как лет двадцать назад, по Первому каналу показывали приезд Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. У всемирно известной певицы намечался впервые за долгие годы юбилей в родном Большом Театре. Тогда, в 1998 году еще у многих была уверенность, что съездить, пожить и поработать за границей - это все равно, что прокатиться на подмосковную дачу, на недельку-другую. На вопрос журналиста, советует ли Галина Павловна молодым оперным исполнителям пройти стажировку за границей, Вишневская ответила: «Где родился там и пригодился! Пусть едут! Если хотят хлебнуть горя по самую макушку. Поймите, нас с Ростроповичем выгнали! И уехали мы очень известными в мире исполнителями. Звездами! И то, первые годы мыкались неизвестно как – есть порой не на что было. А прекрасно учиться можно и в Москве, главное – чтобы было желание учиться».

Не думается, что сейчас нельзя поехать куда-нибудь учиться за границу, тем более учитывая жуткий уровень образования, который нам все чаще и больше предлагает «реформированная» средняя и высшая школы. Главное в том, что уехать можно по-разному - можно «Иваном себя и родства не помнящим», а можно патриотом - русским, гражданином своей страны. Даже в практическом смысле это необходимо: «нерусские», то есть не обладающие традициями русской культуры и особенностями русского и советского образования, никому не нужны. Там и своих хватает, и других - из разных стран. Профессор МГУ, философ Андрей Ашкеров говорит: «Есть две разновидности патриотизма.

Одна основана на разграничении родного и инородного, другая - на восприятии родного как вселенского. Первый патриотизм - нутряной, дорефлексивный. К нему легко взывать, но у него нет языка, чтобы дать ответ. Это патриотизм народа, который безмолвствует. Второй патриотизм предполагает понимание и интерпретацию, он шире простого отношения к Родине. Это способность поместить себя внутрь эпоса, представить происходящее с тобой через категорию исторической судьбы». Вот для того, чтобы «поместить себя внутрь эпоса» и необходимо патриотическое воспитание. Необходимо, раз этого нет или недостаточно в школе, чтобы этим занимались родители.

Доцент кафедры психологии РПУ им. Иоанна Богослова Надежда Храмова продолжает мысль: «В 90-е годы нам сказали - никакой ! Но любой образовательный процесс без невозможен. Это просто противоречит методике преподавания любого предмета и гуманитарного и естественнонаучного. К нам пришел либерализм, который на практике исключал все русское, российское как ценности, даже чисто в научном отношении. Вплоть до того, что стал в нашей школе, нашим ученикам внедряться ген войны, комплекс неполноценности, что это якобы русские начали Вторую мировую войну!

Когда в школе сейчас убирают содержание образования, то это вообще конец. Потому что только содержательный и воспитательный элементы могут чему-то вместе научить. Ведь патриотизму «в лоб» не учат, все это происходит через учебники литературы, истории, тоже физики и математики». Павел Великанов считает, что в науке и общественной дискуссии пора определиться с понятиями. Особенно со словом «либерализм»: «Одно дело либерализм в США, и совершенно другие понятия это слово несет в России. Для науки и общественных обсуждений - это крайне запутывает и, самое главное, разъединяет людей». Андрей Ашкеров добавляет: «Чтобы русский был свободным - не надо исповедовать либерализм». Кажется, что сейчас нет ярых противников единого школьного учебника, например, по истории. Но отсутствие утвержденного и общепринятого содержания образования просто пугает. Известный публицист Александр Привалов пишет: «Почитайте знаменитый ФГОС (Федеральный государственный стандарт образования), где написано, каким должен быть выпускник наших с вами отечественных школ. Душеспасительное чтение. Вы узнаете, что выпускник этот шестикрыл, как Серафим, и умен, как три Аристотеля. Он обладает математическим мышлением, географическим мышлением, физическим мышлением и мышлением химическим. Это все написано в стандарте. Там не написано только, знает ли он теорему Пифагора. Знает ли он закон Ома, знает ли, с какой стороны от России пролегает Северный морской путь. Это неизвестно. Но географическим и физическим мышлением он обладает». Что именно в этих учебниках будет воспитывать патриотизм у наших выпускников тоже осталось тайной.

Всеобщая атмосфера обсуждения проекта единого школьного учебника по истории заставляет задуматься, вдруг там не окажется битвы при Калке, переправы Наполеона через Березину, сдачи врагу Смоленска, или Куликовской битвы не будет. Идет же борьба с негативом. Доцент отец Павел Великанов говорит: «Очень важно, чтобы ребенок любил тот идеальный или не идеальный, но видимый Божий образ России таким, каков он есть, без оценки, просто любил. Нельзя из истории делать миф. Потому что это заканчивается одним – травмой! Травмой и разочарованием для ребенка. После которого патриотом он вряд ли станет. Одно дело, когда мы превращаем в миф, и совершенно другое дело, когда мы на основании знаний, создаем, по Алексею Лосеву, «миф той будущей России, к которой нам вместе идти, к тому, к чему мы прийти должны». Вот это и есть воспитание патриотизма. И да - это труд. Философ и поэт Ольга Седакова добавляет: «Любят вот эту Россию. Россию, которая живет и мыслит - и значит, живет не для себя.

А нам предлагают образ России, которая живет назло всем. Кому такая страна нужна?». Такая кукольно-пластилиновая страна не нужна, прежде всего, нашим детям. Если механически повторять заученные фразы, сыпать оторванными от жизни лозунгами, каждый увидит на лице ребенка скуку, и даже брезгливость. Но, когда детям рассказывают конкретную о том, как с семьей опаздывали на последний эвакуационный поезд, уходящий из Киева, как будучи в оккупации расстреляли двоюродного брата, потому что он передал перевязочные материалы раненому партизану, как перевернулось судно в Кольском заливе с нашими моряками из-за халатности работников судоверфи, они внимательно слушают. Это и есть воспитание патриотизма. Сегодня показать молодому поколению «предания старины глубокой» становится все труднее. Музеев и мемориальных комплексов целое множество и есть что посмотреть, но организовать экскурсию, по словам учителей довольно сложно.

Необходимо собирать целый ворох справок и разрешений. Директоры и учителя, которые продолжают возить учеников по историческим местам, буквально совершают подвиг. Некоторые родители уверены, что детям не стоит посещать места, например, связанные с войной, где можно увидеть много чего нелицеприятного. Надежда Храмова комментирует: «Как раз наоборот. У ребенка формируется визуальная память, нравственное ощущение, а не социально-психологическое чувство вины, как порой нас пугают наши либеральные оппоненты, напротив, у детей возникает чувство достоинства и уверенности». Ребята слушают и про жуткий быт с крысами и тараканами во время и после войны, и про измены военного времени, слушают горькую, неприятную правду. Только так может зародиться любовь к своей стране, ведь любят не за что-то, а вопреки всему. «Патриотизм, это в первую очередь любовь, - завершает протоиерей доцент Павел Великанов. - Любовь к быту, нраву, правде. Патриотизм должен определяться как замысел, забота Бога о человеке. Каким бы этот замысел не был, ведь не просто так Бог поселил тебя в России и сделал русским. Значит, у тебя есть цель, есть предназначение. Есть смысл жизни».

Любовь к родному краю и стране очень важно прививать с раннего детства. Патриотизм является определяющей чертой современной личности.

Патриотическое воспитание младших школьников по-прежнему сохраняет свою актуальность, это связано, прежде всего, с тем, что в сети содержатся огромное количество негатива, подрывающего врожденную веру и любовь к своему народу.

Именно поэтому в школе нужна обязательная программа патриотического воспитания младших школьников.

Патриотическое воспитание важный этап формирования гражданина

Благодаря введению патриотического воспитания младших школьников у детей формируется правильное отношение к родной стране – ценности и уважение важных событий прошлого и нынешние достижения наших сограждан, объяснение понятий добродетели и зла, сформированное представление о значимости России и ценности этой страны. Все эти мероприятия помогут вырастить молодое поколение, способное совершать подвиг, готовое отстаивать интересы собственной страны.

Для патриотизма характерны следующие черты – веротерпимость, общественная законопослушность, хорошее отношение.

Патриотизм основан на многовековых традициях и многочисленных устоях собственной страны. Патриотическое воспитание младших школьников – это дело не только школы, здесь должна присутствовать поддержка и участие семьи каждого ученика.


Что такое патриотизм — определение

Основные задачи воспитания патриотизма у младших школьников

Цель воспитания патриотизма у младшей категории школьников заключается в развитии у младших школьников следующих качеств:

  • воспитание у школьников чувства личного самоуважения через его добродетельные поступки, проявление любви и уважения к членам семьи, почтительное отношение к старшему поколению;
  • формирование объективного представления о личном окружении человека, умения подать себя правильно в обществе на основе принятых норм;
  • через проявление интереса к собственной семейной истории, ее личным традициям, уважение к прошлому страны формируется любовь к своей малой родине, а также ответственность за ее будущее.

Вот самые основные качества, которые формируются у школьников в процессе патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание — определение

Некоторые важные особенности воспитания чувства патриотизма в младших классах
Для детей в возрасте от 7 до 10 лет воспитание патриотизма должно осуществляться в игровой форме во время посещений интересных мероприятий, понятных школьникам этого возраста. В числе основных мероприятий, нацеленных на формирование патриотизма у младших школьников, находятся тематические классные часы, различные деловые игры, праздничные встречи с ветеранами, личные беседы, захватывающие викторины, коллективные соревнования, творческие дела, выездные экскурсии, различные поездки, ознакомление с важным историческим прошлым родного края, уникальными традициями и обычаями русского народа.

Обязательная часть любой школьной программы заключается в военно-патриотическом воспитании. Ее основная цель заключается в формировании чувства любви к Родине, формировании готовности к будущей службе в армии – предстоящей защите нашей страны. Эффективно справляются с поставленной приоритетной задачей коллективные экскурсии в исторические музеи, тематические походы по местам боевой славы. Все эти мероприятия помогают приобщению школьников к общей истории нашей страны, ее необъятной духовности.


Экскурсия в музей — метод изучения военной истории

Основы нравственно-патриотического воспитания

Патриотическое воспитание должно стать частью образовательного процесса, а также прочно войти во внеурочную и внеклассную деятельность.

При решении задачи патриотического воспитания любому педагогу необходимо выстраивать свою работу на основании следующих условий и индивидуальных особенностей младших школьников:

  • учет актуальности подаваемых знаний для детей указанного возраста;
  • воспитательный процесс должен носить непрерывный, систематический характер;
  • к каждому ребенку необходимо подбирать индивидуальный подход с учетом его личных особенностей;
  • разнообразные виды деятельности должны использоваться им на основании возрастных особенностей младших школьников.

Система нравственных ценностей — перечень составляющих

В качестве основных параметров успешности воспитательной деятельности каждого педагога стоит выделить социальную активность младших школьников, их стремление к постоянному самосовершенствованию, развивающееся чувство собственной значимости, наличие общих моральных качеств, объективная оценка ребенка в качестве гражданина, патриота.

Формирование чувства патриотизма у детей в раннем возрасте

Как уже было упомянуто ранее, огромная роль в привитии ребенку чувства патриотизма принадлежит его родителям. Многие нравственные качества закладываются у детей в младших классах. Закладывать основы патриотизма родители начинают с пробуждения у ребенка прекрасного чувства любви к зеленым деревьям, ароматным цветам, окружающей природе, такому близкому и родному дому. Истинная любовь и преданность отчизне начинается у ребенка с проявлений любви к родной матери, отцу, бабушке, приятного ощущения нужности, теплого отношения и любви, заботы, которыми он окружен.


Патриотическое воспитание начинается с первых дней в школе

Чувство любви к собственному народу начинает формироваться от любви к окружающим сверстникам и взрослым.

Важность нравственного воспитания

Воспитание у детей чувства патриотизма способствует формирования правильной гражданской позиции, чувства любви и уважения к старшему поколению, поэтому важность этого аспекта развитии личности недооценивать не стоит. Участие в этом процессе семьи, где воспитывается ребенок, также немаловажно, поскольку практически в каждой семье присутствуют моменты, когда их предки совершали героические подвиги, служа и защищая отчизну во время войны. Необходимо чаще рассказывать детям младших классов об их знаменитых прабабушках и прадедах, об их вкладе в историю времен Великой отечественной войны, вместе пересматривайте военные снимки, изучайте полную историю собственного клана, это также способствует воспитанию юных патриотов. Изучение семейных писем и дневников дает детям возможность соприкоснуться с историями собственной семьи, пережить их нелегкие судьбы.


Воспитание патриотизма — важность

Не стоит забывать о том, что сами родители являются для собственных детей самым главным примером в любом деле, в воспитании чувства патриотизма в том числе.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания

Основная проблема воспитания патриотизма у младших школьников заключается в том, что общее внимание к патриотизму как проявлению нравственности значительно ослабло в последние годы. В итоге у многих молодых людей сформировался дефицит таких важных нравственных качеств, как гуманность, законопослушность коллективизм, направленных на сохранение связей во многих общностях – от узкого семейного круга до государства в целом. Одним из частых проявлений духовной опустошенности современной молодежи и пониженного уровня культуры является резкое падение значимости патриотизма в роли определяющих ценностей нашего народа. Сейчас часто наблюдается отчужденность молодого поколения от общей отечественной культуры, от важного общественно-исторического опыта.


Направления воспитания патриотизма

Современная проблема воспитания чувства патриотизма у молодежи требует введения новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

Общие школьные программы

Патриотизм на самом деле является той мощью, которая способна свергнуть все преграды на своем пути, заявить всему миру о нашей стране с глубоким уважением. Именно поэтому одно из приоритетных направлений воспитательной работы в классе является нравственно-патриотическое воспитание, основные цели которой заключаются в следующем:

  • становление ребенка в качестве свободного гражданина своей родной страны;
  • постепенное развитие чувства возможной сопричастности к судьбам Отечества;
  • развитие высокого чувства гордости за собственную страну и народ.

Каждому учителю нужно принять во внимание основные направления работы, которая ведется в младших классах с целью формирования у них чувства патриотизма.

Направления воспитательной работы

В школе ведется воспитательная работа по следующим направлениям:

  • специальные классные часы, посвященные беседам о родном крае;
  • сбор необходимых материалов и подготовка выступлений о родных краях;
  • тематические экскурсии, коллективное выполнение простых проектных работ;
  • введение начальных уроков истории;
  • конкурсы декламации поэтических стихов, творческих рисунков, сочинений.

Патриотическое воспитание в позаурочное время

Важный источник накопления нравственных качеств находится в знакомстве школьников к окружающему миру. Помимо школьной базы, которая помогает формировать у детей чувство патриотизма, огромный вклад в развитие этого качества оказывает родительское воспитание, их ценности, которые они стремятся передать своим детям.

В детстве в процессе взаимодействия с окружающим малыш получает необходимый эмоциональный опыт. В таком активном контакте возникает основа для более серьезных чувств ребенка. Процесс воспитания юного патриота начинается с самых любимых для него мест – милого дома, родной улицы, где он проживает.

Чтобы воспитать в ребенке чувство гордости за свой родной край, можно придерживаться следующих советов:

  • необходимо часто заострять внимание ребенка на красотах родного села;
  • во время активных прогулок на свежем воздухе объясняйте малышу, что находится на родной улице, обсудите значение каждого предмета;
  • дайте малышу общее представление о работе многих общественных учреждений: почты, местного магазина, районной библиотеки. Можно вместе наблюдать за работой сотрудников этих учреждений, отметить ценность их ежедневного труда;
  • вместе с малышом можно принимать активное участие в труде по озеленению и благоустройству своего окружающего двора;
  • постоянно расширяйте кругозор своего ребенка;
  • необходимо учить ребенка адекватно оценивать свои поступки и действия окружающих;
  • часто читайте ему интересные книги о родном крае, ее выдающихся героях, об уникальных традициях, культуре своего народа;
  • малыша нужно активно поощрять за его намерение наводить порядок, за примерное поведение в людных местах.

Изучение родного края — важный элемент воспитания любви к Родине

Патриотизм является чувством, очень схожим с привязанностью, преданностью и ответственным отношением к своей родине. Цель взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы еще в маленьком возрасте научить его быть привязанным к родным местам, проявлять ответственность в своих маленьких поступках. До того как малыш научиться сопереживанию бедам и задачам его Родины, ему необходимо прививать чувство сопереживания к своим ближним.

Восторженные чувства при виде просторов страны, природными богатствами у ребенка само проявится, если его научить замечать все прекрасное вокруг себя.

Именно поэтому так важно научить ребенка видеть всю прелесть окружающих мест, их важные достопримечательности, отмечать природную красоту края в разные сезоны, замечать характерные особенности улиц, в этом и заключается каждодневная работа учителей и родителей. Своим отношением к увиденному они показывают некий образец, истинный эталон гражданственности.


Экскурсии к историческим местам воспитывают уважение к истории

Родителям напоследок

Если родители искренне любят свою Родину, они преданы ей, то они смогут показать ребенку всю ее привлекательность. В таком случае можно быть абсолютно уверенным, что они смогут воспитать настоящего патриота. Нравственно-патриотическое воспитание – это довольно сложный педагогический процесс, где родителям всегда нужно быть примером. В его основе лежит развитие важных нравственных чувств.

Комплексное понятие «Родина» включает в себя все окружающие условия жизни: занимаемую территорию, климатические особенности, общую организацию общественной жизни, уникальные языковые особенности, но и этим оно не ограничивается. Чувство Родины у малыша начинается со всего того прекрасного, чем искренне восхищается малыш, что вызывает отклик в его сердце.

Хотя он еще не в состоянии осознавать все эти впечатления, но, пропуская их сквозь собственное детское восприятие, они играют немаловажную роль в становлении юного патриота.


Изучение национальных обычаев — важная часть воспитания патриотизма

Духовную и творческую составляющую патриотизма необходимо прививать детям с ранних лет. Это напрямую связано с духовностью человека, ее глубиной. Необходимо знакомить малыша с народным фольклором, особенностями национального изобразительного искусства. Именно национальный фольклор является настоящим кладезем нравственного и познавательного развития детей. Также не стоит забывать про национальные празднества и обычаи, именно в них сосредоточены многочисленные наблюдения за тонкими особенностями природных сезонов, общими погодными изменениями, поведением окружающих птиц, насекомых и растений. Все эти наблюдения неизбежно ведут к труду, ведь все это познается в процессе активной деятельности.

В народном фольклоре ощущается уважение к человеческому труду, восхищение ловкостью человеческих рук.

При знакомстве детей с национальными сказками, пословицами и уникальными загадками происходит их приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям, что в нынешнее время обретает особое значение. Основная задача каждого родителя – передать эти важные ценности своему ребенку, воспитывая в нем настоящего патриота.

Видео: Патриотическое воспитание. Связь поколений

Беседы, экскурсии, занятия «Государственные символы России», «Москва - столица нашей родины», «Города старинные, мастерами славные» позволяют мне знакомить детей со столицей нашей родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Знакомя детей с государственными символами страны, родного города, я воспитываю уважительное отношение к флагу, гербу и гимну нашей страны, родного города. Дидактические игры: «Найди свой флаг», «Узнай, где я нахожусь», «Узнай герб своего города» помогают формировать гражданско-патриотические чувства: любовь и уважение к своей стране, к родному городу, осознание личной причастности к жизни Родины. На занятиях и в свободное время читаю детям произведения о героях, защищавших нашу Родину в разные времена. Рассказываю о трудной, но почётной обязанности каждого гражданина - защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность.

Организуя спортивные праздники и развлечения, посвящённые защитникам Отечества («Богатырские забавы», «День защитника Отечества», «Этих дней не смолкнет слава»), где дети по-настоящему играют в военных, маршируют, поют военные песни, слушают рассказы ветеранов войны и воинов-десантников из гарнизона, дислоцированного в нашем городе, я помогаю детям ощутить положительные эмоции и чувство сопричастности к великим памятным событиям страны.

Читая произведения о войне, рассматривая репродукции картин «Оборона Севастополя», «Отдых после боя», я говорю детям о том, как холодно было солдатам лежать день и ночь в окопах; как хотелось домой, к семье, но у них был священный долг - защищать свою Родину, матерей, детей, и они не могли поступить иначе. Я рассказываю детям о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, о могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены, куда приходят поклониться миллионы людей со всего мира, объясняю детям значение слов «Велика Россия, а отступать некуда», «смертный бой не ради славы - ради жизни на Земле». Героизм, мужество, стойкость, готовность на подвиг ради Родины - эти характерные черты русского человека понятны детям и неизменно вызывают в них желание подражать воинам, быть такими же, как они.

Любовь к природе - одно их проявлений любви к Родине. Я постоянно провожу наблюдения, которые развивают интерес к природе, учу замечать изменения, устанавливать их причины. На занятиях и в повседневной жизни я даю детям разнообразные знания о природе нашей страны, использую иллюстрации и картины русских художников о родной природе, сопровождая чтением поэтических произведений, что является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе. Во время прогулок, экскурсий я показываю очарование пейзажа, учу ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края. Этому способствуют занятия по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, занятия по изобразительному искусству «Праздник русской берёзки», «Поле русское, родное», «Золотая осень», «Как рубашка в поле выросла», «Осенняя ярмарка», «Свято дерево, помоги», конкурсы рисунков «Золотая осень в лесу», «Во поле берёзка стояла», конкурс поделок «Дары осени».

Знакомлю детей с бытом и традициями русского народа, стараюсь вызвать интерес к исконно русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей. Активно ввожу в речь детей потешки, загадки, пословицы и поговорки, заклички. Детям очень нравится знакомство с героями былин - богатырями, это формирует у них представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учит ценить народную мудрость. Воспитываю у детей потребность в русском языке, народной музыке, сказке. Погружаясь в мир сказок, каждый ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем; на примерах сказочных героев дети учатся различать добро и зло, что способствует усвоению нравственно-этических норм поведения.

Разучивая русские народные песни, частушки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, я заметила, что у детей снижается агрессивность, у них пробуждается чувство симпатии, создаётся положительная эмоциональная атмосфера. Читая детям народные пословицы и поговорки: «Родная сторона - колыбель, чужая - дырявое корыто», «Тот герой - кто за родину горой», «Смелого пуля боится, смелого штык не берёт», «Поспешишь - людей насмешишь», я объясняю детям, что народ остро подмечал различные жизненные позиции и высмеивал человеческие недостатки, но всегда восхвалял положительные качества. Знакомя детей с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа, я даю детям возможность познакомиться с историей народа, его укладом жизни и народной мудростью: «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Колядки», хороводы и танцы любовно воспевали травушку-муравушку, кудрявую берёзку, цветущую калину, цветы лазоревые.

Большой интерес у детей вызывают и русские народные игры, в которых можно проявить смекалку, любознательность, ловкость, чувство товарищества. На занятиях кружка «Юные россияне» я учу детей делать тряпичные русские куклы, история которых имеет многовековую историю. Куклы-скрутки, куклы-скатки, соломенные куклы, куклы из ниток, сделанные своими руками, доставляют детям искреннюю радость.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту» - эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают задачу воспитателя и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребёнка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Используемая литература:

1. Князева О. Л, Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. 2 изд. СПб. Детство-Пресс. 1998.
2. Пименова И.К. , Россоха И.Н. Рождение Руси. Пособие для развивающего обучения - М. ЗАО Изд-во ЭКСПО-Пресс. 1998.
3. Забылин М.Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. М. Изд-во Экспо. 2005
4. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. СПб. Изд-во «Азбука-классика». 2003
5. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под редакцией Л.А. Кондрыкинской. - М: ТЦ Сфера, 2004.