Значение кошки в древнем египте. Почему в Египте кошка - священное животное

1:502 1:512

После смерти Александра Македонского в Египте воцарилась греческая династия. Страна была избавлена от ига персов и, наконец, зажила мирной и спокойной жизнью. Но внезапно, нарушая все политические предвидения, произошло кровавое восстание в бывшей столице — городе Мемфисе. Разгневанные египтяне до основания снесли находившийся в городе греческий квартал, убив часть его жителей и разогнав остальных. Поводом к восстанию послужило то, что один из греков совершил жуткое, леденящее душу каждого правоверного египтянина преступление — утопил новорожденных котят.

1:1568

1:9

В Египте к кошкам было особое отношение. Этих животных очень ценили — и было за что.

1:171 1:181

2:686 2:696

Кошки появились в этой стране примерно за 2000 лет до нашей эры и практически сразу же были объявлены священными животными. Конечно, здесь действовал и экономический фактор: Египет был страной, специализирующейся на производстве зерновых культур. Огромные склады с богатейшими запасами зерна кто-то должен был охранять. Первоначально к этой работе пытались приспособить горностаев, но мелкие зверьки плохо справлялись с такой нелегкой работой. Задача оказалась по плечу только появившимся позднее кошкам.

2:1629

2:9

3:514 3:524

В древнем мире был только один надежный способ обеспечить животному неприкосновенность — объявить его священным. Но, похоже, это не единственная причина, заставившая египтян решить проблему таким способом.

3:912

В среде оккультистов египетские жрецы всегда считались избранной кастой, лучше всех в мире разбиравшейся в магии. Это убеждение известно с давних времен; средневековые авторы писали, что из всех существовавших когда-либо магических искусств 90% досталось на долю Египта.

3:1413 3:1423

С точки зрения жрецов, кошка, живущая в семье, выполняла также задачу по кармической разгрузке рода, способствовала его благополучию . До сих пор принято считать, что подобранный на улице брошенный кем-то котенок обязательно принесет в дом удачу. Более того, считалось, что кошка появляется в доме не случайно.

3:1992

По мнению египтян, в ней воплощалась душа недавно умершего близкого дому человека. Чаще всего — покойной хозяйки.

3:221 3:231

4:736 4:746

Был один известный случай, когда в одной квартире началось настоящее кошачье нашествие. Бездомные животные для своего проживания облюбовали не просто подъезд, а именно коврик под дверями квартиры. Что можно было с ними делать? Приходилось впускать, а затем отдавать знакомым. Так за три года кошек сменилось больше десятка, и, что странно, все они напоминали кого-то из хорошо знакомых людей. Внимательней присмотревшись к ним, обнаружилось: в поведении почти каждого кота или кошки проявляются черты характера, присущие умершим когда-то членам семьи. Схожесть была настолько явственной, что возникала мысль: может быть, действительно в дом возвращаются мертвые, теперь уже в кошачьем облике?

4:2018

Однако со временем вопрос разрешился иначе. Последний кот, появившийся в доме, не был похож ни па кого из живших в нем прежде. Создавалось впечатление, что закономерность нарушилась. Однако, приглядевшись к нему более внимательно, выяснилось — он похож на самого рассказчика!

4:510 4:520

5:1025 5:1035

Разгадка феномена оказалась довольно простой — эти животные попросту впитывают в себя ментальную матрицу того, кто когда-то жил в доме, очищая таким образом в квартире энергетическую атмосферу от кармических накоплений живших здесь людей . Ментальная матрица по своей сути является связывающей человека схемой. Именно она регламентирует, как он должен чувствовать, мыслить и поступать. Она не только является причиной возникновения почти всех существующих болезней, но также предписывает нам, как мы должны реагировать в различных ситуациях и какие совершать поступки. Ведь действительно в реальной жизни мы нередко реагируем автоматически — не разумно, а так, как предписывают нам наша матрица и матрицы наших предков. Это происходит даже в том случае, когда совершаемые нами поступки могут привести к беде.

5:2536

5:9

Влияние матриц разрушают кошки, впитывая в себя негативную информацию . Когда такой информации слишком много, кошка, конечно, погибает, но успевает очистить своего хозяина. Именно на этой зависимости и основана вера в то, что кошки оказывают на человека исцеляющее воздействие. Значение кошки действительно велико, не зря кошка - священное животное.

5:654 5:664

Описанное выше — лишь часть положительного влияния кошек. Существуют и другие факторы. Так, одна женщина за два года сменила в доме четырех котов. Все они погибали при различных обстоятельствах. Заинтересовавшись тем, почему же гибнут ее любимцы, она обратилась к провидцу. Во время сеанса цепь трансовых видений сложилась таким образом: на линии судьбы ее мужа находились знаки, означающие смерть, предначертанную от несчастного случая. Все эти неприятности принимали на себя коты, погибая вместо хозяина.

5:1604

5:9


6:516

Такой феномен не является чем-то новым. Еще в древнем мире существовала традиция, согласно которой смерть умирающего царя мог добровольно взять на себя один из его приближенных. Нередко случалось, что человек, давший такое согласие, действительно умирал, а царь выздоравливал. В данном случае роль жертвы брали на себя коты, умирая вместо хозяина.

6:1164 6:1174

Существует народная примета: если кошка не уживется в доме, то следует приобрести животное другой масти. Таким образом, при том же положительном воздействии на своего хозяина кот будет гораздо меньше подвергаться ударам. Если хозяин обращается со своим питомцем тактично, то кот всегда остается лоялен к нему и нередко выручает из больших бед.

6:1809

6:9

7:514 7:524

Известен случай, происшедший в свое время в Англии. Женщина работала в больнице медсестрой. Однажды, когда она вернулась домой после работы, ее внезапно схватили орудовавшие в квартире воры. Такого обращения с хозяйкой не стерпел домашний кот — довольно массивное животное. Через несколько минут оба жулика выскочили из дома в разорванной в клочья одежде и сильно исцарапанные. Разгневанный кот гнался за ними целый километр.

7:1315 7:1325

Не менее интересную историю рассказала женщина, живущая в селе под Санкт-Петербургом:

7:1488

«Полезла я как-то на чердак за сеном, сбросила вниз охапку и пошла за другой. Обходя лаз, наступила на что-то, потеряла равновесие и спиной полетела прямо вниз. Ухватиться было не за что. Упасть спиной на сено не страшно, но внизу стояли навесные орудия к трактору и мотоблоку. Скорее всего, я разбила бы голову об эту груду железа. Все последствия я осознала уже сидя на полу, на сене. А когда летела спиной в лаз, не имела времени на раздумья. Но в какой-то момент на краю лаза блеснули глаза моей кошки Багиры. Та резко бросилась вперед, и ее острые когти впились в рукав ватника. На какую-то долю секунды Багире удалось задержать мое падение, но этого хватило, чтобы изменить его направление. Тяжелые валенки ушли вниз, я благополучно приземлилась на ноги в мягкое сено с кошкой на рукаве. После Багира долго хромала, коготки не убирались. Сейчас она в полном порядке, стройная, поджарая, черная с лоснящейся шерстью».

7:3164 7:9

У кошек нередко проявляется чувство предвидения. Они как будто чувствуют, какая беда грозит их хозяину, и по возможности стараются «подстелить соломки». Конечно, чаще это происходит в том случае, если хозяин их устраивает. В конце концов сам хозяин определяет форму взаимоотношений со своими животными.

7:579 7:589

8:1094 8:1104

Есть у кошек еще одно свойство: они мешают вампирам. Согласно древнеегипетским легендам, вампиры погибают от кошачьего царапанья. В действительности, конечно, дело обстоит не так, но тем не менее кошки обладают способностью противостоять вампиризму в любой его форме. Нередко встречаются люди, которые патологически не переносят этих животных и испытывают к ним чувство ненависти . Вспоминая об упомянутой кошачьей способности, хочется спросить: с чего бы это?

8:1955

8:9

Кошек очень не любит нечистая сила. Одна из женщин, живущих в деревне, рассказывала, что в ее доме периодически происходили странные случаи полтергейста. При этом спокойно спящую на русской печке кошку какая-то неведомая сила внезапно поднимала вверх, а потом со всего размаху била об пол, убивая насмерть. Она утверждала, что кошек не любит домовой, но, скорее всего, это была гораздо более мощная и негативная демоническая сила. По всей видимости, живущие в доме кошки в значительной степени мешали этой силе проявлять свое влияние на людей.

8:1003

Любопытно, но этот род в деревне считался нечистым. В нем было немало черных ведьм, а сама рассказчица, спустя какое-то время, умерла очень тяжелой смертью, свойственной, как известно, черным колдунам. Позже ее родственники сообщили, что в их доме не только не приживались кошки, но и не росли никакие растения. То, что происходило в деревне, был полтергейст, инициированный неосознанными способностями прирожденного истребителя.

8:1789

8:9

9:514 9:524

Древние египтяне обладали гораздо более глубокими познаниями в магических искусствах, нежели современные люди . Естественно, что об оккультном влиянии кошек они знали гораздо больше. Эти знания позволяли им считать кошку священным животным. Но даже обладая теми знаниями, которые имеются у нас, можно с уверенностью утверждать, что такое отношение к этим домашним животным имеет достаточно оснований.

9:1266 9:1276

«О чудесная кошка, дарованная навеки»
Надпись на обелиске в Небре, Древний Египет.

Нигде и никогда, ни в одной стране мира кошка не почиталась так, как в Древнем Египте. Воистину, это был золотой век в истории этого животного, время почитания и обожествления. Культ поклонения кошке появился в один из самый ранних периодов древнеегипетской истории. Упоминания об их божественности встречаются ещё во времена второй династии древних царств. Кошек продолжали почитать ещё очень и очень долго.


Немногим позднее, после объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью одного царя, сформировался весьма значительный и влиятельный культ богини-кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Ее изображали как женщину с головой кошки, и она входила в «священную девятку» (девять верховных богов Египта).

Баст, или Бастет, - в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага

Уподобляемая солнечному и лунному свету, царственная Баст была наделена властью открывать зарю нового дня. На обелисках и основаниях статуй богини высекались священные тексты-молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца».

Была у египтян ещё одна богиня, имеющая непосредственное отношение к кошкам. Это львица Сохмет (или Муут), могучая, великая владычица пустыни. Грозная и беспощадная богиня войны и палящего солнца. В состоянии ярости она превосходила все рати врагов. Её оружием были знойные ветры самума и стрелы, которыми она поражала сердца врагов.

Сехмет, Сахмет, Сохмет («могучая») . Обладала характером, не поддающимся контролю.

В одном из древних мифов о наказании непокорных людей богом Ра Сохмет превзошла все дозволенные границы и устроила беспощадную резню людей. Испугавшись, как бы Сохмет вовсе не истребила всех людей, боги пролили на землю красное вино. Приняв его за кровь, Сохмет набросилась на него, опьянела и уснула, прекратив бойню.

Несмотря на гневливый характер, она была хранительницей мира и защитницей людей. К Сохмет возносили молитвы в минуты опасности и просили зашиты от врагов.

Религиозным центром поклонения богине-кошке был город Бубастис недалеко от дельты Нила. По описаниям древнегреческого историка Геродота, там находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Баст. А в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в ее честь был воздвигнуто главное святилище храма Баст. Там возвышалась огромная статуя богини, высеченная из дорогого ассуанского мрамора. Во время ежегодных религиозных празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила.

В подобном обожествлении проявилось восхищение египтян чистоплотностью кошки, её заботой о котятах. Кроме того, загадочный ночной образ жизни, светящиеся во мраке глаза и невероятная способность мгновенно и бесшумно исчезать и появляться, неслышно ступая мягкими лапками. Всё это вызывало удивление, смешанное со страхом. Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым характером и независимостью. Ведь она хоть и живёт рядом с человеком, но в то же время гуляет сама по себе и вхожа в иной, потусторонний мир.

Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели.

Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым. Жрецы Баст внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, чтобы истолковать знаки, которые таким образом подаёт через своё земное воплощение богиня.

Почти в каждой семье простых египтян была дома кошка. За ней ухаживали, как за самым дорогим существом. Если, не допусти Боги, в доме начинался пожар, кошек выносили из огня в первую очередь, раньше, чем детей. Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями. Члены семьи, скорбя о ее утрате, надевали траурные одежды, пели погребальные песни и брили головы и брови в знак траура. Умерших кошек оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и мумифицировали, используя бальзам. Только тогда, согласно верованиям и представлениям о загробной жизни, душа их любимицы могла возродиться в новом теле после смерти. Чтобы кошка хорошо себя чувствовала в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки, любимые ею при жизни, и даже мумии мышек.

Кошки богачей заворачивались в тканое льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках.

В результате археологических раскопок, проводившихся недалеко от Бубастиса в 1980 году, было обнаружено кладбище, своеобразный кошачий Город Мертвых, на котором покоились сотни тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенных саркофагах. Всего археологами было обнаружено около 300 тысяч мумий кошек, относящихся к правлению второй – четвёртой династии (III тысячелетие до н. э).


фото древней мумии кошки, найденной в Египте

Закон был так же на стороне этого священного животного. За убийство кошки, даже непредумышленное, грозило суровое наказание вплоть до смертной казни.

Поклонение кошке однажды подвело египтян. Согласно историку Птолемею, в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако персидский царь Камбиз прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Им был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов так, чтобы каждая хорошо была видна. (По другой версии, кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах.)

Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с привязанными кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить священных животных. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего высокого положения вплоть до завоевания страны греками.


Кошка породы Египетская мау

Что интересно. Распространению кошек за пределы страны препятствовали сами египтяне. Вывозить кошку из Древнего Египта строжайше запрещалось. Это означало похитить собственность фараона и было тягчайшим преступлением. Чем оно каралось, думаю, говорить не стоит. Когда египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в других землях находили домашних кошек, они покупали или крали их, чтобы вернуть тех обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.

Египетские художники постарались изобразить священное животное в любых формах на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались «утчат» и являлись символом плодородия. Молодые девушки страстно молили богиню Баст об исполнении их желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.

КотоДайджест

Спасибо за подписку, проверьте почтовый ящик: к вам должно прийти письмо с просьбой подтвердить подписку

Кошки Древнего Египта прославились на весь мир благодаря почтительному отношению египтян к этим восхитительным животным. Они наделяли их положительными человеческими качествами. Считалось, что кошки обладают и им известно, какие тайны хранятся в потустороннем мире. Кошки становились свидетелями проведения религиозных обрядов. Защищали своих хозяев и дома от злых духов. Нигде и никогда, ни в одной стране древнего мира, кошка не почиталась так, как в Древнем Египте. Воистину, это был золотой век в истории кошки, время поклонения и обожествления. Культ кошки в древнем Египте появился в один из самый ранних периодов древнеегипетской истории. Упоминания о божественности кошек встречаются ещё во времена второй династия древних царств. Кошек продолжали почитать ещё очень и очень долго.

КУЛЬТ БАСТЕТ

Немногим позднее, после объединения верхнего нижнего Египта под властью одного царя, сформировался весьма значительный и влиятельный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как женщину с головой кошки и она входила в «священную девятку» (девять верховных богов Египта). Уподобляемая солнечному и лунному свету царственная Баст была наделена властью открывать зарю нового дня. На обелисках и основаниях статуй богини высекались священные тексты-молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца».

Именно Баст считалась защитницей детей фараона, силой, посылающей царям пищу, а всем женщинам - детей. Она чтилась как покровительница беременных и рожающих. Учёные считают, что на эту мысль жрецов натолкнуло наблюдение за кошками, которые часто и легко котятся, а затем становятся заботливыми матерями. Египтяне верили, что богиня оберегает детей от болезней и укусов скорпионов, поэтому малыши носили амулеты с изображением Бастет или даже соответствующие татуировки. Кошек настолько почитали, что во время пожара египтянин сначала спасал из горящего здания мурлыку, а уже потом начинал тушить огонь.

Баст изображалась в камне, бронзе и в золоте: она бывала запечатлена в виде либо кошки, либо девушки с кошачьей головой и с систром (музыкальным инструментом), а у её ног находились четыре котёнка.

Существует миф о том, как бог Ра, желая помочь людям, послал на землю свою дочь. Она приняла облик львицы Сехмед и, обезумев от крови, принялась истреблять человеческий род. Тогда бог Онурис пошёл на хитрость: он налил на землю подкрашенное в красный цвет пиво. Львица подумала, что это кровь, и принялась лакать. Она опьянела и уснула. Тогда Онурис превратил кровожадную львицу в пушистую мурлыку. Так что, кроме кошачьей сущности, Баст обладала львиной, преображаясь в жестокую Сехмед. Таким образом, вероятно, египтяне хотели выразить двойственность кошачьей натуры: ласковой мурлыки и коварной хищницы.

Религиозным центром поклонения богине-кошке был город Бубастис, недалеко от дельты Нила. По описаниям древнегреческого историка Геродота, там находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Баст. А в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в ее честь был воздвигнуто главное святилище храма Баст. Там возвышалась огромная статуя богини, высеченная из дорогого Ассуанского мрамора. Во время ежегодных религиозных празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила.

В подобном обожествлении проявилось восхищение египтян чистоплотностью кошки, её заботой о котятах. Кроме того, загадочный ночной образ жизни, светящиеся во мраке глаза и невероятная способность мгновенно и бесшумно исчезать и появляться, неслышно ступая мягкими лапками. Всё это вызывало удивление, смешанное со страхом. Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым характером и независимостью. Она хоть и живёт рядом с человеком, но в то же время гуляет сама по себе и вхожа в иной, потусторонний мир. Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели. Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым. Жрецы Баст внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, что бы истолковать знаки, которые таким образом подаёт через своё земное воплощение богиня.

Культ Баст продержался до IV века нашей эры. Историки связывают возвышение этого божества и, соответственно, принижение роли Исиды с политическими переменами на территории Египта. В этот период центральная власть переместилась из Верхнего Египта в Нижний, в новую столицу Пер-Баст (дом Баст). В этом городе был построен роскошный храм богини, куда стекались паломники со всей страны.

Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели. Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым. Жрецы Баст внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, что бы истолковать знаки, которые таким образом подаёт через своё земное воплощение богиня.

КУЛЬТ КОШЕК В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Культ кошки Бастет имеет и экономические предпосылки. Ведь Египет - аграрная страна. Египтяне сильно зависели от урожая и его сохранности, а он нередко истреблялся полчищами грызунов. А ведь, по подсчётам специалистов, одна кошка, охотящаяся на мышей, спасает от них в год до десяти тонн зерна. Кошки-защитницы урожая были необходимы для выживания нации.

А еще они уничтожали гадюк, которых в Древнем Египте было очень много. Там распространены рогатые гадюки – ядовитые змеи, имеющие пару клыков, с помощью которых они способны при укусе впрыскивать в жертву яд. Яд гадюк может быть весьма опасен для людей и даже смертелен.

Удивительно, но факт: египтяне использовали кошек в качестве охотничьих животных, как сейчас нередко используют собак. Кошки сопровождали хозяев на охоту на птиц или на рыбную ловлю.

Египтяне очень чтили кошек. Например, при каждом храме, где жили кошки, был человек, исполняющий почётную должность - «страж кошек». Эта должность была наследственной.

СМЕРТЬ КОШЕК В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Почти в каждой семье простых египтян была дома кошка. За ней ухаживали, как за самым дорогим существом. Если, не допусти Боги, в доме начинался пожар, кошек выносили из огня в первую очередь, раньше, чем детей.

За убийство кошки, даже непреднамеренное, человек мог поплатится жизнью. Так, например, греческий историк Диодор Сицилийский описал случай, как один римлянин случайно переехал кошку на колеснице и был за это немедленно убит разъяренными египтянами.

Поклонение кошке однажды подвело Египтян. Согласно историку Птолемею, в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако, персидский царь Камбиз, прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов, так чтобы она хорошо была видна. (по другой версии, кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах). Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с привязанными кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить кошек. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего положения бога до завоевания страны греками, а чуть позднее и затем римлянам.

Если в доме умирала кошка то ее похороны проходили с большими почестями, вся семья погружалась в траур, который длился 70 дней.Члены семьи, скорбя о ее утрате, надевали траурные одежды, пели погребальные песни и брили головы и брови в знак траура. Умерших кошек оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и мумифицировали, используя бальзам. Только тогда, согласно верованиям и представлениям о загробной жизни, душа их любимицы мола возродиться в новом теле после смерти. Чтобы кошки хорошо себя чувствовали в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки, любимые ей при жизни, и даже мумии мышек. Кошки богачей заворачивались в тканное льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках.

До нас дошло много кошачьих мумий, поэтому мы знаем, как выглядели древнеегипетские кошки. Они были среднего размера, рыжеватого однотонного окраса, очень худощавые, похожие на современных представительниц абиссинской породы.

В древнеегипетской Книге мёртвых изображён Великий Мату – светлый кот, спасающий людей от змея Апопа. Вероятно, кошки почитались в двояком обличии: как богиня-кошка Бастет (женская ипостась), и как кот-свет (мужская).

КАК КОШКИ ПОПАЛИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ЕГИПТА

Культ кошек в Древнем Египте существовал много столетий. Египтяне препятствовали распространению кошек за пределы страны. Все египетские мурлыки с точки зрения закона являлись собственностью фараона. Поэтому вывести кошку из страны означало похитить собственность фараона и было тягчайшим преступлением заслуживающим смертной казни. Когда Египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в других землях находили домашних кошек, они покупали или выкрадывали их, чтобы вернуть тех обратно

Однако кошки в Европу всё-таки попадали: их крали и тайком вывозили хитрые финикийские купцы, торговавшие с Египтом. Они понимали, что за такой редкий товар можно получить очень высокую цену. В Грецию кошки, по-видимому, попали за полтысячелетия до нашей эры. А вот в Италии и Швейцарии мурлыки стали известны лишь во II или III веке после Рождества Христова. Значительно раньше мурки появились в Индии, Таиланде и Китае. Но широкое распространение эти животные получили не раньше второго тысячелетия нашей эры.

  • Кошки Древнего Египта прославились на весь мир благодаря почтительному отношению египтян к этим восхитительным животным. Они наделяли их положительными человеческими качествами. Считалось, что кошки обладают мистической силой и им известно, какие тайны хранятся в потустороннем мире. Кошки становились свидетелями проведения религиозных обрядов. Защищали своих хозяев и дома от злых духов.

    Вот что написано на одном из постаментов в Долине царей:

    «Вы, Великий Кот, воплощение справедливости, покровитель вождей и святой дух. Вы действительно Великий Кот».

    Высокая роль животных в египетском обществе объявляется тем, что основным промыслом в государстве было занятие сельских хозяйством. А это означает, что постоянно требовалось бороться с нашествием мышей, крыс и змей. По-видимому, египтяне узнали, что кошки могут охотиться на незванных гостей и подбрасывали им специально еду, чтобы они приходили на склады и поля почаще.

    Все это происходило рядом с населенными пунктами, поэтому кошки постепенно начали привыкать к людям и стали проживать совместно с ними. Котята начали появляться уже в безопасном укрытии – человеческом доме. Кошек использовали для толкования сноведений. Они могли предсказать, хорошим ли будет урожай.

    Различия между дикими и домашними кошками в Египте не было. Всех их называли «миу» или «миут». Происхождение этих слов неизвестно, но вероятно, что они возникли от звука, который произносят животные – мяуканье. Так называли даже маленьких девочек, подчеркивая их отличные черты: мягкость характера, хитрость и ум.

    Кошки в истории Древнего Египта

    Кошки Древнего Египта

    В древнем Египте существовали две породы кошек. «Камышовый кот» и «Африканская дикая кошка». Последние имели более спокойный характер и были одомашены. Существует доказательство того, что все родословня всех домашних кошек пошла с Египта.

    Считается, что первые животные были завезены в Египет из около 2000 г. до н.э. из Нубии во время Нового царства. Хотя на самом деле это мнение ошибочно, посколько археологи нашли в кургане рядом с Асьют на юге страны мужчину, преданного земле вместе с кошкой. Захоронение датируется около 6000 г. до н.э. Предполагается, что кошки были одомашнены около 2000 г. до н.э. А собаки – примерно 3000 г. до н.э.

    В период Нового царства изображения кошек можно встретить в гробницах людей. Хозяева часто брали с собой на охоту кошек для ловли птиц и рыб. Наиоблее распространены рисунки, где кошка сидит под или рядом со стулом хозяина дома, что означает защиту и дружбу.

    Когда был построен город Бубастиса (Пер-Баст) в качестве царской резиденции для Шешонка I (XXII династия) культ кошки Баст находился в центре управления великой державы.

    Геродот посетил Бубастиса примерно в 450 г. до н.э. и отметил, что даже не смотря на то, что храм Баст был не такой большой, как в другихх городов, но он был богато украшен и представлял интересное зрелище». Он также подтвередил, что ежегодный фестиваль Баст проводился в одном из самых популярных городов Египта.

    Сотни тысяч паломников приезжали со всех районов Египта, чтобы веселиться, пить вино, танцевать, петь и молиться кошке. Фестиваль был настолько хнаменит, что пророк Иезекииль, предупредил, что «Молодые люди Авен и Бубастина падут от меча, а их города попадут в плен» (Иезекииль 30:17, VI в. до н.э.). Бубастин был разрушен персами в 350 г. до н.э. Культ Баст был официально запрещен указом императора в 390 г. до н.э.

    Культ кошки в древнем Египте

    Самым известным культом поклонения кошке была Баст. Также существовало несколько других древних идолов, связанных с животным. Нейт иногда принимала форму кошки. Кот был одним из священных символов Мут.

    В Книге Врат и Книге Пещеры указано, что кошка представляла собой священное животное по имени Миути (Мати). Ей посвящен 11 раздел Дуате в Книге Ворот (предрассветные часы). И время, когда Ра ведет борьбу с врагами в Книге Пещер. Возможно, что этот культ связывался с Маути, изображенным в гробнице фараона Сети II и относится к Мау или Мау-Аа («Великая кошка») как одна из форм проявления Ра.

    В 17 главе Ра принимает вид кошки, чтобы убить змею Апеп:

    «Я, кот Май, бросился на дерева Персе в ночь Анну, когда враги Неб-эр-тчер» (вид Осириса) были уничтожены!»

    Кошки также были связаны с «Глазом Ра» и Исидой, потому что они воспринимались как великие матери.

    Убийство кошки в Древнем Египте

    Мумия кошки в Древнем Египте

    Многим животным, особенно в ранний период развития цивилизации, присваивались магические силы, как например, крокодилы, ястребы и коровы. Каждая кошка была связана с потусторонним миром и защищала простого человека при входе его в Царство Мертвых. Только фараон считался настолько могущественным, что все животные находились под его опекой.

    За причинение вреда ей взимались очень высокие штрафы на протяжении всей истории Египта.

    Во время популярности культа Баст, убийство кошки каралось казнью.

    Диодор Сицилийский писал:

    «Кто убьет кота в Египте, будет приговорен к смерти, совершил он это преступление умышленно или случайно. Люди собираются убить его. Несчатный Роман, он случайно убил кошку, но его жизнь не может быть сохранена. Так повелел царь Птолемей Египта» .

    Тем не менее, исследования мумий кошек свидетельствуют о том, что в Бубастисе им были причинены травмы или они были убиты преднаменно.

    Процветала контрабанка по незаконному экспорту кошек в центр страны. Судебные записи подтврждают, что армия фараона была отправлена, чтобы спасти похищенных животных.

    Геродот утверждал, что когда в доме случался пожар, сначала выносили кошек. Это объяснялось тем, что испуганные видом незнакомого человека кошки могут «прыгнуть в огонь». Может быть, эта история преувеличена, но она подчеркивает высокий статус животного в египетском обществе.

    Философ рассказывает историю про любовь египтян к кошкам. Судя по всему, персы захватили несколько семей кошек и вывезли их за пределы Пелусии. Когда египетские войска увидели испуганных кошек на поле боя, они сдались, выручив своих верных друзей.

    Процесс мумификации и погребения кошек в Египте

    Когда кошка умирала, семья хозяина впадала в глубокий траут и брели брови. Тело кошки мумифицировали и хоронили, обустраивая склад с мышами, крысами и молоком. Некоторые могилы были обнаружены в Бубастиса, Гизе, Дендере, Бени Хасан и Абидосе. В 1888 г. в Бени-Хасане был найден кошачий некрополь с 80 тыс. мумий кошек.

    Тело кота бальзамировали. Диодор писал:

    «Обрабатывали кедровым маслом и специями для придания приятного запаха и сохранения тела в течение длительного времени».

    Жители Древнего Египта считали, что вселенная создана пантеоном богов – всевластных и непримиримо жестоких к непослушанию. Животные и растения – множественные воплощения высших сил, их плоть и даже части их тел. Животные, считавшиеся священными, «настроены» на определенный канал, через который они могли общаться с богами, а те в свою очередь, могли через них взирать на человечество. Бог Ра и богиня Бастет смотрели на мир кошачьими глазами, и именно через кошек можно было обратиться с молитвой к создателям и охранителям всего сущего.

    Но не только кошка священное животное Египта. Помимо грациозных охотниц, египтяне считали священным черного быка, сокола, крокодила, шакала, ибиса, барана и некоторых других зверей и птиц. Однако кошке повезло быть приближенной к Бастет и Ра, а потому этим животным оказывались особые почести. А как иначе? Ведь Ра – верховный бог, а Бастет – богиня плодородия и защитница семейного начала.

    В 17 главе книги мертвых сказано: «Я Атум, единый, существующий. Я – бог солнца Ра в его первом восходе. Я – великий бог, создавший себя сам…». Атум когда-то был богом богов, создав из своего тела великую девятку божеств, правящую миром. В числе девяти глав пантеона был и бог Египта Ра, впоследствии сместивший «родителя» с небесного трона. Ра стал верховным божеством, в его историю люди вплели многие события из легенд об Атуме, позабытом во времена Древнего Царства (3200гг-2060гг до нашей эры). Например, бог солнца Ра, подобно Атуму, создал из собственного тела девять верховных богов.


    Кошки в истории Египта часто отождествлялись с Ра. Вероятно, такой чести усатые жители древнейшего государства были удостоены благодаря строению глаз. Согласно книге мертвых, бог Ра изменял глаза в зависимости от времени суток (око Ра – солнце или луна). Кошки тоже проделывают этот «фокус» – при ярком свете зрачки сужаются, превращаясь в почти невидимые щелочки. Считалось, что днем кошка впитывает солнечный свет глазами, а ночью, даря благосклонность Ра людям, отдает солнечный свет – очевидно, речь идет о ночном мерцании кошачьих глаз. Кошки считались посланниками Ра еще и потому, что эти животные ненавидят змей, уничтожая любую, поселившуюся на их территории. Согласно мифологии, Ра еженощно спускается в подземное царство, где убивает своего заклятого врага змея Апопа, а затем вновь возвращается в воды небесного Нила (т.е. наступает утро). Священным животным, связанным с Ра, является и жук скарабей, который читается на груди или на лбу кошки окраса табби (а именно полосатые и пятнистые кошки жили в Древнем Египте, унаследовав этот окрас от диких предков). Иногда бог Египта Ра, убивая Апопа, действует в образе огромного рыжего кота (животное, ненавидящее змей плюс рыжий цвет – цвет солнца).

    Примерно в 2060 гг. до нашей эры (Новое Царство) фараон Ментухотеп, правящий Верхним Египтом, добивается объединения страны, подчинив себе Египет Нижний. Образуется единая религия, и в результате слияний двух культур «рождается» Амон Ра бог солнца египтян. Он соединил в себе двух богов – вышеописанного Ра и Амона, который был главным богом Верхнего Царства. Дабы объединить народ, жрецы наделили новое верховное божество общими чертами Амона и Ра. На начальном этапе Амон Ра бог солнца еще изображался в образе кота и считался покровителем этих животных, однако со временем Амон «взял верх»: Амон-Ра изображали в образе человека в золотой короне или с бараньей головой.