Икона святой богородицы с младенцем. Сколько всего чудотворных икон Божией Матери

Старинные иконы - история иконописи на Руси

Икона представляет собой рельефное живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери или Святых. Ее нельзя назвать картиной, поскольку в ней воспроизводится не то, что у художника находится перед глазами, а фантазия или прототип, который нужно учитывать.

История иконописи уходит в далекие времена и берет собственное начало в раннем христианстве на Руси. Это искусство является многогранным и уникальным. И неудивительно, поскольку оно отражает в полной мере славные традиции и духовность российского народа. Это и культовый предмет для православных, и культурное национальное достояние.

Строгая хронология здесь отсутствует, однако, принято считать, что первые иконы на Руси начали использоваться в X столетии, когда было принято христианство. Иконопись оставалась центром древнерусской культуры до XVII столетия, когда в петровскую эпоху её стали вытеснять светские виды изобразительного искусства. Несмотря на то, что христианские храмы присутствовали в Киеве и раньше, только после 988 года была построена первая каменная церковь. Работы по росписи выполнялись специально приглашенными мастерами из Византии. Иногда самые важные части её росписи осуществлялись в технике мозаики.

Князь Владимир I из Херсонеса привез в Киев множество святынь и икон. К огромному сожалению, с годами они были потеряны. Кроме того, из Чернигова, Киева, Смоленска и прочих южных городов до сегодняшнего времени не дошло ни одной иконы того времени. Однако об иконописи можно говорить, учитывая многочисленные настенные росписи. Наиболее древние иконы на Руси смогли сохраниться в Великом Новгороде (на территории Софийского собора).

К началу XIII столетия максимальный расцвет отечественной иконописи наблюдался у художественного центра Владимиро-Суздальского княжества. Однако вторжение на Русь Батыя негативно сказалось на дальнейшем развитии иконописи. Из икон ушла гармония, характерная Византии, многочисленные приемы письма стали упрощаться и консервироваться. Но художественная жизнь целиком не прервалась. Русские мастера продолжали трудиться в Ростове, на Русском Севере и в Вологде. Ростовские иконы характеризовались значительной экспрессией, активностью образов и резкостью исполнения. Эта иконопись всегда выделялась своей артистичностью, тонкостью, а также рафинированным сочетанием красок.

Но с конца XIV века в Москве была сосредоточена вся художественная жизнь Руси. Именно тут трудились многочисленные мастера: сербы, русские, греки. Сам Феофан Грек работал в Москве. Иконы того времени смогли подготовить серьёзное основание для расцвета отечественной иконописи начала XV столетия, в частности – гениальных икон Андрея Рублева. Повышенное значение мастера уделяли краскам и цветовой гамме. Неудивительно, что русская древняя иконопись представляет собой сложное и большое искусство.

В иконах тех времен важнейшее место занимали разнообразные пурпурные тона, оттенки небесного, голубого свода (они применялись для изображения зарева, грозы). Новгородская иконопись XV столетия смогла сберечь привычную любовь к легким и ярким краскам. Интенсивное и вызывающее чувство цвета было свойственно Псковской школе. В сравнении со звонким колоритом Новгорода в ней доминируют знаменитые тона, с огромным моральным напряжением в ликах святых. Что касается эпохи Рублева, то её главной задачей было возрождение веры в человека, в его доброту и нравственные силы. Художники того периода всеми возможными способами пытались донести, что иконопись представляет собой искусство, где любая деталь имеет огромный смысл.

На сегодняшний день одними из самых значимых православные считают такие иконы:

«Владимирская богородица» . Во время обращения к этой иконе верующие молятся об избавлении от нашествий врагов, об укреплении веры, о сохранении целостности страны и примирении враждующих. История этой иконы уходит собственными корнями в далекое прошлое. Её принято считать величайшей святыней земли Русской, которая свидетельствует относительно особого покровительства Божией Матери над Российской империей в XIV-XVI столетия во время набегов татарских полчищ. Есть предание о том, что эта икона была создана ещё при жизни самой Богородицы. Любой из дней троекратного торжества иконы Владимирской богородицы современная православная церковь связывает с избавлением народа от порабощения за счет молитв, которые были обращены именно к этой иконе.

«Спас Вседержитель» . Эту икону часто называют «Спас» или «Спаситель». В иконографии Христа это центральный образ, представляющий Его в качестве Небесного Царя. Именно по этой причине её принято ставить во главу иконостаса.

«Казанская богородица» . Во время обращения к этой иконе верующие молятся об исцелении недуга слепоты, просят избавления от вражеских нашествий. Казанская Богородица считается заступницей в тяжкие времена. Ею благословляют молодых, которые приняли решение вступить в брак. У представленной иконы также просят счастья и семейного благополучия. Именно поэтому её часто вешают у детской кроватки. На сегодняшний день икона Казанской Богородицы встречается практически в любом храме. Образ Богородицы также можно найти в большинстве верующих семей. В период правления династии Романовых такая икона являлась одной из наиболее почитаемых и важных святынь, что позволило ей считаться покровительницей царской семьи.

«Спас Нерукотворный» . В соответствии с церковным преданием, первой иконой считался образ Спасителя. Существует легенда, что произошло это во время земного существования Спасителя. Князь Авгарь, являвшийся правителем города Едессы, был серьёзно болен. Услышав об исцелениях, которые совершал Иисус Христос, ему захотелость посмотреть на Спасителя. Он отправил гонцов за живописцем, чтобы тот сделал портрет Христа. Вот только художнику не удалось выполнить поручение, поскольку от лица Господа шло настолько сильно сияние, что кисть творца не смогла передать Его Свет. Однако Господь отер Свой пречистый лик полотенцем, после чего на нём отобразился Его Образ. Только после получения образа Авгарь смог исцелиться от собственной болезни. Сегодня к образу спасителя обращаются с молитвами, а также просьбами наставления на путь истинный, об избавлении от плохих мыслей и спасении души.

Икона святого Николая Чудотворца . Николай Чудотворец известен как покровитель всех, кто постоянно в пути, – летчиков, рыбаков, путешественников и мореплавателей, является наиболее почитаемым во всем мире святым. Кроме того, он является заступником тех, кого несправедливо обидели. Он покровительствует детям, женщинам, невинно осужденным и нищим. Иконы с его изображением являются наиболее распространенными в современных православных храмах.

История обнаружения этой иконы своими корнями уходит далеко в прошлое. Считается, что около четырёхсот лет назад она была найдена на одной из колоколен Церкви Святого апостола Иоанна Богослова в Вологодской области. Тогда, давно страдающий хромотой крестьянин увидел сон, в котором имел долгожданное излечение от своего недуга. Божественный голос во сне сказал ему, что если совершить молитву возле иконы Пресвятой Богородицы, то болезнь покинет его, место нахождения данной святыни также открылось ему.

Дважды крестьянин приходил на колокольню при местной церкви и повествовал о своем сне, но ни кто тогда не верил его рассказам. Только на третий раз, после долгих уговоров, страждущего все-таки пустили на звонницу. Каково же было удивление местных жителей, служителей Церкви, когда на лестнице, вместо одной из ступеней была обнаружена икона, которую все принимали за обычную жердочку. Выглядела она как холст, наклеенный на обыкновенную деревянную доску. Ее отмыли от пыли и грязи, восстановили, насколько это было возможно, а потом провели молебен Семистрельной Богородице. После этого крестьянин исцелился от мучительного недуга, а икона стала почитаться церковнослужителями наравне с остальными. Так, в 1830 году свирепствовала в Вологодской губернии холера, уносившая жизни многих тысяч людей. Верующие местные жители провели крестный ход вокруг поселения, вместе с иконой, совершая молебен Пресвятой Богородице. Через некоторое время количество заболевающих пошло на спад, а далее напасть и вовсе навсегда покинула этот город.

После этого случая икона ознаменовала ещё множество по истине чудотворных исцелений. Однако, после революции семнадцатого года Храм Святого Апостола Иоанна Богослова, где находилась икона был разрушен, а сама икона исчезла. В настоящее время мироточащая Икона Семистрельной Божией Матери находится в Москве при храме Архангела Михаила.

Довольно таки интересно само изображение Божией Матери. Обычно на всех иконах Она предстает со Спасителем на руках, либо с ангелами и святыми, а здесь Богородица изображена в совершенном одиночестве, с вонзенными в Ее сердце семью мечами. Этот образ символизирует Ее тяжелые страдания, неописуемое горе и глубокую печаль за своего Сына во времена пребывания на земле. А написана эта икона на пророчество святого праведного Симеона, приводимое в Писании.

Существует мнение некоторых священнослужителей о том, что семь пронзающих грудь Богородицы стрел олицетворяют семь наиболее главных человеческих страстей, греховных пороков. Также есть мнение, что семь стрел являются семью святыми Таинствами.

Перед этой иконой принято молиться во умилостивление злых сердец, во времена эпидемий болезней, молятся также за военных, отдающих долг Родине, чтобы вражеское орудие обошло их стороной. Молящийся как бы прощает обиды врагов своих и просит о смягчении их сердец.

Днем почитания Иконы Семистрельной Божией Матери считается 13 августа по новому стилю или 26 августа по старому.. Во время молитвы желательно, что бы было поставлено не менее семи свечей, однако это не обязательно. При этом читается молитва Многострадальной Матери Божией и Тропарь.

Дома определенное расположение иконы не предписано, поэтому она может располагаться как на иконостасе, так и в любом другом месте, например на стене при входе в главную комнату. Однако существует несколько советов по её местонахождению: она не должна висеть или стоять возле телевизора, вокруг нее не должно быть никаких фотографий или изображений, плакатов.

Семистрельный образ является отражением евангельского повествования о прибытии в Иерусалимский храм Девы Марии и Младенца Иисуса в 40-й день после Его рождества. Святой старец Симеон, служивший в храме, прозрел в Младенце ожидаемого всеми Мессию и предрек Марии испытания и страдания, которые как оружие пронзят её сердце.

Икона Семистрельная изображает Богородицу одну, без Младенца Иисуса. Семь пронзающих её сердце мечей или стрел (четыре меча слева, три – справа) – это символ скорбей, которые перенесла Матерь Божья в земной своей жизни. Само оружие, символически изображенное семью мечами, означает невыносимые душевные муки и скорбь, которые испытала Дева Мария в часы крестных мучений, распятия и смерти на кресте сына Ее.

Согласно Священному Писанию число семь символизирует полноту чего-либо: семь смертных грехов, семь основных добродетелей, семь церковных таинств. Изображение семи мечей не случайно: образ меча ассоциируется с пролитием крови.

У этой иконы Богородицы существует ещё один вариант иконографии – «Симеоново Проречение» или «Умиление злых сердец», где семь мечей располагаются с обеих сторон по три и один в центре.

Чудотворная икона Богоматери Семистрельная имеет северорусское происхождение, связанное с её чудесным явлением. До 1917 г она пребывала в храме Иоанна Богослова близ Вологды.

Существует предание о её чудесном обретении. Некому крестьянину, многие годы тяжело страдающему неизлечимой хромотой и молившемуся об исцелении, был Божественный голос. Он повелел ему найти среди ветхих икон, которые хранились на колокольне Богословской церкви, образ Богоматери и помолиться ему об исцелении. Икона была найдена на лестнице колокольни, где служила ступенькой как простая доска, покрытая грязью и сором. Священнослужители очистили образ и отслужили молебен перед ним, а крестьянин исцелился.

Перед образом Семистрельной Богоматери молятся об умиротворении враждующих, об обретении дара терпения при озлоблении сердца, при вражде и гонениях.

Икона Святого Архангела Михаила

Михаил считается очень важной персоной в небесной иерархии, слово Архангел означает «предводитель ангелов». Он является главным лидером среди ангелов. Имя Михаил означает «один, который подобен Богу».

Архангелы всегда считались воинами и защитниками Неба. Конечно же, главный покровитель и защитник Христианской веры великий Архангел Михаил. Стоит заметить, что Святой Архангел Михаил является одним из самых знаменитых ангелов, также он называется Архистратигом, что означает, что он самый Главный всех бесплотных сил.

Согласно Священному писанию и преданию он всегда заступался, за человечество и всегда будет продолжать служить одним из главных защитников веры. Перед иконами с Архангелом Михаилом люди просят защиту от вторжения врагов, гражданской войны, и для поражения противников на поле боя.

Собор Михаила и всех бесплотных сил небесных празднуется 21 ноября, 19 сентября празднуется чудо Архангела в Колоссах. Упоминания о Михаиле впервые можно заметить в Ветхом Завете, хотя Михаил не упоминается по имени в тексте, но было сказано, что Иисус Навин “посмотрел вверх и увидел человека, стоящего перед ним с мечом обнаженным в руке”.

В книге Даниила, Михаил появляется вместе с Архангелом Гавриилом, чтобы помочь победить персов. В более позднем видении он сказала Данилу, что “в то время (конец времени) Михаил, князь Великий, будет защищать народ. Время настанет тяжкое, какое не было от начала времен…” Таким образом можно понять, что Михаил играет одну из ключевых ролей в качестве защитника Израиля, его избранного народа, и Церкви.

Отцы Церкви также приписывают Михаилу следующее событие: Во время Исхода израильтян из Египта он шел впереди них, в виде столпа облака днем, и ночью в виде огненного столпа. Сила великого главнокомандующего проявилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского императора Сеннахериба, также нечестивого вождя Гелиодора.

Стоит упомянуть, что чудесных случаев связанных с Архангелом Михаилом много, защита трех юношей: Анании, Азарии и Мисаила, которых бросили в раскаленную печь за отказ поклониться идолу. По воле Бога, главнокомандующий Архангел Михаил транспортирует пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу в ров львиный. Архангел Михаил спорил с дьяволом над телом святого пророка Моисея.

Во времена Нового Завета, святой Архангел Михаил показал свою силу, когда он чудесным образом спас молодого человека, которого бросили в море разбойники с камнем на шее, на берегах Афонских. Эта история находится в Афонском патерике, из жизни Санкт Неофита.

Возможно, самое известное чудо, связанное с великим святым Архангелом Михаилом, это спасение церкви в Колоссах. Ряд язычников пытались уничтожить эту церковь, направляя поток двух рек непосредственно на нее. Архангел появился среди вод, и, неся крест, направил реки под землю, так что церковь осталась стоять на земле и не была уничтожена благодаря Михаилу. Весной вода этих рек после этого чуда события, как говорят, имеет целительные силы.

Русские люди почитают Архангела Михаила наряду с Божьей Матерью. Пречистую Богородицу и Михаила всегда упоминают в церковных песнопениях. Многие монастыри, соборы, церкви посвящены главнокомандующему сил небесных Святому Архангелу Михаилу. На Руси не было города, где не было церкви или часовни посвященной Архангелу Михаилу.

На иконах Михаил, чаще изображен держа меч в руке, а в другой он держит щит, копьё, или белое знамя. Некоторые иконы Архангела Михаила (или архангела Гавриила) показывают ангелов держащими шар в руке, и посох в другой.

Икона Казанской Божьей Матери

Наиболее распространенные и почитаемые на Руси православные иконы – это иконы Богоматери. Предание гласит, что первый образ Богородицы был создан евангелистом Лукой при жизни Богоматери, она одобрила икону и сообщила ей свою силу и благодать. В русской православной церкви насчитывается около 260 богородичных образов, прославленных чудесами. Один из таких образов – икона Казанской Божьей Матери.

По иконографии этот образ относится к одному из основных шести иконографических типов, который называется «Одигитрия» или «Путеводительница». Древнерусский вариант этой иконы, написанный монахом-иконописцем по образу византийской Одигитрии, отличается теплотой, смягчающей царственную осанку оригинала из Византии. Русская Одигитрия имеет не поясной, а оплечный образ Марии и Младенца Иисуса, благодаря чему их лики будто вплотную приближаются к молящимся.

В России существовали три главные чудотворные иконы Казанской Божьей Матери. Икона первая – это чудом явленный в 1579 г в Казани первообраз, который хранился в казанском Богородичном монастыре до 1904 г и был утрачен. Вторая икона является списком казанского образа и была подарена Ивану Грозному. Позднее эта икона Божьей Матери была перевезена в Санкт-Петербург и перенесена в Казанский собор при его освещении 15 сентября 1811 г. Третья икона Казанской Богоматери является списком с казанского первообраза, была передана ополчению Минина и Пожарского и хранится ныне в Москве в Богоявленском соборе.

Кроме этих основных икон Казанской Богоматери было сделано большое количество её чудотворных списков. Молитва перед этим образом помогает во всех людских печалях, скорбях и невзгодах. Русские люди всегда молились ей о защите земли родной от врагов-иноземцев. Присутствие этой иконы в доме защищает его домочадцев от всех бед, она указывает, как Путеводительница, верный путь в принятии сложных решений. Перед этим образом Богоматери молятся при глазных болезнях. Согласно преданию, при чудесном обретении первообраза в Казани случилось чудо прозрения от слепоты нищего Иосифа, который три года был слеп. Этой иконой благословляют молодых на брак, чтобы был он крепок и долог.

Празднование Казанской иконы Богоматери совершается дважды в году: в честь обретения образа 21 июля и в честь освобождения Руси от польской интервенции 4 ноября.

Иверская икона Божьей Матери

Иверская икона Божьей Матери, почитаемая на Руси как чудотворная, является списком с древнейшего образа, который хранится в Иверском монастыре в Греции на Афоне и датируется 11-12 веком. По иконографическому типу она является Одигитрией. Согласно сказанию, икона Богородицы, спасаемая от иконоборцев во времена царствования императора Феофила (9 век), явилась чудесным образом иверским монахам. Они поместили её в надвратной церкви и назвали Портаитисса или Вратарница.

В этом варианте Одигитрии лик Девы Марии обращен и склонен к Младенцу Иисусу, который представлен в легком повороте к Деве Марии. У Богородицы на подбородке изображена кровоточащая рана, которую, по преданию, нанесли образу противники икон.

Чудотворный образ был хорошо известен на Руси. При царствовании Алексея Михайловича монахами Иверского монастыря был сделан список с первообраза и доставлен в Москву 13 октября 1648 г. В 17 в. Иверская Богоматерь была особо почитаема на Руси.

Икона Пресвятой Богородицы Иверская помогает раскаявшимся грешникам найти путь и силы к покаянию, за нераскаявшихся молятся родные и близкие. Образ защищает дом от нападения врагов и стихийных бедствий, от пожара, исцеляет от телесных и душевных недугов.

Празднование Иверской иконы проводится 25 февраля и 26 октября (прибытие иконы с Афона в 1648 г).

Икона Покров Богородицы

Икона Покров Богородицы посвящена великому церковному празднику в русском православии – Покрову Пресвятой Богородицы. На Руси слово «покров» означает покрывало и покровительство. В день празднования 14 октября православные люди молятся Заступнице Небесной о защите и помощи.

Покровская икона изображает чудотворное явление Богоматери, случившееся в 10 веке во Влахернском храме Константинополя, осажденного врагами. Во время всенощной молитвы блаженный Андрей увидел чудесное явление Богородицы в окружении ангелов, апостолов и пророков. Матерь Божия сняла с главы своей покров и простерла над молящимися.

Два века спустя, в 14 в. в честь этого святого события на Руси было составлено богослужение, главной мыслью которого стало единение русских людей под Покровом Пресвятой Богородицы, для которой русская земля является Ее земным уделом.

Существовало два основных типа икон Покрова: среднерусский и новгородский. В среднерусской иконографии, которая соответствует видению блаженного Андрея, Богоматерь сама несет покров. На новгородских иконах Богоматерь является в образе Оранты, а покров удерживают и простирают над нею ангелы.

Молитва перед образом Покрова Богородицы помогает во всем, если помыслы молящегося добры и чисты. Образ помогает одолеть наших внешних и внутренних врагов, является духовным щитом не только над нашими головами, но и над нашими душами.

Икона Николая чудотворца

Среди многочисленных икон святых в Православии одним из самых любимых и почитаемых верующими является образ Николы Угодника. На Руси после Богоматери это самый почитаемый святой. Почти в каждом российском городе существует Никольский храм, а икона Николая Чудотворца есть в каждой православной церкви в одном пределе с образами Богоматери.

На Руси почитание святого начинается со времени принятия христианства, он является покровителем русского народа. Нередко в иконописи его изображали от Христа по левую руку, а по правую – Богоматерь.

Святой Николай Угодник жил в 4 веке. С юных лет служил Богу, позднее стал священником, а затем – архиепископом Ликийского города Миры. При жизни это был великий пастырь, который давал утешение всем скорбящим и приводил к истине заблудших.

Молитва перед иконой Николая Угодника защищает от всех напастей и помогает при решении всяких проблем. Образ Николая Чудотворца охраняет путешествующих по суше и по морю, защищает невинно осужденных, тех, кому грозит напрасная смерть.

Молитва Святителю Николаю исцеляет от болезней, помогает в просвещении ума, в благополучном замужестве дочерей, в прекращении междоусобиц в семье, между соседями, военных конфликтов. Святитель Николай Мирликийский помогает в исполнении желаний: недаром он явился прообразом Деда Мороза, исполняющего рождественские пожелания.

День памяти Николы Угодника отмечается трижды в году: 22 мая вешний Никола (перенесение мощей святого в г. Бари в Италии во избежание их осквернения турками), 11 августа и 19 декабря – зимний Никола.

«Русские иконы в высоком разрешении». Создание альбома: Андрей (zvjagincev) и Константин (koschey).

Здравствуйте, уважаемые читатели. Придя в храм, важно знать иконы и их значение, чтобы сразу подойти к нужному вам образу.

Как молиться перед иконой


Многие думают, что не важно, перед какой иконой молиться, ведь молитва происходит от чистого сердца. Но мы возносим молитву не самой иконе, а тому, чей образ на ней передан, ведь все святые имеют свои сильные стороны.

  1. Встаньте перед святыней, перекреститесь, чтобы привлечь Божье благословение.
  2. После того, как вы попросили о помощи, то есть, помолились, поцелуйте образ. Тем самым вы выразите свое почтение Господу.
  3. После окончания молебна, необходимо трижды перекреститься.

Молитесь со светлыми мыслями, простив всех, кто вас обидел.

Значение икон

Это одна из самых сильнейших икон. Пресвятой Богородице пришлось пережить много мук, которые символизируют семь стрел. Когда человеку плохо, он идет именно к этому образу. «Семистрельная» поможет в защите жилья, защитит от бед, завистливых, злых людей, от проклятий, порчи, сглаза того человека, кто носит ее образок у себя на груди.


Если надо примирить враждующих, принести в дом мир, покой, да лад, то надо преклонить колени перед этой реликвией, молитвенно попросить о помощи. Ее берут с собой, когда идут на ответственные дела.

Дома ее ставят напротив входной двери, выше половины стены, чтобы она могла «видеть» глаза входящего. Прежде, чем установить реликвию, необходимо прочитать молебен. Вы можете заметить: человек с недобрыми мыслями перестанет переступать порог вашего жилища.

Пресвятая Богородица станет защитницей от преступников, воров и любых недобрых людей. Живущие в этом доме могут быть уверены в том, что их семья надежно защищена.

Поставьте ее на рабочий стол, она будет оберегать вас от ссор с начальством и коллегами по работе. Если душа человека озлоблена, то он может подойти к лику, Пресвятая Богородица поможет снова вернуться к добрым мыслям.

2. «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

Икона Божьей Матери. Богородица утешает, молится за всех, кто оступился, призывает прикоснуться к неиссякаемому роднику духовной радости. Назначение этой святой мощи трудно переоценить.


Неупиваемая чаша поможет всем, кто обратится к ней с верой. Она возвещает, что небесная помощь и милосердие предначертано всем просящим. Она поможет исцелить от пьянства, наркомании, тем, кто увлечен азартными играми.

Образ Богородицы надо установить в изголовье кровати больного алкоголизмом или наркоманией и молиться каждый день.

Известно много случаев исцеления от пьянства и других пагубных привычек. Есть свидетельства, что реликвия помогала решить жилищные вопросы, облегчить заключение сделок покупки и продажи квартир и домов.

Родители, отпускающие детей во взрослую жизнь, обязаны просить о помощи, произнося перед святыней молебны каждый день.

3. Икона Божией Матери «ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА»


Поможет исцелить человека не только от физических болезней, но и душевных. Реликвию можно узнать по изображению Богоматери, стоящей у постели больного человека.

4. «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»


Вся наша жизнь состоит из малых радостей, которые мы часто не замечаем в погоне за эфемерной мечтой, забывая о своих близких людях, о словах благодарности. Поэтому многие мечты, становясь навязчивыми, не дают радоваться новому дню, а потому не услышаны.

О чем молить у лика Нечаянная Радость

Молитва у святыни дарует:

  • Получить духовную силу;
  • Получить то, о чем всегда мечтали, но уже не верили это получить. Это может быть чье-то прощение, раскаяние;
  • Дарует исцеление недугов, особенно при потере слуха, ушных болезнях;
  • Богоматерь поможет отыскать и вернуть пропавших людей;
  • Беременной женщине поможет выносить и родить здорового ребенка;
  • Родителям, чьи детки пошли по неправильному пути, Богоматерь даст возможность их образумить;
  • Разрешает конфликты, помогает прийти к счастливому решению;
  • У реликвии молятся о сохранении брака, любви и согласия.

5. «ТРОЕРУЧИЦА»


Чудотворный образ Божьей Матери дарует исцеление от болезней рук. Молебны защищают от пожара, различных болезней, печали и скорби.

6. «СКОРОПОСЛУШНИЦА»


Написание образа относится к Х веку. Если нужна быстрая, неотложная помощь, преклоняют колени именно перед святыней. Еще просят:

  • об исцелении душевных недугов;
  • об исцелении от рака, паралича, слепоты;
  • молитвенно просят о рождении здоровых детишек;
  • молятся об освобождении тех, кто томится в плену.

7. «СЕРАФИМ САРОВСКИЙ»


Святой, особенно почитаем в России. Молебен Серафиму Саровскому помогает исцелиться от болей суставов, рук, ног, позвоночника.


Покровитель Москвы. Ему молятся те, у кого работа связана с оружием, риском для жизни, а также спортсмены и предприниматели, открывающие свое дело.

9. НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ


Защитник от нужды и нищеты. Если его лик находится в вашем доме, то он заботится, чтобы в семье был достаток, бережет от нужды. Ему поклоняются все путешествующие, летчики, водители, моряки и все, кто почитает этого святого.


На Руси особо чтимый образ Пресвятой Богородицы. Перед этой святой мощью происходило коронование царей и избрание первосвятителей.

Молебны помогут усмирить враждующих между собой людей, смягчить злые сердца, исцелить от телесной и душевной немощи и тех, в кого вселился бес.


Люди всегда прибегали к помощи иконы Святой Богородицы. В каких случаях она может помочь:

  • Она оберегает дом от пожаров.
  • Ее просят о помощи врачи, военные, пожарные, летчики.
  • Чудесный огонь помогает очиститься от совершенных грехов и психических недугов.

12. ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ


Дева Мария дарует:

  • Исцеление больных,
  • Восполнение запасов,
  • Избавление от набегов врагов.

13. НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ


Является олицетворением чистоты, непорочности, поэтому, она встает на защиту юных девушек, помогая им сохранить свою невинность и целомудрие.

Молитвы у образа Неувядаемый цвет помогают выйти замуж за того человека, которого послала сама судьба. Замужние женщины могут просить о благополучной семейной жизни.


Чудотворный лик оберегает и помогает женщинам сохранить чистоту, выдержку, добрый нрав. Если с верой просить поддержки у Девы Марии, то она обязательно исполнит ваше прошение. Девушкам Богоматерь обязательно поможет найти достойного спутника жизни.

Когда женщине выпадают суровые жизненные испытания или она испытывает душевное потрясение, то надо преклонить колени у образа Пречистой, тогда жизнь обязательно наладиться.

15. КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ


Заступница. Она помогает всем, кто попал в беду или у него появились трудности на работе, а также в личной жизни.

Путеводительница поможет принять правильное решение, убережет от ошибок. Благословляя молодых перед вступлением в брак, тоже обращаются к Богоматери «Казанская». Жизнь молодых будет очень счастливой, если венчание происходит в день празднования Святого образа.

Супруги всегда могут обращаться за помощью к этому образу. Святая МАРИЯ поможет любому, кто к ней обратиться с любой чистой просьбой. Если просьба будет негативной, то она не будет услышана.

Как просить помощи

Если вы молитесь дома, то молиться надо с утра:

  1. Перед молитвой умойтесь, руки перекрестите;
  2. Оставьте все раздражающие мысли;
  3. Зажгите свечки, опуститесь на колени, прочитайте молебен;
  4. Скажите просьбу своими словами, идущими от чистого сердца.

16. ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ


Редкий, но чрезвычайно могущественный образ, защищающий жилище от злых духов, семью от вмешательства извне, помогает супругам обрести счастье и любовь, всем остальным избавиться от уныния и депрессии.

Поместите ее у входа, тогда она будет защищать жилище от всякой нечисти, и от недоброжелательных гостей. Многие люди подтверждают, что после уединенной молитвы перед этим Святым ликом, проблемы решались сами собой.

17. Икона «НЕРУШИМАЯ СТЕНА»


Названа в честь своей стойкости, не поврежденности, какие бы бедствия, стихии и войны не пережил образ Божьей Матери, находящийся в Киевском монастыре.

Неподвластное разуму человека чудо, делает эту икону защитницей во всех бедах, болезнях и несчастьях. Икона отведет беды, пожары, не впустит в дом лихих людей, будет способствовать укреплению семейного счастья.

Молитесь у иконы при выходе из дома, а также в уединении. Лучшим местом в доме для вашей Защитницы, стена напротив входной двери или над ней.

18. СКОРБЯЩАЯ


Икона Богородицы помогает людям:

  • Дарует необходимые блага, кто в них нуждается;
  • Приносит утешение в скорби, поможет в трудных жизненных ситуациях;
  • Исцеляет физические и душевные болезни;
  • Оберегает купцов в дальних поездках.

Молитесь лику, и вам придет помощь в работе, в делах и семейной жизни.

19. РАДОСТЬ ВСЕХ РАДОСТЕЙ


Чудотворная икона поможет, если будете без суеты и злости в сердце молиться:

  • О возврате потерянных вещей;
  • Для спасения от оговора и клеветы;
  • Об освобождении из заключения;
  • Об успешном окончании судебных разбирательств;
  • О помощи во время поездки в чужую страну;
  • О тех, кто несет службу в «горячих точках».

20. ТРОИЦА


Молитвенное обращение к Святой Троице поможет справиться с любыми испытаниями, найти правильный путь. Перед святыней надо читать молебны, чтобы очиститься от тех грехов, которые вас мучают, не дают спокойно жить. Считается, что молитва, произносимая у иконы «Святая Троица» — это прямой разговор с Богом.

Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери. Иконографическая схема является выражением богословской идеи.

Первая группа - тип иконографии "Знамение" (сокращенный и усеченный вариант - Оранта, от лат. orans — молящийся). Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета - пророчество Исайи: "Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил" (Ис. 7.14) и из Нового Завета - слова Ангела в Благовещении: "Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1.35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины.

Это находит свое выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Богородица может быть представлена в рост, как на иконе "Ярославская Оранта, Великая Панагия", или по пояс, как в "Курской Коренной" или в новгородской "Знамение", это не так существенно. Важнее другое - соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. "Чрево Твое пространнее" - так величается Богородица в Акафисте. Мы Ее видим в момент предстояния Богу: "Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему" (Лк. 1.38). Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход. 17.11). В ярославской "Оранте" этот жест повторен и в фигуре Младенца, только Ее ладони раскрыты, а положение пальцев Эммануила иное - они сложены в благословение. В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток - символ учения, другой благословляет. Одежды Богоматери традиционные - красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и, напомним, их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. В ярославской "Оранте" одежды Богородицы заливает золотой свет (изображенный в виде крупного ассиста), что является выражением потоков благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. По обе стороны от Марии изображаются силы небесные - либо архангелы с зерцалами в руках (ярославская "Оранта"), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим".

Иконографическая схема "Знамения" может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской "Оранты". В композицию последней, например, включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец - коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке среди золотого сияния Божьей славы - Богоматерь есть новая тварь, преображенное творение, новый человек. Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединенных между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Так, в разных иконографических вариантах при наличии общего иконографического ядра раскрывается одна и та же тема Боговоплощения, поэтому иконографический тип "Знамение" иногда именуют "Воплощение".

Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". В данном случае Богоматерь представлена без Младенца в той же позе, с воздетыми руками. Примером такого варианта может служить образ "Богоматерь - Нерушимая стена" из Св. Софии Киевской (мозаика, Х в.). Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Впервые Августин увидел в Богоматери - Церковь. Эта ассоциация получила в истории богословской мысли широкий диапазон толкований.

Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия ", что по-гречески значит "Путеводительница ". В том названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божья ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы - в чудный Божий свет, от греха - к спасению, от смерти - в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница - Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она - мост для нас на пути к Нему.

Итак, иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым, направляя внимание престоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на зрителя), в другой руке Он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток).


В жесте Богородицы, указующем на Христа ключ к этому образу - Матерь Божья ориентирует нас духовно, направляя нас ко Христу, ибо Он есть Путь, Истина и Жизнь. Она несет наши молитвы к Нему, Она ходатайствует за нас перед Ним, она сохраняет нас на пути к Нему. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Многие чтимые иконы этого типа не случайно приписывали кисти апостола Луки.

К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: "Смоленская", "Иверская" (Вратарница), "Тихвинская", "Грузинская", "Иерусалимская", "Троеручица", "Страстная", "Ченстоховская", "Кипрская", "Абалацкая", "Споручница грешных" и многие другие.

Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы "Троеручица" добавлена св. Иоанном Дамаскиным, когда по его олитве Богородица восстановила отрубленную его руку. Кровоточащая ранка на щеке "Иверской" возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло свидетелей в неописуемый ужас. На иконе Богоматери "Страстная" обычно изображают двух ангелов, летящих к Младенцу с орудиями страстей, тем самым, предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжетного поворота несколько изменена поза Младенца Христа - Он изображен в полоборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Марии. Каждая из таких деталей достойна внимательного рассмотрения, но за неимением в данном случае такой возможности оставим это для уединенного созерцания.

Как правило, в "Одигитрии" Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся "Казанская", "Петровская", "Игоревская". Здесь разрабатывается та же тема, но в некотором сокращенном варианте.

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление ", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса " (έλεουσα), т.е. "Милостивая". Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование "Умиление" стали связывать с определенной иконографической схемой. В греческом варианте этот тип икон назывался "Гликофилуса" (γλυκυφιλουσα) - "Сладкое лобзание". Это наиболее лиричный из всех типов иконографий, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема включает две фигуры - Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом - мистическая тема многих писаний св. отцов. Богоматерь Умиление - один из наиболее мистических типов богородичных икон.

Этот тип также был широко распространен в России. К иконам типа "Умиление" относятся: "Владимирская", "Волоколамская", "Донская", "Федоровская", "Жировицкая", "Гребневская", "Ахренская", "Ярославская", "Взыскание погибших", "Почаевская" и т.д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе "Корсунская".

Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние". Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. Иконографическая схема здесь очень близка к "Умилению", с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. Примером такого типа икон может служить "Яхромская". В этой композиции всегда присутствует характерный жест - Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия, которые открываются внимательному созерцающему взгляду.

Еще одна разновидность иконографии "Умиление" - "Млекопитательница". Из наименования ясно, что отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа. Такая деталь - не только интимная подробность данного иконографического варианта, но она раскрывает новый мистический аспект в прочтении образа Богородицы. Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас "чистым словесным молоком" Слова Божьего (1 Петр. 2.2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5.12).

Итак, три названных нами иконографических типа - "Знамение", "Одигитрия" и "Умиление" являются основными, ведущими в иконографии Богородицы, так как в их основе лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения.

Четвертый тип не имеет такого богословского наполнения, как первые три. Он скорее собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. Наименование четвертого типа условно - "Акафистный ", так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл икон этого типа - прославление Матери Божьей. Сюда следует отнести уже упоминавшиеся изображения Богоматери с Младенцем на престоле. Основной акцент этих изображений - показать Матерь Божью как Царицу Небесную. В таком виде этот образ вошел в византийскую иконографию - особенно часто такие композиции помещали в конху апсиды. В этом варианте Богоматерь присутствует и в св. Софии Константинопольской. В русской иконографии примером такого образа может служить фреска Дионисия в апсиде церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Но большая часть икон этого типа представляют собой соединение центральной схемы предыдущих типов с дополнительными элементами. Так, например, иконографическая схема "Неопалимой Купины" состоит из изображения Богоматери Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных (аналогично тому, как образ небесной славы изображен в иконографии "Спас в силах"). Иконографическая схема иконы "Богоматерь - Живоносный Источник" включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающим на троне, который имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника. Композиция иконы "Богоматерь - Гора Нерукосечная" также строится по принципу механического наложения символов - Богоматерь с Младенцем Христом (по типу Одигитрии) восседают на престоле, на фоне фигур и вокруг них изображаются различные символы, впрямую иллюстрирующие акафистные эпитеты: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная и т.д. И, наконец, икона "Нечаянная радость" построена по принципу "икона в иконе", то есть сюжетного включения изображения иконы внутрь происходящего действия. Здесь обычно представлен коленопреклоненный человек, молящийся перед образом Богоматери Одигитрии, давшей ему нравственное прозрение и исцеление.

Вершиной акафистных иконографий следует признать образ "О Тебе радуется обрадованная вся тварь". Это по-своему интересная иконография, в основе ее лежит идея космического прославления Богоматери. В центре изображается Богородица с Младенцем Христом на престоле в сиянии славы и окружении сил небесных. Образ вселенной представлен в виде многоглавого храма, окруженного цветущими деревьями - это одновременно и образ Небесного Иерусалима. В нижней части иконы, у подножия престола изображаются люди - пророки, цари, святые разных рангов, просто народ Божий. Мы видим - на Иконе представлены новая земля и новое небо (Откр. 21.1), - образ преображенной твари, начало которой положено в тайне Боговоплощения (здесь центральное изображение отчасти напоминает схему Знамения).

Иконографические варианты, где изображается Богоматерь без Младенца Христа, немногочисленны, объединить их в особую группу не представляется возможным, так как иконографическая схема в каждой из них определена своей самостоятельной богословской идеей. Но в той или иной степени они примыкают к уже названным нами ранее четырем типам. Например, "Богоматерь Остробрамская-Виленская" представляет собой вариант, тяготеющий к типу "Знамение", так как образ Богоматери явлен здесь в момент принятия Ею Благой вести ("се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему". Лк. 1.38). Положение рук, скрещенных на груди (жест смиренного молитвенного поклонения) семантически близок жесту Оранты. Следовательно, этот иконографический вариант можно отнести к типу "Знамение". Кроме Остробрамской этому типу соответствует икона "Невеста Неневестная" (ошибочно ее называют "Умиление"), которая была келейной иконой преп. Серафима Саровского.

Известная древняя русская икона "Богоматерь Боголюбская" также изображает Богородицу без Младенца, но предстоящей пред Богом с ходатайством о молящихся Ей (группа молящихся иногда изображается у ног Богородицы). Поскольку здесь Матерь Божья изображена как ходатаица и как указующая путь молящимся, то условно можно отнести эту икону к типу "Одигитрия". В руке Богородица держит свиток с молитвой, а другой рукой указывает на образ Христа, написанный слева в сегменте неба. Таким образом, сохраняется тот же жест, что и в Одигитрии: Христос есть Путь, Истина и Жизнь.

Но по большей части богородичные иконы, в которых Богоматерь представлена без Младенца, относятся к четвертому типу - акафистных икон, так как написаны ради прославления Матери Божьей. Так, например, к этому типу можно отнести иконографию "Богородица Семистрельная" или "Симеоново проречение", известен этот иконографический вариант и под другим названием - "Умягчение злых сердец". Здесь изображена Богоматерь с семью мечами, пронзающими Ее сердце. Этот образ взят из пророчества Симеона, который во время Сретения произнес такие слова: "и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2.35). Подобные иконографии, как правило, позднего происхождения, по всей видимости, пришли из западноевропейской традиции и отличаются литературностью. Тем не менее, и в них заложен свой смысл, открывающий нам образ Богородицы, столь необходимый для возрастания православной души.

Иконографические варианты, семантически соответствующие третьему типу богородичных икон, известному под названием "Умиление", практически не встречаются, так как трудно представить, как возможно изобразить интимные отношения Богоматери и Ее Сына в образе одной только Богоматери. Тем не менее, и такой поворот в иконографии возможен. Это так называемый тип Скорбящей Богоматери ("Mater Dolorosa"), когда Божья Матерь представлена погруженной в молитвенную скорбь о распятом Христе. Обычно Богородица изображается со склоненной головой и молитвенно сложенными руками возле самого подбородка. Этот вариант получил большое распространение на Западе, но и в православной иконографии он также хорошо известен. Некоторые исследователи полагают, что он первоначально не был самостоятельным, входил частью в диптих, на второй половинке которого изображался страдающий Иисус Христос (в терновом венце, со знаками Страстей). Этот же сюжет мы можем видеть и в иконе "Не рыдай Мене Мати", хорошо известной в балканском искусстве и менее известной у нас, в России. На этой иконе обычно изображены Богородица и Христос (иногда стоящими во гробе), Мать оплакивает смерть Сына, обнимая Его мертвое тело. Практически это модификация сюжета "Оплакивание", но иконографическая схема построена по принципу "Умиления" - только на иконах типа "Не рыдай Мене Мати" Богородица прижимает к Себе не Маленького Иисуса, а взрослого после снятия со Креста. Трагизм сюжета достигает необыкновенного накала - горе Матери безутешно, но, как и во всякой иконе, здесь есть весть о воскресении, она в названии иконы, которое построено на тексте страстного песнопения: "Не рыдай Мене Мати во гробе зряща...". Обращение к Богородице идет от имени Христа, победившего смерть.

Традиционно принято изображать Богородицу в одеждах двух цветов: вишневом мафории (модификация красного цвета), синей тунике и голубом чепце. На мафории, как правило, изображаются три золотые звезды - как знак ее непорочности ("непорочно зачала, непорочно родила, непорочно умерла") и кайма как знак ее прославления. Сам плат - мафории - означает Ее Материнство, прикрытый им голубой (синий) цвет платья - Девство. Но изредка мы можем видеть Богоматерь, облаченную в синий мафории. Так Ее иногда изображали в Византии, на Балканах. Так Богоматерь написал Феофан Грек в деисусном чине Благовещенского собора Московского Кремля. По всей видимости, в этих случаях для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери, выделить аспект Ее чистоты, сосредоточить наше внимание на этой грани образа Девы и Матери.

Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой. Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично-покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях, будь то образ мучениц, цариц, святых и праведных жен, жен-мироносиц и других многочисленных персонажей, населяющих православный иконный мир, принято изображать женщин с покрытой головой. Так и апостол Павел пишет, что хорошо женщине покрывать голову свою, ибо это "знак власти над нею" (1 Кор. 11.5,10). Но в некоторых иконографических вариантах богородичных икон мы видим, весьма неожиданно, изображение Богоматери с непокрытой головой. Например, "Богоматерь Ахтырская" и некоторые другие. В некоторых случаях плат заменен венцом (короной). Обычай изображать Богоматерь с непокрытой головой западного происхождения, где он вошел в обиход с эпохи Возрождения, и в принципе неканоничен. Мафорий на голове Богородицы не просто дань восточно-христианской традиции, а глубокий символ - знак Ее Материнства и полной отданности Богу. Даже венец на Ее голове не может заменить мафория, ибо венец (корона) есть знак Царства, Богоматерь - Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому правильно изображать венец поверх плата, как это мы видим в таких иконографических изводах, как "Богоматерь Державная", "Новодворская", "Абалацкая", "Холмовская" и другие. Изображение венца (короны) на голове Богородицы также пришло в восточно-христианскую иконографическую традицию из Западной Европы. В Византии это не было принято вовсе. Даже когда изображали Богоматерь с предстоящими императорами (как это можно видеть в мозаиках св. Софии Константинопольской), что является выражением превосходства Царства Небесного над царством земным, на Ее главе мы не видим ничего, кроме плата-мафория. И это очень характерно, так как в развитии иконографии наблюдается со временем отход от лаконизма и чистой семантики (знаковой структуры) в сторону иллюстративности и внешнего символизма.

Особенности Богородичной иконографии

Древняя христианская легенда говорит, что начало первые иконы Богородицы появились во времена апостолов. Сохранились упоминания, что Святой апостол Лука, владевший искусством живописи является автором одной из первых Богородичных икон.

Во все времена, изображая Пречистую Деву, мастера иконописи использовали все своё мастерство, чтобы придать лику Богородицы красоту, величие, достоинство и безграничную нежность. На всех иконах Богородица всегда изображена в печали, но печаль эта разная – скорбная или выражающая надежду. Неизменно всегда одно – духовная сила, которая всегда исходит от Божией Матери. Богородица обычно изображается со своим Божественным Сыном, но достаточно икон, где Она изображена без Него. На некоторых образах Она нежно поддерживает Его, на других - тепло прижимает Младенца к Себе. Но на всех иконах Богородица полна благоговения перед Спасителем и кротко смиряется с неизбежностью предстоящей жертвы. Главными чертами, наиболее характерными для изображения Богоматери на русских иконах, являются трогательная лиричность, отрешенность и одухотворенность.

Самыми распространёнными иконографическими типами изображения Богородицы являются иконы «Знамение» (Оранта), «Умиление» (Елеуса) и «Путеводительница» (Одигитрия).

Знамение (Оранта)

Оранта - значит «молящийся», в переводе с латыни.

Иконы такого типа еще называют «Великая Панагая». На образах Богородица изображается как заступница, в молитве с поднятыми руками и ладонями, обращенными в сторону богомольцев. Первые аналогичные изображения Божьей Матери обнаружены еще в римских катакомбах. Христиане дали иконам типа «Знамение» второе название - «Нерушимая стена», обозначая великую силу Заступничества Богоматери,

Наиболее известные иконы типа «Оранта»: «Знамение», Абалацкая, Серафимо-Понетаевская, Мирожская, Никейская, Царскосельская иконы Божией Матери, Ярославская Оранта, «Нерушимая Стена», «Неупиваемая Чаша».

Умиление (Елеуса)

Елеуса обозначает «милующая», «сострадание» и «сочувствие», в переводе с греческого языка. Умиление – один из наиболее любимых христианами вариантов изображения Богородицы. На иконах данного типа Дева Мария изображается соприкасающейся щеками с Младенцем Иисусом, которого она бережно держит на руках. На подобных образах между Девой Марией, символом рода человеческого и всей Церкви Христовой, и Спасителем, символом божественной сущности, совсем нет расстояния, и их любовь воистину безгранична. Эти образы выражают любовь Бога ко всему роду человеческому. В греческом искусстве этот тип иконографичии именовался обычно «Гликофилусса» (от греч. «сладко любящая»), что иногда переводят как «Сладколобзающая» или «Сладкое лобзание».

Наиболее известные иконы типа «Умиление»: Владимирская, Донская и Феодоровская иконы Богоматери, Икона «Достойно есть», «Взыграние Младенца», «Взыскание погибших».

Путеводительница (Одигитрия)

Одигитрия обозначает «путеводительница» или «указывающая путь», в переводе с греческого языка.

Иконы этого типа - одни из самых распространённых изображений Божьей Матери. На этих иконах Богородица пишется со своим Божественным сыном на руках. Одной ладонью Младенец Иисус благословляет смотрящего на икону, а второй держит книгу или свиток, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Обычно Богородица изображена по пояс, но известны также сокращенные оплечные варианты (Казанская икона Божией Матери), а также иконы на которых Богородица изображена в полный рост.

Отличием этой иконографии от близкого ей типа "Умиление" является взаимное отношение Матери и Сына: здесь композиционным центром является Христос, обращенный к смотрящему на икону. Дева Мария в этой иконографии указывает рукой на Младенца Иисуса, указывая на праведность и незыблемость христианского пути.

Наиболее известные иконы типа «Путеводительница»: Казанская, Смоленская и Тихвинская иконы Божией Матери, Иверская, Иерусалимская, Влахернская, Грузинская, «Избавительница», «Скоропослушница», «Троеручица».

Иконы Богородицы – Православная Церковь почитает многие: Казанскую, Владимирскую, Иверскую и многие другие. Так почему их так много? Об этом наша статья!

Почему так много икон Богородицы?

Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе.

Особое покровительство

В истории христианства есть страны и народы, которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия — по Преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божия Матерь навсегда обещала Грузии свое покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась «Терра Мариана» — земля Марии.

Но все-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божией Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример — , которая сопровождала Россию на протяжении всей ее истории.

Согласно восточно-христианской традиции Богородицу принято изображать в вишневом мафории (плате), синей тунике и голубом чепце. На мафории обычно изображаются три золотые звезды — символ девства «до Рождества, в Рождестве и по Рождестве» и символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Сына. Кайма на мафории – знак Ее прославления. Например, на мафории Богоматери Донской исследователи увидели надпись и расшифровали ее, и в ней действительно прочитывается прославление Богородицы

Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются основам веры, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Обилие икон в русских церквях и домах верующих по сей день удивляет иностранцев. Иконы Богородицы тем более любимы, что Ее образ, близкий народной душе, кажется доступнее, ему открывается сердце, может быть, даже легче, чем Христу.

«И при всей доступности этого образа лучшие иконы содержат глубочайший богословский смысл, — говорит искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея. — Образ Богородицы сам по себе столь глубок, что богородичные иконы оказываются одинаково близки и простой неграмотной женщине, в любви своей к Матери Божией принимающей каждую богородичную икону за самостоятельную личность, и интеллектуалу-богослову, усматривающему даже в самых простых каноничных образах сложный подтекст».

Верная лоция

Учение Церкви о Богоматери напрямую связано с христологической догматикой и основано прежде всего на тайне Боговоплощения. «Через иконописный образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений, — объясняет Ирина Языкова. Дева Мария дала жизнь Богу в Его человеческой природе — тварь вместила Творца, и через это пришло спасение к Ней и ко всему человеческому роду. Христоцентричность икон Богородицы — также и верная лоция, которая помогает разобраться в море различных иконографий». На большинстве икон Божией Матери Она изображена с Младенцем. Их отношения, представленные на иконе, можно разделить по трем христианским добродетелям — вера, надежда, любовь — и так запомнить три типа иконографии. Итак:

В иконографии, получившей название Знамение или Оранта, Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Икона Божией Матери «Знамение». Москва, XVI в.

Вера — иконография, получившая название Знамение или Оранта. Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся»), с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком — в это мы верим . Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея.

Надежда — иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Ее лице и всех нас, в левой руке держит свернутый свиток — символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, — она наша ходатаица, помощница, наша надежда . Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных.

Любовь — иконография Умиление или Елеуса — «милующая», как ее называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом . Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.

Иконография Умиление или Елеуса – «милующая», как ее называют греки – это наиболее лиричный из всех типов иконографии. Фигуры Богородицы и Младенца Христа представлены прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. «Умиление». Конец XIV в. Благовещенский собор Московского Кремля

Свеча светоприемная

В церковной поэзии Богородица величается «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим» (почитаемой более херувимов и славной более серафимов), «невестой неневестной» (невестой, не бывшей замужем), «Матерью Света» (Матерью Христа). Византийская гимнография соединила в себе черты пышной восточной поэзии и глубокой греческой метафорики. На Руси в тонкости богословия тогда не слишком вникали, но почитание Богоматери носило не менее высокий и поэтичный характер, чем в Византии. Образ Богородицы обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы.

Четвертый тип иконографии Богородицы – акафистный – основан на гимнографии. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. Например, композиция иконы «Богоматерь – Гора нерукосечная» строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты – ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орашенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная

Именно на гимнографии, то есть на церковной поэзии, основан последний, четвертый тип иконографии Богородицы — акафистный . Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. «Например, композиция иконы “Богоматерь — Гора Нерукосечная”, — рассказывает Ирина Языкова, — строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты — ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная (один из символических образов Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила –истолковании сна Навуходоносора о камне (см. Дан 2: 34). Царь видел истукана, разлетевшегося в прах от удара камня, который внезапно сам отвалился от горы. Камень — прообраз Христа, Который разрушит все предшествующие царства, величие которых держалось на богатстве, власти и угнетении. То, что камень без постороннего вмешательства оторвался от горы, стало прообразом рождения Христа от Девы: “Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос…”. Примеров акафистных икон — великое множество (“Неопалимая Купина”, “Нечаянная радость”, “Богоматерь — Живоносный Источник” и прочие), и в большинстве своем это поздние иконографии, созданные не ранее XVI – XVII веков, в тот период, когда богословская мысль теряла свою глубину и оригинальность, и ее направление более разливалось по поверхности, нежели шло вглубь».

В основу сюжета иконы «Неопалимая Купина» положено толкование св. Григорием Нисским и св. Феодоритом видения пророку Моисею горящего и несгораемого тернового куста (купины). Святые богословы трактуют несгораемую купину как символ-прообраз Богоматери-Приснодевы, неопалимо вместившей в себя огненное естество Сын Божия. На илл.: «Неопалимая Купина». Сер. XVI в. Кирилло-Белозерский монастырь

Первообраз

Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука, причем есть даже такая иконография, где апостол пишет, а Богородица ему позирует. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустой почве. «Мы знаем из Нового Завета, что апостол Лука был врачом, образованным человеком, но о том, что он был художником, в Писании не сказано, — говорит Ирина Языкова, — к тому же иконописание как традиция возникло не ранее IV века. Но именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице, и именно апостол Лука создал для нас образ Богородицы. А поскольку Евангелие в древности называли словесной иконой, как и икону называли живописным Евангелием, то в этом смысле можно сказать, что апостол Лука был первым иконописцем, хотя прямо кисточкой по доске, скорее всего, не водил».

Существует еще одно предание о первообразе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм. Придя в Иерусалим, апостолы просили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. И придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Эта икона — Лиддской Божией Матери — почитается до сих пор. Но, по словам Ирины Языковой, ее действительный исторический путь проследить навряд ли возможно. В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб — сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III – IV вв.). Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в собственном смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года, где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.

Следы истории

Как из четырех типов иконографии могли возникнуть 700 разных икон, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом все еще подходит под описание своего типа? «С первых греческих икон делались списки, — объясняет Ирина Языкова, — они распространились по всему миру и “зажили” своей жизнью. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть, зафиксировать следующие иконописцы, делая новые списки. Они хотели «привязать» икону к своей местности, рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы на их земле.

Например, третья рука у иконы «Троеручица» добавлена святым Иоанном Дамаскиным в память о чуде, которое случилось с ним самим. Во времена иконоборчества (VIII в.) за свои сочинения в защиту икон св. Иоанн был подвергнут казни по приказу Дамасского халифа — ему отсекли правую руку. Он молился Богородице перед Ее иконой, и Пречистая восстановила отрубленную руку, так что великий святой и далее мог славить Христа и Божию Матерь в своих писаниях. Потом в знак уважения икону переписывали уже с тремя ручками, и эта иконография закрепилась.

Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» — также свидетельство иконоборческих времен, когда икона подверглась нападению отвергавших священные изображения: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло нападавших в ужас. Такую же рану можно видеть и на иконе «Ченстоховской», которая претерпела нападения в XV веке: разбойники, ограбившие Ясногорский монастырь, вывезли и икону. Но лошади, запряженные в обоз с награбленным, встали; разъяренные грабители решили «наказать» икону и ударили по ней мечом — из раны на щеке Богородицы снова истекла кровь. Святотатцы замерли от ужаса, а в это время подоспели монахи и вернули святыню в монастырь.

Рублевы

Новые, принятые Церковью иконографии вдохновлены древними образцами, но с умом и сердцем переработаны иконописцем в своей интерпретации. «Если сравнить, например, Рублевскую Владимирскую икону с оригиналом XII века — то это совершенно разные иконы, — отмечает Ирина Языкова. — Владимирский образ XII века — это аристократическое произведение живописи того времени: тончайшие нюансы, глубокий взгляд, полный скорби, который вас пронзает. Но у Рублева Богородица на молящегося совсем не смотрит, она ангельская, прозрачная, она совершенно в других мирах. Здесь сохранена иконографическая схема, мы узнаем, что это Владимирская икона, но если их сопоставить — увидим, насколько по-разному воспринимали образ Богородицы греческий мастер XII века и русский мастер XV .

Новая икона должна родиться изнутри Церкви, соборно. Например, в 1917 году владыка Афанасий Сахаров восстановил праздник Всех святых, в земле Российской просиявших (почему-то он был забыт во время никоновских реформ). Владыка искал иконописца, который бы мог написать икону праздника. Нашел, но не был доволен результатом. И только спустя двадцать лет родилась эта сложнейшая иконография — когда владыка встретил Марию Николаевну Соколову, которую мы теперь знаем как монахиню Иулианию. Владыка Афанасий продумал эту икону богословски, написал службу празднику и передал свое видение иконописцу, и только тогда Мария Николаевна, опираясь на интерпретацию владыки, создала художественный образ богословия праздника».

Не всегда новые иконы бывают безупречны. По словам Ирины Языковой есть две основные ошибки, которые допускают многие современные иконописцы: одни бездумно множат копии, не вкладывая в них свой собственный молитвенный опыт и переживание, а другие, наоборот, пишут совершенно новые образы «от ветра головы своея», нисколько не оглядываясь на церковные традиции.

«Взять, например, современную икону, написанную после гибели подлодки “Курск”, — рассказывает Ирина Языкова. — Художник воспользовался древней иконографией Курской иконы — в центре Богородица, вокруг которой изображены пророки. Но только он вокруг Божией Матери написал погибших моряков! Это же полное непонимание сути, икона — это не мемориальная доска, где написаны имена погибших и тем более их портреты. Икона — это окно в невидимый мир. Икона — это прежде всего лик, это общение. Мы можем поминать этих людей, но пока они не канонизированы — мы не можем молиться перед ними. Таким образом, художник создал светское нецерковное произведение.

Но вместе с тем я уже больше двадцати лет наблюдаю за творчеством нескольких современных мастеров, которые, как мне кажется, работают очень серьезно, творчески. С одной стороны — канонично, с другой — Дерзновенно. И я, зная их жизнь, понимаю, что они имеют на это право. Один иконописец мне как-то сказал, что икона — это путь, и она сама тебя ведет. Он занялся иконописью в 16 лет, много копировал в период ученичества, и первые его работы были очень скованные, но он писал-писал-писал, жил церковной жизнью, а потом взял и написал чудотворную икону «Неупиваемая чаша». Этот образ сейчас известен во всем мире. Это воссозданная иконография, которую написал наш современник, Александр Соколов. В ее основу был положен некогда существовавший в Серпуховском монастыре, но утраченный в двадцатые годы образ, от которого остались только списки и словесное описание. Все думают, что это древняя икона, потому что она чудотворная. Но есть свои Рублевы и в наше время!»