Нужны ли светофильтры. Зачем нужны светофильтры

Светофильтры для объективов хоть и не являются обязательной частью арсенала фотографа, но могут значительно разнообразить творчество и решить целый ряд насущных проблем. Их главная задача - оптимизация проще говоря, задержка "ненужного" света, который не должен отображаться в кадре. А кроме того, они прекрасно защищают главную в прямом смысле подставляя себя под удар. Разнообразие светофильтров довольно велико, поэтому рассмотрим главные их типы, чтобы лучше разобраться в том, что же это такое.

Поляризационные фильтры

Такие фильтры для объективов прекрасно подойдут для съемки пейзажей. Они задерживают и преобразуют

ND-фильтры

Нейтральные серые фильтры нужны для тех моментов, когда ещё выше поднять значения диафрагмы просто невозможно. Эти приспособления снижают количество поступающего на матрицу света. Пример - необходимость снять водопад при ярком освещении. Без фильтра, скорей всего, получится просто застывшая обездвиженная вода.

Градиентные ND-фильтры

Основное отличие от обычного ND-фильтра - способность затемнять градиентно, от тёмного к почти прозрачному. Такие светофильтры для объективов хороши, когда нужно сделать небо более выразительным. Большинство градиентных приспособлений прямоугольной формы и крепятся к объективам с помощью специальных держателей.

Градиентные фильтры

Цветные светофильтры для объективов используются не так часто. Нередко их применяют для чёрно-белой съемки с целью манипуляции контрастностью снимка. К примеру, красный фильтр, который позволяет повышать контраст между облаками и небом.

Макро-фильтры

Нельзя сказать, что фильтры макро являются обычными - они больше напоминают дополнительный объектив. Многие из них можно комплектовать, накручивая друг на друга. Они расширяют возможности съемки крупным планом. Конечно, они не составляют конкуренции макро-объективам, но прекрасно подходят для различных творческих экспериментов. Зато и цена их намного ниже, чем у объективов, и они могут стать настоящей находкой для начинающего фотографа.

Ультрафиолетовые фильтры

Ультрафиолет невидим человеческому глазу. УФ-фильтры часто используются для сокращения туманности и дымки, к примеру, в горах. На цифровых камерах они не так актуальны, как для 35-мм плёнки, ведь матрица намного менее чувствительна к УФ-свету. Однако УФ-фильтры повсеместно используются с целью защиты главной линзы объектива от механических повреждений, пыли, влаги.

Как выбрать светофильтр для объектива?

В разнообразии представленных на современном рынке фильтров несложно и растеряться. Определяющим фактором должны быть личные предпочтения фотографа, а также цели, которые приспособление должно решать. Помочь выбрать светофильтры для объективов могут и консультанты специализированных магазинов. Идеальный вариант - совершать покупку в тех салонах, которые дают возможность предпродажного тестирования. При выборе обязательно учитывать и модель объектива, то есть размер его передней линзы. Это, а не производитель камеры является главным. К примеру, светофильтры для 52 мм подойдут и на Canon, и на Pentax с таким же диаметром линзы, а вот на 49 они не "сядут".

Бытует мнение, что современный фотограф не нуждается в применении светофильтров, ведь зачастую готовые фотографии подвергаются тщательной постобработке в графическом редакторе. Тем не менее, редакторы фото вряд ли исправят пересвеченное изображение и обеспечат защиту линзы самого объектива. Конечно, мощные, многофункциональные программы для обработки фото и цифровые светофильтры сильно облегчают работу фотографа. Об этом говорят и изменения на рынке фототехники. Цветные световые фильтры постепенно утрачивают популярность, а наиболее востребованными пока остаются разве что фильтры нейтрального света и поляризационные. Для чего необходимы светофильтры, какие они бывают, и почему профессионалу не стоит от них отказываться, рассмотрим в нашей статье.

Светофильтр представляет собой специальную насадку на объектив фотоаппарата и призван достичь особого эффекта в процессе фотосъемки . Например, убрать из кадра лишнее, добавить интересный оттенок снимку, ликвидировать ненужные пересветы, смягчить яркий солнечный цвет и т.д. Светофильтры – важные элементы оптической системы, они позволяют без особого труда добиться необходимого эффекта, при этом творчество и фантазия не ограничены возможностями графического редактора. Снимки, сделанные с использованием световых фильтров, глубже демонстрируют индивидуальный взгляд фотографа и обладают определенным художественным шармом. Умение работать с данными насадками на объектив пригодится как профи, так и начинающим фотографам – всем тем, кто хочет получить в качестве результата оригинальное и уникальное изображение.

Кстати, среди основного функционала светофильтра не только корректировка изображения при съемке, но и надежная защита хрупкого объектива камеры от случайных механических повреждений: трещин, сколов, царапин. Это особенно актуально, если вы часто снимаете на улице, при неблагоприятных погодных условиях, в толпе людей, где вас нечаянно могут толкнуть, задеть и т.л. Согласитесь, гораздо удобнее и выгоднее в случае повреждения заменить лишь защитное стеклышко-насадку, а не покупать новый дорогостоящий объектив.

Однако свои нюансы в работе со световыми фильтрами, безусловно, имеются. Важно правильно подобрать и использовать этот аксессуар в дальнейшем: при неудачно подобранном светофильтре снимок можно капитально испортить и получить неудовлетворительный результат.

Лучше всего применять световые и защитные фильтрующие насадки при необходимости , точно зная, какой именно эффект вам понадобится на выходе. Нельзя забывать о том, что дополнительный «слой» между объективом и непосредственно объектом съемки может негативно сказаться на качестве фотографии. Неграмотное или слишком частое применение насадки непременно скажется на контрастности, добавит лишние световые блики или неуместный эффект виньетки, затемнив изображение по краям. Неверное сочетание цветного фильтра среди солнечного дня даст и вовсе непредсказуемый результат. Поэтому профессиональный фотограф должен иметь четкое представление о назначении того или иного светофильтра и разбираться во всех разновидностях данного полезного аксессуара. Ниже мы рассмотрим, какие типы фильтров бывают, и как не запутаться в сложной классификации.

Основные типы светофильтров

Для начала отметим, что существуют светофильтры исключительно для объективов – они вкручиваются в резьбу крепления или помещаются в особый держатель на объективе (он называется компендиум). Есть также и фильтры для фотоаппарата, предназначенные для создания импульсного света. Они устанавливаются в крепление в месте вспышки и легко фиксируются обычной резинкой. Таким образом, по типу крепления и конструкции светофильтры для зеркальных фотоаппаратов делятся на два вида.


По типу назначения различают следующие виды световых фильтрующих элементов:

  • защитные;
  • ультрафиолетовые;
  • поляризационные;
  • инфракрасные;
  • градиентные;
  • нейтральные;
  • с конкретным эффектом – цветокоррекционные или конверсионные, смягчающие или усиливающие цвет.

Разберем каждый тип подробнее.

Защитные светофильтры

Пожалуй, самый простой и понятный тип фильтров. Они предназначены для защиты передней линзы объектива от царапин, трещин и прочих повреждений. Также они не пропускают грязь, пыль, мелкие частицы, которые рано или поздно забиваются внутрь линзы, особенно в процессе съемки при сложных погодных условиях. По сути, данные фильтры играют роль своеобразного чехла или насадки на объектив. Защитные фильтры легко найти по специальной маркировке «Protector». Они могут быть установлены сразу при покупке фотоаппарата или отдельно объектива, в дальнейшем не снимаются.

Важно! Защитный фотофильтр не выполняет функции цветовой коррекции и не работает с отраженным светом, ведь по большому счету - это обычная стеклянная насадка, хоть и весьма прочная и надежная.

Ультрафиолетовые светофильтры

Ультрафиолетовые фильтры также могут применяться в качестве защитных, однако их главная функция – это снижение чрезмерного потока УФ-излучения. Обычно он невидим человеческому глазу, но вместе с тем отлично распознается матрицей фотоаппарата. Матрица легко воспринимает лучи ультрафиолета, и, как правило, это проявляется на готовых снимках в виде слабого голубоватого оттенка или легкой дымки, наподобие эффекта «тумана». Подобный эффект особенно часто наблюдается во время съемки на местности, среди широких ландшафтов. Например, в горах или на море. В подобных местах объекты располагаются на большом расстоянии от камеры, и в яркие погожие дни на них попадает просто огромное количество солнечных лучей. В итоге полученное изображение приобретает синеватый оттенок или оказывается сильно пересвеченным. Здесь фотографа сильно выручают как раз те самые УФ-фильтры. Небо они делают чуть темнее, добавляют синевы и густоты изображению, но при этом не усиливают контрастность. В специализированных магазинах фототехники подобные фильтры можно легко отыскать по характерной маркировке «UV».

Совет! Ультрафиолетовый фильтр можно применить и в пасмурную погоду, изменив цветовой баланс: например, добавив теплые розоватые тона будущему изображению.

Поляризационные светофильтры

Поляризационные фильтры считаются одними из самых дорогостоящих, но вместе с тем и крайне востребованных среди фотографов. Они считаются довольно эффективными и делают тона и свет будущего снимок наиболее равномерными. Эти светофильтры в значительной степени снижают уровень потока отраженного света , который попадает на объектив. В результате блики от воды или солнечных лучей уже не портят картинку и не заслоняют объекты съемки. Также благодаря поляризационным фильтрам заметно уменьшается сильный контраст между небом и местностью, что является настоящей находкой во время пейзажной съемки. Подобные фильтры обозначаются следующими кодировками:

  • PL, что расшифровывается как обыкновенный поляризационный фильтр;
  • C-PL, циркулярный поляризатор.

Основным преимуществом поляризационного фильтра считается грамотная работа с цветом в кадре. Так, когда в яркий солнечный день за лучами солнца теряется цветовая насыщенность, фильтр добавляет нужные оттенки и на выходе мы получаем отличное сбалансированное изображение.

Фильтр состоит из двух линз: первая статична, неподвижна, вторая вращается. С помощью такого устройства можно легко регулировать насыщенность цвета, яркость бликов, контрастность. Нередко на оправе поляризатора имеется шкала или небольшие точки для установки правильного угла при съемке.

Различают 2 типа поляризационных световых фильтров.

  1. Линейные ‒ эти фильтры обладают довольно небольшой стоимостью и базовым функционалом, однако не сильно отражают поляризованный свет по сравнению с круговыми.
  2. Круговые фильтры настраивают автофокусирование и экспозамер, сильнее подавляют ненужный для изображения световой спектр.

Поляризационный фильтр изменит оттенок неба на более глубокий и синий, сделает летний зеленый ландшафт сочным, а цвет морской воды – ярким и насыщенным. Тем не менее, эту насадку все же рекомендуется использовать с осторожностью : поскольку он автоматически снижает количество попадающего света на объектив, в местах с плохой освещенностью готовое изображение получится нечетким и смазанным. Кроме того, при неправильном применении фильтра можно переборщить с насыщенностью и интенсивностью цвета, получив в результате неестественно яркую картинку, нередко в «кислотных» тонах.

Инфракрасные светофильтры

Инфракрасные фильтры являются узкоспециализированными. Они блокируют весь видимый спектр лучей, оставляя лишь инфракрасную часть. Современные модели цифровых фотокамер также способны улавливать инфракрасную часть, поэтому применение подобных фильтров не всегда обосновано. С инфракрасной насадкой довольно сложно сфокусироваться на объекте, поэтому в процессе съемки предпочтительно применять штатив и снимать с очень длинной выдержкой, используя ручной режим. Несмотря на все сопутствующие сложности, эффект от применения фильтра получается весьма оригинальный: например, усиливаются краски зимнего пейзажа, небо кажется темнее, часть объектов причудливо изменяют цветовую гамму. Отыскать фильтр в магазине можно по стандартной буквенной маркировке «IR».

Градиентные светофильтры

Эти светофильтры делятся на два типа:

  • вращающиеся – создают затемнение на половину изображения, линза при этом может вращаться;
  • обычные – эти фильтры сделаны в форме квадрата и устанавливаются в специальное крепление на объективе камеры.

Градиентные насадки предназначены для создания равномерной экспозиции в процессе пейзажной съемки. Так, верхняя часть кадра становится темнее, нижняя – светлее. В результате вы получаете качественно экспонированное изображение с проработанной детализацией.

Альтернативой данному фотофильтру является эффект HDR в редакторе или режим панорамной съемки.

Нейтральные светофильтры

Главное назначение этого типа фильтров - удлинение экспозиции кадра. При этом никакой цветовой коррекции не происходит. Фильтр похож по функциональности на солнцезащитные очки – они затемняют как света, так и тени при необходимости. Если применять излишне темный нейтральный фильтр, тени на изображении будут казаться провальными. Применение нейтральных фильтров обосновано, когда необходимо снять портрет человека при чрезмерном дневном освещении и с открытой диафрагмой. Также затемнение пригодится при запечатлении в кадре водной глади на закате или рассвете, когда ключевым фактором успеха является игра солнечного света. Таким образом, лучше всего купить этот фильтр, если вы любите снимать на длинной выдержке с открытой диафрагмой, а освещенность не достаточно благоприятная. Маркировка фильтра – «ND»

Фильтры с конкретным эффектом

Фильтры для цветовой коррекции или конверсионные нужны для того, чтобы как можно точнее передать цвет исходного изображения, особенно при съемке в неблагоприятных условиях освещенности. Фильтр совершает сдвиг в цветовом балансе, меняет температуру изображения (от холодных до теплых оттенков).

Совет! Чтобы грамотно применять данные фильтры в работе, рекомендуется приобрести колориметр или специализированные таблицы цветов и оттенков.

Выбираем фильтр для объектива правильно

Любой вид светофильтра меняет оптическую схему и дает порой самый непредсказуемый результат. Он может не только скорректировать изображение, но и испортить готовую картинку: например, значительно снизить детализацию, добавить лишние блики, засветить кадр или минимизировать контрастность. Поэтому перед тем, как купить ту или иную насадку, убедитесь, что она соответствует параметрам вашего объектива и рекомендуемым режимам съемки. Обратите внимание на надежность производителя и качество работы с отраженным светом. Ведь если вы собираетесь снимать объекты в условиях плохого освещения, то справиться с возникшей задачей сможет светофильтр высокого ценового сегмента.

Стоит отметить, что при выборе фототехники не стоит сильно экономить, иначе это непременно скажется на качестве.

Если у вас в личном арсенале топовое широкоугольное или сверхширокоугольное оборудование, следует уделить пристальное внимание оправе светового фильтра . Слишком толстая оправа способствует появлению затемненных углов в кадре, создав тем самым незапланированный эффект виньетирования. Как правило, дорогостоящие профессиональные фильтры имеют облегченную тонкую оправу, следовательно, приобретая их, вы гораздо меньше рискуете испортить будущий снимок.

Заключение

Как ни крути, но даже в эпоху цифрового фото и мощных компьютерных программ световые фильтры все еще не утратили популярность. Многие виды по-прежнему являются востребованными, особенно в среде профессионалов. Впрочем, прогресс не стоит на месте: новейшие технологии добавили фильтрам особые свойства. Например, нанопокрытие защитных фильтров полностью препятствует попаданию мельчайших частиц пыли и грязи на стекло. Ну а современные циркулярные поляризационные фильтры B+W KSM HTC POL-CIRC пропускают на треть больше света, чем стандартные типы. Таким образом, вы сможете снимать на самой короткой выдержке и при низких показателях параметра ISO. Самое главное – правильно выбрать подходящий фильтр, исходя из целей съемки, желаемого результата и типа вашей оптики.

Достаточно часто нам доводится слышать миф о том, что эра светофильтров прошла. Всемогущий фотошоп позволяет при постобработке менять картинку как угодно. Увы и увы! Это не так... Постредактор не только не защищает линзу вашего фотоаппарата, но и практически бессилен перед пересвеченным небом, которое придется только нарисовать заново, если вы вовремя не применили градиентный фильтр. Разберем же, какие фильтры для чего служат, и как они могут облегчить жизнь фотографа, сводя процент технического брака практически на нет.

Светофильтры ‒ это особые насадки на объектив камеры, которые позволяют добиться определенного эффекта (отсечь лишнее, придать изображению нужный оттенок, смягчить свет и так далее).

Дают возможность самостоятельно добиться нужного эффекта, не ограничивая творчество программными возможностями - как бы широки они не были, взгляд фотографа, его вкус и фантазию им не заменить. Навык работы с корректирующими насадками полезен всем, кто хочет добиться по-настоящему художественных, оригинальных кадров. При этом нужно помнить о возможных сложностях.

Используются фильтры строго по необходимости, ведь любой дополнительный предмет между объективом и объектом съемки может снизить качество конечного результата. Неверное или излишнее применение аксессуара уменьшает контраст (локальный или общий), вызывает ненужные блики или физическое виньетирование, когда изображение по краям становится темным, может изменить соотношение цветов в худшую сторону. Фотографу нужно четко представлять себе, какой результат необходимо получить и использовать светофильтры точечно.

Основные типы светофильтров

Даже конструктивно фильтры отличаются друг от друга. Одни устанавливаются в резьбу напрямую, другие через специальный держатель - компендиум. Но по сути - это небольшое стекло с определенным покрытием, которое устанавливается перед объективом. В данной статье мы рассмотрим разницу в назначении и оптических свойствах моделей.

В зависимости от крепления, светофильтры бывают:

  • ‒ размер подбирают по диаметру объектива, но, в принципе, при несовпадении параметров можно воспользоваться переходным кольцом;
  • ‒ более гибкие в эксплуатации, используются практически со всеми моделями объективов, но их приходится удерживать руками.

Если отталкиваться от назначения, то все светофильтры можно разделить на:

  • защитные ‒ они не пропускают пыль, грязь, поток невидимого глазу УФ-излучения, предохраняют линзу от механических повреждений;
  • поляризационные ‒ снижают количество отраженного света, наиболее важные фильтры в пейзажной и ландшафтной фотосъемке;
  • нейтральные (ND), размывающие и градиентные, с переходом по резкости;
  • с конкретным эффектом - коррекционные и смягчающие, макро, контрастные, усиливающие отдельные цвета, инфракрасные, дающие «эффект звездочек» и так далее.

by Pak Chu. Инфракрасный фильтр. NIKON D70s, Nikkor 18-105 mm, 18mm, ƒ/11/1/80s/ISO 200

Защитные светофильтры ‒ сохранность объектива и нормализация цветового баланса

Защитные фильтры, несмотря на название, не только предохраняют переднюю линзу объективов от царапин, пыли и прочих неприятностей. Исключительно эту функцию выполняют clear-модели, изготовленные из прозрачного, осветленного стекла, ‒ недорогие и распространенные. Они, как правило, прикручиваются к объективу и позволяют меньше беспокоиться о сохранности передней линзы в полевых условиях.

Защитные фильтры не только защищают от механических повреждений, но и совмещают в себе защиту от ультрафиолета. Художественный интерес представляют две другие разновидности защитных светофильтров: UV и Skylight. Первый тип ‒ UV-фильтры, обеспечивающие ультрафиолетовую защиту, часто становятся предметом жарких дискуссий. С одной стороны, их использование повышает контрастность и уменьшает дымку, с другой ‒ современные цифровые камеры с успехом справляются с задачей и самостоятельно. Тем не менее, ультрафиолетовые светофильтры нужны, чтобы защитить от повреждений линзу (они почти прозрачные) и одновременно «оптимизировать» изображение, чуть увеличив резкость без изменения цветового соотношения. Выбирать стоит только модели с многослойным покрытием, чтобы избежать нежелательного бликования.

Модели Skylight (светло-розовые) нормализуют цветовой баланс, поглощая избыток спектра в голубой зоне. Они делают оттенок дневного неба чуть более теплым за счет коррекции. Такие фильтры применяются, чтобы придать изображению так называемое настроение, чуть углубить его, сделать контрастнее ‒ буквально несколькими едва заметными «мазками кисти». Фильтры Skylight иногда используют в портретной съемке (смягчая кадр) или в пасмурный день (увеличивая резкость).

Пейзажная съемка с поляризационными фильтрами

Одни из самых дорогих, но, тем не менее, популярных и часто покупаемых светофильтров ‒ полярики. Они существенно понижают количество отраженного света, попадающего на камеру, что помогает уменьшить яркость бликов от воды или солнца и контраст между небом и ландшафтом. Действие их можно сравнить с защитными поляризационными очками. Фильтры маркируются буквами PL (поляризационный фильтр)или C-PL (циркулярный поляризационный фильтр) и обычно могут регулироваться по интенсивности эффекта. Главное достоинство поляризаторов ‒ прибавление цвета, особенно в яркий солнечный день, когда лучи буквально выжигают цветовую насыщенность кадра.

Подобного невозможно добиться с помощью постобработки, поэтому такие фильтры заменить на графический редактор нельзя.

Поляризационные фильтры делятся на:

  • линейные ‒ бюджетный вариант, который не применяют с камерами TTL;
  • круговые, позволяющие проводить автофокусировку и экспозамер, при этом камер работает оптимально.

Поляризационный фильтр сделает цвет неба глубоким и синим, добавит яркость зелени и воде, повысит контрастность. С ним нужно быть осторожным: фильтр сокращает количество попадающего на объектив света, и при невысокой освещенности риск размытия и смазывания кадра повышается. Еще одна ошибка, в основном начинающих фотографов, когда переусердствуют с интенсивностью, и небо приобретает неестественный цвет ‒ фиалковый или ультрамариновый. Но, если стоит задача добиться такого эффекта, нужно поместить камеру как можно более перпендикулярно к солнцу (а лучше, если оно вообще будет в зените). Тогда поляризация будет максимальной.

Также можно воспользоваться широкоугольным объективом ‒ хотя обычно чрезмерное затемнение неба считают недостатком фотографии.

Нейтральные фильтры ‒ мягкое размытие

Многим фотографам удается достичь на длинных выдержках красивого эффекта ‒ мягкости, едва заметной размытости границ объекта, туманной дымки, сглаженности потока воды.

В последнее время стали распространены ND-фильтры переменной плотности, когда можно регулировать количество , на которые надо уменьшить количество света. Эти фильтры представляют из себя два поляризационных фильтра, которые за счет вращения уменьшают количество света от 1 до 8 ступеней (стопов). Но в свою очередь эти фильтры имеют все свойства поляризационных фильтров, а потому и некоторые их недостатки, например, они изменяют цветопередачу получаемой картинки, что может сказаться скорее положительно, но может и вызвать недовольство фотографа.

Не стоит путать фильтры нейтральной плотности с градиентными (ND Grad, GND), которые воздействуют только на часть кадра, затемняя ее. Модели нейтральной плотности (с сероватым оттенком) поглощают световые потоки, проходящие через них, не изменяя цветопередачу. Это позволяет увеличить экспозиционное время и уменьшить дифракцию.

ND-фильтры полезны при съемке в горах, покрытых снегом; у воды, особенно текущей (реки, водопады). Это верные друзья пейзажистов. С их помощью можно получить меньшую глубину резкости, если свет очень яркий, а также, например, эффектно размыть движущийся объект ‒ автомобиль, человека (motion blur). Но ND сильно уменьшают освещенность и иногда немного изменяют цветовой баланс. Они лучше всего себя проявляют в яркий солнечный день ‒ привносят в кадр ощущение движения, позволяют гибко выбирать диафрагму.

Интересных эффектов можно добиться в сумерках, на рассвете ‒ прибой или облака окрасятся живописной дымкой. Градиентные фильтры хорошо применять в сценах с несложной геометрией ‒ они постепенно снижают степень освещенности. Картина приобретает драматичность: например, резкий переход от неба к рельефу, круговое затемнение.


Софт- и специальные эффекты

Существуют фильтры, ориентированные на выполнение узко специфичных задач. К ним относят, в частности, модели с софт-эффектом. Данные фильтры смягчают, «затуманивают» объект, но при этом у изображения остается достаточно высокая четкость. С помощью подобных фильтров можно сгладить недостатки на портретах, убрать некрасивые детали и так далее. Есть несколько разновидностей данных фильтров ‒ теплый, silky, spot, duto ‒ которые придают коже теплый оттенок, уменьшают резкость, размывают края кадра. Художественный эффект вызывают неисправленные сферические . С помощью таких приспособлений можно сделать изображение мягким без потери четкости ‒ например, снимая на открытой диафрагме с фильтрами duto.


Специальные теплые и холодные модели, изменяющие баланс белого, стали менее популярны из-за того, что с этим хорошо справляется и ПО в цифровых камерах. С другой стороны, они могут добавить цвет облачному дню, создавая «эффект заката»; сделать кадр желтым, синим, зеленым (чтобы не нужна была постобработка); хорошо себя проявляют при работе под водой. Также к творческим фильтрам конкретного назначения можно отнести:

  • лучевые («звездочки», star) ‒ источники точечного света (фонари, окна) становятся похожими на звезды с расходящимися лучами. Эффект вызывает микроскопическая сетка, нанесенная на фильтр. Чтобы получить нужный кадр, стоит поэкспериментировать с диафрагмой и повращать «звездочку» вокруг оси;
  • инфракрасные ‒ пропускают излучение от 700 нм. Позволяют делать необычные фотоголубое небо станет практически черным, а зелень ‒ белой. Облака при этом сохраняют привычный оттенок, контрастность снимка повышается.

Светофильтры софт и «звездочки» можно легко заменить фильтрами в постредакторе, но если вы предпочитаете видеть будущую задуманную картинку сразу, то в вашем рюкзаке должно найтись место и для этих фильтров.

Фильтры для объективов - прекрасный творческих инструмент в руках фотографа. Пользуйтесь этими аксессуарами с умом и в свое удовольствие!

Если Вы всерьез займетесь фотографией, то через некоторое время с удивлением обнаружите у себя в шкафу немало коробочек с разнообразными фильтрами. И хотя распространение цифровой фотографии с возможностью дальнейшей обработки полученных изображений в графических редакторах сделало использование многих типов светофильтров (контрастные, цветные, туманные и др.) неактуальным, остались 4 группы фильтров, использование которых не заменит никакой графический редактор:

  1. защитные фильтры
  2. поляризационные фильтры
  3. градиентные фильтры
  4. фильтры, ослабляющие световой поток.

Выбор фильтра осложняется малым количеством обзоров и тестов в сети (в отличие, например, от объективов). Я нашел два польских обзора - УФ и поляризационных фильтров - которые впоследствии перевели и разместили на Lenstip. Ссылки привожу в соответствующих разделах.

Если теория представляет интерес, то поищите следующие книги:

Р. Хеймен, "Светофильтры", Мир, 1988 год

Ли Фрост, "Светофильтры в фотографии", АСТ Астрель, 2005 год

Защитные и УФ фильтры Kenko

Защитные и ультрафиолетовые (UV) фильтры.

Основная задача этой группы фильтров: защита передней линзы объектива от грязи и повреждений. В некоторых объективах с защитой от пыли и влаги (weather sealed) они являются неотъемлемой частью этой защиты (например, Canon рекомендует использование фильтра на объективе 24-105/4L). Ультрафиолетовые фильтры используют в качестве "защитных" потому, что они блокируют невидимый глазу диапазон спектра, не меняя картинку.

Дискуссии о необходимости использования защитных фильтров продолжаются. Многие, и небезосновательно, считают, что фильтр портит картинку, снижая контраст и резкость, а при попадании источника света в кадр может привести к переотражениям.

Я использую защитные фильтры на всех своих объективах. Защита дорогостоящей оптики для меня важнее незначительного ухудшения картинки. Тем более, я так и не смог увидеть разницу в изображениях, снятых с фильтром и без. Есть только одно "но": избегайте дешевых фильтров и фильтров неизвестных производителей. Понятно, что заплатив немалую сумму за объектив, трудно заставить себя купить дорогой высококачественный фильтр. Однако, есть качественные защитные фильтры среднего ценового диапазона.

В качестве защитных я выбрал фильтры Kenko. Они занимают более 60% рынка Японии. Бытует мнение, что фильтры Kenko и Hoya - один и тот же продукт, волей маркетологов продающийся по разным ценам. Утверждать не берусь, однако, на старых коробках от Hoya значится "Made by Tokina Co. Ltd", на коробочках Kenko: "kenko-tokina.co.jp". Какая-то неявная связь присутствует:)

Ассортимент защитных и UV-фильтров может насчитывать несколько десятков наименований у одного производителя. Какой же из них выбрать?Первый критерий: диаметр резьбы под фильтр. Его легко узнать на любом ресурсе с обзором планируемого к покупке объектива.

Второй: тип объектива. Для широкоугольных объективов лучше покупать фильтры в "тонкой" оправе, чтобы избежать возможного виньетирования.

Третий: просветление. На просветлении стоит остановиться подробнее. Как понятно из названия, просветление фильтра имеет отношение к количеству проходящего через него света. Разница между просветленным и обычным фильтром составляет менее 8% и на нее не стоило бы обращать внимание, если бы не одно "но": просветление снижает возможные переотражения и падение контрастности снимка. Обозначения и маркировка просветленных/непросветленных фильтров стандартна у большинства производителей:

    Без маркировки или non-C (non-coated) - без просветления. Светопропускание 92%;SC, C (single coated, coated) - однослойное одностороннее просветление, светопропускание 95%

    MC (multi-coated) - по три слоя с каждой стороны. Светопропускание 99,7%;

    SMC, HMC, MRC (super multi-cjated) - по 6 слоев с каждой стороны

    SMC Pro, Pro - по 9-12 слоев с каждой стороны.


Просветление "борется" с отражением света от поверхности стекла. Делается это при помощи вакуумного напыления на стекло светофильтра тончайшей пленки, имеющей толщину в 1/4 длины волны света. Она не позволяет входящему и отражающемуся лучам выйти за пределы этого покрытия и преобразует отраженный луч обратно - во входящий. Так работает однослойное покрытие. Но каждый цвет отличается по длине волны. Поэтому многослойное просветляющее покрытие состоит из нескольких слоев с толщиной в 1/4 длины волны соответствующего цвета.


Два совета из моего опыта:

    Не покупать фильтры Vitacon и Soligorлетом

    Когда света достаточно и темнеет не в 4 часа вечера, можно использовать поляризационный фильтр вместо защитного.

Быстро текущая вода, снятая через "полярик"

Поляризационные фильтры.

Необходимый "инструмент" фотографа, снимающего пейзажи. Объяснить принцип их действия я не смогу, только "напеть" с чужих слов: круговой (он же circular - циркулярный) поляризатор представляет собой два стекла с наклеенными на них тончайшими "решетчатыми" пленками, собранные в одной оправе. Вращением этих стекол относительно друг друга можно добиться "удаления" отраженного света. "Работу" поляризатора особенно ярко можно увидеть в трех случаях:

  • при съемке воды (она становится прозрачнее)

Вода через полярик

  • съемке под углом через стекло (когда без поляризатора видны только отражения окружающих предметов)
  • и - основное - снимая пейзаж (увеличивая "насыщенность" неба и зелени при помощи "полярика").

Поляризационный фильтр работает только в случаях, когда объектив направлен под углом к солнечным лучам и совершенно не работает в пасмурные дни, когда нет прямых лучей света и "отражаться" нечему.

Поляризационные фильтры Marumi, Kenko, B+W

Поляризационные фильтры уменьшают световой поток, делая необходимым использование более длительных выдержек/открытых диафрагм по сравнению со съемкой в тех же условиях, но без фильтра. Из-за этого у многих фотографов они лежат в сумке и ставятся на объектив непосредственно перед съемкой. В "светлое" время года (весна, лето, начало осени) "полярик" стоит у меня на объективах постоянно. Мне легче снять его в случае, если света не хватает, чем накручивать перед каждой съемкой.

Выбор поляризационного фильтра - дело непростое. Стоимость качественного фильтра вполне сопоставима со стоимостью недорого объектива. Здесь могу посоветовать одно: если не готовы купить хороший (а значит "дорогой") фильтр, то не покупайте никакого - толку от него не будет, а "ухудшить" картинку некачественный "полярик" может очень значительно.

Я использовал и использую поляризационные фильтры фирм Marumi, Kenko и B+W.

B+W несомненно лидер "поляриков", с которыми я встречался. Он дает наиболее "выраженный" эффект, но одновременно и "съедает" самое большое количество света. Самым "светлым" у меня был Kenko Pro1D C-Pl, но я продал его из-за невнятности "поляризации".

Не советовал бы покупать "тонкие" поляризационные фильтры фирм Marumi и B+W - на них нет внешней резьбы и поэтому стандартная крышка объектива не ставится. B+W в комплекте прилагает свою "крышку", но она просто надевается сверху на фильтр и легко "спадает". Тонкие Marumi требуют "докупания" такой же надевающейся крышки, либо "однократного" использования: накрутил - сделал снимок - снял и спрятал до следующей съемки.

Не стоит покупать поляризационный фильтр для объектива с вращающейся в процессе фокуировки передней линзой: теоретически, наверное, можно крутить полярик каждый раз после фокусировки, но практически это маловыполнимо. К счастью, большинство современных объективов имеют внутреннюю фокусировку, что не препятствует использованию поляризационных фильтров.

Неоднократно встречал информацию о том, что поляризационные фильтры подвержены "старению" и поэтому не рекомендуются к покупке подержанными. Ни подтвердить, ни опровергнуть не могу: свой B+W я покупал подержанным, но нареканий он не вызывает. Может, еще не "состарился"?

Kenko ND4 и B+W gradual grey 25%

Градиентные светофильтры и светофильтры, ослабляющие световой поток.

Эти светофильтры можно рассмотреть вместе: основная их задача состоит в уменьшении количества света, проходящего через объектив. Только градиентные фильтры "затемняют" часть кадра, а ND (neutral density) фильтры - весь. Действие и тех и других основано на применении "затемненного" нейтрально-серого (neutral density) стекла, не меняющего тональный рисунок, а лишь уменьшающего световой поток.

Градиентный фильтр представляет собой стекло, наполовину затемненное нейтрально-серым цветом, в крутящейся оправе. Градиентные нейтральные фильтры (я не рассматриваю "цветные" градиентные фильтры - их польза для "цифрового" фотографа сомнительна ) используются в пейзажной фотографии для

Продолжение...

2 фильтра, показанные на фотографии - единственные оставшиеся у меня из этой группы фильтров. Без сомнения, градиентные и нейтрально серые фильтры могут быть очень полезны для пейзажного фотографа, но их "ценность" именно для меня очень невелика: обычно получается так, что они лежат в коробочках дома. Причина банальна: к моему огромному сожалению, очень нечасто получается выбраться именно фотографировать, когда процесс происходит "с чувством, с толком, с расстановкой" - кадр планируется, есть возможность тщательно продумать и подготовиться (в данном случае речь идет о "снять защитный фильтр, достать нейтрально серый или градиентный, сделать снимок, снять нейтрально-серый фильтр, накрутить защитный...).

Эффектные светофильтры

В цифровой фотографии используются в значительно меньшей степени, чем в пленочной. Причина та же: возможности графических редакторов позволяют при постобработке добиться большинства эффектов, создаваемых фильтрами.

Тем не менее, определенной популярностью пользуются так называемые "лучевые" или "звездные" фильтры, которые благодаря линиям, нанесенным на поверхность, создают пересечения лучей от источников света, попавших в кадр. Для меня полезность и необходимость таких фильтров стремится к нулю, но многим фотолюбителям эффект, создаваемый лучевыми фильтрами, нравится. Особенно на ночных фотографиях.

Снимок с применением лучевого фильтра

Сегодня речь пойдет о светофильтрах. Это маленькие помощники фотографа, которые цепляются на объектив. Конечно, в наш цифровой век пост обработка творит чудеса, но в некоторых случаях фильтры будут незаменимыми помощниками. До прихода цифры, было великое множество разных фильтров, они помогали делать то, что сейчас делают программы и сейчас необходимость в большей части фильтров отпала. Но тем не менее, есть 3 распространенных фильтра, которые до сих пор актуальны:

  • Защитный фильтр — UV или ультрафиолетовый фильтр
  • Поляризационный фильтр
  • Нейтрально серый фильтр

Рассмотрим эти три типа чуть более подробно. Для того чтобы понять что есть что и зачем.

Защитные фильтры — UV и компания.

Вообще с этой категорией есть путаница. Технически в этой группе можно выделить 4 разных фильтра. Нейтральный бесцветный (Neutral), ультрафиолетовый (UV), фильтры SkyLight и фильтр против дымки Haze. Цель этой группы фильтров одна — защита объектива от механических повреждений, ультрафиолетового света (матрицы и пленка гораздо более чувствительны к нему чем наш глаз) и от «дымки» при съемке на больших расстояниях. Наиболее распространенные это UV и Skylight.

Skylight стоит обычно дороже, и продавцы любят его преподносить как «лучший», но на самом деле, его розоватое стекло, было призвано добавлять «теплоты» в кадр сделанный на пленку. В цифре этот эффект практически сводится к нулю наличием такой вещи как баланс белого, поэтому смысл переплачивать за Skylight для цифрового фотоаппарата я лично не вижу.

Чтобы не писали производители и не говорили продавцы в магазинах, основное назначение защитных фильтров — сугубо механическая защита объектива. UV фильтр позволяет

  • Защитить объектив от пыли и песка
  • Защитить переднюю линзу от царапин, отпечатков пальцев, ударов и т.п.
  • Защитить «бровку» на конце объектива (для накручивания фильтров) от загиба при случайном ударе по объективу
  • Защитить переднюю линзу от атмосферных осадков, брызг соленой воды на море и т.п.

Защитные фильтры наиболее недорогие, и можно купить фильтр на каждый объектив, но не стоит забывать о том, что любой фильтр это препятствие на пути света. Поэтому не стоит гоняться за дешевизной и стоит купить защитный фильтр хорошего производителя, изготовленный из качественного стекла с большим светопропусканием. Кстати по той же причине, при использовании например поляризационного фильтра, защитный лучше сразу снять, а не устраивать пирамиду из фильтров на конце объектива.

Поляризационный фильтр

Поляризационный фильтр (polarizing filter), он же «полярик» вещь в высшей степени полезная, фактически must have для любого уважающего себя фотографа. Что он делает? В общем случае он удаляет блики и отражения с поверхностей за исключением металлических. В солнечный день он так же может «притемнить» небо, делая его более фактурным, хотя на самом деле он просто удаляет отражение света с маленьких капелек воды и влаги, присутствующих в атмосфере.

Кроме того, поляризационный фильтр «ворует» свет. Он может украсть у вас от 1 до 2 стопов , в зависимости от качества самого фильтра. Соответственно, при использовании полярика возможно потребуется ввести экспокоррекцию, а при слабом освещении будет просто необходим штатив.

Кроме всего перечисленного,поляризационный фильтр может значительно улучшить цвета на фотографии, сделав их сразу такими, какими вы зачастую их делаете потом в Фотошопе или другом графическом редакторе. Причина в том же, удаление отражений с каких то объектов. Под отражением в данном случае понимается не то что мы видим в зеркале, а любой «отсвет».

Некоторые примеры из серии без фильтра и с фильтром

Ниже — ставший классикой пример использования полярика, сделанный компанией Hoya еще в прошлом веке.

Поляризационные фильтры бывают циркулярными и линейными. Разницу между ними расписывать нет смысла, так как для цифровой камеры с автофокусом и прочими функциями производители однозначно рекомендуют циркулярный. Циркулярный фильтр представляет из себя систему из двух оправок одна из которых (со стеклом), свободно вращается относительно второй. Вращая оправку со стеклом вы и добиваетесь нужного эффекта.

Неприятный момент заключается в том, что хороший поляризационный фильтр совсем не дешев. А учитывая то, что диаметр объективов обычно различается (и диаметр подходящего фильтра соответственно тоже), соответственно вам или потребуется отдельный фильтр на каждый объектив или куча переходных колец. Самый простой выход из этого — понять какой объектив вы используете чаще всего в тех ситуациях, в которых вам пригодиться полярик и купить фильтр именно для него.

Кроме того, на рынке сейчас появились недорогие китайские NoName фильтры, которые покупать не стоит вообще. Я бы вообще не советовал смотреть на фильтры дешевле 1500р (~50$) — рискуете просто выкинуть деньги.

Несколько советов по использованию поляризационного фильтра:

  • Не стоит использовать поляризационный фильтр на сверх широкоугольных объективах, так как будет трудно получить равномерную поляризацию. Предел лежит в фокусном расстоянии примерно 28мм. По этой же причине его лучше не использовать при съемке заготовок под панорамы.
  • Наибольший эффект может быть достигнут, когда источник освещения находится под 90градусов относительно линии фотограф-предмет съемки. Если солнце впереди или сзади, эффект будет минимален.
  • При рассеяном освещении поляризационный фильтр будет бесполезен. Например при съемке пейзажа пасмурным днем
  • Если вы накручиваете поляризационный фильтр поверх другого, можете получить значительное виньетирование и еще больше уменьшить светопропускание
  • Не фотографируйте через стекло или другую прозрачную поверхность, так как можете получить непредсказуемые эффекты, как на снимке ниже.

Нейтрально серый фильтр.

Нейтрально серый фильтр, он же Neutral Density или просто ND фильтр может быть как простой, так и градиентный. Задача этого фильтра, помочь фотографу сделать нужную экспозицию. Иногда бывает нужно максимально снизить количество света попадающего на матрицу через объектив.

С одной стороны, это можно сделать «зажав» диафрагму. Но таким образом не всегда удается добиться нужного, да и руки связаны зажатой диафрагмой. Применение нейтрально серого фильтра развязывает руки. Мы можем снизить количество света на нужную величину и при этом спокойно выбирать любую диафрагму.

Зачем же нужно уменьшать количество света? Самый показательный пример — эффект «мистической воды». Наверняка вы видели снимки, где вода в море или например водопад, похож на «молочную реку» а не на застывшие в полете капли. Такой эффект можно получить при большой выдержке. А как вы снимите на выдержке например в секунду или две ярким днем? Вот тут то и приходит на помошь ND фильтр.

Ставим нужный фильтр и получаем возможность «снимать днем как ночью».

Кроме того мы получаем возможность

  • использовать широкие диафрагмы при ярком свете
  • добавить блюра на движущиеся объекты, «размывая» их
  • получить малую глубину резкости при очень ярком освещении.

Градиентный фильтр это разновидность ND фильтра, только затемнение идет градиентом, то есть по возрастающей (или убывающей:)). Когда это бывает полезным? Ну например при съемке сцены с очень большим световым контрастом, чтобы не получить «выбитое небо».

Темная часть градиента располагается на небе, светлая на земле. В итоге небо получаем «не засвеченным» так как света на матрицу в этом месте попадает гораздо меньше. Правда градиентный фильтр имеет один недостаток. Он идеально поможет только в том случае, если мы имеем более менее четкую и ровную границу разделения по освещенности.

Как подобрать нужный по силе нейтрально серый фильтр? Нейтрально серые фильтры характеризуются опять же стопами, наиболее популярные — фильтры на 1,2 и 3 стопа. Хотя есть и на 10, дело только за вами и вашим кошельком.