«Анализ басен "Квартет" и "Лебедь, рак и щука". Аллегорический смысл басни лебедь,рак,и щука

1. О ком идет речь в этом описании?

Небогатый дворянин, переменивший множество профессий- от волжского бурлака до актера и писателя;легко разгибавший подковы, он спокойно и безнаказанно проходил в любое время дня и ночи в самые опасные притоны; художник Репин нарисовал с него одного из казаков, пишущих письмо турецкому султану, а скульптор Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на памятнике Гоголю,

ОТВЕТ:Гиляровский

2. кого А.С. Пушкин в своих стихах назвал так:

1) «Мой первый друг, мой друг бесценный »- ответ: товарищь и друг по лицею Пущин.
2) «Он взял Париж,он основал Лицей»-ответ: Петр 1
3) «Голубка дряхлая моя»-ответ: няня Арина Родионовна

4.О творчестве какого русского писателя идет речь в приведенном отрывке из книг Юрия Айхенвальда?

Итак, вся наша жизненная неблагодарность является только предварением того последнего комизма, который выпадает на нашу горькую долю в час посмертного расчета,и если бы даже красивы были наши образы теперь, то разоблаченные в раздетые, дрожащие и униженные, мы станем пер высший трибунал с «рожами кривыми».

5.В каком произведении А.С.Пушкина сторочка «Прошло сто лет» звучит во Вступлении?
ОТВЕТ:Медный всадник

6.Назовите время(века) ,описанное в следующих произведения:
1) «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя,
2) «Собачье сердце»М.А.Булгакова,
3) «Последний из могикан » Ф. Купера.

7.Что такае ямб? Приведите пример.

8. Перед вами изветный центон – составленное из разных известных поэтических отрывков произведение. Ваша задача – узнать, сторчки, их каких произведений здесь приведены и назвать автора.

В июне,в саамы зной, в полуденную пору,
Сыпучими песками в гору,
Из дальних странствий возвратясь,
По улицам Слона водили,
Известно, что слоны в диковинку у нас,--
Так за слоном толпы зевак ходили;
Какой-то Повар-грамотей
С поварни побежал своей,
Со всех дворов собак сбежалося полосотни,
Как вдруг из подворотни
Проказница Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет,
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело,только мука,
Однажды Лебедь,Рак да Щука…

9. в одном из стихотворений древнегреческий поэт Алкей противопоставил певца и цикаду. Как отозвалось это противопоставление в поэзии Ломоносова. Назовите произведение.

10. Назовите псевдонимы известных писателей, фамилии которых представлены ниже:
1) Аврора Дюдевен-Жор Санд
2)Самюэль Клеменс- Марк Твен
3)Жан Батист Поклен-Мольер
4) Анри Бейль- Фредерик де Стендаль

Сочинение

Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.
Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные события и определенные исторические личности. Так, в басне “Квартет” поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).

Проказница-мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка;
Затеяли сыграть квартет”
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределены:

Вот, пуще прежнего пошли у них разборы
И споры
Кому и как сидеть.

Но мудрый Соловей - народ - понимает необходимое условие слаженной игры квартета - работы Государственного совета - профессионализм:

“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней”,
Им отвечает Соловей.

И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:

“А вы, друзья, как ни садитесь.
Все в музыканты не годитесь”.

Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей... говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.
Эту же тему Крылов продолжает в басне “Лебедь, Рак и Щука”. По объему басня совсем небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка,
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Мастерство Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности могут быть приложены к любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их главное достоинство. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как объяснить этот феномен? У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич.
Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.
Крылов - подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.
В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством - в этом секрет их долголетия.

2 класс


Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.

Иван Андреевич Крылов


Ба́сня - это короткое, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.



Герои басни

  • Лебедь -рвётся в облака
  • Рак - пятится назад
  • Щука –тянет в воду

Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.


Определение образов

Лебедь

Щука

Стремительный

Неповоротливый

Знает только своё дело

Знает только своё дело

Знает только своё дело


Мораль

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Дружно негрузно, а врозь хоть брось.

Где лад, там и клад.

Крылатое выражение

А воз и ныне там.


  • Сказка
  • Герои:животные
  • События: помогают друг другу
  • Вывод: добро побеждает зло
  • Басня
  • Герои: животные, птицы, деревья
  • События:выступают в роли человека, показывают его недостатки
  • Вывод: понять недостаток и исправить его

С героями на этот раз всё очень складно и просто, три разных по натуре: лебедь может только летать и физически и в своих мыслях, рак, что не поделай, пятиться назад, а щуке только плавать суждено. Мораль басни в том, что есть вещи, заложенные природой в зверей и людей, с которыми нельзя ничего поделать, их не удастся изменить, как ни старайся.

В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персонажей, а если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет. Каждый следует своему инстинкту, работает во благо, да только воз и ныне там. Какая идея вдохновила Крылова на эту басню? Вероятно люди, скрывающие или сами непонимающие свои истинные намерения в создании общего дела.

Иван Андреевич Крылов – не просто поэт или замечательный рассказчик, это самый настоящий мудрец. Его басни с нравоучительным смыслом знакомы и понятны всем, в том числе и детям. Думается, что обратившись к его текстам, можно получить ответ на тот или иной жизненный вопрос или найти выход из сложившейся ситуации.

Меткие изречения из его произведений непроизвольно слетают с нашего языка, большинство из них уже давно ушли в народ и стали крылатыми. Крылов – наставник в делах, касающихся морали и чести. Причем, все свои уроки он дает абсолютно бескорыстно.

Не выбивается из ряда текстов и басня «Лебедь, рак и щука». Она так же, как и все остальные, содержит поучение. Все басни Ивана Андреевича имеют мораль, структурно она может быть расположена в разных частях: начале или конце. Автор специально использует эту возможность, чтобы показать, в чем именно не правы герои, где и какую ошибку они совершили. Анализируемое нами произведение не стало исключением.

В нем описан случай из жизни трех разных друзей-животных: лебедя, рака и щуки. Первый большую часть времени проводит в небесном просторе. Второй привык пятиться назад и совершенно не подозревает, что расположено перед ним. А щука обитает в речных глубинах. И вот однажды эти товарищи встретились вместе, чтобы решить общее дело – отвезти воз, набитый поклажей. Вот только ничего у них из этой затеи не вышло.

А все дело в том, что Лебедь пытался тянуть в небеса, в свою родную стихию, Щука - в сторону воды, а Рак вообще тормозил весь процесс постоянным оттягиванием назад. И деятельность, и приложенные усилия не приводили ровным счетом ни к чему.

Главная ошибка, которую совершили герои, - они не договорились перед тем, как начать действовать, не определили задачу для каждого. Эту-то мораль и выносит из своей басни Крылов: если нет согласья, то и дела не выйдет. А получится самая настоящая мука. И, как видим, так оно и вышло в конечном итоге. Намучились, натрудились, а воз и с места не сдвинули.

И вот таким незамысловатым, казалось бы, образом детская басня с интересными и такими непохожими героями обретает взрослый смысл. Ведь сколько раз в жизни, в бытовых мелочах и ситуациях можно встретиться с подобным поведением? Да, бесчисленное множество раз.

Иван Андреевич Крылов – писатель с непревзойденным талантом, который легко соединяет в своих произведениях взрослую и детскую мысль и учит нас выходить из сложных ситуаций.

Урок по литературному чтению в 3 классе по программе «Планета знаний»

Тема: И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний

Цель: познакомить учащихся с произведениями И.А.Крылова; научить определять

басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении;

Планируемые результаты:

Предметные:

    Видеть структуру басни;

    Понимать нравственный смысл басни;

    Понимать характер героев.

    Определять мораль басни.

Метапредметные:

личностные :

    Развивать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

    Ориентироваться в нравственном содержании.

регулятивные:

    Организовывать своё рабочее место;

    Принимать и сохранять учебную задачу;

    Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

    Адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников.

познавательные:

    Устанавливать аналогии;

    Формулировать собственное мнение;

    Выделять существенную информацию;

    Строить понятные для партнёра высказывания.

коммуникативные:

    Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

    Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

    Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

    Соблюдать правила работы в парах, в группах.

Оборудование: учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение», печатная тетрадь к учебнику. Портрет И.А.Крылова, выставка книг. Карточки для работы в парах и группах. Карточки для словарной работы. Мультфильм с басней, презентация, ноутбук, проектор.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинается урок!

Так что время не теряем

И работать начинаем.

2. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над баснями, особенностями их языка, выразительностью, познакомимся с новым произведением. А его название вы узнаете, если отгадаете загадки.

В воде купался,

А сух остался

(лебедь)

На мели сидит,

Усами шевелит,

А гулять пойдет –

Задом наперед.

(рак)

У нее во рту пила.

Под водой она жила

Всех пугала, всех глотала.

А теперь в котел попала.

(щука)

Кто, написал это произведение? (Иван Андреевич Крылов)

Итак, сегодня мы познакомимся с этим произведением, и должны будем доказать, что оно относится к литературному жанру – «басня».

3. Актуализация знаний.

Давайте вспомним, что же такое «басня». Из предложенных определений, выберите то, которое раскрывает этот литературный жанр.

Кто, чаще всего является героями «басни»? (животные, предметы)

А кто подразумеваются под ними? (люди)

Каковы же особенности «басни»? (Басня всегда поучает, осуждает, высмеивает. Она содержит мораль - нравоучение, поучение, вывод).

Кто был родоначальником басен? (древнегреческий баснописец Эзоп)

С какими баснями мы с вами уже познакомились? (Эзоп «Мухи» и «Кошка и мышка», Л.Н.Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»)

4. Проверка домашнего задания.

5. Работа по теме урока.

Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представляется по характеру?

Рассказ об И.А.Крылове (заранее подготовленные учащиеся)

1. Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома. А позже (семья Крыловых жила тогда в Твери) довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным предметам: русскому и французскому языкам, арифметике. И Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомился с итальянцем – синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте.

2. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше была не богата, а теперь лишилась последних средств к существованию. В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да ещё потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи.

3. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился он баснями. Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, образными. «Кукушка хвалит петуха…», «А Васька слушает да ест», – говорим мы в подходящий момент, порой даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои басен Крылова. Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Многие поколения детей зовут писателя «Дедушка Крылов». Умер Крылов в 1844 году. Во многих городах установлены памятники И.А.Крылову и его литературным героям.

(Выставка книг с баснями И.А.Крылова.)

Действительно И.А.Крылов написал очень много басен. Может кто-то из вас знает произведения этого писателя? («Ворона и лисица», «Стрекоза и Муравей», «Квартет», «Слон и Моська», «Чиж и голубь», «Мартышка и очки» и другие).

В нашей школьной библиотеке есть много книг с баснями И.А.Крылова. Вы можете взять и почитать их.

Знакомство с басней

Познакомимся с басней Крылова «Лебедь, рак и щука»

Посмотрите видеофильм, послушайте мастера художественного слова.

Понравилась ли басня?

Работа по учебнику.

Сейчас сравним текст с учебником.

Открываем учебники стр. 71.

Прочитайте произведение самостоятельно. Отметьте для себя глазками те слова, которые не понятны.

Словарная работа.

Лад – согласие, мир, порядок

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. (положить – класть).

Воз – колёсная повозка или сани с грузом, багажом.

Впряглись – сами запряглись в повозку для перевозки груза

Ныне – в настоящее время, теперь.

Мука – сильное физическое или нравственное страдание.

Пятится – медленно идти, двигаться назад, задом.

Рвется – стремится куда-нибудь.

Тянет – тащить, направляя куда-нибудь

Объясните смысл выражений:

    « А воз и ныне там» – значит, работа не двигается с места. (дело стоит на месте)

    «Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил.

ФИЗМИНУТКА

Чтение текста по цепочке.

Работа над содержанием басни.

О каком же событии рассказал Крылов? (“Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись”)

Старались ли герои сдвинуть воз с места? (да)

- Найдите и прочитайте строки, которые доказывают это. («Из кожи лезут вон

Получилось ли у них сдвинуть воз с места?

Найдите и прочитайте строки, которые доказывают это. (А воз и ныне там)

- Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы сдвинуть с места и везти? (товарищи. Поклажа для них легка)

А как вы понимаете значение слова "товарищи"? Какой синоним можно подобрать? (друзья)

Итак, героями басни являются лебедь, рак и щука. Что у них общее? (их жизнь связана с водой)

Случайно ли Крылов подобрал этих героев? (нет, они все живут в воде и могли бы воз сдвинуть с места)

Прочитайте предложение, которое помогает увидеть образ лебедя в басне. (Лебедь рвется в облака)

Назовите главное слово (рвется) (Он стремительный, упрямый)

А образ Рака? (Рак пятится назад) (Он неторопливый, видит только свою дорогу)

Найдите и прочитайте образ Щуки? (Щука тянет в воду) (Она тоже делает своё дело)

Чего же им не хватило? (Согласия)

Работа в парах.

Лебедь, Рак и легкомыслия

Щука – воплощение: несогласованности

дружбы

хитрости

Мы с вами в начале урока говорили, что басня всегда поучает, осуждает, высмеивает. Она содержит мораль - нравоучение, поучение, вывод.

Какие же недостатки героев высмеивал Крылов? (непонимание, несогласованность в действиях, в товарищах).

Найдите и прочитайте мораль этой басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, и выйдет из него не дело, только мука.)

Самостоятельная работа. Работа в тетрадях стр.25 №2

Итак, мы с вами сказали, что мука – это сильное физическое или нравственное страдание.

Ответьте на вопрос и запишите самостоятельно. Самопроверка. (зачитать несколько ответов)

5. Закрепление материала урока.

А бывали у вас в жизни такие ситуации, когда не шло дело на лад из-за несогласия между вами и друзьями, родителями? Приведите примеры из жизни.

Работа в группах.

Возьмите карточки с пословицами, подумайте, какие пословицы подойдут к данной басне.

1 группа

2 группа

Много захочешь последнее потеряешь.

Где смелость, там и победа.

3 группа

Где смелость, там и победа.

4 группа

Много захочешь последнее потеряешь.

Где смелость, там и победа.

5 группа

Одна рука в ладоши не бьёт.

Кто служит родине верно, тот долг исполняет примерно.

Будет хлеб - будет и обед.

6 группа

Много захочешь последнее потеряешь.

Всякое дело мастера боится.

7 группа

Кто служит родине верно, тот долг исполняет примерно.

Всякое дело мастера боится.

Что можно посоветовать людям, у которых не ладится дело от того, что каждый преследует свою цель?

6. Домашнее задание.

П.т. с.26 №3 (на отметку)

7. Итог урока.

Итак, мы сегодня познакомились ещё с одной басней.

Как называется эта басня?

Кто её написал?

Чему учит нас эта басня?

8. Рефлексия.

Вывод: смог бы наш класс вытащить воз? Почему?

    Цветок "Дружбы" (Работа в паре)

ДРУЖБА

А теперь, давайте составим цветок "Дружбы", чтобы не попасть в ситуацию, в которую попали герои басни. Дети выбирают лепестки цветка, которые соответствуют дружбе и вывешивают на доске.

Лепестки: помощь, доброта, внимательность, отзывчивость, доверие, честность, радость, злость, хвастовство, грубость, равнодушие, зависть, эгоизм, умение договориться, умение выслушать, умение поддержать,

1 группа

Много захочешь последнее потеряешь.

В одиночку не одолеешь и кочку.

Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.

2 группа

В согласном стаде и волк не страшен.

Много захочешь последнее потеряешь.

Где смелость, там и победа.

3 группа

На родной стороне и камешек знаком.

Согласие крепче каменных стен.

Где смелость, там и победа.

4 группа

Лад и согласие - в любом деле счастье.

Много захочешь последнее потеряешь.

Где смелость, там и победа.

5 группа

Одна рука в ладоши не бьёт.

Кто служит родине верно, тот долг исполняет примерно.

Будет хлеб - будет и обед.

6 группа

Работу делают умением – трудность преодолевают согласием.

Много захочешь последнее потеряешь.

Всякое дело мастера боится.

7 группа

Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит.

Кто служит родине верно, тот долг исполняет примерно.

Всякое дело мастера боится.

Укажите стрелкой на подходящую

легкомыслия

концовку предложения.

хитрости

дружбы

несогласованности

легкомыслия

Лебедь, Рак и Щука – это воплощение:

хитрости

дружбы

несогласованности

легкомыслия

Лебедь, Рак и Щука – это воплощение:

хитрости

дружбы

несогласованности

Укажите стрелкой на подходящую концовку предложения.

Укажите стрелкой на подходящую концовку предложения.

Повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Небольшое поэтическое произведение.

Словесное изложение каких-нибудь событий.

Краткое иносказательное нравоучительное произведение, которое имеет скрытый смысл.

БАСНЯ

ДРУЖБА

помощь доброта отзывчивость

внимательность доверие честность радость умение договориться

умение выслушать уважение

умение поддержать взаимовыручка забота надёжность злость хвастовство грубость злость

равнодушие зависть эгоизм хвастовство грубость

равнодушие зависть эгоизм злость грубость