Урок п литературному чтению 'Л. Н. Толстой Акула (3 класс). Интерес- самый важный приоритет построения отношений

Книги этого великого русского писателя уже более ста лет с огромным интересом читают люди на всей Земле. Удивительно, как удалось одному человеку показать в своих произведе- ниях события целого столетия, рас- сказать о мыслях и самых тонких дви- жениях души различных людей: кре- стьянина, помещика, полководца, молодой девушки, мальчика. Для этого, казалось, надо было прожить несколько таких долгих жизней, как жизнь Льва Николаевича Толстого.
Он принадлежал к древнему русскому роду. Его предок, П. А. Толстой, был сподвижником Петра I. Лев Николаевич находился в родстве с А. С. Пушкиным: прабабка великого поэта и прабабка матери Л. Н. Толстого были сестрами.
Лев Николаевич рано потерял отца и мать. В 16 лет поступил в Казанский университет, один из лучших универ- ситетов того времени. Проучившись около трех лет, юноша решил зани- маться по собственному плану. Его интересы были самыми разносторон- ними. Он был поразительно способен к иностранным языкам, занимался историей, музыкой, рисованием, юри- дическими науками, медициной, сель- ским хозяйством, много и серьезно читал. Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высоко- образованным человеком.
В 1851 г. Толстой поступил на военную службу и уехал на Кавказ. Там он хотел испытать себя, проверить, храбрый ли он человек. На Кавказе Толстой начал работу над повестями «Детство», «Отрочество», «Юность». Герой повести - Николенька Иртеньев, сын дворянина. Он умный, чуткий, наблюдательный мальчик. Чувство стыда и раскаяния возникает у Николеньки всякий раз, когда он понимает, что поступил не хорошо, когда чувствует фальшь в других и в себе самом. Он хочет как можно скорее исправить свои недостатки и недостатки других людей. Вместе со своими братьями Николенька ищет «зеленую палочку», на которой напи- сано, как сделать всех людей счастли- выми. Николенька - это во многом сам Лев Толстой.
Во время Крымской войны, в 1855 г., Толстой командовал батареей в Севастополе, осажденном вражескими войсками. В окопах, под пулями он написал «Севастопольские рассказы», которые принесли ему широкую известность. Как и в кавказских рассказах «Набег» и «Рубка леса», война была показана жестокой и кровавой. Толстой в течение 11 месяцев осады города был для многих примером мужества и бесстрашия.
После окончания войны Толстой подал в отставку и решил посвятить свою жизнь литературе. Поселившись в усадьбе Ясная Поляна под Тулой, он отпускает крестьян на волю, защищает их интересы в суде, организует школу для крестьянских детей. Для них были написаны сказки и истории, среди них «Три медведя», «Филипок», «Кавказский пленник», «Муравей и голубка». Сам Толстой преподавал историю в Яснополянской школе.
О богатырском подвиге русского народа, разгромившего войска фран- цузского императора Наполеона, Толстой написал самое большое свое произведение - роман «Война и мир». Писатель работал над ним шесть лет - с 1863 по 1869 г. Своим романом он убеждал, что в борьбе против вражеского нашествия русский народ показал себя единственной силой, способной решать судьбу родной земли. Писатель считал, что главный герой романа - сама жизнь, ее неторопливый ход, ее радости и горе, победы и неудачи, простые и вечные ее моменты (рождение, любовь, смерть), торжество ее постоянного обновления.
Роман «Война и мир» и другие произведения Толстого были переведены на многие языки мира. Славу гениального писателя увеличили романы «Анна Каренина» и «Воскре- сение». Вся Россия зачитывалась его превосходными рассказами и повестями «Хаджи-Мурат», «Казаки», драмами «Живой труп», «Плоды просвещения».
В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом. Власти запрещали печатать некоторые его произведения, закрыли школу в Ясной Поляне.
Барство было ненавистно великому писателю. Сам он жил скромно, старался обслуживать себя сам, знал и крестьянский труд: умел косить, пахать. Толстой работал ежедневно, он был великим тружеником. Собрание его сочинений составляет 90 томов.
Прочтите: Сад Толстого: Избр. воспоминания. М.: Дет. лит., 1987.

Отличающийся разносторонними интересами

прил. , кол-во синонимов: 1

Интересный (70)


  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 самоотвержение...

    Словарь синонимов

  • Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 3 ограниченный односторонний проявляющий внимание только к очень немногому...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 небеззаботный...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 2 небережливый расточительный...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 небескорыстный...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 небоеспособный...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 невнушительный...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 неблизкий...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 2 деспотический самовластный...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 4 живший настоящим моментом живший сегодняшним днем не думавший о будущем не заботившийся о будущем...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 20 блистающий возвышающийся выдающийся выделяющийся выказывающийся замечательный кричащий обладающий обращающий на себя внимание ...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 пошедший навстречу...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 самоотрешение самоотрешенность...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 интимный...

    Словарь синонимов

"отличающийся разносторонними интересами" в книгах

Есипов В Академик Николай Амосов: «Я живу российскими интересами»: [по материалам беседы с Н. М. Амосовым]

Из книги автора

Есипов В Академик Николай Амосов: «Я живу российскими интересами»: [по материалам беседы с Н. М. Амосовым] Среди знаменитых вологжан, живущих вне пределов России, Николай Михайлович Амосов - самая крупная и самая загадочная фигура. Широким слоям населения он известен как

1. Денежно-кредитная политика порождается интересами коммерческого капитализма

Из книги РОССИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ОТ ЛИБЕРАЛИЗМА К НАЦИОНАЛИЗМУ автора Городников Сергей

1. Денежно-кредитная политика порождается интересами коммерческого капитализма Весь 2000-й год продолжалось падение роста экономических показателей развитых капиталистических стран Запада и всей мировой системы рыночного хозяйствования. Единственным лекарством,

1.1. Реклама, связанная с интересами пользователя

Из книги Контекстная реклама автора Иванов Андрей

3. Обладает разносторонними способностями: в его (PAEI) – коде отсутствуют прочерки

Из книги Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует автора Адизес Ицхак Калдерон

3. Обладает разносторонними способностями: в его (PAEI) – коде отсутствуют прочерки Любой менеджер или лидер – живой человек. У него есть свои достоинства и недостатки. Идеальных (PAEI) – менеджеров не бывает, и искать таких бесполезно.Менеджер с прочерками в (PAEI) – коде

119. Не жертвуйте собственными интересами, служа другим

Из книги Как быть счастливым всегда. 128 советов, которые избавят вас от стресса и тревоги автора Гупта Мринал Кумар

119. Не жертвуйте собственными интересами, служа другим Термин «служение» толкуется совершенно неверно. Люди считают великими тех, кто жертвует собой, служа и помогая другим. Но истинная духовность не поощряет подобного поведения.Вы должны помогать другим, стремиться к

Обман с интересами

Из книги Таинственные явления природы автора Понс Педро Палао

Обман с интересами Люди, которые сомневаются в возможности вернуться в прошлую жизнь, отмечают, что во многих случаях, произошедших в Индии, где дети из бедных семей утверждают, что принадлежали к высшей касте, родители «подпитывали» память малышей с целью экономической

Термины, применённые в книге, имеющие смысл, отличающийся от общепринятых представлений

Из книги Теория структуры жизни автора Платонов Иван

Термины, применённые в книге, имеющие смысл, отличающийся от общепринятых представлений – человек, люди – суть фауна, животные,– человек – носитель спящей души, орган её передвижения и наблюдения за земным миром,– душа – живое тело, состоящее из интеллектуальной

Глава V «Молодой человек, отличающийся порядочностью и цельностью натуры»

Из книги Герцог Бекингем автора Дюшен Мишель

Глава V «Молодой человек, отличающийся порядочностью и цельностью натуры» Милорд главный адмиралОтставка старого графа Ноттингема с поста главного адмирала Англии в ноябре 1614 года освободила одну из самых престижных должностей в королевстве.По традиции главным

СОВПАДЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ УКРАИНОФИЛОВ С ПОЛЬСКИМИ ИНТЕРЕСАМИ, № 136, Москва, 21 июня

Из книги Польша против Российской империи: история противостояния автора Малишевский Николай Николаевич

СОВПАДЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ УКРАИНОФИЛОВ С ПОЛЬСКИМИ ИНТЕРЕСАМИ, № 136, Москва, 21 июня Интрига, везде интрига, коварная иезуитская интрига, иезуитская и по своему происхождению, и по своему характеру!Еще задолго до вооруженного восстания в Польше эта интрига начала свои

С интересами России теперь придется считаться

Из книги автора

С интересами России теперь придется считаться Реакция Запада на признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии была предсказуемой. Так, Лондон называл это решение «агрессией России в Грузии», Берлин – «абсолютно неприемлемым», а Вашингтон выразил чрезвычайное

Из книги Школа литературного мастерства. От концепции до публикации: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа автора Вольф Юрген

Найдите людей с похожими интересами Совершенно естественно ожидать, что друзья и близкие воспринимают вашу работу над книгой с уважением просто потому, что это касается вас. И совершенно неоправданно ожидать, что они обязаны считать это занятие интересным и разделять

5.5. Опционные характеристики инвестиционных проектов и стимулы к их задействованию: отход от оптимальной политики инвестирования из-за преобладания интересов владельцев собственного капитала над интересами других стейкхолдеров

Из книги Инвестиционные рычаги максимизации стоимости компании. Практика российских предприятий автора Теплова Тамара Викторовна

5.5. Опционные характеристики инвестиционных проектов и стимулы к их задействованию: отход от оптимальной политики инвестирования из-за преобладания интересов владельцев собственного капитала над интересами других стейкхолдеров Следует учитывать еще один агентский

Живет интересами других

Из книги Психология типов тела. Развитие новых возможностей. Практический подход автора Трощенко Сергей

Живет интересами других Представители типа Венера любят своих родных, любят близких, друзей, знакомых и друзей своих знакомых. В общем, они любят людей, искренне интересуются их жизнью и хотят, чтобы всем было хорошо. Если среди ваших знакомых есть человек типа Венера и он

ЗАКОН 10 СОЧЕТАЙ ИНТЕРЕСЫ РАБОТНИКОВ С ИНТЕРЕСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ

Из книги 22 закона управления людьми автора Огарёв Георгий

ЗАКОН 10 СОЧЕТАЙ ИНТЕРЕСЫ РАБОТНИКОВ С ИНТЕРЕСАМИ

предварительный просмотр материала

Тема: Л.Н. Толстой «Акула» 3 класс

    Продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н.Толстого.

    Обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении.

    Создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения.

    Создавать условия для развития устной (монологической) речи учащихся, для развития творческих способностей учащихся, их художественно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.

    Воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, героизм, доброта).

Оборудование:

    Учебник «Родная речь», часть 1.

    Толковый словарь С.И.Ожегова.

  1. Выставка книг Л.Н.Толстого.

    Презентация к уроку:

    • Выставка детских рисунков.

      Портреты Л.Н.Толстого художника И.Н.Крамского, И.Е.Репина.

      Памятки с объяснением новых слов.

      Портрет главного героя (артиллериста).

      Игра «Синонимы и антонимы».

      Фильм «Акула»

6. Чистые листы, ручка.

Ход урока

I. Организационный момент .

Эмоциональный настрой. (На доске изображение солнышка слайд №1)

Улыбнитесь друг другу, пожелайте соседу хорошего урока. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Ребята, я тоже рада вас видеть. Садитесь.

II. Изучение нового материала.

1. Мотивация. Постановка целей урока.

Чтобы узнать о каком писателе пойдёт речь на уроке, посмотрите, пожалуйста, выставку книг, которая у нас есть.

О каком писателе речь?

Почему мы решили сегодня говорить о нём?

На доске открывается имя писателя и его портрет. (слайд №2, имя записано на доске). Дети рассматривают портрет писателя. Слушают дополнительную информацию о писателе и художнике, приготовленную учителем.

Этот замечательный портрет Л.Н.Толстого был написан великим русским художником И.Н.Крамским в 1873 году, ещё при жизни писателя. Это лучший портрет, созданный художником. Второй портрет написан великим русским художником И.Н.Репиным.

2. Рассказ ребенка о писателе.

Биография Л.Н.Толстого.

Ребята, обратите внимание на замечательные иллюстрации, которые вы нарисовали ещё в 1 и 2 классе. (слайд №3) Что вы можете о них сказать? (Все иллюстрации к изученным произведениям Л.Н.Толстого). Какие произведения Л.Н. Толстого вы помните?

2. Подготовка к восприятию.

Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить.

3. Предварительная словарная работа .

В этом произведении вам встретятся новые слова.

Ребята, обратите внимание на доску (слайд №4).

Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете…).

- Задание : 1 группа ищет в толковом словаре значение слова артиллерист, 2 группа- палуба, 3 группа- фитиль, 4 группа - ропот. Зачитывают всему классу. (слайд №5)

4. Слушанье произведения.

До слов «Акула плыла прямо на мальчиков…». (Чтение прерывается, делается пауза)

5. Сообщение темы урока.

Оправдались ли наши предположения?

А как бы вы назвали это произведение?

Л.Н.Толстой назвал его «Акула». Оставим это право за автором.

Открывается название рассказа на доске (слайд №6)

7. Сообщение учащихся

Давайте послушаем сообщение об акулах. Акула- крупная морская хищная рыба. Длина тела акулы колеблется от 15-40 см. до 15-20 м. Вес тела может достигать 20 тонн. Тело акулы удлинённое. Зубы расположены в несколько рядов. Акулы широко распространены во всех морях и океанах. Большинство акул - хищники. Акулы нападают и на человека, известно 29 случаев. Наиболее опасными являются тигровая, белая акулы и акула - молот. Около 10 видов акул обитают в российских морях. Шкуры акул используют в промышленности для изготовления кож. Богатая витаминами печень идёт на производство медикаментов и рыбьего жира. Плавники и мясо используют в кулинарии. Из скелета акул делают клей. (слайд №7-10)

Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное.

Ребята, расскажите, какие чувства вы испытывали во время чтения рассказа и когда вы слушали и смотрели сообщение об акулах?

Так же вы переживали или нет?

Л.Н.Толстой заставил нас переживать тревогу и волнения, которые переходят в страх.

8. Самостоятельное чтение учащимися художественного произведения (уровень шума для себя.)

9. Электронная физминутка для глаз «Чунга-Чанга».(слайд №11)

10. Анализ художественного произведения.

Почему рассказ называется «Акула»?

Кто, по-вашему, главный герой картины? Обоснуйте ответ. (артиллерист)

Какой смысл скрывает Толстой за словами «старый артиллерист»?

Зачитайте отрывок из рассказа, который, по- вашему, является самым волнительным, тревожным.

Назовите чувства, которые испытывает отец, когда он увидел акулу?

Найдите в тексте, как Толстой передал переживания «старого артиллериста»?

Почему «старый артиллерист» закрыл лицо руками? Порассуждайте.

Посмотрите, как его изобразил художник?

На доске открывается портрет артиллериста.(слайд №12)

Что можете сказать о портрете? Дайте характеристику артиллеристу. Кто хочет высказать своё мнение?

На доске появляется характеристика героя: (слайд №13)

    сильный духом

  • мужественный

  • находчивый

    решительный

11. Физминутка

12. Работа с учебником.

Я вижу, произведение взволновало вас. Назовите самые волнующие моменты. Сразу же обратимся к тексту, зачитаем эти моменты и обведем овалом те слова, которые автор использовал для усиления наших чувств

С.152 1-ый абзац - акула, чудовище

2 -ой абзац - бледный, не шевелясь

3 -Ий абзац - пронзительный визг

4-ый абзац - сорвался, замерли от страха, закрыл

лицо руками

Кто первый начал действовать? Найдите, зачитайте.

Почему артиллерист смотрел на мальчиков, не шевелясь, и не предпринимал никаких действий? (там был его сын)

Что же заставило артиллериста броситься на помощь? (отцовские чувства)

Посмотрите по тексту, много ли восклицательных знаков, усиливающих напряжение? (нет)

13. Игра «Подбери синонимы и антонимы»

Ребята, давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы?

На доске появляются правила и задания по группам (работа в группах): (слайд №14)

Подобрать синонимы к данным словам:

находчивый


Подобрать антонимы к данным словам:

Задание для четвертой группы. Расставить предложения в правильном порядке:

    На корабле с нами было два мальчика.(1)

    Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море. (5)

    Визг как будто разбудил артиллериста. (3)

    Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками.(4)

    Акула плыла прямо на мальчиков. (2)

Проверка.

Так кто же главный герой этого рассказа?

О чем этот рассказ? (О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме.)

Народная мудрость гласит «Любовь побеждает всё!» - появляется надпись на доске (слайд №15).- Вы согласны?

III. Итог урока.

Я буду задавать вопрос, а вы поднимайте руку.

    К какому литературному жанру относится произведение?

    Кто главный герой?

    Назовите, с чем сравнивает Толстой лицо артиллериста? (полотно)

    Как понимаете выражение «сорвался с места»?

IV. Домашнее задание. (слайд №16)

Всему классу: выразительное чтение рассказа.

По выбору учащихся:

    придумать продолжение рассказа

    приготовить пересказ по картинкам

    нарисовать иллюстрацию

    пересказать по плану учебника

    сочинить стихотворение об акуле

V. Рефлексия. (Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)

На доске (слайд№17): девочка со свечой.

У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча.

Зажечь свечу.

Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё!

Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.

Биография Л.Н.Толстого.

Лев Николаевич Толстой рано потерял отца и мать. В 16 лет поступил в Казанский университет, один из лучших университетов того времени. Проучившись около трех лет, юноша решил заниматься по собственному плану. Его интересы были самыми разносторонними. Он был поразительно способен к иностранным языкам, занимался историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал. Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.

находчивый

радость

    На корабле с нами было два мальчика.

    Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

    Визг как будто разбудил артиллериста.

    Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками.

    Акула плыла прямо на мальчиков.

Давайте послушаем сообщение об акулах. Акула- крупная морская хищная рыба. Длина тела акулы колеблется от 15-40 см. до 15-20 м. Вес тела может достигать 20 тонн. Тело акулы удлинённое. Зубы расположены в несколько рядов. Акулы широко распространены во всех морях и океанах. Большинство акул - хищники. Акулы нападают и на человека, известно 29 случаев. Наиболее опасными являются тигровая, белая акулы и акула - молот. Около 10 видов акул обитают в российских морях. Шкуры акул используют в промышленности для изготовления кож. Богатая витаминами печень идёт на производство медикаментов и рыбьего жира. Плавники и мясо используют в кулинарии. Из скелета акул делают клей.

Интересы Аристотеля были самыми разносторонними. Об этом можно судить на основании разнообразия проблематики, нашедшей отражение в его работах. С точки зрения содержания работы Аристотеля можно разделить на 8 групп:
логические работы, объединенные позднее под общим наименованием «Органон»: «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Опровержение софизмов», «Категории», «Об истолковании»; работы, посвященные физическим проблемам: «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика»; собственно философская работа «Метафизика»; это название появилось уже после смерти Аристотеля и фактически обозначает «идущая после физики»; биологические работы: «История животных», «О частях животных», «О движении животных», «О происхождении животных»; психологическая работа «О душе»; этические сочинения «Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика»; политико-экономические «Политика», «Экономика»; работы, посвященные языку: «Поэтика», «Риторика».
Аристотель родился в 384 г. до н.з. в городе Стагир - греческой
колонии, расположенной на северо-западном побережье Эгейского моря. Отец Аристотеля Никома принадлежал к потомственному роду врачей и служил у македонского царя Амипты!!!. Аристотель провел детство при дворе, общаясь со своим сверстником - сыном царя Амипты Филиппом, будущим македонским царем Филиппом!!. Аристотель известен также тем, что был учителем Александра Македонского.
Прибыв в Афины семнадцатилетним юношей в 367 г., Аристотель поступил в Академию Платона, которая к тому времени существовала уже 20 лет, й находился там сначала в качестве ученика, а затем и учителя. После он на долгие годы покинул Афины.
В 335 г., уже будучи зрелым человеком, Аристотель снова возвращается в Афины и открывает там собственную философскую школу - перипатетическую школу, которую называют также Ликеем. Именно там Аристотель читал лекции, которые легли в основу его работ. Умер Аристотель в 322 г. до н.з.
Сочинения Аристотеля условно можно разделить на три группы:
t диалоги и другие произведения, созданные Аристотелем в период его пребывания в Академии или чуть позднее; они известны нам лишь по сохранившимся отрывкам; осуществленные под руководством Аристотеля труды, подготовленные в рамках его школы, в частности описания 158 государственных систем из числа существовавших в Элладе и за ее пределами; трактаты, представляющие собой конспекты его лекций. Хотя трактаты отличаются достаточно несовершенной формой, в них излагаются основные идеи, которые сделали Аристотеля известным философом.
Аристотель был автором первой классификации наук. Он выделил. три основных группы наук, каждая из которых, в свою очередь, вклю-

чала ряд специальных областей исследования. К теоретическим наукам он относил физику (учение о состояниях тел) и математику (учение об абстрактных свойствах материальных вещей). К практическим наукам он относил этику, экономику и политику. Наконец, он выделил творческие науки - поэтику (учение об искусстве) и риторику (учение о красивой речи).

Еще по теме Общая характеристика философии Аристотеля:

  1. Общая характеристика и периодизация античной философии

Интересы имеют существенное значение в жизни человека. Когда у него есть интересы, он испытывает полноту и счастье жизни. Кроме того, ещё И.П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга, а значит, интересы побуждают к деятельности, активизируют личность, ведь работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и продуктивно.

Очень важно учитывать развитие интересов для развития личности, формирования знаний. К.Д. Ушинский справедливо писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Вместе с тем он указывал, что нельзя всё учение свести к интересу. Учение требует и черновой работы, значительного волевого усилия.

Различают непосредственные и опосредованные интересы. Непосредственный интерес это интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, овладения знаниями, процессу труда, творчеству. Опосредованный интерес это интерес к результатам деятельности: к приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению, учёному звания и т.д. Например юноша, который любит математику, с удовольствием решает задачи, читает биографии великих ученых-математиков, посещает соответствующий факультатив. Его занятия обусловлены непосредственным интересом к этой области знаний. Может случиться тек, что литература как учебный предмет, особенно такой вид работы, как классное и домашнее сочинение, ему не нравится сама по себе, не интересна. Но юноша знает, что и выпускные экзамены в школе, и вступительные экзамены в вуз, куда он стремится, включают сочинение. Осознание жизненной значимости заставляет старшеклассника тщательно готовиться к сочинениям, работать над собой и в этой области. В этом случае интерес к литературе опосредованный.

В.В. Богословский различает интересы и по уровню действенности. В этой связи он говорит о пассивных и активных интересах.

Пассивные интересы – это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта (любит слушать музыку, испытывает наслаждение при восприятии картин, но не проявляет активности, чтобы глубоко познать объект, овладеть им и заняться творчеством в интересующей области. Активные интересы – это интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевает объектом интереса. Активный интерес – один их побудителей развития личности, формирования знаний и навыков, способностей и характера.

А.Г. Ковалёва различает интересы и по объёму. Такое различие не определяет видов интереса, а характеризует структуру интересов личности. Могут быть люди с широкими, разносторонними и глубокими интересами, и люди с широкими, но поверхностными интересами. Многие ученые и писатели отличались разносторонними интересами (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов). Встречаются и такие люди, которые проявляют любознательность ко всему, но скользят по поверхности явлений, глубоко не проникая в их сущность, не увлекаясь серьезно и постоянно чем-нибудь одним. Есть люди с глубоким, но узкими интересами. Узость интересов в известной мере может ограничить развитие личности. Наиболее положительным является такой тип человека, у которого на фоне широких и разносторонних интересов есть центральный, основной интерес, определяющий смысл жизни и основное направление в деятельности.

Когда мы пытаемся поныть и объяснить, почему разные люди, поставленные обстоятельствами жизни в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности. От способностей зависит качество выполнения деятельности, её успешность и уровень достижений, зависит то, как эта деятельность выполняется.

Но человек рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т.е. такими особенностями строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки многозначны. На базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Так острая наблюдательность и хорошая зрительная память может войти в структуру способностей художника, следователя, геолога. Не повредят эти качества и специалистам в десятках других областей. Разовьются ли задатки в способности, зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от исторических условий, от потребностей общества. Те или иные способности развиваются тогда, когда в них появляется общественная необходимость.

Представьте себе, что где-то на далёком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем он может стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме одноголосного пения и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал бы там к хорошим педагогам.

Задатки проявляются прежде всего в склонностях к определенному виду деятельности или в повышенной любознательности ко всему.

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Нередко это стремление зарождается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни.

Если ребенок вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения, то, конечно же, это свидетельствует о наличие определенных природных предпосылок к развитию способностей, в данном случае музыкальных.

В.В.Богословский выделяет, наряду с истинной склонностью, ещё и ложную, или мнимую. При истинной склонности, считает психолог, можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов. При ложной, или мнимой, склонности обнаруживается поверхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный учёный Б.М. Теплов. В понятии «способности», по его утверждению, заключены три идеи.

«Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Таким образом, можно сказать, утверждает Р.С. Немов, что способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.