Сочельник - что это такое? Когда начинается сочельник? История сочельника. Рождественский сочельник: традиции и приметы, чего нельзя делать

Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти (воплощения) Иисуса Христа. Большинство Церквей празднует Рождество Христово в ночь с 24 на 25 декабря . Римско-католическая Церковь и большинство протестантских церквей отмечают Рождество по григорианскому календарю.

Рождеству предшествует период Адвента , который начинается за четыре недели до Рождества Христова и призван подготовить верующих к более глубокому переживанию этого праздника. Во время Адвента верующие участвуют в духовных упражнениях и особых предрождественских богослужениях, стараются совершать дела милосердия. За четыре недели Адвента необходимо подготовиться к исповеди, чтобы с чистым сердцем участвовать в Рождественских богослужениях и принять Причастие.

Богослужения каждого из четырех воскресений Адвента имеют определенную тематику, отражающуюся в евангельских чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времен; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету — в третье воскресенье особо вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвертое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству Христову.

У алтарей в костелах устанавливается венок с четырьмя свечами, и в каждое воскресенье Адвента зажигается по одной свече. Круглая форма венка символизирует вечность, а его зеленый цвет — надежду, как и ветви рождественской елки. Во многих странах принято в предрождественский период украшать такими венками входные двери в знак того, что в этом доме ожидают Христа.

Во многих странах принято, чтобы дети, в ожидании праздника, совершали посильные добрые дела, за которые в семье они получают пучок соломы или маленькое бумажное сердечко. Перед наступлением Рождества дети вешают эти сердечки на елку, а солому кладут в ясли. В узком смысле слова ясли — это кормушка для скота, куда Богородица положила новорожденного Младенца Иисуса. Яслями или в русской традиции — вертепом, называют изображение пещеры ("вертеп" на церковнославянском языке означает "пещера"), куда на ночь пастухи загоняли скот, и где, как повествует Евангелие, родился Христос.

В западной традиции ясли или вертеп представляют собой сценку, изображающую Рождество, и состоящую из объемных фигур, количество которых может быть различным. Неизменны здесь только фигуры Младенца Христа в яслях, Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа. Остальные участники события Рождества — пастухи, животные, находившиеся в пещере, давшей приют Иосифу и Марии, ангелы — изготавливаются в зависимости от фантазии и мастерства автора.

Устройство рождественских яслей — традиция, заложенная католическим святым Франциском Ассизским, который в 1223 году в селении Греччо поставил в пещере на склоне горы ясли. Туда же привели вола и осла — животных, по преданию согревавших своим дыханием новорожденного Младенца Христа. Со времен Святого Франциска Рождественские ясли ставят в большинстве католических церквей мира. Традицией во многих странах стало проведение выставок яслей, позволяющих наглядно представить момент рождения Вифлеемского Младенца.

День 24 декабря, наступающий в канун Рождества, (от латинского vigilia, бдение). В этот день в семьях украшают елки и устанавливают ясли. Те из членов семьи, кто не успел приступить к исповеди, идут в церковь, которая обычно открыта с раннего утра.

Готовится праздничный ужин Сочельника, по традиции состоящий из постных блюд. В центре стола помещается блюдо с освященным пресным хлебом — рождественскими облатками. Перед тем как начать ужин, глава семьи читает вслух отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о рождении Иисуса Христа. Затем все присутствующие берут с блюда облатки и делятся ими друг с другом, желая друг другу мира и добра. После этого начинается ужин Сочельника. После ужина вся семья идет на мессу, обязательное присутствие на которой является общей католической рождественской традицией для всех верующих.

Повсеместно распространен и известен обычай оставлять за рождественским столом незанятое место. Если кто-нибудь придет в дом в Сочельник, то будет принят как брат. Этот обычай — знак памяти о близких и дорогих людях, которые не могут в этот день встретить праздник вместе с семьей. Незанятое место символизирует также и покойного члена семьи, либо всех умерших родственников.
Сохранился также обычай подкладывать сено под белую скатерть на столе, за которым совершается трапеза Сочельника. Сено призвано напоминать о бедности Вифлеемской пещеры и о Богородице, положившей новорожденного Богомладенца Христа на сено в ясли.

По сложившейся в первые века христианства римской традиции, в день Рождества, 25 декабря, служатся три особые литургии — месса ночью, месса на заре и месса днем. Таким образом, Рождество празднуется трижды — как предвечное рождение Слова от Бога Отца (ночью), рождение Бога-Сына от Девы (на заре) и рождение Бога в верующей душе (днем). Вечером в Сочельник служится месса навечерия Рождества. В начале первой из Рождественских месс совершается процессия, во время которой священник несет и укладывает в ясли фигурку Младенца Христа и освящает их. Это помогает верующим ощутить себя участниками события, произошедшего в Рождественскую ночь. Присутствие на Рождественской мессе — доминанта католической рождественской традиции и главное событие праздника.

Празднование Рождества продолжается восемь дней — с 25 декабря по 1 января — образующие Октаву Рождества. На 26 декабря выпадает праздник святого мученика Стефана, 27 декабря празднуется память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28 декабря — Невинных Младенцев Вифлеемских (28 декабря). В воскресенье, выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенье, отмечается праздник Святого Семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы.

Рождественское время продолжается и после окончания Октавы вплоть до праздника Крещения, который в римско-католическом календаре отмечается в первое воскресенье за Богоявлением (6 января). Все рождественское время духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета.

По традиции, в День Рождества Христова принято собираться всей семьей за рождественским обедом, а праздничный стол украшают особые блюда — для каждой страны свои. Распространенное рождественское блюдо — индейка, утка или гусь.В Англии обязательные блюда на Рождество — запеченная в духовке индейка под соусом из крыжовника и рождественский пудинг, который обливается ромом, поджигается и пылающим ставится на стол. В США к рождественскому обеду тоже подается индейка, только под клюквенным соусом.

В Германии существуют традиционные региональные виды рождественской выпечки — нюрнбергские пряники, ахенские фигурные пряники, рождественский кекс из Дрездена, звездочки из корицы. В Китае, где есть христиане-католики, на Рождество готовят императорское блюдо — утку по-пекински. В западной и северной Норвегии едят соленые и вареные на пару ребра ягненка с картофелем. В восточных частях Норвегии популярна свинина, в то время как в других областях главное блюдо — рыба. Некоторые семьи предпочитают в этот день индейку. Итальянцы в Рождество предпочитают ставить на праздничный стол рыбу или морепродукты и тортеллини (итальянские пельмени из пресного теста с мясом, сыром или овощами). В Португалии в этот день принято есть баккалао — блюдо из сушеной соленой трески. В Испании подают зажаренного на вертеле молочного поросенка. На праздничном столе в этой стране будут присутствовать дары моря — креветки, крабы, лангусты, а также рождественские сладости — халва, марципаны, анисовые леденцы. Некоторые семьи, следуя давним католическим традициям, приглашают в эту ночь за свой стол одиноких стариков и просто совсем бедных людей.

Рождество являет верующим Христа в образе маленького ребенка в окружении Святого Семейства, этот праздник отмечается в кругу семьи и согрет особым теплом и взаимной любовью.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Рождественский сочельник (Навечерие Рождества Христова) – это последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. Дата праздника 6 января.

Рождественский сочельник – праздник перед Рождеством

6 января – Навечерие , или Рождественский сочельник , – последний день , канун Рождества Христова . В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову . Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник . Ответить на эти вопросы мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко.

Как поститься в Сочельник?

– Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит “пост до первой звезды”? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день . Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.

– Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже . И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

– Как правило, верующие стараются встретить на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживанию и восприятию Праздника.

– Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый – можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?

– Второй вопрос связан с тем, что на Рождественской Литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой..

Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.

Апостол Павел заповедовал нам “Всегда радуйтесь . Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа” (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стол, уйти раньше, сохранив духовную радость.

– Отец Александр, а не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояния – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!!»

Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейство.

– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?

– Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.

Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

Поздравляю всех читателей нашего сайта с грядущим праздником Христова Рождества !

Вопросы подготовили Лидия Доброва и Анна Данилова

Канун Рождества, который называется рождественский Сочельник и отмечается 6 января вечером, является важным днем для христиан.

Сочельник и ночь перед Рождеством, в народной традиции, связаны со множеством поверий и обрядов, в том числе с девичьими гаданиями.

Сочельник, всегда считался особенным. По народным поверьям, в ночь перед Рождеством, которая по православному календарю наступает с 6 на 7 января, все запреты снимаются и на Землю проникают таинственные силы.

Сочельник

Сочельник - последний день рождественского поста, установленного для того, чтобы люди покаянием, молитвой и постом очистили себя, и встретили праздник Рождества Христова с чистым сердцем.

Канун Рождества стали называть Сочельником, как полагают, из-за традиции обязательно вкушать в этот день сладкую кашу - "сочиво", зерна пшеницы и других злаков, варенные на меду.

Каша имела особый смысл — зерно символизировало воскресшую жизнь, а мед — сладость будущей блаженной жизни.

В рождественский сочельник христиане вспоминают евангельский рассказ о поклонении Богомладенцу восточных мудрецов. Волхвы с востока принесли новорожденному Спасителю дары: золото, ладан и смирну.

В Сочельник пост не такой строгий, как в другие дни последней недели Рождественского поста.

В Сочельник служба вечерни соединяется с литургией и совершается утром, поэтому и православные постятся до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед которой поется тропарь Рождеству Христову.

По традиции на стол также подавали взвар из груш, вишен, яблок, слив, изюма и других плодов, сваренных в воде. Стол, на котором располагалась трапеза, устилался сеном или соломой, как напоминание о тех яслях, в которые уложили новорожденного Иисуса.

В старину на Руси в Сочельник нельзя было использовать колющие и режущие предметы, так как могло привести к болезням. По традиции, в эти дни мужчины не ходили на охоту и не резали скотину, а женщины и девушки откладывали шитье и вязание до завершения праздничных дней.

Люди считали, что хлопоты по хозяйству могут также принести в дом неприятности.

Гадания

Рождественский сочельник с давних времен считался лучшим временем для гадания, так как оно сбывались практически всегда. Поэтому, пользуясь необычностью этой ночи, люди гадали, пытаясь предугадать.

Ворожба на Рождество на протяжении многих веков пользовались большой популярностью. В старину гадали на свечах, тенях, башмаках и так далее. Не теряет актуальности гадание и в наше время.

Наибольший интерес гадания на Рождество вызывали у девушек, которые хотели узнать имя будущего супруга, а может и увидеть в зеркале или в обручальном кольце его отражение.

Церковь к любому проявлению ворожбы и магии относится негативно, потому осуждает и любые попытки узнать будущее, тем более в Рождество. Несмотря на это люди гадали и продолжают гадать.

Суженый-ряженый

Наиболее популярными остаются гадания на исполнение желания, на суженого или невесту или на будущее.

Девушки в ночь на Рождество могли узнать имя будущего супруга и даже увидеть его лицо в зеркале. Для этого девушка в полночь садилась в темноте между двумя зеркалами, зажигала свечи и начинала вглядываться в отражение, надеясь увидеть суженого.

Гадали девушки с зеркалом и на перекрестке - стоя к месяцу спиной, смотря в зеркало и загадывая: "Суженый, ряженый, покажись мне в зеркале". Как некоторые уверяют, через некоторое время суженый появляется в зеркальце.

© photo: Sputnik / Alexander Kondratyuk

Одно из наиболее старинных в Рождество гаданий — на воске. Для этого нужно налить воды в прозрачный стакан или глубокую тарелку и положить на дно кольцо без камня, желательно снятое с пальца гадающего. Растопите воск в ложке над пламенем свечи со словами "гори-гори свеча, топись-топись воск, назови мне имя суженого". Затем резко вылить расплавленный воск в центр кольца в воду и внимательно разглядеть форму застывшей восковой фигуры.

Уличные гадания

Имя будущего мужа в ночь на Рождество можно узнать и следующим способом. Для этого девушки выходили на улицу и первого встречного мужчину спрашивали его имя. Как он представится, так звать будут и суженого.

Узнать будущее поможет и следующее гадание — для этого в рождественскую ночь, в полночь нужно просто выйти за порог своего дома. Судьбу предскажут первые звуки, которые вы услышите — звон колоколов означает быть вам счастливой невестой.

Суженый уже спешит к вам, если услышите мужской веселый голос. Если же услышите ссору или просто разговор на повышенных тонах — в этом году ваша личная жизнь вряд ли устроится.

© photo: Sputnik / Александр Кондратюк

Но с башмачком уличное гадание на Рождество — самое знаменитое. Девушки бросали свои башмаки через забор и смотрели, куда носок смотрит, соответственно жених оттуда и приедет.

Узнать будущее в замужестве можно было и обхватив забор вытянутыми руками. Если девушка обхватывала кольев-досок четное количество, это означало счастливую супружескую жизнь. Нечетное количество предвещало несчастливый брак.

Другие гадания

В рождественский сочельник также гадали на снах. Съесть на ночь нужно было селедку или что-то соленое, не запивая водой. Женихом будет тот, кто во сне подаст воды.

Характер будущего супруга также можно было узнать с помощью гадания. В четыре одинаковых стакана с водой положите ложку меда, лимонной кислоты, соли и вина.

Перемешайте содержимое стаканов, поставьте их на поднос и накройте толстой салфеткой и покрутите с закрытыми глазами поднос, чтобы не знать содержимое стаканов.

Затем выключите свет в комнате, снимите салфетку со стаканов и, выбрав один из них, сделайте один глоток из него. Ваш муж будет обладать великолепным характером, если вам попался стакан с медом. Стакан с солью означает, что вам предстоит пролить с мужем немало слез, с кислотой — унылая скучная жизнь. Стакан с вином указывает на то, что ваш муж будет слишком много выпивать.

На пол будущего ребенка гадали с кольцом или иглой. Опускали кольцо в стакан, протыкали иглой шерстяную ткань, а затем предмет подвешивали на волоске или нитке и медленно опускали возле руки мужчины. Если кольцо или игла начинала совершать маятникообразные движения — родится мальчик, если круговые — девочка, а если предметы не двигались — детей не будет.

Приметы

Хорошей приметой в Сочельник является увидеть падающую звезду, так как считается, что желание, загаданное в ночь перед Рождеством, сбывается. Поэтому в Сочельник нужно обязательно посмотреть на небо.

Встречать Рождество в одежде темных цветов считается плохой приметой — в такой светлый и веселый праздник нельзя быть в печали. Весна будет ранней, если в рождественскую ночь поднимается сильная метель.

В народе верили, что в будущем году у вас будет богатый урожай, если вы готовите праздничные блюда и у вас постоянно что-то из продуктов падает.

Если вы в канун Рождества спотыкаетесь, будьте осторожны, можете получить плохую весть.

В течение всех праздников сны, которые вы будете видеть, будут вещими, поэтому постарайтесь запомнить их и правильно понять, что предрекает вам судьба.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Новый год и Рождество / Народные праздники / Приметы и суеверия

Рождественский сочельник - народные обычаи, обряды и традиции

1:502 1:507

Рождественский сочельник - это вечер и ночь накануне Рождества! В старину сочельник был наиболее чтимым семейным праздником. В этот день обязательно старались совершать добрые дела: помогать убогим и страждущим, раздавать милостыню, посылать подарки в богадельни и приношения в тюрьмы.

1:1038 1:1043

С Сочельника на Руси начинались Святки, которые продолжались две недели - с 7 по 19 января (с 7 по 14 января - "святые" вечера, с 14-го по 19-ое - "страшные" вечера)

1:1326 1:1331

2:1835

2:4

6 января обязательно постились, т.е. сочельничали до позднего вечера - до появления первой звезды, в память звезды Вифлеемской. Когда на небе загоралась вечерняя заря, семья обычно собиралась в родительском доме.

2:395 2:400

Перед тем как сесть за стол, селяне (в городе этот обряд проводили реже) выходили на двор - "глядеть звезды". Высматривали "путеводную", примечали-запоминали погоду рождественской ночи, а уже за ужином в благоговейном спокойствии тихо обсуждали - "определяли" по старинным народным приметам будущий урожай - от этого зависело благополучие в семье и хозяйстве.

2:1058

Если звездная ночь - будет большой приплод скота, а в лесу уродится обилие ягод. Метель на Рождество - пчелы будут хорошо роиться. Погода ясная и небо звездное - к урожаю гороха. Иней на деревьях - к хорошему урожаю хлебов. Если на Рождество капель - не уродится ни огурцов, ни проса, а греча хороша будет. Снежная погода - добрые хлеба.

2:1662

2:4

Начинался ужин, или "вечеря", с молитвы. В деревнях и селах "вечеря" сопровождалась особенными символическими обрядами. Так, помолившись перед "вечеря", хозяин семейства зажигал восковую свечу и прикреплял ее к испеченному накануне хлебу. Далее он шел на подворье и приносил вязанку соломы или охапку сена, которыми застилали пол в избе, лавки (солома и сено напоминали о том, куда, родившись, был положен Христос).

2:827

Стол покрывали чистым полотенцем. Перед иконами ставили необмолоченный сноп ржи, как символ будущего урожая и кутью (кутья - каша с изюмом из рисовых или других целых зерен, подливкой к которой была сыта - мед, растертый с намоченным маком и разведенный водой).

2:1305 2:1310

Перед праздничной трапезой хозяин брал горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг хаты. Затем выбрасывал несколько ложек кутьи за дверь на улицу, угощая духов. При этом, широко открыв дверь, приглашал на кутью "мороз" и просил его не нападать весной "на жито, пшеницу и всякую пашицу", т. е. не губить посевы.

2:1886

2:25

После этого семья снова молилась и только потом уже начиналась трапеза, которая совершалась в спокойной тишине. На столе всегда присутствовало несколько блюд. А вот из напитков предпочтение отдавали взвару, или узвару - это густой напиток, сваренный из сушеных слив, груш, вишни, яблок и других плодов по особому рецепту.

2:615 2:625

3:1129 3:1134

Ещё одна традиция: кутью, что селяне или горожане, что бедные или богатые ели из одной общей чашки. В недоеденной кутье обязательно оставляли ложки. Сложившаяся традиция символически означала, чтобы бедные и нищие люди, странствующие по Руси, находили в своих скитаниях кров и пищу. Кроме того, по окончании ужина некоторую часть кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать "богатую" кутью.

3:1958 3:4

4:508 4:513

Во время "деревенской" трапезы, кроме разговоров о будущем лете и урожае, принято было выдергивать из снопа соломинки и периодически заставлять детишек лазить под стол, чтобы "цыкать" там цыпленком: авось куры будут нестись хорошо, а потом и цыплят будут высиживать.

4:1003 4:1008

После "вечери" начинались "колядки", так называемый "обряд хожденья по домам" . Ряженые подростки и взрослые ходили по домам, славили хозяев, желая им благополучия и изобилия, но при этом требовали за свои песнопения вознаграждений.

4:1434 4:1451

5:1955

5:4

Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки!
По копеечке Колядовщикам!!!

5:370 5:375

6:879 6:923

Коляда, мол яда,
Уродилась коляда!
Кто подаст пирога –
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки –
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки –
Завалим лазейки,
Кто не даст лепешки –
Завалим окошки,
Кто не даст пирога –
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба –
Уведем деда,
Кто не даст ветчинs, тем расколем чугуны.

6:1537

6:4

7:508 7:513

Ты, хозяин, не томи,
Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку котят!

7:1012 7:1023

8:1527

8:4

Маленький хлопчик
Сел на снопчик.
В дудочку играет,
Колядку потешает.
Щедрик-Петрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,
Кольцо колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей.

8:358 8:369

День 6 января - последний день Рождественского поста и день накануне праздника Рождества Христова - имеет особенный ритм, традиции, и свое особое имя. Даже два имени: бытовое, домашнее - "Рождественский сочельник", и церковное - "Навечерие Рождества Христова".

Знакомое нам из русской классики название "сочельник" произошло от слова "сочиво" - блюда из вареной пшеницы с медом (сейчас, правда, чаще варят рис), блюда, которое принято есть в сочельник "после первой звезды". А вот слово "навечерие", читаем в словаре Даля, означает "день накануне праздника". Сочельник и сам можно было бы назвать праздником, настолько все 6 января пронизано предвкушением наступающего Рождества, но, все-таки, это время самого строгого поста.

Мы часто в своей суетливой нетерпеливости уже горим желанием с головой окунуться в атмосферу еще ненаступившего Рождества, но Церковь предуготавливает нас к встрече праздника постепенно, и это неслучайно. Давайте разберемся, в чем тут дело, и как правильно провести Рождественский сочельник.

1. Подготовка верующих к Рождеству началась за сорок дней до самого большого после Пасхи христианского праздника - праздника в честь родившегося Христа. Подготовка эта заключалась и в сорокадневном Рождественском посте, и в том, что неделя, предшествующая празднику Рождества Христова, была особо строгой, хоть и попадает она на наш светский-советский Новый год. А еще в том, что богослужения в Церкви постепенно и с нарастающим напряжением готовили нас к встрече с родившимся Христом. Рождение в нашем мире Богомладенца, Боговоплощение - вот центр праздника Рождества Христова, а вовсе не магазинная суета в поисках рождественских подарков, не рождественские скидки, и даже не рождественские утренники, или рождественский стол.

Как бы ни старались все маркетологи мира, розовощекий Санта Клаус с веселыми позывными "Джинг Беллз", и рядом не стоит с вестью о том, что две тысячи лет назад в темноте Вифлеемской ночи произошло событие, имеющее надмирное измерение - Бог принял человеческую природу, человеческую плоть, он стал одним из нас, Всесильный пришел в этот мир самым беззащитным - Младенцем, "Бог становится человеком, чтобы человек стал Богом" - это и называется тайной Боговоплощения. Поэтому оставим околорождественскую мишуру на периферии сознания, и сосредоточимся на главном. Именно к главному и готовит нас Церковь. Во время богослужений Рождественского поста в храмах читаются отрывки из Священного Писания, рассказывающие о долгом ожидании человечеством прихода Спасителя, о тех пророчествах, которые обещали Его Пришествие. Эти отрывки из Ветхого Завета и Евангелия не просто напоминают об истории человечества, они погружают нас в нее, приобщая к общечеловеческой памяти. И чем ближе к Рождеству, тем сильнее внутреннее напряжение: мы готовимся к встрече родившегося Христа. Поэтому и неслучайно, что день накануне праздника Рождества Христова - Рождественский сочельник - день самого строго поста.

2. Теперь о том, что и когда можно есть в Сочельник? Установление о том, что есть можно только "после первой звезды" нигде не прописано. Это благочестивая традиция самих верующих, ей не одно столетие, и соблюдается она в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Какую же звезду ждут верующие, чтобы, наконец, поесть? Уж точно не наградную, как Александр Васильевич Суворов в растиражированном ТВ-анекдоте. В Церкви "первая звезда" символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь - это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно отведать сочива.

Теперь вспомним, что верующие стремятся причаститься в сам праздник Рождества, на литургии в ночь с 6-го на 7-е января. По церковной традиции мы перестаем принимать пищу не менее чем за шесть часов до времени Причастия (принятая граница воздержания). То есть, если мы решили причаститься на Божественной литургии в Рождество, после 18-00 вечера мы уже ничего не едим. И кончается Рождественский пост праздничным застольем после ночной литургии, уже в сам день праздника Рождества. Кстати, в России раньше было в ходу специальное слово, обозначающее вкушение скоромной пищи по окончанию поста - слово "разговение", не правда ли, знакомое нам из классической литературы? Так вот, разговляемся мы после Рождественского поста уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией - Всенощного бдения. Понятно, что подобная строгость в еде не самоцель, а только способ уйти от нашей вечной привязанности к пище, к нашему плотскому, и включиться в напряженный ритм внутренней подготовки своей души и сердца к встрече Рождающегося Христа.

3. "В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели, - читаем у И. С. Шмелева. - Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы (сушеные абрикосы или персики)… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто - дар Христу. Ну.., будто, Он, (Младенец Христос!) на сене, в яслях". Ожидание Рождающегося Христа пронизывало весь быт Рождественского сочельника. В центре дома стояла елка, заранее украшенная звездами, под ней вертеп - игрушечное изображение пещеры, в которой родился Младенец Иисус. Заранее готовились не только рождественские подарки близким, но и вещи, деньги, провизия, выделяемые в помощь неимущим, сиротам, вдовам, обездоленным и заключенным. Благотворительность была неотъемлемой составляющей праздника Рождества Христова. Все это готовилось заблаговременно, с радостью и убеждением, что "не оскудевает рука дающего". Все это и было даром человека Христу.

4. Но главные события Рождественского сочельника, конечно, происходят в храме. Службы в этот день удивительно красивые. Пересказывать их не имеет смысла, их надо видеть, слышать, в них надо участвовать. Отметим только, что во время богослужений Рождественского сочельника читаются т. н. "царские часы", получившие свое название в связи с тем, что на них в России непременно присутствовали цари (а в Византии императоры). Читаются на богослужениях в Рождественский сочельник и пророчества, за несколько столетий предсказавшие рождение Спасителя. И все праздничные песнопения, весь ход службы, готовят нас к принятию тайны Боговоплощения, тайны Рождества Христова.

В Рождественский сочельник принято исповедоваться - с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить Родившегося Христа.

5. Поэтами замечено, что дни Рождественского сочельника и Рождества особенные - будто сама вечность, разрывая оковы обыденности, в эту Рождественскую ночь входит в нашу жизнь. Надо только открыть свое сердце чуду Рождения Христа. "Сегодня будет Рождество, весь город в ожиданье тайны…", впереди праздник.