Сурское. Часовня Николая Чудотворца на Никольской горе. Никольская гора


В Ульяновской области многие знают о «Николиной горе» - той, что находится в районном поселке Сурское, на берегу реки Суры. В майские дни празднования памяти св. Николая Угодника множество народа из Ульяновской и прилегающих областей устремляется к этой величественной горе, высоко возносящей свою вершину над спокойным, равнинным волжским пейзажем. Когда стоишь на горе, ясно ощущаешь ее необычность. Глядя вниз, на извилистую, отливающую зеркальной гладью Суру, на кажущиеся игрушечными деревья, на пролетающие над головой серые тучи, не вольно задаешься вопросом: как среди «долины ровныя» могла образоваться такая высокая гора, подчеркнуто выделяющаяся из всего окружающего, приводящая путника почти «к небу». На по мощь приходит предание.
Было время, когда Сурское было еще селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Никольская гора называлась Белой. Промзино-Городище было всего лишь сторожевым пунктом, одним из многих на пограничной линии, защищавшей от кочевников. Именно в это время явилась на Белой горе икона св.Николая Чудотворца, защитившего небольшой гарнизон Промзина-Городища от нападения громадных полчищ кубанских татар.
На вопрос, почему татары стоят перед гарнизоном и не нападают, был ответ: «Вокруг нас непроницаемая тьма, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии стоит какой-то величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на белом коне, со смертоносным копьем еще какой-то грозный юноша, готовый ринуться на нас тотчас, как только мы осмелимся сделать хоть шаг вперед. Как возможно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное явление? Мы желали бы возвратиться скорее домой, но сзади нас такой дремучий лес, которым мы и не шли сюда. Верно, за вашу землю вступился Сам Бог ваш и грозит своим мечом». Вопрошавший воин сразу узнал в старце св.Николая Чудотворца, а в юноше - св.Георгия Победоносца. Русский воин указал татарам путь, по которому они сразу же обратились в бегство. Жители Промзина-Городища видели на Белой горе и св.Николая Чудотворца, и св.Георгия Победоносца. Когда они поднялись на вершину Белой горы, конь под воином, который вел переговоры с кубанскими татарами, споткнулся и передними ногами пал на колени. С удивлением убедились промзинцы, что конь пал перед явившейся чудесным образом иконой св.Николая Угодника. Икона наполовину выглядывала из земли. Это было изображение Святителя, очень похожее на известную икону Николы Можайского.
С благоговением подняли икону промзинцы. А вскоре поставили на Белой горе часовню, в которой и хранился чудотворный образ. Несколько позже рядом с Белой горой поднялась Никольская Городищенская мужская пустынь, существовавшая до 1764 г. - до начала екатерининских реформ. Однако Никольская церковь, в которой со дня основания пустыни хранилась упомянутая икона, оставалась по-прежнему на своем месте до 1810 г., когда церковь была разобрана - река подмывала почвы. С 1810 г. чудотворная икона пребывала в Казанской церкви с. Промзина, где во имя св. Николая Угодника был освящен придел. В 1932 г. следы иконы теряются. Предположительно, она была увезена в город Самару.
Под горой есть еще «Никольский источник», известный удиви тельной целебной водой. В майский праздник Николая Чудотворца здесь идут службы, люди купаются в целительных водах. Утром прибывают все новые и новые автобусы с православными из Самарской, Пензенской, Нижегородской областей, из Чувашии, Мордовии, из южных областей России. Епископ Симбирский и Мелекесский служит литургию в храме села Сурское, а затем огромное шествие отправляется на Никольскую гору служить молебен Святителю.

Николина гора

В Ульяновской области многие знают о «Николиной горе» - той, что находится в районном поселке Сурское, на берегу реки Суры. В майские дни празднования памяти св. Николая Угодника множество народа из Ульяновской и прилегающих областей устремляется к этой величественной горе, высоко возносящей свою вершину над спокойным, равнинным волжским пейзажем. Когда стоишь на горе, ясно ощущаешь ее необычность. Глядя вниз, на извилистую, отливающую зеркальной гладью Суру, на кажущиеся игрушечными деревья, на пролетающие над головой серые тучи, не вольно задаешься вопросом: как среди «долины ровныя» могла образоваться такая высокая гора, подчеркнуто выделяющаяся из всего окружающего, приводящая путника почти «к небу». На по мощь приходит предание.

Было время, когда Сурское было еще селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Никольская гора называлась Белой. Промзино-Городище было всего лишь сторожевым пунктом, одним из многих на пограничной линии, защищавшей от кочевников. Именно в это время явилась на Белой горе икона св.Николая Чудотворца, защитившего небольшой гарнизон Промзина-Городища от нападения громадных полчищ кубанских татар.

На вопрос, почему татары стоят перед гарнизоном и не нападают, был ответ: «Вокруг нас непроницаемая тьма, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии стоит какой-то величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на белом коне, со смертоносным копьем еще какой-то грозный юноша, готовый ринуться на нас тотчас, как только мы осмелимся сделать хоть шаг вперед. Как возможно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное явление? Мы желали бы возвратиться скорее домой, но сзади нас такой дремучий лес, которым мы и не шли сюда. Верно, за вашу землю вступился Сам Бог ваш и грозит своим мечом». Вопрошавший воин сразу узнал в старце св.Николая Чудотворца, а в юноше - св.Георгия Победоносца. Русский воин указал татарам путь, по которому они сразу же обратились в бегство. Жители Промзина-Городища видели на Белой горе и св.Николая Чудотворца, и св.Георгия Победоносца. Когда они поднялись на вершину Белой горы, конь под воином, который вел переговоры с кубанскими татарами, споткнулся и передними ногами пал на колени. С удивлением убедились промзинцы, что конь пал перед явившейся чудесным образом иконой св.Николая Угодника. Икона наполовину выглядывала из земли. Это было изображение Святителя, очень похожее на известную икону Николы Можайского.

С благоговением подняли икону промзинцы. А вскоре поставили на Белой горе часовню, в которой и хранился чудотворный образ. Несколько позже рядом с Белой горой поднялась Никольская Городищенская мужская пустынь, существовавшая до 1764 г. - до начала екатерининских реформ. Однако Никольская церковь, в которой со дня основания пустыни хранилась упомянутая икона, оставалась по-прежнему на своем месте до 1810 г., когда церковь была разобрана - река подмывала почвы. С 1810 г. чудотворная икона пребывала в Казанской церкви с. Промзина, где во имя св. Николая Угодника был освящен придел. В 1932 г. следы иконы теряются. Предположительно, она была увезена в город Самару.

Под горой есть еще «Никольский источник», известный удиви тельной целебной водой. В майский праздник Николая Чудотворца здесь идут службы, люди купаются в целительных водах. Утром прибывают все новые и новые автобусы с православными из Самарской, Пензенской, Нижегородской областей, из Чувашии, Мордовии, из южных областей России. Епископ Симбирский и Мелекесский служит литургию в храме села Сурское, а затем огромное шествие отправляется на Никольскую гору служить молебен Святителю.

Владимир Мельник, г. Симбирск

В прежние времена Сурское называлось селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Николину гору тогда называли Белой горой. В 1552 году к Промзину подошли полчища кубанских татар и приготовились к переправе через реку Суру. Местный сторожевой гарнизон ожидал неминуемой гибели. Но внезапно нападавшие остановились. Вокруг них образовалась непроницаемая мгла, среди которой на Белой горе в необыкновенном сиянии появился Николай Чудотворец с изображением православного храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на коне, с копьем в руке стоял Георгий Победоносец, готовый ринуться на незваных гостей.

Татары обратились в бегство, а местные жители тут же поспешили на Белую гору. Впереди всех ехал всадник. На вершине горы его конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. Оказалось, что он стоит на коленях перед иконой святого Николая Чудотворца, скрытой в земле. Она представляла собою барельеф с выпуклым изображением святого. В одной руке его - меч, а в другой - храм. "Никола Можайский" - так именуют этот образ на Руси. Люди подняли икону и установили на Белой горе часовню, в которой и стали хранить чудотворный образ. С тех пор в канун 22 мая окрестный люд собирается на гору и славит в молитвах скорого помощника и заступника, Святителя Николая.

Позже рядом с Белой горой отстроилась Никольская Городищенская мужская пустынь. Сюда и перенесли удивительную икону. Вскоре и Белую гору окрестили Николиной или Никольской. Местные жители рассказывают, что их предки хранили образ как святыню и никак не соглашались передать его вышестоящим властям. Согласно легенде, добыть чудодейственный лик поручили сотрудникам госбезопасности,говорят, сельские мужики четверо суток стояли в дозоре, охраняя святой образ. А кэгэбэшники засаду устроили, создав иллюзию, что икону оставили в покое. Деревенским-то пахать-сеять надо. Ну и оставили свой пост, решив, что опасность миновала. Тогда чекисты украли икону и вывезли за пределы области...».

Следы иконы потерялись в 1932 году. При советской власти религиозные проявления не приветствовались. И в одно прекрасное время чиновники распорядились уничтожить Никольскую часовню. На это дело даже удалось уговорить одного из молодых трактористов-атеистов. Старожилы утверждают, что мать парня плакала и молилась о спасении души своего заблудшего сына, она просила святого Николая сохранить ему жизнь. Молодой человек пытался снести часовню с помощью трактора. Но случился обвал, машину занесло. Народ ахнул, когда трактор перевернулся и полетел с горы в пропасть. Но каково было всеобщее удивление, когда люди увидели тракториста повисшего на дереве, одиноко растущем на склоне. Парень вылетел из машины, зацепился за сучок и остался жив. «На самом деле святой Николай услышал молитвы его матери и пожалел ее», - уверены сельчане.

Николина гора по сей день считается святым местом. Здесь установили новую икону, подобную прежней, похищенной чекистами. Со всех уголков нашей страны приходят сюда люди, чтобы молить о прощении своих грехов и просить у святого Николая Чудотворца исполнить их самые сокровенные желания.

Николина гора – очень крутая. Давнее поверье гласит: кто заберется на Николину гору с мешком, наполненным камнями, тот избавится от своих грехов или исцелится от болезней. Упорно ползут с рюкзаками на плечах по страшной крутизне люди. Верят в помощь святителя Николая. Особо следует сказать о камнях. Это белые, известковой породы камни. Многие рассказывали о том, что если хорошо помолиться святителю и проявить терпение, то можешь найти камень, на котором будет ясно различим лик святого Николая Чудотворца. Особенно часто везет детям.

На горе и у источников 22 мая с самого раннего утра уже поют акафист Николаю Чудотворцу. Многие сотни людей из разных мест (на машинах и автобусах - не только ульяновские и самарские номера) собрались на праздник Николая Чудотворца. Выстроились немалые очереди за святой водой, и где священники, где миряне поют Пасхальный канон, акафист Николаю Чудотворцу и молитвы.



Явление иконы Святого Николая Чудотворца наблюдалось в с. Промзино в 1552 году. Спустя примерно около 50 лет, это в 1600 г. на Никольской горе поставлена небольшая деревянная часовня, где и поместили образ угодника. Часовня простояла свыше 200 лет. В 1820 году ее заменили новой, тоже деревянной. В 1862 году соорудили каменную. Чудотворная икона выносилась к 9 мая, для службы молебен для богомольцев.

В 1996 году была построена новая часовня, которая стоит и в настоящее время.

Дважды в год, в январе и в мае, в день св. Николая-угодника тысячи людей со всей России приходят на Никольскую гору и к святым колодцам.

Большинство из посетителей движимы одной-единственной мыслью - набрать святой воды и попросить у святого здоровья себе, родным и близким.



Если идти напрямую через лес от Николиной горы, около километра, в лесном массиве, находится святой источник Серебряный, освященный во имя Георгия Победоносца. Этот святой ключ стал почитаемым тоже очень давно, в начале прошлого века здесь уже стояла часовня. Сейчас источник обустроен. Еще два родника находятся чуть дальше, на расстоянии около двух километров от Николиной горы. Самый дальний источник был освящен сравнительно недавно и его история такова: когда на месте истинного источника освященного во имя Казанской Божией Матери (выглядел в виде маленького озерца), в советское время построили детский пионерский лагерь, некие инициаторы из Мордовии освятили другой родник, находящийся поблизости. Поскольку доступ в пионерский лагерь посторонним был запрещен, требовалось сменить место поклонения, куда можно было бы приходить за водой и молиться и получать благодать Божию. Второй источник расположен совсем рядом. К этим святым колодцам можно доехать на транспорте, от поселка ведет наезженная грунтовая дорога или если хотите насладиться местными красотами и пройтись пешком, то есть тропинка вдоль реки.

В прежние времена Сурское называлось селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Николину гору тогда называли Белой горой. В 1552 году к Промзину подошли полчища кубанских татар и приготовились к переправе через реку Суру. Местный сторожевой гарнизон ожидал неминуемой гибели. Но внезапно нападавшие остановились.

Вокруг них образовалась непроницаемая мгла, среди которой на Белой горе в необыкновенном сиянии появился Николай Чудотворец с изображением православного храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на коне, с копьем в руке стоял Георгий Победоносец, готовый ринуться на незваных гостей.

Татары обратились в бегство, а местные жители тут же поспешили на Белую гору. Впереди всех ехал всадник. На вершине горы его конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. Оказалось, что он стоит на коленях перед иконой святого Николая Чудотворца, скрытой в земле. Она представляла собою барельеф с выпуклым изображением святого. В одной руке его - меч, а в другой - храм. "Никола Можайский" - так именуют этот образ на Руси.

Люди подняли икону и установили на Белой горе часовню, в которой и стали хранить чудотворный образ. С тех пор в канун 22 мая окрестный люд собирается на гору и славит в молитвах скорого помощника и заступника, Святителя Николая.

Позже рядом с Белой горой отстроилась Никольская Городищенская мужская пустынь. Сюда и перенесли удивительную икону. Вскоре и Белую гору окрестили Николиной или Никольской. Местные жители рассказывают, что их предки хранили образ как святыню и никак не соглашались передать его вышестоящим властям.

Согласно легенде, добыть чудодейственный лик поручили сотрудникам госбезопасности, говорят, сельские мужики четверо суток стояли в дозоре, охраняя святой образ. А кэгэбэшники засаду устроили, создав иллюзию, что икону оставили в покое. Деревенским-то пахать-сеять надо. Ну и оставили свой пост, решив, что опасность миновала. Тогда чекисты украли икону и вывезли за пределы области...».

Следы иконы потерялись в 1932 году. При советской власти религиозные проявления не приветствовались. И в одно прекрасное время чиновники распорядились уничтожить Никольскую часовню. На это дело даже удалось уговорить одного из молодых трактористов-атеистов. Старожилы утверждают, что мать парня плакала и молилась о спасении души своего заблудшего сына, она просила святого Николая сохранить ему жизнь.

Молодой человек пытался снести часовню с помощью трактора. Но случился обвал, машину занесло. Народ ахнул, когда трактор перевернулся и полетел с горы в пропасть. Но каково было всеобщее удивление, когда люди увидели тракториста повисшего на дереве, одиноко растущем на склоне. Парень вылетел из машины, зацепился за сучок и остался жив. «На самом деле святой Николай услышал молитвы его матери и пожалел ее», - уверены сельчане.

Николина гора по сей день считается святым местом. Здесь установили новую икону, подобную прежней, похищенной чекистами. Со всех уголков нашей страны приходят сюда люди, чтобы молить о прощении своих грехов и просить у святого Николая Чудотворца исполнить их самые сокровенные желания.

Николина гора – очень крутая. Давнее поверье гласит: кто заберется на Николину гору с мешком, наполненным камнями, тот избавится от своих грехов или исцелится от болезней. Упорно ползут с рюкзаками на плечах по страшной крутизне люди. Верят в помощь святителя Николая. Особо следует сказать о камнях. Это белые, известковой породы камни. Многие рассказывали о том, что если хорошо помолиться святителю и проявить терпение, то можешь найти камень, на котором будет ясно различим лик святого Николая Чудотворца. Особенно часто везет детям.

На горе и у источников 22 мая с самого раннего утра уже поют акафист Николаю Чудотворцу. Многие сотни людей из разных мест (на машинах и автобусах - не только ульяновские и самарские номера) собрались на праздник Николая Чудотворца. Выстроились немалые очереди за святой водой, и где священники, где миряне поют Пасхальный канон, акафист Николаю Чудотворцу и молитвы.

Одна старушка рассказывала другой:

Я уж больно все переживала, что другие как влезут на гору, находят камешки с ликом Николушки, а мне никогда такой не попадается. И прошлый год тоже забралась на гору, помолилась. Иду - и думаю: вот, мне никогда камешек с Николушкой не найти! Гляжу - кирпичик лежит, обломок. И как ровно толкнуло меня - взяла да перевернула его. А на обратной стороне - образ Николая Чудотворца! Прямо вот и лик его виден, и одежда вся, и даже пуговки на одежде! Ну больно большой этот кирпичик-то, я думаю: отколоть, что ли, от него? Самой боязно: трону - рассыплется. Столько я об этом камешке мечтала, и загублю... И вот надо же, обкололся так, что как раз остался сам образочек Николушки, а все лишнее ровненько обломилось. Я этот кирпичик у икон положила. За год он обсох и только лучше все на нем стало видно.

Координаты: 54°29′29″N 46°43′53″E

В гости к Николаю Чудотворцу в Ульяновскую область September 19th, 2014

Чем больше мы с мужем путешествуем по России, тем больше я поражаюсь, сколько красивых мест, памятников, да просто самых настоящих чудес скрывается на первый взгляд в Богом забытых уголках нашей страны.
Еще меня удивляет, что он них мало кто знает, но туда всегда приезжают люди. И соотношение знающих посетивших примерно равное. Это я говорю в сравнении с раскрученными и популярными местами, которые у всех на слуху. Например, о существовании Великого Новгорода знает очень много людей, но далеко не все там были.
Конечно, всегда вызывает восхищение гармония природного и рукотворного, но и то, что в российской глубинке встречаются памятники, которых и в столицах не найдешь, меня не перестает удивлять.
Почти неделю назад мы вместе с мужем, отцом Николаем, о котором я уже рассказывала и , его землячкой и одноклассницей Татьяной побывали в таких вот удивительных, но мало известных местах.

Отправились мы в Ульяновскую область на могилу старца Максима Инзерского и Николину гору.
Сначала путь наш лежал на предполагаемую родину отца Максима - в село Тияпино, где он похоронен. О старце мало известно. Жил он, как свидетельствует вездесущий Интернет, приблизительно с середины ХIХ века до середины 20-х годов ХХ века. Старец обладал и даром предвидения, и даром исцеления. Почитался он и при жизни, и по сей день. Сейчас стоит вопрос о его канонизации.
Похоронен почитаемый старец у стен храма Живоначальной Троицы в Тияпино . Старец говорил, что кто три раза приедет к нему на могилу, за того будет молиться перед Господом. Поэтому на его могилке всегда есть люди. Например, мы там были не одни.

К сожалению, храм не действует и представляет собой печальное зрелище. О его былом великолепии свидетельствуют сохранившиеся росписи. Поражают и его размеры.



Храм вызвал много вопросов у тех людей, которые так же, как и мы, приехали к могилке старца. Вот тут-то мы и почувствовали наше преимущество. Мы же с батюшкой Николаем приехали. У него можно все спросить. Ну, конечно, отец Николай ответил на все вопросы.
Фото 1. Интерьер Троицкой церкви.


Фото 2. Интерьер Троицкой церкви.


Фото 3. Муж с Татьяной в интерьере Троицкой церкви.


Фото 4. Сохранившиеся росписи. Святая Ольга


Фото 5. Сохранившиеся росписи.


Фото 6. Сохранившиеся росписи. Алтарь


Фото 5. Сохранившиеся росписи.


А эти фотографии были прикреплены к стене. Меня поразила Ксения Петербуржская. Я такого образа не видела никогда.

Сразу скажу, до Тияпино от Никольска ехать далековато - 95 км (от Пензы 200). Но если вы хотите помолиться старцу, то поезжайте в село Оськино . Оно находится рядом с Инзой (около 6 км), в 42 км от Никольска. Там, в церкви Николая Чудотворца покоится глава старца.
Изначально мы не планировали посещать этот храм, да и закрыт он должен был быть. Но я мимо такого чуда проехать была не готова. Отец Николай, конечно же, на мои восторженные вопли отозвался благосклонно. Благодаря ему, мы и вошли туда.

Сама церковь нас поразила очень. Это два храма - зимний и летний - соединенные между собой. Сейчас в храме проведено отопление, и это уже не имеет значения. Церковь деревянная, хотя по проекту имитирует каменный храм. Он очень большой - вмещает до 2000 человек. Люди, приезжающие в Оськино, часто задают вопрос: «Зачем маленькому селу такой большой храм?» Его размеры - это пример дара предвидения старца Максима, который благословил строить большой храм, объясняя это так: «Совсем скоро многие православные из соседних губерний слетятся в Оськино, как эти пчелы». И, действительно, в советское время, когда храмы были закрыты, разрушены или использовались не по назначению, эта церковь осталась не оскверненной. Она тоже закрывалась, но в 1945 году было дано разрешение службы в ней проводить и верующие со всех окрестных мест сюда стекались. А это и Ульяновская, и Пензенская области и Мордовия. Вот тогда-то и были востребованы такие размеры.
Церковь эта воспринимается как чудо и уверена, что произведет впечатление на любого неверующего человека. Поразило меня, что уже около 40 лет служит в этом храме ныне архимандрит Адриан.

Совсем забыла сказать: строился храм в начале 20 века. Освящен был в 1912г. Я впервые встретила деревянную церковь, которая почти полностью выкрашена в синий цвет. А какая красота внутри - не пересказать. Я не фотографировала, но нашла на сайте sobory . ru одну фотографию, чтобы вы представили интерьер. Церковь вся расписана.


В храме много икон, написанных в 19 веке. Икон привезенных из закрытых храмов. Не буду больше ничего рассказывать. Если хотите узнать больше, читайте http://www.prav-news.ru/simbirsk/?id=46643
На Николину гору, что в с. Сурское Ульяновской области мы приехали уже ближе к вечеру. Какая же там красота!
Вот, что об этом чудесном месте рассказывает сайт http://svyato.info/ .
«В прежние времена Сурское называлось селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Николину гору тогда называли Белой горой. В 1552 году к Промзину подошли полчища кубанских татар и приготовились к переправе через реку Суру. Местный сторожевой гарнизон ожидал неминуемой гибели. Но внезапно нападавшие остановились. Вокруг них образовалась непроницаемая мгла, среди которой на Белой горе в необыкновенном сиянии появился Николай Чудотворец с изображением православного храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на коне, с копьем в руке стоял Георгий Победоносец, готовый ринуться на незваных гостей.
Татары обратились в бегство, а местные жители тут же поспешили на Белую гору. Впереди всех ехал всадник. На вершине горы его конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. Оказалось, что он стоит на коленях перед иконой святого Николая Чудотворца, скрытой в земле. Она представляла собою барельеф с выпуклым изображением святого. В одной руке его — меч, а в другой — храм. "Никола Можайский" - так именуют этот образ на Руси. Люди подняли икону и установили на Белой горе часовню, в которой и стали хранить чудотворный образ. С тех пор в канун 22 мая окрестный люд собирается на гору и славит в молитвах скорого помощника и заступника, Святителя Николая.
Речь идет об образе Николая Угодника, который так поразил меня в Арзамасе. Я об этом рассказывала