Францисканцы. Орден францисканцев -нищенствующие заказчики красоты

В истории христианства особое место занимают ордена — сообщества лиц, объединённых общей целью и особыми правилами жизни.

Когда заходит речь об орденах, то чаще всего вспоминают о «крестоносцах», или о рыцарях Ливонского ордена, разбитых Александром Невским на Чудском озере.

На самом деле «крестоносцы» являются представителями не одного, а нескольких духовно-рыцарских орденов, возникших во время Крестовых походов.

Помимо духовно-рыцарских орденов, существовали монашеские ордена, то есть сообщества монахов, члены которых соблюдали общий устав монастыря и приносили торжественные обеты. В отличие от воинствующих рыцарских орденов, монашествующие ордена посвящали время, свободное от молитв, благотворительности и помощи нуждающимся.

Ордена начали появляться во времена раннего Средневековья и продолжали образовываться вплоть до XX века, а их общее количество исчисляется десятками. Названия одних мало что говорят нашим современникам, а другие обрели, без преувеличения, мировую славу.

Орден тамплиеров

С какой целью появился: После окончания Первого крестового похода группа рыцарей во главе с французским рыцарем Гуго де Пейном учредила военно-монашеский орден, целью которого была объявлена защита пилигримов во время их паломничества по святым местам на Ближнем Востоке.

Когда создан: Орден, учреждённый в 1119 году и изначально названный «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона», был официально признан церковью 1128 году.

Чем известен: Правитель Иерусалимского королевства Балдуин II выделил рыцарям в юго-восточном крыле Иерусалимского храма, в мечети Аль-Акса, место под штаб-квартиру. С той поры орден стали называть Орденом Храма, а рыцарей — храмовниками (тамплиерами).

Благодаря удачно проведённой орденом вербовке в Европе тамплиеры, изначально не имевшие больших финансовых средств, стали обладателями больших денег и земель, переданных новобранцами. В марте 1139 года Папа Римский даже издал буллу, в которой тамплиерам разрешалось свободно пересекать любые границы, не платить налоги, а подчиняться только Папе и больше никому. Настолько вольготные условия способствовали резкому развитию «крестоносного бизнеса».

Фото: flickr.com / chris white

До 1291 года тамплиеры участвовали в сражениях на Ближнем Востоке, одновременно успешно занимаясь предпринимательской деятельностью. Но после поражений от мусульман и изгнания из Палестины они сосредоточились на торговле и ростовщичестве.

На рубеже XIII-XIV веков храмовники достигли вершины могущества. Орден обладал огромными богатствами, его должниками были сильные мира сего, включая королей.

Чрезмерное финансовое могущество тамплиеров вызывало раздражение многих. В итоге французский король Филипп IV Красивый , обвинив орден в смуте, вступил в секретные переговоры с Папой Римским Климентом V , намереваясь разрушить финансовую империю. Климент V после некоторого колебания пошёл навстречу требованиям короля. В 1307 году по приказу Филиппа Красивого начались аресты членов ордена на территории Франции. По нравам того времени, тамплиеров обвинили в ереси, отречении от Иисуса Христа и других тяжких преступлениях. Арестованных подвергали жесточайшим пыткам и добились признания ими вины. 12 апреля 1310 года пятьдесят четыре тамплиера были приговорены к сожжению на костре и казнены в предместье Парижа.

Конец истории: Несмотря на то, что нигде, кроме Франции, добиться от тамплиеров признания вины не удалось, в 1312 году Климент V своей буллой упразднил орден как обесчестивший себя. Имущество ордена было конфисковано и передано ордену госпитальеров. Свою долю получил и король Филипп IV Красивый. Последний великий магистр ордена Жак де Моле был сожжён на костре 18 марта 1314 года.

Орден госпитальеров

С какой целью появился: Ещё в 600 году по велению Папы Римского Григория Великого в Иерусалиме началось строительство госпиталя, в задачу которого входили лечение и забота о христианских пилигримах в Святой земле. Сразу после Первого крестового похода Жераром Благословенным был основан Военный странноприимный орден Святого Иоанна, задачей которого стала защита христианских паломников в Святой Земле. Первоначально деятельность ордена была сосредоточена вокруг госпиталя в Иерусалиме, что и дало организации неофициальное название «госпитальеры».

Когда создан: Образование ордена в 1113 году было утверждено буллой Папы Римского Пасхалия II .

Фото: flickr.com / Spencer Means

Наравне с тамплиерами, орден госпитальеров превратился в основную военную силу христиан на Ближнем Востоке. Во время расцвета Иерусалимского Королевства госпитальерам принадлежали 7 крупных крепостей и 140 других поселений в регионе. После падения Акры в 1291 году госпитальеры, как и другие христианские ордены, были вытеснены со Святой Земли. После недолгого пребывания в Кипрском королевстве резиденция ордена была перенесена на остров Родос. После упразднения ордена тамплиеров госпитальерам достались огромные владения «конкурентов». На Родосе госпитальеры боролись с североафриканским пиратами, а также с нарастающей активностью Османской империи. В 1522 году армия османского султана Сулеймана Великолепного захватила Родос, навсегда вытеснив с острова орден.

Экипировка госпитальеров. Фото: flickr.com / Jason Lewis

В 1530 году госпитальеры обосновались на Мальте, откуда продолжили свою борьбу с расширением владений мусульман в Средиземноморье. Но времена менялись, рыцарские ордены утрачивали могущество. Постепенно теряя владения и влияние в Европе, орден, также называемый теперь Мальтийским, просуществовал на острове до 1798 года, пока Мальта не была захвачена Наполеоном . Орден был разогнан, а часть его членов нашла убежище в России.

Беглые госпитальеры, находящиеся в Санкт-Петербурге, даже избрали российского императора Павла I великим магистром ордена. Избрание магистром православного монарха, однако, не было одобрено папой Римским, так что формально Павел I не являлся главой госпитальеров. Начиная с первой половины XIX века, орден отказался от военной составляющей, сосредоточившись на гуманитарной и благотворительной деятельности.

Конец истории: Современный Мальтийский орден имеет статус организации-наблюдателя при ООН, выдаёт собственные паспорта, печатает собственную валюту, марки и даже выдаёт автомобильные номера. Членами ордена на сегодня являются около 13 тысяч человек, из которых около 10,5 тысяч обладают его паспортами, признающимися несколькими десятками государств мира.

Тевтонский орден

С какой целью появился: Во время Третьего крестового похода армия германского императора Фридриха I Барбароссы осадила крепость Акру. Купцы из Любека и Бремена организовали полевой госпиталь для раненых крестоносцев. Король Иерусалима Ги де Лузиньян подписал хартию, по которой госпиталю было дано право организовать странноприимный дом в Акре, после того как город будет взят.

Тевтонские рыцари (Грюнвальдская Битва, 600-летие. 17 июля 2010 в Грюнвальд, Польша). Фото: Shutterstock.com

Когда создан: Папа Римский Клемент III своей буллой от 6 февраля 1191 года провозгласил госпиталь как «Тевтонское братство церкви Св. Марии Иерусалимской». Положение «освободителей Гроба Господня» на Ближнем Востоке всегда было неустойчивым. Именно поэтому военные функции возлагались в том числе и на госпитальные монастыри. 5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония преобразования госпиталя в духовный орден. В конце того же года Папа Римский Целестин издаёт буллу, которой признаётся существование монашеского Ордена Святой Марии Немецкой Иерусалимской. Окончательно преобразование госпиталя в военно-монашеский орден завершается в 1199 году, когда Папа Римский Иннокентий III закрепляет этот статус своей буллой.

Чем известен: Орден очень быстро обзавёлся собственным регулярным войском, и военные функции в его деятельности стали основными. Неожиданное «направление развития» орден, в отличие от других крестоносцев, нашёл в XIII веке в Европе. Языческое (и христианское, но не католическое) население Восточной Европы оказалось удобной целью для «крестоносцев». На завоёванных землях орден основывал свои замки, закрепляясь на этих территориях «навечно». В 1255 году на землях пруссов был основан замок Кёнигсберг.

На основании эдикта императора Священной Римской империи и буллы Папы Римского Пруссия стала владением Тевтонского ордена. Так военно-монашеский орден превратился в целое государство. Уникальное в своём роде образование оставалось влиятельным игроком на карте Европы вплоть до 1410 года, когда рыцари потерпели поражение от польско-литовских войск в битве при Грюнвальде. С этого момента начался закат ордена.

Конец истории: Формально орден, потеряв территориальные владения и влияние, просуществовал до 1809 года и был распущен во время Наполеоновских войн. Восстановление ордена произошло в 1834 году, но уже без политических и военных амбиций, речь шла лишь о благотворительности и помощи больным. Сегодня Тевтонский орден обслуживает несколько больниц и частных санаториев в Австрии и Германии. Любопытный момент — основу современного Тевтонского ордена составляют не братья, а сёстры.

Орден иезуитов

С какой целью появился: Монашеский орден иезуитов возник в период так называемой контрреформации — реформ внутри католической церкви, вызванных борьбой с Реформацией. Фактически он был «ответом» сторонников католицизма на активное распространение протестантского учения.

Когда создан: В 1534 году Игнатий де Лойола и несколько его единомышленников решили создать «Общество Иисуса», задачей которого объявлялась активная миссионерская деятельность. Устав ордена был утверждён Папой Римским в 1540 году.

Эмблема ордена иезуитов. Фото: flickr.com / Lawrence OP

Чем известен: Орден славился жёсткой военной дисциплиной: беспрекословным повиновением младших старшим. Абсолютным был авторитет главы — пожизненно избираемого генерала, подчинённого непосредственно Папе. Иезуиты стремились обратить к католической вере массы, ранее ушедшие в Реформацию или иным способом отошедшие от католицизма. Миссионерская деятельность велась также среди евреев, мусульман и язычников.

Всего за полтора первых десятилетия деятельности иезуиты обзавелись миссиями на территории от Японии до Бразилии. Продвигать свои идеи им помогала просветительская деятельность — члены ордена выступали также в качестве педагогов, преподававших различные научные дисциплины. При этом они отстаивали принцип верховенства власти Папы во всех сферах вплоть до низложения монархов, осмелившихся перечить понтифику. Данный радикализм стал одной из причин последующих гонений на иезуитов.

К середине XVIII века орден иезуитов добился большого политического влияния в различных странах Европы, а также обладания большими финансовыми возможностями. Постоянные попытки иезуитов воздействовать на политический курс европейских монархов привели к тому, что практически все страны Европы выступили за прекращение деятельности ордена.

Конец истории: 21 июля 1773 года Папа Римский Климент XIV , стремившийся нормализовать отношения с европейскими монархами, выпустил папское послание, упразднявшее орден иезуитов. Имущество подлежало конфискации в пользу светских властей. Правда, на территории некоторых стран, в том числе Пруссии и России (до 1820 года), миссии ордена продолжили своё существование.

В 1814 году Папа Римский Пий VII восстановил «Общество Иисуса» во всех его правах и привилегиях. В настоящее время иезуиты продолжают свою деятельность на территории 112 государств.

13 марта 2013 года архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо был избран . Новый понтифик, принявший имя Франциск , стал первым представителем ордена иезуитов, ставшим римским первосвященником.

Орден францисканцев

С какой целью появился: Возникновение так называемых нищенствующих орденов, к которым относится и орден францисканцев, произошло на рубеже XII-XIII веков. Причиной их появления стала необходимость в священниках, не втянутых в светские дела, презирающих светские блага и способных демонстрировать чистоту веры пастве личным примером. Кроме того, церковь нуждалась в догматиках, способных вести непримиримую борьбу с различными ересями.

Когда создан: В 1209 году Джованни , сын богатого купца из Ассизи Петра Бернардоне , ставший странствующим проповедником, объединил вокруг себя последователей и создал устав нового ордена, основанный на послушании, целомудрии и полном нищенстве. Замысел Джованни, за склонность к употреблению французского языка прозванного Франциском, одобрил Папа Римский Иннокентий III.

Чем известен: Полное отречение от земных благ и строгость в вере способствовали стремительному росту авторитета францисканцев. Уже к 1264 году генералу францисканцев были подчинены 8 тысяч монастырей и 200 тысяч монахов. К XVIII веку орден францисканцев объединял 1700 монастырей и 25 тысяч монахов. С XIII по XVI века представители ордена были духовниками большинства европейских монархов, что помогало им влиять на политику целых государств.

Существовала и «мирская» ветвь францисканцев — орден терцариев, предназначенный для светских лиц, которые пожелали бы, не покидая мира и своих обычных занятий, вести более чистый образ жизни и найти некоторым образом монастырь в своём собственном доме.

Францисканский символ. Фото: flickr.com / Alwyn Ladell

В 1256 году папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом свете и в странах Востока. Наряду со своими оппонентами в догматических вопросах доминиканцами, францисканцы были наделены функциями инквизиции, которые осуществляли в центральной Италии, Далмации и Богемии, а также в ряде провинций Франции.

Конец истории: В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.

Орден доминиканцев

С какой целью появился: Возникший в одно время с орденом францисканцев нищенствующий орден доминиканцев имел несколько иное направление деятельности. Испанец Доминго Гусман , получивший сан архидиакона в Кастилии, был возмущён ростом числа еретиков в южной Франции. Так основатель ордена стал одним из идеологов похода против альбигойцев, растянувшегося на два десятилетия и приведшего к уничтожению сотен тысяч человек, обвинённых в ереси.

Когда создан: В 1214 году Доминго Гусман, впоследствии названный святым Домиником, основал в Тулузе первую общину единомышленников. В 1216 году Папа Римский Гонорий III утвердил устав ордена.

Чем известен: Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города Европы.

Со временем главной и основной задачей ордена доминиканцев стала борьба с ересями. Основные функции инквизиции были сосредоточены в их руках. Герб ордена изображает собаку, которая несёт в пасти горящий факел, чтобы выразить двойное назначение ордена: преданно охранять веру Церкви от ереси и просвещать мир проповедью Божественной Истины.

Этот герб, а также своеобразная игра слов способствовали появлению ещё одного неофициального названия доминиканцев. Последователей Доминика также называли по-латыни Domini Canes, что значит «Псы Господни».

Витраж с символом ордена доминиканцев («Псы Господни»). Фото: flickr.com / Lawrence OP

Представителями ордена доминиканцев являлись философ и богослов святой Фома Аквинский , легендарный великий инквизитор Испании Томас Торквемада и создатель «Молота ведьм» Якоб Шпренгер . В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150 000 членов в 45 провинциях (из них 11 вне Европы). Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности.

Конец истории: Современный орден доминиканцев продолжает заниматься проповедью Евангелия, изучением наук, образование и борьбой с ересями. Правда, методы своих средневековых предшественников доминиканцы, разумеется, не применяют.

Мужская ветвь ордена сегодня насчитывает около 6000 монахов, женская — около 3700.

Г. оно было заменено другим, которое и осталось основой его устройства. Несмотря на формальное запрещение, выраженное Франциском в его завещании, это последнее правило подвергалось различным истолкованиям и дополнениям. Первоначальная община учеников Франциска вовсе не имела монашеского характера; это было соединение людей, проникнутых братскими чувствами и апостольскими идеалами; они занимались проповедью и благотворительностью, не имели постоянного местопребывания и собственности. С умножением их числа, под давлением церкви, созданы были общие и местные капитулы (собрания), должности генерального и провинциальных министров.

Местом деятельности первоначальной францисканской общины была средняя Италия , но весьма быстро братья распространяются по всем странам Европы ; в 1219 г. они появляются в Германии и Франции, в 1220 г. - в Англии , в 1228 г. - в Венгрии , вслед за тем в Бельгии , Польше , Дании , Норвегии , Исландии . Община, обращенная в орден, стала в теснейшую связь с римской курией . Последняя оказывала францисканцам неизменное покровительство при частых столкновениях их с епископами и приходским духовенством и содействовала притоку щедрых пожертвований в их пользу со стороны светского общества. Из привилегий, данных ордену, важнейшей было право проповеди и совершения таинств. Особенное значение имела францисканская проповедь , проникавшая во все слои населения и своим нравственно-практическим направлением отличавшаяся от более ученой проповеди доминиканцев. В свою очередь, францисканцы сделались верными слугами римской курии. В области религиозной они, вместе с доминиканцами, получают в свое распоряжение инквизицию над еретиками; в области политической они употребляются на борьбу с противниками пап. Деятельное участие Ф. орден принял в преследовании императора Фридриха II; немало он содействовал и приведению португальских королей к покорности римскому престолу (во второй половине XIII в.). Наконец, нищенствующие францисканцы, не имеющие, по их правилу, никакой собственности, являются и в роли собирателей всяких сборов в пользу Рима. Особенно упрочилась связь ордена и курии при Александре IV, который в столкновении парижских профессоров с нищенствующими орденами энергично принял сторону последних, осудил их главного противника, Вильгельма де Сент-Амура, и даровал им право свободного преподавания в университетах (1256) - право, коим и доминиканцы , и францисканцы воспользовались в широкой мере. Несмотря, однако, на этот тесный союз ордена и курии, среди францисканцев сохранялась группа, болезненно чувствовавшая изменения, которые обратили первоначальную общину в орден. Первоначально она стремилась лишь к тому, чтобы в возможной чистоте сохранить Ф. правило и завещание Франциска, несмотря на то, что Григорий IX признал последнее необязательным. Когда во главе ордена стал преемник Франциска, Илья Кортонский, желавший возможно больше использовать привилегированное положение ордена, обличавшие его ревнители строгого соблюдения заветов Франциска подвергались всяческим преследованиям. Особенное значение получила эта орденская партия, когда в ее среде распространились доктрины Иоахима Флорийского; образовалась целая псевдоиоахимовская литература, возвещавшая близкое осуждение церкви и переход к царству Св. Духа, где носителями благодати станут монашеские ордена, в особенности Ф. Сам Франциск Ассизский приобрел значение как бы второго Христа, принесшего людям новое откровение. Не менее охотно, чем грядущий суд над церковью, изображали псевдоиоахимисты ее настоящие недостатки, преобладание в ней светских корыстных интересов; в особенности обвиняли они пап за искажение заветов Франциска. Церковь отвечала репрессиями, всячески укрепляя власть орденских прелатов-министров и орденскую дисциплину вообще. Трактат францисканца Герардина "Введение в вечное Евангелие", представлявший собой истолкование подлинных сочинений Иоахима в духе францисканского радикализма, был предан сожжению, а автор его осужден на пожизненное заточение.

Первыми нищенствующими орденами, послужившими образцом для прочих, были ордена францисканский и доминиканский. (В XII в. возникли также ордена кармелитов и августинских отшельников, основанные оба в 1156 г., но преобразованные в нищенствующие ордена лишь веком позже: Кармелитский – папой Иннокентием IV в 1254 г., Августинский – Александром IV в 1256 г.)

Францисканский и доминиканский ордена были основаны почти одновременно, и если бы святой Франциск Ассизский пожелал, они составили бы одно целое. Своим возникновением они обязаны преимущественно двум причинам.

С одной стороны, западноевропейская паства нуждалась в руководителях, действительно наполненных духом Евангелия. Между тем в начале XIII в. белое духовенство, обогатившись более, чем это было полезно, все еще, несмотря на реформу, было более занято светскими интересами, нежели духовными делами. Черное духовенство, сосредоточенное в монастырях, которые всегда находились вне городов, в очень отдаленных местностях, было слишком изолировано от светского общества и, кроме того, также утратило чистоту нравов вследствие роста своих богатств. Таким образом, ни белое духовенство, ни монашество не могли доставлять народу необходимых руководителей. Для этого нужны были люди, которые относились бы с полным презрением к мирским благам, вели бы строгий образ жизни в кругу своих братьев и без устали проповедовали бы покаяние и самоотречение как словом, так и личным примером. Это была главная идея, вдохновившая на создание нищенствующего ордена святого Франциска.

С другой стороны, католическая вера была поколеблена опасными ересями катаров и вальденсов , которые вкрадывались в умы, придавая себе вид высшей формы христианства, и которые грозили исказить чистоту догмата. Между тем, светскому духовенству в ту эпоху, когда только начинали образовываться университеты, часто недоставало образования, необходимого для борьбы с еретиками. Что касается монашеского духовенства, то если оно и не было лишено образования, но его отдаленность от городов и склонность заниматься более богослужением, чем богословием, позволяли ему действовать лишь в исключительных случаях. Для борьбы с опасностью нужны были люди, которые в силу своего звания были бы обязаны изучать и проповедовать догму. Это была главная идея, вдохновившая на создание нищенского ордена святого Доминика . Но если эти два новых ордена несколько отличались друг от друга по своим задачам, так как францисканцы стремился более исправить нравы, а доминиканцы – веру, то, в общем, они преследовали одну и ту же цель: преобразовать светское общество. И францисканцы, и доминиканцы употребляли для этого одни и те же средства: отречение от мирских благ, чтобы быть более независимыми от условий своего времени; жизнь в городе, чтобы быть в более тесных отношениях с паствой; постоянная проповедь, чтобы распространять религиозное образование; наконец – основание «третьего ордена» (терциаров), чтобы в среде самого светского общества приобрести помощников, пропитанных их духом.

Основание ордена францисканцев

В 1209 г. Джованни, прозванный за свою склонность к употреблению французского языка Франциском, приступил к осуществлению этого плана. Родившись в 1182 г., сын богатого купца в Ассизи (в Италии) Петра Бернардоне, предназначался сначала к торговой деятельности и до 23-летнего возраста вел довольно рассеянный образ жизни. Затем, внезапно отрекшись от мира и прогнанный отцом, он стал странствовать по Востоку и Западу, питаясь подаянием, всюду проповедуя покаяние и встречая то почет, то насмешки. Когда к нему примкнуло несколько человек, увлеченных его пламенной речью, он начертал устав, основанный на послушании, целомудрии и полного нищенства (1209); таково было скромное происхождение ордена миноритов (францисканцев) . В 1212 г. Франциск своим примером и советами склонил свою соотечественницу Клару Ассизскую к пострижению; Клара вскоре собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин, которые и составили ядро ордена Бедных Кларисс (клариссинок). В течение нескольких лет число последователей св. Франциска и последовательниц св. Клары настолько увеличилось, что образовались два францисканских ордена – мужской и женский, и св. Франциск был вынужден составить для них более подробные правила. Устав нищенского ордена миноритов был утвержден в 1223 г. папой Гонорием III , который даровал этому ордену, как раньше – доминиканцам, право повсеместно проповедовать и исповедовать; устав клариссинок, составленный в 1224 г., был утвержден в 1251 г. папой Иннокентием IV. Кроме того, в 1221 г. святой Франциск, видя стремление масс вступать под его руководство, и боясь, как он говорил, лишить провинции населения, открыв им свои монастыри, прибавил к двум учрежденным ранее орденам так называемый третий орден (ordo tertius de poenitentia) – терциариев , предназначенный для светских лиц, которые пожелали бы, не покидая мира и своих обычных занятий, вести более чистый образ жизни и найти некоторым образом монастырь в своем собственном доме. Вскоре после того, как организация этих трех орденов была закончена, 4 октября 1226 г., Франциск Ассизский скончался, простершись на помосте церкви Порциункула, своего любимого местопребывания, вблизи Ассизи. Спустя два года Григорий IX причислил основателя францисканского ордена к лику святых.

Прижизненное изображение Франциска Ассизского. XIII век

Основание ордена доминиканцев

При совершенно иных обстоятельствах возник орден доминиканцев. Доминик Гусман, родившийся в 1170 г. в Калагорре, в епархии Осмы в Испании, с детства обнаруживал большое усердие в молитве и стремление к подвижнической жизни, которые должны были привести его к духовному сану. Пробыв 4 года в Валенсийском университете, он был рукоположен в священники епископом Осмы Диего и сделался каноником-иноком этого города. Прибыв в 1206 г. вместе со своим епископом во Францию, он был охвачен грустью при виде успехов альбигойской ереси в Лангедоке и решил с этого времени посвятить свою жизнь обращению еретиков. Десять лет оставался он в Южной Франции, почти один и без большого успеха борясь с ересью; но его мирный крестовый поход составлял утешительный контраст с кровавым крестовым походом , который в то же время предприняли рыцари Северной Франции. В 1215 г., после долгих размышлений он отправился в Рим и представил папе Иннокентию III свой проект основания общества проповедников, которые, подчиняясь монашескому уставу, исполняли бы те же обязанности, что и белое духовенство. Иннокентий III утвердил проект и подчинил новый ниществующий орден доминиканцев уставу св. Августина. В следующем году новый папа Гонорий III даровал Доминику и его последователям название Братьев проповедников и право повсеместной проповеди и исповеди. Около этого времени состоялось знаменитое свидание Доминика с Франциском Ассизским, на котором первый предложил слить оба их ордена в один. Святой Франциск предпочел оставить их разделенными, но святой Доминик не отказался от своего плана. На первом генеральном капитуле, который он собрал в Болонье в 1220 г., он отказался от августинского устава и принял францисканский устав в его главных чертах. Он умер в следующем году (6 августа 1221 г.), оставив второй нищенствующий орден вполне организованным и при нем такой же женский орден и третий орден для мирян. Но в окончательной форме доминиканский устав был составлен лишь в 1238 г. третьим генералом ордена святым Раймондом Пеннафортским.

Святой Доминик. Фреска XIV веке в базилики святого Доминика, Болонья

Дальнейшая история нищенствующих орденов

К этому времени оба нищенствующих ордена – францисканцев и доминиканцев – достигли уже большого распространения. С нескрываемым сочувствием встреченные массой, которая чувствовала в них большую близость к себе, чем в бенедиктинских орденах , и лучше сознавала их благодетельное влияние, они распространились по всей Европе. В 1264 г. генералу францисканцев были подчинены 8 тысяч монастырей и 200 тысяч монахов. Генерал доминиканского ордена также начальствовал над настоящей армией, всегда готовой принять миссию хотя бы в самые отдаленные страны; в 1280 г. существовал монастырь Братьев проповедников в Гренландии. Этот изумительный успех нищенствующих орденов, вначале поощряемый папством, скоро отодвинул на второй план старые монашеские ордена и не замедлил вызвать столкновение со светским духовенством и университетами. С одной стороны – светское духовенство было в высшей степени недовольно теми обширными привилегиями, которые получили нищенствующие минориты и проповедники, и иногда – как, например, Гильом де Сент-Амур в 1255 г. – горько жаловалось на незаконное отправление ими церковной службы в приходах. С другой стороны – францисканцы и доминиканцы, считая преподавание частной формой проповеди, заявили притязание на право преподавать в университетах и начали против них памятную борьбу, которая окончилась в пользу ниществующих монахов. Поддерживаемые общественным мнением и громадной известностью некоторых из своих членов, как, например, доминиканца Фомы Аквинского и францисканца Бонавентуры (оба умерли в 1274 г.), они в конце концов сосредоточили в своих руках почти все отрасли народного просвещения.

Но этот необыкновенный расцвет не мог быть продолжительным. В конце XIII в. доминиканцы и францисканцы, забыв о дружбе, соединявшей их основателей, вступают в борьбу друг с другом; мало того, в среде самих францисканцев возникают раздоры. Еще при жизни святого Франциска среди его последователей можно было различать два направления, различавшихся по степени готовности проводить в жизнь идею нищенства: ригористическое, представителем которого был сам святой Франциск, и более умеренное, во главе которого стоял Илья Кортонский, его викарий и первый преемник. Эти два направления с течением времени породили две враждебные партии, которые Бонавентуре удалось примирить во время его настоятельства, но после его смерти антагонизм между ними возобновился. В 1279 г. папа Николай III сделал бесплодную попытку вмешаться в эти раздоры, издав буллу «Exiit quiseminat», благоприятную для конвентуалов , то есть для монахов, умеренных по отношению к идее нищенства. Тогда ригористическая партия, носившая название спиритуалов , возмутилась против св. престола и, казалось, была близка к отпадению от церкви. Целестин V немедленно отделил ее от францисканского ордена и соединил с только что основанным им орденом Целестинских отшельников; но его преемник Бонифаций VIII , наоборот неустанно преследовал ее и принудил распуститься (1302).

В середине XIII века приняли обет совершенной нищеты еще два ордена: кармелитский , распространившийся по западной Европе из Палестины и конгрегация августинских пустынников, монастыри которых не имели до той поры общего управления. Новые нищенствующие ордена подучили те же привилегии, как и два первые, которые остались, однако же, могущественнее их.

Роль нищенствующих орденов в католическом мире

Нищенствующие францисканцы и доминиканцы были самыми усердными слугами папской власти, через них народы приучались признавать папу безусловным повелителем церкви. За это римские первосвященники награждали их большими привилегиями, освободили от подвластности епископам, так что они были подчинены только непосредственно папе. Те монахи прежнего времени, которые хотели соблюдать апостольскую нищету, жили пустынниками в лесах, горах или среди песчаных степей. Нищенствующие монахи францисканского и доминиканского орденов принимали самое активное участие в общественной жизни; они ходили по городам и селениям, деятельно исполняя всяческие поручения папы. Они были миссионеры, проповедники крестовых походов ; они сообщали народу те буллы об отлучении от церкви, которых не хотели обнародовать местные католические епископы; они продавали индульгенции , собирая деньги для папской казны; они были сборщики денария Петра и других налогов, шедших в папскую казну; выпрашивали пожертвования в пользу папы, были его шпионами и тайными послами. В частности доминиканцы были инквизиторами , францисканцы вращались среди простого народа и действовали главным образом как духовники. Грешники и грешницы раскрывали свою душу чужому монаху легче, нежели приходскому священнику, потому что чужой монах скоро уйдет, а свой священник будет встречаться с ними постоянно. Нищенствующие монахи вмешивались в семейные дела; францисканцы были посредниками по всяким делам для простолюдинов, с которыми масса их была близка по невысокому уровню образования. Доминиканцы держали себя более гордо, хвалились своей ученостью, овладевали профессорскими кафедрами в университетах; знаменитые католические богословы средних веков , Альберт Великий и Фома Аквинский , были доминиканцы; но и францисканцы имели великих богословов. С возникновением нищенствующих орденов значительно изменилось отношение католической церкви к народу: своей бедностью они дали ей популярность, выставили ее близкой к идеалу набожных людей. Между своими сочленами нищенствующие ордена не делали разницы между людьми знатными и незнатными, давали талантливым простолюдинам путь к достижению высших степеней католической иерархии.

Орден францисканцев был одним из самых влиятельных и могущественных в истории христианской церкви. Последователи его существуют по сегодняшний день. Орден получил название по имени своего основателя - святого Франциска. Францисканцы сыграли огромную роль мировой истории, особенно в

Цели создания монашеских орденов

Возникновение религиозных орденов произошло из-за необходимости появления священников, которых бы не затрагивали светские дела и были способны показывать чистоту веры собственным примером. Церкви были нужны догматики для борьбы с ересью во всех ее проявлениях. Сначала ордена соответствовали поставленным задачам, но постепенно, с годами, все начало меняться. Но обо всем по порядку.

Предыстория ордена

Святой Франциск Ассизский - покровитель Италии. В миру он именовался Джованни Бернардоне. Святой Франциск Ассизский - основатель ордена францисканцев. Джованни Бернардоне родился приблизительно в период с 1181 по 1182 гг. Более точная дата появления его на свет неизвестна. Изначально Франциск был ловеласом, но после череды событий в его жизни сильно изменился.

Он стал очень набожным, помогал нищим, ухаживал за больными в лепрозории, довольствовался плохой одеждой, отдавая хорошие вещи нуждающимся. Постепенно вокруг Франциска собрался круг последователей. В период с 1207 по 1208 гг. Джованни Бернардоне было основано братство миноритов. На его основе потом возник орден францисканцев.

Создание ордена

Братство миноритов существовало до 1209 г. Организация была новой для церкви. Минориты старались подражать Христу и апостолам, воспроизводить их жизнь. Был написан Устав братства. В апреле 1209 г. оно получило устное одобрение от Папы Святого Иннокентия III, который приветствовал деятельность общины. В результате официальное основание ордена францисканцев закрепилось окончательно. С этого времени ряды миноритов начали пополняться женщинами, для которых было учреждено второе братство.

Третий орден францисканцев основан в 1212 г.Он носил название "братство терциариев". Его члены должны были соблюдать аскетический устав, но могли при этом жить среди простых людей и даже иметь семью. Монашеское одеяние носилось терциариями по желанию.

Письменное утверждение существования ордена состоялось в 1223 г. папой Гонорием Третьим. Во время одобрения братства святым перед ним стояло всего двенадцать человек. Когда умер св. Франциск, община насчитывала почти 10 тысяч последователей. С каждым годом их становилось все больше.

Устав ордена св. Франциска

Устав ордена францисканцев, утвержденный в 1223 г., делился на семь глав. В первой призывалось к соблюдению Евангелия, послушанию и чистоте. Во второй объяснялись условия, которые должны выполняться желающими вступить в орден. Для этого новые послушники обязаны были продать имущество и раздать все бедным. После этого год ходить в рясе, подпоясанной веревкой. Последующая одежда разрешалась для ношения только старая и простая. Обувь надевалась лишь при необходимости.

Глава третья гласила о посте и как нести веру в мир. Перед утром францисканцы читали «Отче наш» по 24 раза, через несколько часов - 5. В один из четырех часов в день - еще по 7 раз, вечером - 12, на ночь - 7. Первый пост соблюдался от празднования Дня всех святых до Рождества. Обязательным был 40-дневный пост и многие другие. По Уставу запрещалось осуждение, ссоры и словесные схватки. Францисканцы должны были воспитывать в себе смирение, покорность, миролюбие, скромность и иные положительные качества, не умаляющие достоинство и права других людей.

Четвертая глава касалась денег. Членам ордена запрещалось брать монеты для себя или других. В пятой главе говорилось о работе. Все здоровые члены братства могли работать, но при условии соблюдения количества прочитанных молитв и времени, которое было четко для этого расписано. За работу вместо денег члены ордена могли брать лишь то, что необходимо было для собственных или братских нужд. Причем принимать заработанное обязалось смиренно и с благодарностью, даже в самых малых количествах.

Шестая глава гласила о запрете воровства и правилах сбора милостыни. Члены ордена должны были без смущения и стыда принимать подаяния, оказывать помощь другим членам братства, особенно больным и немощным.

Седьмая глава рассказывала о наказаниях, которые применялись для согрешивших. За это полагалась епитимья.

В восьмой главе описывались главенствующие братья, к которым необходимо было обращаться в решении серьезных вопросов. Также слушаться министров ордена беспрекословно. Описывалась процедура преемственности после смерти высокопоставленного брата или его переизбрания по серьезным причинам.

В девятой главе рассказывалось о запрете проповедей в епархии епископа (без его разрешения). Запрещалось это делать и без предварительного экзамена, который сдавался в ордене. Проповеди членов братства должны были быть простыми, понятными и продуманными. Фразы - короткими, но наполненными глубоким содержанием про пороки и добродетели, о славе и каре.

В десятой главе объяснялось, как нужно исправлять и увещевать братьев, нарушивших Устав. Обращаться к вышестоящим монахам следовало при малейшем колебании в вере, нечистой совести и т. д. Братьев призывали беречься от гордыни, тщеславия, зависти и т. д. Членам ордена нельзя было обучаться грамоте, а вменялась обязанность к размышлениям, а также любить врагов и молиться за тех, кто обижает.

Отдельная глава (одиннадцатая) была про посещение женских монастырей. Это было запрещено без особого разрешения. Францисканцы не имели права быть крестными отцами. Последняя, двенадцатая глава гласила о разрешении, которое должны были получить братья ордена, чтобы попробовать обращать в христианскую веру сарацинов и неверных.

В конце Устава отдельно обращалось внимание, что отменять или изменять установленные правила запрещается.

Одежда францисканцев

Одежда францисканцев началась тоже со св. Франциска. Согласно легенде, он специально обменялся с нищим одеянием. Франциск взял его невзрачное платье и, отказавшись от кушака, подпоясался простой веревкой. С тех пор каждый монах ордена францисканцев стал одеваться так же.

Названия францисканцев

В Англии они назывались «серыми братьями», по цвету платьев. Во Франции у членов ордена было название «кордельеры» из-за опоясывающей простой веревки. В Германии францисканцы именовались «босоногими» благодаря сандалиям, которые надевались на голую ногу. В Италии последователей Франциска называли «братьями».

Развитие ордена францисканцев

Орден францисканцев, фото представителей которого есть в данной статье, после смерти основателя сначала возглавлял Иоанн Паренти, затем генерал Илия Кортонский, ученик св. Франциска. Его связи и близость с учителем при его жизни помогли укрепить положение братства. Илией была создана четкая система управления, разделение ордена на провинции. Были открыты францисканские школы, развернуто строительство храмов и монастырей.

Началось возведение величественной готической базилики в Ассизи, в честь св. Франциска. Авторитет Илии укреплялся с каждым годом. На строительство и другие проекты требовались большие денежные суммы. В результате были увеличены взносы провинций. Началось их сопротивление. Это привело к тому, что Илия был отстранен от руководства братством в 1239 г.

Постепенно орден францисканцев вместо странствующего становился все более иерархичным, оседлым. Это еще при жизни претило св. Франциску, и он не только отказался от главы братства, но и в 1220 г. вовсе отошел от руководства общиной. Но так как св. Франциск дал обет послушания, то он не противился происходившим изменениям в ордене. Св. Франциск окончательно отошел от руководства братством после поездки на Восток.

Превращение ордена в монашескую структуру

Во время правления Кортонского нищенствующий орден францисканцев начал разграничиваться на два основных движения, в которых заветы св. Франциска и его отношение к соблюдению Устава и бедности понимались по-разному. Одни члены братства старались следовать правилам основателя ордена, живя в бедности и смирении. Другие начали истолковывать Устав по-своему.

В 1517 г. папа Лев Десятый официально выделил две разные группы в ордене францисканцев. Оба направления стали независимыми. Первая группа называлась обсервантами, то есть братьями-миноритами, которые строго соблюдали все правила св. Франциска. Вторая группа стала называться конвентуалами. Они несколько по-другому интерпретировали Устав ордена. В 1525 г. из братства францисканцев образовалось новое ответвление - капуцины. Они стали реформистским течением среди миноритов-обсервантов. В 1528 г. Климентом Пятым новое ответвление было признано отдельным братством. В конце XIX в. все группы обсервантов были объединены в одну, которая стала называться орденом Меньших братьев. Папа Лев Восьмой дал название этому братству «Леонианская уния».

Церковь использовала проповеди св. Франциска в своих целях. В результате братство поддерживали разные слои населения. Получалось, что орден направлялся в нужное церкви русло. В итоге основанная изначально организация превратилась в монашеский орден. Францисканцыполучили право инквизиции над еретиками. В политической области они стали бороться с противниками пап.

Доминиканцы и францисканцы: сфера образования

Ордена францисканцев и доминиканцев относились к нищенствующим. Основаны братства были почти одновременно. Но цели у них немного различались. Главной задачей было глубокое изучение теологии. Цель - подготовка грамотных проповедников. Вторая задача - борьба с ересью, несение в мир Божественной истины.

В 1256 г. францисканцам было предоставлено право преподавания в университетах. В результате орденом была создана целая система богословного образования. Это породило множество мыслителей в периоды Средневековья и Ренессанса. Во время Нового времени активизировалась миссионерская и исследовательская деятельность. Многие францисканцы начали работать во владениях испанцев и на Востоке.

Одно из направлений францисканской философии было связано с естественными и точными науками. И даже в большей мере, чем с теологией и матафизикой. Новое направление было представлено в Оксфордском университете. Первым профессором из францисканцев стал Роберт Гроссетест. Впоследствии он стал епископом.

Роберт Гроссетест был выдающимся ученым того времени. Он стал одним из первых, кто обратил внимание на необходимость применения математики во время исследования природы. Наибольшую известность профессору принесла концепция о создании мира светом.

Францисканский орден в XVIII-XIX веках

В восемнадцатом веке орден францисканцев имел приблизительно 1700 монастырей и почти двадцать пять тысяч монахов. Братство (и ему аналогичные) было ликвидировано во многих европейских государствах в период Великой и буржуазной революций девятнадцатого века. К его концу орден был восстановлен в Испании, а потом в Италии. Их примеру последовала Франция, а потом другие страны.

Характеристика ордена францисканцев до 1220 года

Орден соблюдал все правила Устава до 1220 г. В этот период последователи Франциска, облачившись в шерстяные коричневые туники и подпоясавшись простыми веревками, в сандалиях на босу ногу странствовали с проповедями по миру.

Братство старалось не только распространять христианские идеалы, но и соблюдать их, воплощать в жизнь. Проповедуя нищенство, францисканцы сами ели самый черствый хлеб, говоря о смирении, покорно выслушивали ругань и т. д. Последователи ордена сами подавали яркий пример соблюдения обетов, были фанатично преданы христианской вере.

Францисканцы в современное время

Орден францисканцев в наше время существует во многих российских и европейских городах. Занимаются пастырской, издательской и благотворительной деятельностью. Францисканцы преподают в учебных заведениях, посещают тюрьмы и дома престарелых.

В наше время для священников и братьев ордена предусмотрена и специальная программа монашеской подготовки. Сначала кандидаты проходят духовное и научное обучение. Оно состоит их нескольких этапов:

  1. Первая ступень - Постулат. Это один испытательный год, за который происходит общее знакомство с орденом. Для этого кандидаты проживают в монашеской общине.
  2. Вторая ступень - Новициат. Это период в один год, когда происходит введение кандидата в монашескую жизнь. Проводится подготовка к временным обетам.
  3. Третья ступень длится шесть лет. В этот период кандидаты получают высшее образование в области философии и богословия. Также присутствует и ежедневная духовная подготовка. На пятом году обучения приносятся вечные обеты, на шестом - рукоположение.

Ответвления ордена в современное время

Изначально существовал только первый францисканский орден, в который входили исключительно мужчины. делится сейчас на три основные ветви:

  1. Меньших братьев (в 2010 г. там числилось почти 15 000 монахов).
  2. Конвентуальных (4231 монах ордена францисканцев).
  3. Капуцинов (количество человек в этом ответвлении - почти 11 тысяч).

Заключение о деятельности ордена францисканцев

Орден францисканцев существует уже восемь веков. За этот довольно длительный период братство внесло огромный вклад не только в церковное развитие, но и в мировую культуру. Созерцательная сторона ордена прекрасно сочетается с активной деятельностью. Орден вместе с ответвлениями насчитывает почти 30 000 монахов и тысячи мирян-терциариев, которые проживают в Германии, Италии, США и многих других странах.

Францисканские монахи с самого начала стремились к аскетизму. Во время существования ордена они пережили разъединение и основание отдельных общин. Во многих были все более строгие правила. В XIX веке произошла обратная тенденция. Разрозненные общины начали объединяться. Этому немало поспособствовал папа Лев Третий. Именно он объединил все группы в одну - орден Меньших братьев.


Святой Франциск Ассизский (Francesco d"Assisi) (ок. 1181–1226), основатель ордена братьев-миноритов (францисканцев). Родился в Ассизи (Италия) ок. 1181 в семье процветающего купца. В юности отличался живым и легкомысленным нравом и готовился стать рыцарем. Однако, год, проведенный им в заточении в качестве военнопленного во время войны между Ассизи и Перуджей, а также знакомство с бедственным положением нищих и прокаженных в его родном городе навели его на глубокие раздумья и пробудили сочувствие к униженным.
В 1206 Франциск покинул дом и посвятил себя уходу за прокаженными и восстановлению заброшенных церквей в окрестностях Ассизи, в одной из которых, Порциункуле, ему и открылось его истинное призвание. 24 февраля 1209 он услышал в церкви за литургией чтение 10 главы Евангелия от Матфея и истолковал его как обращенный лично к нему призыв жить в совершенной бедности и проповедовать Евангелие. Вскоре к нему присоединились ученики. В 1210 Франциск написал краткий устав нового монашеского ордена, вместе с товарищами отправился в Рим, чтобы просить папу утвердить этот устав, и получил разрешение от папы Иннокентия III.
Число братьев-францисканцев быстро росло, и Франциск стал отправлять их по двое на проповедь в другие страны. В 1217 было учреждено несколько провинций ордена. Франциск не хотел, чтобы одни братья имели власть над другими, поэтому провинциалы ордена стали называться «министрами», т.е. «слугами» братьев. Управление орденом он со временем возложил на плечи своих кустодов (возглавлявших отдельные общины) и министров-провинциалов. В 1223 папа Гонорий III официально утвердил окончательный устав ордена.
Устав францисканцев радикально отличался от уставов ранее созданных монашеских орденов и правил, регулировавших монашескую жизнь. Франциск учил, что мир Божий и по природе и сути своей благ. С особым благоговением Франциск относился к человечеству Иисуса (именно он ввел в католический обиход устройство вифлеемских яслей на Рождество) и настаивал на том, что его орден должен подчиняться церкви и церковной иерархии. Лояльность к церкви привлекла в ряды братьев-миноритов многих людей, которых воодушевляла идея буквального исполнения евангельских заповедей и жизни в бедности, но отталкивали антицерковные братства. Эти миряне теперь могли вести жизнь в бедности и покаянии в рамках ордена как церковной организации, управляемой церковной иерархией, и даже женатые миряне, не принесшие трех монашеских обетов бедности, целомудрия и послушания, могли обрести свое место в ордене братьев-миноритов в качестве терциариев.
Основные заветы Франциска состояли в следующем: помогать ближним, подвизаясь в миру, проповедуя Евангелие и заботясь о недужных и страждущих; буквально исполнять евангельские заповеди; отказаться от всего все ради Христа: богатым – от богатства, ученым – от учености. Братья не должны были иметь денег. Если они не получали платы за свою работу одеждой и пищей, то должны были жить подаянием.
Своей популярностью орден в значительной степени был обязан личности самого Франциска, его заразительному энтузиазму, радостному умонастроению и любви, а в еще большей степени – примеру его подвижнической жизни. Его любовь простиралась на всех людей, включая мусульман, которым он проповедовал христианство, а также – на всех тварей и все творение. Животные доверяли ему, и он отвечал им любовью и почтительностью. Он вежливо попросил щебечущих птиц на рыночной площади не мешать его проповеди, а однажды обратился с проповедью к стае птиц, призвав их восславить своего Творца. Во всем он видел напоминание о Боге, и под конец своей жизни, больной и почти ослепший, сочинил Гимн брату Солнцу, песнь хвалы и благодарности Богу за все сотворенное.
Последние годы жизни Франциска были также годами мистического опыта. Кульминацией долгих размышлений Франциска о страданиях Христа стало чудесное обретение им за два года до кончины стигматов – знаков пяти ран на теле распятого Иисуса (на руках, ногах и боку). Франциск скончался на вершине своей славы, 3 октября 1226 в Порциункуле, и уже два года спустя, в 1228, его давний друг и заступник, первый «кардинал-покровитель» ордена, ставший к этому времени папой Григорием IX, торжественно канонизировал Франциска. В том же году был заложен фундамент величественной церкви, в которой должны были упокоиться его останки, а позднее верхняя церковь базилики Св. Франциска Ассизского была расписана фресками Джотто, изобразившего сцены из жития святого.

Shot at 2007-07-14
В принципе, св. Франциск не изобрел ничего, что можно было бы назвать открытием для христианства; тем не менее, роль Ассизского Бедняка в истории трудно переоценить. Его Орден практически положил начало деятельному монашеству. Его духовность наполнила содержанием искусство раннего итальянского Возрождения, и прежде всего Джотто. Его "Гимн Солнцу" стал первым стихотворением на итальянском языке, давшим толчок развитию поэзии на национальных языках и вдохновившим великого Данте.
Но, возможно, главное, что сделало личность Божия Простачка столь притягательной, - это та удивительная атмосфера любви, добра и простоты, которую он сумел создать рядом с собой при жизни, которую прекрасно передали его современники и которую ощущает, наверное, каждый, кто встречает на своем пути этого святого.


Молитва святого Франциска Ассизского

Господи, сделай руки мои свидетельством Твоего Мира.
И туда, где ненависть, дай мне принести ЛЮБОВЬ,
И туда, где обида, дай мне принести ПРОЩЕНИЕ,
И туда, где рознь, дай мне принести ЕДИНСТВО,
И туда, где заблуждение, дай мне принести ИСТИНУ,
И туда, где сомнение, дай мне принести ВЕРУ,
И туда, где отчаяние, дай мне принести НАДЕЖДУ,
И туда, где мрак, дай мне принести СВЕТ,
И туда, где грусть, дай мне принести РАДОСТЬ.

Помоги мне, Господи,
Не столько искать Утешение,
сколько утешать,
Не столько искать Понимания,
сколько понимать,
Не столько искать Любви,
сколько любить.

Ибо кто отдает - тот получает,
Кто забывает себя - вновь себя обретает,
Кто прощает - тому прощается,
Кто умирает - тот возрождается
к Вечной жизни.

Помоги же мне, Господи,
сделай руки мои
свидетельством
Твоего Мира.

Св. Франциска считают основателем трех Орденов, которые являются частью одной харизмы, совладельцами одного наследия, имеют одну и ту же цель. Находясь в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга, они движутся одним путем. При этом каждый из них имеет свою собственную, автономную историю.

Первый Орден - мужской: Франциск, отказавшись от мирских благ, увлек за собой молодых людей, своих друзей, которые пошли за ним и назвали себя Меньшими Братьями.
Второй Орден - женский: девушка благородного происхождения по имени Клара решила посвятить свою жизнь Богу по примеру Франциска; из его рук она приняла монашеское одеяние, а впоследствии основала общину сестер. По имени основательницы, монахинь Второго Ордена называют клариссами.
Третий Орден - это Францисканский Орден Мирян. Его члены остаются в миру, и Орден предлагает им форму апостольской жизни, приспособленную к их положению.

Первый Ордена имеет три ветви:
Братья Меньшие (Ordo Fratrum Minorum, сокращенно OFM), называемые также обсервантами (обсерванция - строгое соблюдение положений Устава);
Братья Меньшие Конвентуальные (Ordo Fratrum Minorum Conventualium, сокращенно OFMConv.) - то есть, "братья общины": конвент - это монашеский дом, община монахов одного монастыря);
Братья Меньшие Капуцины (Ordo Fratrum Minorum Capucinorum, сокращенно OFMCap.), получившие свое название от итальянского слова "capuccio" - капюшон.

Возникновение этих ветвей было вызвано разной интерпретацией идеалов Франциска и различной формой их осуществления и имеет свою богатую историю.

Орден в настоящее время насчитывает около четырех с половиной тысяч братьев, работающих на всех континентах. Последователей учения называют "францисканцами", а также "миноритами" (в Германии, Австрии, Венгрии), "кордильерами" (во Франции и Швейцарии) или "серыми братьями" (в Англии).

История ордена

Средние века
История Францисканского ордена начинается с момента устного утверждения Устава Папой св. Иннокентием III в 1209 г. Письменное утверждение Ордена было совершено в 1223 г. Папой Гонорием III. В год смерти св. Франциска (1226) община насчитывала уже около десяти тысяч человек.
После кончины в 1232 г. возглавлявшего Орден Иоанна Паренти, генералом Ордена стал Илия Кортонский, ученик и сотрудник Франциска, пользовался большим авторитетом среди братьев, а его обширные связи позволили ему значительно укрепить положение францисканской общины. Будучи выдающимся организатором, он создал стройную систему управления Орденом, разделив его на провинции; организовал францисканские школы; развернул широкое строительство монастырей и храмов, в том числе приступил к возведению величественной готической базилики во имя святого в Ассизи.
Уже в это время в Ордене четко обозначились два течения, по-разному понимавшие заветы Франциска, а главное - его отношение к бедности и к строгости соблюдения Устава. Внутренняя борьба этих течений, хотя и не раз омрачавшая жизнь францисканской общины, не была препятствием для исполнения их апостольства. Она принципиально отличалась от царящей в этом мире борьбы за власть и богатство, ибо это была борьба за совершенную бедность: нищие монахи все время казались себе недостаточно бедными.
В середине XIII в. положение осложнилось еще двумя обстоятельствами: распространением среди братьев апокалиптического учения Иоахима Флорского и отношением к науке и образованию. Эти проблемы были разрешены седьмым преемником св. Франциска - св. Бонавентурой, который по праву считается сооснователем Ордена.
В 1260 г. в Нарбонне св. Бонавентура провел свой первый генеральный капитул, на котором были приняты очень важные для Ордена решения, во многом предопределившие его дальнейшее развитие и получившие название "Нарбоннской конституции".
Во-первых, было осуждено чрезмерное увлечение бедностью (т.н. "zelanti"), начавшей в сознании некоторых заменять все другие добродетели; во-вторых, было поддержано развитие больших монастырских общин - "conventum", которые изымались из-под власти епископа, в епархии которого они находились. В-третьих, подчеркивалась необходимость обучения монахов и организации школ и кафедр в университетах. Однако, не все братья разделяли взгляды св. Бонавентуры и не все приняли "Нарбоннскую конституцию". Стремление к абсолютной бедности вскоре вылилось в движение "спиритуалов", которые в своем радикализме полностью отошли от Церкви и были отлучены в 1329 г. папой Иоанном XXII.
По отношению к науке и образованию, несмотря на весьма распространенное среди братьев мнение о совершенной никчемности учения для восхождения к святости, св. Бонавентура занял также твердую позицию. Он осознавал, что обучение необходимо для братьев, работающих в различных сферах апостольской деятельности, и таким образом наука заняла важную роль в жизни францисканца.
Благодаря этому, в XIII-XIV вв. Орден дал миру таких ученых и мыслителей как Александр Гэльский, св. Бонавентура, бл. Иоанн Дунс Скот, Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон, Иоанн Пэккам, Петр Оливи, Ричард Мидльтон, Раймонд Луллий, Уильям Оккам.
Уже с середины XIII в. францисканцы взошли на кафедры славнейших университетов. Ни один курс истории философии или истории науки не обходится без упоминания их имен. Но нельзя не отметить их влияния и на литературу, прежде всего на поэзию. Св. Франциск сам был поэтом, а его "Гимн Солнцу" является первым стихотворением на итальянском языке. Стихи францисканца Раймунда Луллия положили начало каталонской поэзии, а творчество брата Якопоне да Тоди (ок. 1230-1306 гг.) стало истоком творчества великого Данте. Поэт преимущественно трагический, брат Якопоне является автором известнейшего гимна "Stabat Mater" (русский перевод которого сделал Эллис), с необычайной силой передавшего драму Голгофы.
Монахи-францисканцы, выступая с кафедр университетов, не забывали и о проповеди среди простого народа. Особую известность на этом поприще получили св. Антоний Падуанский (1195 - 1231 гг.) и св. Бертольд Регенсбургский (ок. 1220-1272 гг.), своими пламенными речами собиравшие тысячи слушателей.
Проповедуя крещеным, францисканцы шли и в те земли, где не слышали или не принимали слов Евангелия. Первые миссионеры отправились на подвиг еще при жизни св. Франциска в 1217 г. Первые братья, прибывшие в Марокко, открыли длинный список францисканцев, засвидетельствовавших о Христе своей мученической смертью. Именно францисканцы положили начало мирного крестового похода в страны нехристианских религий.
Во главе первого посольства, отправленного папой Иннокентием IV в 1245 г. в глубь Азии ко двору монгольских ханов, стоял один из сподвижников св. Франциска - Джованни Плано Карпини (1182-1252 гг.). Спустя восемь лет, в 1253г., к монгольским ханам отправились двое других францисканцев - Гильом Рубрук (между 1215 и 1220 - 1293 гг.) и Бартоломей из Кремоны.
В конце XIII в. францисканцы начали проповедовать в Боснии, Сербии, Болгарии, Литве, на Руси, в Крыму, Поволжье, на Северном Кавказе и в Закавказье, в Средней Азии, в Китае и Тибете.

Разделение ордена

Уже в первые десятилетия существования Ордена в нем наметились два течения, связанные с различной интерпретацией духовного наследия св. Франциска, особенно его Устава. Течение, называемое конвентуальным, пользовалось папскими привилегиями, смягчающими требования Устава относительно бедности. Представители обсервантского направления стремились соблюдать Устав дословно, и из папских интерпретаций принимали только две: данные Николаем III в 1279 г. и Климентом V в 1312 г.
Движение обсервантов родилось в середине XIV в. одновременно и в Италии, Испании, Португалии и Франции как реакция на "гипертрофированный конвентуализм" и несоблюдение Устава. Первоначальной своей целью оно считало привести Орден к реформе примером более строгой жизни. Движение быстро развивалось: открывались обсервантские монастыри, объединявшиеся затем в провинции. В 1388 г. у обсервантов появился собственный настоятель, получивший статус викария Ордена. С тех пор обсерванты созывали собственные капитулы, а в генеральных капитулах Ордена участвовали только в исключительных случаях (напр., в Падуе в 1443 г.).
Благосклонно настроенный к обсервантам Папа Евгений IV передал им ряд конвентуальных монастырей, в том числе Кустодию Святой Земли (в 1434 г.) и монастырь на горе Верне (в 1441 г.). В 1446 г. специальной буллой "Ut sancta Ordinis Minorum religio" он предоставил обсервантам полную автономию, сохранив за генеральными настоятелями Ордена лишь почетное первенство. При этом был разрешен свободный переход конвентуалов к обсервантам, и одновременно под угрозой анафемы запрещен переход обсервантов к конвентуалам. В1447 г., также под угрозой анафемы, Папа предписал обсервантским монастырям в Испании, Франции и Германии, оставшимся под юрисдикцией конвентуалов, перейти под власть обсервантского викария.
Булла вызвала открытый протест конвентуалов, которые после смерти Папы Евгения IV настояли на снятии запрета на переход к ним обсервантов, однако не сумели добиться у Папы Николая V полной отмены документа. Отменил его, желая положить конец конфликту, Папа Каллист III в 1456 г., одновременно объявив об объединении Ордена на принципе компромисса. Однако такой выход не устроил ни одну из сторон, и в 1458 г. Папа Пий II возобновил действие буллы Евгения IV.
Обсерванты активно развивали свою деятельность благодаря благосклонности многих епископов и правителей. Часто городские власти принуждали конвентуалов покидать монастыри, а на их место приглашали обсервантов.
Генерал Ордена Эгидий Дельфини (1500-06) предпринял еще одну попытку объединения Ордена путем проведения реформы конвентуалов. Его усилия поддержал Папа Юлий II, однако отвергли обсерванты, уже не желавшие объединяться.
Между конвентуалами и обсервантами продолжала расти неприязнь, подпитываемая постоянными памфлетами с обеих сторон, что рождало явный соблазн для Церкви и всего общества. В связи с этим император Максимилиан I, а также короли Франции, Испании, Англии, Дании, Швеции, Норвегии и Польши обратились к Папе с просьбой выделить обсервантов в отдельный Орден.
В 1517 г. Папа Лев Х созвал так называемый capitulum generalissimum с участием представителей обоих францисканских направлений и других менее организованных групп и течений. Результатом капитула стала изданная 29 мая 1517 г. булла "Ite vos", подводившая черту: Орден был разделен, ревнители строгого соблюдения Устава и совершенной бедности получили свою организованную структуру, возглавляемую собственным генералом.
Таким образом появились Братья Меньшие Обсерванты и Братья Меньшие Конвентуальные. Общее название францисканцев сохранилось за обеими ветвями единого прежде Ордена.

Эпоха Реформации

Официальное разделение Ордена не положило полностью конец ни противостоянию среди францисканцев, ни неприязненному отношению к конвентуалам правителей некоторых государств. В результате в течение нескольких десятилетий прекратило свое существование несколько провинций Ордена Францисканцев.
Несмотря на все эти внутренние коллизии, перед лицом поглощавшего Европу протестантизма францисканцы сохранили верность Риму и выступили в защиту Католической Церкви.
Сложившаяся ситуация заметно ослабила Орден, который потерял четыре провинции в Германии, а также провинции в Англии, Ирландии, Шотландии, Дании и скандинавских странах.
Не менее печальные последствия имела экспансия Ислама, в результате которой было уничтожено большинство францисканских монастырей в Греции, на Кипре, в Румынии и Святой Земле.
Вместе с тем, с открытием Нового Света перед францисканцами открылись и новые горизонты миссионерства. Их миссии распространились по всей Америке: в Мексике, Перу, Эквадоре, Чили, Парагвае.
Меньшие братья, пытались охранять и спасать местных жителей от алчности и насилия колонизаторов, строили для них церкви, больницы и школы. Францисканцы были первыми исследователями ацтекских древностей, а книга Бернардина. из Сахагуна "Всеобщая история о делах Новой Испании" стала первой всеобъемлющей энциклопедией культуры этой древней цивилизации.
Францисканцы не оставляли миссионерской деятельности и на Востоке. Группа францисканцев начала проповедовать в Японии, а в 1587 г. в Нагасаки все они, вместе с монахами других орденов, приняли мученическую кончину. Большим успехом увенчалась миссия на Филиппинах, где францисканцы смогли создать коллегиумы и больницы для прокаженных.
В конце этой трудной переходной эпохи на Престол св. апостола Петра взошел конвентуальный францисканец Феликс Перетти, принявший имя Сикста V (понтификат 24.IV.1585 г. - 27.VIII.1590 г.). Это был третий папа из францисканцев после Николая IV (22.II.1288г. - 4.IV.1292 г.), преемника св. Бонавентуры в служении генералом Ордена, и Сикста IV (9.VIII.1471 г. - 12.VIII.1484 г.), знаменитого богослова, автора трактатов о Крови Христа и Непорочном Зачатии.
Сикст V был настоящим государственным деятелем: занимался развитием промышленности, открывал шелковые и шерстяные мануфактуры, отменяя обременительные пошлины и привлекая этим купцов, способствовал оживлению торговли. Сильно увеличив налоги, он в то же время резко ограничил расходы папского двора, ибо и в роскошном дворце он жил как бедный францисканский монах, а все средства направлял на широкомасштабные строительные и реставрационные работы. Он провел большой водопровод, названный по его имени "Аква феличе", воздвиг монументальный обелиск на площади св. Петра, расширил Ватиканскую библиотеку, для которой построил великолепное здание, открыл типографию. В Фермо он основал университет, а в Риме, будучи ревностным почитателем философии Серафического Доктора, создал Коллегиум св. Бонавентуры, предназначенный для обучения молодых францисканцев.

Символика

Герб

Он представляет собой две скрещенные руки: одна из них, обнаженная, принадлежит Христу, а другая, одетая в хабит, - Франциску. Этот символ выражает идею и цель францисканской духовности: подражание Христу, которое должно быть постоянным и длиться всю жизнь. Часто в нижней части герба помещается девиз: "Мир и добро".

"Pax et Bonum" - этот девиз обязяан своим существованием святому Франциску.
Во францисканской традиции этот девиз выражает основную апостольскую задачу: жизнью и словом провозглашать Евангелие, которое является источником мира и добра.

Символ "Тау"


"Тау" - буква в древнееврейском и греческом алфавитах. В книге пророка Иезекииля Господь говорит Своему ангелу: "Пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак (Тау)" (Иез 9, 4). По преданию, на IV Латеранском соборе Папа Иннокентий III сказал: "Тау - это последняя буква еврейского алфавита, а его форма в точности соответствует кресту на Голгофе, к которому еще не была прибита табличка Пилата. Те, кто будут носить "Тау" - знак покаяния и обновления во Христе - удостоятся милосердия".
Первые биографы Фрациска отмечали, что святой Франциск почитал знак "Тау" "особой любовью, часто вспоминал о нем в своих беседах и означал им те письма, которые сам писал, ведь главным его делом и было, по слову пророка, на челах людей скорбящих, воздыхающих и обращающихся ко Христу ставить знак "Тау"".
Знак "Тау" стал эсхатологическим символом обратившихся грешников.

Крест св. Дамиана

В церкви св. Клары в Ассизи хранится одна из главных францисканских реликвий - крест св. Дамиана.
Когда Франциск молился перед этим распятием в разрушенной церкви св. Дамиана, он внезапно услышал слова: "Франциск, иди и восстанови мою церковь". Исполняя волю Иисуса буквально, Франциск сначала занялся восстанавлением церкви св. Дамиана и окрестных часовен. Это стало началом его самоотверженного служения Богу и Церкви. С тех пор крест св. Дамиана символизирует францисканскую миссию духовного обновления Церкви.
Крест св. Дамиана является также иконой. Традиция таких крестов возникла в Восточной Церкви и была перенесена на территорию Умбрии сирийскими монахами. Иисус изображен с пятью ранами и в то же время - в ореоле Божественной славы. С левой стороны - фигуры Девы Марии, Матери Иисуса, и св. Иоанна, Его любимого ученика, а справа - изображения Марии Магдалины, Марии (матери Иакова) и сотника, уверовавшего, что Иисус - это Сын Божий. Выше, возле ладоней распятого Христа - фигуры Ангелов, которые прославляют тайну смерти Сына Божия. В верхней части креста - воскресший Христос, Которого радостно приветствуют Ангелы на небесах.

Францисканцы носят серый или черный хабит (монашескую рясу)и препоясываются белой веревкой с тремя узлами, которые символизируют три обета: послушания, целомудрия и бедности, - как знак всецелого посвящения себя Богу.