Логико-математические игры для старших дошкольников и заинтересованных родителей. Презентация на тему: Логико-математические игры дошкольников

«Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра — это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности».

В. А. Сухомлинский

Развивающие игры способствуют развитию:

Ø - Внимания

Ø - Мышления

Ø - Памяти

Ø - Логике

Ø - Мыслительным процессам:

· Сравнение

· Классификацию

· Обобщение

· Синтез.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Используются логико-математические игры и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Дети очень активны в восприятии задач - шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Логико - математические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени, какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки, Незнайки). Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логико-математических игр, задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, логическое мышление, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно - печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются. Но этого недостаточно для выявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников. Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. Дети редко играют в них по собственному желанию. В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Уголок занимательной математики - это специально отведенное, математически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент и помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоения которых детьми возможны на разных уровнях. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие варианты для творчества имеются в играх «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Кубики и цвет», «Кубики для всех» и др. Дети могут придумывать новые более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 - 3 наборов к игре; один и тот, же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр и творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграф с наборами фигур, счетных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составления фигур. Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи - головоломки. Кроме этого потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи - шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол) .

Назначение загадок и задач - шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация. С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например: Какая из фигур здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в пустую клетку? Игра - «Четвертый лишний». Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения.

Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.

) я заинтересовалась не спроста. Возможно, кто-то из постоянных читателей помнит мой конспект . В нём я писала, что уже в средневековье занятие на выкладывание рисунков и узоров считались очень полезными для развития детского творчества. Материал для выкладывания может быть самым различным: обычные кубики, пуговицы, лучинки, мозайки и т.п. Кубики Никитина, на мой взгляд, имеют преимущества по сравнению с другими материалами для выкладывания. При игре с ними требуется не просто положить кубик, а кроме того подобрать подходящую для рисунка грань, что усложняет задачу.

В наборе 16 одинаковых кубиков, и брошюрка со схемами. Игра заключается в выкладывании рисунков и симметричных узоров.

Каждая грань кубика имеет свою расцветку:

Таким образом из этого набора можно сложить просто невероятное количество рисунков и узоров. Мы пока практикуемся на самых простых:

В комплекте с кубиками идет содержательная брошюра. В ней очень много вариантов схем. Выкладывание рисунков по образцам всего лишь промежуточный этап занятий с этими кубиками. Основная цель — это, конечно же, заставить работать фантазию и начать придумывать собственные рисунки.


В дополнение к набору я приобрела альбом с заданиями (My-shop):





Кубики выполнены из пластика. Видно, что изначально они были синие. Красный, желтый и белые цвета приклеены сверху.

Свое знакомство с кубиками мы начали с выкладывания простейших рисунков и занятий по альбому. Сказать, что у нас случился ажиотаж с появлением кубиков Никитина, не могу. На данном этапе Яна больше любит играть в сюжетные игры, в том числе с этими кубиками. Они у неё играют роль грибов 😀 .

Палочки Кюизинера

Это многофункциональный счетный материал (My-shop). В набор входят 10 видов палочек. Каждый размер палочек выделен своим цветом. Чем больше размер палочек, тем меньше их количество. Больше всего самых маленьких палочек (белых — 25 штук), меньше всего самых больших палочек (оранжевых — 4 штуки).

Помимо обучению счета из этих палочек можно выкладывать различные узоры и рисунки. Надо отметить, что обычные счетные палочки имеют мало общего с палочками Кюизинера. Последние достаточно крупные. В поперечном сечении имеют форму квадрата, поэтому из них можно выкладывать даже объемные фигуры.

Особый интерес к этим палочкам у меня вызван изучением проверенных временем методик развития. В 19 веке педагог-новатор разработал ряд материалов для развития детей. Одним из элементов развития творчества являлось выкладывание изображений из лучинок. Когда я увидела впервые палочки Кюизинера, кубики Никитина и альбомы со схемами к ним я несказанно обрадовалась, что в настоящее время есть аналоги даров Фрёбеля. Нельзя не отметить, что современный вариант развивающих материалов более приятный и многофункциональный нежели средневековый. По палочкам Кюизинера можно изучать цвета, размеры, счет, сравнения, простейшие арифметические операции.

Кроме того, специально для палочек разработан ряд альбомов и комплектов со схемами, которые дополнительно увеличивают интерес. Мы приобрели комплект «На злотом крыльце…». Комплект замечательный, но на мой взгляд в нем мало схем для самых маленьких. Ниже несколько фото разворотов:



С палочками, как и с блоками Дьенеша, существует множество вариантов произвольных игр. Так как мы только начали своё знакомство с ними, то играем в самые простые варианты:

Вероятно, со временем у нас наберется копилка с играми для палочек. Сегодня приведу пример, как я учила Яну выкладывать домик. Обычное пошаговое повторение оказалось не интересным и в этом случае даже нельзя сказать, что домик у Яны не получался. Он у нее вообще не хотел строится, потому что все наши палочки — это «желе, которое надо кушать малышам (плюшевым игрушкам)»:oops:. Пришлось навязать свой сюжет. Для этого я использовала сказку про зайца и лису. Яне был выдан следующий реквизит: наклейка зайца, 4 синие палочки, 2 красные палочки и лист А4. Себе я взяла: 4 палочки оранжевого цвета, 2 красного цвета, наклейку с лисой и лист А4.

  1. Наклейки наклеили на центр листов. Я делала первая, Яна следом за мной.
  2. Сделали пол — каждый положил свою палочку под наклейкой.
  3. Сделали потолок — положили палочку над наклейкой.
  4. Построили стены — положили палочки по бокам.
  5. Затем построили крышку — две палочки сверху. В этот момент лицо Яны засияло от получившегося результата.

В интернете выложено большое количество игр с палочками Кюизинера рассчитанных на разные возраста. Их можно найти, введя в поисковик фразу «конспект занятий с палочками Кюизинера младшая/старшая группа «.

Математический планшет

Еще одна наша «развивашка» из разряда «все гениальное просто» — математический планшет (My-shop). Он предназначен для изучения элементарных понятий геометрии (симметрия и т.п.) и развития речи.

Игра-конструктор с молотком

Эта игра меня заинтересовала возможностью забивать «гвоздики» по-настоящему и своей творческой составляющей.
При заказе я не подумала, что такие «гвоздики» могут быть опасными для малышей, так как не видела что они из себя представляют. Когда я увидела, что «гвоздики» представляют собой силовые кнопки с круглой шляпкой, то была разочарована. Тем не менее, можно справедливо отметить, что существование безопасных гвоздиков, с возможностью забивать по-настоящему, перечит законам физики.

Поначалу игра вызвала большой интерес. Возможность забивать «гвоздики» была воспринята на «ура». Но ряд ограничений, сделанных из соображений безопасности, достаточно быстро остудил пыл к игре. Думаю, эта игра больше подходит для среднего или старшего дошкольного возраста.


В завершение

Читая посты о наших обильных «развивашках», мне часто задают вопросы об их необходимости для малышей. Хочу отметить, что наша с Яной особенность — обилие книг и «развивашек». У нас их количество растет потому, что я вижу в ней большую отдачу от наших развивающих игр. Мне доставляет большое удовольствие предлагать Яне очередное задание и наблюдать за её интересом и прогрессом. В то же время надо осознавать, что для гармоничного развития малыша содержание всех «развивашек» - дело вторичное . Первичным является эмоциональное, познавательное и разнообразное общение с мамой . Можно каждый день с малышом играть в разнообразные сюжетные игры или совершать различные прогулки с большим количеством качественных бесед и в раннем возрасте. Такое развитие в раннем возрасте будет не менее эффективно, чем большой набор «развивашек». Очень подробно на многочисленных примерах об организации правильного взаимодействия мамы с ребенком пишет .

В то же время, если речь идет о развитии дошкольника среднего и старшего детсадовского возраста , то знакомство с азами математики и развитие творчества посредством выкладывания рисунков и узоров является важными моментами. Для знакомства со многими понятиями потребуются наглядные примеры. Материалы, описанные выше, являются прекрасным вариантом для этих целей.

Всем приятного и эффективного процесса развития!

Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:

Также не забудьте подписаться на или присоединиться к группе

Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр

2.2 Логико-математические игры как средство активизации обучения математике

Интерес к математике у старших дошкольников поддерживается занимательностью самих задач, вопросов, заданий. Говоря о занимательности, мы имеем в виду не развлечение детей пустыми забавами, а занимательность содержания математических заданий. Педагогически оправданная занимательность имеет целью привлечь внимание детей, усилить его, активизировать их мыслительную деятельность. Занимательность в этом смысле всегда несет элементы остроумия, игрового настроя, праздничности. Занимательность служит основой для проникновения в сознание ребят чувства прекрасного в самой математике. Занимательность характеризуется наличием легкого и умного юмора в содержании математических заданий, в их оформлении, в неожиданной развязке при выполнении этих заданий. Юмор должен быть доступен пониманию детей. Поэтому воспитатели добиваются от самих детей доходчивого разъяснения сущности легких задач-шуток, веселых положений, в которых иногда оказываются ученики во время игр, т.е. добиваются понимания сущности самого юмора и его безобидности. Чувство юмора обычно проявляется тогда, когда находят отдельные веселые черточки в различных ситуациях. Чувство юмора, если им обладает человек, смягчает восприятие отдельных неудач в сложившейся обстановке. Легкий юмор должен быть добрым, создавать бодрое, приподнятое настроение.

Атмосфера легкого юмора создается путем включения в занятия задач-рассказов, заданий героев веселых детских сказок, включения задач-шуток, путем создания игровых ситуаций и веселых соревнований.

а) Дидактическая игра как средство обучения математики.

На уроках математики большое место занимают игры. Это главным образом дидактические игры, т.е. игры, содержание которых способствует либо развитию отдельных мыслительных операций, либо освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета. Целенаправленное включение игры повышает интерес детей к занятиям, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. В старшем дошкольном возрасте у детей сильна потребность в игре, поэтому воспитатели детского сада включают ее в уроки математики. Игра делает уроки эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения .

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей шестилетнего возраста. В них удается сконцентрировать внимание даже самых инертных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математике, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы в них: во-первых, в качестве способа выполнения игровых действий возникала объективная необходимость в практическом применении счета; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

б) Логические упражнения на занятиях математики.

Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления. Когда говорят о логическом мышлении, то имеют в виду мышление, по содержанию находящееся в полном соответствии с объективной реальностью.

Логические упражнения позволяют на доступном детям математическом материале, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.

В процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.

Чаще всего предлагаемые детям логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса старших дошкольников.

Вследствие того, что логические упражнения представляют собой упражнения в мыслительной деятельности, а мышление старших дошкольников в основном конкретное, образное, то на уроках я применяю наглядность. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяют рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий. Народные загадки всегда служили и служат увлекательным материалом для размышления. В загадках обычно указываются определенные признаки предмета, по которым отгадывают и сам предмет. Загадки - это своеобразные логические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам. Признаки могут быть разными. Они характеризуют как качественную, так и количественную сторону предмета. Для уроков математики подбираются такие загадки, в которых главным образом по количественным признакам наряду с другими находится сам предмет. Выделение количественной стороны предмета (абстрагирование), а также нахождение предмета по количественным признакам - полезные и интересные логико-математические упражнения.

в) Роль сюжетно-ролевой игры в процессе обучения математики.

Среди математических игр для детей имеются и сюжетно-ролевые. Сюжетно-ролевые игры можно обозначить как творческие. Их основное отличие от других игр заключается в самостоятельности создания сюжета и правил игры и их выполнение. Наиболее притягательную силу для старших дошкольников имеют те роли, которые дают им возможность проявлять высокие моральные качества личности: честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. Поэтому такие игры содействуют не только выработке отдельных математических навыков, но и остроты и логичности мысли. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по соответствующим правилам. Включаясь в игру, ребенок выполняет определенные правила; при этом он подчиняется самим правилам не по принуждению, а совершенно добровольно, иначе не будет игры. А выполнение правил бывает связано с преодолением трудностей, с проявлением настойчивости .

Однако, несмотря на всю важность и значение игры в процессе урока, она не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на передний план. Только тогда она будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.

В дидактике имеются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем, для развития раннего логического мышления и для подготовки детей к усвоению математики. Блоки Дьенеша представляют собой набор геометрических фигур, который состоит из 48 объёмных фигур, различающихся по форме (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники), по цвету (жёлтые, синие, красные), размеру(большие и маленькие) по толщине(толстые и тонкие).То есть, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной. В наборе даже нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. В своей практике воспитатели детских садов используют в основном плоские геометрические фигуры. Весь комплекс игр и упражнений с блоками Дьенеша - это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения - её ступеньки. На каждую из этих ступенек ребёнок должен встать. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, к ним относятся: выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а так же логические операции .

Кроме того, блоки могут закладывать в сознание детей начало алгоритмической культуры мышления, развивать у детей способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентацию.

В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине ит.д.), несколько позже по трём (цвету, форме, размеру; форме, размеру, толщине и т.д.)и по четырём свойствам(цвету, форме, размеру, толщине), при этом развивая логическое мышление детей.

В одном и том же упражнении можно варьировать правилами выполнения задания с учётом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки. Но одному ребёнку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другому - чтобы рядом не было одинаковых по форме и по цвету (оперирование сразу двумя свойствами). В зависимости от уровня развития детей можно использовать не весь комплекс, а какую-то его часть, сначала блоки разные по форме и по цвету, но одинаковые по размеру и толщине, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине и в конце полный комплекс фигур.

Это очень важно: чем разнообразней материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу действия рассуждает.

Итак, играя с блоками, ребёнок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игры с абстрактными блоками дети легко переходят к играм с реальными множествами, с конкретным материалом.

Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр, выступающее как условие успешности обучения

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения...

Дидактическая игра в системе средств обучения математике в 5-6 классах

Роль и место дидактических игр «… игры являются ценным приобретением педагогики, так как восполняют односторонний, рационалистический характер современной школы, способствуют воспитанию молодёжи, рождают чувство ответственности за других...

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики в 1 классе

Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Дидактические условия в системе обучения сочинению в начальной школе

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия...

Домашняя работа как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Как уже говорилось больше, ведущим видом деятельности для младших школьников является преподавание, потому следует находить способности повышения их энергичности в этом процессе...

Игра, как средство активизации учебно-речевой деятельности на среднем этапе

Игровые средства развития личности младших школьников

В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя...

Использование наглядных средств обучения на уроках истории

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Начиная с ранней стадии сознания и до высшей...

Логико-математические дидактические игры в работе со старшими дошкольниками

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах...

Методика использования визуальных моделей в обучении школьников решению математических задач

Основные формы внеклассных занятий по математике в начальной школе и методика их проведения

Большую роль на внеклассных занятиях по математике играют игры, главным образом дидактические. Основная их ценность в том, что они возбуждают интерес детей, усиливают эффект самого обучения. Создание игровых ситуаций приводит к тому...

Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр

Интерес к математике у старших дошкольников поддерживается занимательностью самих задач, вопросов, заданий. Говоря о занимательности, мы имеем в виду не развлечение детей пустыми забавами, а занимательность содержания математических заданий...

Ролевая игра на уроках английского языка в начальных классах

Среди всех форм работы на уроке английского языка игровые методы являются наиболее действенными для достижения цели развития потенциала личности. Желание играть - это естественная потребность любого здорового ребенка...

Роль практических заданий при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе является тесная связь обучения с трудом...

Наталья Шульженко
Картотека игровых технологий, игр, упражнений, заданий по развитию логико-математического мышления у старших дошкольников

Картотека игровых технологий , игр, упражнений , заданий

по развитию логико-математического мышления .

Воспитатель Шульженко Н. В.

Игровая технология «Палочки Кюизенера»

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета» , посвященную своему пособию.

«Палочки Кюизенера» – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете» , цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Задачи :

1. Формировать понятие числовой последовательности, состава числа.

2. Подвести к осознанию отношений «больше – меньше» , «право – лево» , «между» , «длиннее» , «выше» и мн. др.

3. Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости.

4. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

5. Развивать психические процессы : восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия , кодирование и декодирование, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.

6. Способствовать развитию детского творчества , развития фантазии и воображения, познавательной активности.

7. Развивать умение работать в коллективе.

Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.

В состав комплекта входят :

белая - число 1 - 25 штук,

розовая - число 2 - 20 штук,

голубая – число 3 - 16 штук,

красная – число 4 - 12 штук,

жёлтая – число 5 - 10 штук,

фиолетовая – число 6 - 9 штук,

чёрная – число 7 - 8 штук,

бордовая – число 8 - 7 штук,

синяя – число 9 - 5 штук,

оранжевая – число 10 - 4 штук.

Палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» подвести к пониманию различных абстрактных понятий. С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия и порядка следования чисел : 1, 2, 3 … В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер палочек, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, естественно возникающих в мышлении ребенка . Кроме этого, дети осваивают пространственные отношения (слева, направо, левее, вдоль, выше, чем и др., понятия «между» , «каждый» , «одна из.» , «какой-нибудь» , «быть одного и того же цвета» и т. д. Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников , уровню развития детского мышления . С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии у них числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число, и наоборот, число и цвет

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10.

Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство".

В каждом из наборов действует правило : чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

Этапы обучения

На первом этапе палочки используются просто как игровой материал . Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала - цвет, размер, форма

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Игровая технология блоки Дьенеша .

«Блоки Дьенеша- это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей . Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и знаками (методе моделирования, материал конечно же сложный для начала, но очень интересный, и нужный, т. к. работая с блоками необходимо думать, сравнивать, анализировать, делать выводы – развивать мыслительные навыки , логическое мышление .

Золтан Дьенеш - венгерский психолог и математик, теоретик и практик, создатель прогрессивной авторской методики – «новая математика» разработал «Логические блоки » .

Золтан Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку. Работа с Блоками Дьенеша, строится по принципу - от простого к сложному.

Логические блоки представляет собой набор из 48 логических блоков , различающихся четырьмя свойствами :

Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные

Цветом - красные, желтые, синие

Размером - большие и маленькие

Толщиной - толстые и тонкие.

Цель : Развитие познавательных , умственных и творческих способностей у дошкольников

Задачи :

- Развивать мыслительные умения : сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодирование и декодирование информации (расшифровывать)

Ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой и размером

- Развивать пространственные представления.

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

- Развивать познавательных процессов восприятия памяти, внимания, мышления

- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Формы работы с блоками :

Организованная образовательная деятельность, дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» )

Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры , логико-математические игры , дидактические игры, логические упражнения )

Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей : Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры;

В подвижных играх : (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов) ;

В сюжетно-ролевых играх : “Магазин” – деньги; “Почта” - адрес на доме; “Поезд” - билеты, места;

Методы и приемы работы с блоками :

Инструкции

Пояснения, разъяснения, указания

Вопросы

Словесные отчеты детей о выполнении задания

Контроль, оценка

Условия работы

Поощрять все усилия детей и стремление узнать новое

Избегать отрицательных оценок результатов деятельности

Сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями

Играя с блоками Дьенеша дети учатся :

1. Выполняют мыслительные процессы (анализ, сравнение, классификация, обобщение)

2. Выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие

3. Абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства

4. Обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

Вывод : Игры и упражнения с блоками позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики.

Работа по карточкам :

На карточках условно обозначены свойства блоков :

Цвет - пятно

Форма – геометрическая фигура

Размер – силуэтом домика (большой, маленький)

Толщина - контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный)

Подбирая карточки , которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.

В процессе поиска блоков со свойствами, указанных на карточках , дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки , которые "рассказывают" о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Вывод : Карточки - свойства помогают детям перейти от наглядно - образного мышления к наглядно - схематическому, а карточки с отрицанием свойств мостик - к словесно - логическому мышлению .

1 этап работы «Знакомство с блоками» :

Возраст : 3 – 4 года

Задачи :

Познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, толщиной

Дети играют с блоками, конструируют различные постройки, создают изображения в альбомах, накладывая фигуры на модели

2 этап работы с блоками «Выявление и абстрагирование свойств» :

Возраст : 4 -5 лет

Задачи : - Развивать умение выявлять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форма, размер, толщина) и абстрагировать один из них от других

-Развивать устойчивую связь между образом свойств и словом, которое его обозначает

Самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм)

Игры :

«Найди такую же фигуру»

«Найди не такую же фигуру»

«Наведи порядок»

«Кто быстрее соберет блоки»

«Волшебный мешочек»

«Собери бусы»

«Цепочка»

3 этап работы «Сравнение, классификация, обобщение»

Возраст 5 – 6 лет

Задачи :

- Развивать умения сравнивать , классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трем свойствам

- Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам

Игры :

«Второй ряд»

«Построй дорожку»

«Что изменилось»

«Какая фигура лишняя?»

«Игры с обручами»

4 этап работы «Логические действия и операции »

Возраст : 6 – 7лет

Задачи :

-Развивать умение производить логические операции «не» , «и» , «или»

- Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии определенных свойств, о предметах по их знаково-символическим обозначениям

- Развивать логическое мышление , умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее

- Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению

- Развивать умения разбивать множества по одному свойству на два подмножества производить логическую операцию «не»

Игры :

«Архитекторы»

«Логический поезд »

«Мозаика цифр»

Результаты работы :

Дети умеют использовать занимательный материал как в образовательной деятельности, так же в играх самостоятельного характера

Сформированы сенсорные эталоны; ориентировка в пространстве

Сформировано логическое мышление : умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать

Эти две игровые технологии воспринимаются детьми как отдельное занятие, так же хорошо друг друга дополняют. Поэтому рекомендуется их использовать в комплексе.

Игровая технология В . Воскобовича «Геоконт»

В народе её называют «дощечка с гвоздиками» . Действительно, на фанерном игровом поле закреплены гвоздики, на гвоздики натягиваются разноцветные резинки – паутинки и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, старшие дошкольники – по схеме образцу и словесной модели. В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кистей и пальцев, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск установление закономерностей, творчество.

На первых этапах игры, в первой младшей группе, мы с детьми учились просто натягивать резинки на гвоздики, я предлагала детям прогуляться пальчиками по красным, синим и т. д. дорожкам. Затем мы строили длинные и короткие дорожки, широкие и узкие, натягивали большой и маленький квадраты, строили дома. Во второй младшей группе я предложила детям простейшие схемы, на которых были изображены дорожки, квадрат, треугольник, прямоугольник, домик и т. д. Предлагалось детям самим придумать узор. Обязательным условием при игре является назвать форму и величину создаваемых предметов.

Игровая технология Б . П. Никитина «Сложи узор»

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин , которым дети любят давать названия. Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу : глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из кубиков. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности.

В первой младшей группе я принесла детям разноцветные кубики, мы с детьми рассмотрели их, назвали цвет каждой стороны, потом я предложила им построить длинную дорогу, башню, ворота, но со сторонами определённого цвета. Так же мы с детьми строили мебель с узором для кукол, дома с окошками и т. д. Далее я предлагаю детям простейшие схемы построения узоров, так же дети самостоятельно придумывают и создают узоры.

Игра-тренажёр со шнуровкой – для детей от 3 до 7 лет.

Цель игры : развитие у детей сенсомоторной координации, пространственного воображения, глазомера, внимания, памяти, наглядно-образного мышления , усидчивости, мелкой моторики рук, а также пополнение и обогащение словарного запаса.

Материал : в состав игры входят развивающие рамки , шнуровки, верёвочки, ленточки разного цвета, длины и толщины.

Содержание игры (краткая аннотация) : ребёнок выбирает понравившуюся развивающую рамку . Используя разные по цвету и толщине верёвочки, шнурки, ленточки, он завязывает их, развязывает , продевая шнурок в ушко кольца. Старшие дошкольники могут не только последовательно продевать шнурки через кольца, но и выполнять более сложные виды шнуровок (крест-накрест, косичкой, учиться завязывать бантики (например, игровое упражнение «Собери бабочку на праздник» ). Дополнительно можно сделать предметы или детали, которые малыш будет привязывать (например, яблоки ёжику) . По ходу игры можно закреплять счёт.

Забавные красочные персонажи, оформленные аппликацией (улитка, паук, божья коровка, бабочка, ёжик) без труда сделают обучение ребёнка радостным и увлекательным.

Во время игры старайтесь задавать ребёнку как можно больше вопросов, чтобы стимулировать его речевую деятельность. Можно сопровождать художественным словом (загадками, стихами) .

Загадки про божью коровку для маленьких детей начинаются с первого знакомства с ней со стишка : “Божья коровка лети на небо, там твои детки кушают конфетки”. Иногда ещё добавляют : “Всем по одной, а тебе ни одной”. А старшим дошкольникам можно загадать загадку или выучить стихотворение.

Игры, побуждающие ребёнка манипулировать тонкими верёвочками и шнурками : завязывать, развязывать , привязывать активно тренируют мелкую моторику рук, что является важнейшей составляющей его физического и интеллектуального развития .

Развивающая многофункциональная игра «Волшебный круг» .

Для детей от 3 до 7 лет.

Цель игры : Закрепление математических и сенсорных представлений (величина, форма, цвет, количество) и звукобуквенного анализа. Развитие внимания , зрительного восприятия, сообразительности, мыслительной операции, мелкой моторики рук.

Материал к игре : круг и вкладыши с набором карточек (в данном случае цифры и геометрические фигуры) .

Рекомендации : Наборы карточек можно использовать для игр «Найди лишнее» , «Соедини букву с картинкой » , «Соедини количество с числом» , «У какого предмета такой же цвет?» , «Найди предмет такой же формы» .

В зависимости от цели игры и возраста детей набор карточек может меняться .

Дидактическая игра «Математические цветочки» .

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста .

Цель игры : Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта; закрепление состава числа в пределах 10; развитие сообразительности , логического мышление ; закрепление цветов спектра.

Материалы к игре : Много разноцветных лепестков, на которых наклеены цифры от 1 до 10, серединки цветов с цифрами, цветные кружочки с цифрами от 0 до 10 для добавления к лепесткам, чтобы получилась нужная сумма.

Игровые действия :

Нужно составить цветочек из отдельных лепестков так, чтобы их количество соответствовало цифре, написанной на кружочке (серединке) будущего цветка. Лепестки выложить вокруг серединки по порядку, начиная с цифры 1.

Цвет серединки и цифры на лепестках окрашены в один цвет для того, чтобы дети быстрее и правильнее справлялись с заданием . Затем нужно на каждый лепесток добавить недостающую цифру, чтобы сумма на лепестке составила число, написанное на серединке цветочка.

Во время игры дети закрепляют навыки счёта в пределах 10, учатся называть числа в прямом и обратном порядке, определять пропущенное число, раскладывать число на два меньших.

Игра «Математическая рыбалка» .

Игра предназначена для детей подготовительной группы.

Цель игры :

1. Закрепить у детей умение выполнять простые арифметические действия на сложение и вычитание. Развивать внимание и сосредоточенность.

2. Словарная работа : учить отвечать на вопросы ведущего точным ответом, используя личные местоимения.

Ход игры:

Детям раздаются макеты ведерок с цифрами. Ведущий достает из коробки рыбку с написанным на боку арифметическим действием и задает вопросы . Ответы должны быть построены соответственно заданному вопросу .

Например :

Вопрос : Это чья рыбка?

Ответ : Это моя рыбка.

Вопрос : Кому достанется эта рыбка?

Ответ : Эта рыбка достанется мне.

Вопрос : В чье ведро попадет эта рыбка?

Ответ : Эта рыбка попадет в мое ведро.

Вопрос : Эта рыбка из чьего ведра?

Ответ : Эта рыбка из моего ведра.

Дети должны мысленно составить ответ на арифметическое действие на боку рыбки с номером на ведерке. Побеждает тот, у кого к концу игры рыбок окажется больше. Аналогично можно сделать игру «Собери яблочки в корзинку» или «Раз, грибок, два, грибок, полезай-ка в кузовок» .

Дидактическая игра «Числовой ряд»

Цель : закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

Ход игры : двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами до 10 . Некоторые из них встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой , открывает ее и кладет перед собой. Затем, первый играющий открывает еще одну карточку . Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им, то возвращает ее на место, а право хода передает соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой числовой ряд.

Дидактическая игра «Сладкое чаепитие»

Цель : обучение счету до 10.

Воспитатель готовит из цветного картона чайные чашки разного цвета, формы и размера, на которых наклеены цифры, а также «кусочки сахара» размером 1х1 см из белого картона , лежащие на маленьких кукольных тарелочках.

Ребенок выбирает себе чашку, не видя цифры, называет цифру и кладет в нее соответственное количество «кусочков сахара» .

Каждый раз в данной игре меняем сюжет : напоим чаем кукол, чаепитие на лесной полянке, день рождения в детском саду и т. д.

ЗАГАДКИ – ШУТКИ

…Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)

Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)

На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)

Весёлые задачи в стихах ,

1. На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один И уселся рядом с ним.

(Сколько стало щенят)

2. Сидит белка на тележке, Пальчики сжаты в кулачки, ударяем кулак о кулак

Продает она орешки : Лисичке-сестричке, Разгибаем большой пальчик

Воробью, синичке, Разгибаем указательный и средний пальчики

Мишке толстопятому Разгибаем безымянный пальчик

И заиньке усатому. Разгибаем мизинчик.

Дополни фразу :

Если песок мокрый, то.

Мальчик моет руки, потому что…

Если идет дождь…

Сегодня суббота, значит…

Наборы развивающих карточек «Умные карточки » «Учимся сравнивать» , «изучаем геометрические фигуры»

Как заниматься с ребенком по карточкам

В наборе 32 карточки : 10 карточек содержат изображения предметов с противоположными признаками и вопросы по изучаемому признаку, 20 карточек с изображениями предметов для сравнения и 2 карточки с инструкцией . Представленные в карточках противоположные признаки предметов доступны для понимания малышей и могут быть перенесены на реальные предметы.

Чтобы усвоение противоположных признаков шло эффективнее, обращайте внимание ребенка в повседневной жизни на свойства предметов. Например, говорите ему так : «Этот дом высокий, а тот низкий» , «Утром светло, а ночью темно» и т. д.

Игра «Сравни»

Возьмите карточку , на которой изображены два предмета с противоположными свойствами. Попросите ребенка сравнить эти предметы : найти, чем предметы похожи и чем различаются. Если ребенок затрудняется, помогите ему вопросами : «Это какой мяч?» , «Что произошло с этой машинкой» и т. д. Четко проговорите противоположные свойства.

Затем переверните карточку и задайте предложенные вопросы.

Попросите ребенка найти на других карточках точно такие же предметы, что и на вашей карточке , и рассказать, глядя на них, где какой предмет и чем эти предметы различаются.

На следующем этапе предложите найти карточки с другими предметами, но с тем же самым противоположным свойством.

Игра «Подбери пару»

Положите перед ребенком все карточки с одним предметом на каждой стороне. Возьмите карточку , спросите, что ребенок видит на ней. Прочитайте надпись на карточке . Попросите подобрать пару по противоположному признаку, рассматривая карточки с обеих сторон .

Обращайте внимание на речь ребенка. В случае затруднения помогайте собственными формулировками : «Это большой мяч, а это маленький мяч» , «Здесь тонкая кисточка, а тут - толстая» .

На следующем этапе предложите ребенку самому составлять пары и называть противоположные признаки.

Старайтесь , чтобы в речи ребенка были не только «большие» и «маленькие» предметы, но учите его сравнению по разным основаниям - по толщине, длине, высоте и т. д.

Лего-мозаика В. П. Новикова. Л. И. Тихонова игры на основе геометрической мозаики

С помощью геометрической мозаики дошкольники могут выкладывать различные предметы, объединяя их в сюжетную картинку . Способы выкладывания предметов могут быть самыми разнообразными, так как зависят от умственного развития ребенка , его творческой активности и, соответственно, интереса к деятельности.

Дети объясняют, какая фигура получилась, на что она похожа, из каких фигур составлена. Например, получился ромб белого цвета. Это может быть : «печенье» , «кусок пирога» , «фонарик» , «игрушка с елки» (если перевернуть фигуру) . Старшие дошкольники могут посчитать треугольники (6 шт., выделить большие и маленькие треугольники; могут подсчитать количество многоугольников (9 шт.) и четырехугольников.

Возможны разные варианты привлечения младших дошкольников к игре с геометрической мозаикой. Сама фигура -это готовый образ предмета. Следует только напрячь воображение и увидеть в квадрате, круге определенного цвета предмет или часть предмета. Например, для старших дошкольников треугольник - это ухо кошки, нос птицы или его часть, а для малышей красный треугольник - это язычок, крыша, юбка.