«Медовый, яблочный, ореховый Спас» развлечение для детей старшего дошкольного возраста. Сценарий летнего развлечения в детском саду с презентацией. Яблочный спас

Летнее мероприятие для начальной школы "Ореховый спас"

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара
Описание Сценарий могут использовать учителя начальных классов, воспитатели для проведения внеклассного мероприятия и досуга в летнем пришкольном лагере для учащихся начальной школы и среднего звена.
Цель Организация досуга учащихся.
Задачи:
- дать представление о празднике Ореховый спас
- расширить кругозор детей об орехах;
- развивать логическое мышление, познавательные способности.
- обогащать опыт ребенка, насыщать этот опыт новыми знаниями и сведениями об окружающем;
- воспитывать любовь к традициям русского народа и его культуре;
- работать над созданием сплоченного коллектива единомышленников, творческого объединения детей;

Ход мероприятия

1 Ведущий
Добрый день, ребята! 29 августа отмечается народный праздник, который у православных христиан посвящен Спасителю.Знаете ли вы что это за праздник?
(ответы детей)
Попробуйте угадать загадку:
Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину,
Из плодов он твёрже всех,
Называется...
(орех.)
Очень густо он растёт,
Незаметно он цветёт.
А когда приходит лето,
Мы едим его конфеты.
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки.
(Орешник.)


Ученица
Улетают ласточки,
Покидают нас,
И пришел ореховый,
Третий самый Спас.

Караваи новые
Подавай на стол,
Встретим осень ласково,
Спас не зря пришел!


Ученик
Третий Спас уже у нас,
Поздравляем всех людей.
Он здоровья нам припас,
Множество благих вестей.

Дай Бог крепкого здоровья,
Жить в добре всем, и с любовью.
Чтоб ценили все друг друга,
Тогда нам не страшна вьюга.
2 ведущий
Отмечается он 29 августа, а в народе Третий Спас зовется также Хлебным, Холщевым, Ореховым, Малым и, наконец, Спас на полотне. В этот день празднуется и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа в Константинополь, и начало сбора орехов, крестьяне сеют озимую рожь, а горожане начинают торговать полотнами и холстами.
Ярко и радостно гуляют на Третий спас на городских ярмарках, отмечая еще и окончание Успенского поста. В прежние годы вера была неотъемлемой частью жизни российского народа, а потому народные гулянья, чаще всего, совпадали с православными праздниками. Вот и на Хлебный спас хозяйки пекут из новой муки хлеба да пироги, добавляют в блюда свежие орехи и мед и потчуют родных и знакомых.


К этому дню в лесах созревают лесные орехи (лещина), поэтому праздник еще называют Ореховым Спасом, и обязательно готовят блюда с добавлением орехов, которыми угощают всех родных и близких.

Ученик
На исходе лета, светлым праздником
Август Хлебным Спасом завершается.
Принимай, Спаситель, благодарности,
За зерно, что в закрома ссыпается,

За хлеба, что выросли и скошены,
За вкуснейший свежий каравай!
За орехи, дар лесов таежный
Твой, За богатый чудесами край!

Ты нам помощь, друг и утешение
В самый горький или трудный час!
Ты даруешь нам свое прощение,
Наш Ореховый и Хлебный Спас!

Вознесем молитву благодарности
За всю любовь вселенскую Твою!
Раздадим детишкам много сладостей,
Послушаем, как гимн они поют!

Как Ты мудр, Господь, и как Ты милостив!
Ты нам дал волшебный дивный край!
Каждый год на землях наших вырастим
Мы богатый, щедрый урожай!

Дай нам сил, Господь, и души укрепи нам всем!
Чтоб пред злом сумели устоять,
Чтоб все враги России обессилели,
С колен чтоб встала Русь, народов мать!

В Твой светлый праздник небеса откроются –
И урожай обильный освятят!
Поля усталые туманами укроются -

Отдавши все, пусть до весны поспят.
1 Ведущий
А Ореховым Спасом в народе праздник называют потому, что с этого дня начинали собирать лесные орехи. По традиции, прежде чем всем идти на сбор орехов, в лес отправляли одну из самых уважаемых женщин в поселке.


Она собирала первый урожай, который объявляли нормой для других женщин. Затем все они шли в лес,расстилали ковры и отправлялись на поиски орехов. Добычу выкладывали на общий ковер, и начиналось настоящее гулянье - веселье, песни, пляски.


Ученик
Где орешник цвёл весной,
Там – мелькают пятки:
В одиночку и гурьбой
Носятся ребятки!

Славно трудятся дружки –
Устали не знают!
И орехами мешки
Туго набивают.

А орехов – много тут...
На всю зиму наберут!
2 Ведущий
Существуют приметы и обряды.
Молодые девушки гадали по орехам и узнавали свою судьбу на год вперед. Первый сорванный орех надо было обязательно съесть и по его вкусу определить что ждет в будущем году.
Если орех оказывался спелый и сладкий - к большой любви; горький орех - любимый будет изменять; если орех недоспел - жди важное известие; а если гнилой оказался - быть беде.
1 Ведущий
Народные приметы на Третий Спас говорят, что банные веники, которые вязали из орешника, собранного именно в этот день, способны были избавить людей абсолютно от любых болезней. Так что всем любителям попариться в бане с веничком рекомендуется сходить за орешником 29 августа, вот только нужно соблюдать одно правило: сначала следует попросить прощения у орешника, а после этого, пока будете срезать веточки, необходимо читать любую молитву. А когда срежете столько веток сколько вам нужно, то не забудьте обязательно поблагодарить лесного лекаря.


2 Ведущий
А что вы знаете об орехах?Какие они бывают?
(Ответы детей)
Ученица
Ореховая сказка

Собрались орехи на тайный совет:
Как накормить им собою весь свет?

– Казалось бы,
В мире полно
Нас везде:
И в Африке мы,
На Маньчжурской земле!

Растёт нас полно
В европейских лесах,
В Америке зреем;
Во всех мы местах!

Однако хотели бы
Многие дети
Отведать наш вкус
На огромной планете!

Поэтому, мы
Соберёмся отныне
И будем стучаться
По каждой квартире!

Уселись орехи
В большой грузовик;
Фундук сел за руль,
Укатили все вмиг!


И вот, заезжают
Они в города,
И каждый орех
Представляет себя!

– Ещё не родился
На свете пока
Вкуснее орех,
Чем орех Фундука!

– Бразильский орех
Не даст всем соврать –
Хотели бы дети
Вкус его знать!

Расплылся Миндаль
В своей сладкой истоме:
– Я даже без сладостей
Слаще всех в доме!


– Самый умный,
Конечно же, Грецкий орех,
Он всех вдохновляет
На громкий успех!


– Кокос одним видом
Ответит всегда –
Меня хватит всем
Для обеда, друзья!


Фисташки раскрылись
В улыбке весёлой:
– На нас лишь взгляни
И веселье готово!


– Маньчжурский орех
Самый мощный
Из всех:

Меня расколоть
Можно только в духовке,
Стучать бесполезно
По мощной головке!

А всё потому,
Что в маньчжурских лесах
Живу я в оч-чень
Суровых местах!

И вот, выступает
Кедровый орех:
– Я хвоею пахну,
И белый как снег!


– Кешью, словно месяц
В тумане плывёт,
И этим к себе
Привлекает народ!


И вдруг – как посыпался
С неба горох –
Арахис приводит
Детей всех в восторг!


На этой безудержной
Ноте веселья
Ореховый бал
Закружил каруселью!!!
(Бехтерев Детские Стихи)
2 Ведущий
А какие пословицы и поговорки вы знаете об орехах?
(ответы детей)
Игра "Собери пословицу"
Поиграем в игру. Я вам приготовила пословицы, но они распались на части. Помогите их соединить и получить целую.
Грех - с орех, ядро - с ведро.
Печаль в сердце что червь в орехе.
Коль не разгрызешь ореха, так и ядра не съешь.
Урожай - не орехи, два года подряд не бывает.
Ест орехи, да на зипуне прорехи.
Орехи - девичьи потехи.
У одних - даже вата шуршит, у других - и орехи не трещат.
Орех разгрысть - небольшая корысть.
Молодцы! Оказывается вы хорошо знаете пословицы и поговорки об орехах.
Игра "Белки, орехи, шишки"


Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто - орехом, кто - шишкой. Водящий один, гнезда у него нет.
Есть в этой игре еще и ведущий, который произносит слова: белки, шишки, орехи. Если он сказал белки, то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим.
Если ведущий говорит: орехи, то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом.
Водящий и ведущий могут быть разными людьми, а может обе функции выполнять один человек. Ведущим может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.
Молодцы! Все успели побывать и водящим и ведущим!
1 Ведущий
Существуют и приметы.
Приметы
С приходом Третьего Спаса осень полностью вступает в свои права. Согласно народным приметам грозовой август предвещает долгую теплую осень.

СЦЕНАРИЙ

тематической программы, посвящённой окончанию Спасовок

«ПРАЗДНИК ТРЁХ ВЕЛИКИХ СПАСОВ»

Цели мероприятия:

    духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения;

    приобщение детей и родителей к православной культуре;

    возрождение традиции празднования Спаса.

Звучит музыка, выходят скоморохи, Василиса Прекрасная и Алёна Дмитриевна.

1-й скоморох:

Вот и мы, друзья, привет!

2-й скоморох:

Веселей артистов нет!

1-й скоморох:

Всех на праздник приглашаем!

2-й скоморох:

Эх, споем и поиграем!

Василиса Прекрасная:

Добрый день, гости званые, желанные!

Рады вас видеть, дорогие наши!

Я - Василиса Прекрасная,

Лицо, как солнце ясное.

Алена Дмитриевна:

На земле родимой мы вас величаем,

Доброго здоровья от души желаем!

Я - Алена Дмитриевна,

На все выдумки очень хитрая.

Ведущий : Давайте знакомиться. Сейчас я сосчитаю до трех и каждый громко - громко выкрикнет свое имя. Раз, два, три - имя свое назови.

(Дети выкрикивают свое имя).

Алена Дмитриевна: Ну вот и познакомились !

Василиса Прекрасная : На Руси с 14 по 29 августа наступает трехнедельное время праздников –трех Спасов.
Ведущий: "Спас на воде" – Медовый спас.
2-й скоморох: "Спас на горе" – Яблочный спас.
1-й скоморох: "Спас на полотне" – Ореховый спас.

2-й скоморох: И носит название
Все: "Спасовки"...

Ведущий : А почему Первый Спас - он же "Спас на воде", он же- "Мокрый Спас" - еще и "Медовым Спасом" называют?
Алена Дмитриевна: А потому, что... (Звук пчелы. Все следят за воображаемой пчелой. Пчела садится на скомороха, только он хотел ее убить, как...)
ВСЕ. Не тронь!
1-й скоморох: Это почему?
Алена Дмитриевна: А потому, что пчела - это труженица Божья! Пчел на Руси со звездочками небесными сравнивали, а матку пчелиную - с Богородицей.

Василиса Прекрасная : Народ наделял пчелу и чистотой, и святостью. Считается, что пчела жалит только грешника. Есть поверье, что улей с пчелами никогда не бьет гром.
Алена Дмитриевна: И убить пчелу большой грех, потому что она дает воск на свечи, которые горят в церкви перед ликами Божьими...

Ведущий : В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоемы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому этот день называю "Мокрым спасом". Именно в это время вода в реке считалась целебной, поэтому до восхода солнца купались, проговаривая: «Водица-Студеница, очищала ты корни и кремни, очисти и меня, крещенного». Детям давали выпить воду и обрызгивали водой и повторяли эти слова.

(Проводиться обряд омовения водой.)

Василиса Прекрасная : А еще - на Спас молодые парни и девушки устраивают проводы лета. Водят хороводы и поют песни... Вечерами - чуть ли не до утренней зорьки - вся деревня поет-заливается!.. А после Первого Спаса не слышно уже ни одной песни...

2-й скоморох: Ну, с медовым Спасом вроде все понятно, а почему Спас на горе "Спасом яблочным" еще называют?
Алена Дмитриевна: К Спасу Преображения поспевают многие плоды и овощи...Оканчивается жатва... Со Спаса Преображения погода преображается... Второй Спас яблочком разговляется...
2-й скоморох: И только?
Василиса Прекрасная : Ну почему -"и только"! Это еще и "горохов день"! В этот день...
1-й скоморох: (перебивает ). Все ели гороховый суп, а потом вечером на танцульках такую "музыку" устраивали...
2-й скоморох: Это только у тебя гороховая музыка на уме!.. А на Руси люди выходили в поле и угощали друг друга зелеными стручками...
1-й скоморох: Уж и пошутить нельзя! Все это я и без вас знаю! Но почему Спас "яблочным" называется?
Ведущий: Это потому, что до Преображения особенно строго запрещалось есть яблоки!
Василиса Прекрасная : А с Преображения и начинались Яблочные Святки... Православные люди, в старину, приносили в храмы плоды, над которыми совершалась молитва и окропление святой водой.
Алена Дмитриевна: На Второй Спас освящают яблоки и мед... После освящения часть плодов отдавали нищим. На Второй Спас и нищий яблочко съест! Яблочный Спас считали на Руси главным праздником лета.

Василиса Прекрасная:

А вот вам веселая загадка,

Отгадка у ней очень сладка.

Начинается на «Я», и кончается на «Я»,

И на каждой ветке детки, детки тоже с буквы «Я».

(Дети отвечают.)

Алена Дмитриевна: Правильно! Это яблоня, а детки - яблоки.

Ведущий: Второй Спас - всему делу час. Плоды к этому дню зреют, а в народе еще говорят: «Второй Спас яблочко припас». С этого дня можно срывать спелые яблоки. Наступали осенины. Люди начинали готовить различные запасы на зиму. Да и не только люди, но и вся живность: комашки, пташки.

Ведущий: Да так не хочется ещё прощаться с летом. Но вернуть его хоть на миг ещё в наших силах.

Василиса Прекрасная:

Праздник яблок объявляю

Спелых, сочных, наливных,

Что на ветках поспевают.

Кто из нас не любит их!

Алена Дмитриевна:

Нужно срочно продолжать

Этот праздник, нам, ребята,

Лето красное позвать

Поскорее в гости надо!

1-й скоморох:

Лето красное позвать?

2-й скоморох:

Что гуляет по просторам?

1-й скоморох:

Ох, придется покричать

Дружно всем, да громко, хором.

2-й скоморох:

И тогда, услышав нас,

Лето явится тотчас.

Василиса Прекрасная:

Только я взмахну рукой,

Повторяйте вслед за мной:

Ждем тебя на праздник, Лето!

Приходи скорее! Где ты?

Все (хором):

Ждем тебя на праздник, Лето!

Приходи скорее! Где ты?

(Появляется Лето.)

Лето:

Кто меня побеспокоил,

Оторвал от важных дел?

Что случилось, что такое?

Василиса Прекрасная:

Яблок урожай поспел!

Лето:

А мне, ребята, интересно,

Что вам про яблоки известно?

Василиса Прекрасная:

Порадуем, ребята, мир,

Устроим яблочный турнир!

Пусть скоморохи понемногу

Мне провести его помогут.

Лето:

А тот, кто всех ответит лучше,

В награду яблочко получит.

(Василиса и скоморохи выходят вперед.)

Василиса Прекрасная:

Ну что, готовы поиграть?

Пора турнир наш начинать!

Алёна Дмитриевна:

А кто про яблочко сейчас

Стихи расскажет здесь для нас?

(Ребята читают стихи про яблоки. Каждому выступившему скоморохи вручают по яблоку).
1 – ребенок:
В это яблочное лето
Закрома полным – полны,

Солнцем радостным согреты.

Красны яблоки крупны.

2 – й ребенок:
На ладошке у ребенка

Солнце яркое лежит

Улыбаются глазенки,

Сок по пальчикам бежит.

3 –й ребенок:
Все хрустят сегодня сладко.

Унеслась далеко грусть,

Возит яблоки лошадка,

Пахнет яблоками Русь.

4 –й ребенок:
Зарево раннее – день про запас.

Небо бескрайнее – яблочный спас.

Куполом радуга – птица крестом!

Августу рады, а осень потом!

Василиса Прекрасная: А теперь мы с Алёной Дмитриевной покажем свои знания о яблоках и исполним вам частушки.

1.Пропоём для вас частушки,

Дорогая публика,

Не держитесь за карманы,

Не возьмём ни рублика.

2. Забрела в наш сад коза,

Во все стороны глаза.

Где капуста, Свекла где?

Только яблони везде.

3. Как у нашего Егора

Стал животик, как пригорок.

Он сто яблок одолел,

Но и это не предел.

4. Братец мой по кухне рыщет.

Он пирог из яблок ищет,

Ну, а мне то, что за дело,

Я его давно уж съела.

5. До чего Артём пригож,

Он на яблочко похож,

Иль на крендель сдобный,

Жаль, что не съедобный.

6. Вот и грозы отгремели,

В саду яблоки поспели

Закрома полным – полны,

Красны яблоки крупны.

7. Обойди весь белый свет,

А вкуснее яблок нет.

Витаминов в них полно –

Это знают все давно.

8. Мы частушки пели вам,

Пели и старались

Не дадут ли яблок нам?

Мы проголодались.

Лето:

Всё знают! Молодцы, ребята,

Тягаться с вами трудновато.

Солнышко:

Нам с вами очень интересно.

Вам всё, друзья, про всё известно.

Только лету с этого дня,

Уходить от нас пора. (Лето уходит).

Алена Дмитриевна :

Наш яблочный турнир на славу,

Друзья, сегодня удался!

Все победители по праву,

Кто лучше, и сказать нельзя!

Василиса Прекрасная: Раньше, проглатывая на Яблочный Спас первый кусочек яблока, загадывали «спасовое» желание. Оно обязательно должно было исполниться. Давайте и мы попробуем яблочки и загадаем желание. Откусывая яблочко, приговаривали:
«Что загадано - то надумано!

Что надумано - то сбудется!
Что сбудется - не минуется!"

(Все повторяют и откусывают яблоки.)

2-й скоморох: Люди добрые! Про Медовый и Яблочный Спасы я все понял! А какой еще есть Спас?
Алена Дмитриевна: А Третий Спас - это "Спас Ореховый"!
Василиса Прекрасная: Он же - "Спас Хлебный"!
Алена Дмитриевна: Он же - "Спас Холщовый"! Василиса Прекрасная: К этому дню - по народной традиции – полагалось успеть дожать последний сноп в озимом поле...

Алена Дмитриевна: Последний сноп - так же как и первый - считался
магическим...Его сохраняли до Нового года...Он символизировал благополучие дома.
Василиса Прекрасная: В этот день земля - именинница. Нельзя ни копать, ни рыть ямы, ни пахать... Люди задабривали ее ласковым словом и подношениями...А еще в этот день хозяйки домов провожали своих мужей на поля с хлебом и солью... И этот хлеб считался целебным. Отведайте и вы, гости дорогие нашего хлеба с солью.

(Всех угощают хлебом).

Алена Дмитриевна: На последний Спас открывались повсеместно ярмарки, начинались гулянья, и всегда было много смеха и музыки. Русская песня… в ней могучей, раздольно-глубокой, более, чем где-либо развертывается духовная сила народа – стихийная сила.
Василиса Прекрасная: Песня – сердце народа. Песня всегда была главным действующим лицом на всех народных праздниках. И на нашем празднике она не забыта.
(Исполняется русская народная песня.)

Алена Дмитриевна:

Пусть веселья поток разольется!

Пусть самый серьезный сегодня смеется!

Пусть счастья улыбки сияют на лицах!

Пусть каждый танцует и веселится!

Василиса Прекрасная:

Заглянули в старину мы

Может быть не до конца.

Праздник Трёх Великих Спасов

Всем затронул нам сердца.

Алена Дмитриевна:

Всех не спеть частушек, песен,

Добрых слов всех не сказать.

Край полтавский наш чудесный,

Как и вся Россия – Мать!

Аппликация- квилинг «Натюрморт» выполнила учащаяся 4 класса Герасимук Марина

Ф
рагмент выставки рисунков, посвящённой Трём Великим Спасам

Ф
рагмент из постановки сказки-пьесы «Стрекоза и Муравей»

У
частники мероприятия исполняют

русскую народную песню «Жили у бабуси»

С
ожжение символического чучела


В августе все православные люди празднуют три великих праздника – три Спаса. Медовый, Яблочный и Хлебный спас величают одним общим названием – Спасовки. А длятся Спасовки с 14 по 29 августа.

В это время по всей православной земле проходят красочные ярмарки и фестивале, люди активно посещают церкви, освящая там фрукты, мёд, орехи.

14 августа отмечают первый Спас – Медовый, он же Мокрый Спас, он же Спас на воде, он же Маковый Спас или Маккавей. В каждом регионе этот праздник величают по-разному. В этот день освящают воду, а также мёд и мак, собранные в новом урожайном году. В это время ещё шёл сбор урожая, поэтому этот праздник проходил скромно, без шумных гуляний. На медовый Спас было принято помогать бедным или вдовам с сиротами.

19 августа православные люди отмечали самый главный Спас – Яблочный. До наступления этого праздника запрещалось есть яблоки. Зато 19 августа столы ломились от угощений из яблок.

29 августа наступал третий Спас – Ореховый Спас, или Хлебный. Про этот Спас говорили: «Третий Спас хлеба припас».

Верующие на каждый Спас ходят в церковь, освещают мёд, яблоки, орехи, воду, хлеб. Но, чтобы в доме по-настоящему почувствовался праздник, на столе должны стоять вкусные праздничные блюда.

Но почему этот день в народе больше известен как Медовый Спас? С сельскохозяйственной точки зрения все просто: наши предки давно заметили, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов, поспевает мед нового урожая. В это время подрезали (заламывали) пчелиные соты - не только потому, что они полны, но и существовало поверье, что иначе соседские пчелы выкрадут мед из улья.

Много веков назад возник обычай 14 августа вместе с водой освящать и медовые соты. Прекрасная связь дохристианских и христианских традиций, но человек, считающий себя православным, должен понимать, кого он за этот мед благодарит - некую «высшую силу» или Бога. Что есть мед - лакомство или воплощение Божьей благодати? Что делать с освященным медом - нести из храма домой, как из волшебного магазина, или, как было принято на Руси, «первый сот» отдавать сиротам, вдовам, больным? Если в вашем окружении таковых никак нет, священники советуют оставлять первый освященный мед в церкви - весь или хотя бы его часть. Именно этой жертвой освящается весь урожай.

Редко, но Медовый Спас еще называют Макавеем или Маковым. Русский народ по-своему соединил день памяти иудейских мучеников Маккавеев и аграрные явления. К началу августа поспевает не только мед, но и мак. Так что церковный праздник переименовали в Макавей и готовили в этот день всяческие кушания с маком: маковое молочко (мак, растертый с медом), маканцы и мачники - постные пироги, пряники, рулеты…

Кстати, в этот же день совершается освящение лекарственных трав. Но если относиться к этим традициям как к магическим обрядам, вряд ли выйдет что-то путное для души.

19 августа - Преображение Господне, Яблочный Спас

Второй Спас, Спас-Преображение, Спас-на-Горе - все эти старинные названия великого праздника Преображения Господня затмил Яблочный Спас. Хотя главное в этот день все-таки не яблоки.

Когда-то духовная значимость этого события была понятна даже простым людям, читавшим Евангелия. Его подробно и очень похоже описывают Матфей, Марк и Лука: явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками, Петром, Иаковом и Иоанном, во время молитвы на горе Фавор в Галилее. Там во время молитвы Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет»… И был голос из облака: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Согласно толкованию Евангелий, это событие произошло в феврале, но в православном календаре празднование перенесено на 6 (19) августа, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. Великому празднику Преображения посвящены многочисленные соборы и церкви по всей России. В праздник день в храмах совершается литургия, цвет одежд священников всегда белый, символизирующий божественный фаворский свет Преображения, способный рассеять мрак человеческого отчаяния и страха перед одиночеством и смертью.

Традиция благословения плодов на праздник Преображения очень древняя: в это время в Иерусалиме и - шире - в Средиземноморье созревает виноград, который считается одним из образов Христа. В российских широтах винограда мало, зато в августе повсеместно плодоносят яблони… В соответствии с Богослужебным уставом, яблоки и другие плоды после освящения разрешается употреблять в пищу. Освящение плодов проводится в конце праздничной литургии, на которой должен присутствовать (и осмысленно в ней участвовать) каждый верующий.

А когда-то в праздник Преображения в церковь приносили не только яблоки, но и колосья, и семена нового хлеба (к этому времени на полях заканчивалась жатва). Освященные зерна сберегались к началу посевов.

Сегодня уже забылась поговорка «На второй Спас и нищий яблочко съест». А ведь это была прекрасная народно-христианская традиция, на Спас-Преображение делиться плодами урожая с неимущими. Говорят, обычай соблюдался так строго, что если кто-то не совершал это доброе деяние, о таком человеке говорили: «Не дай, Боже, иметь с ним дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!».

29 августа - Хлебный Спас

Третий Спас, Малый Спас, Спас на полотне, Холщовый Спас, Хлебный, Ореховый… Хлебный - потому что в этот день выпекают хлеб и пироги из нового урожая зерна, а освященный в церкви хлеб становится главным блюдом на праздничном столе. Ореховый - потому что к этому времени созревают лесные орехи (лещина), их можно собирать. Крестьянская мудрость, вложенная в эти названия праздника, в современном мире уже плохо считывается. Так же забылось, откуда взялось название «Холщовый» - холстами и полотнами в этот день уже давно не торгуют…

Спас Малый - потому что праздник в честь перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа относится к малым церковным праздникам. Но особое почитание этого события на Руси выразилось не освящении хлебов, а в иконописи. «Спас на полотне» - название не только праздника, но и иконы «Спас Нерукотворный», одной из самых распространенных в России. Кстати, «Спас Нерукотворный» - первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.

В отличие от Медового и Яблочного, в деревнях Хлебный Спас никогда не отмечали большими празднествами и широкими гуляньями: начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. «Гуляли» только в городах.

На Третий Спас уже окончательно вступает в свои права осень: и в наши дни можно наблюдать, как в теплые края улетают последние ласточки и журавли…

В августе поспевают яблочки, орехи, на полях убирают хлеб, пасечники качают первый мед. Считается, что в эту пору дары природы обладают особыми, целебными свойствами.

Пора трех Спасов - радостное время для православного христианина. И так было всегда. Еще наши далекие предки в эти дни старались отложить работу и обратиться к природе, к Богу, к самим себе.

Медовый Спас

Он наступает 14 августа, в первый день . К этому времени ульи уже переполнены, а пасечники готовы собирать первый урожай. Люди верующие делают это обычно с молитвой, с особым благоговением. Затем мед относят в церковь для освящения. Такой продукт считается целебным, поэтому пробуют его все - от мала до велика. Он от любых хворей может избавить!

Хорошим делом считается в угостить медком просящего. Недаром есть поговорка: «На Первый Спас и нищий медку попробует ». Дома освященный мед нужно разложить в красивые пиалы, поставить в центр стола. Можно испечь медовые пряники, пироги, булочки. Но важно помнить: идет пост, а значит, тесто тоже должно быть постным.

Еще одно название этого праздника - Спас на воде. Дано оно неспроста. По преданию, именно в этот день принял крещение князь Владимир. До сих пор в Медовый Спас совершается малое водоосвящение. Вся вода считается святой, дающей силы, прогоняющей усталость и болезни. Неплохо искупаться в этот день, особенно если водоем предварительно был освящен.

Считается, что на Первый Спас женщины должны замаливать свои грехи. Они им будут прощены, и можно после этого начинить новую, чистую от дурных помыслов жизнь.

Яблочный Спас

С наступлением , заканчивается лето и начинается осень. По крайней мере, так всегда считалось. Спорить с этим трудно: действительно, многие замечают, что после этого дня становится значительно холоднее. Второй Спас у каждого из нас, конечно, связан с яблоками. Считается, что до этого дня их есть нельзя. Особенно свято чтят это правило матери, потерявшие своих детей. Есть предание, согласно которому умерший ребеночек на том свете не получит гостинца, если его мама будет есть яблоки до наступления Яблочного Спаса. Зато в сам праздничный день можно лакомиться плодами сколько угодно! Обязательно следует с утра их освятить и отнести пару штучек на могилки умерших родственников.

По пути не забудьте угостить всех знакомых, зайдите в гости к родным, не пройдите мимо нищего. Только после этого можно самому попробовать яблочко. Дома неплохо будет испечь яблочный пирог, сварить варенье. Все блюда по- прежнему должны быть постными.

Спас на горе - так еще называют этот праздник. На гору Фавор поднялся однажды Иисус Христос с тремя своими учениками. Добрался до ее вершины, взошел на нее и мгновенно преобразился. Одежда его засверкала белизной, лицо засияло. Отсюда и еще один праздник, который отмечается в этот день - Преображение Господне. Он напоминает нам о необходимости духовного очищения и совершенствования.

Ореховый Спас

29 августа христиане отмечают . Официально у него сразу несколько названий. Прежде всего, почему Ореховый? Дело в том, что к этому дню в лесу как раз поспевают орешки. Их можно идти собирать и лакомиться ими. Тогда же заканчивается уборка хлеба. Отсюда и второе название - Хлебный Спас. Печь хлеб в этот день - сам Бог велел. Его также нужно освятить в церкви и раздать всем просящим. К хлебу в праздничный день следует относиться с особым чувством. Проронить хотя бы одну крошку уже считается грехом. Не забудьте в этот день поблагодарить Господа за пищу, которую он нам дает.

В честь нерукотворного образа Иисуса Христа праздник также носит название Спас на полотне. Добрая женщина дала Спасителю платок, чтобы вытереть пот, пока Он шел на Голгофу. Поблагодарил ее Господь, утерся, а когда вернул платок, женщина ахнула. На нем остался запечатленным лик Иисуса. Отчасти благодаря этому преданию до сих пор считается, что в этот день хорошо торговать холстами, полотнами, особенно если на них изображен священный лик.

После трех Спасов пора прощаться и с летом. Позади прекрасная пора, но впереди еще лучше, дай Бог!

Елена Питенко

Дети в русских народных костюмах под звучание народной музыки входят в зал, садятся на стульчики.

Раздаётся звон колоколов (в аудиозаписи)

Ведущий 1. На широкой Руси нашей матушке

Колокольный звон разливается,

А у нас в этом зале ребятушки,

Праздник славный сейчас начинается.

Ведущий 2. Третий Спас у нас нынче наступил,

Про нас этот Спас, гляди, не забыл!

Гостей на поляну наш Спас пригласил

И хлебом душистым он всех угостил!

Ведущий 1. Отвечайте-ка, детвора

Отметить какой Спас пора?

Дети. Хлебный, ореховый

Да ещё холщёвый.

Всё у нас сегодня к празднику готово!

Ведущий предоставляет слово приглашённому священнослужителю.

Ведущий 1:

Спасы все тут назовите

Дружно, хором говорите

Дети называют: медовый, яблочный, ореховый.

Ведущий 2:

В первый Спас - мёд едят

Во второй - яблоки снимают, детей угощают.

Третий спас - на земных горах холсты продают.

Орехи собирают да хлеб выпекают.

Ведущий 1:

Хлеб выпекают, орехами посыпают, да песню русскую запевают.

Исполняется р. н. песня «Долговязый журавель»

Ведущий 2:

Есть в корзинке моей

Угощенье для детей

Угадаете - вам приз

Из муки большой сюрприз.

Загадки.

1) Это к чаю подойдёт,

Так и просится к нам в рот

Эта сладость - объеденье,

Съешь хрустящее. (печенье)

Кладет на поднос печенье.

2) Испекли его с начинкой,

Он остыл в моей корзинке,

У него румяный бок,

Вкусен праздничный. (пирог)

достаёт пирог.

3) Румяные кольца на нитке висят,

Румяные кольца во рту захрустят.

Ванильные, с маком, висят, как игрушки,

Печеные, круглые, вкусные. (сушки)

Достаёт вязанку сушек

4) Самый главный на столе

Всех накормит он в семье.

По кусочку нарезай

Пышный, свежий. (каравай)

Достает каравай.

Ведущий 1:

Ребята, а ещё из муки на Кубани делают галушки. Послушайте шуточную казачью песню «Галушечки»

Исполняется кубанская народная песня «Галушечки»


Ведущий 2:

Вот ещё для вас загадки,

Говорите-ка отгадки.

1) Вишу высоко, падаю низко.

Снаружи горько, а внутри сладко. (орех)

2) Мужичок маленький, а шубка костяная. (орех)

Ведущий 1:

В хоровод, детки, вставайте

И в лесу-то побывайте.

Там орешек мы найдём,

Вместе спляшем и споём.

Исполняется русская народная песня «В хороводе были мы» (программа «Ладушки»)

Дети садятся.

Звучит веселая музыка. В зал вбегают 2 белочки.

Исполняется «Песня белочек», затем танец «Цок, орешек» - старинная полька («Музыкальный руководитель», №6, 2007 г.)


Ведущий 2:

Ребята, а белочки уже запаслись орешками на зиму.

Посмотрите, сколько орешков! (показывает лесные и грецкие орехи)

Белочка шепчет что-то ведущему.

Ведущий 2:

Ребята, белочки очень просят помочь им разложить орешки. Лесные - в одну корзинку, грецкие - в другую. Поможем?

Проводится эстафета «Разложи орешки».

Белочка:

Мы - веселые бельчата

Любим бегать и скакать!

Приглашаем всех, ребята

На скорлупках поиграть.

Оркестр исполняет р. н. м. «Как у наших у ворот» (на палочках прикрепить по несколько половинок скорлупы от грецких орехов)

Ведущий 1:

Спасибо Вам, белочки, порадовали, повеселили нас. Оставайтесь на нашем празднике.

Ведущий 2:

С белочками мы дружили,

Про холсты-то позабыли.

Девицы, холсты несите.

Потанцуйте, отбелите.

«Танец с холстами» под р. н. мелодию (танцуют девочки)


Ведущий 1: А сейчас, детвора,

Поиграть пришла пора.

Игра «Тяни холсты» (как «Перетягивание каната»)

Ведущий 2 (спрашивает девочек) :Холсты на солнце выносили?

Девочки: Да!

Ведущий 1: А в чисто поле выходили?

Девочки: Выходили!

Ведущий 2: Посмотрите, там колосится и рожь, и пшеница!

Ребенок 1:

Сноп пшенички мы собрали

И цепями отбивали.

Мельник забирай зерно,

Пусть мукой станет оно.

Ребенок-мельник: (берет мешок с зерном)

Зерно я все перемелю,

На помощь ветер позову.

Будет меленка крутиться,

Зерно в муку тут превратиться.

Девицы, сюда спешите,

У меня муку берите.

Девицы:

Мельник, нам муку давай,

Будем стряпать каравай.

Бублики да пирожки,

Приходите, женишки.

Девицы стряпают и поют:

Каравай давно не ели!

Каравай все захотели.

Каравай, каравай

Наша печка выпекай.

Девица:

Наша печка - сударыня

испекла нам каравай, барыня.

Очень ароматный,

Вкусный и приятный.


Девица:

Коркой хлебной не хрусти,

Всех ребяток угости.

С караваем нашим,

Мы сейчас попляшем.

Хоровод «Каравай», русская народная. мелодия.

Поют:

Лучший каравай у нас

Испекли на Хлебный Спас.

Вот такой вышины,

Вот такой низины и т. д.

Каравай, каравай,

Ну-ка, пляску затевай.

Свободная пляска всех детей с караваем.

Ведущие:

С третьим Спасом поздравляем,

Караваем угощаем!

дают по кусочку каравая всем детям

Ведущий 1:

Очень вкусный каравай,

Вместе с ним ты подрастай!

Ведущий 2:

Подрастай, ешь каравай,

Папу с мамой угощай.

Деда с бабушкой не забудь

И всегда здоровым будь!

С Праздником!

Звучит русская народная плясовая «Барыня"

Публикации по теме:

Зал под музыку забегает Карлсон, изображая, что летит. "Облетает" весь зал, машет детям рукой. Останавливается в центре зала, нажимает.

Сценарий спортивного праздника в детском саду на 1 июня – День защиты детей День защиты детей в детском саду. Сценарий на улице для младшей.

Сценарий праздника «Медовый, ореховый, яблочный спас» Ведущий: - Добрый вечер, гости званные и желанные! Нынче праздник у нас: Яблочно-медовый Спас! 14 августа на Руси отмечают Медовый Спас.

Цель: Способствовать осмыслению детьми исторического наследия, формирование нравственных чувств. Зал празднично украшен в осеннем стиле.

Сценарий осеннего праздника «В осеннем лесу» для детей старшей группы детского сада (5–6 лет) Виды детской деятельности: музыкально – художественная, игровая, восприятие художественной литературы, коммуникативная, продуктивная. Цели:.

Традиционно православные отмечают 3 спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. В день первого начинается великий Успенский пост, а заканчивается он праздником Успения Пресвятой Богородицы накануне третьего Спаса. Сегодня мы говорим о последнем церковном празднике лета — об Ореховом Спасе: когда и как он отмечается в 2015.

Какого числа Ореховый Спас? История праздника

Третий Спас известен под многими названиями: Ореховый, Холщовый, Хлебный и Нерукотворный. Ореховым он именуется из-за того, что именно в этот день принято было запасать на зиму орехи. Чем больше соберешь — тем выше будет достаток семьи. Их освещали в церкви и ставили на праздничный стол.

Хлебный Спас — день завершение жатвы, день, когда хлеб первый раз печется из нового зерна.

Религиозная история этого дня связана с жизнью Спасителя. Христос умыл лицо и вытер полотенцем. На ткани отпечатался светлый лик. Нерукотворный Образ считался чудотворным. Именно 29 августа 944 года он был перенесен из Эдессы в Константинополь, этого числа и празднуется 3-й Спас.

В канун Третьего Спаса принято не только ходить в церковь, но и веселиться, пробовать различные блюда, приготовленные из плодов свежего урожая, а также отправляться на ярмарки. После Успенского поста ярмарки были самыми красочными и масштабными, крестьяне, завершившие работы в поле, могли продать свои товары и пополнить запасы.

Сценарий и традиции Орехового Спаса

Если вы хотите весело отметить праздник, то заранее подготовьте орехи, цветы, хлеб. На следующий день их можно будет освятить в церкви. После службы отправляйтесь на пикник. Чтобы добавить национальный колорит расстелите на земле полотно с традиционной вышивкой. В сценарий мероприятия стоит обязательно включить русские песни и пляски, хороводы и игры. Особые традиции и ритуалы- загадывание желаний и гадания.

Не забудьте вставить в сценарий и поздравления:

Сентябрь приближается снова,

Созрели орехи в садах…

Давайте беречь Божье слово

В молитвах своих и трудах:

Оно дает силу и разум,

Его потерять нам нельзя;

А нынче с Ореховым спасом

Я вас поздравляю, друзья!

Прекрасный праздник, славный пир

Нам щедро дарит Божий мир,

На Спас наш хлеб — всего вкусней,

Душа и чище и добрей!

Пусть солнце лучик дарит Вам —

Благословение хлебам.

Ты, Третий Спас, нам помоги

Испечь на славу пироги!

Дети садятся на стулья и слушают рассказ воспитателя о праздниках, Первый Спас - начало Успенского поста (до 28 августа). Спас на­зван медовым потому, что с этого дня начинают есть мёд, пекут пироги с медом. Пчела перестает носить мед в ульи. Пасечники заламывают (под­резывают) соты.

В этот день собирают мак. Мак - средство от ведьм. Есть поверье: об­сыпать маком дом - и все козни ведьм окажутся напрасными. Вот такие песенки пели о маке:

Стрелочка-самоделочка,

Сама строится, сама делается,

На стрелочке городок - семьсот тысяч бухар,

Полтораста воевод и татар.

А вот загадка о маке: «Под одним колпаком семьсот казаков».

На Первый Спас отлетают ласточки и стрижи. Отцветают розы, пада­ют холодные росы. В этот день лошадей, как и весь скот, купают в послед­ний раз.

Яблочный Спас (19 августа). Яблочный Спас - встреча осени, осенник. В этот день срывают спелые яблоки, освящают их. До этого дня яб­локи есть нельзя. Существует поверье, что на том свете детям, родители которых до второго Спаса не едят яблок, раздают яблоки, а тем, родители которых пробовали яблоки, не дают. Поэтому многие взрослые, особенно те, у которых дети умирали, до второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов. Начинается отлет журавлей.

Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Успение - конец жат­вы, поэтому день этот называется еще «дожинки», «обжинки», «спожин­ки». По старинному обычаю на поле оставляли небольшую горсть несре­занных колосьев. Делалось это, чтобы вернуть земле силу, потраченную на выращивание урожая.

Успение - начало бабьего лета (до 11 сентября). На Успение солят огурцы. Успение - окончание жатвы. Оканчивается уборка и посев ози­мого хлеба. Начинается Успенский пост.

Закончив жатву, женщины приговаривали;

Кто пахал — тому силку,

А кто сеял - тому две,

А кто жал — тому все.

Завершив работы, жнецы катались по ниве со словами:

Жнивка, жнивка,

Отдай моё жито!

На колотило,

На молотило,

На кривое веретено!

Люди поздравляли друг друга с окончанием жатвы:

Ох и слава богу,

Что жито пожали!

Что жито пожали

И в копы поклали:

На гумне стогами,

В клети закромами.

Специально оставленные несжатыми несколько колосьев перевязыва­ли лентой - «завивали бороду» - и приговаривали: «Дай бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!». С этим обрядом жнеи надеялись вер­нуть земле ее урожайную силу. Последний сноп жали молча. Девушки жа­ли сноп-молчанушку, если заговорят - жених будет слепой. Последний сжатый сноп - нелепник. Его наряжают в сарафан или обвивают ситце­выми платками и с песнями несут на пир честной, называемый «складчи­на» или «братчина».

Последний сноп сохраняется до Нового года. Венок, сплетенный из колосьев, хранится в переднем углу избы.

Эти обряды получили свое отражение в застольных песнях:

Осенник-господарек,

Отгребит-ко свой роек!

Отсыти ты нам сыты,

Жней за стол усади,

Жней за стол усади,

Пива-меду поднеси!

Ты напой меня, жнею,

Я те песенку спою.

В конце застолья благодарили хозяина с хозяйкой за угощение:

А и спасибо хозяину

За мягкие пирожки!

А и спасибо тому,

Кто хозяин в дому!

В конце дня, прощаясь, исполняли последнюю песню:

Дожали, дожили,

Оспожинки встретили,

Каравая почали,

Гостей угостили,

Богу помолились!

Хлебушко, расти!

Времечко, лети, лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба.

Ореховый Спас (29 августа). К этому дню поспевают орехи. Загадки об орехах: «Вишу высоко, падаю низко, снаружи горько, а внутри сладко», «Маленький мужичок - костяная шубка». Еще Третий Спас - хлебный: пекут пироги из нового хлеба. «Третий Спас хлеба припас».

Ведущий.

Кто с нами, кто с нами

Пашенку пахати?

Кто с нами?

Дети изображают пахарей, идущих за сохой.

Дети.

Мы с вами

Пашенку пахати.

Мы с вами.

Ведущий.

Кто с нами, кто с нами

Жито рассевати?

Кто с нами?

Дети.

Мы с вами, мы с вами

Жито рассевати.

Мы с вами.

Дети изображают сеятелей, разбрасывающих зерна. Потом изобража­ют косьбу, молотьбу, помол зерна.