Литературно-исторические заметки юного техника. Бой в бухте Чемульпо и гибель крейсера «Варяг

37.346667 , 126.522833 37°20′ с. ш. 126°31′ в. д.  /  37.346667° с. ш. 126.522833° в. д. (G) (O) ) Итог

Победа японского флота

Стороны
Командующие Силы сторон Потери

Обстановка перед сражением

«Варяг» и «Кореец» перед боем

Японский адмирал предложил сдаться, русские корабли сигнал проигнорировали.

  • 11 часов 45 минут .

После того, как крейсер полностью развернулся, снаряд большого калибра пробил левый борт под водою; в пробоину хлынула вода и 3-е кочегарное отделение стало быстро заполняться водой, уровень которой подходил к топкам. Были задраены угольные ямы, которые наполнились водой. Старший офицер со старшим боцманом подвели пластырь, вода всё время выкачивалась, уровень стал понижаться, но крейсер продолжал крениться на левый борт.

Снарядом, прошедшим через офицерские каюты, которые были разрушены, пробита палуба и зажжена мука в провизионном отделении. После этого пробиты коечные сетки на шкафуте под лазаретом, причём осколки попали в лазарет; койки в сетках загорелись, пожар быстро прекращён. Серьёзные повреждения заставили выйти из сферы огня на более продолжительное время, почему крейсер пошёл полным ходом на рейд, продолжая отстреливаться левым бортом и кормовыми орудиями.

«Варяг» под японским огнём в бухте Чемульпо

Следом за русскими кораблями пошла японская эскадра, оставляя Йодолми к северу и на параллели этого последнего острова остановилась. . Дистанция до крейсера Асама во время преследования была около 30 кабельтовых.

Согласно вахтенному журналу крейсера Варяг :

«В продолжении боя одним из выстрелов 6» орудия № XII был разрушен кормовой мостик крейсера «Asama» и произведён на нём пожар, причём «Asama» временно прекратил огонь. Кормовая башня его по-видимому была повреждена, так как до конца боя больше не действовала."

Повреждение кормового мостика также отмечено в вахтенном журнале канонерской лодки.

  • 12 часов 40 минут.

При подходе крейсера к якорному месту огонь японцев стал опасен для иностранных судов, стоявших на рейде, они его прекратили и преследовавшие Варяг два крейсера вернулись к эскадре, оставшейся за островом Йодолми. Огонь с Корейца был прекращён одновременно с японской эскадрой.

  • 12 часов 45 минут.

Снаряды перестали долетать до японских крейсеров, Варяг прекратил огонь.

  • Около 13 часов.

Кореец встал на якорь в 4 кабельтовых от острова So-Wolmi (Обсерватории), оставаясь в полной боевой готовности.

  • 13 часов 15 минут.

Подойдя к своему бывшему якорному месту, Варяг отдал левый якорь на траверзе крейсера Talbot на расстоянии от него около 1½ −2 кабельтовых. Был подведён второй пластырь, начались работы по исправлению повреждений, оставшаяся часть команды разведена по орудиям в ожидании возможного нападения неприятеля на рейде.

В течение часового боя выпущено снарядов: 6-дюймовых - 425, 75-миллиметровых - 470, 47-миллиметровых - 210. Всего - 1105.

После постановки на якорь иностранные суда, несмотря на свою готовность к уходу, немедленно прислали шлюпки с санитарами и врачами.

Разрушения

При осмотре крейсера кроме перечисленных повреждений оказались ещё следующие:

  1. Все 47-миллиметровые орудия непригодны для стрельбы.
  2. Ещё 5 орудий 6-дюймового калибра получили различные серьёзные повреждения.
  3. Семь 75-миллиметровых орудий повреждены в накатниках и компрессорах.
  4. Разрушено верхнее колено 3-ей дымовой трубы.
  5. Обращены в решето все вентиляторы и шлюпки.
  6. Верхняя палуба пробита во многих местах.
  7. Найдено ещё четыре подводные пробоины, а также много других повреждений.

Затопление

Взрыв «Корейца»

  • 13 часов 35 минут.

Капитан крейсера на французском катере отправился на английский крейсер «Talbot», где заявил что намерен уничтожить Варяг за полной его непригодностью. Он получил согласие на перевоз команды на английский крейсер.

Выход "Варяга" и "Корейца". Начало боя.

В полдень 09 февраля 1904 г. крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" снялись с якорей и направились к выходу из бухты Чемульпо, перекрытому японской эскадрой. По некоторым источникам конечной целью был прорыв из бухты, что представляется сомнительным, учитывая низкую максимальную скорость "Корейца" (не более 14 узлов), что практически исключало возможность оторваться от японцев. Выход русских кораблей оказался для японцев неожиданным, что привело к некоторой неразберихе: боевые группы формировались по мере съема с якорей.

Первым открыл огонь японский крейсер "Асама", сразу же вслед за ним - русские корабли. Дистанция к началу боя составляла около 38 кабельтовых (7 000 метров). Через 10 минут с начала боя последовало первое попадание: 203-мм снаряд попал в район кормового мостика "Варяга" и вызвал пожар.

Примерно на это же время приходится пик интенсивности артиллерийского огня русского крейсера, далее, по мере получения повреждений, он начал стихать. Затем последовали попадания в носовую дальномерную станцию "Варяга", что заметно осложнило прицеливание, в центральную и кормовую части корабля.

Окончание боя и возвращение в Чемульпо.

Бой закончился в 12:50 и продолжался около 50 минут, после чего сильно поврежденный "Варяг" (крейсер получил не менее 9 попаданий, в т.ч. 3 - снарядами калибра 203 мм) и не получивший повреждений "Кореец" вернулись в порт Чемульпо. С японской стороны участие в бою принимали, в основном "Асама", "Ниитака" и "Чиода", другие корабли существенного влияния на сражение не оказали. Поскольку огонь японцев был сконцентрирован на "Варяге", "Кореец" попаданий не получил.

После боя командирами русских кораблей было принято решение уничтожить их во избежание захвата японцами. Крейсер "Варяг" был затоплен, "Кореец" - взорван.

Общий итог боя.

Все современники боя, включая японцев, сходятся во мнении, что сражение русских кораблей с многократно превосходящими их силами неприятеля, является примером огромного мужества и доблести. В то же время итоги самого боя крайне неоднозначны.

По донесению капитана "Варяга" был уничтожен японский миноносец, серьезно поврежден и далее затонул крейсер "Такачихо", тяжело поврежден крейсер "Асама". Можно точно сказать, что в отношении "Такачихо" сведения были неверны: крейсер благополучно прослужил еще более 10 лет. Нет и никаких подтверждений серьезного ущерба крейсера "Асама". Командующий японской эскадрой после боя направил донесение, в котором указывал на отсутствие попаданий с русских кораблей и каких-либо жертв или повреждений.

Русско-японская война 1904 – 1905 годов началась с двух атак японских ВМФ на флот Российской империи. Документ об объявлении войны не был предоставлен российской стороне, а нота о прекращении дипломатических отношений была направлена в Петербург за четыре дня до начала боевых действий. Бой у Чемульпо был вторым инцидентом русско-японской войны, но именно он запомнился русскому обществу благодаря беспримерному мужеству экипажа крейсера «Варяг», принявшего бой с кораблями противника.

К концу января 1904 года японское правительство исчерпало способы дипломатического давления на Россию. Петербург отказывался признавать «исключительные» права Японии на Корейский полуостров и всеми силами препятствовал установлению японского протектората над Японией. Одновременно российская армия наращивала присутствие в Маньчжурии и планировала переброску флота из своих европейских портов в дальневосточные.

В январе 1904 года Императорский тайный совет Японии принял решение ввести войска в Корею и атаковать русскую военную базу в Порт-Артуре. В пользу такого решения были названы такие аргументы:

  • Переговоры по разграничению сфер влияния на Дальнем Востоке вошли в тупик.
  • Японский флот имел значительное преимущество над русским в Жёлтом море. Быстрая ликвидация русского флота и блокада базы в Порт-Артуре могла бы гарантировать Японии стратегическое преимущество в конфликте.
  • Незадолго до войны Япония заключила союз с Британской империей, сильнейшим государством своего времени. Он должен был гарантировать невмешательство третьих сторон в новую войну.
  • Партия войны в японском правительстве жаждала победы над европейским государством, которая послужила бы доказательством превосходства жёлтой расы над белой.

В согласии с избранной стратегией японский генштаб принял решение атаковать русские корабли, дислоцированные в Жёлтом море: на порт-артурском рейде и в бухте Чемульпо.

Задачи «Варяга» в Корее

Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вошли в бухту Чемульпо (ныне Чосон, Южная Корея) в декабре 1903 года. их главнейшей целью было обеспечение безопасности русской дипломатической миссии в соседнем Сеуле. Экипаж «Варяга» насчитывал около 500 человек. Часть команды была готова покинуть борт корабля в случае, если в Сеуле возникнут волнения, угрожающие жизни русских дипломатов. Одновременно в Чемульпо находились корабли Японии, Великобритании, Франции, Италии и США, имевшие сходные цели. Кроме общеизвестного задания, моряки «Варяга» имели секретные предписания. Десант с «Варяга» должен был сойти на берег не только в случае волнений в корейской столице, но и в случае, если в Корее появится японская армия. Фактически экипажи «Варяга» и японского «Чиода» следили друг за другом. 21 января правительство Кореи уведомило Токио и крупнейшие европейские столицы о соблюдении нейтралитета в назревающем русско-японском конфликте. Международное право обязывало обе стороны воздерживаться от агрессивных действий в нейтральной бухте. Тем не менее русские и японские моряки внимательно следили друг за другом, ожидая провокации. После объявления о разрыве дипотношений командир «Варяга» Всеволод Руднев начал разрабатывать план эвакуации русского посольства из Сеула.

Ход битвы в Чемульпо

Утром 26 января (8 февраля) 1904 года сформированная в японском порту Сасебо эскадра из шести крейсеров и трёх миноносцев направилась в Чемульпо с целью высадить там десант. Во второй половине дня японская эскадра встретилась с лодкой «Кореец», которая направлялась из Чемульпо в Порт-Артур. Японский флот затруднил движение «Корейца», и русская лодка открыла огонь, а с крейсера «Чиода» по «Корейцу» была запущена торпеда. Русская канонерская лодка, не получила повреждений, но была вынуждена изменить курс и вернуться в Чемульпо.

Вечером того же дня японская эскадра вошла в Чемульпо. Командир рейда Чемульпо английский капитан Бейли уведомил японскую сторону о недопустимости военных действий на территории нейтрального государства. Однако японский флот получил от своего командования разрешение вести бой как в нейтральных водах, так и на рейде Чемульпо.

В ночь с 26 на 27 января экипажи «Варяга» и «Корейца» подготовились к бою». Утром 27 января вся японская эскадра кроме крейсера «Чиода» вышла из Чемульпо на внешний рейд. «Варяг» получил ультиматум: японское командование требовало от русских кораблей покинуть бухту и принять бой в нейтральных водах. В противном случае японцы угрожали вернуться в Чемульпо и открыть огонь прямо в порту.

Капитан Руднев принял решение идти на прорыв внешнего рейда. Фактически он принял бой. Около полудня «Варяг» и «Кореец» открыли огонь по силам противника, имевшим многократное преимущество. В полуторачасовом бою «Варяг» получил 11 пробоин. Во время боя 23 из 500 членов экипажа были убиты. На судне начался пожар. Офицеры «Варяга» приняли решение покинуть и затопить корабль. Экипаж «Корейца» также эвакуировался и взорвал свою канонерку. Русских моряков эвакуировали корабли западных держав, дислоцированные в Чемульпо.

Бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо

Противники

Командующие силами сторон

Силы сторон

Бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо морское сражение начала Русско-японской войны . Сражение, в котором два корабля Российского императорского флота , находившиеся на стационарной службе в корейском порту Чемульпо под командованием капитана 1-го ранга Всеволода Фёдоровича Руднева , предприняли попытку выхода из блокады, вступив в бой с превосходящими силами японской эскадры контр-адмирала Сотокити Уриу . Этот бой навсегда остался на страницах истории русского военно-морского флота примером героизма, храбрости и самоотверженности русских моряков.

Общие данные

В начале ХХ века разгоралась борьба ведущих мировых держав за усиление влияния в Китае. Япония, недовольная усилением Российской империи на дальнем востоке, лихорадочно готовилась к войне. На английских верфях почти заново был построен ее флот . К 1903 году ее армия мирного времени была увеличена почти в 2,5 раза, число орудий в 3 раза. Страна восходящего солнца, так же как и Россия, считала дальневосточный регион зоной своих жизненных интересов. В приближавшейся войне Япония ставила себе задачи изгнать Россию из Кореи и Китая, захват острова Сахалин и установление японского господства на Тихом океане.

Капитан 1-го ранга Всеволод Фёдорович Руднев

Контр-адмирал Уриу Сотокити

Россия не воспринимала Японию как серьезного противника, что имело тяжелые последствия для нее в начале войны. Война началась с внезапного нападения японского флота в Желтом море в ночь на 9 февраля 1904 года . Одна часть японского флота атаковала главные силы Тихоокеанского флота на рейде Порт-Артура , вторая – блокировала корейский порт Чемульпо. В порту на то время находились два русских корабля: современный быстроходный крейсер «Варяг» и старая канонерская лодка «Кореец» , которые наряду с судами других стран защищали дипломатические миссии в Корее.

Характеристики сторон

«Много врагов – много чести» , - гласит известное изречение. Согласно этому афоризму, японцы оказали русским кораблям исключительную честь. Против легкого бронепалубного крейсера и старой канонерской лодки они выставили три тактических соединения их Соединенного флота: 4-й боевой отряд (четыре крейсера и авизо), 9-й отряд миноносцев из состава 2-й эскадры, 14-й отряд миноносцев из состава 1-й эскадры, один крейсер «Чиода» из 6-го боевого отряда 3-й эскадры и броненосный крейсер «Асама» из 2-го боевого отряда 2-й эскадры. Сложно представить более безнадежную ситуацию для крейсера без бортовой брони и защиты артиллерии, лишенного своего главного козыря – скорости. Общее число орудий японской эскадры (181) в три раза превосходило число орудий на «Варяге» и «Корейце». По торпедным аппаратам (42) у неприятеля было превосходство в пять раз. Еще большим было преимущество адмирала Уриу в общем весе залпа. На вооружении российских кораблей были бронебойные снаряды, в которых находилось в 5,5 раз меньше взрывчатого вещества, чем в японских снарядах. Зачастую они насквозь пробивали корпус корабля, не успев детонировать. Японцы же имели на вооружении фугасные снаряды (заимствованные у англичан), которые разрывались даже при ударе о воду, разлетаясь на тысячи мелких осколков и нанося значительный урон живой силе противника. Один только крейсер «Асама» втрое превосходил «Варяг» по мощи бортового залпа, а за одну минуту его орудия улучшенной скорострельности обеспечивали почти четырехкратное превосходство в массе выброшенного металла. Как видно из таблицы вся японская эскадра в минуту выпускала с борта в 9,1 раза больше металла, чем русские корабли, а по массе взрывчатого вещества превосходила их в 36 раз. Если учесть в 1,4 раза большую разрывную силу японского взрывчатого вещества (шимозы), то преимущество было более чем 50-ти кратным.

Состав сил в бою при Чемульпо

Название Класс Год спуска на воду Водоиз-мещение, т Главные размерения Мощность, л.с. Скорость, узлы Количество орудий, шт. ТА Экипаж
Длина, м. Ширина, м. Осадка, м. 203 152 120 107 75 или 76 64 47 37
Русские корабли
«Варяг» Броне-палубный крейсер 1899 7100 127,9 15,85 6,5 20000/ 14158 23,18/14 12 12 2 8 4 6 555
«Кореец» Кано-нерская лодка 1886 1300 66,3 10,7 3,5 1500/ 1560 13,5/13 2 1 4 1 2 4 1 179
Всего: 8400 15718 2 13 4 12 3 10 8 7 734
Японские корабли
«Асама» Броне-носный крейсер 1898 9800 135 20,65 7,9 18000/ 19000 21,5/19 4 14 12 7 5 550
«Нанива» Броне-палубный крейсер 1885; в 1900 кап. ремонт 3700 91,5 14,0 5,64 7600 18,7/17,8 8 6 10 4 352
«Такачахо» 3700 91,5 14,0 5,64 7600 18 8 6 10 4 352
Нийтака» 1902 3600 102,2 13,4 5,05 9500 20,0 6 10 4 320
«Акаси» 1897 2800 93,0 12,7 4,72 8500/ 8000 19,5 2 6 12 4 2 298
«Чиода» 1890 2450 94,6 9,15 5,2 5500 21,0/19,0 10 14 3 3 296
«Чихайя» Посыльное судно 1900 1250 83,8 9,5 3,0 6000/ 4500 21,5/20,5 2 4 5 126
«Чидори» Миноносец 1900 152 45,1 5,04 2,9 4200 29,0 3 3 26
«Хаябуси»
«Манадзуру»
«Касасаги»
«Аотака» 1903 152 45,1 5,04 2,9 4200 29,0 2 2 26
«Хато»
«Кари»
«Цубаме»
Всего: 28516 95300 4 38 18 26 69 27 43 2502

Перед боем

Накануне боя до командира крейсера стали доходить слухи о разрыве дипломатических отношений между Россией и Японией. Не имея прямой связи с командованием, Руднев 8 февраля отправил канонерку в Порт-Артур за инструкциями. Но при выходе с рейда Чемульпо «Кореец» встретил японскую эскадру. По русскому кораблю было выпущено три торпеды , которые прошли мимо канонерки. Четвертую атаку капитан 2-го ранга Г.П. Беляев сорвал, поведя свой корабль на таран японского миноносца . «Кореец» был вынужден вернуться на рейд. Вечером на рейд вышли 4 японских миноносца, а в ночь с 8-го на 9-е февраля японцы начали высадку десанта.

Рано утром 9 февраля 1904 года Руднев получил ультиматум японского адмирала Уриу. Командующий предлагал покинуть порт и сдаться на милость победителя. В противном случае он угрожал атаковать российские корабли прямо на рейде. В то же время командиры иностранных кораблей были уведомлены о начале войны Японии с Россией. От них потребовали покинуть рейд Чемульпо из-за угрозы военных действий против русских кораблей. Руднев решительно отверг ультиматум японского адмирала и принял решение вместе с «Корейцем» с боем прорываться в Порт-Артур. «Варяг» и «Кореец» были подготовлены к бою – расставлены орудийные расчеты, к орудиям поданы снаряды, задраены водонепроницаемые перегородки. Ночью, под прицелом вражеских орудий и торпедных аппаратов, команды орудийных расчетов не покидали свои посты. Остальные моряки спали посменно, не снимая форму. По русской традиции перед боем все моряки переоделись в чистую форму. Некоторые члены экипажей написали прощальные письма родным.

В 10 часов 45 минут после построения экипажа к команде обратился Руднев:

Братцы, я получил от японского адмирала предложение уйти с рейда до 12 часов, иначе он атакует нас всей эскадрой на рейде. Количество судов эскадры неизвестно, но нам и не надо знать, мы все равно пойдем в бой и поддержим честь русского флага. Помните, братцы, что мы будем сражаться до последней возможности и сдаваться не будем, а потому исполняйте точно все ваши обязанности, в случае пожара тушите без огласки, также спокойно заделывайте пробоины. Особенно надеюсь на комендоров : наводите без торопливости, чтобы каждый снаряд попал в неприятеля. Да поможет нам Господь! Осеним себя крестным знаменем и пойдем смело в бой за веру, царя и отечество. Ура!

Ход сражения

В 11 часов 20 минут «Варяг» и «Кореец» снялись с якоря и пошли на встречу японской эскадре. По воспоминаниям очевидцев, капитаны иностранных стационарных кораблей построили свои команды на палубах кораблей, чтобы отдать дань мужеству русских моряков, идущих на верную гибель. Во время прохождения мимо иностранных кораблей, палубный оркестр «Варяга» исполнял гимны европейских стран: английский, французский и итальянский. В ответ на это оркестр итальянского крейсера «Эльба» исполнил государственный гимн Российской империи «Боже, царя храни». Когда русские корабли появились на горизонте, японцы подняли сигнал предлагавший сдаться. Руднев приказал на сигналы противника не отвечать. Несколько минут адмирал Уриу напрасно ждал ответа. Поначалу он просто не мог поверить, что русские идут не сдаваться, а атакуют его эскадру. Из-за особенностей фарватера японским кораблям было сложно выстроить корабли для одновременной стрельбы по «Варягу», поэтому Уриу разделил эскадру на три группы. Крейсера «Асама» и «Чиода» первыми выдвинулись на боевые позиции. Немного отставая от них шли крейсеры «Нанива» и «Нийтака» , а за ними три миноносца из 14-го отряда миноносцев. Крейсера «Акаси» и «Такачихо» направились в юго-западном направлении. Миноносцы практически не принимали участия в сражении.

В 11 часов 45 минут крейсер «Асама» открыл огонь по «Варягу». Один из первых японских снарядов попал в верхний носовой мостик и разрушил дальномерную станцию. В результате прямого попадания погиб младший штурман мичман А.М. Нирод. Он стал первой жертвой этого сражения. Еще один снаряд взорвался у борта и своими осколками вывел из строя расчет 152-мм орудия №3. Через две минуты «Варяг» открыл сильный ответный огонь с правого борта, правда первые снаряды дали большой недолет. Постепенно плотность огня по «Варягу» усиливалась. В бой вступила вторая группа японских крейсеров «Нанива» и «Нийтака». Японцы накрыли русский крейсер градом фугасных снарядов. В 12 часов 15 минут Руднев принял решение ввести в бой орудия левого борта. Когда корабль начал разворачиваться в него почти одновременно попало два крупных снаряда. Один снаряд повредил трубу, в которой проходили все рулевые приводы, после чего корабль перевели на ручное управление. Осколки второго снаряда попали в боевую рубку. Трое человек, стоявших возле Руднева, были убиты на месте. Сам командир получил ранение головы, но продолжал руководить боем. Когда расстояние между противниками сократилось до 5 км в бой вступила канонерская лодка «Кореец», снаряды которого теперь долетали до противника. За время боя в «Кореец» не попал ни один снаряд противника. Во-первых, основной огонь японцы сосредоточили на «Варяге», во-вторых, при стрельбе «Кореец» оставлял облака дыма, что мешало японским кораблям корректировать огонь. В 12 часов 25 минут «Варяг» открыл огонь с левого борта. Два японских снаряда пробили борт «Варяга» под водой, после чего крейсер стал крениться на левый борт. Пока команда задраивала пробоины, Руднев принял решение вернуться в Чемульпо. На рейде он планировал восстановить повреждения и вернуться в бой. Из за узкого фарватера преследование «Варяга» продолжали только «Асама» и «Чиода», но с приближением к рейду интенсивность огня начала спадать. В 12 часов 45 минут и японцы и русские прекратили огонь.

Итоги боя и потери сторон

Сражение продолжалось около часа. За это время по русским данные «Варяг» успел выпустить по противнику 1105 снарядов: 425 152-мм, 470 75-мм и 210 47-мм снарядов; «Кореец» - 22 203-мм, 27 152-мм и 3 107-мм снаряда. Если верить этим данным, то команда крейсера «Варяг» показала рекордную скорострельность. Но то, как во время такого напряженного боя велся подсчет снарядов остается загадкой. Японцы в общей сложности выпустили по врагу 419 снарядов: «Асама» - 27 203-мм, 103 152-мм, 9 76-мм; «Чиода» - 71 120-мм; «Нанива» - 14 152-мм; «Нийтака» - 53 152-мм, 130 76-мм; «Такачихо» - 10 152-мм; «Акаси» - 2 152-мм снаряда.

По данным, опубликованным японской стороной еще во время Русско-японской войны , по кораблям эскадры Уриу не зафиксировано ни одного попадания и не сообщала о потерях в личном составе, в то время как российские источники сообщают о трех поврежденных японских кораблях и потерях в живой силе. В данном случае имеет место замалчивание своих потерь и преувеличение потери врага обеими сторонами конфликта. Согласно официальным документам потери «Варяга» составили 130 человек, в том числе 33 убитыми. По русским данным в крейсер попало 14 японских снарядов, по японским – 11. «Варяг» получил две больших пробоины по левому борту, которые в условиях осады команда не могла устранить. Из двенадцати основных 152-мм орудий корабля готовыми к бою оставались всего два. Повреждения рулей затрудняли дальнейшее управление кораблем. В 13 часов 15 минут «Варяг» отдал якорь на рейде. Крейсер исчерпал свои боевые возможности из-за больших потерь в личном составе, выхода из строя значительного количества орудий, повреждения рулей и пробоин под ватерлинией. Военным советом крейсера «Варяг» было принято решение взорвать корабли, чтобы они не достались врагу, а команды разместить на иностранных судах. Больше всего русских принял на борт французский крейсер «Паскаль» - 352 человека, англичане подобрали 235 человек, итальянцы – 178 человек.

В 15 часов 35 минут на «Варяге» открыли клапаны затопления. Корабль не решились взрывать, так как была угроза повреждений для стоявших на рейде Чемульпо иностранных кораблей, и для самого порта. В 16 часов 5 минут взорвали «Кореец». В 18 часов 10 минут крейсер «Варяг» лег на левый борт и скрылся под водой.

Судьбы участников

Вести о подвиге моряков «Варяга» и «Корейца» дошли до России раньше, чем туда вернулись сами герои. Еще до схода на берег в Одессе, куда моряки плыли на пароходе «Малайа», начальником порта им были вручены высокие награды. Все офицеры были награждены орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени, а низшие чины и матросы получили Знак отличия Военного ордена Св. Георгия 4-й степени. Теплый прием ждал моряков и в Севастополе, и в Петербурге, где все участники сражения были награждены медалью, учрежденной в память о славном, героическом бое в Желтом море.

Дальнейшие судьбы героев боя при Чемульпо сложились по-разному. Командир «Варяга» Всеволод Федорович Руднев после возвращения в Петербург получил контр-адмирала, и был назначен командиром строящегося броненосца «Андрей Первозванный» и командиром 14-го флотского экипажа, среди матросов которого в октябре 1905 года начались революционные волнения. За отказ от участия в расправе над революционерами В.Ф. Руднев был отправлен в отставку. Старший штурман крейсера «Варяг» - лейтенант Евгений Андреевич Беренс после революции стал первым начальником Морского генерального штаба, а с 1919 года руководил всеми военно-морскими силами молодой страны советов. Матросы из команд «Варяга» и «Корейца» продолжали службу на других флотах. Тринадцать матросов из расформированных команд служили на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» , и так же принимали участие в волнениях 1905 года, за что были переданы суду и лишены всех наград и почестей за бой при Чемульпо.

Оценка современников

Некоторые историки расценивают действия В.Ф. Руднева как ошибочные. Бытует мнение, что прорываясь в Порт-Артур, Рудневу не следовало брать с собой канонерскую лодку «Кореец». Тихоходный «Кореец» сдерживал быстроходного «Варяга», который развивал скорость свыше 20 узлов, и лишал его главного преимущества – скорости. Если бы «Варяг» действовал самостоятельно, он с большой вероятностью прорвался бы в Порт-Артур, тем более если учесть, что «Кореец» не представлял никакой военной ценности. Еще одной ошибкой считается упущение возможности прорыва в ночь с 8-го на 9-е февраля 1904 года. Столь очевидные ошибки, которые допустил капитан 1-го ранга Руднев объясняются лишь слабой тактической подготовкой, что было свойственно для всего офицерского состава русского флота.

Грубые тактические ошибка привела к потере крейсера, но вместо военного суда команду ждали почести и слава. Все это связано с тем, что война с Японией только начиналась, а стране нужны были герои. При отсутствии реальных побед на роль героев подошли офицеры и матросы «Варяга» и «Корейца», не сдавшие свои корабли в руки врага.

Образ в культуре и искусстве

Широко разрекламированный подвиг «Варяга» стал легендарным событие российского военно-морского флота. Еще в 1904 году ему были посвящены две песни: «Плещут холодные волны» и «Врагу не сдается наш гордый «Варяг», которые стали широко популярны в народе, написаны живописные полотна. В 1946 году снят фильм «Крейсер «Варяг». Подвиг героев «Варяга» и «Корейца» не был забыт. В 1954 году в СССР отмечали 50-ю годовщину героического сражения. Оставшихся в живых к тому времени 45 матросов наградили медалями «За Отвагу».

Примечания

Список источников

Литература

  1. Алёшин А. Награды Первой мировой – М.: Вече, 2010. – 352 с.
  2. Гладков Н.Н. История государства Российского в наградах и знаках. Том 1. В 2-. СПб.: Полигон, 2004. – 623с.
  3. Катаев В.И. Крейсер «Варяг». Легенда российского флота – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – 128 с.
  4. Катаев В.И. «Кореец» в лучах славы «Варяга». Все о легендарной канонерской лодке – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – 128 с.: ил.
  5. Мельников Р.М. Крейсер «Варяг». – 2-е изд., перераб. и доп. Л.: Судостроение, 1983. – 288 с., ил.

    Когда в 1891 году наследник российского престола Николай Александрович совершил поездку на Дальний Восток, среди судов сопровождения была канонерская лодка «Кореец», вступившая в строй в 1887 году и причисленная к судам Сибирской флотилии. Ко времени Русско-японской войны «Кореец» уже достаточно послужил и науке, — в его честь были названы бухта на острове Личаншань и пролив у этого острова в Желтом море, — и по своему прямому военному назначению: лодка участвовала в перевозке русского десантного корпуса из Порт-Артура в Дагу при подавлении в 1900 году Ихэтуаньского восстания в Северном Китае. «Варяг», построенный в США в 1899 году, появился на Дальнем Востоке гораздо позже и сразу стал гордостью Тихоокеанской эскадры. Когда 29 июля 1903 года возобновились русскояпонские переговоры относительно раздела сфер влияния в Корее и Маньчжурии, легкий крейсер «Варяг» стоял в Порт-Артуре. 29 декабря 1903 (11 января 1904-го по н. ст.) года «Варяг» прибыл в Чемульпо, имея на борту специальный отряд для охраны российского посольства в Сеуле. Через неделю к нему присоединилась мореходная канонерская лодка «Кореец». Эти корабли сменили легкий крейсер «Боярин» и канонерку «Гиляк», находившихся там в качестве стационеров, и сами остались на дежурстве в этом качестве.

    Чемульпо считался нейтральным портом, так как еще 3 января корейское правительство заявило, что остнется нейтральным в возможном русско-японском конфликте. Кроме русских военных кораблей и парохода «Сунгари», принадлежавшего КВЖД, в порту находились крейсеры третьих стран: британский крейсер «Талбот», французский — «Паскаль», итальянский — «Эльба» и американский авизо «Виксбург».

    Задача атаковать русские корабли была возложена японским командованием на контр-адмирала Уриу. В то время как главные силы японского Соединенного флота под руководством вице-адмирала Того устремились к Порт-Артуру, отряд Уриу шел к Чемульпо. С его транспортов был высажен десант, который в тот же день захватил Сеул, а корабли Уриу ушли в море поджидать «Варяга» и «Корейца». Рано утром 27 января японский консул в Корее передал российскому вице-консулу Зиновию Михайловичу Поляновскому ультиматум, который содержал уведомление о начале военных действий и требование покинуть до полудня портовый рейд, иначе оба российских корабля будут атакованы в 16.00 на якорной стоянке. Одновременно Уриу предупредил об этом своем намерении командиров кораблей, принадлежавших третьим странам, рекомендуя им выйти из порта до указанного времени атаки. Получив требование японцев около половины десятого утра, командир «Варяга» В.Ф. Руднев обратил внимание старшего на рейде Льюиса Бейли на нарушение японцами норм международного права. Бейли созвал совещание командиров находящихся в Чемульпо военных кораблей, на котором Рудневу было предложено покинуть рейд до 14.00. В противном случае иностранные моряки оставляли за собой право увести с рейда свои корабли, чтобы не пострадать самим. «Варягу» и «Корейцу» предстояло только одно — идти сквозь линию японских судов без сопровождения, потому что на предложение Руднева проводить русских до границы корейских нейтральных вод в знак протеста против нарушения международного права англичанин, а под его влиянием и остальные, ответили отказом.


    Двум русским кораблям в этом легендарном бою противостояли шесть японских крейсеров и восемь миноносцев. Морской бой, пожалуй, самый знаменитый в истории российского флота, неоднократно описан в литературе. Так, Ю.В. Дискант в книге «Порт-Артур» приводит следующие подробности: «В 11.20 под звуки оркестра, сопровождаемые громкими приветствиями собравшихся на палубах своих судов французских, английский, итальянских и американских моряков (на крейсерах «Паскаль» и «Эльба» оркестры исполняли российский гимн), оба русских корабля отправились в открытое море... Уриу, заметив выходящие русские корабли, на реях флагманского корабля «Нанива» поднял сигнал: «Предлагаю сдаться без боя». Однако Руднев отказался и в 11.45, когда расстояние между отрядами уменьшилось до 8 300 метров, с японской стороны раздались первые выстрелы. Спустя семь минут вступил в бой «Варяг», шедший в 180 метрах впереди «Корейца», и именно на него японский отряд обрушил всю силу своего огня. Через 55 минут снаряды японской артиллерии серьезно повредили «Варяг»; было выведено из строя около половины всех орудий, размещенных на палубе без бронированного прикрытия, крейсер лишился фок-мачты и третьей трубы, на нем начались пожары». К концу боя среди экипажа считали 22 убитых и 108 человек раненых, из которых 11 впоследствии умерли.

    Повреждения, полученные «Варягом», особенно пробоины ниже ватерлинии, создавшие сильный крен на левый борт, делали продолжение боя бесперспективным, и крейсер, управляясь машинами, повернул в обратно в порт. Теперь «Кореец» прикрывал его, ибо сблизился с японцами до двадцати двух кабельтовых (1 кабельтов = 185,2 метра), а на этом расстоянии смогли уже действовать два его восьмидюймовых орудия (203 мм). Заметного урона японцам русские корабли не нанесли, хотя японцы до сих пор (!) держат в секрете сведения о количестве попаданий в свои корабли со стороны «Варяга» и «Корейца» и о характере повреждений, вызванных этими попаданиями. При этом они ссылаются на утерю контрольных документов — вахтенных журналов и ремонтных ведомостей.

    Варяг после боя

    Перед русскими моряками встал непростой выбор: либо, переместив тяжелые орудия «Корейца» на «Варяг», починиться и попытаться еще раз прорваться в Порт-Артур, либо затопить корабль и сойти на берег или безоружными, имея в виду нейтралитет Кореи, или с оружием, ибо в Чемульпо к этому моменту уже находились японские воинские части численностью около 3 000 человек. Осмотр крейсера выявил непригодность крейсера к бою, и Руднев принял решение взорвать его тут же на рейде, однако Бейли попросил избрать какой-нибудь другой способ, так как взрыв в относительно тесном пространстве рейда мог повредить иностранные корабли. Вместе с тем он заявил, что иностранные суда покинут его до 16.00, потому что в это время адмирал Уриу угрожал возобновить бой уже на самом рейде. Экипажи «Варяга», «Корейца» и парохода «Сунгари» решено было переправить на иностранные корабли, как на нейтральную территорию. Совет офицеров «Корейца» согласился с решением командира «Варяга». Экипаж «Корейца» перевезли на французский крейсер «Паскаль», экипаж «Варяга» — на английский «Талбот» и итальянский «Эльбa». Сеттльментом Чемульпо для оказания первой помощи раненым воюющих держав был сформирован летучий отряд Красного Креста. Паровой катер под флагом этого отряда доставил на «Эльбу» экипаж русского парохода «Сунгари», а в Чемульпо свез 24 тяжелораненых с «Варяга», где двое из них скончались от ран. Японцы согласились считать этих раненых потерпевшими кораблекрушение и поместили в свой госпиталь Красного Креста.

    «Корейца» взорвали в 16.05. На «Варяге» открыли кингстоны, и в 18.00 он погрузился в воду с поднятыми флагом и гюйсом. Контр-адмирал Уриу потребовал от командиров нейтральных крейсеров выдать русских моряков как военнопленных, однако все они, не без нажима со стороны команд, симпатизировавших нашим соотечественникам, решительно ему отказали. Японцам ничего не оставалось делать, как сообщить миру, что оба корабля потоплены в бою вместе с командами. Тем не менее известно, что от имени адмирала Уриу русских раненых в японском госпитале посещал флагманский врач японской эскадры Ямамото Йей и даже передавал им подарки. Японцы согласились выпустить из Чемульпо экипажи «Варяга» и «Корейца» при условии, что все военнослужащие дадут подписку, где обязуются не принимать более участие в боевых действиях против Японии. Такую подписку русские моряки могли дать только по Высочайшему разрешению, которое и было получено от императора Николая. Лишь старший офицер крейсера «Варяг» В.В. Степанов отказался дать подобную подписку.

    Кореец взорван

    Только 28 января Япония объявила войну официально. «Верные своим восточным обычаям, — вспоминал великий князь Александр Михайлович, — японцы сперва нанесли удар, а потом объявили нам войну».

    В 1907 г. контр-адмирал В.Ф. Руднев — будучи в отставке — был награждён японским орденом Восходящего Солнца в знак признания героизма русских моряков, став одним из первых европейцев и первым русским, получившим этот орден.