Вложения для Большой Кремлёвский дворец. Большой Кремлёвский дворец - всё великолепие президентской резиденции

Залы БКД

Территория Большого Кремлевского дворца контролируется ФСО, так что попасть внутрь можно лишь с дорогостоящей и редкой экскурсией, да и то лишь в том случае, если служба безопасности сочтет вас благонадежным. Поэтому уделите, пожалуйста, особое внимание виртуальным панорамам интерьера , ведь своими глазами это трудно увидеть. С мобильного смотреть эту ссылку бесполезно. С другой стороны, есть богатые фотопосты ЖЖ-юзеров il-ducess и kukmor , там можно рассмотреть массу деталей. А еще в дополнение к нашим описаниям можете посмотреть чертежи БКД .

Главный вход — со стороны Боровицкой улицы. Выглядит более чем скромно. Дверь можно даже не заметить в череде одинаковых арок. За дверью — сени Парадного подъезда и Парадная лестница. По лестнице мы пока не пойдем, а прогуляемся по первому этажу.

Если пойти направо от сеней, то попадем в большую комнату для придворных. Она называется тафельдекерская, кафешенская, мундшенская, швейцарская. Здесь же кладовые. Тафельдекер — это сервировщик царского стола, то есть аналог допетровского стольника. Кафешенк — кофевар, мундшенк — виночерпий. Кстати, под этими помещениями сохранились подклеты Средней Золотой палаты.

Идем на север — попадаем в сени Благовещенского подъезда. Отсюда также идет лестница наверх, однако мы пойдем дальше на север и попадем в Сервизную.

Налево от Сервизной — Кухни. Есть подозрение, что именно там находится Особая кухня, где готовят для Президента. Если же пройти из Сервизной вперед, то будет подклет Святых сеней. Теоретически, отсюда можно попасть в подклет и южный коридор Теремного дворца.

Но вернемся в Парадные сени. Налево от них — коридор. По правую руку сразу будет Парадная передняя и Большой буфет, по левую — Столовая. Дальше справа комнаты дежурных придворных чинов, а слева — Гостиная, Проходная, Кабинет императрицы и Камер-юнкерская. Затем коридор упирается в сени Собственного подъезда. Справа при этом остается лифт, а слева — Будуар.

Войдем же в вышеупомянутые сени. Слева от них — Опочивальня, справа — лестница Фельдъегерского подъезда. Если пойти прямо и направо, то будут Приемная и Фельдъегерская, а если прямо и налево — Дежурная и Кабинет Императора (в самом углу здания).

Кроме того, во дворе имеется советская гостевая пристройка на месте церкви Спаса на Бору, а на первом этаже крыла, что напротив Оружейной палаты, — комнаты слуг. Само это крыло — Апартаменты Их Величеств.

Что ж, вернемся к парадной лестнице и взойдем на второй этаж. Нас встречает Аванзал (интересные подробности по ссылке). Направо от него — Георгиевский зал, посвященный Ордену святого Георгия Победоносца (высшая военная награда России). Зал прославляет победы русского оружия. Об убранстве парадных залов лучше прочитать , а нашу статью мы не будем загромождать описательными подробностями.

Если по выходе из Аванзала повернуть влево, то будет Владимирский зал, посвященный Ордену св. Владимира. Если взять еще раз влево, то будет Зимний сад, а если вправо — Святые сени и . Если же пойти вперед, то попадете в Белый коридор Теремного дворца.

Вернемся в Георгиевский зал и пройдем его с севера на юг. Свернем теперь направо, в Александровский зал, посвященный Ордену святого Александра Невского.

Если от трона повернуть направо, то будет Кавалергардский (Пикетный) зал. Из него можно выйти на галерею Екатерининской половины вдоль внутреннего двора. У Александровского и Андреевского зала тоже была галерея, но теперь там Аванзал гостевой пристройки.

Так вот, продолжим движение к Теремному дворцу от Кавалергардского зала. Анфилада такова: Екатерининский зал, Парадная гостиная, Парадная опочивальня, Ореховая уборная. А дальше уже церковь Рождества Богородицы. Екатерининский зал посвящен единственному женскому ордену в России — ордену св. Екатерины. Это тоже тронный зал, как и Андреевский.

А на третьем этаже есть только вот что: Тайник над Святыми сенями, хоры Владимирского зала и Зал заседаний в Гостевой пристройке. Парадные залы двухсветные, вот в чем дело.


Древняя планировка

А теперь перенесемся в лихие 1690-е и осмотрим старый царский дворец (следите по чертежу !). От всего нижеследующего уцелели только подклеты Средней Золотой палаты, Святые сени и .

Дворец состоит из живописного нагромождения крайне разнообразных построек, общего фасада не имеет. Крыши — всех мыслимых видов: с золочеными маковками, изразцовыми узорочными трубами, со всякими башенками, с единорогами и львами вместо флюгеров. Большинство кровель и куполов на царском дворце покрыты золотом.

Есть один разведчик. В ходе операция «Западня» в зоне афгано-иранской границы участвовал в ликвидации отрядов Исмаил-хана . Вынес под огнем троих солдат с заминированного участка, но потом был тяжело ранен. Впоследствии стал одним из инициаторов создания в России организаций ветеранов Афганистана. А имя этого разведчика — Ильяс Дауди .

2008

2006

Юбилей Бориса Ельцина в Георгиевском зале (75 лет). Мероприятие, приметное размахом и пестротой. Вечер ведет Михаил Швыдкой . Сперва концерт классической музыки: Башмет , Мацуев , Спиваков . Далее поют Брегвадзе и Пелагея , саксофонирует Бутман .

Говорят, посидели душевно, по-домашнему. Застолье завершилось под Кубанский казачий хор и цветастую речь Ельцина, пестрящую фирменными оборотами наподобие: «Про Лукашенко могут говорить те, кто его хорошо знает. А знает его… я!»

2004

Вторая инаугурация Владимира Путина.

2000

Первая инаугурация Владимира Путина.

Кроме того, девять человек получили Звезду Героя в Георгиевском зале.

Первый, танкист, воевал в Афганистане, потом в Душанбе со своей дивизией сдерживал гражданскую войну, защищал русское население, ликвидировал наиболее агрессивные бандформирования, боролся с наркотрафиком через афганскую границу. Затем воевал в Чечне, отражал вторжение боевиков в Дагестан. А потом он провел внезапную десантную операцию на грузинской границе и взял Аргунское ущелье, отбив четыре крупные атаки боевиков. Так и стал Героем России Мухридин Ашуров .

Второй, артиллерист, будучи начальником ракетных войск и артиллерии Северо-Кавказского военного округа, лично руководил артиллерией при обороне Дагестана от боевиков и в дальнейшем наступлении на Чечню. Зовут героя Владимир Боковиков .

Третий, оперативник, набил руку на задержании опасных преступников в Воронеже, а затем в ходе одной из боевых командировок в Чечню лично провел блестящую операцию по освобождению пленного российского летчика. Отряд СОБРа потерь не понес, а боевики полегли. Зовут героя Юрий Анохин .

Четвертый, радист, в рамках командировки в Чечню пошел в разведгруппе по тылам боевиков. Около станицы Серноводской группа обнаружила чеченские укрепления, но противник засек российских солдат. Вражеские подкрепления окружили разведгруппу. За 7 часов боя половина отряда погибла, а радист из-за контузии лишился слуха, однако прикрыл разведчиков, когда они пошли в прорыв. Всего в том бою уничтожено до 60 боевиков, причем на счету героя — не менее десятка. А зовут героя Иван Ануреев .

Пятый, врач, участвовал в боевых действиях в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии и Ингушетии. Во время первой чеченской войны тяжело ранен при штурме Грозного. Затем была Югославия и вторая чеченская война, на которой герой вынес из-под огня суммарно 23 раненых бойца. Несколько раз со своими людьми прорывался к воинским частям, окруженным боевиками, и вывозил оттуда раненых. Героя этого зовут Игорь Милютин .

Шестой, военный летчик, совершил более 300 боевых вылетов на второй чеченской войне, а на первой — более 100, из которых один наиболее примечателен. Однажды дудаевцы сбили российский самолет, и герой подавил зенитные средства боевиков, а затем огнем с неба отгонял их от места, куда приземлился летчик сбитого самолета, пока не прилетел спасательный вертолет. Виктор Бондарев — имя героя.

Остальные — летчики-испытатели Геннадий Ирейкин , Сергей Борисов и Андрей Солдатенков .

1999

Первый прием в восстановленных Андреевском и Александровском залах (по случаю Дня независимости).

1994—1998

Андреевский и Александровский залы восстановлены под руководством управделами Президента Павла Бородина и профессора Подъяпольского . При этом к делу подошли со всем возможным тщанием: следовали оригиналу во всей его роскоши (например, 50 килограммов золота ушло на позолоту). На месте интерьеров Иванова-Шица в вестибюле перед Гостевой пристройкой появилось Малахитовое фойе. Но малахит не настоящий, а просто нарисованный.

Финансовая сторона проекта — это отдельная песня .

1997

В Георгиевском зале вручают награды двум Героям России.

Первый командовал танковым батальоном «Черное крыло» и за время первой чеченской войны основательно потрепал боевиков почти на всей территории Чечни, обойдясь при этом без собственных потерь. Имя героя — Вадим Макаров .

Второй был летчиком-испытателем и генерал-майором авиации. Создал пилотажную группу «Беркуты». Внес весомый вклад в освоение возможностей вертолета «Черная акула». Правда, в итоге в нем и погиб, но уже после того, как стал Героем России. А звали его Борис Воробьев .

Картинки подписаны и кликабельны.

Поздний СССР

1990

Первый съезд народных депутатов РСФСР. Это переходная форма высшей государственной власти между Верховным советом РСФСР и Федеральным собранием. Съезд народных депутатов решал любые вопросы, относящиеся к ведению РСФСР, а также формировал Верховный совет РСФСР как свой постоянный парламентский орган.

Так вот, первый съезд избирает Председателем Верховного совета РСФСР Бориса Ельцина, Председателем Совета Министров — Ивана Силаева , а также принимает Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. С этой Декларации началась конституционная реформа. Основные положения: приоритет российского законодательства над советским; равноправие политических партий и объединений; разделение законодательной, судебной и исполнительной власти; расширение прав субъектов РСФСР. Все это было попыткой обустроить демократическую Россию внутри СССР.

Картинки подписаны и кликабельны.

1970

Всё, эпоха независимости закончилась, погружаемся в эпоху зависимости. Сессии Верховного совета СССР переходят из Зала заседаний БКД в главный зал Кремлевского президиума.

1962

Съезды КПСС переводятся из Большого Кремлевского дворца во Дворец съездов.

1959

Двадцать первый съезд КПСС в Зале заседаний. Главный итог — принятие семилетнего плана развития народного хозяйства. Этот план предусматривает активное строительство коммунизма как такового, потому что социализм, по мнению собравшихся, уже достигнут.

Хрущев на съезде третирует югославских ревизионистов, исключает возрождение в СССР капитализма, убеждает в неизбежной победе СССР над Западом в мирном экономическом соревновании крепнущего социализма с загнивающим капитализмом…

1958

Верховный совет СССР принимает закон «Об уголовной ответственности за государственные преступления». В нем имеется такая статья: «Пропаганда войны, в какой бы форме она ни велась, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки». Как же определяется в законе пропаганда войны? Да никак.

1957

Верховный совет СССР указывает восстановить Чечено-Ингушскую АССР в составе РСФСР. Чеченцы и ингуши начинают возвращаться на родину из депортации. Реабилитируют также калмыцкий и карачаевский народы с восстановлением их территориальных образований.

1956

Двадцатый съезд КПСС. Обсуждалось мирное сосуществование капиталистических и социалистических стран, многообразие путей к социализму. Принято решение прекратить паровозостроение, а вместо этого внедрять тепловозы и электровозы.

А через несколько дней, 30 июня, в тех же декорациях проходит прием в честь юбилея Академии наук.

А еще Верховный совет устанавливает новое воинское звание — генералиссимус Советского Союза. На другой день это звание присвоено Сталину. А еще упраздняется Государственный комитет обороны, его функции передаются Совету народных комиссаров. А еще была амнистия по случаю победы над Германией.

1944

Верховный совет СССР принимает законы, по которым союзным республикам предоставляются полномочия в области внешних сношений и предписывается создать собственные войсковые формирования.

А еще Верховный совет указывает принять Тувинскую народную республику в состав СССР по просьбе тамошних трудящихся.

А еще указывают они выселить всех балкарцев из Кабардино-Балкарии за сотрудничество многих балкарцев с немцами, и на их место поселить кабардинских колхозников.

А еще они указывают выселить всех чеченцев и ингушей, Чечено-Ингушскую республику ликвидировать, а землю поделить между Ставропольским краем, Дагестаном, Северной Осетией и Грузией.

1943

Верховный совет СССР указывает депортировать карачаевцев и калмыков. Карачаевская АО поделена между Грузией, Ставропольским и Краснодарским краями. Калмыкия превратилась в Астраханскую область, а некоторые ее части ушли в Сталинградскую и Ростовскую области и Ставропольский край.

1942

Верховный совет СССР учреждает комиссию для расследования немецких злодеяний, а также указ «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии».

В августе в Большой Кремлевский дворец прибыл премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль . Он привез из Лондона сандвичи, полагая, что в во время войны живут впроголодь, однако роскошный прием ошеломил его. Об открытии второго фронта договориться не удалось, а вот употребил Черчилль неплохо, его выводили под руки.

1941

Прием для участников декады таджикского искусства.

Верховный совет СССР принимает указ, запрещающий предприятиям сбывать оборудование и материалы на сторону.

А потом началась война, и на БКД упала бомба, пробив перекрытие Георгиевского зала. Верховный же совет принимает указы о мобилизации и военном положении, учреждает Государственный комитет обороны, вручает награды, амнистирует польских граждан, томящихся в советских лагерях, а также депортирует немцев Поволжья с попутным уничтожением их Республики.

В октябре Верховный совет эвакуируется в Куйбышев (Самару) и уже там принимает интересный указ «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР».

1940

Приемы для участников декад белорусского и бурят-монгольского искусства, а также для участников декады ленинградского искусства.

Тем временем Верховный совет СССР принимает интересный указ, известный в народе как «Закон о прогулах». Устанавливается восьмичасовой рабочий день (раньше был меньше) и семидневная рабочая неделя (выходной один — воскресенье). Запрещается самовольный уход с предприятия и самовольный переход с одного предприятия на другое (за это сажают в тюрьму на 2-4 месяца). За прогул без уважительной причины назначают полгода исправительных работ (а раньше просто увольняли). Начальники предприятий, не предавшие прогульщика суду или принявшие «перебежчика», сами идут под суд.

А еще Верховный совет принимает указы о присоединении Бессарабии и Буковины, а также создании Латвийской, Литовской, Эстонской, Карело-Финской и Молдавской ССР. Латыши, литовцы и эстонцы считают это оккупацией.

1939

Верховный совет СССР принимает законы о включении Западной Украины и Белоруссии в состав Украинской и Белорусской ССР соответственно. Мнение современных жителей Западной Украины по этому поводу известно.

А еще принят обстоятельный, из 8 глав, закон «О всеобщей воинской обязанности». А еще двумя указами отменяют условно-досрочное освобождение для узников лагерей, колоний и тюрем. А еще в шахтных поселках разрешают жить только шахтерам, пенсионерам, инвалидам и семьям военнослужащих.

Большой прием в честь летчиков Владимира Коккинаки и Михаила Гордиенко — они успешно совершили беспосадочный перелет Москва — Северная Америка. А потом прием военных летчиков с Халхин-Гола (там была необъявленная локальная война Японской империи и Маньчжоу-го против СССР и Монголии). А потом прием для участников декад армянского и киргизского искусства.

А еще в этот год состоялся Восемнадцатый съезд ВКП(б). Съезд утверждает третью пятилетку, подводит итоги переходного периода от капитализма к социализму и задает курс на переход к коммунистическому обществу. Поставлена задача догнать и перегнать Запад.

1938

Встреча папанинцев в Большом Кремлевском дворце. Папанинцы — это сотрудники первой в мире полярной дрейфующей станции «Северный полюс» (Иван Папанин , Евгений Федоров , Эрнст Кренкель , Петр Ширшов). Станция находилась на дрейфующей льдине, однако она начала трескаться и таять, так что была целая эпопея по спасению экспедиции, за которой следила вся страна.

А еще был прием в честь участников декады азербайджанского искусства.

1937

Второй торжественный прием в честь Чкалова , Байдукова и Белякова . Они совершили второй сверхдальний перелет. Затем такой же прием в честь летчиков Михаила Громова , Андрея Юмашева и Сергея Данилина . А еще прием для первой полярной экспедиции.
А еще прием для участников декад республиканского искусства: от Грузии и Узбекистана.

1936

Торжественный прием в честь летчиков Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова. Они совершили сверхдальний перелет и стали Героями Советского Союза. Байдуков, кстати, прожил до 1994 года и успел за это время создать систему ПВО СССР и получить 22 ордена.

1935

Первый «большой кремлевский прием» в честь выпускников военных академий. А еще прием в честь железнодорожников, решавших проблемы рационального движения товарных поездов.

1934

Семнадцатый съезд ВКП(б), известный также как «Съезд победителей» и «Съезд расстрелянных». Съезд принимает второй пятилетний план: окончательно ликвидировать капиталистические элементы и классы, завершить коллективизацию и техническую реконструкцию народного хозяйства и т. д. Более половины делегатов съезда через несколько лет отправились в лагеря или сразу к стенке.

В том же году — завтрак для участников первомайского парада (в основном, летчиков). А потом — торжественный обед в честь челюскинцев. Челюскинцы — это не соратники Семена Челюскина, а команда названного в его честь парохода. Эти полярники дрейфовали в Северном Ледовитом океане, пока корабль не раздавили льды. Со льдины их эвакуировали самолетами, но перед этим они два месяца прожили на льдине в условиях полярной зимы. Летчики стали первыми Героями Советского Союза. Самую первую Золотую Звезду получил Анатолий Ляпидевский .

В том же году на месте Зимнего сада в переходе из БКД на Потешный корпус для Сталина устроили кинозал.

1933—1934

Андреевский и Александровский залы соединены в зал заседаний. Заседал, в первую очередь, Верховный совет СССР. Облик зала казенный, форма — очень вытянутая.

Картинки подписаны и кликабельны.

Революция

1927

Пятнадцатый съезд ВКП(б). Делегаты утверждают Директивы по составлению первого пятилетнего плана и принимают план коллективизации. Подводят итоги борьбы с троцкизмом. Из партии исключают Льва Троцкого , Григория Зиновьева , 75 активных членов их блока и около 10000 рядовых сторонников. Также исключены из партии представители левой оппозиции Тимофея Сапронова .

1925

Четырнадцатый съезд ВКП(б) в Андреевском зале («Съезд индустриализации»). Переименовывают РКП(б) в ВКП(б). Громят «Ленинградскую оппозицию» во главе с Григорием Зиновьевым и Львом Каменевым . По части экономики принят курс на индустриализацию, преобладание социалистических элементов над капиталистическими и т. д. Интересная цитата:

Кстати, два слова об одном из источников резерва — о водке. Есть люди, которые думают, что можно строить социализм в белых перчатках. Это — грубейшая ошибка, товарищи. Ежели у нас нет займов, ежели мы бедны капиталами и если, кроме того, мы не можем пойти в кабалу к западноевропейским капиталистам, не можем принять тех кабальных условий, которые они нам предлагают и которые мы отвергли, — то остаётся одно: искать источников в других областях. Это всё-таки лучше, чем закабаление. Тут надо выбирать между кабалой и водкой, и люди, которые думают, что можно строить социализм в белых перчатках, жестоко ошибаются.

Из доклада И. В. Сталина.

1924

Тринадцатый съезд ВКП(б). Было решено, что НЭП себя оправдал, хозяйство восстанавливается, и теперь надо развивать металлургию и легкую промышленность. А еще по настоянию Надежды Крупской за два дня до съезда на заседании Совета старейшин зачитывают «Письмо к съезду» Ленина . Предположительно, Ленин написал этот документ в 1922 году во время болезни, но это вопрос дискуссионный: есть мнение, что автор — Крупская. Как бы то ни было, в письме Ленин призывает сместить Сталина с поста генсека за его грубость, нетерпимость и капризность. Вопрос вынесли на голосование старейшин, в итоге за Сталина проголосовали все, кроме сторонников Троцкого. Документ был оглашен на закрытых заседаниях отдельных делегаций съезда, но ссылаться на него было строго запрещено.

А еще в том же году в Андреевском зале проходит Пятый конгресс Коммунистического Интернационала. Главный вопрос: как быть после подавления коммунистических выступлений в Германии, Болгарии и Греции и после прихода фашистов к власти в Италии? Решили в итоге укреплять дисциплину.

1921

Третий конгресс Коммунистического Интернационала в Андреевском зале. Учрежден Профинтерн, который в европейских странах должен был стать альтернативой социал-демократическим профсоюзам и переходом к тактике «единого рабочего фронта».

1917

Во время Октябрьских событий Большой Кремлевский дворец практически не пострадал. Отдышитесь от красного марша, мы отправляемся в царскую Россию.

Серебряный век

1904

В Большом Кремлевском дворце организован сбор помощи для участников русско-японской войны.

1896

Коронационные торжества в честь Николая II .

Картинки подписаны и кликабельны.

Великие реформы

1883

1870

По случаю 300-летия Войска Донского казаки подносят своему Августейшему Атаману царевичу Александру Александровичу серебряную скульптурную группу с фигурами графа Платова и Ермака . Этот экспонат и сейчас стоит в витрине в Георгиевском зале.

Картинки подписаны и кликабельны.

Николай I

1855

1849

Освящение готового Большого Кремлевского дворца на Пасху в присутствии Николая I . Император лично инспектирует ансамбль дворца и Оружейной палаты и остается очень доволен. Он поручает украсить стены Георгиевского зала мраморными досками с именами всех полков, имеющих георгиевские знамена.

Церемония с досками была такая. Митрополит Филарет ведет молебствие в Георгиевском зале. Царь подает знак, и седые гренадеры поднимают доску с именем Преображенского полка. Только они начинают прибивать ее к стене, как царь кричит «ура!», и преображенцы громогласно подхватывают. После церемонии император лично показал солдатам помещения дворца.

1847

Возобновление Святых Сеней.

1842—1845

Переделка Красной лестницы.

1839

Перестройка Святых Сеней.

1838

Закладка БКД. Строительство началось одновременно с Храмом Христа Спасителя работы того же архитектора Тона . Константин Тон — главный архитектор, Федор Солнцев — главный художник, Петр Герасимов и Николай Шохин — «архитектурные помощники», Федор Рихтер и Николай Чичагов — дизайнеры интерьера.

1837

Константин Тон приступает к разработке проекта Большого Кремлевского дворца. В это дореволюционное время архитектор применил революционные строительные технологии: облегченные большепролетные своды из кирпича, металлические стропильные конструкции кровель, первое использование цемента.

По официальной версии, дворец гармонично вписывается в древний ансамбль и развивает в монументальных русско-византийских формах композицию Теремного дворца. Однако есть и критическое мнение: громоздкий монотонный фасад казарменного стиля, неоправданно дорогое строительство и т. д. Динозавр краеведения Сергей Романюк костерит Николая I и Тона на страницах своей книги, как только может.

1830-е

Ликвидация подклетов Золотой палаты.

1826

Картинки подписаны и кликабельны.

Александр I

1817

Петр Великий

1699

Упоминается Бурмистрская палата (Ратуша, Земская канцелярия) во вторых набережных палатах.

1696

Сгорают шатры и кровля Золотой Красной лестницы. Из ведения Приказа Большого дворца изымается Семеновский потешный двор (средоточие царской соколиной охоты), который передается новообразованному Преображенскому приказу.

1691

Верхний и Нижний сады обносятся новыми решетками. Появляются ранжерейные палаты (оранжереи).

Картинки подписаны и кликабельны.

Ранние Романовы

1687

Строительство особой водовзводной башни с часами у Верхнего сада, передававшей воду из кремлевской Водовзводной башни.

1686

Львы и орлы на Золотой Красной лестнице.

1685

Медная позолоченная кровля над Золотой Красной лестницей.

1683

Украшение Нижнего сада перспективным письмом. Петр Энглес расписывает стены, беседки, столбы, решетки и все остальное.

1681

Разобрана Столовая изба и сад при ней, на их месте устроена площадь. Возобновляются Наугольная и Панихидная Набережные палаты, куда переносят Столовую, поэтому и называется с тех пор Панихидная палата Столовой.

Вторые набережные палаты (точнее, подклеты) отдаются под аптеку. Раньше здесь были Резные и Столярные палаты.

Основание Набережного Нижнего Красного сада на особом каменном здании, к которому со стороны Тайницких ворот подводят контрфорс. Сюда переносят садовые строения из упраздненного сада на Переднем дворе.

В Верхнем же Набережном саду сооружают выложенный свинцом пруд. Вода в него поступала по свинцовому же водопроводу из Водовзводной башни. Именно здесь царевич Петр начал плавать на потешных лодках, комягах, шнягах, карбусах, ошняках, судах и стружках.

1680

Сооружается временны деревянный настил для царского шествия из Оружейной палаты в Потешный дворец.

.

1672

Над приказом Аптекарской палаты устраивают театр, в котором магистр Яган Годфрид «исправляет комедию, или комидейное действо», с труппой из 26 мещан-комедиантов.

1667

1666

В здании Дворцовых приказов расписана Оружейная палата.

1663

Сретенский собор утрачивает статус дворцового храма после постройки Верхоспасского собора.

1662

Поляки выполняют резные, золотильные и живописные работы в Столовой избе.

1661

Вместо старой Столовой избы государь выстраивает новую и великолепно украшает ее резьбою, золоченьем и живописью в новом заморском вкусе, по вымыслу инженера и полковника Густава Декенпина.

1660

Возобновляется дворцовая палата, в которой помещался Аптекарский приказ и Аптека. Каменных дел подмастерье Вавилка Савельев делает в ней окна, двери и новые своды, а знаменщик, т. е. рисовальщик, Ивашка Соловей расписывает стены. Палата эта находится недалеко от церкви Рождества Богородицы.

1643

1606

, любимец Самозванца, убивает дьяка Тимофея Осипова. Согласно патриотической легенде, дьяк обличил Лжедмитрия как Самозванца, но есть версия, что он пытался зарезать царя во сне. Так или иначе, дьяка убивают и выбрасывают в окно на Житный двор.

Через несколько часов после этого Татищев на входе в хоромы убивает самого Басманова. Тогда Лжедмитрий побежал через свои хоромы, преследуем толпой, и выбрался через окно, однако оступился и упал, опять-таки, на Житный двор, вывихнув ногу, разбив грудь и потеряв сознание.

В таком состоянии царя нашел отряд стрельцов, которым он посулил имущество мятежных бояр. Заговорщики, однако, отправили своего человека Ивана Голицына к царице Марфе , чтобы та еще раз подтвердила, что это ее сын и настоящий Дмитрий. Гонец, разумеется, привез обличения в самозванстве, и тогда избитого и растерзанного Лжедмитрия пристрелил в упор Григорий Валуев , предок того самого Петра Валуева, который сносил 200 лет спустя кремлевские древности. Потом было изощренное посмертное поругание, но в другом месте.

После всего этого новый царь Василий Шуйский строит для себя и своей царицы брусяные хоромы, чтобы не селиться в хоромах Лжедмитрия.

1605

Лжедмитрий сносит годуновские хоромы и ставит на их месте, то есть на крыше Запасного дворца, новые изящные хоромы «в польском вкусе». Фасад смотрит на реку. В источниках эти палаты называются также Блудническими.

О постройке этих хором современник и очевидец их рассказывает следующее:

Надъ большою Кремлевскою стѣною Лжедимитрій велѣлъ построить великолѣпное зданіе, откуда была видна вся Москва. Оно было построено на высокой горѣ, подъ которою протекала рѣка Москва, и состояло изъ двухъ строеній, расположенныхъ одно подлѣ другого и сходившихся подъ угломъ. Одно предназначалось для будущей царицы, а другое для царя. Такъ стоялъ дворецъ на верху высокихъ тройныхъ стѣнъ. Въ этомъ дворцѣ Димитрій велѣлъ позолотить очень дорогіе балдахины, стѣны обить дорогою парчою и рытымъ бархатомъ; всѣ гвозди, крюки, цѣпи и петли дверныя покрыть очень толстымъ слоемъ позолоты; внутри сдѣлать превосходныя печи и украсить ихъ разнообразными произведеніями искусства; занавѣсы у оконъ сдѣлать изъ отличной ткани алаго цвѣта. Онъ приказалъ выстроить роскошныя бани, красивыя башни и конюшню рядомъ со своимъ дворцомъ, хотя въ немъ уже была одна большая конюшня. Въ вышеописанномъ дворцѣ царь велѣлъ устроить множество потаенныхъ дверей и ходовъ…

Но не долго музыка играла, не долго Дмитрий танцевал…

1601—1602

Царь Борис Годунов строит Запасный дворец на взрубе (невысоком деревянном подклете), чтобы снизить последствия неурожая и голода («чтобы людемъ питатися»). Здесь были и деревянные жилые палаты Бориса Годунова.

1599

Около этого времени Годунов перестраивает вторые набережные палаты.

Картинки подписаны и кликабельны.

Иван Грозный

1560-70-е

Строительство хозяйственных палат Дворцовых приказов.

1571

Пожар от Девлет-Гирея. При восстановлении все приемные палаты украшены стенописью.

1561

Ремонт царского дворца.

1560

Иван Грозный строит для своих сыновей деревянные хоромы на взрубе, а также Сретенский собор.

Максимилиана I Посол презентует княгине «птицу попагал и сукно серо». Это происходит в «набережном сеннике и середней повалуше» Софьи Фоминичны.

1488

Упоминание набережной горницы великого князя.

1487

Основание Святых Сеней. Марко Руффо закладывает Малую (Набережную) палату на месте набережного терема Дмитрия Донского .

1479

Иван III в. средней горнице дает стол митрополиту Геронтию и духовным властям.

1404

Князь великій замысли часникъ и постави на своемъ дворѣ за церковью, за св. Благовѣщеньемъ. Сіи же часникъ наречется часомерье; на всякій же часъ ударяетъ молотомъ въ колоколъ, размѣряя и разсчитая часы нощные и дневные; не бо человѣкъ ударяше, но человѣковидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако; створено есть человѣческою хитростію, преизмечтано и преухищрено.

Летопись

Другой летописец присовокупляет, что часы были «чудны велми и с луною…», или с лунным течением, как выражались о подобных часах позднее. Мастером и художником этих знаменитых часов был чернец Лазарь, родом серб, пришедший в Москву с Афонской горы.

Удельное княжество

1380

Согласно «Повести о Мамаевом побоище», весть о приближении Мамаевых сил застает великого князя Дмитрия Донского за пиром в набережных теремах: пил он чашу за брата своего Владимира Андреевича . Далее, когда московская рать двинулась с князем в поход, повесть описывает плач его супруги: «Княгиня ж великая Евдокия вниде в златоверхий терем в набережный, в свои сени и сяде под стекольчатым окном на одре… слезы проливающе…» По другим спискам: «…сяде под южными окны… вниде в набережные сени и седоша о рундуце (стул) под стеклянным оконцем…»

Начало Москвы

XIII в.

Княжеский двор перемещается от Боровицких ворот на то место, где сейчас Большой Кремлевский дворец. Подробности неизвестны.

Музей-квартира Николая Семеновича Голованова (1891–1953) – великого дирижера, композитора и пианиста – ведет свою историю с 1969 года., когда после смерти сестры музыканта эта квартира перешла в состав Российского национального музея музыки.

Основой фондов послужило богатейшее наследие музыканта: его
коллекции картин, скульптуры, прикладного искусства, библиотека, архив и фонотека. С годами ценность этого наследия неуклонно росла.

Изменился сам статус Голованова как дирижера и композитора: теперь этот мастер признан великим. Поражает удивительная концентрация духовности, творческой энергии, подлинный размах его творчества. Притягивает и его личность, прежде всего, верность заложенным с детства высоким моральным принципам и бескомпромиссное, беззаветное служение искусству.

Также удивительна по сосредоточию духовных ценностей мемориальная квартира дирижера с ее разнообразными раритетами. Сам дом в Брюсовом переулке, в котором она расположена, является памятником культуры. Он принадлежал Большому театру. С 1935 года здесь жили такие корифеи вокального искусства Москвы, как А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. П. Максакова. Голованов прожил здесь около двадцати лет (1935–1953). Именно в эти годы, возглавляя оркестр Всесоюзного радио и позже Большого театра, он стал ведущей фигурой в музыкальной жизни Москвы. Три комнаты этой квартиры (кабинет, гостиная, столовая) мемориальные. Здесь едва ли не каждый предмет помнит Голованова. А в бывшей спальне сосредоточены материалы архива, позволяющие проследить путь музыканта.

Начальный этап – учеба в Синодальном училище церковного пения (1900–1909), проходившая под руководством таких мастеров, как хормейстеры В. С. Орлов, Н. М. Данилин, композиторы П. Г. Чесноков, А. Д. Кастальский, Викт. С. Калинников. Голованов писал на склоне лет: «Синодальное училище дало мне все: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду».

Следующий этап – учеба в Московской консерватории по классу композиции и теории у С. Н. Василенко и А. А. Ильинского. При этом Голованов не терял связь и с Синодальным училищем, став его преподавателем и помощником регента знаменитого Синодального хора. С 1915 года и почти до последних дней – работа в Большом театре (правда, с тремя вынужденными перерывами). Это были кульминационные годы в жизни театра. Под управлением Голованова и его именитой «команды» (художник Ф. Ф. Федоровский, режиссеры Л. В. Баратов, Б. А. Покровский и другие выдающиеся мастера) создавались такие шедевры, как постановки «Бориса Годунова», «Садко», «Хованщины» 1948–1950 годов.

Не менее результативно – руководство Голованова Большим симфоническим оркестром радио. Особенно важна его деятельность в Москве в период Великой Отечественной войны. Прямые трансляции выступлений оркестра поднимали дух даже далеких от музыки людей. На фотографии 1943 года мы видим дирижера во время первого исполнения в СССР Третьей симфонии С. В. Рахманинова. В экспозиции нашло отражение и композиторское творчество Голованова разных лет, начиная с фортепианных вариаций детских лет, кончая духовными песнопениями 1940-х годов.

Специальный раздел посвящен многолетнему союзу Голованова с А. В. Неждановой: музыкант был аккомпаниатором и мужем великой певицы. Вступая в мемориальные комнаты Музея, посетители сразу погружаются в мир искусства. Картины первоклассных художников (И. И. Левитан, М. В. Нестеров, К. А. Коровин и многие другие), скульптурные портреты, антикварная мебель в стиле ампир, лепнина на потолках – все создает неповторимую атмосферу. При этом чувствуется «почерк» Голованова. Уже в планировке квартиры видны черты театральности: гостиная соотносится с кабинетом наподобие театральных зала и сцены. Замечательны и двери с бронзовыми мифологическими фигурами. Хотя жанры, тематика картин и скульптур, представленных в мемориальных комнатах, разнообразны, в каждом помещении есть свои доминанты. Рабочий кабинет – самая «музыкальная» комната. Здесь множество портретов композиторов, дирижеров, а также деятелей искусства и литературы. В гостиной значительное место занимают изображения, связанные с религиозной тематикой, и образы, воплощающие идеалы женской красоты. В столовой тематическая доминанта – путешествия во времени и пространстве: Россия и Англия, Италия и Египет, Индия и сказочное Берендеево царство, глубокая древность и ХХ век. На живописных полотнах оживают архитектурные шедевры мира – мавзолей Тадж-Махал кисти В. В. Верещагина, Псковский кремль В. В. Мешкова, венецианский Дворец дожей на картине И. К. Айвазовского.

И еще одна достопримечательность Музея – его посетители в прошлом и в настоящем. Ведь Голованова посещали многие выдающиеся музыканты и деятели искусства. Хозяин квартиры любил устраивать по праздникам и памятным дням застолье. Завсегдатаями бывали певцы Большого театра, жившие в этом же доме – Обухова, Максакова, Пирогов, Козловский… А уже после открытия Музея (1974 год) здесь выступали с воспоминаниями и беседами дирижеры Б. Э. Хайкин, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Ф. Ш. Мансуров, Ю. И. Симонов. Среди посетителей концертов – композитор В. А. Гаврилин, балерина Е. С. Максимова, певица З. А. Долуханова. И в нынешнее время в Музее много того, что притягивает и дирижеров, музыкантов-профессионалов, и знатоков живописи, и любителей музыки, и широкий круг людей, стремящихся прикоснуться к миру прекрасного.


Не каждый там бывал. Виртуальная экскурсия по российскому "Запретному городу".

Андреевский зал Большого Кремлёвского дворца Московского Кремля. Императорский трон. via

На сайте Президент России kremlin.ru, подписанном "Администрация Президента РФ", где три первые раздела называются: Россия. Государство. Путин (интересно, это намек, что Путин - президент навсегда?), на странице Кремль говорится так:

"Кремль открыт! Добро пожаловать!
Попасть в Московский Кремль не трудно. Никому не запрещается.[...]" Мне кажется, гениально сказано.


2.

Андреевский парадный зал на акварели Константина Андреевича Ухтомского , 1849. Убранство в русско-византийском стиле разработано Федором Григорьевичем Солнцевым . via

"Но, сколько бы раз Вы ни посещали Кремль, как бы хорошо ни познакомились с его достопримечательностями, некоторые места в Кремле наверняка так и остались для Вас недоступными. Это - здания и территории, которые отведены под государственные учреждения и службы, обеспечивающие деятельность Президента России.

Заполнить этот пробел поможет виртуальная экскурсия. Она открывает доселе, к сожалению, закрытые для туристов объекты, входящие в кремлевский комплекс резиденции Президента. Причем открывает - в уникальной изобразительной подробности.

Сенатский дворец и Большой Кремлевский дворец предстанут перед Вами во всех мелочах - вплоть до надписей на корешках книг, стоящих в шкафах Президентской библиотеки, и едва заметных деталей древних росписей Грановитой палаты. Вы рассмотрите каждый камень, каждый предмет интерьера, каждый вензель на высоких потолках, каждый листок в кремлевских садах так, как если бы Вы находились в непосредственной близости к ним."

И по старой доброй традиции: статья из журнала AD Russia в неизменном виде про внутренности Большого Кремлевского дворца:

Интерьеры Большого Кремлевского дворца мы обычно видим лишь по телевизору - как фон политических событий. Мы вывели их на первый план.

Большой Кремлевский дворец

Большой Кремлевский дворец насчитывает около семисот помещений. Парадная лестница из ревельского камня ведет на второй этаж к пяти парадным орденским залам. Стены ее сделаны из искусственного мрамора (колонны - из мрамора настоящего), интерьер выдержан в духе Ренессанса и позволяет оценить новаторские строительные решения Константина Тона, который перекрыл большой пролет с помощью металлических конструкций. Фигурные отливки на потолке сделаны из цемента - прием на момент строительства дворца новаторский.

3.

Владимирский зал

Владимирский зал - один из самых необычных во дворце. В плане он представляет собой квадрат со стороной шестнадцать метров, но устроенные по углам ниши придают ему вид восьмигранника. В декоре воспроизведены цвета ордена Святого Владимира. Шатровый шестнадцатигранный свод сложен из пустотелых керамических горшков - для облегчения конструкции и улучшения акустики. Освещается зал верхним светом через специальный проем. Лестница ведет в старую часть комплекса - Теремной дворец.

4.

Андреевский зал

Андреевский зал Большого Кремлевского дворца, построенного в 1849 году Константином Тоном, в XIX веке считался главным в анфиладе парадных помещений, посвященных главным орденам Российской империи. Андреевский зал, как и следует из его названия, прославляет орден Святого Андрея Первозванного, самый первый российский орден, учрежденный Петром I в 1699 году. Десять золоченых пилонов зала и позолоченные двери украшают цепи и кресты из символики ордена. В конце зала - три тронных места с горностаевым пологом над ними, над окнами - гербы российских губерний.

5.

Александровский зал

Ордену Святого Александра Невского, учрежденному в 1725 году Екатериной II, в Большом Кремлевском дворце посвящен Александровский зал. Его стены выложены розовым мрамором, купольный потолок и несущие его парусные своды покрыты изображениями орденских гербов и звезд.

6.

Такие же звезды вытканы на спинках стульев: бархат их обивки такого же цвета, как орденская лента. По стенам зала размещены картины из жизни Александра Невского. Этот зал, как и Андреевский, был перестроен в советское время и восстановлен в 1990-х. Иногда зал используется для заседаний Государственного совета.

7.

Георгиевский зал

Георгиевский зал - первый в парадной анфиладе Большого дворца. Его тема - орден Святого великомученика и победоносца Георгия, учрежденный Екатериной II в 1769 году. На стенах зала укреплены мраморные панели с именами кавалеров ордена (по южной стене помещения когда-то стояли золотые ларцы со списками).

8.

Основной мотив декора - орденский крест, на верху колонн стоят статуи - аллегории земель и царств, вошедших в состав России с XVпо XIX век. Они созданы Иваном Витали. На фото внизу - резные двери, ведущие из Георгиевского зала в Александровский.

9.

Аванзал

Аванзал - небольшое помещение, ведущее с парадной лест-ницы в Георгиевский зал. Центральное место на его светло-зеленых стенах занимает картина знаменитого французского баталиста Адольфа Ивона, изображающая битву на Куликовом поле (1850).

10.

Теремной дворец

Святые сени находятся в самой старой части комплекса Большого Кремлевского дворца - Теремном дворце. Его построила в 1635 году бригада русских мастеров - Бажен Огурцов, Трефил Шатурин, Антип Константинов и Ларион Ушаков. С Красного крыльца, выходящего на Соборную площадь, через Святые сени можно попасть в Грановитую палату и Владимирский зал.

11.

Грановитая палата

Грановитая палата Теремного дворца - самое древнее помещение дворцового комплекса. Она была построена в 1491 году итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьеро Антонио Солари и служила тронным залом царю Ивану III. Здесь проходили Земские соборы и заседания Боярской думы, принимали иностранных послов. Стены палаты украшают росписи XVI века с религиозными сюжетами. В 1668 году их подновлял живописец Симон Ушаков с командой народных умельцев из Палеха.

12.

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Главное сооружение Соборной площади Кремля. Построил его в 1479-м итальянец Аристотель Фиораванти. В 1547 году именно здесь короновали первого русского царя - Ивана IV Грозного.

13.

Оригинал статьи .

Вид дворца со стороны реки Москвы

Длинный 125-ти метровый фасад дворца протянулся вдоль набережной реки Москвы. Его внешний вид узнают практически все россияне, даже те, кто ни разу не был в столице. Огромный дворец появился в Кремле в середине XIX века, во времена правления императора Николая I. А автором архитектурного проекта дворцового здания стал известный русский зодчий Константин Андреевич Тон.

Идея построить в Москве новый дворец родилась после победы России в Отечественной войне 1812 года. Погоревший город отстраивался заново, и русский царь хотел, чтобы в нем появилось новое здание, которое могло бы подчеркнуть связь Москвы с народными традициями. Николай I мечтал, чтобы дворец превратился в памятник всем русским воинам. В соответствие с пожеланиями государя, архитектор подготовил проект здания в так называемом псевдорусском стиле. Строительство заняло 10 лет и было завершено в 1849 году.

Величественный дворец поднимается на 47 м, а общая площадь его помещений составляет 25 тысяч кв. м. Это - не одиночное строение, а целый архитектурный комплекс, куда входят девять храмов и палат XVI-XVII вв., Теремной дворец, 700 залов и комнат, а также длинный вестибюль.

Главные дворцовые залы поименованы в честь российских орденов. В пяти самых роскошно оформленных залах вручают государственные награды и верительные грамоты. Кроме того, здесь проходят официальные торжества.

Хотя в наши дни этот дворец считается резиденцией Президента страны, попасть внутрь него можно. При условии предварительной записи, экскурсии по дворцовым помещениям разрешены организованным группам.

Теремной дворец

Вид на южный фасад дворца

В комплекс Большого Кремлевского дворца входит уникальная пятиэтажная постройка, появившаяся в сердце города в начале XVI века. Это необычный Теремной дворец, автором первоначального проекта которого стал знаменитый итальянский мастер архитектуры Алевиз Фрязин. Окончательный облик здание получило в 1630-е годы, когда Россией правил государь Михаил Федорович.

В первой половине XVII века большинство городских построек были деревянными. Когда в Кремле возвели каменное пятиэтажное здание, москвичи восприняли это как настоящее чудо! Особенно впечатлял жителей самый верхний этаж - златоверхий Теремок, в котором тогда заседала Боярская дума.

Теремной дворец выполнен из камня в традициях русского деревянного зодчества, а его интерьеры богато украшены красочными настенными росписями. В дворцовые окна вставлены цветные стекла, а в помещениях находятся изразцовые печи и резная деревянная мебель.

Арсенал

Здание Арсенала

Первое здание арсенала построили в начале XVIII века. В 1737 году в Москве произошел так называемый Великий или Троицкой пожар, в результате которого городской центр почти полностью выгорел. Сильно досталось от огня и кремлевскому арсеналу.

В конце XVIII века арсенал восстановили под руководством знаменитого зодчего Матвея Казакова. Однако, во время войны 1812 года здание пострадало вновь. Отступавшие из Москвы французские войска взорвали кремлевский цейхгауз. То двухэтажное строение, которое сохранилось до наших дней, возвели в традициях классицизма в 1815-1828 годах.

Здание-каре стоит недалеко от Никольской башни . Попасть внутрь него нельзя. Сегодня в исторической постройке разместились службы комендатуры и помещения, где проживают военнослужащие Президентского полка. Это те солдаты, которые охраняют Кремль и участвуют в почетных караулах у Могилы Неизвестного Солдата и возле Вечного огня.

Государственный Кремлевский дворец

Вид Кремлевского дворца со стороны Сенатской площади

Самое «молодое» дворцовое здание на кремлевской территории появилось в 1961 году. До распада СССР его называли «Кремлевским дворцом съездов». Новый просторный дворец построили для массовых и официальных мероприятий. Его светлые фасады впечатляют. Они облицованы красивым уральским мрамором и анодированным алюминием.

В 1960-1980-е годы сюда съезжались участники съездов партии. В наши дни в большом здании показывают спектакли и театральные постановки, а на Новый год дворец собирает детей на главную елку страны.

Сенатский дворец

Вид на купольный зал Сената из внутреннего двора

Красивый дворец для заседаний Правительствующего сената возвели по распоряжению Екатерины II в 1770-1780-е годы. Российская императрица поручила строительство дворца Матвею Казакову, и именитый зодчий подготовил блестящий проект треугольного здания в лучших традициях классицизма.

В этом дворце побывало немало известных государственных мужей России, и в нем заседали разные органы российской власти. В 1920-е годы здесь располагался рабочий кабинет В.И. Ленина, а позже в величественной постройке Казакова проводило свои заседания правительство СССР.

Округлый купол Сенатского дворца отлично видно со стороны Красной площади . Под ним расположен просторный Екатерининский зал, где проходят все основные мероприятия с участием Президента страны. Ко входу в зал проложена богато оформленная мраморная лестница.

Купол поднимается над полом Екатерининского зала на 29 м. Участки стен между оконными проемами выглядят очень торжественно. Их украшают барельефы, на которых изображены портреты русских князей и царей. В наши дни в Сенатском дворце находится рабочий и представительский кабинеты Президента, а также президентская библиотека.

Грановитая палата

Вид Грановитой палаты с Соборной площади

К старинным кремлевским дворцам относят выразительное здание Грановитой палаты. Его построили в конце XV века Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин) - итальянские архитекторы, работавшие на царя Иоанна III.

Свое название дворец получил из-за отделки фасада с восточной стороны граненым или «бриллиантовым» рустом. Именно так декорировали богатые итальянские дворцы в эпоху Ренессанса. Грановитая палата играла роль приемных покоев великих князей. В ней заседала Боярская дума и проходили Земские соборы. В этом дворце не раз праздновали победы русской армии. А по Красному крыльцу государи проходили на церемонию коронования к Успенскому собору.

  • В прошлом резиденция императоров , сегодня ‒ парадная резиденция президента России.
  • Огромный дворец, строительство которого длилось 10 лет , появился в Кремле в XIX веке при Николае I.
  • В здание включены остатки более ранних построек: Теремной дворец, девять церквей и Грановитая палата.
  • Большой Кремлевский дворец длиной 125 метров, высота его 47 метров, а общая площадь здания составляет 25 000 кв.м .
  • В резиденции огромный вестибюль, около 700 комнат и пять залов, которые используются для встреч на высоком уровне и государственных церемоний.
  • Для посетителей открыто «Малахитовое фойе», где можно увидеть портреты всех русских государей.

Большой Кремлевский дворец – уникальный архитектурный ансамбль и знаковый для Москвы музей. Когда-то в нем располагались покои императорской семьи, а сейчас — парадная резиденция президента России. Дворец открыт для посещения только в составе организованных экскурсий, которые проводятся по графику, заранее согласованному с Федеральной Службой Охраны. Личные покои императоров с подлинной обстановкой, трон и орденные залы, роскошные интерьеры и росписи – Дворец поражает своей красотой и величием.

Строительство дворца

Еще в царствование императрицы Екатерины II архитектор Василий Баженов предложил возвести гигантский новый дворец в Кремле, но из-за сложности и дороговизны его проект не был воплощен в жизнь. Новая резиденция в Кремле появилась по указу внука императрицы, Николая I. Дворец строился почти десять лет, с 1838 г. по1849 г. Работа над ним объединила выдающихся русских художников и архитекторов — Н. Чичагова, В. Бакарёва, Н. Шохина, П. Герасимова, Ф. Солнцева.

Автор проекта – признанный мастер Константин Тон. Император Николай I принимал непосредственное участие в поисках архитектурного стиля для дворца. Строить новую резиденцию решили в традициях «византийско-русской архитектуры». Считается, что за основу проекта был взят облик с его монументальными формами, созданного Андреем Штакеншнейдером. На месте старых построек XV ‒ XVIII вв. возвели здание, поражающее своими размерами и гармонией линий. Длина Большого Кремлевского Дворца 125 метров, высота ‒ 47 метров, общая площадь – 25 000 квадратных метров. Снаружи он кажется трехэтажным, но на самом деле в нем два этажа.

При детальном изучении проекта эксперты обнаружили множество перекличек с дворцовыми постройками XV ‒ XVIII вв., стоявшими на этом месте ранее. Окна нижнего яруса в современном дворце соответствуют аркам подклета дворца XV в., наружная галерея ‒ внешним переходам, а терраса похожа на старинное гульбище. Во дворце также был Зимний сад – своего рода повторение висячих садов царя Алексея Михайловича. В состав Большого Кремлевского дворца были включены особо ценные части предыдущих построек: Теремной дворец царя Алексея Михайловича, девять храмов (старейший из которых относится к XIV в.), Грановитая палата XV в. В резиденции около 700 комнат, огромный вестибюль и пять величественных залов.

В 1849 г. дворец был тор жественно освящен в присутствии императора Николая I. Параллельно началось строительство в том же стиле здания . С его постройкой ансамбль Большого Кремлевского дворца был окончательно сформирован. Здания соединены надземным переходом. После социалистической революции 1917 г. и переезда советского правительства в Москву многие помещения дворца стали использоваться как жилые. В наши дни во Дворце проводится церемония инаугурации президента России, проходят встречи на высоком уровне, вручаются ордена ‒ высокие государственные награды Российской Федерации.

Посетители могут попасть в Кремлевский дворец со стороны на Соборной площади. Рядом - парадное крыльцо Грановитой палаты Кремля, оно украшено фигурами львов и закрыто золоченой решеткой.

Стилевое решение ансамбля

Внешний облик Дворца подчеркнуто строгий: он украшен большим количеством лепных элементов, которые частично копируют декоративные украшения XVII в. Чтобы здание не выбивалось из общего ансамбля Кремля, в его внешнем оформлении используются «элементы русского стиля», характерные для более ранних построек. С верхней точки обзора видно, что первый этаж дворца выступает вперед и образует открытую террасу. Арочные окна первого яруса разделены тонкими простенками и внешне напоминают закрытую галерею, облицованную натуральным камнем. Второй этаж с двумя ярусами окон разделен пилястрами и украшен декоративными наличниками в «русском стиле» с двойными арками и гирькой посередине. Дворец заканчивается «трибуном» ‒ архитектурным возвышением, которое венчает золотая балюстрада. Его украшают «кокошники» — полукруглые декоративные элементы и исторические гербы царств, входивших в состав Российской империи: Московского, Казанского, Астраханского, Таврического, Финляндского и Польского.

Залы Дворца

Вестибюль дворца представляет собой анфиладу отделанных мрамором залов с полированными гранитными колоннами. На второй этаж ведет огромная парадная лестница. Перекрытый арками свод, красная ковровая дорожка, парадный вход дворца, обращенный к Москве-реке, – эту часть дворца легко узнать по запоминающимся кадрам церемоний инаугураций президентов России. Именно по этой лестнице поднимались Б. Ельцин, В. Путин и Д. Медведев перед принятием присяги. Поднявшись наверх, каждый посетитель видит огромную картину «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет», созданную художником С. Присекиным в 1983 г.

Круглый проходной зал, расположенный в центре дворца, называется Владимирским . Он посвящен Ордену Святого равноапостольного великого князя Владимира. Правивший в конце X ‒ начале XI вв. киевский князь смог сплотить племена восточных славян и принял православную религию в качестве государственной. Зал по форме напоминает римский Пантеон, он также освещается сверху круглым окном.

Старейшим помещением дворца (и всей Москвы) является , построенная в 1487‒1491 гг. Марко Руффо и Антонио Солари. Снаружи она украшена рустовкой и напоминает постройки итальянского Возрождения. Перед ее входом – Красное крыльцо, на котором обычно подавали жалобы царю в XV ‒ XVII вв. В палате уникальные фрески на библейские сюжеты, редкий по красоте паркет и блистающие золотом интерьеры.

– это зал самого почетного военного ордена Российской империи – Ордена Святого Великомученика Георгия Победоносца. Орден был утвержден императрицей Екатериной II в 1769 г. за боевые заслуги и храбрость на поле боя. Здесь проходили собрания георгиевских кавалеров. На стенах высечены названия 545 армейских соединений и более 10000 фамилий офицеров и генералов. Среди них великие русские полководцы XVIII-XIX веков: А. Суворов, М. Кутузов, П. Багратион, Ф. Ушаков, П. Нахимов.

Александровский зал назван в честь Ордена Святого благоверного князя Александра Невского, который был учрежден в 1725 г. императрицей Екатериной I в честь святого покровителя Санкт-Петербурга.

Андреевский зал посвящен высшему ордену Российской империи и современной России – ордену Святого апостола Андрея Первозванного. Андреевский зал изначально считался главным императорским залом Московского Кремля , в нем был установлен трон императора. Восстановленный трон под балдахином, украшенным бархатом и горностаевым мехом, можно увидеть и сейчас. В советские времена на месте трона был установлен памятник В. Ленину, а в самом зале проходили съезды Коммунистической партии и сессии Верховного Совета СССР. В наше время здесь проходят церемонии инаугурации президента России. Над троном можно видеть изображение Лучезарной Дельты – Всевидящего ока Господа в лучах славы. Это олицетворение Божьего покровительства власти.

Посвящен женскому ордену Святой Екатерины. Он расположен в стороне от основных помещений Дворца и также являлся тронным залом императоров. Он закрыт для посетителей.

Здесь также можно увидеть уникальный Теремной дворец – резиденцию московских царей XVII в. Он был построен в 1635‒1636 гг. на фундаменте дворца XV в., имеет анфиладное устройство. В его последнем помещении расположена спальня, рядом с ней – личные покои царя. Интерьеры поражают богатством и роскошью, красотой изразцовых печей и росписей на стенах. Пройти в него