Кто относится к органам. Что относится к исполнительной власти в россии. Органы власти субъектов

Органы . Организм человека состо ит из органов. Сердце, легкие, поч ки, рука, глаз - все это органы, т. е. части организма, выполняющие определенные функции. Орган имеет только ему свой ственную форму, строение и положение в орга низме. Форма руки отличается от формы ноги, сердце не похоже на легкие или желудок. В зависимости от выполняемых функций разным бывает и строение органа. Обычно орган состоит из нескольких тканей, нередко из четырех основных. Одна из них играет первостепенную роль . Так, преобладающая ткань кости - костная, главная ткань железы - эпителиальная, главная ткань мус кула - мышечная. В то же время в каждом органе есть соединительная нервная и эпителиальная ткани (кро веносные сосуды).

Орган является частью целостно го организма и поэтому вне организма работать не может. В то же вре мя организм способен обходиться без некоторых органов. Об этом свиде тельствуют хирургические удаления конечности, глаза, зубов. Каждый из органов является составной частью более сложной физиологической системы органов.

Системы органов . Жизнь орга низма обеспечивается взаимодей ствием большого числа разных орга нов. Органы, объединенные определенной физиологической функцией, составляют физиологическую сис тему. Различают следующие физио логические системы: покровную, систему опоры и движения, пищеварительную, кровеносную, дыхатель ную, выделительную, половую, эн докринную, нервную, иммунную.

В покровную систему входят кожа и слизистые оболочки. Кожа покрывает тело снаружи. Слизистые оболочки выстилают изнутри полос ти носа, рта, дыхательных путей и пищеварительной системы. Кожа и слизистые оболочки предохраняют организм от внешних воздействий - высыхания, колебаний температуры, повреждений, проникновения в организм различных возбудителей болезней и ядовитых веществ.

Система опоры и движения пред ставлена большим числом костей и мышц. Кости, соединяясь между со бой, образуют скелет соответствую щих частей тела. При любых поло жениях тела, например при стоянии, сидении, лежании, все его органы опираются на кости. В этом состоит опорная функция скелета. Скелет выполняет и защитную функцию, ограничивая полости, занятые внут ренними органами. Например, ребра, позвонки, грудина образуют грудную клетку, в полости которой распола гаются такие органы, как сердце, легкие. Скелет и мышцы обеспечива ют движение тела. Соединенные между собой кости являются рычага ми, которые приводятся в движение сокращением прикрепляющихся к ним мышц.

Пищеварительная система вклю чает органы ротовой полости - язык, зубы, слюнные железы, глотку, пищевод, кишечник, печень, подже лудочную железу. В органах пищева рения пища измельчается, смачивается слюной, на нее воздействуют желу дочный и другие пищеварительные соки. В результате образуются необходимые организму питательные вещества. Они всасываются в кишечни ке и доставляются кровью ко всем тканям и клеткам организма.

Кровеносная система состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце своими сокращениями проталки вает кровь по сосудам к органам и тканям, где происходит непрерыв ный обмен веществ. Благодаря такому обмену клетки постоянно получа ют кислород и другие необходимые вещества и освобождаются от ненуж ных веществ, таких, как углекислый газ и продукты распада.

Дыхательная система участвует в обеспечении организма кислородом и в освобождении его от углекисло го газа. Воздух поступает сначала в носовую полость, затем в носоглотку, гортань и дальше в трахею и легкие. В легких воздух соприкасается с ог ромной сетью кровеносных сосудов. Здесь происходит обмен кислородом и углекислым газом.

Выделительная система выпол няет функцию удаления жидких продуктов обмена веществ. Основны ми органами этой системы являются почки. В них образуется моча, кото рая по мочеточникам стекает в моче вой пузырь. Там она накапливается и в определенный момент выбрасы вается наружу.

Половая система выполняет функции размножения. В половой системе формируются половые клетки. К этой системе относятся мужс кие половые железы - семенники, женские половые железы - яични ки. В матке происходит развитие плода.

Эндокринная система включает различные железы внутренней секре ции. Каждая из желез вырабатывает и выделяет в кровь особые химичес кие вещества. Эти вещества участву ют в регуляции функций всех клеток и тканей организма.

Нервная система объединяет все другие системы, регулирует и согла совывает их деятельность. Любое нарушение связи между нервной сис темой и органом приводит к прек ращению его нормального функ ционирования. Посредством чувствительных клеток - рецепторов, расположенных в органах зрения, слуха, равновесия, обоняния, осяза ния, поддерживается постоянная связь организма с окружающей сре дой. Благодаря нервной системе осу ществляется психическая деятель ность человека, его поведение.

Иммунная система. Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Если микробы все же проникают в организм, то там они встречаются с его защитными силами - иммунитетом. Центральная

иммунная система представлена красным костным мозгом и тимусом, периферическая – лимфатическими узлами, селезенкой.

Функциональная система . На уроке физкультуры, например, усиливается не только работа мышц, но и кровеносной, дыхательной системы. Несколько систем органов, совместно работающих для выполнения какой либо задачи и называется функциональной системой.

Таким образом, в итоге можно наметить следующую схему построе ния организма: молекулы - клеточ ные органоиды - клетки - тка ни - органы - системы органов - организм.

Связь между строением и функ циями органов.

Между строением органов и их функциями существует тесная связь. Рассмотрим это на при мерах.

Хорошо известно, что при недостаточном развитии мышц, которые сгибают руку в локте, их функции ослаб лены и человек не способен к выпол нению физической работы и подъему тяжестей. Но если эти мышцы разви вать, постепенно упражняя и нагру жая их, то мышцы станут развиваться, расти и все более отчетливо выде ляться под кожей плеча. Значит, не только строение мышцы обуславливает ее функцию, но и функция влияет на строение мышцы.

Этот пример говорит о том, что не льзя понять строение органов, не зная их функции. Наоборот, понять функ цию можно, только зная строение ор гана. Такая зависимость между строе нием органов и их функциями является одной из причин объединения двух наук - анатомии и физиологии - в один учебный предмет.

Функции организма человека. Живой организм всегда отвечает на изменения, которые происходят в нем самом и в окружающей его сре де. Существование организма было бы просто невозможно, если бы он не реагировал на недостаток воды, кис лорода, изменение температуры, на влияние различных вредных веществ или был бы безразличен к пище. Ре акции организма направлены на то, чтобы удовлетворить возникшие в нем потребности (голод, жажда и др.), защитить от вредных воз действий и приспособить к изменя ющимся условиям среды. Такое проявление деятельности организма по лучило название функции.

Для нормального функционирова ния организма человека исключи тельно важной особенностью является постоянство химического состава и физико-химических свойств кле ток и тканей – гомеостаз . Например, клетки организма очень чувствительны к изменению содержания глюкозы в крови - одного из главных пита тельных веществ. Постоянство ее уровня достигается тем, что при из бытке в крови она откладывается в печени и мышцах про запас, а при недостатке вновь поступает оттуда в кровь. Показателем постоянства хи мического состава клеток и тканей является также содержание в крови солей, температура тела и т. д.

Таким образом, важной функцией организма человека является поддер жание постоянства его химического состава и физико-химических свойств.

Другой важной функцией челове ка является установление непрерывного взаимодействия с внешним ми ром, которое достигается с помощью психической деятельности. Благода ря ей человек формирует духовную картину внешнего мира и в соответ ствии с ней управляет своим поведением. В результате человек достига ет поставленной цели, решает раз личные жизненные ситуации. Все это объединяется понятием психические функции человека .


К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти - Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, федеральных законов и законов субъектов Федерации, нормативных указов Президента РФ и нормативных актов руководителей глав администраций субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся, например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации, ко вторым - министерства, иные ведомства Федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру последней могут быть подразделены на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межотраслевое управление. Первые, как правило, - министерства, вторые - главным образом государственные комитеты.

Следует различать также коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. Коллегиальные - это Правительство РФ и правительства ее субъектов. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.
Согласно Конституции (ст. 110) исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство. Оно является органом государственной власти России, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это определение раскрывает юридическую природу Правительства, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший исполнительный орган государственной власти Правительство России осуществляет государственное управление.

Положение Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».

Как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации Правительство России в пределах своих полно-мочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров России, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции, федеральных законов и нормативных Указов Президента РФ.

В состав Правительства входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.

Председатель Правительства назначался Президентом с согласия Государственной Думы. Государственная Дума рассматривает пред-ставленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представлениях кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Согласно Конституции (стр. 113) Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Председатель Правительства освобождается от должности Президентом по заявлению Председателя Правительства об отставке в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.

В соответствии с Конституцией РФ (1 ст. 112) Председатель Правительства не позднее недельного срок! после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. Заместители Председатели Правительства и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке. Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принят решение об отставке Правительства.
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить (об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке
Правительства либо распускает Государственную Думу.
Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президенте течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Сейчас так же будут вебкамеры на выборах

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство обладает очень широким кругом полномочий.

В пределах своей компетенции Правительство организует реализацию внутренней и внешней политики государства; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране, направляет и контролирует деятельность ее органов, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Осуществление части своих полномочий Правительство вправе делегировать федеральным органам исполнительной власти, если эти полномочия не отнесены законодательством к исключительным полномочиям Правительства, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам.

Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы. Законодательную инициативу Правительство осуществляет путем внесения в Государственную Думу законопроектов. Законопроекты, подготовленные Правительством в порядке реализации права законодательной инициативы, вносятся в Государственную Думу по решению Правительства.

Правительство вправе направлять в Совет Федерации и Государственную Думу официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения о поправках к ним. Официальные отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению при рассмотрении проектов в соответствующих органах Государственной Думы и на заседаниях Совета Федерации.

Согласно Конституции (ст. 104) Правительство дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключения Правительства, поправки к законопроектам и официальные отзывы Правительства на рассматриваемые палатами Федерального Собрания законопроекты направляются им письмами Правительства.

В пределах своей компетенции Правительство РФ обеспечивает в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на территории Российской Федерации, сочетание интересов Федерации и субъектов Федерации в системе исполнительной власти.

Правительство РФ руководит работой министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и I структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему I федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят федеральные министерства; федеральные службы России, федеральные агентства, иные федеральные органы исполнительной власти.

Министерство Российской Федерации - федеральный орган испо-нительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство является федеральным органом исполни-тельной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) Федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства.

Президент в соответствии с Конституцией, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Правительство в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, кроме подведомственных Президенту, утверждаются Правительством.

Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти также утверждаются Правительством.

Федеральный министр назначается на должность и освобождается от должности Президентом по предложению Председателя Правительства.

Заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся федеральными министрами, и их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

В пределах своих полномочий и для обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения в сфере исполнительной власти Правительство координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации. Правительство в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке предложения субъектов Федерации по предметам ведения Федерации и по предметам их совместного ведения и сообщает им о результатах рассмотрения внесенных предложений. Правительство РФ направляет субъектам Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения. При принятии соответствующих решений Правительством предложения субъектов Федерации подлежат обязательному рассмотрению.

Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Правительство РФ обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует их взаимодействию.

В пределах своей компетенции Правительство разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполни-тельной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Правительство вносит предложения Президенту о приостановлении действия органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушении прав и свобод человека и гражданина.

  • Просмотров: 49515

В своей совокупности государственные органы Российской Феде­рации образуют единую систему.

Государственная власть в Российской Феде­рации осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Органы законодательной власти:

1) Федеральное Собрание РФ;

2) народные собрания, государственные собрания, верховные советы, за­конодательные собрания республик в составе Федерации;

3) думы, зако­нодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области и автономных округов.

Федеральным законодательным и пред­ставительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание.

К органам исполнительной власти относятся:

1) Правительство РФ – высший орган федеральной исполнительной власти;

2) дру­гие федеральные органы исполнительной власти – министерства и ве­домства при Правительстве РФ;

3) органы исполнительной власти субъ­ектов Федерации – президенты и главы администраций субъектов Фе­дерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

Они образуют­ся (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти – президентами или главами администраций. Так, Правитель­ство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Го­сударственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства – заместителей Председателя Правитель­ства и федеральных министров.

Органы судебной власти – Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституцион­ного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 125) судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз­водства, является Конституционный Суд РФ.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, админи­стративным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуще­ствляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является согласно Конституции РФ (ст. 126) Верховный Суд РФ.

В Конституции РФ (ст. 127) устанавливается, что высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматри­ваемых арбитражными судами, который осуществляет в предусмотрен­ных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд РФ.

Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах Федерации.

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Президент Российской Федерации избирается гражда­нами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Требования к кандидату на пост Президента РФ:

1) Гражданство РФ (независимо от оснований приобретения);

2) Не моложе 35 лет;

3) Постоянное проживание в РФ не менее 10 лет.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Россий­ской Федерации более двух сроков подряд.

Президент РФ избирается на 6 лет.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Полномочия Президента РФ закреплены Конституцией РФ (ст. 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90).

Порядок отрешения Президента РФ от должности – ст. 93 Конституции РФ.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнитель­ного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается сроком на 5 лет.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Рос­сийской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

К ведению Совета Федерации относятся:

1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Феде­рации;

2) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

3) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

4) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

5) назначение выборов Президента Российской Федерации;

6) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

7) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитраж­ного Суда Российской Федерации;

8) назначение на должность и освобождение от должности Генерально­го прокурора Российской Федерации;

9) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

1) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

2) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

3) назначение на должность и освобождение от должности Председате­ля Центрального банка Российской Федерации;

4) назначение на должность и освобождение от должности Председате­ля Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

5) назначение на должность и освобождение от должности Уполномо­ченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

6) объявление амнистии;

7) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

Общие полномочия Правительства Российской Федерации:

1) организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

2) осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

3) обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

4) формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реа­лизацию;

5) реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере и иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, — развитием экономики, управлением развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции , осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

— Президент России;

— Правительство России;

— правительства (администрация) субъектов РФ.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации. За время действия института президентства в России специальной структурой в Администрации Президента был советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья. Позднее эта должность была упразднена. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ.

При анализе деятельности Президента РФ по управлению природопользованием и охраной окружающей среды нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности советника по вопросам экологии и охраны здоровья в собственном аппарате. Соответствующими Указами Президента РФ были упразднены Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (1996 г.), созданный на его основе Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (2000 г.), Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России (1996 г.) как самостоятельные органы федеральной исполнительной власти.

Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера — федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др.

Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:

— обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;

— осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;

— проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В Аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведают Департамент социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого развития (в части организации и экономики природопользования).

Читайте также:

http://government.ru

http://premier.gov.ru

Министерство внутренних дел Российской Федерации http://www.mvd.ru
ГУ МВД России по г. Москве
http://77.мвд.рф/ Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий http://www.mchs.gov.ru Министерство иностранных дел Российской Федерации http://www.mid.ru

  • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
  • http://rs.gov.ru Министерство обороны Российской Федерации http://www.mil.ru
  • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
  • http://www.fsvts.gov.ru
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
  • http://www.fstec.ru Министерство юстиции Российской Федерации http://www.minjust.ru
  • Федеральная служба исполнения наказаний
  • http://www.fsin.su
  • Федеральная служба судебных приставов
  • http://www.fssprus.ru Министерство здравоохранения Российской Федерации http://www.rosminzdrav.ru
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
  • http://www.roszdravnadzor.ru
  • Федеральное медико-биологическое агентство
  • http://fmbaros.ru Министерство культуры Российской Федерации http://www.mkrf.ru
  • Федеральное агентство по туризму
  • http://www.russiatourism.ru Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации http://www.mnr.gov.ru
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  • http://www.meteorf.ru
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
  • http://rpn.gov.ru
  • Федеральное агентство водных ресурсов
  • http://voda.mnr.gov.ru
  • Федеральное агентство лесного хозяйства
  • http://www.rosleshoz.gov.ru
  • Федеральное агентство по недропользованию
  • http://www.rosnedra.com Министерство промышленности и торговли Российской Федерации http://www.minpromtorg.gov.ru
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • http://www.gost.ru Министерство просвещения Российской Федерации Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока http://minvostokrazvitia.ru Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа http://www.minkavkaz.gov.ru/ Министерство сельского хозяйства Российской Федерации http://www.mcx.ru
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
  • http://www.fsvps.ru
  • Федеральное агентство по рыболовству
  • http://www.fish.gov.ru Министерство спорта Российской Федерации http://www.minsport.gov.ru Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства http://www.minstroyrf.ru Министерство транспорта Российской Федерации http://www.mintrans.ru
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
  • http://www.rostransnadzor.ru
  • Федеральное агентство воздушного транспорта
  • http://www.favt.ru
  • Федеральное дорожное агентство
  • http://www.rosavtodor.ru
  • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
  • http://www.roszeldor.ru
  • Федеральное агентство морского и речного транспорта
  • http://www.morflot.ru Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации http://www.rosmintrud.ru
  • Федеральная служба по труду и занятости
  • http://www.rostrud.ru Министерство финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru
  • Федеральная налоговая служба
  • http://www.nalog.ru
  • Федеральная Служба по регулированию алкогольного рынка
  • http://www.fsrar.ru
  • Федеральная таможенная служба
  • http://www.customs.ru
  • Федеральное казначейство (федеральная служба)
  • http://www.roskazna.ru Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации http://www.minsvyaz.ru
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
  • http://rkn.gov.ru/
  • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  • http://www.fapmc.ru
  • Федеральное агентство связи
  • http://www.rossvyaz.ru Министерство экономического развития Российской Федерации http://www.economy.gov.ru
  • Федеральная служба по аккредитации
  • http://www.fsa.gov.ru
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
  • http://www.rosreestr.ru
  • Федеральная служба государственной статистики
  • http://www.gks.ru/
  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности
  • http://www.rupto.ru
  • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
  • http://www.rosim.ru Министерство энергетики Российской Федерации http://minenergo.gov.ru Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) http://svr.gov.ru Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) http://www.fsb.ru Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации http://www.rosgvard.ru Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба) http://www.fso.gov.ru Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба) http://www.fedsfm.ru Федеральное архивное агентство http://archives.ru Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) http://www.gusp.gov.ru Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство) http://www.udprf.ru Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба) http://www.gfs.ru Федеральная антимонопольная служба http://www.fas.gov.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека http://www.rospotrebnadzor.ru Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://www.obrnadzor.gov.ru Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору http://www.gosnadzor.ru
    Федеральное агентство по государственным резервам http://www.rosreserv.ru
    Федеральное агентство по делам молодежи http://www.fadm.gov.ru Федеральное агентство по делам национальностей http://fadn.gov.ru/

    Что такое исполнительная власть? Какие функции она выполняет? Чем отличается исполнительная власть от судебной и законодательной? Из каких органов состоит? На эти часто задаваемые вопросы мы ответим в нашем материале.

    Исполнительная власть - один из трех видов власти в странах с ее разделением. Конституция РФ содержит утверждение, что государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную (Ст. 10). В чем различие этих трех видов власти и чем конкретно занимается каждая из них? Как выглядит структура каждого из названных видов власти в нашей стране? Сегодня в нашей статье речь пойдет об исполнительной власти .

    Если с судебной властью все более или менее понятно (судебную власть составляет система судебных органов страны, в которые входят Верховный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные и конституционные суды), то с остальными двумя видами все обстоит не так просто.

    Законодательная власть — власть в области законодательства. Ею управляет отдельный орган, занимающийся разработкой законодательства. В РФ законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием. Оно состоит из двух палат - верхней и нижней. Верхняя называется Совет Федерации. Нижняя - Государственная дума РФ. В субъектах России законодательная власть осуществляется Законодательными собраниями.

    Исполнительная власть — одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве.

    Реализуется как совокупность полномочий по управлению государственными делами, то есть представляет структуру органов, осуществляющих эти полномочия.

    Органами исполнительной власти осуществляется ее реализация. Это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти - выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Исполнительная власть и законодательная власть должны быть строго разделены, чтобы не оказывать влияние друг на друга.

    Субъекты исполнительной власти

    С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти :

    1) Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ;

    2) равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

    С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются: 1) Президент Российской Федерации; 2) Правительство Российской Федерации; 3) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства); 4) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; 5) главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президенты, главы администраций); 6) правительства субъектов Российской Федерации; 7) иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Соответственно, существует разделение на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов (региональные). Федеральные органы исполнительной власти состоят в РФ из трех звеньев - это министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

    Федеральные органы исполнительной власти

    Федеральная служба — общее название федерального органа государственного управления, который осуществляет контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере. Федеральное агентство — разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основные функции — правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом. Министерства управляют определенной сферой деятельности каждое.

    Руководство деятельностью федеральных министерств, служб и агентств осуществляет президент РФ. Он же принимает решение о создании и упразднении этих органов исполнительной власти. Например, указом президента РФ Владимира Путина в апреле 2016 года были упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральная миграционная служба (ФМС). Их функции были переданы Министерству внутренних дел (МВД).

    Той же весной президент приказал создать Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардию). Ею также осуществляется исполнительная власть. В Национальную гвардию были преобразованы внутренние войска МВД. Росгвардия представляет федеральные органы исполнительной власти.

    На данный момент исполнительные органы государственной власти (федеральные) имеют следующую структуру:

    1. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

    2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

    3. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

    Общие сведения о системе государственных органов РФ

    Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)

    5. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)

    6. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России)

    7. Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) (СВР России)

    8. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) (ФСБ России)

    9. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)

    10. Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба) (ФСО России)

    11. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)

    12. Федеральное архивное агентство (Росархив)

    13. Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) (ГУСП)

    14. Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

    15. Следственный комитет Российской Федерации (Следственный комитет) (федеральный государственный орган)

    Чем занимается орган исполнительной власти

    Одним из органов исполнительной власти является Министерство юстиции РФ.

    Это федеральное министерство занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и адвокатской деятельности, нотариата и нотариальной деятельности, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения и других.

    Министр юстиции, как и прочие министры, назначается президентом РФ. Аппарат Министерства юстиции состоит из центрального аппарата, территориальных органов Минюста, судебно-экспертных учреждений, Научного центра правовой информации и прочих подразделений. Исполнительная власть в своих органах зачастую имеет сложную и разветвленную структуру.

    Региональные органы исполнительной власти

    Органы исполнительной власти субъектов (региональные органы) состоят из комитетов (в Москве и Санкт-Петербурге), департаментов и главных управлений . Органами исполнительной власти в регионе также являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями.

    Исполнительная власть через свои органы в соответствии со их полномочиями решаются задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ. При этом при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти и согласовании их состава учитываются особенности конкретного региона. Для региональных органов исполнительной власти характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.

    Признаки исполнительной власти

    Исполнительная власть обладает следующими признаками :

    • является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
    • является проводником государственной политики в жизнь;
    • подзаконна по своему характеру и задачам;
    • объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
    • её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
    • является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

    В одном из следующих материалов мы продолжим разговор о трех видах власти и разберем, что такое законодательная власть .

    Органы исполнительной власти субъектов РФ – органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, осуществляющие полномочия в пределах своей компетенции и полномочия органов исполнительной власти РФ в пределах, установленных договорами о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов.

    Система органов исполнительной власти субъектов РФ входит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя:

    1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ);

    2) высший исполнительный орган, включающий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов; территориальные органы федеральных министерств и ведомств.

    Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ. Главой исполнительной власти субъекта РФ может быть гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральными законами, конституцией (Уставом) и (или) законом субъекта РФ набором определенных возрастных, образовательных и иных обязательных признаков.

    Высшее должностное лицо субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе:

    1) подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ в сфере регулирования отношений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей;

    2) подписывать и обнародовать законы субъекта РФ;

    3) формировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

    4) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации.

    Акты высшего должностного лица субъекта РФ:

    1) указы (постановления) (носят нормативный характер);

    2) распоряжения (издаются по конкретным вопросам).

    Глава субъекта РФ может быть отрешен от должности за неисполнение своих обязанностей высшим законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ, Президентом РФ, населением соответствующего субъекта РФ в порядке отзыва.

    Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе:

    1) осуществлять в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

    2) обеспечивать исполнение бюджета субъекта Федерации и готовить отчет об исполнении указанного бюджета;

    3) формировать иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

    4) осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами, Конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации.

    Высший исполнительный орган государственной власти субъекта издает постановления и иные акты, установленные законами соответствующего субъекта РФ.

    Вконтакте

    Местное самоуправление — одна из форм прямого и представительного осуществления власти народом.

    Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях - городских и сельских поселениях: в селе или нескольких селах, имеющих общую территорию (район), городах или частях крупных городов (городских районах, кварталах). Если государственная власть управляет населением сверху, то в муниципальных образованиях население само управляет своими делами, само решает вопросы местного характера.

    Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения , владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

    Вопросы, относящиеся к ведению местного самоуправления :

    • содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилого фонда;
    • организация и содержание детских садов, средних школ и профессионально-технических училищ; организация и содержание больниц и поликлиник и обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка;
    • организация и содержание муниципальных сетей коммунальных услуг (электричество, газ, вода, канализация, тепло и т. д.);
    • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения (связывающих населенные пункты в пределах данного муниципального образования); благоустройство и озеленение территории муниципального образования; другие вопросы (всего их 30).

    Муниципальное образование обладает собственностью. Важнейшие объекты его собственности — земли, жилой фонд, прежде всего в городах: это не приватизированные жильцами дома и квартиры, а также помещения муниципальных учреждений образования, здравоохранения, предприятия культуры, бытового обслуживания и местной промышленности.

    Для решения местных вопросов муниципальное образование должно иметь денежные средства: составляется , то есть роспись доходов и расходов муниципального образования. Источники доходов образуют:

    • местные налоги и сборы, штрафы, отчисления от государственных налогов, установленные законом (транспортный налог, дорожный налог, сбор на нужды жилищно — коммунального фонда);
    • поступления от сдачи имущества в аренду или от его приватизации;
    • отчисления от прибыли муниципальных предприятий (торговых, бытовых, промышленных); различные дотации.

    Органы местного самоуправления в системе публичной власти

    Публичная власть имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Однако для того, чтобы увидеть систему организации публичной власти и ее исполнительных органов в комплексе, целесообразно коротко рассмотреть вопрос о назначении, задачах, функциях, компетенции и видах органов местного самоуправления, а также об истории их становления и формирования в России.

    Законодатель устанавливает виды организаций, которые относятся к органам местного самоуправления, в самой общей форме. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления считаются избираемые непосредственно населением (выборные) и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

    Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными указанным Законом.

    Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культур ной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.

    Органы местного самоуправления для выполнения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компетенцию.

    К органам местного самоуправления относятся:

    • представительный орган муниципального образования;
    • глава муниципального образования;
    • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
    • контрольный орган муниципального образования;
    • иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

    Представительный орган муниципального образования

    Представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Этот орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Устав муниципального образования определяет численный состав представительного органа местного самоуправления и его полномочия.

    Представительный орган муниципального образования принимает решения в коллегиальном порядке. В исключительной компетенции этого выборного органа находятся:

    • принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений;
    • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
    • принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
    • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
    • определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
    • определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
    • определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
    • контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

    Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ. уставами муниципальных образований.

    Органы местного самоуправления имеют установленную различными законами и иными нормативными правовыми актами (уставами муниципальных образований) компетенцию, под которой понимаются полномочия этих органов публичной власти, осуществляемые ими в рамках предметов ведения местного самоуправления и для решения местных вопросов муниципального образования.

    Глава муниципального образования

    Является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Указанный Закон устанавливает случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (например, смерть, отставка по собственному желанию, отрешение от должности, отзыв избирателями).

    Местная администрация

    Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации может быть глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, который определяется в уставе муниципального образования. Представительный орган муниципального образования устанавливает порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, представительный орган муниципального образования назначает соответствующее лицо на должность главы местной администрации.

    Представительный орган муниципального образования утверждает структуру местной администрации но представлению ее главы. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Законодатель устанавливает запреты, ограничения и полномочия главы местной администрации, случаи их прекращения, порядок расторжения с ним контракта.

    Контрольный орган муниципального образования

    В соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования формируется контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.). Он образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

    Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования.

    Рассмотрим также иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Необходимым элементом компетенции органов местного самоуправления и деятельности должностных лиц местного самоуправления являются подготовка и издание правовых актов по вопросам их ведения. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

    Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

    Высшее должностное лицо субъекта РФ может издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случаях:

    издания должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего российскому законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а данное должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

    совершения должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности России и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соответствующим судом, а должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

    Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда. Акт об отрешении от должности может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Суд рассматривает жалобу и принимает решение по делу не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

    Органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

    Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

    Права органов местного самоуправления

    Мы отметили, что муниципальное самоуправление не относится к государственной власти. Но государственная власть передает (делегирует) муниципальным органам некоторые властные функции :

    • отдел социального обеспечения назначает государственные пенсии и пособия;
    • отдел народного образования действует как орган опеки и попечительства, он представляет главе муниципального образования предложения по вопросам усыновления, назначения опекуна и попечителя, поддерживает в суде требование о лишении родительских прав: для охраны общественного порядка может быть организована муниципальная милиция, которая предназначена поддерживать порядок на улицах и в других общественных местах, и при выполнении ею своих функций все граждане обязаны подчиняться се распоряжениям; она может также применить принуждение и задерживать граждан на установленный законом срок.

    Важнейшее проявление функций власти, полученной от государства, — полномочие муниципальных органов издавать обязательные к исполнению нормативные акты, то есть решения и постановления, которые содержат общеобязательные правила поведения (нормы). За нарушение или неисполнение таких нормативных актов предусмотрены меры ответственности, главным образом в виде штрафов. Конечно, подобные акты действуют только на территории данного муниципального образования и касаются только местных дел: например, постановление выборного собрания о взимании местного налога.

    Органы местного самоуправления также управляют и распоряжаются муниципальной собственностью:

    • ведают муниципальной казной, то есть единым нераспределенным фондом денежных средств муниципального образования;
    • определяют порядок использования муниципальных земель. водных объектов, лесов;
    • контролируют работу муниципальных предприятий — заводов, фабрик, мастерских, магазинов, — которые принадлежат муниципальному образованию;
    • распоряжаются собственностью муниципального образования от его имени.

    Они имеют право:

    • передавать муниципальное имущество организациям или отдельным лицам в хозяйственное ведение : собственником остается муниципальное образование, а ведут хозяйственную деятельность директор и трудовой коллектив;
    • сдавать имущество в аренду , то есть в пользование и владение другого лица за определенную (арендную) плату; продавать имущество;
    • приватизировать - по решению населения, которое определяет и порядок, и условия приватизации муниципального имущества.

    Правовая основа деятельности органов местного самоуправления

    Правовая основа деятельности местного самоуправления и его органов определена в (ст. 12, 130-133), федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.

    Сохраняет силу закон РСФСР от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в РСФСР" в части, не противоречащей вышеназванным и другим правовым актам (с 1 сентября 1995 г. не действуют ст. 1-48, 77-79, 87-96 названного закона).

    В федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” установлено, что к органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с данным законом, законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, наличие выборных органов является обязательным; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

    Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должности главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц.

    Глава муниципального образования может быть избран как непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования, так и представительным органом местного самоуправления из своего состава. Избранный населением глава муниципального образования может входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях, если такое право главы муниципального образования предусмотрено уставом.

    Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица подчиняются населению и представительному органу местного самоуправления. Срок их полномочия не может быть меньше двух лет.

    Полномочия органов местного самоуправления , предусмотренные ст. 49-76 закона РФ “О местном самоуправлении в Российской Федерации” в части, не противоречащей Конституции РФ и федеральному закону РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, применяются органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, образуемыми в соответствии с названным федеральным законом.

    Федеральным законом РФ “Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации” усилены гарантии местного самоуправления. Так, решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и их должностных лиц обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, организациями и гражданами. Решения могут быть отменены лицами, их принявшими, или признаны недействительными по решению суда.

    Акты органов государственной власти и государственных должностных лиц, нарушающие права местного самоуправления, могут быть оспорены как недействительные в суде путем подачи иска гражданами, проживающими на территории муниципального образования, а также органами местного самоуправления и их должностными лицами.