Доцент или кандидат наук что выше. Ученые степени и звания

Относительно ученых званий очень часто возникают вопросы: что это такое и как это получить? В данной статье мы расскажем, что такое доцент. Это слово одновременно может обозначать несколько понятий, по существу сходных. Во-первых, доцент - это ученое звание преподавателя Во-вторых, степень сотрудников научных учреждений. В-третьих, должность в вузах. С понятием «профессор» все гораздо проще - это лицо, которое является высококвалифицированным специалистом в определенной области науки, экспертом.

Кому присваивается звание доцента?

Находиться на позиции доцента в вузе - не значит обладать которая присваивается ученым советом научного учреждения (или высшего учебного заведения) и одобряется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Такая степень присуждается на всю жизнь.

Критерии присвоения должности и звания «Доцент»:

  • должность присваивается преподавателям вузов, как правило, имеющим звание после конкурсного избрания на ученом совете;
  • научным работникам присваивается степень доцента по специальности (раньше - «Старший научный сотрудник»);
  • лекторы и преподаватели высших учебных заведений, имеющие работы 5 и более лет, проработавшие не менее одного года в должности доцента и имеющие научные работы, также могут получить данное звание.

Чем занимается доцент?

Таким образом, доцент - это должность в вузе или ученое звание, получить которое могут лекторы, научные сотрудники и лица, с ученой степенью «Кандидат» .

Что входит в его обязанности?

  1. Доцент наук ведет методическую и учебную работу.
  2. Осуществляет руководство над собственными занятиями и научными исследованиями студентов.
  3. Читает лекции, проводит занятия и внедряя их результаты в народное хозяйство.
  4. Готовит научные и педагогические кадры.

Кто такой «профессор»?

В переводе с латинского «профессор» обозначает «преподаватель». Занимается он тем, что преподает в вузах, проводит научные исследования, внедряя их итоги в народное хозяйство, готовит педагогические и научные кадры, руководит научными исследованиями студентов и собственными занятиями. Профессор - это и звание, и должность в высшем учебном учреждении. Для получения первого необходимо:

  • Иметь степень «Доктор наук», собственные изобретения или научные труды. Быть по конкурсу избранным на должность «Заведующий кафедрой» или год успешно проработать в данной должности.
  • Проработать на должности профессора не менее года, иметь большой научно-преподавательский стаж, собственные труды.
  • Быть без какого-либо научного звания, с большим производственным стажем. Должность может быть присвоена ученым советом на конкурсной основе.

Из данной статьи мы узнали, что слово «профессор», как и «доцент», - это одновременно и звание, и должность. Только в первом случае присваивается пожизненно, а во-втором - на период работы. Звания доцента и профессора похожи по своему значению. Заслужить их довольно сложно, нужно действительно разбираться в своей области и быть специалистом.

И целом ряде других европейских стран, присоединившихся к Болонскому процессу , проводится гармонизация номенклатуры учёных степеней, предполагающая установление единых требований для трёх степеней в каждой отрасли знаний:

  1. доктора философии (здесь под философией понимаются науки вообще, а не собственно философия ; параллельно существуют аналогичные степени доктора права, медицины, теологии и т. п.),

присуждаемых аккредитованным высшим учебным заведением.

Вместо же высшей единой западной степени доктора (философии и т. п.) применяется унаследованная от Советского Союза система германского образца, в которой существуют две степени:

При этом степень кандидата наук присуждается диссертационным советом и утверждается (принимается решение о выдаче диплома кандидата наук) Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки России , а степень доктора наук - присуждается президиумом ВАК на основании ходатайства диссертационного совета.

Учёные звания

Учёные звания в настоящее время разделяются на звания доцента или профессора по специальности и доцента или профессора по кафедре. Первые присваиваются ВАКом , вторые - Минобрнауки России (более подробно см. «Положение о порядке присвоения учёных званий»). Учёное звание старшего научного сотрудника в настоящее время в РФ не присваивается, оно приравнено к званию доцента по специальности. Ранее (а также в настоящее время на Украине и в некоторых других постсоветских государствах) звание старшего научного сотрудника присваивалось сотрудникам научно-исследовательских институтов, и квалификационные требования к соискателям этого звания не включали в себя преподавательскую работу в вузах, в отличие от звания доцента.

Учёные звания члена-корреспондента и академика признаются официально, только если их обладатели являются членами одной из 6 государственных академий :

  • Российской академии медицинских наук (РАМН),
  • Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН),
  • Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН),

Учёные степени и звания, существовавшие ранее

Положение степеней бакалавра и магистра в России

До выполнения Болонских рекомендаций степени бакалавр и магистр в России относятся не к учёным степеням, а к квалификациям выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования. По своему статусу обладатели степеней бакалавра относятся к лицам, имеющим высшее профессиональное образование второго уровня, которое, в свою очередь, считается ниже высшего образования третьего уровня к которому относится степень магистра и квалификация дипломированного специалиста .

Таким образом, как с юридической, так и с практической точек зрения, статус и положение обладателей квалификации дипломированного специалиста и академической степени магистра - в современной России совершенно аналогичны и эквивалентны, то есть дают одинаковые права их обладателям на совершение профессиональной (в том числе научной и преподавательской (включая в высших учебных заведениях)) деятельности в соответствии с образованием и квалификацией, также как и равные права поступления на послевузовское образование (аспирантуру).

Тем не менее, несмотря на вышесказанное, нередки всё же случаи поступления дипломированных специалистов в магистратуру (как правило, на платной основе, так как получение высшего образования определённого уровня на бесплатной основе возможно только один раз), что, однако, следует рассматривать не как продолжение образования на более высокой ступени, а, скорее, как скрытую форму получения второго высшего образования (получение степени магистра по специальности/направлению, несколько отличному от диплома специалиста), профессиональной переподготовки или повышения квалификации (аналогично), а также повышения статуса образования (например в случае поступления в магистратуру ведущего университета дипломированного специалиста - выпускника менее известного вуза).

Номенклатура учёных степеней

В зависимости от специальности, по которой происходит защита диссертации, соискателю присуждается одна из следующих учёных степеней . Ниже приведена номенклатура докторов наук ; номенклатура кандидатов наук её полностью повторяет.

  • Доктор архитектуры
  • Доктор биологических наук
  • Доктор ветеринарных наук
  • Доктор военных наук
  • Доктор географических наук
  • Доктор геолого-минералогических наук
  • Доктор искусствоведения
  • Доктор исторических наук
  • Доктор культурологии
  • Доктор медицинских наук
  • Доктор педагогических наук
  • Доктор политических наук
  • Доктор психологических наук
  • Доктор сельскохозяйственных наук
  • Доктор социологических наук
  • Доктор технических наук
  • Доктор фармацевтических наук
  • Доктор физико-математических наук
  • Доктор филологических наук
  • Доктор философских наук
  • Доктор химических наук
  • Доктор экономических наук
  • Доктор юридических наук

Почётная степень

Почётная степень доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa) выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т.д.), но достигшим больших успехов в бизнесе и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т.п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине.

Почётная степень может присуждаться и сниматься .

Негосударственные организации

Религиозные организации могут присуждать степени кандидата (доктора) богословских наук (или теологии), присваивать звания профессора и доцента и т. д. Другие негосударственные организации также могут присваивать различные учёные степени и звания, вплоть до академика (см. Негосударственные академии). Однако все эти степени и звания юридически не являются таковыми в России и не дают их обладателям прав, предусмотренных законами Российской Федерации. В настоящее время ведётся дискуссия относительно возможности передачи научно-квалификационных полномочий ВАКа учёным советам вузов и НИИ (в том числе негосударственных), как это сделано во многих западных странах. Противниками такой передачи высказывается мнение о неизбежной девальвации системы учёных степеней и званий в результате утраты государственного контроля над аттестацией научных и научно-педагогических кадров.

Примечания

Ссылки по теме

  • Сайт Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ученое звание" в других словарях:

    Присваивается преподавателям вузов и научным работникам (как правило, с учеными степенями) в зависимости от научной квалификации и сложности решаемых исследовательских задач. В Российской Федерации приняты ученые звания профессора, доцента,… … Большой Энциклопедический словарь

    УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ - официальное звание, присваиваемое преподавателям образовательных учреждений высшего профессионального образования (вузов) и научным работникам в соответствии с выполняемой педагогической и научно исследовательской работой (профессор, доцент,… … Профессиональное образование. Словарь

    УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ - – квалификация научно–педагогических работников, форма их аттестации. В России установлены ученые звания: профессора, доцента, старшего преподавателя, ассистента, старшего и младшего научного сотрудника … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    звание - ЗВАНИЕ, я, ср Титул, наименование, официально присваиваемые кому л., определяющиеся степенью заслуг, профессиональной квалификацией, служебным положением. Ученое звание профессора. Я министр это много больше, чем ты, может быть, думаешь, но вмоей … Толковый словарь русских существительных

    Учёное звание - Ученое звание УЧЁНОЕ ЗВАНИЕ, присваивается преподавателям вузов и научным работникам (как правило, с учеными степенями) в зависимости от научной квалификации и сложности решаемых творческих задач. По ученому званию называются также должности в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Присваивается преподавателям вузов и научным работникам (как правило, с учёными степенями) в зависимости от научной квалификации и сложности решаемых исследовательских задач. * * * УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ, присваивается преподавателям вузов и … Энциклопедический словарь

    ПРОФЕССОР - Ученое звание, а также должность преподавателя института (в отличие от других стран, где профессором называют любого преподавателя). Должность профессора обычно получают доктора наук, реже кандидаты наук. Ученое звание «профессор» может получить… … Лингвострановедческий словарь

В определенной степени такой стереотипный образ соответствует действительности. И профессор, и академик – это научные звания, путь к которым труден и долог, потому и достигают такого положения, как правило, в почтенном возрасте. Но профессором можно быть в любом вузе или научно-исследовательском институте, а академиком – только в академии наук.

Профессор

Профессор – это и научное звание, и должность, путь к которым лежит по определенной «карьерной лестнице». Звание неотделимо от человека, на должность назначают. Кандидата наук может занять должность доцента кафедры, но может оставаться ассистентом – или стать таковым, если перейдет на работу в другой вуз. Через несколько лет он получит звание доцента, и тогда он сможет претендовать на доцентскую должность в любом вузе.

Следующая ступень карьеры – должность профессора кафедры. Нет прямого запрета на назначение кандидатов наук на эту должность, но обычно ее занимают доктора наук. Так же, как и в случае с доцентом, через несколько лет работы на этой должности ученый может получить звание профессора, и для этого уже обязательна докторская степень. Профессорское звание дает право заведовать кафедрой.

Академик

До Октябрьской революции 1917 г. академиком в России назывался любой студент академического учебного заведения – например, университета. В советскую эпоху это звание было введено официально в другом значении, в котором оно и сейчас используется в Российской Федерации.

Академиком называется действительный член академии наук – организации, объединяющей ученых и организующей деятельность научного сообщества. Не следует путать такую академию с высшим учебным заведением, носящим подобное название – например, Российская академия музыки имен Гнесиных.

Теоретически, для того, чтобы стать академиком, профессором быть не обязательно, но в действительности такой чести чаще всего удостаиваются ученые, уже имеющие профессорское звание.

Первый шаг к званию академика – избрание членом-корреспондентом. За выдающиеся научные успехи ученого избирают членом-корреспондентом путем тайного голосования, которое проходит в соответствующем отделении академии, а затем общее собрание академии наук утверждает его избрание. Из числа членов-корреспондентов избирают академиков на общем собрании академии наук, и звание это присваивается пожизненно.

В настоящее время существует немало организаций, именующих себя академиями. Некоторые из них – например, Международная академия энергоинформационных наук – не имеют никакого отношения к настоящей науке. Их члены тоже именуют себя «академиками», но они не имеют на это никаких прав.

Носить звание академика могут только члены государственных академий. Таковых в России шесть: Российская академия наук (РАН), Российская академия медицинских наук (РАМН), Российская академия образования (РАО), Российская академия художеств (РАХ), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН).

Источники:

При академии художеств функционирует 4 учебных заведения: институт имени Сурикова, институт имени Репина и Московский и Санкт-Петербургский лицеи. Лицеи дают среднее образование и принимают в свои стены только школьников. А вот институты нацелены на более взрослую категорию и дают высшее образование.

Вам понадобится

  • Собственные работы, справка от окулиста.

Инструкция

В Московский академический художеств енный Российской художеств принимаются школьники в . Лицей отбирает детей, проявивших особые способности в изобразительном искусстве. Чтобы попасть , принесите домашние работы: рисунок с натуры, живопись с натуры или скульптура, . Если работы понравились – дело за последним: приносите заявление и ряд документов.

А вот примерный список требований, который предъявляет к своим абитуриентам Московский государственный академический имени Сурикова. Чтобы поступить в академию художеств , сдайте ЕГЭ. Какие предметы сдавать, зависит от факультета. Если поступаете на архитектуру – и русский, на графику, живопись и скульптуру – русский и литературу, а на искусствоведа – литературу, русский и историю.

Творческие (профильные) испытания. Самый многочисленный факультет института – живопись. К своим абитуриентам предъявляет требование предоставить работы по рисунку, живописи и композиции. Рисунок – это голова, обнаженная модель, наброски с натуры; живопись - натюрморт с натуры, пейзаж, портрет с ; композиция – работа тему.

Если вы видите себя , то от вас требуются работы по тем же категориям. Только в рисунке – голова должна быть гипсовая, в живописи – работы акварелью, а в композиции – рисунки с натуры архитектурных объектов.

После сдачи всех испытаний абитуриенты оцениваются по 100-балльной шкале. Набравшие больше всех баллов успешно поступают в институт. Чтобы быть зачисленным, напишите заявление на имя ректора и сдайте документ о среднем образовании, результаты ЕГЭ. В заявлении укажите ФИО, дату и место рождения, место жительства, паспортные данные, специальности, на которые претендуете, указав форму и условия обучения. Напишите и о наличии дипломов призера олимпиад (если есть) и о необходимости размещения в общежитии.

Полезный совет

Вам понадобится справка от окулиста с заключением "Цветоощущение - норма".

Источники:

  • Российская Академия Художеств

Становление новой системы образования сбило с толку многих. Непросто разобраться в ступенях высшего образования (бакалавриат, магистрат, специалитет), еще сложнее понять особенность ВУЗа по его наименованию и статусу. К примеру, вряд ли кто-то уверенно скажет, чем отличается университет от академии и почему исчезают институты.

Академия

Понятие «академия» возникло еще в бытность философа Платона. Как передает легенда, древний мыслитель любил прогуливаться по саду, называемому Академ. Позднее, учредив школу, Платон дал ей название «Академия». Она была чем-то вроде кружка по интересам. Ее предназначение - учить наукам, находящимся в одной узкой специализации - сохранилось и по сей день. Направление области, в которой преподаются знания, отражается в названии учреждения, например: «Уральская художественная академия».

Университет

Чуть выше по рангу занимает место университет. Главное его отличие от академии в том, что данный ВУЗ готовит специалистов широкого профиля, объединяя несколько факультетов по разным специальностям. В стенах одного учебного заведения можно встретить как будущих физиков или летчиков-испытателей, так и преподавателей пения или математики. Это не значит, что уровень знаний, которые преподносит университет, на порядок выше, чем программа академий.

Академии, как и университеты, имеют право на научно-исследовательскую деятельность, а также на методические разработки и их внедрение по своему профилю.

Перемены

Жизнь течет и меняется, вместе с тем вносит свои коррективы. Бывают случаи, когда человек поступает учиться в академию, а заканчивает университет. Переименование и смена статусов - явление не такое редкое, связанное с введенной обязанностью ВУЗов проходить периодическую переаттестацию и подтверждать количество специальностей (кафедр), по которым идет набор и обучение, а также статус преподавательского состава, который претендует на право готовить специалистов с высшим образованием.

Ежегодно пара-тройка ВУЗов из университета переходит в разряд академий, не сумев набрать нужное количество студентов или подтвердить выполнение образовательного стандарта по заявленным специальностям.

Влияет ли ранг ВУЗа, выпустившего специалиста в свет, на предпочтения работодателей? В подавляющем большинстве ответ однозначен - никак не влияет. Поэтому, выбирая свой путь после школьной скамьи, не стоит зацикливаться на статусе заведения, по сути, программа академии ни чем не будет отличаться от программы университета. Куда как важнее правильно определиться с направлением специализации.

Университетом имеет право называться любое высшее учебное учреждение, в котором ведется обучение специалистов в разных областях, не менее чем в семи отраслях научного знания. Этим он отличается от института, где обучение идет в одной профессиональной области.

Что такое институт?

Институтом (institutio в переводе с – «учреждение») называют высшее учебное и научное учреждение, в котором ведется обучение и научная работа в одной профессиональной области.
Примером может служить МАИ (Московский авиационный институт), где готовят специалистов широкого профиля, но только в одной профессиональной области авиастроения.

Свыше 55% преподавателей института должны отличаться учеными степенями. Также регламентирован объем научных исследований и выделенный под них . Институт - базовая единица в системе высшего образования, является наиболее распространенным типом высшего учебного заведения (вуза). Часто институтами называют военные и силовые образовательные учреждения. Руководит институтом директор или начальник института. Его выпускниками становятся и за исключением некоторых художественных или военных вузов.

Что такое университет?

Университетом (лат. universitas - «совокупность», «общность») называли в Средние века корпорацию преподавателей и учеников, которые жили в одном месте, осваивая науки в непосредственном общении друг с другом. В современном мире университетом называют вуз, в котором ведется научная и образовательная работа не менее чем в семи направлениях знания. В этом его основное отличие от института. Современные требования к университетам достаточно высоки: преподавательский состав должен применять инновационные методы обучения и проводить широкие научные исследования в обязательном порядке.
Научные исследования в университете должны проводиться по пяти научным отраслям. Объем финансирования исследований регламентирован на сумму в десять миллионов рублей за пять исследовательских лет.

Университет обычно делится на факультеты, а факультеты на кафедры. Соответственно административная структура университета состоит из ректора, проректоров и деканов, которые возглавляют факультеты. Дальше идут заведующие кафедр. Требования к научному университета выше, чем институтские: не менее 60% преподавательского состава должны иметь научную степень. Также на сто студентов должно приходиться как минимум четыре аспиранта.

Многие университеты действуют как огромные учебно-научно-практические комплексы, в состав которых входят целые институты и лаборатории. В России существует несколько типов государственных университетов: федеральные университеты, национальные исследовательские университеты и два университета с особым статусом - МГУ и СПбГУ.

Для допуска к защите кандидатской диссертации, кроме того, нужно заранее сдать экзамены по специальности, иностранному языку и философии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Доцент, профессор, академик, доктор наук. Что это значит?

    ✪ Что дает степень кандидата наук в жизни? // Алчность Знаний

    ✪ ЗАЧЕМ НАМ КАНДИДАТСКАЯ СТЕПЕНЬ? // Алчность Знаний

    ✪ Введение научных степеней в России - Елена Вишленкова

    ✪ РАБОТА В НАУКЕ - ПЛЮСЫ И МИНУСЫ // Алчность Знаний

    Субтитры

Учёные степени в мире

Учёные степени, присуждаемые в различных странах, существенно различаются по названиям, требованиям к квалификации, процедуре присуждения и/или утверждения.

Учёные степени в России

История

Присуждение ученых степеней изначально являлось одной из основных привилегий европейских университетов, отличавших их от иных научных и образовательных учреждений. Первой по времени возникновения и главной университетской учёной степенью являлась степень доктора , удостоверяющая высшую квалификацию аттестуемого и дававшая право на чтение лекций в любом университете (право ubique docendi ). К XVIII веку в Европе сложилась развёрнутая система учёных степеней, включавшая начальную и промежуточную степени бакалавра и магистра (присуждалась при окончании определённых ступеней обучения). Сходная иерархия перешла и в Россию с развитием в ней высшего образования по европейским образцам.

В России звания «магистр» вводится указом Александра I от 24 января 1803 года «Об устройстве училищ». Тогда же было введено звание доктор, а позднее и кандидат. Магистр занимал промежуточное положение между кандидатом (лицо, закончившее университет с отличием) и доктором. Магистерская степень давала право на чин титулярного советника (9 класс согласно Табели о рангах). Право «давать учёные степени или достоинства» предоставлялось пяти университетам: Московскому, Дерптскому (Юрьевский, позднее Тартуский), Казанскому и Харьковскому, а также руководствовавшемуся отдельным уставом Виленскому университету. Позднее право присуждать учёные степени получили университеты в Варшаве, Киеве, Санкт-Петербурге.

20 января 1819 года императорским указом было принято «Положение о производстве в ученые степени», унифицировавшее систему учёных степеней и требования к ним в заведениях, подведомственных Департаменту народного просвещения .

Присуждение учёной степени магистра осуществлялось после сдачи магистерского экзамена (состоявшего из устной и письменной частей) и защиты диссертации на собрании университетского факультета; в некоторых случаях требовалась также публичная лекция. Подготовка к магистерскому экзамену занимала до 4 лет, известны лишь единичные случаи подготовки к такому экзамену за два года. Таким образом, степень магистра начала XIX века приблизительно могла соответствовать кандидату наук .

Учёные степени в Российской империи давали право на получение чинов определённого класса . Первым законодательным актом, вводящим в России учёные степени (1803 г.), устанавливалось соответствие между ними и Табелью о рангах : если на государственную службу поступал кандидат, то он получал чин XII класса (губернский секретарь), магистр - IX (титулярный советник), доктор - VIII (коллежский асессор) .

Принципы и требования к научной аттестации в XIX веке были изложены в законах «Об устройстве училищ» (1803), «Положение о производстве в учёные степени» (1819), «Положения об испытании на учёные степени» (1837 и 1844). В 1864 году появилось «Положение об испытаниях на звание действительного студента и на учёные степени», сохранившееся в общих чертах неизменным до 1918 года .

До революции в научно-образовательной системе России существовали учёные степени действительного студента , кандидата (точнее, кандидата университета), магистра и доктора .

Состав и иерархия учёных степеней в XIX веке менялись. Первоначальной, действовавшей в 1803-1884 годы была триада «кандидат» - «магистр» - «доктор». По «Положению о производстве в учёные степени» (1819) триада дополнилась четвёртой (низшей) степенью «действительный студент ».

В настоящее время

Для получения степени кандидата или доктора наук необходимо подготовить диссертацию и защитить её на заседании диссертационного совета, созданного при вузе , НИИ или другом научном учреждении. Для защиты диссертации на соискание степени доктора в настоящее время необходимо иметь степень кандидата наук, защита диссертации на соискание степени доктора наук лицами, не имеющими степени кандидата, в соответствии с ныне действующим «Положением о порядке присуждения учёных степеней», не предусматривается. Следует заметить, что при этом соответствие или родственность отраслей наук и специальностей ранее полученных (последовательно) высшего образования, степени кандидата наук и соискаемой степени доктора наук фактически никак не регламентируется, кроме случаев соискания учёных степеней по медицинским, ветеринарным и юридическим наукам, которые возможны только при наличии у соискателя высшего медицинского, ветеринарного или юридического образования соответственно. Фактически на практике признаются вполне допустимыми и никак не ограничиваются ВАК случаи получения более высокой степени по отрасли наук и специальности, неродственной к уже имеющейся: например, кандидата экономических наук инженерами (математиками, химиками), степени доктора экономических наук кандидатами, например, технических и физико-математических наук и т. п. . Рассматривается возможность запрета получения учёной степени по медицинским и ветеринарным наукам лицами, не имеющими профильное образование в магистратуре или специалитете.

Аналогом учёной степени кандидата наук в большинстве стран является степень доктора философии (Ph.D.) и многочисленные, приравненные к ней степени. Приблизительным аналогом учёной степени доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой (например, в США и Канаде) учёных степеней служит степень Doctor of Science (D.Sc.), в странах с «двухступенчатой» системой (например, в Германии) - габилитированный доктор.

Положение степеней бакалавра и магистра в России

До выполнения Болонских рекомендаций степени бакалавр и магистр в России относятся не к учёным степеням, а к квалификациям (степеням) выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Перечень отраслей наук и учёных степеней

Современные дискуссии

В настоящее время ведётся дискуссия относительно возможности передачи научно-квалификационных полномочий ВАКа учёным советам вузов и НИИ (в том числе негосударственных), как это сделано во многих западных странах . Противниками такой передачи высказывается мнение о неизбежной девальвации системы учёных степеней и званий в результате утраты государственного контроля над аттестацией научных и научно-педагогических кадров. Одним из следствий общественной дискуссии можно считать проект «Концепция модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Российской Федерации», реализуемый Министерством образования и науки РФ .

В этом документе, наряду с положениями о передачи части полномочий ВАКа государственным и частным университетам, предусматривается возможность общественной профессиональной аттестации кадров высшей квалификации, не связанных с научной и научно-педагогической деятельностью. Предлагается существующий в ряде государств, но официально не утвержденный в России порядок присуждения профессиональных докторских степеней, аналогичных степеням, предусмотренным принятой ЮНЕСКО Международной стандартной классификации образования (МСКО ). Следует отметить, что эта новая для Минобрнауки РФ модель аттестации практически существует в России с 1998 года .

В феврале 2017 года Минобрнауки предложило разрешить получение учёных степеней по медицинским и ветеринарным отраслям наук только лицам, имеющим квалификацию магистра или специалиста, соответственно, в области медицины и ветеринарии. Начата процедура общественного обсуждения, которая завершится 16 апреля 2017 года .

Надбавка (доплата)

В России предусмотрены, в связи с законодательством , надбавки (доплата) к заработной плате и денежному довольствию при наличии у работника или военнослужащего учёной степени [ ] .

См. также

Примечания

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" (неопр.) . Российская газета (01.10.2013). Проверено 15 ноября 2016.
  2. Hawkins C. F. Write the MD Thesis // How To Do It. - 2-е издание. - London: British Medical Association, 1985. - ISBN 0-7279-0186-9 .

Если вы решили работать преподавателем, то вам необходимо ориентироваться в должностях на кафедрах вузов: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, знать, в чем состоит между ними разница, и, каким требованиям должен отвечать кандидат на каждую должность, чтобы представлять, к чему нужно быть готовым.

Если вы уже имеете опыт научно-педагогической деятельности, возможно, защитили кандидатскую диссертацию, но сомневаетесь в верности понимания, что есть должность, ученая степень, ученое звание, разъяснения в этой статье вы также найдете.

Если вы просто проявляете праздную любопытность, кто выше: профессор или доктор наук? Тоже ищите ответ в статье.

Как устроиться на работу преподавателем в вуз?


+ Улучшить диплом

Если вы хотите в последующем работать преподавателем, а до окончания профильного вуза еще есть достаточно времени, то не теряйте его зря и поработайте над своими оценками. Это звучит банально, но на практике оказывается правдой: работодатели действительно смотрят на оценки в дипломе, и чем выше они, тем больше возможностей трудоустройства для вас открывается, а троечники оказываются никому не нужны.

Если диплом уже получен, и ничего уже изменить нельзя, то, к сожалению, мне не известны факты того, чтобы в вузе работали преподаватели с тройками по профильным дисциплинам (Вы знаете такие случаи? Поделитесь ими в комментариях!).

+ Составить резюме, снабдив его фотографией

Готовое резюме обязательно должно быть с фотографией, так работодателю будет легче объединить и запомнить как одно целое: вас, ваше резюме и собеседование с вами. Представьте, у него / нее в столе может лежать куча бумажек, достав какое-то резюме, ему / ей будет сложно вспомнить человека, собеседование с ним, и произведенное на него / нее впечатление, при наличии фотографии - вопрос снимается.

+ Лично связаться с завкафедрой

Если вы уверены в своем желании найти работу преподавателем и имеете готовое резюме, следующим шагом будет поиск контактов завкафедрой вуза, где вы хотели бы работать, потому что именно она / он, а не какое-то другое должностное лицо вуза, осведомлена, есть ли у нее / его свободные ставки, либо, когда они освободятся. Зная фамилию, имя, отчество, рабочий телефон завкафедрой, нужно связаться с ней / ним, и, в случае вакансии, вас пригласят на собеседование.

При этом разговор с завкафедрой по телефону повышает шансы назначения собеседования по сравнению с отправкой резюме по мейлу.

Подумайте, зачем вам трястись пару недель в ожидании возможного отклика работодателя на ваше резюме, а работодателю совершать лишние телодвижения в виде поиска встречи с вами? Вам лучше сразу получить ответ: «да, у нас есть вакансии, приходите на собеседование», либо: «нет, и не предвидятся», и двигаться дальше, искать другие варианты решения проблемы, как устроиться преподавателем в вуз. Работодателю же, в его позиции, обычно не приходится «бегать» за кадрами, в вузе, как правило, немного вакансий, и именно кандидату, желающему устроиться на работу, пристало проявлять бО льшую инициативу.

+ Выбрать удачное время

Успешно устроиться на работу преподавателем вуза поможет удачно выбранное время поиска работы.

Обычно нагрузка между преподавателями распределяется на УЧЕБНЫЙ год, а он стартует 1 сентября. Начинают предварительно распределять нагрузку весной.

Как известно, учебный год разделен на 2 семестра, и преподаватели чаще всего увольняются, читай: освобождаются места, в начале семестра.

Из вышесказанного вытекает, что примерно в мае, июне завкафедрой будет примерно знать нужны ли ему / ей будут новые преподаватели на следующий учебный год. => лучше связаться с завкафедрой в мае, июне.

Но в любом деле частно оказывается не так, как планируется, так и здесь: какой-то преподаватель нашел другую работу и решил уволиться, делает он это обычно с начала 1 семестра, реже - с начала 2 семестра. => мониторить вакансии можно в конце августа, начале сентября, конце декабря, январе.

Бывает, что и в середине года кто-то куда-то уходит, тогда завкафедрой приходится понервничать, чтобы хоть кого-то найти, а в разгар учебного года это очень сложно, все устроены и работают на своих местах. Вот здесь-то он / она открывает папочку с накопленными резюме кандидатов, и ваша фотография в резюме может сослужить вам хорошую службу: он / она одного смутно припомнит, другого еле-еле, а вас вспомнит и пригласит на собеседование!

Как проходит конкурс на замещение вакантной должности преподавателя вуза?

Я отвечу. По первому пункту: информацию о действительно свободных местах на кафедрах университетов не подают ни на биржы труда, ни публикуют в интернете; по второму пункту: размещение объявлений о конкурсе на замещение вакантных должностей в университете - это формальность, выполнение требований процедуры проведения конкурса, а на каждый пост уже есть реальное лицо, которое сейчас претендует, а чуть ранее занимало эту должность, у него просто истек срок трудового договора.

Дело в том, что это происходит согласно принятой в университетах практики, ввиду следования Положению о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденному Министерством образования и науки РФ (крайнее - в 2015 году):

" 1. Настоящее Положение <…> определяет порядок и условия замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, и заключения с ними трудовых договоров на неопределенный срок или на определенный срок не более пяти лет .
3. Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника в организации, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующие должности (далее - конкурс)."

// garant.ru

Практика показывает, что с преподавателем заключается трудовой договор на срок до 5 лет (это может быть, как 1 год, так и 3 года, либо другая цифра до 5), случаи утверждения бессрочных договоров мне неизвестны, это происходит, возможно, с именитыми профессорами (если вам известны обстоятельства, примеры, когда заключают с преподавателями бессрочные договора, расскажите в комментариях).

Так вот, чтобы занять определенную должность на кафедре, нужно пройти по конкурсу, а значит подтвердить свое соответствие этой должности. Конкурсы позволяют держать преподавателей в тонусе, заставляют их развиваться, так как подходящий кандидат - это обычно преподаватель, отвечающий следующим требованиям: прошедший повышение квалификации, опубликовавший научные статьи, выпустивший учебно-методические пособия, имеющий стаж работы, и другое.

Среди этапов проведения конкурса можно выделить следующие: заполнение соискателем пакета документов, отчет кандидата перед членами кафедры, на которой он претендует продолжать работать, утверждение кандидата на заседании конкурсной комиссии института / университета, утверждение кандидатуры ученым советом института / университета - это вкратце.

Должности в университете по возрастанию

Самая низкая должность преподавателя вуза - ассистент . Он, точно так же как другие преподаватели, ведет практические или семинарские занятия, но не может быть допущен к чтению лекций. Зарплата у ассистента самая низкая, но и требования к кандидату на эту должность минимальные - стаж работы от 1 года, а после окончания аспирантуры - отсутствует условие наличия стажа.

Следующая должность в университете по возрастанию - старший преподаватель . Преподаватель в этой должности также не допускается к чтению лекций. Но требования к работнику, претендующему на нее, достаточно высоки: и стаж работы не менее 3-х лет и, в случае наличия степени кандидата наук - стаж работы также необходим. Вдобавок, кандидат на должность должен представить результаты ведения научно-исследовательской и методической работы: наличие опубликованых научных статей, выпуск учебно-методических пособий.

Для подавляющего большинства преподавателей, не защитивших кандидатскую диссертацию, а значит, не имеющих степени кандидата наук, должность старшего преподавателя - это потолок развития на кафедре в вузе.

Должность доцента на кафедре в университете дается при наличии ученой степени кандидата наук (то есть успешной защиты кандидатской диссертации) и стажа научно-педагогической работы, то есть работы в вузе преподавателем, не менее 3-х лет или ученого звания доцента.

Старший преподаватель и доцент, разница, как мы видим, заключается в следующем:

Старший преподаватель - должность ниже доцента.

Наличие степени кандидата наук является главным условием для претендента на должность доцента.

Необходимый научно-педагогический стаж работы представляется основным требованием для претендента на должность старшего преподавателя.

Должности преподавателей в университете включают также такую, как профессор , до нее может дослужиться только преподаватель, имеющий ученую степень доктора наук (а значит, защитивший докторскую диссертацию), или ученое звание профессора, а также стаж работы от 5 лет.

Разница между доцентом и профессором состоит в следующем:

Должность доцента ниже должности профессора.

Наличие ученой степени кандидата наук (или ученого звания доцента) является главным условием для претендующего на должность доцента.

Ученая степень доктора наук (или ученое звание профессора) представляется необходимым требованием для претендента на должность профессора.

Должность и степень

Теперь вы знаете, какие должности могут занимать преподаватели на кафедре, но я упоминала также такое понятие, как ученая степень - стоит остановиться на нем подробнее.

Ученых степеней в России две: кандидат наук и доктор наук.

Чтобы получить степень кандидата наук , нужно поступить в аспирантуру, по окончании которой защитить кандидатскую диссертацию - научное исследование, посвященное определенной проблеме.

Что дает аспирантура в России и зачем туда идти? Аспирантура дает отсрочку от армии? Входит в трудовой стаж? Что дает при трудоустройстве? Обучение в аспирантуре и работа, как совмещать? Какой срок обучения в аспирантуре? Какие есть формы обучения в аспирантуре? Есть ли заочная аспирантура? Чем заочная аспирантура отличается от очной? Каков процесс обучения в аспирантуре? Что дает аспирантура без защиты?

Степень доктора наук присуждается после успешной защиты докторской диссертации, написанной во время обучения в докторантуре. В докторантуру можно поступить только уже имея ученую степень кандидата наук.

Доцент это должность или ученая степень? Доцент и кандидат наук, в чем разница?

Таким образом, отвечая на вопрос: доцент это должность или ученая степень, - можно сказать, что доцент - это должность, занимаемая преподавателем на кафедре, имеющим обычно ученую степень кандидата наук.

Доцент и кандидат наук, в чем же разница? Отличие доцента от кандидата наук в том, что, как вы уже знаете, доцент - это должность преподавателя на кафедре вуза, а кандидат наук - ученая степень, присуждаемая ему в результате успешной защиты кандидатской диссертации.

Чем отличается доктор наук от профессора? Кто выше профессор или доктор наук?

Доктор наук и профессор - разница в том, что доктор наук - это ученая степень, присуждаемая исследователю, защитившему докторскую диссертацию. А профессор - должность преподавателя на кафедре университета, которую может занимать, в подавляющем большинстве случаев, преподаватель, имеющий степень доктора наук.

Ответить на вопрос: кто выше профессор или доктор наук, на мой взгляд, невозможно, потому что эти понятия относятся к разным системам ранжирования научных работников.

Профессор - является должностью, самой высокой на кафедре: ассистент -> старший преподаватель -> доцент -> ПРОФЕССОР.